Планируемые результаты образования:
Личностные: представления о добре и зле, общих нравственных категориях и нравственном содержании собственных поступков.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий - УУД):
Познавательные: умение соотносить иллюстрацию с содержанием текста.
Регулятивные: умение различать способ и результат действия; планировать свои действия, в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
Коммуникативные: умение использовать речь для сравнения произведений художественной литературы (авторская или народная сказки) и выявления авторской точки зрения.
Беляева Ирина Владимировна, 13.03.2017
3842 269
Содержимое разработки
МКОУ СОШ с. Кремово
Настрой на урок
Прозвенел уже звонок -
Начинается урок.
А теперь все повернитесь
И друг другу улыбнитесь.
Улыбнитесь мне, друзьям
И садитесь по местам.
Проверка домашнего задания
Конкурс проектов «Город букв».
Постановка цели урока
Расставьте книги по порядку и прочтите слово
сказка
Речевая разминка
Лена искала булавку,
А булавка упала под лавку.
Под лавку залезть было лень,
Искала булавку весь день.
Работаем с книгой
Прочтите пословицу
Почему говорят
Сказка – мудрость народа,
его мечты и желания
– Какие буквы закрыты карточками?
Отгадайте сказку
Мышка дом себе нашла,
Мышка добрая была:
В доме том в конце концов
Стало множество жильцов.
Е. И. Чарушин
« Посмотрел картинки?
Прочёл эту книжку?
Узнал, как звери и птицы учат своих детей добывать еду, себя спасать? А ты человек-хозяин всей природы, тебе всё знать нужно.»
Рассказчик- анималист
(художник, изображающий животных.)
Действующие лица:
Словарная работа.
ос-та-но-ви-лась
в те-ре-моч-ке
не-вы-со-ком
не от-ве-ча-ет
у-вёр-тыш?
Чтение сказки
с. 33 - 36
Действующие лица:
квакушка
сестричка
Кому принадлежат?
Чук! Чук!
Тяф! Тяф!
Пик! Пик!
Ква! Ква!
Отгадайте загадки
– имена героев сказки Е. Чарушина «Теремок».
Мала, а никому не мила.
Хозяин лесной
Просыпается весной,
А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой.
На овчарку он похож.
Зимой белый, летом серый
Что ни зуб – то острый нож!
Он бежит, оскалив пасть,
На овцу готов напасть.
Скачет зверушка,
Не рот, а ловушка.
Попадут в ловушку
И комар, и мушка.
Рыжая, с пушистым хвостом,
Живёт в лесу под кустом.
Какая пословица?
- В тесноте, да не в обиде.
- В тесноте, да не в обиде.
- Знает сорока, где зиму зимовать.
- Согласие крепче каменных стен.
Игра «Чье это прозвище?»
кумушка, сестричка;
бирюк, хватыш, «зубами щёлк»;
толстопятый, косолапый, «давай реветь»;
норушка;
квакушка;
побегайчик, косой, серый, длинноухий, хваста;
серый лоб, бестолковый боб, мурлыка;
дереза;
ряба, татарушка, пеструшка.
– Где так называют животных?
речь размеренная, простая, твёрдая, без затей;
Итог урока. Рефлексия.
– Чему учит нас эта сказка?
– С какой сказкой мы сегодня познакомились?
Домашнее задание
с. 32 – 36
- Рисунок
- Чтение по ролям
Художник и писатель Евгений Иванович Чарушин (1901 -1965) широко известен многим юным читателям, живущим на разных континентах земного шара. Его книги напечатаны в СССР, Англии, Франции, Чехословакии, Болгарии, Японии, США, Индии, Австралии и в других странах, тиражом свыше 50 миллионов экземпляров.
Рассказы и рисунки художника пришлись по сердцу всем, кто любит животных и природу. Чарушин всегда изображал то, что сам сильно любил и хорошо знал.
Еще мальчиком он часто бывал с отцом на охоте, бродил по полям и лесам. Он знал повадки животных и птиц, сам приручал их, поил, кормил.
