Сергеев-ценский, сергей николаевич. Сергей николаевич сергеев-ценский Награды и премии

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Сергеев-Ценский (настоящая фамилия - Сергеев) Сергей Николаевич (1875 - 1958), прозаик. Родился 18 сентября (30 н.с.) в селе Преображенское Тамбовской губернии в семье учителя, большого любителя чтения, что повлияло на сына. Воспитанный на стихотворениях Пушкина, Лермонтова и баснях Крылова, многие из них выучив наизусть, в семь лет он сам стал сочинять стихи.

После окончания гимназии поступает в Глуховский учительский институт, где продолжает писать стихи. Позднее многие из стихотворений этого периода войдут в его первый поэтический сборник "Думы и грезы" (1901).

Окончив институт в 1895, получает назначение в гимназию, но по собственному желанию отбывает воинскую повинность и только через год становится учителем русского языка в Каменец-Подольске. Понимая, что для творчества необходимо знание жизни, часто меняет "окружающую обстановку и пейзаж": работает в Харьковском, Одесском, Московском учебных округах, в Павлограде и в Тальсене (под Ригой).

С 1900 начинает писать рассказы, первые из которых были напечатаны в "Русской мысли" ("Забыл" и "Тундра"). Пребывание в действующей армии во время Русско-японской войны и в первый год первой мировой войны дало Сергееву богатейший материал для романа "Поручик Бабаев", повестей "Пристав Дерябин" и "Батенька", эпопеи "Севастопольская страда" и "Преображение России".

Своим признанием писатель обязан Куприну, убедившему его приехать в Петербург, чтобы опубликовать там свои книги. Произведения Сергеева-Ценского сразу привлекли внимание и читателей, и критиков. Появились большие статьи, посвященные его литературной деятельности.

В 1905 писатель жил в Крыму, в Алуште, где имел собственный дом. Здесь он встретил революцию 1917, пережил гражданскую войну. В это время писал мало. С 1923 обращается к историческим темам (пьесы, повести и романы о Пушкине, Лермонтове и Гоголе).

В 1930-е вышли в свет повести "Счастливица", "Маяк в тумане", рассказы "Устный счет", "Воронята" и др. М.Горький поддерживал писателя, видя в нем продолжателя традиций русской классической литературы.

В годы Отечественной войны пишет публицистические статьи, рассказы о героях-современниках (сборник "Настоящие люди", 1943), романы "Брусиловский прорыв", "Пушки выдвигают" и "Пушки заговорили" (1944).

Лучшие дня

34 года на поиски пропавшей девочки
Посетило:474

В 1910-е годы "спаду реализма", о наступлении которого в эпоху реакции заговорили литературные критики, имея в виду литературу "неонатуралистов" и усиление упадочных настроений в прозе бывших "знаниевцев", начинает противостоять довольно сплоченный лагерь писателей нового поколения, которых в критике стало принято называть "неореалистами". То, что наступает какой-то новый этап развития русской реалистической литературы, сразу тогда подметил Бунин, который в 1910-м году в одном из своих интервью заявил: "Настоящая зима в области литературы оказалась на редкость бесцветной <...> Одно лишь с несомненной и чрезвычайной ясностью вырисовывается – поворот симпатий как литературных, так и читательских кругов в сторону реализма" .

Характерным явлением времени стало снижение в 1910-е годы интереса и к "новым", модернистским течениям. Публика, вспоминают современники, начинает предпочитать писателей реалистического направления. Как свидетельствовали "Известия книжных магазинов товарищества М. О. Вольф по литературе, наукам и библиографии", "...сборники новейших поэтов не находили совершенно покупателей. В библиотеках их не спрашивают, в то время как старые поэты нс только в спросе, но этот спрос на „старых” увеличивается из года в год" .

В литературе реализма выдвигается поколение писателей, чей творческий путь начался в конце 1900-х годов; впоследствии они становятся мастерами советской литературы – А. Н. Толстой, Μ. М. Пришвин, К. А. Тренев, С. Н. Сергеев-Ценский, B. Я. Шишков, А. П. Чапыгин и др.

Гуманистическая настроенность, вера их в человека и творческие силы народа, программное противостояние литературе упадка (хотя некоторые из этих писателей на раннем этапе своего творческого развития испытали влияние декадентства) вызывают сочувственное отношение к ним М. Горького, который сыграл большую роль в писательской судьбе и творческом самоопределении каждого из них.

