Сканов пещерный монастырь. Наровчатский пещерный монастырь

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Когда основан монастырь, определить трудно. Бывший пожар в 1676 году 26 апреля истребил все документы, по которым можно было бы проследить его первоначальную судьбу. Из грамот Патриарха Иоакима, данных на построение церквей, известно, что до пожара были три церкви и другие монастырские строения. На этом основании можно заключить, что этот монастырь существовал задолго до 1676 года и в это время уже имел вид благоустроенный. Первоначально эта обитель находилась в ведении Патриархов, в позднее время перешла в ведение Преосвященных Тамбовского, Нижегородского. По открытии же Пензенской губернии и утверждении г.Пензы в 1801 году губернским, упраздненный г. Наровчат был восстановлен к Пензенской губернии, с ним и Сканов монастырь перешел в ведение Пензенских епархиальных Преосвященных, в коем и доныне состоит.

Название Сканова монастыря, как значится в "Истории церковной Российской иерархии" (т. 5, стр. 136), произошло от речки Скановой, которой в настоящее время нет поблизости к монастырю. А также существует предание старожилов: название монастыря произошло от фамилии некоих бояр Исканских, которым принадлежала местность пустыни. Точных документов о названии Сканова монастыря не сохранилось. После пожара 1676 года были вновь построены деревянная церковь во имя Святой Троицы и церковь во имя Святителя Николая Чудотворца. Но Троицкая церковь около 1785 года опять сгорела, а Николаевская в 1802 году за ветхостью колокольни, в которой она находилась, была разобрана. Было принято решение строить все строения в монастыре каменные.

В 1795 году по резолюции Преосвященного Феофила, епископа Тамбовского, был заложен посреди обители новый соборный храм двухэтажный, о пяти главах, с росписью снаружи. В нижнем этаже храма престол во имя Успения Божией Матери, который был освящен настоятелем-строителем Корнилием 8 октября 1801 года. В верхнем храме престол во имя Живоначальной Троицы, освященный 29 мая 1808 года настоятелем архимандритом Израилем. Иконы в иконостасе, священные изображения на стенах и столпах были писаны казначеем монастыря иеромонахом Парфением. На северной стороне, среди ограды, прямо против собора, в колокольне, над святыми вратами была устроена небольшая церковь во имя Святителя и Чудотворца Николая. Она была освящена 23 апреля 1796 года. На южной стороне монастыря находится больничная церковь во имя Усекновения главы Иоанна Предтечи. Устроена она в 1809 году игуменом монастыря Корнилием и им освящена в 1812 году.

Ранее монастырь был мужским. В 1990 году по ходатайству и требованию общественности обитель была передана Русской Православной Церкви. По благословению Владыки Серафима, Архиепископа Пензенского и Кузнецкого, был учрежден женский монастырь. Первое богослужение в монастыре было совершено 12 апреля 1990 года в Великий Четверг на Страстной недели.

Особо почитаемой святыней в монастыре является икона Божией Матери, именуемая "Трубчевская", которая была писана в городе Трубчевске (Брянская область) монахом Челнского мужского монастыря Евфимием в 1765 году, как значится в надписи на иконе. Подробных сведений о том, как оказалась икона в Троице-Скановом монастыре, не сохранилось. Эта икона числится в списках чудотворных икон России, хотя письменных свидетельств о чудотворениях не сохранилось в связи с пожаром 26 апреля 1676 года, при котором сгорели все документы о монастыре. Но остались воспоминания и рассказы старожилов о чудесной помощи этой иконы.

В 2-3 км к северо-востоку от наземного монастыря расположены пещеры, где в прошлом подвизались монахи-отшельники. Гора Плодская, в которой и расположены подземные ходы, обрамлена лесом. Место живописное. У подножия находится целебный источник в честь святых преподобных Антония и Феодосия, Киево-Печерских чудотворцев. Когда-то здесь был вход в пещерный лабиринт, стояла часовня. На вершине горы были построены каменная церковь в честь этих святых, часовня и несколько келий для братии.

Старожилы рассказывают, что в начале века скановские пещеры имели очень привлекательный вид. Основной вход был выложен красивым орнаментом. Сводчатые потолки и стены пещер были побелены, в маленьких нишах перед каждой кельей в проходах стояли зажженные свечи. В августе 1980 года пещеры исследовала московская спелеологическая экспедиция, которая установила, что пещерный комплекс имеет искусственное происхождение, что подтверждается тщательным осмотром всех доступных полостей. Этот факт подтверждается и сведениями из "Пензенских епархиальных ведомостей" (№ 13 от 01.07.1877 г., стр. 20-21). "... Над ископанием их первый трудился послушник обители Иоанн, за ним и другие, но более всех монах Арсений, который почти всегда и жил здесь". На протяжении столетий подземные сооружения расширялись и перестаивались, появились новые галереи и кельи. В настоящее время лабиринт пещер представлен ходами и кельями, расположенными в трех ярусах, соединяющимися между собой. В различных ярусах зафиксирована устойчивая температура: 1-ый ярус - 11-12 град., 2-ой - 8-9 град., 3-ий - 6-7 град. Эта температура сохраняется неизменной и зимой, и летом. Внутренний микроклимат пещер неповторим. В подземелье воздух целительный, свежий и чистый. В ходе экспедиционных работ была определена протяженность подземных полостей - 670 метров (нынешняя протяженность в результате многих завалов составляет 590 метров).

