Скачать презентацию тему александр иванович куприн. Презентации по Куприну А.И

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Мать – Любовь Алексеевна

Из рода татарских
князей
Кулунчановых. У неё
не остаётся средств к
существованию, и
она переезжает с
детьми в Москву,
дочерей помещает в
закрытые заведения,
а сама вместе с сыно
поселяется во
Вдовьем доме

Разумовский пансион

В шесть лет Сашу
отдают в Разумовский
пансион (сиротское
училище), начинается
подготовка к
поступлению в
военную гимназию

1889-1890

Поступает в
Московский
кадетский корпус. О
своей учёбе в
кадетском корпусе
Куприн вспоминал в
повести «Кадеты»:
«воспоминание о
розгах в кадетском
корпусе осталось у
меня на всю жизнь»

Александровское училище

Из Александровского
училища выходит
через 2 года в чине
поручика.

Служба в армии

Служит в 46-ом
пехотном
Днепровском полку,
квартировавшем в
заштатных городках
Подольской
губернии.
В это время созревает
твёрдое убеждение
заниматься
литературой

Начало литературного творчества

В 1893-1894 годах в
петербургском журнале
«Русское богатство»
вышли его повесть
«Впотьмах», рассказы
«Лунной ночью» и
«Дознание». На
армейскую тему у
Куприна несколько
рассказов: «Ночлег»
(1897), «Ночная смена»
(1899), «Поход».

Отставка

В 1894 году выходит в
отставку, имея, по
свидетельству своего
биографа Ф.
Батюшкова, 4 рубля
в кармане.

Странствия по России

В целях приработка
исколесил пол-России,
освоил десятки
профессий:
Изучал зубоврачебное
дело
Открыл свой цирк
Был управляющим
имением
Актёром бродячей
труппы

Основная черта его натуры - страстность

Основная черта его натуры страстность
Страстен в своих
увлечениях, в
житейских
ситуациях, страстно
писал. Но отсюда и
недостаток его
таланта: часто
благодаря своей
страстности не
оттачивал фразу

Главное направление творчества Куприна

«Меня влечёт к
героическим
сюжетам. Нужно
писать не о том, как
люди обнищали духом
и опошлели, а о
торжестве человека, о
силе власти его».

Кумиры Куприна

Пушкин, Толстой, Чехов
В Пушкине ценил чувство
истории. Любимая мысль
из Пушкина:
Когда народы, распри
позабыв,
В единую семью сольются

О Толстом:

Он говорил нам,
недоверчивым и
скупым, о том, что
каждый человек
может быть добрым,
сострадательным,
интересным и
красивым душой».
«Смотрите, как
лучезарно прекрасен
и велик человек!»

Чехов и Куприн

У Чехова Куприн ценил мысль, что будущая
гармоничная культура облагородит человечество.

Раннее творчество

Торжествует
самоотверженное
чувство или
утончённое
влечение к
Прекрасному
«Лолли»
«Олеся»
«Сентиментальный
роман»
«Осенние цветы»

Более позднее творчество

Всё больше
произведений,
передающих
угасание или гибель
гуманных ценностей
в мрачной,
противоречивой
атмосфере
«К славе»
«Погибшая сила»
«Светлая любовь»

Куприн и революция

После захвата власти
большевиками писатель не
принял политику военного
коммунизма и сопряжённый
с ней террор. В 1918 году
ходил к Ленину с
предложением издавать
газету для деревни -
«Земля». Работал в
издательстве «Всемирная
литература», основанном
Горьким. Был арестован, три
дня просидел в тюрьме, был
выпущен и внесён в список
заложников.

