Сообщение на тему виды пейзажа. «Что такое пейзаж

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Светлана Васильева
«Что такое пейзаж»

Цель : Познакомить детей с пейзажем , как жанром изобразительного искусства. Развивать творческую фантазию, эстетические чувства. Формировать художественное мышление, инициативность, самостоятельность. Вызвать эмоциональный отклик на картины, воспитывать чувство прекрасно-го. Обогащать словарь детей : пейзаж , пейзажист .

Материал : Дидактические игры «Собери картину» , «Составь пейзаж » , репродукция картины Шишкина И. И. «Корабельная роща» , магнитные доски, магнитофон, запись звуков природы.

Входит Художник.

Х. - Здравствуйте, ребята!

Д. - Здравствуйте!

Х. – Я Художник. А вы знаете, кто такой художник ?

Ответы детей.

Х. –Художник - человек, который рисует или пишет картины. А вот как вас зо-вут, я сейчас узнаю. Я вам протяну ладошки, вы будете до них дотрагиваться и называть свои имена.

А вы хотите стать художниками?

Х. - Тогда я вас приглашаю в школу юных художников. У каждой школы есть своя эмблема. У нашей школы то же. Я приготовил для каждого из вас такую эмблему и предлагаю вам выбрать и надеть ее.

Дети берут бэйджики и надевают.

Х. – Ребята, чтобы получить звание «Юный художник» необходимо выполнить несколько заданий и ответить на вопросы. Вот мое первое для вас задание. Сложите, пожалуйста, из частей картинки (детям раздаются конверты) . Здесь будут собирать дети, у которых эмблема изображена на синем фоне, а здесь у кого на красном.

Дети подходят к магнитным доскам и выполняют задание.

Х. - Какие красивые у вас получились картинки. Посмотрите на них повнимательней. Что изображено у ребят с красными эмблемами? (ответы детей) Что изображено у ребят с синими эмблемами? (ответы детей) Как мы можем это назвать одним словом? (ответы детей) А еще это можно назвать пейзажем .

В переводе с французского языка пейзаж обозначает местность. Чаще всего – это изображение природы. Если художник изобразил город или городскую улицу, пейзаж называется городским. Лесные просторы – это … лесной пейзаж , горы - … горный, море - … морской. Ребята, художника, которые пишет пейзажи , называют – пейзажистом . Так что же такое пейзаж ? А как называют художника, который изображает пейзаж ? Ребята, пейзаж является одним из видов изобразительного искусства.

Молодцы, вы сделали первый шаг к званию юного художника.

Х. - Чтобы стать юными художниками вам надо уметь составлять пейзажи . Вот мое следующее задание, я вам предлагаю самим попробовать составить пейзаж .

Игра «Составь пейзаж » (дети на листе формата А3, на котором изображен фон, выкладывают деревья, создавая пейзаж )

Дети выполняют задание за столами.

Х. – Какие интересные пейзажи у вас получились . Скажите, пожалуйста, почему вы решили составить зимний пейзаж ? Почему вы решили составить летний пейзаж ?

Я вас поздравляю, вы сделали второй шаг к званию юного художника.

Звучит музыка

Х. –А сейчас мы отправляемся в лес. Но это не простой лес, а волшебный. Я предлагаю вам стать маленькими семенами. Семена попали в землю (дети приседают) . Их полил дождик, согрело солнышко и они стали прорастать (дети потихоньку встают, руки поднимают вверх) . Деревья становятся все выше и выше, маленькие ростки превращаются в крепкие молодые деревья. Их ласкает ветерок, и они тихонько начинают покачиваться. А на ветвях сидят птицы и поют. Давайте мы их послушаем.

Дети присаживаются на ковер, звучит запись пения птиц.

Х. – Русская земля всегда была богата лесами. Люди ходили в лес по грибы, по ягоды, на охоту. Из бревен срубленных деревьев строили дома, дровами отапливали свои жилища, делали деревянную мебель. Из древесины вырезали ложки. С лип драли лыко, плели лапти. Лес кормил и обогревал людей.

И вот дождался русский лес своего художника.

В маленьком городке Елабуга в семье купца родился мальчик. Назвали его Ваней. Он должен был помогать отцу вести торговые дела. Но Ваня делал это так неохотно и неумело, что скоро его оставили в покое. Отец был очень рад, когда сын проявил интерес к искусству, и отправил его в Москву учиться. Когда Ваня вырос и выучился, то стал настоящим художником. Он по-настоящему, глубоко любил природу. Когда приходил в лес, находил самое красивое место, усаживался на пне, устанавливал мольберт и начинал писать. На его картинах деревья, травы и кусты, как живые. За это его прозвали - «Царем леса» . Это был великий художник Иван Иванович Шишкин (показ портрета)

Звучит музыка

Давайте и мы с вами подойдем поближе к и полюбуемся одним из произведений великого художника. Это репродукция с картины Шишкина «Корабельная роща» - самой крупной по размерам в его творчестве. (дети самостоятельно рассматривают репродукцию)

Что изображено на картине

Как вы думаете прохладный или теплый день изобразил художник?