Для творчества писателей этого поколения характерен прежде всего пафос жизнеутверждения. Они выступают против нравов разлагающегося усадебного мира, обывательщины, мещанства, идейного и морального ренегатства, во имя идеала человека, близкого природе, народному быту, во имя социальной справедливости. Для многих писателей особое значение имели традиции устного народного творчества, моральная чистота идей которого противостояла в их сознании безнравственности современного общества и той, по словам Пришвина, "подмене жизни", которую являло собой искусство модернистов. Однако сила их критицизма была ограничена отвлеченностью нравственного идеала, на основе которого они пытались определить "норму жизни". Но они четко ощущали кризисный характер предреволюционной эпохи. Это выразилось и в общем пафосе их творчества, и в описаниях русского быта того времени, и в психологических характеристиках героев. Характерные черты русского реализма 1910-х годов оригинально проявились в творчестве А. Н. Толстого, Μ. М. Пришвина, C. Н. Сергеева-Ценского.

Сергей Николаевич Сергеев-Ценский (наст. фам. – Сергеев; 1875–1958) начат печататься в конце 1890-х годов. Его первой книгой был сборник стихов "Думы и грезы" (1901). Стихи эти проникнуты настроениями гражданственности. На начальном этапе своего творческого формирования Сергеев-Ценский испытал, однако, воздействие модернистских идейно-художественных тенденций. В ранних рассказах Ценского ("Умру я скоро", "Маска" и др.) звучали мотивы фатальной предначертанности человеческих судеб, трагического одиночества человека. В эпоху революции 1905–1907 гг. Ценский обращается к современным социальным проблемам. Острое общественное звучание приобретает у него тема деревни (повесть "Сад", 1905).

В период общественного пессимизма и идейной растерянности, охвативших после поражения революции некоторые слои русского общества, Ценский попытался ответить на вопрос, что же случилось с психологией русского интеллигента, в романе "Бабаев" (1907) – одном из значительных его произведений дооктябрьского периода.

В романе писатель нарисовал картину общественных и психологических метаний интеллигента-индивидуалиста между революцией и реакцией, народным движением и "черной сотней". Эти метания приводят к катастрофическому "разрушению" личности героя, нравственному кризису, в социальном плане – к служению реакции. "Я задумался над тем, – писал Ценский о замысле „Бабаева”, – почему так легко справились с революцией, и пришел к „бабаевщине” как явлению и Бабаеву как типу" . Поручик Бабаев – жертва социальных отношений, которые порождают ненависть и вражду, но в то же время – активный враг демократии, палач, участник расправ с освободительным движением. Он являет собой пример того процесса "разрушения личности", о котором Горький писал: личность, "охваченная отчаянием, сознавая его или скрывая от себя самой... мечется из угла в угол, ищет спасения, погружается в метафизику, бросается в разврат, ищет бога, готова уверовать в дьявола – и во всех ее исканиях, во всей суете ее ясно видно предчувствие близкой гибели, ужас перед неизбежным будущим..." Именно такова социальная психология Бабаева; ожидание гибели и ужас перед будущим составляют основу его мироощущения.

В романе отразились глубокие идейно-эстетические противоречия писателя. Они проявились в чрезмерной усложненности психологических переживаний героя. С таким восприятием русской жизни героем была связана и предельная усложненность стиля романа. "В „Бабаеве” мы встречаемся с последовательно субъективированным типом творчества. Действительность просматривается <...> сквозь внутреннюю жизнь героя <...> смутное, интуитивное преобладает над мыслью, увиденное сплетено с воображаемым, реальное теснится фантомами" . Но Ценский не разрушает ощущения реальности окружающего мира. Реалистическое начало в романе преобладало.

