Словесный портрет жилина и костылина. Сравнительные характеристики Жилина и Костылина (Толстой, "Кавказский пленник")

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Основной прием повести - противопоставление; контрастно показаны пленные Жилин и Костылин. Даже внешность их обрисована контрастно. Жилин и внешне энергичен, подвижен. «На всякое рукоделье мастер был» , «Хоть невелик ростом, а удал был», - подчеркивает автор. А в облике Костылина на первый план Л. Толстой выдвигает неприятные черты: «мужчина грузный, пухлый, запотел» . Контрастно показаны не только Жилин и Костылин, но и быт, обычаи, люди аула. Жители изображаются так, как видит их Жилин.
Жилин и Костылин - герои повести "Кавказский пленник" Л. Н. Толстого. Они оба русские офицеры. Участвуют в войне за присоединение кавказа к России. Жилину пришло письмо от матери, которая просит приехать к ней перед смертью, проститься. Любящий сын почти без размышлений отправился в дорогу. Однако одному ехать было нельзя. Могли поймать и убить татары. Ехали группой, но очень медленно. Жилин с Костылиным решили поехать одни вперед. Жилин был осторожным и предусмотрительным. Убедившись, что у Костылина заряжено ружье, а в ножнах у него шашка, он решил подняться на гору и посмотреть, не едут ли татары. Лишь только он поднялся на лошади на вершину, он увидел тех, кого так не хотел увидеть. Совсем недалеко от него стояли татары, заметившие офицера. Жилин был храбр и, подумав, что если доьежит до ружья (оно было у Костылина) , то они спасуться, закричал Костылину. Но трусливый офицер испугался за свою жизнь и убежал. совершив подлый поступок. Обоих офицеров взяли в плен, где они и встретились. Главный из татар сказал, что нужно выкуп заплатить, чтобы выпустили их. (5000 рублей). Костылин сразу же написал домой письмо, чтобы деньги выслали. А Жилин сказал. что если его убьют совсем ничего не получат, велел подождать. Письмо он на другой адрес отправил. Ему было жалко тяжело заболевшую мать, да денег-то таких уних и не водилось. Больше у Жилина из родственников никого не было. Он подумал. что сможет убежать. В плену Жилин ночью рыл подкоп, а днем делал кукол для девочки Дины. Девочка взамен приносила ему лепешки и молоко. Ленивый Костылин весь день ничего не делал, а ночью спал. И вот наступил день. когда все было готово к побегу. Они бежали вместе с Костылиным. Они истерли ноги о камни и слабого Костылина пришлось нести на себе. Поэтому их и поймали. Их посадили в большуя яму, но Дина принесла палку и помогла Жилину убежать. На этот раз Костылин испугался бежать. Жилин успел дойти до своих. Костылина же только через месяц выкупили за 5000 рублей. В итоге, в рассказе Толстого "Кавказский пленник" Жилин Найду что-то еще, то напишу, удачи

Рассказ А.Н. Толстого «Кавказский пленник» написан под впечатлением реальных событий, участником которых автор стал во время службы на Кавказе в 1853 году. Он едва не попал в плен к горцам и в столкновении с ними потерял товарища.

Позже, возвращаясь к пережитым событиям, писатель создал образ офицера Жилина, который нашел силы выбраться из чеченского плена и сумел в сложнейшей жизненной ситуации сохранить человеческое достоинство.

Главный герой произведения Жилин – представитель дворянского сословия, но из обедневшего рода. В чертах его характера и поведении не чувствуется барства и спеси: он прост в общении, многое умеет, спокойно переносит тяготы военной службы.

Оказавшись в плену из-за неосмотрительности своего товарища Костылина, Жилин не теряет надежды на освобождение и, хорошо зная нравы горцев, старается найти с ними живой контакт: чинит сломанные часы, мастерит игрушки для детей, уверенно ведет себя во время переговоров.