Статья сформирована на основе выдержек из информации размещенной на официальном сайте Троице-Сканова монастыря http://troice-skanov.narod.ru и http://narovchat.h14.ru/



Сканов Троицкий монастырь, заштатный, в местности, принадлежавшей ранее фамилии Исканских, в 3 верстах от города Наровчата, на берегу реки Мокши. Время основания его относится к половине XVII века. Здесь находится чудотворная Трубчевская икона Богоматери. По имеющейся на этой святой иконе надписи, она была написана священником города Трубчевска, Орловской губернии, Евфимием; празднование ей совершается 3 октября, по случаю освящения в этот день в честь ее храма.

Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году»



При посещении Свято-Троицкого Сканова монастыря 3 октября 1999 года (празднование чудотворной Трубчевской иконы Божией Матери) Святейший Патриарх Алексий II назвал монастырь «жемчужиной» России. Первые упоминания о монастыре датированы XVII веком, хотя он имеет более древнюю историю. К сожалению, во время пожаров сгорели архивы и точную дату установить сложно. C момента основания до советского периода монастырь был мужским. В 30-е годы прошлого века его закрыли, а в храмах разместили птицефабрику, магазин, гараж, столовую, затем — склад, клуб. Последний настоятель мужского монастыря архимандрит Филарет, казначей и келейник остались при разрушенном соборе, но затем были сосланы и заключены в лагеря. В прошлые века более тысячи монахов занимались благоустройством монастыря, налаживанием быта и «установлением распорядка, благоприятствующего достижению духовного преуспеяния». Монастырский архитектурный комплекс включает в себя несколько жилых корпусов (архиерейский, священнический, настоятельский и трапезный), подсобные помещения, колокольню с надвратной Свято-Никольской церковью и небольшую кладбищенскую церковь чудотворной Трубчевской иконы Божией Матери.

Архитектурный ансамбль монастыря в стиле переходного периода от барокко к классицизму выстроен четырёхугольником и напоминает крепость. В центре комплекса расположен Свято-Троицкий собор, имеющий нижний — действующий храм Успения Божией Матери и верхний храм — во имя Живоначальной Троицы. Сегодня монастырь не узнать. Всё утопает в зелени — розах и садовых цветах, альпийских горках и вьющихся растениях... Удивительно чистый воздух и природная тишина. Сегодня в монастыре 70 насельниц, среди которых три схимонахини, 20 монахинь, семь инокинь, 15 послушниц, кандидаты в послушницы и постоянные паломницы. Много молодых в возрасте до 35 лет. Да и в монастыре они уже не один год. Получив благословление на монашество, съехались в Сканово со всей России. Почти у всех монахинь педагогическое образование. Многие умеют водить легковые и грузовые машины и по необходимости ездят на них. Работает своя воскресная школа. Кроме этого, монахини выезжают в шесть сёл по области, где открыты филиалы воскресных школ, и занимаются с деревенскими детишками. Уроки разные — от Закона Божия, основ нравственности и истории церкви до рукоделия и бисероплетения.

Жизнь здесь нелёгкая. Монастырский устав предполагает строгий распорядок дня. Уже в 5.30 — утреннее молитвенное правило, затем матушка-игуменья благословляет на послушания, и день проходит в трудах. Послушания — в трапезной, в просфорной, в швейной, в ризной, на скотном дворе. Летом — работа на огороде, на пастбищах, сенокосе. В свободное время сёстры занимаются рукоделием — златошвейным мастерством, вышивкой бисером икон и так далее. Завтрак, обед и ужин — по времени. Вечером день заканчивается общей молитвой. По благословению Патриарха Алексия II в мае 1993 года настоятельницей обители была назначена благочинная монахиня Евстолия. На ней лежит огромная ответственность за хозяйственные дела, душевное состояние и материальные нужды сестёр, встреча гостей и паломников. Обращаются к матушке и за духовным советом и помощью. Монастырь живёт натуральным хозяйством. Есть здесь скотный двор с коровами, овцами и козами, своя молочная мастерская (пахтают вручную масло, делают сыры, творог), пчельник. Огород и сад ухожены. Урожая ягод хватает на зиму. Современная теплица даёт к столу ранние овощи (к слову, в монастырях не едят мясного, заменяют его растительными белками — грибами, фасолью, баклажанами).

В паре километров от обители расположился уникальный пещерный комплекс протяжённостью 670 метров. Наровчатские монастырские пещеры по этому показателю превосходят знаменитые Киево-Печерские. Поднявшись по лестнице в 100 ступеней, через оформленный вход попадаешь в длинные галереи-ходы с 16 кельями. Пещеры представляют собой три уровня с определённой и постоянной температурой (независимо от времени года) на каждом уровне. По легенде, были ещё два уровня, на одном из которых располагалось подземное озеро. В советские времена здесь побывал даже Юрий Сенкевич (врач, путешественник, ведущий передачи «Клуб кинопутешествий»). В начале века пещеры имели несколько иной вид: на входе располагалась часовня, на вершине горы — каменная церковь. В 1930-е годы она была полностью разрушена.

В Скановом монастыре есть и своя святыня — Трубчевская икона Божией Матери, написанная монахом Челнского мужского монастыря Евфимием в 1756 году. В конце позапрошлого века в Наровчате дважды случилась эпидемия холеры. От повального мора население спасла икона, предваряющая крестный ход вокруг города… После закрытия храма святыня была утеряна, но в 1988 году всё же найдена в запасниках Наровчатского краеведческого музея изрядно пострадавшей. По благословению ныне почившего в бозе высокопреосвященнейшего владыки Серафима, архиепископа Пензенского и Кузнецкого, икона была отправлена на реставрацию в Троице-Сергиеву лавру. Сегодня она занимает в храме почётное место, для неё сделан искусной работы киот и прихожане имеют возможность помолиться святыне.

