Шишкин краткая биография и картины. Художник иван шишкин биография

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

(1832-1898) русский художник

Иван Иванович Шишкин был непревзойденным мастером русской пейзажной живописи. Его называли художником русского леса, «человеком-школой», «верстовым столбом в развитии русского пейзажа». Однако его искусство воспринимали по-разному. Некоторые критики называли Шишкина художником-фотографом, подразумевая под этим ограниченность духовного начала в его творчестве.

В конце жизни художник и вовсе испытал недоброжелательное отношение не только к своему искусству, но и к себе лично, что ускорило его кончину. Однако время все расставило по своим местам. Иван Шишкин остался в культурной истории России как великий русский художник, в картинах которого с предельной ясностью выразилась его любовь к жизни, к земле, к людям.

Иван Иванович Шишкин родился в старинном русском городе Елабуга в купеческой семье. Его отец Иван Васильевич пользовался у земляков глубоким уважением. Сам он торговал хлебом, но интересовался техникой и историей, увлекался археологией и даже был избран членом-корреспондентом Московского археологического общества. В 1871 году в Московской Синодальной типографии вышла книга Ивана Ивановича Шишкина об истории города Елабуга, а еще раньше он подготовил рукопись «Жизнь елабужского купца Ивана Васильевича Шишкина, писанная им самим в 1867 году». В течение многих лет Иван Иванович Шишкин вел в тетради записи о важнейших событиях, которые происходили в городе и в родной семье. Он их назвал «Записки достопримечательностей разных».

В доме всем управляла жена Ивана Васильевича, Дарья Романовна, которая поддерживала строгий патриархальный уклад жизни. В этой добропорядочной и культурной семье и воспитывался будущий художник.

Мальчик рос в окружении природы и был очень впечатлительным. Кроме чтения, он с детства больше всего любил рисовать, за что его в доме иногда называли «мазилкой».

Отец хотел дать сыну хорошее образование, нанимал ему частных учителей, определил в мужскую гимназию в Казани. Он собирался направить его по купеческой линии, но, заметив, что Иван не проявляет к этому делу никакого интереса, предоставил ему самому выбирать себе занятие.

В 1852 году Иван отправился в Москву и поступил в Училище живописи, ваяния и зодчества. Еще с юности он избрал себе девиз: «Образование, труд, любовь к занятиям» - и неуклонно следовал ему.

Уже в училище Иван Шишкин окончательно выбрал свой путь в живописи - русский пейзаж и природа во всем ее многообразии. Незадолго до окончания учебы молодой живописец написал одну из самых замечательных своих картин «Иней», которая получила высокую оценку художников.

В январе 1856 года Иван Шишкин поступил в петербургскую Академию художеств, однако учился без интереса. В то время в Академии главными мастерами ландшафтной живописи считались Никола Пуссен и Клод Лоррен. Их картины поражали воображение величественными пейзажами, которые им навевала их фантазия. Шишкин стремился к другому. Он хотел писать живую природу, которая не нуждается в украшательстве. «Главнейшее для пейзажиста есть прилежное изучение натуры, - записал он еще в Москве в своей ученической тетради, - вследствие чего картины с натуры должны быть без фантазии». Впоследствии многие критики отмечали, что Иван Шишкин был настоящим исследователем природы и знал «каждую морщинку коры, изгиб ветвей, сочетание стеблей листьев в букетах трав... ». Уже в Академии он стал постепенно вырабатывать свою собственную систему живописи, в которой интуитивно стремился утвердить национальное в пейзаже.

В 1857 году Иван Шишкин получил на экзамене малую серебряную медаль за две картины - «Вид из окрестностей Петербурга» и «Пейзаж на Лисьем Носу». Художник был преисполнен самых радужных надежд на будущее. Его самолюбие было польщено еще и тем, что на летние этюды, которые он проводил в деревне Дубки под Сестрорецком, руководство Академии направило с ним учеников.

Иван Иванович Шишкин был глубоко религиозным человеком, поэтому не удивительно, что его привлекал Валаам с его особой атмосферой благочестия. Тем более, что остров славился своей живописной природой. В 1858 году Шишкин впервые побывал на Валааме. Он привез оттуда множество этюдов и рисунков пером и в конце года получил вторую академическую награду - большую серебряную медаль за пейзажную живопись «Вид на острове Валааме». Сейчас эта картина хранится в Киевском музее русского искусства. Тогда же Иван Шишкин выставил свои картины в залах московского Училища живописи, ваяния и зодчества. Они были куплены, и художник получил первые большие деньги.

Все время обучения в Академии, Иван Шишкин получал академические награды, что давало ему право свободного выбора работы на лето. Он еще раз побывал на Валааме, где закончил большую картину «Кукко». Так называлось одно из урочищ на острове. За нее он получил большую золотую медаль, и руководство Академии отправило художника за границу.

Иван Шишкин провел за границей больше года, побывал во многих городах Германии, ездил в Чехию, Швейцарию, Голландию, другие страны. Он обошел все самые знаменитые европейские музеи, бывал в мастерских художников и не нашел там ничего для себя поучительного. Лишь искусство голландских и бельгийских художников как-то примирило Шишкина с заграницей. Он и там много работал, выезжал на этюды, хотя чужая природа не особенно его вдохновляла.

Тем не менее, в феврале 1865 года Иван Иванович Шишкин представил на постоянной выставке в Дюссельдорфе три своих рисунка. Они имели успех. В одном из журналов даже появилась статья о молодом русском художнике. В апреле того же года Шишкин снова участвовал в выставке, и его рисунки были восприняты с еще большим энтузиазмом. Художник получил предложение выставить их в Бонне, Аахене и Кельне.

Вскоре Иван Шишкин вернулся на родину. Он получил в Академии художеств свидетельство для занятий «ландшафтной живописью с натуры по разным городам России» и уехал к себе в Елабугу.

Вернувшись в Петербург, Иван Шишкин близко сошелся с только что организованной Артелью художников во главе с Иваном Николаевичем Крамским , которая объединила молодых русских художников, отрицавших академизм старой живописной школы. Шишкин горячо поддерживал их идеи, хотя его первая работа, которую он написал по возвращении на родину, - «Швейцарский пейзаж» - все еще несла на себе отпечаток академических традиций, какие он впитал в годы учебы. Однако уже последующие его работы и, в частности, этюд «Полдень. Окрестности Москвы. Братцево» ознаменовали собой рождение нового стиля художника. Начиная с этой работы на первый план в творчестве Шишкина выдвигается поэтическое начало. Через три года он вернется к этому этюду и напишет картину «Полдень». Она станет первой картиной художника, которую приобрел известный собиратель русской живописи П. М. Третьяков.

