Скупой рыцарь»Трагедия в трёх сценах. Скупой рыцарь

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

СКУПОЙ РЫЦАРЬ
(Сцены из Ченстоновой трагикомедии «The covetous Knight», 1830)
Альбер - молодой рыцарь, сын скупого барона, герой трагедии,
стилизованной под перевод из несуществующего сочинения Ченстона
(Шенстона). В центре сюжета - конфликт двух героев, отца (Барона) и
сына (А.). Оба принадлежат к французскому рыцарству, но к разным
эпохам его истории. А. молод и честолюбив; для него представление о
рыцарстве неотделимо от турниров, куртуазности, демонстративной
храбрости и столь же показной расточительности. Феодальная скупость
отца, возведенная в принцип, не просто обрекает сына на горькую
бедность, но попросту лишает его возможности быть рыцарем в
«современном» смысле слова. То есть благородным богачом,
презирающим собственное богатство.
Трагедия начинается разговором между А. и слугой Иваном;
А. обсуждает печальные последствия турнира (шлем пробит, конь Эмир
хромает; причина одержанной героической победы - скупость, гнев из-
за поврежденного шлема; так что название - 4 Скупой рыцарь» -
относится в полной мере и к Барону, и к А.). Трагедия продолжается
сценой унижения А. перед жидом Соломоном (которого рыцарь
презирает и вообще-то не прочь повесить). Рыцарское слово - ничто
для ростовщика, прозрачно намекающего наследнику на возможность
«ускорить» долгожданный миг получения наследства. А. взбешен
низостью Соломона, но тут же следует сцена во дворце Герцога. Вняв
жалобам А., Герцог пытается увещевать скупого отца; Барон огова-
ривает сына («...он меня / Хотел убить <...> / покушался он / Меня <...>
обокрасть»); сын обвиняет отца во лжи - и получает вызов на дуэль.
Тут Пушкин испытывает своего героя: А. не просто принимает вызов
Барона (то есть демонстрирует, что готов убить отца); он поднимает
перчатку поспешно, пока отец не передумал и не лишил сына
возможности принять «соломоново решение».
Да, для «нового» рыцарства, в отличие от «старого», деньги важны
не сами по себе, не как мистический источник тайной власти над
миром; для него это лишь средство, цена «рыцарской» жизни. Но чтобы
уплатить эту цену, достичь этой цели, А., исповедующий
«благородную» философию, готов следовать низменным советам
«презренного» ростовщика. Пока - действуя как бы по-рыцарски, не
соглашаясь на тайное, подлое отцеубийство, но уже не брезгуя
отцеубийством явным, позволяющим сохранить видимость
благородства. (Поединок остановлен лишь волей Герцога.) Вопрос о
том, удержался бы А. от следующего шага, не прибег бы к средству,
предложенному Соломоном, если бы не внезапная «естественная»
смерть отца в финале, остается открытым.
Все трактовки образа А. (и Барона) сводятся к двум «вариантам».
Согласно первому, виноват дух времени («Ужасный век, ужасные
сердца!» - слова Герцога); за каждым из героев - своя правда, правда
социального принципа - нового и устаревшего. Согласно второму,
виноваты оба героя; сюжет сталкивает две равновеликие неправды -
Барона и А.; у каждого из них своя идефикс, поглощающая
внесословную правду человечности. Последняя точка зрения
предпочтительней; хотя у Пушкина человечность не противопоставлена
так жестко идее сословной дворянской справедливости. Герцог,
олицетворяющий эту идею, изнутри рыцарской этики оценивает
поведение героев, называя старшего - «безумцем», а младшего -
«извергом». И такая оценка не противоречит собственно пушкинской.
Барон - отец молодого рыцаря Альбера; воспитан прежней
эпохой, когда принадлежать к рыцарству значило прежде всего быть
смелым воином и богатым феодалом, а не служителем культа
прекрасной дамы и участником придворных турниров. Старость
освободила Б. от необходимости надевать латы (хотя в финальной сцене
он и выражает готовность в случае войны обнажить меч за Герцога).
Зато любовь к золоту переросла в страсть.

«Скупой рыцарь» анализ произведения — тема, идея, жанр, сюжет, композиция, герои, проблематика и другие вопросы раскрыты в этой статье.

