«Снегурочка» Пьеса А.Н. Островского Муниципальное общеобразовательное учреждение Степановская средняя общеобразовательная школа Работу выполнила ученица

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Россия в середине 19 века по культурному уровню не уступала европейским странам. Общественность очень интересовала и собственная национальная культура. К теме русских народных сказок, не свойственной для него, обратился и А.Н.Островский. Опираясь на разработки историка, литературоведа и собирателя фольклора того времени А.Н.Афанасьева, драматург создал сказочную пьесу.

В 19 столетии практически были уже разделены труппы императорских театров. Одна часть имела музыкальный и танцевальный репертуар и была прикреплена к Большому театру. Другая труппа была определена как драматическая, размещалась она в Малом театре. Когда его закрыли на ремонт, драматическая труппа переехала в Большой. И администрация императорских театров затеяла постановку такого спектакля, который бы объединил и драматических артистов, и оперных певцов, и танцовщиков балета.

В то время А.Н.Островский – самый крупный драматург и именно ему предложили создать такую пьесу. Тогда классика очень увлекала фольклористика, и он остановился на русской народной сказке про Снегурочку. Музыкальную часть пьесы А.Н.Островский возложил на молодого композитора П.И.Чайковского.

Работа над пьесой очень увлекла драматурга и композитора. Частично подготовив литературный текст, Островский передавал его Чайковскому. Вместе они обдумывали разные нюансы – ритм, размер, вокальные и хоровые партии. Советуясь друг с другом, находили верное решение.

Сначала пьеса была задумана как более «приземленная» - с Иваном-царевичем, Авоськой-дурачком и т.д. Глубже обдумывая сюжет, писатель ввел Весну, верховного бога солнца Ярилу, берендеев. Фантастические действия в сказочной стране, построенные на иносказаниях, были совершенно новым словом в творчестве А.Н.Островского. В отрыве от других произведений драматурга стоит эта пьеса. Сам писатель признавался Н.А.Некрасову, своему другу и издателю, что это новая для него дорога. Островский, для которого характерны в творчестве реализм, бытописание, сатира, создал стихотворную пьесу, в которой отсутствует рифма, но есть четкий ритм. Писатель интересовался у историков, археологов старинным бытом, настоящими древними обрядами. Большое количество изученного исторического и фольклорного материала, перечитанное «Слово по полку Игореве» помогло писателю в работе.

Литературную работу над пьесой он закончил в свое пятидесятилетие – 31 марта 1873 года. Менее месяца потребовалось Чайковскому, чтобы завершить работу над музыкальным сопровождением пьесы. По словам композитора, он буквально не вставал с места. Создание музыкальных вариаций по народным песенным мотивам его всецело захватывало. Волшебная пьеса Островского ему очень нравилась, и музыка писалась легко. Прекрасным образом писатель и композитор поняли друг друга. Звучные стихи Островского чудесно дополнены искренней музыкой Чайковского.

Задумка дирекции императорских театров поставить общую для разных трупп пьесу на сцене Большого была осуществлена в том же 1973 году. 11 мая зрителям впервые была представлена музыкальная сказка для взрослых. И с тех пор пережила немало постановок эта история о мифических временах, о гармонии с природой, о предательстве и ненависти, о надежде и любви.

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение Павел в повести Прощание с Матерой Распутина образ и характеристика

    Одним из основных персонажей произведения является Павел Миронович Пинигин, представленный писателем в образе одного из детей главной герои, жительницы деревни, расположенной на заброшенной острове Матера.

  • Образ и характеристика Ольги Лариной в романе Евгений Онегин Пушкина сочинение

    Одним из ключевых второстепенных персонажей произведения является младшая сестра главной героини Татьяны Ольга Ларина.

