Самые знаменитые творения художника и архитектора александра брюллова. Художник карл павлович брюллов - биография и картины Александр брюллов картины

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Карл Павлович Брюллов родился в Санкт-Петербурге 12 декабря 1799 года. Его отец – Павел Иванович Брюлло был известным живописцем, и поэтому художественная судьба маленького Карла была определена сразу после его рождения. Все его братья занимались в Академии художеств, в которой преподавал их отец.

В детстве Брюллов очень много болел. До 7–ми лет он почти не вставал с кровати. Но его отец был очень строг к нему, и заставлял рисовать его положенное число фигурок, лошадок, наравне с остальными братьями. Если Карл не мог или не успевал это сделать, то самым меньшим наказанием для него было остаться без еды. А однажды за подобную провинность отец так ударил ребенка, что Брюллов остался глухим на одно ухо на всю свою жизнь.

В Академии художеств Карл учился хорошо, и превосходил всех своих товарищей. Учителя удивлялись, как хорошо рисует этот мальчик. Закончив Академию в 1821 с отличием, Брюллов вступил в Общество поощрения художников. Именно благодаря на средства этого общества он отправляется в Италию, настояв чтоб брат Александр, который закончил академию в один год с ним, ехал туда также. Именно к отъезду в Италию Карл Брюлло стал Карлом Брюлловым по настоянию Александра I.

Жизнь Брюллова в Европе

Брюллов посетил множество городов Европы, но Италия ему нравилась больше всего, и он провел тут более 12 лет. Именно здесь Брюллов состоялся как художник, стал известным и популярным мастером.

Жизнь в Италии протекала бурно и весело. К 1829 году Брюллов официально разорвал контракт с обществом поощрения художников, которое снабжала художника средствами на жизнь. Возможно, этому способствовал заказ у Брюллова картины « » русским богачом Демидовым. Картину Брюллов рисовал 6 лет.

Возвращение Брюллова в Россию

В 1834 году Брюллов был вызван в Россию императором Николаем I. Его картина «Последний день Помпеи» была выставлена в Академии художеств. Уезжаю из Италии он оставил там свою любовь – графиню Самойлову, которая также очень сильно любила художника.

В России Карл Павлович Брюллов стал героем. Его встречали с цветами и ликованием. Но личная жизнь в России оставляла желать лучшего. Он влюбился в Эмилию Тимм, которая была виртуозной пианисткой. Все было хорошо, но накануне свадьбы она призналась жениху, что давно живет со своим отцом. Все же они расписались, но после свадьбы ничего не поменялось. Отец Эмилии использовал эту женитьбу как прикрытие, и уже через 2 месяца Брюллову пришлось расторгнуть брак.

После этого случая пошли различные сплетни, и Брюллова отвергали практически повсюду. Художник стал часто болеть, а особенно не давало покоя ему его больное сердце. В 1849 году он уехал на лечение за границу, и, в конце концов, оказался в Риме в 1850 году. Там же он и умер через два года 23 июня.


10 декабря 1798 года родился выдающийся русский художник и архитектор Александр Павлович Брюллов . Его кисти принадлежат картины, иметь которые почитает за честь каждый музей. В Санкт-Петербурге находится немало зданий, построенных по проекту Брюллова. К сожалению, спустя десятилетия после смерти, имя Александра было незаслуженно забыто. Не последнюю роль в этом сыграла огромная слава его младшего брата Карла Брюллова, которая отодвинула в тень заслуги Александра.




Александр Брюллов родился в творческой семье в 1798 году. Его отец Павел Брюллов был академиком орнаментальной скульптуры, поэтому все семеро детей, так или иначе, были причастны к искусству. Отец не давал спуску мальчику, обучая его основам архитектурного дела. В 1809 году Александра приняли в Академию художеств за казенный счет, т. е. бесплатно. Обучение длилось 12 лет. После этого юношу и его младшего брата Карла посчитали лучшими учениками и оправили на несколько лет обучаться в Италию.



Александр был покорен античной архитектурой. Осенью 1824 года он отправился на развалины Помпеи, где приобщился к реставрации помпейских терм. Позже он создал несколько гравюр на эту же тематику. По возвращении в Петербург именно они принесли Брюллову звание архитектора Его Величества. Александр активно занялся реставрацией и возведением знаковых зданий в северной столице. Свой потенциал архитектор раскрыл при восстановительных работах Зимнего дворца, пострадавшего от пожара в 1837 году. После этого Александру Брюллову заказали перестройку Мраморного дворца и многое другое.





Кроме архитектуры, Брюллов увлекался живописью, литографией. Современники утверждали, что акварельные портреты Александру удавались лучше, нежели его не менее именитому брату Карлу.



Александр Брюллов прожил достаточно долгую и плодотворную жизнь, получив множество наград и регалий. Вот только с течением времени его имя вытеснилось славой младшего брата Карла Брюллова и предалось забвению.



Картины же самого Карла Брюллова вызывают немало споров среди искусствоведов. Так, например, историки долго спорили,

Лидия Карнаухова, Сергей Архангельский.

