Скарлетт о хара чем закончилась история. Унесённые ветром

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Роман «Скарлетт», написанный Александрой Рипли, является продолжением одного из самых знаменитых произведений американской литературы. Создан он в 1991 году. Совсем скоро, в 1994 году, роман «Скарлетт», отзывы о котором среди поклонников творчества М. Митчелл оказались довольно противоречивы, был экранизирован. Книга снискала огромную популярность, прежде всего потому, что смогла вернуть миллионам читателей одну из самых красивых и романтичных пар в литературе.

Об авторе

Когда речь идет об американской писательнице Александре Рипли, прежде всего упоминается роман «Скарлетт». Автор дебютировал на литературном поприще в 1972 году. Рипли принадлежит ряд рассказов и исторических повестей. Но популярность писательнице принес именно роман «Скарлетт». Краткое содержание произведения изложено ниже.

Утрата

Действие романа начинается с похорон Мелани Уилкс. В этот день Скарлетт вдруг поняла не только то, что Мелани была ее единственной и верной подругой, но и то, что не любит, да и, пожалуй, никогда не любила ее мужа. Настоящей любовью всегда был Ретт Батлер. Впрочем, осознание пришло слишком поздно. Муж к тому времени покинул и ее, и Атланту.

Скарлетт уезжает в Тару, где узнает еще одну печальную новость. Мамушка, ее старая няня, при смерти. Она отправляет телеграмму Ретту, просит его приехать и попрощаться с умирающей служанкой. Супруг Скарлетт обещает исполнить последнюю просьбу умирающей женщины - не оставлять Скарлетт и всегда заботиться о ней. Однако сразу же после смерти старой няни потрясает жену своим заявлением. Ретт дал ложное обещание старушке, якобы лишь для того, чтобы успокоить ее, в действительности же никакого воссоединения между ними никогда не произойдет.

Разорение

Скарлетт возвращается в Атланту, чтобы исполнить последнюю просьбу Мелани, то есть позаботиться об Эшли и его сыне Бо. В этот период в США назревает экономический кризис, и лесопилка Уилксов не только не приносит выгоды, но и в любой момент вовсе может прогореть. И Скарлет принимает решение, которое меняет и ее жизнь, и материальное положение некогда любимого человека. Она приступает к постройке коттеджей, для которых лесопилка Эшли будет поставлять материал. Таким способом решено финансовое благополучие Уилксов.

Одиночество

После разрыва с Реттом героиня романа А. Рипли понимает, что осталась совсем одна в огромном доме. Она испытывает одиночество. Ей совсем не с кем поговорить. Лишь после употребления спиртного одиночество и тоска на время словно отступают. И Скарлетт начинает пить...

Спустя несколько месяцев, осознав, что катится вниз, героиня романа берет себя в руки и решает сама ехать за Реттом в Чарльстон к свекрови, дабы вернуть его обратно.

Элеонора Батлер, не зная о разрыве между супругами, тепло принимает Скарлетт, в отличие от младшей сестры Ретта. В попытке вызвать ревность у супруга Скарлетт начинает флиртовать с одним из джентельменов, но получает лишь отповедь от Ретта: она ему совершенно безразлична, но смотреть, как сильно все эти слухи расстраивают его мать, он не намерен. Ретт хочет развестись. Взамен муж предлагает крупную сумму. Униженная подобным предложением, женщина соглашается уехать, но только по окончании большого Сезона. От финансовой компенсации Скарлетт отказываться и не думает.

Шторм на яхте

В один из последних дней главная героиня уговаривает бывшего возлюбленного покататься на яхте. Но вдруг начинается страшный шторм. Яхта идет ко дну. Только чудом оставшись в живых, они выбираются на берег, где, охваченные внезапной радостью, занимаются любовью. В пылу страсти Ретт признается Скарлетт в любви. Однако уже спустя час отказывается от своих слов.

Решив вычеркнуть Ретта из своей жизни, Скарлетт принимает приглашение своих тетушек съездить на день рождения деда по материнской линии в Саванну, а заодно и посетить монастырь, в котором ее младшая сестра приняла постриг. Здесь она планирует также урегулировать вопрос о наследстве.