Эмиграция

Жил в Гатчине. Осенью 1919 года, с
приходом белых, поступил в
чине поручика в СевероЗападную армию, получил
назначение редактором
армейской газеты «Приневский
край», которую возглавлял
генерал Краснов.
После поражения Северо-Западной
армии эмигрировал за границу.
Семнадцать лет, которые писатель
провёл в Париже, вопреки
мнению советского
литературоведения, были
плодотворным периодом

Возвращение на родину

Главное качество

Везде, даже в ограниченном, заблудшем
человеке, Куприн раскрывал природные,
«вытесненные» порочным миропорядком
возможности. Он смотрит на своего героя со
стороны и изнутри, постоянно переключаясь
с внешних событий на внутреннее состояние
личности.

Гранатовый браслет (1910)

Рассказ автобиографичен:
мать писателя получала
письма от анонимного
влюбленного. Он писал, что
разница в социальном
положении не позволяет ему
рассчитывать на
взаимность.
«…прислал моей матери
гранатовый браслет. Мой
дядя и отец отправились к
нему. Тот обещал не писать
больше и принял браслет.
Этим все и кончилось».

«Гранатовый браслет», 1910 год

Рассказ посвящен одной из главных тем творчества
Куприна – теме любви.
В основе рассказа лежит реальный факт – история
любви скромного чиновника к светской даме – матери
писателя Л. Любимова.
Куприн опоэтизировал частный случай, несколько
изменил финал рассказа, придав ему трагическое
звучание.
В эпиграфе рассказа стояла первая нотная строка из
Второй сонаты Бетховена.

Главные герои рассказа

Вера Николаевна Шеина
Г.С. Желтков
Жена предводителя дворянства, «холодная и свы-сока
любезная», «с холо-ным и
гордым лицом»; деликатная и
самоотвер-женная, она изо
всех сил помогает мужу
сводить концы с концами,
«хотя жить приходилось
выше средств».
Бедный телеграфист,
«маленький человек» со
смешной фамилией, тихий,
незаметный, НО
Силой своей любви он
встает выше мелочной суеты,
любовь возвысила его:
«Меня не интересует в
жизни НИЧТО»

Александр Иванович Куприн (26.08.1870 - 25.08.1938)

Презентация разработана учителем

русского языка и литературы

ГОУ СОШ №690 г. Москвы

Мокшиной Татьяной Михайловной

Александр Иванович Куприн родился 26 августа (7 сентября) 1870 года в захолустном городке Наровчате Пензенской губернии. Отца своего, умершего от холеры, когда мальчику был всего год, Куприн не помнил. В 1874 году он переезжает с матерью в Москву и поселяется в общей палате вдовьего дома (Сиротский пансион). Любовь Алексеевна Куприна, так звали его мать, урожденная княжна Куланчакова, "обладала сильным, непреклонным характером и высоким благородством". В 1876 году из-за тяжелого материального положения Любовь Алексеевна была вынуждена отдать сына в сиротское училище. Семилетний мальчик надел первую в своей жизни форму - парусиновые панталоны и парусиновую рубашку, обшитую вокруг ворота и вокруг рукавов форменной кумачовой лентой". Казенная обстановка причиняла мальчику жестокие страдания. В 1880 году он сдал вступительные экзамены во Вторую московскую военную гимназию, которая два года спустя была преобразована в кадетский корпус. И снова форма: "Чёрная суконная курточка, без пояса, с синими погонами, восемью медными пуговицами в один ряд и красными петлицами на воротнике". Осенью 1888 года Куприн поступил в Третье Александровское юнкерское училище в Москве. В кадетском корпусе появились первые склонности к литературе. Будучи курсантом, Куприн впервые опубликовал первый рассказ «Последний дебют»(1889) Четырнадцать лет длилась военная жизнь Куприны с дочерьми Ксенией и Зиночкой Тяжелая болезнь (рак) помешала Куприну возобновить творческую работу. 25 августа 1938 года Александр Иванович Куприн скончался. Музей А. И. Куприна, филиал Объединения государственных литературно-мемориальных музеев Пензенской области, открыт 6 сентября 1981 года. С пензенским краем А.И. Куприн связан рождением и ранними годами жизни. До четырех лет он жил в городе Наровчат Пензенской губернии. Музей расположен в одноэтажном, деревянном здании. Экспозиции музея посвящены: рассказу о жизни и творчестве А.И. Куприна Куприн в звании подпоручика служит в 46-ом пехотном Днепровском полку. Там находится 4 года. Этот период отражен в повести «Поединок». Это произведение принесло автору всероссийскую известность. Тема: кризис России, всех сфер русской жизни, т.к. проблемы армии всегда отражают жизнь общества