В это же время в жизни художника произошло и другое важное событие. Он женился на Евгении Александровне Васильевой, и вскоре у них родилась дочь Лидия.

Специально для Ивана Ивановича Шишкина в Академии художеств был создан пейзажный класс, где он начал преподавать. За свою приверженность русской природе его называли «царем леса ».

В 1870 году русские художники создали новое объединение - Товарищество художественных передвижных выставок, идею которого предложил Г. Г. Мясоедов. Иван Шишкин с воодушевлением поддержал это начинание и поставил свою подпись под уставом Товарищества. В следующем году состоялась их первая выставка, на которую он представил свою картину «Вечер». Тогда же он принялся за новую работу «Сосновый бор» для конкурса в Обществе поощрения художеств. Она получила первую премию и была куплена Третьяковым для своей галереи.

В последующие несколько лет жизнь Ивана Шишкина оказалась полной невзгод. Умер отец, а потом и его маленький сын Владимир. Жена болела. Шишкин устал, но продолжал работать. В феврале 1873 года за картину «Лесная глушь» он получил звание профессора. В мае этого же года он подготовил и сам напечатал свой первый альбом офортов.

Однако трагедии продолжали преследовать художника. В 1874 году умерла жена, оставив Ивана Шишкина с двумя детьми - дочерью Лидией и годовалым сыном Константином, который вскоре тоже умер. Тяжелые утраты оказались для Шишкина непосильными. Он запил, долгое время не мог работать, потом занялся фотографией.

В конце концов привычка к труду победила. Иван Иванович Шишкин снова начал писать и на четвертой выставке передвижников в 1875 году представил свои новые картины «Родник в сосновом лесу» и «Первый снег».

Стараясь преодолеть тяжелую депрессию, живописец много бывает в обществе, встречается с друзьями. Он был дружен с Дмитрием Ивановичем Менделеевым , известным ученым-химиком, в доме которого проходили знаменитые «менделеевские среды». Там бывали многие известные художники, писатели, композиторы. Здесь Иван Шишкин встретил свою будущую жену Ольгу Антоновну Лагоду. Она училась в Академии художеств, но потом ушла оттуда и стала заниматься с Шишкиным.

Осенью 1878 года Иван Шишкин вместе с другими художниками ездил в Париж, на Всемирную выставку. В том же году на передвижной выставке была представлена его картина «Рожь», которая заняла первое место. Все признавали, что она стала крупнейшим событием в художественной жизни России.

Как и многие другие русские художники, Шишкин находился в конфронтации к Академии художеств. Сам он уже давно там не работал. «Это вертеп, в котором гибнет все мало-мальски талантливое, где из учеников развивают канцеляристов», - говорил он. У своих учеников он воспитывал другой взгляд на искусство: «Работайте так, как сердцу захочется, не стесняйте себя этими рецептами. Изучайте живое тело».

Иван Иванович Шишкин был очень требователен к своим ученикам, порой даже резок, но не меньше требовательности он предъявлял и к себе. Его рабочий день начинался с девяти часов утра и заканчивался иногда в два часа ночи. Каждый год художник писал по несколько картин, которые отличались высоким мастерством и удивительным чувством любви к русской природе.

Однако в личной жизни Ивана Шишкина опять случилась беда. Вскоре после рождения их дочери неожиданно умерла вторая жена художника О. А. Лагода-Шишкина. Новая утрата потрясла его, но на этот раз художник не стал глушить душевную боль алкоголем и продолжал работать.

Его картина «Кама», отправленная на выставку в Киев, вызвала огромный интерес, к ней совершалось настоящее паломничество, а между покупателями дело доходило до ссоры.

Такой же ажиотаж через некоторое время вызовет другая картина Ивана Шишкина - «Полесье». Она полностью до наших дней не сохранилась. В Киевском музее русского искусства можно увидеть лишь ее правую часть. Другой фрагмент картины хранится в частном собрании. Однако Шишкин позднее повторил ее в меньшем размере для одного из своих почитателей. Она теперь находится в Москве, в частной коллекции.

Мастерство Ивана Ивановича Шишкина становится общепризнанным. Многие работы художника и, в частности, такие, как «Сосны, освещенные солнцем», «Опушка», «Чернолесье», «Папоротник», называют жемчужинами русского искусства и подлинными шедеврами.

В 1886 году вышел третий альбом офортов Ивана Шишкина. Несколько листов из него он отправил в Париж, где его офорты назвали «поэмами в рисунках».

На XVII передвижной выставке была представлена новая картина Шишкина «Утро в сосновом лесу», с которой связана любопытная история. Автор писал ее вместе с другим художником - К. Савицким. Тот изображал медведей. Вначале под ней стояли подписи обоих художников, но купивший ее Третьяков, весьма критически относившийся к Савицкому, велел замазать его фамилию. Так эта картина до сих пор экспонируется только с подписью Шишкина.

Художника всегда волновало состояние русского искусства. В последние годы жизни он выступал за реорганизацию Академии художеств, надеясь возродить на ее основе русскую художественную школу. Однако эту идею поддерживали далеко не все художники, в связи с чем его отношения с другими членами Товарищества передвижных выставок осложнились. Те считали реформирование Академии пустым делом и обвинили Шишкина в отступничестве.

В ноябре 1891 года в залах Академии художеств открылась ретроспективная выставка работ Ивана Шишкина, написанных за сорок лет. На ней было представлено 300 этюдов и более 200 рисунков. А еще через три года Шишкин становится профессором-руководителем пейзажной мастерской Высшего художественного училища при Академии художеств. Вместе с ним в Академию вернулись и начали преподавать там другие известные художники - Илья Репин , А. Куинджи, В. Маковский. С их приходом в Академии воцарился дух творчества, но эти идиллические отношения продолжались недолго. Возобновились погашенные на время интриги, между художниками начались распри. Дошло до того, что Архип Куинджи назвал метод Ивана Шишкина вредным для живописи.

В конце концов Шишкин не выдержал откровенной враждебности своих бывших друзей и подал в отставку. В 1897 году художнику снова предложили занять место руководителя пейзажной мастерской, но к тому времени он был уже нездоров, часто подводило сердце, и работать приходилось урывками.

В том же году, Иван Иванович Шишкин написал свою последнюю работу - «Корабельная роща», которая имела большой успех.

Ее купил царь, пополнив свою художественную коллекцию еще одной шишкинской картиной. Художник задумал писать новую картину - «Краснолесье», но в марте 1898 года умер прямо перед мольбертом.

