Система двойников в романе «Преступление и наказание. Сочинение на тему: двойники Раскольникова Двойники в преступлении и наказании

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Система двойников в романе Ф. Достоевского «Преступление и наказание»

Роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» можно отнести к числу величайших произведений мировой литературы. Хотя в основе его лежит преступление, он не относится к обычным детективам, являясь сложнейшим философско-психологическим романом, в котором автор главное внимание уделяет раскрытию внутреннего мира главного героя - Родиона Раскольникова.

Первоначально Достоевский хотел написать роман в форме исповеди главного героя, так как рассказ от первого лица давал автору больше возможностей сосредоточиться на внутреннем мире Раскольникова, но Достоевский понял, что в этом случае он не сможет обрисовать характер главного героя как соотнесенный с характерами и судьбами других персонажей. Автору было важно показать Раскольникова в обществе, во взаимоотношениях с другими людьми.

Терзаясь сомнениями, испытывая страх после совершенного преступления, Родион Раскольников внимательно приглядывается к людям, сравнивая их с собой. Таким образом, каждый персонаж появляется на страницах романа как бы под двойным знаком: он представляет собой не только самостоятельного героя, но и помогает автору глубже раскрыть образ Раскольникова, оттеняя и углубляя его.

Наиболее интересным в системе двойников является Лужин. На первый взгляд кажется, что жених Дуни - полная противоположность Раскольникову. Он расчетливый делец, холодный эгоист, скупой и безнравственный человек. Родиону еще до знакомства с ним ясно, почему он хочет жениться на его сестре. Дуня - скромная бесприданница. А такая и нужна Лужиу, потому что она будет ему безропотно подчиняться и во всем от него зависеть.

Раскольников ненавидит черствых и расчетливых людей, подобных Лужину. Но позже главный геой с отвращением убеждается, что между ним и женихом сестры есть нечто общее. У Лужина тоже, как и у Раскольникова, есть своя теория. Лужин называет ее «экономической наукой» и заявляет, что эта самая теория освободила его от ложной любви к другим людям. По мнению Лужина, заслуга его экономической теории в том, что она главнейшей обязанностью человека провозгласила заботу только о самом себе. «Возлюби прежде всего одного себя», говорит Лужин. Это человек, который более всего на свете любил деньги. Лужин - эгоист. Его эгоизм рождает равнодушие, разъединяет людей, оправдывает подлость и жестокость. Лужин - человек самых низких и подлых качеств. Когда планы его по отношению к Дуне провалились, он идет на очередную подлость. Лужин хочет очернить в глазах людей Соню, уличая ее в воровстве. Для этого он кладет незаметно ей в карман сторублевую ассигнацию.

Такие люди, как Лужин, несут людям зло и несчастье. Родион Раскольников понимает, что жизненная позиция его антипода является более низменным и боее эгоистичным вариантом его собственных взглядов, Ведь как по теории Лужина, так и по «идее» Раскольниова можно оправдать преступления над людьми.

К тому же выводу может привести потеря различия между добром и злом, та нравственная болезнь, от которой страдает умный, но циничный Свидригайлов, еще один двойник Раскольникова. Он натура сложная и противоречивая. «Я человек развратный и праздный», - говорит о себе этот герой. В прошлом он был шулером, сидел в долговой тюрьме. В истории с Дуней Свидригайлов выглядит злодеем, развратником, подлецом. О его преступлениях распространились слухи, будто бы он отравил свою жену, явился причиной смерти дворового человека. Свидригайлов не случайно говорит Раскольникову: «А между нами есть какая-то точка общая?.. Мы одного поля ягоды?»

Но, кроме злых дел, нравственных преступлений, Свидригайлов совершает и добрые поступки. Он избавил Дуню от позора и восстановил ее доброе имя. В Петербург Свидригайлов приезжает главным образом для того, чтобы помочь Дуне избавиться от Лужина. Но когда она не принимает его денег, Свидригайлов употребляет их на другое доброе дело и устраивает детей Катерины Ивановны в пансион. Он и Раскольникову предлагает организовать побег в Америку, а Соне дает три тысячи рублей, зная о том, что ей пригодятся эти деньги, когда она поедет вслед за Раскольниковым на каторгу. Свидригайлов мечтает о Северном полюсе и о путешествии на воздушном шаре.