Повесть «Поединок» (1905)

Весной 1897 г. писатель находился в Полесье. Впечатления этой поездки послужили основой создания повести. «Я люблю Россию и привязан к ее земле. Я с радостью провожу время в простой русской деревне: поле, лес, размах русской природы…» Тема: социальное неравенство людей, приводящее к печальным последствиям.

Повесть «Олеся» (1898)

Рассказ автобиографичен: мать писателя получала письма от анонимного влюбленного. Он писал, что разница в социальном положении не позволяет ему рассчитывать на взаимность. «…прислал моей матери гранатовый браслет. Мой дядя и отец отправились к нему. Тот обещал не писать больше и принял браслет. Этим все и кончилось». А.И.Куприн

«Гранатовый браслет» (1910)

Любовь Куприна к человечеству проступает ясным подтекстом почти во всех его повестях и рассказах, несмотря на разнообразие их тем и сюжетов. Прямо, в открытую, Куприн говорит о любви к человеку не так уж часто. Но каждым своим рассказом он призывает к человечности. Он всюду искал ту силу, что могла бы поднять человека до состояния внутреннего совершенства и дать ему счастье. Увиденное и пережитое им изображалось с глубоким проникновением в психологию человека, с умением разжать скрытые пружины поступков и действий людей. Но сильнее всего его дарование проявилось не в описании действий, а в характеристиках, описаниях ситуаций. В связи с этим необходимо пополнять свои знания в области литературы каждому образованному человеку, в том числе и будущим медицинским работникам. А также требуется формировать бережное отношение к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия.

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Биография и творчество Куприна"»

ГАПОУ НСО

«Барабинский медицинский колледж»

Куприн Александр Иванович 1870-1938

Подготовила преподаватель: Хританкова Н.Ю.



Любовь Алексеевна Куприна

Иван Иванович Куприн



Первым литературным опытом Куприна были стихи, оставшиеся неопубликованными. Первое произведение, увидевшее свет, - рассказ "Последний дебют" (1889).



Жизни русской армии посвящена серия рассказов: "Ночлег" (1897), "Ночная смена"(1899), "Поход".



В 1890-е публикует очерк "Юзовский завод" и повесть "Молох", рассказы "Лесная глушь", "Оборотень", повести "Олеся" и "Кэт" ("Прапорщик армейский").


В петербургских журналах появляются рассказы Куприна: "Болото" (1902); "Конокрады" (1903); "Белый пудель" (1904). В 1905 выходит наиболее значительное его произведение - повесть "Поединок", имевшая большой успех.



Творчество Куприна в годы между двумя революциями противостояло упадочным настроениям тех лет: цикл очерков "Листригоны" (1907 - 1911), рассказы о животных, рассказы "Суламифь", "Гранатовый браслет" (1911).


Куприн приходит к Ленину в 1918 с предложением издавать газету для деревни - "Земля". Одно время работает в издательстве "Всемирная литература", основанном Горьким.


После Октябрьской революции писатель не приемлет политику военного коммунизма, "красный террор", он испытывает страх за судьбу русской культуры. Осенью 1919, находясь в Гатчине, отрезанной от Петрограда войсками Юденича, эмигрирует за границу.







Использованные источники

1. Костер.ру / Биография Куприна // Режим доступа: http://www.kostyor.ru/biography/?n=51

2. Яндекс. картинки / Куприн // Режим доступа: https://yandex.ru/images/search?text

Слайд 2

  • По мнению современников, его всегда спасает инстинкт природного здорового дарования, органический оптимизм, жизнерадостность, любовь к жизни.