В Саванне Скарлетт живет у своего деда - чопорного и сварливого человека, который держит своих дочерей и прислугу в Свободолюбивой женщине это вовсе не нравится. И она решает найти своих родственников по отцовской линии. Семейство О’Хара радостно принимает свою родственницу.

Ирландия

По приглашению одного из знакомых Скарлетт посещает Ирландию - родину своего отца. В этой стране она испытывает настоящий душевный подъем. Но весть о том, что развод с Реттом уже оформлен, становится для женщины настоящим ударом. Правда, понемногу героиня успокаивается. Скарлетт ждет ребенка. Она уверена, что в такой ситуации бывший муж ее не оставит. Вскоре женщина узнает, что Батлер женился. Однако теперь смыслом ее существования становится дочь.

Следующий этап в жизни героини романа А. Рипли тесно связан с общественной или политической обстановкой в Ирландии. На родине предков Скарлетт приобретает поместье. Жизнь ее налаживается. Однако трагические события, которым предшествуют волнения среди ирландцев, приводят к тому, что матери и дочери находиться в стране становится опасно. Ретт Батлер тем временем приезжает в Ирландию. Он овдовел и, о чем нетрудно догадаться, покинул родину исключительно из-за бывшей жены. От ирландских повстанцев, которые обвиняют Скарлетт в пособничестве англичанам, ее спасает бывший муж. А затем он узнает о дочери. Скарлетт и Ретт снова вместе.

Говорить буду по возможности лаконично, иначе придется читать полотенце) Итак...

1. Рипли пишет может и не лучше Митчелл, но очень даже достойно, для автора, который воспроизводит чужой стиль, а не с легкостью использует свой. Сама подготовка к написанию этой книге достойна уважения. Рипли провела великолепную предварительную проработку.

2.Территориально сюжет с одной стороны сильно выходит за рамки обрисованного Митчелл мира. И не так много внимания автор уделяет нашим старым добрым знакомым декорациям - Атланте и Таре. С другой стороны от перенесения действия в Чарльстон, Саванну и Ирландию книга действительно немало выиграла.

3. Главная героиня. Я не заметила резких перемен в характере и поступках Скарлетт , за исключением нескольких моментов: своеобразное равнодушие к американской Таре. (Поправьте меня, если я ошибаюсь, но после стольких лет, когда Скарлет зубами и когтями цеплялась за милую ее сердцу Землю так легко расстаться с ней - это немыслимо)
Далее, в попытках заполучить приглянувшегося мужчину Скарлетт не знает равных и все же упускает такой шанс привязать к себе Ретта, как ребенок... Я бы даже сказала профукивает. Гордость гордостью... и все же. Так и быть, зачтем это в счет ослепления влюбленностью.
Также неоднозначна слепота в отношении дочери и некоторое пренебрежение ею, после безумной любви первых месяцев. Наверно своя доля правды в этом есть, но насколько же должно было везти мальчишками, забрасывавшим девочку камнями, что ни один слух об этом не дошел до матери. Кстати из фильма этот момент выбросили и я не скажу, что фильм много потерял от этого.
В целом Скарлетт - это Скарлетт, пусть немного другая, нежели ее видела Митчелл, но все равно Скарлетт.

4. Ретт.Объективно говоря, как и в первом романе большую часть времени Ретт присутствует номинально в мыслях Скарлетт в мотивации ее поступков и перепадах настроения, спровоцированных несвоевременными воспоминаниями. В остальном главную свою роль он выполняет - цепляется к жене, доводит ее, но в критический момент сломя голову мчится на помощь. Даже вот сижу и понимаю, что нечего о нем больше сказать. Ибо ГГ у нас Скарлеттт и мы смотрим на мир ее глазами.

Наоборот вызвало обоснованные вопросы:
- Желание проучить Фелтона, выйдя за него замуж выглядит немного наигранным. Скарлетт что больше жить не для чего? Кроме как удовлетвориться одной последней шуткой?
- Слабость Колума О"Хара. В фильм его подверженность депрессии и скрытая жажда власти перенесены не были, и я с удивлением открыла для себя серую сторону персонажа.
- Некоторая сумасшедшесть Кэт. Нет, я понимаю, что все талантливые люди немного... того... Но здесь как-то немного автор перегнула с диковатостью ребенка.
- Ретт Батлер, периодически впадающий в бред по поводу цветочков, которые он возродит в поместье Откуда-то Уилкинизмом повеяло...... Прибавьте к этому круглые глаза Скарлетт практично засадившей в уме все те же сады рисом... Та еще картинка. Может Скарлетт просто поменяла одного Эшли на другого?...