Александр Павлович Брюллов - портретист

Многим очень странно, а может и смешно покажется (особливо архитекторам-фанатикам, которые все, что ни есть линейка, циркуль и перпендикуляр, не хотят почитать), что архитектор занимается живописью; но вместо оправданий и исчисления долж­ного и недолжного занятия архитектора, я скажу только: сколько было людей, которые вмещали в себе множество различных способностей, сколько было художников, занимавшихся различными художествами с большим успехом. Хотя я слишком далек, чтобы дерзнуть причислить себя к числу людей, имеющих дар всеобъемлющий, однако никогда не устрашусь предпринять какой-нибудь труд, не имеющий отношения к архитектуре, если надеюсь быть в состоянии его выполнить.

Из письма А.П.Брюллова - П.А.Кикину

Профессор архитектуры Александр Павлович Брюллов (1798–1877) известен, прежде всего, как автор многих замечательных проектов зданий в Санкт-Петербурге и пригородах, один из главных архитекторов по «возобновлению Зимнего дворца» после декабрьского пожара 1837 года. По его проекту была построена знаменитая Пулковская обсерватория, уникальное сооружение, принесшее архитектору мировую славу. Более тридцати лет А.П.Брюллов отдал преподаванию в Императорской Академии художеств. Однако художественное наследие Брюллова открывает и другие грани его таланта - первоклас­сного рисовальщика, акварелиста, литографа, одного из лучших портретистов первой половины XIX века. «Ни в какую эпоху русского искусства не стоял, зато на такой высоте портрет акварельный. Творчество П.Ф.Соколова и братьев Брюлловых - его неоспоримая вершина», - писал классик советского искусствоведения А.А.Сидоров в своем фундаментальном труде «Рисунок старых русских мастеров» 1 .

Многие десятилетия столь высокая оценка мастерства Александра Брюллова парадоксальным образом соседствовала с забвением художника, «незаслуженным и несправедливым». Еще в 1924 году об этом напоминал А.Греч, автор первой монографической статьи о художнике, позднее в 1950-е годы - А.А.Сидоров. Основную причину такого забвения авторы видели, и с этим нельзя не согласиться, в огромной популярности Карла Брюллова, «лучами своей славы как бы отодвинувшего его <А.П.Брюллова> в тень» 2 . Однако как «мастер портретной акварели» Александр Брюллов «мало чем уступает знаменитому Карлу», имея «свою, ясно выраженную, очень оригинальную и своеобразную манеру» 3 .

За последние годы ни одно из значительных исследований, посвященных истории развития искусства акварели и камерного портрета в России, не обходилось без работ Александра Брюллова. Определенный вклад в изучение наследия портретиста внесли такие исследователи, как Н.И.Александрова, Э.Герловина , Е.В.Павлова, Е.Н.Петрова, Г.А.Принцева , И.М.Сахарова.

Наша статья выходит в преддверии большого выставочно-издательского проекта «А.П.Брюллов - портретист» - первого опыта монографического исследования творчества художника, инициатором которого является Государственный музей А.С.Пушкина в сотрудничестве со многими столичными и региональными музеями, московскими и зарубежными коллекционерами. В настоящее время известно около 150 портретов, исполненных мастером в технике акварели, рисунка, литографии, многие из которых будут представлены в альбоме-каталоге и на выставке. Предлагаемая статья проиллюстрирована небольшой коллекцией акварелей А.П.Брюллова из собрания Государственного музея А.С.Пушкина и некоторыми произведениями из Государственной Третьяковской галереи, Всероссий­ского музея А.С.Пушкина и Музея В.А.Тропинина и московских художников его времени.

Первые опыты Александра Брюллова-портретиста относятся к началу 1820-х годов, периоду пребывания в Италии. Однако, еще учась в Академии художеств, он показал себя как талантливый рисовальщик, не уступающий в мастерстве своему младшему брату Карлу. «Между моими первыми товарищами с малолетства необыкновенный талант в рисунке и в композиции проявляли два брата - Карл и Александр Брюлло » 4 , - писал соученик братьев по Академии, гравер Ф.И.Иордан. Огромную роль в развитии и становлении их таланта в детские и отроческие годы сыграл отец - Павел Иванович (Павел Георг) Брюлло (1760–1833), скульптор-орнаменталист , академик, педагог, происходивший из семьи потомственных художников Брюлло (Bruello , Brulleau ).

В семье П.И.Брюлло и его второй жены Марии Карловны, урожденной Шредер, в детях воспитывали внутреннюю дисциплину, уважение к труду, упорство в достижении намеченной цели, и сами родители всегда являлись для них нравственным примером. Юноша Александр Брюллов писал в своем дневнике: «Порядок есть гигантская сила для исполнения обширнейших и труднейших предприятий. Никакое предприятие не считать трудным и воображать всегда, что сделал еще очень мало, есть лучшее средство, идя, успевать за бегущим <временем>» 5 .

В 1810 году Александр был принят в Академию художеств на казенный счет пенсионером; на год раньше в Академию поступил его младший брат Карл. Как сыновья ее бывшего преподавателя и академика они были зачислены без конкурса. Художественная подготовка, полученная в семье, и необыкновенное трудолюбие позволили братьям стать одними из лучших учеников Академии. 30 марта 1812 года, на год раньше положенного срока, Брюлловы за отличные успехи были переведены из рисовального класса в гипсовый.

