Сайгина, Датиева: Савва Морозов. Фёдор Шехтель

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

14 ноября 1918 года родился Павлик Морозов, из которого сделали символ борьбы с «кулачеством».

Личное дело

Павел Трофимович Морозов (1918-1932) родился в селе Герасимовка Тобольской губернии. Его отец, Трофим Сергеевич Морозов, был этническим белорусом и происходил из столыпинских переселенцев, которые осели в Герасимовке с 1910 года. Павел был старшим из пятерых детей, родившихся в семье. У него было четыре брата: Георгий (умер в младенчестве), Федор, Роман и Алексей.

Трофим Морозов до 1931 года был председателем Герасимовского сельсовета. По воспоминаниям односельчан, используя свою должность, он присваивал себе вещи, конфискованные у раскулаченных, а также спекулировал справками, выдаваемыми спецпоселенцам, с которых «за бланки с печатями три шкуры драл».

Со слов Алексея, брата Павла, их отец «любил одного себя да водку», жену и сыновей своих не жалел. Через некоторое время Трофим Морозов бросил жену Татьяну с четырьмя детьми и стал сожительствовать с женщиной, жившей по соседству. По воспоминаниям сельской учительницы, он регулярно пил и избивал жену и детей даже и после ухода из семьи. После ухода отца на Павла свалились все заботы по крестьянскому хозяйству - он стал старшим мужчиной в семье Морозовых. С родственниками по отцовской линии, которые недолюбливали Татьяну, отношения были напряженными.

2 сентября 1932 года Павел и его младший брат Федор отправились в лес за ягодами и не вернулись. 6 сентября односельчанин нашел в осиннике их трупы с многочисленными ножевыми ранениями.

Суд постановил, что организатором убийства Морозовых был деревенский «кулак» Арсений Кулуканов, приходившийся Павлу дядей. Непосредственными исполнителями убийства стали 19-летний двоюродный брат Павла и Федора Данила Морозов и их собственный дед Сергей (отец Трофима Морозова). Так же в качестве соучастницы по делу проходила бабушка Павла Ксения. Суд приговорил Данилу Морозова и Арсения Кулуканова к расстрелу.

Павел и Федор Морозовы были похоронены на кладбище Герасимовки.

Чем знаменит

Из Павлика Морозова сделали образ пионера-героя, один из значимых символов советской эпохи.

По официальной версии, 25 ноября 1931 года Павлик сообщил следственным органам о том, что его отец, будучи председателем сельсовета, занимается подделкой документов и их продажей «кулакам»-спецпереселенцам, что позволяло им покинуть место ссылки. Трофим Морозов был арестован на следующий день после сыновнего доноса и осужден на 10 лет. Также Павлик Морозов, как сообщается, систематически доносил на «кулаков», укрывающих зерно от государства.

Убийство Павлика Морозова было увязано с делом над его отцом, Трофимом Морозовым, широко освещалось в прессе как проявление кулацкого террора и послужило поводом для широких репрессий во всесоюзном масштабе. Поступок же пионера, донесшего на собственного отца, активно пропагандировался как торжество приоритета классовых интересов над семейными ценностями.

Об «отважном уральском орленке», геройски павшем в борьбе с кулачеством, писали книги, поэмы и песни, на его примере воспитывалось не одно поколение пионеров.

В конце 1980-х, в разгар Перестройки начался пересмотр легенды и переоценка действий, приписывавшихся Павлику Морозову. В 1987 году писатель Юрий Дружников издал в Великобритании книгу «Доносчик 001, или Вознесение Павлика Морозова», в которой писал, что, культ Павлика Морозова был построен на фальши и поощрялся властями, чтобы привить у советских детей «культуру доноса».

В постсоветскую эпоху имя Павлика Морозова стало нарицательным, как предателя, донесшего на собственного отца, «советского Иуды». В одноименной песне рок-группы «Крематорий» Павлик Морозов представлен как неистребимое вечное зло, от которого все наши беды.

О чем надо знать

Павлик Морозов

Результаты журналистского расследования Евгении Медяковой, опубликованного в журнале «Урал» в 1982 году, показывают, что Павел Морозов к аресту отца был не причастен. Арест Трофима Морозова стал результатом проверки обладателей фальшивых справок после того, как 22 ноября 1931 года на станции Тавда был задержан некто Зворыкин. У него были обнаружены два чистых бланка со штампами Герасимовского сельсовета, за которые, по его словам, он отдал 105 рублей. В справке, приложенной к делу, сказано, что перед арестом Трофим был уже не председателем сельсовета, а «приказчиком Городищенского сельпо».

Показаний мальчика в следственном деле Трофима Морозова Медякова не обнаружила: «Показания Татьяны Семеновны есть, а Павлика - нет. Ибо никаких "заявлений в следственные органы" он не делал».

