Символизм в искусстве 19 века. Картины в стиле Символизма!!! (Символизм направление)

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Новость из мира искусства

В бывшем Королевском дворце Милана проходит уникальная выставка, посвященная символизму. В 24 залах Palazzo Reale представлены около 100 живописных работ, а также графика и скульптура под общим названием "Символизм: искусство в Европе от Прекрасной эпохи до Первой мировой войны". Экспонаты прибыли из разных музеев и частных коллекций Европы, в первую очередь итальянских - венецианского Ca" Pesaro, флорентийской галереи Uffizi, римского музея современного искусства. Причем шедевры итальянского символизма выставлены вместе с работами ключевых представителей течения из других стран. В залах звучат "Стихи зла" Бодлера и музыка настроения.
Многие из этих произведений были когда-то показаны на Венецианской биеннале. В итальянское искусство символизм пришёл именно через Венецию, куда в те годы приезжали такие великие представители этого течения, как Франц фон Штук, Фердинанд Ходлер и Густав Климт.
Многие работы перекликаются с картинами русских символистов, например Виктора Борисова-Мусатова и Михаила Врубеля. Их полотна также планируется показать в текущем году итальянским любителям искусства.
Символизмом принято называть одно из крупнейших направлений в искусстве, возникшее во Франции в 1870-80-х годах и достигшее наибольшего развития на рубеже XIX и XX веков, прежде всего в самой Франции, Бельгии и России, а также в Италии и других странах. Сам термин "символизм" впервые был введен в обращение французским поэтом Жаном Мореасом в манифесте, опубликованном 18 сентября 1886 года, согласно которому "символизм полагает выражение недостижимых, иногда мистических, идей, образов вечности и красоты целью и содержанием своего творчества".

Бельгийский художник Фернан Кнопф - главный представитель бельгийского символизма. В своих живописных работах Кнопф отражал мистические фантазии. На картинах Кнопфа часто встречаются женские образы в виде сфинксов и химер, например в картине "Искусство, или нежность сфинкса".


Фернан Кнопфф. Искусство, или нежность сфинкса, 1896. Королевский музей изящных искусств, Брюссель

Итальянский художник Джулио Аристид Сарторио (1860-1932) - представитель академизма и символизма, был сторонником академической манеры с её аллегорическими образами и реалистичным стилем. С годами он выработал виртуозную манеру наложения красок на массы человеческих тел в различных позах, охваченных и погнутых сверхъестественной стихией.


Джулио Аристид Сарторио. Сирена (Зелёная бездна), 1893. Галерея современного искусства, Турин


Фрагмент

Джорджо Кинерк (1869-1948) - итальянский художник и скульптор.

Джорджо Кинерк. Весна жизни, 1902

Макс Клингер (1857-1920) - немецкий художник, график и скульптор, представитель символизма. Своей целью в искусстве Клингер видел объединение живописи, пластики и архитектуры. Написанные Клингером религиозные картины показывают влияние на мастера итальянского Ренессанса.

Макс Клингер. Тритон и нереида (Сирена), 1895. Палаццо Питти, Флоренция

Чешский художник Франтишек Купка (1871-1957) бо́льшую часть жизни прожил во Франции. Один из первых представителей абстрактной живописи, представитель орфизма. Творческий стиль Купки эволюционировал от реализма к абстрактному искусству.

Франтишек Купка. Волна, 1902

Арнольд Бёклин (1827-1901) - швейцарский живописец, график, скульптор; один из выдающихся представителей символизма в европейском изобразительном искусстве XIX века и Дюссельдорфской художественной школы. "Остров мёртвых" - наиболее известная картина Бёклина. Всего Бёклин создал пять вариантов данной картины в период с 1880 по 1886 год.

Арнольд Бёклин. Остров мёртвых,1883. Старая национальная галерея, Берлин

Джованни Сегантини (1858-1899) - итальянский художник-пейзажист, писал картины в пуантилистской технике, работал в разные годы в стилях реализма и символизма. В поздних работах Сегантини, кроме символистских элементов, угадываются тенденции югендштиля. На гранитной плите над могилой художника высечено: «Искусство и любовь побеждают время».