Костылин не отличается такой стойкостью. Он морально раздавлен, удручен, почти впадает в отчаяние и беспрекословно выполняет требование написать домой о выкупе из плена.

Жилин в своем письме к матери указывает неверный адрес. Он по убеждению не может заставить волноваться близких и надеется только на собственные силы, убеждая Костылина бежать, не дожидаясь выкупа.

Побег оказывается неудачным, и это усложняет положение пленников. Их перестают кормить, сажают в яму и заковывают в колодки. Жилин продолжает бороться за свое освобождение и пытается поддерживать товарища, который не в состоянии самостоятельно противостоять сложившимся обстоятельствам. Жизнь Костылина сводится к ожиданию выкупа – только в этом он видит спасение и отказывается предпринимать какие-либо действия, чтобы самостоятельно вернуться домой. Костылин перестает быть хозяином своей судьбы и полностью, по-рабски подчиняется воле горцев, которые увеличивают сумму выкупа.

Жилину помогает Дина, тринадцатилетняя девочка, привязавшаяся к русскому офицеру за его доброту и неунывающий нрав. Второй побег, от которого Костылин отказался наотрез, спасает Жилина от верной смерти.

Герои наделены говорящими фамилиями. Такой прием автор использует, чтобы подчеркнуть жизнестойкость своего главного персонажа и слабость характера его товарища. Этой же цели служит портретная характеристика: Жилин худощав, подтянут, подвижен; Костылин медлителен и грузен настолько, что задыхается при ходьбе. Противопоставление героев не бросается в глаза, но служит раскрытию основной идеи произведения: Жилин оказывается на свободе только в силу своих личных качеств. Судьба Костылина остается неизвестной, однако читатель может предположить, что сломленный человек вряд ли дождется избавления.

— рассказ Толстого, который знакомит нас с русским офицером, попавшим в плен к горцам. Это происходит во время Кавказской войны. Читая рассказ, мы знакомимся с двумя главными героями — офицерами, чью сравнительную характеристику нам задали сделать на дому.

Как мы уже сказали, главными героями рассказа являются два офицера русской армии Жилин и Костылин. У них имеются как общее, так и отличительные человеческие характеристики. Наверное следует сказать об их общих чертах, что делает героев схожими. Это их общая служба на Кавказе. Оба они дворянского происхождения, служат в звании офицеров, одновременно идут в отпуск и вместе одновременно попадают в плен. А дальше читатель видит, насколько это разные люди, разные не только по внешности, но и по поведению. Один из них — герой, а второй — слабый человек, что вызывает лишь отвращение. Остановимся на героев Жилина и Костылина подробнее.

Характеристика Жилина

Жилин — человек, что заслуживает уважения. Несмотря ни на что, он остается всегда человеком. Хоть Жилин и небольшого роста, но во всем он был удальцом. Это офицер, чье мужество и сила видна сразу, при этом он никогда не стремился показаться героем. Даже в трудную минуту Жилин думает не о том, как спасти свою шкуру, а о том как защитить мать от известия, что он попал в плен. Жилин самостоятельно пытается найти способ, как решить проблему. Он и организовывает побег, который из-за Костылина не удается в первый раз. Но это не сломило героя. Жилин не опускает руки и находит спасение. Данный герой силен духом и его уважают даже враги. Жилин смел и решителен и этим невозможно не восхищаться.

Характеристика Костылина

А вот Костылин совершенная противоположность. Внешне это грузный толстый человек, жалкий и ничтожный. Уже само его описание вызывает неприязнь. А когда знакомишься с этим героем рассказа дальше, то и вовсе начинаешь его презирать. Костылин эгоист по натуре, для него важно спасти свою шкуру, поэтому он сразу бросился писать родным, чтобы те готовили за него выкуп. Костылин подлый человек, которому неизвестно понятие дружбы и уж точно его героем никак нельзя назвать.