6. Мысль о том, что изменять надо по-тихому или не изменять воообще - была вопринята Скарлетт в штыки. И Хотя я не скажу, что в реальности Скарллетт пошла против этой мысли.... Но ей-богу, она столько гонялась за Эшли, в том числе когда была замужем, и сдайся он, ее бы никакие брачные узы не остановили... Не знаю, по этому вопросу осталась какая-то неуверенность.

7. Совершенно божественны пейзажи и описания места действия. Здесь просто не передать восторги надо читать, а потом смотреть в фильме.

8. Не менее божественен исторический экскурс в историю Ирландии, ее далекое и не очень прошлое + тревожное настоящее, развивающееся в противостоянии англичани ирландцев.

9. Концовка на мой притязательный вкус как-то скомкана... Непонятное совпадение обнаружения английскими властями фениев и незапланированное возвращение издерганной Скарлетт в Тару - надуманы и будто бы притянуты, а кровавая и открытая развязка "ирландского сопротивления" оставила в растрепанных чувствах и вызвала неудовольствие. То не было никаких столкновений на горизонет, а то вдруг сразу развязка... Будто автору слегка поднадоело писать... и он решил поскорее расквитаться с текстом.

10. Ну и главное, конечно, все заканчивается более или менее хорошо в целом и без сомнения весьма желательно для наших героев. Влюбленные воссоединились. Фейрверк и все танцуют.

Итого: Роман хорош. И даже очень. Не обошлось, конечно, и без натяжек и подгонок, но куда же без них в такой масштабной эпопее. Характеры тем не менее выдержаны на достойном уровне, повествование в меру захватывающее, эмоции сильные, пейзажи многословные колоритные. Поэтому советую)

P.S. Бумага белая, шрифт мелкий. Тем, кто не любит напрягать глаза, бегая по строчкам, может быть неудбно читать.

Американская писательница, журналистка и эмансипе, лауреатка Пулицеровской премии. Дата рождения и смерти 1900-1949. Родилась в семье адвоката и выросла на коленях у ветеранов Гражданской войны. Получила университетское образование, работала репортером под псевдонимом Пегги (ее школьное прозвище). Два раза была замужем. В 1936 г. опубликовала свой единственный роман “Унесенные ветром”, над которым трудилась более 10 лет. Несмотря на многомиллионные просьбы поклонников, не написала в продолжение истории Скарлетт О Хара и Ретта Бетлера большое ни слова. Трагически погибла под колесами автомобиля.

У несенные Ветром

Унесенные Ветром

Согласно легенде, создание романа “Унесенные ветром” началось с того, как Маргарет Митчелл написала главную фразу последней главы: “Ни одного из любимых ею мужчин Скарлетт так и не смогла понять и вот – потеряла обоих”. Последующая работа над произведением продолжалась около десяти лет и потребовала от писательницы огромной самоотдачи и напряженного труда. Стремясь проникнуть в самый дух эпохи, Митчелл кропотливо изучала историю родной Атланты, использовала газеты и журналы середины XIX века. На страницах ее рукописи оживали рассказы очевидцев Гражданской войны и семейные предания. Некоторые сцены Митчелл переписывала по четыре-пять раз, а что касается первой главы, писательницу удовлетворил лишь 60-й вариант.

Роман, вышедший весной 1936 года, имел беспрецедентный успех и сразу побил все рекорды по популярности и тиражам во всей истории американской литературы.

Вивьен Ли

А одноименная экранизация с Вивьен Ли и Кларком Гейблом в главных ролях завоевала 10 премий “Оскар” и стала одной из самых знаменитых лент в истории мирового кинематографа.

Кларк Гейбл

Г ерои романа

С карлетт О’Хара

Кэти-Скарлетт О’Хара Гамильтон Кеннеди Батлер - главное действующее лицо романа Маргарет Митчелл «Унесённые ветром», написанного в 1936 году, один из наиболее известных женских образов американской литературы.