Джованни Сегантини. Любовь - источник жизни, 1896. Галерея современного искусства, Милан

Итальянский художник и дизайнер Витторио Цеккин (1878-1947) создавал изделия из стекла и керамики, занимался дизайном мебели. Искусствоведы пишут, что Цеккин был явно под влиянием знаменитого представителя Сецессиона - австрийца Климта. Картина "Принцесса в саду" входит в серию трёх картин по мотивам сказок "Тысяча и одна ночь". Она стала самой известной работой художника. Панели были расположены на участке площадью около тридцати метров в длину и украшали узкий зал ресторана отеля.


Витторио Цеккин. Принцессы в саду, 1914. Галерея современного искусства, Венеция

Фердинанд Ходлер (1853-1918) - швейцарский художник, один из крупнейших представителей модерна. Ходлер разработал стиль, который назвал "параллелизм", характеризующийся симметричным расположением фигур в танцевальных или ритуальных позах. Аллегорическим композициям Ходлера (“Ночь”, “День”), произведениям на темы истории Швейцарии и Германии, пейзажам присущи монументальность и суровый лаконизм образного строя, напряженность динамичной композиции.

Фердинанд Ходлер. Избранный, 1903. Музей Карла Эрнста Остхауса, Хаген



Фердинанд Ходлер. Ночь, 1890. Художественный музей, Берн

Галилео Кини (1873-1956) - художнико, график, архитектор, дизайнер, керамист, один из основателей стиля модерн в Италии. С 1911-1914 он украшал Тронный зал короля Сиама в Бангкоке. Его успех подтвердился, когда ему предложили работу по живописи панелей Центрального зала XI Венецианской биеннале. Именно с этого момента Кини стали считать "официальным художником" из Венеции.

Галилео Кини. Весна классическая (Весна, что постоянно обновляется), 1914. Академия художеств, Монтекатини Терме

Художник Пюви де Шаванн (1824-1898) был одним из наиболее значительных французских символистов, оказавших впоследствии большое влияние на развитие французской живописи в стиле ар-нуво. В России большим поклонником художника был С.П. Дягилев, что сказалось и на развитии художественной группы "Мир искусства". В 1897 году В. Э. Борисов-Мусатов, покорённый искусством Пюви де Шаванна, пытался поступить к нему в ученики, но опоздал. Художник закрыл своё ателье.
Пюви де Шаванн лучшей своей работой считал полотно "Девушки у моря", представляющее собой живописную аллегория гармонии человека и природы. Здесь блестяще проявилось умение Пюви де Шаванна превратить любой незатейливый сюжет в символическую композицию. Все фигуры на полотне написаны с удивительным мастерством, а холодный колорит, основанный на игре серо-голубых тонов, придаёт сцене ощущение монументальной росписи.

Пюви де Шаванн. Девушки у моря,1879

Джеймс Энсор (1860-1949) - бельгийский художник, график и живописец. Художник испытал влияние импрессионизма. В 1883 году он отказался от импрессионистической манеры и бытовых сюжетов. Переход к символическим сюжетам вызвал непонимание современников. Талантливый одиночка запомнился своими эксцентричными, выразительными образами (черепа, скелеты, автопортреты, страдающий Христос), большинство из которых берёт начало в его детских воспоминаниях о товарах в сувенирной лавке родителей. Лучшие работы созданы между 1885 и 1891 годами. Оказал влияние на становление экспрессионизма; Энсора называют предтечей сюрреализма и современного фантастического искусства.

Джеймс Энсор. Скелеты греются, 1889

Один из лидеров символизма в европейском изобразительном искусстве рубежа XIX-XX веков немецкий живописец и скульптор Франц фон Штук (1863-1928) увлекался новыми художественными техниками и жанрами. В 1885 году Франц фон Штук посещал мюнхенскую Академию художеств, но как художник был в основном самоучкой. Испытал влияние Арнольда Бёклина. Вместе с Вильгельмом Трюбнером основал в 1892 году Мюнхенский сецессион.

Франц фон Штук. Люцифер, 1890. Национальная галерея, София


Франц фон Штук.Тилла Дюрье в образе Цирцеи, 1913. Старая национальная галерея, Берлин

Жан Дельвиль (1867-1953) - бельгийский художник-символист, писатель, оккультист и теософ. Он стал первым человеком, нарушившим обет неразглашения и решившим открыто проповедовать «тайное знание» посвящённых. Длительное время творчество Дельвиля было забыто, но в наши дни ему возвращено внимание искусствоведов и интерес любителей живописи.