При этом в обвинительном заключении по делу об убийстве братьев Морозовых следователем Елизаром Шепелевым было записано, что «Павел Морозов подал заявление в следственные органы 25-го ноября 1931 года». Однако много лет спустя в интервью редактору журнала «Человек и закон» Веронике Кононенко и старшему советнику юстиции Игорю Титову Шепелев сказал: «Не могу понять, с какой стати я все это написал, в деле нет никаких подтверждений, что мальчик обращался в следственные органы и что именно за это его убили. Наверно, я имел в виду, что Павел дал показания судье, когда судили Трофима... Выходит, из-за моих неточно написанных слов мальчишку теперь обвиняют в доносительстве?!»

Павел действительно вслед за матерью выступил в суде над Трофимом Морозовым, но в конце концов был остановлен судьей ввиду малолетства. В деле об убийстве Морозова сказано: «При суде сын Павел обрисовал все подробности на своего отца, его проделки». Речь, произнесенная Павликом, известна в 12 вариантах, в основном, восходящих к книге журналиста Петра Соломеина - бывшего уполномоченным райкома по раскулачиванию, который прибыл в Герасимовку через месяц после убийства по заданию Уральского обкома для написания книги о Павлике Морозове.

По мнению британского русиста, филолога и историка, профессора Оксфордского университета Катрионы Келли, убийство Павлика Морозова и его брата Федора было чисто бытовым. Его причиной мог стать конфликт между Павлом и родственниками из-за дележа отцовского имущества.

Прямая речь

«Некоторым сейчас Павлик кажется эдаким напичканным лозунгами мальчиком в чистенькой пионерской форме. А он из-за бедности нашей эту форму и в глаза не видел, в пионерских парадах не участвовал и портретов Молотова, как Амлинский, не носил, и «здравицу» вождям не кричал». Л. П. Исакова, учительница Павла Морозова.

«Раньше к нему приходили с горнами и барабанами. Теперь - с кадилом и молитвами. Этот мальчик умер в 13. Но продолжает жить после смерти. 80 лет не могут забыть имя Павлика Морозова. Жестокая расправа над ним и его братом в лесу тревожит умы историков, и не дает покоя односельчанам. Сегодня ясно - он не герой, и не предатель. И уж точно не пионер. Детская организация появилась в Герасимовке через несколько лет после гибели братьев. Мы исказили историю до неузнаваемости. И мы встали на защиту ребенка. Для нас Павлик Морозов - наш земляк, наш родственник». Директор музея Павлика Морозова в Герасимовке Нина Купрацевич

5 фактов о Павлике Морозове

  • Имя Павлика Морозова было занесено в Книгу почета Всесоюзной пионерской организации им. В. И. Ленина под № 001.
  • 1936 года Совнарком СССР постановил соорудить в Москве памятник Павлику Морозову у Александровского сада при въезде на Красную площадь. Однако в итоге монумент был поставлен лишь спустя 12 лет - в детском парке на Пресне, названном в честь пионера-героя. В августе 1991 года памятник был разрушен.
  • После убийства сыновей Татьяна Морозова покинула село и, боясь встречи с бывшим мужем, долгие годы не решалась навестить родные места. После Второй мировой войны она осела в Алупке, где умерла в 1983 году.
  • Трофим Морозов, будучи в заключении, участвовал в строительстве Беломорско-Балтийского канала и, отработав три года, вернулся домой с орденом за ударный труд, а затем поселился в Тюмени.
  • Генеральная прокуратура России, занимающаяся реабилитацией жертв политических репрессий, в 1999 году пришла к выводу, что убийство Павлика Морозова носит чисто уголовный характер, и его убийцы не подлежат реабилитации по политическим основаниям.

Материалы о Павлике Морозове

Книга посвящена жизни Федора Михайловича Морозова (1883–1962) – искусствоведа, коллекционера, археолога, самоотверженно занимавшегося сбережением памятников искусства и старины. Человек необычной и непростой судьбы, Морозов оказался причастен ко многим ярким событиям своего времени. Поступив в1904 г. послушником в Александро-Невскую лавру, он через некоторое время стал инициатором организации в обители замечательного церковно-археологического музея, содействовал научной организации лаврского архива. В1912 г. окончил Археологический институт и в том же году вместе с профессорами Н. В. Покровским и И. А. Шляпкиным поехал в Рим на III Международный конгресс классической археологии. За границей Морозов провел более трех месяцев, посетив ряд городов Италии, Германии, Австрии. Изучая под руководством профессоров древние памятники и византийское искусство, он знакомился также с постановкой музейного и архивного дела в крупнейших галереях и музеях Европы.

Вернувшись в Россию, Морозов приступил к учебе в Петербургском университете. Одновременно стал членом Общества защиты и сохранения в России памятников искусства и старины. Человек любознательный и общительный, он был лично знаком со многими видными деятелями науки и культуры: А. А. Карелиным, А. Н. Бенуа, В. Т. Георгиевским, А. В. Щусевым, Д. В. Айналовым, С. Ф. Платоновым, С. Г. Рункевичем, графом Д. И. Толстым, К. К. Буллой, А. К. Фаберже, Ф. М. Плюшкиным и мн. др.

