Смешной случай из жизни. Вопросы и задания к урокам (планирование в разделе "Документы") Девушка лет 18 черноволосая и смуглая

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

ЛИТЕРАТУРНАЯ ВИКТОРИНА ПО РОМАНУ И.С. ТУРГЕНЕВА «ОТЦЫ И ДЕТИ».

1..КОМУ ИЗ ПИСАТЕЛЕЙ ПРИНАДЛЕЖАТ ЭТИ СЛОВА
А) «И ЕСЛИ ОН НАЗЫВАЕТСЯ НИГИЛИСТОМ, ТО НАДО ЧИТАТЬ РЕВОЛЮЦИОНЕРОМ». (ТУРГЕНЕВ И.С.)
Б) «УМЕРЕТЬ ТАК, КАК УМЕР БАЗАРОВ, ВСЁ РАВНО, ЧТО СДЕЛАТЬ ВЕЛИКИЙ ПОДВИГ». (ПИСАРЕВ Д.И.)
В) «ЭТО НЕ ЧЕЛОВЕК, А КАКОЕ-ТО УЖАСНОЕ СУЩЕСТВО, ПРОСТО ДЬЯВОЛ, ВЫРАЖАЯСЬ ПОЭТИЧЕСКИ, АСМОДЕЙ». (АНТОНОВИЧ М.А.)
Г) « БОЖЕ МОЙ! ЧТО ЗА РОСКОШЬ «ОТЦЫ И ДЕТИ» ! (А.П.Чехов)
2. ЧЕЙ ЭТО ПОРТРЕТ? НАЗОВИТЕ ГЕРОЯ РОМАНА «ОТЦЫ И ДЕТИ».
А) «Она была удивительно сложена: её коса золотого цвета и тяжёлая, как золото, падала ниже колен, но красавицей её никто бы не назвал; во всём её лице только и было что хорошего что глаза, и даже не самые глаза – они были невелики и серы, - но их взгляд, быстрый и глубокий, беспечный до удали и задумчивый до уныния, - загадочный взгляд. Что – то необычайное светилось в нём даже тогда, когда язык её лепетал самые пустые речи. Одевалась она изысканно. Он встретил её на одном бале, протанцевал с ней мазурку, в течение которой она не сказала ни одного путного слова, и влюбился в неё страстно». (княгиня Р.)
Б) «Женщина высокого роста в чёрном платье, остановившаяся в дверях залы. Она поразила достоинством своей осанки.Обнажённые её руки красиво лежали вдоль стройного стана; красиво падали с блестящих волос на покатые плечи легкие ветки фуксий: спокойно и умно, именно спокойно, а не задумчиво, глядели светлые глаза из –под немного нависшего белого лба, и губы улыбались едва заметною улыбкою.» (Одинцова).
В) «..человек высокого роста в длинном балахоне с кистями. Длинное и худое лицо с широким лбом, кверху плоским, книзу заострённым носом, большими зеленоватыми глазами и висячими бакенбардами песочного цвету» (Базаров).
Г) «..человек среднего роста, одетый в тёмный английский сьют, модный низенький галстух и лаковые полусапожки. На вид ему было лет сорок пять.) (Павел Петрович Кирсанов).
Д) «Вошёл человек лет шестидесяти, беловолосый, худой и смуглый, в коричневом фраке с медными пуговицами и в розовом платочке на шее.» (Прокофьич).
Е) «Девушка лет восемнадцати, черноволосая и смуглая, с несколько круглым, но приятным лицом, с небольшими тёмными глазами.
Она держала в руках корзину, наполненную цветами.» (Катя)
3. КОМУ ИЗ ГЕРОЕВ РОМАНА ПРИНАДЛЕЖАТ СЛОВА?
а) Рафаэль гроша медного не стоит» (Базарову).
б) «Он свято чтит предания, он патриархальный, он не может жить без веры». (Павлу Петровичу)
в) «Дуньте на умирающую лампаду, и пусть она погаснет». (Базарову).
г) «Нигилист – это человек, который не склоняется ни перед какими авторитетами, который не принимает ни одного принципа на веру, каким бы уважением ни был окружён этот принцип». (Аркадий).
д) « Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта.» (Базарову).
е) «он хищный, а мы с вами ручные.» (Катя)

4. КТО ИЗ ГЕРОЕВ РОМАНА

а) « подарил кольцо с вырезанным на камне сфинксом» (Павел Петрович).
б) «вышла замуж не по любви, а по убеждению» (Одинцова А.С.)
в) «ничего русского не читает, но на письменном столе у него находится серебряная пепельница в виде мужицкого лаптя». (Павел Петрович).
г) «…сибаритствовал, а…… работал». (Аркадий, Базаров)
д) «всеми силами души своей возненавидел Базарова». (П.П.)
е) «не любил его, с угрюмым видом подавал ему за столом кушанья, называл его «живодером» и «прощелыгой»… (Прокофьич).
ж) «играл на виолончели..с чувством «Ожидание» Шуберта, и мёдом разливалась по воздуху сладостная мелодия» (Николай Петрович).
з) «сделался рьяным хозяином, и «ферма» уже приносит довольно значительный доход». (Аркадий)
к) « поступил умно; для нашей горькой, терпкой, бобыльной жизни ты не создан. В тебе нет ни дерзости, ни злости, а есть молодая смелость да молодой задор..)(Аркадий).
л) « была настоящая русская дворяночка, сына своего любила и боялась несказанно» (Арина Власьевна)
5 . ВСТАВЬТЕ ПРОПУЩЕННЫЕ СЛОВА:
а) «Вся моя повесть направлена против дворянства как ………………..класса» (передового) И.С.Тургенев
б) «Я нужен ……. Нет, видно, не нужен.» (России. Базаров)
в) «Природа не храм, а……….., и человек в ней работник.» (мастерская. Базаров)
г) «Мы действуем в силу того, что мы признаём полезным. В теперешнее время полезнее всего…… -мы отрицаем». (отрицание. Базаров)
д) «Я хочу только сказать, что …………….-принсип, а без принсипов жить в наше время могут одни безнравственные или пустые люди». (аристократизм. Павел Петрович).
е) «Каждый человек сам себя …………. должен – ну, хоть как я, например». (воспитать. Базаров)

Выслушав историю Павла Петровича, Базаров сказал Аркадию, что человек, посвятившей всю свою жизнь неразделённой любви, ничего в жизни более не до­бившийся, - это "не мужчина, но самец..., дурь из него не вся вышла". На возражения Аркадия, что таково было воспитание дяди, Базаров говорит, что "всякий человек сам себя воспитать должен", человек не зависит от окружающих людей и обстоятельств. Возвышенные чувства между мужчиной и женщиной Базаров на­зывает романтизмом, художеством и чепухой.

