Шукшин волки главные герои и их характеристика. Анализ «Волки» Шукшина (Школьные сочинения)

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Шукшин является человеком, у которого большая и широкая душа и необыкновенное внутреннее зрение. Он всю свою жизнь видел все, что с ним происходит через специальное стекло и всегда замечал даже самые мелкие детали.

Если внимательно посмотреть на портрет Шукшина, то можно понять, что он не только добрый, но и открытый человек.

Произведение «Волки» был напечатан в 1967 году. Это не просто рассказ, это настоящая история, про которую ему рассказала его мама.

Главным героем стал Иван. Это мужчина, который ничего и никого не боится, вот только для того чтобы его заставить что-то делать нужно хорошенько постараться. Больше всего на свете ему нравится расслабляться, и делает он это при помощи водки. А вот второй главный герой по имени Наум является его тестем. Иван ему сразу же не понравился. И когда он пришел к нему, то увидел, что Иван лежит и отсыпается от вчерашней бессонной ночи. Наум решил отправиться в лес за дровами и берет с собой Ивана. Конечно, мужчина старается разными способами отгородить себя от поездки, но ничего не получается и ему ничего не остается как отправиться в лес.

Они даже и предположить не могли, что неожиданно на их пути окажутся волки, которые уже несколько дней ничего не ели. Наум очень испугался и поэтому столкнул с телеги Ивана и бросил ему топор, а сам развернул лошадь и уехал домой. Ивану удалось отбиться от волков, а вот лошадь не удалось спасти, ведь на нее напали волки и обглодали. Мужчина думал, что следующей жертвой окажется он, но наевшись волки ушли в лес. Если бы мужчин было бы двое, то им бы удалось отбиться от волков и сохранить жизнь лошади. Когда он вернулся домой, то увидел, что тесть был, не очень-то рад этому.

И тогда у него зародилась обида на него и ему захотелось сделать все для того чтобы отомстить тестю за это. О своем происшествии он никому не рассказывает. Для начала он решает поговорить обо всем, что случилось в лесу с тестем, но он всячески старается избежать данного разговора. А для того чтобы отгородиться от Ивана Наум решает пригласить к ним в дом милиционера. Когда все-таки Иван начинает затрагивать разговор про лес, то Наум в ответ оскорбляет его, а мужчина не выдержал и накинулся на него. Но милиционер все это вовремя предотвратил. И забирает его в отделение. А поскольку там милиционер находится один, то он предлагает Ивану сыграть с ним в шахматы и тот соглашается.

Шукшин находится на стороне Ивана и он также думает, что какая бы ситуация не была в первую очередь нужно оставаться человеком. А поскольку он бросил Ивана, то он сделал правильное решение наказав его. Раньше он даже и не думал о том, что еще существуют такие люди, которые могут оставить другого человека в трудной ситуации и спокойно уехать домой. И как потом этого человека можно назвать человеком.

Несколько интересных сочинений

  • Сочинения для 8 класса

    Образы сочинений и темы в 8 классе

  • Герои произведения Пиковая дама Пушкина

    Германн - Молодой человек, инженер по профессии. Он всегда сдержан, хладнокровен

  • Образ и характеристика князя Всеволода в Слове о полку Игореве сочинение

    Всеволод – один из главных героев, он был младшим братом главного героя – Игоря. Его жена – Ольга, внучка Юрия Долгорукого.

  • Отношение Печорина к Бэле в романе Герой нашего времени

    Бэла - второстепенная героиня романа Михаила Юрьевича Лермонтова «Герой нашего времени». Все второстепенные герои отражают характер главного героя - Печорина.

  • Трагедия народа в поэме Реквием Ахматовой сочинение

    В своей поэме «Реквием» Анна Ахматова описала весь ужас сталинских репрессий. Уникальность поэмы заключается в том, что написана она была как раз тогда, когда происходили эти страшные события

Рассказ «Волки» сталкивает в экстремальной двух героев: тестя и зятя. У них нет друг к другу симпатии. Они вечно посмеиваются друг над другом, критикуют друг друга, но ради женщины, которая их связала, сохраняют мир.

