Школьная энциклопедия. Постмодернизм в философии и искусстве Основные представители постмодернизма в искусстве

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Постмодернизм – явление в искусстве, которое появилось на Западе в 70-е годы ХХ века, а в России распространилось в 90-е годы. Оно противопоставляется и классическому реализму, и модернизму, точнее сказать, поглощает эти направления и выдает насмешку над ними, нарушая их целостность. Получается вездесущая эклектика, к которой не могут привыкнуть многие люди. Слово «постмодернизм» для многих – что-то скандальное, непристойное, но так ли это на самом деле?

Истоки постмодернизма — это сам закономерный исторический процесс. Конец XX века характеризуется стремительным развитием науки и техники, из-за этого многие истины, казавшиеся незыблемыми, становятся предрассудками старших поколений. Переживают кризис религия и традиционная мораль, все каноны и устои требуют пересмотра. Однако они не огульно отрицаются, как в эпоху модернизма, а переосмысливаются и находят свое воплощение в новых формах и смыслах. Это связано еще и с тем, что человек получил почти неограниченный доступ к всевозможной информации. Теперь, умудренный опытом и отягощённый знанием, он стар с рождения. Все то, что предки воспринимали серьезно, он видит в свете иронии. Это своеобразная защита от той информации, которую раньше умело маскировали и недоговаривали СМИ. Постмодернистский человек видит и знает больше, чем его предки, поэтому он склонен скептически относиться ко всему, что его окружает. Отсюда и основная тенденция постмодернизма – все сводить к смеху, ничего не принимать всерьез.

Отношение к природе и обществу к концу 20 века тоже меняется: человек чувствовал себя практически всемогущим в природе, но при этом он — винтик во всей общественной системе, один из миллионов. Однако революции, войны, стихийные катаклизмы показали людям, что не все так однозначно. Стихии берут верх над беспомощными землянами, а государство можно и обойти, используя потайные закоулки всемирной сети. Нет больше необходимости в постоянной работе, можно путешествовать и развивать свое дело одновременно. Однако не все могут переключиться на новый лад, а потому возник кризис мировоззрения. Люди больше не ведутся на старые трюки властей и рекламных слоганов, но им нечего противопоставить этому затхлому миру. Так, период модерна закончился и начался новый – постмодерн, где несочетаемое мирно соседствует друг с другом в эклектичной пляске на могиле прошлого. Таков облик постмодернизма в истории.

Родина постмодернизма — США, именно там развивались поп-арт, битники и другие постмодернистские течения. Исходное начало в статье Л. Фиднера «Пересекайте границы – засыпайте рвы», где автор призывает к сближению элитарной и массовой культуры.

Основные принципы

Анализ постмодернизма стоит начать с основных принципов, которые определяют его развитие. Вот они в максимально сокращенном варианте:

  • Эклектичность (сочетание несочетаемого). Постмодернисты ничего нового не создают, они причудливо скрещивают то, что уже было, но считалось, что эти вещи не могут составлять единое целое. Например, платье и военные сапоги на шнуровке – коктейль, привычный нашему взору, а еще 60 лет назад такой наряд мог вызвать шок у прохожих.
  • Плюрализм культурных языков . Постмодернизм ничего не отрицает, он все принимает и толкует по-своему. В нем мирно уживаются тенденции классической культуры с современными формами, взятыми из модернизма.
  • Интертекстуальность – глобальное использование цитат и отсылок к произведениям. Есть искусство, целиком и полностью слепленное из выписок и реплик другого авторства, и это не считается плагиатом, ведь этика постмодернизма очень гуманна по отношению к подобным мелочам.
  • Декононизация искусства . Стерлись границы между красивым и уродливым, в связи с этим развилась эстетика безобразного. Фрики завоёвывают внимание тысяч людей, вокруг них формируются толпы фанатов и эпигонов.
  • Ирония . В рамках данного явления нет места серьезности. Например, вместо трагедии появляется трагикомедия. Люди устали переживать и расстраиваться, им хочется защититься от агрессивной среды мира в юморе.
  • Антропологический пессимизм . Нет веры в прогресс и гуманность.
  • Шоутизация культуры . Искусство позиционируется, как развлечение, в нем очень ценится зрелищность.
  • Понятие и идея

    Постмодернизм – социально-психологическая реакция на отсутствие положительного результата от прогресса. Цивилизация, развиваясь, в то же время разрушает сама себя. В этом и заключается его концепция.

    Основная идея постмодернизма — совмещение и смешение различных культур, стилей и направлений. Если модернизм рассчитан на элиту, то постмодернизм, характеризуясь игровым началом, делает свои произведения универсальными: массовый читатель увидит занимательную, иногда скандальную и странную историю, а элитарный – философское содержание.

    Г. Кюнг предлагает использовать этот термин во «всемирно-историческом плане», не ограничиваясь только сферой искусства. Постмодернизм руководствуется концепцией хаоса и распада. Жизнь – замкнутый круг, люди действуют по шаблону, живут по инерции, они безвольны.

    Философия

    Современная философия утверждает конечность всех представлений человека об окружающем мире (технике, науке, культуре и т.д.). Все повторяется, а не развивается, поэтому современная цивилизация обязательно разрушится, прогресс не несет ничего положительного. Вот основные философские течения, питающие нашу эпоху:

    • Экзистенциализм – одно из философских течений постмодернизма, провозглашающее бытие иррациональным, ставящее ощущения человека во главу угла. Личность постоянно находится в кризисном состоянии, ощущая тревогу и страх в результате взаимодействия с окружающим миром. Страх – это не только отрицательное переживание, но необходимое потрясение. .
    • Постструктурализм – одно из философских течений постмодернизма, характерен негативный пафос относительно всяких позитивных знаний, рациональных обоснований явлений, особенно культурных. Главная эмоция в этом течении – сомнение, критика оторванной от жизни традиционной философии.