Жилин и Костылин - герои повести "Кавказский пленник" Л.Н. Толстого.Они оба русские офицеры.Участвуют в войне за присоединение кавказа к России.Жилину пришло письмо от матери, которая просит приехать к ней перед смертью,проститься. Любящий сын почти без размышлений отправился в дорогу. Однако одному ехать было нельзя. Могли поймать и убить татары.Ехали группой, но очень медленно. Жилин с Костылиным решили поехать одни вперед. Жилин был осторожным и предусмотрительным. Убедившись, что у Костылина заряжено ружье, а в ножнах у него шашка, он решил подняться на гору и посмотреть, не едут ли татары. Лишь только он поднялся на лошади на вершину, он увидел тех, кого так не хотел увидеть. Совсем недалеко от него стояли татары, заметившие офицера.Жилин был храбр и,подумав, что если доьежит до ружья(оно было у Костылина), то они спасуться, закричал Костылину.Но трусливый офицер испугался за свою жизнь и убежал. совершив подлый поступок. Обоих офицеров взяли в плен,где они и встретились.Главный из татар сказал, что нужно выкуп заплатить, чтобы выпустили их.(5000 рублей).Костылин сразу же написал домой письмо, чтобы деньги выслали. А Жилин сказал. что если его убьют совсем ничего не получат, велел подождать.Письмо он на другой адрес отправил.Ему было жалко тяжело заболевшую мать, да денег-то таких уних и не водилось. Больше у Жилина из родственников никого не было. Он подумал. что сможет убежать.В плену Жилин ночью рыл подкоп, а днем делал кукол для девочки Дины.Девочка взамен приносила ему лепешки и молоко. Ленивый Костылин весь день ничего не делал, а ночью спал. И вот наступил день. когда все было готово к побегу.Они бежали вместе с Костылиным. Они истерли ноги о камни и слабого Костылина пришлось нести на себе.Поэтому их и поймали.Их посадили в большуя яму, но Дина принесла палку и помогла Жилину убежать. На этот раз Костылин испугался бежать. Жилин успел дойти до своих.Костылина же только через месяц выкупили за 5000 рублей.В итоге, в рассказе Толстого "Кавказский пленник" Жилин показывает мужество и храбрость, а Костылин- лень, трусость и слабость.

В 5-м классе мы начинаем учиться писать сочинения. Первое сочинение в жанре сравнительной характеристики - "Жилин и Костылин" (по рассказу Л.Н. Толстого "Кавказский пленник"). Вместе с ребятами составляем план и вместе пишем вступление. Предствавляю несколько наиболее удачных работ пятиклассников.

Сочинение

Жилин и Костылин: сравнительная характеристика героев

(по рассказу Л.Н. Толстого «Кавказский пленник»)

План

1. Вступление

2. Основная часть

2.1. Как ведут себя герои в ситуации смертельной опасности? (Встреча с татарами, когда героев берут в плен)

2.2. Как ведут себя герои, когда с них требуют выкуп?

2.3. Как ведут себя герои в плену?

2.4. Как ведут себя герои во время побега?

2.5. Как сложилась судьба героев?

3. Заключение.

3.1. Как воспитать в себе качества, достойные уважения?

Над этими вопросами заставляет задуматься рассказ Л.Н.Толстого «Кавказский пленник».

Когда Жилин повстречал татар, он крикнул Костылину: «Неси ружьё!». Но Костылина не оказалось, он сбежал, как последний трус. Тогда Жилин подумал: «Хоть я и один, буду биться до последнего! Не дамся же живой!»

В плену они ведут себя по-разному. Жилин делал кукол, чинил вещи и думал, как сбежать. Костылин спал и ничего не делал.

Жилин сразу письмо писать не стал, чтобы не расстраивать родных, ну а Костылин быстро написал письмо и ждал выкуп.

Жилин пытался найти способ сбежать, а Костылин опустил руки и ждал, когда их спасут. К Жилину жители аула относятся с уважением. Отношение к Жилину гораздо лучше, чем к Костылину, потому что Жилин всем помогал, чинил вещи, мастерил кукол, лечил народ, а не лежал и спал.