Елена Ермолаева



Начальная история Троице-Сканова монастыря затерялась где-то в первой половине ХVII века. Пожар 1676 года, к большому сожалению, уничтожил все имеющиеся тогда в монастыре документы. Название местности, где была основана обитель, истолковывается так: Местность, вместе с селом и монастырскими землями, исстари принадлежала боярам Исканским, и монастырь прежде носил именно это название, а село именовалось Искановым. Но с течением времени в народе повелось называть местность Сканью. Скановым стал и монастырь. Благодаря активности настоятелей монастырь довольно быстро отстроился после пожара и даже умножил свои владения. В частности, в 1688 году, как известно из документов Приказа Большого Дворца, "против челобития Нижнеломовского городища, Живоначальные Троицыскановой пустыни строителя старца Кирилла с братиею, велено им в Наровчатском городище из пустого огороду, на котором прежде сего севали на обиход Великих Государей анис, отвесть под двор и часовню 40 саж. в длину и 20 саж. в ширину". А еще прежде того, в 1673 году, Сканову монастырю по челобитью "черного попа Феодосия с братией да старца Кирилла" отвели "земли пашенностей и лесной поросли в полянках девяносто десятин, да сенных покосов по смете на семьсот копен".

В ХVIII веке обитель не только не запустела, но оказалась способна принять насельников из упразднённых по реформе 1764 года Краснослободского Предтеченского монастыря и Инсарской пустыни, и в 1786 году епископ Пензенский Афанасий (Корчанов) представил в Синод прошение об увеличении штатного числа монашествующих для Сканова монастыря. Предварительно здесь был введён строгий общежительный устав. Тем не менее, монастырские постройки вплоть до конца ХVIII века оставались деревянными, в том числе возведённые после пожара Троицкая и Никольская церкви. При этом Троицкая церковь простояла только до 1785 года, когда обитель снова погорела, хотя и не столь масштабно, как сто лет назад.

В 1795 году на месте сгоревшей Троицкой церкви был заложен ныне существующий собор. После этого пожара 1785 года, было принято решение постепенно отстраивать основные монастырские здания из кирпича. Последний деревянный храм обители, Никольский, разобрали "за ветхостью" в 1802 году. В 1792 году заложили первую каменную постройку обители - колокольню в четыре яруса. К 1796 году колокольню достроили, а в нижнем ярусе её устроили Никольскую церковь. По-видимому, в деревянном Никольском храме тогда уже не служили, предназначив его к сносу. Одновременно строился Троицкий собор, в одном с колокольней "сложносочиненном" стиле. Через несколько месяцев после его завершения, в 1809 году, с южной стороны монастырского двора началось возведение трапезной церкви в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи. Её освятил в 1812 году игумен Корнилий. При нём же была построена и освящена больничная церковь с кельями при ней. Он, как говорится о нём в описании монастыря, "устроил, украсил и позлатил иконостасы, как в соборе, так и в больничной церкви, украсил церкви настенной росписью, им же приобретены колокола, хорошая ризница, ковчеги и паникадила и прочая церковная утварь".

Следующий этап формирования Троице-Сканова монастыря как единого архитектурного целого падает на середину ХIХ века, на довольно продолжительную эпоху настоятельства архимандрита Филарета (1827-1854), которого в монастырской истории принято называть "первым", поскольку впоследствии обителью управлял ещё один архиманрит Филарет (именно ему пришлось пережить закрытие обители). Главным памятником деятельности Филарета I в Скановой обители стала кладбищенская церковь, освящённая в 1853 году в честь главной монастырской святыни - Трубчевской иконы Божией Матери, к тому времени уже прославленной многочисленными чудотворениями. Разрастался монастырь, ведя довольно обширную хозяйственную деятельность и принимая большое число паломников, в том числе и за пределы ограды. "Вне ограды", - читаем в краткой летописи монастыря, - для посетителей были построены четыре двухэтажных каменных гостиных корпуса. В одном из корпусов находилась больница для братии и посетителей и иконописная. На берегу реки Мокши стояла деревянная кузница. Близ монастыря были расположены: хлебный амбар, каменная рига, гостиный, скотный и конный двор, каменный ледник и хозяйственные строения. При монастыре был разведен сад, огород и имелись сенокосные луга и лесные угодья". Последнее, впрочем, к монастырской архитектуре относится лишь опосредованно, составляя как бы её обрамление. Что же касается мельницы на реке Шелдаис, то её пожаловал Троице-Скановой обители в 1797 году император Павел I. Наконец, на небольшом удалении от ограды находилась пасека на 80 ульев, в избытке дававшая мёд и воск для монастырских нужд.

Богослужебная жизнь в монастыре была довольно напряжённой, однако, помимо молитвенных трудов, иноки несли ещё труды в общечеловеческом смысле этого слова: косили, пахали, огородничали, ловили рыбу, ухаживали за скотиной. Число насельников к началу ХХ века всё более увеличивалось. Особенно людно бывало в Сканове на праздники, сопровождавшиеся крестными ходами. Крестных ходов в прежнее время здесь совершалось три (помимо общепринятых) - на Троицу и Успение (вокруг монастыря) и 3 октября, в день Трубчевской иконы Божией Матери, - к кладбищенской церкви, посвящённой ей. Всё это разом рухнуло с приходом большевиков.

