Сколько детей у леонардо да винчи. Кем был леонардо да винчи, тайны его картин

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой
Леонардо да Винчи (1452-1519) - великий итальянский художник и учёный,
яркий представитель типа "универсального человека"

Леонардо да Винчи (Leonardo da Vinci) (1452-1519), итальянский живописец, скульптор, архитектор, ученый и инженер. Основоположник художественной культуры Высокого Возрождения, Леонардо да Винчи сложился как мастер, обучаясь у Андреа дель Верроккьо во Флоренции. Методы работы в мастерской Вероккьо, где художественная практика сопрягалась с техническими экспериментами, а также дружба с астрономом П.Тосканелли способствовали зарождению научных интересов молодого да Винчи. В ранних произведениях (голова ангела в “Крещении” Верроккьо, после 1470, “Благовещение”, около 1474, - оба в Уффици; так называемая “Мадонна Бенуа”, около 1478, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург) художник, развивая традиции искусства Раннего Возрождения, подчеркивал плавную объемность форм мягкой светотенью, иногда оживлял лица еле уловимой улыбкой, добиваясь с её помощью передачи тонких душевных состояний.

Фиксируя результаты бесчисленных наблюдений в набросках, эскизах и натурных штудиях, исполненных в различных техниках (итальянский и серебряный карандаши, сангина, перо и др.), Леонардо да Винчи добивался, прибегая иногда к почти карикатурному гротеску, остроты в передаче мимики лица, а физические особенности и движение человеческого тела юношей и девушек приводил в идеальное соответствие с духовной атмосферой композиции.

В 1481 или 1482 Леонардо да Винчи поступил на службу к правителю Милана Лодовико Моро, исполнял обязанности военного инженера, гидротехника, устроителя придворных праздников. Свыше 10 лет он работал над конным монументом Франческо Сфорца - отца Лодовико Моро (глиняная модель памятника в натуральную величину разрушена при взятии Милана французами в 1500).

В миланский период Леонардо да Винчи создал “Мадонну в скалах” (1483-1494, Лувр, Париж; второй вариант - около 1497-1511, Национальная галерея, Лондон), где персонажи представлены в окружении причудливого скалистого пейзажа, а тончайшая светотень играет роль духовного начала, подчеркивающего теплоту человеческих отношений. В трапезной монастыря Санта-Мария делле Грацие он выполнил стенную роспись “Тайная вечеря” (1495-1497; из-за особенностей примененной во время работы Леонардо да Винчи над фреской техники - масло с темперой - сохранилась в сильно повреждённом виде; в ХХ веке реставрирована), знаменующую собой одну из вершин европейской живописи; ее высокое этическое и духовное содержание выражено в математической закономерности композиции, логически продолжающей реальное архитектурное пространство, в ясной, строго разработанной системе жестов и мимики персонажей, в гармоничной уравновешенности форм.

Занимаясь архитектурой, Леонардо да Винчи разрабатывал различные варианты “идеального” города и проекты центрально-купольного храма, оказавшие большое влияние на современное ему зодчество Италии. После падения Милана жизнь Леонардо да Винчи прошла в непрестанных переездах (1500-1502, 1503-1506, 1507 — Флоренция; 1500 — Мантуя и Венеция; 1506, 1507-1513 — Милан; 1513-1516 — Рим; 1517-1519 — Франция). В родной Флоренции он работал над росписью зала Большого Совета в Палаццо Веккьо “Битва при Ангьяри” (1503-1506, не закончена, известна по копиям с картона), стоящей у истоков европейского батального жанра нового времени. В портрете “Моны Лизы” или “Джоконды” (около 1503-1505, Лувр, Париж) он воплотил возвышенный идеал вечной женственности и человеческого обаяния; важным элементом композиции стал космически обширный пейзаж, тающий в холодной голубой дымке.

К поздним произведениям Леонардо да Винчи относятся проекты памятника маршалу Тривульцио (1508-1512), алтарный образ “Святая Анна и Мария с младенцем Христом” (около 1507-1510, Лувр, Париж), завершающий поиски мастера в области световоздушной перспективы и гармонического пирамидального построения композиции, и “Иоанн Креститель” (около 1513-1517, Лувр),

где несколько слащавая двусмысленность образа свидетельствует о нарастании кризисных моментов в творчестве художника. В серии рисунков с изображением вселенской катастрофы (так называемый, цикл с “Потопом”, итальянский карандаш, перо, около 1514-1516, Королевская библиотека, Виндзор) раздумья о ничтожестве человека перед могуществом стихий сочетаются с рационалистическими представлениями о цикличности природных процессов.

Важнейшим источником для изучения воззрений Леонардо да Винчи являются его записные книжки и рукописи (около 7 тысяч листов), отрывки из которых вошли в “Трактат о живописи”, составленный после смерти мастера его учеником Ф.Мельци и оказавший огромное влияние на европейскую теоретическую мысль и художественную практику. В споре искусств Леонардо да Винчи первое место отводил живописи, понимая ее как универсальный язык, способный воплотить все многообразные проявления разумного начала в природе. Облик Леонардо да Винчи был бы воспринят нами односторонне без учета того, что его художественная деятельность оказалась неразрывно связанной с деятельностью научной. В сущности, Леонардо да Винчи представляет в своем роде единственный пример великого художника, для которого искусство не было главным делом жизни.

Если в молодости он преимущественное внимание уделял живописи, то с течением времени это соотношение изменилось в пользу науки. Трудно найти такие области знания и техники, которые не были бы обогащены его крупными открытиями и смелыми идеями. Ничто не дает такого яркого представления о необычайной универсальности гения Леонардо да Винчи, как многие тысячи страниц его рукописей. Содержащиеся в них заметки в сочетании с бесчисленными рисунками, придающими мысли Леонардо да Винчи пластическую овеществленность, охватывают все бытие, все области знания, являясь как бы нагляднейшим свидетельством того открытия мира, которое принес с собой Ренессанс. В этих результатах его неустанной духовной работы явственно ощущается многоликость самой жизни, в познании которой художественное и рациональное начала выступают у Леонардо да Винчи в нерасторжимом единстве.

