Сикстинская капелла: история, фрески и место проведения конклава. Сикстинская капелла – духовное сокровище Ватикана Сикстинская капелла описание

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Сикстинская капелла в Ватикане – музей эпохи Итальянского Возрождения. Сикстинская капелла — духовное сокровище Ватикана. Она была построена по инициативе Папы Сикста IV в 1473 — 1483 годах на месте устаревшей часовни. Сикстинская капелла строилась как религиозное сооружение XV века с полным набором атрибутов христианской веры и предназначалось для значимых церемоний католической церкви. Сикстинская капелла служила убежищем для двора понтификов. По приказу римского папы Сикста IV проект подготовил архитектор Баччо Понтелли. Работами руководил архитектор Джордже де Дольчи. 15 августа 1483 года Сикстинская капелла была освящена во славу успения Марии на небесах.

Здание Сикстинской капеллы имеет площадь 520 кв. метров и высоту сводов около 21 метра. Крепкие стены массивного прямоугольного здания длиной 40,93 метра и шириной 13,41 метра без фасадных изысков были продиктованы эпохой Средневековья. Но главное достоинство — это не само здание, а его роспись и предназначение.

С 1492 года в Сикстинской капелле проходят Конклавы, на котором избирают нового Папу Римского. Папа Римский (понтифик) – пастор Иисуса, его посланник на земле. 13 марта 2013 года был избран 266 по счету понтифик – Папа Римский Франциск I (76-летний Хорхе Марио Бергольо). Стоит отметить, что самый долгий конклав проходил в городе Витербо и длился около 3 лет (33 месяца 1268-1271).

Когда попадаешь в Сикстинскую капеллу, то от увиденного великолепия погружаешься в ступор, но продолжаешь идти, потому что поток идущих рядом людей кажется бесконечным. Не знаешь на чем остановить свой взор, судорожно вспоминаешь, о чем говорил экскурсовод и на что нужно обратить особое внимание. И первый вопрос, который приходит в голову: Что это такое звучит в ушах вперемешку с человеческим шепотом … музыка? И это действительно хор Сикстинской капеллы! Сегодня он насчитывает более 30 человек. Мужской хор современной Сикстинской капеллы (Папская капелла) — самый известный хор католической церкви и лучший исполнитель профессиональной хоровой музыки без инструментального сопровождения.
Пол Сикстинской капеллы покрыт мозаикой из мрамора. Внутреннее убранство Сикстинской капеллы в Ватикане — это росписи, фрески, мрамор и гобелены.

Сикстинская капелла с северной стороны примыкает к центральному сооружению Ватикана — Собору Святого Петра. Здание Сикстинской капеллы на территории современного Ватикана имеет три этажа. Основной этаж — второй. Он концентрирует в своем масштабе большие окна и потрясающие фрески на стенах, разделенные на три горизонтальных уровня. Росписи стен внутри прямоугольного помещения второго яруса Сикстинской капеллы выполняли Сандро Ботичелли (1481-1483 год), группа флорентийских художников и умбрийских мастеров. Свод (плафон) расписывал Микеланджело (1508-1512 год). Плафон Сикстинской капеллы работы Микеланджело в центральной части украшают 9 сюжетов из Ветхого завета, а всего по периметру этих фресок изображено более 300 персонажей. Роспись Алтарной стены — фреска «Страшный суд» работы Микеланджело (1536-1541 год). Последняя реконструкция проводилась в 1980-1999 годах. Сикстинская капелла на плане расположена в южном конце Музеев Ватикана.

Стены в Сикстинской капелле. История Христа. История Моисея.

Стены (Южную, Северную и Восточную) Сикстинской капеллы украшают работы Сандро Боттичелли, Козимо Росселли, Лука Синьорелли, Д. Гирландайо, Перуджино, Пунтуриккьо, Хендрик Ван ден Брок, Маттео де Лечче.

На стенах Сикстинской капеллы на втором ярусе из 16 фресок сохранилось 12. Они насчитывают около 100 портретных фигур. Фрески описывают два цикла: Историю Христа и Историю Моисея.

Северная (правая от алтарной стены) стена фресок рассказывает историю Христа.

1. Крещение Иисуса Христа (Пьетро Перуджино, 1482г.);
2. Искушение Христа и очищение прокаженного (Сандро Боттичелли, 1481-1482 гг.)
3. Призвание первых апостолов Петра и Андрея (Доменико Гирландайо, 1481-1482 гг.)
4. Нагорная проповедь (Козимо Росселли, 1481-1482 гг.)
5. Вручение ключей апостолу Петру (Пьетро Перуджино, 1481-1482 гг.)
6. Тайная вечеря (Козимо Росселли, 1481-1482 гг.)

Южная (Левая) стена фресок повествует историю Моисея.

1. Путешествие Моисея по Египту (Пьетро Перуджино, 1482 г.)
2. Сцены из жизни Моисея (Сандро Боттичелли, 1481-1482гг.)
3. Переход через Красное море (Козимо Росселли, 1481-1482гг.)
4. Дарование заповедей и золотой телец (Козимо Росселли, 1481-1482гг.)
5. Наказание Корея, Дафана и Авирона (Сандро Боттичелли, 1482г.)
6. Смерть и завещание Моисея (Лука Синьорелли, 1481-1482 гг.)

На восточной стене средний ярус представлен двумя изображениями: «Воскресение Христово» и «Обсуждение о теле Моисея». Изначально эти картины были выполнены авторами Гирландайо и Синьорелли, но после обрушения капеллы были воссозданы художниками Хендрика Ван ден Брок и Маттео да Лечче.

Роспись Сикстинской капеллы вокруг окон — изображения Понтификов.

В Сикстинской капелле 12 окон, которые расположены под потолком. С южной и северной стороны пространство вокруг окон украшают изображения понтификов. 24 фрески около окон и 4 изображения на противоположной стене от Алтаря. Еще было два окна и соответственно 4 изображения римских пап на Алтарной стене. Теперь на этом месте красуется работа Микеланджело «Страшный суд».