История создания

«Скупой рыцарь » был задуман в 1826 г., а закончен в Болдинскую осень в 1830 г. Напечатан в 1836 г. в журнале «Современник». Пушкин дал пьесе подзаголовок «Из Ченстоновой трагикомедии». Но у писателя 18 в. Шенстона (в традиции 19 в. его имя писалось Ченстон) не было такой пьесы. Возможно, Пушкин сослался на иностранного автора, чтобы современники не заподозрили, что поэт описал отношения со своим отцом, известным скупостью.

Тема и сюжет

Пьеса Пушкина «Скупой рыцарь» - первое произведение в цикле драматических этюдов, коротких пьес, которые впоследствии назвали «Маленькие трагедии». Пушкин намеревался в каждой пьесе раскрыть какую-нибудь сторону человеческой души, всепоглощающую страсть (скупость в «Скупом рыцаре»). Душевные качества, психология показаны в острых и необычных сюжетах.

Герои и образы

Барон богат, но скуп. У него шесть сундуков, полных золота, из которых он не берёт ни копейки. Деньги - не слуги и не друзья для него, как для ростовщика Соломона, а господа. Барон не хочет признаться себе в том, что деньги поработили его. Он считает, что благодаря деньгам, спокойно спящим в сундуках, ему подвластно всё: любовь, вдохновение, гений, добродетель, труд, даже злодейство. Барон готов убить всякого, кто покусится на его богатство, даже собственного сына, которого вызывает на дуэль. Дуэли препятствует герцог, но барона убивает сама возможность потери денег. Страсть, которой одержим барон, поглощает его.

Иное отношение к деньгам у Соломона: это способ достижения цели, выживания. Но, как и барон, ради обогащения он не гнушается ничем, предлагая Альберу отравить собственного отца.

Альбер - достойный молодой рыцарь, сильный и храбрый, побеждающий на турнирах и пользующийся благосклонностью дам. Он полностью зависим от отца. Юноше не на что купить шлем и доспехи, платье для пира и коня для турнира, только от безысходности он решается жаловаться герцогу.

Альбер обладает прекрасными душевными качествами, он добрый, отдаёт последнюю бутылку вина больному кузнецу. Но он сломлен обстоятельствами и мечтает о том времени, когда золото перейдёт к нему по наследству. Когда ростовщик Соломон предлагает свести Альбера с аптекарем, продающим яд, чтобы отравить отца, рыцарь с позором его изгоняет. А вскоре Альбер уже принимает вызов барона на поединок, он готов драться насмерть с собственным отцом, оскорбившим его честь. Герцог за этот поступок называет Альбера извергом.

Герцог в трагедии - представитель власти, добровольно взявший на себя это бремя. Свой век и сердца людей герцог называет ужасными. Устами герцога Пушкин говорит и о своём времени.

Проблематика

В каждой маленькой трагедии Пушкин пристально вглядывается в какой-нибудь порок. В «Скупом рыцаре» эта пагубная страсть - скупость: изменение личности некогда достойного члена общества под действием порока; покорность героя пороку; порок как причина потери достоинства.

Конфликт

Основной конфликт внешний: между скупым рыцарем и его сыном, претендующим на свою долю. Барон считает, что богатство нужно выстрадать, чтобы не расточать. Цель барона - сохранить и преумножить, цель Альбера - использовать и насладиться. Конфликт вызван столкновением этих интересов. Он усугубляется участием герцога, которому барон вынужден клеветать на сына. Сила конфликта такова, что только смерть одной из сторон может разрешить его. Страсть разрушает скупого рыцаря, читатель может только догадываться о судьбе его богатств.

Композиция

В трагедии три сцены. Из первой читатель узнаёт о тяжёлом материальном положении Альбера, связанном со скупостью отца. Вторая сцена - это монолог скупого рыцаря, из которого понятно, что страсть им овладела полностью. В третьей сцене в конфликт вмешивается справедливый герцог и невольно становится причиной гибели одержимого страстью героя. Кульминация (смерть барона) соседствует с развязкой - выводом герцога: «Ужасный век, ужасные сердца!»

Жанр

«Скупой рыцарь» - это трагедия, то есть драматическое произведение, в котором главный герой умирает. Маленького размера своих трагедий Пушкин добился, исключая всё маловажное. Цель Пушкина - показать психологию человека, одержимого страстью скупости. Все «Маленькие трагедии» дополняют друг друга, создавая объёмный портрет человечества во всём многообразии пороков.