  • Сочинение Образ дороги в поэме Гоголя Мертвые души

    Движение играет большую роль в поэме Николая Васильевича Гоголя «Мертвые души». Произведение начинается в дороге, и оканчивается в дороге. В начале Павел Чичиков едет в город, чтобы провести

  • Путь нашего народа был очень длинным. Фольклор накапливался в истории нашего народа. Именно он отличается от всех видов творчества своим разнообразием, и богатым наследием

  • Легенда и действительность в рассказе Старуха Изергиль Горького

    Произведения Максима горького всегда отличались особенным стилем написания. Автор с лёгкостью соединяет сказку и реальность. Рассказы старухи Изергиль прямое тому доказательство. Но значение этих сказочных рассказов

«Если тринадцать за столом, то, значит, есть тут влюбленные», - замечено в чеховских «Трех сестрах». Тринадцать действующих лиц спектакля свидетельствуют о том же. На сцене театра им М.Н. Ермоловой сыграли историю любви, в которой без жертв не обошлось, – «Снегурочку». Сказку? Ложь! Музыкальный спектакль. Если первое неоспоримо, то второе пока – на вырост.

Дед Мороз, по Островскому отец Снегурочки, из спектакля выведен. Весна-красна предстает перед зрителями в телогрейке и валенках – в наши северные края Весна в ином прикиде не дошла бы. Большой дворницкой лопатой она собирает со сцены следы пребывания мужа – сугробы. Впрочем, история сказочная, а потому сугробы оживают и оборачиваются уснувшими под снегом берендеями: под снегом теплее. «Весенней сказкой» зрителей Ермоловского тоже хотят согреть, но воспринимается она с прохладцей.

Алексей Кузмин-Тарасов в этом спектакле един в трех лицах – автор идеи, воплощения и музыки. Музыки в спектакле довольно и публика довольна ею вполне. «Снегурочка» определена как «Сцены из Захолустья в 12 песнях», так что оперное творение Н. А. Римского-Корсакова осталось нетронутым. Зато текст А.Н. Островского, написанный 140 лет назад, свободно уместился в ритмах фолка, регги и рок-н-ролла, исполняемых музыкантами группы Гарика Сукачева «Неприкасаемые». Ведь и у автора пьесы песни были предусмотрены, а потому подобная музыкальная трактовка не кажется чуждой первоисточнику. Музыка в спектакле живая и зажигательная, и певцы нареканий не вызывают, - все в такт: и звуки, и голоса, и покачивания зрительских ног. И все же «Снегурочка» далека от мюзикла, ведь двенадцать песен разбавлены «сценами».

Снегурочка – персонаж зимний, праздничный, но А.Н. Островский написал весеннюю сказку, а стало быть дочери Мороза, пошедшей душой в отца, праздновать недолго. Вероника Иващенко, исполняющая эту роль предстает то угловатым взлохмаченным (из леса) «синим чулком» (в синем же платье), то эффектной холодной блондинкой, на которой то и дело вянут полевые венки – резкий перепад температур. Ну и без мотивов детского утренника и бело-синей шубки с инвентаризационным номером здесь не обошлось. Снегурочка желает любви, не имея о ней никакого понятия. Для нее, в спектакле, заносчивой и высокомерной особы, любовь – нечто вроде дресс-кода, без которого ее не допустят на вечеринку по случаю Ярилина дня. Потому слова: «Мам, дай любви!», - она произносит с бесстрастной будничной интонацией вроде: «Мам, дай денег!». Снегурочка принарядит и стан и сердце, но наряд этот сродни тому, что подарила Медея Креусе пропитанному ядом (в данном случае - любви) платью. Финал известен, - «тает, тает, исчезает». От Снегурочки останется мокрое место и сухие глаза зрителей.

Перипетии «Снегурочки» по причинам, родом из детства, удивить не могут, потому ждешь повода для удивления от актеров. И получаешь его. Артисты спектакля, недавние выпускники театральных ВУЗов, жара и энергию молодости, как ни странно, в спектакль не привнесли. Напротив, играют по погоде – «солнце светит, но не греет». Не то, чтобы их можно было назвать «Отморозками» (спектакль Кирилла Серебренникова), но реакция и динамика их оставляют желать лучшего. Исполнители замедленны, расслаблены, разнежены, а ведь их персонажам недостает солнца, с неба здесь не «льется золотая лень», и лютые морозы, казалось бы, должны были расшевелить берендеев. Сбитень не варят, и не понятно чем согреваются. Душевным пламенем? Но до зрителей его искры не долетают. Слова в «Снегурочке» не «звучат», зато звучат песни.