Жан Дельвиль. Смерть Орфея "Голова Орфея, плывущая по воде", 1893. Королевский музей изящных искусств Бельгии, Брюссель

Выставка “Il Simbolismo. Dalla Belle Époque alla Grande Guerra” продлится в миланском Palazzo Reale до 5 Июня 2016 года.

Список использованной литературы

Заключение

В целом 19 век – это время большого подъема русской культуры. он тесно связан со сдвигами в экономической и политической жизни страны.

Падение крепостного права означало начало нового, капиталистического периода в истории России. Капитализм внес существенные перемены в жизнь общества: преобразовал хозяйственно-экономический строй, изменил социальный и духовный облик населения, его быт, условия жизни, способствовал росту культурных потребностей. Культура, являясь важнейшей системой общественной жизни, аккумулировала идеи эпохи.

В пореформенную эпоху в России были созданы замечательные произведения литературы и искусства, занявшие достойное место в сокровищнице мировой культуры. Сила русской национальной культуры заключалась в ее художественных достоинствах, гражданственности, высокой нравственности и демократической направленности.

Огромный социальный охват, наступательный, обличительный дух, обращенность к злободневным проблемам - вот что определяло литературу пореформенного периода. Русская литература отличалась не только критическим отношением к действительности, она разоблачала зло, искала пути борьбы с этим злом, выполняла общественно-преобразующую миссию. Идейная полнота, глубокое проникновение в жизненные явления, неприятие несправедливости, богатство художественного воплощения литературных произведений обусловили ведущую роль литературы в развитии других видов искусства.

Прогрессивная общественная мысль ставила новые задачи перед живописью. 60-е годы составляют в истории русского изобразительного искусства определенный внутренний этап с преобладанием социально-бытового жанра. Идейно-художественное движение этих лет подготовило почву для возникновения «Товарищества передвижных художественных выставок» (1871).Мысль о его организации возникла в 1865 г., когда по инициативе Крамского в Нижнем Новгороде была представлена выставка картин «Артели художников», имевшая успех. Передвижничество - ведущее направление в национальном искусстве второй половины XIX в., идейно противостоявшее академизму. Положения революционно-демократической эстетики определили программность творчества передвижников: гражданственность, сознание общественных и психологических проблем своего времени, интерес к облику современника. Течение передвижников охватило исключительно Россию. В конце XIX появилось Товарищество, которое занималось передвижными выставками картин. Оно было создано ведущими представителями реалистического течения в стране. С созданием Товарищества, те, кто входил в артель, также не преминули вступить в ряды художников-передвижников. Основная цель, которая стояла перед ними провести эстетизацию населения, широко ознакомив с искусством. К ним относились и самые известные художники России – Шишкин, Васнецов, Репин, Суриков, Левитан, Саврасов и многие другие. Тематика портретной живописи становится разнообразной.


Русские художники достигли того уровня мастерства, который поставил их произведения в один ряд с лучшими образцами европейского искусства.

Итогом культурной революции на рубеже веков XIX - XX веков в духовной жизни Европы и России появились тенденции, связанные с мироощущениями человека XX столетия. Они требовали нового осмысления социальных и нравственных проблем. Все это приводило к поиску новых изобразительных методов и средств. В России сложился своеобразный историко-художественный период, который его современника назвали "серебреным веком" русской культуры.

Таким образом, во второй половине XIX века в России были созданы замечательные произведения литературы и искусства, занявшие достойное место в сокровищнице мировой культуры.


1. Аленова О. А. Карл Брюллов. - М., 2000. – 376с.

1. Алешина Л.С., Ракова М.М, Горина Т.П. Русское искусство XIX -н.XX века. - М.:Наука,1992. - 503с.

2. Аношкина В.Н, Петров С.М. История русской литературы XIX века. - М.: Просвещение,1999. - 445с.

3. Березовая Л.Г., Берлякова Н.П. История русской культуры. Ч.2. - М.: Владос, 2009. - 398с.

4. Голлербах Э. Портретная живопись в России 19 века. - М., 1993. – 238с.

5. Гомберг- Вержбинская Э.Н. Передвижники. - Л.: Искусство, 1990. - 231с.

6. Евангулова О.С. Кареев А.А. Портретная живопись в России 19 в. - М., 1994. – 180с.

7. Ильина Т.В. История искусств. Отечественное искусство. - М.: Высшая школа,2009. - 368с.

8. История русского художественного искусства. - М.: Искусство, 1980. - 551с.

9. История русской живописи в 3т., Т. III. - М.: Наука, 1994. - 900с.