Нарисованные им зайчата, медвежата, оленята, волчата вызывают добрые, теплые чувства. Художник изображает животных, тонко передавая их характер; мы узнаем хищника в барсе и тигренке, видим незащищенность зайчика, задиристость петуха, суетливость вороны.
Чарушин работал также в фарфоре, писал декорации для театра. Расписывал стены детских садов и домов пионеров, создавал модели игрушек. Он был талантливым педагогом, много сделавшим для художественного воспитания детей. За выдающуюся творческую и общественную деятельность ему было присвоено звание заслуженного деятеля искусств РСФСР. Своим искусством Чарушин способствовал расцвету советской детской книги.
И. А. Бродский
Для просмотра и чтения книги нажмите на ее изображение,
а затем на прямоугольник слева внизу на панели плеера.
В. Бианки "Теремок" Рисунки Е. Чарушина Гиз, 1929, 22,5 х 19,5 8 стр. с иллюстрациями |
Е. Чарушин "Животные жарких стран" Рисунки автора ОГИЗ ДЕТГИЗ 1935 год, 29 х 12 см 8 стр. с иллюстрациями |
С. Маршак "Детки в клетке" Рисунки Е. Чарушина ОГИЗ 24 стр. с иллюстрациями 29 х 22,5 см, 1935 |
М. Пришвин "Зверь бурундук" Рисунки Е. Чарушина ДЕТИЗДАТ ЦК ВЛКСМ 1936 год, 22 х 17,5 см 120 стр. с иллюстрациями |
Сказки северных народов "Олешек Золотые Рожки" Рисунки Е. Чарушина ДЕТИЗДАТ ЦК ВЛКСМ 1937 год, 26,5 х 20 см 50 стр. с иллюстрациями |
С. Маршак "Мой зоосад" Иллюстрации Е. Чарушина Серия Для маленьких ДЕТИЗДАТ ЦК ВЛКСМ 1938 год, 14 х 10 см 16 стр. с иллюстрациями |
Е. Чарушин "Волчишко" Рисунки Е. Чарушина Серия Для маленьких ДЕТИЗДАТ 1938 год, 13,5 х 10,5 см 16 стр. с иллюстрациями |
Е. Чарушин "Никитка и его друзья" Рисунки Е. Чарушина и Р. Великановой ДЕТИЗДАТ ЦК ВЛКСМ 1938 год, 22 х 17 см 52 стр. с иллюстрациями |
В. Бианки "Чей нос лучше" Рисунки Е. Рачева и Е. Чарушина ДЕТГИЗ 32 стр. с иллюстрациями 16 х 13 см, 1942 г |
С. Маршак "Детки в клетке" Рисунки Е. Чарушина ДЕТГИЗ 24 стр. с иллюстрациями 29,5 х 22,5 см, 1947 |
Русские сказки про зверей Рисунки Е. Чарушина Калинин, издание газеты Пролетарская правда 1948 год, 25,8 х 19,4 см 64 стр. с иллюстрациями |
И. Белышев "Упрямый котенок" Рисунки Е. Чарушина Детгиз 1948 год, 20 х 26 см 12 стр. с иллюстрациями |
Е. Чарушин "Что за зверь" Рисунки Е. Чарушина Детгиз 1950 год, 20 х 15 см 72 стр. с иллюстрациями |
|
Русские сказки про зверей Рисунки Е. Чарушина Детгиз 1951 год, 26 х 20 см 76 стр. с иллюстрациями |
Виталий Бианки "Первая охота" Рисунки Е. Чарушина Детгиз 1951 год, 29 х 22,5 см 16 стр. с иллюстрациями |
Е. Чарушин "Три рассказа" Рисунки Е. Чарушина Детгиз 1953 год 16 стр. с иллюстрациями 22 х 17 см |
"Тюпа, Томка и сорока" Е. Чарушин Рисунки Е. Чарушина В твердом переплете Детгиз 1963, 29 х 22 см 64 стр. с иллюстрациями |