Всем известно, что тесть (Наум) не самый приятный человек. Он довольно вредный мужик. А зять его Иван просто очень молод.

И вот однажды им вдвоем приходится ехать за дровами. Зять не очень хотел в такую холодную погоду ехать, уже почти стемнела, но он не мог допустить, чтоб тесть обвинил его в лени. И вот за пригорком они вдруг увидели, что из леса выходит стая голодных волков. Только сильный голод мог выгнать хищников на дорогу. Зять на лошади, а тесть едет на телеге. Конь ещё молодой – он испугался, начал спотыкаться. Пока молодой человек пытался успокоить животное, он вдруг осознал, что тесть его сбежал на телеге. Зять начал кричать, чтобы он не бросал на съедение волкам. Наум бросил ему топор, а сам уехал, крича: «Грабят!»

Оставшись один на один с волками, молодой человек понял всю разницу между собакой и хищником. Он видел, что волка не остановит ни окрик, ни удар, этот голодный хищник – убийца. Человек стал отбиваться, но волков слишком много. И получилось так, что ему пришлось пожертвовать конём. Насытившись, волки не стали трогать человека.

Наума на телеге зять нашел за поворотом. Вроде Наум даже обрадовался, что зять жив. Всё же он не хотел ему смерти, но молодой человек в гневе. Он считает, что они могли бы отбиться от волков, а так пришлось рисковать своей жизнью и коня погубить. Тесть изумляется, он ведь топор-то бросил. Что, дескать, ещё надо?

И Наум снова уезжает. Вернувшись в деревню, зять выпивает водки и идёт к тестю. А там его ужен ждут… Милиционер. А Наум ещё и наговаривает на зятя, что он «несоветский» человек. Милиционер забирает Ивана, предлагая поиграть в шахматы.

Рассказ учит, что иногда лучше, чтоб тебя отвели от беды – ради твоего же блага.

Картинка или рисунок Волки!

Другие пересказы и отзывы для читательского дневника

  • Краткое содержание Воспитание чувств Флобер

    Юный бакалавр Фредерик Моро осенью 1840г. возвращается из Парижа домой в Ножан - на - Сене. На пароходе он знакомится с четой Арну. Господин Арну - хозяин газеты, рассказывающей о живописи

  • Краткое содержание Бойцовский клуб Чака Паланика

    Это произведение написано нашим современником Чаком Палаником. Действия происходят в наше время. Повествование ведется от лица героя, имя которого не указано.

  • Краткое содержание Три пальмы Лермонтова

    В известном стихотворении Михаила Лермонтова «Три пальмы» зеленые красавицы безуспешно ждут на отдых в тени своих ветвей путников. Журчит студеная струя родниковой воды среди пустыни у пальм.

  • Краткое содержание Лем Солярис

    Где-то в далеком будущем, когда будет хорошо развит космос. Мужчина по имени Кельвин вдалеке от земного шара перелается с космолета на при планетную станцию. Станция с виду пуста, чем-то грязна, психолога никто не встретил

  • Краткое содержание Домовенок Кузька

    Девочка Наташа переезжает в новый дом, пока её мама и папа распаковывают коробки, она решает прибраться и под веником обнаруживает маленького человечка

Рассказ-характер. Характеры тестя и зятя проявляются не только через столкновение друг с другом, но и через столкновение со стихией – волками.

Проблематика

Нравственная проблематика рассказа связана с тем, каким должен быть человек. Проверку на человечность не проходит ни Иван, ни Наум, хотя и по разным причинам. Наум готов на любую подлость, а Иван – на применение грубой силы, лишь бы добиться своего и победить (на словах или на деле) «врага» - человека.

