Шедевры итальянского возрождения. Архитектура возрождения

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Поздним периодом Возрождения обычно считаются середина и конец XVI в. В это время в Италии продолжался экономический спад. Усилилась роль феодально-дворянского сословия и церковно-католических организаций. Для борьбы с реформацией и всякими проявлениями антирелигиозного духа была учреждена инквизиция. В этих условиях гуманисты начали испытывать гонения. Значительная часть их, преследуемая инквизицией, переселяется в северные города Италии, особенно в Венецию, сохранявшую еще права самостоятельной республики, где влияние религиозной контрреформации было не столь сильным. В связи с этим в период позднего Возрождения наиболее яркими были две школы - римская и венецианская. В Риме, где идейное давление контрреформации сильно повлияло на развитие архитектуры, наряду с развитием принципов Высокого Возрождения наблюдается отход от классики в сторону усложнения композиций, большей декоративности, нарушения ясности форм, масштабности и тектоничности. В Венеции, несмотря на частичное проникновение в архитектуру новых веяний, более сохранялась классическая основа архитектурной композиции.

Ярким представителем римской школы был великий Микеланджело Буонарроти (1475- 1564). В его архитектурных произведениях заложены характерные для этого периода основы нового понимания формы, отличающиеся большой экспрессией, динамикой и пластической выразительностью. Его творчество, протекавшее в Риме и Флоренции, с особой силой отразило в себе поиски образов, способных выразить общий кризис гуманизма и ту внутреннюю тревогу, которую испытывали тогда прогрессивные круги общества перед надвигающимися силами реакции. Как гениальный скульптор и живописец, Микеланджело умел находить яркие пластические средства для выражения в искусстве внутренней силы своих героев, неразрешенного конфликта их душевного мира, титанических усилий в борьбе. В архитектурном творчестве этому соответствовало подчеркнутое выявление пластичности форм и их напряженной динамики. Ордер у Микеланджело часто терял тектоническое значение, превращаясь в средство декорирования стен, создания укрупненных масс, поражающих человека своим масштабом и пластикой. Смело нарушив привычные для Возрождения архитектурные принципы, Микеланджело в известной мере явился основоположником творческой манеры, впоследствии подхваченной в архитектуре итальянского барокко.К крупнейшим архитектурным работам Микеланджело относится достройка после смерти Браманте собора Петра в Риме. Микеланджело, приняв за основу центрическую схему, близкую к замыслу Браманте, внес в ее трактовку новые черты: упростил план и обобщил внутреннее пространство, опоры и стены сделал более массивными, а с западного фасада добавил портик с торжественной колоннадой. В объемно-пространственной композиции спокойное равновесие и соподчиненность пространств проекта Браманте, претворены в подчеркнутое господство основного купола и подкупольного пространства. В композиции фасадов ясность и простота сменилась более сложной и крупной пластикой форм, стены расчленены уступами и пилястрами большого коринфского ордера с мощным антаблементом и высоким аттиком; между пилястрами помещены как бы затесненные в простенках оконные проемы, ниши и различные декоративные элементы (карнизы, пояски, сандрики, статуи и т. п.), придающие стенам почти скульптурную пластичность.

В композиции капеллы Медичи (рис. 9) церкви Сан Лоренцо во Флоренции (1520г.) выполненные Микеланджело интерьер и скульптуры слились в единое целое. Скульптурные и архитектурные формы полны внутреннего напряжения и драматизма. Их острая эмоциональная выразительность преобладает над тектонической основой, ордер трактуется кaк элемент общего в основе своей скульптурного замысла художника.

Одним из выдающихся римских архитекторов позднего Возрождения является также Виньола - автор трактата «Правило пяти ордеров архитектуры». Наиболее значительными его произведениями считаются замок Капрарола и вилла папы Юлия II (рис. 10) . В период Возрождения тип виллы претерпевает существенное развитие, связанное с изменением ее функционального содержания. Еще в начале XV в. это была загородная усадьба, часто обнесенная стенами, а иногда даже имевшая оборонительные башни. К концу XV в. вилла становится местом загородного отдыхи богатых горожан (вилла Медичи около Флоренции), а с XVI в. она нередко становится резиденцией крупных феодалов и высшего духовенства. Вилла теряет интимность и приобретает характер парадного фронтально - осевого сооружения, раскрытого к окружающей природе.

Вилла папы Юлия II -пример этого типа. Ее строго осевая и прямоугольная по внешним очертаниям композиция уступами спускается по склону горы, создавая сложную игру открытых, полуоткрытых и закрытых пространств, расположенных в различных уровнях. В композиции чувствуется влияние древнеримских форумов и дворов Ватикана.

Выдающимися мастерами венецианской школы позднего Возрождения были Сансовино, построивший в Венеции здание Библиотеки Сан-Марко (начата в 1536г.)- важный компонент замечательного ансамбля венецианского центра, и наиболее яркий представитель классической школы Возрождения - архитектор Палладио.

Деятельность Андреа Палладио (1508 - 1580) протекала в основном в г. Виченце, недалеко от Венеции, где он строил дворцовые сооружения и виллы, а также в Венеции, где он построил в основном церковные здания. Его творчество в ряде построек явилось реакцией на антиклассические тенденции позднего Возрождения. Стремясь сохранить чистоту классических принципов, Палладио опирается на богатый опыт, приобретенный им в процессе изучения античного наследия. Он пытается возродить не только ордерные формы, но целые элементы и даже типы зданий античного периода. Конструктивно правдивый ордерный портик становится главной темой многих его произведений.

В вилле Ротонда, построенной близ Виченцы (начата в 1551г.), мастер достиг исключительной целостности и гармоничности композиции. Расположенные на холме и хорошо видные издали четыре фасада виллы с портиками со всех сторон вместе с куполом составляют четкую центрическую композицию.

В центре находится круглый купольный зал, из которого ведут выходы под портики. Широкие лестницы портиков связывают здание с окружающей природой. В центрической композиции нашли отражение общие стремления зодчих Возрождения к абсолютной законченности композиции, ясности и геометричности форм, гармонической связи отдельных частей с целым и органическому слиянию здания с природой.

Но эта «идеальная» схема композиции осталась единичной. В реальном строительстве многочисленных вилл Палладио большее внимание уделял так называемой трехчастной схеме, состоящей из главного объема и отходящих от него в стороны одноэтажных ордерных галерей, служащих для связи со службами усадьбы и организующих парадный двор перед фасадом виллы. Именно эта схема загородного дома имела в дальнейшем многочисленных последователей при строительстве усадебных дворцов.