В «третьем возрасте», когда встал вопрос о выборе будущей профессии, пути братьев разошлись: Карл готовился стать историческим живописцем, Александр - архитектором. Очевидно, в выборе последнего сказались предрасположенность его к точным наукам, особенно к математике, склонность к кропотливой работе, требующей усидчивости и внимания. Учился он в классе архитектора А.А.Михайлова 2-го, «крупного мастера классицизма» 6 , о котором впоследствии всегда вспоминал с уважением и огромной благодарностью. 31 декабря 1820 года А.П.Брюллов окончил Академию художеств с аттестатом 1-й степени, званием художника 14-го класса и шпагой.

В 1821 году для усовершенствования практических навыков архитектора он, при содействии своего учителя А.А.Михайлова 2-го, поступил на службу в «Комиссию по построению Исаакиевского собора» на должность помощника по укладке фундамента, но занятий графикой не оставил. Одновременно А.Брюллов был привлечен к участию - рисованию с натуры и литографированию - в издании «Собрания видов Санкт-Петербурга и его окрестностей», предпринятому Обществом поощрения художников. Для этого альбома он исполнил по собственным оригиналам три литографии - «Сенная площадь», «Гуляние на островах» и «Адмиралтейство». Работа над видами Санкт-Петербурга, однако, находилась в сфере его профессиональных интересов архитектора. Здесь истоки той глубинной связи еще молодого архитектора с родным городом, выразившейся впоследствии в тактичном вкраплении его новаторских построек в общий городской ансамбль.

Общество поощрения художников по достоинству оценило его работу. Несмотря на то что при выпуске из Академии А.П.Брюллов не был удостоен золотой медали, Общество посчитало возможным оплатить пенсионерскую поездку за границу молодому талантливому художнику. В 1822 году Александр и Карл были отправлены на четыре года за границу.

Путешествие братьев можно проследить буквально по дням благодаря богатейшему эпистолярному наследию Брюлловых, опубликованному И.А.Кубасовым в 1900 году. Правда, писал в основном Александр - родителям, старшему брату Федору, сестрам, П.А.Кикину , одному из учредителей Общества поощрения художников, «принимавшему большое участие в деле отправления их в чужие края» 7 . Карл «замечается ленивым на пере» 8 и часто ограничивается лишь поклонами «любезным родителям». Письма Александра, обладавшего, безусловно, незаурядным литературным талантом, более информативны и содержат интереснейшие суждения не только об искусстве и архитектуре тех стран, где братья останавливались. Его занимала история государств, нравы народов, их населяющих, но более всего природа, особенно Италии, которой он был очарован. Он стремился передать свой восторг, рисуя прекрасные виды Италии, создавая подчас удивительные по силе и точности образы.

Путь братьев лежал через Ригу и Митаву в Германию, а затем в Рим, куда они приехали 2 мая 1823 года и пробыли почти год. «Бродя из одного края Рима до другого, из Колизея в Ватикан, оттуда на Trinita di monti или в какую-нибудь виллу за город и рисуя что-нибудь с древних остатков» 9 , Александр открывал для себя архитектуру древнего города. Работы с оказией пересылались в Петербург Обществу поощрения художников.

О его даре рисовальщика и акварелиста свидетельствуют зарисовки древних памятников итальянской архитектуры, которые он делал, выполняя главную задачу пенсионера - сбор материалов по истории мирового искусства. Это виды Сорренто, Неаполя, Сиракуз, Сицилии, открывавшие его восторженному и наблюдательному взору все новые и новые красоты. Эти виды «населены» людьми: отдыхающий на берегу моря босоногий итальянский мальчик, погонщик с ослом, молящаяся перед образом Святой Девы итальянка, пузатый аббат и тщедушный кюре, идущие по улице Сорренто. Многие из этих фигурок не просто стаффаж, оживляющий вид, - художник создавал характеры, то лиричные, то с оттенком юмора, то гротесковые.

Серией из трех рисунков ознаменовалось и его восхождение на Везувий 1 мая 1824 года, которое Александр Брюллов подробно описал родителям: «…наша компания состояла из 6 человек, один любезнее и веселее другого; именно же были: г. полковник Л.Н.Львов, г. Перовский, адъютант великого князя Николая Павловича, г. Цейгер , действительный статский советник из Петербурга, я и барон Шиллинг (все русские)… Прибыв в Портичи и взяв ослов, пустились вверх к Везувию. Дорога с каждым шагом становилась все поразительнее; с одной стороны необозримый и прекрасный вид, с другой стороны сады, хорошо обработанные, еще несколько шагов - и взору открывалась ужасная пустота застывших волн огненного потока лавы. <…> С каждым шагом встречались новые препятствия, так что, наконец, почти не мог уже вперед подаваться, утопая в песке и золе и катясь назад; но с большим усилием достигли вершины; солнце уже клонилось к западу, вся природа начинала покоиться, только в кратере раздавался глухой шум от падающих каменьев» 10 .

Наиболее значимые эпизоды этого увлекательного и трудного путешествия Александр Брюллов запечатлел в трех акварелях, хранящихся в собрании Русского музея. Это «путевой художественный репортаж» о реальных событиях, переданный с необыкновенным юмором, столь свойственным художнику. Работы не подходят под определение жанровых , настолько точны портретные характеристики каждого из изображенных.