С точка зрения Базарова вы можете согласиться, сказав, что любой чело­век должен уметь справляться с собой, даже если речь идёт о неразделённой любви. Базаров считает, что каждый человек должен быть самостоятель­ным, найти своё призвание, сделать что-то важное в жизни. Человек не мо­жет быть сильным, если собственные чувства закрыли для него все возмож­ности, которые предоставляет нам судьба.

Но можно отнестись к точке зрения Базарова и по-другому. Он отрицает любые чувства, подвергая сомнению тем самым естественную потребность человека в любви и сочувствии. Отвергать любовь Базаров имеет право, но при этом он является абсолютно одиноким человеком, одиночкой по убеждениям. Хорошо ли ему от этого? Приятно ли Базарову осуждать Павла Петровича? Конечно, приятно, так как Базаров, критикуя кого-то, чувствует себя лучше, выше и умнее этого человека. Базаров не умеет или не хочет понимать и прини­мать страдания других людей, он не признаёт ни за кем право на ошибку. Но то­гда он должен быть готов к тому, что никто не признает и его слабостей, его ошибок. Готов ли Базаров прожить жизнь, в течение которой никто его не по­жалеет, ни одной ошибки ему не простят?

Базаров знакомится с Фенечкой. Девушка Базарову нравится, но он не понимает, почему Фенечка стесняется своих отношений с Николаем Петровичем. Оказывается Аркадий в душе всё-таки осуждает отца за связь с молодой де­вушкой. Базаров с ним не согласен, так как считает, что люди никогда не должны стесняться своих чувств.

В разговоре с Аркадием Базаров замечает, что "русский человек только тем и хорош, что он сам о себе прескверного мнения", что "природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник".

Эти фразы Базарова нужно обязательно проанализировать в сочинении или в устном ответе, так как они имеют важное значение для раскрытия идеи романа. Вы можете взять за основу своих рассуждений одну из двух то­чек зрения, которые мы вам далее представляем.

1. Базаров отчасти прав, критикует он не стремление к прекрасному, не любовь к природе, а такое отношение к жизни, когда относясь хорошо к той же самой природе, человек не желает ничего сделать для улучшения и сохра­нения этого мира. В этом случае наш главный герой выступает не против всего прекрасного, а против людей, которые считают, что если они восхи­щаются прекрасным, то они уже могут считаться людьми духовными. Из-за природного самолюбия Базаров критикует очень резко, не вдаваясь в объясне­ния, но, если подумать, в его словах есть глубокий смысл. Выступает Базаров против тех, кто искренне считает, что, восхищаясь сочинениями Пушкина, они становятся равны самому Пушкину. С точки зрения Базарова, человек, читающий великих писателей, понимающий их, но никак не применяющий это понимание в жизни, - пустой человек, о чём наш герой и сообщает Павлу Петровичу и Николаю Петровичу Кирсановым.

2. Базаров лишён чувства прекрасного, ему не дано понять смысл искусст­ва, красоту природы, поэтому относится он ко всему как к предметам для работы, оценивая их с точки зрения полезности-бесполезности. Кроме того наш герой пытается доказать окружающим, что он лучше и умнее их. Такую позицию старшее поколение называет мальчишеством, т. е. стремлением самоутвердиться любой ценой, ничего при этом не имея за душой. С этой точки зрения слова Базарова о том, что природа не храм, а мастерская, - это слова человека, готового разрушать и уничтожать всё, что он не пони­мает, просто потому, что его злит собственная неспособность постигнуть смысл каких-то явлений жизни.

Прошло две недели. Павел Петрович возненавидел Базарова, считая, что тот его презирает. Николай Петрович опасается, что Базаров плохо повлияет на его сына. Фенечка относится к Базарову с симпатией, она однажды даже попросила его посмотреть больного Митю. Слуги также относятся к Базарову хорошо, считая его своим, т. е. не барином.

Николай Петрович случайно услышал разговор Аркадия и Базарова, когда молодые люди говорили о нём. Базаров назвал отца Аркадия человеком хорошим, но занимающимся ерундой. Ерундой Базаров считал чтение Пушкина. Аркадий соглашается с тем, что взгляды Николая Петровича на жизнь безнадёжно устарели, "его песенка спета". Л Николай Петрович рассказал об услы­шанном своему брату и был очень расстроен: "Может быть, Базаров и прав; но мне, признаюсь, одно больно: я надеялся именно теперь тесно и дружески сой­тись с Аркадием, а выходит, что я остался назади, он ушёл вперёд, и понять мы друг друга не можем... Кажется, я всё делаю, чтобы не отстать от века: крестьян устроил, ферму завёл, ... читаю, учусь, вообще стараюсь стать в уровень с современными требованиями, - а они говорят, что песенка моя спета. Да что, брат, я сам начинаю думать, что она точно спета." Павел Петрович не согла­шается с братом: "Ну, я так скоро не сдамся. У нас ещё будет схватка с этим лекарем, я это предчувствую."

Серьёзный спор, усугубивший обоюдную неприязнь между Павлом Петровичем и Базаровым, вскоре состоялся.

Позвольте, Павел Петрович, - промолвил Базаров: - Вы вот уважаете себя и сидите сложа руки; какая ж от этого польза для общественного блага? Вы бы не уважали себя и то же бы делали.