Хотели бы вы оказаться в этом лесу?

Рассмотрите внимательно картину и скажите : где в лесу можно погреться на солнце, где - спрятаться в тени? Хотите ли вы побегать по воде босиком, приложить ладошку к камням : какие они - холодные или теплые?

Хотелось бы вам очутиться на верхушке одной из сосен? Почему?

Почему роща названа «корабельной» ?

В том случае, если дети будут затрудняться с ответом, педагог им поясняет :

Очевидно, это связано с тем, что сосны высокие и прямые, как мачты, а их шевелящиеся от ветра ветви похожи на паруса. А может, пройдет немного времени. И многие из этих гигантов превратятся в могучие корабли и увидят необъятные просторы земли.

Х. - Скажите, пожалуйста, с каким видом изобразительного искусства вы познакомились? Как называются такие художники? Какие пейзажи бывают ?

Х. - За то, что вы выполнили все мои задания, правильно отвечали на все вопросы, я вам вручаю свидетельства, о том, что вам присвоено звание «Юный художник» (выдача свидетельств, аплодисменты) . А впереди вас ждут новые встречи с художниками и их картинами.

Х. – До свидания, ребята!

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ПЕЙЗАЖА КАК ЖАНРА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

Муртазина Лилия Раифовна

студент 5курса, кафедра дизайна и изобразительного искусства
ВятГГУ,
РФ, г. Киров

Савинов Андрей Михайлович

научный руководитель, канд. пед. наук, доцент
ВятГГУ,
РФ, г. Киров

Пейзаж - это жанр изобразительного искусства, в котором основой изображения является первозданная, либо в той или иной степени преображённая человеком природа . Однако следует отметить, что изображение природы часто используется художниками и в других жанрах живописи, служа определенным фоном, который помогает глубже раскрыть идею, смысл, характер живописного образа. Изображение природы часто является так же фоновой частью в графических и скульптурных произведениях других жанров. В пейзаже преобладают реальная и воображаемая местность, архитектура, города. Живописец проявляет своё отношение к природе, изображая то или иное явление, форму природного окружения человека, применив данные нововведения, пейзаж приобретает эмоциональное и идейное содержание.

Для подробного анализа истории пейзажа, как жанра современного искусства, мы рассмотрим хронологию от древних времен до современности.

Как жанр изобразительного искусства пейзаж имеет многовековую историю. Некоторые элементы пейзажа были обнаружены в эпоху неолита: рисунки деревьев, рек, озер, камней. Изображение природы встречается в египетских фресках, относящихся ко второму тысячелетию до нашей эры.

В рельефах и росписях стран Древнего Востока и Древнего Египта так же содержатся элементы пейзажа. В искусстве Крита XVI-XV века до нашей эры достигалось впечатление эмоционально убедительного единства флоры, фауны и природных стихий. Пейзаж древнегреческого искусства обычно неотделим от изображения человека. Эллинистический и древнеримский пейзаж обладал большой самостоятельностью и включал в себя элементы перспективы (иллюзионистические росписи, мозаики) .

В западноевропейском искусстве XII-XV века преобладают тенденции к чувственно убедительной трактовки мира. Поэтому пейзажная живопись осмысляется как принципиально важная составляющая произведения искусства. Символический фон сменяется пейзажным пространством, и превращается в широкую панораму мира.

Для художников эпохи Возрождения характерно изучение пейзажа с натуры, на основе этого они разрабатывали принципы перспективного построения пейзажного пространства. Начиная с эпохи Возрождения, в изобразительном искусстве появляются предпосылки для возникновения самостоятельного пейзажного жанра. Данное проявление можно наблюдать в графике и в небольших живописных композициях, где природа главенствует над сценами переднего плана.

Немецкие мастера особенно охотно обращались к дикой природе, придавая ей катастрофически-бурный облик. Итальянские же художники, напротив, стремились подчеркнуть гармоничное созвучие человеческого и природного начал (Джорджоне, Тициан), а в городских пейзажах воплощали представление об идеальной архитектурной среде (Рафаэль).

В конце XVIII - первой половине XIX века в пейзаже преобладают тенденции романтизма. В этот период происходит сближение человеческой души с жизнью природы. Возвращаясь к естественной природной среде, художники видели средство для исправления моральных и социальных несовершенств человека. Мастера проявляли особую чуткость к индивидуальной неповторимости отдельных состояний природы.

Данные черты характерны для творчества англичанина Дж. Констебла, в котором можно увидеть эволюцию пейзажа к реальным образам и сохранение легкости и воздушности этюда.