Лучшее произведение Сергеева-Ценского дооктябрьского периода – исполненная тревоги за судьбу России лирическая повесть "Печаль полей" (1909). Эта повесть с характерным подзаголовком "поэма" была одним из любимых произведений самого автора. Сергеев-Ценский обратился в ней к "стихии" русской национальной жизни. Символом силы России предстает в повести образ мужицкого богатыря Никиты Дехтянского. Но и могучая народная "стихия", и деградирующее дворянство погружены в тоску о "нерожденном", в страстное, но еще неясное ожидание "чего-то большого". В символике образов обобщены авторские раздумья о судьбах Родины, нации, ощущения и ожидания "сдвигов истории". В повести рассказывается о судьбе дворянских "последышей" – об умирании последнего поколения помещиков Ознобишиных. Призраки прошлого живут в усадьбе, каждая комната "жива была тем, кто в ней умер когда-то давно, – все равно, сколько лет назад; ясно чудилось, что в каждой умер кто-то. Представлялись отравленные, повешенные, засеченные кнутом". Повесть пронизывает ощущение обреченности старого дворянского мира, исторической исчерпанности его судьбы. Это подчеркивается и символическими пейзажами, и тревожным ритмом повествования.

В повести "Движения" (1910) Сергеев-Ценский пишет о буржуазных дельцах, в "Приставе Дерябине" (1911) – о полицейских и армейских чинах, в повести "Наклонная Елена" (1913) – о демократической интеллигенции, ищущей путей в жизни. Тогда же писатель начинает работать над романом "Преображение" – первой книгой многотомной эпопеи "Преображение России".

Позже, обозревая свой творческий путь, Сергеев-Ценский писал А. В. Прямкову: "...И молодые мои стихотворения в прозе, и поэмы в прозе, как „Лесная топь”, „Печаль полей”, „Движения”, „Молчальники”, „Медвежонок” и пр., все на одну тему – Преображение России" .

Новый этап развития реализма обозначился и в творчестве Михаила Михайловича Пришвина (1873–1954). Творческий путь Пришвин начал с "поисков русского слова" – собирания фольклора. В 1907 г. он издает книги "В краю непуганых птиц", затем "Колобок" ("За волшебным колобком"), в которых воплотилась мечта художника о добром, гармоничном мире. Это были книги сказок, мифов, поверий, обработанных писателем, рассказов о людях, близких природе, не тронутых веяниями современной бездушной цивилизации. Пришвин поэтизировал народ, который выступал в его произведениях носителем богатств человеческого духа и нравственной красоты. Пафос дооктябрьского творчества Пришвина – в утверждении радости жизни, любви к земле, природе, человеку.

В предреволюционное десятилетие в реалистической литературе развивается и традиционная тема деревни. В 1916 г. вышел сборник рассказов Ивана Михайловича Касаткина (1880–1938) "Лесная быль". Если в ранних своих произведениях писатель подчеркивал прежде всего "власть земли", собственности, которая нравственно уродовала мужика, то в рассказах 1910-х годов ("Село Микульское", 1911, и др.) у Касаткина появляются образы новых людей деревни, которые не только мечтают о свободной жизни, но во имя ее готовы к активному деянию.

В 1910-е годы на творчество Касаткина и других писателей-реалистов оказали влияние творчество и личность М. Горького. О положительных героях Касаткина из книги "Лесная быль" в критике писали, что в них отдает явно позаимствованием из Горького.

Характерным явлением в литературе этого течения было появление группы иисателей-"областников", как их тогда называли в критике, – "географическое" расширение литературной тематики. В этом отношении показательно творчество Алексея Павловича Чапыгина (1870– 19.37). Писатель создает книги рассказов "Нелюдимые" (1912) и "Белый скит" (1914). В них он пишет о жизни заповедного Севера. В рассказе "Белый скит" крестьянский богатырь Афонька Крень отстаивает старые нравственные традиции жизни и погибает в неравной борьбе с наступающим буржуазным хищничеством. Чапыгин не верит в жизнеспособность старых патриархальных устоев, но и не доверяет созидательной силе города. Однако писатель убедительно показал, что новое активно врывается в жизнь самых отдаленных углов России, взрывая старый ее уклад.

Как и Пришвина, Чапыгина привлекает богатство живого народного языка. Установка на народную речь у Чапыгина была программной. В 1910-х годах писатели-реалисты противопоставляли речь народную, ее свежесть и непосредственность утонченности и манерности языка акмеистов и писателей других модернистских течений.

Тяготение Чапыгина к истории, через которую он пытался осознать современность в ее историческом развитии, завершилось в советское время созданием исторического романа "Разин Степан" (1926–1927).