Скарлетт О’Хара – наследница плантатора с американского Юга, избалованная девушка, уверенная в своей неотразимости. Героиня создана для жизни «истинной леди», наполненной балами, развлечениями в виде охоты и шашней с противоположным полом. Так события и развиваются до 1861 года. Скарлетт с легкостью очаровывает мужчин, но вздыхает по Эшли Уилксу, жениху «неудачницы и дурнушки» кузины Мелани.

Э шли Уилкс

первый возлюбленный Скарлетт. Ее любовь продолжается на протяжении 14 лет. Был успешным молодым человеком по меркам того общества. Однако больше его интересовала литература, философия и поэзия. Был человеком, который долго жил в своем вымышленном мире.

Один из главных героев романа Маргарет Митчелл «Унесённые ветром». До войны Эшли Уилкс жил в родовом поместье под названием «Двенадцать дубов». В отличие от своих соседей-ровесников, не проявлял рвения к войне, не имел уверенности к победе. Он жил в собственном мире, в мире мечтаний и грёз. Он, как никто другой, понимал, что в любом случае прошлая жизнь уже не вернётся. На поле боя он проявил себя храбрым воином, но всё же боялся будущего. После войны он понял, что внутренний мир его разрушен, понял, что ни к чему не способен. От него не было никакой пользы от работы на плантации и в огороде, не было пользы и от управление лесопилкой.

Р етт Батлер

Ретт появляется в самом начале романа на барбекю в «Двенадцати дубах», плантации Джона Уилкса. Он представлен как «гость из Чарльстона, белая ворона, исключенная из военной академии и не принятая ни одной уважаемой семьей во всём Чарльстоне и, возможно, во всей Южной Каролине». Скарлетт О’Хара привлекает его внимание. Он случайно подслушивает её объяснение в любви Эшли Уилксу в библиотеке. Он осознаёт, что она своенравна и энергична, и что они во многом схожи, включая их отвращение к предстоящей, и впоследствии случающейся, войне с Севером.

Они вновь встречаются уже во время войны, после того, как её первый муж, Чарльз Гамильтон, умер от кори в лагере южан, а сама Скарлетт останавливается у его сестры Мелани и тётушки Питти в Атланте. Ретт, не раз прорывавший морскую блокаду Конфедерации, создаёт скандальную ситуацию и бросает вызов обществу, заплатив самую большую сумму ($150 золотом) на танце-аукционе за право повести Скарлетт в первой паре кадрили, в то время как она все ещё носит траур по мужу.

Ретт, казалось бы, разрушает репутацию Скарлетт, и Джеральд О’Хара, отец Скарлетт, приезжает, чтобы поговорить с ним и забрать дочь домой. Однако Ретт, напоив Джеральда, договаривается с ним - Джеральд возвращается в Тару, а Скарлетт остаётся в Атланте под присмотром тётушки.

М елани Гамильтон Уилкс

персонаж романа Маргарет Митчелл «Унесённые ветром», написанного в 1936 году. Жена Эшли Уилкса, добрая и нежная, по словам Ретта Батлера - настоящая леди.

Супруга Эшли. Чистый и светлый человек. Она излучала доброту и спокойствие. Никогда не верила слухам. Видела лучшее в людях.

Ч арльз Гамильтон

Первый муж главной героини. Брат Мелани. Скончался от кори, которая была усложнена пневмонией.

У несенные Ветром краткое содержание

Изначально автор хотела назвать произведение по-другому. Первым вариантом названия были «Tote Your Heavy Bag» или «Tomorrow is Another Day». Но позднее писательница изменила название на «Gone with the Wind», навеянное одним из стихотворений Эрнеста Доусона. «Унесенные ветром» читать стоит вдумчиво, анализируя поступки героев

Все события произведения происходят на протяжении 12 лет с 1861 года по 1873 год. Роман начинается с двух новостей: началась гражданская война между Югом и Севером, а также известие о помолвке Эшли Уилкса и его кузины Мелани Гамильтон. Первая новость не так поражает главную героиню – Скарлетт, как вторая новость, о скорой свадьбе.

Скарлетт решается объясниться с Эшли, она уверенна в том, что он испытывает к ней такие же сильные романтические чувства. Однако Эшли движимый страхом и чувством долга не отступает от своего намерения жениться на Мелани, предвидя с ней счастливое будущее и успешный брак.