Внутри этого человека пустота. У него нет цели в жизни. И добро, и зло он совершает от скуки, поэтому этот герой и приходит к самоубийству, чтобы положить конец бессмысленному существованию. Он чувствует отвращение к себе, его мучает совесть. Устав от такого состояния, он расстается с жизнью. Однако истинных причин преступления Раскольникова Свидригайлов не понимает. Он думал, что Раскольников убил старуху-процентщицу из-за бедности.

Не чужд мыслей Раскольникова и сам следователь Порфирий - человек, переживший свою пору мечтаний. Как и Свидригайлов, Порфирий в Раскольникове узнает свою молодость. Отсюда его тайное сочувствие герою, вступающее в противоречие с его ролью блюстителя порядка. Осуждая убийство старухи, следователь не может не восхищаться смелостью Раскольникова - бунтаря против несправедливости общества.

Система двойников романа достаточно сложна. Двойники есть не только у главного героя. Есть явный ряд общих черт у Дуни и Сони. Эти два образа дополняют и углубляют друг друга. Дуня готова выйти замуж не по любви за Лужина для того, чтобы дать возможность брату учиться. А, значит, она, как и Соня, стремится делать добро другим, принося огромное зло себе.

А еще Раскольников находит в Соне Мармеладовой черты безвинно убитой им Лизаветы. Это кротость, беззащитность и безответность.

Таким образом, благодаря введению в роман двойников, автор может глубже раскрыть образы героев, в особенности, Раскольникова, чтобы заставить его признать ошибочность своей теории. Приглядываясь к другим, даже порой неприятным для него людям, главный герой романа осознает всю истинную сущность своей «идеи»: он понимает, что такой вызов несправедливому обществу, как убийство пусть даже злой и никчемной старухи, ведет к еще большему злу и насилию.

В романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» широко использован прием антитезы, на нем строится система персонажей. Каждый из героев, окружающих Раскольникова, в той или иной степени раскрывает определенную черту главного героя. Между Раскольниковым и другими персонажами проводятся параллели, создающие своеобразную систему двойников. Двойники Раскольникова - это, прежде всего, Лужин и Свидригайлов. Для них «все дозволено», хотя и по разным причинам.

Аркадий Иванович Свидригайлов дворянин, прослужил два года в кавалерии, затем жил в Петербурге. Это «отлично сохранившийся человек» лет пятидесяти. Лицо походит на маску и поражает чем-то «ужасно неприятным». Взгляд ярко-голубых глаз Свидригайлова «как-то слишком тяжел и неподвижен». В романе он самая загадочная фигура: прошлое его не прояснено до конца, намерения и поступки трудно определимы и непредсказуемы, нестандартны для подлеца, для такого зловещего персонажа, каким он выглядит поначалу (например, в письме матери Раскольникова). Образ Свидригайлова, поставленный рядом с образом Раскольникова, раскрывает одну из сторон философской идеи, которая заключается в следующем. Под влиянием определенных обстоятельств в человеке может исчезнуть нравственное чувство, но общий нравственный закон от этого не исчезнет. Свидригайлов поставил себя вне морали, у него нет мук совести, и, в отличие от Раскольникова, он не понимает, что его действия и поступки безнравственны. Так, например, в различных интерпретациях повторяются слухи о причастности Свидригайлова к нескольким преступлениям; ясно, что они небезосновательны. Покончила жизнь самоубийством «жестоко оскорбленная» им глухонемая девочка, удавился лакей Филипп. Характерно, что Свидригайлов находит между собой и Раскольниковым «какую-то общую точку», говорит Раскольникову: «Мы одного поля ягоды». Свидригайлов воплощает в себе одну из возможностей претворения в жизнь идеи главного героя. Как нравственный циник, он - зеркальное отражение идейного циника Раскольникова. Вседозволенность Свидригайлова становится страшна в конце концов и Раскольникову. Свидригайлов страшен и самому себе. Он лишает себя жизни.