    Человек постмодернизма сосредоточен на своем теле (принцип телоцентризма), все интересы и потребности сошлись в нем, поэтому проводятся эксперименты. Человек — не субъект деятельности и познания, не является центром Вселенной, потому что все в ней стремится к хаосу. Люди не имеют доступа к реальности, значит, не могут постигнуть истину.

    Основные черты

    Полный список признаков данного явления вы найдете .

    Для постмодернизма характерны:

    • Паратеатральность – совокупность новых форматов визуального представления искусства: хеппенинг, перфоманс и флешмоб. Набирает оборотые интерактивность: книги, кино и картины становятся сюжетами компьютерных игр и частью 3-D представлений.
    • Трансгендерность – отсутствие различия между полами. Особенно заметно в моде.
    • Глобализация – утрата национальной идентичности авторов.
    • Быстрая смена стилей – скорость моды бьет все рекорды.
    • Перепроизводство объектов культуры и дилетантизм авторов. Теперь творчество стало доступно многим, сдерживающего канона нет, как и принципа элитарности культуры.

    Стиль и эстетика

    Стиль и эстетика постмодернизма – это, прежде всего, деканонизация всего, ироничная переоценка ценностей. Жанры меняются, господствует коммерческое искусство, которое является бизнесом. В диком беспорядке жизни помогает выжить смех, поэтому еще одна особенность – карнавализация.

    Характерен также пастиш, то есть фрагментарность, противоречивость повествования, это ведет к коммуникативной затрудненности. Авторы не следуют действительности, а симулируют правдоподобность. Постмодернистам свойственна игра с текстом, языком, вечными образами и сюжетами. Авторская позиция нечеткая, он самоустраняется.

    Язык для постмодернистов – система, мешающая коммуникации, у каждого человека свой собственный язык, поэтому люди не способны понять друг друга до конца. Поэтому в текстах мало идейного смысла, авторы ориентируются на множественность интерпретаций. Реальность создается с помощью языка, значит, с его помощью можно управлять человечеством.

    Течения и направления

    Здесь приведены самые известные образчики постмодернизма.

    • Поп-арт – новое течение в визуальном искусстве, которое переводит банальность в плоскость высокой культуры. Поэтика массовой продукции из обычных вещей делает символы. Представители – Дж. Джонс, Р. Раушенберг, Р.Гамильтон, Дж.Дайн и другие.
    • Магический реализм – литературное течение, в рамках которого смешиваются фантастические и реалистические элементы. .
    • Новые жанры в литературе: корпоративный роман (), тревелог (), роман-словарь () и др.
    • Битники – молодежное движение, породившее целую культуру. .
    • Фанфики – направление, в рамках которого фанаты продолжают книги или дополняют вселенные, созданные авторами. Пример: 50 оттенков серого
    • Театр абсурда – театральный постмодернизм. .
    • Граффитизм – течение, которое смешивает граффити, графику и станковую живопись. Здесь фантазия, самобытность в сочетании с элементами субкультуры и искусством этнических групп. Представители – Крэш (Дж. Матос), Дейз (К. Элис), Футура 2000 (Л. Макгар) и другие.
    • Минимализм – течение, призывающее к антидекоративности, отказу от изобразительности и субъективности. Отличается простотой, однообразием и нейтральностью в формах, фигурах, цветах, материалах.

    Темы и проблемы

    Наиболее общая тема постмодернизма – поиск нового смысла, новой целостности, ориентиров, а также абсурдность и сумасшествие мира, конечность всех устоев, поиск новых идеалов.

    Постмодернисты ставят проблемы:

    • самоуничтожения человечества и человека;
    • усредненности и подражательности массовой культуры;
    • избытка информации.

    Основные приемы

  1. Видео-арт – течение, выражающее художественные возможности. Видео-арт противостоит массовому телевидению и культуре.
  2. Инсталляция – формирование арт-объекта из бытовых предметов и промышленных материалов. Цель – наполнить предметы каким-то особым содержанием, которое каждый зритель понимает по-своему.
  3. Перфоманс – шоу, в основе которого представление о творчестве как о стиле жизни. Арт-объект здесь не произведения художника, а само по себе его поведения и поступки.
  4. Хеппенинг – представление с участием художника и зрителей, в результате которого стирается граница между создателем и публикой.

Постмодернизм как явление

В литературе

Литературный постмодернизм – это не объединения, школы, течения, это группы текстов. Определяющие черты в литературе – ирония и «черный» юмор, интертекстуальность, приемы коллажа и пастиша, метафикция (письмо о процессе письма), нелинейный сюжет и игра со временем, склонность к технокультуре и гиперреальности. Представители и примеры:

  • Т. Пинчони («Энтропия»),
  • Дж. Керуак («На дороге»),
  • Э. Олби («Три высокие женщины»),
  • У. Эко («Имя Розы»),
  • В. Пелевин («Generation P»),
  • Т. Толстая («Кысь»),
  • Л. Петрушевская («Гигиена»).

В философии

Философский постмодернизм – противостояние гегелевской концепции (антигегельянство) , критика категорий этой концепции: единого, целого, универсального, абсолютного, бытия, истины, разума, прогресса. Самые известные представители:

  • Ж. Деррида,
  • Ж.Ф. Лиотар,
  • Д.Ваттимо.

Ж. Деррида выдвигал мысль о размывании границ философии, литературы, критики (тенденция эстетизации философии), создал новый тип мышления – многомерное, разнородное, противоречивое и парадоксальное. Ж.Ф. Лиотар считал, что философия не должна заниматься какими-то конкретными проблемами, должна отвечать только на один вопрос: «Что такое мыслить?». Д.Ваттимо утверждал, что бытие растворяется в языке. Истина сохраняется, но понимается исходя из опыта искусства.