Ивана Ивановича Шишкина похоронили на Смоленском кладбище в Петербурге.

"Пейзажист - истинный художник, он чувствует глубже, чище... Природа всегда нова... и всегда готова дарить неистощимым запасом своих даров, что мы называем жизнь. Что может быть лучше природы..." - Шишкин И.И.

Иван Иванович Шишкин — не только один из крупнейших, но и едва ли не самый популярный среди русских пейзажистов. Шишкин знал русскую природу “ученым образом” (И. Н. Крамской) и любил ее со всей силой своей могучей натуры. Из этого знания и этой любви родились образы, которые давно стали своеобразными символами России. Уже сама фигура Шишкина олицетворяла для современников русскую природу. Его называли “лесной богатырь-художник”, “царь леса”, “старик-лесовик”, его могли сравнивать со “старой крепкой сосной, мохом поросшей”, но, скорее, он подобен одинокому дубу со своей знаменитой картины, несмотря на множество поклонников, учеников и подражателей.
Среди мастеров старшего поколения И.И.Шишкин представлял своим искусством явление исключительное, какого не знали в области пейзажной живописи предыдущие эпохи. Подобно многим русским художникам, он от природы обладал огромным талантом самородка.
Шишкин родился 13 (25) января 1832 года в Елабуге - маленьком провинциальном городке, расположенном на высоком берегу Камы. Впечатлительный, любознательный, одаренный мальчик нашел незаменимого друга в своем отце. Небогатый купец, И.В.Шишкин был человеком разносторонних знаний. Интерес к старине, природе, к чтению книг он прививал и сыну, поощряя в мальчике любовь к рисованию, пробудившуюся очень рано.

Автопортрет 1854. Бумага, графит. карандаш

В 1848 году, проявив известную самостоятельность и не закончив казанской гимназии, юноша вернулся в отчий дом.
К систематическим занятиям в московском Училище живописи и ваяния Шишкин приступил лишь в двадцатилетнем возрасте, с трудом преодолев патриархальные устои семьи, противившейся (за исключением отца) его желанию стать художником.

В августе 1852 года он был уже включен в список учеников, принятых в Московское Училище живописи и ваяния, где до января 1856 года обучался под руководством Аполлона Мокрицкого. Будучи академиком, Мокрицкий придерживался строгих правил рисунка и построения формы, то есть того, что молодой его выученик прочно усвоил на всю жизнь. Но тот же академический метод предполагал твердое исполнение правил, а не поиски нового.

Прогулка в лесу 1869

В училище сразу определилось влечение Шишкина к пейзажу. Богатство и разнообразие растительных форм увлекает Шишкина. Неотрывно штудируя натуру, в которой все ему казалось интересным, будь то старый пень, коряга, сухое дерево. Художник постоянно рисовал в подмосковном лесу - в Сокольниках, изучая форму растений, проникая в анатомию природы и делая это с огромным увлечением.

Ко времени окончания в самом начале 1856 года училища творческие интересы Шишкина, выделявшегося среди своих товарищей выдающимся талантом, заметно определились. Как пейзажист он уже приобрел некоторые профессиональные навыки.

Но художник стремился к дальнейшему совершенствованию и в январе 1856 года отправился в Петербург, чтобы поступить в Академию художеств. С этих пор творческая биография Шишкина тесно связана со столицей, где он прожил до конца своих дней.

Аллея летнего сада в Петербурге 1869

В Академии художеств Шишкин быстро выделился среди учеников подготовленностью и блестящими способностями. Шишкин сосредоточил внимание на фрагментах природы, в связи с чем тщательно осматривал, прощупывал, изучал каждый стебель, ствол дерева, трепещущую листву на ветках, воспрянувшие травы и мягкие мхи.

Берёзовая роща 1880-1890

Воодушевление естествоиспытателя руководило кистью художника. Художник открывал обширный мир непримечательных составляющих природы, ранее не внесенных в оборот искусства. Уже спустя три с небольшим месяца после поступления он привлек внимание профессоров своими натурными пейзажными рисунками. В 1857 году он получил две малые серебряные медали - за картину "В окрестностях Петербурга" (1856) и за рисунки, исполненные летом в Дубках.

"В окрестностях Петербурга" (1856)

Шишкин в период обучения в Академии художеств менее других проявлял симптомы подражательности, но некоторые влияния коснулись и его. Это относится прежде всего к творчеству чрезвычайно популярного в свое время швейцарского пейзажиста А.Калама, художника неглубокого, но с любовью изучавшего альпийскую природу, умевшего ее внешне опоэтизировать.

В роще 1869

Произведения молодого Шишкина, созданные в годы учения в Академии, отмечены романтическими чертами, однако то было скорее данью господствующей традиции.

И.И.Шишкин и А.В.Гине в мастерской на острове Валааме

Подлинной школой для Шишкина стал Валаам, служивший местом летней работы на натуре академическим ученикам-пейзажистам. Шишкин был увлечен дикой, девственной природой живописного и сурового архипелага валаамских островов с его гранитными скалами, вековыми соснами и елями.

Лес вечером. 1869.

Этюд "Сосна на Валааме" - один из восьми удостоенных в 1858 году серебряной медали - дает представление об увлеченности, с которой художник подходит к изображению натуры.
В самой натуре, Шишкин ищет такие мотивы, которые позволили бы раскрыть ее в объективной значимости, и старается воспроизвести их на уровне картинной завершенности, о чем со всей наглядностью можно судить по другому этюду той же серии - "Вид на острове Валааме" (1858).

Этот суховатый по живописи, но свидетельствующий о хорошем владении рисунком этюд лег в основу конкурсной картины Шишкина "Вид на острове Валааме. Местность Кукко", демонстрировавшейся на академической выставке 1860 года и удостоенной Большой золотой медали.

"Вид на острове Валааме. Местность Кукко"

Окончив Академию с Большой золотой медалью в 1860 году, Шишкин получает право на поездку за границу в качестве пенсионера.

Дрезден. Мост Августа

Первые приметы внутреннего недовольства своим положением, а возможно, и сложившимся живописным методом проявились у Шишкина весьма наглядно уже в следующем году по возвращении из-за границы.

Итальянский мальчик

Буковый лес в Швейцарии 1863

Лето 1866 года он проводит в Москве и работает в Братцеве вместе с Л.Л.Каменевым, его товарищем по Московскому Училищу живописи и ваяния.