Герои рассказа

Наум Кречетов - мужик хитрый и обаятельный, расторопный, ещё не старый. Наум терпел Ивана, «жалеючи дочь», договорился о дровах. Он всё подмечает, например, что Иван с похмелья. Попадая в экстремальную ситуацию, Наум утрачивает всю разумность.

Когда мужики встретились с волками, Наум так испугался, что стал кричать «грабют» и убегать на своих санях. Четыре раза Иван просил Наума придержать свою лошадь, но Наум заботился, прежде всего, о своей жизни. Он видел, что Ивану грозит смертельная опасность, но не только не остановился, чтобы помочь, но даже отвернулся. За поворотом, в безопасном месте, он дождался зятя, потому что «на совести у него всё-таки было нелегко».

Наум радуется тому, что Иван живой, но боится, что Иван будет его бить, поэтому снова стегает лошадь, а Иван пешком не может его догнать. Хитрый Наум придумывает, как не быть битым. Пока Иван добирается до дома тестя, тот зовёт дочь и милиционера.

Иван недаром считает тестя бесчеловечным. Поняв, что его поступок низкий, Наум вместо оправдания начинает обвинять Ивана во всех грехах. И в том, что Иван пришёл в дом на всё готовенькое, и в том, что хотел бы жить в городе, и даже в том, что Иван приехал в деревню возбуждать народ против Советской власти. Это было серьёзное обвинение, которое, скажи его Наум при Сталине, могло бы привести к аресту. Но рассказ написан в 1967 году, так что милиционер, приняв сторону Ивана и жалея его, быстро уводит из избы, утешает, обещает сыграть с ним в отделении в шахматы.

Иван Дегтярёв

Это типичный шукшинский герой, руководствующийся не здравым смыслом, а сердечными побуждениями. Иван ленивый, любит выпить. Он мечтает о лёгкой жизни в городе, где можно поработать, а потом отдыхать.

В момент нападения волков Иван видит ситуацию как бы со стороны, страх у него смешивается со жгучим любопытством. Какое-то время Иван насмехается над тестем, который ведёт себя, как сумасшедший, заполошно крича «грабют». Почувствовав страх за свою жизнь, Иван просит Наума бросить ему топор. Он обращается к Науму всё более эмоционально по мере приближения волков: отец – гад такой – отец, сука .

Волки

Пятеро волков – полноценные герои рассказа. В отличие от людей, они действуют слаженно. Стая загоняет жертву привычным способом, двигаясь наперерез коню. Иван понимает, что вожака остановит только смерть.

Человек и волк в рассказе стремятся победить, чтобы выжить. В отличие от людей, у волков строгая иерархия. Вожак выравнивает строй, пуская в ход клыки. Каждый из волков знает, какова его роль в охоте. Не так у людей. Тесть с зятем всё время оскорбляют и обижают друг друга, как будто выясняя, кто из них главнее. Наум спасает свою жизнь и не собирается действовать в интересах другого.

Иван занимает место того самого волка, от которого убегал раньше: «Началась другая гонка: человек догонял человека». Но и Наум ведёт себя, как охотник, устраивающий на волка засаду. Шукшин сопоставляет поведение волков, которые убивают, чтобы есть и выживать, и людей, которые уничтожают друг друга для самоутверждения.

Сюжет и композиция

В основе рассказа лежит приключение, связанное с погоней. Сначала волки гонятся за людьми, затем Иван гонится за Наумом, а в конце оказывается пойманным Иван. Через погоню Шукшин отстаивает свою идею: человек не лучше волка, если он безнравственен.

Стилистические особенности

В рассказе важны внесюжетные элементы. Шукшин не даёт портрет героев-людей, но зато подробно описывает внешность волка: крупный, грудастый, с палёной мордой, с круглыми жёлтыми глазами, взгляд которых прям и прост.

В трёх коротких предложениях изображён пейзаж.