В 1928 году Троице-Сканов монастырь был закрыт. Насельникам предложили убираться подобру-поздорову. Некоторое время несколько монахов, включая настоятеля, архимандрита Филарета (Игнашкина), ещё оставались в обители, живя в притворе Троицкого собора. Все жилые корпуса советская власть к концу 1920-х годов уже прибрала к рукам. В начале 1930-х годов в распоряжении новых хозяев жизни поступил и собор. Здесь устроили склад и птицеферму. Корма для птиц готовили в кладбищенской церкви, а в Иоанно-Предтеченском храме действовал клуб, в котором проводились танцы. Остальные монастырские здания были заняты магазином, столовой, гаражом и жильём для работников птицефермы. Кроме того, расчищая монастырскую территорию до состояния пустыря, её тогдашние хозяева утопили в реке почти все надгробья.

В 1990 году полуразрушенную обитель вернули Церкви. Возобновлена она была как женская. Пришедши в Сканово, инокини обнаружили Троицкий собор без крестов, без окон, почти без крыши, не говоря о том, что - без некогда существовавших росписей (частью забеленых, частью сбитых). До уровня первого этажа храм был завален землёй. В столь же унылом состоянии пребывали и другие монастырские постройки. Первое богослужение в возрождаемом монастыре было совершено 12 апреля 1990 года, в Великий Четверг. Монастырский хор в тот день составляли всего три человека, регентовала игумения Митрофания. С этого дня молитва в Скановом монастыре не прерывалась. Богослужения совершаются ежедневно, читается неусыпная Псалтирь. Молитвой - в пять часов утра, когда по двору разносится звон монастырского колокола, - начинается каждый новый день. После молитвенного правила сёстры расходятся на послушания. В свободное от послушания время сёстры занимаются рукоделием: плетут чётки и пояса, вышивают бисером иконы, делают поделки из природного материала, учатся золотошвейному мастерству, переплетают книги... Кроме того, в монастыре есть воскресная школа для детей, занятия в которой также ведут инокини.

Из журнала "Православные Храмы. путешествие по Святым местам". Выпуск №112, 2014 г.

Свято-Троицкий Сканов женский монастырь (Пензенская епархия)

Возникновение Свято–Троицкого Сканова монастыря относят к началу XVII века. Все документы, по которым можно было бы проследить его первоначальную историю погибли в пожаре 1676 года. Известно только, что этот монастырь существовал задолго до означенного пожара и имел вид благоустроенный.

Изначально монастырь был мужским, с 1786 года имел Устав строгого общежития. Божественная служба совершалась в обители по общему церковному Уставу не опустительно. Всенощное бдение было довольно продолжительное, поскольку в продолжении его читалось постоянно толковое Евангелие и житие святого по прологу. Ранние Литургии совершались в 5 часов утра, зимою в больничной, а летом в кладбищенской церкви. В зимнее время благовест к Литургии начинался в 9 часов, в праздники и в летнее время – в 8 часов. В воскресные дни перед поздней Литургией всегда служился молебен Божией Матери настоятелем со всей братией перед чудотворным Трубчевским образом Божией Матери. На Литургиях всегда читалось поучение. Вечерня начиналась летом в 17, а зимой в 16 часов. После вечернего богослужения читалось правило – канон Иисусу сладчайшему, канон Божией Матери и Ангелу Хранителю. Акафисты же читались накануне воскресного дня, на среду и пятницу – акафист Спасителю, на понедельник, вторник и субботу – акафист Божией Матери. После вечерней трапезы, по звону малого колокола, братия опять собиралась в церковь, где читалось малое Повечерие, затем – помянник и вечерние молитвы.


Монастырь обладал богатой ризницей, основательной библиотекой и архивом, включавшим в себя указы царя Алексея Михайловича, великих князей Иоанна Алексеевича, Петра Алексеевича и государыни Софьи Алексеевны, грамоту патриарха Иоакима.

После пожара 1676 года пострадавшие в огне деревянные Свято–Троицкая и Свято–Никольская церкви были построены вновь. Но Свято–Троицкая церковь около 1785 года опять сгорела, а Свято–Никольская в 1802 году за ветхостью колокольни, в которой она находилась, была разобрана. В 1762 году на северной стороне среди ограды была заложена высокая каменная колокольня, в ней над вратами в 1793–93 годах была устроена новая Свято–Никольская церковь.

С 1795 года посредине монастыря, на месте разобранной одноэтажной Свято–Троицкой церкви началось строительство каменного двухэтажного о пяти главах Свято–Троицкого собора. Нижний храм собора с двумя престолами: в честь Успения Божией матери и Трех святителей, верхний храм собора во имя Святой Живоначальной Троицы. В 1809 году на южной стороне монастыря в 1809 году была построена трапезная церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи. В 1853 году построена каменная кладбищенская церковь Трубчевской иконы Божией Матери.

В 30–е годы XX века монастырь был закрыт и разорен. Монастырский собор был превращен в склад и птицеферму, кладбищенская церковь – в кормокухню для птиц, с колокольни были сброшены колокола, надгробные памятники монастырских склепов затомлены в реке Мокше. Иконы, церковная утварь и библиотека были частью разграблены, частью переданы в местный музей. В церкви в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи организовали клуб, в других зданиях разместили магазин, гараж, столовая, жилье для рабочих местного совхоза. Настоятель и насельники Троице–Сканова монастыря были арестованы, многие убиты.