Мастера европейских школ работали над реалистичным пейзажем. Для их творчества характерна обобщённость и интерес к проблемам пленэра. В середине XIX века французские барбизонцы, английские преимпрессионисты и К. Коро стали писать непосредственно «на натуре», стараясь передать в живописи состояние природы в определенный момент дня и времени года.

Лидирующее значение обретает пейзаж у мастеров импрессионизма (К. Моне, К. Писсарро, А. Сислей и др.). Работа на пленэре для них являлась одним из главных условий создания пейзажного образа. Важнейшей составляющей пейзажа для художников-импрессионистов стала прерывистая, богатая различными оттенками световоздушная среда, создающая зрительную неразделимость природы и человека.

При создании пейзажных серий, объединённых одним мотивом, мастера стремились запечатлеть разнообразные изменения состояний окружающей среды. В работах мастеров импрессионизма отразилась динамичность современного человека, благодаря чему городской пейзаж обрел равные права с изображениями природы. Изображая город на своих полотнах, мастера стремились отразить в нем суету жизни.

На рубеже XIX и XX веков в пейзаже складывается множество направлений, развивающих принципы импрессионизма в пейзаже и одновременно вступающих в противоречия отношения с ними. П. Сезанн показывал в своих произведениях величественную мощь и чёткую конструктивность естественных ландшафтов .

Творчество Ж. Сёра и его пейзажные мотивы подчинены строго выверенным, плоскостно-декоративным построениям, он отказался от смещения красок и использовал точечные мазки чистого цвета, накладывая их практически друг на друга. Несоответствие полученной цветовой гаммы естественным краскам природы, а достигаемой их игрой особый декоративный эффект являлось главным его экспериментом.

Голландский живописец Ван Гог придавал отдельным элементам пейзажа почти человеческую одушевленность, стремился к трагично-психологической ассоциативности пейзажных мотивов. Он работает все по первому впечатлению, в творческом порыве, и кажется, что картина вырывается из под его кисти, как крик восторга перед природой или жалости к человеку.

Произведения французского живописца П. Гогена близки к пейзажу символизма и отличаются звучностью цветовых плоскостей. Так же в них радикально переосмысляется образ пейзажа-идиллии. При академической школе живописи пейзаж отходил на «второй план», а начиная с эпохи импрессионизма, это направление представлено в творчестве многих художников.

Некоторые традиции импрессионистов, но уже в достаточно сильно измененном виде, задействовали в своей живописи художники-постимпрессионисты.

Немаловажный вклад в развитии пейзажа, как жанра изобразительного искусства привнесли русские художники, а именно И. Шишкин, А. Саврасов, Ф. Васильев. В своих пейзажах они искусно доносили зрителю черты сельской природы - леса и степи, рек и озер. За основу мастера русского искусства брали традиции среднеевропейского пейзажа, в частности Голландии XVII века, с его приглушенными красками, облачным небом, далекими равнинами и крестьянскими домиками. Так же в Россию голландские традиции проникали и через немецких мастеров. Поэтому И. Крамской сравнивал Ф. Васильева с А. Ахенбахом, хотя и признавал, что русский мастер превзошел немецкого.

В творчестве И.К. Айвазовского и М.Н. Воробьёва романтические традиции в русской пейзажной живописи играют ведущую роль. Русские мастера обращались к родной природе, мотивы которой отличаются особой грациозностью и большим размахом.

Реалистические традиции второй половины XIX века тесно связаны со стилями импрессионизм и модерн. В произведения В.А. Серова, П.И. Петровичева, Л.В. Туржанского изображаются скромные, непримечательные виды, отличающиеся этюдной непосредственностью композиции и колорита. Эмоционально-взволнованные мотивы и повышенная звучностью цвета характерна для творчества К.А. Коровина и И.Э. Грабаря. Национально-романтические черты присущи произведениям А.А. Рылова и пейзажно-жанровым композициям .

Значимой вехой в развитии пейзажного жанра является советский период. В работах советских мастеров преобладают образы, раскрывающие жизнеутверждающую красоту мира и тесную связь её с преобразовательной деятельностью людей. В этой области известны художники, такие как В.Н. Бакшеев, И.Э. Грабарь, Н.П. Крымов, А.В. Куприн, А.П. Остроумова-Лебедева, и другие, а так же чья деятельность была связана с советским временем (С.В. Герасимов, А.М. Грицай, Н.М. Ромадин, В.В. Мешков).

В 20-х годах в связи с индустриализацией зарождается советский индустриальный пейзаж и складывается тип мемориального пейзажа (например, полотна В.К. Бялыницкого-Бирули с видами Горок Ленинских и Ясной Поляны).