Е. Сладков "Бежал ежик по дорожке" Рисунки Е. Чарушина Детгиз 1953 год 16 стр. с иллюстрациями 27 х 21 см |
Корней Чуковский "Цыпленок" Рисунки Е. Чарушина Детгиз 1958 год 12 стр. с иллюстрациями 22 х 16,5 см |
Н. Сладков "Воробьишкина весна" Иллюстрации Е. Чарушина Детгиз 1959 год 20 стр. с иллюстрациями 27,5 х 22 см |
Е. Чарушин "Бежал ежик по дорожке" Рисунки Е. Чарушина Детгиз 1961 год 24 стр. с иллюстрациями 27 х 21 см |
Н. Смирнова "Мишка - большой медведь" Рисунки Е. Чарушина Художник РСФСР, 1966 год 32 стр. с иллюстрациями 21 х 16,5 см |
|
Н. Сладков "Медвежья горка" Рисунки Е. Чарушина Изд-во Ленинград Детская литература 12 стр. с иллюстрациями 27,5 х 21,5 см, 1967 |
Е. Чарушин "Рассказы" Иллюстрации Е. Чарушина 272 стр. с иллюстрациями 22 х 16,5 см, 1971 год |
В. Бианки "Мышонок Пик" Иллюстрации Е. Чарушина Издательство Детская литература 64 стр. с иллюстрациями 22 х 17 см, 1972 год |
Е. Чарушин "Большие и маленькие" Иллюстрации Е. Чарушина Издательство Детская литература 24 стр. с иллюстрациями 26 х 20 см, 1973 год |
Е. Чарушин "Никитка и его друзья" Рисунки Е. Чарушина Серия Мои первые книжки Издательство Детская литература 16 стр. с иллюстрациями 23 х 16,5 см, 1971 год |
"Теремок" Русская народная сказка Рисунки Е. Чарушина Серия Для маленьких Изд-во Детская литература 1974 год, 13,5 х 10,5 см 16 стр. с иллюстрация |
"Заячья избушка" Русская народная сказка Иллюстрации Е. Чарушина Серия Для маленьких Изд-во Детская литература 1975 год, 13,5 х 10,5 см 16 стр. с иллюстрация |
Е. Чарушин "Болтливая сорока" Иллюстрации Е. Чарушина Издательство Художник РСФСР 28 х 22 см, 1975 год 24 стр. с иллюстрациями |
Е. Чарушин "Волчишко" Рисунки Е. Чарушина Серия Мои первые книжки Издательство Детская литература 1977 год, 23,5 х 16,5 см 16 стр. с иллюстрациями |
И. Соколов-Микитов "От весны до весны" Рассказы о природе Иллюстрации Е. Чарушина, Н. Чарушина Серия Книга за книгой Издательство Детская литература 1978 год, 21 х 14 см 32 стр. с иллюстрациями |
М. Пришвин "Ярик" Рассказы Рисунки Е. Чарушина Издательство Детская литература 1978 год, 23,5 х 16,5 см 16 стр. с иллюстрациями |
Е. Чарушин "Васька, Бобка и крольчиха" Иллюстрации Е. Чарушина Издательство Детская литература 1978 год, 23,5 х 17 см 16 стр. с иллюстрациями |
Е. Чарушин "Зверята" Рисунки автора Издательство Детская литература 1982 год, 21,5 х 19,5 см 20 стр. с иллюстрациями |
Я, мышка-норушка. -Я, лягушка-квакушка, а ты кто? -А я зайчик-побегайчик. -Иди к нам жить! Заяц скок в теремок. Стали они втроём жить. -Я, мышка-норушка. -Я, лягушка-квакушка, а ты кто? -А я зайчик-побегайчик. -Иди к нам жить! Заяц скок в теремок. Стали они втроём жить.