Характеры у этих героев совершенно разные. Жилин упорный, всегда добивается своего и побеждает, он хотел сбежать - он и сбежал первый, а Костылина выкупили еле живым. Я бы подражала Жилину, так как он смелый, достойный уважения, упорный.

О Костылине мне читать было не очень приятно, он вечно медлил, ленился, а о Жилине мне читать было приятно: он попался в плен ещё раз из- за Костылина, но даже во второй раз он предлагает бежать с ним, не бросает его.

Люди, попадая в одинаковые обстоятельства, ведут себя по-разному потому, что у них разные характеры. Одни вызывают уважение, потому что даже в трудной ситуации не теряют гордость и достоинство.

Нужно с детства приучать себя к достоинству, чтобы в трудной ситуации поступить так же, как Жилин.

Чугунова София, 5"А" класс

Почему люди, попадая в одинаковые обстоятельства, ведут себя по-разному? Почему одни вызывают у нас уважение, а другие - презрение? Над этими вопросами заставляет задуматься рассказ Л.Н. Толстого «Кавказский пленник».

«Служили на Кавказе два офицера: Жилин и Костылин», - так начинается рассказ.

Однажды они выехали из крепости в сопровождении солдат. Тогда было жаркое лето, а обоз шёл очень медленно. Костылин предложил Жилину поехать одним, ведь у него было ружьё.

Заехав в ущелье, они увидели татар. Костылин забыл в ту же секунду и про друга, и про ружьё и бросился опрометью в крепость. Он не подумал, что Жилин в большой опасности. Костылин даже не захотел попытаться помочь товарищу. Когда Жилин понял, что не сможет уйти от погони, решил, что так просто не сдастся и хоть одного татарина зарубит шашкой.

Жилина все же пленили. Он уже несколько дней находился в ауле. Татары сразу стали требовать выкуп. Скоро и Костылина привезли в аул. Оказывается, что он уже написал письмо домой, чтобы выслали выкуп - пять тысяч рублей. Жилин же торгуется, потому что он думает о матери, которая не сможет найти таких денег. И адрес на письме он пишет неправильно, так как решил самостоятельно бежать из плена.

В плену Жилин не раскисал. Он делал кукол для Дины и других детей, чинил часы, «лечил» или ходил по аулу. Жилин высматривал путь к побегу. В сарае делал подкоп. А Костылин "только спал или по целым дням сидел в сарае и считал дни, когда письмо придёт". Для своего спасения он ничего не предпринимал.

И вот они сбежали. Костлин постоянно жаловался на боль в ногах, одышку, он не думал об осторожности, закричал, хотя знал, что недавно мимо них проехал татарин. Жилин вел себя по-мужски. Он не бежал из плена один, а звал Костылина. Он взвалил себе на плечи ноющего от боли в ногах и усталости Костылина, хотя сам был не в лучшей форме. Эта попытка бегства все же не удалась из-за поведения Костылина.

В конце концов Жилин спасся из плена. Ему помогла в этом Дина. Костылина же через месяц выкупили чуть живого.

Вот так разные характеры влияют на судьбу человека. Жилин вызывает у меня уважение за свой сильный характер, смелость, выносливость, умение постоять за себя и за товарища, целеустремленность. Костылин же только презрение из-за своей трусости, лени.

Мне кажется, качества, достойные уважения, нужно начинать воспитывать с малого, ведь так мы начинаем воспитывать в себе те качества, которыми обладал Жилин!

Осипова Елизавета, 5"А" класс

Как воспитать в себе качества, достойные уважения? Почему люди, попадая в одинаковые обстоятельства, ведут себя по-разному? Почему одни вызывают у нас уважение, а другие - презрение? Над этими вопросами заставляет задуматься рассказ Л.Н.Толстого «Кавказский пленник».