В архитектуре

Архитектурный постмодернизм вызван исчерпанностью модернистских идей и социальным заказом. В городской среде отдается предпочтение симметричной застройке с учетом особенностей окружающей среды. Особенности: подражание историческим образцам, смешение стилей, упрощение классических форм. Представители и примеры:

  • П. Айзенман (Коламбус-центр, Виртуальный дом, Мемориал жертв Холокоста в Берлине),
  • Р.Бофиль (аэропорт и здание Национального театра Каталонии в Барселоне, головные офисы компаний Cartier и Christian Dior в Париже, небоскрёбы Shiseido Building в Токио и Dearborn Center в Чикаго),
  • Р.Стерн (улица Central Park West, небоскреб Carpe Diem, Президентский центр им. Джорджа У. Буша).

В живописи

В картинах постмодернистов главенствовала основная идея: между копией и оригиналом нет особой разницы. Поэтому авторы переосмысливали свои и чужие картины, создавая новые на их основе. Представители и примеры:

  • Й. Бойс («Деревянная девственница», «Дочь короля видит Исландию», «Сердца революционеров: Прохождение планеты будущего»),
  • Ф. Клементе («Сюжет 115», «Сюжет 116», «Сюжет 117),
  • С.Киа («Поцелуй», «Атлеты»).

В кино

Постмодернизм в кино переосмысляет роль языка, создается эффект достоверности, сочетание формального повествования и философского наполнения, приемы стилизации и ироничных ссылок на предыдущие источники. Представители и примеры:

  • Т.Скотт («Настоящая любовь»),
  • К. Тарантино («Криминальное чтиво»).

В музыке

Музыкальный постмодернизм характеризуется сочетанием стилей и жанров, самокопанием и ироничностью, стремлением стирать границы между элитарным и массовым искусством, главенствует настроение конца культуры. Появляется электронная музыка, приемы которой стимулировали развитие хип-хопа, пост-рока и других жанров. В академической музыке главенствуют минимализм, прием коллажа, сближение с популярной музыкой.

  1. Представители: Q-Bert, Mixmaster Mike, The Beat Junkies, The Prodigy, Mogwai, Tortoise, Explosions in the Sky, Дж. Зорн.
  2. Композиторы: Дж. Кейдж («4′33″»), Л. Берио («Симфония», «Опера»), М. Кагель («Инструментальный театр»), А. Шнитке («Первая симфония»), В. Мартынов («Opus posth»).

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

«Кризис европейской культуры» (1917). В 1934 году в своей книге «Антология испанской и латиноамериканской поэзии» литературовед Ф. де Онис применяет его для обозначения реакции на модернизм. В 1947 го­ду Арнольд Тойнби в книге «Постижение истории » придаёт постмодернизму культурологический смысл: постмодернизм символизирует ко­нец западного господства в религии и культуре .

Объявленным «началом» постмодернизма считают статью Лесли Фидлера, 1969, «Пересекайте границу, засыпайте рвы», демонстративно опубликованную в журнале Playboy . Американ­ский теолог Харви Кокс в своих работах начала 70-х годов, посвящённых проблемам религии в Латинской Америке , широко пользуется понятием «постмодернистская теоло­гия». Однако популярность термин «постмодернизм» обрёл благодаря Чарльзу Дженксу . В книге «Язык архитектуры постмодернизма» он отмечал, что хотя само это слово и приме­нялось в американской литературной критике 60-70-х го­дов для обозначения ультрамодернистских литературных экспериментов, автор придал ему принципиально иной смысл. Постмодернизм означал отход от экстремизма и нигилизма неоавангарда, частичный возврат к традициям, акцент на коммуникативной роли архитектуры. Обосновы­вая свой антирационализм, антифункционализм и анти­конструктивизм в подходе к архитектуре, Ч. Дженкс наста­ивал на первичности в ней создания эстетизированного артефакта . Впоследствии происходит расширение содержания этого понятия с первоначально узкого определения новых тенденций в американской архитектуре и нового течения во французской философии (Ж. Деррида , Ж.-Ф. Лиотар) до определения, охватывающего начавшиеся в 60-70 годы процессы во всех областях культуры, включая феминистское и антирасистское движения.

Основные трактовки понятия

В настоящее время существует ряд взаимодополняющих концепций постмодернизма как феномена культуры, которые подчас носят взаимоисключающий характер :

Отличие постмодернизма от модернизма

Эпоха постмодерна опровергает казавшиеся ещё недавно незыблемыми постулаты о том, что «…традиция исчерпала себя и что искусство должно искать другую форму» (Ортега-и-Гассет) - демонстрацией в нынешнем искусстве эклектики любых форм традиции, ортодоксии и авангарда. «Цитирование, симуляция, ре-апроприация - все это не просто термины современного искусства, но его сущность», - (Ж. Бодрийяр).

При этом в постмодерне слегка видоизменяется заимствованный материал, а чаще извлекается из естественного окружения или контекста, и помещается в новую или несвойственную ему область. В этом состоит его глубокая маргинальность . Любая бытовая или художественная форма, в первую очередь, есть «…для него только источник стройматериала» (В. Брайнин-Пассек). Эффектные произведения Мерсада Бербера с включениями копированных фрагментов полотен Ренессанса и барокко, электронная музыка, представляющая собой сплошной поток соединённых «ди-джейскими сводками» готовых музыкальных фрагментов, композиции Луизы Буржуа из стульев и дверных полотен, Ленин и Микки Маус в произведении соц-арта - все это типичные проявления повседневной реальности постмодернистского искусства.

Постмодерн в общем и целом не признает пафоса, он иронизирует над окружающим миром или над самим собой, тем самым спасая себя от пошлости и оправдывая свою исконную вторичность.