Поет и Лель (Артем Ефимов), первый парень на деревне (а деревня, судя по декорации Леонида Шулякова, – в один дом) с гитарой на перевес (из которой, правда, не извлекает ни звука), вместе с Весной (прекрасная работа Елизаветы Пащенко) и Снегурочкой. Между матерью и дочерью намечена едва заметная конкуренция за сердце пастушка. Хороши и «ребята с нашего двора» вроде Курилки (Антон Колесников), эдакого уличного задиры с цепями на джинсах, вертящего на пальце ключи от … неработающего мотоцикла, или здоровяка Брусилы (Николай Зозулин). Примечательны и девушки-подруженьки разобиженной Купавы (Анна Кузьмина) – Радушка (Маргарита Толстоганова) и Малуша (Валентина Оленева), забавно-странна Прекрасная Елена (Кристина Пивнева). Из общего пестрого полотна спектакля выделяются лишь восточный юноша Мизгирь (Рустам Ахмадеев) и его непредусмотренный в пьесе телохранитель, названный простым «славянским» именем Эмиль (Егор Харламов). Если слобожанам Берендеевки вполне пошел бы легкий говорок, то Мизгирю совсем не к лицу явный акцент. Впрочем, Мизгирь в Берендеевом Посаде чужак, а потому его восточный флер как дополнение, противопоставляющее его посадским парням. Другая отличная черта актера – нарочитая серьезность в трактовке предлагаемых обстоятельств: актер подает своего героя надрывом, резким жестом, трагической гримасой, что делает его нелепым на фоне расслабленных, спокойных «коллег». И это не столько проблема спектакля, сколько актера, утяжеляющего легкую постановку. «Горит восток», - замечает Снегурочка и, судя по пылкости Мизгиря, кажется, что он ответит ей; «Джульетта - это солнце».

«Снегурочку», положенную на музыку, слушать приятно, а видеть – престранно. Никакого фольклора, в крайнем случае – фолк. На художнике по костюмам сэкономили - его нет в программке, не найти его следов и на сцене. Актеры одеты в будничную, лишенную единого стиля одежду, кто в чем –в летнем сарафане, в свитерке, в платьишке. Музыканты в шапках (правда они их снимают), актеры с термосами и пластиковыми стаканчиками, посторонние (не из Островского) реплики… В сочетании со студенческими приметами спектакля создается полная иллюзия открытой репетиции, на которую допустили публику. Люди на сцене, что люди с улицы, по крайней мере по внешним характеристикам, и этот «демократизм» «Снегурочке» не на пользу. Отсутствие единого стиля может оправдать разве что, упомянутое в программке с заглавной буквы Захолустье. Есть такой «приют спокойствия, трудов и вдохновенья» на карте Псковской области, но вряд ли костюмы писаны с тамошних местных жителей.

При всей легковесности замысла и значительном монтаже текста, есть в спектакле любопытные, но неразвитые (режиссером) моменты. Так, диалог Царя (Сергей Бадичкин) и «ближнего боярина» Бермяты (Юрий Казаков) оказывается весьма созвучным времени (не сценическому, местному). Царь сетует на то, что у народа «исчезло служенье красоте», в общем на падение нравов, на что советник предлагает универсальное во все времена для властей предержащих средство: «Издай указ!». «А пользы-то дождемся?», уточняет Царь, «Никакой», - слышит в ответ, - «Очистка нам».