Возрождение монастыря началось в 1990 году, когда обитель была возвращена Русской Православной Церкви. Монастырь был учрежден теперь женским, поскольку в то время верующий народ составляли в основном женщины. 12 марта 1990 года из Рижского монастыря в Сканов монастырь прибыли новая настоятельница и семь сестер. К концу первого года возрождения в обители было уже до тридцати насельниц.


Сейчас Свято–Троицкий Сканов монастырь восстановлен из руин, приобрел свой первоначальный вид и является жемчужиной Пензенского края. В монастыре около 70–ти насельниц. Здесь ежедневно совершаются богослужения, читается неусыпаемая Псалтирь. Обитель живет в основном трудами самих наельниц. В монастыре есть свое хозяйство: поле для посадки картофеля и посева зерновых культур, огород, сад и ягодный участок луга, скотный двор с домашними животными и птичник. Сестры монастыря несут послушание: клиросное пение, церковниц, в трапезной, в просфорне, в швейной, в ризнице, на скотном дворе. Летом сестры ухаживают за цветниками, косят сено, обрабатывают поля, на огороде выращивают овощи и ягоды, ухаживают за садом. В свободное от послушания время сестры занимаются рукоделием: плетут пояса и четки, вышивают бисером иконы, делают поделки из природного материала, учатся золотошвейному мастерству, разрисовывают красками и оплетают бисером пасхальные яйца, разучивают церковные песнопения.


В Свято-Троицком монастыре находится святыня Русской Православной Церкви – чудотворная Трубчевская икона Божией Матери. Икона была написана священником г. Трубчевска Орловской губернии Евфимием в 1765 году, как об этом значится в надписи на иконе, по просьбе Тамбовской епархии, к которой в то время был приписан Наровчатский уезд. В середине XVIII века Свято-Троицкий Сканов монастырь неоднократно сгорал от пожаров. Возносились молебные пения, люди обращались за помощью к Божией Матери. Это и послужило причиной заказать для монастыря икону Божией Матери. Эта икона числится в списке чудотворных икон России. На протяжении более двух веков особо почитаемая прихожанами и оказывающая чудесную помощь и покровительство жителям Наровчатского уезда Трубчевская икона находилась в Свято-Троицком Скановом монастыре. "Пензенские епархиальные ведомости" в 1869 г. и в 1877 году сообщали: "Икона сия берется в дома горожан для служения молебнов и Всенощных бдений, да и в самом монастыре немало богомольцев притекают к ней с верою, служат молебны". "В 1831 и 1848 годах, во время свирепствования в Наровчате холеры, святая икона сия была тожественно износима в город, и благоговейные чтители оной приписывали милосердию и покровительству Царцы Небесной скорое прекращение эпидемической болезни".


До конца XVIII века Трубчевская икона находилась в одноэтажной Свято-Троицкой церкви. После завершения строительства двухэтажного Свято-Троицкого собора, в XIX и в начале XX веков икона находилась в Свято-Успенском нижнем храме монастыря Свято-Троицкого собора за передним столпом на левой стороне в позлащенном киоте. На иконе, старанием игумена Филарета, на пожертвования устроена была серебряная риза с позлащенным венцом и короною, убранною драгоценными камнями. В 1853 году в 114-ти саженях от монастыря построена была во имя Трубчевской иконы Божией Матери каменная церковь.

В 30-е годы прошлого столетия, во время закрытия монастыря, икону сохранили и увезли в Наровчатский краеведческий музей, где с нее была снята серебряная риза, позлащенный венец, из короны были "изъяты" драгоценные камни. Почти полстолетия пролежала она в пыли и забвении. На нее не обращали внимания и использовали как стол для экспонатов. При очередной описи музейных ценностей против строки "Трубчевская икона Божией Матери" написали: "утеряна". Это было в 1976 году.


В 1993 году икона была обнаружена в запасниках музея, но в пыли и покрытая плесенью. Очистив ее от пыли, все обнаружили в уголке иконы надпись: "1765", и три буквы - "ЕВФ", что означало, что эта икона была написана в 1765 году священником Евфимием. Икону возвратили монастырю. Она была отправлена в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру на реставрацию, которая длилась в течение 9-ти месяцев.Сейчас обновленная икона вновь находится в Свято-Троицком Скановом монастыре. Известно несколько случаев чудотворных исцелений через Трубчевскую икону.

В 3 километрах от наземного монастыря в склонах горы Плодской расположены пещеры, где в прошлом подвизались монахи-отшельники.

Сканов пещерный монастырь


Сканов пещерный монастырь является одним из крупных в Восточной Европе для пещерных памятников данной группы. Для Европейской части России, его можно отнести к крупнейшим. Скановские пещеры по протяженности превосходят подземные сооружения знаменитой Киево-Печерской Лавры.

Пещера находится в 2-х км северо-восточней с. Сканово, неподалеку от Свято–Троицкого Сканова монастыря. Гора Плодская, в которой расположен вход в пещеру, обрамлена лесом. Под горой находится долина р. Мокша. Пещеры заложены в серых и буровато-серых глауконитовых, мелко- и тонкозернистых песчаниках средней крепкости, Отрадненской толщи Сантонского яруса. В приповерхностной части залегают делювиальные супеси с щебнем песчаников.