Когда началась Первая мировая война, Морозов, движимый высокими идеалами жертвенной любви к ближнему, отправился санитаром-добровольцем на фронт. Сначала работал в составе 1-го Серафимовского лазарета в Минске, затем в составе 2-го Серафимовского лазарета на Кавказском фронте. Вместе с тем, неутомимый следопыт, Морозов находил время для занятий археологией. Отправляясь на Кавказ, он получил от Общества защиты и сохранения в России памятников искусства и старины поручение вести регистрацию церковных памятников «путем фотографирования, зарисовывания и определения состояния их сохранности». Со временем Морозов составил большую коллекцию фотографий церковных древностей – целый фотографический музей.

Оказавшись летом1916 г. с лазаретом в завоеванном русскими войсками древнем Трапезунде, Морозов принял участие в работе археологической экспедиции, возглавляемой академиком Ф. И. Успенским. Сам занимался охраной местных памятников церковной старины и организовал даже специальное общество по их охране и изучению. Отметив труды Морозова, Русское археологическое общество в1917 г. избрало его своим членом и полномочным представителем в Трапезунде.

После Октябрьской революции и развала фронта Морозов вместе с лазаретом эвакуировался на территорию Грузии. К этому времени относится очень важный, в буквальном смысле, героический эпизод его жизни, а именно – эвакуация им с территории, занятой турками, двух эшелонов русских раненых. Между тем в1918 г. Морозов сам едва не погиб. Арестованный в Тифлисе грузинскими меньшевиками и обвиненный как агент русских большевиков, он был приговорен к смертной казни и заключен до времени в Метехский замок. Расправы удалось избежать лишь благодаря вмешательству Красного Креста.

Во время разгоревшейся Гражданской войны Ф. М. Морозов оказался в составе Добровольческой армии, работал в Майкопе, занимаясь организацией и снабжением медицинских учреждений. После захвата весной1920 г. Майкопа частями Первой конной армии С. М. Буденного, попал в плен, однако имея удостоверение Красного Креста, получил должность заведующего хозяйством 1-го хирургического госпиталя конармии. Вместе с легендарной армией участвовал в операциях по освобождению Киева, Новгорода-Волынского, Ровно.

Демобилизовавшись весной1921 г., Ф. М. Морозов остался в Киеве, став научным сотрудником Всеукраинской академии наук и Киевского губернского комитета охраны памятников искусства и старины. Главным его делом в Киеве стала организация на территории Киево-Печерской лавры музейного городка, благодаря чему удалось спасти от уничтожения не только ценнейшие памятники религиозного искусства, но и саму лавру.

В1925 г. Ф. М. Морозов вернулся в Ленинград. Сначала работал научным сотрудником Музейного фонда, затем Русского музея и с1933 г. – Государственного Эрмитажа, которому отдал почти тридцать лет жизни. Все эти годы он вел огромную работу: благодаря его особой способности обнаруживать никем до него не замеченные памятники – многие музеи Петербурга обогатились ценными экспонатами. Немало шедевров искусства Морозов спас от разграбления. Сегодня спасенные им вещи составляют целые фонды – огромные комплексы исторических памятников в таких хранилищах, как Эрмитаж и Русский музей!

Спасал он не только памятники «чуждого» социалистическому обществу дворянского искусства, как говорили в советское время, но и памятники церковные, что могло навлечь политические обвинения. Однако, несмотря ни на что, Морозов старался сберечь церковную старину, которую любил. И именно это делание стало для него своеобразным служением Церкви – в годы религиозных преследований спасать гибнущее церковное историко-культурное наследие.

Монография написана на основе многочисленных архивных источников, снабжена богатым иллюстративным материалом (большинство фотографий публикуется впервые). Книга рассчитана как на специалистов, так и на широкий круг читателей, интересующихся историей культуры, охраной памятников искусства и старины России, музейным делом, а также историей Русской Православной Церкви и Первой мировой войны.

Хранитель. Жизненный путь Федора Михайловича Морозова /

Чтобы сузить результаты поисковой выдачи, можно уточнить запрос, указав поля, по которым производить поиск. Список полей представлен выше. Например:

Можно искать по нескольким полям одновременно:

Логически операторы

По умолчанию используется оператор AND .
Оператор AND означает, что документ должен соответствовать всем элементам в группе:

исследование разработка

Оператор OR означает, что документ должен соответствовать одному из значений в группе:

исследование OR разработка

Оператор NOT исключает документы, содержащие данный элемент:

исследование NOT разработка

Тип поиска

При написании запроса можно указывать способ, по которому фраза будет искаться. Поддерживается четыре метода: поиск с учетом морфологии, без морфологии, поиск префикса, поиск фразы.
По-умолчанию, поиск производится с учетом морфологии.
Для поиска без морфологии, перед словами в фразе достаточно поставить знак "доллар":

$ исследование $ развития

Для поиска префикса нужно поставить звездочку после запроса:

исследование*

Для поиска фразы нужно заключить запрос в двойные кавычки:

" исследование и разработка"

Поиск по синонимам

Для включения в результаты поиска синонимов слова нужно поставить решётку "# " перед словом или перед выражением в скобках.
В применении к одному слову для него будет найдено до трёх синонимов.
В применении к выражению в скобках к каждому слову будет добавлен синоним, если он был найден.
Не сочетается с поиском без морфологии, поиском по префиксу или поиском по фразе.

