Самоучитель игры на гитаре для начинающих.

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Самоучитель игры на гитаре

Самоучитель игры на гитаре для начинающих

Ну что ж, дорогие читатели, вот мы и подошли непосредственно к началу Вашего обучения игре на шестиструнной на гитаре.

Теперь Вы уже знаете историю гитары, ее устройство и название всех составляющих (я надеюсь). Инструмент приобретен и настроен.

Давайте только сразу договоримся о некоторых вещах.

  • Я сделал этот сайт, чтобы помочь начинающим гитаристам приобрести начальные навыки игры и, возможно, открыть что-то новое для любителей.
  • Сам я довольно сильно увлечен искусством игры на гитаре, и поверьте, в процессе обучения допускал очень много ошибок.
    Поэтому постарайтесь внимательно относиться к урокам гитары , которые я вам предлагаю. В моем курсе нет ни единого лишнего слова.
    Краткость и понятность даже ребенку - в этом есть смысл данного самоучителя игры на гитаре .
  • Всё, о чем я буду рассказывать, придумал не я. Это лишь мое понимание сущности происходящего и результат перевода непонятных текстов учебников и самоучителей, которых я прочел немалое количество.
  • Статьи я пишу сам, поэтому если вы хотите использовать мой материал у себя, то ссылка на мои уроки гитары обязательна. Так же буду поступать и я.
  • Не стоит перепрыгивать из урока в урок. Я понимаю, что желание велико, но этим вы ничего не добьетесь. Потерпите, и уже через несколько дней мы разучим первое произведение.
  • Чтобы обучение игре на гитаре проходило полноценно, Вам потребуется уделять ему по крайне мере 1-2 часа в день.
  • Не торопитесь!!! - Вот самая главная ошибка, которую я допускал. Как только разучишь часть произведения, так и хочется проиграть его со скоростью света, чтобы огонь по грифу пошел. Умоляю Вас, не попадайтесь на это, хотя, наверное, это неизбежно- такова человеческая натура;)
  • В начале занятия разминайте кисти рук, сжимая их в кулак, чтобы усилить кровоток. Перед игрой серьезных пьес уделяйте немного времени гаммам и несложным произведениям.
  • Для успешного обучения Вы можете использовать специальные гитарные программы, которые можно скачать в одноименном разделе.

Ну вот, в принципе и все. Остальное Вы узнаете в процессе чтения моего самоучителя . Некоторые уроки будут сопровождаться видео, для наилучшего понимания материала. Нажимайте ссылочку ПЕРВОГО гитарного урока и вперед!

Многие считают освоение гитары непосильной задачей, на которую уходят долгие годы. Отчасти это так, но только если вы хотите владеть инструментом на профессиональном уровне.

Намного чаще люди хотят научиться играть на гитаре, чтобы исполнять любимые песни в компании или просто для души. В этом случае обучение не отнимет много сил и времени: за два-три месяца можно запросто выучить основные аккорды и способы игры.

Не стоит опускать руки, даже если у вас уже был неудачный опыт. Талант - это лишь десятая часть успеха. Гораздо важнее целеустремлённость и регулярная практика.

Что понадобится

  1. Гитара.
  2. Желание. Оно даже важнее самого инструмента.
  3. Время для занятий. Его вы тоже легко , если желание достаточно сильное. Тем более что вам хватит 30 минут в день.
  4. Учебные пособия. С ними вообще никаких проблем: можно купить самоучитель в книжном, посмотреть видеоуроки на YouTube, а аккорды найти в интернете.

Как видите, ничего сверхъестественного.

Выбор и покупка гитары

Будем считать, что желание и время у вас есть. Остаётся обзавестись инструментом. Говорят, новичку подойдёт любая гитара, но это не так. Когда струны задевают лады и врезаются в пальцы, а гитара не держит строй, ни о каком прогрессе не может быть и речи.

Плохой инструмент почти наверняка отобьёт всю охоту учиться.

Поэтому лучше найти хорошую гитару. На первых порах можно одолжить инструмент у кого-нибудь из друзей, а потом, если дело пойдёт и вам понравится, обзавестись собственным. Не обязательно дорогим и фирменным, главное - более-менее качественным.

Различают два основных вида акустических гитар: классическую и дредноут (вестерн). Есть мнение, что новичкам больше подходят классические гитары из-за широкого грифа и нейлоновых струн. Первая особенность уменьшает шансы случайно задеть пальцами ненужную струну, ведь расстояние между струнами больше, чем у дредноута. Да и сами нейлоновые струны мягче металлических, поэтому не так сильно впиваются в подушечки пальцев и меньше набивают мозоли.

С другой стороны, если исполнение классических композиций не входит в ваши планы, лучше сразу взять дредноут. Такая гитара звучит громче и звонче за счёт металлических струн, а на более узком грифе удобнее брать аккорды. Опять же, при игре на металлических струнах пальцы быстрее загрубеют и мозолей больше не будет.

В качестве компромисса можно взять дредноут и заменить металлические струны нейлоновыми хотя бы на время обучения.

Отправляясь в магазин за гитарой, возьмите с собой приятеля, который умеет играть: у каждого инструмента есть множество мелочей и новичок может их попросту не заметить. Выбирайте гитару не только по внешнему виду, но и по удобству. Обращайте внимание на возможность регулировки грифа, механизм колков, струны.

Знакомство с гитарой

Инструмент куплен (или взят у знакомых), а вы на один шаг ближе к цели. Внимательно рассмотрите гитару.

Большая часть называется декой. К ней крепится гриф, оканчивающийся головкой с колками: с помощью них натягиваются струны.