У подножия горы находится целебный источник в честь святых Преподобных Антония и Феодосия, Киево-Печерских чудотворцев. Раньше здесь была деревянная часовня. У источника начинается подъем на гору по довольно крутой лестнице. Гора является самой высокой точкой округи.


Недалеко (4-5 км к юго-востоку от с. Сканово) имеется еще один целебный источник – родник Паник (Поник). При нем сооружена часовня и беседка.

Как предполагают местные краеведы, пещерный монастырь был основан в XIV веке иноками Киево-Печерской Лавры. По мнению историков, его основание можно отнести к середине XVII в.


Одно из первых упоминаний о пещерах на горе Плодской (Пещерная, она же Городок), относится ко второй половине XIX в.: " В 1,5 версте от монастыря находится гора, называемая «Городок» <…> Внутри горы в разных направлениях ископаны пещеры шириной в 18 (около 0,8 м), вышиной (сводом) в 40 вершков (около 1,8 м), длиной до 256 сажень (546,2 м), и на образец малых комнат сделаны затворни, без всяких украшений. Над ископанием их первый трудился послушник обители Иоанн, за ним и другие, но более всех монах Арсений 2-й, который почти всегда и жил здесь» (Пензенские епархиальные ведомости, 1877 г.).


«Арсений 2-й, из военных нижних чинов, был муж простодушный, кроткий, труженической жизни, за что был уважаем и любим как братией, так и другими знавшими его. За благочестивую жизнь он был удостоен и иеромонашества и настоятельства в обители преосвященным пензенским Амвросием 1-м, который иногда многие дни проводил с ним в духовной беседе. Впрочем, настоятелем обители он пробыл не долго (с июля 1825 по январь1827 гг.) и оставив оное, по собственному желанию, удалился в пещеры,<...> в коих и прежде сего трудился, распространяя оные, и устроил в них несколько келий и место для церкви. <...> Скончался в обители и погребен возле соборной церкви с южной стороны; над гробом его творят память многие посетители обители» (Пензенские епархиальные ведомости, 1877 г.).



В XIX веке над пещерами идет активное строительство: «При подошве горы находится источник и над ним деревянная часовня. Надобно заметить, что и на горе первоначально также была часовня и несколько келий для живущей там братии. Но в настоящее время в пещерах построена каменная церковь с такою же колокольнею, построена при нынешнем настоятеле архимандрите Амвросии на пожертвованную им лично сумму и сумму доброхотных дателей. Постройка этой церкви начата в 1866-м году, а окончена в 1870-м году, в котором 6-го сентября и освящена. Престол в ней один - во имя Киево-Печерской Божией Матери и преподобных Антония и Феодосия Печерских чудотворцев. При пещерах, кроме часовен, имеются 5 флигелей деревянных» (Пензенские епархиальные ведомости, 1877 г.). В храме также был предел св. вмч. Варвары. Храм был выполнен в формах древнерусского зодчества, с шатровой колокольней.


источник и над ним деревянная часовня.

Сохранились немногочисленные описания состояния пещеры начала XX в.: «Старожилы рассказывают, что в начале века Скановские пещеры имели очень привлекательный вид. Основной вход был выложен красивым орнаментом. Сводчатые потолки и стены пещер были побелены, в маленьких нишах перед каждой кельей в проходах стояли зажженные свечи. "Когда я была еще совсем молодая, - рассказывает одна из жительниц села Сканово, - работала я на монастырском огороде. Однажды к вечеру повел нас монах показывать пещеры. Вошли - кругом чистота, побелено, свечи горят. Келлии показали. Далеко вниз ушли. Внизу прямо в пещере родник был. Вода чистая-чистая. Около родника - скамеечки. Мы подходили к какой-то двери. Монах туда не пустил. Сказал: "Нельзя. Там святые мощи хранятся» .


В 1930 гг. подземный монастырь, также как и Свято–Троицкая обитель был окончательно упразднен и подвергся разрушению. Монастырские постройки занял совхоз. Церковь и другие сооружения на Плодской горе были стихийно разобраны местным населением на кирпич для ремонта печей, домов и совхозного коровника.

Один из последних монахов в это время вместе с послушником жил в пещере. Там же через некоторое время он был убит неизвестными людьми. Тело убиенного монаха в пещере обнаружил послушник, вернувшийся с работы.

Возможно, что впоследствии часть входов взорвали.

Описание пещерного монастыря
Сканов пещерный монастырь представляет сложную структуру галерей и помещений, заложенных на трех ярусах на глубине – 6 м при амплитуде 12 м. В различных ярусах зафиксирована устойчивая температура: первый ярус t 11-12 °С, второй ярус t 8-9 °С, третий ярус t 6-7 °С. Пещера сухая, водопроявления практически отсутствуют. Из животных распространены: насекомые (комары и бабочки); грызуны (мыши); рукокрылые (бурые ушаны), на зимовке в пещере отмечено три вида рукокрылых: ночница Брандта, водяная ночница и бурый ушан.

Первый (верхний) ярус (около 126 м ходов), вытянутый в северном направлении, практически лишен камерных помещений, за исключением расширения в привходовой части. Вход в него находится в провальной воронке. Возможно, верхний ярус был связан с наземными сооружениями монастыря. Сейчас первый ярус связан со вторым через сбойку, образовавшуюся в результате провала свода помещения второго яруса. Возможно, ранее связывался со вторым ярусом 1-2 галереями, ныне заваленными.