Павел Петрович побледнел.
-... Мне вовсе не приходится объяснять вам теперь, почему я сижу сложа руки... Я хочу только сказать, что аристократизм - принсип, а без принсипов жить в наше время могут одни безнравственные и пустые люди.
- Аристократизм, либерализм, прогресс, принципы, - говорил между тем Базаров, - подумаешь, сколько иностранных... и бесполезных слов! Русскому человеку они даром не нужны.
- Мы действуем в силу того, что мы признаём полезным, - промолвил Базаров, - В теперешнее время полезнее всего отрицание, - мы отрицаем.
- Всё?
- Всё, - с невыразимым спокойствием повторил Базаров.
- Однако, позвольте, - заговорил Николай Петрович. - Вы всё отрицаете, или, выражаясь точнее, вы всё разрушаете... Да ведь надобно же и строить.
- Это уже не наше дело... Сперва нужно место расчистить.
Павел Петрович и Базаров принимаются спорить о том, кто из них больше знает русский народ, а Базаров замечает с гордостью, что его дед был крестьянином, он сам из народа, а Павел Петрович даже разговаривать с мужиками не умеет.

Базаров:
-... Мы догадались, что болтать, всё только болтать о наших язвах не стоит труда, что это ведёт только к пошлости и доктринёрству; мы увидели, что и умники наши, так называемые передовые люди и обличители, никуда не годятся, что мы занимаемся вздором...
- Так, - перебил Павел Петрович, - так: вы во всём этом убедились и решились сами ни за что серьёзно не приниматься?
- И решились ни за что не приниматься, - угрюмо повторил Базаров.
- А только ругаться?
- И ругаться.
- И это называется нигилизмом?
- И это называется нигилизмом, - повторил опять Базаров, на этот раз с особенной дерзостью.
- Действовать, ломать... - продолжал Павел Петрович. - Ну как же это ломать, не зная даже почему?
- Мы ломаем, потому что мы сила, - заметил Аркадий.
- Сила! Да вспомните, наконец, господа сильные, что вас всего четыре человека с половиной, а тех - миллионы, которые не позволят вам попирать ногами свои священнишие верования, которые раздавят вас!
- Коли раздавят, туда и дорога, - промолвил Базаров. - Только бабушка ещё надвое сказала. Нас не так мало, как вы полагаете.

Павел Петрович:
- Так, так. Сперва гордость почти сатанинская, потом глумление. Вот, вот чем увлекается молодёжь, вот чем покоряются неопытные сердца мальчишек! И эта зараза уже далеко распространилась.
Базаров:
- Спор наш зашёл слишком далеко... Кажется, лучше его прекратить.
После этого разговора Николай Петрович был подавлен, а Павел Петрович
глубоко оскорблён и уверен в своей правоте. В тоже время Базаров вспоминает о том, что отец Аркадия получил приглашение приехать в гости от знатного родственника. Базаров предлагает другу съездить в гости, так как старшие Кирсановы от поездки отказались. На следующий день они уезжают в город.

В гости Аркадий Кирсанов поехал к Матвею Ильичу Колязину, старому другу Николая Петровича, хотя Колязин "был тоже из "молодых", т. е. ему недавно минуло сорок лет". Матвей Ильич был чиновником, тщеславным человеком, много читал, но к литературе относился надменно. Остановились молодые люди в трактире, попали на короткую встречу к губернатору, где губернатор пригласил их на бал. Аркадию и Базарову встречается молодой человек по фамилии Ситников, ученик Базарова, и приглашает их в гости к интересной женщине. Друзья принимают приглашение. Они встречаются с эмансипированной женщиной Евдоксией Кукшиной. В разговоре с ней Базаров выясняет, что в городе есть хорошенькая дама по фамилии Одинцова, правда, её считают странной женщиной.

На балу у губернатора молодые люди встречают Одинцову (смотрите портрет Одинцовой). Аркадий мгновенно влюбляется в Анну Сергеевну, Базарову она тоже нравится. Одинцова приглашает молодых людей к себе в гости в усадьбу. Базаров и Аркадий знакомятся в гостях с её младшей сестрой Катей. Катя - "девушка лет восемнадцати, черноволосая и смуглая, с несколько круглым, но приятным лицом, с небольшими тёмными глазами... Когда Катя говорила, она очень мило улыбалась, застенчиво и откровенно, и глядела как-то забавно-сурово, снизу вверх. Всё в ней было ещё молодо-зелено: и голос, и пушок на всём лице, и розовые руки с беловатыми кружками на ладонях, и чуть-чуть сжатые плечи..."

Базаров разговаривает с Одинцовой как с равной, что очень удивляет Аркадия. Аркадий влюблён и чувствует себя рядом с Анной Сергеевной полным мальчишкой.

