Showforum творчество и развитие культуры. Развитие культуры личного творчества в России по В.Ф

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Творчество - деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающаяся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью. Творчество специфично для человека, так как всегда предполагает творца - субъекта творческой деятельности. Творческая деятельность - уникальная особенность рода человеческого. Она многогранна и проявляется во всех сферах материальной и духовной культуры, в каждой обретая свою специфику, но сохраняя, тем не менее общезначимый вариант. Смысл творческой деятельности именно в становлении человека, как активного субъекта социальной деятельности. В этом аспекте творчество выступает как необходимый атрибут культуры.

Родовая человеческая сущность есть совокупность таких человеческих свойств, которые проявляясь в каждой отдельной личности, сохраняются у представителей человеческого рода на всем протяжении его существования. Это концентрация наиболее устойчивых отношений, в которые вступает человеческая личность. Взаимодействуя с природой человек проявляет первое свойство родовой сущности, свою природную телесность или предметность. Первый предмет, которым человек овладевает в процессе своей жизни - это его тело. В процессе целенаправленного взаимодействия с природой - труда, человек использует определенные орудия для достижения своей цели. Предметным результатом человеческого труда явл. Как совершенствование самого человека так и предметы созданные человеческим трудом. Второе проявление родовой человеческой сущности формируется в результате естественной человеческой потребности в обществе людей, а проявляется оно в человеческой социальности, общественности и возникающей в результате их проявления душевности. Находясь с самого рождения внутри определенного социума человек не может обойтись без общества людей на протяжении всей своей жизни. Наконец третьим проявлением является духовность человека после его очеловечивания (полностью это проявляется после появления у человека переживаний). Реальная человеческая духовность определяется как ценностное отношение, главным способом существования которого явл. переживание смысла. Ценность - это выявленная в процессе переживания значимость предмета, человека или явления для переживающей личности. Творчество следует интерпретировать как источник чего-то вечного, непреходящего в культуре.

Творчество. Понятие и сущность. Виды творчества.

Творчество -- деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающаяся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью. Творчество специфично для человека, т.к всегда предполагает творца -- субъекта творческой деятельности.

Виды творческой деятельности принято выделять в соответствии с тем типом мышления, который лежит в основе каждого из них. На основе понятийно-логического мышления развивается научное творчество, на основе целостно-образного - художественное, на основе конструктивно-образного - дизайнерское, на основе конструктивно-логического - техническое. Рассмотрим особенности творческого процесса в науке, технике, искусстве и дизайне. Лотман называет культуру и искусство двумя способами видения мира или «глазами культуры». С помощью науки культура постигает сущее и закономерное, а искусство - это проживание непережитого, исследование никогда не бывшего, прохождение не пройденных культурой дорог. Творческий процесс в науке ограничен рамками логики и фактов, научный результат отражает наличное состояние научной картины мира, а цель научного творчества - стремление к достижению объективной истины. В художественном творчестве автор ограничен рамками собственного таланта и мастерства, нравственной ответственности и эстетического вкуса. Процесс художественного творчества включает в себя в равной мере сознательные и бессознательные моменты, произведение искусства становится как изначально открытая система, текст, существующий в определенном контексте и обладающий внутренним невысказанным подтекстом. Как результат художественного творчества произведение искусства является воплощением внутреннего мира художника, перевоссозданного в общезначимой, самоценной форме. Техническое творчество обусловлено наличными потребностями цивилизации в достижении наибольшего комфорта и максимального приспособления к окружающей среде. Результатом технического творчества является техническое устройство, механизм, максимально отвечающий наличным потребностям человека. Дизайнерское творчество возникает на стыке технического и художественного творчества и направлено на создание вещи, обладающей не только функциональной и целесообразной, но и выразительной внешней формой. Результатом дизайнерского творчества является реконструкция предметно-вещной среды обитания человека. Дизайнерское искусство воскрешает забытый тезис античной культуры: «Человек - мера всех вещей». Перед дизайнерами ставится задача создания вещей соразмерных человеку, создающих такую бытовую и производственную предметную среду, которая способствовала бы наиболее эффективному решению производственных задач и позволяла бы максимально реализовать способности и замыслы человека. Творчество -- непременное условие возникновения культуры и реализации родовой человеческой сущности. В творчестве человек выражает себя как свободную индивидуальность и освобождается от любых внешних ограничений, во-первых, связанных с физическими возможностями человека: физическими, физиологическими и психическими, и, во-вторых, связанных с общественной жизнью человека. Творчество как самоценный процесс осуществляется тогда, когда, совершаясь в определенных социокультурных условиях: общественных, экономических, политических, нравственных и религиозных, правовых и идеологических, задающих определенный актуальный культурный уровень, оно ставит перед собой ранее небывалые цели, реализуется поисковым, избирательным образом и получает результат, расширяющий меру свободы творца. Именно творчество, когда человек сосредоточивается на его духовной стороне, способствует освобождению человека от мешающих условностей окружающего мира. Культура и творчество делают человека свободным от гнета его половозрастных параметров, от гнета коммунальности и от диктата массовости и стандартизации. Именно творчество как способ бытия культуры и самореализации личности становится механизмом сохранения неповторимой человеческой индивидуальности и самоценности личности. Творец - это HOMO FABER - человек-созидатель, который возвысился над природным окружением, над повседневными потребностями, над созиданием лишь практически необходимого. Следовательно, первым из всевозможных проявлений творчества является формирование творческой личности.

