Семья в живописи. Иванов С.В

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Далеко не каждый художник решится написать детский портрет, образы детей на полотнах появились достаточно поздно. Конечно, и ранее живописцы стремились изобразить детей, но они больше напоминали миниатюрные копии взрослых людей, а вот детскую непосредственность, особенности характера, движения, жесты передать достаточно сложно.

На такие картины очень приятно смотреть, а вот рисовать малышей трудно, ведь заставить ребенка несколько часов позировать художнику очень сложно. Тем не менее, известным художникам это прекрасно удалось, об их картинах мы и поговорим.

Пьер Огюст Ренуар оставил немало наследие, среди его картин немало и изображений детей. Дети, вглядывающееся в страницы книг или ребенок, прислонившийся к боку матери - все изображено настолько правдиво и красиво, что просто невозможно удержаться.

Невозможно не упомянуть и художников, писавших детские портреты. Западноевропейским мастерам потребовалось несколько столетий, чтобы усовершенствовать духовную сферу детского портрета, русские художники достигли удивительных результатов ускоренными темпами. Детские образы в живописи наполнены удивительным светом, они трогательные и нежные. Портрет Строганова кисти Жана Батиста Греза, Мика Морозов и Дети, написанные русским живописцем Серовым, Голова Мальчика, написанная Тропининым, Харламов «Голова девочки» и другие.

Диего Веласкес также очень яркий представитель золотого века испанской живописи. Известен он, в первую очередь, портретами, в том числе и детскими, а также жанровыми композициями. Будучи придворным художником, он писал портреты королей, их придворных, а также членов семьи. Особого внимания в данной рубрике заслуживают портреты инфантов: костюмы той эпохи, мягкие очертания лиц, еще по-детски угловатых, прекрасное сочетание оттенков.

Вспоминая картины, на которых присутствуют маленькие дети, давайте обратимся к образу Мадонны с младенцем. Из наиболее ярких шедевров выделяется картина Леонардо да Винчи и Рафаэля. Образы, созданные кистью этих мастеров, знакомы всему миру.

Многие зарубежные художники изображали детей, создавая особую композицию. Вроде бы дитя и основное действующее лицо, и в то же время является участником происходящего действа. Яркий тому пример - картина «Балованное дитя» Жана Батиста Греза. У наблюдателей она вызывает самые противоречивые эмоции: и сочувствие к няне, и негодование по отношению к ребенку. «Ремня бы ему хорошего» - скажут многие, но ведь и по сей день балованные отпрыски встречаются во многих семьях, так что вполне можно утверждать, что художник стремился отобразить социальные проблемы общества.

Совершенно противоположные ощущения от картины Шардена «Молитва перед обедом». Мама, подающая еду на стол, одухотворенные лица двух дочерей, произносящих молитву перед трапезой - казалось бы, персонажи те же, женщина и ребенок, но как меняется атмосфера!

«Девочка на шаре» - известное полотно Пикассо, гибкая и изящная фигурка ребенка балансирует на неустойчивом шаре, а богатырь-силач наблюдает за постановкой номера. Казалось бы, простой сюжет, но тем нее менее, эта картина известна ценителям из разных стран мира.

Давайте не будем забывать и о русских живописцах, на полотнах которых присутствуют дети. Прежде всего, «Наездница» Брюллова. Конечно, центральное место на картине отведено красоте лошадей - настолько тонко и утонченно изображать этих животных умел только Брюллов. Но приглядитесь повнимательнее: возле ограды с восторженным видом наблюдает за мамой девочка в розовом платьице. Милые темные кудряшки, большие карие глаза, блестящие от азарта, точеные губки - эта девочка настоящая красотка из аристократической семьи!

«Первый снег» Пластова представляет нашему взору другую картину: убогая изба из сруба, покосившиеся ступени, грязный двор - и с неба падает чистый беленький снежок. Дети, живущие в нищете, редко видят что-то, сверкающее чистотой, возможно, именно поэтому они так радуются первому снегу.