Усадьба, в которой жила Анна Сергеевна, стояла на пологом открытом холме, в недальнем расстоянии от желтой каменной церкви с зеленою крышей, белыми колоннами и живописью al fresco над главным входом, представлявшею «Воскресение Христово» в «итальянском» вкусе. Особенно замечателен своими округленными контурами был распростертый на первом плане смуглый воин в шишаке. За церковью тянулось в два ряда длинное село с кое-где мелькающими трубами над соломенными крышами. Господский дом был построен в одном стиле с церковью, в том стиле, который известен у нас под именем Александровского; дом этот был также выкрашен желтою краской, и крышу имел зеленую, и белые колонны, и фронтон с гербом. Губернский архитектор воздвигнул оба здания с одобрения покойного Одинцова, не терпевшего никаких пустых и самопроизвольных, как он выражался, нововведений. К дому с обеих сторон прилегали темные деревья старинного сада, аллея стриженых елок вела к подъезду. Приятелей наших встретили в передней два рослых лакея в ливрее; один из них тотчас побежал за дворецким. Дворецкий, толстый человек в черном фраке, немедленно явился и направил гостей по устланной коврами лестнице в особую комнату, где уже стояли две кровати со всеми принадлежностями туалета. В доме видимо царствовал порядок: все было чисто, всюду пахло каким-то приличным запахом, точно в министерских приемных. — Анна Сергеевна просят вас пожаловать к ним через полчаса, — доложил дворецкий. — Не будет ли от вас покамест никаких приказаний? — Никаких приказаний не будет, почтеннейший, — ответил Базаров, — разве рюмку водочки соблаговолите поднести. — Слушаю-с, — промолвил дворецкий не без недоуменья и удалился, скрипя сапогами. — Какой гранжанр! — заметил Базаров, — кажется, это так по-вашему называется? Герцогиня, да и полно. — Хороша герцогиня, — возразил Аркадий, — с первого раза пригласила к себе таких сильных аристократов, каковы мы с тобой. — Особенно я, будущий лекарь, и лекарский сын, и дьячковский внук... Ведь ты знаешь, что я внук дьячка?.. — Как Сперанский, — прибавил Базаров после небольшого молчания и скривив губы. — А все-таки избаловала она себя; ох, как избаловала себя эта барыня! Уж не фраки ли нам надеть? Аркадий только плечом пожал... но и он чувствовал небольшое смущение. Полчаса спустя Базаров с Аркадием сошли в гостиную. Это была просторная, высокая комната, убранная довольно роскошно, но без особенного вкуса. Тяжелая, дорогая мебель стояла в обычном чопорном порядке вдоль стен, обитых коричневыми обоями с золотыми разводами; покойный Одинцов выписал ее из Москвы через своего приятеля и комиссионера, винного торговца. Над средним диваном висел портрет обрюзглого белокурого мужчины — и, казалось, недружелюбно глядел на гостей. «Должно быть, сам , — шепнул Базаров Аркадию и, сморщив нос, прибавил: — Аль удрать?» Но в это мгновенье вошла хозяйка. На ней было легкое барежевое платье; гладко зачесанные за уши волосы придавали девическое выражение ее чистому и свежему лицу. — Благодарствуйте, что сдержали слово, — начала она, — погостите у меня: здесь, право, недурно. Я вас познакомлю с моей сестрою, она хорошо играет на фортепьяно. Вам, мсье Базаров, это все равно; но вы, мсье Кирсанов, кажется, любите музыку; кроме сестры, у меня живет старушка тетка, да сосед один иногда наезжает в карты играть: вот и все наше общество. А теперь сядем. Одинцова произнесла весь этот маленький спич с особенною отчетливостью, словно она наизусть его выучила; потом она обратилась к Аркадию. Оказалось, что мать ее знавала Аркадиеву мать и была даже поверенною ее любви к Николаю Петровичу. Аркадий с жаром заговорил о покойнице; а Базаров между тем принялся рассматривать альбомы. «Какой я смирненький стал», — думал он про себя. Красивая борзая собака с голубым ошейником вбежала в гостиную, стуча ногтями по полу, а вслед за нею вошла девушка лет восемнадцати, черноволосая и смуглая, с несколько круглым, но приятным лицом, с небольшими темными глазами. Она держала в руках корзину, наполненную цветами. — Вот вам и моя Катя, — проговорила Одинцова, указав на нее движением головы. Катя слегка присела, поместилась возле сестры и принялась разбирать цветы. Борзая собака, имя которой было Фифи, подошла, махая хвостом, поочередно к обоим гостям и ткнула каждого из них своим холодным носом в руку. — Это ты все сама нарвала? — спросила Одинцова. — Сама, — отвечала Катя. — А тетушка придет к чаю? — Придет. Когда Катя говорила, она очень мило улыбалась, застенчиво и откровенно, и глядела как-то забавно-сурово, снизу вверх. Все в ней было еще молодо-зелено: и голос, и пушок на всем лице, и розовые руки с беловатыми кружками на ладонях, и чуть-чуть сжатые плечи... Она беспрестанно краснела и быстро переводила дух. Одинцова обратилась к Базарову. — Вы из приличия рассматриваете картинки, Евгений Васильич, — начала она. — Вас это не занимает. Подвиньтесь-ка лучше к нам, и давайте поспоримте о чем-нибудь. Базаров приблизился. — О чем прикажете-с? — промолвил он. — О чем хотите. Предупреждаю вас, что я ужасная спорщица. — Вы? — Я. Вас это как будто удивляет. Почему? — Потому что, сколько я могу судить, у вас нрав спокойный и холодный, а для спора нужно увлечение. — Как это вы успели меня узнать так скоро? Я, во-первых, нетерпелива и настойчива, спросите лучше Катю; а во-вторых, я очень легко увлекаюсь. Базаров поглядел на Анну Сергеевну. — Может быть, вам лучше знать. Итак, вам угодно спорить, — извольте. Я рассматривал виды Саксонской Швейцарии в вашем альбоме, а вы мне заметили, что это меня занять не может. Вы это сказали оттого, что не предполагаете во мне художественного смысла, — да, во мне действительно его нет; но эти виды могли меня заинтересовать с точки зрения геологической, с точки зрения формации гор, например. — Извините; как геолог вы скорее к книге прибегнете, к специальному сочинению, а не к рисунку. — Рисунок наглядно представит мне то, что в книге изложено на целых десяти страницах. Анна Сергеевна помолчала. — И так-таки у вас ни капельки художественного смысла нет? — промолвила она, облокотясь на стол и этим самым движением приблизив свое лицо к Базарову. — Как же вы это без него обходитесь? — А на что он нужен, позвольте спросить? — Да хоть на то, чтоб уметь узнавать и изучать людей. Базаров усмехнулся. — Во-первых, на это существует жизненный опыт; а, во-вторых, доложу вам, изучать отдельные личности не стоит труда. Все люди друг на друга похожи как телом, так и душой; у каждого из нас мозг, селезенка, сердце, легкие одинаково устроены; и так называемые нравственные качества одни и те же у всех: небольшие видоизменения ничего не значат. Достаточно одного человеческого экземпляра, чтобы судить обо всех других. Люди, что деревья в лесу; ни один ботаник не станет заниматься каждою отдельною березой. Катя, которая, не спеша, подбирала цветок к цветку, с недоумением подняла глаза на Базарова — и, встретив его быстрый и небрежный взгляд, вспыхнула вся до ушей. Анна Сергеевна покачала головой. — Деревья в лесу, — повторила она. — Стало быть, по-вашему, нет разницы между глупым и умным человеком, между добрым и злым? — Нет, есть: как между больным и здоровым. Легкие у чахоточного не в том положении, как у нас с вами, хоть устроены одинаково. Мы приблизительно знаем, отчего происходят телесные недуги; а нравственные болезни происходят от дурного воспитания, от всяких пустяков, которыми сызмала набивают людские головы, от безобразного состояния общества, одним словом. Исправьте общество, и болезней не будет. Базаров говорил все это с таким видом, как будто в то же время думал про себя: «Верь мне или не верь, это мне все едино!» Он медленно проводил своими длинными пальцами по бакенбардам, а глаза его бегали по углам. — И вы полагаете, — промолвила Анна Сергеевна, — что, когда общество исправится, уже не будет ни глупых, ни злых людей? — По крайней мере, при правильном устройстве общества совершенно будет равно, глуп ли человек или умен, зол или добр. — Да, понимаю; у всех будет одна и та же селезенка. — Именно так-с, сударыня. Одинцова обратилась к Аркадию. — А ваше какое мнение, Аркадий Николаевич? — Я согласен с Евгением, — отвечал он. Катя поглядела на него исподлобья. — Вы меня удивляете, господа, — промолвила Одинцова, — но мы еще с вами потолкуем. А теперь, я слышу, тетушка идет чай пить; мы должны пощадить ее уши. Тетушка Анны Сергеевны, княжна Х...