Система ведения реестра владельцев ценных бумаг.

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Все акционерные общества не зависимо от формы собственности (АО, ПАО, ОАО, ЗАО) зарегистрированные на территории Российской Федерации обязаны обеспечить ведение реестра акционеров специализированным регистратором имеющим лицензию на ведение реестра владельцев ценных бумаг в соответствии с правовыми актами Российской Федерации.

До 01.10.2014 г. все акционерные общества самостоятельно осуществляющие ведение реестра акционеров были обязаны передать реестр акционеров регистратору имеющему лицензию на ведение реестра владельцев именных ценных бумаг. Запрет на самостоятельное ведение реестра появился с вступлением в законную силу Федерального закона от 02.07.2013 N 142-ФЗ «О внесении изменений в подраздел 3 раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» . То есть только регистраторы могут быть держателями реестров акционеров . За нарушение требований действующего законодательства о передачи функции ведения реестра регистратору, эмитент ценных бумаг может быть привлечен к административной ответственности (Ст. 15.22 КоАП РФ) с возможным наложением на юридическое лицо штрафа до 1 миллиона рублей, либо с дисквалификацией Директора общества на срок до двух лет .

Акционерное общество “Новый регистратор” – специализированный держатель реестров владельцев ценных бумаг (Регистратор) , согласно лицензии № 045-13951-000001 от 30.03.2006 г. выданной ФСФР РФ (Банком России) . Мы прилагаем максимум усилий для обеспечения наших клиентов (эмитентов) качественной услугой – ведение реестра акционеров (владельцев облигаций) , и берем на себя все сопутствующие корпоративные проблемы, связанные с данным видом деятельности.

В настоящее время, Самарский филиал Акционерного общества “Новый регистратор” готов предложить услуги по ведению реестра акционеров (владельцев облигаций) для эмитентов ценных бумаг находящихся как на территории Самарской, Саратовской, Оренбургской и Ульяновской областях, так и в любой точке Российской Федерации .

Стоимость услуги по ведению реестра акционеров

Самарский филиал Акционерного общества “Новый регистратор” придерживается политики доступности услуг регистратора для абсолютного большинства эмитентов как в Самарской области, так и в соседних регионах. В политике ценообразования мы подходим к каждому клиенту индивидуально! Низкая стоимость услуг по ведению реестра акционеров предлагаемая Самарским филиалом обусловлена большим объемом дополнительных услуг которые мы готовы предложить нашим клиентам, такие как участие в качестве счетной комиссии на общих собраний акционеров, проведение рассылок материалов к общим собраниям акционеров, подготовка и регистрация выпусков акций, раскрытие информации и другие услуги… Стоимость данных услуг не высокая, поэтому наши дополнительные услуги доступны абсолютному большинству наших эмитентов. С полным перечнем дополнительных услуг оказываемых Самарским филиалом АО “Новый регистратор”, Вы можете в разделе нашего сайта – . Кроме того, помещение занимаемое филиалом находится в собственности компании! Мы не платим высокую арендную плату, что также положительно сказывается на стоимости наших услуг. Поэтому мы можем предложить своим эмитентам оказание услуг по ведению реестров акционеров – дёшево !

Стоимость обслуживания реестра определяется Договором на оказание услуг по ведению и хранению реестра владельцев именных ценных бумаг – акционеров () и складывается из стоимости услуг за передачу регистратору реестра акционеров и ежемесячной абонентской платой, которая зависит от количества акционеров в реестре на момент передачи ( ).

В случае если реестр акционеров Вашей компании ведётся у другого регистратора, то мы не возьмём дополнительной платы за оказание услуг по передаче реестра акционеров Вашей компании, то есть примем Ваш реестр бесплатно . В случае если реестр акционеров ведется эмитентом самостоятельно, стоимость услуг по передаче нам реестра акционеров зависит от текущего состояния реестра и как правило соразмерна абонентской плате. В случае, если ведение реестра акционеров осуществлялось эмитентом с нарушением требований действующего законодательства – может потребоваться проведение процедуры восстановления реестра акционеров, включая регистрационные журналы, журналы входящих документов и т.д.! Стоимость консультационных услуг по восстановлению реестра акционеров рассчитывается индивидуально и зависит от объема работ.

** Для эмитентов, чьи реестры ведутся у регистраторов (их филиалов) находящихся на территории Самарской области

Как передать реестр акционеров регистратору

Процедура передачи реестра акционеров регистратору различается в зависимости от того кто на момент передачи ведёт реестр акционеров (эмитент или регистратор), зарегистрировано ли акционерное общество в налоговой инспекции или только принято решение о его создании…

Для наиболее комфортного прохождения процедуры передачи функции ведения реестра акционеров в АО “Новый регистратор”, Самарский филиал подготовил некоторые рекомендации для эмитентов, а также шаблоны документов которые могут помочь представителям эмитента для прохождения процедуры передачи реестра акционеров. Выберите подходящий Вам вариант:

1. Эмитент зарегистрирован в ФНС до 01 октября 2014г., но не передал ведение реестра акционеров специализированному регистратору?

Все акционерные общества (ОАО, ЗАО, АООТ, АОЗТ) до 1 октября 2014 года были обязаны передать функцию ведения реестра акционеров специализированному регистратору в связи с вступлением в силу с 01.10.2013 года Федерального закона от 02.07.2013 г. № 142-ФЗ «О внесении изменений в подраздел 3 раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» (принят Государственной Думой 21.06.2013 г., одобрен Советом Федерации 26.06.2013 г.)

Если Вы не ещё выполнили требования Гражданского кодекса Российской Федерации – рекомендуем обратиться в соответствующий раздел нашего сайта для передачи нам функцию ведения реестра акционеров –

Дополнительно представляем Вам

2. Хотите сменить регистратора акционерного общества и передать реестр акционеров другому регистратору?

Случай когда акционерное общество ранее выполнило обязанность по передаче функции ведения реестра акционеров специализированному регистратору, но он Вас по ряду причин не устроил. В данном случае руководство эмитента должно принять решение о смене регистратора акционерного общества, заключить договор на ведение реестра владельцев ценных бумаг с другим регистратором, уведомить о данном факте акционеров и инициировать процедуру смены регистратора акционерного общества с которым заключен договор на ведение реестра. Более подробную информацию о передаче реестра акционеров при смене регистратора Вы можете получить в соответствующем разделе на нашем сайте – .

3. Решили создать акционерное общество (учредить АО)?

Ведение реестра акционеров это обязанность всех акционерных обществ, которая появляется в момент регистрации общества в Федеральной налоговой службе. Учредители создаваемого акционерного общества должны определится с выбором регистратора на этапе подготовки решения об учреждении компании, для этого, учредители должны предварительно получить от регистратора официальное коммерческое предложение! После регистрации общества в налоговой инспекции , руководством эмитента может быть заключен договор с регистратором на ведение реестра акционеров . Более подробную информацию о передаче реестра акционеров при учреждении акционерного общества (АО) Вы можете получить в соответствующем разделе на нашем сайте –

4. Руководством организации принято решение о реорганизации и смене формы собственности юридического лица на акционерное общество?

деятельность по сбору, фиксации, обработке, хранению и предоставлению данных, составляющих систему ведения реестра владельцев ценных бумаг. Основу правового регулирования этой деятельности в РФ составляет ФЗ РФ от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг". Основная цель - информирование эмитента именных ценных бумаг о лицах, которым он вправе и обязан производить исполнение по этим бумагам. Лицо, осуществляющее эту деятельность, именуется держателем реестра, или регистратором. Ее может осуществлять как сам эмитент,так и специальная организация. В роли последней может выступать специализированный регистратор или иная профессиональная организация. В США регистраторов обычно именуют трансферт-агентами, тогда как в. России трансферт-агентам отводится роль помощников регистраторов.

Трансферт-агент - юридическое лицо, профессиональный участник рынка ценных бумаг, который по договору с регистратором принимает от зарегистрированных лиц или их уполномоченных представителей и передает регистратору информацию и документы, необходимые для проведения операций в реестре, а также принимает от регистратора и передает зарегистрированным лицам или их уполномоченным представителям информацию и документы, полученные от регистратора. Трансферт-агент не осуществляет открытие и ведение лицевых счетов зарегистрированных лиц и иные операции в реестре. Трансферт-агент

вправе действовать на основании договора с регистратором без получения специальной лицензии. Заключение договора с трансферт-агентом не освобождает регистратора от ответственности за ведение и хранение реестра.

В РФ в силу сложившихся традиций, а также по причине неразвитости депо-зитарной системы (которая в зарубежных странах зачастую выполняет функции по ведению реестров) институт регистраторов весьма популярен. Регистратор осуществляет деятельность по ведению реестра на основании договора с эмитентом. Регистратор ведет лицевые счета зарегистрированных в реестре лиц, на которых указывается информация о количестве принадлежащих каждому из них ценных бумаг и их характеристиках. Любые юридические факты, связанные с переходом прав на ценные бумаги, подлежат отражению в реестре. Держатель реестра помимо своей основной функции - ведения списка зарегистрированных в реестре лиц - обычно выполняет связанные с ней дополнительные обязанности. Например, при документарной форме выпуска ценных бумаг он обеспечивает оформление, выдачу и аннулирование сертификатов; фиксирует факты ареста ценных бумаг, их залога и иных обременении;выполняет действия, связанные с практической реализацией таких корпоративных действий, как конвертация, дробление,консолидация и аннулирование ценных бумаг. В некоторых странах он может выполнять роль платежного агента эмитента при выплате доходов по ценным бумагам, передавать от эмитента информацию владельцам ценных бумаг и т.п.