Гриф делится на лады металлическими порожками, к которым для извлечения звука прижимаются струны. Первый лад находится у головки грифа, последний - у деки.

Струн всего шесть. Отсчёт начинается с нижней, самой тонкой.

Настройка гитары

Прежде чем пробовать играть, гитару нужно настроить. Не пугайтесь, это по силам даже новичку. А без этого навыка вы не сможете играть.

По тюнеру

Вам понадобится тюнер в виде отдельного устройства (можно купить в музыкальном магазине или на том же AliExpress) или приложения для смартфона. В обоих случаях настройка заключается в поочерёдном натяжении или ослаблении всех струн в соответствии с подсказками тюнера.

По пятому ладу

Этот способ не требует никакого дополнительного оборудования. Его суть в том, что струны, зажатые на определённых ладах, звучат в унисон и их можно настроить относительно друг друга.

По правилам первую струну следует настроить на ноту ми, используя в качестве эталона тюнер (например, его онлайн-версию) или другой настроенный инструмент. Однако это имеет смысл только при игре в коллективе, чтобы все инструменты звучали в одной тональности.

Если вы играете в одиночку, а тем более просто учитесь, то первую струну можно настроить произвольно, примерно подобрав её натяжение. Все остальные настраиваются так:

  1. Вторую струну прижимаете на пятом ладу и ослабляете или натягиваете до тех пор, пока она не зазвучит так же, как открытая первая струна.
  2. Третью струну прижимаете на четвёртом ладу и настраиваете в унисон с открытой второй струной.
  3. Четвёртую струну прижимаете на пятом ладу и подстраиваете под открытую третью струну.
  4. Пятую прижимаете на пятом ладу и подстраиваете под открытую четвёртую.
  5. Шестую точно так же зажимаете на пятом ладу и настраиваете в унисон с открытой пятой.

Звучит сложновато, но на деле всё проще простого. Каждая струна, прижатая на пятом ладу, должна звучать в унисон с предыдущей, нижней струной. Исключение составляет лишь третья струна: её нужно зажимать не на пятом, а на четвёртом ладу.

Сам процесс настройки тоже предельно прост. Например, чтобы настроить вторую струну, нужно ослабить её, а после дёрнуть открытую первую и понемногу вращать колок второй, пока звучание обеих струн не сольётся в один тон. Вот и всё.

Пробуем играть

Наконец мы добрались до самого интересного - собственно игры. Кажется, тут нет ничего сложного. Знай себе нажимай на струны левой рукой и ударяй по ним правой: вы миллион раз видели это и наверняка пробовали сами. Почему же тогда не получается? Струны дребезжат, подушечки пальцев горят, а суставы устают и затекают.

Всё дело в опыте, который приходит с практикой.

Возьмите гитару и сядьте на край стула или дивана, положив ногу на ногу или поставив левую ногу на невысокую подставку, например стопку книг. Так инструмент не будет упираться в стул и съезжать с ноги.

Правая рука должна быть расслаблена, а кисть не скрючена. Левая охватывает гриф, но большой палец при этом всегда параллелен ладам. Сдавливать гриф что есть силы тоже не нужно, иначе кисть быстро устанет.

Вы уже знаете, что нумерация ладов начинается с головки грифа, а струн - с самой тонкой, нижней. Попробуйте сыграть произвольные ноты, прижимая первую струну указательным пальцем на разных ладах. Старайтесь полностью прижимать струну, чтобы она звучала чисто. Это будет нелегко, но со временем техника наработается.

Пробуйте играть на других струнах, а также подключать остальные пальцы, давая им привыкнуть.

Играем мелодии на одной струне

Просто извлекать звуки скучно. Поэтому, чтобы было интереснее, можно выучить простые мелодии на одной струне и тренироваться на них. Вот несколько мелодий для примера.

Классический «В траве сидел кузнечик»:

«Дым над водой» Deep Purple:

Вступление к “Iron Man” Black Sabbath:

Мелодия из фильма «Бумер»:

«Имперский марш» из «Звёздных войн»:

Уделите игре на одной струне какое-то время. Доведите свои действия до автоматизма и добейтесь слаженной работы обеих рук. Тренируйтесь, пока мелодии не зазвучат ровно и чисто, без остановок и запинок.

За это время пальцы привыкнут к нагрузкам, а значит, можно будет переходить к более сложным вещам.

Играем аккордами

Следующая ступенька, на которую вам предстоит подняться, - игра аккордами. Это гораздо сложнее, чем мелодии на одной струне, но не расстраивайтесь. Изучив аккорды, вы уже сможете играть полноценные песни.

Принцип здесь тот же, но прижимать нужно будет не одну струну, а сразу несколько: обычно три, реже две или четыре. Существует множество аккордов. Однако для исполнения большинства песен достаточно всего пяти-семи. Для начала выучим три главных, так называемых блатных аккорда: Am, Dm, E.

Все аккорды обозначаются латинскими буквами в зависимости от основной ноты:

  • C - до;
  • D - ре;
  • E - ми;
  • F - фа;
  • G - соль;
  • A - ля;
  • H - си.

Если рядом с обозначением аккорда стоит маленькая буковка m, это значит, что аккорд минорный. Если такой приставки нет - мажорный. Читаются аккорды либо по буквенному обозначению, либо по названию. Например, «а-эм» (Am) или «соль мажор» (G).

Схемы аккордов называются аппликатурами. На них рисуется гриф со струнами. Лады подписаны римскими цифрами. Арабскими обозначают струны и - в кружках - пальцы, которыми следует нажимать на струны (1 - указательный, 2 - средний и так далее). Нолик напротив струны означает открытый звук (неприжатая струна), а крестик - то, что струна звучать не должна.