Двойником Раскольникова является и Петр Петрович Лужин, родственник жены Свидригайлова. Лужин весьма высокого мнения о себе. Тщеславие и самовлюбленность развиты в нем до болезненности. В лице его, «осторожном и брюзгливом», было нечто «действительно неприятное и отталкивающее». Главную жизненную ценность для Лужина представляют деньги, добытые «всякими средствами», так как благодаря деньгам он может сравняться с людьми, занимающими более высокое положение в обществе. В нравственном отношении он руководствовался теорией «целого кафтана». Согласно этой теории, христианская мораль ведет к тому, что человек, исполняя заповедь о любви к ближнему, рвет свой кафтан, делится с ближним и в результате оба человека остаются «наполовину голы». Мнение Лужина состоит в том, что возлюбить прежде всех надо самого себя, «ибо все на свете на личном интересе основано». Все поступки Лужина - прямое следствие его теории. По мысли Раскольникова, из лужинской теории вытекает, что и «людей можно резать» ради собственной выгоды. Образ Петра Петровича Лужина служит живым примером того, к чему мог бы прийти Раскольников, постепенно осуществляя свой принцип всесилия и могущества, «бонапартизма». Различие между Раскольниковым и Лужиным состоит в том, что взгляды Раскольникова сформировались как результат решения гуманистических задач, а взгляды его двойника служат оправданием крайнего себялюбия, основаны на расчете и выгоде.

Такой прием, как создание систем двойников, используется автором для раскрытия образа Раскольникова, всестороннего анализа и развенчания его теории.

Система двойников в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» (на примере Раскольникова, Свидригайлова, Лужина)

Герои-двойники - своеобразный авторский прием, суть которого заключается в том, что автор предлагает читателю способ понимания главного героя через других действующих лиц, которые имеют с ним сходство. Это прием направлен на то, чтобы позволить читателю получить более полную психологическую характеристику героя, а также всесторонне узнать характер главного действующего лица произведения.

Достоевского в этом случае можно назвать продолжателем лермонтовских традиций: именно М. Ю. Лермонтов первый в своем романе «Герой нашего времени» (1840) прибегнул к такому авторскому приему, как использование героев-двойников, чтобы раскрыть образ главного героя - Печорина - максимально полно и всесторонне.

Говоря о системе героев-двойников в романе Достоевского «Преступление и наказание», имеет смысл в первую очередь иметь в виду цепочку Раскольников - Свидригайлов - Лужин. Каждый из них - отдельная сторона теории Раскольникова, но они оба безумно противны герою. Лужин отвергает христианскую мораль, считает, что прогресс и религия совершенно не могут сосуществовать вместе. Он считает, что эгоистичная польза на руку общественному благу. Об этом свидетельствует его «теория кафтана». Рассуждая о том, что значит «возлюби» с точки зрения религии, он говорит: «я рвал кафтан пополам, делился с ближним, и оба мы оставались наполовину голы, по русской пословице: «Пойдешь за несколькими зайцами разом и ни одного не достигнешь»». Рассуждая же о «возлюби» с точки зрения науки, он подчеркивает: «Наука же говорит: возлюби, прежде всех, одного себя, ибо все на свете на личном интересе основано. Возлюбишь одного себя, то и дела свои обделаешь как следует, и кафтан твой останется цел. Экономическая же правда прибавляет, что чем более в обществе устроенных частных дел и, так сказать, целых кафтанов, тем более для него твердых оснований и тем более устраивается в нем и общее дело». Раскольников абсолютно не согласен с теорией Лужина. Он считает, что если ее развить, то «выйдет, что людей можно резать». С Лужиным полемизирует также и автор: он противопоставляет теории жизнь не по науке, а по душе. В конце романа, когда автор описывает состояние героя после объявления приговора, он отмечает, что «вместо диалектики наступила жизнь, и в сознании должно было выработаться что-то совершенно другое».

Таким образом, Достоевский на страницах своего романа полемизировал с теорией «разумного эгоизма» Н. Г. Чернышевского и Н. А. Добролюбова, которая сформировалась во многом под влиянием учений Д. Милля и Г. Спенсера. Достоевский считал, что эта теория «в силу своего рационалистического характера «отрицает роль непосредственного нравственного побуждения» (литературовед Г. М. Фридлендер).