10. Краткий очерк истории русской культуры. - Л.: Наука, 1997. - 651с.

11. Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры в 3 т., Т. II. - М.: Прогресс - Культура, 1994. - 528с.

12. Молева Н.М. Выдающиеся русские художники-педагоги. - М., 2007. – 380с.

13. Очерки истории русской культуры второй половины XIX века под ред. Н.М. Волынкина. М.: Просвещение, 1996. - 490с.

14. Пикулев И.И. Русское изобразительное искусство. - М., 1997. – 264с.

1. Советский энциклопедический словарь. Составители: А. М. Прохоров, - М. С. Гиляров, Е. М. Жуков. - М., 1980. – 420с.


Березовая, Л.Г. История русской культуры. - М. : Владос, 2009. - С. 55.

История русского и советского искусства. - М.: Высшая школа, 2008. - С.42.

Стасов В.В. Искусство / В.В. Стасов // Избранные сочинения. Т.3. - М. : Искусство,1992. - С.56.

История русского и советского искусства. - М.: Высшая школа, 1999. - С.38.

Стасов В.В. Искусство XIX века / В.В. Стасов // Избранные сочинения. Т.3. - М.: Искусство,1992. - С.34.

Великие русские люди: Сборник. - М.: Молодая гвардия,1994. - С.44.

Стасов В.В. Наша живопись / В.В. Стасов // Избранные сочинения. Т.2. - М.-Л. : Искусство, 1997. - С.34.

Стасов В.В. Наша живопись / В.В. Стасов // Избранные сочинения. Т.2. - М.-Л. : Искусство, 1997. - С.63.

Гомберг- Вержбинская Э.Н. Передвижники. - Л. : Искусство, 1990. - С.93.

Краткий очерк истории русской культуры. - Л.: Наука,1997. - С.57-58.

Алешина Л.С., Ракова М.М, Горина Т.П. Русское искусство XIX -н.XX века. - М.: Наука,1992. - С.70.

Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры в 3 т. Т.2, ч.2. - М.: Издательская группа "Прогресс-Культура", 1994. - С.126.

Советский энциклопедический словарь. Составители: А.М.Порохов, М.С.Гиляров, Е.М.Жуков. М., 1990.

Аленова О.А. Карл Брюллов. - М, 2000. – С.79

«Мир искусства» - (1898-1910, 1910-1924): А. Бенуа, Е. Лансере, К. Сомов, Добужинский, А.Остроумова-Лебедева, Л. Бакст, А. Головин, И. Билибин, Н. Рерих.

Находятся на стыке символизма и модерна. 1904 г. – упадок. Вторая волна связана с другими именами.

З. Серебрякова, К. Богоевский, А. Яковлев, В. Шухаев; графики: С. Чехонин, Д. Митрохин, Г. Нарбут.

М.И. – творческое объединение художников; журнал, просуществовавший 6 лет (1899-1904гг.); одноименные выставки в СПБ.

Универсализм:

  • художники пробовали себя в разных жанрах и видах искусства;
  • 2 вида большого синтеза – синтетическая книга (оформление книги и графика) и театральный синтез (принимают участие в сценографии).

Кустодиев Б. Групповой портрет художников «Мир искусства» 1916-1920гг.

1899г. – первый журнал при содействии меценатов С. Мамонтова и графини Тинищевой. Помимо отдела художества был отдел художественной хроники, дпи и поэтический. Обсуждались общие теоретические проблемы.

  1. Провозглашение художественной реформы. Против академизма и позднего передвижничества. Критика Перова и Репина. За эксперимент с формой.
  2. Лозунг свободного искусства. Против литературщины и тенденциозности. Идея искусства для искусства. Глобальный пан-эстетизм. Гармония, красота, совершенство. Приблизились к поэтике символизма
  3. Поэтика символизма. Использование метафоры, весь язык метафоричен. Мотив маски, ряженного, тема маскарада. Обращение к мифологизированному сюжету.

Д. Сыробьянов: «двойное преображение мира» - художественное воплощение сюжета в специфическом материале самого искусства, мир воображения, фантазии, а не реальный мир; театрализация сюжета (гуляния, народных сборищ, шествия, выезды, охота и т.д.).

С. Маковский: «ретроспективные мечтатели» - возвращение к 2 эпохам, «эхо прошедшего времени», канонизация прошлого; 18 век-первая половина 19 века (ориентация на традиции национальной художественной культуры); западноевропейская х.к. 19-20вв.