Изображения понтификов на Северной стене (правая от алтарной стены):

  1. Папа Анаклет (St Anacletus)
  2. Папа Александр I (St Alexander I)
  3. Папа Телесфора (St Telesphorus)
  4. Папа Пий I (St Pius I)
  5. Папа Сотер (St Soter)
  6. Папа Виктор I (St Victor I)
  7. Папа Каллист I (St Callistus I)
  8. Папа Понтиан (St Pontianus)
  9. Папа Фабиан (St Fabian)
  10. Папа Луций I (St Lucius I)
  11. Папа Сикст II (St Sixtus II)
  12. Папа Феликс I (St Felix I)

Изображения понтификов на Южной стене (левая от алтарной стены):

  1. Папа Климент I (St Clement I)
  2. Папа Эварист (St Evaristus)
  3. Папа Сикст I (St Sixtus I)
  4. Папа Игий (St Iginus)
  5. Папа Аникет (St Anicetus)
  6. Папа Элевтерий (St Eleutherus)
  7. Папа Зефирин (St Zephirinus)
  8. Папа Урбан I (St Urban I)
  9. Папа Антер (St Anterus)
  10. Папа Корнелий (St Cornelius)
  11. Папа Стефан I (St Stephan I)
  12. Папа Дионисий (St Dionysius)

Изображения понтификов на восточной стене (напротив алтарной стены):

  1. Папа Марцеллин
  2. Папа Гай
  3. Папа Евтихиан
  4. Папа Марцелий

Нижний ярус стен украшают изображения завесов – драпировки (штор).

Потолок Сикстинской капеллы. Микеланджело Буонарроти.

Потолок Сикстинской капеллы 4 года (1508-1512) расписывал Микеланджело Буонарроти. До этого там было изображено звездное небо. Потолок Сикстинской капеллы — поистине выдающееся произведение, которое характеризует Микеланджело как гения-живописца. До этого он позиционировал себя как скульптор. В 25 лет он создал одну из главных своих работ скульптурную группу Пьета («Оплакивание Христа»).

Роспись потолка в Сикстинской капелле. Работа Микеланджело Буонарроти (1508-1512).

Итак, что же изобразил Микеланджело на потолке в Сикстинской капелле? Для начала стоит отметить, что высота потолка Сикстинской капеллы составляет 20 метров и имеет закругленную форму. Поэтому художником для большей выразительности было принято решение разбить на отдельные части свод. В центре потолка на самом верху изображены 9 фресок, которые образуют одну группу и рассказывают сюжеты из Книги Бытия. Читается слева на право от Алтарной стены, где изображен «Страшный суд» работы Микеланджело (1537-1541).

  1. Отделение света от тьмы;
  2. Сотворение солнца и луны;
  3. Отделение тверди от воды;
  4. Сотворение Адама;
  5. Сотворение Евы;
  6. Грехопадение;
  7. Жертвоприношение Ноя;
  8. Всемирный потоп;
  9. Опьянение Ноя.

Микеланджело начал работу над центральной частью потолка с фрески «Опьянения Ноя» и двигался по направлению к Алтарной стене. В ходе работ прослеживается такая закономерность: фигур становится меньше и они увеличиваются в размерах для большей наглядности. Закончил роспись потолка Микеланджело в возрасте 37 лет.

Нижний уровень фресок свода Сикстинской капеллы имеет выделенные треугольники (выступы) и область над окнами — люнет. Состоит он из 14 отдельных сюжетов, которые изображают предков Христа.

На Северной (правая от алтарной стены) стене на фресках изображены (слева на право):

  1. Наасон Naason(люнет);
  2. Иессей, Давид и Саломон (Iesse David Salomon) (люнет и треугольник);
  3. Аза, Иеосафат и Иорам (Asa Iosaphat Ioram) (люнет и треугольник);
  4. Езекия, Манасcия и Амон (Ezechias Manasses Amon) (люнет и треугольник);
  5. Иосия, Иехония и Салафииль (Iosias Iechonias Salathiel) (люнет и треугольник);
  6. Азор и Задок (Azor Sadoch)(люнет).

На Южной (левая сторона от алтаря) стене на фресках изображены (справа на лево):

  1. Аминадаб Aminadab (люнет);
  2. Салмон, Боаз и Обед (Salmon Booz Obeth) (люнет и треугольник);
  3. Ровоам, Авия (Roboam Abias) (люнет и треугольник);
  4. Озия, Иотам и Ахаз (Ozias Ioatham Achaz) (люнет и треугольник);
  5. Зоробабель, Абиуд и Елиаким (Zorobabel Abivd Eliachim) (люнет и треугольник);
  6. Ахим и Елиуд (Achim Elivd) (люнет).

А среднюю часть свода Сикстинской капеллы украшают 9 фигур пророков и 5 фигур сивилл. Боковые своды – область между окнами и центральным потолком. Ветхозаветные сцены спасения – 4 сюжета в угловых треугольных парусах свода.

С правой стороны на фресках изображены (слева на право): Пророк Иеремия; Персидская сивилла; Пророк Иезекииль; Эритрейская сивилла; Пророк Иоиль.

С левой стороны на фресках изображены (слева на право): Ливийская сивилла; Пророк Даниил; Кумcкая сивилла; Пророк Исайя; Дельфийская сивилла.

На восточной стене два изображения с Предками Христа: Элеазар и Маттан; Яков и Иосиф.

Средняя часть свода над Алтарной стеной украшает в центре изображение Пророка Иона (Ionas), завершает образ по бокам две ветхозаветные сцены спасения: справа — Моисей и медный змей; слева — Наказание Аммана.

На противоположной стороне – аналогично 3 фрески в центре — пророк Захария (Zacherias), по бокам две ветхозаветные сцены спасения: справа — Давид и Голиаф; слева — Юдифь и Олоферн.


Алтарная стена в Сикстинской капелле. «Страшный суд» Микеланджело Буонарроти.

Позднее еще 4 года (1537-1541) Микеланджело расписывал в Сикстинской капелле Алтарную стену – фреска «Страшный суд». Микеланджело закончил свою работу в возрасте 66 лет.