Свидригайлов становится для Раскольникова настоящим олицетворением человеческой мерзости, но одновременно с этим Раскольников ощущает непонятную близость со Свидригайловым. Сам о себе Свидригайлов говорит, что он «человек развратный и праздный», а свою биографию кратко описывает так: «дворянин, служил два года в кавалерии, потом так здесь в Петербурге шлялся, потом женился.». Вся жизнь его бесцельна, она сводится лишь к поиску наслаждений, а главной его теорией является теория вседозволенности. Но когда в жизни Свидригайлова появляется сестра Раскольникова Дуня, читатель видит трансформацию героя, борьбу противоположных начал. Особенно ясно это проявляется в сцене из пятой главы шестой части: Свидригайлов приглашает Дуню в гости, а потом пытается силой добиться ее любви. Но видя, что Дуня его не любит, и понимая, что не полюбит никогда, он, пережив «мгновение ужасной, немой борьбы в душе», отпускает ее. Таким образом Достоевский показывает читателям, как рушится теория вседозволенности Свидригайлова.

В романе Достоевский спорит с теорией Раскольникова с помощью героев-двойников, показывает несостоятельность системы взглядов героя на фоне теорий его двойников. Автор не решается сказать свое последнее авторское слово, он до самого конца не обнаруживает своего знания, дает возможность каждому идеологу довести идею до конца, но ясно, что несогласие Достоевского с теорией Раскольникова и полемика с ней проходит через весь роман.

Здесь искали:

  • тема двойничества в романе преступление и наказание
  • тема двойничества в романе преступление и наказание сочинение
  • система двойников в романе преступление и наказание

Многие литературоведы отмечают, что Федор Михайлович Достоевский в центр своих произведений ставит идею и персонажа-носителя этой идеи. Так, не стал исключением и роман «Преступление и наказание», в котором главную роль играет молодой человек, носитель «наполеоновской» теории. Суть этого учения заключается в том, что есть люди, которые для достижения своей цели могут переступить абсолютно через все нормы и законы, принятые в обществе.

Писатель показывает все этапы развития этой концепции: от ее зарождения до крушения. И вся система персонажей романа подобрана таким образом, чтобы явнее показать эту самую мысль Раскольникова. Именно поэтому остальные герои романа тем или иным образом соотнесены с Родионом, носителем основной идеи романа. Соответственно, Достоевский использует единственный логичный в таком случае прием композиции – введение двойников и антиподов.

Героями, дублирующими Раскольникова, являются и . Первый показывает читателю, что идея Родиона в конечном итоге приводит к духовной гибели, к вымиранию нравственного наполнения человеческой личности. А второй образ служит для того, чтобы продемонстрировать интеллектуальное снижение его замыслов.

Лужин – мелкий предприниматель, который с помощью богатства хочет добиться положения в обществе, стать хозяином жизни. Как это схоже с Родионом, нищим студентом, у которого одно-единственное стремление – возвыситься над своим социальным статусом.

Таким образом, эти два героя-двойника совпадают в своем желании выйти за рамки того положения в обществе, которое было им изначально предопределено. Раскольников в достижении этой цели разрешает себе убить старуху-процентщицу, а Лужин – погубить Соню. У обоих в корне неверный посыл – они считают себя лучше других людей, и в частности тех, которых выбирают своей жертвой. Стоит сделать только небольшую отговорку относительно того, что методы, которые выбирает Лужин, намного пошлее.

Антиподом же Родиона в романе выступает его сестра . Она не считает себя выше брата, даже скорее наоборот, превозносит его над собой. И Раскольников, конечно, не может этого не замечать. Но жертву сестры он категорически отвергает.

Противоположностями являются Родион и Дуня и в плане отношения к другим людям. Девушка и Свидригайлова, морально опустившегося человека, не ставит ниже себя, она видит в нем такую же личность. Чего совершенно нельзя сказать о Раскольникове.

Еще одним антиподом является и , которая осознает греховность своих поступков, но совершает это ради своих маленьких братьев и сестер. Она оправдывает и жалеет абсолютно всех, в этой девушке заключено светлое начало. Соня своим отношением к жизни рушит теорию Раскольникова. Для нее он, подняв топор на старушку, убил не пожилую женщину, убил самого себя.