В противоположность свободному развитию объемов загородных вилл, городские дворцы Палладио обычно имеют строгую и лаконичную композицию с крупномасштабным и монументальным главным фасадом. Архитектор широко пользуется большим ордером, трактуя его как своеобразную систему «колонна - стена». Яркий пример - палаццо Капитанио (1576г.), стены которого обработаны колоннами большого композитного ордера с мощным, раскрепованным антаблементом (рис. 12) . Верхний этаж, расширенный в виде надстройки (аттикового этажа), придал зданию завершенность и монументальность,

Палладио также широко использовал в своих городских дворцах двухъярусное расчленение фасадов ордерами, а также ордер, поставленный на высоком рустованном цокольном этаже - прием, впервые примененный Браманте и в последующем широко распространенный в архитектуре классицизма.

АРХИТЕКТУРА ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

Термин «Возрождение» принадлежит Джорджу Вазари, итальянскому живописцу, скульптору, архитектору. Он считал, что главное достижение эпохи – возрождение античного наследия. В это время происходит ориентация на римские традиции, поскольку именно в Италии сохранилось очень много образцов античной архитектуры.

Процесс развития архитектуры Ренессанса в Италии условно можно разделить на четыре этапа:

    Раннее Возрождение 420 г. – до конца 15 века;

    Высокое Возрождение конец 15 века – 1-ая половина 16 века;

    Позднее Возрождение, зарождение классицизма 2-ая половина 16 века;

    Барокко 17 век.

РАННЕЕ ВОЗРОЖЕНИЕ В ИТАЛИИ

Новые тенденции активно взаимодействуют с готикой, преодолевая и творчески преобразуя ее. В начале 15 века ведущим культурным центром становится город-республика Флоренция, расположенная на пересечении торговых путей, что способствует быстрому развитию торговли, а вместе с ней науки и культуры.

ОСОБЕННОСТИ АРХИТЕКТУРЫ ЭПОХИ РАННЕГО ВОЗРОЖДЕНИЯ

    Реалистический жизнеутверждающий характер (применение античной ордерной системы, выражение в сооружениях земных чувств);

    Светское содержание (Главным в строительстве становится постройка сооружений гражданского назначения: палаццо – городских особняков знати, загородных вилл, приютов, библиотек и других сооружений культуры);

    На основе изучения античных образцов начинается расцвет теории архитектуры;

    Появление новой строительной техники; развивается техника и механизация (изобретен подъемный кран с блочной системой);

    Стрельчатые конструкции уступают место цилиндрическим и крестово-купольным сводам;

    Создание новых архитектурных ансамблей, акцентирующих земные чувства человека, в композиции которых преобладают центрические и перспективно-организованные горизонтали, а не готическая вертикальная устремленность ввысь.

ТВОРЧЕСТВО ФИЛИППО БРУНЕЛЛЕСКИ (1377-1446)

Ф. Брунеллески – флорентийский архитектор и художник, типичный представитель раннего Возрождения. С 1403 года он изучает античные памятники Рима. Первым произведением Брунеллески, с которого впоследствии начался «отчет» времени архитектуры Возрождения, стало возведение в 1420 году купола церкви Санта-Мария дель Фьоре во Флоренции.

Самое изящное произведение раннего Возрождения, выполненное знаменитым Брунеллески – Капелла Пацци. Еще одним произведением Брунеллески является палаццо Питти. Палаццо – городской дворец знати. Он играл роль фамильной крепости. Строительство палаццо велось в 15 века до конца Возрождения.

ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ ПАЛАЦЦО:

    Четкое горизонтальное членение фасадов, по количеству этажей;

    Широкий вынос карниза;

    Формирование композиции плана вокруг внутреннего двора, обрамленного арочными галереями;

    Обработка фасадов рустом (руст – камень с грубо колотой или выпуклой лицевой поверхностью).

Одним из ярких примеров палаццо является палаццо Медичи-Рикарди.

ВЫСОКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ

В конце 15 века Италия осталась вне новых мировых путей. Необходимые условия для развития строительства имелись только в Риме, столице католической церкви.

Папский двор стремился поднять свое значение показной пышностью. Ведущим становится строительство культовых сооружений, при этом развивается архитектура парков, садов и загородных вилл. К строительству привлекаются архитекторы из разных городов Италии.

К концу 15 века в Риме остается лишь около 70 тысяч жителей. Между заселенными частями города простираются большие пустыри с античными руинами. Именно таким застал Рим приглашенный из Милана в 1499 году Донато Браманте.

Первой римской постройкой Д. Браманте был внутренний двор церкви Санта-Мария делла Паче. Одним из великолепнейших римских произведений Браманте стал небольшой храм Темпьетто, расположенный во дворе церкви Сан-Пьетро ин Монторио.

В 1503 году по заказу папы Юлия II Браманте, как и многие выдающиеся архитекторы, живописцы и скульпторы того времени принял участие в строительстве Дворцов Ватикана.

Главным сооружением дворцовой площади Ватикана является Собор Святого Петра. Проектирование собора проходило в 6 этапов:

    1452-1454 гг. – проект Бернандо Росселино;

    1505 г. – проект Браманте;

    1514 г. – проект Рафаэля Санти;

    1536 г. – проект Антонио да Сангалло;

    1547 г. – проект Микеланджело;

    1607 г. – проект Д. Фонтано, К. Модерна.

ПОЗДНЕЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ

Наблюдается отход от спокойной гармонии Высокого Возрождения, оживают готические мотивы, усиливается выразительность форм.

Вновь самое широкое развитие получает культовое строительство. Зодчие отказываются от центрического типа культовых зданий и скова возвращаются к базиликальному, во внешнем облике вновь появляется тяга к вертикальности.

Происходит разочарование в способностях человека, в могуществе знаний и науки. Существенной чертой нового являются искания повышенной выразительности и «скульптурности» архитектуры. Особенно ярко это сказалось в творчестве великого скульптора и архитектора Микеланджело Буаноротти.

В целом для архитектуры позднего Возрождения характерна борьба двух направлений:

    Одно закладывало творческие основы будущего барокко;

    Другое, развивающее линию Высокого Возрождения, готовило формирование эпохи классицизма.

Новая линия развития зодчества в Италии во второй половине 16 века, когда начинают появляться черты барокко, получает наиболее яркое выражение в творчестве Микеланджело.

В конце 16 века появилось несколько архитекторов-теоретиков: Джакомо Бороцци да Виньола, Андреа Палладио, Лион Батиста Альберти.

Кроме трудов по теории архитектуры, Андреа Палладио успешно занимался и практическим проектированием. Он строил дворцы и виллы в разных городах Италии. Его сооружения отличаются парадностью, но не перегруженностью, характерной для барокко. Результатами его работы являются палаццо Вендрамина в Виченце и вилла Ротонда.

Джакомо да Виньола был теоретиком и практиком архитектуры, тяготеющим к стилю барокко, хотя в его творчестве встечаютя и элементы классики. Он стал приемником Микеланджело на строительстве Собора Петра в Риме. По проекту Виньолы были сооружены два меньших купола собора.