Второй ярус занимает северо-восточную часть подземелья. Имеет отдельный вход, ныне расчищенный. По свидетельствам старожилов, этим входом пользовались монахи. Здесь наблюдается максимальная концентрация помещений, различных ниш, лежанок и галерей. Возможно, что с этого участка началось развитие пещерного монастыря.

Третий ярус, наиболее протяженный, занимает западную часть подземелья. Имеет отдельный вход, который сейчас оборудован в виде часовни. Помимо этого входа, имеется еще несколько заваленных. Ярус представлен в основном ходами с небольшим количеством помещений и ниш. Возможно, что часть ходов яруса создана в XIX в. при возрождении пещерокопательства. Скорее всего, ход был оборудован для прохода паломников к основным помещениям монастыря на втором ярусе. Конец этого хода оборудован нишами для мощей. Затем, видимо, от центрального хода происходит развитие остальной части системы третьего яруса в разные стороны. Третий ярус имеет различные сбойки и соединения со вторым ярусом в центральной части пещерного лабиринта. Одна из них образовалась в результате вывала свода галереи 3-го яруса, проходящей под полом галереи 2-го яруса.

Сечение галерей в основном коробовое (арочное), местами прямоугольное. Ширина ходов от 0,5 до 1,1 м. Высота от 1 до 2 м. В наиболее обвалоопасных участках галереи усилены кирпичной кладкой. В стенах и в тупиках галерей имеются ниши для икон.

Всего в пещерах более 33 помещений. Многие из них были побелены. Структурно помещения можно разделить на группы: помещения с отдельным входным проемом; помещения, сочлененные с галереей; помещения (залы) на пересечении галерей.

Наиболее распространены отшельнические кельи (келии-затворы), в среднем 2,2 х 1,4 в плане, высотой порядка 1,5-1,8 м (в некоторых кельях пол завален осыпью, за счет чего их высота меньше). Они оборудованы одной или несколькими лежанками и аналоями, в стенах вырублены ниши для икон. В некоторых кельях имеются отдушины. С галереей кельи соединены узким дверным проемом с высоким порогом (в некоторых есть дверные пазы). Часть келий могла иметь погребальное назначение (особенно с маленькой высотой потолка). В монастыре также встречаются камеры и ниши для захоронения (костницы).

По ходу галереи второго яруса вырублено 7 ниш-лежанок. Возможно два варианта использования этих ниш: жилое («келья-галерея»); для хранения христианских реликвий - например, мощей (ниши аркасолии).

Отдельный интерес представляет крипта размером 2,2х1 м с кирпичным сводом, на который красной краской нанесены кресты. В полу крипты устроена усыпальница, которая, очевидно, перекрывалась плитой (вдоль стен сохранились пазы). С трех сторон над полом выполнена фреска с надписями на церковно-славянском языке. Возможно, эта крипта использовалась также как часовня. В пещерном монастыре есть и другая часовня, сооруженная на пересечении ходов.

Два участка монастыря, находящихся на втором ярусе, можно интерпретировать как пещерные храмы, впоследствии не использовавшиеся по назначению. На юго–восточном участке второго яруса, имеется еще одна усыпальница, возможно, здесь был монастырский некрополь (кимитирий), расположенный вокруг одного из упомянутых храмов.

Из граффити наиболее распространены изображения крестов, вырубленных или нанесенных краской или сажей на стенах галерей, в тупиках галерей, во входных проемах и нишах.

С 2006 г. началось активное восстановление и расчистка пещерного монастыря. Восстановительные работы ведутся по сей день под руководством сотрудников Наровчатского историко-археологического и природного музея-заповедника. Был оборудован вход в виде часовни, несколько сотен метров галерей обложено кирпичом, сооружена лестница для подъема на гору к пещере. Расчищен и укреплен родник под горой. Решен вопрос об обустройстве скита от Троице-Сканова монастыря над пещерой.

Наровчатский пещерный монастырь, расположен близ посёлка Наровчат почти на границе Пензенской области. Иногда этот монастырь путают с Наровчатским Троицким Скановым женским монастырем, расположенным в полутора километрах от горы Плодской, в которой находятся молитвенные комнаты и кельи пещерного монастыря. Наровчатский пещерный монастырь - совместное творение природы и человека, представляет собой три яруса переходов с кельями, которые были вырыты монахами за время существования обители. Поверье гласит, что основал обитель пришлый монах Скан, который обнаружил узкий ход в пещеры горы «Городок», так называлась раньше гора. Монах расширил ход и вырыл келью, в которой жил, молился и вёл затворнический образ жизни. У монаха нашлись последователи, один из рукотворных гротов превратился в подземную церковь, обитель расширялась, в результате, таким образом, было создано около двух десятков келий, соединенных переходами. Общая протяжённость наровчатских пещер около 635 метров, включая неоткрытые 4-й и 5-й ярусы. Раньше на поверхности в районе пещер были и надземные постройки. У входа в пещеры при настоятеле монастыря архимандрите Амвросии в 1870 г. была построена церковь во имя Киево-Печерской Божией Матери и преподобных Антония и Феодосия, Печерских чудотворцев.

Руководством Пензенской области было принято решение о реконструкции исторического места, расширении и обустройстве входа в пещеры, укреплении сводов и стен.