Вернёмся к нашим блатным аккордам. Вот их аппликатуры:

Чтобы взять аккорд Am, нужно прижать указательным пальцем вторую струну на первом ладу, средним - четвёртую струну на втором ладу, безымянным пальцем - третью струну на втором ладу.

По такому же принципу берутся и остальные аккорды: смотрим, на каких ладах и какие струны нужно прижимать.

На этих трёх аккордах уже можно играть простые дворовые или армейские песни. Но лучше выучить ещё три аккорда, с которыми репертуар значительно расширится. Вот они:

С первыми двумя сложностей возникнуть не должно, а вот третий немного отличается от предыдущих. В нём используется барре - приём, когда указательным пальцем зажимаются все струны на одном ладу. Аккорды с барре немного сложнее, чем открытые, но, попрактиковавшись, вы освоите и их.

Как всегда, чтобы учиться было интереснее, можно тренироваться сразу на какой-нибудь песне. Например, на канонической «Пачке сигарет» группы «Кино» или «Вахтёрам» от «Бумбокса».

Также можно найти в интернете любые другие песни, которые вам нравятся (например, по запросу «на лабутенах аккорды»). Если в подборе попадаются незнакомые аккорды, можно попробовать найти другой или просто выучить что-то новое.

Бой и перебор

Есть два способа звукоизвлечения: перебор и бой. Некоторые песни играются только перебором или только боем, другие обоими способами. Аккорды при этом используются одни и те же, разница лишь том, перебираете вы струны пальцами или ударяете по ним.

Переборов, как и боёв, существует огромное количество. И в разных песнях они, конечно, разные. Обычно в разборах наряду с аккордами указывается, каким перебором или боем стоит играть.

Рассмотрим для примера несколько самых распространённых. Остальным вы научитесь по ходу.

Что дальше

Теперь, когда вы познакомились с азами, изучили аккорды и немного набили руку, главное - не забрасывать тренировки. Пальцы будут болеть и запутываться при перестановке аккордов, а струны не всегда будут звучать.

Ни в коем случае не останавливайтесь и просто продолжайте играть. С каждым днём у вас будет получаться всё лучше и лучше, а в итоге вы добьётесь поставленной цели.

Напоследок несколько советов, которые помогут самостоятельно научиться играть на гитаре и не дадут отчаяться:

  1. Всегда используйте несколько источников информации, чтобы восполнять возможные пробелы и неточности одного учителя у другого.
  2. Играйте каждый день: регулярные упражнения придадут уверенности. Помните, что талант лишь десятая часть успеха, всё остальное - практика.
  3. После того как изучите пару песен и сможете непринуждённо исполнять их, обязательно пригласите друзей и сыграйте для них. Слушатели помогут развить и укажут на недостатки.

Ниже в качестве примеров представлены табулатуры упражнений для электрогитары, а также табулатуры гитарных произведений. Все партии электрогитары написаны лично мной. Это лишь малая часть от всей базы файлов.Gtp, к которой мои студенты имеют полный доступ.

Ознакомление с вышеизложенными материалами самоучителя поможет научиться играть на электрогитаре

Для увлеченного и целеустремленного человека нет ничего невозможного, и самостоятельное обучение игре на электрогитаре не является исключением! И даже если у таких людей конечный результат, в хорошем смысле слова, не вызывает сомнений, то с трудоемкостью процесса и временными затратами не все так однозначно, особенно учитывая огромное количество самоучителей по электрогитаре, разбросанных по интернету.

Зачастую люди сталкиваются с банальными и абсолютно тривиальными проблемами, решение которых на просторах всемирной паутины либо отсутствует, либо оно заведомо некорректное. В этой ситуации самоучкам не остается ничего другого, кроме как взяться за решение задачи самостоятельно. Конечно же, с огромной долей вероятности адекватный человек найдет ответ на свой вопрос, но при этом будет вынужден потратить достаточно большое количество времени.

Пытаясь как-то повлиять на подобного рода ситуации, я начал публиковать свои статьи и видеоуроки (а также переводы статей зарубежных гитарных изданий), которые помогут найти ответы на многие животрепещущие вопросы, возникающие у людей, решивших осваивать электрогитару самостоятельно . По сути данный материал представляет собой самоучитель игры на электрогитаре , в котором многие как начинающие, так и довольно продвинутые гитаристы, могут найти для себя полезную и интересную информацию.

Конечно же, любой самоучитель должен давать вполне однозначные ответы на многие фундаментальные вопросы (Как играть чисто? Как держать медиатор? Как научиться играть гитарную партию? и др.) Однако, на мой взгляд, смысл самоучителя по электрогитаре не столько в том, чтобы показать, как делается тот или иной технический прием. Невозможно в одной, двух или даже десяти книг охватить все возможные ситуации, возникающие при исполнении различных партий. Игра на электрогитаре — огромное и необъятное поле деятельности. И поэтому главная задача моего самоучителя — научить человека делать самостоятельные объективные выводы относительно своего звукоизвлечения и звука в целом. Если данная цель будет достигнута, то КПД от занятий увеличится в разы, а игра на электрогитаре начнет улучшаться с каждым днем!

Материалы самоучителя постоянно пополняются, а в качестве тем статей выбираются наиболее острые и актуальные для большого числа гитаристов проблемы. Если Вас интересуют какие-либо вопросы, ранее не освещенные на сайт, то пишите мне на или в соцсети (Вконтакте , Facebook) и вполне возможно, что на основе Вашего вопроса в данном самоучителе появится очередная полезная статья. Играйте на электрогитаре, занимайтесь, и все у Вас получится! Всем удачи!