я, худенькая и маленькая женщина с сжатым в кулачок лицом и неподвижными злыми глазами под седою накладкой, вошла и, едва поклонившись гостям, опустилась в широкое бархатное кресло, на которое никто, кроме ее, не имел права садиться. Катя поставила ей скамейку под ноги; старуха не поблагодарила ее, даже не взглянула на нее, только пошевелила руками под желтою шалью, покрывавшею почти все ее тщедушное тело. Княжна любила желтый цвет: у ней и на чепце были ярко-желтые ленты. — Как вы почивали, тетушка? — спросила Одинцова, возвысив голос. — Опять эта собака здесь, — проворчала в ответ старуха и, заметив, что Фифи сделала два нерешительные шага в ее направлении, воскликнула: — Брысь, брысь! Катя позвала Фифи и отворила ей дверь. Фифи радостно бросилась вон, в надежде, что ее поведут гулять, но, оставшись одна за дверью, начала скрестись и повизгивать. Княжна нахмурилась, Катя хотела было выйти... — Я думаю, чай готов? — промолвила Одинцова. — Господа, пойдемте; тетушка, пожалуйте чай кушать. Княжна молча встала с кресла и первая вышла из гостиной. Все отправились вслед за ней в столовую. Казачок в ливрее с шумом отодвинул от стола обложенное подушками, также заветное, кресло, в которое опустилась княжна; Катя, разливавшая чай, первой ей подала чашку с раскрашенным гербом. Старуха положила себе мед в чашку (она находила, что пить чай с сахаром и грешно и дорого, хотя сама не тратила копейки ни на что) и вдруг спросила хриплым голосом: — А что пишет кнесь Иван? Ей никто не отвечал. Базаров и Аркадий скоро догадались, что на нее не обращали внимания, хотя обходились с нею почтительно. «Для ради важности держат, потому что княжеское отродье», — подумал Базаров... После чаю Анна Сергеевна предложила пойти гулять; но стал накрапывать дождик, и все общество, за исключением княжны, вернулось в гостиную. Приехал сосед, любитель карточной игры, по имени Порфирий Платоныч, толстенький седенький человек с коротенькими, точно выточенными ножками, очень вежливый и смешливый. Анна Сергеевна, которая разговаривала все больше с Базаровым, спросила его — не хочет ли он сразиться с ними по-старомодному в преферанс. Базаров согласился, говоря, что ему надобно заранее приготовиться к предстоящей ему должности уездного лекаря. — Берегитесь, — заметила Анна Сергеевна, — мы с Порфирием Платонычем вас разобьем. А ты, Катя, — прибавила она, — сыграй что-нибудь Аркадию Николаевичу; он любит музыку, мы кстати послушаем. Катя неохотно приблизилась к фортепьяно; и Аркадий, хотя точно любил музыку, неохотно пошел за ней: ему казалось, что Одинцова его отсылает, а у него на сердце, как у всякого молодого человека в его годы, уже накипало какое-то смутное и томительное ощущение, похожее на предчувствие любви. Катя подняла крышку фортепьяно и, не глядя на Аркадия, промолвила вполголоса: — Что же вам сыграть? — Что хотите, — равнодушно ответил Аркадий. — Вы какую музыку больше любите? — повторила Катя, не переменяя положения. — Классическую, — тем же голосом ответил Аркадий. — Моцарта любите? — Моцарта люблю. Катя достала це-мольную сонату-фантазию Моцарта. Она играла очень хорошо, хотя немного строго и сухо. Не отводя глаз от нот и крепко стиснув губы, сидела она неподвижно и прямо, и только к концу сонаты лицо ее разгорелось и маленькая прядь развившихся волос упала на темную бровь. Аркадия в особенности поразила последняя часть сонаты, та часть, в которой, посреди пленительной веселости беспечного напева, внезапно возникают порывы такой горестной, почти трагической скорби... Но мысли, возбужденные в нем звуками Моцарта, относились не к Кате. Глядя на нее, он только подумал: «А ведь недурно играет эта барышня, и сама она недурна». Кончив сонату, Катя, не принимая рук с клавишей, спросила: «Довольно?» Аркадий объявил, что не смеет утруждать ее более, и заговорил с ней о Моцарте; спросил ее — сама ли она выбрала эту сонату, или кто ей ее отрекомендовал? Но Катя отвечала ему односложно: она спряталась , ушла в себя. Когда это с ней случалось, она нескоро выходила наружу; самое ее лицо принимало тогда выражение упрямое, почти тупое. Она была не то что робка, а недоверчива и немного запугана воспитавшею ее сестрой, чего, разумеется, та и не подозревала. Аркадий кончил тем, что, подозвав возвратившуюся Фифи, стал для контенансу, с благосклонною улыбкой, гладить ее по голове. Катя опять взялась за свои цветы. А Базаров между тем ремизился да ремизился. Анна Сергеевна играла мастерски в карты, Порфирий Платоныч тоже мог постоять за себя. Базаров остался в проигрыше хотя незначительном, но все-таки не совсем для него приятном. За ужином Анна Сергеевна снова завела речь о ботанике. — Пойдемте гулять завтра поутру, — сказала она ему, — я хочу узнать от вас латинские названия полевых растений и их свойства. — На что вам латинские названия? — спросил Базаров. — Во всем нужен порядок, — отвечала она. — Что за чудесная женщина Анна Сергеевна, — воскликнул Аркадий, оставшись наедине с своим другом в отведенной им комнате. — Да, — отвечал Базаров, — баба с мозгом. Ну, и видала же она виды. — В каком смысле ты это говоришь, Евгений Васильич? — В хорошем смысле, в хорошем, батюшка вы мой, Аркадий Николаич! Я уверен, что она и своим имением отлично распоряжается. Но чудо — не она, а ее сестра. — Как? эта смугленькая? — Да, эта смугленькая. Это вот свежо, и нетронуто, и пугливо, и молчаливо, и все что хочешь. Вот кем можно заняться. Из этой еще что вздумаешь, то и сделаешь; а та — тертый калач. Аркадий ничего не отвечал Базарову, и каждый из них лег спать с особенными мыслями в голове. И Анна Сергеевна в тот вечер думала о своих гостях. Базаров ей понравился — отсутствием кокетства и самою резкостью суждений. Она видела в нем что-то новое, с чем ей не случалось встретиться, а она была любопытна. Анна Сергеевна была довольно странное существо. Не имея никаких предрассудков, не имея даже никаких сильных верований, она ни перед чем не отступала и никуда не шла. Она многое ясно видела, многое ее занимало, и ничто не удовлетворяло ее вполне; да она едва ли и желала полного удовлетворения. Ее ум был пытлив и равнодушен в одно и то же время: ее сомнения не утихали никогда до забывчивости и никогда не дорастали до тревоги. Не будь она богата и независима, она, быть может, бросилась бы в битву, узнала бы страсть... Но ей жилось легко, хотя она и скучала подчас, и она продолжала провожать день за днем, не спеша и лишь изредка волнуясь. Радужные краски загорались иногда и у ней перед глазами, но она отдыхала, когда они угасали, и не жалела о них. Воображение ее уносилось даже за пределы того, что по законам обыкновенной морали считается дозволенным; но и тогда кровь ее по-прежнему тихо катилась в ее обаятельно стройном и спокойном теле. Бывало, выйдя из благовонной ванны, вся теплая и разнеженная, она замечтается о ничтожности жизни, об ее горе, труде и зле... Душа ее наполнится внезапною смелостию, закипит благородным стремлением; но сквозной ветер подует из полузакрытого окна, и Анна Сергеевна вся сожмется, и жалуется, и почти сердится, и только одно ей нужно в это мгновение: чтобы не дул на нее этот гадкий ветер. Как все женщины, которым не удалось полюбить, она хотела чего-то, сама не зная, чего именно. Собственно, ей ничего не хотелось, хотя ей казалось, что ей хотелось всего. Покойного Одинцова она едва выносила (она вышла за него по расчету, хотя она, вероятно, не согласилась бы сделаться его женой, если б она не считала его за доброго человека) и получила тайное отвращение ко всем мужчинам, которых представляла себе не иначе как неопрятными, тяжелыми и вялыми, бессильно докучливыми существами. Раз она где-то за границей встретила молодого, красивого шведа с рыцарским выражением лица, с честными голубыми глазами под открытым лбом; он произвел на нее сильное впечатление, но это не помешало ей вернуться в Россию. «Странный человек этот лекарь?» — думала она, лежа в своей великолепной постеле, на кружевных подушках, под легким шелковым одеялом... Анна Сергеевна наследовала от отца частицу его наклонности к роскоши. Она очень любила своего грешного, но доброго отца, а он обожал ее, дружелюбно шутил с ней, как с ровней, и доверялся ей вполне, советовался с ней. Мать свою она едва помнила. «Странный этот лекарь!» — повторила она про себя. Она потянулась, улыбнулась, закинула руки за голову, потом пробежала глазами страницы две глупого французского романа, выронила книжку — и заснула, вся чистая и холодная, в чистом и душистом белье. На следующее утро Анна Сергеевна тотчас после завтрака отправилась ботанизировать с Базаровым и возвратилась перед самым обедом; Аркадий никуда не отлучался и провел около часа с Катей. Ему не было скучно с нею, она сама вызвалась повторить ему вчерашнюю сонату; но когда Одинцова возвратилась наконец, когда он увидал ее — сердце в нем мгновенно сжалось... Она шла по саду несколько усталою походкой; щеки ее алели и глаза светились ярче обыкновенного под соломенною круглою шляпой. Она вертела в пальцах тонкий стебелек полевого цветка, легкая мантилья спустилась ей на локти, и широкие серые ленты шляпы прильнули к ее груди. Базаров шел сзади ее, самоуверенно и небрежно, как всегда, но выражение его лица, хотя веселое и даже ласковое, не понравилось Аркадию. Пробормотав сквозь зубы: «Здравствуй!» — Базаров отправился к себе в комнату, а Одинцова рассеянно пожала Аркадию руку и тоже прошла мимо его. «Здравствуй, — подумал Аркадий... — Разве мы не виделись сегодня?» Чьи это портреты?