Высокий и неудобный для работы потолок, отсутствие готовых красок, сложная техника живописи, 1115 квадратных метров площади, четыре с половиной года времени, нетерпеливый и капризный заказчик и скульптор, которому спешно пришлось переквалифицироваться в живописца… История росписи свода Сикстинской капеллы силами одного некрупного Микеланджело часто кажется красивой легендой, за которой прячется краскопульт, изобретенный каким-нибудь вторым Леонардо, или Доктор Кто, который прилетел в своей синей будке помогать художнику технологиями 25 века.


«Произведения столь превосходного никто больше не сделал и не сделает, и едва ли при всех стараниях возможно повторить сделанное».
Джорджо Вазари



Микеланджело Буонарроти. Потолок Сикстинской капеллы
1512

Пожалуй, отцом легенды о единоличной росписи свода мы можем считать младшего современника Микеланджело, Джорджо Вазари — крепкого, но не выдающегося живописца и автора «Жизнеописания прославленных живописцев, скульпторов и архитекторов» — работы, несомненно, бесценной, но местами удивительно неточной.

Джорджо Вазари. Автопортрет. (между 1550 и 1567).
101×80 см. Галерея Уффици, Флоренция

По словам Вазари, заказ на роспись скульптор получил «благодаря» своему конкуренту, архитектору Браманте, который «убедил Его Святейшество, чтобы он заказал Микельаньоло Опыта во фресковой живописи у него не было, работа эта менее благодарная и наверное удастся ему меньше, чем Рафаэлю; и если бы он и добился успеха, они все равно решили поссорить его с папой, словом, думали тем или иным способом отделаться от Микельаньоло». Впрочем, возможно, что Юлий дошёл до этой мысли без помощи Браманте — ему явно доставляло удовольствие ставить перед строптивым молодым мастером неудобные задачи и он уже имел опыт точечной схватки с Микеланджело, когда заказывал тому свою бронзовую конную статую (опыта бронзового литья у скульптора не было).

Эмиль Жан Орас Верне. Папа Юлий II обсуждает с Браманте, Микеланджело и Рафаэлем проект строительства базилики святого Петра
1827

Обновить же капеллу и впрямь было необходимо — прежняя незамысловатая роспись, изображавшая звёздное небо, была испорчена из-за частично обружившегося потолка, и после ремонта, проведённого Браманте, на ней зияла «заплата».

Реконструкция потолка Сикстинской капеллы ок. 1481 года. Гравюра XIX века

Подавив сопротивление Микеланджело в пункте «я не буду писать, потому что не живописец», папа смилостивился, и композиционное решение отдал на волю художника: «В первом наброске этой работы были только двенадцать апостолов в парусах, а остальное — некое членение, заполненное, как обычно, всякими украшениями. Далее, когда работа была уже начата, мне показалось, что вещь получится бедная, и я сказал папе, что если делать там одних апостолов, то вещь, как мне кажется, получается бедной. Тогда он мне дал новое поручение, чтобы я делал все, что захочу, что он меня не обидит и чтобы я расписывал все, вплоть до нижних фресок», — писал Микеланджело другу Фаттуччи.

Микеланджело Буонарроти. Дельфийская сивилла. Фрагмент росписи потолка Сикстинской капеллы
1509

То есть, папу вполне бы устроил потолок, украшенный дюжиной живописных фигур в нижней части, а дальше разбитый, к примеру, на кессоны, написанные в технике «тромплей», или заполненный «гротесками». Если бы мастер этим ограничился, то исполнение «в одну кисть» за такое время никого бы особенно не удивило. Но Микеланджело не искал лёгкий путей (или немного тянул время, надеясь, что клиент передумает).

Мы не можем с уверенностью утверждать, к каким именно богословам Микеланджело обращался за помощью при создании программы росписи, но биографы осторожно называют в качестве консультантов родственника Сикста V, автора множества богословских работ, кардинала Марко Виджеро и кардинала Эджидио Антонини (да Витебро), бывшего главным советником папы Юлия в теологических вопросах.

Микеланджело Буонарроти. Потолок Сикстинской капеллы. Фрагмент. Опьянение Ноя.
1509

Кстати, в процессе подготовки капеллы к росписи Микеланджело успел ответно насолить Браманте, забраковав выстроенные им подвесные леса и заменив их лесами своей конструкции. А также испортить настроение нескольким на тот момент ещё живым художникам, чьи росписи были сбиты, чтобы расчистить место под его замысел.

Микеланджело Буонарроти. Бог-Творец и четыре юноши. Фрески Сикстинской капеллы
1512

Но рано или поздно, а за кисть браться пришлось — и вот здесь у Микеланджело всё было не слишком блестяще. Конечно, работать красками он умел — всё-таки его первыми учителями были живописцы Гирландайо, и, возможно, они успели его познакомить с техникой классической фресковой живописи. Во всяком случае, он чувствовал себя достаточно к ней способным, чтобы соревноваться с Леонардо да Винчи за право расписать стену дворца Синьории. Но для росписи Сикстинской капеллы такого краткого знакомства было явно недостаточно, и Микеланджело решил пригласить консультантов. Вазари, исполненный почтения к учителю, излагает эту историю так:


«Грандиозность предприятия побудила Микельаньоло искать себе помощников, за которыми он послал во Флоренцию, рассчитывая своими работами победить мастеров, писавших здесь прежде, и показать современным художникам, как надо рисовать и писать красками. Когда он закончил начатые им картоны и пора было приступать к фресковой живописи, приехали в Рим из Флоренции несколько живописцев, его друзей, для помощи ему в работе и для того, чтобы показать ему приемы фресковой живописи, в которой некоторые из них были опытны, среди них Граначчи, Джулиано Буджардини, Якопо ди Сандро, Индако Старший, Аньоло ди Доннино и Аристотиле, и, приступая к работе, он просил их сделать кое-что для опыта. Но видя, что все их труды не отвечают его желаниям и не могут его удовлетворить, однажды утром решил сбить все сделанное ими; замкнувшись в капелле, их туда он не допускал и даже дома не позволял им себя видеть. Тогда они поняли, что если все это шутка, то длится она слишком долго, и постыдно вернулись во Флоренцию. Микельаньоло решил сам выполнить всю работу, великим своим старанием и трудолюбием довел ее до благополучнейшего конца, никого не принимая, чтобы не иметь повода показать свою работу, благодаря чему у всех с каждым днем все возрастало желание видеть ее».