Свидетелем их беседы становится Ретт Батлер. Он имеет довольно скверную репутацию. С чувством стыда и смятения девушка покидает библиотеку, но обнаруживает, что вокруг неё шепчутся люди, в том числе сестры Мелани Гамильтон и Эшли Уилкса. Движимая местью, Скарлетт принимает предложение брата Мелани и выходит за него замуж.

В этот период начинается война. Чарльз, муж главной героини погибает от кори, так и не попав в бой. Скарлетт вынуждена в юном возрасте (17 лет) носить траур. Стремительно сменившиеся жизненные обстоятельства вводят девушку в уныние. Она переезжает в Атланту к родственникам мужа и в надежде быть ближе к возлюбленному Эшли.

Вновь она встречает Батлера, он помогает вернуть легкость и беззаботность. Девушка, не в силах больше носить траур, сняв его она, чувствует счастье. Омрачающим фактором становятся постоянные язвительные шутки Ретта, который как, оказалось, имеет огромное состояние и периодически оказывает Скарлетт знаки внимания.

Позднее становится известно, что Мелани ждет ребенка. Однако беременность протекает довольно трудно. Пропал без вести Эшли и вероятнее всего находится в плену. В это же время Батлер настаивает на том, чтобы Скарлетт в открытую стала любовницей, но она отказывается от этого предложения.

В момент завоевания Атланты у Мелани начинаются роды, которые принимает главная героиня. Им необходимо покинуть город, в этом помогает Ретт, который находит лошадь и повозку. Однако довезти женщин до безопасного места он отказывается, ссылаясь на военный долг.

Женщинам с детьми удается благополучно добраться до Тары. Однако Скарлетт застает печальную картину – ее мать умерла, отец не выдержав смерти супруги, сошел с ума, а все поместье разграблено. Но у нее нет возможности горевать, на ней все семья и ее близкие. Вскоре в Тару приезжает и Эшли.

Не в состоянии платить за поместье девушка решается на отчаянный шаг, она едет к Батлеру попросить денег, но выясняет, что он находится в тюрьме. Ради финансовой поддержки она выходит замуж за Фрэнка Кеннеди. Выйдя замуж, Скарлетт курирует магазин супруга, а также в скором времени приобретает две лесопилки.

У них рождается дочь – Элла Лорина. Эшли хочет уехать на заработки на Север, однако Скарлетт умоляет его остаться и предлагает работать на одной из лесопилок, Мелани настаивает принять предложение. В одной из разборок негров и ку-клукс-клана погибает Фрэнк. Сразу после его похорон Ретт делает предложение главной героине.

Началась новая жизнь для Скарлетт. У них рождается дочь. Батлер всячески ее лелеет и балует. Однако супруги периодически ссорятся. В очередной ссоре Скарлетт падает с лестницы и у нее происходит выкидыш. А совсем скоро погибает дочь, упав с коня. Отношения супругов совсем становятся официальными и прохладными.

После этого из-за осложнений беременности умирает Мелани. Скарлетт осознает, что никогда по-настоящему и не любила Эшли, а любовью всей жизни был Ретт. В надежде на мирное урегулирование разногласий, она признается в любви супругу. Но он в ответ равнодушен. Однако Скарлетт намерена бороться за их счастье.

Источник-интернет

Маргарет Митчелл и ее единственный роман “Унесенные ветром” – краткое содержание обновлено: 3 декабря, 2017 автором: сайт

Александра Риплей

СКАРЛЕТТ

Затерявшиеся во мгле

«Это скоро закончится, и тогда я могу поехать домой в Тару».

Скарлетт О"Хара Гамильтон Кеннеди Батлер одиноко стояла в нескольких шагах от остальных, горевавших на похоронах Мелани Уилкс. Шел дождь, и одетые в черное мужчины и женщины держали над головами черные зонтики. Они опирались друг на друга, женщины рыдали, разделяя кров и горе.

Скарлетт не делилась ни с кем ни своим зонтиком, ни горем. Порывы ветра задували холодные струи дождя под зонтик, на ее шею, но она этого не чувствовала, она не чувствовала ничего, онемев от утраты. Она будет горевать позже, когда будет способна выдержать эту боль. Скарлетт не подпускала к себе свои чувства, раздумья, боль, снова и снова повторяя слова, которые обещали заживить раны и дать ей силы, чтобы выжить, пока боль не прошла: «Это скоро закончится, и тогда я могу поехать домой в Тару».