Эмитент, поручивший деятельность по ведению реестра регистратору, может раз в год требовать у последнего предоставления реестра за вознаграждение, не превышающее затраты на его составление. В остальных случаях размер вознаграждения определяется договором эмитента и регистратора. Держатель реестра имеет право взимать со сторон по сделке плату, соответствующую количеству распоряжений о передаче ценных бумаг и одинаковую для всех юридических и физических лиц, но не вправе взимать со сторон по сделке плату в виде процента от объема сделки. Порядок определения максимального размера оплаты услуг держателя реестра определяется ФКЦБ РФ. Лицу, нарушившему порядок системы ведения и составления реестра, а также формы отчетности (эмитенту, регистратору, депозитарию, владельцу), может быть предъявлен иск о возмещении ущерба (включая упущенную выгоду), возникшего из-за невозможности осуществить права, закрепленные ценными бумагами. Держатель реестра обязан по требованию владельца или лица, действующего от его имени, а также номинального держателя ценных бумаг предоставить выписку из системы ведения реестра по его лицевому счету. Права и обязанности держателя реестра, порядок деятельности по его ведению определяются действующим законодательством и договором, заключенным между регистратором и эмитентом. В обязанности держателя реестра входит: а) открыть каждому владельцу, изъявившему желание быть зарегистрированным, а также номинальному держателю ценных бумаг лицевой счет в системе ведения реестра на основании уведомления об уступке требования или распоряжения о передаче ценных бумаг, а при размещении эмиссионных ценных бумаг - на основании уведомления продавца ценных бумаг; б) вносить в систему ведения реестра все необходимые изменения и дополнения; в) производить операции на лицевых счетах владельцев и номинальных держателей ценных бумаг только по их поручению; г) доводить до зарегистрированных лиц информацию, предоставляемую эмитентом;

д) предоставлять зарегистрированным в системе ведения реестра владельцам и номинальным держателям ценных бумаг, владеющим более 1% голосующих акций эмитента, данные из реестра об имени (наименовании) зарегистрированных и о количестве, категории и номинальной стоимости принадлежащих им ценных бумаг; е) информировать зарегистрированных в системе ведения реестра владельцев и номинальных держателей ценных бумаг о правах, закрепленных ценными бумагами, и о способах и порядке осуществления этих прав;

ж) строго соблюдать порядок передачи системы ведения реестра при расторжении договора с эмитентом. Форма распоряжения о передаче ценных бумаг и указываемые в нем сведения устанавливаются ФКЦБ. Регистратор не вправе предъявлять дополнительные требования при внесении изменений в данные системы ведения реестра помимо тех, которые устанавливаются в порядке, предусмотренном законом. В случае прекращения действия договора регистратор передает другому держателю реестра, указанному эмитентом, информацию, полученную от последнего, все данные и документы, составляющие систему ведения реестра, а также реестр на дату прекращения действия договора. Передача производится вдень расторжения договора. При замене держателя реестра эмитент дает объявление об этом в СМИ или уведомляет всех владельцев ценных бумаг письменно за свой счет.

Вести реестр акционеров может как само АО, так и специализированный регистратор. Общество, поручившее ведение и хранение реестра акционеров специализированному регистратору, не освобождается от ответственности за его ведение и хранение.

В РФ действует Профессиональная ассоциация регистраторов, трансферт-агентов и депозитариев (ПАРТАД), На основе стандартов, утвержденных ПАРТАДом, разработано Временное положение о ведении реестра владельцев именных ценных бумаг, утвержденное постановлением ФКЦБ от 12 июля 1995 г. № 3, где эта деятельность урегулирована более подробно.

Ведение реестра - исключительный вид деятельности, который не может совмещаться ни с какими другими видами и подлежит лицензированию. Лицензии на право осуществления деятельности по ведению реестра выдаются ФКЦБ. Она же контролирует деятельность регистраторов. ФКЦБ может приостановить действие лицензии или аннулировать ее а случаях нарушения регистратором требований законодательства РФ и актов ФКЦБ.

Профессиональные участники рынка ценных бумаг, осуществляющие деятельность по ведению реестра, вправе самостоятельно, но в размере, не превышающем сумм, установленных ФКЦБ, устанавливать плату за: внесение записей в систему ведения реестра о передаче ценных бумаг; изменение и дополнение данных, содержащихся в системе ведения реестра о зарегистрированном лице (в том числе за внесение записей об обременении именных ценных бумаг, об изменении реквизитов зарегистрированного лица), за исключением информации, отражающей передачу ценных бумаг; предоставление выписки из системы ведения реестра.

Профессиональные участники рынка ценных бумаг, осуществляющие деятельность по ведению реестра, в целях обеспечения условий своей профессиональной деятельности могут создавать саморегулируемые организации - добровольные некоммерческие организации. Таким организациям предоставлено право принимать обязательные для их членов стандарты деятельности по ведению реестра, которые должны быть зарегистрированы в ФКЦБ.

Порядок ведения реестра владельцев отдельных видов ценных бумаг может определяться в специальных нормативных актах.

Во многих зарубежных странах институт регистраторов отсутствует. Профессиональную деятельность по ведению реестра там осуществляют депозитарии. Особенно это характерно для стран, где существуют национальные центральные депозитарии. Такое положение существует в Германии, Скандинавских странах, Швейцарии. В некоторых странах, например во Франции или США, специализированные регистраторы еще существуют, нодепозитар-ная система их вытесняет. Это объясняется тем, что держатели реестров и депозитарии в большинстве своем выполняют аналогичные функции - фиксацию прав на ценные бумаги и сопутствующие этому виды деятельности. При выпуске ценных бумаг в бездокументарной форме функции реестродержателя полностью поглощаются функциями депозитария.

Лит..\"Иванов А.Н. Профессиональные участники рынка ценных бумаг/ / Практикум акционирования. Выпуск 6;

Рубцов Б. Б. Зарубежные фондовые рынки: инструменты, структура, механизм функционирования. М., 1996; Рынок ценных бумаг: Учебник/Под редакциейВ.А.Галано-ва, А.И.Басова. М., 1996.

Крылова М.А.


Энциклопедия юриста . 2005 .

Смотреть что такое "" в других словарях:

    ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ВЕДЕНИЮ РЕЕСТРА ВЛАДЕЛЬЦЕВ ЦЕННЫХ БУМАГ Юридическая энциклопедия

    Сбор, фиксация, обработка, хранение и предоставление данных, составляющих систему ведения реестра владельцев ценных бумаг. В РФ деятельностью по ведению реестра владельцев ценных бумаг имеют право заниматься только юридические лица. См. также:… … Финансовый словарь

    Деятельность по ведению реестра владельцев ценных бумаг - (англ. process of recording the list of owners of stocks) в РФ сбор, фиксация, обработка, хранение и предоставление данных, составляющих систему ведения реестра владельцев ценных бумаг. Д. по в.р.в.ц.б. имеют право заниматься только юридические… … Энциклопедия права

    Юридический словарь

    Деятельность по ведению реестра владельцев ценных бумаг - Деятельностью по ведению реестра владельцев ценных бумаг признаются сбор, фиксация, обработка, хранение и предоставление данных, составляющих систему ведения реестра владельцев ценных бумаг. Деятельностью по ведению реестра владельцев ценных… … Словарь: бухгалтерский учет, налоги, хозяйственное право

    Один из видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг: сбор, фиксация, обработка, хранение и предоставление данных, составляющих систему ведения реестра владельцев ценных бумаг. Деятельностью по ведению реестра имеют право заниматься… … Энциклопедический словарь экономики и права

    ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ВЕДЕНИЮ РЕЕСТРА ВЛАДЕЛЬЦЕВ ЦЕННЫХ БУМАГ - сбор, фиксация, обработка, хранение и предоставление данных, составляющих систему ведения реестра владельцев ценных бумаг. Вид профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, осуществляемый регистраторами (держателями реестра). Деятельностью … Энциклопедия российского и международного налогообложения

    Деятельность по ведению реестра владельцев ценных бумаг - Деятельностью по ведению реестра владельцев ценных бумаг признаются сбор, фиксация, обработка, хранение и предоставление данных, составляющих систему ведения реестра владельцев ценных бумаг. Федеральный закон от 22.04.96 N 39 ФЗ, ст.8 … Словарь юридических понятий

    деятельность по ведению реестра владельцев ценных бумаг - в соответствии с ФЗ О рынке ценных бумаг от 22 апреля 1996 г. один из видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг: сбор, фиксация, обработка, хранение и предоставление данных, составляющих систему ведения реестра владельцев ценных… … Большой юридический словарь

    ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ВЕДЕНИЮ РЕЕСТРА ВЛАДЕЛЬЦЕВ ЦЕННЫХ БУМАГ - сбор, фиксация, обработка, хранение и предоставление данных, составляющих систему ведения реестра владельцев ценных бумаг … Большой экономический словарь