# исследование

Группировка

Для того, чтобы сгруппировать поисковые фразы нужно использовать скобки. Это позволяет управлять булевой логикой запроса.
Например, нужно составить запрос: найти документы у которых автор Иванов или Петров, и заглавие содержит слова исследование или разработка:

Приблизительный поиск слова

Для приблизительного поиска нужно поставить тильду "~ " в конце слова из фразы. Например:

бром~

При поиске будут найдены такие слова, как "бром", "ром", "пром" и т.д.
Можно дополнительно указать максимальное количество возможных правок: 0, 1 или 2. Например:

бром~1

По умолчанию допускается 2 правки.

Критерий близости

Для поиска по критерию близости, нужно поставить тильду "~ " в конце фразы. Например, для того, чтобы найти документы со словами исследование и разработка в пределах 2 слов, используйте следующий запрос:

" исследование разработка"~2

Релевантность выражений

Для изменения релевантности отдельных выражений в поиске используйте знак "^ " в конце выражения, после чего укажите уровень релевантности этого выражения по отношению к остальным.
Чем выше уровень, тем более релевантно данное выражение.
Например, в данном выражении слово "исследование" в четыре раза релевантнее слова "разработка":

исследование^4 разработка

По умолчанию, уровень равен 1. Допустимые значения - положительное вещественное число.

Поиск в интервале

Для указания интервала, в котором должно находиться значение какого-то поля, следует указать в скобках граничные значения, разделенные оператором TO .
Будет произведена лексикографическая сортировка.

Такой запрос вернёт результаты с автором, начиная от Иванова и заканчивая Петровым, но Иванов и Петров не будут включены в результат.
Для того, чтобы включить значение в интервал, используйте квадратные скобки. Для исключения значения используйте фигурные скобки.

Текущая страница: 1 (всего у книги 59 страниц) [доступный отрывок для чтения: 14 страниц]

Шрифт:

100% +

Николай Рерих
Духовные сокровища: философские очерки и эссе

© Государственный музей Востока (С.Н. Рерих. Портрет Н.К. Рериха), 2015

© Оформление. ООО «Издательство «Эксмо», 2015

Предисловие

Рерих как философ и публицист

9 октября 2014 года исполнилось 140 лет со дня рождения одного из величайших художников мира – Николая Константиновича Рериха. Живописец, писатель, мыслитель, путешественник, общественный деятель, Н.К. Рерих был поистине удивительной личностью. Масштабы его просветительской и творческой деятельности, разнообразие его интересов и сила его творческого потенциала поражают воображение – и это при том, что нами осмыслены и оценены далеко не все грани его творчества. Пример подобной творческой многогранности явил миру таинственный гений Возрождения Леонардо да Винчи: современники считали его гениальным художником, не будучи в состоянии понять другие стороны его уникального дарования. И лишь спустя века стало ясно, что Леонардо был гением не только живописи, но и науки.

Подобно загадочному флорентийцу, Николай Рерих был не только великим художником. В этом человеке проявилось огромное множество самых разнообразных талантов, а его творческое наследие включает в себя не только тысячи великолепных живописных полотен, но и множество оригинальных литературно-философских работ, полных блестящих идей, опередивших свое время.

Литературное наследие Рериха по своему масштабу может быть уподоблено наследию профессионального писателя или публициста. Ни один художник мира не оставил после себя такого множества литературных работ. Рерих писал очерки и эссе, рассказы и повести, философские притчи и сказки, научные работы и белые стихи. Тематика его литературных работ столь же разнообразна, как и литературные жанры, которые им использовались. Из всего обилия тем, затронутых в литературном наследии Рериха, хочется особенно выделить историю и философию истории, культурологию, историю искусства, эстетику, этику, восточную философию и философию науки. В данный сборник литературных работ художника вошли произведения, посвященные именно этой тематике.

Для всех, кто когда-либо соприкасался с изучением литературного наследия Рериха, очевидно: Рерих еще не оценен нами как историк и философ. У него были свои, оригинальные, смелые взгляды на многие проблемы истории, культурологии, истории искусства, индийской философии.

Рерих как историк культуры

Начнем с исторической тематики. Как известно, Н.К. Рерих получил образование не только художника, но и юриста, а кроме того, серьезно, на университетском уровне, изучал историю и археологию. Сам художник в юности мечтал о том, чтобы учиться одновременно в Академии художеств и на историческом факультете Санкт-Петербургского университета. Однако жизненные обстоятельства (воля отца) заставили его поступить не на исторический, а на юридический факультет – между тем отец Николая Рериха был против того, чтобы он стал художником, и считал, что сыну необходима более практичная специальность юриста. Как писал сам художник, «семейный гордиев узел был разрешен тем, что вместо исторического факультета я поступлю на юридический, но зато буду держать экзамен и в Академию Художеств. В конце концов, получилось, что на юридическом факультете сдавались экзамены, а на историческом слушались лекции. <…> Исторический, а не юридический факультет считал меня своим»1
Рерих Н.К. Радость искусству // Рерих Н.К. Врата в будущее. С. 111.