Эту серию можно по праву назвать предтечей акварельных портретов, которые художник начал писать в 1824 году.

Впервые талант Брюллова-портретиста раскрылся в Сорренто, куда его пригласил адъютант великого князя Николая Павловича В.А.Перовский, «прекраснейший человек во всем свете», любящий, по выражению художника, «тихую жизнь и художества». Он исполнил эффектный портрет В.А.Перовского в полный рост, на берегу моря, заслуживший на выставке Общества поощрения художников «одобрение всех» 11 . Здесь же начал писать свой автопортрет.

В конце 1824 года Александр Брюллов обосновался в Неаполе, в доме на берегу залива, в квартире с видом на набережную Санта Лучия , которая служила ему и мастерской. В это время в Неаполь «наехало много чужестранцев, из коих очень много было русских, которые, увидев несколько портретов, сделанных мною в свободные минуты, почти шутя, пожелали, чтобы я сделал и для них», - писал Брюллов родителям 12 . Художник не придавал особого значения своим работам, создавая их, по его выражению, «почти шутя». Может быть, именно тогда и была им начата серия так называемых «террасных» портретов.

Художник начал с работ, сложных по композиции, где модели изображены в полный рост, с большим количеством аксессуаров. Это портреты 1824–1825 годов: княгини Н.С.Голицыной (ГМИИ им. А.С.Пушкина), княгини П.А.Голицыной (ГРМ),графини Е.А.Воронцовой и княжны Голицыной (ГРМ), графини Е.А.Воронцовой (частное собрание Р.Антинори , Италия), княгини М.А.Гагариной с дочерьми Марией и Леонилой (ГЭ), известный по автолитографии, графини Е.Ф.Тизенгаузен и Д.Ф.Фикельмон (ГМП). На первый взгляд эти акварели могут показаться однообразными: модель или модели, сидящие или стоящие на открытой террасе, с которой открывается вид на Неаполитанский залив, набережную и курящийся вдалеке Везувий. Однако повторяемость одного и того же пейзажного мотива была скорее продиктована просьбой заказчиц, желающих портретироваться на фоне памятного для них места, а не отсутствием фантазии у художника. Брюллов ни на одном из портретов не повторяется, избирая различные ракурсы, представляя Везувий и залив с различных точек зрения. Художник ведет взгляд зрителя за модели, туда, где плещется синий Неаполитанский залив, виднеются острова, курится Везувий и «беспрерывный шум, живость и веселье на улицах» 13 .

Не выявляя психологических характеристик моделей, он как бы помещает их в то пространство, которое уже «расчерчено» Брюлловым-архитектором. Уже в ранних его портретах более сказывается «искусство представления», чем «искусство переживания», которое было столь характерно для работ его современника П.Ф.Соколова. Фигуры моделей несколько условны: преувеличенно тонкие талии и маленькие, почти кукольные, ножки. В лицах, освещенных мягкими лучами неаполитанского солнца, преобладают желтоватые оттенки.

Заказов было так много, что Брюллову пришлось почти на полгода отложить отъезд из Неаполя. Он писал родителям: «У меня накопилось, наконец, столько работы, что я был в большом замешательстве оную кончить, и должен был работать, столько, сколько доставало <силы> и сколько позволяли глаза, а гулять позабыл совсем» 14 . Занятия портретным искусством увлекли его как профессионала. В то же время заказами он зарабатывал себе на жизнь, так как Общество поощрения художников нерегулярно высылало пенсион.

В 1825 году в Неаполе Александр Брюллов познакомился с Е.М.Хитрово, дочерью светлейшего князя М.И.Кутузова и супругой русского посланника во Флоренции Н.Ф.Хитрово. Елизавета Михайловна, человек восторженный, несколько экзальтированный, но не­обыкновенно добрый, тонко чувствующий все прекрасное (недаром ее дружбой так дорожил А.С.Пушкин), видимо, не только оценила мастерство начинающего портретиста, но и поняла всю сложность его материального положения, а главное - способствовала его карьере. «Одна русская, госпожа Хитрово, - писал Брюллов родителям, - быв у королевы, случайным образом разговорилась о моих портретах; ея величество пожелало их видеть, и мне предложили сделать портреты королевской фамилии (накануне почти моего отъезда). Я их уже кончил, все были чрезвычайно довольны; до сих пор я сделал только три: короля, королевы и принцессы, старшей их дочери, цельные фигуры на бристольской бумаге; мне заплатили довольно хорошо, и королева подарила мне еще часы и просила еще налитографировать эти портреты. По возвращении их из Милана буду делать и других принцессят (их около десяти)» 15 . Именно благодаря столь удачно сделанным портретам художник получил разрешение неаполитанского короля на работу по обмеру и описанию - созданию проекта реставрации - помпейских терм. За альбом «Помпейские термы», изданный в Париже в 1829 году, А.П.Брюллов был удостоен звания члена-корреспондента Академии художеств в Париже, действительного члена Лондонского королев­ского института и Академии искусств в Милане. Эти звания сыграли не последнюю роль в назначении А.П.Брюллова 22 октября 1830 года «архитектором Двора Его Императорского Величества» 16 .