  • Виды ценных бумаг. Реквизиты бланков
  • Классификация ценных бумаг
  • 2.2. Эмиссия ценных бумаг Стандарты эмиссии ценных бумаг
  • Процедура эмиссии и ее особенности
  • Этапы выпуска ценных бумаг
  • 2.3. Система государственной регистрации ценных бумаг
  • Государственные ценные бумаги
  • Корпоративные ценные бумаги
  • Ценные бумаги кредитных организаций
  • Ценные бумаги, регистрируемые фкцб
  • 2.4. Государственные ценные бумаги
  • Федеральные государственные ценные бумаги
  • Виды федеральных государственных ценных бумаг
  • Ценные бумаги Центрального банка Российской Федерации
  • Государственные ценные бумаги субъектов Российской Федерации
  • Муниципальные ценные бумаги
  • 2.5. Порядок эмиссии государственных и муниципальных ценных бумаг
  • Выпуски государственных и муниципальных ценных бумаг
  • Порядок возникновения обязательств
  • Генеральные условия эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг
  • Особенности исполнения обязательств по государственным и муниципальным ценным бумагам
  • 2.6. Корпоративные ценные бумаги
  • Акции акционерных обществ
  • Облигации
  • Жилищные сертификаты
  • Векселя
  • Складские свидетельства
  • Закладные
  • Депозитные и сберегательные сертификаты
  • 2.7. Ценные бумаги, выпускаемые зарубежными эмитентами
  • Ценные бумаги корпораций
  • Государственные долговые обязательства
  • Контрольные вопросы
  • Глава 3. Производные финансовые инструменты и страхование рисков
  • 3.1. Срочные производные финансовые инструменты. Фьючерсы
  • Роль и функции биржи
  • 3.2. Срочные производные финансовые инструменты. Опционы*
  • Виды опционов
  • Характеристики опционов
  • Участники опционных сделок
  • Гарантии осуществления сделок
  • 3.3. Основные риски от опционных позиций
  • Риски покупателей опционов
  • Риски продавцов опционов
  • 3.4. Другие производные финансовые инструменты
  • Депозитарные свидетельства на мировом фондовом рынке
  • Депозитарные свидетельства на российском фондовом рынке
  • Опционные свидетельства
  • Производные срочные финансовые инструменты
  • Контрольные вопросы
  • Глава 4. Профессиональная деятельность на рынке ценных бумаг
  • 4.1. Участники торговых операций на рынке ценных бумаг
  • Брокерская и дилерская деятельность
  • Участникам рынка ценных бумаг в зависимости от вида профессиональной деятельности
  • Деятельность по управлению ценными бумагами
  • Риски биржевого фондового рынка
  • 4.2. Учет движения и фиксация права собственности на ценные бумаги
  • Деятельность по определению взаимных обязательств (клиринг)
  • Депозитарная деятельность
  • Деятельность по ведению реестра владельцев ценных бумаг
  • 4.3. Деятельность организаторов торговли на рынке ценных бумаг
  • Организаторы торговли на фондовом рынке
  • Основные правила функционирования организаторов торговли
  • 4.4. Лицензирование профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг
  • Основные понятия и определения
  • Основные принципы лицензирования
  • Требования и условия лицензирования
  • Особенности лицензирования профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг
  • Квалификационные требования к специалистам организаций - профессиональных участников рынка ценных бумаг
  • 4.5. Внутренняя отчетность профессиональных участников рынка ценных бумаг
  • Правила ведения внутреннего учета
  • Регистры внутреннего учета профессиональных участников рынка ценных бумаг
  • Контрольные вопросы
  • Глава 5. Эмитенты на рынке ценных бумаг
  • 5.1. Способы классификации эмитентов
  • Виды эмитентов
  • Организационно-правовая форма эмитентов
  • Профессиональная деятельность эмитентов
  • Инвестиционная привлекательность эмитентов
  • 5.2. Юридические лица
  • Создание, реорганизация и ликвидация юридических лиц
  • Хозяйственные товарищества и общества
  • Производственные кооперативы
  • Государственные и муниципальные унитарные предприятия
  • Некоммерческие организации
  • 5.3. Юридические лица. Акционерные общества
  • Создание и ликвидация акционерного общества
  • Уставный капитал акционерного общества
  • Акционеры
  • Размещение и приобретение акций и иных ценных бумаг
  • Крупные сделки
  • Управление в акционерном обществе
  • Контрольные вопросы
  • Глава 6. Инвесторы на рынке ценных бумаг
  • 6.1. Характеристика инвесторов рынка ценных бумаг
  • Стратегия инвесторов на фондовом рынке
  • Тактика инвесторов на фондовом рынке
  • 6.2. Стратегические инвесторы на рынке ценных бумаг Задачи инвесторов
  • Обеспечение экономической безопасности компании рыночными методами
  • Задачи, стоящие перед акционером, по управлению акционерным обществом
  • Осуществление безопасного выпуска акций при увеличении уставного капитала
  • 6.3. Институциональные инвесторы на рынке ценных бумаг*
  • Регламент проведения собрания
  • Процедуры голосования
  • Контрольные вопросы
  • Глава 7. Паевые, страховые, негосударственные пенсионные и инвестиционные фонды на рынке ценных бумаг
  • 7.1. Паевые инвестиционные фонды на рынке ценных бумаг Характеристика паевых инвестиционных фондов
  • Основные принципы функционирования паевых инвестиционных фондов
  • 7.2. Страховые компании на рынке ценных бумаг
  • Характеристика процесса страхования
  • Основы финансовой устойчивости страховщиков
  • 7.3. Негосударственные пенсионные фонды на рынке ценных бумаг
  • Порядок создания негосударственного пенсионного фонда
  • Принципы размещения пенсионных резервов
  • Управление пенсионными резервами
  • Требования к инвестированию активов фондов
  • Правила инвестирования активов негосударственных пенсионных фондов
  • 7.4. Инвестиционные фонды на рынке ценных бумаг
  • Организация деятельности инвестиционных фондов
  • Условия осуществления деятельности инвестиционных фондов
  • Участники деятельности инвестиционных фондов
  • Требования к отчетности инвестиционных фондов
  • Контрольные вопросы
  • Глава 8. Налогообложение операций с ценными бумагами
  • 8.1. Общая характеристика системы налогообложения в России
  • Классификация налогов
  • 8.2. Налог на операции с ценными бумагами
  • Порядок и сроки уплаты налога
  • Исключения из системы налогообложения
  • 8.3. Налогообложение операций с государственными ценными бумагами
  • Доход по государственным ценным бумагам
  • Налогообложение доходов и прибыли от ценных бумаг
  • Налогообложение прибыли и доходов иностранных юридических лиц
  • 8.4. Налогообложение доходов от операций с корпоративными ценными бумагами
  • Налогообложение доходов и прибыли, полученных от акций и облигаций
  • 8.5. Налогообложение доходов и прибыли профессиональных участников рынка ценных бумаг
  • Особенности налогообложения для профессиональных участников рынка ценных бумаг
  • 8.6. Налогообложение доходов физических лиц от операций с ценными бумагами
  • Льготы по налогообложению доходов физических лиц от операций с ценными бумагами
  • Налог на имущество физических лиц
  • Контрольные вопросы
  • Глава 9. Бухгалтерский учет операций с ценными бумагами
  • 9.1. Основы организации бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности операций с ценными бумагами Общие требования к организации бухгалтерского учета операций с ценными бумагами
  • 9.2. Бухгалтерский учет операций с ценными бумагами профессиональных участников рынка ценных бумаг
  • Общие положения организации бухгалтерского учета профессиональными участниками рынка ценных бумаг
  • Учет операций по приобретению и реализации ценных бумаг
  • Расчет себестоимости реализованных ценных бумаг
  • Учет затрат, включаемых в издержки профессиональными участниками рынка ценных бумаг и инвестиционными фондами
  • Учет отдельных операций инвестиционных фондов
  • 9.3. Бухгалтерский учет операций с государственными ценными бумагами
  • Учет операций с государственными краткосрочными облигациями
  • Учет операций с облигациями внутреннего валютного займа (оввз)
  • 9.4. Бухгалтерский учет операций с корпоративными ценными бумагами
  • Резерв под обесценение корпоративных ценных бумаг
  • Организация учета операций с ценными бумагами у эмитента
  • Учет операций с корпоративными облигациями у эмитентов
  • Учет операций с ценными бумагами у инвесторов
  • Бухгалтерский учет и отчетность в паевом инвестиционном фонде
  • Контрольные вопросы
  • Глава 10. Основы финансовых вычислений по операциям на рынке ценных бумаг
  • 10.1. Основные понятия и формулы. Метод альтернативной доходности
  • Основные типы задач, встречающихся при осуществлении операций на фондовом рынке
  • Алгоритмы решения задач
  • 10.2. Частные методики решения вычислительных задач
  • Собственные и заемные средства при совершении сделок с ценными бумагами
  • Страхование финансовых рисков
  • Бескупонные облигации
  • 10.3. Метод дисконтирования денежных потоков Общие понятия и терминология
  • Примеры использования метода дисконтирования денежных потоков
  • 10.4. Методика качественного анализа операций с производными ценными бумагами (опционами)
  • 10.5. Примеры решения некоторых задач
  • Контрольные вопросы
  • Словарь терминов, используемых на биржевом и внебиржевом фондовом рынке
  • Список основных законодательных актов, регламентирующих функционирование фондового рынка Кодексы
  • Федеральные законы
  • Указ Президента Российской Федерации
  • Постановления Правительства Российской Федерации
  • Документы Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг
  • Постановления Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг
  • Документы Центрального банка Российской Федерации
  • Документы Министерства финансов Российской Федерации
  • Документы Государственной налоговой службы Российской Федерации
  • Список рекомендуемой литературы
  • Глава 1. Основные понятия рынка ценных бумаг 5
  • Глава 2. Финансовые инструменты рынка ценных бумаг 34
  • Глава 3. Производные финансовые инструменты и страхование рисков 93
  • Глава 4. Профессиональная деятельность на рынке ценных бумаг 133
  • Глава 5. Эмитенты на рынке ценных бумаг 181
  • Глава 6. Инвесторы на рынке ценных бумаг 212
  • Глава 7. Паевые, страховые, негосударственные пенсионные и инвестиционные фонды на рынке ценных бумаг 231
  • Глава 8. Налогообложение операций с ценными бумагами 272
  • Глава 9. Бухгалтерский учет операций с ценными бумагами 299
  • Глава 10. Основы финансовых вычислений по операциям на рынке ценных бумаг 331
  • Килячков а.А., Чалдаева л.А.
  • Деятельность по ведению реестра владельцев ценных бумаг