Древность и, в частности, каменный век особенно привлекали Рериха – он считал, что многие загадки истории и тайны эволюции человечества могут быть раскрыты при изучении именно древнейших эпох человеческой цивилизации.

Рерих неустанно подчеркивал, что подлинная жизнь людей каменного века науке неизвестна. Представление о людях древнейших эпох как о современных дикарях, представителях выродившихся племен, художник считал в корне неверным: «Понимать каменный век как дикую некультурность будет ошибкою неосведомленности. В дошедших до нас страницах времени камня нет звериной примитивности. В них чувствуем особую, слишком далекую от нас культуру. Настолько далекую, что с трудом удается мыслить о ней иным путем, кроме уже избитой дороги – сравнения с дикарями.

Современные вымирающие дикари-инородцы с их кремниевыми копьями так же похожи на человека каменного века, как идиот похож на мудреца, – это только дегенераты. Несколько расовых черт – единственная связь между ними. Человек каменного века родил начала всех блестящих культур, он мог сделать это, в то время как дикарь наших дней утратил всякую власть над природой, а вместе с ней и чувство прекрасного»2
Рерих Н.К.

Рерих-историк был убежден, что наука по-настоящему еще не приблизилась к раскрытию тайн древнейших эпох человеческой истории, что даже классификация основных периодов древней истории весьма условна и приблизительна. Как писал художник, «между временем палеолита и неолита часто ощущается что-то неведомое. Влияли ли космические условия, сменялись ли неведомые племена, завершала ли свой круг известная многовековая культура, но в жизни народа выступили новые основания. Очарование одиночества кончилось, люди познали прелесть общественности. Интересы творчества делаются разнообразнее; богатства духовной крепости, накопленные одинокими предшественниками, ведут к новым достижениям»3
Рерих Н.К. Радость искусству // Рерих Н.К. Врата в будущее. С. 114.

Как историк, археолог и историк культуры, художник имел свои взгляды на историю русской культуры, не совпадавшие с официально принятыми в ту эпоху представлениями. Рерих отнюдь не был согласен с широко распространенной в то время точкой зрения о том, что все культурные достижения пришли в Россию с Запада, а древние эпохи национальной культуры не были отмечены никакими особыми достижениями. Позднее он писал: «В древней, в самой древней Руси много знаков Культуры; наша древнейшая литература вовсе не так бедна, как ее хотели представить западники. Но надо подойти к ней без предубеждения – научно»4
Рерих Н.К. Университет // Рерих Н.К. Листы дневника. Т. 2. С. 163.

«Думая о старине, мы должны помнить, что настоящее понимание допетровской Руси испорчено. Чтобы вынести оттуда не петушиный стиль, чтобы не вспомнить только о дуге и рукавицах, надо брать одни первоисточники. Все перетолкования прошлого века должны быть забыты»5
Рерих Н.К. Радость искусству // Рерих Н.К. Врата в будущее. С. 101.

Рерих как ученый – историк и археолог – был твердо убежден, что на территориях русских земель уже во времена каменного века жили не дикие примитивные племена, а народы, обладавшие развитой культурой. К этому убеждению художник пришел прежде всего благодаря своим археологическим исследованиям. Николай Константинович подчеркивал, что на территории России уже в эпоху неолита была развитая культура, ничем не уступавшая культурам древнейших цивилизаций мира: «Неолит же русский изобилует и богатством своим, и разнообразием предметов искусства. В русском неолите находим все лучшие типы орудий.

Балтийские янтари, находимые у нас с кремниевыми вещами, не моложе 2000 лет до Р.Х. Площадки богатого таинственного культа в Киевской губернии, где находятся и полированные орудия, по женским статуэткам обращают нас к Астарте Малоазийской XVI и XVII века до Р. Х.

При Марафоне некоторые отряды еще стреляли кремниевыми стрелами! Так переплетались культуры.

Русский неолит дал груды орудий и обломков гончарства на берегах рек и озер. С трепетом перебирая звонко звенящие осколки и складывая разбитые узоры сосудов, изумляешься силе воображения, заключенной в них. Особо заметим осколки гончарства. Тот же орнамент богато украшал и одежду, и тело, и разные части деревянных построек, все то, что время истребило»6
Рерих Н.К. Радость искусству // Рерих Н.К. Врата в будущее. С. 115.

Рерих категорически не был согласен с утверждением, что до прихода Петра Первого российская земля была лишена культуры и цивилизации. В своих лекциях и статьях художник утверждал, что в Древней Руси была великая и самобытная культура, не уступавшая европейской. В качестве доказательств этому Рерих приводил развитое искусство и высокую культуру Киевской Руси и Древнего Новгорода, о ранних эпохах существования которых науке мало что известно.