1. «…девушка лет восемнадцати, черноволосая и смуглая, с несколько круглым, но приятным лицом, с небольшими темными глазами».

2. «…очень богатый человек лет сорока шести, чудак, ипохондрик, пухлый, тяжелый и кислый, впрочем, не глупый и не злой».

3. «…злая и чванная старуха, которая, поселившись у племянницы в доме, забрала себе все лучшие комнаты, ворчала и брюзжала с утра до вечера и даже по саду гуляла не иначе как в сопровождении единственного своего крепостного человека, угрюмого лакея в изношенной гороховой ливрее с голубым позументом и в треуголке».

4.« Это была молодая женщина лет двадцати трех, вся беленькая и мягкая, с темными волосами и глазами, с красными, детски пухлявыми губками и нежными ручками. На ней было опрятное ситцевое платье; голубая новая косынка легко лежала на ее плечах».

5.« На вид ему было лет сорок пять: его коротко остриженные седые волосы отливали темным блеском, как новое серебро; лицо его, желчное, но без морщин, необыкновенно правильное и чистое, словно выведенное тонким и легким резцом, являло следы красоты замечательной; особенно хороши были светлые, черные, продолговатые глаза».

6.« Барин лет сорока с небольшим…еще при жизни родителей и к немалому их огорчению, влюбился в дочку чиновника Преполовенского, бывшего хозяина его квартиры, женился на ней и покинул министерство уделов, куда по протекции отец его записал».