«…Пепел к пеплу, пыль к пыли…» Голос священника проникал через заслон онемения, слова отпечатывались в ее сознании. Нет! Скарлетт молча плакала. Нет Мелли. Это не могила Мелли, она слишком огромна для нее, ее косточки не больше птичьих. Нет! Она не могла умереть, не могла.

Скарлетт буквально металась от горя, она не могла себя заставить смотреть на свежевырытую могилу, на голый сосновый ящик, опускаемый в нее. На нем видны были маленькие полукруглые вмятины, отметины молотков, которые заколотили крышку над нежным личиком Мелани.

«Нет! Вы не можете, вы не должны делать это, идет дождь, и вы не можете положить ее туда, чтобы дождь капал на нее. Она была так чувствительна к холоду, ее нельзя оставлять под холодным дождем. Я не могу смотреть, я не вынесу этого, я не поверю, что она ушла. Она любит меня, она мой друг, мой единственный друг. Мелли любит меня, она не может покинуть меня сейчас, когда я так нуждаюсь в ней».

Скарлетт посмотрела на людей, стоящих вокруг могилы, и горячая волна раздражения поднялась в ней. «Никого из них это так не волнует, как меня, никто из них не потерял так много, как я. Никто не знает, как сильно я ее люблю. Мелли знает, хотя, знает ли? Она знает, я должна верить, что она знает.

Хотя они в это никогда не поверят. Ни мисс Мерриуэзер, ни Миды, ни Уайтинги, ни Элсинги. Посмотрите на них, собравшихся около Индии Уилкс и Эшли, как стая мокрых ворон, в своих траурных нарядах. Они успокаивают тетю Питтипэт, хотя каждый знает, что она выплакивает свои глаза по малейшему поводу, начиная с хлебца, который подгорел. Никому не придет в голову, что я тоже нуждаюсь в поддержке, что я была ближе всех к Мелани. Они ведут себя так, как будто меня здесь вообще нет. Никто не обратил на мен» никакого внимания. Даже Эшли, хотя я была там в те два ужасных дня после смерти Мелани, когда он нуждался в моей помощи. Все они нуждались, даже Индия, блеющая, как коза: «Что нам делать с похоронами, Скарлетт? Что делать с едой для гостей? с гробом? с носильщиками? с местом на кладбище? с надписью на могиле? с заметкой в газете?» Теперь они склонились друг к другу, рыдая и причитая. Я не доставлю им удовольствия видеть меня одиноко плачущей. Я не должна плакать. Не здесь. Еще не время. Если я начну, то, может быть, я не остановлюсь никогда. Когда я доберусь до Тары, я могу плакать».

Скарлетт подняла подбородок, крепко сжала зубы, стучавшие от холода, проглотила комок в горле. «Это скоро закончится, и тогда я могу поехать домой в Тару».

Острые куски разбитой вдребезги жизни Скарлетт были повсюду вокруг нее здесь, на Оклендском кладбище Атланты. Высокий гранитный шпиль, серый камень, исполосованный серым дождем, был памятником миру, который ушел безвозвратно, беспечному миру ее юности. Это был мемориал конфедератам, символ гордой и беспечной храбрости, которая привела Юг с развевающимися яркими знаменами к разрухе. Он воздвигнут в честь стольких погибших друзей ее детства, поклонников, которые выпрашивали вальсы и поцелуи, когда у нее не было больших проблем, чем выбор бального платья. Он стоит в честь ее первого мужа, Чарльза Гамильтона, брата Мелани. Он стоит в честь сыновей, братьев, мужей, отцов всех, кто мокнул под дождем у маленького холмика, где похоронили Мелани.

Здесь были и другие могилы, другие надгробия. Фрэнк Кеннеди, второй муж Скарлетт. И маленькая, ужасно маленькая могилка с надписью: Евгения Виктория Батлер и ниже - Бонни. Ее последний и самый любимый ребенок.

Живые, как и мертвые, были здесь, но она стояла в стороне. Казалось, что там собралась половина Атланты. Толпа заполнила всю церковь, а теперь растеклась широким неровным темным кругом около скорбного разреза в сером дожде - открытой могилы, вырытой в красной глине Джорджии для Мелани Уилкс.