Интенсивность работы в Париже, куда художник прибыл в конце августа 1826 года, подготовка к изданию альбома «Помпейские термы», освоение техники литографирования в мастерской Энгельмана , посещение лекций по механике в Сорбонне и архитектуре в Королевской школе искусств, знакомство с новейшими усовершенствованиями французов в конструкции театральных зданий, поездка в Англию не позволяли Брюллову так же много заниматься портретной акварельной живописью, как он мог себе это позволить в Италии. Акварелей 1826–1829 годов известно мало. В этот период он обращается к более динамичному, быстрому рисунку карандашом, к которому впоследствии прибегал редко. Каждый из его карандашных портретов является своего рода шедевром, будь то почти моментальный портрет В. Скотта (1826; ВМП ) или продуманный во всех деталях портрет графини М.Г.Разумовской (1826–1829; ГРМ).

«На сих днях мне случилось нарисовать маленький портрет с Вальтер-Скотта самым необыкновенным образом, - с гордостью писал А.Брюллов отцу. - Для него княгиня Голицына сделала вечер, и пригласила меня воспользоваться случаем, если можно, сделать его портрет так, чтобы он этого не знал; я попробовал и, как все говорят, успел совершенно, даже говорят, что ни один из существующих портретов так не похож, как мой» 17 .

В этой небольшой работе сказалось необыкновенное мастерство А.П.Брюллова-рисовальщика . Нельзя не согласиться с А.А.Сидоровым, считавшим, что в лице К.П.Брюллова и «его брата Александра, а затем Александра Андреевича Иванова русское искусство приобрело подлинно замечательных мастеров рисунка» 18 .

Уже современники Брюллова по достоинству оценили эту работу, а дочь писателя, мисс Анна Скотт, «нашла его очень похожим». В 1827 году в России С.М.Галактионовым была сделана гравюра пунктиром, точно повторяющая рисунок А.Брюллова. В Париже Брюллов исполнил автолитографию, несколько изменив лицо модели, сделав его более аскетичным и накинув на левое плечо пальто, а на локоть - клетчатый плед. Портрет был лито­графирован в мастерской Г.Энгельмана и является одной из первых работ художника в этой технике.

Осенью 1829 года А.П.Брюллов вернулся в Россию. Звание придворного архитектора открыло для него широкое поле деятельности: он получает заказы от императорского двора и частных лиц, с 1831 года исполняет должность профессора архитектуры в Академии художеств. Однако слава художника-портретиста продолжала «преследовать» его и в России: в 1830-е годы Брюллов много работал на заказ, создавая такие жемчужины акварельного искусства, как портреты графини Н.В.Строгановой (ГТГ), Е.П.Полторацкой и графини О.П.Ферзен (ГРМ), Н.Н.Пушкиной, Е.И.Загряжской, Л.А.Перовского, М.М.Сперан­ского (ВМП), Д.С.Львова, княгини С.А.Львовой (ГМП), неизвестной в тюрбане (Галерея Попов и К о ), неизвестного на фоне пейзажа с пахарем (Музей В.А.Тропинина и москов­ских художников его времени) и некоторые другие.

В 1830-е годы А.П.Брюллов писал в основном портреты погрудные или поколенные, что определяло их небольшой формат, в сравнении с произведениями 1820-х годов. Менялось и их колористическое решение. В портретном творчестве Брюллова этого периода можно выявить две большие серии. Это разделение заложено в самой природе искусства акварели, стоящей на грани графики и живописи.

Работы первой серии более декоративны, театральны. Это двух, реже трехфигурные композиции, со множеством тщательно выписанных деталей. Как правило, такие акварели особенно изысканны, блестящи, отличаются характерным «жемчужным» колоритом. Художник использует в них большую «растяжку» холодных тонов, о чем писал А.Греч, указывая на «пристрастие художника розовому тону». Действительно, портреты этой серии, такие как великой княжны Марии Николаевны и великого князя Александра Николаевича (? (Музей В.А.Тропинина и московских художников его времени), Д.С.Львова. М.О.Смирнова (ГМП), графини Е.Н.Чернышевой с дочерьми Елизаветой и Александрой (Галерея Попов и К о , Париж), великих княжон Марии и Ольги в маскарадных костюмах (ГРМ), написаны с преобладанием холодных, розоватых тонов.

Однако художник использовал и другие колористические решения, в которых преобладает гамма «теплых», даже «горячих» тонов. Эта серия портретов, в отличие от первой, более графичной , интенсивнее, насыщеннее по краскам, живописнее. Как правило, вторая серия менее усложнена и композиционно. Таковы портреты: Е.П.Полторацкой (ГТГ), княгини С.А.Львовой (ГМП), А.А.Оленина, Е.П.Полторацкой, неизвестной в соломенной шляпе (А.А.Сенковская ), неизвестной из семьи Раль (ГРМ), неизвестного на фоне пейзажа с пахарем (Музей В.А.Тропинина и московских художников его времени) и многие другие.