О возникновении пещер близ посёлка Наровчат ходят легенды. Согласно одной из них, давным-давно на берегу реки жил монах-отшельник по имени Скан. По преданию, он вырыл себе пещеру, стал в ней жить и служить Богу. Там были кельи и церковь, поскольку сохранились церковно-славянские надписи. В пещерах даже захоронены святые мощи, как и в Киево-Печерской Лавре

На трёх ярусах наровчатских пещер насчитывается около 20-ти больших и малых келий, сводчатые потолки и стены которых, как вспоминают очевидцы, были побелены, а в маленьких нишах в проходах перед каждой кельей стояли зажженные свечи. В одной из келий хранится старая икона. Все три яруса наровчатских пещер - это около 635 метров, уходящих на глубину 14-ти-этажного дома. 4-й и 5-й ярусы пока не открыты. Температура внутри пещер не поднимается выше 4 градусов тепла. В некоторых местах можно даже обнаружить лёд. Старожилы вспоминают, что в начале XIX века наровчатские пещеры имели очень привлекательный вид. Основной вход был выложен камнем с красивым орнаментом. Под горой, у входа располагался своеобразный архитектурный комплекс: пещеры, две часовни и церковь. Под тенистыми развесистыми деревьями у прозрачного холодного родника стояла скамейка, где могли отдохнуть уставшие путники. Со строительства пещер началась история знаменитого Троице-Сканового монастыря, расположенного в паре километров отсюда. На горе у входа в пещеры при настоятеле монастыря архимандрите Амвросии была построена церковь во имя Киево-Печерской Божией Матери и преподобных Антония и Феодосия, Печерских чудотворцев. Начата постройкой в 1866 году и окончена в 1870 г. Освящена 6 сентября 1870 г. преосвященным Григорием. По словам патриарха Алексия II, монастырь - это жемчужина всего Пензенского края. Впрочем, весь этот неоглядный край наполнен отзвуками событий и подвигов столь стародавних, что не помнят их ни красавец-монастырь, ни таинственные Скановы пещеры. В 1237 году, когда монгольские орды двинулись на запад, их передовые части быстро достигли Скани. Здесь в то время жило легендарное племя буртасов. Отказавшись подчиниться батыевым полчищам, храбрые степняки, во главе со своей княгиней, прекрасной Норчаткой, решили дать бой захватчикам. Неравное сражение развернулось в этих местах, вдоль древнего оборонительного вала. Вал этот сохранился до сих пор, он пролегает в полукилометре от пещер. Сейчас он зарос вековым лесом и осыпался, но до сих пор является трудным препятствием для всякого путника или грибника. Недавно пензенскими властями было принято решение о реконструкции исторического места. В настоящее время строители расширяют вход в пещеры, чтобы люди могли заходить в полный рост, делают свод и стены. На данный момент уже выложена арка при входе.

О возникновении пещер близ посёлка Наровчат ходят легенды. Согласно одной из них, давным-давно на берегу реки жил монах-отшельник по имени Скан. По преданию, он вырыл себе пещеру, стал в ней жить и служить Богу. Там были кельи и церковь, поскольку сохранились церковно-славянские надписи. В пещерах даже захоронены святые мощи, как и в Киево-Печерской Лавре
На трёх ярусах наровчатских пещер насчитывается около 20-ти больших и малых келий, сводчатые потолки и стены которых, как вспоминают очевидцы, были побелены, а в маленьких нишах в проходах перед каждой кельей стояли зажженные свечи. В одной из келий хранится старая икона. Все три яруса наровчатских пещер – это около 635 метров, уходящих на глубину 14-ти-этажного дома. 4-й и 5-й ярусы пока не открыты. Температура внутри пещер не поднимается выше 4 градусов тепла. В некоторых местах можно даже обнаружить лёд. Старожилы вспоминают, что в начале XIX века наровчатские пещеры имели очень привлекательный вид. Основной вход был выложен камнем с красивым орнаментом. Под горой, у входа располагался своеобразный архитектурный комплекс: пещеры, две часовни и церковь. Под тенистыми развесистыми деревьями у прозрачного холодного родника стояла скамейка, где могли отдохнуть уставшие путники. Со строительства пещер началась история знаменитого Троице-Сканового монастыря, расположенного в паре километров отсюда. На горе у входа в пещеры при настоятеле монастыря архимандрите Амвросии была построена церковь во имя Киево-Печерской Божией Матери и преподобных Антония и Феодосия, Печерских чудотворцев. Начата постройкой в 1866 году и окончена в 1870 г. Освящена 6 сентября 1870 г. преосвященным Григорием. По словам патриарха Алексия II, монастырь – это жемчужина всего Пензенского края. Впрочем, весь этот неоглядный край наполнен отзвуками событий и подвигов столь стародавних, что не помнят их ни красавец-монастырь, ни таинственные Скановы пещеры. В 1237 году, когда монгольские орды двинулись на запад, их передовые части быстро достигли Скани. Здесь в то время жило легендарное племя буртасов. Отказавшись подчиниться батыевым полчищам, храбрые степняки, во главе со своей княгиней, прекрасной Норчаткой, решили дать бой захватчикам. Неравное сражение развернулось в этих местах, вдоль древнего оборонительного вала. Вал этот сохранился до сих пор, он пролегает в полукилометре от пещер. Сейчас он зарос вековым лесом и осыпался, но до сих пор является трудным препятствием для всякого путника или грибника. Недавно пензенскими властями было принято решение о реконструкции исторического места. В настоящее время строители расширяют вход в пещеры, чтобы люди могли заходить в полный рост, делают свод и стены. На данный момент уже выложена арка при входе.



Рассказать друзьям