Виньола построил несколько палаццо и вилл, но по своей архитектуре они незначительны. В культовом строительстве интересной является церковь Иль Джезу в Риме. Джакомо да Виньоле принадлежат такие сооружения как дворец Фарнезе в Капрароле, вила папы Юлия III в Риме.

ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ ПОЗДНЕГО ВОЗРОЖДЕНИЯ

    Продолжают строиться виллы, палацио;

    В культовом строительстве наблюдается частичный возврат к базиликам;

    Изменяются дворцы: от замка-крепости – к красивому городскому комфортабельному жилью;

    Создаются теоретические труды по архитектуре;

    Возрождение подготовило переход к стилям барокко и классицизму.

Подробности Категория: Изобразительное искусство и архитектура эпохи Возрождения (Ренессанс) Опубликовано 10.01.2017 18:24 Просмотров: 3464

Архитектура эпохи Возрождения базировалась на главных особенностях римской классической архитектуры. Но, конечно, это не означает их аналогичности – основные принципы градостроительства с античных времён сильно изменились:

уже не было необходимости возводить огромные спортивные сооружения для проведения состязаний или общественные бани, популярные у римлян.

Появились новые приоритеты в системе градостроительства, основанные на потребностях общества эпохи Возрождения. Об этом мы и поговорим в данной статье.

Общая характеристика архитектуры Возрождения

План зданий эпохи Возрождения имеет в основном прямоугольную форму, отличается симметрией и пропорцией, основанной на модуле. В храмах модулем часто является ширина пролёта нефа.
Неф – часть интерьера в виде вытянутого помещения. С одной или с обеих продольных сторон неф ограничен рядом колонн или столбов, отделяющих его от соседних нефов. Деление интерьера на нефы возникло в древнегреческих храмах.

Трёхнефный романский храм

Деление интерьера на нефы сохранилось как распространённый прием и в последующие эпохи: Возрождения, барокко и классицизма .
Нефы используются и в светских сооружениях: например, в виде трёхнефного зала решено помещение библиотеки монастыря Сан-Марко во Флоренции (1431-1441).

Многие подземные станции Московского метрополитена устроены как трёхнефные залы, иногда с выделенным центральным нефом.

Станция «Бауманская» Московского метрополитена

В эпоху Возрождения впервые к проблеме целостного единства конструкции и фасада приступил Брунеллески , но в своих работах эту проблему он не решил, а вот Альберти впервые эту задачу решил в здании базилики ди Сант-Андреа в Мантуе.

Фасад церкви Сант-Андреа в Мантуе

Совершенствование проекта светского здания в стиле Возрождения началось в XVI в. и высшей точки достигло в творчестве Палладио .
Фасад (наружная, лицевая сторона здания) в архитектуре Возрождения симметричен относительно вертикальной оси. Церковные фасады, как правило, размерены пилястрами, арками и антаблементом (балочное перекрытие пролёта или завершение стены), увенчаны фронтоном. Фронто́н (от лат. frons, frontis – лоб, передняя часть стены) - завершение фасада здания, ограниченное двумя скатами крыши по бокам и карнизом у основания. Фронтоны обычно треугольные, но бывают и другой формы.

Фронтон

Различают главный, боковой, задний фасады, также уличный и дворовый.

Первым фасадом в стиле Возрождения считается фасад кафедрального собора Пиенцы (1459-1462), приписываемый флорентийскому архитектору Бернардо Гамбарелли (Росселлино) или Альберти .
Жилые здания эпохи Возрождения часто имели карниз (выступающий элемент внутренней и внешней отделки зданий, помещений, мебели. В архитектуре карниз отделяет плоскость крыши от вертикальной плоскости стены или разделяет плоскость стены по выделенным горизонтальным линиям), на каждом этаже расположение окон и сопутствующих деталей повторяется, главная дверь отмечена – балконом или окружена рустом. Руст, рустовка, рустик (от лат. rusticus – простой, грубый) – рельефная кладка или облицовка стен камнями с грубо отесанной или выпуклой лицевой поверхностью (так называемыми рустами). Оживляя плоскость стены игрой светотени, рустика создает впечатление мощи, массивности здания.

Палаццо Питти (Тоскана, Италия). Архитектор Ф. Брунеллески

Палаццо Ручеллаи во Флоренции с четырьмя карнизами: нижний завершает цоколь, два средних отделяют друг от друга ярусы фасада, верхний включён в антаблемент, завершающий стену. Архитектор Леон Баттиста Альберти

Архитектура Раннего Возрождения

Итальянские архитектурные памятники Раннего Возрождения находятся в основном во Флоренции: простой в техническом решении и элегантный купол собора Санта-Мария-дель-Фьоре (1436) и палаццо Питти, созданные Филиппо Брунеллески; дворцы Риккарди, построенные Микелоццо-Микелоцци; дворцы Строци Бенедетто да-Майяно и С. Кронака; дворцы Гонди (Джулиано да-Сан-Галло), дворцы Руччеллаи Леона Баттиста Альберти.

Палаццо Риккарди

Но и в Риме есть шедевры этого периода: малый и большой венецианские дворцы Бернардо ди Лоренцо, Чертоза в Павии Боргоньоне, палаццо Вендрамин-Калерджи П. Ломбардо и др.

Пави́йская Черто́за – картезианский монастырь по дороге из Павии в Милан. Чертоза служит усыпальницей миланских герцогов Висконти и Сфорца, образец ломбардского художественного вкуса XV в. В основе архитектуры – готика .

Дворец до́жей в Венеции (Палаццо Дукале) – памятник итальянской готической архитектуры, одна из главных достопримечательностей города. Находится на площади Святого Марка рядом с одноимённым собором. Хотя первое сооружение на этом месте стояло ещё в IX в., строительство сегодняшнего здания было осуществлено между 1309 и 1424 гг. предположительно архитектором Филиппо Календарио .
Это главное здание Венеции было прежде всего резиденцией дожей (выборного главы Венецианской республики). Во дворце заседали Большой совет и сенат, работал Верховный и тайная полиция. Вместе с собором Святого Марка, библиотекой Сан-Марко и другими зданиями Дворец дожей образует главный архитектурный ансамбль города.

В других европейских странах Раннее Возрождение начинается в конце XV в. и длится приблизительно до середины XVI в., но настоящих шедевром мало.

Архитектура Высокого Возрождения

Со вступлением на папский престол Юлия II в 1503 г. центр итальянского искусства из Флоренции переместился в Рим. При нём и его ближайших преемниках в Риме создаётся множество монументальных зданий, произведений искусства. Оно полностью базируется на классических принципах.
Основными памятниками итальянской архитектуры этого времени являются светские здания. Они отличаются гармоничностью, величием пропорций, изяществом деталей, отделкой и орнаментом.
В храмовом строительстве – стремление к масштабности и величественности. Купола опирают на 4 массивных столба.
Самым известным представителем этого периода был Донато Браманте (1444-1514), следовавший в возведении зданий классическим принципам.
Его последователями были Бальдассаре Перуцци, Рафаэль Санти, Антонио да Сангалло .