Если убрать из текста всё почтение, останётся голая и неприятная суть — получив необходимые знания по технике фрески, Микеланджело без объяснения причин вынудил помощников оставить работу. Ситуация некрасивая, но все биографы гения в курсе, что когда ангелы раздавали хороший характер и коммуникативные навыки, Микеланджело ещё раз встал за талантом.

Микеланджело Буонарроти. Люнет Сикстинской капеллы. Иессей, Давид, Соломон

Разогнав (если верить Вазари) всех лишних людей, мастер наконец-то взялся за потолок, на котором он решил изобразить важнейшие сцены из Ветхого завета.

Писать он предполагал в старой-надёжной технике «по сырому», для чего ежедневно нужно было накладывать тонкий слой свежей штукатурки ровно на ту площадь, что собираешься расписать. Всю неосвоенную к концу работы штукатурку полагалось удалять, а на следующий день пристыковать к ней свежую. Границы между этими однодневными кусками-«джорнатами» позволяют исследователям приблизительно посчитать количество дней, ушедших на роспись.

Надо заметить, что навыков, полученные от выгнанных живописцев, скульптору хватило не вполне — римская известь для верхнего слоя штукатурки отличалась от флорентийской, и начатая фреска принялась стремительно плесневеть. В этот момент в привычной легенде о потолке, созданном одним мастером, появляется один из ранее изгнанных — живописец Якопо л’Индако (или, по версии Вазари, архитектор Джулиано да Сангалло), посоветовавший добавлять в основу под роспись больше песка.

Джулиано Бурджардини (Джулиано ди Пьеро ди Симоне), «Портрет Микеланджело в тюрбане» (1522)

Впрочем, по мнению многих искусствоведов, упомянутые Вазари художники Джулиано Бурджардини и Франческо Граначчи тоже не сразу «постыдно вернулись во Флоренцию», а лишь после того, как существенно помогли Микеланджело.

Все три живописца знали друг друга ещё по мастерской Гирландайо. Известно, что в 1530-х годах Микеланджело помогал Бурджардинив при создании картины «Мученичества св. Екатерины». Имён его остальных помощников мы не знаем, но они, несомненно, были — участие других авторов признано исследователями в отдельных декоративных деталях — как минимум, в архитектурных тромплеях. К сожалению, существенная часть их работы погибла при последней реставрации — некоторые фрагменты Микеланджело позволял доводить до совершенства в технике «по сухому», а она, в отличии от крепко сцепляющейся со штукатуркой классической фрески, плохо переносит отмывку химическими средствами.

Микеланджело, «Грехопадение и Изгнание из Рая».
Изображение составлено из фотографий до и после реставрации 1980−94 годов

Именно из-за страха перед гибелью прописей «по сухому» многие специалисты противились масштабной реставрации фрески, несмотря на то, что из-за многовековой копоти она почти утратила цвет.

Микеланджело Буонарроти. Сикстинская капелла. Эритрейская сивилла.

Почему же Вазари, писавший свою историю пусть и много позже росписи потолка, но, несомненно, при жизни Микеланджело, так убеждён в отсутствии помощников? Возможно потому, что работая конкретно над этой частью своего труда, Вазари был весьма пристрастен — ведь речь шла не о каком-то из мастеров прошлого, а о современнике, учителе и старшем друге.

Скорее всего, ему даже не приходило в голову усомниться в том, что рассказывал ему учитель о событиях почти сорокалетней давности.

Мы не знаем, забыл ли сам Микеланджело подробности работы в капелле или сознательно подредактировал свои воспоминания. Но, скорее всего, реальное расставание мастера с флорентийскими помощниками произошло уже после того, как они совместно окончили часть с историей Ноя. Рассказ же о том, как мастер «однажды утром решил сбить все сделанное ими», возможно, относятся к той части фрески, которую пришлось существенно переделывать из-за плесени.

Впрочем, и избавившись от флорентийцев, Микеланджело, несомненно, оставил при себе учеников, потому что специфика фресковой росписи на таких площадях не предполагает, что один-единственный человек (пусть и трижды гений) сам готовит поверхность, сам переносит на штукатурку контур с картона, сам трёт краски — и всё это без «связи с землёй», на высоких лесах. Даже Вазари в своём описание подвига мастера всё-таки упоминает одного человека, растиравшего ему краски.

Микеланджело Буонарроти. Сикстинская капелла.

С другой стороны, даже если по лесам вместе с ним бродили ещё три-четыре человека, работу Микеланджело всё равно проделал невероятную. О её тяготах (несоизмеримых с невысокой оплатой) сам он так писал Джованни де Пистойя:


Я получил за труд лишь зоб, хворобу
(Так пучит кошек мутная вода,
В Ломбардии — нередких мест беда!)
Да подбородком вклинился в утробу;

Грудь — как у гарпий; череп, мне на злобу,
Полез к горбу; и дыбом — борода;
А с кисти на лицо течет бурда,
Рядя меня в парчу, подобно гробу;

Сместились бедра начисто в живот,
А зад, в противовес, раздулся в бочку;
Ступни с землею сходятся не вдруг;
Свисает кожа коробом вперед,
А сзади складкой выточена в строчку,
И весь я выгнут, как сирийский лук.

Средь этих-то докук
Рассудок мой пришел к сужденьям странным
(Плоха стрельба с разбитым сарбаканом!):
Так! Живопись — с изъяном!

Но ты, Джованни, будь в защите смел:
Ведь я — пришлец, и кисть — не мой удел!


Существует распространённое заблуждение, что Микеланджело писал потолок, лёжа на лесах. На самом деле мастер работал стоя, запрокинув голову вверх — это подтверждает и автошарж Микеланджело и расположение отверстий, сделанных для опоры лесов.