Жилин и Костылин - два офицера, которые служили на Кавказе.

Костылин, когда увидал татар, показал свою трусость и бросил товарища в беде: «А Костылин, заместо того чтобы подождать, только увидал татар, закатился что есть духу к крепости». Жилин, в отличие от Костылина, проявил себя героически и до конца боролся за свою свободу: « ... не дамся же живой».

Когда их обоих взяли в плен и начали требовать с них выкуп, Костылин испугался за свою жизнь и сделал все так, как ему сказал хозяин. Жилин не побоялся угроз татар и не хотел платить выкуп, так как планировал сбежать.

Костылин целыми днями сидел в сарае, ждал денег. Жилин проявил себя как человек умелый и заслуживающий доверие хозяина. Но когда Жилин ходил по аулу, он пытался придумать план побега.

Когда Жилин предложил Костылину бежать, тот пытался его отговорить, боялся, что их заметят. Жилин по звездам узнает, в какую сторону им идти. Но Костылин долго не протянул, он сдается и говорит товарищу, чтобы тот оставил его. Жилин был не таким человеком, как Костылин, и поэтому не мог бросить товарища в беде. Их заметили татары, « ...схватили, посвязали, посадили на лошадей, повезли».

Стала жизнь героев еще хуже. Но Жилин даже в такой ситуации продолжал думать о побеге. Когда он предложил это товарищу, Костылин, как мне кажется, совершил единственный человеческий поступок. Он не захотел быть обузой для товарища. Жилин успешно выбрался из плена, «а Костылина, еле живого, только через месяц привезли».

Каждый человек в одинаковых ситуациях проявляет себя по-разному. Мне кажется, из-за человеческих качеств. Одни люди думают только о себе, как Костылин. Другие, такие как Жилин, думают и о других: « ... не годится товарища бросать».

Некоторые люди вызывают уважение, потому что они думают не только о себе, но и о других. Они не отчаиваются, а продолжают бороться, как Жилин: « ... не дамся же живой». Другие делают все, что им говорят. И бросают своих товарищей, как Костылин: « А Костылин, заместо того чтобы подождать, только увидал татар, закатился что есть духу к крепости».

Мне кажется, эти качества воспитываются в семье. Надо преодолевать свои страхи.

Волков Павел, 5"А" класс

Почему люди, попадая в одинаковые обстоятельства, ведут себя по-разному? Почему одни вызывают у нас уважение, а другие - презрение? Жилин и Костылин - герои рассказа Л.Н. Толстого, офицеры.

Жилин при встрече с татарами проявил смелость, бесстрашие и не хотел сдаваться до конца, а Костылин поступил как трус и предатель. Он бросил своего товарища в беде, а сам сбежал.

Когда с Жилина и Костылина требовали выкуп, наши герои вели себя по-разному. Жилин торговался и не уступал, да к тому же написал неправильный адрес. Он, как настоящий мужчина, рассчитывал только на собственные силы. Костылин же, напротив, не сопротивлялся и написал письмо с просьбой выкупить его за пять тысяч монет.

В плену Жилин и Костылин проявляют себя по-разному. Жилин старался расположить к себе жителей аула. Он был мастер на все руки: он чинил вещи, мастерил игрушки для детей и многое другое. А Костылин тем временем ничего не делал, спал и ждал выкупа. Жилин верил в себя и надеялся на лучшее, а Костылин показал свою лень, трусость и слабость.

Во время побега Жилин проявил смелость и преданность по отношению к своему товарищу. Жилин был выносливей, чем Костылин, хоть он и устал, но продолжал идти. Костылин был слабым и нестойким. Поэтому их и поймали.

Судьба у наших героев сложилась по-разному. Жилин не потерял надежды и совершил второй побег. Этот побег оказался удачным. Костылина выкупили через месяц. Он был еле живой.

Таким образом, на протяжении всего рассказа Жилин демонстрирует своё мужество и храбрость, а Костылин - лень и трусость.