Я, мышка-норушка. -Я, лягушка-квакушка. -Я, зайчик-побегайчик, а ты кто? -А я лисичка-сестричка. -Иди к нам жить! Забралась лисичка в теремок. Стали они вчетвером жить. -Я, мышка-норушка. -Я, лягушка-квакушка. -Я, зайчик-побегайчик, а ты кто? -А я лисичка-сестричка. -Иди к нам жить! Забралась лисичка в теремок. Стали они вчетвером жить.
Я, мышка-норушка. -Я, лягушка-квакушка. -Я, зайчик-побегайчик. -Я, лисичка-сестричка, а ты кто? -А я волчок-серый бочок. -Иди к нам жить! Волк и влез в теремок. Стали они впятером жить. Вот они все в тереме живут, песни поют. -Я, мышка-норушка. -Я, лягушка-квакушка. -Я, зайчик-побегайчик. -Я, лисичка-сестричка, а ты кто? -А я волчок-серый бочок. - Иди к нам жить! Волк и влез в теремок. Стали они впятером жить. Вот они все в тереме живут, песни поют.
Вдруг идёт мимо медведь косолапый. Увидел теремок, услыхал песни, остановился и заревел во всю мочь: -Кто-кто в теремочке живёт, кто-кто в невысоком живёт? -Я, мышка-норушка. -Я, лягушка- квакушка. -Я, зайчик- побегайчик. -Я, лисичка- сестричка. -Я волчок-серый бочок.,а ты кто? -А я медведь косолапый. -Иди к нам жить! Вдруг идёт мимо медведь косолапый. Увидел теремок, услыхал песни, остановился и заревел во всю мочь: -Кто- кто в теремочке живёт, кто- кто в невысоком живёт? -Я, мышка-норушка. -Я, лягушка-квакушка. -Я, зайчик-побегайчик. -Я, лисичка-сестричка. -Я волчок-серый бочок.,а ты кто? -А я медведь косолапый. -Иди к нам жить!
Медведь и полез в теремок. Лез-лез, лез-лез – никак не мог влезть и говорит: -Я лучше у вас на крыше буду жить. -Да ты нас раздавишь! -Нет, не раздавлю. -Ну так полезай! Влез медведь на крышу и только уселся, как затрещал теремок, упал на бок и развалился. Медведь и полез в теремок. Лез-лез, лез-лез – никак не мог влезть и говорит: -Я лучше у вас на крыше буду жить. -Да ты нас раздавишь! -Нет, не раздавлю. -Ну так полезай! Влез медведь на крышу и только уселся, как затрещал теремок, упал на бок и развалился.
Татьяна Недобитко
Конспект занятия «Рассказывание сказки «Теремок»
КОНСПЕКТ
занятия по теме
«Рассказывание сказки «Теремок » , обр. Е. Чарушина
ОО «Развитие речи»
во второй младшей группе
Выполнила : воспитатель
Недобитко Татьяна Юрьевна
г. Дзержинск
Цель : развивать речевую и творческую активность детей средствами театрализованной деятельности.
Задачи :
1. Учить инсценировать небольшие отрывки из сказки .
2. Упражнять детей в умении пересказывать наиболее выразительные отрывки из сказки .
3. Формировать дружеские взаимоотношения, воспитывать умение сопереживать героям сказки .
4. Обогащать словарный запас.
Методы :
Словесные : чтение и рассказывание сказки , вопросы.
Практические : игра-драматизация.
Наглядные : рассказывание с опорой на картинки.
Предварительная работа :
Чтение и рассматривание иллюстраций к сказке «Теремок » , рисование и лепка сказочных героев из сказки , игры в парах и совместные игры, повторение отдельных отрывков из сказки «Теремок »
Оборудование :
Куклы из сказки «Теремок » , домик, стол, ширма, декорации, презентация по сказке «Теремок » .
Активизация словаря :
Спектакль, ширма, занавес, аплодисменты, пальчиковый театр.