Папоротники в лесу.Сиверская 1883

Совместная работа с пейзажистом московской школы, искренне увлеченным мотивами равнинного русского ландшафта, не проходит бесследно. Кроме дошедших до нас светлых шишкинских рисунков с подписью "Братцево", свободных от скованности его академической манеры, главным, конечно, были исполнявшиеся им живописные этюды, в одном из которых и был запечатлен мотив зреющего ржаного поля и дороги, послуживший впоследствии, в 1869 году основой для картины "Полдень. В окрестностях Москвы" (Государственная Третьяковская галерея), с золотистыми полями спеющей ржи, конкретно вписанными дальними планами, дорогой, идущей из глубины, и высоким, распростертым над землей небом со светлыми кучевыми облаками.

Пейзаж с охотником.Остров Валаам 1867

В 1867 году художник снова отправился на легендарный Валаам. На Валаам Шишкин поехал совместно с семнадцатилетним Федором Васильевым, которого опекал и обучал живописи.
Эпопея русского леса, неизбежной и существенной принадлежности русской природы, началась в творчестве Шишкина, по существу, с картины "Рубка леса" (1867).

"Рубка леса" (1867)

Летом 1868 года Шишкин уехал на родину, в Елабугу, чтобы получить благословение отца на венчание с Евгенией Александровной Васильевой, сестрой художника.
В сентябре того же года Шишкин представил в Академию художеств два пейзажа, надеясь получить звание профессора. Вместо этого художник был представлен к ордену, чем, видно, был раздосадован.

Тема русского леса после "Рубки леса" продолжалась и не иссякала до конца жизни художника. Летом 1869 года Шишкин работал над несколькими картинами, готовясь к академической выставке. Картина "Полдень. В окрестностях Москвы" выбивалась из общего строя.

И. И. Шишкин. «Полдень. В окрестностях Москвы». 1869. Третьяковская галерея. Москва.

В сентябре-октябре 1869 года она экспонировалась на академической выставке и, видимо, не была приобретена. Поэтому Павел Третьяков в письме к художнику просил его оставить картину за ним. Шишкин с благодарностью согласился отдать ее в коллекцию за 300 рублей - сумму, предложенную Третьяковым.

Лесной пейзаж с цаплями 1870

Начиная с 1-й Передвижной выставки, в течение всех двадцати пяти лет Шишкин участвовал на выставках своими картинами, дающими возможность сегодня судить об эволюции мастерства пейзажиста.
Лето 1871 года Шишкин прожил на родине. В начале 1872 года на конкурсе, организованном Обществом поощрения художеств в Петербурге, Шишкин выступил с картиной "Мачтовый лес в Вятской губернии". Уже название позволяет связать это произведение с природой родного края, а время собирания материала - с летом 1871 года.

"Мачтовый лес в Вятской губернии"

Картина Шишкина была приобретены П.М.Третьяковым и вошла в состав его галереи. Крамской в письме от 10 апреля 1872 года, извещая Третьякова об отправке картин, называет картину Шишкина "замечательнейшим произведением русской школы". Став одним из учредителей Товарищества передвижных художественных выставок, Шишкин сдружился с Константином Савицким, Иваном Крамским, позже - в 1870-х годах - с Архипом Куинджи.

Портрет И.И.Шишкина.Крамской И.Н.

Творческая жизнь Ивана Шишкина в течение долгого ряда лет (особенно в 70-х годах) проходила на глазах Крамского. Обычно из года в год оба художника по летам селились вместе, где-нибудь среди природы средней полосы России.

Благовещенский собор и гимназия на Благовещенской площади в Нижнем Новгороде 1870

Первый снег. 1875

В апреле 1874 года умерла первая жена Шишкина, Евгения Александровна (сестра Федора Александровича Васильева), и вслед за ней маленький сын. Под тяжестью личных переживаний Шишкин на некоторое время опустился, отошел от Крамского и бросил работать.

Перед грозой 1884

Он поселился в деревне, снова сошелся с однокашниками по Московскому Училищу живописи и ваяния и Академии художеств, часто выпивавшими вместе с ним. Могучая натура Шишкина победила тяжелые душевные переживания, и уже в 1875 году на 4-ю Передвижную выставку Шишкин смог дать ряд картин, из которых одна ("Родник в сосновом лесу") снова вызвала восторженные похвалы Крамского.

Швейцарский пейзаж 1866

В семидесятых годах Шишкин все серьезнее увлекается офортом. Техника глубокой печати, позволяющая свободно рисовать без каких-либо физических усилий, оказалась ему особенно близка - он мог сохранить свободную и живую манеру линейно-штрихового рисунка.

У церковной ограды. Валаам 1867

В то время как многие художники использовали офорт для репродуцирования своих картин, для Шишкина искусство офорта стало самостоятельной и важной областью творчества.

Мясоедов Григорий. Первый оттиск. Портрет И.И. Шишкина

В некоторых произведениях художник достигает высокого поэтического обобщения при сохранении все той же тщательности в передаче деталей. Для семидесятых годов такой картиной стала "Рожь" (1878). Картина писалась после совершенной художником в 1877 году поездки в Елабугу. На протяжении всей своей жизни он постоянно приезжал в отчий край, где словно черпал новые творческие силы. Само название "Рожь" в известной степени выражает сущность изображенного, где все так мудро просто, и в то же время значительно. Это произведение невольно ассоциируется со стихами А. В. Кольцова и Н. А. Некрасова - двух поэтов, которых Шишкин особенно любил.

Картиной "Рожь" завершаются в семидесятых годах завоевания Шишкина - пейзажиста эпического склада.
В семидесятых годах идет стремительный процесс развития пейзажной живописи, обогащение ее новыми талантами. Рядом с Шишкиным экспонирует на пяти передвижных выставках свои восемь знаменитых картин А.И.Куинджи, разрабатывающий совершенно необычную живописную систему.

Создаваемые Шишкиным и Куинджи художественные образы, их творческие методы, приемы, как впоследствии и система преподавания, резко отличались, что не умаляло достоинство каждого из них. Тогда как Шишкину было свойственно спокойное созерцание природы во всей обыденности ее проявления, Куинджи присуще романтическое ее восприятие, его увлекали в основном эффекты освещения и вызванные ими цветовые контрасты.
В 80-е годы Шишкин создает много картин, в сюжетах которых он по-прежнему обращается преимущественно к жизни русского леса, русских лугов и полей, впрочем, затрагивая и такие мотивы, как морское побережье Балтики. Основные черты его искусства сохраняются и теперь, но художник отнюдь не остается неподвижно на творческих позициях, выработанных к концу семидесятых годов.

Такие полотна, как "Ручей в лесу (На косогоре") (1880),

"Заповедник. Сосновый бор" (1881),

"Сосновый лес" (1885),

Дубовая роща 1887

и другие по характеру близки работам предшествующего десятилетия. Однако трактованы они с большей живописной свободой.