Как ученый и инженер он обогатил почти все области науки того времени. Яркий представитель нового, основанного на эксперименте естествознания Леонардо да Винчи особое внимание уделял механике, видя в ней главный ключ к тайнам мироздания; его гениальные конструктивные догадки намного опередили современную ему эпоху (проекты прокатных станов, машин, подводной лодки, летательных аппаратов). Собранные им наблюдения над влиянием прозрачных и полупрозрачных сред на окраску предметов привели к утверждению в искусстве Высокого Возрождения научно обоснованных принципов воздушной перспективы. Изучая устройство глаза, Леонардо да Винчи высказал правильные догадки о природе бинокулярного зрения. В анатомических рисунках он заложил основы современной научной иллюстрации, занимался также ботаникой и биологией.

И как контраст с этой полной высшего напряжения творческой деятельностью — жизненная судьба Леонардо, его бесконечные скитания, связанные с невозможностью найти в тогдашней Италии благоприятные условия для работы. Поэтому, когда французский король Франциск I предложил ему место придворного живописца, Леонардо да Винчи принял приглашение и в 1517 году прибыл во Францию. Во Франции, в этот период особенно активно приобщавшейся к культуре итальянского Возрождения, Леонардо да Винчи был окружен при дворе всеобщим почитанием, носившим, однако, скорее внешний характер. Силы художника были на исходе, и через два года, 2 мая 1519 года, он скончался в замке Клу (близ Амбуаза, Турень) во Франции.

Леонардо да Винчи — один из великих гениев всех времен, значительно опередивший свою эпоху. Этот итальянский учёный эпохи Возрождения (Ренессанса) был не только выдающимся художником и скульптором, но и учёным, исследователем тайн многих наук. Он родился в небольшом поселке Винчи в 1452 году. Уже в молодые годы да Винчи написал прекрасные картины «Благовещение» и «Поклонение волхвов». Позже из-под его кисти вышли такие великолепные произведения, как настенная роспись «Тайная вечеря» в церкви Санта Мария делле Грацие, портрет Моны Лизы, «Св. Иоанн Креститель», «Бахус». На протяжении всей жизни да Винчи делал заметки по теории искусства (после смерти мастера эти записи были собраны и изданы под названием «Трактат о живописном»).

Леонардо да Винчи — гениальный художник.

Леонардо да Винчи — автор многих превосходных произведений, которые всегда будут восхищать любителей искусства. Один из выдающихся созданных им образов — портрет Моны Лизы дель Джокондо, написанный между 1503 и 1506 годами — можно увидеть в Лувре. В С.-Петербургском Эрмитаже находится другое прекраснейшее его творение — «Мадонна Литта». Многие работы гениального творца остались незаконченными, так как его в большей степени интересовала глубина процесса творения, чем эффект завершенности. Неповторимость Леонардо да Винчи проявилась и в том, что его главным образом интересовали черты лица, постановка фигуры, движение, правильное, естественное изображение предметов, светотень и перспектива. До того, как начать картину либо ваять скульптуру, мастер делал множество набросков, которые затем использовал в ходе работы. Сегодня они ценятся не меньше, чем готовые полотна великого художника.

Леонардо да Винчи — изобретатель.

Еще в молодые годы Леонардо да Винчи начал проводить научные исследования. Круг его интересов чрезвычайно широк: анатомия, ботаника, математика, физика, астрономия, оптика, гидравлика, инженерия, архитектура, музыка и поэзия. Да Винчи разработал проекты множества изобретений, придумав, в частности, прототипы вертолета, парашюта, бронепоезда, подводной лодки, текстильного станка, гидравлического пресса, прокатного стана (машины, придающей необходимую форму и размер металлическим изделиям), токарного станка, шлифовального станка, вентиля, помпы. К сожалению, гениальные достижения ученого не изменили хода развития техники, так как он отказался от опубликования своих необычных проектов.

Хронология.

1452 — родился в поселке Винчи;
1467 — становится учеником А. дель Верроккъо во Флоренции;
1482/83-1499 — работа в Милане, при дворе Л. Сфорца;
1500-1506 — жизнь и работа во Флоренции;
1503-1506 — работа над портретом Моны Лизы;
1513-1516 — жизнь и работа в Риме, под покровительством Д. Медичи, брата папы Льва Х;
1517 — переезд во Францию, строительство очистительных систем на Луаре;
1519 — смерть в Амбуале.

Знаете ли вы, что:

  • Леонардо да Винчи прославился не только гениальными картинами, но и научными открытиями, опередившими его эпоху.
  • В период работы при миланском дворе Леонардо да Винчи написал портрет Сесилии Галлерани, известный под названием «Дама с горностаем».
  • Потрет флорентийки Моны Лизы дель Джокондо замечателен прежде всего таинственной полуулыбкой женщины.
  • Множество рисунков великого мастера свидетельствуют о его увлечении, например, анатомией и механикой.

Леона́рдо ди сер Пье́ро да Ви́нчи (1452 -1519) — итальянский художник (живописец, скульптор, архитектор) и учёный (анатом, естествоиспытатель), изобретатель, писатель, один из крупнейших представителей искусства Высокого Возрождения, яркий пример «универсального человека».

БИОГРАФИЯ ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ

Родился в 1452 году вблизи города Винчи (откуда и произошла приставка его фамилии). Его художественные увлечения не ограничиваются живописью, архитектурой и скульптурой. Не смотря на громадные заслуги в области точных наук (математики, физики) и естествознания, Леонардо не находил достаточной поддержки и понимания. Лишь спустя многие годы его работы были по-настоящему оценены.

Увлекаясь идеей создания летательного аппарата, Леонардо да Винчи разработал сначала простейший аппарат (Дедала и Икара) на основе крыльев. Новой его идеей стал аэроплан с полным управлением. Однако ее воплотить в жизнь не удалось из-за отсутствия мотора. Также знаменитой идеей ученого является аппарат с вертикальным взлетом и посадкой.