Положение дел в царстве Берендея сродни диагнозу Карамзина – «Воруют», правда, царство сие «маловато, разгуляться негде», а потому Бермята уточняет: «Понемножку». «И ловите?», - без особого интереса спрашивает его Величество; – «Зачем же их ловить,/ Труды терять? /Пускай себе воруют,/Когда-нибудь да попадутся…». Но, судя по нехитрому убранству царских палат, – все уже разворовано. Да и сам царь, разменявший скипетр и державу (а может быть с заглавной буквы?) на массивные часы и топор, который он всаживает в помост на сцене, - не слишком походит на царя. Хотя так уж повелось, цари они или с, или под топором. По-иному – только в сказках, где «каша из топора». Для «Снегурочки» и каша –смешение жанров, и топор – монтаж текста и смыслов - символичны.
«Народ великодушный во всем велик», - поет Царь в финале спектакля задорную песнь. Грустно подпевают царю берендеи. Как и положено народу при Царе – хором. За несколько сцен до финала «великодушный народ» радовался смертному приговору, вынесенному Мизгирю, крича: «А когда? Во сколько?». Озимые с яровыми – в поле, а надобно и душу напитать – зрелищами. Но казнь отменят, правда, смерти Мизгирю не миновать. Народная жертвенность проявляется здесь в ежеминутной готовности принесения жертвы. Вернее в жертву тех, кто живет не «по-берендейски», тех, кто не привык кланяться «почаще, да пониже».

Музыкальные номера идут в спектакле «на ура», но стоит голосившим сбиться на речитатив пластинку будто заедает. Стиль спектакля – эдакий джем сейшн (не музыкальный, а артистический), – который разыгрывают без особых подготовок, мыслей и затраты сил. Кажется, что артисты на сцене приятно проводят время, зрители, в общем, тоже всем довольны. И тем, кто на сцене, и тем, кто в зале в течение около двух часов удается довольно сносно провести досуг. «Снегурочка» - это не вечер в театре, а театрализованный вечер. Говорить о трактовках образов, сверхзадачах и актуальности тут не приходится, но и пропащим такой вечер не назовешь. «Снегурочка» в сочетании с демократичным и гостеприимным буфетом театра – идеальный вариант для встреч, коротания вечеров и мгновений, когда возникает острое желание оказаться на людях. Мило, интеллигентно, не дорого. Не сердцу, но и не кошельку. Но и такой род театра, который «не низок, не высок», не просто может, но должен существовать. «Заботы прочь гоните: для заботы своя пора», - поют в спектакле и они правы.

«Снегурочку», по мысли режиссера, играют в «безвременьи», но связано это, пожалуй, с временным ее присутствием в репертуаре театра. Появление ее, впрочем, вполне оправдано – театр не боится открывать двери молодым режиссерам, а это дорогого стоит. Речь, конечно, не об убытках. «Снегурочка» - проект универсальный, семейный, необременительный и весенний. «Весна идет», «ум с сердцем не в ладу», но у «Снегурочки» есть все шансы не растаять, а настроиться на нужный лад.

"Комсомольская правда", "Театрон"

Спектакль «Снегурочка» в Новом Пространстве Театра Наций

«Снегурочка» в театре Наций

Дети - самые непредвзятые зрители, которые не смотрят ни на имя режиссера, ни на известность актеров… Поэтому увлечь и заинтересовать их особенно сложно. Олег Долин и вовсе поставил перед собой непростую задачу - он решил показать всем известную пьесу Островского «Снегурочка» совсем с другой стороны, в первую очередь как добрую и поучительную сказку.

О спектакле «Снегурочка»

«Снегурочка» - спектакль, открывающий новый и оригинальный проект для детей. Он, в отличие от многих других постановок, предполагает серьезный разговор, в ходе которого предстоит ответить на непростые вопросы. Кроме того, Олег Долин стремится приблизить сказку к современности, показав, что она вполне может быть актуальной.

Премьера спектакля «Снегурочка» в театре Наций - одно из самых ярких событий осени 2018 года.

Другие мероприятия режиссера

Олег Долин, несмотря на то, что известен больше как кино и театральный актер, уже не первый раз радует маленьких зрителей своими постановками. На сцене РАМТ уже идет его спектакль «Морозко». И вот теперь он удивил ребят современной и необычной «Снегурочкой».