Щемящая жалость и тоска одолевает сердце и при взгляде на картину «Тройка» Перова, ученики мастерового, которым от силы 10 лет, везут тяжелую замерзшую бочку с водой. Усталость, отчаяние явственно читается на их лицах и просто не может тронуть сердца случайных зрителей.

Легкая грусть возникает и при взгляде на картину Васнецова «Аленушка». Наверное, нет нужды пересказывать всем известную сказку, всем понятно, по кому тоскует старшая сестрица, сидя на большом камне и глядя в мутную воду пруда.

Дети, пускающие мыльные пузыри кисти Иванова и Купание младенца Кустодиева - это яркий пример детской беззаботности, который умиляет и вызывает улыбки. Сельская бесплатная школа Морозова - другая ретроспектива, но на лицах детей можно прочесть все эмоции: от заинтересованности до откровенной скуки.

«Птицелов» кисти Перова, «Не ждали» Репина, «Дети, бегущие от грозы» Маковского - это яркие примеры того, как по-разному можно вместить образы детей в общую композицию.

Раскрывая тему изображения детей на картинах известных художников, стоит вспомнить и о картине В.Серова «Девочка с персиками». Полотно выполнено в нежных пастельных тонах и как нельзя лучше подчеркивает хрупкость и нежность юности. Это одна из лучших и наиболее запоминающихся картин художника.

Советский реализм отображен на картине «Опять двойка». На полотне изображена семья, встречающая из школы сына. Девочка в пионерском галстуке и уставшая мама с укором смотрит на непутевого сына и брата, младший сын пока не понимает, в чем дело, и кажется, что одна только собака рада тому, что ее маленький хозяин вернулся из школы. Жизненная картина, которая наверняка случалась в жизни многих людей, когда они были детьми.

И, наконец, один из самых позитивных и добрых современных художников - американец Дональд Золан. Только человек, искренне любящий и понимающий детей, может создавать такие чудеса. Мечтательность и озорство, грусть и непосредственность - дети на картинах Золана разные, но все они напоминают о том, что детство - это действительно счастливая пора, пробуждающая удивительные воспоминания у взрослых.


Вряд ли это самый первый в истории русской живописи. Его стоит поискать в древнерусских книжных миниатюрах и на фресках. Но наверняка «Портрет А.Я. Нарышкиной с детьми Александрой и Татьяной»– один из самых ранних семейных портретов маслом в России.

Мода на портреты появилась при Петре I, когда придворным пришлось их заказывать в угоду императору, подражая европейскому обычаю. Детей в то время было принято изображать маленькими копиями взрослых . Обе девочки на картине одеты в платья «как у мамы» и причесаны, как взрослые женщины.

Художник тщательно прописывает и рисунок на ткани платья, и перья в волосах, давая понять, что перед нами богатая и знатная дама с детьми. Однако в разрез с официальностью семейного портрета, девочки на полотне по-детски льнут к матери, а она нежно обнимает младшую дочь.

2. В.А. Тропинин - «Портрет А.В. Тропинина» (примерно 1818 г.)

Художник пишет портрет своего десятилетнего сына Арсения. Видно, что он хочет показать живость и непосредственность ребенка. На это указывают и поворот головы, и заинтересованный взгляд мальчика.

И тем не менее и манера, в которой работает мастер, и поза ребенка больше подходят взрослой модели благородных кровей. При том, что сам Тропинин не был ни благородным, ни даже свободным человеком . Художник был крепостным и получил свободу только в 1823 году в возрасте 47 лет.

3. В.А. Серов - «Портрет Мики Морозова» (1901 г.)

Интерес к личности и внутренней жизни ребенка усилился к началу XX века. Это хорошо видно на знаменитом портрете 4-летнего Мики, сына известного русского мецената Михаила Морозова .