Изучая законы жидкости и гидравлику в целом, Леонардо внес значительный вклад в теорию шлюзов, портов канализации, проверив идеи на практике.

Знаменитыми картинами Леонардо да Винчи являются «Джоконда», «Тайная вечеря», «Мадонна с горностаем», и многие другие. Леонардо был требователен и точен во всех своих делах. Даже увлекаясь живописью, он настаивал на полном изучении объекта перед началом рисунка.

Джаконда Тайная вечеря Мадонна с горностаем

Рукописи Леонардо да Винчи бесценны. Их полностью опубликовали лишь в 19-20 веках, хотя еще при жизни автор мечтал издать часть З. В своих заметках Леонардо отмечал не просто размышления, а дополнял их рисунками, чертежами, описанием.

Будучи талантливым во многих областях, Леонардо да Винчи внес значимый вклад в историю архитектуры, искусства, физики. Умер великий ученый во Франции в 1519 году.

ТВОРЧЕСТВО ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ

К числу ранних произведений Леонардо относится и хранящаяся в Эрмитаже «Мадонна с цветком» (так называемая «Мадонна Бенуа», около 1478), решительно отличающаяся от многочисленных мадонн 15 в. Отказываясь от жанровости и тщательной детализации, присущих творениям мастеров раннего Возрождения, Леонардо углубляет характеристики, обобщает формы.

В 1480 году Леонардо уже имел свою мастерскую и получал заказы. Однако страстное увлечение наукой часто отвлекало его от занятий искусством. Недописанными остались большая алтарная композиция «Поклонение волхвов» (Флоренция, Уффици) и «Святой Иероним» (Рим, Ватиканская пинакотека).

К миланскому периоду относятся живописные произведения зрелого стиля - «Мадонна в гроте» и «Тайная вечеря». «Мадонна в гроте» (1483-1494, Париж, Лувр) - первая монументальная алтарная композиция Высокого Возрождения. Ее персонажи Мария, Иоанн, Христос и ангел приобрели черты величия, поэтическую одухотворенность и полноту жизненной выразительности.

В мир реальных страстей и драматических чувств переносит самая значительная из монументальных росписей Леонардо - «Тайная вечеря», исполненная в 1495-1497 годах для монастыря Санта-Мария делла Грацие в Милане. Отступив от традиционного толкования евангельского эпизода, Леонардо дает новаторское решение темы, композиции, глубоко раскрывающей человеческие чувства и переживания.

После взятия Милана французскими войсками Леонардо покинул город. Начались годы странствий. По заказу Флорентийской республики он исполнил картон для фрески «Битва при Ангиари», которая должна была украсить одну из стен зала Совета в палаццо Веккьо (здание городского самоуправления). При создании этого картона Леонардо вступил в соревнование с молодым Микеланджело, исполнявшим заказ на фреску «Битва при Кашине» для другой стены того же зала.

В полной драматизма и динамики композиции Леонардо, эпизоде битвы за знамя, дан момент высшего напряжения сил сражающихся, раскрыта жестокая правда войны. К этому же времени относится создание портрета Моны Лизы («Джоконда», около 1504, Париж, Лувр), одного из самых прославленных произведений мировой живописи.

Необычайна глубина и значительность созданного образа, в котором черты индивидуального сочетаются с большим обобщением.

Леонардо родился в семье богатого нотариуса и землевладельца Пьеро да Винчи, его матерью была простая крестьянка Катерина. Он получил неплохое домашнее образование, однако ему не хватало систематических занятий греческим и латынью.

Он виртуозно играл на лире. Когда в суде Милана рассматривалось дело Леонардо, он фигурировал там именно как музыкант, а не как художник или изобретатель.

По одной из теорий, Мона Лиза улыбается от осознания своей тайной для всех беременности.

По другой версии, Джоконду развлекали музыканты и клоуны в то время, как она позировала художнику.

Есть еще одна теория, согласно которой, «Мона Лиза» - это автопортрет Леонардо.

Леонардо, по всей видимости, не оставил ни одного автопортрета, который бы мог ему быть однозначно приписан. Ученые усомнились в том, что знаменитый автопортрет сангиной Леонардо (традиционно датируется 1512-1515 годами), изображающий его в старости, является таковым. Считают, что, возможно, это всего лишь этюд головы апостола для «Тайной вечери». Сомнения в том, что это автопортрет художника, высказывались с XIX века, последним их высказал недавно один из крупнейших специалистов по Леонардо, профессор Пьетро Марани.

Ученые Амстердамского университета и специалисты из США, изучив загадочную улыбку Джоконды при помощи новой компьютерной программы, разгадали ее состав: по их данным, она содержит 83% счастья, 9% пренебрежения, 6% страха и 2% злости.

Билл Гейтс за 30 млн долларов в 1994 году приобрел Codex Leicester - собрание работ Леонардо да Винчи. С 2003 года оно демонстрируется в Музее Искусств Сиэтла.

Леонардо любил воду: он разработал инструкции по подводным погружениям, изобрел и описал прибор для подводного погружения, дыхательный аппарат для подводного плавания. Все изобретения Леонардо легли в основу современного подводного снаряжения.

Леонардо первым объяснил, почему небо синее. В книге „О живописи» он писал: «Синева неба происходит благодаря толще освещенных частиц воздуха, которая расположена между Землей и находящейся наверху чернотой».

Наблюдения луны в фазе растущего полумесяца привели Леонардо к одному из важных научных открытий - исследователь установил, что солнечный свет отражается от Земли и возвращается к луне в виде вторичной подсветки.

Леонардо был амбидекстром - в одинаковой степени хорошо владел правой и левой руками. Он страдал дислексией (нарушением способности читать) - этот недуг, называемый «словесной слепотой», связывают с пониженной активностью мозга в определенной зоне левого полушария. Как известно, Леонардо писал зеркальным способом.