Творческую личность, независимо от сферы ее деятельности, как правило, отличает высокий интеллект, раскованность мышления, легкость ассоциирования, безбоязненная игра идеями и одновременно умение выстраивать логические схемы и устанавливать взаимозависимости, закономерности. Творческая личность должна обладать независимостью мнений и суждений, оценок, умением корректно и аргументировано доказывать и защищать свою точку зрения. Прежде всего для творческой личности важны зоркость в поисках проблемы и умение ставить вопросы. Творческая личность должна обладать умением сосредоточить внимание и долго удерживать его на каком-либо вопросе, теме или проблеме, концентрировать внимание в процессе поиска эвристического решения. Творческий интеллект отличается, как правило, умением оперировать нечетко определенными понятиями, преодолевать логические нестыковки, обладать способностью к свертыванию мыслительных операций и сближению отдаленных понятий. Творческая личность должна быть взыскательна к себе и другим и самокритична. Сомнение в общепризнанных истинах, бунтарство и неприятие традиции должно сочетаться в ней с внутренней дисциплиной и строгостью к себе. Творческие люди отличаются остроумием, восприимчивостью к смешному и умением заметить и комически осмыслить противоречие. Однако психологи отмечают, что увлеченность творческой задачей, отрешенность от мира приводит к появлению бытовой рассеянности и второстепенности отношений между людьми, повышенному стремлению к самоутверждению

Глава I. Теоретические и методологические основы исследования творчества и творческой личности

1.1. Рождение идеи творчества и ее проекции на современное социогуманитарное знание

1.2. Специфика культурологического подхода к анализу творчества

1.3 .Репрезентативность как сущностная черта современной культуры

Глава II. Репрезентации творчества в культуре

2.1. Креативность как «интеллектуальная мода»

2.2. Особенности представлений о творчестве в различных сферах культуры

2.3.Реализация творческого потенциала современной культуры 108 Заключение 124 Литература

Заключение диссертации по теме «Теория и история культуры», Наумова, Екатерина Григорьевна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Теперь, после того как нами были рассмотрена сущность творчества и творческой личности, динамика их репрезентативности в культуре, мы можем сделать итоговые выводы, завершающие наше диссертационное исследование.

Человек - свободное существо, не располагающее завершенностью, а потому «приговоренное» к творчеству. Каждый акт творчества есть акт сотворения культуры и сотворения человека. Именно поэтому престиж творчества в европейской культуре, нацеленной на инновации, столь высок. Даже сам термин «творчество» входит в десятку наиболее употребительных слов в психологии, социологии, философии и даже политологии. Данное обстоятельство обусловлено востребованностью творчества в современном обществе - обществе, воспринявшем тот модернизационный импульс, который исходил из греческой культуры.

Развитие форм творчества предстает как предметное развертывание сущностных сил человека. Творчество возникает для выражения коренной и специфически человеческой потребности быть связанным с другим человеком, с природой, с обществом и в этой связи утверждать себя.