Первым, что приходит на ум, когда речь идет о растяжке, это Rock Discipline by John Petrucci (стр. 14).
А если говорить про ежедневные упражнения на технику, то своим студентам я предлагаю следующее:
— стаккато (staccato) ;
— легато (legato) ;
— свип (sweep) .
Данный комлекс упражнений при ежедневном выполнении (четверть-треть от времени занятия) позволяет не только поддерживать руки в хорошей физической форме но и увеличивать качественные показатели.

Я предлагаю такой алгоритм для самостоятельной работы:
1. Вникаете в базовую теорию (расположение нот на грифе, строение аккордов, гаммы, аппликатурное мышление и пр.);
2. Снимаете вещь с целью работы над техникой и увеличением своего «словарного запаса» (поначалу с табами, видео и т.п., а потом и на слух);
3. Анализируете с точки зрения теории эту вещь, тем самым начиная осознавать что, где, когда;
4. Включаете схожий по стилю (или такой же) минус и пробуете применить полученные знания и навыки в импровизации.

Произведения для съема надо выбирать по нарастающей в соответствии со своими текущими возможностями. Кроме того, в расписание своих занятий необходимо добавить различные упражнения на технику.

Таким образом, сразу убиваете кучу зайцев: работа над техникой, увеличение словарного запаса, игра любимых произведений, импровизация — одно удовольствие.

Однозначно оттопыренный мизинец оставлять не стоит. Следите за пальцами: отрыв подушечек от струны во время игры пассажей пикингом должен быть минимальным (в идеале на расстояние чуть превышающее амплитуду колебания струны). Посмотрите на Yngwie Malmsteen, Chris Impellitteri и пр. Когда они играют свои запилы, создается впечатление, что левая рука просто гладит гриф — отрыв пальцев от струн пренебрежимо мал. Это существенно влияет на скорость игры.

Темп отработки упражнения должен быть таким, чтобы Вы успевали обращать внимание на все нюансы моторики левой руки: отрыв подушечек пальцев от струн (не только мизинца), горизонтальные движения кисти (вдоль грифа), положение 1-го пальца и т.п.

Все эти факторы будут существенно тормозить процесс, если их пускать на самотек.

Здесь важно следующее: какой именно зоной ребра ладони Вы демпфируете струны, и какой характер Вашего перегруза. Если не хватает гейна (или датчик далеко от струн, некорректная проводка в инструменте и т.п.), чтобы пробить демпфированную струну, Вы инстинктивно будете увеличивать давление на нее.

Или же Вы банально заваливаете запястье на струну, вот она и прогибается. Кстати, это довольно распространенная ошибка, встречающаяся у тех, кто только начинает учиться играть на электрогитаре.

1. Сядьте с инструментом как Вы обычно это делаете во время игры. Выпрямите спину, и прижав гитару к туловищу, встаньте на ноги — таким образом найдете оптимальную длину ремня.
2. Гриф гитары должен быть не параллелен горизонту, а чуть выше. И не забывайте, что кроме этого, гриф не может быть перепендикулярен направлению Вашего взгляда (если голова смотрит прямо) - также немного под углом.
3. Предплечье правой руки должно лежать на отведенном для него месте на деке.
4. В случаях, когда нужно сыграть фразу/пассаж в классическом хвате левой руки, чтобы минимизировать изгиб в запястье, попробуйте делать как Richie Kotzen. Подайте туловище чуть вперед, при этом гитара должна быть прижата верхней частью деки к телу правой рукой. Многим это упрощает задачу, но не всем, так что смотрите по ситуации.

Ознакомьтесь с данным материалом: Арпеджио . В этих табулатурах над некоторыми нотами написано «определяющая нота». В примерах построены аккорды от ноты «до», следовательно она и есть определяющая. Чтобы получить, к примеру, арпеджио Fm, находите подходящую Вам аппликатуру аккорда Cm в табах, после чего перемещаете ее таким образом, чтобы определяющая нота получилась «фа». И все! Это если чисто механически, без теории.

Вообще, глушение осуществляется двумя руками.
1. В случае с левой рукой глушение «лишних» струн осуществляется 1-м пальцем. В классической постановке 1-й палец глушит все нижележащие и одну вышележащую струны от игровой (если это необходимо). Это происходит благодаря дугообразной форме 1-го пальца, зажимающего струну боковиной фаланги таким образом, чтобы нижележащие струны касались пальца, но не прижимались к ладу, при этом, подушечка слегка подпирает вышележащую струну снизу. В блюзовом же хвате происходит почти то же самое, однако добавляется участие большого пальца, который может взять на себя функции «глушителя» 5-й и 6-й струн.
2. Что касается правой руки, то там глушение «лишних» струн выполняется ребром ладони, которое в случае необходимости может изменить угол наклона относительно плоскости деки и открыть тоннель «игровым» струнам.

Есть такая штука, как «передача эстафеты глушения». Она выполняется практически постоянно. Если «игровыми» струнами являются 6-я и 5-я, то за глушение отвечает левая рука. Если же «игровая» струна — 1-я, то глушением занимается правая рука (за исключением 2-й струны, которая остается «под юрисдикцией» 1-го пальца левой руки), при этом ребро ладони практически параллельно плоскости деки. Во всех остальных случаях обе руки делят обязанности между собой. Подчеркну, что ребро ладони правой руки во время глушения находится в зоне демпфирования, а не ближе к грифу и не на бридже, естественно.
Замечу что, если 1-й палец левой руки не будет глушить вышележащую струну от «игровой», а глушение будет осуществляться ребром ладони правой руки, в разы повышается вероятность заглушить «игровую» струну в том числе.