Как купить билеты на спектакль

Как ни странно, но хороших и действительно ярких спектаклей для детей на театральной сцене ставится куда меньше, чем для взрослых. Именно поэтому купить билеты на «Снегурочку» непросто. Мы готовы помочь вам порадовать своего ребенка. Почему из всех компаний нужно обратиться именно к нам? Потому что, в отличие от конкурентов, мы:

  • понимаем, насколько важна для вас грамотная организация семейного досуга - по каждому обращению работает персональный менеджер, который ответит на все интересующие вопросы и поможет подобрать лучшие места;
  • ценим ваше время - купленные билеты курьер доставит по Москве и Санкт-Петербургу совершенно бесплатно;
  • заботимся о вашем комфорте - заказ можно оформить не только онлайн, но и по телефону. Кроме того, предусмотрена возможность оплатить его любым удобным способом: наличными, банковской картой, денежным переводом;
  • любим тех, кто нам доверяет, поэтому предусмотрели скидки для постоянных клиентов.

Спектакль «Снегурочка» наверняка привлечет не только юных зрителей Москвы, но и их родителей - хотя бы потому, что каждый хочет привить своему ребенку любовь к сказкам. А уж если эта сказка не оторвана от современной действительности - то увидеть ее хочется вдвойне сильнее!

Пьеса для театра А.Н. Островского «Снегурочка»

В 1873 году А. Н. Островский, под влиянием идей А. Н. Афанасьева, пишет пьесу, столь известную и любимую русским народом, - «Снегурочка». В ней Снегурочка предстаёт как дочь Деда-Мороза и Весны-Красны, которая погибает во время летнего ритуала почитания бога Солнца Ярилы. Внешне она предстает в произведении как прекрасная бледная светловолосая девушка, одета она в бело-голубую одежду с меховой опушкой (шубка, меховая шапка, рукавички). Весь этот облик представляет зиму с ее белоснежностью снегов и холодом морозов. Весенняя же сторона характера героини представлена ее необыкновенной эмоциональностью и стремлением познать человеческие чувства, хоть и губительные для нее. Что удивительно, первоначально пьеса не имела успеха у публики, она казалась грубой и неумело написанной. Но это было только поначалу...
Действие происходит в стране берендеев в доисторическое время. Пролог на Красной горке, вблизи Берендеева посада, столицы царя Берендея. Первое действие в заречной слободе Берендеевке. Второе действие во дворце царя Берендея. Третье действие в заповедном лесу. Четвертое действие в Ярилиной долине.


Создание «Снегурочки» В 1873 году Малый театр был закрыт на капитальный ремонт, и его труппа переехала в здание Большого театра. Комиссия управления императорскими московскими театрами решила поставить спектакль-феерию, в которой участвовали бы все три труппы: драматическая, оперная и балетная. С предложением написать такую пьесу в очень короткий срок обратились к А. Н. Островскому, который охотно на это согласился, решив использовать сюжет из народной сказки «Девочка-Снегурочка». В 1873 году Малый театр был закрыт на капитальный ремонт, и его труппа переехала в здание Большого театра. Комиссия управления императорскими московскими театрами решила поставить спектакль-феерию, в которой участвовали бы все три труппы: драматическая, оперная и балетная. С предложением написать такую пьесу в очень короткий срок обратились к А. Н. Островскому, который охотно на это согласился, решив использовать сюжет из народной сказки «Девочка-Снегурочка».


Музыка к пьесе по просьбе Островского была заказана молодому П. И. Чайковскому. И драматург, и композитор работали над пьесой с огромным увлечением, очень быстро, в тесном творческом контакте Музыка к пьесе по просьбе Островского была заказана молодому П. И. Чайковскому. И драматург, и композитор работали над пьесой с огромным увлечением, очень быстро, в тесном творческом контакте


Щелыково Деревня в Костромской области, в 120 км от Костромы и в 15 км от реки Волги и города Кинешмы. Годы, прожитые Островским в Щелыкове, наложили свой отпечаток на его творческую деятельность. Деревня в Костромской области, в 120 км от Костромы и в 15 км от реки Волги и города Кинешмы. Годы, прожитые Островским в Щелыкове, наложили свой отпечаток на его творческую деятельность.