Автопортрет 1886

Серьезное внимание уделяет Шишкин фактурному решению произведений, умело сочетая подмалевок с применением лессировки и корпусных красок, разнообразя мазки, которые наносятся различными кистями. Моделировка формы становится у него предельно точной и уверенной.

Две женские фигуры 1880-е

Успехи в колорите были достигнуты Шишкиным прежде всего и в наибольшей степени в этюдах, в процессе прямого общения с природой. Не случайно друзья Шишкина, художники-передвижники, находили его этюды не менее интересными, чем картины, а подчас даже более свежими и колоритными. Между тем помимо "Сосен, освещенных солнцем", и сочного по живописи, чрезвычайно выразительного пейзажа "Дубы. Вечер", многие превосходные этюды Шишкина лучшей поры его творчества почти не упоминаются в искусствоведческой литературе.

К ним относятся "Уголок заросшего сада. Сныть-трава" (1884), "Лес (Шмецк близ Нарвы)", "У берегов Финского залива (Удриас близ Нарвы)" (оба 1888 г.), "На песчаном грунте. Мери-Хови по финляндской железной дороге" (1889, 90?), "Молодые сосенки у песчаного обрыва. Мери-Хови по финляндской железной дороге" (1890) и целый ряд других.

Все они отличаются обостренным чувством формы и фактуры предметов, тонкой градацией близлежащих оттенков цвета, свободой и многообразием живописных приемов при сохранении строгого, реалистически точного рисунка.
Многочисленные этюды Шишкина, над которыми он особенно увлеченно трудился в пору творческого расцвета, свидетельствуют о его чуткости к тенденциям развития русского искусства последних десятилетий XIX века, когда усиливается интерес к работам этюдного характера как особой живописной форме.

Туман в лесу

В восьмидесятые-девяностые годы художника все чаще привлекают изменчивые состояния природы, быстро проходящие моменты. Благодаря интересу к световоздушной среде, к колориту ему теперь больше, чем раньше, удаются такого рода произведения. Пример тому - поэтичная по мотиву и гармоничная по живописи картина "Туманное утро" (1885).
Среди всех произведений художника наиболее широкой известностью пользуется картина "Утро в сосновом лесу".

Замысел ее подсказал Шишкину К.А.Савицкий, но не исключена возможность, что толчком к появлению этого полотна послужил пейзаж 1888 года "Туман в сосновом лесу", написанный, по всей вероятности, как и "Бурелом", после поездки в вологодские леса. Видимо, "Туман в сосновом лесу", с успехом экспонировавшийся на передвижной выставке в Москве (ныне в частном собрании в Чехословакии) породил у Шишкина и Савицкого обоюдное желание написать сходный по мотиву пейзаж с включением в него своеобразной жанровой сценки с резвящимися медведями.

Ведь лейтмотивом прославленной картины 1889 года как раз и является туман в сосновом лесу.
Занимательный жанровый мотив, введенный в картину, во многом способствовал ее популярности, но истинной ценностью произведения явилось прекрасно выраженное состояние природы. Это не просто глухой сосновый лес, а именно утро в лесу с его еще не рассеявшимся туманом, с легко порозовевшими вершинами громадных сосен, холодными тенями в чащах. Чувствуется глубина оврага, глушь. Присутствие медвежьего семейства, расположившегося на краю этого оврага, порождает у зрителя ощущение отдаленности и глухости дикого леса.

На рубеже восьмидесятых - девяностых годов Шишкин обратился к сравнительно редкой для него теме зимнего оцепенения природы и написал большую картину "Зима" (1890), поставив в ней трудную задачу передачи чуть заметных рефлексов и почти монохромной живописи.

В преддверии XX века, когда возникают различные течения и направления, идут поиски новых художественных стилей, форм и приемов, Шишкин продолжает уверенно следовать по своему раз избранному пути, создавая жизненно правдивые, содержательные и типические образы русской природы. Достойным завершением его цельного и самобытного творчества стала картина "Корабельная роща" (1898) - полотно, классическое по полноте и многогранности художественного образа, совершенству композиции. В основу этого пейзажа легли натурные этюды, выполненные Шишкиным в родных прикамских лесах, где он нашел свой идеал - синтез гармонии и величия. Но в произведении воплощено и то глубочайшее знание русской природы, которое было накоплено мастером за почти полувековую творческую жизнь.

Картина "Корабельная роща" (самая крупная по размерам в творчестве Шишкина) - как бы последний, завершающий образ в созданной им эпопее, символизирующей богатырскую русскую силу. Осуществление такого монументального замысла, как это произведение, свидетельствует, что шестидесятишестилетний художник находился в полном расцвете творческих сил, но на этом его путь в искусстве оборвался.
8 (20) марта 1898 года он скончался в своей мастерской за мольбертом, на котором стояла новая, только что начатая картина "Лесное царство".

Тихвинское кладбище Александро-Невской Лавры. Некрополь мастеров искусств

Город Елабуга памятник Шишкину

Оригинал записи и комментарии на

«Лесной богатырь-художник», «царь леса» - так называли Ивана Шишкина современники. Он много путешествовал по России, воспевая величественную красоту ее природы в своих картинах, которые сегодня известны каждому.

«Никогда еще в роду Шишкиных не было художника!»

Иван Шишкин родился в купеческой семье в небольшом городе Елабуге Вятской губернии (на территории современного Татарстана). Отец художника, Иван Васильевич, был весьма уважаемым в городе человеком: несколько лет подряд избирался городским главой, провел в Елабуге деревянный водопровод на собственные средства и даже создал первую книгу об истории города.

Будучи человеком разносторонних увлечений, он мечтал дать сыну хорошее образование и в 12 лет отправил его в Первую казанскую гимназию. Однако молодой Шишкин уже тогда интересовался искусством больше, чем точными науками. В гимназии ему было скучно и, не закончив обучение, он вернулся в родительский дом со словами, что чиновником делаться не хочет. Тогда же начали формироваться его взгляды на искусство и призвание художника, которые он сохранил на протяжении всей жизни.

Мать Шишкина, Дарью Александровну, расстраивала неспособность сына к учебе и домашним делам. Она не одобряла его увлечения рисованием и называла это занятие «пачкотней бумаги». Отец хоть и симпатизировал страсти Ивана к прекрасному, также не разделял его отстраненности от жизненных проблем. Шишкину приходилось прятаться от родных и рисовать при свечах по ночам.