Все внимание художника сосредоточено на мальчике. Взгляд зрителя не отвлекается ни на кресло, ни на серо-коричневую стену, зато от ребенка и его широко распахнутых глаз невозможно оторваться . Глядя на непоседливого мальчишку, который явно знает сто способов провести время интереснее, чем просто сидеть в кресле, и не подумаешь, что он станет театральным критиком и литературоведом, знатоком творчества Шекспира. А ведь эта работа потребует от него в будущем немалой усидчивости.

4. В.А. Серов - «Девочка с персиками» (1887 г.)

На другом знаменитом портрете кисти Валентина Серова изображена 11-летняя Вера Мамонтова. Он написан за несколько лет до картины с Микой Морозовым. Художник, по его собственным словам, добивался свежести и законченности, которые бывают в жизни, но пропадают в живописи. Чтобы добиться этого эффекта, Серов заставил девочку ему каждый день на протяжении почти двух месяцев .

5. М.А. Врубель - «Девочка на фоне персидского ковра» (1886 г.)

Михаил Врубель часто оставался без гроша в кармане, так что порой ему приходилось относить свои картины в ссудную кассу. Тогда художник решил написать портрет дочери владельца этой ссудной кассы. Он заранее был уверен, что продаст картину отцу девочки за хорошие деньги .

Однако ростовщику не понравилась ни сама картина, ни ее замысел: маленькая восточная положила руки на розы и кинжал, символы любви и смерти. Выкупать портрет он отказался.

6. В.М. Васнецов - «Аленушка» (1881 г.)

Сказочные сюжеты – одна из любимых тем в творчестве Виктора Васнецова. Но на этот раз художник вовсе не планировал писать сказку. Сначала выполненная в 1880 г. картина называлась «Аленушка (Дурочка)» .

Словом «дурочка» могли называть сироту или юродивую, так что художник задумал и исполнил комментарий о тяжелой жизни русских сирот. Лишь через год, когда Васнецов переработал полотно, а публика познакомилась со сказкой, сложился живописный образ сестрицы Аленушки.

7. Н.П. Богданов-Бельский - «У дверей школы» (1897 г.)

Совсем другую детскую жизнь мы видим на картине «У дверей школы». Полотно показывает не только бедность крестьян, но и их желание изменить свою судьбу. Однако самое интересное в этой работе то, что она автобиографичная .

Николай Богданов-Бельскийбыл сыном бедной батрачки и получил образование только благодаря такой же, как на картине, сельской . Точно так же, как изображенный здесь мальчик, будущий художник пришел учиться. Его приняли в школу, заметили его дарование и в дальнейшем он завершил образование в Императорской Академии художеств под руководством Ильи Репина.

8. В.Г. Перов - «Тройка» (1866 г.)

Василий Перов считал, что крестьянская жизнь и тяготы, которые беднякам приходится переносить с рождения и до смерти, должны стать важной темой живописи. В работе «Тройка» он обратился к ужасной проблеме – безжалостному использованию детского труда .

Дети, часто деревенские, нанимались в то время в услужение за гроши и фактически становились собственностью своего хозяина. Художник показывает, насколько они беззащитны перед любым его требованием, даже таким бесчеловечным, как перетащить на санях огромную бочку воды в лютый мороз.

9. З.Е. Серебрякова - «За завтраком» (1914 г.)

Перед зрителем домашняя сценка: бабушка уже разливает суп, а дети не хотят есть без мамы и ждут, когда она тоже сядет за стол. Видно, что их с малолетства приучают к застольному этикету. Стол покрыт белой скатертью, рядом с тарелками лежат салфетки.

Эту картину иногда называют «За обедом», потому что на столе стоит супница . Однако в то время во многих домах было принято около 8 утра ставить на стол что-то легкое, например, молоко и выпечку, а в полдень устраивать так называемый большой завтрак с супом.