Стилевая эклектика.

А.Бенуа.

(Версальская серия)

Прогулки короля, 1906г. (смешанная техника)

Парад при Павле 1, 1907г.

Иллюстрации к поэме А. Пушкина «Медный всадник»

Итальянская комедия (тема театра дель Арте)

Символизм, возникший в 60-80 гг. XIX в. во Франции как литературная школа, вскоре охватил другие формы искусства – изобразительное искусство, архитектуру, музыку и др. и распространился во многих странах, включая Россию, став одним из важнейших событий в мировой культуре рубежа XIX-XX веков. Символизм стал реакцией на кризис позитивизма и реализма, его философской основой является идеализм, эстетические положения символизма генетически восходят к различным идеалистическим учениям (Ф. Ницше, А. Шопенгауэра и др.). Символисты считали, что окружающая реальность есть отблеск реальности более высокого порядка; мир рационально не познаваем; постичь сущность вещей можно только на основе принципов алогизма, интуитивизма и мистики; задача искусства не копировать повседневность, а выражать Идеи. Считая субъективное важнее объективного, символисты стремились раскрыть индивидуальный мир, выразить движения глубинной жизни души. Символизм рассматривался как элитарное, «аристократическое» движение в искусстве, причем символисты подчеркивали, что провозглашенный «аристократизм» имеет сугубо интеллектуальный, духовный характер.
В рамках символизма не существовало единой, общепризнанной концепции символа. В широком смысле символ понимался как самое совершенное образное выражение Идеи – тайны, скрывающейся в глубине вещей, повседневно данных в опыте. Символисты считали, что символ должен не называть идею по имени, а только намекать и вызывать ее ощущение.

Русский символизм не был прямым заимствованием с Запада, он был глубоко укоренен в отечественной культуре и являлся продолжением национальной традиции – это подчеркивали и сами символисты (А. Белый, Вяч. Иванов и др.). Коренное отличие между русским и западноевропейским вариантами символизма заключается в том, что если западноевропейский символизм в целом развивался как литературно-художественная школа, то русский символизм стремился выйти за пределы искусства и стать широким культурным течением, определенным мировоззрением эпохи. Русский символизм развивался под знаком синтеза (синтеза искусства и жизни, синтеза разных форм искусства) и был призван остановить процесс культурного распада, когда усилившаяся дифференциация философии, искусства и науки, разные формы которых зачастую воспринимаются как оппозиционные друг другу, привела к обедненному восприятию жизни.

По мнению русских символистов – А. Белого, Вяч. Иванова, А. Блока и др. – целью символизма было творчество новой жизни и спасение человечества. В искусстве они видели деятельность, направленную на создание не одних только сугубо художественных форм, но прежде всего новых форм жизни, призванных обновить и преобразить все существование человека. Проблема жизнетворчества является центральной в русском символизме. Под жизнетворчеством подразумевалось не реальное, революционное изменение существовавшего общественно-политического порядка, а преобразующее жизнь действие искусства, заключающееся во «внутреннем» преображении и самосовершенствовании человека.

Символисты считали, что искусство тесно связано с религией, так как имеют общие цели – преображение человечества и создание новых форм. Грядущее «преображение» мыслилось прежде всего как некое религиозное преображение души, которое должно было осуществиться на основе тесного взаимодействия искусства и религии. В начале XX в. русские символисты выступили с учением о теургии, то есть о религиозно-освященном творчестве, художник должен быть теургом, который на основе принципов алогизма, интуитивизма и мистики «прозревает волю сущностей». Другими словами художник призван выявлять присущую миру красоту и гармонию.

В процессе своего развития русский живописный симво­лизм выработал особый, присущий только ему изобразительный язык и существенно по­влиял на дальнейшие судьбы русского искусства.

В русском живописном символизме, который является целостным направлением в русском изобразительном искусстве, можно выделить два типа живописных систем: построенные на пластической основе (В. Э. Борисов-Мусатов и его последователи, мастера «Голубой Розы») и литературной основе (М. А. Врубель). Качествами литературности обладало творчество некоторых художников-мирискусников (Л. С. Бакст, К. А. Сомов, М. В. Добужинский и Н. К. Рерих), которые были связаны с традициями символизма. Отличие между двумя живописными системами заключается прежде всего в специфике сюжета. Произведения, выполненные в эстетике живописной системы имеющей пластическую основу, не имеют явных сюжетов, их содержание нельзя «рассказать» словами. Данные картины выражают определенные настроения, состояния души. В основе произведений, выполненных в эстетике живописной системы имеющей литературную основу, лежат литературные сюжеты, широко представлены легендарные, мифологические герои и т.д. Даже если они не опираются непосредственно на литературную основу, сюжеты этих картин можно перевести в вербальный эквивалент, «рассказать».