1. Посадка с инструментом. Обеспечить комфортную работу рук невозможно, если изначально некорректная посадка с инструментом. Целью правильной посадки является минимальное напряжение мышц музыканта. Чтобы этого добиться необходимо сесть с инструментом таким образом, чтобы дека была почти перпендикулярно поверхности пола (слегка завалена на тело гитариста), а гриф гитары смотрел четко влево относительно туловища. Далее нужно найти баланс, т.е. достигнуть равновесия между грифом и корпусом гитары за счет небольшого наклона грифа вверх и трения деки о тело гитариста. Теперь кладем ребро ладони правой руки на бридж, а предплечьем лишь слегка касаемся корпуса гитары (при этом локоть правой руки смотрит противоположно грифу гитары — четко вправо относительно туловища). В этот момент в плечевом суставе появится напряжение. Затем постепенно поворачиваем локоть, а следовательно меняем направление грифа гитары, в сторону своего туловища до тех пор, пока не пропадет напряжение в районе плечевого сустава. Таким образом, находится угол, под которым необходимо держать гитару. Казалось бы, простая вещь, но многие ею пренебрегают.

2. Постановка правой руки. На эту тему уже говорили не одну сотню/тысячу раз. Напомню лишь, что самое легкое движение, которое может совершать человеческая рука это вращение. Играя вращательным движением, мы обеспечиваем себе минимальное напряжение мышц и максимальную скорость. Что характерно, не имеет значения, будешь ли ты играть вниз-вниз-... или вверх-вниз-вверх-... Но вращательное движение будет функционировать тогда и только тогда, когда: а) есть угол между ребром ладони правой руки и предплечьем; б) средний, безымянный и мизинец не загибаются к ладони (а именно так и получается, если кисть правой руки не напряжена. Именно эти пальцы выполняют функцию противовеса). Это если вкратце. Естественно нужно учитывать глубину погружения, углы наклона медиатора...

Что касается развития скорости и выносливости. Рекомендую сделать следующее. Берем медиатор, просверливаем возле его кончика отверстие, сквозь которое затем продеваем веревку/цепочку с грузиком на конце. Далее, взяв медиатор как при игре на гитаре (в т.ч. как описано в п. 2 данного поста), пытаемся раскрутить грузик, не используя при этом сгибательно-разгибательное движение в локтевом суставе. Могу сказать, что сделать это не вращательным движением крайне сложно. А далее все просто: мышцы привыкнут к вращательному движению, скорость буквально через пару дней вырастет. Остается только «спроецировать» эти действия на свое звукоизвлечение. Подчеркну, что никто не говорит, что выше перечисленных мер достаточно для достижения цели. Но помочь они могут.

Пальцами на деку опираться не стоит! Объясняю, почему.
Атака медиатором должна быть импульсивной. Импульсивность атаки (P=m*V, где P — импульс, m — масса, V — скорость) достигается:
а) путем увеличения скорости медиатора;
б) увеличением массы, которая атакует струну

Чтобы увеличить скорость атаки необходим хороший замах. Т.е. траектория движения медиатора должна быть такая, чтобы на момент его касания со струной скорость полета была максимальной. Из этого следует, что 95% движения должно совершаться до взаимодействия медиатора и струны и лишь 5% (инерционные) после. Пальцы на деке не позволят достичь такой траектории движения.
Далее, масса. Думаю, не вызовет вопросов тот факт, что медиатор имеет фиксированную массу и увеличить ее мы никак не можем. Но мы можем варьировать массой нашей кисти! По идее, при правильной постановке правой руки в атаке участвуют масса всех пальцев, кисти и еще предплечья! Если зацепиться пальцами за деку, то автоматически потеряется большая часть атакующей массы. То же самое произойдет, если совершать движение медиатором фалангами пальцев — массы кисти и предплечья не будут участвовать в звукоизвлечении.

Кроме того, не стоит забывать про ритмику! Приучив правую руку держаться пальцами за деку, под угрозой окажется дыхание, которое позволяет держать ритм. А еще есть такая штука как демпфер, которая зачастую требует натягивания кожи ребра ладони правой руки путем легкого оттягивания мизинца с целью увеличения сустейна демпфированной ноты. Опять-таки, приучив себя касаться пальцами деки, перестроиться для выполнения такого маневра не получится.
Естественно, никто не говорит, что играя, например, свипом или выполняя легато, надо долбить по струнам что есть дури.

Все вышеописанное касается медиаторного звукоизвлечения (риффы, стаккато и пр.)
Мышечная память — колоссальная сила! Суть в том, что когда понадобится сыграть импульсивно и динамично, можно сесть в лужу, если посадить себя на заведомо НЕ универсальную постановку. Потом переучиться будет крайне сложно.

Спасибо, я очень рад, что тебе понравился мой звук! Вообще, на эту тему я говорил уже достаточно много раз и в результате написал соответствующую . Прочитав ее, ты поймешь что электрогитара и прочая сопутствующая аппарутура влияют на звук пренебрежимо мало по сравнению с руками.

Если интересно, можно ознакомиться с инструментами и оборудованием, которые я использую в своей деятельности.

И кстати, не последнюю роль в итоговом звучании трека играют такие процессы, как сведение и мастеринг. Сразу хочу сказать, что я не считаю себя дико компетентным в этих вопросах. Но если у студентов есть желание, я с удовольствием поделюсь с ними своими соображениями на этот счет и научу их самостоятельно добиваться не менее качественного звука.

Остались вопросы о процессе обучения?

Хотите найти репетитора по игре на гитаре в Москве? В нашей базе их - 412!