Лужин Свидригайлов
Возраст 45 лет Около 50 лет
Внешность Он уже немолод. Чопорный и осанистый мужчина. Брюзглив, что отражается на лице. Носит завитые волосы и бакенбарды, что, однако, не делает его смешным. Весь внешний вид весьма моложавый, на свой возраст не выглядит. Отчасти еще и потому, что вся одежда – исключительно в светлый тонах. Любит хорошие вещи – шляпу, перчатки. Дворянин, раньше служил в кавалерии, имеет связи.
Род занятий Весьма преуспевающий юрист, надворный советник. Помещик
Отношение к людям Всех людей «просеивает» через свою теорию. По ней – каждый человек просто обязан быть эгоистом, заботиться в первую очередь о себе, о своих интересах. Считает, что только таким образом человек может помочь другим. Способен спокойно «идти по головам» к своей цели, переступает даже через человеческие жизни. Безответная любовь к Дуне на какое-то время будит в нем человечность, однако время для раскаяния уже потеряно. Впрочем, перед самоубийством он все же успевает сделать доброе дело – помочь семье Мармеладовых деньгами.
Характер Деловая успешность наложила свой отпечаток на характер Лужина. Это прямолинейный амбициозный человек, людей оценивает с позиции той выгоды, которую можно с них поиметь. Рационален, практичен, воспринимает только то, что можно потрогать руками, потому не поддается эмоциям и интуиции. Для достижения своих целей будет пользоваться всем, моральных границ не существует в этом вопросе. Не верит в честность, бескорыстность, благородство. Уверен в своей дальнейшей успешности. Легко отверг установленную общественную мораль, чтобы иметь возможность предаваться удовольствиям. По слухам, насильник и убийца. Оправдывает свою вседозволенность тем, что не верит в вечность, а значит, не суть важно, как ты провел эту жизнь – в молитве или страстях, после нее уже, наверное, ничего не будет.Можно сказать, что Свидригайлов сам задушил в себе абсолютно все человеческое.
Жизненная позиция Эгоизм Вседозволенность
Позиция в романе Двойники Родиона Раскольникова
    • Раскольников Лужин Возраст 23 года Около 45 лет Род занятий Бывший студент, бросил учебу из-за невозможности платить Преуспевающий юрист, надворный советник. Внешность Очень хорош собой, темно-русые волосы, темные глаза, стройный и тонкий, рост выше среднего. Одевался чрезвычайно плохо, автор указывает, что другой человек даже постыдился бы в таком выходить на улицу. Немолод, осанист и чопорен. На лице постоянно выражение брюзгливости. Темные бакенбарды, волосы завиты. Лицо свежее и […]
    • Тема Петербурга задана в русской литературе Пушкиным. Именно в его "Медном всаднике", в "Пиковой Даме" мы сталкиваемся с двуликим городом: прекрасным, могучим Петербургом, творением Петра, и городом бедного Евгения, городом, само существование которого оборачивается трагедией для маленького человека. Точно так же двулик Петербург Гоголя: блестящий фантастический город подчас враждебен человеку, судьба которого может быть изломана не улицах северной столицы. Печален Петербург Некрасова – Петербург парадных […]
    • Обнищавший и опустившийся студент Родион Романович Раскольников – центральный персонаж эпохального романа Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание». Образ Сони Мармеладовой необходим автору для создания морального противовеса теории Раскольникова. Молодые герои находятся в критической жизненной ситуации, когда необходимо принять решение, как жить дальше. С самого начала повествования Раскольников ведет себя странно: он подозрителен и тревожен. В зловещий замысел Родиона Романовича читатель […]
    • Во всемирно известном романе Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание» образ Родиона Раскольникова является центральным. Читатель воспринимает происходящее именно с точки зрения этого персонажа – обнищавшего и опустившегося студента. Уже на первых страницах книги Родион Романович ведет себя странно: он подозрителен и тревожен. Мелкие, совершенно незначительные, казалось бы, происшествия он воспринимает весьма болезненно. Например, на улице его пугает внимание к его шляпе – и Раскольников тут […]