В реалистической литературе тех лет наряду с интересом к истории, в которой писатели хотели увидеть предвестия настоящего и будущего России, обостряется интерес к "вещному" миру, быту. В то же время творчеству писателей этого поколения свойствен своеобразный "философский лиризм". Лирическая "философская субъективность" С. Сергеева-Ценского, М. Пришвина, А. Толстого была как бы выражением их раздумий о судьбах Родины, русского человека. Проблема личности, индивидуального сознания, внутренней духовной жизни человека, наряду с проблемами общественными, становится очень актуальной.

  • С. Н. Сергеев-Ценский в жизни и творчестве: Воспоминания современников. Тамбов, 1963. С. 9.
  • Серге́й Никола́евич Серге́ев-Це́нский (18 () сентября , село Преображенское Тамбовской губернии - 3 декабря , Алушта) - русский советский писатель. Лауреат Сталинской премии первой степени (). Академик АН СССР (1943).

    Автор исторических романов, к наиболее известным произведениям относится роман-эпопея «Севастопольская страда» ( -), посвящённая первой обороне Севастополя 1854-1855 гг., а также эпический цикл «Преображение России» ( -), создававшийся более 40 лет и включающий двенадцать романов, три повести и два этюда.

    • Том 1. Произведения 1902-1909 гг.: «Тундра», «Погост», «Счастье», «Верю!», «Маска», «Дифтерит», «Взмах крыльев», «Поляна», «Бред», «Сад», «Убийство», «Молчальники», «Лесная топь», «Бабаев», «Воинский начальник», «Печаль полей».
    • Том 2. Произведения 1909-1926 гг.: «Улыбка», «Движения», «Испуг», «Снег», «Неторопливое солнце», «Медвежонок» и др.
    • Том 3. Произведения 1927-1936 гг.: «Живая вода», «Старый полоз», «Верховод», «Гриф и Граф», «Мелкий собственник», «Сливы, вишни, черешни» и др.
    • Том 4. Произведения 1941-1943 гг.: «Флот и крепость», «Синопский бой», «В снегах», «Старый врач», «Дрофы», «Хирая девчонка», «У края воронки»; эпопея «Севастопольская страда» (1 и 2 части); «Моя переписка и знакомство с А. М. Горьким».
    • Том 5. Эпопея «Севастопольская страда» (3, 4 и 5 части).
    • Том 6. Эпопея «Севастопольская страда» (6, 7 и 8 части).
    • Том 7. Эпопея «Севастопольская страда» (9 часть); эпопея «Преображение России» - 1 часть («Валя»).
    • Том 8. Эпопея «Преображение России» - 2 и 3 части («Обреченные на гибель» и «Преображение человека»).
    • Том 9. Эпопея «Преображение России» - 4, 5 и 6 части («Пристав Дерябин», «Пушки выдвигают» и «Пушки заговорили»).
    • Том 10. Эпопея «Преображение России» - 7, 8 и 9 части («Утренний взрыв», «Зауряд-полк» и «Лютая зима»).
    • Том 11. Эпопея «Преображение России» - 10 и 11 части («Бурная весна» и «Горячее лето»).
    • Том 12. Эпопея «Преображение России» - 12, 13, 14, 15, 16 и 17 части («Ленин в августе 1914 года», «Капитан Коняев», «Львы и солнце», «Весна в Крыму», «Искать, всегда искать!», «Свидание»).

    О писателе

    Кранихфельд В., Поэт красочных пятен, «Современный мир», 1910, VII (перепеч. в его книге «В мире идей и образов», т. II, СПБ, 1912); Морозов М., Поэт безволия, в книге автора «Очерки по истории новейшей литературы», СПБ, 1911; Горнфельд А. , Путь Сергеева-Ценского, «Русское богатство», 1913, XII; Бочачер М., Певец «обреченных», «Русский язык в советской школе», 1931, IV; Воровский В., Нечто о г. Сергееве-Ценском, Сочинения, т. II, М. - Л., 1931; Гоффеншефер М., Движение на месте, «Литературный критик», 1933, III; Усиевич Е., Творческий путь Сергеева-Ценского, «Литературный критик», 1935, № 3.

    Ссылки

    • Корней Чуковский "О Сергееве-Ценском" на сайте "Отдав искусству жизнь без сдачи"

    Wikimedia Foundation . 2010 .