В целом, социокультурное творчество существует в двух основных формах. Во-первых, речь идет о возникновении новых культурных и социальных феноменов в ходе адаптации общества к резко изменившимся историческим или природным условиям его существования. Во втором случае следует говорить о так называемой «культурной инноватике» (А.Флиер), порожденной внутренними потребностями самого социума, деятельностью творцов новых культурных форм. Такого типа творчество часто оказывается гораздо более значимым для общества, чем открытия в технологической сфере.

Гипотеза нашего исследования подтвердилась. С одной стороны, творчество и творческая личность востребованы в ряде областей современной жизни, с другой, массовая культура в них не заинтересована. В современной культуре - культуре техногенного и инновационного общества - творчество низводится всего лишь до создания полезных, утилитарных вещей и информационных продуктов. Овладение «технологией» творческих актов приводит к имитации творчества, к творческому застою, за которым проглядывают первые контуры «конца человеческого». Поэтому усилия всего социогуманитарного знания нацелены сегодня на спасение творчества. Недаром III Российский культурологический конгресс был посвящен проблеме творчества.

Наше исследование было основано на важности идеи репрезентации творчества, т.е. представленности творческой деятельности и ее результатов в определенных культурных формах, каковые могут как одобряться, так и не одобряться обществом. Осознание факта репрезентативности культуры позволяет перенести акцент с предметной сферы культуры на механизмы ее понимания и интерпретации. Однако это не означает, что предметность умаляется в своем значении. Думать так, значит разделять иллюзии «сытого» общества. На самом деле в поле зрения должны постоянно находиться как предметы, так и их использование; как факты, так и их значение; как традиции, так и новации, ибо в диалектическом единстве этих моментов осуществляется человеческая жизнь и творчество.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.

«Первыми носителями культуры и духовной традиции в Древней Руси были монахи и книжники. Они были близки к народу, но, пo глубокому замечанию философа Г.П. Федотова , слишком близки.

Между жизнью народа и жизнью монастырей не возникало того напряжения, которое даётся дистанцией и которое только и способно вызвать движение культуры. Христианство, утверждаясь в пространстве русского государства, включало Русь в семью других народов, определило и направленность исторического процесса, и стремление к общему идеалу вместо замкнутого круга политеизма. Человек получил свободу выбора, как бы этическую программу жизнестроительства. Творчество становится актуальным и культурно значимым. От этого момента начинается история культуры Руси как самостоятельного явления, выделенного из повседневного потока жизни. И параллельно с этим - эволюция индивидуального творчества, история аккумуляции в творчестве положительной энергии общества, её сохранения и трансляции.

Отсюда вывод очевиден: появление первых крупных творческих личностей на Руси связано с распространением и укреплением христианской религии (именно творческих личностей, заметим, а не ратных или государственных). Разумеется, появление индивидуального творчества не сводится только к причинам религиозного характера. Существенны и многие другие обстоятельства. Прежде всего - утверждение общественного разделения труда, которое способствовало формированию разнообразных человеческих дарований, в том числе и творческих профессий. […]

Становление и эволюция творческой личности в истории культуры (включая и русскую) прошло через несколько стадий.

Первая - безымянная культура , слитая с потоком повседневной жизни, не выделенная из него. «Жизнь индивида» также не имела самоценности за исключением «жизни рода». Человек, по выражению Маркса , ещё не оторвался от «пуповины своего рода». О творчестве можно говорить как о ритуале или стихийном отражении непосредственных обстоятельств.

Вторая стадия - промежуточная культура , то есть появление сфер деятельности, представителей которых с достаточной степенью условности можно отнести к творческим: святые, подвижники веры, монахи, шаманы, народные целители и умельцы. Это уже личностные феномены, имеющие историческую перспективу стать самостоятельной творческой личностью в культуре.

Однако, как уже отмечалось, первые подобные феномены ещё не были дистанцированы от массы других. Персоналии, относящиеся к творческой сфере, в данный период культуры не попали в энциклопедические или какие-либо другие источники.

Третья стадия - персонифицированная культура. Если говорить о профессиональной культуре в её современном понимании, то она начинается с выделения творческой сферы из всех других видов деятельности. Причём в низовых слоях народная культура (фольклор, праздничные гуляния, обряды) сохраняла синкретический, недифференцированный характер. Профессиональная культура, основанная, по определению Бердяева , «на аристократическом принципе», имеет чёткую дифференциацию, иерархию ценностей, «ядро» и «периферию». Личность через творчество и посредством творчества, создавая уникальные культурные ценности, обретает имя и входит в историю своего народа.