7.« Она была удивительно сложена; ее коса золотого цвета и тяжелая, как золото, падала ниже колен, но красавицей ее никто бы не назвал; во всем ее лице только и было хорошего, что глаза, и даже не самые глаза – они были невелики и серы, но взгляд их, быстрый, глубокий, беспечный до удали и задумчивый до уныния, - загадочный взгляд. Что-то необычайное светилось в нем даже тогда, когда язык ее лепетал самые пустые речи».

8.«Человек высокого роста в длинном балахоне с кистями. Его темно-белокурые волосы, длинные и густые, не скрывали крупных выпуклостей просторного черепа».

9.« В присутствии Одинцовой он чувствовал себя школьником, студентиком, точно разница между ними была гораздо значительнее».

10.«…ей пошел двадцать девятый год…Нос у ней был немного толст, как почти у всех русских, и цвет кожи не был совершенно чист. Она непринужденно разговаривала с своим танцором, как и с сановником, тихо поводила головой и глазами, и раза два тихо засмеялась».

11. « Она была довольно странное существо. Не имея никаких предрассудков, не имея даже никаких сильных верований, она ни перед чем не отступала и никуда не шла. Она многое ясно видела, многое ее занимало, и ничто не удовлетворяло ее вполне; да она едва ли и желала полного удовлетворения. Ее ум был пытлив и равнодушен в одно и то же время: ее сомнения не утихали никогда до забывчивости и никогда не дорастали до тревоги. Не будь она богата и независима, она, быть может, бросилась бы в битву, узнала бы страсть…».

12.« В молодости она была очень миловидна, играла на клавикордах и изъяснялась немного по-французски; но в течение многолетних странствий с своим мужем… расплылась и позабыла музыку и французский язык. Сына своего она любила и боялась несказанно…».

13. « На кожаном диване полулежала дама, еще молодая, белокурая, несколько растрепанная, в шелковом, не совсем опрятном платье, с крупными браслетами на коротеньких руках и кружевною косынкой на голове».

14.«…он вообще всю жизнь свою устроил английский вкус, редко видался с соседями и выезжал только на выборы, где он большею частию помалчивал, лишь изредка дразня и пугая помещиков старого покроя либеральными выходками и не сближаясь с представителями нового поколения…И те и другие считали его гордецом…уважали его за отличные, аристократические манеры…за его безукоризненную честность…».

15.« Кровь его загоралась, как только он вспоминал о ней, он легко сладил бы со своей кровью, но что-то другое в него вселилось, чего он никак не допускал, над чем всегда трунил, что возмущало всю его гордость. В разговорах с ней он еще больше прежнего высказывал свое равнодушное презрение ко всему романтическому; а оставшись наедине, он с негодованием сознавал романтика в самом себе».

ОТВЕТЫ.

1. 1. Катя 2. Одинцов, покойный муж А.С. Одинцовой. 3. Княжна Авдотья Степановна Х…я 4. Фенечка 5. Кирсанов Павел Петрович 6. Кирсанов Николай Петрович 7. Княгиня Р. 8. Базаров Евгений Васильевич 9. Аркадий 10. Анна Сергеевна Одинцова 11. Анна Сергеевна Одинцова 12. Арина Власьевна Базарова 13. Кукшина Авдотья Никитишна 14. Кирсанов Павел Петрович 15. Базаров Евгений Васильевич

К уроку №10 (главы I-XI)

  1. В образе Базарова два аспекта: воинствующий демократ и нигилист. Анализируя II, III, IV, V главы романа, докажите его демократизм (одежда, речь, внешность, поведение, отношение с дворовыми, круг чтения и пр.).
  2. Почему невзлюбил Базарова Прокофьич? Аргументируйте свое мнение.
  3. Как ведет себя Базаров во время пребывания в Марьине? Сравните его занятия с занятиями Аркадия (гл. X).
  4. Как говорит Базаров о своем происхождении (гл. X)? Что мы узнаем о его жизненном пути, о его родителях? Как это помогает пониманию его образа?
  5. Зачем Базаров «старательно» противопоставляет себя Павлу Петровичу, ведет себя вызывающе?
  6. Нигилизм - nihil (лат.) - ничто - умственное течение, отрицающее общепринятые ценности, идеалы, моральные нормы, культуру. С одной стороны, Тургенев не является сторонником нигилизма, поэтому его отношение к Базарову сложно и неоднозначно. С другой стороны, Базаров как-то не очень «укладывается» в рамки нигилизма, что усиливает его сложность и противоречивость. Охарактеризуйте взгляды Базарова-нигилиста (гл. V, X). Что он отрицает? Чем руководствуется в своем отрицании? Конкретны ли его взгляды?
  7. Базаров занимается естественными науками. Как это связано с проблематикой романа?
  8. Определите сильные и слабые стороны нигилизма.
  9. Как показаны отношения Базарова с народом? Проследите, как они меняются на протяжении романа.
  10. Что вкладывает Тургенев в слово «нигилист»?
  11. Проанализируйте II и IV главы и определите, какую роль играет мотив рук в раскрытии темы «отцов» и «детей».
  12. Докажите, что этот конфликт достигает своей вершины в Х главе. Проследите, как развивается спор героев. В чем они правы и в чем не правы?
  13. Нашли ли герои истину? Хотели ли они ее найти или просто выясняли отношения? Старались ли они понять друг друга?
  14. Проследите по тексту II, III, VI, VII, IX, X глав, как меняется отношение Аркадия к нигилизму. Найдите авторское отношение к нигилизму Базарова (гл. XI). О чем говорят слова Писарева: «Аркадий… хочет быть сыном своего века и напяливает на себя идеи Базарова, которые решительно не могут с ним срастись. Он - сам по себе, а идеи - сами по себе, болтаются как сюртук взрослого человека, надетый на десятилетнего ребенка»?
  15. Охарактеризуйте взаимоотношения в семье Кирсановых. Какова композиционная роль образов Кирсановых для понимания личности Базарова?