Но уже к 30-50-х годах появляется монументальный пейзаж-картина, который основан на переосмыслении этюдного материала и подчинен росту городов. Художники пишут картины, в которых показывают взаимодействие индустриальных и природных форм, динамический рост в пространственном восприятии мира, связанные с набирающим оборотом темпом современной жизни (А.А. Дейнека, П.П. Оссовский).

В республиканских школах советского пейзажа ведущую роль играет творчество И.И. Бокшая, А.А. Шовкуненко на Украине, Д. Какабадзе в Грузии, Сарьяна в Армении, У. Тансыкбаева в Узбекистане. В 60-80-х годах сохраняет значение принцип пейзажа-картины, но большую роль играет выразительность фактуры и колорита, а так же активные композиционные ритмы .

Пейзаж в течение долгого времени развивался как вид изобразительного искусства. На протяжении эпох менялись не только способы и приемы построения изображения элементов пейзажа, но накапливался художественный опыт, совершенство, красота и уважение к труду. В процессе становления развивался более сложный и постоянно обогащающийся взгляд на мир. Искусство выражало свое, современное отношение к действительности, происходила переоценка ценностей. Его развитие происходило через раскрытие вновь понятых качеств вещей мера понимания реальной действительности. К настоящему времени у пейзажа как вида изобразительного искусства сформировались свои характерные черты и особенности.

Список литературы:

  1. Аксёнова М. Искусство: энциклопедия. М.: Астрель, 2010. - 590 с.
  2. Музей. Термины и понятия. Пейзаж [Электронный ресурс]. - Режим доступа: - URL: http://www.art-drawing.ru/terms-and-concepts/2545-landscape (дата обращения: 11.06.2015).
  3. Федоров-Давыдов А.А., Русский пейзаж XVIII - начала XIX в.: книга. М., 1953. - 348 с.

Курсовая работа

По дисциплине

«Методика ИЗО»

Методика работы над живописным

изображением пейзажа.

Студентки III курса, группы 35ж.

Специальность 070901

Специализация - Станковая живопись

Выдриной Елены Андреевны

Оценка: _______ / ________________

Руководитель_____/_______________
(подпись) (Ф.И.О.)
«______»__________ 20___ г.

Бендеры, 2015г.


Введение.

1. Пейзаж как жанр изобразительного искусства.

2. Методика работы над пейзажем.

2.1 Работа над пейзажем в различных материалах (гуашь, акварель).

Заключение.

Список литературы.

Приложение.

План – конспект урока.


Введение.

Природа бесконечно разнообразна и прекрасна. Солнечный свет и окружающая среда создают неисчерпаемую гармонию красок. Все в природе естественно, целесообразно, красиво. Воздействие природы на человека, глубокие переживания и мысли, которые она вызывает, способствовало появлению в изобразительном искусстве жанра - пейзаж.
Я считаю, что живописный пейзаж – один из необходимых этапов обучения. Живописная практика помогает прочувствовать цветовые особенности определенного состояние природы, ее пластические характеристики и передать это в колористическом единстве этюда пейзажа. Рисование с натуры учит сознательно работать на уроках, воспитывает у учеников организованность и внимание, развивает пространственное мышление и воображение, позволяет им глубже понять красоту и закономерности строения окружающей природы. Так же пейзаж ученики изображают в большинстве случаев при выполнении тематических рисунков.
Для того чтобы добиться положительных результатов работы, необходимо так руководить изобразительной деятельностью школьника, чтобы он на каждом этапе видел свои успехи. Это может быть достигнуто расчленением сложной изобразительной задачи на ряд простых и вполне доступных ребёнку маленьких задач.



Таким образом, изображение природы на уроках изобразительного искусства в школе способствует развитию личностных качеств школьника, эстетическому и нравственному развитию, любви к окружающему миру.
Цель курсовой работы: изучить особенности преподавания темы «Пейзаж».

Объект исследования: образовательный процесс на уроках ИЗО.

Предмет исследования: методы и приемы обучения школьников изображения пейзажа.
Под методом обучения понимается способ работы педагога с учениками, при помощи которого достигается лучшее усвоение учебного материала и повышается успеваемость. Выбор методов обучения зависит от учебных целей, а также от возраста учащихся. В педагогической литературе встречается также термин «прием». Прием обучения – это отдельные моменты, из которых складывается метод обучения. Из совокупности приемов и методов обучения, объединенных общим направлением, складывается система обучения.
Конечной целью моей работы будет разработка конспекта урока по теме «Осенний пейзаж родной земли».


Пейзаж как жанр изобразительного искусства.