В 1908 году в статье «Радость искусству» Рерих писал: «Не может ли возникнуть вопрос: каким образом Киев в самом начале истории уже оказывается таким исключительным центром культуры и искусства? Ведь Киев создался будто бы так незадолго до Владимира? Но знаем ли мы хоть что-нибудь о создании Киева?

<…> Не будем презирать и предания. В Киеве будто бы был и апостол – проповедник. Зачем попал в далекие леса проповедник? Но появление его становится вполне понятным, если вспомним таинственные, богатые культы Астарты Малоазийской, открытые недавно в Киевском крае. Эти культы уже могут перенести нас в XVI–XVII века до нашей эры. И тогда уже для средоточия культа должен был существовать большой центр.

Можно с радостью сознавать, что весь великий Киев еще покоится в земле в нетронутых развалинах. Великолепные открытия искусства готовы также и для наших дней. То, что начато сейчас раскопками Хвойко, надо продолжить государству в самых широких размерах. Останавливаемся на исследовании Киева только потому, что в нем почти единственный путь углубить прошлое страны»7
Рерих Н.К. Радость искусству // Рерих Н.К. Врата в будущее. С. 106–107

Не однажды художник подчеркивает и тот факт, что современной исторической науке мало что известно о древнейших эпохах существования Руси: «После скандинавского века всякая достоверность исчезает. Приблизительность доходит до нескольких столетий. Мы только можем знать, что для жизни требовались красивые вещи, но какая была жизнь, какие именно требовались предметы искусства, как верили в это искусство бывшие жители – мы не знаем»8
Рерих Н.К. Радость искусству // Рерих Н.К. Врата в будущее. С. 109.

Рерих имел свою позицию и в оценке многих традиций древнерусского искусства. Он был одним из самых первых деятелей культуры – если не самым первым, – кто понял истинное значение русской иконописи и указал на это всему обществу, не боясь насмешек и скепсиса. Сейчас трудно себе даже представить, что в эпоху Рериха русские иконы еще считались примитивами, не имеющими особой художественной ценности и представляющими собой лишь предмет культа, а не искусства как такового – но тем не менее это было так. «Только недавно осмелились взглянуть на иконы, не нарушая их значения, со стороны чистейшей красоты; только недавно рассмотрели в иконах и стенописях не грубые, неумелые изображения, а великое декоративное чутье, овладевшее даже огромными плоскостями. Может быть, даже бессознательно авторы фресок пришли к чудесной декорации. Близость этих композиций к настоящей декоративности мы мало еще умеем различать, хотя и любим исследовать черты, и детали, и завитки орнамента старинной работы9
Рерих Н.К. Радость искусству // Там же.

», – писал Николай Константинович.

Между Западом и Востоком

Еще одна важная идея Рериха как историка и культуролога состояла в том, что древнерусское искусство по своей природе было синтетическим, впитавшим в себя лучшие традиции, с одной стороны, Востока, а с другой – Запада, чему способствовало, конечно, само географическое положение Руси, ее уникальное расположение между Европой и Азией. Отсюда происходило и особое отношение Рериха к национальному вопросу, с одной стороны, глубоко патриотичное, с другой, чуждое всякого шовинизма. Художник писал: «Мимо нас проходят пестрые финно-тюрки. Загадочно появляются величественные арийцы. Оставляют потухшие очаги неведомые прохожие… Сколько их! Из их даров складывается синтез действительно неонационализма искусства. К нему теперь обратится многое молодое. В этих проникновениях – залог здорового сильного потомства. Если вместо притупленного национального течения суждено сложиться обаятельному «неонационализму», то краеугольным его сокровищем будет великая древность, – вернее: правда и красота великой древности»10
Рерих Н.К. Радость искусству // Рерих Н.К. Врата в будущее. С. 108.

Признавая самобытность основ древнерусской культуры, Рерих говорил также о несомненных влияниях на нее соседних культур. Рериха особенно интересовало влияние, оказанное на Русь северной, скандинавской культурой и Востоком, Азией.

Художник не раз подчеркивал положительное воздействие скандинавской культуры на северные земли Древней Руси, но по поводу возникновения русской государственности у него были свои взгляды, альтернативные норманнской теории. Рерих был уверен, что не с прихода варягов началось формирование государственного строя Руси. Продолжая свою мысль о неизвестных науке древнейших эпохах истории России, Николай Рерих писал: «Несомненно, радость Киевского искусства создалась при счастливом соседстве скандинавской культуры. Почему мы приурочиваем начало русской Скандинавии к легендарному Рюрику? До известия о нем мы имеем слова летописи, что славяне «изгнаша Варяги за море и не даша им дани»; вот упоминание об изгнании, а когда же было первое прибытие варягов? Вероятно, что скандинавский век может быть продолжен вглубь на неопределимое время.

Как поразительный пример неопределенности суждений об этих временах, нужно привести обычную трактовку учебников: «прибыл Рюрик с братьями Синеусом и Трувором», что по толкованию северян значит: «конунг Рурик со своим Домом (син хуус) и верною стражею (тру вер)».