Люди, попадая в одинаковые обстоятельства, ведут себя по-разному, потому что не у всех хватает самообладания и силы духа… Кто-то сильнее, кто-то слабее. Мне кажется, все зависит от характера человека. Одни люди вызывают у нас уважение, потому что они совершают хорошие и мужественные поступки, а другие - презрение, потому что они трусливы и проявляют плохие стороны своего характера. Чтобы воспитать в себе качества, достойные уважения, надо стараться преодолевать свои страхи и не боятся иногда рисковать.

Галкина Татьяна, 5"А" класс

Лев Толстой известен прежде всего своими масштабными произведениями. «Война и мир», «Воскресенье», «Анна Каренина» - эти романы вспоминаются в первую очередь. Но есть среди произведений Толстого и рассказы, простые и правдивые. Один из них - «Кавказский пленник». Два главных персонажа - Жилин и Костылин. Сравнительная характеристика этих героев представлена в статье.

История создания

Прежде чем привести сравнительную характеристику Жилина и Костылина, стоит рассказать о том, с чего начиналась работа над «Кавказским пленником». Замысел произведения возник у писателя в молодости. В основу сюжета легли события, произошедшие с Толстым во время его службы на Кавказе. В 1853 году Толстой едва не попал в плен. Как истинный художник, он сохранил это событие в своей памяти, а позже, вернувшись в Ясную Поляну, перенес на бумагу. Правда, герою Толстого не удалось избежать пленения. Иначе сюжет не был бы столь занимательным.

Рассказ был впервые опубликован в 1872 году. Сам автор высоко ценил свое произведение и вспоминал о нем даже в трактате «Что такое искусство?». Критики хвалебно отзывались о «Кавказском пленнике». Важная особенность рассказа - простота изложения, которая не свойственна Толстому-романисту. Самуил Маршак назвал произведение «образцом маленькой повести для детей».

План

Сравнительная характеристика Жилина и Костылина в статье дана одновременно с изложением рассказа. Автор создал два ярких портрета. Один принадлежит главному герою, другой - его антиподу. Есть еще несколько интересных образов. Но на уроках литературы ученики прежде всего составляют сравнительную характеристику Жилина и Костылина. Почему? Поступки этих героев иллюстрируют авторскую идею. Один храбрый и благородный. Другой - трус и предатель. Подобное противопоставление мы видим в произведениях других русских писателей, например в «Капитанской дочке».

Составим план сравнительной характеристики Жилина и Костылина:

  1. Внешность.
  2. Татары.
  3. В плену.

Письмо от матери

Главный герой рассказа - офицер по фамилии Жилин. Однажды он получает письмо от матери. Та просит сына приехать, проститься. Женщина чувствует скорую смерть, а потому поспешно подыскивает ему невесту. В то время на Кавказе было очень опасно. Повсюду сновали татары (так в XIX веке называли всех мусульман). Жилин не должен был покидать крепость без сопровождения солдат.

Костылин

В тот момент, когда Жилин раздумывал о том, не отправиться ли ему одному, без сопровождения солдат, к нему подъехал на лошади еще один офицер и предложил ехать вместе. Автор дает описание главному герою: это был невысокий, крепкий мужчина. Составляя сравнительную характеристику Жилина и Костылина из «Кавказского пленника», стоит упомянуть: фамилии своим героям автор дал неслучайные, они соответствуют внешнему облику. Жилин - крепкий, жилистый. Костылин - грузный, полный, неповоротливый.

Итак, главный герой соглашается ехать. Но при условии: не разъезжаться ни при каких обстоятельствах. На вопрос о том, заряжено ли ружье, Костылин отвечает утвердительно.