Семен Чуйков родился в Бишкеке (Киргизия) и именно с родными землями связан один из самых известных его циклов – «Киргизская колхозная сюита». Художник начал эту серию картин в 1939 году, но вмешалась война, и закончить ее он смог только в 1948 году – полотном «Дочь советской Киргизии».

Спокойная девочка свободно идет с книгами в руках по полю. Она уверенно смотрит вперед, это – ее дом, она и часть этой земли, и ее хозяйка . Искусствоведы отмечали, что героиня привлекает внимание зрителя не столько красотой внешности, сколько характером и целеустремленностью, а вся картина – сочетанием простоты и силы.

11. Федор Решетников - «Прибыл на каникулы» (1948 г.)

Румяный мальчик в суворовца широко улыбается. Дед вытянулся по струнке и торжественно принимает шутливый рапорт. Девочка в пионерском галстуке смотрит радостно. Елка наряжена. Родные встречают уехавшего учиться мальчугана. От картины веет праздником, однако остается вопрос: где родители?

Скорее всего, за радостным сюжетом прячется совсем другой, трагический . В суворовские училища часто брали мальчишек, родители которых погибли «от рук немецких оккупантов». Косвенное подтверждение этому можно увидеть в маленькой детали: справа от елки на стене висит портрет военного в еловом венке, а это – знак траура.

12. С.А. Григорьев - «Вратарь» (1949 г.)


Автор: Сергей Алексеевич Григорьев (укр. Сергі́й Олексі́йович Григо́р"єв; 1910-1988) - Афанасьев В. А. Сергій Григор`єв. Альбом. - Київ: Мистецтво, 1973. - 58 с. - (Художники України). - 5000 экз. Илл. № 15, Добросовестное использование,

Послайдовый комментарий

Текст комментария

Семья – величайшая человеческая ценность. Тема семьи находит своё отражение и в литературе, и в музыке, и в изобразительном искусстве.

Портрет семейства московского купца представлен художником Рябушкиным как привычная к концу XIX века групповая фотография. В центре полотна восседает статный купец - глава семейства, изображенный художником в позе, полной самодостаточности и властности крепкого хозяина и успешного торговца. Нарядная купчиха с ребенком на руках приветлива и мила, несмотря на чересчур раскрашенное согласно моде той поры румянами лицо. Герои полотна создают довольно статичную композицию, где лишь живость ребенка, грызущего калач, вносит динамику.

Над картиной «Семья» Сергей Иванов работал много лет. Художник с доброй улыбкой любуется русским патриархальным бытом.

Главной темой в творчестве Ивана Куликова была деревня - крестьянская жизнь, быт, обычаи, традиции. Сколько света и любви излучают простые лица героев картины «Семья лесника».

Дипломная картина Куликова «Чаепитие в крестьянской избе» , написанная в 1902 году, принесла ему Большую Золотую медаль и право на заграничную командировку . На картине изображена большая крестьянская семья. Тепло, спокойствие, мир – такие ощущения вызывает картина. Как говорят в народе: « Вся семья вместе – душа на месте».

А вот Сергей Зарянко никогда не изображал простолюдинов. На его картинах лишь богатые и знатные персонажи. Зарянко вошел в историю русского искусства как автор мастерски исполненных портретов своих современников. Одна из лучших работ художника – « Портрет семьи Турчаниновых» . На портрете изображены счастливые, любящие друг друга люди.

Тема семьи зачастую раскрывается художниками через изображение родных и близких. Картину своего семейного счастья и атмосферу домашнего уюта создал Фёдор Толстой в картине « Семейный портрет» . Рядом с художником изображены дорогие для него люди – любимая жена и «небесная радость» - дочери.

Картину Бориса Кустодиева «На террасе» можно назвать гимном тихой семейной жизни, простым человеческим радостям. Палитра мастера чиста и легка, краски светлы и свежи. Становится ясно, что в семье художника царят любовь, взаимопонимание и уважение.