Всерьез о профессии художника Шишкин задумался впервые, когда в Елабугу приехали московские живописцы, чтобы расписать иконостас местной церкви. Они и рассказали ему о Московском училище живописи и ваяния - и тогда Иван Иванович твердо решил следовать за своей мечтой. С трудом, но он уговорил отца позволить ему уехать, и тот отправил художника в Москву, надеясь, что из сына однажды вырастет второй Карл Брюллов .

«Изображение всего, что имеет жизнь, есть главная трудность искусства»

В 1852 году Шишкин поступил в Московское училище живописи и ваяния, где обучался под руководством художника-портретиста Аполлона Мокрицкого. Тогда в своих еще слабых работах он мечтал приблизиться к природе настолько, насколько возможно, и постоянно зарисовывал интересные ему виды и детали пейзажа. О его рисунках постепенно узнала вся школа. Сокурсники и даже учителя отмечали, что «Шишкин рисует такие виды, какие еще никто до него не рисовал: просто поле, лес, река, - а у него они выходят так красиво, как и швейцарские виды». К концу обучения стало ясно: у художника был несомненный - и действительно единственный в своем роде - талант.

Не останавливаясь на достигнутом, в 1856 году Шишкин поступил в Императорскую Академию художеств в Санкт-Петербурге, где быстро зарекомендовал себя как блестящий студент с выдающимися способностями. Подлинной школой для художника стал Валаам , куда он отправился для летней работы на натуре. Он начал обретать собственный стиль и отношение к природе. С вниманием биолога он осматривал и ощупывал стволы деревьев, травы, мхи, мельчайшие листья. Его этюд «Сосна на Валааме» принес автору серебряную медаль и зафиксировал стремление Шишкина передать простую, не романтизированную красоту природы.

Иван Шишкин. Камни в лесу. Валаам. 1858-1860. Государственный Русский музей

Иван Шишкин. Сосна на Валааме. 1858. Пермская государственная художественная галерея

Иван Шишкин. Пейзаж с охотником. Валаам. 1867. Государственный Русский музей

В 1860 году Шишкин окончил академию с большой золотой медалью, полученной им также за виды Валаама, и отправился за границу. Он посетил Мюнхен, Цюрих и Женеву, много писал пером, впервые попробовал гравировать «царской водкой». В 1864 году художник переехал в Дюссельдорф, где приступил к работе над «Видом в окрестностях Дюссельдорфа». Этот пейзаж, наполненный воздухом и светом, принес Ивану Ивановичу звание академика.

После шести лет заграничных путешествий Шишкин вернулся в Россию. Первое время он жил в Петербурге, где встречался со старыми товарищами по академии, которые организовали к тому моменту Санкт-Петербургскую артель художников (позднее - Товарищество передвижных художественных выставок). По воспоминаниям Александры Комаровой, племянницы живописца, сам он в артели никогда не состоял, но постоянно бывал на творческих пятницах своих друзей и принимал в их делах самое живое участие.

В 1868 году Шишкин впервые женился. Его супругой стала сестра друга, пейзажиста Федора Васильева - Евгения Александровна. Художник любил ее и родившихся в браке детей, не мог надолго уезжать от них, так как считал, что без него дома обязательно произойдет что-то ужасное. Шишкин превратился в нежного отца, чуткого мужа и радушного хозяина, в доме которого постоянно гостили приятели.

«Гений искусства требует, чтобы ему была посвящена вся жизнь художника»

В 1870-х годах Шишкин еще сильнее сблизился с передвижниками, став одним из учредителей Товарищества передвижных художественных выставок. Его друзьями были Константин Савицкий, Архип Куинжди и Иван Крамской . С Крамским у них были особенно теплые отношения. Художники вместе путешествовали по России в поисках новой натуры, Крамской наблюдал за успехами Шишкина и восхищался тем, как его друг и коллега был внимателен к природе в самых разных ее состояниях, как точно и тонко он передавал цвет. Талант Шишкина в который раз отметила и Академия, возведя его в звание профессора за картину «Лесная глушь».

«Он [Шишкин] все-таки неизмеримо выше всех, взятых вместе, до сих пор... Шишкин - верстовой столб в развитии русского пейзажа, это человек - школа, но живая школа».

Иван Крамской

Однако вторая половина этого десятилетия стала тяжелым временем в жизни Шишкина. В 1874 году умерла его жена, отчего он замкнулся, его характер - и работоспособность - стали портиться из-за частых запоев. Из-за постоянных ссор многие близкие и друзья перестали общаться с ним. Спасла его, видимо, привычка к труду: из-за своего самолюбия Шишкин не мог позволить себе упустить то место, которое он уже прочно занимал в художественных кругах, и продолжал писать картины, которые становились все популярнее благодаря передвижным выставкам. Именно в этот период были созданы «Первый снег», «Дорога в сосновом лесу», «Сосновый бор», «Рожь» и другие известные картины мастера.

Иван Шишкин. Сосновый бор. Мачтовый лес в Вятской губернии. 1872. Государственная Третьяковская галерея

Иван Шишкин. Первый снег. 1875. Киевский национальный музей русского искусства, Киев, Украина

Иван Шишкин. Рожь. 1878. Государственная Третьяковская галерея

А в 1880-х Шишкин женился на красавице Ольге Лагоде, своей ученице. Вторая жена его тоже скончалась, буквально через год после свадьбы - и художник снова ушел с головой в работу, которая позволяла ему забыться. Его привлекала изменчивость состояний природы, он стремился поймать и запечатлеть ускользающую натуру. Он экспериментировал с сочетаниями разных кистей и мазков, оттачивал построение форм, передачу самых нежных цветовых оттенков. Эта кропотливая работа особенно заметна в работах конца 1880-х, например в пейзажах «Сосны, освещенные солнцем», «Дубы. Вечер», «Утро в сосновом лесу» и «У берегов Финского залива». Современников картины Шишкина поражали тем, как легко и свободно он экспериментировал, добиваясь при этом потрясающей реалистичности.

«Что меня теперь больше всего интересует? Жизнь и ее проявления, теперь, как всегда»

В конце XIX века настал трудный для Товарищества передвижных художественных выставок период - у художников возникало все больше поколенческих разногласий. Шишкин же внимательно относился к молодым авторам, потому что старался в свое творчество вносить нечто новое и понимал, что прекращение развития означает упадок даже для именитого мастера.

«В художественной деятельности, в изучении натуры, никогда нельзя поставить точку, нельзя сказать, что выучил это вполне, основательно, и что больше учиться не надо; изученное хорошо только до поры до времени, а после впечатления бледнеют, и, не справляясь постоянно с натурой, художник сам не заметит, как уйдет от правды».