Из-за этой неудобной позы Микеланджело и после росписи некоторое время был вынужден читать, держа книгу над головой.

Автошарж «Микеланджело пишет фреску» (рисунок на полях письма Микеланджело к Джованни де Пистойя)

Четверть века спустя, когда Микеланджело писал в той же Сикстинской капелле Страшный суд, в рабочий процесс попытался вмешаться Себастьяно дель Пьомбо, до этого бывший другом скульптора.
Микеланджело Буонарроти. Страшный суд, фреска алтарной стены Сикстинской капеллы, деталь: Христос с Марией

Желая избавить старого мастера от тягот «настоящей фрески», он уговорил папу Павла III на фреску «по сухому» и даже приказал подготовить под неё поверхность. На что Микеланджело (по словам Вазари) немедля объяснил всем, что работа «по сухому» — удел женщин и богатых лентяев вроде дель Пьомбо, велел всё счистить и загрунтовать заново, как следует.

Микеланджело Буонарроти, фреска алтарной стены Сикстинской капеллы «Страшный суд», фрагмент — Христос с Девой Марией

Несмотря на возраст, к серьёзной помощи в этой работе мастер допустил лишь Урбино, бывшего ему и слугой, и помощником, и другом, позволив тому местами писать фон, остальной же «группе поддержки» доверялось готовить краски и очередные участки под роспись.

Даниэле да Вольтерра. Портрет Микеланджело Буонарроти
1544, 88.3×64.1 см

Правда позже без масштабного участия в этой работе ученика всё-таки не обошлось — когда в 1564 году было принято решение прикрыть одеждами нагие тела на фреске, эта сомнительная честь выпала именно ученику Микеланджело, Даниэле да Вольтерра (получившему за свою работу презрительное прозвище «штанописец»). К чести да Вольтерра, выполнил он свои записи весьма бережно, и все они со временем были достаточно легко удалены, кроме фрагмента со св. Екатериной, вырезанного и полностью замененного росписью да Вольтерра.

5 веков разделяют создание Сикстинской капеллы и последнюю ее реставрацию, открывшую миру неизвестные особенности колористической техники Микеланджело. Однако потери, которые сопутствовали неожиданным цветовым находкам, столь ощутимы и выразительны, словно нарочно призваны напомнить нам о преходящем характере всего земного, о необходимости бережного отношения к искусству, которое стремится увести человека за рамки обыденности, открывая двери в иные плоскости существования.

Появлением этого архитектурного памятника христианского искусства мы обязаны Франческо делла Ровере, он же римский папа Сикст IV, фигура неоднозначная в результатах своих церковных дел, но целеустремленно покровительствовавшая искусствам и наукам. Руководствуясь религиозными мотивами при создании домовой церкви, вряд ли он мог предугадать, что для всего мира Сикстинская капелла станет символом целой эпохи - эпохи Возрождения, двух ее ипостасей из трех, Раннего Возрождения и Высокого.

Основным назначением капеллы было служить помещением для избрания пап на собрании кардиналов. Она была освящена и посвящена Успению Богородицы в августе 1483 г. по Юлианскому календарю. Сегодня Сикстинская капелла - непревзойденный музей Ватикана, в котором хранятся драгоценные фрески на темы библейских сюжетов.

Взгляд изнутри на Сикстинскую капеллу

Работа над росписью северной и южной стен положила начало созданию интерьера капеллы. За нее взялись:

  • Сандро Боттичелли;
  • Пьетро Перуджино;
  • Лука Синьорелли;
  • Козимо Росселли;
  • Доменико Гирландайо;


Они были художниками флорентийской школы живописи. Всего за удивительно короткий срок - около 11 месяцев - было создано два цикла из 16 фресок, 4 из которых не сохранились. Северная стена представляет собой описание жизни Христа, южная - историю Моисея. Из библейских сюжетов об Иисусе сегодня недостает фрески Рождение Христа, а из истории на южной стене до нас не дошла фреска Нахождение Моисея, обе работы Перуджино. Ими пришлось пожертвовать под изображение Страшного Суда, над которым позднее работал Микеланджело.

Потолок по первоначальному замыслу выглядел совершенно иначе, чем мы можем видеть теперь. Его украсили звезды, мерцавшие в глубине неба, созданные рукой Пьера Маттео д’Амелия. Однако в 1508 году папа Юлий II делла Ровере поручил Микеланджело Буонаротти переписать потолок. Работа была завершена к 1512 году. Страшный Суд над алтарной частью Сикстинской капеллы художник писал по приказу папы Павла III между 1535 и 1541 годами.

Скульптор, пишущий фрески

Одна из необычайных подробностей создания Сикстинской капеллы - это обстоятельства творчества Микеланджело. Ему, всегда настаивавшему на том, что он скульптор, было суждено написать фрески, которыми люди восхищаются уже более 5 веков. Но при этом, ему пришлось учиться искусству росписи стен уже на практике, переписывая усеянный звездами потолок д’Амелия и даже не имея возможности не подчиниться указаниям пап. Фигуры на его участке работы отличаются скульптурностью стиля, разительно не похожи на то, что было создано до него, в них настолько выражен объем и монументальность, что с первого взгляда многие фрески читаются как барельефы.

То, что не похоже на существовавшее ранее, часто вызывает неприятие, поскольку ум воспринимает новизну как разрушение канона. Фрески Микеланджело Буонаротти неоднократно вызывали спорную оценку современников и потомков - ими и восхищались при жизни художника, и жестко осуждали за наготу библейский святых.

В порыве критики они чуть было не погибли для следующих поколений, но были умело спасены одним из учеников художника, Даниеле да Вольтерра. При Павле IV фигуры на фреске «Страшный суд» были искусно задрапированы, тем самым избежав расправы над произведением мастера. Наложенная драпировка была сделана таким образом, чтобы фрески никоим образом не пострадали, когда их решили бы привести в первоначальный вид. Записи продолжили делать и после XVI века, однако при реставрациях были оставлены только самые первые из них как исторические свидетельства требований эпохи.