Покой и дрёма поездки в санях по тихому зимнему лесу прерываются появлением волков. Шукшин пользуется короткими неполными предложениями без подлежащих. Только в последнем неполном предложении появляются нарушители покоя: «Вышли из леса, стоят, ждут. Волки».

Речь героев – основная их характеристика. Через крик Наума «грабют» передаётся его животный страх, грубые слова мужиков – проявление их эмоций. Житейская мудрость Наума подкрепляется пословицами.

Тема: Василий Макарович Шукшин. Нравственные уроки рассказа “Волки”.

Цель: Познакомить учащихся с биографией писателя. Дать краткий анализ его творчества. Подробно проанализировать рассказ “Волки”, выявить основную проблему, проследить нравственное падение одного героя – Наума Кречетова и возвышение другого – Ивана Дегтярева.

Воспитательная цель: Обратить внимание школьников на актуальные для сегодняшнего дня и одновременно вечные проблемы духовности, нравственности. Воспитывать в детях корневые свойства человеческой души: правду, совестливость, любовь к человечеству.

Оборудование: Стенгазета по творчеству В. Шукшина, выставка его произведений.

Стенд со стихами о совести, правде. (Э. Асадов “Доброта”, Ю.Левитанский “Каждый выбирает по себе” и др.) стенд с афоризмами (см. в ходе урока).

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Вступительное слово учителя.

Сегодня мы знакомимся с творчеством писателя, имя которого многим из вас стало известно недавно. Его творчество зовет к обсуждению, спору. Хочется одного: пробудить в вас интерес к книгам этого замечательного человека, так как в них поставлены вопросы и проблемы, волнующие любого человека: вступающего только что на жизненный путь и прожившего жизнь. Каков же он – Василий Шукшин, что волнует его, тревожит?

III. Сообщение ученицы. Биография писателя (

Приложение 1 ).

IV. Обратить внимание учащихся на стенгазету.

Обсуждаем эпиграф.

Легче живется тем, кто умеет приспосабливаться в жизни, гораздо труднее говорить правду, но без правды невозможно исправить жизнь, улучшить ее.

Шукшин подметил не совсем приятную особенность в людях:

“Когда нам плохо, мы думаем:
А где – то кому-то хорошо. Когда
нам хорошо, мы редко думаем:
А где-то кому-то плохо”.

V.

Главное для Шукшина – не где живет человек, а как он живет и какой это человек.

(Обратить внимание учащихся на запись на доске).

Разобрав рассказ Шукшина “Волки”, мы должны ответить на проблемный вопрос: “Что лежит в основе поступков человека? Почему в одной и той же ситуации разные люди ведут себя по-разному?”

VI. Аналитическая беседа по рассказу и составление схемы.

– Кто является героями рассказа?

Тесть Наум Кречетов,
Зять Иван Дегтярев.

Обратить внимание, что герои – родственники.
В дальнейшем поставим вопрос:

– Случайно ли, специально так сделал Шукшин?

– Какими мы увидели героев в начале рассказа?

Оба не любят друг друга.

– Как Шукшин хочет проверить своих героев?

Ставит в экстремальные условия. Встреча с волками.

Внимательно наблюдая за текстом, учащиеся доказывают нравственное падение одного, нравственное возвышение другого героя. (Чертим схему, подписываем каждый этап цитатой из текста).

– Кто сможет ответить на вопрос, почему герои ведут себя по-разному?

Что лежит в основе их поступков? (Проблемный вопрос урока).

У одного есть совесть, у другого нет. Совесть лежит в основе поступков людей. Таким образом, человек, начиненный всяческими правилами, но лишенный совести – это не человек.

Рассказ “Волки” с глубоким подтекстом.

Как вы поняли смысл названия?

Волки – это не только хищники, лесные звери, это люди типа Наума, с которыми приходится жить Ивану. Они ради спасения собственной “шкуры”

– Какие чувства переживает Иван в эпизоде с волками (зверями)?