Ещё одна картина Бориса Кустодиева «Утро». На ней изображены Юлия Евстафьевна Кустодиева, жена художника, с сыном-первенцем Кириллом. Картина воспроизводит фотографическую точность деталей и отражает нежность и любовь автора к своим персонажам. Перед нами молодая мать моет розовощекого малыша. Она нежно поливает его из ладоней, а ребенок тянется ручками к воде. Картина пропитана теплом и солнечным мягким светом, освещающим дитя и мать.

На картине «Семейный портрет (На балконе)» Фёдор Славянский изобразил себя с палитрой в руке, свою супругу, её мать и своих малышей. Вся сцена производит впечатление жизненной непринуждённости и семейного счастья.

Когда смотришь на картину художника Ивана Глазунова, понимаешь, что талант - это в первую очередь умение любить. Любовь, сохраненная в семье, передается всем окружающим. Рассматриваешь картину «Семья художника» , и в сердце приходит удивительный покой.

Самый возвышенный образ, известный художникам всех времён и народов, - мать и дитя. Гимн материнству создала и современная художница Мария Мельникова в картине «Материнство» . Радость и счастье молодой матери переполняют этот портрет.

Юрий Кугач. «В семье. Первые шаги». Картина сильна своей глубиной, правдивостью и душевной проникновенностью. Бабушка, мама и старшая сестра с нежностью наблюдают за робкими шажками маленькой девочки. Сколько тепла и простого человеческого счастья в этом незамысловатом сюжете.

Раннее утро. Тихонько тикают часы. Пахнет незабудками. Покой и умиротворение – вот атмосфера картины Игоря Белковского «Семья. Ранее утро». Как хорошо, когда рядом мама и папа!

Но иногда дети огорчают своих родителей. Вот и главный герой картины Фёдора Решетникова «Опять двойка» расстроил своих маму и сестру. Картина «Опять двойка!» выставлена в Москве, в Третьяковской галерее. Зрителей всегда много перед ней, особенно школьников. Тут есть на что посмотреть и над чем задуматься. Одни улыбаются, глядя на неудачника, другие смотрят с сочувствием, даже с тревогой, вспоминая свои злополучные двойки. Но равнодушных перед этим полотном не бывает.

Ребята, постарайтесь не огорчать членов своей семьи. Цените свою семью, любите и берегите своих близких!

Давайте семейные ценности чтить,
Давайте всегда своих близких любить,
Ведь только в семье мы поддержку найдем,
Пусть будет всегда полной чашей ваш дом!

Публикации раздела Музеи

Матери на картинах русских художников

М олодая крестьянка и жительница солнечной Италии, работница петроградской фабрики и жена партизана. Вспоминаем, как отечественные художники изображали матерей на своих полотнах.

Алексей Венецианов. Сенокос. 1820. Государственная Третьяковская галерея

Карл Брюллов. Итальянка, ожидающая ребенка. 1830. Государственный Русский музей

Карл Брюллов. Итальянка с ребенком у окна. 1831. Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина

Карл Брюллов. Мать, просыпающаяся от плача ребенка. 1831. Государственный Русский музей

В 1822 году выпускник Академии художеств Карл Брюллов отправился в Италию - он получил от Общества поощрения художников стипендию для поездки за границу. Там живописец писал копии с картин эпохи Возрождения, этюды с натуры и сцены из жизни городских обывателей.

На многих картинах Брюллова главной героиней стала молодая мать или девушка, ожидающая ребенка. На полотнах - множество трогательных деталей: одна героиня рассматривает маленькую рубашонку, в то время как ее муж собирает колыбель, вторая - что-то показывает ребенку в окне, а молодая мать встает ночью к колыбели.

Картины полны мягкого света, который льется из открытой двери, окна или от пламени свечи на прикроватном столике. Так Карл Брюллов расставил акценты в своих работах: освещенные мать и дитя на затемненном или приглушенном фоне сразу становились центром сюжета.