Стиль и художественное своеобразие

Все «Маленькие трагедии» предназначены не столько для чтения, сколько для постановки: как театрально смотрится скупой рыцарь в тёмном подвале среди золота, мерцающего при свете свечи! Диалоги трагедий динамичны, а монолог скупого рыцаря - поэтический шедевр. Читатель так и видит, как в подвал вползает окровавленное злодейство и лижет руку скупому рыцарю. Образы «Скупого рыцаря» невозможно забыть.

В «маленьких трагедиях» Пушкин сталкивает взаимоисключающие и вместе с тем неразрывно связанные точки зрения и правды своих героев в своеобразном полифоническом контрапункте. Это сопряжение противоположных жизненных начал проявляется не только в образно-смысловой структуре трагедий, но и в их поэтике. Это наглядно проявляется уже в названии первой трагедии - «Скупой рыцарь».

Действие происходит во Франции, в позднее средневековье. В лице барона Филиппа Пушкин запечатлел своеобразный тип рыцаря-ростовщика, порожденный эпохой перехода от феодальных отношений к буржуазно-денежным. Это особый социальный «вид», своего рода социальный кентавр, причудливо сочетающий в себе черты противоположных эпох и укладов. В нем живы еще представления о рыцарской чести, о своей социальной привилегированности. В то же время он носитель уже других устремлений и идеалов, порождаемых возрастающей силой денег, от которых уже в большей мере, чем от происхождения и титулов, зависит положение человека в обществе. Деньги расшатывают, размывают границы сословно-кастовых групп, рушат перегородки между ними. В связи с этим увеличивается значение личностного начала в человеке, его свободы, но вместе с тем и ответственности - за себя и других.

Барон Филипп - крупный, сложный характер, человек огромной воли. Главной его целью становится накопление золота как главной ценности в формирующемся новом укладе жизни. Поначалу это накопительство для него не самоцель, а лишь средство обретения полной независимости и свободы. И Барон как будто достигает своей цели, о чем говорит его монолог в «подвалах верных»: «Что не подвластно мне? Как некий демон Отселе миром править я могу...» и т. д. (V, 342-343). Однако эта независимость, власть и сила покупаются слишком дорогой ценой - слезами, потом и кровью жертв бароновой страсти. Но превращением других людей в средство осуществления его цели дело не ограничивается. Барон и себя в конце концов превращает лишь в средство осуществления этой цели, за что расплачивается утратой своих человеческих чувств и качеств, даже и таких естественных, как отцовские, воспринимая родного сына как своего смертельного врага. Так деньги из средства обретения независимости и свободы незаметно для героя превращаются в самоцель, придатком которой становится Барон. Недаром его сын Альбер говорит о деньгах: «О, мой отец не слуг и не друзей В них видит, а господ, и сам им служит... как алжирский раб, -Как пес цепной» (V, 338). Пушкин как бы заново, но уже реалистически переосмысливает проблему, поставленную в «Кавказском пленнике»: неизбежность обретения на путях индивидуалистического бегства от общества вместо чаемой свободы - рабства. Эгоистическая монострасть приводит Барона не только к его отчуждению, но и к самоотчуждению, т. е. к отчуждению от своей человеческой сущности, от человечности как ее основы.

Однако у барона Филиппа есть своя правда, которая объясняет и в какой-то мере оправдывает его жизненную позицию. Думая о своем сыне - наследнике всех его богатств, которые ему достанутся без всяких усилий и забот, он видит в этом попрание справедливости, разрушение основ утверждаемого им миропорядка, в котором все должно быть достигнуто и выстрадано самим человеком, а не передаваться как незаслуженный дар божий (в том числе и царский престол - тут возникает интересная перекличка с проблематикой «Бориса Годунова», но на иной жизненной основе). Наслаждаясь созерцанием своих сокровищ, Барон восклицает: «Я царствую!.. Какой волшебный блеск! Послушна мне, сильна моя держава; В ней счастье, в ней честь моя и слава!» Но вслед за этим его обуревают вдруг смятение и ужас: «Я царствую... но кто вослед за мной Приимет власть над нею? Мой наследник! Безумец, расточитель молодой. Развратников разгульных собеседник!» Барона ужасает не неизбежность смерти, расставания с жизнью и с сокровищами, а нарушение высшей справедливости, которая придавала его жизни смысл: «Он расточит... А по какому праву? Мне разве даром это все досталось... Кто знает, сколько горьких воздержаний, Обузданных страстей, тяжелых дум, Дневных забот, ночей бессонных мне Все это стоило?.. Нет, выстрадай сперва себе богатство, А там посмотрим, станет ли несчастный То расточать, что кровью приобрел» (V, 345-346).