Основные положения живописной системы, построенной на пластической основе, первоначально были сформулированы и оформлены в творчестве В. Э. Борисова-Мусатова, а затем получили свое дальнейшее развитие в творчестве мастеров «Голубой Розы» (П. В. Кузнецов, С. Ю. Судейкин, М. С. Сарьян, А. Т. Матвеев и др.). Ее особенности: тщательное построение композиции, выражающей идеи, настроения; органичное соединение рационального и интуитивного; широкое использование музыкальных принципов; стремление решать станковые картины как панно.

В русском живописном символизме одной из главных была проблема синтеза искусств в аспекте выявления и расширения музыкальных средств выразительности . А. Белый выделил пять главных форм искусства и расположил их в порядке совершенства: вначале три пространственных искусства – зодчество, скульптура, живопись, и затем два временных – поэзия, музыка («искусство чистого движения»). Искусство является целостной системой – формы искусства не замкнуты, включают в себя элементы других форм и взаимно влияют друг на друга (более совершенные формы, проникая в менее совершенные, одухотворяют их и наоборот). Музыка как высочайшая форма искусства включает в себя остальные формы и охватывает все сферы действительности. Символисты считали, что дальнейшее развитие искусства связано с музыкой, которая проникая в другие формы искусства, будет одухотворять их. Соответственно, для того, чтобы живопись стала способной постигать явления, а ее образы приобрели качества подвижности и многозначности, в ней должны быть реализованы музыкальные средства выразительности.

В русском живописном символизме музыкальные принципы (ритм, мелодическое развитие линии, эмоциональная насыщенность, вариантность, мотив движения и др.), прежде всего, были реализованы в живописной системе, построенной на пластической основе.

В истории русского символизма можно выделить "две волны" . "Первая волна" возникла на рубеже 1880-х - 1890-х годов и представляла собой стихийный неоромантический протест . В своем стремлении уйти от современной реальности каждый из "старших символистов" избирал свой путь. Одни обращались к образам романтической литературы (М.Врубель), другие - к древней истории (Н.Рерих), третьи - к религиозно-нравственным идеалам (М.Нестеров), многие пришли к театру (А.Головин). Но все они стремились соз­дать свой новый мир по законам высокого искусства.

Провозвестником и творцом "второй волны" русского символизма явился В.Борисов-Му­сатов, начавший свою деятельность еще в русле "первой символистской волны". Он стал создателем новой живописной системы в русском искусстве. Под его непосредственным воздействием сформировалось объединение "второй волны" русских символистов "Голу­бая Роза".

Содружество выросло из кружка творческой молодежи, сложившегося на рубеже ХIХ-ХХ веков в стенах Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Лидерами стали мо­лодые художники-саратовцы П.Кузнецов и П.Уткин, их земляком был и скульптор А.Матвеев. В объединение также входили А.Арапов, Н.Крымов, братья Н. и В.Милиоти, Н.Рябушинский, Н.Сапунов, М.Сарьян, С.Судейкин, А.Фонвизин и др.

В отличие от "первой волны" русского символизма, "вторая волна" обрела очертания эсте­тической системы, характер художественного направления . Переориентация изобрази­тельного искусства с литературной основы на музыкальную привела к переносу акцента при создании художественного образа на собственно пластические средства выражения - линию, цветовую интонацию, ритмическую организацию композиции.

Деятельность "Голубой Розы" была длительной, хотя выставка с таким назва­нием оказалась единственной. Название перешло к движению, связанному с творчеством участвовавших в выставке мастеров.

Русский символизм конца 1900-х годов, изменяя свой характер, формы, темы, набирает еще большую силу и убедительность. На данном этапе происходит сближение русских художников-новаторов с крупнейшими мастерами французского искусства начала ХХ столетия. Общий поворот к "реализму" определил направление новых интересов "голубо­розовцев". От сказок и снов, от образов подсознания они обратились к реальности. Спо­собность синтетического видения, умение обобщать непосредственное наблюдение в ре­альной жизни, проникать за видимую оболочку предметов к Истинной реальности, при­вели символистов к тому, о чем они мечтали, - к декоративному синтезу. По мере разви­тия символистская живопись приобретала большую силу экспрессии и активно включа­лась в стремительный поток авангардного движения в русском искусстве 1910-х годов. Из восторженных мечтателей художники "Голубой Розы" превратились в участников испол­ненной драматизма Жизни-Балагана. Главной цветовой тональностью их произведений стала глубокая густая синева, в которой особенно напряженно зазвучали интонации крас­ного, желтого и оранжевого.