Ирония - ещё один типологический признак культуры постмодерна. Авангардистской установке на новизну противопоставлено устремление включить в современное искусство весь мировой художественный опыт способом ироничного цитирования. Возможность свободно манипулировать любыми готовыми формами, а также художественными стилями прошлого в ироническом ключе, обращение ко вневременным сюжетам и вечным темам, еще недавно немыслимое в искусстве авангарда, позволяет акцентировать внимание на их аномальном состоянии в современном мире. Отмечается сходство постмодернизма не только с массовой культурой и китчем. Гораздо более обосновано заметное в постмодернизме повторение эксперимента соцреализма, который доказал плодотворность использования, синтеза опыта лучшей мировой художественной традиции.

Таким образом, постмодерн наследует из соцреализма синтетичность или синкретизм - как типологический признак. Причем, если в соцреалистическом синтезе различных стилей сохраняется их идентичность, чистота признаков, раздельность, то в постмодернизме можно видеть сплав, буквальное сращение различных признаков, приемов, особенностей различных стилей, представляющих новую авторскую форму. Это очень характерно для постмодернизма: его новизна - это сплав старого, прежнего, уже бывшего в употреблении, использованного в новом маргинальном контексте. Для любой постмодернистской практики (кино, литература, архитектура или иные виды искусства) характерны исторические аллюзии .

Критика постмодернизма носит тотальный характер (несмотря на то, что постмодернизм отрицает любую тотальность) и принадлежит как сторонникам современного искусства, так и его неприятелям. Уже заявлено о смерти постмодернизма (подобные эпатирующие высказывания после Р. Барта, провозгласившего «смерть автора», постепенно принимают вид расхожего штампа), постмодернизм получил характеристику культуры second hand.

Принято считать, что в постмодерне нет ничего нового (Гройс), это культура без собственного содержания (Кривцун) и потому использующая как строительный материал все какие угодно предшествующие наработки (Брайнин-Пассек), а значит синтетическая и больше всего по структуре похожая на соцреализм (Эпштейн) и, следовательно, глубоко традиционная, исходящая из положения, что «искусство всегда одно, меняются лишь отдельные приемы и средства выражения» (Турчин).

Принимая во многом обоснованную критику такого культурного феномена, как постмодернизм, стоит отметить его обнадеживающие качества. Постмодернизм реабилитирует предшествующую художественную традицию, а вместе с этим и реализм, академизм, классику, активно шельмуемые на протяжении всего ХХ века. Постмодернизм доказывает свою жизненность, помогая воссоединению прошлого культуры с ее настоящим.

Отрицая шовинизм и нигилизм авангарда, разнообразие форм, используемых постмодернизмом, подтверждает его готовность к общению, диалогу, к достижению консенсуса с любой культурой, и отрицает любую тотальность в искусстве, что несомненно должно улучшить психологический и творческий климат в обществе и будет способствовать развитию адекватных эпохе форм искусства, благодаря которым «…станут видимы и далекие созвездия будущих культур» (Ф. Ницше).

Примечания

См. также

  • Постмодернизм в литературе

Литература

Работы классиков постмодернизма
  • Лиотар, Ж. Ф. Состояние постмодерна = La condition postmoderne / Шмако Н.А. (пер.) с фр.. - СПб. : Алетейя, 1998. - 160 с. - (Gallicinium). - 2000 экз. - ISBN 5-89329-107-7
Изучение постмодернизма На русском языке
  • Алейник Р. М. Образ человека во французской постмодернистской литературе // Спектр антропологических учений. - М.: ИФ РАН, 2006. - с. 199-214.
  • Андреева Е. Ю. Постмодернизм. Искусство второй половины XX - начала XXI века. - СПб., 2007.
  • Берг М. Ю. Литературократия (Проблема присвоения и перераспределения власти в литературе) . - Москва: Новое литературное обозрение, 2000.
  • Ильин, И. П. Постмодернизм от истоков до конца столетия: эволюция научного мифа. - М.: Интрада, 1998.
  • Маньковская Н. Б. Эстетика постмодернизма. - СПб. : Алетейя, 2000. - 347 с. - (Gallicinium). - 1600 экз. - ISBN 5-89329-237-5
  • Можейко М. А. Становление теории нелинейных динамик в современной культуре: сравнительный анализ синергетической и постмодернистской парадигмы. - Минск, 1999.
  • Постмодернизм: приближение к антимиру (Статья С. Е. Юркова из сборника «Эстетика в интерпарадигмальном пространстве: перспективы нового века. Материалы научной конференции 10 октября 2001 года », Серия Symposium, выпуск 16.
  • Скоропанова И. С. Русская постмодернистская литература . - Москва: Флинта, 1999.
  • Сокал А. , Брикмон Ж. Интеллектуальные уловки. Критика философии постмодерна / Перев. с англ. А. Костиковой и Д. Кралечкина. Предисловие С. П. Капицы - М.: Дом интеллектуальной книги, 2002. - 248 с.
На иностранных языках
  • Stanley Trachtenberg, Ed. The Postmodern Moment. A Handbook of Contemporary Innovation in the Arts. - Westport-London., 1985.
Энциклопедии
  • Постмодернизм: Энциклопедия / Грицанов А.А., Можейко М.А.. - Мн. : Интерпрессервис; Книжный Дом; Яндекс, 2001; 2006. - 1040 с. - (Мир энциклопедий).