Недавно Лувр потратил 5,5 млн долларов, чтобы перевесить знаменитый шедевр художника «Джоконду» из общего в специально оборудованный для нее зал. Для «Джоконды» отвели две трети Государственного зала, занимающего общую площадь 840 квадратных метров. Громадное помещение перестроили под галерею, на дальней стене которой теперь висит знаменитое творение Леонардо. Перестройка, которая производилась по проекту перуанского архитектора Лорензо Пикераса, продолжалась около четырех лет. Решение переселить «Мону Лизу» в отдельный зал было принято администрацией Лувра в связи с тем, что на прежнем месте, в окружении других картин итальянских живописцев, этот шедевр терялся, а публике приходилось стоять в очереди, чтобы увидеть знаменитую картину.

В августе 2003 года полотно великого Леонардо да Винчи стоимостью 50 млн долларов «Мадонна с веретеном» было похищено из замка Друмланриг в Шотландии. Шедевр исчез из дома одного из самых богатых землевладельцев Шотландии, герцога Бакклью. ФБР в ноябре прошлого года обнародовало список 10 самых громких преступлений в сфере искусства, в числе которых было и это ограбление.

Леонардо оставил проекты подводной лодки, воздушного винта, танка, ткацкого станка, шарикоподшипника и летающих машин.

В декабре 2000 года британский парашютист Адриан Николас в Южной Африке спустился с высоты 3 тыс. метров с воздушного шара на парашюте, сделанном по эскизу Леонардо да Винчи. Об этом факте пишет сайт Discover.

Леонардо первым из живописцев стал расчленять трупы, чтобы понять расположение и строение мышц.

Большой любитель игр со словами, Леонардо оставил в Codex Arundel длинный список синонимов для обозначения мужского пениса.

Занимаясь строительством каналов, Леонардо да Винчи сделал наблюдение, которое потом вошло в геологию под его именем в качестве теоретического принципа распознавания времени образования земных слоев. Он пришел к выводу, что Земля намного старше, чем считалось по Библии.

Считается, что да Винчи был вегетарианцем (Андреа Корсали в письме к Джулиано ди Лоренцо Медичи сравнивает Леонардо с одним индусом, который не ел мяса). Часто приписываемая да Винчи фраза «Если человек стремится к свободе, почему он птиц и зверей держит в клетках?.. человек воистину царь зверей, ведь он жестоко истребляет их. Мы живем, умерщвляя других. Мы ходячие кладбища! Ещё в раннем возрасте я отказался от мяса» взята из английского перевода романа Дмитрия Мережковского «Воскресшие боги. Леонардо да Винчи».

Леонардо в своих знаменитых дневниках писал справа налево в зеркальном отражении. Многие думают, что таким образом он хотел сделать тайными свои исследования. Возможно, так оно и есть. По другой версии, зеркальный почерк был его индивидуальной особенностью (есть даже сведения, что ему было проще писать так, чем нормальным образом); существует даже понятие «почерка Леонардо».

В числе увлечений Леонардо были даже кулинария и искусство сервировки. В Милане на протяжении 13-ти лет он был распорядителем придворных пиров. Он изобрёл несколько кулинарных приспособлений, облегчающих труд поваров. Оригинальное блюдо «от Леонардо» - тонко нарезанное тушеное мясо, с уложенными сверху овощами, - пользовалось большой популярностью на придворных пирах.

Итальянские учёные заявили о сенсационной находке. Они утверждают, что обнаружен ранний автопортрет Леонардо да Винчи. Открытие принадлежит журналисту Пьеро Анджела.

В книгах Терри Пратчеттa существует персонаж по имени Леонард, прототипом которого стал Леонардо да Винчи. Пратчеттовский Леонард пишет справа налево, изобретает различные машины, занимается алхимией, пишет картины (самая известная - портрет Моны Ягг)

Леонардо - второстепенный персонаж в игре Assassin’s Creed 2. Здесь показан ещё молодым, но талантливым художником, а также изобретателем.

Немалое число рукописей Леонардо были впервые опубликованы хранителем Амброзианской библиотеки Карло Аморетти.

Библиография

Соченения

  • Сказки и притчи Леонардо да Винчи
  • Естественнонаучные сочинения и работы по эстетике.(1508).
  • Леонардо да Винчи. «Огонь и котёл (рассказ)»

О нём

  • Леонардо да Винчи. Избранные естественнонаучные произведения. М. 1955.
  • Памятники мировой эстетической мысли, т. I, М. 1962. Les manuscrits de Leonard de Vinci, de la Bibliothèque de l’Institut, 1881-1891.
  • Leonardo da Vinci: Traité de la peinture, 1910.
  • Il Codice di Leonardo da Vinci, nella Biblioteca del principe Trivulzio, Milano, 1891.
  • Il Codice Atlantico di Leonardo da Vinci, nella Biblioteca Ambrosiana, Milano, 1894-1904.
  • Волынский А. Л., Леонардо да Винчи, СПб, 1900; 2-е изд., СПб, 1909.
  • Всеобщая история искусств. Т.3, М. «Искусство», 1962.
  • Гастев А. Леонардо да Винчи (ЖЗЛ)
  • Гуковский М. А. Механика Леонардо да Винчи. - М.: Изд-во АН СССР, 1947. - 815 с.
  • Зубов В. П. Леонардо да Винчи. М.: Изд. АН СССР, 1962.
  • Патер В. Ренессанс, М., 1912.
  • Сеайль Г. Леонардо да Винчи как художник и учёный. Опыт психологической биографии, СПб, 1898.
  • Сумцов Н. Ф. Леонардо да Винчи, 2-е изд., Харьков, 1900.
  • Флорентийские чтения: Леонардо да Винчи (сборн. статей Э. Сольми, Б. Кроче, И. дель Лунго, Ж. Паладина и др.), М., 1914.
  • Geymüller H. Les manuscrits de Leonardo de Vinci, extr. de la «Gazette des Beaux-Arts», 1894.
  • Grothe H., Leonardo da Vinci als Ingenieur und Philosoph, 1880.
  • Herzfeld M., Das Traktat von der Malerei. Jena, 1909.
  • Leonardo da Vinci, der Denker, Forscher und Poet, Auswahl, Uebersetzung und Einleitung, Jena, 1906.
  • Müntz E., Leonardo da Vinci, 1899.
  • Péladan, Leonardo da Vinci. Textes choisis, 1907.
  • Richter J. P., The literary works of L. da Vinci, London, 1883.
  • Ravaisson-Mollien Ch., Les écrits de Leonardo de Vinci, 1881.