    Смотреть что такое "Сергеев-Ценский" в других словарях:

      Сергей Николаевич (1876) писатель. Был учителем, затем офицером, поручиком запаса. Участвовал в русско японской войне. Впервые в печати выступил в 1901 сборником «Думы и грезы». Своим дооктябрьским творчеством С. Ц. отразил поворот буржуазной… … Литературная энциклопедия

      - (Сергеев) Сергей Николаевич (1875 1958), русский писатель, академик АН СССР (1943). В романе Бабаев (1907) о революционных событиях в губернском городе, лирической повести Печаль полей (1909) о деревне психологизм, поиск собственной стилистики.… … Русская история

      Сергеев-Ценский - Сергеев Ценский, Сергей Николаевич … Морской биографический словарь

      Сергей Николаевич Сергеев Ценский (18 (30) сентября 1875, село Преображенское Тамбовской губернии 3 декабря 1958, Алушта) русский советский писатель, академик АН СССР (1943). Сергеев Ценский псевдоним; настоящая фамилия Сергеев. Содержание 1… … Википедия

      - (псевдоним; настоящая фамилия Сергеев) Сергей Николаевич , русский советский писатель, академик АН СССР (1943). Родился в семье учителя. Окончил Глуховский… … Большая советская энциклопедия

    Сергеев-Ценский С.Н.

    Сергеев-Ценский (псевдоним; настоящая фамилия - Сергеев) Сергей Николаевич

    18(30).9.1875, с. Преображенское Тамбовской губернии, - 3.12.1958, Алушта

    Русский советский писатель, академик АН СССР (1943). Родился в семье учителя. Окончил Глуховский учительский институт (1895). С 1905 жил в Крыму. Много путешествовал по стране.

    Печатался с 1898. Ранние произведения С.-Ц. (повесть "Сад", 1905, и др.) проникнуты сочувствием к трагической участи бедняка-труженика, верой в лучшее будущее. В романе "Бабаев" (1907) нарисован образ крайнего индивидуалиста, ставшего карателем. Лирическая повесть о русской деревне "Печаль полей" (1909), повести "Движения" (1910), "Пристав Дерябин" (1911), "Наклонная Елена" (1913), роман "Преображение" (1914, другое название - "Валя") изображали различные слои русского общества, охваченного предреволюционным кризисом.

    Творчество С.-Ц. не раз получало высокую оценку М. Горького. В 20-30-е гг. С.-Ц. создает романы и повести об А. С. Пушкине, о М. Ю. Лермонтове, Н. В. Гоголе, обращается к изображению новой действительности. Роман "Искать, всегда искать!" (1935) посвящен советской молодЕжи.

    Главное произведение писателя - незавершенная многотомная эпопея "Преображение России", в которую вошли 12 романов, 3 повести и 2 этюда, созданные на протяжении 45 лет. В эпопее широко показана жизнь дореволюционного русского общества, события 1-й мировой войны 1914-18 и Февральская революция 1917; меньше места занимают картины Гражданской войны 1918-20 и жизни советского общества. Произведения эпопеи объединены как общими героями, так и основной идеей о необходимости революционного преобразования России.

    Особую популярность получила другая эпопея С.-Ц. "Севастопольская страда" (1937-39; Государственная премия СССР, 1941), в которой созданы образы героических защитников Севастополя в Крымской войне 1853-56.

    Книги С.-Ц. переведены на многие языки народов СССР и иностранные языки.

    В его доме в Алуште открыт литературно-мемориальный музей.

    Награжден орденом Ленина, 3 другими орденами, а также медалями.

    Список литературы

    Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://russia.rin.ru/

    С.Н. Сергеева-Ценского – ул. Сергеева-Ценского, 5. Открыт для посещения с 9 до 17 часов, кроме воскресенья и понедельника.

    Музей открылся 6 мая 1962 г. в доме, где с 1906 по 1941 г. и с 1946 по 1958 г. жил выдающийся мастер русской советской прозы, академик АН СССР Сергей Николаевич Сергеев-Ценский (1875- 1958).

    Приехав в Алушту в 1905 г., писатель приобрел участок земли на склоне горы, в нескольких километрах от Алушты «на стыке двух стихий»: моря и берега. По своему проекту построил писательскую мастерскую - дом из трех комнат и веранды, а впоследствии посадил фруктовые деревья и кипарисовые аллеи.