– Что испытывает Иван, столкнувшись с волчьей хваткой своего тестя?

– Какие слова повторяет Иван в ссоре тестем? Почему?

“Хотел папаню твоего поучить. Как надо человеком быть, “...чтоб ты человеком был”. Напрямую писатель не называет Наума волком, но то, что Иван повторяет слова “надо быть” “чтоб был” человеком заставляет понять, что Наум – не человек.

– Как вы думаете, смириться ли Иван с волчьей натурой тестя?

– Нет. Он повторяет слова: “Учить я тебя все равно буду”. Но пока Иван только изумляется: “Нет, это же...что ж это за человек?”

– Что кроется за фразой?

“Нет, это же... что ж это за человек?” (Обратить внимание на многоточие).

И тут в нравственном отношении Иван оказался значительно выше тестя, он не произнес перед женой и милиционерам слова, которые были на уме: “Это же не человек!” (о Науме). Сказал более мягко: “Что ж это за человек!”.

– Определяем основную идею рассказа.

– Какие из афоризмов вы бы выбрали для эпиграфа?

VII. Вывод.

Нет с нами большего писателя – В. Шукшина. Но остались его книги, его мысли... И каждый его рассказ заставляет задуматься о серьезных проблемах, о жизни, о поведении человека, его поступках.

И вновь вспоминаются слова писателя: “Русский народ за свою историю отобрал, сохранил, возвел в степень уважения такие человеческие качества, которые не подлежат пересмотру: честность, трудолюбие, совестливость, доброту. Уверуй, что все было не зря: наши песни, наши сказки, наши неимоверной тяжести победы, наши страдания – не отдавай всего этого за понюх табаку. Мы умели жить. Помни это. Будь человеком”.

Чтение стихов.

Э. Асадов

Доброта
Если друг твой в словесном споре
Мог обиду тебе нанести,
Это горько, но это не горе
Ты потом ему все же прости
В жизни всякое может случиться,
И коль дружба у вас крепка,
Из-за всякого пустяка
Ты не дай ей зазря разбиться.
Если ты с любимою в ссоре,
А тоска по ней горяча,
Это тоже еще не горе,
Не спеши, не руби с плеча.
Пусть не ты явился причиной
Той обиды и горьких слов,
Встань над ссорою, будь мужчиной,
Это все же твоя любовь.
И чтоб после себя не корить
В том, что сделал кому-то больно,
Лучше добрым на свете быть,
Злого в мире и так довольно.
Но в одном лишь не уступай:
На разрыв иди, на разлуку,
Только подлости не прощай никому:
Ни любимой, ни другу.

Ю. Левитанский

Каждый выбирает…
Каждый выбирает для себя
Женщину, религию, дорогу.
Дьяволу служить или пророку-
Каждый выбирает для себя.
Каждый выбирает по себе
Слово для любви и для молитвы.
Шпагу для дуэли, меч для битвы
Каждый выбирает по себе.
Каждый выбирает по себе
Щит и латы, посох и заплаты,
Меру окончательной расплаты
Каждый выбирает по себе.
Каждый выбирает для себя,
Выбираю тоже – как умею,
Ни к кому претензий не имею,
Каждый выбирает для себя.

Шукшин Василий Макарович - известный советский писатель, сценарист, режиссер и актер. Свои литературные произведения писатель строил на противопоставлении сельского и городского образа жизни. Одним из ярких примеров является небольшой рассказ В. М. Шукшина "Волки". Краткое содержание его будет приведено в статье.

Биография Василия Макаровича Шукшина (1929-1974 гг.)

Василий Макарович родился в 1929 году в простой крестьянской семье в Алтайской глубинке. Шукшин-старший был расстрелян в период коллективизации, будущему писателю на тот момент едва исполнилось 5 лет.