    • Бывший студент Родион Романович Раскольников – главный герой «Преступления и наказания», одного из самых известных романов Федора Михайловича Достоевского. Фамилия этого персонажа говорит читателю о многом: Родион Романович – человек с расколотым сознанием. Он изобретает собственную теорию деления людей на два «разряда» – на «высших» и «тварей дрожащих». Эту теорию Раскольников описывает в газетной статье «О преступлении». Согласно статье, «высшие» наделяются правом переступить через нравственные законы и во имя […]
    • Соня Мармеладова – героиня романа Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание». Бедность и крайне безнадежное семейное положение вынуждают эту молодую девушку зарабатывать на панели. Читатель впервые узнает о Соне из адресованного Раскольникову рассказа бывшего титулярного советника Мармеладова – ее отца. Алкоголик Семен Захарович Мармеладов прозябает вместе с женой Катериной Ивановной и тремя маленькими детьми – жена и дети голодают, Мармеладов пьет. Соня – его дочь от первого брака – живет на […]
    • «Красота спасет мир», – написал Ф. М. Достоевский в своем романе «Идиот». Эту красоту, которая способна спасти и преобразовать мир, Достоевский искал на протяжении всей своей творческой жизни, поэтому почти в каждом его романе есть герой, в котором и заключена хотя бы частичка этой красоты. Причем писатель имел в виду вовсе не внешнюю красоту человека, а его нравственные качества, которые и превращают его в действительно прекрасного человека, который своей добротой и человеколюбием способен внести частичку света […]
    • В центpе pомана Ф. М. Достоевского "Пpестyпление и наказание" - хаpактеp геpоя шестидесятых годов девятнадцатого века, pазночинца, бедного стyдента Родиона Раскольникова.Раскольников совеpшает пpестyпление: yбивает стаpyхy-пpоцентщицy и ее сестpy, безобиднyю, пpостодyшнyю Лизаветy. Престуление страшное, но я, как, наверное, и другие читатели, не воспринимаю Раскольникова отрицательным героем; мне он кажется героем трагическим. В чем же трагедия Раскольникова? Своего героя Достоевский наделил прекрасными […]
    • Герой романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» – бедный студент Родион Раскольников, вынужденный сводить концы с концами и поэтому ненавидящий сильных мира сего за то, что они попирают слабых людей и унижают их достоинство. Раскольников очень чутко воспринимает чужое горе, пытается как‑то помочь беднякам, но вместе с тем понимает, что изменить что‑либо не в его силах. В его страдающем и измученном мозгу рождает теория, согласно которой все люди разделяются на «обыкновенных» и «необыкновенных». […]
    • В романе «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевский показал трагедию личности, которая видит многие противоречия своей эпохи и, запутавшись окончательно в жизни, создает теорию, которая идет вразрез с главными человеческими законами. Идея Раскольникова о том, что есть люди – «твари дрожащие» и «право имеющие», находит в романе много опровержение. И, пожалуй, самым ярким разоблачением этой идеи является образ Сонечки Мармеладовой. Именно этой героине суждено было разделить глубину всех душевных мук […]
    • Тема «маленького человека» является одной из центральных тем в русской литературе. Ее затрагивали в своих произведениях и Пушкин («Медный всадник»), и Толстой, и Чехов. Продолжая традиции русской литературы, особенно Гоголя, Достоевский с болью и любовью пишет о «маленьком человеке», живущем в холодном и жестоком мире. Сам писатель заметил: «Все мы вышли из “Шинели” Гоголя». Тема «маленького человека», «униженных и оскорбленных» особенно сильно прозвучала в романе Достоевского «Преступление и наказание». Одну […]
    • Человеческая душа, ее страдания и мучения, муки совести, нравственное падение, и духовное возрождение человека всегда интересовали Ф. М. Достоевского. В его произведениях встречается много персонажей, наделенных поистине трепетным и чутким сердцем, людей, добрых по природе, но по тем или иным причинам оказавшихся на нравственном дне, потерявших уважение к себе как личности или опустивших свою душу в моральном плане. Некоторые из этих героев так никогда и не поднимаются на прежний уровень, а становятся настоящими […]