Леонардо Да Винчи в произведениях искусства

  • Жизнь Леонардо да Винчи - телевизионный мини-сериал 1971 года.
  • Демоны Да Винчи - американский телесериал 2013 года.

При написании этой статьи были использованы материалы таких сайтов: wikipedia.org ,

Если вы нашли неточности, или желаете дополнить эту статью, присылайте нам информацию на электронный адрес admin@сайт, мы, и наши читатели, будем вам очень благодарны.

Леонардо ди сер Пьеро да Винчи (1452 - 1519) – итальянский живописец, скульптор и архитектор, учёный-естествоиспытатель, писатель и музыкант, изобретатель и математик, ботаник и философ, яркий представитель эпохи Возрождения.

Детство

Неподалёку от итальянской Флоренции расположен небольшой городок Винчи, близ него в 1452 году существовало селение Анкиано, где 15 апреля родился гений Леонардо да Винчи.

Его отцу, довольно успешному нотариусу Пьеро, на тот момент было 25 лет. Он состоял в любовной связи с красивой крестьянкой Катериной, в результате чего и появился на свет ребёнок. Но позже отец сочетался законным браком со знатной и богатой девушкой, а Леонардо остался жить с мамой.

Через некоторое время выяснилось, что супружеская пара да Вични не может иметь собственных детей, и тогда Пьеро забрал у Катерины на воспитание их общего сына Леонардо, которому к тому времени уже исполнилось три годика. Малыша разлучили с матерью, и потом всю жизнь он старательно в своих шедеврах пытался воссоздать её образ.

В новой семье мальчик уже с 4-х лет начал получать начальное образование, его учили латыни и чтению, математике и письму.

Юность во Флоренции

Когда Леонардо было 13 лет, умерла его мачеха, отец женился второй раз и переехал во Флоренцию. Здесь он открыл собственное дело, к которому пытался привлечь сына.

В те времена дети, рождённые вне законного брака, наделялись абсолютно такими же правами, как и наследники, появившиеся в официально зарегистрированной семье. Однако Леонардо мало интересовали законы общества, и тогда отец Пьеро принял решение сделать из сына художника.

Его учителем в живописном деле стал представитель Тосканской школы, скульптор и бронзолитейщик, ювелир Андреа дель Верроккио. Леонардо был принят в его мастерскую в качестве подмастерья.

В те годы во Флоренции был сосредоточен весь интеллект Италии, так что, кроме живописи, у да Винчи здесь была возможность учиться черчению, химии, гуманитарным наукам. Тут он познал кое-какие навыки в технике, научился работать с такими материалами, как металл, кожа и гипс, увлёкся моделированием и скульптурой.

В 20-летнем возрасте в Гильдии Святого Луки Леонардо получил квалификацию мастера.

Первые живописные шедевры

В те времена в мастерских живописи практиковалось совместное написание картин, когда учитель выполнял заказы с помощью кого-то из своих учеников.

Так и Верроккио, когда получил очередной заказ, выбрал себе в помощники да Винчи. Нужна была картина «Крещение Христа», учитель поручил Леонардо написание одного из двух ангелов. Но когда мастер-преподаватель сравнил ангела, которого писал он, с творением рук да Винчи, то выбросил свою кисть и больше уже никогда не возвращался к живописи. Он понял, что ученик не просто превзошёл его, а родился настоящий гений.

Леонардо да Винчи владел несколькими техниками живописи:

  • итальянский карандаш;
  • сангина;
  • серебряный карандаш;
  • перо.

В течение последующих пяти лет Леонардо трудился над созданием таких шедевров, как «Мадонна с вазой», «Благовещение», «Мадонна с цветком».

Период жизни в Милане

Весной 1476 года да Винчи и ещё трое его друзей попали под обвинение в садомее и были арестованы. Тогда это считалось жутким преступлением, за которое полагалась высшая мера наказания – сожжение у столба. Виновность художника не была доказана, обвинителей и свидетелей не нашли. А также в число подозреваемых попал сын знатного флорентийского вельможи. Эти два обстоятельства помогли да Винчи избежать наказания, подсудимых выпороли и отпустили.

После этого инцидента к Верроккио молодой человек уже не вернулся, а открыл собственную мастерскую живописи.

В 1482 году правитель Милана Людовико Сфорца пригласил Леонардо да Винчи ко двору в качестве устроителя праздников. Его работа заключалась в создании костюмов, масок и механических «чудес», праздники получались великолепными. Леонардо приходилось одновременно совмещать несколько должностей: инженер и архитектор, придворный художник, гидротехник и военный инженер. При этом жалование у него было меньше, чем у придворного карлика. Но Леонардо не отчаивался, потому что таким образом у него была возможность работать на самого себя, развиваться в науке и технике.

Особенно много внимания в годы жизни и работы в Милане да Винчи уделял анатомии и архитектуре. Он набросал несколько вариантов центрально-купольного храма; раздобыл человеческий череп и сделал открытие – черепные пазухи.

В этот же миланский период, работая при дворе, он сильно увлёкся кулинарией и искусством сервировки столов. Для того чтобы облегчить труд поваров, Леонардо изобрёл некоторые кулинарные приспособления.

Художественные творения гениального да Винчи

Хоть современники и причисляют Леонардо да Винчи к великим художникам, сам себя он считал учёным инженером. Рисовал он достаточно медленно и не так уж много времени посвящал изобразительному искусству, так как слишком сильно увлекался наукой.

Некоторые работы с годами и веками были утрачены либо сильно повреждены, очень много осталось недоработанных картин. Например, большая алтарная композиция «Поклонение волхвов». Поэтому художественное наследие Леонардо не так уж и велико. Но то, что дошло до наших дней, по-настоящему бесценно. Это такие картины, как «Мадонна в гроте», «Джоконда», «Тайная вечеря», «Дама с горностаем».