Дифференцированный подход :
Привлечь к пересказыванию отдельных отрывков Арсения, Настю, Сашу, Катю
Ход занятия Деятельность детей
В : Ребята, сегодня мы с вами пришли в наш маленький кукольный театр, где живут куклы. Кукол здесь много, и они все разные. Все куклы добрые и очень любят играть с детьми.
В : Сегодня мы с вами познакомимся с куклами настольного театра.
Показ слайдов
А почему они так называются?
В : Правильно. Молодцы.
Перед тем, как начнется наш театр, 3 раза должен, прозвонить звонок.
Звенит звонок.
А знаете ли, вы почему он звонит три раза?
В : Мы тихонько подойдем
Свои стульчики найдем.
Звенит звонок.
В. Посмотрите, какая красивая ширма перед Вами. А за ширмой маленькие герой, которые сейчас расскажут нам сказку .
Звенит звонок.
В. Вот и прозвенел последний звонок. Садитесь удобно, наша сказка начинается . А, что бы ширма открылась и сказка началась , необходимо громко захлопать в ладоши – это называется аплодисменты.
В. Ширма открывается,
Сказка начинается… .
Стоит в поле теремок , теремок ,
Он не низок не высок, не высок.
Вдруг по полю,
С длинным хвостиком малышка,
Любит сыр и зёрна…
Показ слайда.
В : Правильно, мышка-норушка.
Увидела теремок , остановилась и спрашивает :
В. Никто не отзывается. Вошла мышка в теремок и стала в нем жить .
Прискакала к терему ,
Снизу белое брюшко,
А зовут меня…
Показ слайда
В : Молодцы, лягушка-квакушка
Увидела теремок , остановилась и спрашивает :
Лягушонок прыгнула в теремок . Сколько их стало?
В : Правильно, ведь вдвоём веселее правда?
Бежит мимо,
Чемпион по бегу, по белому снегу…
Показ слайда.
В : Да, это зайчик- побегайчик.
Увидел теремок , остановился и спрашивает.
Сколько их стало в тереме ?
В : Да, втроём ещё веселее, ведь правда?
А кто это так тихонько идет, хвостом следы заметает
Длинный хвост, сама краса
Это рыжая…
Показ слайда.
Воспитатель : Правильно, лисичка-сестричка.
Постучала в окошко и спрашивает.
Забралась лисичка в теремок . Стали они жить…
Прибежал к терему ,
Если долго в брюшке пусто,
На луну он воет грустно.
Показ слайда.
В : Верно ребята, волчок-серый бочок, заглянул в дверь и спрашивает.
Стали они жить.
Воспитатель : Вот живут они в теремке , песни поют.
Вдруг мимо идет,
Косолапый и большой
Спит в берлоге он зимой
Любит шишки, любит мёд…
Показ слайда.
В : Конечно же медведь косолапый.
Увидел медведь теремок , услыхал песни, остановился и заревел во всю мочь :
Стало их в тереме сколько ?
В : Верно, и стали они вшестером жить, поживать, и добра наживать. Тут и сказочке конец – а кто слушал молодец!
Занавес закрывается, дети аплодируют.
Воспитатель : Ну что-ж, ребята, понравилась сказка ?
А вы хотите поиграть с нашими куколками?
Физкультминутка : «Мишка вылез из берлоги»
Мишка вылез из берлоги,
Огляделся на пороге.
Потянулся он со сна :
К нам опять пришла весна.
Чтоб скорей набраться сил,
Головой медведь крутил.
Наклонился взад-вперёд,
Вот он по лесу идёт.
Ищет мишка корешки
И трухлявые пеньки.
В них съедобные личинки -
Для медведя витаминки.
Наконец медведь наелся
И на брёвнышке уселся.
В : Молодцы ребята,
Скажите пожалуйста с каким театром мы сегодня познакомились?
В : Почему он так называется?
В : А где находятся все герои сказки ?
В : А что надо делать, чтобы занавес открылся?
Воспитатель : А ещё когда надо аплодировать и зачем?
В. А еще нашим артистам мы приготовили угощения.