Здесь есть своя логика, стройная философия сильной и трагической личности, со своей последовательной, хотя и не выдержавшей испытания на человечность правдой. Кто виноват в этом? С одной стороны, исторические обстоятельства, эпоха наступающей меркантильности, при которой ничем не сдерживаемый рост материального богатства ведет к духовному обнищанию и превращает человека из самоцели всего лишь в средство достижения других целей. Но Пушкин не снимает ответственности и с самого героя, выбравшего путь достижения свободы и независимости в индивидуалистическом отъединении от людей.

С проблемой выбора жизненной позиции связан и образ Альбера. Упрощенным представляется его распространенное истолкование как измельченного варианта личности его отца, в котором со временем будут утрачены черты рыцарства и восторжествуют качества ростовщика-накопителя. В принципе такая метаморфоза возможна. Но она не фатально неизбежна, ибо и от самого Альбера зависит, сохранит ли он присущие ему открытость людям, общительность, доброту, умение думать не только о себе, но и о других (здесь показателен эпизод с больным кузнецом), или растеряет эти качества, как его отец. В этом плане знаменательна финальная реплика Герцога: «Ужасный век, ужасные сердца». В ней вина и ответственность как бы равномерно распределяются - между веком и «сердцем» человека, его чувством, разумом и волей. В момент развития действия барон Филипп и Альбер выступают, несмотря на кровное родство, как носители двух противостоящих, но в чем-то и взаимокорректирующих правд. И в той и в другой есть элементы и абсолютности, и относительности, проверяемые и развиваемые в каждую эпоху каждым человеком по-своему.

В «Скупом рыцаре», как и во всех других «маленьких трагедиях», реалистическое мастерство Пушкина достигает своего расцвета - по глубине проникновения в социально-историческую и нравственно-психологическую сущность изображаемых характеров, по умению рассмотреть во временном и частном - непреходящее и общечеловеческое. В них достигает своего полного развития и такая особенность поэтики пушкинских произведений, как их «головокружительная краткость» (А. Ахматова), заключающая в себе «бездну пространства» (Н. Гоголь). От трагедии к трагедии возрастает масштабность и содержательная емкость изображаемых образов-характеров, глубина, в том числе и нравственно-философская, отображаемых конфликтов и проблем человеческого бытия - в его особых национальных модификациях и глубинных общечеловеческих «инвариантах».

Сравнительный анализ трагедии "Скупой рыцарь" А.С.Пушкина и комедии Мольера "Скупой"

Почему мы так любим театр? Почему по вечерам спешим в зрительный зал, забыв об усталости, о духоте галерки, оставив домашний уют? И не странно ли, что сотни людей напряженно смотрят часами в открытый зрительному залу ящик сцены, смеются и плачут, а потом ликующе кричат «Браво!» и аплодируют?

Театр возник из праздника, из желания людей слиться в едином чувстве, в чужой судьбе понять свою, увидеть воплощенными на сцене свои мысли и переживания. Как мы помним, в Древней Греции на праздниках веселого бога вина и плодородия Диониса были приняты обряды с переодеванием, пением, разыгрыванием сцен; на площади, среди народного шествия, родились комедия и трагедия. Затем покровителем искусства стал другой бог - бог Солнца, строгий и изящный Аполлон, а его спутницами стали не козлоногие сатиры, а прелестные музы. От необузданного веселья человечество шло к гармонии.

Муза трагедии получила имя Мельпомена. Она исполнена воли и движения, порыва и возвышенной мысли. На лице Мельпомены скорее просветление, чем уныние. И только маска, которую муза держит в руках, кричит от ужаса, боли и гнева. Мельпомена как бы преодолевает страдание, которое всегда было содержанием трагедии, и возвышает нас, зрителей, до катарсиса - очищения души страданием, мудрого понимания жизни.