В рамках третьего периода культуры, культуры современного облика и структуры, важнейшим признаком её развитости является наличие творческих гениев и талантов. Здесь любая конкретная форма культуры - философия, наука, искусство - заявляет о себе именами своих гениев, «на которые можно равняться» по словам Д. Лихачёва . Субъект творчества вызывает широкий общественный интерес, его деятельность, поступки, мысли привлекают внимание, увеличивая «расстояние» между ним и массой, толпой. Значение личности, отражённое в продукте творчества, повышается и создаёт дистанцию между ней и событием, послужившим поводом для его создания. Оба данные «расстояния» в русской культуре, по утверждению академика Д. Лихачёва , сложились ещё до XVII века.

Появление индивидуальной творческой личности - грандиознейший скачок в истории мировой культуры. И для её появления требуется стечение многих обстоятельств. Великая личность рождается эпохой, всей потенциальной мощью народа. «Массу энергии затрачивает народ для того, чтобы создать талантливого выразителя своих чувств, мыслей, своей души», - писал Горький , раздумывая над истоками рождения крупной личности. Рублёв, Ломоносов , Пушкин , Толстой или любой другой русский гений есть концентрированное выражение духовного потенциала народа, его наивысших способностей и исканий. Есть здесь и естественно-природный компонент, о котором также нельзя не сказать. Известно, что «в мире животных и растений» интересы рода пробивают себе путь «за счёт интересов особых индивидов». Так происходит и «в мире людей», подчеркивает Маркс . Интересы человеческого рода пробивают себе путь за счёт интересов ряда индивидов, и это происходит, писал он, «потому, что интерес рода совпадает с интересами особых индивидов, в чем и состоит сила последних, их преимущества».

Время стирает случайные черты и оставляет только высшие напряжения духа народа в лице его великих представителей. В России на всем протяжении её исторического пути свершались великие откровения и прозрения, выстраданные отечественными гениями, наиболее духовно зрелыми и одарёнными людьми. Отечественное культурное богатство должно быть освоено народом, потому что « есть образцы, на которые можно равняться» (Д. Лихачёв )».

Овчинников В.Ф., Феномен таланта в русской культуре, Калининград, «Янтарный сказ», 1999 г., с. 88-91.

Взаимосвязь культуры и творчества

В каждом виде деятельности есть момент творчества, каждый человек - творец, он творит всю жизнь. Каждая деятельность - творчество. С другой стороны, творчество - это достижение каких-то новых социально значимых идей, т.е. они должны быть признаны обществом, как новые и важные.

Есть творчество, которое воплощается в идеях, а затем в материальных объектах. А есть сам процесс творчества. Есть творчество, результатом которого является изменение самого человека.

В результате творчества соотношение нового и уже известного 10 к 90 процентам, если нового больше 10% это становится непонятным для современников. Поэтому гений не тот, кто придумал, а кто сумел воплотить тогда, когда в этом заинтересовано общество.

В каждой культуре есть своя доминанта - в Италии живопись, в России - литература, в Германии - философы. Все ценное из прошлой доминанты становится фундаментом для развития новой культуры. Каждая культура находит свое приоритетное направление.

Творчество - когнитивная (познавательная) деятельность, которая ведет к новому (социально-значимому) или необычному видению проблемы или ситуации.

В художественном творчестве практически невозможно получить одинаковый результат у двух авторов, а в науке очень даже возможно.

Любой процесс творчества предполагает субъект - творца, человеческую личность, носителя творческого начала. В творчестве личность проявляется как нечто свободное, неделимое.

Самый главный враг творчества - страх, боязнь новых свершений, боязнь неудачи. Сюда же отнесем лень, пассивность, недостаток ресурсов и т.п.

Мотивы творчества: самоактуализация, удовлетворение актуальных желаний, внешние, внутренние.

Культура гуманитарная и техническая

Культура - совокупность смыслов, которые проявляются в виде идей, ценностей и нормативов. Техническая культура - это как раз идеи и нормативы, она носит обслуживающий характер, регулирует процессы, жизнь общества. А гуманитарная задает ценности и идеалы. Их взимоотношение - цель и средства, но часто эти понятия смещаются. Иногда можно выжить только за счет технократической культуры.