Иван Шишкин

В марте 1898 года Шишкина не стало. Он умер за мольбертом, во время работы над новой картиной. Художника похоронили на Смоленском православном кладбище в Санкт-Петербурге, но в 1950 году его прах перенесли вместе с памятником на Тихвинское кладбище Александро-Невской лавры.

О творчестве

В сокровищнице русского искусства Ивану Ивановичу Шишкину принадлежит одно из самых почетных мест. С его именем связана история отечественного пейзажа второй половины XIX столетия. Произведения выдающегося мастера, лучшие из которых стали классикой национальной живописи, обрели огромную популярность.

Среди мастеров старшего поколения И. И. Шишкин представлял своим искусством явление исключительное, какого не знали в области пейзажной живописи предыдущие эпохи. Подобно многим русским художникам, он от природы обладал огромным талантом самородка. Никто до Шишкина с такой ошеломляющей открытостью и с такой обезоруживающей сокровенностью не поведал зрителю о своей любви к родному краю, к неброской прелести северной природы.

Биография мастера

Иван Иванович Шишкин родился 13 (25) января 1832 г. в Елабуге (Вятской губ.) в небогатой купеческой семье. Не закончив обучение в Казанской гимназии, Шишкин оставил ее и продолжил образование в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1852-56), а затем в Петербургской Академии художеств (1856-65). Скончался Шишкин И. И. скоропостижно, 8 (20) марта 1898 года в Петербурге, работая над новой картиной.

Картины Ивана Шишкина

Казалось, что могло в середине XIX века быть привычней и обыденней для любого
жителя средней полосы России, чем вид соснового леса или поля спеющей ржи? Надо было появиться Ивану Шишкину, чтобы создать творения, которые до сих пор являются непревзойденными произведениями ландшафтного искусства, в которых с поразительной ясностью как будто впервые видишь новые заповедные места.

Перед нами предстают буйные хвойные заросли, тучные нивы, неоглядное раздолье Отчизны. Никто до Шишкина с такой ошеломляющей открытостью и с такой обезоруживающей сокровенностью не поведал зрителю о своей любви к родному краю, к неброской прелести северной природы.

Иван Шишкин - "Царь леса"

Шишкина называли „царем леса", это раскрывает его преданность теме „русский лес". Иван Иванович Шишкин был поистине „королем валера": художнику была полностью подвластна высшая примета станковой живописи - валер, умение писать картину при помощи тончайших нюансов света, тени, цвета. Такая техника требует от мастера великолепного владения рисунком, цветописью и ювелирного ощущения световоздушной среды, общего тона картины, определенной единственным по времени состоянием.


Такие полотна будто спеты на одном дыхании, где нет грубых контуров, ложных эффектов. Есть только подражание одному великому художнику - природе. В каждом из полотен художник показывает себя замечательным знатоком природы, каждой мельчайшей ее части, будь то ствол дерева или просто песок, покрытый валежником. При всей своей реалистичности картины Шишкина очень гармоничны и проникнуты поэтическим чувством любви к родине.

Значение творчества художника

Иван Шишкин – художник громадной творческой страсти, целеустремленности. Своей работоспособностью он поражал современников. Богатырского роста, сильный, здоровый, вечно работающий – таким он запомнился своим друзьям. Он и умер, сидя за мольбертом, работая над новой картиной. Это было 20 марта 1898 года.

Огромное наследие оставил художник: более 500 живописных полотен, около 2000 рисунков и графических работ.

Весь творческий путь Шишкина предстает перед нами как великий подвиг русского человека, который в своих произведениях прославил родину, горячо и нежно им любимую. В этом сила его творчества. В этом залог того, что его картины будут жить вечно.

"Шишкин – художник народный”, – пиcал В.В. Стасов еще в 1892 г. И это право на почетное звание закрепил за Шишкиным наш народ.

Полную версию готового реферата вы можете скачать по ссылке, приведенной ниже

Иван Иванович Шишкин родился 13(25) января 1832 года в Елабуге - небольшом провинциальном городке, расположенном на берегу Камы. Здесь будущий живописец провел детские и юношеские годы.

Фигура отца была очень значимой для Ивана Шишкина. Сам отец был купцом, совсем не богатым, торговал зерном из арендованной мельницы. Кроме этого увлекался археологоией, историей. Им была написана книга "История города Елабуги", разработана и осуществлена система местного водопровода. На собственные средства Иван Васильевич Шишкин реставрировал расположенную в пригороде старинную башню. Известно и об его участии в раскопках знаменитого Ананьевского могильника. Все эти познания он преподавал сыну, развивал у него интерес к природе. Иван с раннего детства не расставался с углем и мелом, старательно украшая стены и двери замысловатыми фигурами, вырезал, как и отец, по дереву.

Несколько лет Шишкин проучился в казанской гимназии, но недоучился, вернулся домой, начал снова заниматься рисованием, чтением. Его очень сильно привлекал лес, Шишкин мог подолгу гулять по лесу, в его окрестностях, изучая его особенности. Так прошло около 4х лет, Шишкин, получив разрешение отца, уезжает в Москву.

С 1852 года Шишкин стал учеником Московского училища живописи и ваяния. Сразу же он попадает на выставку кавказских горных видов Л.Ф.Лагорио и марин И.К.Айвазовского , среди которых был и прославленный "Девятый вал ". Эта выставка только укрепила интерес Шишкина к пейзажу.

В то время в преподавании широко использовались принципы педагогической системы Венецианова с установкой на внимательное изучение натуры. Шишкин, будучи тихим, застенчивым, оказался в классе профессора портретной живописи А.Н. Мокрицкого, поклонника К.Брюллова . Определив большие способности Шишкина, Мокрицкий сумел направить его по верному пути, поощрял в нем интерес к натуре, увлечение пейзажем.

Шишкин много рисует с натуры в Москве и Подмосковье, копирует западноевропейских мастеров.

Окончив училище в 1856 году Шишкин поступает в Петербургскую Академию художеств. Здесь он так же вошел в круг демократически настроенной молодежи. Искусство признавалось не только средством познания мира, но и серьезным фактором в его переустройстве. Под воздействием этих идей формировалось мировоззрение Шишкина. Впоследствии художник сумел отчетливо выразить их в своем творчестве.

Главным учителем Шишкина всегда являлась природа. В этюдах ("Камни в лесу. Валаам ") он любовно и удивительно мастерски для начинающего художника передает поросшие мхом древние валуны, листья папоротника.