«Сущность трагедии, - писал В.Г. Белинский, - заключается в столкновении... естественного влечения сердца с нравственным долгом или просто с необоримым препятствием... Действие, производимое трагедиею, - потрясающий душу священный ужас; действие, производимое комедиею, - смех... Сущность комедии - противоречие явлений жизни с назначением жизни ».

Вглядимся в музу комедии Талию. Сбросив тяжелый плащ, она присела на камень, и кажется, что ее легкое тело готово к полету, игре, юным проказам и дерзости. Но есть и усталость в ее позе, и недоумение в лице. Может быть, Талия думает о том, как много в мире зла и как трудно ей, юной, прекрасной, легкой, быть бичом пороков?

Комедия и трагедия противостоят друг другу как разные отношения к жизни. Сравните маски, которые держат в руках Мельпомена и Талия. Они непримиримы: скорбь - и злоба, отчаяние - и насмешка, боль - и лукавство. Так несходно откликаются на противоречия жизни комедия и трагедия. Но и Талия не весела, а скорее печальна и задумчива. Комедия бодро сражается со злом, но в ней есть и горечь.

Чтобы понять, в чем противостоят и в чем родственны комедия и трагедия, сравним «Скупого рыцаря» Пушкина и «Скупого» Мольера. Заодно увидим разницу и в двух направлениях искусства - классицизма и реализма.

В комедии классицизма допускалась правда - «подражание природе», ценилась яркость характера, в котором преобладало какое-то одно, главное свойство, но требовалось и изящество, легкость. Буало бранил Мольера за то, что его комедии слишком остры, язвительны, резки.

Комедия Мольера «Скупой» беспощадно высмеивает старика Гарпагона, который больше всего на свете любит деньги. Сын Гарпагона Клеант влюблен в девушку из небогатого семейства, Марианну, и очень горюет, что не может помочь ей. «Так горько, - жалуется Клеант своей сестре Элизе, - что и сказать нельзя! В самом деле, что может быть ужаснее этой черствости, этой непонятной скаредности отца? На что нам богатство в будущем, если мы не можем воспользоваться им теперь, пока молоды, если я весь в долгу, оттого что мне жить не на что, если нам с тобой приходится, чтобы мало-мальски прилично одеваться, брать в долг у купцов?» Через ростовщика Симона Клеант пытается раздобыть денег, платя чудовищные проценты. Оправдываясь, он говорит: «Вот до чего наши отцы доводят нас проклятой скупостью! Можно ли после этого удивляться, что мы желаем им смерти?»

Старик Гарпагон сам хочет жениться на юной Марианне. Но влюбленность не делает его ни щедрым, ни благородным. Постоянно подозревая своих детей и слуг в желании его обокрасть, он прячет шкатулку со своим капиталом в 10 тысяч экю в саду и все время бегает туда присмотреть за нею. Однако ловкий слуга Клеанта Лафлеш, выбрав момент, похищает шкатулку. Гарпагон в ярости:

«Гарпагон (кричит в саду, затем вбегает). Воры! Воры! Разбойники! Убийцы! Смилуйтесь, силы небесные! Я погиб, убит, зарезали меня, деньги мои украли! Кто бы это мог быть? Что с ним сталось? Где он? Куда спрятался? Как мне найти его? Куда бежать? Или не надо бежать? Не там ли он? Не здесь ли он? Кто он? Стой! Отдай мои деньги, мошенник!.. (Сам себя ловит за руку.) Ах, это я!.. Я потерял голову - не пойму, где я, кто я и что делаю. Ох, бедные мои денежки, друзья мои милые, отняли вас у меня! Отняли мою опору, мою утеху, мою радость! Все для меня кончено, нечего мне больше делать на этом свете! Не могу я без вас жить! В глазах потемнело, дух захватило, умираю, умер, похоронен. Кто воскресит меня?»

Комедия заканчивается благополучно. Ради возвращения шкатулки Гарпагон соглашается на брак сына и Марианны и отступается от своего желания жениться на ней.

Данный урок внеклассного чтения проводится после изучения нескольких произведений А.С.Пушкина: драмы «Борис Годунов» (эпизод «Сцена в Чудовом монастыре»), повести «Станционный смотритель» и «Метель».

Цели урока:

  • научить анализировать драматическое произведение (определять тему, идею, конфликт драмы),
  • дать понятие о драматическом характере;
  • развивать умение работать с текстом литературного произведения(выборочное чтение, выразительное чтение, чтение по ролям, подбор цитат);
  • воспитывать нравственные качества личности.