Фреска передает впечатление события мирового масштаба, которое разворачивается вокруг центральной фигуры Христа. Его поднятая правая рука принуждает фигуры, пытающиеся подняться наверх, спуститься к Харону и Миносу, стражам ада; в то время как его левая рука увлекает людей справа от него как избранных и праведных на небеса. Судью окружают святые, словно планеты притянутые солнцем.

Известно, что в этой фреске был запечатлен не один современник Микеланджело. Кроме того, его собственный автопортрет появляется на фреске дважды - в снятой коже, которую держит Святой Варфоломей в своей левой руке, и в облике мужской фигуры в нижнем левом углу картины, обнадеживающе глядящей на восстающих из могил.

Роспись свода Сикстинской капеллы

Когда Микеланджело расписывал капеллу, то не выбирал единственную позицию, с которой должна рассматриваться каждая фреска с библейскими сюжетами. Пропорции каждой фигуры и размеры групп определяются их собственной абсолютной значимостью, а не относительной иерархией. По этой причине каждая фигура сохраняет свою индивидуальность, за каждой фигурой или группой фигур прописан собственный фон.


Роспись плафона технически была наиболее сложной задачей, так как работа проводилась на лесах в течение 4 лет, что на самом деле является коротким сроком для труда такого масштаба. Центральную часть свода занимают 9 фресок из трех групп, каждая из которых объединена единой ветхозаветной темой:

  • Сотворение мира («Отделение света от тьмы», «Создание солнца и планет», «Отделение тверди от вод»);
  • История первых людей («Сотворение Адама», «Сотворение Евы», «Грехопадение и изгнание из рая»);
  • История Ноя («Жертвоприношение Ноя», «Всемирный потоп», «Опьянение Ноя»).

Фрески центральной части потолка окружены фигурами пророков, сивилл, предков Христа и не только.


Нижний ярус

Даже если вы никогда не посещали Ватикан, на многочисленных фото Сикстинской капеллы, доступных в сети, можно легко заметить, что самый нижний ярус задрапирован портьерами и не привлекает внимание. Лишь в праздничные дни эти драпировки убирают, и тогда взгляду посетителей открываются картинные копии гобеленов.

Гобелены, тоже работы XVI века, были сотканы в Брюсселе. Сейчас сохранившиеся семь из них можно увидеть в музеях Ватикана. А вот рисунки, или картоны, по которым они были созданы, находятся в Лондоне, в музее Виктории и Альберта. Их автор с честью выдержал испытание работой рядом с непревзойденными мастерами. Они были написаны Рафаэлем по заказу папы Юлия II, и жизнь апостолов является центральной темой сохранившихся шедевров, не уступающих по своей эстетической значимости ни фресковой живописи Микеланджело, ни росписи своего учителя Перуджино.

Музей сегодня

Сикстинская капелла находится в музейном комплексе Ватикана, который представляет собой 13 музеев, расположенных в двух Ватиканских дворцах. Четыре экскурсионных маршрута по духовной сокровищнице Италии заканчиваются посещением Сикстинской капеллы, которая скрыта между Базиликой Святого Петра и стенами Апостольского дворца. Не так сложно узнать, как добраться к этому мировому музею, но если реальное путешествие для вас пока недоступно, то на официальном сайте Ватикана можно совершить виртуальную экскурсию. Так или иначе, все дороги, как говорится, ведут в Рим.

Похожая на крепость, капелла внешне не каждому покажется особенно привлекательной, однако концептуальность здания скрыта от взгляда современных туристов и требует погружения в контекст Библии. Сикстинская капелла имеет строгую прямоугольную форму и ее размеры отнюдь не случайны - 40,93 на 13,41 м в длину и ширину, что является точным воспроизведением указанных в Ветхом Завете размеров Храма Соломона. Под крышей скрывается сводчатый потолок, дневной свет проходит через шесть высоких окон северной и южной стен церкви. Здание спроектировал Баччо Понтелли, а постройкой руководил инженер Джованнино де’Дольчи.

Сикстинская капелла была несколько раз отреставрирована. Последняя реставрация, завершившаяся в 1994 году, раскрыла колористический талант Микеланджело. Фрески засияли новыми красками. Они предстали в том цвете, в котором были написаны. Лишь голубой фон фрески Страшного суда посветлел, поскольку лазурит, из которого была сделана синяя краска, не обладает большой стойкостью.

Однако часть прорисовки фигур сажей была счищена вместе с сажей свечной копоти, и это сказалось, к сожалению, не только на очертаниях фигур, создав впечатление незавершенности, но некоторые фигуры потеряли также и выразительность взгляда. Отчасти это произошло по той причине, что Микеланджело работал в нескольких техниках при создании фресок, которые требовали разного подхода при очищении.

Кроме того, реставраторам приходилось работать над ошибками предыдущих реставраций. Быть может, неожиданность полученного результата должна напомнить нам еще раз о том, что смотреть на произведения настоящих творцов надлежит с открытой душой - и тогда взору пытливых открываются новые тайны.

Сикстинская капелла (Sistina capрella) — центр притяжения всех, кто отправляется в музеи Ватикана, и мало кого останавливает тот факт, что даже просто для того, чтобы дойти от входа в музеи до знаменитой капеллы, где с 1484 года собираются на конклав кардиналы, дабы избрать нового Папу, любопытному туристу придется потратить несколько часов.

Любопытно, что изначально никто не собирался делать Сикстинскую капеллу центром всеобщего притяжения. Как часто бывает в жизни — все произошло почти случайно.

НАЗЛО РАФАЭЛЮ

Прежде чем попасть в Сикстинскую капеллу турист неизбежно должен пройти сквозь красивейшие покои, украшенные фресками на тему «Освобождение апостола Петра из темницы» и «Встреча Льва I с Аттилой». Когда узнаешь, что создал эти фрески не кто-нибудь, а сам Рафаэль, вопросы относительно того, почему они выполнены столь мастерски, отпадают сами собой.