Вилла Фарнезина. Архитектор Бальдассаре Перуцци

Вилла была построена в 1506-1510 гг. для сиенского банкира Агостино Киджи. Это был первая в Риме вилла облегчённого, «павильонного» типа, открытая в сторону сада и реки, без внутренних двориков и комнат для аудиенций. Стенопись лоджий принадлежит кисти Рафаэля и др. художников. В 1577 г. виллу приобрело семейство Фарнезе.

Фрески Рафаэля в вилле Фарнезина

Дворец Пандольфини во Флоренции. Архитектор Рафаэль Санти

Палаццо Фарнезе в Риме. Архитекторы Антонио да Сангалло Младший, Микеланджело и Виньола

Главными представителями архитектуры этого времени были Виньола , живописец и биограф художников Вазари – им построен дворец Уффици во Флоренции, Андреа Палладио , генуэзец Галеаццо Алесси , который возвёл церковь Мадонны да Кариньяно, дворец Спинола и дворец Саули в Генуе.

Дворец Уффици, в котором находится художественная галерея

Архитектурный ансамбль состоит из двух параллельных друг другу построек и выполнен в форме подковы, которая открытой стороной примыкает к площади Синьории, а двумя продольными сторонами образует улицу (длина 142 м), ведущую к набережной Арно, куда раскрывается сквозная лоджия поперечного корпуса. Здание имеет три этажа и на всем протяжении улицы – единый фасад: внизу – сплошная открытая лоджия-галерея с многочисленными входами в здание.

За пределами Италии расцвет Ренессанса наступил через полвека, но он включал и местные архитектурные традиции. Во Франции к архитектуре Высокого Возрождения относят созданный П. Леско западный фасад Луврского дворца в Париже, королевский замок в Фонтенбло, замок Ане и Тюильри, возведённые Филибером Делормом и др.

Крыло Луврского дворца, старейшая сохранившаяся часть здания, построенная Пьером Леско в середине XVI в.

В Испании – дворец Эскориал архитекторов X. де Толедо и X. де Эррера, в Германии – часть Гейдельбергского замка, Альтенбургская ратуша, сени Кёльнской ратуши, Фюрстенгоф в Вильмаре и др.

Эскориал – монастырь, дворец и резиденция короля Испании Филиппа II

Архитектура Позднего Возрождения

В архитектуре Позднего Возрождения больше экспериментов с формами, появляется усложнение деталей, преломление архитектурных линий, сложная орнаментация. Из этой тенденции впоследствии развился стиль барокко , а затем и стиль рококо .
Основоположником направления маньеризма в архитектуре считают Микеланджело , который свободно интерпретировал принципы и формы античного искусства. Микеланджело создал усыпальницу Медичи при церкви Сан-Лоренцо во Флоренции, купол Собора святого Петра, проект застройки Капитолийского холма в Риме. Он считается автором «гигантского ордера» – пилястра, который тянется от основания к антаблементу фасада.
Другим примером этого стиля в архитектуре является Палаццо дель Те Джулио Романо в Мантуе, с его огромными лоджиями, рустированными стенами, парковыми гротами и обширными фресками.

Пала́ццо дель Те (Палаццо Те) – загородная вилла маркиза Федерико II Гонзага в болотистой местности, окружающей Мантую. Построено за 18 месяцев в 1524-1525 гг. по проекту Джулио Романо . На протяжении 10 лет расписывалась самим Романо и его учениками. Представляет собой яркий образец искусства маньеризма.
Лоренцо Бернини создал полукруглые колоннады собора Святого Петра, сень над его главным престолом, дворцы Барберини и Браччьяно. Как архитектор и градостроитель он проектировал церкви, капеллы и светские здания, а также разрабатывал крупные объекты, сочетающие в себе архитектуру и скульптуру барокко: публичные фонтаны и надгробные памятники.

Палаццо Барберини. Архитектор Лоренцо Бернини

Фонтан пчёл. Архитектор Лоренцо Бернини

Колоннада на площади Святого Петра. Архитектор Лоренцо Бернини


  • Ордерная система | ионический ордер

  • Ордерная система | коринфский ордер

  • Сравнение ордеров | ренессанс

  • Оспедале дельи Инноченти | Флоренция

  • Cобор Санта Мария дель Фьоре | Флоренция

  • Церковь Сан-Лоренцо | Флоренция

  • Капелла Пацци | Флоренция | 1429-1443 гг.

  • Фасад в стиле ренессанса

  • Палаццо Медичи-Рикарди | Фроренция

  • Палаццо Медичи-Рикарди | Фроренция | план

  • Палаццо Ручеллаи | Фроренция | 1446-1451 гг.

  • Cобор Санта Мария дель Фьоре | купол

  • Cобор Санта Мария дель Фьоре | интерьер


  • Собор Святого Петра | интерьер

  • Фреска | Palazzi Pontifici | Ватикан

  • Интерьер в стиле Ренессанса

  • предметы интерьера эпохи Ренессанс

  • Мебель в стиле Ренессанс
  • >Фреска Тайная вечеря Леонардо да Винчи
    Санта-Мария-делле-Грацие

  • Фреска в Сикстинской капелле | Микеланджело | 1508-1512 гг.

  • Собор Святого Петра | Рим | XVI в.

  • Площадь Святого Петра | 1656-1667 гг.

  • Палаццио Фарнезе | Рим | 1597-1604 гг.

  • Палаццио Фарнезе интерьер | Рим | 1597-1604 гг.

  • Площадь Капитолия | Рим | 1546 г. | Микеланджело

  • Библиотека Лауренциано Медичи | Микеланджело


  • Библиотека Лауренциано Медичи | Вестибюль

  • Замок Блуа | Франция | XIII-XVII вв г.

  • Фасад крыла Франциска I усажен химерами | Франция | XIII-XVII вв г.


  • Замок Блуа интерьер | Франция | XIII-XVII вв г.

  • Замок Шамбор | Франция | 1519-1547 гг.

  • Замок Шамбор план | Франция | 1519-1547 гг.


  • Замок Шамбор интерьер | Франция | 1519-1547 гг.

Архитектурный стиль - Возрождение (Ренессанс).

В Западной Европе в XIV-XVI вв. в результате сочетания античных традиций и ордерной системы, местных строительных материалов и конструкций, зародился новый архитектурный стиль - Возрождение (Ренессанс).