Бескрайние просторы, мощь, изумительная прелесть волжской природы дали драматургу возможность со всей полнотой осознать силу, размах, величие и красоту русского характера и пропеть ему восторженный гимн Бескрайние просторы, мощь, изумительная прелесть волжской природы дали драматургу возможность со всей полнотой осознать силу, размах, величие и красоту русского характера и пропеть ему восторженный гимн






Сюжет сказки Сюжет сказки Действие происходит в стране берендеев... - Берендеи - полулегендарное племя, упоминания о котором в русских летописях относятся к XI-XII вв. Существуют разные гипотезы о том, кем были берендеи, но достоверно известно одно - это племена не славянского, а тюркского происхождения, степные кочевники, которые пришли на Русь и которых как наемников использовали киевские князья. Островского, очевидно, в названии этого племени привлекла историческая неопределенность и поэтичность звучания самого слова. Действие происходит в стране берендеев... - Берендеи - полулегендарное племя, упоминания о котором в русских летописях относятся к XI-XII вв. Существуют разные гипотезы о том, кем были берендеи, но достоверно известно одно - это племена не славянского, а тюркского происхождения, степные кочевники, которые пришли на Русь и которых как наемников использовали киевские князья. Островского, очевидно, в названии этого племени привлекла историческая неопределенность и поэтичность звучания самого слова.




Своенравная языческая богиня Весна пятнадцать лет назад ради шутки полюбила грозного бога зимы Мороза и своим предательством вызвала гнев у бога солнца Ярилы Своенравная языческая богиня Весна пятнадцать лет назад ради шутки полюбила грозного бога зимы Мороза и своим предательством вызвала гнев у бога солнца Ярилы


У Весны и Мороза родилась дочка Снегурочка. Снегурочку влечет к людям, к их страстям и чувствам. Ее невинная душа стремится познать тайну человеческой любви, ей хочется получить этот божественный подарок даже ценой собственной смерти. У Весны и Мороза родилась дочка Снегурочка. Снегурочку влечет к людям, к их страстям и чувствам. Ее невинная душа стремится познать тайну человеческой любви, ей хочется получить этот божественный подарок даже ценой собственной смерти.


Добровольная жертва Снегурочки во имя любви восстанавливает гармонию в природе и в царстве берендеев, солнце возвращается к людям, а грустная сказка о Снегурочке передается из поколения в поколение Добровольная жертва Снегурочки во имя любви восстанавливает гармонию в природе и в царстве берендеев, солнце возвращается к людям, а грустная сказка о Снегурочке передается из поколения в поколение


В 1952 году на телеэкраны СССР выходит мультипликационный фильм по мотивам одноимённой пьесы А. Н. Островского на музыку Н. А. Римского-Корсакова в обработке Л. А. Шварца. В 1952 году на телеэкраны СССР выходит мультипликационный фильм по мотивам одноимённой пьесы А. Н. Островского на музыку Н. А. Римского-Корсакова в обработке Л. А. Шварца.




Афиши ведущих театров России пестрят заголовками, а на сценах известные актеры играют персонажей пьесы А.Н. Островского «Снегурочка» Афиши ведущих театров России пестрят заголовками, а на сценах известные актеры играют персонажей пьесы А.Н. Островского «Снегурочка»




В «Снегурочке» создан максимально обобщенный образ «мира Островского», воспроизводящий в фольклорно-символической форме глубоко лирическое авторское представление о сути национальной жизни, преодолевающей, но не отменяющей трагизм индивидуально- личностного бытия. В «Снегурочке» создан максимально обобщенный образ «мира Островского», воспроизводящий в фольклорно-символической форме глубоко лирическое авторское представление о сути национальной жизни, преодолевающей, но не отменяющей трагизм индивидуально- личностного бытия.







Рассказать друзьям