В наследии Брюллова-портретиста 1830-х годов неизвестны авторские повторения, что так характерно для творчества его современников, П.Ф.Соколова и В.И.Гау . Работа архитектора требовала полной самоотдачи и оставляла мало времени для занятий портретным искусством. Его произведения, если использовать современный термин, можно назвать эксклюзивными. Тем больший интерес вызывает небольшое число портретов, сохранившихся в двух вариантах - законченном подписном и незавершенном, без подписи художника.

Сравнивая эти портреты, пытаясь объяснить, почему один из них Брюллов оставил незаконченным, яснее представляешь технику работы художника, приближаешься к пониманию мастерства акварелиста. На первый взгляд портреты Т.Б.Потемкиной из собраний ГМП и ВМП абсолютно идентичны и различие лишь в том, что первый не прописан полностью акварелью: в карандашном рисунке остались левая рука модели, опирающаяся на столик, правый рукав и низ платья. Однако если посмотреть внимательней, то отличий в портретах гораздо больше и они столь значительны, что создают две различные образные характеристики модели. Иконографически это, безусловно, одно и то же лицо, но на незавершенном портрете, сделанном с натуры, оно написано более обобщенно. Художник в окончательном варианте уточнил отдельные его части: смягчил теневую моделировку вдоль и под носом, по-иному обработал блик на его кончике - и изменилась форма носа - он стал прямее. Белки глаз он сделал более светлыми, слегка уточнил форму век. Верхняя губа модели на законченном портрете чуть вздернута, тогда как на акварели из собрания ГМП на губах изображенной - полуулыбка. Все эти, казалось бы, небольшие уточнения изменили выражение лица: на незавершенном портрете модель выглядит нежнее, лиричнее, тогда как на законченном художник создал более определенный образ, придав модели больше светского лоска. Брюллов внес уточнения в рисунок кисти руки: удлинил мизинец и средний палец, хотя рука и на незавершенном портрете превосходно прорисована тончайшим контуром.

В акварелях заметны и колористические отличия. Если на незаконченном портрете лицо написано в холодных тонах (видимо, художник предполагал в дальнейшем класть желтые лессировки) и нет общности колорита в фигуре и фоне, то на втором портрете лицо и фон стали более теплыми - фигура органично вписана в пространство. Лицу модели Брюллов придал ту неповторимую мягкость, бархатистость, которая столь свойственна его акварелям. Сравнение двух портретов показывает, как художник «шлифовал» рисунок, добиваясь его виртуозной точности и цельности колористического решения в окончательном варианте.

Портреты работы Александра Брюллова 1840-х годов немногочисленны. Активная профессиональная деятельность его как архитектора и педагога не оставляла времени для иных занятий. В это время круг портретируемых сужается, ограничиваясь в основном родственниками и близкими знакомыми художника. Большая часть этих листов хранится в собрании Государственного Русского музея.

За рамками этой статьи осталось многое: проблема авторства в портретах, традиционно приписываемых А.П.Брюллову, и тесно связанный с ней вопрос об эталонных, авторских и фальшивых подписях на его работах, новые иконографические открытия. Все это будет представлено знатокам и ценителям камерного портрета и творчества художника в альбоме-каталоге «А.П.Брюллов - портретист» и на выставке, которая откроется вскоре в залах Государственного музея А.С.Пушкина.

Брюллов Карл.
Портрет архитектора и художника А. П. Брюллова. 1823-1827.
Русский музей, Санкт-Петербург,


Александр Павлович Брюллов (29 ноября 1798,Санкт-Петербург - 21 января 1877) — русский архитектор, художник. Профессор архитектуры Императорской Академии художеств, старший братКарла Павловича Брюллова .
Старший брат Карла Брюллова , Александр известен главным образом как талантливый архитектор. По его проектам построены в Петербурге здания Михайловского театра (ныне Малый театр оперы и балета им. М. П. Мусоргского, 1831-33), лютеранской церкви Святых Петра и Павла на Невском проспекте (1833-38), Пулковской астрономической обсерватории (1834-39), Штаба гвардейского корпуса на Дворцовой площади (1837-43) и др. Он участвовал также в восстановлении залов Зимнего дворца после пожара 1837 г.
Александр Павлович Брюллов родился 29 ноября 1798 года в Санкт-Петербурге в семье «академика орнаментной скульптуры»Павла Ивановича Брюлло , который был его первым учителем.
Вместе с младшим братом Карлом в 1809 году был принят в Академию Художеств, на казённый счёт, а в 1822 году на счёт Общества поощрения художеств они были отправлены на 6 лет за границу.
Зиму братья провели в Мюнхене, а в мае 1823 года они прибыли в Рим. С особенной любовью Брюллов изучал развалины древних городов, для чего в 1824 году вместе с Александром Львовым посетил Сицилию, а осенью того же года Помпеи, где усердно занялся реставрацией помпейских бань. К 1826 году им были уже выполнены помпейские термы, в гравюрах Сандса изданные затем в Париже, а текст к ним был напечатан на французском языке только в 1829 году. 1827 год Брюллов провёл в Париже, где слушал курс механики в Сорбонне и посещал лекции Бюона по истории архитектуры. Отсюда Брюллов ездил в Англию, Шартр и другие места, а в 1829 году вернулся в Санкт-Петербург.