Пейзаж – жанр изобразительно искусства, предметом которого является изображение природы, вида местности, ландшафта. Пейзаж – традиционный жанр станковой живописи и графики. В зависимости от характера пейзажного мотива можно выделить сельский, городской (в том числе городской архитектурный – ведута), индустриальный пейзаж. Особую область составляет изображение морской стихии – марина.
Пейзаж может носить исторический, географический, фантастический, лирический, эпический характер. Например, пейзажи И. Левитана часто именуются «пейзажем настроения». На его картинах воплощаются изменчивые настроения, состояние тревоги, скорби, предчувствия, умиротворенности, радости и т.д. Поэтому художник передает объемную форму предметов обобщенно, без тщательной проработки деталей, трепетными живописными пятнами. Так написаны им в 1895 году картины «Март» и «Золотая осень», знаменующие высшую точку в развитии русского мирового пейзажа.
Благодаря И. Шишкину, сумевшему создать на своих полотнах обобщенный эпический образ русской природы, русский пейзаж поднялся до уровня глубоко содержательного и демократического искусства («Рожь», «Корабельная роща»). Бескрайние просторы полей, колышущееся под свежим ветром море колосьев, лесные дали на картинах И. Шишкина порождают мысли о величие и мощи русской природы.
Часто пейзаж служит фоном в живописных, графических, скульптурных (рельефы, медали) произведениях других жанров. Художник не только стремиться точно воспроизвести выбранный пейзажный мотив, но и передает свое отношение к природе, одухотворяет ее, создает художественный образ, обладающий эмоциональной выразительностью и идейной содержательностью.
Человек начал изображать природу в далекие времена. Элементы пейзажа можно обнаружить еще в эпоху неолита в рельефах и росписях стран Древнего Востока и Древней Греции, преимущественно в сценах войн, охоты и рыбной ловли, содержатся отдельные элементы пейзажа, особенно умножившиеся и конкретизированные в древнеегипетском искусстве эпохи Нового царства. Широкое распространение пейзажные мотивы получили в искусстве Крита XVI-XV вв. до н.э. (см. Эгейское искусство), где впервые достигалось впечатление эмоционально убедительного единства фауны, флоры и природных стихий. Пейзажные элементы древнегреческого искусства обычно неотделимы от изображения человека; несколько большей самостоятельностью обладал эллинистический и древнеримский пейзаж, включавший элементы перспективы (иллюзионистические росписи, мозаики, так называемые живописные рельефы). Для этой эпохи характерен образ природы, воспринимаемой как сфера идиллического существования человека и богов. В средневековом искусстве Европы элементы пейзажа (особенно виды городов и отдельных зданий) нередко служили средством условных пространств, построений (например, «горки» или «палаты» в русских иконах), в большинстве случаев превращаясь в лаконичные указания на место действия. В ряде композиций ландшафтные детали складывались в умозрительно - теологические схемы, отражавшие средневековые представления о Вселенной.
В средневековом искусстве стран мусульманского Востока элементы пейзажа были представлены первоначально весьма скупо, если не считать редких образцов, основанных на эллинистических традициях. С XIII-XIV вв. они занимают всё более значительное место в книжной миниатюре, где в XV-XVI вв. в произведениях тебризской школы и гератской школы пейзажные фоны, отличающиеся сияющей чистотой красок, навевают представление о природе как замкнутом волшебном саде. Большой эмоциональной силы достигают ландшафтные детали в средневековом искусстве Индии (особенно в миниатюрах начиная с могольской школы), Индокитая и Индонезии (например, образы тропического леса в рельефах на мифологические и эпические темы). Исключительно важное положение занимает пейзаж как самостоятельный жанр в живописи средневекового Китая, где вечно обновляющаяся природа считалась наиболее наглядным воплощением мирового закона (дао); эта концепция находит прямое выражение в пейзаже типа «шань-шуй» («гуры-вуды»). Японский пейзаж, сформировавшийся к XII-XIII вв. и испытавший сильное влияние китайского искусства, отличается обостренной графичностью, тяготением к выделению отдельных, наиболее выигрышных в декоративном отношении мотивов, наконец, более активной ролью.
Как самостоятельный жанр пейзаж окончательно сформировался в XVII веке. Его создали голландские живописцы. Еще в XVI веке художники обратились к натуре (П. Брейгель в Нидерландах). Особый расцвет пейзажной живописи наблюдался в XVII – XVIII веках (Рубенс во Фландрии, Рембрандт и Рейсдал в Голландии, Пуссен, К. Лоррен во Франции). Были созданы системы валеров, световоздушная перспектива. В XIX веке творческие открытия мастеров пейзажа, завоевание пленэрной живописи (К. Коро во Франции, А.А. Иванов, А. Саврасов, Ф. Васильев, И. Шишкин, И. Левитан, В. Серов в России) продолжили импрессионисты (Э. Мане, К. Моне, О. Ренуар во Франции, К. Коровин, И. Грабарь в России) открывшие новые возможности в передаче изменчивости световоздушной среды, неуловимых состояний природы, богатства красочных оттенков.
Жанр пейзажа не только выражает бесконечное многообразие и красоту природы в разное время года, в различных климатических условиях, при солнечном и лунном освещении, но и передает чувства и настроения. В основе любого из художников писавших пейзажи – реальная природа, но при этом образы возникают самые разные, потому что главное – это индивидуальность художника. Он рисует не натуру, а передает свое внутренние состояние в живописи, поэтому у каждого художника свои любимые цветовые сочетания, приемы, индивидуальное отношение к цвету.