    Деятельностью по ведению реестра владельцев ценных бумаг при­знаются сбор, фиксация, обработка, хранение и предоставление дан­ных, составляющих систему ведения реестра владельцев ценных бумаг. Лица, осуществляющие деятельность по ведению реестра вла­дельцев ценных бумаг, именуются держателями реестра (регистрато­рами или реестродержателями). Деятельностью по ведению реестра владельцев ценных бумаг имеют право заниматься только юридичес­кие лица.

    Основными руководящими документами, регламентирующими деятельность регистраторов, являются:

      Федеральный закон «О рынке ценных бумаг»;

      постановление Федеральной комиссии по рынку ценных бум от 19 июня 1998 г. № 24 «Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по ведению реестра владельцев именных ценных бумаг» (с изменениями от 14 июля, 23 и 24 ноября 1998 г.);

      постановление Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 2 октября 1997 г. № 27 «Об утверждении Положения о веде­нии реестра владельцев именных ценных бумаг» (с изменения­ми от 31 декабря 1997 г., 12 января и 20 апреля 1998 г.);

      Положение о порядке прекращения исполнения функций номи­нального держателя ценных бумаг, утвержденное постановле­нием Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 10 ноября 1998 г. № 46.

    Требования к реестродержателю.

    Держателем реестра может быть эмитент или профессиональный участник рынка ценных бумаг, осуществляющий деятельность по ведению реестра на основании поручения эмитента. В случае, если число владельцев ценных бумаг, зарегистрированных в реестре, превышает 500, держателем реестра должна быть независимая специализирован­ная организация, являющаяся профессиональным участником рынка ценных бумаг и осуществляющая деятельность по ведению реестра. Этот вид является лицензируемым видом профессиональной деятель­ности на фондовом рынке, не допускающим совмещения с другими видами профессиональной деятельности. Лицензия на право зани­маться деятельностью по ведению реестров акционеров выдается сро­ком до 6 месяцев с последующим продлением по решению ФКЦБ. Договор на ведение реестра заключается только с одним юридическим лицом. Регистратор может вести реестры владельцев ценных бумаг неограниченного числа эмитентов.

    Российское законодательство установило весьма жесткие требова­ния к организациям, осуществляющим профессиональную деятель­ность по ведению реестров акционеров. Эти требования относятся к финансово-экономическому состоянию регистратора, наличию у него достаточного количества клиентов, структуре уставного капитала и уровню профессиональной подготовки специалистов реестродержа­теля.

    Финансово-экономическое состояние реестродержателя:

      собственный капитал реестродержателя в течение всего перио­да его деятельности должен быть не менее суммы, эквивалент­ной 200 тыс. ЭКЮ. В том случае, если регистраторы осущест­вляют ведение реестров эмитентов, более 25% акций которых находится в федеральной собственности, собственный капитал регистраторов должен быть не менее 400 тыс. ЭКЮ;

      неснижаемый остаток денежных средств на счетах регистратора и средств в государственных ценных бумагах (ГКО, ОФЗ, ОГСЗ, ОВВЗ, муниципальных ценных бумагах) должен состав­лять не менее 20% от величины собственного капитала. Если реестродержатель имеет договор страхования своей ответствен­ности по возмещению имущественного вреда третьим лицам в результате осуществления им профессиональной деятельности в качестве регистратора, то неснижаемый остаток должен со­ставлять не менее 10% от величины собственного капитала.

    Наличие достаточного количества клиентов:

      у реестродержателя должно быть не менее 25 реестров эмитен­тов с числом владельцев именных ценных бумаг по каждому эмитенту более 500, а у регистраторов, местом нахождения ко­торых являются Москва, Московская область, Санкт-Петер­бург, Ленинградская, Нижегородская, Самарская и Свердлов­ская области, - не менее 50 реестров эмитентов с числом владельцев именных ценных бумаг по каждому эмитенту более 500 В том случае, если организация подала заявление на получение лицензии в качестве регистратора, она должна иметь не менее 15 договоров на ведение реестров, заключенных с эмитентами, с числом владельцев именных ценных бумаг более 500 у каждого возникновение прав и обязанностей по которым поставлено в зависимость от получения заявителем лицензии.

    Структура уставного капитала реестродержателя:

      в уставном капитале реестродержателя вклад любого акционера не должен превышать 20%;

      уставный капитал не может быть оплачен ценными бумагами эмитентами которых являются его акционеры, а также ценными бумагами эмитентов, ведение реестров которых осуществляет регистратор.

    Уровень профессиональной подготовки специалистов реестродер­жателя:

      в штате реестродержателя должно быть не менее двух специа­листов, удовлетворяющих квалификационным требованиям по данному виду профессиональной деятельности на рынке цен­ных бумаг;

      эмитент, самостоятельно осуществляющий ведение своего рее­стра, должен иметь в штате не менее одного специалиста, имею­щего квалификационный аттестат.

    Кроме перечисленного реестродержатель должен состоять в само­регулируемой организации, объединяющей профессиональных участ­ников фондового рынка, которые осуществляют деятельность по веде­нию реестров владельцев именных ценных бумаг.

    Отметим, что руководителем исполнительного органа регистрато­ра, главным бухгалтером и контролером не может быть лицо:

      имеющее непогашенную или неснятую судимость за преступле­ния в сфере экономики;

      выполнявшее функции директора, главного бухгалтера, контро­лера или входившее в состав коллегиального исполнительного органа профессионального участника фондового рынка в пери­од совершения нарушения, повлекшего аннулирование лицен­зии. Это запрещение действует в течение трех лет с даты аннулирования лицензии профессионального участника рынка ценных бумаг. Данное ограничение не применяется в случае аннулирования лицензии вследствие прекращения деятельное юридического лица в результате его реорганизации или ликвидации по решению учредителей.

    Система ведения реестра владельцев ценных бумаг

    Под системой ведения реестра владельцев ценных бумаг понима­ется совокупность данных, зафиксированных на бумажном носителе или с использованием электронной базы данных, обеспечивающая идентификацию зарегистрированных в системе ведения реестра вла­дельцев ценных бумаг и учет их прав в отношении этих ценных бумаг. Система ведения реестра должна обеспечивать сбор и хранение ин­формации о всех документах, на основании которых были внесены изменения в систему ведения реестра владельцев ценных бумаг, и о всех действиях держателя реестра по внесению этих изменений. Ре­естр владельцев ценных бумаг - это часть системы ведения реестра, представляющая собой список зарегистрированных владельцев с ука­занием количества, номинальной стоимости и категории принадлежа­щих им именных ценных бумаг, составленный по состоянию на любую установленную дату и позволяющий идентифицировать этих владель­цев, количество и категорию принадлежащих им ценных бумаг. Эми­тент, заключивший договор с регистратором, не освобождается от от­ветственности за ведение системы ведения реестра.

    Реестр должен содержать данные, достаточные для идентифика­ции зарегистрированных лиц. В реестре должна содержаться инфор­мация:

      об эмитенте и о всех выпусках ценных бумаг эмитента;

      о регистраторе, его обособленных подразделениях и трансфер-агентах;

      о зарегистрированных лицах, ценных бумагах, учитываемых на их лицевых счетах и об операциях по их лицевым счетам.

    Если регистратор выявляет, что количество ценных бумаг, учиты­ваемых на счетах зарегистрированных лиц, меньше общего количества выпущенных и размещенных ценных бумаг, регистратор обязан от­крыть счет «ценные бумаги неустановленных лиц». Статус «ценные бумаги неустановленного лица» присваивается и в том случае, когда невозможно однозначно идентифицировать зарегистрированное лицо его лицевому счету. Для лицевых счетов физических лиц основанием для присвоения такого статуса является отсутствие в реестре данных о документе, удостоверяющем личность зарегистрированного лица. Для лицевых счетов юридических лиц основанием для присвоения статуса «ценные бумаги неустановленного лица» является отсутствие данных о полном наименовании, номере и дате государственной регистрации юридического лица, месте его нахождения.