Чтобы настолько гениально изображать на картинах человеческие тела, Леонардо первым в мире живописи стал изучать строение и расположение мышц, для чего расчленял трупы.

Другие сферы деятельности Леонардо

Но ему принадлежит огромное количество открытий и в других сферах и областях.
В 1485 году в Милане случилась эпидемия чумы. От этой болезни умерло около 50 000 жителей города. Да Винчи обосновал герцогу такой мор тем, что в перенаселённом городе на узких улицах царила грязь, и выступил с предложением строительства нового города. Он предложил план, по которому город, рассчитанный на 30 000 жителей, был разделен на 10 районов, каждый из них – со своей канализацией. Также Леонардо предлагал рассчитывать ширину улиц, исходя из средней высоты лошадей. Герцог отверг его план, как, впрочем, при жизни отвергали многие гениальные творения да Винчи.

Однако пройдёт несколько столетий, и Государственный совет Лондона воспользуется предложенными Леонардо пропорциями, назовёт их идеальными и будет применять при разбивке новых улиц.

Очень талантлив да Винчи был и в музыке. Его рукам принадлежит создание серебряной лиры, которая по форме походила на конскую голову, он также виртуозно на этой лире мог играть.

Леонардо увлекала водная стихия, у него много работ, тем или иным образом связанных с водой. Ему принадлежит изобретение и описание прибора для погружения под воду, а также дыхательного аппарата, который можно применять для подводного плавания. Всё современное подводное снаряжение имеет в своей основе изобретения да Винчи. Он изучал гидравлику, законы жидкости, разрабатывал теорию портов канализации и шлюзов, проверяя свои идеи на практике.

А как сильно был увлечён он разработкой летательного аппарата, и сотворил простейший из них на основе крыльев. Это его идеи – аэроплан с полным управлением и аппарат, у которого будут вертикальные взлёт и посадка. У него не было мотора и не получилось воплотить идеи в жизнь.

В строении человека его интересовало абсолютно всё, очень много он трудился над изучением человеческого глаза.

Несколько интересных фактов

У Леонардо да Винчи было множество учеников и друзей. Что касается его взаимоотношений с женским полом, то достоверной информации по этому поводу нет. Доподлинно известно, что женат он не был.

Леонардо да Винчи очень мало спал и был вегетарианцем. Он вообще не понимал, как может совмещать человек свободу, к которой стремится, с содержанием в клетках зверей и птиц. В своих дневниках он писал:

«Мы все – ходячие кладбища, потому что живём за счёт умерщвления других (животных)».

Прошло уже почти 5 веков, как нет великого гения, а мир до сих пор пытается разгадать улыбку Джоконды. Её изучали специалисты и ученые в Амстердаме и США, даже с помощью компьютерных технологий определили эмоции, которые таит в себе улыбка:

  • счастье (83%);
  • страх (6%);
  • злость (2%);
  • пренебрежение (9%).

Существует версия, что когда Джоконда позировала мастеру, её развлекали шуты и музыканты. А некоторые ученые предположили, что она была беременна и от осознания этой тайны блаженно улыбалась.

Леонардо да Винчи умер 2 мая 1519 года, его окружали ученики. Наследие гениального человека включало в себя не только картины, но и огромную библиотеку, инструменты, около 50 000 набросков. Распорядителем всего этого стал его друг и ученик Франческо Мельци.

Есть теория, согласно которой гении рождаются только в тот исторический момент, когда развитие, культурное и общественное, уже подготовило для них почву. Эта гипотеза хорошо объясняет появление великих личностей, чьи деяния были оценены по достоинству при жизни. Труднее дело обстоит с теми гениальными умами, вычисления и разработки которых далеко превзошли свою эпоху. Их творческая мысль, как правило, получала признание лишь спустя столетия, нередко при этом теряясь в веках и вновь возрождаясь, когда появлялись все условия для реализации гениальных планов.

Биография Леонардо да Винчи - как раз пример такой истории. Впрочем, среди его достижений были и признанные и понятые современниками, и те, что по достоинству смогли оценить только недавно.

Сын нотариуса

Дата рождения Леонардо да Винчи - 15 апреля 1452 года. На свет он появился в солнечной Флоренции, в местечке Анкиано, недалеко от городка Винчи. Более всего о его происхождении свидетельствует имя, фактически означающее «Леонардо родом из Винчи». Детство будущего гения предопределило во многом всю его дальнейшую жизнь. Отец Леонардо, молодой нотариус Пьеро, был влюблен в простую крестьянку Катерину. Плодом их страсти и стал да Винчи. Однако вскоре после рождения мальчика Пьеро женился на богатой наследнице и оставил сына на попечение матери. Судьбе было угодно распорядиться так, что их брак оказался бездетным, потому в трехлетнем возрасте маленький Лео был разлучен с матерью и стал проживать с отцом. Эти события оставили на будущем гении неизгладимый отпечаток: все творчество Леонардо да Винчи было пронизано поиском образа покинутой в детстве матери - Катерины. По одной из версий именно ее художник запечатлел на знаменитой картине «Мона Лиза».

Первые успехи

С самого детства великий флорентиец проявлял склонность ко многим наукам. Быстро схватывая азы, он был способен поставить в тупик даже самого опытного учителя. Леонардо не боялся сложных математических задач, умел на основе усвоенных аксиом строить собственные суждения, часто удивлявшие преподавателей. В почете у него была и музыка. Среди множества инструментов Леонардо отдавал свое предпочтение лире. Он научился извлекать из нее красивые мелодии и с удовольствием пел под ее аккомпанемент. Но больше всего нравились ему живопись и скульптура. Ими он увлекался самозабвенно, что довольно скоро стало заметно отцу.

Андреа дель Верроккьо

Пьеро, отдав должное эскизам и наброскам сына, решил показать их своему другу, знаменитому в то время живописцу Андреа Верроккьо. Творчество Леонардо да Винчи произвело большое впечатление на мастера, и он предложил стать его учителем, на что отец, недолго думая, согласился. Так молодой художник начал приобщаться к великому искусству. Освещаемая здесь биография Леонардо да Винчи будет неполной, если не упомянуть о том, чем закончилось это обучение для живописца.