Странный текст про Врубеля:

М. А. Врубель – крупнейший русский художник-символист, создатель оригинальной живописной системы, построенной на литературной основе. Иконографически он близок к западноевропейскому модерну и символизму, но за сюжетными внешними аналогиями скрывается глубокое оригинальное содержание, которое зиждется на отечественной национальной традиции. В творчестве Врубеля всегда привлекали серьезные, глубокие темы, лишенные иронии и легковесности, даже обыденным сюжетам он придавал характер таинственного, возвышенного. Его мироощущение было трагичным, ему свойственны страстные порывы. В своих произведениях художник создал галерею сильных личностей, испытывающих душевное горение и жажду нравственной чистоты (Демон, Пророк, Пан и др.). В работах Врубеля были реализованы основные теоретические положения русского символизма. Идеей, лежащей в пределах русского символизма, является идея преображения мира и человека средствами искусства.

В образе-символе Демона Врубель художественно выразил мировоззрение интеллигенции, ее притязания на жизнетворчество, то есть пересоздание мира и человека на основе неких умозрительных идеалов, ею продуцированных. Врубель создал триаду Демонов («Демон сидящий» (1890, ГТГ) – «Летящий Демон» (1899, ГРМ) – «Демон поверженный» (1902, ГТГ)), в которой художественными средствами выразил все этапы жизнетворчества русской интеллигенции (конструирование ментального идеала – практические действия по претворению идеала – результаты жизнетворчества).

В творчестве М. А. Врубеля, наряду с темой Демона, существовала тема русской национальной старины («Богатырь» (1898, ГРМ), «Пан» (1899, ГТГ), «Царевна-Лебедь» (1900, ГТГ) и др.). Демон и русские сказочные персонажи идейно противостоят друг другу как противоположные полюса. Демон лишен почвы, сказочные персонажи укоренены и растворены в ней, Демон терзается мучительными вопросами, сказочные персонажи не задаются ими, Демон жаждет жизнетворчества, сказочные персонажи живут традиционным укладом и т.д. Одной из центральных задач русского символизма было преодоление и снятие антиномий. Врубель решает данную задачу в теме Пророка, в которой органично соединяются размышления художника о человеке, его бытии, выраженные в образах Демона и сказочных персонажей. Если говорить в терминах русского символизма, то процесс вытеснения темы Демона (главной темы Врубеля) новой темой Пророка является преодолением антитезы в его творчестве.

Живопись – довольно обширный раздел изобразительного искусства, который включает в себя много разных стилей. Один из таких стилей – символизм.

Понятие символизма и его черты в живописи

Символизм – это один из живописных стилей изобразительного искусства, который возник во Франции в конце 19 столетия. В основу символизма легли представления художников о мире, который мы не видим, но можем представить его, так как наш мир является смутным отражением того, настоящего мира, который для нас закрыт. В живописи символистов присутствуют символы, знаки, которые зрители пытаются расшифровать. Символисты были против простого, обыденного смысла в картинах. Художники-символисты вдохновлялись литературой, мифами и библейскими историями. Героев и предметы в своих картинах они наделяли мистическим смыслом. Символы в картинах использовались для передачи чувств, эмоций, мыслей. Наиболее популярными темами в символической живописи были страдания и смерть, предчувствие каких-то событий. Вообще живопись символистов можно легко угадать по выраженным чувствам на картине. Но чувства и эмоции были не положительные. В этом угадывалась идея донесения людям о том, что мир несовершенен.

Если говорить о выполнении, то изображение на картинах довольно обобщенное и простое, тона однотипные. И самое важное – загадочный сюжет, где каждая мелочь имеет определённое значение. Символизм не имел собственного художественного языка, как импрессионизм или пуантилизм, поэтому и данное направление в живописи не называлось отдельным стилем.