    Для ценных бумаг на предъявителя система ведения реестра вла­дельцев ценных бумаг не ведется.

    Обязанности реестродержателя

    В обязанности держателя реестра входит:

    1) открыть каждому владельцу, изъявившему желание быть зарегистрированным у держателя реестра, а также номинальному держа­телю ценных бумаг лицевой счет в системе ведения реестра;

    2) производить операции на лицевых счетах владельцев и номи­нальных держателей ценных бумаг только по их поручению. Держа­тель реестра вносит изменения в систему ведения реестра на основа­нии документов, подтверждающих переход права собственности на ценные бумаги. Отказ от внесения записи в систему ведения реестра или уклонение от такой записи, в том числе в отношении добросовест­ного приобретателя, не допускается;

    3) вносить в систему ведения реестра все необходимые изменения и дополнения;

    4) доводить до зарегистрированных лиц информацию, предостав­ляемую эмитентом, а также информацию о правах, закрепленных цен­ными бумагами, о способах и порядке осуществления этих прав;

    5) предоставлять зарегистрированным в системе ведения реестра владельцам и номинальным держателям ценных бумаг, владеющим более 1% голосующих акций эмитента, данные из реестра о наимено­вании зарегистрированных в реестре владельцев, количестве, катего­рии и номинальной стоимости принадлежащих им ценных бумаг;

    6) строго соблюдать порядок передачи системы ведения реестра при расторжении договора с эмитентом.

    Срок проведения операций в реестре исчисляется с даты предо­ставления необходимых документов регистратору. Сроки проведения различных операций представлены в табл. 4.2.

    Таблица 4.2. Сроки исполнения операций

    Срок проведения операций

    Вид операции

    В течение одного дня

    Конвертация ценных бумаг по распоряжению эмитента, аннулиро­вание ценных бумаг при конвертации

    Выдача уведомления о списании со счета и зачислении на счет ценных бумаг

    В течение трех рабочих дней

    Открытие лицевого счета

    Внесение изменений в информацию лицевого счета

    Внесение записей:

    о переходе прав собственности на ценные бумаги

    о блокировании операций по лицевому счету

    об обременении ценных бумаг обязательствами

    о зачислении и списании ценных бумаг со счета номинального держателя Конвертация ценных бумаг

    В течение пяти рабочих дней

    Выдача, погашение сертификатов цепных бумаг

    Предоставление выписок, справок об операциях но лицевому счету, справок о наличии па счете указанного количества ценных бумаг

    В течение десяти рабочих дней

    Аннулирование, за исключением случаев аннулирования ценных бумаг при конвертации

    В течение двадцати рабочих дней

    Предоставление информации из реестра по письменному запросу

    В сроки, оговоренные распоряжением эмитента или договором на ведение реестра, исполняются следующие операции:

      внесение записей о размещении ценных бумаг;

      подготовка списка лиц, имеющих право на получение дохода по ценным бумагам;

      организация общего собрания акционеров;

      сбор и обработка информации от номинальных держателей.

    В случае задержки в исполнении распоряжения из-за допущенной регистратором или эмитентом ошибки регистратор обязан в течение пяти рабочих дней сообщить об этом обратившемуся лицу, устранить ошибку и внести запись в реестр.

    Выпиской из системы ведения реестра является документ, выдаваемый держателем реестра с указанием владельца лицевого счета, количества ценных бумаг каждого выпуска, числящихся на этом счете в момент выдачи выписки, фактов их обременения обязательствами, а также иной информации, относящейся к этим бумагам. Выписка из системы ведения реестра должна содержать отметку о всех ограниче­ниях или фактах обременения ценных бумаг, на которые выдается выписка, обязательствах, зафиксированных на дату составления в сис­теме ведения реестра.

    Кроме обязанностей, которые регистратор несет по отношению к своим клиентам, клиенты имеют определенные обязанности перед ре­естродержателем.

    Зарегистрированные лица обязаны:

      предоставлять регистратору полные и достоверные данные, не­обходимые для открытия лицевого счета, и информацию об из­менении этих данных;

      предоставлять регистратору необходимые документы для ис­полнения операций по лицевому счету;

      гарантировать, что в случае передачи ценных бумаг не будут нарушены ограничения, установленные законодательством Российской Федерации, уставом эмитента или. вступившим в законную силу решением суда;

      осуществлять оплату услуг регистратора в соответствии с eго прейскурантом.

    Эмитент обязан представить регистратору в срок не позднее деся­ти календарных дней с даты заключения договора документацию, не­обходимую для ведения реестра, а также своевременно информиро­вать регистратора об изменениях и дополнениях в учредительных до­кументах и списке должностных лиц, которые имеют право на полу­чение информации из реестра.

    Номинальный держатель

    Важным институтом в системе ведения реестра является номи­нальный держатель ценных бумаг. Номинальным держателем ценных бумаг является лицо, зарегистрированное в системе ведения реестра, в том числе являющееся депонентом депозитария, и не являющееся владельцем в отношении этих ценных бумаг. В качестве номинальных держателей ценных бумаг могут выступать профессиональные участ­ники рынка ценных бумаг, осуществляющие брокерскую или депозитарную деятельность.

    Номинальный держатель ценных бумаг может осуществлять права, закрепленные ценной бумагой, только в случае получения со­ответствующего полномочия от владельца. Внесение имени номи­нального держателя ценных бумаг в систему ведения реестра, а такая перерегистрация ценных бумаг на имя номинального держателя не влекут за собой переход к нему права собственности.

    Операции с ценными бумагами между владельцами ценных бумаг одного номинального держателя ценных бумаг не отражаются у держа теля реестра или депозитария, клиентом которого он является. Для осуществления владельцами прав, закрепленных ценными бумагами, держатель реестра имеет право требовать от номинального держателя ценных бумаг предоставления списка владельцев, номинальным держателем которых он является. Номинальный держатель ценных бумаг обя­зан составить требуемый список и направить его держателю реестра к течение семи дней после получения требования. Если требуемый спи сок необходим для составления реестра, то номинальный держателе ценных бумаг не получает за составление этого списка вознаграждение Номинальный держатель ценных бумаг несет ответственность за отказ от предоставления указанных списков держателю реестра перед своими клиентами, держателем реестра и эмитентом. Если номинальный держатель не предоставил регистратору в срок указанный список, регистратор обязан в течение десяти дней после установленного срока письменной форме уведомить Федеральную комиссию.

    Трансфер-агент

    Трансфер-агент осуществляет свою деятельность на основании до­говора с регистратором. Функции трансфер-агента следующие:

      прием от зарегистрированных лиц документов на совершение операций в реестре;

      передача регистратору подлинников документов на совершение операций в реестре;

      передача зарегистрированным лицам сертификатов ценных бумаг и выписок из реестра, полученных от регистратора;

      осуществление проверки подлинности подписи на распоряже­ниях.

    Регистратор вправе вносить изменения в реестр на основе инфор­мации о принятых документах, полученной от трансфер-агента. Одна­ко регистратор, заключивший договор с трансфер-агентом, не осво­бождается от ответственности за ведение и хранение реестра.

    Процедура замены реестродержателя. В случае прекращения дей­ствия договора но поддержанию системы ведения реестра регистратор передает другому держателю реестра, указанному эмитентом:

      информацию, полученную от эмитента;

      документы, составляющие систему ведения реестра;

      реестр, составленный на дату прекращения действия договора.

    Передача производится в день расторжения договора. При замене держателя реестра эмитент дает объявление об этом в средствах мас­совой информации или уведомляет всех владельцев ценных бумаг письменно за свой счет. Все выписки, выданные держателем реестра после даты прекращения действия договора с эмитентом, недействи­тельны.

    Особенности вознаграждения работы регистратора

    Источником прибыли регистратора является оплата клиентами его услуг. При этом реестродержатель самостоятельно взимает плату за:

      внесение записей в систему ведения реестра о передаче ценных бумаг;

      изменение и дополнение данных, содержащихся в системе веде­ния реестра;

      предоставление выписки из системы ведения реестра.

    Законодательством введены ограничения на размер оплаты услуг регистратора, которые приведены в табл. 4.3.

    Таблица 4.3. Размер оплаты услуг регистратора без учета налога на добавленную стоимость

    Вид операции

    Стоимость

    Внесение записей в реестр о передаче ценных бумаг в результате их купли-продажи за одно распоряжение с каждой из сторон но сделке

    0,1% от цены сделки, по не более 50 МРОТ и не менее 0,2 МРОТ

    Проведение операций с участием номинального держателя или доверительного управляющего, не связанных с переходом прав собственности на ценные бумаги

    Не более 20 МРОТ

    Открытие лицевого счета

    Внесение изменений в данные о зарегистрированном лице

    Внесение записей о блокировании (прекращении блокирования) операций по лицевому счету но распоряжению зарегистрирован­ного лица

    Внесение записей об обременении (прекращении обременения) цепных бумаг обязательствами в случае передачи их в залог

    Внесение записей о конвертации в отношении ценных бумаг, принадлежащих отдельному владельцу

    Внесение записей о конвертации в отношении всего выпуска ценных бумаг (оплачивается эмитентом)

    Стоимость затрат регистратора

    Предоставление выписок из реестра

    Выдача справок о наличии на счету указанною количества цен­ных бумаг

    Выдача справок об операциях по лицевому счету (за каждую операцию)

    Выдача уведомления

    Предоставление данных из реестра об именах зарегистрирован­ных в реестре владельцев, о количестве, категории и номиналь­ной стоимости принадлежащих им ценных бумаг

    По соглашению сторон

    Услуги, не перечисленные в табл. 4.3, осуществляются регистратором в соответствии с лицензией за плату, установленную по соглашению сторон. При этом регистратор вправе устанавливать различный размер оплаты своих услуг по разным эмитентам.