    • В центре романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» находится характер героя 60‑х гг. XIX в., разночинца, бедного студента Родиона Раскольникова. Раскольников совершает преступление: убивает старуху‑процентщицу и ее сестру, безобидную, простодушную Лизавету. Убийство – это страшное преступление, но читатель не воспринимает Раскольникова отрицательным героем; он предстает героем трагическим. Достоевский наделил своего героя прекрасными чертами: Раскольников был «замечательного хорош собою, с […]
    • Истоки романа восходят ко времени каторги Ф.М. Достоевского. 9 октября 1859 года он писал брату из Твери: «В декабре я начну роман... Не помнишь ли, я говорил тебе про одну исповедь-роман, который я хотел писать после всех, говоря, что еще самому надо пережить. На днях я совершенно решил писать его немедля. Все сердце мое с кровью положится в этот роман. Я задумал его в каторге, лежа на нарах, в тяжелую минуту грусти и саморазложения...» Первоначально Достоевский задумал написать "Преступление и наказание" в […]
    • Роман Ф. М. Достоевского назван «Преступление и наказание». Действительно, в нем есть преступление – убийство старухи‑процентщицы, и наказание – суд и каторга. Однако для Достоевского главным был философский, нравственный суд над Раскольниковым и его бесчеловечной теорией. Признание Раскольникова не связано окончательно с развенчанием самой идеи возможности насилия во имя блага человечества. Раскаяние приходит к герою только после его общения с Соней. Но что же тогда заставляет Раскольникова пойти в полицейский […]
    • Тема «маленького человека» была продолжена в социально-бытовом, психологическом, философском романе-рассуждении Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» (1866). В этом романе тема «маленького человека» прозвучала намного громче. Место действия – «желтый Петербург», с его «желтыми обоями», «желчью», шумными грязными улочками, трущобами и тесными двориками. Таков мир нищеты, невыносимых страданий, мир в котором у людей рождаются больные замыслы (теория Раскольникова). Такие картины одна за другой появляются […]
    • Роман Достоевского «Преступление и наказание» можно читать и перечитывать несколько раз и все время находить в нем что-то новое. Читая его впервые, мы следим за развитем сюжета и задаемся вопросами о правильности теории Раскольникова, о святой Сонечке Мармеладовой и о «хитрости» Порфирия Петровича. Однако, если мы откроем роман во второй раз, появляются и другие вопросы. Например, почему именно тех, а не иных героев вводит автор в повествование, и какую роль они играют во всей этой истории. Роль эта на первый […]
    • Мрачный и беспросветный, наполненный бездонными колодцами нужды, вины, стыда и греха - таким предстает читателю-дебютанту роман Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание". Как большинство произведений этого великого (без преувеличений и лести) автора, действие происходит в Санкт-Петербурге. Место действия не может не отразиться на всем, без исключений. На лицах героев, бледных, изможденных непогодой, чахоточных. На дворах-колодцах, зловещих, темных, толкающих к самоубийству. На погоде, вечно сырой и […]
    • В произведениях Ф. М. Достоевского много цветовых символов. Встречаются они довольно часто и в романе «Преступление и наказание». Именно цвет помогает понять душевное состояние героев произведения. Чаще всего на страницах романа встречается жёлтый цвет. Это – «жёлтенькие обои» в комнате Раскольникова и других героев. «Пожелтелая кацавейка» у Алёны Ивановны. У Сони – «жёлтый билет». У Лужина перстень с жёлтым камнем. Жёлтая мебель, жёлтое лицо, желтые рамки, сахар тоже жёлтого цвета. Ощущение от такой цветовой […]
    • Роман «Преступление и наказание» - произведение, в котором вступают в конфликт мысли и чувства людей, в котором идеологическая теория натыкается на жизненную практику. Достоевскому удалось отразить степень влияния увлечения идеями революционного преобразования общества и теории индивидуализма на современную ему молодёжь. Благодаря своему творческому чутью и глубокому знанию психологии человеческой, писатель смог рассказать в своём произведении о том, как пагубно может отразиться в неокрепших умах идеологическая […]


  • Рассказать друзьям