Яркие представители символизма в живописи

Альфред Кубин

Данный художник – символист, который был известен своей необычайно депрессивной, темной символикой. Его работы пропитаны тревогой, ужасом. Причиной таких работ были постоянные галлюцинации, которые его преследовали. Но его такая, довольно странная жизнь, и принесла ему славу. Наиболее известное полотно его руки – «Дух воды». В данной картине как раз и отражен его темный символизм. Бессилие людей перед такой природной стихией, как вода.

Михаил Врубель

Известный русский символист. Его символизм, как и вообще весь символизм России, был связан с христианством и религией. Михаил Врубель – ярчайший представитель символизма. В его картинах чувствуются противоречия между его внутренним миром и миром реальным. «Жемчужина» Врубеля яркий пример его символизма, а также это одна из последних его картин. На ней изображены две античные богини, которые наблюдают за миром из своего мира бессмертных.

Эдвард Мунк

Эдвард Мунк у многих ассоциируется с немало известной картиной «Крик». Мунк – норвежский художник. Гиперболизированные эмоции сумрачная реальность, контраст цветов – это символизм Эдварда Мунка. На его творчество повлияла его необычайно сложная жизнь. Картины написаны кистями, которые пропитаны страхом смерти и одиночества. Это подмечают даже те, кто не особо знаком с его творчеством. Ярким примером символизма является его картина «Расставание», которая повествует нам о мужчине, которому очень тяжело расстаться с прошлым.

На примере художников становится ещё более понятно, что из себя представляло данное течение. Хоть данный стиль и не имел собственного художественного языка, который, в принципе, был и не нужен. Смысл данного течения был в том, чтобы показать неведомое посредством картин.


Далее → Синопия

Хотя символизм в живописи принято считать отдельным стилем, ни один искусствовед не сможет дать его четкое определение и загнать в четкие рамки. Вообще, когда говорят о символизме, то подразумевают направление в европейской философии и литературе, а в дальнейшем и в живописи, которое возникло на рубеже 19 и 20 веков. Но если быть более честным, истоки символизма стоит искать еще раньше, примерно в 13 веке. Именно на этот период пришелся расцвет Инквизиции, которая путем цензуры запрещала все неугодное Богу, точнее Церкви. Поэтому чтобы выразить свои мысли, художники прибегали к различным символам, истинный смысл которых был понятен только узкому кругу посвященных. А некоторые историки искусства уводят корни символизма еще дальше, и связывают его с иконописью. Однако, точно известно только дата возникновения термина — его ввел в оборот французский поэт Жан Мореас в 1886 году.

Вне зависимости от вида искусства, главная идея символизма состоит в том, что наш мир — всего лишь смутное отражение совершенно другого мира, но именно он является настоящим. Все, что происходит вокруг нас, символисты считали следствием невидимых и не понятных нам причин. Адепты символизма отрицали науку, были агностиками, и считали, что человеческий разум слишком часто ошибается, поэтому ему нельзя верить. Только краткий миг прозрения, который происходит во время творческого процесса, может ненадолго открыть темную завесу тайны над миром иллюзий. Именно поэтому символисты отводили особую роль творческим личностям.

Зародившийся во Франции символизм, в живописи так и не стал полноценным стилем, хотя бы потому, что не создал собственного художественного языка, а использовал уже существующие приемы: гротеск, осознанное использование гипертрофированных формы и ярких цветов. Однако это не помещало ему стать предшественником художественного авангарда 20-го века. Наиболее популярными темами символизма в живописи были: любовь страдание, смерть, предчувствие каких-то событий. Персонажей и сюжеты художники-символисты брали из библейских историй, античной мифологии, исторических событий. Символизм оказал сильное влияние на живопись во Франции, Германии, Бельгии, Австрии, Норвегии, где его считали отдельным стилем. Среди европейских художников-символистов наиболее известны П. Гоген, Э. Мунк и О. Редон. Среди художников Нового Света стоит отметить Фриду Кало. В России символизм был достаточно популярен, но, в первую очередь, в литературе. Среди художников идеи символизма пропагандировали Врубель и Борисов-Мусатов. С момента официального возникновения символизма прошло примерно полтора века, у него до сих пор есть почитатели, как среди публики, так и среди художников. Может быть дело в том, что присутствие символов на картине заставляет зрителя интенсивно работать, как разумом (думать, чувствовать), так и подсознанием и интуицией. Благодаря этому зритель также проводит некую творческую работу, что ставит его на одну ступень с художником, в широком смысле этого слова.



Рассказать друзьям