Наталья Николаевна Пушкина-Ланская (урожденная Гончарова),
жена русского поэта Александра Пушкина. Картина Александра Брюллова (1831).

«Помпейские термы» доставили Брюллову звание архитектора Его Величества, члена-корреспондента Французского института, члена Королевского института архитекторов в Англии и звание члена Академий художеств в Милане и Петербурге.
Однако современники ценили в Александре Брюллове не только архитектора, но и художника-графика. Он много рисовал, писал акварелью, увлекался литографией. А. П. Брюллов происходил из потомственной художественной семьи. Вместе с тем как художник он развивался довольно самостоятельно, что свидетельствует о сильной индивидуальности и несомненном таланте.В 1816 и 1819 гг. юноша получил серебряные медали за рисунки с натуры и архитектурные чертежи.
Ещё живя в Неаполе, откуда он и ездил в Помпею, написал портреты Неаполитанского королевского семейства, а для императрицы Марии Фёдоровны (1759—1828) — рисунок амфитеатра Флавия. В Париже 1837 году им был исполнен на вечере у княгини Голицыной наиболее схожий портрет Вальтера Скотта (с пледом на шее), который художник сам перевёл на камень.
В 1830 году в Петербурге Брюллов выставил акварельный портрет князя Лопухина, в 1831 году написал акварелью портрет императора Николая Павловича, окруженного кадетами разных корпусов.
В 1831 году Александр Павлович Брюллов женился на баронессе Александре Александровне фон Раль (1810—1885), младшей дочери придворного банкира барона Александра Александровича фон Раля (1756—1833) от брака с Елизаветой Александровной Мольво (1768—1843), как и все дочери барона, получившей хорошее домашнее воспитание.


И.И.Липин.Портрет Александры Александровны Брюлловой, 1859г.

В семье Брюллова родилось девять детей; трое старших сыновей и дочь умерли малолетними. Ближайшими родственниками Брюллова стали женатые на старших дочерях барона Раля журналист и писатель О. И. Сенковский (жена - Аделаида (Адель;1806—1859)) и генерал Ф. Ф. Шуберт (жена - Софья; 1801—1833)).
Брюллов прожил в удачном браке с женой 46 лет. В доме супругов в Петербурге, а в летние месяцы на даче в Павловске, бывали К. Брюллов, М. Глинка, Нестор Кукольник, Н. Гоголь. Сама Александра Александровна была талантливым музыкантом, и в их гостиной устраивались музыкальные вечера.
Александр Павлович Брюллов умер 21 января 1877 года в своём особняке. Архитектора похоронили в Павловске.



Автопортрет, 1830 г.

А.П.Брюллов. Портрет княгини С.А.Львовой. 1830-е годы. Государственный музей им. А.С. Пушкина.
Княгиня Софья Алексеевна Львова,урожденная Перовская (1811-1883)
— внебрачная дочь графа А.К.Разумовского, сестра братьев В.А. и Л.А. Перовских,
впоследствии жена князя В.В.Львова (1804-1856), писателя, цензора.
Родственница А.К.Толстого и братьев Жемчужниковых, знакомая И.С.Тургенева

Портрет молодой женщины с книгой, 1839

Портрет А.А.Брюлловой, жены художника.1830.Государственный Русский музей


Портрет светлейшего князя А.А.Суворова.около 1830 г.


Портрет детей Ф. Ф. Шуберта, племянники художника.1835

Бакунина Екатерина Павловна (1795-1869).1834

Софья Александровна Волкова (1812-1833), ур. Саблукова.
Двоюродная сестра Е. П. Бакуниной.1831.Третьяковская галерея, Москва

Портрет двух подруг и фрейлин - графини Екатерины Артемьевны Воронцовой (1780-1836)
и княжны Елены Михайловны Голицыной (1776-1856) 1824-1825.Третьяковская галерея, Москва

Портрет княгини Натальи Степановны Голицыной,
ур.Апраксиной Акварель, 1822. Музей Пушкина

Татьяна Борисовна Потемкина (1797-1869), ур. Голицына 1830-е

Портрет С. А. Соболевского. 1832 1832

Баронесса Наталья Викторовна Строганова (1800-1854), ур.Кочубей.
начало 1830-х гг. Третьяковская галерея

Портрет Александры Федоровны Шуберт (1824 - 1901),
жена Н. Ф. Аделунга. нач. 1840-х гг.

Будущий великий живописец родился 12 декабря 1799 г. в Петербурге, в семье художника, рисовавшего замечательные миниатюры Павла Брюлло – потомка гугенота. Они толпами оставляли свою родину в 1685 г., когда король Людовик XIV издал указ, отменяющий Нантский эдикт. Настало время, когда повсюду преследовали протестантов.

Творческая судьба Карла была предопределена с рождения – его отец был живописцем в 3-м поколении; его 5 сыновей (Карл – средний) получили образование в Академии художеств, где он преподавал, и стали живописцами.

Карл имел очень слабый иммунитет, много болел и до семи лет почти все время проводил в постели. Его отец – масон по убеждению, считал, что каждая минута непременно должна быть потрачена с пользой. Он сам занимался воспитанием мальчиков, требуя, чтобы те ежедневно рисовали, причем задания были немалыми. Если кто-то не выполнял всю норму, то лишался обеда. Один раз рассердившись он ударил мальчугана за незначительную шалость, и тот всю жизнь был глух на одно ухо.