На фото: Станцы Рафаэля (Stanze di Raffaello)

Надо сказать, за право работать на Ватикан художники Ренессанса не просто соперничали друг с другом, а, можно сказать, воевали, не гнушаясь никакими средствами. Например, названные сегодня по имени художника Станцы Рафаэля (Stanze di Raffaello), Рафаэль начал расписывать после того, как «подвинул» работавших здесь до него Перуджино и Синьорелли. Впрочем, этот заказ Рафаэль выиграл в честной конкурентной борьбе, папа Юлий II просто посмотрел работы Рафаэля, оценил их и ни о каких Перуджино и Синьорелли больше слышать не захотел (кстати, их фрески частично сохранились в комнате, с которой Рафаэль начал работать, она называется Станца ди-Элиодоро).

Фреска «Диспут» («Спор о Святом причастии»), Рафаэль Санти, Stanza делла Segnatura, 1509 год

А вот Микеланджело, начавший пользоваться значительным расположением Ватикана, Рафаэлю и Браманте очень мешал, поэтому они сговорились и порекомендовали Буонарроти Папе, как превосходного живописца для росписи потока в капелле. Рафаэль и Браманте рассчитывали, что Микеланджело, как художник, не сможет удовлетворить запросы Ватикана, провалится и, таким образом, освободит им место для будущих заказов. Расчет, как известно, оказался неверным, а потолок Сикстинской капеллы не только не разочаровал Папу, но и оказался на порядок мощнее Станцев Рафаэля.

КАК СОЗДАВАЛИСЬ ФРЕСКИ НА ПОТОЛКЕ СИКСТИНСКОЙ КАПЕЛЛЫ?

Над потолком Сикстинской капеллы Микеланджело начал работать в 1508 году. Роспись художник делал лежа на спине, с кисточкой в руках. Известно, что во времена Ренессанса художник должен был быть и инженером, поэтому нет ничего удивительного в том, что для реализации своих замыслов Буонарроти разработал собственную конструкцию «летящих лесов».

Фреска «Сотворение Адама», многие предполагают, что Творца Микеланджело изобразил в человеческом мозге

Они представляли собой настил, который опирался на крепления, вмонтированные в отверстия в стенах у верхней части окон. Этот хитрый прием позволил художнику работать сразу на всей поверхности свода. А ниже лесов было натянуто еще одно полотно, чтобы предотвращать падение краски на пол.

КАКИЕ ИМЕННО ФРЕСКИ СОЗДАЛ МИКЕЛАНДЖЕЛО?

Известный факт — Микеланджело был не единственным художником, расписывавшим Сикстинскую капеллу. К украшению зала, где собирается конклав кардиналов, кисти приложили и Боттичелли, и Козимо Росселли, и Гирландайо, и отлученные от работы над Станцами Лука Синьорелли и Перунджино. Итак, чтобы не путаться, огласим весь список фресок Микеланджело. Его кисти принадлежат ветхозаветные сцены, которыми он расписал плафон, то есть «Сотворение мира», состоящее из «Отделения света от тьмы», «Сотворения Солнца, Луны и Земли», «Сотворения Адама», «Сотворения Евы» и «Изгнания из рая».

«Сотворение Солнца, Луны и Земли» Микеланджело на потолке Сикстинской капеллы

Вторая часть фресок иллюстрирует житие Ноя, в нее входят: «Жертвоприношение Ноя», «Великий потоп» и «Опьянение Ноя». Эти фрески маэстро создал изначально, однако также его кисти принадлежит и масштабное произведение «Страшный суд» на алтарной стене капеллы, хотя браться за эту работу Микеланджело уже не горел желанием. Это неудивительно, ведь роспись сводов капеллы заняла 4 года и, по свидетельствам современников, когда Микеланджело закончил расписывать свод, он сообщил окружающим, что на этом его роман с живописью окончен раз и навсегда. Но, не тут-то было.

МУКИ «СТРАШНОГО СУДА»

После смерти Папы Юлия II, новым понтификом был избран Папа Климент VII, который отличался очень упрямым характером, и был человеком из серии: «С ним проще согласиться, чем объяснить ему, почему ты не хочешь что-то делать». Он загорелся идеей заставить Микеланджело расписать алтарную стену капеллы фреской на тему «Страшного суда», и, несмотря на то, что Буонарроти отказывался от работы до последнего — он был занят созданием гробницы Юлия II, Папа лично встретился с маэстро 22 сентября 1533 года в Сан-Миниато и уломал Микеланджело снова взяться за кисть.

«Страшный суд» (Giudizio universale), название фрески можно также перевести, как «Последний суд» или «Последний приговор»

Буонарроти прибыл в Рим год спустя, но через несколько дней Папа Климент VII умер, и художник посчитал вопрос закрытым. Однако следующий Папа Павел III от идеи создания фрески не отказался, и маэстро таки пришлось удовлетворить запрос Ватикана. Для этого капеллу существенно видоизменили: алтарной стене придали уклон внутрь, чтобы пыль не оседала на фресках в процессе работы, плюс были заделаны два окна в алтарной части, а также удалены старые фрески, созданные ранее самим же Микеланджело и Перунджино. Правда, художник пытался как мог их сохранить, но они откровенно портили целостность композиции, и от идеи пришлось отказаться.

Святой Варфоломей на фреске «Страшный суд» — автопортрет Микеладжело

«Страшный суд» был завершен в 1541 году. По силе впечатления, оказываемого на зрителя, фреска не уступает ветхозаветным сценам на куполе капеллы, и все же чувствуется, что эта работа далась мастеру непросто, как говорится, через надрыв. Недаром же на фреске можно увидеть автопортрет самого Микеланджело, и он считается одним из самых жутких в истории искусств, ведь художник изобразил себя в виде Святого Варфоломея, того самого, с которого живьем содрали кожу.