В : А что вам больше всего понравилось в сказке ?
В : Чему нас научила эта сказка ?
В : Правильно ребята, надо быть дружелюбными, жить дружно и надо всегда помогать и выручать друга.
Наша театральная деятельность подходит к концу. Вы можете подойти к ширме и рассмотреть героев . Дети и воспитатель входят в группу.
Дети рассматривают кукол стоящих около ширмы.
Дети : Потому что все куклы находятся на столе
Дети : Что бы все зрители успели прийти и занять свои места .
Дети занимают места в группе.
Дети хлопают в ладоши.
Дети : мышка
Ребенок, который играет игрушкой мышки :
Пи-пи, терем- теремок ! Кто в тереме живет ?
Дети : лягушка.
Лягушка : Ква-ква,терем- теремок ! Кто в тереме живет ?
Мышка : я, мышка-норушка! А ты кто?
Лягушка : а я лягушка-квакушка!
Мышка : иди ко мне жить!
Дети : Двое.
Дети : зайчик.
Зайчик : терем- теремок ! Кто в тереме живет ?
Мышка : я – мышка-норушка.
Лягушка : и я лягушка-квакушка. А ты кто?
Зайчик : А я зайчик побегайчик.
Мышка : иди к нам жить!
Заяц скок в теремок !
Дети : Трое
Дети : Да!
Дети : лиса.
Лисичка : Терем- теремок ! Кто в тереме живет ?
Мышка : Я мышка-норушка.
Лягушка : Я лягушка-квакушка.
Зайчик : Я зайчик-побегайчик. А ты кто?
Лиса : А я лисичка-сестричка.
Зайчик : Иди к нам жить!
Дети : вчетвером.
Дети : волк.
Волк : Вууууу…терем- теремок ! Кто в тереме живет ?
Мышка : Я мышка-норушка.
Лягушка : Я лягушка-квакушка.
Зайчик : Я зайчик-побегайчик.
Лиса : Я лисичка-сестричка. А ты кто?
Волк : А я волчок-серый бочок. Пустите и меня к вам.
Лиса : А ты не будешь нас обижать?
Волк : Нее, не буду, даю слово.
Лиса : Ну ладно, если так, то иди к нам жить!
Волк влез в теремок .
Дети : впятером.
Дети : медведь.
Медведь : Ррррр…Терем- теремок ! Кто в тереме живет ?
Мышка : Я мышка-норушка.
Лягушка : Я лягушка-квакушка.
Зайчик : Я зайчик-побегайчик.
Лиса : Я лисичка-сестричка.
Волк : А я волчок-серый бочок. А ты кто?
Лиса : А я медведюшка-батюшка. Гу-гу-гу, как вас тут много, пустите и меня!
Лиса : Да ты же нас раздавишь.
Медведь : А мне так грустно жить одному.
Волк : Ну что же нам делать, как поступить с Мишей, может пустим его хотя бы с краю?
Так уж быть, иди к нам медведюшка.
Медведь : Спасибо вам друзья, что приютили и меня. Я тут с краю поживу и буду вас охранять.
Дети : шестеро.
Дети : Да!
(Повороты влево и вправо.)
(Потягивания - руки вверх.)
(Вращения головой.)
(Наклоны вперёд-назад.)
(Наклоны : правой рукой коснуться левой ступни, потом наоборот.)
(Дети садятся.)
Дети : Мы сегодня познакомились с настольным кукольным театром.
Дети : Потому что главными героями в спектакле являются куклы.
Дети : Герои сказки находятся на сцене , за ширмой.
Дети : Чтобы занавес открылся, надо хлопать в ладоши - аплодировать.
Дети : Надо аплодировать ещё в конце спектакля, чтобы поблагодарить наших артистов.
Дети- Артисты выходят из занавеса с куклами на руках. Кланяются. Убирают кукол в чемоданчик.
Раздают угощения (конфеты) .
Все садятся на стульчики.
Дети : Ответы детей
Ответы детей.