В 1809 г. Карла и его старшего брата приняли без экзаменов в Академию художеств. Наставники быстро отметили, что среди одноклассников с Карлом никто не мог сравниться в рисовании, – он получал награды, как говорили его учителя «целыми пригоршнями», поражая всех своим талантом и уникальными способностями.

С триумфом окончив Академию в 1821 г. и получив отличный аттестат, Карл становится пенсионером Общества поощрения художников (ОПХ) и на эти средства они с братом отправляются в Италию.

Десять месяцев братья медленно с остановками двигались через европейские страны, посетив многие города Двенадцать прекрасных лет своей жизни Брюллов прожил в Италии, На этой благословенной для всех художников земле, он состоялся как талантливый живописец. За эти годы произошло много событий в Европе, в частности, они отмечены непримиримой борьбой между классицизмом и романтизмом. Принимает в ней активное участие и Брюллов. Основные «битвы» проходили в Париже, где на классиков Давида и Энгра «нападали» художники под руководством Делакруа.

Во Францию живописцев из России с 1789 г. не допускали – они проживали в Риме. Брюллов был очарован великолепной живописью эпохи Возрождения, но искал свой путь. С сюжетами, предложенными Академией он вскоре распрощался. Его произведения «Итальянское утро», «Итальянский полдень», «Всадница» и другие поставили художника в ряд с лучшими живописцами Европы. Однако вызвали недоумение ОПХ, которое выплачивало ему денежные средства. Карл в 1829 г. разорвал отношения с ОПХ и отказался от помощи.

В это время Карла привлек сюжет из жизни Древнего Рима, а затем богатый промышленник А. Демидов предложил художнику написать картину по этому сюжету. Брюллов писал это произведение почти шесть лет. Произведение было своеобразным ответом живописца на вопросы, волновавшие тогда молодых художников. Он стремился примирить в своей работе классицизм и романтизм. Результат был ошеломительный – "Последний день Помпеи» ждал оглушительный триумф во всех странах Европы. Полотно экспонировалось в Париже и было награждено Большой золотой медалью. Затем, подарок Демидова императору, был выставлен в Академии художеств. Полотно Брюллова привлекло так много народа, что посмотреть на него выстраивались длинные очереди.

Брюллов покинул Италию по вызову Николая I, оставив свою любовь. Графиня Юлия Самойлова – русская красавица – о её романах слагали легенды. По их частой переписке видно, что это была страсть. Юлия была музой Брюллова, она, блистает на многих его картинах.

Россия встретила «Великого Карла», как стали называть его после этого триумфа, с ликованием. Приемы в его честь устраивались в самых знатных домах столицы и Москвы. Брюллов познакомился со многими лучшими представителями культуры и искусства. Теплая искренняя дружба связала его с М. Глинкой и Н. Кукольником. Но не все было так гладко... Пушкин писал: «Брюллов возвращается нехотя, боясь сырого климата и неволи». Нежелание возвращаться имело под собой серьёзные основания – Николай I, был взволнован настроениями, царившими в Европе, «закручивал гайки». Отношения императора и живописца были напряженными – Брюллов по натуре был слишком свободолюбив. Действительно, вызывает большое удивление – он не написал ни одного портрета русского монарха, под разными, часто надуманными предлогами, отказывался от подобных заказов, – на этот счет есть несколько сохранившихся воспоминаний его современников.

Художник приступил к созданию полотна «Осада Пскова С. Баторием», которое, как он говорил, очень скоро превратилось в «Досаду от Пскова». Он писал его восемь лет, а затем забросил. На запись в класс проф. Брюллова К. П. появилась огромная очередь. Его благодарными учениками были: Чистяков, Шевченко, Федотов, Ге.

Личная жизнь великого живописца не сложилась. Он полюбил Эмили Тимм, дочь градоначальника Риги. Она согласилась стать его женой, но перед свадьбой Эми призналась, что, уступила домогательствам отца и продолжает с ним интимные отношения. Однако молодые обвенчались. Но отец Эми принимал её замужество как прикрытие, чтобы продолжать эти отношения. Через пару месяцев брак был расторгнут. «Великий Карл» был ославлен. Сплетни не прекращались, его перестали принимать во многих столичных домах.

Художник часто болел, мучили проблемы с сердцем. В 1849 г. он покинул Россию, путешествуя по Европе, остановился на о. Мадейра. Через год Брюллов, посетил Испанию и оттуда переехал в любимый Рим. Он подружился с семьей Анджело Титтони, соратника Гарибальди по революционной борьбе.

11 июня 1852 г. К. П. Брюллов покинул этот мир в Манциане, расположенном недалеко от Рима, там были прописанные ему врачом минеральные воды... Утром ещё ничего не предвещало трагедии, но после обеда он неожиданно почувствовал удушье, и через три часа будучи до последнего вздоха в сознании, скончался.

Похоронен Карл Брюллов в Риме на кладбище Монте Тестаччо. Величайшему живописцу девятнадцатого столетия было всего пятьдесят два года.

Наталья Абдуллаева



Рассказать друзьям