    Эмитент, поручивший осуществление системы ведения реестра регистратору, один раз в год может требовать у последнего предостав­ления реестра за вознаграждение, не превышающее затрат на его со­ставление, а регистратор обязан предоставить реестр за это вознаграж­дение. В остальных случаях размер вознаграждения определяется договором эмитента и регистратора.

    Эмитент, осуществляющий ведение реестра своих именных ценных бумаг самостоятельно, не вправе взимать плату за оказание ус по ведению реестра.

    Система контроля за деятельностью регистратора

    Контроль деятельности реестродержателя осуществляется путем проведения как внутреннего контроля за деятельностью подразделе­ний, так и внешнего контроля со стороны ФКЦБ.

    Внутренний контроль регистратора при размещении ценных бумаг состоит в осуществлении сверки количества размещенных цен­ных бумаг с количеством ценных бумаг, учитываемых на счетах заре­гистрированных лиц, которая проводится на основании зарегистриро­ванного отчета об итогах выпуска ценных бумаг. В случае выявления в результате сверки расхождений регистратор обязан уведомить об этом эмитента, установить причины расхождения, а также принять меры по устранению такого расхождения. При этом данные меры не должны нарушать прав зарегистрированных лиц.

    Внутренний контроль документооборота состоит в том, что каж­дый документ, связанный с реестром, который поступает к регистра­тору, должен быть зарегистрирован в журнале входящих документов. После окончания обработки документ с отметкой об исполнении дол­жен быть сдан на хранение в архив. Контроль взаимодействия реги­стратора с трансфер-агентом осуществляется путем периодической сверки журналов отправленных (принятых) документов регистратора и трансфер-агента.

    Внешний контроль за осуществлением регистраторами професси­ональной деятельности по ведению реестра владельцев именных цен­ных бумаг осуществляет Федеральная комиссия по ценным бумагам. Система контроля за деятельностью организаций, осуществляющих ведение реестров владельцев ценных бумаг, предполагает осуществле­ние ряда мероприятий. Одним из них является наличие контролера в штате организации. Кроме того, реестродержатель обязан предостав­лять Федеральной комиссии необходимые для осуществления кон­троля документы и сведения.

    Основным отчетным документом является ежеквартальный отчет, включающий в себя следующие документы:

      бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках, справку о расчете собственного капитала на последнюю отчетную дату;

      перечень эмитентов, ведение реестров владельцев именных цен­ных бумаг которых осуществляется регистратором, с указанием по каждому эмитенту процента акций, находящихся в федераль­ной собственности, количества владельцев именных ценных бумаг, отраслевой принадлежности эмитента, его основного вида деятельности, почтового адреса, телефона, единоличного исполнительного органа, идентификационного номера налого­плательщика.

    В случае заключения договора с эмитентом на ведение реестра регистратор не позднее 15 дней после подписания акта приема-пере­дачи реестра информирует об этом ФКЦБ с приложением копии за­ключенного договора и копии акта приема-передачи реестра.

    Мерами воздействия ФКЦБ на реестродержателей могут быть приостановление или аннулирование выданной лицензии. Наруше­ния, приводящие к применению указанных мер воздействия, приведе­ны в табл. 4.4.

    Таблица 4.4. Нарушения, приводящие к приостановлению или аннулированию лицензии

    Нарушение

    Мера воздействия

    Требований законодательства РФ

    Приостановление лицензии

    Неоднократное или грубое нарушение регистратором законода­тельства РФ

    Аннулирование лицензии

    Несоблюдение требований по поддержанию минимального уровня собственного капитала

    Приостановление или аннулирование лицензии

    Непредставление или несвоевременное представление установ­ленной отчетности

    Оказание препятствий ФКЦБ в проведении проверки деятель­ности по ведению реестра

    Приостановление

    Оказание противодействия ФКЦБ в проведении проверки дея­тельности по ведению реестра

    Аннулирование

    Заявление регистратора о приостановлении действия лицензии

    Приостановление

    Заявление регистратора об аннулировании лицензии

    Аннулирование

    Неисправление указанных ФКЦБ нарушений в установленные сроки

    Представление в ФКЦБ недостоверной и заведомо ложной ин­формации

    Аннулирование

    Признание регистратора банкротом

    Ликвидация юридического лица, являющегося регистратором

    Ограничения, запрещающие иметь в составе органов управле­ния регистратора лиц, являющихся государственными служа­щими и служащими ЦБ РФ

    Возобновление действия приостановленной лицензии произво­дится после представления регистратором в Федеральную комиссию отчета об устранении выявленных в его деятельности нарушений в установленные Федеральной комиссией сроки.

    Гарантия подписи. Профессиональные участники рынка ценных бумаг, за исключением регистраторов и организаций, осуществляю­щих клиринг, имеют право гарантировать подпись на передаточном распоряжении. Профессиональный участник, гарантирующий под­пись, именуется гарантом. Гарантия подписи свидетельствует о том, что подпись на передаточном распоряжении совершена лицом, ука­занным в этом передаточном распоряжении в качестве лица, передаю­щего ценные бумаги. Гарантия подписи свидетельствует только о под­линности подписи на передаточном распоряжении и не гарантирует действительность сделки, во исполнение которой лицом подписыва­ется передаточное распоряжение. Регистратор вправе не осущест­влять сверку подписи на передаточном распоряжении с образцом под­писи в анкете зарегистрированного лица, если он вносит запись в реестр, полагаясь на гарантию подписи. При обнаружении явного не­соответствия между образцом подписи в анкете зарегистрированного лица и гарантированной подписью регистратор имеет право отказать во внесении записи в реестр.

    Гарант подписи обязуется возместить регистратору убытки, при­чиненные в результате признанного сторонами или установленного судом факта подделки подписи или подписания передаточного распо­ряжения неуполномоченным лицом. Пределы ответственности гаран­та не могут превышать 80% от размера его собственного капитала. Предел ответственности гаранта может быть установлен для одного передаточного распоряжения, для нескольких передаточных распоря­жений в совокупности, для различных категорий лиц, чьи подписи гарантируются.

    Регистратор имеет право не принять гарантию подлинности под­писи лица на передаточном распоряжении. Такое передаточное распо­ряжение исполняется в общем порядке. Регистратор вправе не прини­мать гарантию подписи, если сумма сделки, по которой передаются ценные бумаги, превышает пределы ответственности гаранта. Если регистратор принимает гарантию подписи с превышением пределов ответственности гаранта, то он несет риск убытков в части, превышаю­щей установленные пределы ответственности гаранта.

    Ефремов Алексей, кандидат юридических наук.

    Вопросы, связанные с защитой удостоверенных бездокументарными ценными бумагами прав, не теряют своей актуальности. Весной этого года ФСФР России приступила к разработке нового Положения о порядке ведения реестра владельцев ценных бумаг, проект которого размещен на сайте службы <1>. За последние два года также активно формировалась судебная практика по различным аспектам правоотношений между эмитентами, реестродержателями и владельцами ценных бумаг <2>.

    <1> Доступно на сайте: http://www.fcsm.ru/catalog.asp?ob_no=43333.
    <2> Автор сознательно акцентирует внимание на судебной практике 2006 - 2007 гг., поскольку более ранние решения уже активно обсуждались в специальных изданиях. См., например: Новоселова Л. Ответственность реестродержателей за нарушение порядка ведения реестра // Корпоративный юрист. 2005. N 3; Ефремов А. Ответственность эмитентов и регистраторов за ведение реестра акционеров // Капитал & Право. 2005. N 16 (ноябрь); Миронова Л. Хищение акций в реестре. Распределение ответственности // Рынок ценных бумаг. 2006. N 17. С. 68 - 70; Лансков П. Судьба эмитента // Рынок ценных бумаг. 2006. N 17. С. 75 - 76; Шаститко А., Кокорев Р. Оценка регулирующего воздействия "Распределение прав и ответственности при хищении бездокументарных ценных бумаг" // Информационно-аналитический бюллетень. 2006. N 77.

    Заключение договора между эмитентом и регистратором

    Проект Положения о порядке ведения реестра владельцев ценных бумаг (далее - Проект) более подробно, чем действующее Положение о ведении реестра владельцев именных ценных бумаг, утвержденное Постановлением ФКЦБ России от 2 октября 2007 г. N 27 (далее - Положение), регламентирует порядок заключения договора, обмен документами и обязанности эмитента.

    Важной новеллой является то, что подписание анкеты эмитента, а также карточки образцов подписей уполномоченных лиц и печати эмитента осуществляется в присутствии уполномоченного лица регистратора.

    При этом уполномоченное лицо регистратора обязано установить личность лица, подписавшего анкету или карточку, на основании документов, удостоверяющих личность, и удостовериться в полномочиях данных лиц действовать от имени данного эмитента без доверенности.