О.Н. Михайлов (критик, литературовед)

  • Слайд 3

    Детство

    • 26 августа (7 сентября) 1870 года родился в городке Наровчате Пензенской губернии, в обедневшей разночинно-демократической семье.
    • Отец - «из детей лекарских учеников», служил в канцелярии, умер в возрасте 37 лет, когда Саше исполнился только год.
    • Мать из древнего рода татарских князей Куланчаковых, давно разорившихся.
  • Слайд 4

    Годы взросления

    • 1874 – переезд в Москву, проживание в казённом учреждении – в общей палате вдовьего дома.
    • 1876 – сиротское училище. Казённая обстановка, муштра, жестокое обращение воспитательниц доставляли страдания.
    • 1880 – Вторая московская военная гимназия, через два года преобразованная в кадетский корпус. «Всеобщий культ кулака» калечил детские души.
    • 1888 – Третье Александровское юнкерское училище в Москве. Занимается гимнастикой, танцами, литературой.
  • Слайд 5

    Военная тема в творчестве

    • Годы обучения, атмосфера казённого быта, противоречия семейного и казарменного воспитания, истинное и мнимое понятие о чести, справедливости нашли отражение в повестях:
    «На переломе» («Кадеты»), «Юнкера», «Дознание», «Поединок»
  • Слайд 6

    Начало творческого пути

    • Начинает сотрудничать с журналом «Русский сатирический листок», ещё обучаясь в юнкерском училище. Получает взыскание за выступление в печати. (Рассказ «Последний дебют»)
    • 1890 – назначается служить в 46-й Днепровский полк в городишко Проскуров Подольской губернии.
    • Служба была отягощена бездельем, попойками, мелкими интрижкам.
  • Слайд 7

    Разочарование в службе

    • В звании подпоручика Куприн отслужил 4 года.
    • 1894 – подаёт в отставку и уезжает в Киев. Работает в местных газетах, пишет рассказы, очерки, заметки.
  • Слайд 8

    • От матери Куприн унаследовал внима-тельное отношение к жизни, тонкую наблюдательность, любовь к книгам, вдумчивое чтение.
    • Большое влияние на литературное да-рование Куприна оказал единственный талантливый учитель в кадетском кор-пусе Цуханов, который читал воспитан-никам Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Тургенева.
    • 1901 – приезжает в Петербург, знакомит-ся с Буниним, Чеховым, Горьким.
  • Слайд 10

    • 1902 – пишет о сломленных судьбою людях:«В цирке», « Болото», «На покое».
    • 1903 – возникает новый герой, активный, борющийся с обстоятельствами. «Трус», «Конокрады».
    • Ведёт активный образ жизни: организует в Киеве атлетическое общество. Вместе с известным спортсменом Сергеем Уточкиным поднимается на воздушном шаре. Летит с Иваном Заикиным на самолёте «Форман». В 43 года всерьёз начинает учиться сильному плаванию у мирового рекордсмена Л.Романенко
  • Слайд 11

    Повести о любви

    1. «Олеся»
    2. «Суламифь»
  • Слайд 12

    • Гранатовый браслет 1910
    • Повести о любви объединяет мысль: любовь – это великий дар, чистое и бескорыстное чувство. Оно полно испытаний и лишений. Только любовь помогает ощутить полноту жизни, пусть короткой, но яркой.
  • Слайд 13

    В эмиграции

    • 1920 – по приглашению Бунина уезжает в Париж.
    • Наметился спад в творчестве, неприятие советского строя выливается в статьях, в которых Куприн критикует новые власти.
    • 1927-1934 – появляются книги «Колесо времени», «Рассказы в каплях» и другие. Создаёт новеллы «Тень Наполеона», «Четверо нищих», пишет роман «Юнкера».
    • Тоска по Родине настолько сильна, что Куприн признаётся: «…не могу спокойно письма написать туда, ком в горле».
  • Слайд 14