Первый ряд оплакивающих состоял из самых близких. Белые и черные их лица, за исключением лица Скарлетт, были мокрыми от слез. Старый кучер дядя Петер стоял с Билси и Куки, как бы образуя защитный треугольник вокруг Бо, маленького мальчика, обожаемого Мелани.

Старшее поколение Атланты было там же. Трагически мало потомков осталось у них. Миды, Уайтинги, Мерриуэзеры, Элсинги, их дочери и зятья, Хью Элсинг, единственный оставшийся в живых сын, тетушка Питтипэт Гамильтон и ее брат, дядя Генри Гамильтон, их вековая вражда позабыта в общем горе по их племяннице. Младшая, но выглядевшая так же старо, как и другие, Индия Уилкс укрылась в этой группе и наблюдала за своим братом Эшли затуманенными горем и виной глазами. Он стоял один, как Скарлетт, под дождем, с непокрытой головой, бесчувственный к холодной влаге, неспособный воспринять ни слов священника, ни медленного опускания узкого гроба в могилу.

Эшли. Высокий, худой, бесцветный, его выцветшие золотые волосы стали почти серыми, его бледное потрясенное лицо так же пусто, как и невидящие серые глаза. Он стоял прямо, как будто отдавал честь, - привычка многих лет, проведенных в серой униформе офицера. Он стоял неподвижно, ничего не чувствуя и не понимая.

Эшли. Он был центром и символом разрушенной жизни Скарлетт. Ради любви к нему она игнорировала счастье. Она не замечала любви к мужу, потому что Эшли всегда вставал у нее на пути. А теперь Ретт ушел, и единственным воспоминанием о нем были ветки тепло-золотых осенних цветов, лежащие на могиле. Она предала своего единственного друга, пренебрегла упрямой преданностью и любовью Мелани. А теперь и Мелани ушла. И даже любовь Скарлетт к Эшли прошла, так как она поняла слишком поздно, что привычка любить его уже давно вытеснила саму любовь к нему.

Она не любила его и никогда не полюбит снова. Но теперь, когда она уже не хотела его, Эшли был ее, ее наследством от Мелани. Она пообещала Мелани, что она позаботится о нем и о их ребенке.

Глава 1

«Это скоро закончится, и тогда я могу поехать домой в Тару».

Скарлетт О"Хара Гамильтон Кеннеди Батлер одиноко стояла в нескольких шагах от остальных, горевавших на похоронах Мелани Уилкс. Шел дождь, и одетые в черное мужчины и женщины держали над головами черные зонтики. Они опирались друг на друга, женщины рыдали, разделяя кров и горе.

Скарлетт не делилась ни с кем ни своим зонтиком, ни горем. Порывы ветра задували холодные струи дождя под зонтик, на ее шею, но она этого не чувствовала, она не чувствовала ничего, онемев от утраты. Она будет горевать позже, когда будет способна выдержать эту боль. Скарлетт не подпускала к себе свои чувства, раздумья, боль, снова и снова повторяя слова, которые обещали заживить раны и дать ей силы, чтобы выжить, пока боль не прошла: «Это скоро закончится, и тогда я могу поехать домой в Тару».

«…Пепел к пеплу, пыль к пыли…» Голос священника проникал через заслон онемения, слова отпечатывались в ее сознании. Нет! Скарлетт молча плакала. Нет Мелли. Это не могила Мелли, она слишком огромна для нее, ее косточки не больше птичьих. Нет! Она не могла умереть, не могла.

Скарлетт буквально металась от горя, она не могла себя заставить смотреть на свежевырытую могилу, на голый сосновый ящик, опускаемый в нее. На нем видны были маленькие полукруглые вмятины, отметины молотков, которые заколотили крышку над нежным личиком Мелани.

«Нет! Вы не можете, вы не должны делать это, идет дождь, и вы не можете положить ее туда, чтобы дождь капал на нее. Она была так чувствительна к холоду, ее нельзя оставлять под холодным дождем. Я не могу смотреть, я не вынесу этого, я не поверю, что она ушла. Она любит меня, она мой друг, мой единственный друг. Мелли любит меня, она не может покинуть меня сейчас, когда я так нуждаюсь в ней».