Если Вас интересует индивидуальное обучение игре на гитаре в Москве или недорогие курсы игры на гитаре "на дому" с частным преподавателем, а времени искать репетитора самостоятельно, просматривая все анкеты, у Вас нет, то Вы можете написать , какой именно репетитор нужен, и администратор бесплатно сделает подбор в соответствии с Вашими требованиями (укажите цену занятий, место проведения занятий, пожелания к преподавателю, укажите, кто будет обучаться - ребенок или взрослый). После этого подобранный нами частный репетитор по гитаре свяжется с вами в течение дня.

Индивидуальные курсы по игре на гитаре с опытным репетитором в Москве.
  Уроки музыки и игры на гитаре для малышей, школьников и взрослых.
  Малышам: Специальная программа раннего музыкального развития для дошкольников (3-6 лет), занятия проходят в игровой форме, пение детских песенок, музыкально развивающие игры, игра на различных инструментах, что дает развитие творческих способностей, проявления интереса к музыке.
  Школьникам: Индивидуально составленная программа занятий позволит ребенку успешно заниматься и развиваться согласно своим способностям, временным возможностям и желанию. Программа составляется исключительно под конкретного ученика, чтобы всегда присутствовал интерес к занятиям...
  

Репетитор по гитаре в Москве и МО. Индивидуальное обучение игре на гитаре на дому.
  Электрогитара, техника, импровизация, для профессионалов и любителей. Любой уровень.
  Длительность занятия - от 90 минут до 120 минут. При подходе к импровизации длительность урока
  может быть увеличена до 180 минут. При этом цена за урок не превышает отметки 2000 рублей.
  Мэй Лиан (родился 10 марта, 1962 года)
  Один из лучших гитаристов России.
  На гитаре начал играть с 9 лет.
  На профессиональной сцене с 1984 года.
  Работал с группами "Олис", "Аспарез", "Акция", "Балерина", а также в группе Ольги Кормухиной, в составе театра Аллы Пугачевой.
  В 1990 году был приглашен за границу, где проработал 3 года, как студийный и концертный музыкант, в 14 странах Европы...
  

  • Стоимость занятия: 1300 руб. / 60 мин
  • Предметы: Гитара, Сольфеджио, Музыка
  • Город: Москва
  • Ближайшие станции метро: Таганская, Марксистская
  • Выезд на дом: нет
  • Статус: Частный преподаватель
  • Образование: Высшее музыкальное

Индивидуальный репетитор по гитаре на дому для ребенка и взрослого.
  Играю в общей сложности более 15 лет. Являюсь лауреатом и победителем международных конкурсов. За годы преподавания мною была сформирована отработанная методика преподавания, которая ориентирована на достижение высоких результатов. Специфика занятий построена сугубо на индивидуальном подходе к каждому ученику. Моими учениками являются люди всех возрастов – начиная от малышей, заканчивая людьми старшего и преклонного возраста.
  С ДОШКОЛЯТАМИ и ШКОЛЬНИКАМИ занятия проходят с учетом особенностей и интересов ребенка, что помогает привить им интерес к музыке. Стараюсь не нагружать учеников лишней информацией, последовательно и целенаправленно обучая их различным стилям игры...
  

  • Стоимость занятий: Занятие дома - 1500 рублей/час;
    Занятие у ученика - 2500 рублей/час.
  • Предметы: Гитара, Сольфеджио, Укулеле
  • Город: Москва
  • Ближайшие станции метро: Юго-Западная, Юго-Западная
  • Выезд на дом: возможен
  • Статус: Частный преподаватель
  • Образование: Московское муз. училище им. С. Прокофьева и РАНХиГС, факультет национальной безопасности
  • Стоимость занятий: выезд - 1500 рублей за 60 минут, а дома у себя я провожу за 1000 рублей за 60 минут.
  • Предметы: Гитара
  • Города: Москва, Красногорск
  • Ближайшие станции метро: Мякинино, Тушинская
  • Выезд на дом: возможен
  • Статус: Частный преподаватель
  • Образование: Колледж МЭСИ - экономист; МГУЭСИ окончил в 2009 г. - специалист по банковскому делу. Гитарный колледж 2006 - 2008 гг. по классу гитары; МКИМ (Московский Колледж Импровизационной Музыки) - 2008 г. - по настоящее время...

Опытный репетитор гитары в Москве и МО. Индивидуальное обучение гитаре для начинающих и умелых учеников.
  Обучаю игре на гитаре с любого возраста. Индивидуальный подход к каждому ученику. От классической музыки до рока и авторской песни. Могу помочь с выбором инструмента.
  В 1995 г. - Лауреат второй премии в Городском конкурсе гитаристов (г. Ростов-на-Дону).
  В 2003 г. - Лауреат областного фестиваля искусств "Вдохновение".
  В 2005 г. - Лауреат первой премии Международного конкурса "Надежды, Таланты, Мастера" (Болгария, г. Добрич).
  В 2006 г. - Лауреат второй премии Международного конкурса "Виртуозы гитары" (г. Санкт-Петербург).
  В 2008г. - Гран-При Международного конкурса "Гитара +" (Украина, г. Одесса)...
  

  • Стоимость занятий: 2000 р./60 мин. - у ученика;
    у преподавателя - 1500 р./60 мин..
  • Предметы: Гитара
  • Город: Москва
  • Ближайшие станции метро: Марьина Роща, Новослободская
  • Выезд на дом: возможен
  • Статус: Частный преподаватель
  • Образование: В 1995 г. - Лауреат второй премии в Городском конкурсе гитаристов (г. Ростов-на-Дону). В 2003 г. - Лауреат областного фестиваля искусств "Вдохновение". В 2005 г. - Лауреат первой премии Международного конкурса "Надежды, Таланты, Мастера" (Болгария, г...