Татары

Сравнительную характеристику Жилина и Костылина составлять нужно на основе сцены захвата в плен. Офицерам не удалось далеко отъехать от крепости - появились татары. Костылин в тот момент отъехал чуть поодаль. Когда увидел приближающихся татар, стрелять не стал, а бросился прочь. Главный пункт в сравнительной характеристике Жилина и Костылина из «Кавказского пленника» - это поведение в критической ситуации. Первый никогда не терялся, был храбр. Второй повел себя трусливо, предав товарища.

Выкуп

Татар было человек тридцать, и Жилину, конечно, не удалось им противостоять. Впрочем, быстро он не сдался. «Не дамся живым», - так он подумал, и эта мысль как нельзя лучше раскрывает внутренний мир героя рассказа «Кавказский пленник». Характеристики Жилина и Костылина автором даны уже в начале произведения. Но что же дальше произошло с офицером? Какова судьба предателя, который, увидев татар, «что есть духу закатился к крепости»?

Как уже сказано, Жилин был невысок, да удал. Несмотря на то что остался один, еще долго боролся с татарами, набросившимися на него. Однако те победили и увели пленника в свой аул. На него надели колодки и отвели в сарай.

Для того чтобы составить полноценную характеристику героев Жилина и Костылина, нужно вспомнить о том, как главный герой вел себя в плену. Ведь позже туда угодит и офицер, предавший его.

Татары, захватившие Жилина в плен, по-русски не говорили - позвали переводчика. Русского офицера привели к главному - Абдул-Мурату - и сказали, что он теперь его хозяин. Тот, с помощью переводчика выдвинул требование: Жилина отпустят после того, как за него внесут три тысячи монет. Но у пленника богатых родственников не было, да и мать он не хотел расстраивать. Татарам он сразу сказал, что больше пятисот рублей дать не сможет.

Жилин понял: с татарами робеть нельзя. Разговаривал он с ними уверенно, даже с некоторым вызовом. Вдруг привели Костылина. Оказалось, ему не удалось убежать. Он, в отличие от главного героя, вел себя смирно и тут же написал письмо домой - попросил выслать пять тысяч рублей. Жилин тоже написала, но адрес указал неверный. Он был уверен, что сбежит рано или поздно. При этом потребовал от татар, чтоб они держали его вместе с товарищем. Даже в такие минуты он думал не только о себе, но и о другом пленнике, который, к слову, этого не заслуживал.

В сравнительной полной характеристике Жилина и Костылина нужно непременно сказать: главный герой, в отличие от второго пленного офицера, был готов бороться до последнего.

В плену

Жилин - это человек, привыкший к борьбе. Он не писал больше писем домой, понимал, что матери, которой он сам раньше отправлял деньги, не собрать и пятисот рублей. Он вынашивал план побега. В сочинении «Сравнительная характеристика Жилина и Костылина» важно рассказать о том, как вели себя в плену офицеры.

Костылин либо спал, либо считал дни. Он написал еще одно письмо родственникам. Тосковал, скучал по дому, о побеге и не помышлял. Слишком труслив был, чтоб решиться на такой шаг.

Жилину стало скучно, а был он «на всякое рукоделие мастер». Начал делать игрушки из глины. Однажды смастерил куклу и подарил Дине - дочке своего «хозяина». Девочка сперва испугалась, но со временем перестала бояться русского пленного и даже прониклась к нему симпатией. Вскоре Жилин смастерил Дине из глины еще одну куклу. И она, в знак благодарности, принесла ему молока (татары держали своих узников на сухом пайке).

Дина стала каждый день приносить Жилину молока, а иногда, если повезет, лепешек или баранины. Вскоре весь аул узнал, что русский на все руки мастер. Вызвал однажды Жилина к себе Абдула и приказал отремонтировать сломанные часы, и тот быстро справился с заданием.

К пленному русскому стали приезжать и из ближних деревень. То часы починить, то ружье. Спустя два месяца он стал немного понимать язык жителей аула. Как-то обратились к нему с просьбой вылечить одного татарина. Этого уже Жилин не умел, но пошептал на воду и дал ее выпить больному. Татарин, к счастью, выздоровел.