Ссылки

  • Архитектура постмодернизма на Здания.ру
  • Бизеев А. Ю. Переход и переходность в культуре постмодерна. Философствование постмодернизма и современная культура // Электронный журнал «Знание. Понимание. Умение » . - 2009. - № 4 - Культурология .
  • Болдачев А. В. Дряхлый папик постмодерна - Философский памфлет
  • Воронцова Т. И. «Письма» Джона Барта как постмодернистский роман
  • Ермилова Г. И. Постмодернизм как феномен культуры конца XX века
  • Хазин М. Л. Постмодерн - реальность или фантазия? - Постмодерн в экономике

Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

2.2. Постмодернизм в живописи

Постмодернизм в живописи возник несколько позже, чем в архитектуре. Поворот к нему начался только в 70-е гг., однако, начавшись позднее, он довольно быстро пришел к своему завершению. Об этом свидетельствовал целый ряд выставок, состоявшихся в европейских странах в самом начале 80-х гг. В Лондоне имела место выставка «Новый дух в живописи» (1980), в Берлине - «Дух времени» (1981), в Париже - «Барокко-81» (1981), в Риме - «Авангард и трансавангард» (1982), в Сен-Этьене - «Миф. Драма. Трагедия» (1982).

Названные и другие выставки красноречиво говорили о том, что модернизм и авангард исчерпали себя, что они почти незаметно и неслышно ушли со сцены искусства, и их уход не вызвал особого сожаления и тем более трагедии или катастрофы, что их место занял постмодернизм.

Особого выделения в постмодернистской живописи заслуживает творчество французского художника Жерара Гаруста. На его примере наиболее ярко видны не только характерные для всего постмодернизма черты и особенности, но и те глубокие изменения, которые произошли в положении искусства за послевоенное время.

Еще в начале нашего века, когда модернизм уже получил достаточно широкое распространение и все больше трансформировался в авангард, известная формула «искусство требует жертв» адресовалась главным образом к самим художникам. В особенности это касалось именно новых, прогрессивных течений, на которые общество взирало весьма равнодушно. Художники жили коммунами, поселялись в бедных кварталах, на Монмартре, в комнатах верхних этажей, предназначенных для прислуги, или же на чердаках, питались впроголодь. Ради искусства они жертвовали всей своей жизнью. У многих из них она сложилась трагически. В качестве примера можно указать на судьбу Ван Гога, Гогена, Модильяни и др.

По всем этим параметрам Ж. Гаруст являет собой прямую противоположность. Его внешний вид соответствует моде и отмечен дендизмом: он носит шляпу, строгий костюм, карманчик которого украшен платочком, и галстук.

Ж. Гаруст довольно быстро добился значительного успеха. В 42 года он получил возможность устроить персональную выставку в Центре Помпиду, что свидетельствовало о высшем признании его творчества. В настоящее время он является одним из тех французских художников, кто достиг наибольшей международной известности.

Именно Гаруст дал одному из своих полотен название «Дежа-вю» («Уже виденное»), ставшее своеобразным знаком или символом всего искусства постмодернизма. Применительно к другим видам искусства оно выступает как «уже читанное», «уже слышанное»: в творчестве постмодернистов, большое место занимают пародии, подражания, имитации, цитирования и заимствования. Необходимо отметить и еще одну черту постмодернизма – чрезмерность. Страсть к использованию множества стилей и манер из самых разных эпох не знает границ.

При изучении шедевров постмодернизма, складывается впечатление, что в качестве моделей для своего творчества постмодернисты ставят перед собой шедевры признанных мастеров, копии или имитации которых намереваются осуществить. Однако, делая это, опускают свою кисть не только в краски, но и в кислоту. Известно, что делает кислота с прекрасным лицом. Применительно к живописи она разъедает, сжигает признаки хорошего вкуса, красоты и гармонии. Получающийся результат не поддается однозначному толкованию и оценке.

В целом постмодернизм в живописи демонстрирует уже знакомый эклектизм, смешение стилей и манер, увлечение цитированием и заимствованиями, иронией и пародией, отказ от прогнозов на будущее, обращение к мифологии и прошлому и вместе с тем их растворение в настоящем.

2.3. Постмодернизм в литературе

Как уже отмечалось выше, постмодернизм в литературе и литературной критике первоначально возник в США в конце 50-х гг. О его появлении первым возвестил критик И. Хау, сделав это в 1959 г. в статье «Массовое общество и постмодерная литература» и положив начало острой дискуссии о постмодернизме, продолжающейся и в наши дни. Реакция Хау на новую литературу в целом была отрицательной и пессимистической. Он отмечает, что в отличие от великой модернистской литературы Элиста, Паунда и Джойса для постмодерной литературы характерны вялость, истощение новаторского потенциала и ударной силы. Эта литература дает меньше шансов для проявления творческой индивидуальности. В то же время Хау указывает на вполне естественный и необходимый характер появления постмодерной литературы, признавая, что в ее нивелирующих образах массовое общество находит более адекватное отображение, чем это было в литературе модернизма.

Заслуги постмодерной литературы в том, что она отменяет прежнее деление на искусство для «образованных» и «недоискусство» для «необразованных», которое имело место в классовом обществе. Новая литература также ликвидирует разрыв между профессионализмом и дилетантизмом в сфере искусства, между художником и публикой. Она объединяет в себе самые различные мотивы и художественные установки, перестает быть только интеллектуальной и элитарной и становится одновременно романтичной, сентиментальной и популярной. Постмодерная литература снимает прежние границы между высоким и низким, достоверным и невероятным, обыденным и чудесным, реальным и фантастическим. Она поучает и развлекает, доставляет удовольствие.

Постмодерный писатель выступает «двойным агентом». Он одинаково хорошо чувствует себя и в технологизированной действительности, и в мире чудес. Он охотно совершает вылазки в пространство мира и в сферу эротики. Для него нет запретных зон. Его литература многоязычна. Она сочетает в себе элитарный и популярный вкусы. Ее отличает радикальный плюрализм.