Крепость скандинавской культуры в северной Руси утверждает также и последнее толкование финляндцев о загадочной фразе летописи: «земля наша велика…», и т. д., и о посольстве славян. По остроумному предположению, не уличая летописца во лжи, пресловутые признания можно вложить в уста колонистов-скандинавов, обитавших по Волхову. Предположение становится весьма почтенным, и текст признаний перестает изумлять.

Бывшая приблизительность суждений, конечно, не может огорчать или пугать искателей; в ней – залог скрытых сейчас блестящих горизонтов!»11
Рерих Н.К. Радость искусству // Рерих Н.К. Врата в будущее. С. 107.

Рериха-историка и археолога (равно как и историка культуры) всегда интересовало влияние восточной, азиатской культуры на развитие Древней Руси и формирование ее самобытной культуры. Об интересе Н.К. Рериха к Востоку его старший сын – Юрий Николаевич Рерих, непревзойденный востоковед-энциклопедист, писал: «Азия, Восток всегда привлекали внимание Николая Константиновича Рериха. Его интересовали общие корни славянства и индоиранцев, восточные истоки Древней Руси, красочный кочевой мир наших степей. И в художественном творчестве, и в научных исканиях художника Север, Русь с Великим Новгородом (ведь именно Рерих был зачинателем раскопок Новгородского кремля) неизменно сочетались с Востоком, с кочевым миром Внутренней Азии, с миром древнеиндийской культуры и мысли.

Этим двум основным устремлениям художественного творчества и своего научного интереса Николай Константинович оставался верен всю свою творческую жизнь. Эти основные интересы его творчества навсегда остались как бы путеводными огнями на его пути художника и ученого. <…>

В доме отца Николая Константиновича частыми постителями были профессора-монголоведы А.М. Позднеев и К.Ф. Голстунский»12
Рерих Ю.Н. Листы воспоминаний // Рерих: жизнь, творчество, миссия. С. 23–24.

Николай Рерих уже в молодости был убежден в родственности духовных и культурных традиций Древней Руси и Востока, Индии. Возможно, именно поэтому тайны переселения народов и происхождения праславян, далеких предков русичей, особенно интересовали Рериха как историка. Его единомышленником в данном вопросе был выдающийся ученый Виктор Викторович Голубев13
Голубев В.В. (1878–1945) – русский ученый-востоковед, археолог, историк искусства. – Прим. авт.

Востоковед, историк искусства и археолог, с которым Рерих встречался в Париже; при этом, по свидетельству Ю.Н. Рериха, оба исследователя строили планы в отношении будущих археологических экспедиций в Индию14
Рерих Ю.Н. Листки воспоминаний // Рерих: жизнь, творчество, миссия. С. 24.


Во время трансгималайской экспедиции 1925–1928 годов Николай Рерих и его старший сын, востоковед Юрий Рерих кропотливо искали и изучали следы переселения народов, анализировали все, что сближало искусство, обычаи и антропологические признаки индо-тибетских народов с народами западноевропейской и славянской культур. Проведенная в те времена уникальная полевая научно-исследовательская работа уже на конкретных примерах убедила Рериха, что гипотеза об индоарийском историческом прошлом славян, да и всех других народов Европы, верна. Не случайно художник позднее писал: «Индия – не чужбина, а родная сестра Руси».

Остается лишь удивляться тому, насколько прозорливым и дальновидным оказался Рерих как ученый-историк.

Философия

Не менее интересные, а подчас и новаторские идеи Рерих высказывал и в других областях философского знания – в этике, эстетике, истории философии.

Как известно, Елена и Николай Рерихи получили от своего духовного Учителя, Махатмы Мориа, новое философское учение – Агни-Йогу, или Живую Этику. Это учение Рерихи вскоре распространили в странах Запада. Основную роль в принятии от Учителя Мориа текстов Агни-Йоги и составлении на их основе книг данного учения играла жена художника, Елена Ивановна Рерих. Она же в своих письмах последователям оставила первые, аутентичные комментарии и пояснения к наиболее сложным вопросам нового учения. В литературных работах Н.К. Рериха также содержалось немало интересных сведений относительно нового философского учения. В работах «Сердце Азии», «Струны земли» и других, вошедших в данный сборник и имеющих отношение к духовной культуре Востока, художник затронул многие философские идеи, содержащиеся в Агни-Йоге.

Одной из самых интересных тем в творчестве художника стала легендарная обитель гималайского Братства Адептов – Шамбала. На полотнах Рериха ожили многие мифы и предания Востока о жизни и деятельности духовных наставников таинственной обители. Почему сам художник и его супруга так интересовались всем, что было связано с этим понятием? Отношение Рериха к этому великому понятию Востока, без сомнения, лежит в его философских взглядах. Вся семья Рерихов была уверена, что Шамбала – это не просто красивый миф о чудесной стране праведников, где нет ни зла, ни несовершенств, ни обиженных, ни несправедливых, где все счастливы и заняты любимым делом. В основе понятия Шамбалы лежит общая для всех культурных традиций мира философская идея совершенного человека и идеального общества.