В эпоху Возрождения происходит переломный момент в Архитектуре, особенно по отношению к предшествующему Готическому стилю. Наибольшее значение в стиле Возрождение придаётся формам античной архитектуры: симметрии, пропорции, геометрии и определенному порядку составных частей. Архитектурные постройки в этом стиле выглядят статично в результате наслоения друг на друга горизонтальных этажей. В отличие от вертикальных построек средневековья, новые развиваются в ширину. Ренессанс перенимает античную ордерную систему. Основными архитектурными элементами данного стиля становятся колонна, пилон, пилястра, архитрав, архивольт и свод. Применяются различные ордера, тяжёлый дорический в нижней части, а в верхней субтильный коринфский, стена приобретает свою первоначальную функцию. Происходит изменение характера пространства, в отличие от ломаных готических линий, в Ренессансе применяют строгие прямоугольные формы. В эпоху Возрождения предпочтения отдаются следующим геометрическим фигурам и телам: прямоугольник, квадрат, шар и куб.

В архитектуре Ренессанса важным моментом является отказ от готической каменой каркасной конструкции и внедрение новой конструктивной системы. Новая система была простая, экономичная, гибкая и значительно облегчала работу архитектору. Возводились здания с кирпичными стенами и сводами, в которых использовали и дерево: балочные конструкции перекрытий этажей и стропила наклонных крыш. Кирпичные здания покрывались облицовкой (штукатурной или каменой либо мраморной), которая применялась в качестве внешнего слоя.

Очень малоизвестно, о мастерах и архитекторах романского или готического периодов, а в эпоху Возрождение напротив практически все сооружения и проекты или произведения искусств задокументированы. В области искусств и архитектуры в эпоху Ренессанса, мастера (художники и архитекторы) играют важные роли и их творческие личности выдвигаются на первый план.

Великие мастера эпохи Ренессанса увековечившие свои имена в истории мировой архитектуры:

Итальянская архитектура Возрождения в течение XV-XVI вв. можно разделить на три этапа:

Ранний Ренессанс или кватроченто: 1420-1500 гг. Ведущий архитектор Ф. Брунеллески (1377-1446 гг.) центр - Флоренция.
Ранний Ренессанс связан с городом Флоренция, это колыбель искусства и архитектуры итальянского Возрождения. К главным мотивам архитектуры раннего Ренессанса можно отнести: аркаду на небольших колонках; филёнки в рамках, украшенные акантовым орнаментом либо рельефной скульптурой; лопатки либо пилястры, украшенные канделябровым, цепочным орнаментом; фасаду придаётся размеренность по горизонтали благодаря изяществу межэтажных карнизов, а главный карниз образует достаточно большой выступ под крышу.

Оспедале дельи Инноченти | Флоренция.
Cобор Санта Мария дель Фьоре | Флоренция | 1296-1436 гг.
Церковь Сан-Лоренцо | Флоренция | XV в. реконструкция.
Капелла Пацци | Флоренция | 1429—1443 гг.
Палаццо Медичи-Рикарди | Фроренция.
Палаццо Ручеллаи | Фроренция | 1446-1451 гг.

Итальянский Ренессанс в интерьере.

Внутри дворцовых и жилых зданий эпохи Ренессанс, помещения расположены в планировке, достаточно просто и чётко, парадные и жилые комнаты имеют в основном прямоугольную форму и размещаются вдоль фасадов. Большие залы и помещения в нижних этажах, перекрывают сомкнутыми сводами с распалубкой, иногда их применяют и на верхних этажах, особенно в парадных помещениях. В ранний период итальянского Возрождения, на вторых и третьих этажах, используют деревянный подшивной потолок с кессонами либо с выделенной формой балок. А в общественных сооружениях, потолки имели орнамент, оформлялись гипсом. Стены разбиты в плане оформления: внизу высокие панели с филёнками из дуба, сверху оштукатурены и окрашены; в главных помещениях стены покрывают фреской (с сюжетами или лиственным орнаментом). В интерьере широко распространены настенные безворсовые ковры (шпалера), с изображением эмблем и геральдических знаков. В оформлении верхней части стены, присутствует мотив аркады на колонках либо антаблемент с лепным фризом.

Двери обрамляют наличниками, и завершают треугольными либо лучковыми фронтонами. Важным элементом в интерьере залов и комнат является камин. В оформлении спален применяют драпировки. Кровать ставят перпендикулярно стене или располагают в нише. Кровати были следующих типов: с балдахином, который поддерживали четыре тонкие стойки, украшенные резьбой, с задёргивающимися занавесями. Кровати без балдахина с резными угловатыми столбами, а также без столбов и стоек с двумя спинками в изголовье и ногах. У всех этих типов кроватей в основании изготавливали цоколь, имеющий достаточную ширину, чтобы выполнять функцию прикроватной скамьи. В Италии раннего периода Ренессанса предметы мебели изготавливали из тёмного ореха.

Полы выложены плитками в виде повторяющегося геометрического орнамента или в шахматном порядке. В качестве мелких предметов интерьера используют: светильники и подсвечники; вазы из меди или керамике (фаянс, майолика); декоративную посуду ставят на полки. В стенных нишах располагаются рельефные и скульптурные изображения. В раннем стиле Ренессанс античный орнамент сменяет готический. В Ренессансе используются различные мотивы: виноградная лоза, бусы, ионики, киматий, меандр, плетенка, акантовый лист, лента, ложки, чешуя, раковина, человеческие фигуры, фантастические животные и птицы, плоды и цветы. Сложные и свободные орнаментальные рисунки покрывали декоративные ткани в 15 веке. В Италии в эпоху возрождения орнаментальные мотивы использовались и на фасадах сооружений.

Высокий Ренессанс: первая четверть XVI века. Ведущий архитектор Д. Браманте (1444-1514 гг.), центр перемещается в Рим.
В период высокого Ренессанса: светские здания, отличаются гармонией и величием своих пропорций, изяществом деталей, отделкой и орнаментацией карнизов, окон и дверей; происходит переход от средневекового крестового свода к римскому своду коробовому.

Собор Святого Петра в Риме | XVI в.
Палаццио Фарнезе | Рим | 1597-1604 гг.

Итальянский Ренессанс в интерьере XVI века:
В своем развитии - интерьеры более сдержаны и классичны. В интерьере орнамент применяется в основном при обработке деталей потолка, в художественном оформлении предметов мебели. Благодаря творчеству такого великого матера как Рафаэль Санти, бурно развивалась плафонная и настенная живопись.