Частные уроки игры на гитаре в Москве с репетитором.
  Имею большой опыт занятий с маленькими детьми от 7 лет в творческих центрах. Сейчас преподаю в двух музыкальных центрах и занимаюсь с частными учениками на дому.
  Если это необходимо (ученик живёт далеко или ученик заболел) преподаю по skype.
  Даю нотную грамоту, по вашему желанию могу её не давать.
  Учеников беру всех возрастов и с разной степенью владения навыком игры на гитаре, начиная с нуля.
  Вы сможете играть известные произведения, любимые мелодии и песни. Мы с вами вместе подберём программу обучения, которая будет опираться на ваши музыкальные вкусы и предпочтения.
  Обучаю игре на гитаре:...
  

  Я провожу первое занятие бесплатно (бесплатное занятие возможно только на моей территории).
  Частное обучение игре на гитаре для детей и взрослых в Москве. Выгодные цены.
  Даю уроки по игре на акустической гитаре, электрогитаре
  В обучение входит практическая часть (постановка рук, техника правой и левой руки, координация, ритмика, медиаторная техника, легатная техника, теппинг, натуральные и искусственные флажолеты, а так же практическое применение выше перечисленного в различных стилях музыки) и теоретическая часть (основы нотной грамоты, основы импровизации).
  
  

Репетитор по гитаре в Москве.
  Гитара на любом уровне. От песен "для себя" до подготовки к поступлению в муз. школу, муз.колледж, музыкальный ВУЗ.
  Обучение "подбору" песен, импровизации и всему, что связано с гитарой и концертной деятельностью будущего гитариста!
  Играть на гитаре и петь может каждый. Отговорки "у меня нет слуха" не существует! - Проверено личным опытом!
  

Обучение игре на скрипке с профессиональным преподавателем. Возможно обучение с нуля детей с 4 лет. Помощь в выполнении домашних заданий учащимся ДМШ И ДШИ. Кропотливо работаю над постановкой рук, снятием мышечных зажимов. Большое внимание уделяю звукоизвлечению, технике правой и левой рук. Сольфеджио, развитие музыкального слуха, музыкальной памяти, чувства ритма. Обучаю нотной грамоте с нуля, для детей Сольфеджио по программе Т.Л.Стоклицкой. Преподаю общее фортепиано (для учащихся инструментальных отделений ДМШ и ДШИ). Обучение с нуля игре на 6-ти струнной гитаре детей от 6 лет (классический репертуар, аккорды, песни)...
  

  • Стоимость занятия: 1200 руб. / 60 мин
  • Предметы: Скрипка, Гитара
  • Город: Москва
  • Ближайшая станция метро: Кузьминки
  • Выезд на дом: возможен
  • Статус: Школьный преподаватель
  • Образование: Филиал Санкт-Петербургской консерватории г. Петрозаводск, факультет инструментального исполнительства, год окончания - 2002.

Преподаватель по игре на гитаре для начинающих и опытных игроков.
  Подготавливаю детей с 7 лет и взрослых, с "нуля" и уже играющих. Сольфеджио, развитие слуха и чувства ритма ребенка, ноты, подбор мелодий, импровизация. Обучение игре на гитаре (акустике), игре на электрогитаре гитаре и бас-гитаре начинающих и уже играющих учеников. Акустическая гитара: гарантированно быстро научу играть аккордами и подбирать мелодии самостоятельно, игра боем и перебором, звукоизвлечение. Электрогитара: постановка рук, основные технические приемы, игра метиатором, бэнды, тэппинг (игра двумя руками по грифу), игра с тремоло (машинкой), подбор соло и ритм партий, разбор известных композиций (Metallica, Deep purple и т...
  

  • Стоимость занятий: 1500 р./60 минут. При оплате 5 занятий сразу предусмотрен БОНУС.
  • Предметы: Гитара, Музыка, Сольфеджио, Вокал
  • Города: Москва, Королев, Лобня, Красногорск, Зеленоград
  • Ближайшие станции метро: Октябрьское поле, Щукинская
  • Выезд на дом: возможен
  • Статус: Частный преподаватель
  • Образование: Высшее гуманитарное образование. Музыкальная школа № 23 по классу гитары (1990 г.), Московский колледж импровизационной музыки (рок-колледж), факультет – гитара, специальность – инструментальное исполнительство, гитара (1993 г...

Лихо брать гитарные аккорды, быть центром внимания любой компании — о таком мечтают многие. Как научиться играть на гитаре, насколько это сложный и долгий процесс, получится ли сделать это самостоятельно?

С чего начать?

Для начала определитесь, с какой целью вы хотите научиться играть на гитаре? Если намерены стать профессиональным музыкантом, то без серьезной и долгой подготовки никак не обойтись. Тогда вам прямая дорога в музыкальную школу или на частные уроки с хорошим преподавателем.

Но, скорее всего, вы мечтаете просто научиться играть любимые мелодии, как говорится, для души — радовать своих друзей на посиделках и вечеринках.

Тогда осваивать азы гитарной науки придется самостоятельно. Есть старые добрые печатные самоучители, существуют и более современные варианты — видео-уроки, мастер-классы в Интернете, предлагающие аккорды для гитары популярных песен для начинающих , а также онлайн школы игры на гитаре.

Просмотрите разные варианты и выбирайте более подходящий, лучше — подробное пошаговое руководство, понятное и доступное.

Выбранный вами курс обучения должен ориентироваться на начинающих и строиться по принципу от простого к сложному.

Как выбрать гитару

Вы можете взять инструмент напрокат у знакомых, но лучше все же иметь свой собственный. Опытные гитаристы советуют: чтобы научиться играть на гитаре, начните с классического ее варианта. Хотя некоторые мастера игры рекомендуют акустику.