Миф о существовании идеального общества так или иначе отразился в культурах большинства народов мира. В Индии и Тибете с древнейших времен существовало понятие Шамбалы, Шангри-ла, Калапы; русские легенды повествовали о граде Китеже, а алтайские староверы называли страну праведников Беловодьем. Выдающиеся умы Запада выразили эту идею в образах города Солнца, острова Утопия, Касталии из «Игры в бисер» Г. Гессе и других понятиях-символах. Не будет преувеличением сказать, что понятие Шамбалы – это фактически прообраз, как бы модель самого человечества в далеком будущем, когда оно станет, говоря языком христианства, богочеловечеством, идеальным обществом.

Особенность отношения Рерихов к легендам о Шамбале состояла в том, что и сам художник, и все члены его семьи были уверены в том, что за этим понятием стоит не только философский миф, но и реальное историческое явление, и что духовные Учителя Шамбалы на протяжении всей земной истории оказывают всему человечеству огромную, хотя и неафишируемую, помощь в его эволюционном развитии. «Место трех тайн», «Долина посвящения Будды» – все эти указания ведут сознание людей туда же, за белые высоты Гималаев. Шамбала есть священное место, где земной мир соприкасается с высшим состоянием сознания. На Востоке они знают, что существуют две Шамбалы: одна земная и другая невидимая»15
Рерих Н.К. Сердце Азии // Рерих Н.К. Врата в будущее. С. 364.

, – писал художник.

В своих литературных работах Н.К. Рерих подчеркивал то значение, которое придается понятию Шамбалы на Востоке, и объяснял причины почитания, которым была окружена и легендарная обитель, и Гималаи, скрывающие ее от мира: «Все взоры обращены туда, где превыше облаков вздымаются величественные белые вершины. Возносятся, как особая заоблачная страна. Все чаяния обращены к Гималаям.

Канг-чен-цзон-нга – пять сокровищ великих снегов. Отчего так зовется эта величественная гора? Она хранит пять сокровищ мира. Какие это сокровища? – золото, алмазы, рубины?

Нет, старый Восток ценит иные сокровища. Сказано: «Придет время, когда голод охватит весь мир. Тогда появится некто, кто откроет великие сокровищницы и напитает все человечество».

Конечно, вы понимаете, что некто напитает человечество не физическою, но духовною пищей.

«Восходя на Гималаи, вы приветствованы именем Шамбалы. При спуске в долины то же самое великое понятие благословляет вас. Шамбала напитает человечество духовною пищей познания великих энергий»16
Рерих Н.К. Сердце Азии // Рерих Н.К. Врата в будущее. С. 361–362.

Учение Агни-Йоги, полученное Рерихами от их духовного Учителя, как раз и было посвящено вопросам самосовершенствования человека путем «познания великих энергий», и прежде всего, скрытой в самом человеке психической энергии. Как уже говорилось, многие положения этого учения можно найти в литературных работах Н.К. Рериха.


Выход книги-альбома "Савва Морозов. Фёдор Шехтель. История шедевра " приурочен к 150-летию знаменитого российского предпринимателя и мецената Саввы Морозова. Книга рассказывает о его плодотворном творческом содружестве с выдающимся архитектором Фёдором Шехтелем и, в частности, о выстроенном им в 1893 году для Морозова особняке, известном как один из красивейших в...

Читать полностью

"В нынешнем, 2012 году, исполняется 150 лет со дня рождения самого, пожалуй, известного представителя династии Морозовых - незаурядного предпринимателя, благотворителя и мецената Саввы Тимофеевича Морозова. Благодаря его деловым качествам, увлеченности искусством и щедрости в Москве рождены здание Художественного театра в Камергерском переулке и один из самых красивых российских особняков - городская усадьба Саввы Морозова на Спиридоновке. Автор этих двух сокровищ национальной культуры - архитектор Федор Шехтель. И именно постройкой особняка на Спиридоновке он заявил о себе как архитектор мирового уровня"...
Выход книги-альбома "Савва Морозов. Фёдор Шехтель. История шедевра" приурочен к 150-летию знаменитого российского предпринимателя и мецената Саввы Морозова. Книга рассказывает о его плодотворном творческом содружестве с выдающимся архитектором Фёдором Шехтелем и, в частности, о выстроенном им в 1893 году для Морозова особняке, известном как один из красивейших в России.
Издание богато иллюстрировано редкими архивными и эксклюзивными современными фотографиями, планами, схемами, авторскими эскизами зодчего, снабжено подробным историческим очерком.
Авторы книги - известный искусствовед Людмила Владимировна Сайгина (научный сотрудник Музея архитектуры им. Щусева, 30 лет изучающая творчество Ф.О. Шехтеля) и Наталья Сахановна Датиева (искусствовед-реставратор с опытом работы в реставрации более 40 лет).

Скрыть

Рассказать друзьям