Главная тема которого - живая или созданная человеком окружающая среда, стал самостоятельным позже других - сюжетного, натюрморта или анималистики.

Виды пейзажа стали развиваться с новой силой, когда художники получили возможность работать на пленэре.

Определение

Французскому слову "paysage" ("pays" - "страна", "местность") близки по значению немецкое "Landschaft" и английское "landscape". Все они обозначают пространственную среду, окружающую человека на открытом воздухе. Эта среда может состоять из элементов естественного происхождения (рельеф, растительность, водоемы, воздушная атмосфера), созданных или преобразованных человеком (дороги, здания, сельхозугодия, и т. д.).

Слово "пейзаж" имеет несколько значений: это просто то, на чем останавливается глаз человека вне помещения, описание природы в литературном произведении, изображение окружающей среды средствами визуального искусства. Почти в каждом произведении искусства присутствуют различные виды пейзажей. Фото, кино, видео, компьютерная графика и, конечно, живопись участвуют в отображении окружающего мира.

Многообразие тем

У каждого истинного художника существует свой взгляд на окружающую среду. Чтобы помочь разобраться в этом многообразии приняты различать некоторые виды пейзажа. Для дошкольников, учащихся средней школы, студентов и любителей живописи любого возраста существует градации пейзажных картин в зависимости от тематики изображения природы и его характера.

Существуют природный, сельский и городской виды пейзажа в живописи. У каждого из них есть разновидности и особенности. По характеру выделяются пейзаж исторический и героический, эпический, романтический и пейзаж настроения.

Природный пейзаж

Еще в средние века изображение природы было схематическим и плоскостным. Оно носило вспомогательный характер дополнения к религиозным, мифологическим или историческим композициям. Но начиная с эпохи Возрождения стали появляться картины, на которых для выражения чувств и эмоций не использовались сюжеты или фигуры людей, главными героями в них были земля, леса, небо, море в разных состояниях.

Одним из родоначальников жанра «чистого пейзажа» считается немецкий гравер, рисовальщик и живописец Альбрехт Альтдорфер (1480-1538). Впервые на мифологических полотнах фигуры героев часто были мало различимы на фоне грандиозного изображения естественной среды.

Марина - картина о море

В природном пейзаже особое место занимают изображения водной среды, всегда привлекавшей внимание художников. Виды пейзажа, связанные с мореплаванием, и маринистика (марина - картина морской тематики) родились в странах, где кораблестроение было привычным делом - в Голландии, Англии и т. д.

Сначала море было составной частью изображения кораблей и водных баталий, но затем выразительность и мощная красота стихии, её неуловимая изменчивость стали сами по себе увлекать живописцев. Настоящей вершиной мирового значения является творчество русского художника-мариниста И. К. Айвазовского (1817-1900).

Изображение небесных пространств, планет и звезд также относят к природному пейзажу. Виды пейзажа, называемого космическим или астральным, всегда были жанром фантастического или футуристического искусства, с началом регулярных космических полетов такие картины носят более реалистичный характер.

Сельский пейзаж

Со времени идиллических картин из жизни пастухов и пастушек эпохи рококо сельский пейзаж всегда занимал важное место в живописном искусстве.

Близость к природе, гармония жизни на земле, крестьянский труд были темой для многих выдающихся мастеров разных эпох, такх, как Питер Брейгель (1525-1569), Никола Пуссен(1594-1665), (1796-1875), Франсуа Милле (1814-1875).

Русской живописи деревенская тема была присуща со времен А. Г. Венецианова (1780-1847). Примеры высочайших вершин в сельском пейзаже есть у гениальных русских художников: И. И. Левитана (1860-1900), А. К. Саврасова (1830-1897), В. Д. Поленова (1844-1927), А. А. Пластова (1893-1972). Особая поэзия сельской жизни в окружении русской природы вдохновляет и современных художников.

Городской пейзаж

В XVII веке в Европе стал очень популярен жанр в живописи под названием "ведута" ("veduta" (итал.) - "вид"). Это были картины, виды пейзажа, суть которых - топографически точное и детальное изображение городских зданий, улиц и целых кварталов. Для их написания использовалась камера обскура - приспособление для получения на плоскости точного оптического изображения. Лучшие образцы этого жанра представляют собой фотографически точный архитектурный городской пейзаж. Виды Венеции и Лондона XVIII века представлены на картинах А. Каналетто (1697-1768), поразительно мастерство Я. Вермеера (1632-1675) в картине «Вид Дельфта».