При раскопках в начале 16 века археологи нашли пещеры, которые оказались комнатами и коридорами (Золотого дома Нерона) украшенные орнаментальными декорациями. С тех пор мелкие и причудливые переплетения различных мотивов получили название гротесков (от слова грот, пещера). Инициатором применения в росписях этих мотивов был Рафаэль, использовал при создании Ватиканских фресок. С 1519 года гротесковые росписи приобрели огромную популярность и распространение не только в Италии, но и в других странах. Ярким примером этой системы организации живописных орнаментальных композиций являются росписи лоджий в Ватикане. Своим строгим подчинением архитектурной организации интерьеров и структурированностью отдельных элементов, вся площадь как бы разделена на небольшие поля, каждый из которых имеет решение в виде сюжетной картинки либо орнаментально. По такому же принципу оформляют и стены, декорируют пилястрами. В интерьере легкий и светлый фон, чистые и живые краски. В эпоху возрождения мотивы гротеска широко применяются в прикладном искусстве: керамики, дерева, металле, тканях. В Ренессансе 16 века полы продолжают выкладывать плитками из камня и фаянса, мазайкой из мрамора. Создаются новые предметы мебели: поставцы; мягкие кресла, с резными подлокотниками, оббитые кожей либо бархатом, новые формы стульев. Ножки столов и стульев заменяют двумя массивными резными досками, соединяя их между собой перекладиной. В мебели неизменно сохраняются и развиваются архитектурные мотивы: антаблементы, пилястры, кронштейны, фронтоны и дополняющие их скульптурные темы; кариатиды и гермы, атланты, дельфины, звериные маски и лапы, розетки, картуши. Часто используются барельефы. Богатый и насыщенный декор мебели в стиле Ренессанс, напоминает отделку саркофагов античной эпохи. Особенно насыщенным декором отличались предметы мебели, созданные в Венеции и Северной части Италии, в отделке применялись, инкрустация из слоновой кости, интарсия из светлых и темных пород дерева. В Итальянском Ренессансе конца 16 века, благодаря развитию архитектуры и прикладного искусства, возник новый стиль - Барокко.

Поздний Ренессанс или Маньеризм: 1520-1600 гг. Поздний Ренессанс отличается усложнением деталей; затейливым орнаментом; плотностью колонн, полуколонн и пилястров; свободным соотношением пространства и материи. Основоположником позднего периода маньеризма в архитектуре считается Микеланджело Буонаротти (ведущий архитектор, скульптор и живописец), в его творчестве прослеживается тенденция свободной интерпретации принципов и форм античности.

Завершение строительства собора Св. Петра.
Площадь Капитолия | Риме | 1546 г. | Микеланджело.
Капелла Медичи в церкви Сан-Лоренцо.
Библиотека Лауренциана.

Характеристика архитектуры стиля Ренессанс.

Безусловно, архитекторы эпохи Ренессанса позаимствовали элементы и детали римской архитектуры. Конечно формы и типы сооружений и принципы градостроительства, изменились по сравнению с античностью. Древние римляне не когда не строили сооружения, подобные церквям и особнякам эпохи классического стиля Возрождения. А в эпоху Ренессанса не было никакой надобности строить огромные сооружения для проведения спортивных состязаний либо общественные бани, которые возводили римляне. Так что классические античные нормы изучались и применялись для того, чтобы служить современным целям и задачам.

Строительные материалы в стиле Ренессанс:
В раннем периоде каменные блоки применяют в конструкциях и в элементах оформления. Строительные растворы, в частности использование гладкой штукатурки в архитектуре, так что растворы применяют не только в кладке, но и для изготовления и оформления архитектурных элементов (сграффито, руста, и т.п.). Конструктивным и декоративным материалом является кирпич. В стиле Ренессанс используют и комбинируют цветные материалы (глазурованный кирпич, терракота, майолика), им придают различную форму, изготавливая из них элементы и детали для архитектурного оформления зданий.

Интерьеры стиля Ренессанс в 16 веке, помимо настенной живописи, украшены лепниной (белой, тонированной, золотой). Для конструктивных деталей, которые обеспечивали жесткость с помощью тяг и застёжек используют железо. Бронзу, медь и олово применяют в декоре. Дерево применяют для изготовления стропил, карнизов и потолков с кессонами сложной формы, иногда сводов (цилиндрических с люнетами).

В стиле Ренессанс при возведении сводов, используют античный и средневековой опыт, для их усовершенствования применяют дополнительные элементы (затяжки). Введение дополнительного промежуточного цилиндрического элемента (высокого барабана) в купол на парусах, вставляемого между куполом и парусами. Предпочтение отдаётся глухим сводам и куполам, где есть большая площадь для росписи. Типичные своды эпохи Возрождения: сомкнутый, цилиндрический с люнетами, зеркальный, зеркальный, крестовой.

План сооружений эпохи Ренессанс чётко определён прямоугольными формами, симметрией и пропорцией, основанной на модуле. В храмовых постройках модулем считается ширина пролёта нефа. Один из первых кто осознал проблему целостного единства конструкции и фасада, был архитектор Брунеллески, правда он так и не решил эту задачу, ни в одной из своих работ. Впервые этот принцип проявляется в сооружении базилике (Сант Андре в Матуе) .

Совершенствование проекта светского сооружения в стиле Ренессанс началось в 16 веке и достигло высшей степени развития в творчестве Виньолы Андре Палладио (1508-1580 гг.)

Фасады Ренессанса.

Фасады в стиле Ренессанс обычно были симметричны относительно вертикальной оси. Фасады церквей были аккуратно размерены пилястрами, арками и антаблементом и увенчаны фронтоном, такое расположение колонн и окон подчёркивает некое стремление к центру. Одним из первых фасадов в стиле Ренессанс является фасад кафедрального собора Пиенцы (1459-1462),созданный флорентийским архитектором Бернардо Гамбарелли (Росселино), очень может быть, что и Альберти участвовал в создании этого сооружения.

Жилые дома приобретают карниз, а на каждом этаже происходит повторение, окон и сопутствующих деталей, главная дверь подчёркнута балконом либо рустом. Одним из образцов такой организации фасадов можно назвать дворец Ручеллаи во Флоренции (1446-1451 гг.) с тремя поэтажными рядами пилястр.

За пределами Италии период рассвета Возрождения происходит с опозданием на полвека, распространяясь по Европе, итальянский стиль изменяется, учитывая и вбирая местные архитектурные традиции стран.

Архитектура Ренессанса во Франции.

Во Франции Ренессанс распространился в 16 веке, став придворным стилем. Развитие архитектуры Возрождения во Франции следует разделить на два периода.

Ранее Возрождение во Франции (1500-1530 гг.):

Замок Блуа - Франциска I | Франция | XIII-XVII вв г.
Замок Шамбор интерьер | Франция | 1519-1547 гг.

Архитектура и жилой интерьер Французского раннего Ренессанса, особенно интерьер, стилистически соответствуют раннему Возрождению в Италии. В частности Французский жилой интерьер называют - стилем Франциска 1.
Перекрытия с массивными, дубовыми, тёмного цвета балками, декорированные орнаментом, открытые в сторону внутреннего пространства. Высокие панели, с филёнками изготовленные из дуба. Гладкие стены над панелями, покрывались обоими с орнаментом либо тесненной кожей. А стены парадных помещений украшали безворсовые ковры (шпалеры) с сюжетами и орнаментальными композициями.

Камины призматической формы располагали на оси помещения, уходящие в потолок, в верхней части декорировались тягами или колонками, в центральной размещали герб хозяев постройки либо картину. В интерьере раннего периода, царила умеренность, и даже суровость.