В начале развития культуры гуманитарная (творчество) обслуживала техническую - придумывали орудия труда и т.п. Затем творчество взяло верх - орудия труда стали украшать. Сейчас желание творить тоже выходит на первый план. Машина нам нужна не просто, чтобы ездила, но и красивая. Когда технократическая культура выходит на первый план, возникает много проблем (от экологических до экстремизма). Когда утилитарность, комфорт на первом месте - это не очень хорошо для культуры в целом. Нельзя однозначно сказать, что гуманитарная К. действует без нормативов, а технократическая без ценностей. У нее свои ценности - эффективность, экономичность и т.п.

VI Международная теоретико-практическая конференция
"Творчество и культура в свете философской рефлексии. Творчество культуры и культура творчества"

Ульяновский государственный технический университет
Гуманитарный факультет
Кафедра философии

февраль 2018 года

Уважаемые коллеги!

ФБГОУ ВО «Ульяновский государственный технический университет» в феврале 2018 года планирует проведение VI Международной теоретико-практической конференции, посвященной памяти доктора философских наук, профессора Георгия Федоровича Миронова «Творчество и культура в свете философской рефлексии. Творчество культуры и культура творчества».

Участие в конференции бесплатное.

Предлагаемый тематический разворот конференции:

· Креатология как направление современной философии

· Онтология творчества

· Диалектика творчества: созидание, существование, разрушение

· Философия художественного творчества

· Феномен творчества в зеркале художественной литературы

· Психология творчества: актуальные проблемы

· Самосозидание как основа экзистенции человека в мире

· Культура как творчество форм и ценностей

· Логика и методология научного творчества

· Научно-исследовательская практика

· Феномен исторического творчества

· Творчество и революция

· Современные философские концепции культуры

· Культура и цивилизация

· «Закат Европы»: кризис культурообразующего потенциала современной западной цивилизации

· Социальная практика и культура

· Творчество в русской философии: специфика осмысления

· Феномен творчества в немецкой классической философии

· Структуралистские и постструктуралистские концепции творчества и культуры

· Творчество и религия

· Творчество и трансгрессия

На конференции планируются следующие дополнительные мероприятия :

· Презентация книг В.Т. Фаритова, Н.А. Балаклеец и Р.В. Леушкина, вышедших в 2017 году в рамках поддержанных РФФИ проектов №15-33-01222 и №15-34-11045;

· Дискуссия по теме «Творчество и свобода» (доктор философских наук, профессор кафедры философии В.Т. Фаритов);

· Посещение музеев «Дом Гончарова», «Дом Языковых», «Симбирская мужская классическая гимназия».

Конференцию планируется провести в феврале 2018 г.

Предусмотрены две формы участия в конференции – очная и заочная. При заочном участии доклады рассматриваются как стендовые и сборник материалов высылается по указанному автором адресу. При очном участии командировочные расходы участникам конференции оплачивает командирующая сторона.

Сборнику статей по итогам конференции будет присвоен номер ISBN, статьи внесены в РИНЦ.

Для участия в конференции до 1 октября 2017 г. включительно необходимо выслать заявку на участие в конференции и до 1 декабря 2017 г. включительно текст статьи в объеме до 20 тыч. знаков с пробелами (0,5 п.л.).

Заявка и текст статьи (доклада) принимаются в электронном виде в форматах *.doc, *.rtf. Материалы присылаются по адресу: conf - creature -2018@ mail . ru и/или vfar @ mail . ru

Файл должен иметь вид: Иванов.doc

В теме письма указать: Конференция «Творчество и культура в свете философской рефлексии. Творчество культуры и культура твочрества».

Форма составления заявки

1. Тема доклада (статьи);

2. ФИО;

3. Ученая степень;

4. Ученое звание;

5. Место работы;

6. Должность (для работающих);

7. Контактный телефон;

8. Почтовый адрес (для пересылки сборника);

9. Электронный адрес;

10. Форма участия в конференции (очная/заочная);

11. Необходимость временного жилья (да/нет);

12. Необходимость официального приглашения от Оргкомитета (да/нет);



Рассказать друзьям