Архитектурный пейзаж показывает ценность зданий как произведений зодчества, их взаимосвязь между собой и со всей средой обитания. Особый вид такого пейзажа - фантазийные композиции, рожденные воображением художника. Одно время были очень популярны «руины» - виды пейзажа из античных развалин, порождающие мысли о бренности бытия.

Можно выделить и футурологический, фантастический пейзаж - виды городов будущего, образ которых с ходом времени меняется в зависимости от прогресса, достижений науки и техники.

Другой разновидностью городского пейзажа является индустриальный пейзаж, изображающий максимально преобразованную человеком природу. Главная тема таких полотен - эстетическое впечатление от зданий, плотин, мостов, башен, дорог, транспортных сетей, заводов и фабрик и т. д. Среди первых значительных произведений индустриального пейзажа можно упомянуть картину Клода Моне (1840-1926) «Вокзал Сен-Лазар».

Выделяют в отдельную категорию и парковый пейзаж. Похожий по тематике на сельский или чисто природный, по географической привязке он относится к городскому.

Стили пейзажной живописи

Художественное произведение - это всегда творческое осмысление мира, и пейзаж у настоящего художника - не просто похожее на реальность изображение, а образ окружающей природной или городской среды, впечатление от неё, выраженное Такое осмысление очень часто определяет стиль, характерный как отдельной личности, так и целым сообществам, связанным одним местом и одним временем.

Историческая принадлежность мастера к определенному стилю в пейзажной живописи заметна особенно. «Пейзаж с радугой» П. П. Рубенса (1577-1640) - шедевр и одноименная картина Константина Сомова (1869-1939) похожи сюжетно. Они полны одинаковым восхищением от окружающего мира, но какими разными средствами передаются эти чувства!

Творчество импрессионистов оказало особое влияние на этот жанр. Все виды пейзажа - природный, городской, сельский - с появлением возможности работать на пленэре претерпели кардинальные изменения. Пытаясь выразить сиюминутные изменения и мельчайшие нюансы света, используя новую свободную живописную технику, импрессионисты открыли в пейзажном жанре новые горизонты. После шедевров (1840-1926), Камиля Писсарро (1830-1903), Альфреда Сислея (1839-1999) и многих других импрессионистов стало невозможно смотреть на мир прежними глазами, не замечая его красоты, не видя богатства его оттенков.

Вечный источник вдохновения

Природа всегда было главным источником новых чувств и впечатлений для настоящего художника. Наши далекие предки пытались нарисовать восход солнца на стене пещеры куском засохшей глины, виды пейзажа для дошкольников сегодня - это фотографии Марса, переданные с его поверхности космическим самоходным аппаратом. Общим остается чувство удивления от бесконечности мира, от радости жизни.

Пейзаж – жанр живописи, центральной темой которого является природа, ландшафт. Жанр создан в Китае в 4 веке н.э. В западном искусстве, пейзаж популяризируется в 16 веке. До начала 16 века изображение природы не было главной тематикой, в служило фоном для образов людей, демонстрации исторических событий. Полотно имело религиозное, аллегорическое, мифологическое послание, а природа – простой фон.

Примеры представлены работами Леонардо да Винчи, Боттичелли, Беллини. Исследователи считают, что первый «чистый» пейзаж принадлежит кисти Альбрехта Альтдорфера, созданный в первой половине 16 века.

История жанра

В 16 веке работали Альбрехт Дюрер, Питер Брейгель Старший. Весенние, горные и городские ландшафты были фоном для мифологических сюжетов.

В 17 веке сформировалась голландская и фламандская школы живописи – пейзаж занял особое место в работах художников. Свой вклад в развитие жанра сделали Пуссен, Лоррен, Рубенс. Пасторальные пейзажи характеризуются особой передачей света и цвета, перспективой, реалистичностью. Были популярны деревенские, городские, морские тематики.

Историческая живопись

В конце 17 века художники использовали на изображениях людей, но не в качестве центральных фигур, а для акцентирования внимания на масштабности изображения на полотне.

В 18 веке пейзаж развивается во Франции, в Англии и других странах Западной Европы. Изображают божественную гармонию природы и спокойную уверенность в нынешних условиях процветания. Жанр не занимает центральное место в иерархии, но пользуется популярностью у коллекционеров.

После катастрофических событий Французской революции и наполеоновских войн, пейзаж стал одним из самых популярных видов изобразительного искусства. В России стал популярен в середине 19 века в виде природного, деревенского типов. Представители жанра занимались творчеством в других направлениях изобразительного искусства, а пейзажи были одним из сфер творческого интереса художников, которые работали маслом, акварелью.