Старый джигит

Обитатели аула полюбили русского пленного. Хозяин однажды признался: «Я бы тебя отпустил, но слово дал, да и денег потратил на тебя». Не любил Жилина только старый татарина, ходивший всегда в чалме. История этого человека весьма интересная. Когда-то русские разорили деревню, убили всю его семью. Остался в живых только один сын, да и тот перешел на сторону врага. Старик отыскал изменника и убил его. Он ненавидел русских и не раз требовал убить Жилина.

Подготовка к побегу

Жилин мастерил игрушки для татарских детей, наблюдал за жизнью аула. Но с участью своей не смирился. Но знал, что выкуп за него платить некому. Жилин понемногу делал подкоп в сарае. Костылин в этом участия не принимал. Он смиренно ждал денег, которые ему должны были прислать богатые родственники.

Жилин и не думал бежать один. Он разрабатывал план побега, но никогда бы не покинул аул без Костылина. Тот долго отказывался бежать. Костылину было страшно, к тому же дороги он не знал. Но жалости от татар ждать не приходилось. Один из них был убит русским солдатам.

Неудавшийся побег

Жилин было ловким и выносливым. Костылин - медлительным, неповоротливым. Тихой летней ночью они наконец решили бежать. Вылезли из сарая и отправились в сторону крепости. Вот только Костылин то и дело останавливался, вздыхал и охал. Если б Жилин сам бежал, он не попался бы снова в руки татар. Костылин начал жаловаться и причитать. Словом, вел себя совсем не так, как подобает офицеру. Жилину пришлось тащить его на себе - бросить товарища он не мог.

Беглецов быстро настигли татары. Отныне шансы на спасение стали совсем малы. Абдула обещал Жилину, что убьет их, если не получит в течение двух недель выкуп. Теперь их держали в темнице, порознь. Колодки не снимали и на свежий воздух не пускали.

Дина

В темнице было совсем мало места. Делать подкоп не имело смысла. К Жилину стала приходить Дина: приносила лепешки, черешню. А однажды сказала: «Тебя убить хотят». Абдуле старики приказали уничтожить пленных, а на Кавказе перечить страшим не полагается. Жилин попросил девочку принести ему длинную палку, с помощью которой он смог бы выбраться из подвала. Но она отказалась - боялась отца.

Как-то дочь Абдулы все же принесла ему длинный шест. В тот день почти никого не было в ауле, о чем она и сообщила Жилину. Костылин бежать не хотел, но помог товарищу выбраться из подвала. Жилин попрощался с ним. Дина проводил его до окраины аула.

Возвращение

Но и на этот раз не обошлось без приключений. Жилин уже подходил к крепости, когда увидел татар. К счастью, неподалеку находились казаки, которые ринулись на его крик. Жилин был спасен. Еще долго он рассказывал товарищам о том, что ему довелось пережить эти месяцы.

Костылин вернулся через месяц. За него все-таки выплатили пять тысяч рублей. Привезли его еле живым.

Костылин - слабый человек. В отличие от Жилина, готов на какие угодно унижения, лишь бы не бороться. Но он не подлец. Во время первого побега он просит товарища оставить его, не тащить на себе. Но тот отказывается. Принцип Жилина: погибнуть, но не оставить друга в беде.

Герои воспитаны в разных условиях. Автор почти ничего не говорит о семье Жилина, но известно, что он небогат, незнатен. Однако он привык заботиться не только о себе, но и о матери. Костылин же из богатой знатной семьи. Вероятно, за него всегда кто-то принимал решение. Он не привык действовать - привык плыть по течению.

«Кавказский пленник» в кинематографе

Рассказ дважды экранизирован. Впервые в 1975 году. Второй фильм по произведению Льва Толстого вышел в середине девяностых. Снял его Сергей Бодров-старший. Однако в киноленте 1995 году события происходит в годы



Рассказать друзьям