Скарлетт посмотрела на людей, стоящих вокруг могилы, и горячая волна раздражения поднялась в ней. «Никого из них это так не волнует, как меня, никто из них не потерял так много, как я. Никто не знает, как сильно я ее люблю. Мелли знает, хотя, знает ли? Она знает, я должна верить, что она знает.

Хотя они в это никогда не поверят. Ни мисс Мерриуэзер, ни Миды, ни Уайтинги, ни Элсинги. Посмотрите на них, собравшихся около Индии Уилкс и Эшли, как стая мокрых ворон, в своих траурных нарядах. Они успокаивают тетю Питтипэт, хотя каждый знает, что она выплакивает свои глаза по малейшему поводу, начиная с хлебца, который подгорел. Никому не придет в голову, что я тоже нуждаюсь в поддержке, что я была ближе всех к Мелани. Они ведут себя так, как будто меня здесь вообще нет. Никто не обратил на мен» никакого внимания. Даже Эшли, хотя я была там в те два ужасных дня после смерти Мелани, когда он нуждался в моей помощи. Все они нуждались, даже Индия, блеющая, как коза: «Что нам делать с похоронами, Скарлетт? Что делать с едой для гостей? с гробом? с носильщиками? с местом на кладбище? с надписью на могиле? с заметкой в газете?» Теперь они склонились друг к другу, рыдая и причитая. Я не доставлю им удовольствия видеть меня одиноко плачущей. Я не должна плакать. Не здесь. Еще не время. Если я начну, то, может быть, я не остановлюсь никогда. Когда я доберусь до Тары, я могу плакать».

Скарлетт подняла подбородок, крепко сжала зубы, стучавшие от холода, проглотила комок в горле. «Это скоро закончится, и тогда я могу поехать домой в Тару».

Острые куски разбитой вдребезги жизни Скарлетт были повсюду вокруг нее здесь, на Оклендском кладбище Атланты. Высокий гранитный шпиль, серый камень, исполосованный серым дождем, был памятником миру, который ушел безвозвратно, беспечному миру ее юности. Это был мемориал конфедератам, символ гордой и беспечной храбрости, которая привела Юг с развевающимися яркими знаменами к разрухе. Он воздвигнут в честь стольких погибших друзей ее детства, поклонников, которые выпрашивали вальсы и поцелуи, когда у нее не было больших проблем, чем выбор бального платья. Он стоит в честь ее первого мужа, Чарльза Гамильтона, брата Мелани. Он стоит в честь сыновей, братьев, мужей, отцов всех, кто мокнул под дождем у маленького холмика, где похоронили Мелани.

Здесь были и другие могилы, другие надгробия. Фрэнк Кеннеди, второй муж Скарлетт. И маленькая, ужасно маленькая могилка с надписью: Евгения Виктория Батлер и ниже - Бонни. Ее последний и самый любимый ребенок.

Живые, как и мертвые, были здесь, но она стояла в стороне. Казалось, что там собралась половина Атланты. Толпа заполнила всю церковь, а теперь растеклась широким неровным темным кругом около скорбного разреза в сером дожде - открытой могилы, вырытой в красной глине Джорджии для Мелани Уилкс.

Первый ряд оплакивающих состоял из самых близких. Белые и черные их лица, за исключением лица Скарлетт, были мокрыми от слез. Старый кучер дядя Петер стоял с Билси и Куки, как бы образуя защитный треугольник вокруг Бо, маленького мальчика, обожаемого Мелани.

Старшее поколение Атланты было там же. Трагически мало потомков осталось у них. Миды, Уайтинги, Мерриуэзеры, Элсинги, их дочери и зятья, Хью Элсинг, единственный оставшийся в живых сын, тетушка Питтипэт Гамильтон и ее брат, дядя Генри Гамильтон, их вековая вражда позабыта в общем горе по их племяннице. Младшая, но выглядевшая так же старо, как и другие, Индия Уилкс укрылась в этой группе и наблюдала за своим братом Эшли затуманенными горем и виной глазами. Он стоял один, как Скарлетт, под дождем, с непокрытой головой, бесчувственный к холодной влаге, неспособный воспринять ни слов священника, ни медленного опускания узкого гроба в могилу.



Рассказать друзьям