Новичкам подойдут нейлоновые струны — их легче прижимать пока не натренированными пальцами и будет меньше неизбежных болевых ощущений. На металлические струны перейдете, когда уже немного освоите технику игры. Звук от них ярче, громче и выразительнее. Нужно брать самые тонкие, предназначенные для акустической гитары.

Как научиться играть на гитаре — этапы обучения

Вначале нужно научиться базовым вещам:

  • правильной посадке — на краю стула, не сгибая спину, подставив под левую ногу стульчик;
  • умению держать музыкальный инструмент;

  • навыку расслаблять правую руку и свободно ею владеть;
  • правильному владению левой рукой, которой будете охватывать гриф (большой палец всегда держат параллельно ладам, им нельзя сильно давить на гриф).

Струны и номера ладов

Выучите обозначения струн и номера ладов на гитаре. Начинайте делать упражнения, например: первым пальцем левой руки берете первую струну третьего лада, большим пальцем правой руки зацепите струну для извлечения звука.

Делайте то же самое на другой струне и другом ладу. Поначалу пальцам будет больно, но придется потерпеть.

Изучение аккордов

Изучайте аккорды, являющиеся основой любой мелодии, все песни строятся именно на них. Выучите основные мажорные и минорные аккорды .

Простые мелодии

Когда изучили несколько аккордов, пробуйте отрабатывать их на простых песнях: «В траве сидел кузнечик», «Пачка сигарет», «Цыганочка», мелодия из кинофильма «Бумер».

Закреплять аккорды на песнях гораздо интереснее, чем просто механически их повторять. Вы должны чувствовать вдохновение и отдачу от своих первых гитарных навыков.

Чтение табулатур и аппликатур

Учитесь читать табулатуры и аппликатуры. Табулатуры используют, чтобы записывать музыкальные произведения. Вам следует освоить Guitar Pro — нотный редактор, который предназначен, чтобы создавать, редактировать и прослушивать гитарные табулатуры и нотные партитуры.


Аппликатуры представляют собой схемы, показывающие расположение пальцев рук на ладах и струнах гитары. Аппликатура помогает понять картину музыкального произведения и быстрее его разучить.

Переборы и баррэ

Осваивайте открытые аккорды, основные виды гитарного боя и переборов, аккорды баррэ. Если обучение проходит успешно, вы нарабатываете технику игры, совершенствуете виды аккомпанемента, дальнейшим этапом может стать искусство импровизации.

Музыкальная теория

Азы гитарного мастерства освоены и вам этого вполне достаточно — тогда музыкальная теория, в общем-то, не обязательна. Но если хотите совершенствовать свое мастерство, то знание нот, интервалов, темпа и ритма не повредит.

Умение играть на гитаре само не придет. Потребуются терпение, настойчивость и ежедневные занятия. У кого-то получится быстрее, кому-то придется потратить больше усилий. Главное — не отчаиваться, когда что-то не получается, а тренировать свои навыки.


Чтобы научиться игре на популярном инструменте, сколько времени в день лучше посвящать занятиям?

На первых порах обучения, в течение первого месяца можете заниматься по полчаса, но не меньше. Далее — по часу, полтора — смотря каким количеством свободного времени вы располагаете.

Месяца через 3 упорных занятий несложные мелодии вы сможете продемонстрировать своим друзьям, но это будут только первые шаги (использование некоторых аккордов, несложного перебора).

Опытные мастера утверждают, что на освоение гитары на самом элементарном уровне большинству потребуется около года.

К тому же, как скоро вы сможете научиться играть на гитаре, зависит от ваших музыкальных способностей, наличия или отсутствия подготовки — владеющие игрой на фортепиано освоят гитару быстрее, чем те, кто начинает с нуля.

Планируете более серьезный уровень игры — тогда терпения вам и настойчивых тренировок. Займет этот процесс от двух лет и более, смотря к каким вершинам гитарного мастерства вы стремитесь. Вам уже вряд ли обойтись без занятий с профессиональными педагогами.


Полезно, обучаясь играть на гитаре, тренировать мышечную память рук. Делать это можно во время просмотра телевизора или общаясь с другом, практикуя аккорды и положение рук, особенно левой (ее труднее тренировать).

Вам повезло, если имеете друга или хорошего знакомого, у которого можно поучиться мастерству игры на инструменте. Хотя бы один раз в неделю встречайтесь с ним, просто наблюдайте за его техникой исполнения, пробуйте играть вместе.

Научились нескольким мелодиям — сыграйте друзьям, пусть оценят, покритикуют, если надо, а у вас будет стимул двигаться дальше.

Сложные приемы игры вам могут и не пригодиться. Не теряйте время на их изучение, лучше тренируйте базовые навыки, которые будете использовать при игре на гитаре.

Учитесь играть под метроном, чтобы чувствовать темп и ритм музыки. Метроном научит вас контролировать движение рук и извлекать звук вовремя.

Не расстраивайтесь от первых неудач и не форсируйте события. Спешка совершенно ни к чему, если вы всерьез решили научиться играть на гитаре. Учитесь игре в том темпе, который вам по силам, не нужно переходить к более сложным вещам, если недостаточно освоили простые приемы.


Шаг за шагом, терпеливо и настойчиво — вот ваш путь к успеху. Но при этом не забывайте, что от обучения гитарному мастерству нужно получать удовольствие.

Пусть процесс нелегкий и сопровождается неудачами и разочарованиями (временными, конечно!), но он должен вам нравиться. А иначе зачем все эти труды и переживания?!



Рассказать друзьям