Идеальный роман постмодернизма должен каким-то образом оказаться над схваткой реализма с ирреализмом, формализма с «содержанием», чистого искусства с ангажированным, прозы элитарной - с массовой». Главными функциями литературы являются развлекательно-игровые. Ее назначение в том, чтобы веселить публику и доставлять ей удовольствие. Барт рассматривает литературу как «форму удовольствия».

Главной фигурой всего литературного постмодернизма является итальянский писатель Умберто Эко. Он стал таковым благодаря своему роману «Имя розы» (1980), который принес ему всемирную известность и славу. Перед ним не устояла даже Америка, где иностранному автору добиться признания крайне трудно.

Успех романа превзошел все ожидания, он стал международным бестселлером. «Имя розы» имеет все характерные для постмодернистского произведения черты. Книга начинается на манер полицейского детектива - с убийства. Заявленная интрига поддерживается все новыми преступлениями. За семь дней, в течение которых развертывается действие романа, происходит семь убийств. Причем каждое последующее становится все более жестоким и изощренным, что позволяет удерживать внимание читателя и держать его в постоянном напряжении. По своему жанру «Имя розы» является не только детективом, но и историческим романом, который также пользуется большой любовью у читающей публики.

Роман доступен всем людям и всем возрастам, доставляя им удовольствие и наслаждение. Он отвечает всем требованиям и всем вкусам. Отсюда его огромная популярность: общий тираж на сегодня достиг 17 млн экз.

К сожалению, в литературе постмодернизма роман «Имя розы» является все-таки исключением. Подавляющая часть постмодернистской литературы относится скорее к массовой культуре, чем к настоящему искусству и высокой культуре.

2.4.Постмодернизм в кино

Постмодернизм проникает в кинематограф позднее, чем в другие виды искусства. Это происходит во второй половине 70-х гг. На 80-е гг. приходится расцвет постмодернизма в кино, после чего наступает определенный спад. Немецкий режиссер Райнер Вернер Фасбиндер стал одним из первых, в творчестве которых вполне отчетливо появляются черты постмодернизма. Вв его работе «Замужество Марии Браун», поставленной в 1978 г., черты постмодернизма проявились наиболее отчетливо. Эта работа Фасбиндера близка к постмодернизму тем, что в ней развенчивается стремление к большим целям, которые чаще всего оказываются иллюзорными. По мере приближения к ним они превращаются в свою противоположность и вместо удовлетворения вызывают глубокое разочарование. В еще большей степени от постмодернизма идет присутствующая в фильме эклектика, смешение различных типов повествования - от уголовной хроники до классического рассказа, сочетание совершенно разнородных вещей - тонкого вкуса и безвкусицы, неожиданные переходы от осязаемой реальности к ее бутафорской эфемерности, наличие контрастных цитат и отсылок, накладывание музыки Бетховена на свист и улюлюканье футбольных болельщиков.

Тем не менее американское кино занимает в постмодернизме значительное место. Это не удивительно, поскольку общество потребления нашло в Америке наиболее полное и адекватное воплощение. Опять же именно в Америке «психопатология изобилия», ставшая одним из главных социальных источников постмодернизма, получила наибольшее развитие. Как правило, главным героем американских постмодернистских кинолент выступает яппи, в чью размеренную и благополучную жизнь неожиданно врывается турбулентное, вихреобразное событие.

Фильм «Индиана Джонс и храм судьбы» известного режиссера С.Спилберга стал одним из первых, в котором просматриваются многие черты постмодернизма. Он демонстрирует подчеркнутую асоциальность и аполитичность, соединяет чисто американские технические трюки и американский юмор с восточной экзотикой и черной магией, наполнен потребительским гедонизмом. В целом лента получилась слишком перегруженной и аморфной.

Главной фигурой постмодернизма в кино является английский режиссер Питер Гринуэй. Его по праву называют «английским Феллини». Он имеет профессиональное образование живописца и начинал свой творческий путь как художник. Вскоре увлекся кинематографом, увидев в нем гораздо больше художественных возможностей, чем в живописи. Гринуэй полагает, что «кино – самое изощренное средство выражения XX века».

Постмодернизм проявляется у Гринуэя прежде всего в его интересе к прошлому, границы которого он все дальше отодвигает назад: сначала они доходили до XVII в., а в последнем фильме - до Х в. Как и других постмодернистов, прошлое интересует Гринуэя не само по себе, он смотрит на него через призму настоящего. В искусстве прошлого его привлекает в первую очередь барокко, а вместе с ним - чувство и чувственность. Значительный интерес вызывают у него также классицизм и маньеризм. Постмодернизмом обусловлен также взгляд Гринуэя на человека. Он отказывается от какого-либо возвышения человека, его устремлений и мотивов поведения. В таком высоком понятии, как любовь, он усматривает главным образом биологические и физиологические основы, дарвиновскую заботу о продолжении рода, которую люди научились прикрывать всяческими украшениями.

О постмодернизме свидетельствует также охотное следование Гринуэя «принципу удовольствия». Гедонизм, чувственные удовольствия и наслаждения, включая сексуальные, занимают у него особое, привилегированное место. В связи с этим в его картинах имеется еще одна характерная черта: склонность к крайностям и чрезмерности.

Постмодернистское начало позволяет Гринуэю включать в свои фильмы многие элементы массовой культуры и китча: убийства, жестокость, насилие, секс и т.д. Это делает их зрелищными, наполняет их внутренним динамизмом, они держат зрителя в постоянном напряжении, доставляя ему желаемое удовольствие и развлечение. В этом плане наиболее удачным представляется «Контракт рисовальщица», ставший, видимо, самым лучшим фильмом режиссера.

Думается, что творчество П. Гринуэя представляет собой «постмодерн, достойный уважения», о котором мечтает Ж.-Ф. Лиотар. Однако преобладающая часть постмодернизма в кино оставляет желать лучшего.