Кузьма Петров-Водкин. Мать. 1913. Государственная Третьяковская галерея

Кузьма Петров-Водкин. 1918 год в Петрограде. 1920. Государственная Третьяковская галерея

Кузьма Петров-Водкин. Мать. 1913. Музей изобразительного искусства, Харьков

Тема материнства стала одной из основных для Кузьмы Петрова-Водкина в зрелый период его творчества. Как правило, художник изображал матерей-крестьянок - красивых, румяных, пышущих здоровьем. Петров-Водкин увлекался иконописью и использовал особые приемы в портретах крестьянок: они походили на Мадонн эпохи Ренессанса.

В 1920 году, в разгар Гражданской войны, художник написал одну из самых известных своих картин - «1918 год в Петрограде», - также известную как «Петроградская Мадонна». Ее фон уже совсем не идиллический. Мать и младенец окружены каменными стенами голодного города; стекла в окнах разбиты, линейный пейзаж прост и аскетичен.

Великая Октябрьская революция изменила общественное положение женщин - и не только крестьянок. Даже косынка на героине повязана новым способом: так покрывали голову работницы фабрики, чтобы подчеркнуть принадлежность к классу пролетариев.

Александр Дейнека. Мать. 1932. Государственная Третьяковская галерея

Главные персонажи полотен Александра Дейнеки - граждане молодого Советского государства. Они занимаются спортом и строят дома, участвуют в мирных съездах и воюют на фронтах Великой Отечественной . Чтобы изобразить их сильными и здоровыми, художник использовал свои приемы и уделял особое внимание цвету. Он писал: «Коричневый загар крепкого молодого тела способен вызвать положительные эмоции» .

Одной из известных работ Александра Дейнеки стала картина «Мать» 1932 года. Художник изобразил на ней статную женщину со строгим профилем, на плече у нее уснул маленький сын. Светлые лица, мягкие силуэты, нарочито невыразительный темный фон - все призвано сосредоточить внимание зрителя на моменте таинства из жизни матери и ребенка.

«Десятки раз я писал спящих детей, усталых и трогательных, находил я в них и «уют» пластики и трепетность цвета, но всем этим зарисовкам недоставало конкретности. Оказывается, надо было дать другое место заснувшему ребенку, и совершенно неожиданно я увидел его на плече матери, величественной и нежной в одно и то же время. Все закомпоновалось легко, пластично и убедительно».

Александр Дейнека

Михаил Савицкий. Партизанская мадонна. 1967. Государственная Третьяковская галерея

В 1950–60-х годах в отечественной живописи появилось новое направление - «суровый стиль». В его основу лег художественный метод, который использовали в первое десятилетие советской власти: четкие контуры, лаконичность, линейное изображение фигур. Сюжеты для таких полотен живописцы черпали из трудовых будней советских граждан и военного прошлого.

В 1967 году гостям Всесоюзной выставки в Москве была представлена картина «Партизанская Мадонна», которую создал художник Михаил Савицкий. Мать и дитя на ней изображены грубо, почти плакатно. Полотно Савицкого, как и Петрова-Водкина, также напоминает об иконописных традициях: сферическая перспектива, большие цветовые плоскости и яркий, почти сияющий на темном фоне младенец в центре сюжета. Задумчивая кормящая мать с обнаженным ребенком становятся олицетворением мирного прошлого, контрастируя с другими персонажами полотна - уезжающими партизанами и печальной пожилой женщиной.

В названии картины - «Партизанская Мадонна» - Михаил Савицкий объединил религиозную традицию с идеологией атеистического государства. Это было немыслимо для сталинского периода, но стало вполне возможным в годы оттепели.

Полотно Савицкого произвело огромное впечатление на гостей Всесоюзной выставки. Сразу же после экспозиции картину выкупила Третьяковская галерея.



Рассказать друзьям