Однажды Верроккьо заказали нарисовать крещение Христа. В то время мастера достаточно часто поручали лучшим ученикам писать второстепенные фигуры или фон. Изобразив святого Иоанна и Христа, Андреа дель Верроккьо решил нарисовать рядом двух ангелов и поручил выполнить одного из них молодому Леонардо. Тот сделал работу со всей прилежностью, и было трудно не заметить, насколько мастерство ученика превзошло умение учителя. Биография Леонардо да Винчи, изложенная Джорджо Вазари, живописцем и первым искусствоведом, содержит упоминание о том, что Верроккьо не просто подметил талант своего подмастерья, но отказался навсегда после этого брать кисть в руки - так задело его это превосходство.

Не только живописец

Так или иначе, а союз двух мастеров принес немало результатов. Андреа дель Верроккьо занимался также скульптурой. Для создания статуи Давида он использовал Леонардо как натурщика. Характерная черта увековеченного героя — легкая полуулыбка, которая чуть позже станет практически визитной карточкой да Винчи. Есть и основания полагать, что свою самую знаменитую работу, статую Бартоломео Коллеоне, Верроккьо создавал вместе с гениальным Леонардо. Кроме того, мастер славился прекрасным декоратором и постановщиком различных празднеств при дворе. Это искусство Леонардо тоже перенял.

Приметы гения

По прошествии шести лет после начала обучения у Андреа дель Верроккьо Леонардо открыл собственную мастерскую. Вазари отмечает, что его беспокойный и всегда жаждущий достичь совершенства сразу во многом ум имел некоторый изъян: Леонардо часто оставлял незавершенными свои начинания и тут же брался за новое. Биограф сожалеет от том, что многое так и не было создано гением из-за этого, скольких великих открытий он не совершил, хотя стоял на их пороге.

И правда, Леонардо был и математиком, и скульптором, и живописцем, и архитектором, и анатомом, но многим его трудам не хватало завершенности. Взять хотя бы картины Леонардо да Винчи. Например, ему поручили изобразить Адама и Еву в райском саду. Картина предназначалась в качестве подарка португальскому королю. Художник мастерски выписал деревья, которые, казалось, могут зашелестеть при малейшем дуновении ветра, тщательно изобразил луг и животных. Однако на том и завершил свою работу, так и не доведя ее до конца.

Возможно, именно такая непостоянность и сделала Леонардо мастером на все руки. Бросая картину, он брался на глину, рассуждая о развитии растений, одновременно наблюдал жизнь звезд. Быть может, если бы гений стремился завершить каждый свой труд, сегодня нам был бы известен только математик или же художник Леонардо да Винчи, но не и тот и другой в одном лице.

"Тайная вечеря"

Кроме стремления объять многое, великому гению было свойственно желание достичь совершенства и умение понять, где предел его возможностей в этом смысле. Картины Леонардо да Винчи прославились еще при жизни мастера. Одну из своих самых известных работ он выполнил для ордена доминиканцев в Милане. Трапезную церкви Санта-Мария-делле-Грацие до сих пор украшает его «Тайная вечеря».

С картиной связана легенда. Художник долго искал подходящих моделей для лика Христа и Иуды. По его замыслу Сын Божий должен был воплощать все добро, что есть в мире, а предатель — зло. Рано или поздно поиски увенчались успехом: среди хористов он высмотрел натурщика, подходящего для лика Христа. Однако поиски второй модели заняли три года, пока наконец Леонардо не заметил нищего в канаве, лицо которого более чем подходило для Иуды. Пьяный и грязный мужчина был доставлен в церковь, поскольку сам был не в состоянии передвигаться. Там, увидев картину, он воскликнул от удивления: она была знакома ему. Чуть позже он пояснил художнику, что три года назад, когда судьба была к нему более благосклонной, с него рисовали Христа для этой же картины.

Сведения Вазари

Однако вероятнее всего, это только легенда. По крайней мере, биография Леонардо да Винчи, изложенная Вазари, не содержит упоминания об этом. Автор приводит другие сведения. Трудясь над картиной, гений действительно долго не мог завершить лик Христа. Он так и остался незаконченным. Художник полагал, что не сможет изобразить необыкновенную доброту и великое всепрощение, которым должно светиться лицо Христа. Он даже не собирался искать для него подходящую модель. Однако даже в таком незавершенном виде картина поражает до сих пор. На лицах апостолов отчетливо видны их любовь к учителю и страдание из-за неспособности постичь все то, что он им говорит. Даже скатерть на столе выписана так тщательно, что ее нельзя отличить от настоящей.

Самая известная картина

Главный шедевр великого Леонардо — это, без сомнения, "Мона Лиза". Вазари вполне определенно называет картину портретом третьей жены флорентийца Франческо дель Джокондо. Однако автору многих биографий было свойственно, помимо проверенных фактов, в качестве источников использовать легенды, слухи и домыслы. Долгое время исследователи не могли найти исчерпывающий ответ на вопрос о том, кто был моделью да Винчи. Исследователи, соглашавшиеся с версией Вазари, датировали Джаконду 1500-1505 годами. В эти годы Леонардо да Винчи трудился во Флоренции. Противники гипотезы отмечали, что столь совершенного мастерства к тому времени художник еще не достиг, а потому, вероятно, картина была написана позже. Кроме того, во Флоренции Леонардо трудился над другой работой, «Битвой Ангиари», и она отнимала очень много времени.

Среди альтернативных гипотез были и предположения, что "Мона Лиза" — автопортрет или изображение возлюбленного и ученика да Винчи, Салаи, которого он запечатлел на картине «Иоанн Креститель». Высказывалось и мнение, что моделью была Изабелла Арагонская, герцогиня Миланская. Все загадки Леонардо да Винчи меркли перед этой. Однако в 2005 году ученым удалось найти прочное свидетельство в пользу версии Вазари. Были обнаружены и изучены заметки Агостино Веспуччи, чиновника и друга Леонардо. В них, в частности, указывалось и то, что да Винчи работает над портретом Лизы Герардини, жены Франческо дель Джокондо.