Гуманитарного, но и естественнонаучного познания: среди них могут быть названы такие проблемы, как проблема нелинейности, переосмысление в современной культуре феномена детерминизма, принципиально новая интерпретация феномена темпоральности и т.п. 3. Игра в постмодернизме. Философский стиль Деррида стремится свести воедино игру языка и игру мысли. Тем самым во многом стирается оппозиция...

Ему автор «доверяет» сказать те самое слова-коды, которые сам не может произнести в силу своей «отстранённости» от написанного текста. II.VII. Буддийская концепция Освобождения и Абсолютной Пустоты, интертекстуально раскрываемая В. Пелевиным. Категория Пустоты в русском постмодернизме в отличие от западного приобретает иную направленность. Так, например, для М.Фуко пустота – это некая почти...

Вторая половина ХХ века характеризуется как время постмодернизма - нового периода в развитии культурно-исторического процесса. Что касается самого термина "постмодернизм", его толкование, истории возникновения и отношение к предыдущей модернистской культуры до сих пор нет четких и общепринятых определений. Существует множество различных концепций о характеристиках и хронологических рамок определения и описания постмодернизма, иногда высказывают прямо противоположные точки зрения.

Именно плюрализм и определяет принципиальное отличие постмодерновой культуры от предыдущих. Плюралистическая позиция, которая заключается не только в множественности мнений, точек зрения, научных концепций, но и в равноправия их существования, означает отказ от поиска и попыток ее отображения, что было характерно для культуры модернизма. При ситуации множественности и относительности мировоззрений и картин мира снимается проблема реальности, она исчезает. Это дает основание известному российскому исследователю постмодернизма М.Н. Эпштейну утверждать, что понятие "реальность" в современных научных концепциях настолько условным, что даже не используется без кавычек. Поэтому сформулировать общее всеобъемлющее представление о культуре постмодернизма слишком сложно. Исследователи постмодернизма, хотя и используют относительно единый понятийный аппарат и аналитический инструментарий, но в общем постмодернистском комплексе существуют отдельные течения или группы критиков с идейно-теоретическими и эстетическими ориентациями, которые существенно отличаются друг от друга.

Постмодернизм сформировался как теория искусства и литературы в ходе попыток освоить опыт различных неоавангардистських течений за весь период после Второй мировой войны. Возникновение постмодернизма как умонастроения человека последней четверти ХХ века связано с развитием технических средств массовых коммуникаций и несет на себе отпечаток разочарования в идеалах и ценностях эпохи Возрождения и Просвещения с их верой в прогресс, господство разума, безграничность человеческих возможностей.

Термин "постмодернизм" впервые было применено в 1917 году в работе Р. Паннвица "Кризис европейской культуры", а в 1934 году литературовед Ф. Где Онис использует его для обозначения реакции на модернизм. В 1947 году А. Тойнби в труде "Постижение истории" предоставляет термина "постмодернизм" культурологического значения, употребляя его как символ конца западного господства в религии и культуре. Статус понятия постмодернизм приобретает в восьмидесятые годы благодаря трудам Ж.-Ф. Лиотара, который распространил дискуссию о нем на сферу философии.

На сегодняшний день существует ряд подходов к сущности постмодерна. В частности, М. Н. Эпштейн главным фактором возникновения постмодернистской культуры рассматривает непрерывное рост количества циркулирующей в обществе информации. Человек на рубеже XX-XXИ столетия должен воспринять в десятки тысяч раз больше информации, чем это было 300-400 лет назад. Именно это придает постмодернистской культуре травматического характера, потому что индивид чувствует себя частью калекой, что способна соотносить себя с окружающей средой. Возникает новый тип чувственности, характеризующееся равнодушным, притуплённым отношением к существующему. Постмодернистский индивид открыт ко всему, но он воспринимает все как знаки, даже не пытаясь понять сущность явлений. Поэтому постмодернизм - культура быстрых и легких прикосновений, когда все воспринимается как цитата, условность, по которой невозможно найти основу. Сознательная ориентация на компиляцию и цитирование художественных произведений прошлых веков - одна из характерных черт постмодернизма. С этим связаны такие черты, как: смещение внимания с порождение нового на игру с уже созданным; отказ от представления о художнике как создателя; скепсис по отношению к оригинальности произведения; стирание различий между "высокой" и "массовой" культурой;

Художественный устремления постмодерна характеризуются как поиск альтернатив модернизму, которые привели к созданию новых образов, новых средств и материалов изображения. Так, в художественной практике произошел переход от заинтересованности объектами изображения к самому процессу их создания. Усиливается социальная направленность искусства (феминизм в искусстве, "искусство аутсайдеров" - этнических меньшинств). Активно развиваются направления, использующих образы массовой культуры; расцветает фотоискусство; большое влияние на творчество художников имеет развитие технологий (видео, компьютеров, Интернета).

Олицетворением постмодернизма в сфере художественного творчества можно считать концептуальное искусство (от лат. Соnceptus - идея, мысль, представление), что требует не эмоциональной реакции при его восприятии, а интеллектуального осмысления. Композиции в его произведениях состоят из "концептов" - предметов, символизирующих атрибуты современной цивилизации и выступают средствами ее философского постижения. Первая презентация произведений этого направления состоялась в

1969 году (США). Основные представители: Дж. Кошут, Д.Хюблер, Р.Берри, Я.Вильсон. Программным произведением концептуального искусства была статья Дж.Кошута "Искусство после философии", в которой он обосновывает исключительную роль искусства в современной культуре, но трактованного не у традиционном смысле. Художественное творчество должно выступать генерацией концептуальных моделей. Кредо концептуалистов - искусство не должно иметь ничего общего с конкретными объектами, физическая оболочка произведений должно быть зруйновна, поскольку главным является "сила идеи, а не материала" (Дж.Кошут). Концепты могут быть представлены через фрагменты текстовой информации, схемы или визуально-логические структуры. Концептуальное искусство представляет себя в таких формах, как видео-арт, инсталляция и перформанс.