Шишкин был прирожденным рисовальщиком, тяготеющим к линии, к открытому штриху. Рисунок с самого начала стал для него важнейшим средством изучения натуры. Успех в рисунке принес Шишкину в 1857 году одну из первых академическх наград - Серебряную медаль. Работы его были исполненны таким профессиональным мастерством, что академический совет постановил сделать их образцом для учащихся.

Академию Шишкин окончил в 1860 году с высшей наградой - Большой золотой медалью и правом на три года поездки за границу. Но художник не торопится с поездкой, а отправляется в родную Елабугу, и только в апреле 1862 года уезжает за границу. Даже там Иван Шишкин не забывал о родной стране. Письма друзей, сообщавших о происходящих событиях, усиливали желание вернуться, к тому же, и работы, исполненные в Германии и Швейцарии, автора не удовлетворяли. Его пейзажи, отмеченые внешнеромантическими чертами - фигурами поселян, стада на пастбищах, - носили явные следы академической школы. Создать же национальный пейзаж можно было только в России, куда Шишкин и вернулся в 1865 году. Ему уже сопутствовала известность. Рисунки пером, виртуозно испоненные мельчайшими, бисерными штрихами, с филигранной отделкой деталей, поражали зрителей. Два таких рисунка были приобретены Дюссельдорфским музеем, а картина "Вид в окрестностях Дюссельдорфа " принесла художнику звание академика.

С приездом на родину в Шишкина словно вселились новые силы. Он сближается с членами Артели, вокруг которой группировались представители прогрессивной творческой интеллигенции, участвует в собраниях о роли искусства, о правах художника. Иван Шишкин всегда был окружен вниманием товарищей. И.Е.Репин говорил о нем так: "Громче всех раздавался голос И.И.Шишкина: как зеленый могучий лес, он поражал всех своим здоровьем, хорошим аппетитом и правдивой русской речью...Публика, бывало, ахала за его спиной, когда он своими могучими лапами ломового и корявыми мозолистыми от работы пальцами начинает корежить и затирать свой блестящий рисунок, а рисунок, точно чудом или волшебством, от такого грубого обращения автора выходит все изящней и блистательней. "

Работы Шишкина, созданные в конце 60-х гг., знаменуют новый этап в творчесте мастера.

Добиваясь предельного сходства с натурой, художник на первых порах тщательно выписывает каждую деталь, и это мешает целостности образа. Примером таких работ является картина "Рубка леса ". В 60-е Шишкин окончательно преодолевает свойственную академической школе отвлеченность пейзажа. Лучшая работа этих лет - "Полдень. В окрестностях Москвы ". Достоинство этой светлой по колориту, наполненой радостно-умиротворенным настроением картины не только в мастерстве передачи пространства, но прежде всего в том, что созданный Шишкиным пейзаж подлинно русский по своему характеру.

В 1870 году Шишкин вступил в учредители крупнейшего объединения мастеров реалистического направления - Товарищества передвижных художественных выставок. До конца своей жизни Шишкин оставался одним из самых активных и верных членов Товарищества.

На вторую передвиждную выставку Шишкин представил картину "Сосновый бор " (1872 г.), явившуюся новым шагом в творческом развитии мастера. Художник сумел создать образ могучего, величавого русского леса.

Творчество Ивана Ивановича Шишкина явилось ступенью на пути познания и отражения окружающего мира, по меткому выражению Крамского, было "живой школой" работы с натурой.

В 70-е гг большинство работ Шишкина посвящено хвойному лесу: "Лесная глушь ", "Чернолесье ", "Еловый лес". Шишкина привлекают обширные лесные массивы. Лучшие пейзажи того времени исполненны величавой торжественностью.

В 70-е гг. художник стремится к большей обобщенности форм, цельности колористических решений. В это же время он достаточно сильно сближается с Крамским. Дружба с этим человеком, идейным вождем товарищества, теоретиком и тонким критиком искусства, сыграли особую роль в творческом развитии Шишкина. Не было другого человека, который бы так зорко подмечал его ошибки и помогал их преодолевать. Нередко они вместе жили на даче, где плодотворно трудились.

Большое значение Иван Шишкин придавал этюдам. Для него создание этюда было подлинно творческим процессом, основанным на продолжительных наблюдениях и раздумьях. Большую роль он отводил рисунку и почти не расставался с крандашом. Восхищаясь острой наблюдательностью и уверенностью, с которой Шишкин писал этюды, Крамской рассказывал: "...Когда он перед натурой, то точно в своей стихии: тут он и смел и ловок, не задумывается. "

Главной формой выражения волновавших Шишкина замыслов всегда оставалась картина, с наибольшей полнотой он раскрывал в ней воодушевлявшие его идеи. Примером этого может служить работа "Рожь ".

В это время Шишкин находится в зените славы, но впереди его ждали новые замечательные свершения. 80-90-е гг. - период повышенного расцвета таланта пейзажиста. Полотна "Дебри ", "Сосновый лес", "Бурелом " по характеру близки к работам предшествующего десятилетия, однако трактованы с большей живописной свободой.

В 80-е гг. Шишкин с увлечением продолжает работать над пейзажами, воспевавшими просторы родной земли. "Среди долины ровныя " - одна из лучших его картин - построена на противопоставлении безбрежной равнины и одинокого могучего дуба, словно парящего над ней.

В последнее десятилетие жизни художник воспринимает природу более проникновенно, тонко, возрастает роль света в его картинах. В 90-е гг. организованы две выставки работ художника. Первая в 1891 г. носила ретроспективный характер: свыше пятисот этюдов раскрывали творческую лабораторию художника, его поиски. На другой выставке в 1893 г. демонстрировались произведения, выполненные в течении последнего лета. Они свидетельствовали о многообразии замыслов, об исключительной зоркости глаза и высоком мастерстве шестидесятилетнего пейзажиста.

В 1895 году у Шишкина выходит четвертый альбом офортов. Это было подленным событием в художественной жизни страны. Альбом включал 60 листов - все лучшие работы.

Блестящим итогом почти полувекового пути художника в отечественном искусстве стала картина "Корабельная роща " (1898 г.). Ее можно считать классической по завершенности, полноте художественного образа, монументальности звучания. В основу произведения легли этюды, сделанные в Елабуге. Роль Ивана Шишкина в русском искусстве оставалась столь же значительной и в те годы, когда в пейзажной живописи появилось множество великолепных произведений И.Левитана , В.Серова, К.Коровина.

Смерть к художнику пришла неожиданно. Иван Иванович скончался у мольберта 8 (20) марта 1898 года, работая над картиной "Лесное царство". После себя он оставил огромное художественное наследие.




Рассказать друзьям