    В случае если анкета или карточка оформлены не в присутствии уполномоченного лица регистратора, соответствующие подписи и печати эмитента должны быть нотариально засвидетельствованы.

    Регистратор обязан отказать эмитенту в приеме реестра и документов, необходимых для его ведения, если эмитент передает ему реестр и документы не единовременно, а также не вправе приступать к ведению реестра эмитента до передачи эмитентом всех документов.

    Введение таких норм, безусловно, оправданно, поскольку споры, связанные с несоответствием подписей и печатей на анкетах и передаточных распоряжениях, довольно часты. Арбитражные суды исходят из того, что сомнения регистратора в принадлежности подписи на передаточном распоряжении надлежащему лицу, а также несовпадение данных паспорта в анкете зарегистрированного лица и в передаточном распоряжении - это основания для отказа во внесении записи в реестр акционеров <3>.

    <3> Постановление ФАС Дальневосточного округа от 28.03.2006 по делу N Ф03-А04/06-1/326.

    К подписи должностного лица, имеющего по уставу право действовать от имени юридического лица без доверенности, не может быть приложена печать одного из филиалов этого юридического лица <4>.

    <4> Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 16.04.2004 по делу N А43-10946/2003-25-340.

    Взаимоотношения эмитента и регистратора

    Наиболее актуальным в этой сфере является вопрос об ответственности при нарушении прав зарегистрированных лиц, судебная практика по которому складывается неоднозначно.

    Федеральный арбитражный суд Уральского округа в тринадцати постановлениях указывает, что, поскольку действующим законодательством не установлены специальные правила относительно ответственности держателя реестра акционеров, ответственность перед акционерами за ненадлежащее исполнение обязанности по ведению и хранению реестра несет эмитент <5>.

    <5> Постановления ФАС Уральского округа от 24.10.2006 по делу N Ф09-2136/06-С5, от 23.11.2006 по делу N Ф09-10619/06-С5, от 23.11.2006 по делу N Ф09-10622/06-С5, от 25.01.2007 по делу N Ф09-12317/06, от 07.03.2007 по делу N Ф09-1358/07-С4, от 07.03.2007 по делу N Ф09-1421/07-С4, от 07.03.2007 по делу N Ф09-1428/07-С4, от 19.03.2007 по делу N Ф09-1783/07-С4, от 19.03.2007 по делу N Ф09-1785/07-С4, от 21.03.2007 по делу N Ф09-1814/07-С4, от 22.03.2007 по делу N Ф09-1916/07-С4, от 26.03.2007 по делу N Ф09-1956/07-С4, от 25.04.2007 по делу N Ф09-2564/07-С4.

    Однако ФАС Московского округа в ряде дел применяет нормы о солидарной ответственности эмитента и регистратора <6>. При этом необходимо учитывать соответствующие положения договора между эмитентом и регистратором <7>, а также исследовать вопрос о вине эмитента в каждом конкретном случае <8>.

    <6> Постановление ФАС Московского округа от 12.03.2007 по делу N КГ-А40/1540-07.
    <7> Постановление ФАС Московского округа от 30.05.2006 по делу N КГ-А40/4398-06.
    <8> Постановление ФАС Московского округа от 21.02.2006 по делу N КГ-А40/14074-05.

    Значение операций в реестре

    В судебной практике сформулированы две весьма интересные позиции по данному вопросу.

    Несмотря на наличие на лицевом счете какого-либо лица записи о принадлежности ему акций, собственником этих акций может быть другое лицо.

    Из этого следует, что публичная достоверность записи в реестре акционеров ограничена и истец - собственник акций вправе требовать возврата (списания) акций на основании иных, нежели предоставление выписки по лицевому счету, доказательств <9>.

    <9> Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 21.02.2007 по делу N Ф04-470/2007(31423-А45-8).

    Кроме того, вопрос о порядке внесения записей в реестр акционеров о переходе прав на акции касается процедуры исполнения материально-правовой сделки с акциями, а потому не может влиять на действительность или недействительность самой сделки <10>.

    <10> Постановление ФАС Московского округа от 26.12.2006 по делу N КГ-А40/12778-06.

    Счет "ценные бумаги неустановленных лиц"

    Проект, в отличие от Положения, уделяет данному вопросу мало внимания. Между тем судебная практика свидетельствует об использовании такого счета, в частности, конкретизированы основания для зачисления на него ценных бумаг физических и юридических лиц.

    Аннулирование государственной регистрации юридического лица относится к обстоятельствам, влекущим невозможность идентифицировать зарегистрированное лицо <11>.

    <11> Постановление ФАС Московского округа от 19.05.2006 по делу N КГ-А40/4113-06.

    В случае обнаружения несоответствия паспортных данных, содержащихся в анкете зарегистрированного лица, с представленными указанным лицом сведениями регистратор, действуя разумно и добросовестно, до установления действительных данных паспорта должен открыть для спорных ценных бумаг счет "ценные бумаги неустановленного лица" <12>.

    <12> Постановление ФАС Уральского округа от 20.03.2006 по делу N Ф09-1880/06-С5.

    Однако утрата лицом, осуществляющим ведение реестра, представленных ему зарегистрированным лицом документов не является основанием для присвоения соответствующему лицевому счету статуса "ценные бумаги неустановленного лица" <13>.

    <13> Постановление ФАС Московского округа от 17.07.2006 по делу N КА-А40/6428-06.

    Составление списка лиц, имеющих право на участие в общем собрании акционеров

    В связи с возможными злоупотреблениями при получении данной информации Проект устанавливает требования к распоряжению эмитента по составлению такого списка (п. 4.15.2). Оно должно содержать:

    • полное наименование эмитента в соответствии с его учредительными документами, составление списка акционеров которого требуется;
    • дату проведения общего собрания акционеров;
    • перечень категорий (типов) акций, владельцы которых принимают участие в собрании;
    • указание на уполномоченный орган управления эмитента, принявший решение о проведении общего собрания, дату и номер соответствующего протокола;
    • дату, по состоянию на которую должен быть составлен список лиц, имеющих право на участие в общем собрании акционеров.

    Распоряжение должно быть подписано должностным лицом эмитента, образец подписи которого содержится в анкете эмитента или в карточке образца подписи и печати эмитента, и заверено печатью эмитента.

    Если проведения собрания требуют иные лица (ревизионная комиссия или акционеры, владеющие более чем 10% акций), то необходимо представить:

    • документ, подтверждающий факт направления этими лицами требования эмитенту о созыве внеочередного общего собрания;
    • документ, подтверждающий факт отказа совета директоров в проведении данного общего собрания (если такой документ получен);
    • выписку со счета депо, подтверждающую факт владения этими лицами не менее чем 10% голосующих акций общества на дату предъявления требования о созыве внеочередного общего собрания акционеров (если права на акции учитываются в депозитарии).

    В судебной практике сформулирована позиция, что право требования списка может возникнуть у акционера, только если советом директоров (наблюдательным советом) общества не принято решение о созыве внеочередного общего собрания акционеров или принято решение об отказе в его созыве (п. 8 ст. 55 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. "Об акционерных обществах") <14>.

    <14> Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 16.02.2006 по делу N Ф08-6270/2005.

    Предоставление информации из реестра

    Проект детализирует данную операцию, устанавливая, в частности, ее формы: регистратор предоставляет информацию из реестра только в виде выписки из системы ведения реестра, справки и уведомления, за исключением случаев предоставления информации из реестра по требованию уполномоченных представителей государственных органов (п. 4.17.4).

    Распоряжение на выдачу информации из реестра должно быть подписано должностным лицом эмитента, имеющим право действовать от имени данного эмитента без доверенности, или зарегистрированным лицом (должностным лицом зарегистрированного юридического лица, имеющим право действовать от имени данного юридического лица без доверенности), или их уполномоченными представителями, образцы подписей которых содержатся в анкете эмитента или зарегистрированного лица либо в карточке образца подписи (карточке образца подписи и печати), и заверено печатью (для юридических лиц).

    Если такое распоряжение подписано иным лицом (представителем), то необходимо представить нотариально удостоверенную доверенность, выданную эмитентом или зарегистрированным лицом, а в самом распоряжении должны быть указаны номер (при наличии) и дата выдачи соответствующей доверенности (п. 4.17.3).

    Исходя из судебной практики, эмитент вправе получать любую информацию о реестре (в том числе и об операциях в реестре); справку об общем количестве акционеров; сведения о лицах, владеющих пакетами акций более определенного процента <15>.

    <15> Постановление ФАС Московского округа от 24.05.2007 по делу N КА-А40/4556-07.

    Передача реестра другому регистратору

    Проект включает специальный раздел (10), посвященный данному вопросу. Положение не содержит соответствующих норм, а процедура передачи регламентируется Положением о порядке передачи информации и документов, составляющих систему ведения реестра владельцев именных ценных бумаг, утвержденным Постановлением ФКЦБ России от 24 июня 1997 г. N 21.

    Важной новеллой Проекта является то, что документы, послужившие основанием для проведения операций в реестре, вместе с реестром не передаются. Они должны храниться передавшим реестр регистратором в течение пяти лет с даты передачи реестра (в настоящее время этот срок составляет три года). Затем указанные документы возвращаются эмитенту, а в случае его ликвидации могут быть переданы на хранение в Федеральную архивную службу или уничтожены в установленном законодательством порядке (п. 10.6).