Предметы мебели и прикладное искусство раннего Возрождения Франции, трансформировалась под влиянием итальянских образцов. Но стоит отметить, что новый стиль принимался лишь в центре страны, а многие предметы мебели, сохраняли готическую форму, только украшались орнаментом. В Архитектуре раннего периода, стиль Ренессанс применялся только для внешнего декорирования архитектурно- строительных элементов, не затрагивая конструкции. В мебели используются такие декоративные элементы: пилястры, карнизы и фронтоны, колонки в виде канделябров, медальоны, королевский герб (саламандра в огне в короне), буква F и цифра 1. Между архитектурными элементами происходит связь в виде гротескового орнамента (арабески). Кресла с высокой прямой спинкой, c архитектурными формами в виде пилястр. Массивные столы с резными боковыми стенками, в виде арок с мощной перекладиной, дополнены балясинами и орнаментально оформленными брусьями. Так же как в Италии, развиваются такие предметы мебели и интерьера: дрессуар(резной шкаф для посуды), поставец(невысокий шкаф с полками), кассоне(сундук-ларь).

Интерьер дополняют изделиями из поливной керамики и фаянса: тарелки, блюда, кувшины, бутыли. Бернар Палисси выдающийся художник-керамист по фаянсу, создавал великолепные изделия с цветными и рельефными изображениями: Листья, раковины, ящерицы, рыбы, змеи, лягушки.

Зрелое Возрождение во Франции (1540-1570 гг.).

Античные мотивы всё больше получают распространения, вытесняя при этом готические темы. Архитектурные ордерные системы занимают главные позиции, они создаются с наиболее совершенными пропорции. Во второй половине века, в интерьерах особенно в мебели, усиливается развитие декоративной орнаментики. Происходит обрамление дверей, порталами с колонками и фронтоном. В период зрелого Ренессанса в интерьере, как и в предметах мебели, большое значение придают скульптуре.

Массивные двухъярусные шкафы, их поверхности украшают рельефом с резными скульптурными кариатидами, гермами и орнаментальными мотивами на дверцах. Столы с опорными резными стенками по бокам и подстольем; кресла с высокими спинками, с резными подлокотниками, обивались бархатом либо кожей; Кровати имели деревянную архитектурную основу, продолжением их ножек были резные стойки, которые поддерживали балдахин.

В изделиях прикладного искусства широко применяются изобразительные и орнаментальные композиции на темы связанные с античностью.

Брагина Л.М. "Социально - этические взгляды итальянских гуманистов" (II половина XV века). Издательство МГУ, 1983 г., Из истории культуры Средних веков и Возрождения. Издательство "Наука", М., 1976 г., 50 биографий мастеров западно - европейского искусства. Издательство "Советский художник", Ленинград, 1965 г.,История искусства зарубежных стран. Том 2. Издательство"Академия художников СССР", М., 1963 г.

Архитектура Возрождения - период развития архитектуры в европейских странах с начала XV до начала XVII века, в общем течении Возрождения и развития основ духовной и материальной культуры Древней Греции и Рима.

Можно выделить три основных периода:
Раннее Возрождение или кватроченто , примерно совпадает с XV веком.
Высокое Возрождение , первая четверть XVI века.
Маньеризм или Позднее Возрождение (ок. 1520—1600).

Возрождение является переломным моментом в Истории Архитектуры, в особенности по отношению к предшествующему архитектурному стилю, к Готике. Готика в отличие от архитектуры Возрождения искала вдохновение в собственной интерпретации Классического искусства.
Особенное значение в этом направлении придаётся формам античной архитектуры: симметрии, пропорции, геометрии и порядку составных частей, о чём наглядно свидетельствуют уцелевшие образцы римской архитектуры. Сложная пропорция средневековых зданий сменяется упорядоченным расположением колонн, пилястр и притолок, на смену несимметричным очертаниям приходит полукруг арки, полусфера купола, ниши. Архитектура снова становится ордерной.

Развитие Архитектуры Возрождения привело к нововведениям в использовании строительных техник и материалов, к развитию архитектурной лексики. Важно отметить, что движение возрождения характеризуется отходом от анонимности ремесленников и появлением персонального стиля у архитекторов. Известно немного мастеров построивших произведения в романском стиле, также как и архитекторов, соорудивших великолепные готические соборы. В то время как произведения эпохи Возрождения, даже небольшие здания или просто проекты были аккуратно задокументированы с самого своего появления.
В самой Италии архитектура Возрождения перешла в маньеристскую архитектуру, представленную в довольно различных тенденциях в работах Микеланджело, Джулио Романо и Андреа Палладио, которая затем переродилась в барокко, применявшие подобные архитектурные приёмы в ином общем идейном контексте.
______________
Проторенессанс.

Джотто ди Бондоне (ок. 1267-1337) - итальянский художник и архитектор эпохи Проторенессанса. Одна из ключевых фигур в истории западного искусства.
Ренессанс.
Первым представителем архитектуры Возрождения можно назвать Филиппо Брунеллески , работавшего во Флоренции, городе, наряду с Венецией, считающимся памятником Возрождения. Затем оно распространилось в другие итальянские города, во Францию, Германию, Англию, Россию и другие страны.

В начале XV века Филиппо Брунеллески (1377-1446), флорентийский ученый и архитектор.
Брунеллески желал сделать восприятие реконструированных им терм и театров более наглядным и попытался создать из своих планов геометрически-перспективные картины для определенной точки зрения. В этих поисках была открыта прямая перспектива .

Это позволило художникам получать совершенные изображения трёхмерного пространства на плоском полотне картины.

Сложность самой постройки заключалась не только в возведении купола, но и в сооружении специальных приспособлений, которые позволили бы работать на большой высоте, что казалось тогда невозможным. Совету города Брунеллески предложил сделать легкий 8-гранный купол из камня и кирпича, который собирался бы из граней-«долей» и скреплялся вверху архитектурным фонарем, кроме того, он вызвался создать целый ряд машин для подъема наверх и работы на высоте.
Восьмигранный купол диаметром 42 м был построен без опирающихся на землю лесов. Возвышаясь над городом, купол, с его устремленностью ввысь и гибким упругим контуром, определил характерный силуэт Флоренции, и самими современниками он мыслился символом новой эпохи - Возрождения.

В 1419 году цех Арте делла Сета поручил Брунеллески постройку Воспитательного дома для младенцев, оставшихся без родителей (Оспедале дельи Инноченти — Приют невинных, действовал до 1875 г.), ставшего фактически первой постройкой эпохи Возрождения в Италии.

Воспитательный дом организован просто: аркады его лоджии раскрыты в сторону Пьяцца Сантиссима Аннунциата - здание фактически является её ажурной «стеной».