    Последние годы

    • Куприн остро чувствовал свою вину перед Родиной. Не давала покоя мысль о возвращении и о его невозможности.
    • Художник Билибин, получивший к тому времени разрешение вернуться в СССР, берёт на себя переговоры в посольстве, и в 1937 году писатель возвращается в Москву.
    • Будучи в эмиграции, писатель тяжело заболел.
    • 25 августа 1938 года Куприн скончался.
  • Посмотреть все слайды

    Слайд 1

    Для учащихся 3-4 классов
    Александр Иванович Куприн (1870-1938)

    Слайд 2

    Прочитать рассказы А. И. Куприна Отвечать на вопросы; Уметь находить ответы в тексте; формировать навыки выразительного чтения; Учиться анализировать художественный текст, Обогащать словарный запас детей; Воспитывать культуру чтения, общения, поведения; Развивать творческие способности.
    Цель - знакомство с основными событиями жизни А. И. Куприна, его творчеством для детей.
    Задачи

    Слайд 3

    Детство писателя
    А. И. Куприн родился 26 августа (7 сентября) 1870 года в городке Наровчате Пензенской губернии в семье мелкого чиновника.
    Мать Любовь Алексеевна из древнего рода разорившихся татарских князей Куланчаковых обладала сильным непреклонным характером, высоким благородством.
    Отец будущего писателя умер, когда мальчику шёл второй год. Семья осталась без средств, и мать Куприна вынуждена была поселиться в московском Вдовьем доме.

    Слайд 4

    1880 – 1888 Вторая Московская военная гимназия
    Детство писателя
    1876 – 1880 Московский Разумовский пансион
    Саша много читал, умел придумывать истории. Первое своё творение – стихотворение, Александр сочинил в возрасте семи лет.
    Куприн мечтал стать отважным офицером, совершить подвиги и заслужить боевые ордена.

    Слайд 5

    1888 – 1890 Третье Александровское юнкерское училище в Москве.
    Программа училища была довольно насыщенной. Юнкера изучали военную топографию, артиллерийское и военно-административное дело; математику, химию, физику, черчение, историю; русский, французский и немецкий язык. Курс русского языка включал знакомство с произведениями лучших писателей
    Юность писателя

    Слайд 6

    Разочарование в службе
    В звании подпоручика Куприн отслужил 4 года. В 1894 г. – подаёт в отставку и уезжает в Киев. Работает в местных газетах, пишет рассказы, очерки, заметки.

    Слайд 7

    В 1914 г. был призван в армию в чине поручика.

    Умер А. И. Куприн 25 августа 1938 года в городе Ленинграде.
    В 1919 г. покидает Россию и уезжает с семьёй во Францию.
    Весной 1937 года писатель с семьёй вернулся на родину.

    Слайд 8

    Слайд 9

    "Ба"
    «Барбос и Жулька» «Завирайка» «Бальт» «В зверинце» «Воробей» «Волшебный ковёр» «Детский сад» «Куст сирени» «Ральф» «Слон» «Храбрые беглецы»

    Слайд 10

    Слайд 11

    Слайд 12

    Литературоведческий анализ
    Какие чувства вы испытывали, когда слушали рассказ? Менялись ли они? Почему девочка заболела? Как родители обращаются к дочке? О чём говорят эти обращения?

    Слайд 13

    Характеристика героев
    Как мама относится к дочке? Какая она мама? Как характеризует отца его поступок? Каким вам представляется хозяин зверинца? Как его поступок характеризует его как человека? Какие чувства испытала Надя, когда увидела живого слона? Действительно ли слон мог исцелить девочку? Кто на самом деле вылечил девочку?

    Слайд 14

    Слайд 15

    Объясни значение
    Слона-то и не приметить. Слон в посудной лавке. Делать из мухи слона. Как слон.



    Рассказать друзьям