НИКАКОЙ ОБНАЖЕНКИ ИЛИ, КАК ХУДОЖНИК СТАЛ ШТАНОПИСЦЕМ

Изначально фигуры на фреске «Страшный суд» были обнаженными. Однако 23 мая 1555 года на Святой престол взошел новый Папа Павел IV Карафа, который до избрания был немного-немало, а инквизитором Неаполя. Он немедленно учредил папскую инквизицию, которая безжалостно карала всех вне зависимости от ранга и положения, выступала за мрачное правосудие и осуждение пороков. Само собой, нагие фигуры на фреске Сикстинской капеллы Павлу IV Карафа не понравились, и, воспользовавшись тем, что Тридентский собор, состоявшийся еще в 1545 году, осудил использование обнаженных изображений в религиозном искусстве, Карафа потребовал, чтобы голые Святые кисти Микеланджело были приведены в приличный вид.

«Ад» — фрагмент фрески «Страшный суд»

Микеланджело отреагировал на предложение одеть персонажей его фрески в своем узнаваемом стиле. Он сообщил Папе, что «Удалить наготу легко, для этого всего лишь нужно привести весь мир в приличный вид», то есть, проще говоря, снова не слишком вежливым образом послал понтифика.

Снабжал же персонажей «Страшного суда» набедренными повязками художник Даниеле да Вольтерра. Хорошо, что он был учеником Микеланджело и творение гения доработал очень деликатно, с максимальным уважением к труду создателя. Единственными, кого ему пришлось «одеть полностью», были Святая Екатерина Александрийская и Святой Власий, но тут художник уже ничего поделать не мог, ведь Папа был уверен, что в голом виде Святые смотрятся, словно пара, собирающаяся предаться любовным утехам. Поза, мол, у них слишком неприличная.

Одетые в тоги Святая Екатерина и Святой Власий

Что характерно, саркастичные римляне, не упускавшие случай позлословить на тему ближнего своего, немедленно окрестили Даниеле да Вольтерра «Il Braghettone», что означает «штанописец» или «исподнишник». Под таким прозвищем он и вошел в мировую историю искусств. Бедолага!

Понравился материал? Присоединяйтесь к нам на фейсбук

Юлия Малкова - Юлия Малкова - основатель проекта сайт. В прошлом главный редактор интернет-проекта elle.ru и главный редактор сайта cosmo.ru. Рассказываю о путешествиях для собственного удовольствия и удовольствия читателей. Если вы являетесь представителем отелей, офиса по туризму, но мы не знакомы, со мной можно связаться по емейл: [email protected]

Искусство Италии 16-го века
В 1508 году папа Юлий II предложил Микеланджело расписать потолок Сикстинской капеллы. Она была построена в 1470-е годы дядей Юлия, папой Сикстом IV. В начале 1480-х годов алтарная и боковые стены были украшены фресками с евангельскими сюжетами и сценами из жизни Моисея, в создании которых участвовали Перуджино, Боттичелли, Гирландайо и Росселли. Над ними находились портреты пап, а свод оставался пустым. В 1508 Микеланджело неохотно начал роспись свода. Сикстинская капелла представляет собой высокое длинное помещение 48 м длиной, 13 м шириной и 18 м высотой, перекрытое плоским сводом. Наличие окон в боковых стенах определило характер произведенного Микеланджело членения потолка. С помощью иллюзорно переданных живописью элементов архитектуры плафон разделен на ряд частей. Среднюю часть плафона капеллы занимают девять сцен библейской легенды о сотворении мира и жизни первых людей на земле; по углам каждой из этих композиций расположены фигуры обнаженных юношей. По боковым сторонам свода изображены семь пророков и пять сивилл (прорицательниц). В остальных частях росписи – в парусах свода, распалубках и люнетах над окнами – изображены отдельные эпизоды из Библии и так называемые предки Христа.

Наделяя главные фигуры, в частности пророков и сивилл, большими размерами, Микеланджело добился с помощью такой разномасштабности наилучшего выявления отдельных сцен и фигур. Работа продлилась около четырех лет в промежутке между 1508 и 1512, при минимальном участии помощников. Первоначально предполагалось изобразить фигуры апостолов на престолах. Позднее, в письме 1523, Микеланджело с гордостью писал, что убедил папу в несостоятельности этого замысла и получил полную свободу. Вместо первоначального проекта была создана роспись, которую мы видим сейчас. Если на боковых стенах капеллы представлены Эпоха Закона (Моисей) и Эпоха Благодати (Христос), то роспись потолка представляет собой самое начало истории человечества, Книгу Бытия. Роспись потолка Сикстинской капеллы представляет собой сложную структуру, состоящую из нарисованных элементов архитектурной декорации, отдельных фигур и сцен. По сторонам от центральной части потолка под нарисованным карнизом размещены гигантские фигуры ветхозаветных пророков и языческих сивилл, восседающих на тронах. Между двумя карнизами изображены поперечные полосы, имитирующие свод; они разграничивают чередующиеся крупные и мелкие повествовательные сцены из Книги Бытия. В люнетах и сферических треугольниках в основании росписи также размещены сцены.

Многочисленные фигуры, в том числе знаменитые ignudi (обнаженные) обрамляют сцены из Книги Бытия. Неясно, имеют ли они какое-то особое значение или являются чисто декоративными. Существующие интерпретации смысла этой росписи могли бы составить небольшую библиотеку. Поскольку она находится в папской капелле, ее значение должно было быть ортодоксальным, но несомненно, что в этом комплексе воплотилась и ренессансная мысль. Можно изложить лишь общепринятую интерпретацию основных христианских идей, вложенных в эту роспись. Изображения распадаются на три основные группы: сцены из Книги Бытия, пророки и сивиллы и сцены в пазухах свода. Сцены из Книги Бытия, как и композиции на боковых стенах, расположены в хронологическом порядке, от алтаря ко входу. Они распадаются на три триады. Первая связана с сотворением мира. Вторая – Сотворение Адама, Сотворение Евы, Искушение и Изгнание из рая – посвящена созданию человечества и его грехопадению. Последняя повествует об истории Ноя, заканчивающейся его опьянением. Не случайно Адам в сцене «Сотворение Адама» и Ной в сцене «Опьянение Ноя» находятся в одинаковой позе: в первом случае человек еще не обладает душой, во втором он от нее отказывается. Таким образом, эти сцены показывают, что человечество не один раз, а дважды лишалось божественного благоволения.



Рассказать друзьям