Галерея из 9 полуциркульных арок, которые покоятся на высоких колоннах композитного ордера. Между арками и архитравом.который тянется вдоль всей стены, укреплены майоликовые медальоны работы Делла Роббиа с изображением спеленатых младенцев (своей простой окраской - синим и белым - они делают ритм колонн мернее, спокойнее). Прямоугольный формат окон, их рамы и фронтоны окон скопированы Брунеллески с римских образцов, так же, как и колонны, пилястры и профиль карниза. Но античные формы трактованы необычайно свободно, вся композиция оригинальна и вовсе не может быть названа копией античных образцов. Благодаря какому-то особому чувству меры, Брунеллески в контексте всей архитектуры Возрождения кажется самым «греческим», а не римским мастером, при том что ни одной греческой постройки он видеть не мог.

Филиппо Календарио (первые годы XIV века - 1355) - венецианский архитектор и скульптор. Самое известное сооружение - Дворец Дожей в Венеции.


1309-1424 годы. Готика
_________

В продолжение Высокого Возрождения представления, взятые из античной архитектуры, развивались и воплощались на практике с большей уверенностью. Со вступлением на папский престол Юлия II (1503) центр итальянского искусства из Флоренции перемещается в Рим, папа привлёк к своему двору лучших художников Италии.
Основные памятники итальянской архитектуры этого времени - светские здания, которые отличаются гармоничностью и величием своих пропорций, изяществом деталей, отделкой и орнаментацией карнизов, окон, дверей; дворцы с лёгкими, в основном двухъярусными галереями на колоннах и столбах. В храмовом строительстве наблюдается стремление к колоссальности и величественности; осуществился переход от средневекового крестового свода к римскому коробовому своду, купола опираются на четыре массивных столба.

Представителем этого периода был Донато Браманте (1444-1514), строго следовавший в возведении зданий классическим принципам - основоположник и крупнейший представитель архитектуры Высокого Возрождения. Его самой известной работой является главный храм западного христианства - базилика Святого Петра в Ватикане.


Темпьетто во дворе церкви Сан-Пьетро-ин-Монторио, 15в. Рим.



Микеланджело ди Лодовико ди Леонардо ди Буонарроти Симони (1475- 1564)- итальянский скульптор, художник, архитектор, поэт, мыслитель.

Гений Микеланджело наложил отпечаток не только на искусство Возрождения, но и на всю дальнейшую мировую культуру. Деятельность его связана в основном с двумя итальянскими городами - Флоренцией и Римом.

Поражают своей красотой и величием архитектурные работы Микеланджело - ансамбль площади Капитолия и купол Ватиканского собора в Риме.

Его последователями были Бальдассаре Перуцци , лучшие произведения которого - Фарнезинская вилла и палаццо Массими в Риме, великий Рафаэль Санти , построивший дворец Пандольфини во Флоренции, Антонио да Сангалло , построивший палаццо Фарнезе в Риме.

Бальдассаре Перуцци (1481-1536) - итальянский архитектор и живописец эпохи высокого Ренессанса. Работал вместе с Донато Браманте и Рафаэлем на вилле Фарнезина. После смерти Рафаэля возглавлял работу по строительству Собора Святого Петра в Риме.
Антонио да Сангалло Младший (1484-1546) - флорентийский архитектор эпохи Высокого Возрождения. Работал в Риме под руководством Браманте и Перуцци.
Его творением является Палаццо Фарнезе в Риме (строительство начато в 1513 году, закончено Микеланджело).
Сангалло принял эстафету главного архитектора собора Св. Петра в 1539 году и расширил первоначальный план Браманте, но доводить строительство до логического завершения пришлось его преемнику Микеланджело.

Церковь Санта-Мария-ди-Лорето в Риме

Андреа Палладио (1508-1580) - великий итальянский архитектор позднего Возрождения. Основоположник палладианства и классицизма. Вероятно, самый влиятельный архитектор в истории.

Также развивалась и венецианская архитектурная школа, главным представителем которой был Якопо Татти Сансовино , возведший библиотеку святого Марка и палаццо Корнер.

С наступлением второй половины XVI века в итальянском зодчестве происходят перемены, выраженные желанием художников всё более точно воспроизводить классические образцы, чему стали посвящаться целые трактаты, однако возводимые сооружения продолжают отличаться изяществом и благородством.

Главными представителями архитектуры этого времени были Виньола , построивший Иль-Джезу в Риме и виллу Фарнезе в Витербо, живописец и биограф художников Вазари , им построен дворец Уффици во Флоренции, Андреа Палладио , создавший несколько дворцов, базилик и олимпийский театр в Виченце, генуэзец Галеаццо Алесси , который возвёл церковь Мадонны да Кариньяно, дворец Спинола и дворец Саули в Генуе.

Джакомо Бароцци да Виньола (1507-1573), итальянский теоретик и архитектор позднего Ренессанса.

Джорджо Вазари (1511-1574) - итальянский живописец, архитектор и писатель. Автор знаменитых «Жизнеописаний», основоположник современного искусствознания. Построенные Вазари новые здания отличаются своеобразной красотой и оригинальностью. Здание для папы Юлия III в Риме и здание Уффици во Флоренции, начатое Вазари, свидетельствуют в пользу его архитектурного таланта. Ему же принадлежит комплекс зданий, составляющих Дворец рыцарей св. Стефана в Пизе и многое другое.

Галеаццо Алесси (1512-1572) - один из знаменитейших архитекторов XVI века.
Алесси был, как предполагают, учеником Г. Б. Капорали, изучал ревностно архитектуру древних и своими постройками в Генуе, где он наиболее проявил свою деятельность, приобрел громкую известность далеко за пределами Италии.
К самым замечательным его произведениям принадлежат в Генуе дворцы Гримальди, Бьянко, Леркари, Спинола, вилла Паловичини, здание банка и т. д.
Шедевром его считается церковь Sta-maria di Carignano; им же выстроены: прекрасная вилла Джустиниани в местечке Альбаро, церкви San-Paolo u San-Vittore, a также передний фасад церкви San-Celso и знаменитый дворец Томмазо Марини.

Палацци-деи-Ролли (итал. Palazzi dei Rolli) - квартал дворцов генуэзской аристократии, построенный в эпоху маньеризма вдоль новой городской магистрали Ле-Страде-Нуово (ныне Виа Гарибальди) и в её окрестностях. В 2006 году объявлен памятником Всемирного наследия.


За пределами Италии время расцвета Ренессанса наступило через полвека, итальянский стиль распространяется по Европе, но при этом изменяется, впитывая местные архитектурные традиции.

Во Франции к архитектуре высокого Возрождения можно отнести: созданный П. Леско западный фасад Луврского дворца в Париже, королевский замок в Фонтенбло, замок Ане и Тюильри, возведённые Филибером Делормом; Экуанский замок, дворец в Блуа.
В Испании - дворец Эскориал архитекторов X. де Толедо и X. де Эррера , в Германии - часть Гейдельбергского замка, Альтенбургская ратуша, сени Кёльнской ратуши, Фюрстенгоф в Вильмаре и другие.



Рассказать друзьям