Ход урока

1. История создания «Маленьких трагедий» А.С.Пушкина (слово учителя).

В 1830 году А.С.Пушкин получил благословение на брак с Н.Н.Гончаровой. Начались хлопоты и приготовления к свадьбе. Поэту пришлось срочно ехать в село Болдино Нижегородской губернии для обустройства выделенной ему отцом части родового имения. Начавшаяся внезапно эпидемия холеры надолго задержала Пушкина в деревенском уединении. Здесь и произошло чудо первой болдинской осени: поэт пережил счастливый и небывалый по длительности прилив творческого вдохновения. За неполных три месяца он написал стихотворную повесть «Домик в Коломне», драматические произведения «Скупой рыцарь», «Моцарт и Сальери», «Пир во время чумы», «Дон Жуан», названные впоследствии «Маленькими трагедиями», а также были созданы «Повести Белкина», «История села Горюхина», написаны около тридцати замечательных лирических стихотворений, завершен роман «Евгений Онегин».

Взаимоотношения человека и окружающих его людей- родственников, друзей, врагов, единомышленников, случайных знакомых – тема, всегда волновавшая Пушкина, поэтому в своих произведениях он исследует различные людские страсти и их последствия.

В «Маленьких трагедиях» поэт как бы путешествует сквозь пространство и время по Западной Европе, вместе с ним читатель попадает в позднее Средневековье («Скупой рыцарь»), в эпоху Возрождения («Каменный гость»), Просвещения («Моцарт и Сальери»).

Каждая трагедия превращается в философское рассуждение о любви и ненависти, жизни и смерти, о вечности искусства, о жадности, предательстве, об истинном таланте…

2.Анализ драмы «Скупой рыцарь» (фронтальная беседа).

1) -Как вы думаете, какой из перечисленных тем посвящена эта драма?

(Тема жадности, власти денег).

Какие проблемы, связанные с деньгами, могут быть у человека?

(Нехватка денег, или, наоборот, слишком большое их количество, неумение распорядиться деньгами, жадность …)

Можно ли по названию этой драмы судить о теме и идее произведения?

2) «Скупой рыцарь» - может ли рыцарь быть скупым? Кого называли рыцарями в средневековой Европе? Как появились рыцари? Какие качества свойственны рыцарям?

(Ответы на эти вопросы дети готовят дома. Это может быть индивидуальные сообщения или домашнее опережающее задание всему классу.

Слово «рыцарь» происходит от немецкого «риттер», т.е. всадник, во французском языке существует синоним «шевалье» от слова «шеваль», т.е. лошадь. Итак, первоначально так называют всадника, воина на коне. Первые настоящие рыцари появились во Франции около 800 года. Это были свирепые и искусные воины, которые под предводительством вождя племени франков Хлодвига победили другие племена и к 500 году завоевали территорию всей нынешней Франции. К 800 году им принадлежала еще большая часть Германии и Италии. В 800 году Папа Римский провозгласил Карла Великого императором Рима. Так возникла Священная Римская Империя. С годами франки все больше использовали в военных действиях кавалерию, изобрели стремена, разнообразное вооружение.

К концу 12 века рыцарство начинает восприниматься как носитель этических идеалов. Рыцарский кодекс чести включает в себя такие ценности, как отвага, мужество, верность, защита слабого. Резкое осуждение вызывали предательство, месть, скупость. Существовали особые правила поведения рыцаря в сражении: нельзя было отступать, проявлять неуважение к противнику, запрещалось наносить смертельные удары сзади, убивать безоружного. Рыцари проявляли гуманность к противнику, особенно если он ранен.

Свои победы в бою или на турнирах рыцарь посвящал своей даме сердца, поэтому эпоха рыцарства связана еще и с романтическими чувствами: любовью, влюбленность, самопожертвованием ради любимой.)

Выясняя значение слова «рыцарь», учащиеся приходят к выводу, что в названии произведения «Скупой рыцарь» заложено противоречие: рыцарь не мог быть скупым.

3) Знакомство с термином « оксюморон»

Оксюморон – художественный прием, основанный на лексическом несоответствии слов в словосочетании, стилистическая фигура, сочетание противопоставленных по значению слов, «сочетание несочетаемого».