    В годы Великой Отечественной войны архив и часть библиотеки писателя были вывезены в Германию, дом был разрушен, почти полностью вырублен сад. В августе 1944 г. С. Н. Сергеев-Ценский вернулся в Алушту и занялся восстановлением дома, дополнительно достроив к нему две комнаты и две веранды. В течение двух лет был посажен новый сад и три кипарисовые аллеи, которые сохранились до наших дней.

    В этом доме на горе Орлиной были написаны самые значительные произведения, вошедшие в сокровищницу советской литературы: эпопеи «Преображение России» и «Севастопольская страда» (за которую писатель в 1941 г. удостоен Государственной премии СССР), а также романы, повести, пьесы, очерки, литературно-критические и публицистические статьи, стихотворения и басни.

    Почти полвека С. Н. Сергеев-Ценский прожил в Алуште. Писатель похоронен в парке, недалеко от дома. На могиле установлен памятник из крымского диабаза. Авторы - скульпторы Н. Петрова и II. Качанов.

    В фондах музея насчитывается 20 тыс. музейных предметов: рукописи, документы, архивные материалы, книги, журналы, личные вещи писателя и его семьи.

    Дом-музей является памятником архитектуры начала XX в. и историко-мемориальным зданием. В 1965 г. на его фасаде установлена мемориальная доска.

    Экспозиция музея состоит из двух отделов: литературного и мемориального. Литературная экспозиция размещается на западной и восточной верандах, она знакомит посетителей с жизнью и творчеством С. Н. Сергеева-Ценского, рассказывает о его литературном окружении, друзьях и учениках, о встречах, которые происходили в этом доме с А. Куприным, К. Чуковским, А. Новиковым-Прибоем, Н. Никандровым, С. Маршаком, П. Павленко, А. Перегудовым, А. Первен-пеным, Е. Поповкиным, К. Треневым, И. Шмелевым…

    Экспонируются почти все публикации произведений С. Н. Сергеева-Цепского, а также книги, переведенные на многие иностранные языки, начиная с романа «Бабаев» (1910) и заканчивая последним переводом романа «Валя» (1979).

    В комнатах дома (библиотека, кабинет, столовая, комната жены X. М. Сергеевой-Ценской, гостиная), на южной веранде, названной Л. Куприным «шагальней», полностью сохранена обстановка, которая была при жизни писателя,- мемориальный отдел музея. В небольшой комнате (бывшая кухня) представлена часть рабочего кабинета из московской квартиры.

    В настоящее время библиотека С Н. Сергеева-Ценского насчитывает более 10 тыс. книг и журналов: работы В. И. Ленина с пометками писателя, К. Маркса и Ф. Энгельса, книги по философии, искусству, литературе, медицине, военному делу, агрономии, истории России, Крымской, первой мировой и гражданской войнам, уникальные издания XVIII-XIX вв.

    В кабинете писателя на рабочем столе находятся вещи, которыми он пользовался в последние дни жизни: книги, блокнот, ручка, пневматический револьвер dan wesson , очки и календарь с датой - 3 декабря 1958 г. - днем кончины Сергея Николаевича. В последние годы кабинет служил писателю спальней. Над кроватью висит акварель - этюд «Казак», подаренный И. Е. Репиным в 1926 г. с дарственной надписью. У кровати стоит шкаф с книгами, преподнесенными С. Н. Сергееву-Ценскому друзьями. На одной из них написано: «Любимому художнику слова. М. Горький, 15.V1II.1927. Сорренто».

    В просторной столовой за обеденным столом обычно собиралась семья. Здесь принимали гостей, радушно угощали фруктами из сада, велась непринужденная беседа за чашкой чая. Внимание посетителей привлекает портрет С. Н. Сергеева-Ценского, написанный моряком-севастопольцем Ю. Большаковым.

    Уют комнате придает старинный резной дубовый гарнитур. Почти всю стену занимает картина художника С. Колесникова «Весенняя пахота» (1915), которая очень нравилась писателю.

    Дом С. Н. Сергеева-Ценского в Алуште - единственный в нашей стране музей, где собраны почти все материалы, связанные с жизнью и творчеством этого писателя

    В музее проводятся конференции, литературные чтения с участием ученых и писателей из многих городов страны. Традиционны дни открытых дверей (30 сентября), литературные вечера, «музыкальная гостиная», встречи с теми, кто лично знал писателя.



    Рассказать друзьям