Видео-арт (англ. Video art) использует для выражения художественной идеи возможности видеотехники, компьютерного и телевизионного изображения. Основателем видео-арта считается Н. Д. Пайк, другие представители: К Соньет, К. Ринке, Б. Науман и другие. В отличие от телевидения, апеллирует к массовому зрителю, видео-арт применяет телевизионную технику в хэппенинг. Оно возникло как отрицание засилье массовой культуры, олицетворением чего стало телевидение. Видео-арт можно не только, но и действовать в нем.

Инсталляция (от англ. Installation - установка, монтаж) формирование пространственных композиций из бытовых предметов, промышленных материалов. Главная цель установки - создание художественно-смыслового пространства, позволяет актуализировать смыслы и чувства, недоступные в обыденности; зритель становится активным участником, а не наблюдателем.

Перформанс (от англ. Performance - представление, выступление, спектакль) - направление современного искусства, в основе которого представление о творчестве как образ жизни. В перформансе произведением считаются сами действия художника, по которым наблюдают зрители в режиме реального времени. Существенное отличие перформанса от театра состоит в том, что в театре актеры представляют персонажей, а в перформансе создатели действий не представляют никого, кроме самих себя. Пионерами перформанса считают югославскую художницу Марину Абрамович и немецкого художника Йозефа Бойса, наиболее масштабной акцией которого была "7000 дубов" (1982 г..), Во время которой постепенно разбирались базальтовые блоки и высаживались деревья.

Также в рамках постмодернистского искусства формируются другие направления: хэппенинг, граффитизм, минимализм, соц-арт, оп-арт, поп-арт.

Хэппенинг (от англ. To happen - происходить, случаться) - театрализованная акция с участием самого художника и зрителя, преодолевает границу между ними. В отличие от перформанса, он не имеет четкого сценария, самим автором полностью не контролируются и основывается на импровизациях, включая случайности. Основатель этого направления - Джон Кейдж, который совершил первый хэппенинг в 1952 году; основные представители - Дж. Дайн, К.Ольденбург и другие. Идея Хеп-Пенинг выступает одним из проявлений постмодернистской концепции события как уникальной неповторимости. Этот вид искусства иногда называют "спонтанной бессюжетной театральным событием".

Граффитизм (от итал. Graffiti - изображения, рисунки или надписи на стенах или других поверхностях) - течение в американском живописи, характеризующееся переносом приемов и образов граффити в станковая живопись и графику. Отличительные особенности граффитизму - фантазия и яркое самобытность в сочетании с элементами городской субкультуры и искусством этнических групп. Представители Граффи-тизму: Крэш (Джон Матос), Дейз (Крис Элис), Футура 2000 (Лео-р Макгар) и другие.

Минимализм (от. Англ. Minimal art) или АВС-art - художественное течение, что исходит из необходимости минимизировать трансформацию материалов в творческом процессе, ориентируется на антидекоративнисть и отказ от изобразительности. Искусство минимал-арта отличается простотой и однообразием. Минималисты используют простые геометрические формы, очищенные от всякого символизма, смысловой нагрузки, промышленные материалы, нейтральные цвета. Цель творчества минималистов - выражение первичных объективных структур мироздания. Продукт творчества не должен иметь даже минимальной художественной ценности, в нем не должно быть никакой субъективности, особенно чувственности; поэтому минималистическое искусство еще характеризуют как "холодное искусство". Представители минимал-арта: Карл Андре, Дэн Флавин, Роберт Морис и другие.

Соц-арт возникает как пародия (ирония нашла свое проявление в названии самого направления) на официальное советское искусство и образы современной массовой культуры, хотя в нем иногда и проявляются элементы ностальгии. Представители этого направления стремились лишить зрителя от идеологических стереотипов. Соц-арт объединяет два понятия: соцреализм и поп-арт. Изобретателями соц-арта считаются московские художники Виталий Комар и Александр Меламид.

Оп-арт (сокращенно от англ. Optical art) - оптическое, или визуальное искусство, ориентированное на моделирование пространства и движения нетрадиционными для искусства средствами и рассчитано на оптический эффект. Теоретик этого художественного направления С.Тиллим считает его основной целью создания оптической иллюзии одновременного приближения и удаления планов динамического пространства за счет особой организации цветных фигур. В идеале при длительном рассмотрении произведений оп-арта должна возникать особый визуальный эффект движения элементов композиции, динамики, хотя само произведение остается статичным. Художник как бы играет со зрителем, заставляя свои образы мерцать и пульсировать. Основные представители опт-арта В. Вазарели, Б.Райли, Р. Анушкевич.

Поп-арт (от англ. Popular - популярный, народный) - направление, стремится к преодолению дистанции между элитарной и массовой культурой. Его представители: ДжДжонс, Р.Раушенберг, Р.Гамильтон, Дж.Дайн и др. Поп-арт выступил своеобразной реакцией на классический элитарный абстракционизм, понимание которого требовало от зрителя значительного уровня подготовки. Поп-арт критикует отказ от фигуративности, беспредметность, требуя возвращения к объекту, реальности - но уже не абстрактной, а не стилизованной, а к конкретному предмету. Представители поп-арта считали, что художественную ценность можно найти в любом предмете, используя и комбинируя в своих композициях объекты разного плана.

Подробнее с характеристикой основных течений искусства второй половины ХХ века можно ознакомиться в работах: В.Г.Власов "Стили в искусстве", СПб., 1995. Т.1; Борев Ю. Эстетика. -, 2002.



Рассказать друзьям