(Термин записывается в тетради или языковедческие словарики)

4) - Кого из героев драмы можно назвать скупым рыцарем?

(Барона)

Что мы знаем о Бароне из 1 сцены?

(Учащиеся работают с текстом. Зачитывают цитаты)

Геройству что виною было? – скупость
Да! Заразиться здесь нетрудно ею
Под кровлею одной с моим отцом.

Да ты б ему сказал, что мой отец
Богат и сам, как жид, …

Барон здоров. Бог даст – лет десять, двадцать
И двадцать пять и тридцать проживет…

О! Мой отец не слуг и не друзей
В них видит, а господ;…

5) Чтение Монолога Барона (Сцена 2)

Объясните, откуда взялась скупость у барона? Какая главная черта характера Барона подчиняет себе все остальные? Найдите ключевое слово, ключевой образ.

(Власть)

С кем сравнивает себя Барон?

(С царем, повелевающим своими воинами)

Кем раньше был Барон?

(Воином, рыцарем меча и верности, в молодости он не думал о сундуках с дублонами)

Что изменилось, кем стал он сейчас?

(Ростовщиком)

Как вы понимаете термин « драматический характер»? (Объяснение термина записывается в тетрадях)

6) Словарная работа.

Объясняем значения слов « ростовщик» (можно подобрать однокоренные слова «рост», « расти») , «кодекс чести», «свиная кожа»-пергамент с родословным древом, с гербом или рыцарскими правами, «рыцарское слово».

7) Анализ сцены 3.

Что говорит Герцог о бароне? Как звали барона, что узнаем мы о нем из его приветствия Герцогу?

(Филипп – имя королей и герцогов. Барон жил при дворе Герцога, был первым среди равных.)

Умер ли рыцарь в бароне?

(Нет. Барон оскорблен сыном в присутствии герцога, и это усиливает его обиду. Он вызывает сына на дуэль)

Почему Барон, бывший настоящим рыцарем, стал ростовщиком?

(Он привык к власти. В дни его молодости власть давалась мечом, рыцарским достоинством, баронскими привилегиями, воинским делом)

Что же изменилось?

(Время)

Приходит другое время и с ним другое поколение дворян. Чего боится Барон?

(Разорения накопленных богатств)

Что можно сказать о сыне барона – Альбере? Как ему живется? Можно ли назвать его рыцарем?

(Для него рыцарское слово и «свиная кожа» - пустой звук)

Что движет Альбером, когда он на турнире удивляет всех своим мужеством?

(Скупость)

Сам Альбер – скупец, как его отец?

(Нет. Он отдает последнюю бутылку вина больному кузнецу, он не согласен отравить отца и пойти на преступление ради денег)

Что можно сказать об отношениях отца и сына – Барона и Альбера?

(Барон обвиняет сына в замысле отцеубийства, в стремлении обокрасть его)

8) Чтение по ролям сцены ссоры отца и сына.

Из-за чего произошла ссора?

(Из-за денег)

О чем думает Барон в последние минуты своей жизни?

(О деньгах)

Прочитайте последние слова Герцога.

Он умер Боже!
Ужасный век, ужасные сердца!

О каком веке говорит Герцог? (О веке денег)

3. Выводы. Заключительная часть урока. (Слово учителя)

В основе любого драматического произведения положен конфликт. Благодаря ему происходит развитие действия. Что же стало причиной трагедии? (Значение терминов записывается в тетради)

Это власть денег, которые правят людьми. Сила денег несет миру великие страдания бедняков, преступления, совершаемые во имя золота. Из-за денег родные, близкие люди становятся врагами, готовы убить друг друга.

Тема скупости, власти денег – одна из вечных тем мирового искусства и литературы. Писатели разных стран посвящали ей свои произведения:

  • Оноре де Бальзак «Гобсек»,
  • Жан Батист Мольер «Скупой»,
  • Д.Фонвизин «Недоросль»,
  • Н.Гоголь «Портрет»,
  • «Мертвые души» (образ Плюшкина),
  • «Вечер накануне Ивана Купала»

4. Домашнее задание:

  1. Прочитать повесть Н.Гоголя «Портрет»;
  2. В тетрадях написать развернутый ответ на вопрос «Как можно объяснить название драмы «Скупой рыцарь»?
  3. Подготовить сообщение по теме « Образ Скупого в мировой живописи». (Индивидуальное задание)


Рассказать друзьям