Опередивший время

Если картины да Винчи приобрели славу еще при жизни автора, то многие его достижения в прочих областях по достоинству были оценены лишь спустя столетия. Дата смерти Леонардо да Винчи — 2 мая 1519 года. Однако только в конце девятнадцатого века огласку получили записи гения. Чертежи Леонардо да Винчи, описывающие устройства, сильно опережали свое время.

Если своей живописью мастер вдохновил многих современников и положил начало искусству Высокого Возрождения, то его технические наработки было невозможно воплотить в жизнь при том уровни развития технологий, который был в шестнадцатом веке.

Летающие машины Леонардо да Винчи

Гениальный изобретатель хотел парить не только в мыслях, но и в реальности. Он трудился над созданием летающей машины. Чертежи Леонардо да Винчи содержат схему строения первой в мире модели дельтаплана. Это был уже третий или четвертый по счету вариант летающей машины. Внутри первых должен был размещаться летчик. Механизм приходил в движение за счет вращающихся педалей, которые он крутил. Прототип дельтаплана же был рассчитан на планирующий полет. Эту модель опробовали в Великобритании в 2002 году. Тогда чемпионке мира по дельтапланеризму удалось продержаться над землей семнадцать секунд, при этом она поднялась на высоту десять метров.

Еще раньше гений разработал схему устройства, которое должно было подниматься в воздух с помощью одного несущего винта. Машина отдаленно напоминает современный вертолет. Однако этот механизм, приходивший в движение в результате согласной работы четырех человек, имел массу изъянов, и ему не суждено было воплотиться в реальность даже спустя века.

Военные машины

Биографы часто, приводя описание Леонардо да Винчи как человека, отмечают его миролюбивость и порицание военных действий. Однако, видимо, это не мешало ему разрабатывать механизмы, чьей единственной функцией была победа над противником. Например, он создал чертеж танка. С действующими механизмами времен Второй мировой войны его мало что роднило.

Машина приходила в движение благодаря усилиям восьми человек, поворачивавших рычаги колес. Причем перемещаться она могла только вперед. Танк имел округлую форму и был снабжен большим числом орудий, направленных в разные стороны. Сегодня практически любой музей Леонардо да Винчи может продемонстрировать такую боевую машину, сделанную по чертежам гениального мастера.

Среди придуманных да Винчи орудий была и устрашающего вида колесница-коса, и прообраз пулемета. Все эти изделия демонстрируют широту мысли гения, его способность на многие века предугадывать, по какому пути развития двинется общество.

Автомобиль

Была среди разработок гения и модель автомобиля. Внешне он мало чем походил на привычные нам машины, скорее напоминал телегу. Долгое время оставалось непонятно, как Леонардо предполагал ее двигать. Эту загадку разрешили в 2004 году, когда в Италии по чертежам создали автомобиль да Винчи и снабдили его пружинным механизмом. Возможно, именно это и предполагал автор модели.

Идеальный город

Леонардо да Винчи жил в неспокойное время: войны были частыми, во многих местах свирепствовала чума. Ищущий ум гения, столкнувшись с тяжкими болезнями и приносимыми ими несчастьями, стремился найти способ улучшить качество жизни. Да Винчи разработал схему идеального города, разделенного на несколько уровней: верхний - для высших слоев общества, низший - для торговли. Все дома по задумке автора должны были при помощи системы труб и каналов иметь постоянный доступ к воде. Идеальный город состоял не из узких улочек, а из широких площадей и дорог. Целью таких нововведений было сокращение болезней и улучшение гигиены. Проект так и остался на бумаге: короли, которым Леонардо его предлагал, считали затею слишком смелой.

Достижения в других областях

Многим обязана гению наука. Леонардо да Винчи прекрасно разбирался в анатомии человека. Он трудился в поте лица, зарисовывая особенности внутреннего расположения органов и строения мышц, создал принципы анатомического рисования. Также он сделал описание щитовидной железы, ее основных функций. Уделяя время астрономическим изысканиям, он объяснил механизм, по которому Солнце освещает Луну. Не обделил да Винчи своим вниманием и физику, введя понятие коэффициента трения и определив влияющие на него факторы.

Есть в трудах гения и идеи, характерные для современной археологии. Так, он не был сторонником официальной в то время версии, согласно которой ракушки, во множестве обнаруженные на склонах гор, попали туда из-за Всемирного потопа. По мнению ученого, когда-то давно эти горы могли быть берегами морей или даже их дном. И спустя невообразимые промежутки времени они «выросли» и стали такими, какими их видят.

Тайные письмена

Среди загадок Леонардо после тайны "Моны Лизы" чаще всего обсуждается его зеркальный почерк. Гений был левшой. Большинство своих записей он сделал наоборот: слова шли справа налево и прочитать их можно было только с помощью зеркала. Есть версия, согласно которой да Винчи так писал, чтобы не смазывать чернила. Другая гипотеза гласит, что ученый не хотел, чтобы его труды стали достоянием глупцов и невежд. Скорее всего, правильный ответ на этот вопрос мы уже никогда не узнаем.

Не меньшей тайной является и личная жизнь великого Леонардо. О ней мало что известно, поскольку гений не стремился выставлять ее напоказ. А потому сегодня существует масса самых невероятных гипотез на этот счет. Впрочем, это тема для отдельной статьи.

Бесспорным и очевидным остается вклад Леонардо да Винчи в мировое искусство, его неординарный ум, который мог практически одновременно осмыслять проблемы из совершенно различных областей человеческого знания. Мало кто в истории может в этом смысле сравниться с Леонардо. При этом он был достойным представителем своей эпохи, вобрав в себя все идеалы Ренессанса. Он подарил миру искусство Высокого Возрождения, заложил основы более точной передачи реальности, создал канонические пропорции тела, воплотившиеся в рисунке "Витрувианский человек". Всей своей деятельностью он фактически победил представление об ограниченности нашего разума.



Рассказать друзьям