Наиболее популярен пейзаж был в заказных работах – морские и горные, городские и деревенские пейзажи красиво смотрелись в классических интерьерах в имениях высокопоставленных персон.

Пастораль в живописи

Художники 20 века популяризировали пейзаж в стилях кубизм, фовизм, экспрессионизм, гиперреализм. Современные работы полны жизни, красок, индивидуализма в передаче цвета и перспективы.

Особенности и виды пейзажной живописи

В переводе название жанра значит «местность», «страна» — это среда, которая окружает человека на открытом воздухе. Среда может иметь природное или искусственное, антропогенное происхождение. К природным объектам относят водоемы – озера, моря, реки, различные виды рельефа, растительность, небо.

К искусственным – дома и хозяйственные постройки, дороги, здания общественного назначения, сады, фонари – все, что создано человеком. Природа изображалась художниками с древних времен, но выделение пейзажа в отдельный жанр дало возможность проявить индивидуальность в передаче окружающего мира.

Используя разные критерии, можно выделить несколько классификаций пейзажной живописи. По уровню участия человека в создании ландшафта, выделяют:

  • Деревенский;
  • Природный;
  • Городской.

Особенности древнегреческой вазописи

По характеру работы выделяют:

  • Эпический;
  • Героический;
  • Романтический;
  • Пейзаж-настроение.

Природа

Природные пейзажи начали писать еще во времена Средних веков, но, опираясь на каноны готического изобразительного искусства, картины были лишены перспективы, изображение было плоским, схематическим, негармоничным, нереалистичным. Вместе с развитием стилей живописи, изменялась манера исполнения природного пейзажа. К природному направлению относят картины с небесными светилами, звездами.

Морской

Марина – разновидность пейзажа с морской тематикой. Популяризировалось направления во времена активного развития судоходства, мореплаванья, Великих географических открытий. Наиболее ярким примером этого вида являются работы русского мариниста 19 века И.Айвазовского.

Футуристический

Футуристическое изобразительное искусство – разновидность, приверженцы которой пишут картины с изображениями космических полетов, фантастическими внеземными мирами.

Деревенский

Сельский или деревенский пейзаж стал популярен во времена развития стиля рококо. Картины с идиллическими изображениями пастушек, сельских обывателей стали репрезентативными работами своего времени. Разновидность развивалась не только в Западной Европе, но и в России. Направление деревенского пейзажа выбрали Питер Брейгель Старший, Франсуа Милле, Камиль Моро. Пример русской живописи – работы А.Венецианова, А.Саврасова, В.Полевова, А.Пластова, И.Леевитана.

Батальная живопись

Большинство живописцев-пейзажистов представляли стили реализм, классицизм, романтизм. Современные художники Европы и Америки также занимаются пейзажной живописью.

Городской

Городские пейзажи представлены работами с изображениями уютных улочек, зданий и прочих построек.
В качестве ответвления этого вида в 17 веке появился вид «ведута» — зародился в Италии. По сути – это детальное изображение зданий в городе, до мельчайших подробностей. Главная особенность подвида – точное отображение всех нюансов архитектуры дома или целого квартала. Репрезентативными работами в направлении «ведута» являются картины А.Каналетто, Я.Вермеера.

Вид «руины» получил развитие во многих работах художников с 16 до 20 веков. Живописцы старались передать магию и особенности заброшенных зданий или руин, которые представляют историческую ценность. Например, развалины древних городов Великобритании, Греции, Италии, Франции. В качестве фона могут быть использованы горные, морские изображения.

Характеристика сюжетно-тематического жанра

Фантастический или футуристический городской пейзаж – картина с изображением вымышленного города, который существует только в фантазии художника. Путем создания полотен живописцы хотели передать возможности техники и технологий, их значимость в будущем. Большинство работ пишутся маслом для насыщенной передачи цвета.

Индустриальное направление – картины с изображениями плотин, мостов, башен, зданий, фабрик. Художники концентрируют внимание на красоте промышленных построек. Одна из первых работ в индустриальном виде пейзажа – «Вокзал Сен-Лазар» Клода Моне.

Парковый вид – весенние, летние, зимние, осенние изображения парковых зон города популярны среди приверженцев направления.

Особенности техник

На технические особенности работ влияет стиль, в котором работал художник:

  • Импрессионисты уделяли внимание цвету и особой передаче света, перспективы, работали мазками, создавая солнечные, весенние и зимние полотна, полные эмоций и динамики.
  • Академисты и реалисты стремились к максимальной достоверности, использовали природные цвета и оттенки, работали акварелью и маслом.
  • Барочные мастера наполняли пышностью даже изображения природы.
  • Романтисты делали изображение светлым, радостным, воодушевляющим, весенним.


Рассказать друзьям