В возрасте 17 лет Василий Макарович пошел устраиваться на работу в колхоз. Следующие 8 лет писатель регулярно меняет место и род занятий, проходит путь от слесаря на турбинном и тракторном заводах до учителя русского языка в школе родного села.

В 1954 году, уговорив мать продать единственную корову, на вырученные деньги Шукшин отправляется в Москву и поступает на режиссерское отделение ВГИКа. Через два года Василий Макарович получает свою первую эпизодическую роль в киноленте "Тихий Дон", а еще через 2 года будет опубликован его первый рассказ "Двое на телеге". Знание типажа русского человека и большой жизненный опыт автора можно ощутить, прочитав даже краткое содержание "Волков" Шукшина В. М.

История рассказа "Волки"

Рассказ "Волки" был написан в 1967 году и стал одним из знаковых произведений литературного творчества Василия Макаровича. Краткое содержание "Волки" Шукшина В. М. не может передать юмор и глубину повествования, присущую всем произведениям писателя. Несмотря на краткость, простоту и непритязательность, все произведения Шукшина поучительны и глубоко нравственны.

Василий Макарович возлагал большие надежды на одну из своих первых работ, где он выступил в качестве сценариста. Речь идет об историческом фильме о Распутине. В 1967 году проект, над котором автор работал больше двух лет, был отклонен. Возможно, это событие повлияло на название и общий эмоциональный план рассказа "Волки".

Краткое содержание рассказа "Волки" Шукшина В. М.

Прочтение полного произведения занимает не более 10 минут. Краткое содержание "Волков" Василия Шукшина по объему сопоставимо с оригинальным текстом, но, безусловно, проигрывает в выразительности и образности повествования. Писатель является признанным мастером краткого рассказа.

События произведения происходят в безымянной деревне. Наум, еще нестарый хитроватый мужчина, и его зять Иван - главные действующие лица рассказа. Тесть и зять недолюбливают друг друга, о чем сообщается в первом же абзаце текста. Наум считает Ивана слишком ленивым, зятю же не по душе жизнь в деревне и вечно упрекающий его в лени тесть.

Мужчины договариваются отправиться в лес за дровами, каждый на своей подводе. В пути они встречают стаю волков. Наум сразу же разворачивается и пускает коня в галоп, беспрестанно выкрикивая "Грабю-ут!". Поначалу Ивану смешно, ему кажется глупым и страх тестя, и его неуместное восклицание. Но затем, когда стая во главе с вожаком нагоняет сани, а Иван, никогда ранее не видевший зверя вживую, понимает, что волк - это не дворовая собака, его смех сходит на нет.

С собой у героя нет ничего, кроме бича для лошади и сена в санях. Наум же, даже не думает притормозить и помочь мужу дочери, даже топор согласился передать не сразу, да и тот швырнул на обочину. Иван сходит с саней, а волки догоняют и задирают его лошадь.

Стая не трогает мужчину, но он разозлен и обижен. Иван ругает тестя за трусость, обещает побить за подлость, но догнать Наума не может. Финал рассказа и смешон, и трагичен одновременно. По возвращении в деревню Иван находит жену и Наума в компании милиционера. Тесть обвиняет зятя в дебоширстве и нелюбви к власти, Ивана уводят в "сельскую кутузку" "от греха подальше", хотя милиционер признается, что Наум и ему не нравится.

Нравственность в рассказе "Волки"

Описав две погони - волков за Иваном и уже Ивана за Наумом, писатель очень тонко показал читателю, как просто человеку превратиться в зверя. Месть, злоба и банальная обида не красят его так же, как и мелочность, трусость, подлость и склочность.

Если до гибели лошади все симпатии читателя на стороне ленивого, но простого Ивана, то после его угроз тестю читатель приходит к выводу, что они - Милиционер в финале проявляет больше сочувствия к Ивану, чем тот к собственному тестю.



Рассказать друзьям