    Регистратор, принимающий реестр, уведомляет эмитента и ФСФР России обо всех случаях задержки передачи реестра и (или) неполного предоставления документов, необходимых для его ведения, в течение трех дней после истечения срока передачи (п. 10.15). В случае отказа регистратора, действие договора на ведение реестра с которым прекращается, от передачи реестра эмитент обязан незамедлительно уведомить об этом Федеральную службу с указанием причин отказа и приложением подтверждающих факт отказа документов (п. 10.16).

    В судебной практике сформулирована позиция, что внутренние отношения эмитента и его отношения с новым регистратором не затрагивают прав и интересов прежнего регистратора, у которого по истечении срока действия заключенного с ним договора на ведение реестра отсутствуют законные основания для удержания реестра акционеров <16>.

    1. Деятельностью по ведению реестра владельцев ценных бумаг признаются сбор, фиксация, обработка, хранение данных, составляющих реестр владельцев ценных бумаг, и предоставление информации из реестра владельцев ценных бумаг.

    Деятельностью по ведению реестра владельцев ценных бумаг имеют право заниматься только юридические лица.

    Лицо, осуществляющее деятельность по ведению реестра, именуется держателем реестра. Держателем реестра по поручению эмитента или лица, обязанного по ценным бумагам, может быть профессиональный участник рынка ценных бумаг, имеющий лицензию на осуществление деятельности по ведению реестра (далее - регистратор), либо в случаях, предусмотренных федеральными законами, иной профессиональный участник рынка ценных бумаг.

    (см. текст в предыдущей редакции)

    Регистратор не вправе совершать сделки с ценными бумагами эмитента, реестр владельцев которых он ведет.

    (см. текст в предыдущей редакции)

    Реестр владельцев ценных бумаг (далее также - реестр) - формируемая на определенный момент времени система записей о лицах, которым открыты лицевые счета (далее - зарегистрированные лица), записей о ценных бумагах, учитываемых на указанных счетах, записей об обременении ценных бумаг и иных записей в соответствии с законодательством Российской Федерации.

    (см. текст в предыдущей редакции)

    Держатель реестра осуществляет свою деятельность в соответствии с федеральными законами, нормативными актами Банка России, а также с правилами ведения реестра, которые обязан утвердить держатель реестра. Требования к указанным правилам устанавливаются Банком России.

    (см. текст в предыдущей редакции)

    Для ценных бумаг на предъявителя реестр не ведется.

    (см. текст в предыдущей редакции)

    (см. текст в предыдущей редакции)

    Зарегистрированные лица обязаны соблюдать предусмотренные правилами ведения реестра требования к предоставлению информации и документов держателю реестра.

    (см. текст в предыдущей редакции)

    (см. текст в предыдущей редакции)

    Договор на ведение реестра заключается только с одним юридическим лицом. Держатель реестра может вести реестры владельцев ценных бумаг неограниченного числа эмитентов или лиц, обязанных по ценным бумагам.

    (см. текст в предыдущей редакции)

    Держатель реестра владельцев ценных бумаг, предназначенных для квалифицированных инвесторов, вправе зачислять указанные ценные бумаги на лицевой счет владельца, только если он является квалифицированным инвестором в силу федерального закона либо не является квалифицированным инвестором, но приобрел указанные ценные бумаги в результате универсального правопреемства, конвертации, в том числе при реорганизации, распределения имущества ликвидируемого юридического лица и в иных случаях , установленных Банком России.

    (см. текст в предыдущей редакции)

    (см. текст в предыдущей редакции)

    3. В обязанности держателя реестра входит:

    1) открывать и вести лицевые и иные счета в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона и нормативных актов Банка России;

    2) предоставлять зарегистрированному лицу, на лицевом счете которого учитывается более одного процента голосующих акций эмитента, информацию из реестра об имени (наименовании) зарегистрированных лиц и о количестве акций каждой категории (каждого типа), учитываемых на их лицевых счетах;

    3) информировать зарегистрированных лиц по их требованию о правах, закрепленных ценными бумагами, способах и порядке осуществления этих прав;

    5) незамедлительно опубликовывать информацию об утрате учетных записей, удостоверяющих права на ценные бумаги, в средствах массовой информации, в которых подлежат опубликованию сведения о банкротстве, и обращаться в суд с заявлением о восстановлении данных учета прав на ценные бумаги в порядке , установленном процессуальным законодательством Российской Федерации;

    6) исполнять иные обязанности, предусмотренные настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принятыми в соответствии с ними нормативными актами Банка России.

    (см. текст в предыдущей редакции)

    3.1. Держатель реестра проводит операции, связанные с размещением, выдачей или конвертацией ценных бумаг, на основании распоряжения эмитента ценных бумаг (лица, обязанного по ценным бумагам), если иное не предусмотрено федеральными законами и нормативными актами Банка России.

    3.2. Требования к содержанию распоряжений зарегистрированных лиц, эмитента (лица, обязанного по ценным бумагам) о проведении операций по лицевому счету устанавливаются Банком России. Держатель реестра не вправе предъявлять дополнительные требования при проведении операций по лицевому счету, помимо требований, установленных настоящим Федеральным законом и нормативными актами Банка России.

    3.3. Держатель реестра исполняет распоряжение зарегистрированного лица о проведении операции по лицевому счету или отказывает в проведении такой операции в течение трех рабочих дней с даты получения указанного распоряжения, если иной срок не предусмотрен федеральными законами и нормативными актами Банка России.

    3.4. Отказ или уклонение от проведения операции по лицевому счету не допускается, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами и нормативными актами Банка России.

    3.5. Держатель реестра по требованию зарегистрированного лица обязан предоставить выписку из реестра по его лицевому счету в течение трех рабочих дней с даты получения такого требования. Выписка из реестра должна содержать установленную нормативными актами Банка России информацию на дату, указанную в этой выписке.

    3.6. Вознаграждение держателя реестра за составление списка лиц, осуществляющих права по ценным бумагам, не должно превышать затраты на его составление. Размер вознаграждения держателя реестра за составление списка владельцев ценных бумаг определяется договором держателя реестра с эмитентом (лицом, обязанным по ценным бумагам).

    3.7. Держатель реестра имеет право взимать с зарегистрированных лиц плату за проведение операций по лицевым счетам и за предоставление информации из реестра. Держатель реестра не вправе взимать плату в виде процента от стоимости ценных бумаг, в отношении которых проводится операция по лицевому счету. Максимальная плата , взимаемая держателем реестра с зарегистрированных лиц за проведение операций по лицевым счетам и за предоставление информации из реестра, и (или) порядок ее определения устанавливаются Банком России.

    При размещении ценных бумаг выписка из реестра предоставляется владельцу ценных бумаг бесплатно.

    3.8. Эмитент вправе выполнять часть функций регистратора, предусмотренных пунктом 4 статьи 8.1 настоящего Федерального закона, по размещенным эмитентом ценным бумагам, если это предусмотрено договором на ведение реестра. В этом случае эмитент обязан соблюдать требования пункта 5 статьи 8.1 настоящего Федерального закона. При этом срок для проведения (отказа в проведении) операции по лицевому счету начинается с даты получения эмитентом документов для проведения операции по лицевому счету, за исключением случаев, установленных нормативными актами Банка России.

    3.9. Держатель реестра несет ответственность за полноту и достоверность предоставленной из реестра информации, в том числе содержащейся в выписке из реестра по лицевому счету зарегистрированного лица. Держатель реестра не несет ответственность в случае предоставления информации из реестра за период ведения реестра предыдущим держателем реестра, если такая информация соответствует данным, полученным от предыдущего держателя реестра при передаче указанного реестра.

    3.10. Держатель реестра возмещает владельцам ценных бумаг и иным лицам, которые в соответствии с федеральными законами осуществляют права по ценным бумагам, убытки, причиненные неправомерными действиями (бездействием) держателя реестра.

    Эмитент (лицо, обязанное по ценным бумагам) и держатель реестра несут солидарную ответственность за убытки, причиненные в результате нарушения порядка учета прав, порядка совершения операций по счетам (порядка ведения реестра), утраты учетных данных, предоставления из реестра неполной или недостоверной информации, если не докажут, что нарушение имело место вследствие непреодолимой силы.

    Должник, исполнивший солидарную обязанность, имеет право обратного требования (регресса) к другому должнику в размере половины суммы возмещенных убытков, если иное не предусмотрено настоящим абзацем. Условия осуществления данного права (в том числе размер обратного требования (регресса) могут быть определены соглашением между эмитентом ценных бумаг или лицом, обязанным по ценным бумагам, и держателем реестра. Условия соглашения, устанавливающего порядок распределения ответственности либо освобождающего одну из сторон такого соглашения от ответственности в случае причинения убытков по вине хотя бы одной из сторон, ничтожны. При наличии вины только одного из солидарных должников виновный должник не имеет права обратного требования (регресса) к невиновному должнику, а невиновный должник имеет право обратного требования (регресса) к виновному должнику в размере всей суммы возмещенных убытков. При наличии вины обоих солидарных должников размер обратного требования (регресса) определяется в зависимости от степени вины каждого солидарного должника, а в случае невозможности определить степень вины каждого из них размер обратного требования (регресса) составляет половину суммы возмещенных убытков.



    Рассказать друзьям