К уроку №11 (главы XII-XIX)

  • Какие новые действующие лица появляются в романе? Зачем они?
  • Как называется имение Одинцовой?
  • Назовите дату первого приезда гостей к Одинцовой
  • Как зовут собаку Одинцовой?
  • Определите героя по описанию:
  1. Тревожное и тупое выражение сказывалось в маленьких, впрочем, приятных чертах его прилизанного лица; небольшие, словно вдавленные глаза глядели пристально и беспокойно, и смеялся он беспокойно: каким-то коротким, деревянным смехом.
  2. Она говорила и двигалась очень развязно и в то же время неловко: она, очевидно, сама себя считала за добродушное и простое существо, и между тем что бы она ни делала, вам постоянно казалось, что она именно это-то и не хотела сделать; все у ней выходило, как дети говорят - нарочно, то есть не просто, не естественно.
  3. Он ласкал всех - одних с оттенком гадливости, других с оттенком уважения; рассыпался "en vrai chevalier francais" перед дамами и беспрестанно смеялся крупным, звучным и одинаким смехом, как оно и следует сановнику. Он потрепал по спине Аркадия и громко назвал его "племянничком", удостоил Базарова, облеченного в староватый фрак, рассеянного, но снисходительного взгляда вскользь, через щеку, и неясного, но приветливого мычанья, в котором только и можно было разобрать, что "я..." да "ссьма"; подал палец Ситникову и улыбнулся ему, но уже отвернув голову; даже самой Кукшиной, явившейся на бал безо всякой кринолины и в грязных перчатках, но с райскою птицею в волосах, даже Кукшиной он сказал: "Enchante"
  4. Аркадий оглянулся и увидал женщину высокого роста в черном платье, остановившуюся в дверях залы. Она поразила его достоинством своей осанки. Обнаженные ее руки красиво лежали вдоль стройного стана; красиво падали с блестящих волос на покатые плечи легкие ветки фуксий; спокойно и умно, именно спокойно, а не задумчиво, глядели светлые глаза из-под немного нависшего белого лба, и губы улыбались едва заметною улыбкою. Какою-то ласковой и мягкой силой веяло от ее лица.
  5. Красивая борзая собака с голубым ошейником вбежала в гостиную, стуча ногтями по полу, а вслед за нею вошла девушка лет восемнадцати, черноволосая и смуглая, с несколько круглым, но приятным лицом, с небольшими темными глазами. Она держала в руках корзину, наполненную цветами.
  • Кто это сказал и о ком?
  1. Это что за фигура? - проговорил он. - На остальных баб не похожа.
  2. Оттого, братец, что, по моим замечаниям, свободно мыслят между женщинами только уроды.
  3. Да, - отвечал Базаров, - баба с мозгом. Ну, и видала же она виды.
  4. Ты, брат, глуп еще, я вижу. ................. нам необходимы. Мне, пойми ты это, мне нужны подобные олухи. Не богам же в самом деле горшки обжигать!..
  • Что вы можете сказать о взглядах Базарова на любовь до знакомства с Одинцовой?
  • Какие изменения происходят с Базаровым?
  • Охарактеризуйте Одинцову
  • Любит ли Одинцова Базарова? Почему она не может полюбить никого?
  • Как складываются отношения Аркадия и Кати?
  • Почему Базаров не хочет признаться себе самому в том, что влюблен?
  • В чем, по мнению Базарова, причина общественных проблем? Как их исправить?
  • Что такое человек, по мнению Базарова?

К уроку 12 (главы XX-XXVIII)

  • Почему Тургенев приводит героя к смерти? Как в этом отражаются взгляды писателя?
  • Как в столкновении с окружающими героями растет одиночество Базарова? Почему не может быть понимания с «отцами»? Почему «уходит» Аркадий? Почему невозможна любовь с Одинцовой?
  • Как складывается отношение Базарова с народом, той силой, которую чувствует герой, ради кого он готов жертвовать собой? Сравните отношения дворовых в Марьине и отношения мужиков в имении Базарова. Охарактеризуйте эпизод «Разговор с мужиками», отметив «подыгрывание» мужиков барину. Что мы впервые замечаем в характере Базарова после разговора с мужиками?
  • Наблюдая за поведением Базарова, проследите, как проявляется в нем ощущение одиночества.
  • Какова причина смерти героя и ее символический смысл? Как ведет себя Базаров? Почему он скрывает от родителей свое состояние? Как относится к смерти и как борется с болезнью?
  • Почему герой отказывается от исповеди, зная, что все равно умрет? Почему при этом, оставшись верным своим убеждениям, просит позвать Одинцову? Почему перед смертью Базаров говорит так красиво, как никогда не говорил, т. е. изменяет своим принципам?
  • В чем символический смысл смерти Базарова? Что символизирует описание кладбища с могилой Базарова?
  • Почему Тургенев на последней странице романа называет природу «равнодушной», а жизнь «бесконечной»?

Обобщающие вопросы:

  • Есть ли в романе победившие? Отцы или дети?
  • Что такое базаровщина?
  • Существует ли она в наше время?
  • От чего предостерегает Тургенев личность и общество?
  • Нужны ли Базаровы России?

К уроку 13. Стихотворения в прозе

  • Что такое стихотворение в прозе? К какому роду литературы - лирике или эпосу - относится этот литературный жанр?
  • Каковы причины обращения писателя к этому жанру?
  • Какие темы поднимаются в цикле тургеневских стихотворений в прозе?
  • Проанализируйте стихотворения в прозе "Воробей", "Мы ещё повоюем!", "Русский язык" по следующему плану:
  1. тематическая группа стихотворения
  2. основная мысль стихотворения
  3. особенности композиции
  4. основные образы
  5. изобразительно-выразительные приёмы и средства

Стихотворение "Воробей"

  • Что символизирует образ собаки?
  • Что заставило воробья встать на защиту своего детёныша?
  • Что, по мнению автора, может быть сильнее смерти?
  • Что даёт человеку осознание силы настоящей любви?

Стихотворение "Мы ещё повоюем!"

  • Что символизируют образы воробья и ястреба?
  • Как изменилось настроение автора после встречи со стайкой воробьёв?
  • Что даёт человеку ощущение жажды жизни?

Стихотворение "Русский язык"

  • Можно ли считать этот текст стихотворением в прозе?
  • Определите пафос данного стихотворения.
  • Какими эпитетами характеризует Тургенев русский язык?
  • Какие чувства испытывает Тургенев по отношению к своему народу, его истории, культуре, языку?
  • Как вы понимаете последнее предложение? Можно ли его считать риторическим восклицанием?
  • Почему почти в конце своей жизни Тургенев решил посвятить одно из стихотворений в прозе своему родному языку?


Рассказать друзьям