Сообщение о культуре индейцев америки. Культуры индейцев северной америки

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

1. Целлюлозная оболочка («целлофан») отличается высокой проницаемостью. Производится на основе натурального материала целлюлозы. Срок хранения готовой продукции при соблюдении температурного режима - от 2 до 3 суток. Эти оболочки дешевле белковых и натуральных, что позволяет уменьшать стоимость продукции, при этом сохраняя требуемое качество, т.к. целлюлозная оболочка отличается высокой проницаемостью. Это дает возможность упаковывать в такую оболочку не только вареные колбасы и сосиски, но...

Вся правда о роддоме в Париже

Париж - это город романтизма и влюбленности. Большинство людей хотят посетить этот прекрасный город: прогуляться по прекрасным улочкам, сфотографироваться возле Эйфелевой башни и,возможно, признаться в любви и предложить руку и сердце. А вот возникает вопрос: А хотел бы кто из будущих мам родить своего ребенка в Париже? Репортаж Татьяны Буцкой о посещении одного из известных роддомов поможет ответить на этот вопрос. Итак мы переносимся в Париж в роддом, в котором появились на свет дети...

Образовалось много малосольной форели, как думаете, можно ли ее заморозить? На вкусе сильно отразится?

Обсуждение

Морозить можно, но вкус у них портится при этом сильно.

Я морожу. И блины, и оладьи. Ибо у деточек иногда блинно-оладьевого аппетита ненадолго хватает:) А потом в микроволновку-и все довольны:) Пирожки готовые, кстати, так же

На опрос по мясным изделиям (Вареные колбасы,Варенокопченые колбасы,Полукопченые колбасы, замороженные полуфабрикаты, пельмени и тд) приглашаются мужчины и женщины муж 18-24 - женаты или гражданский брак Оплата - 1500 р, !!(длительность - 3 часа) строго - паспорт! Прописка - Москва м Маяковская Пишите - [email protected] - ФИО, возраст, телефоны, кем работаете, семейные или нет, доход на 1 чел в семье, какие мясные изделия употребляете.

На опрос по мясным изделиям (Вареные колбасы,Варенокопченые колбасы,Полукопченые колбасы, замороженные полуфабрикаты, пельмени и тд) приглашаются мужчины и женщины 20-55 лет Группы пройдут в период 12мая - 22 мая. Оплата - 1500 р, !!(длительность - 3 часа) строго - паспорт! Прописка - Москва запись только от 1 рекрутера Пишите - [email protected] - ФИО, возраст, телефоны, кем работаете, семейные или нет, доход на 1 чел в семье, какие мясные изделия употребляете.

На опрос по мясным изделиям (Вареные колбасы,Варенокопченые колбасы,Полукопченые колбасы, замороженные полуфабрикаты, пельмени и тд) приглашаются мужчины и женщины 20-55 лет Группы пройдут в период 12мая - 22 мая. Оплата - 1500 р, !!(длительность - 3 часа) строго - паспорт! запись только от 1 рекрутера Пишите - [email protected] - ФИО, возраст, телефоны, кем работаете, семейные или нет, доход на 1 чел в семье, какие мясные изделия употребляете.

Ребенок в школе целый день до 17-30. Так как у нас начальная школа/детский сад, естественно готовят по меню детского сада. Буфета нет. Кушать на завтрак малосъедобную кашу (судя по реакции детей готовят прамо скажем - не очень) дочь отказывается категорически. Естественно от завтраков мы отказались. В обед вроде чем-то питается. Давала с собой бутерброды с сырокопченой колбаской. А сегодня ребенок заявил, что учительница сказала, что бутерброды в школу приносить запрещено, можно только...

Обсуждение

Никто ничего не запрещал, перестраховывается учительница.
А дальше решайте сами, нужно Вам это или нет.

делаю ланч-бокс, туда сэндвич с говядиной, сырной намазкой и салатом, баночку актимеля, глазированный сырок. Дочке - термос с чаем, сыну - пакет сока.

В этом году полно яблок. Жалко, если пропадут. Хочу переработать, но без лишних телодвижений. Как думаете, если из яблок отдать сок, а потом этот сок заморозить, нормально будет? Кто-то до такого додумался?

Тест "Знаете ли вы колбасу?".

Как известно, самая лучшая рыба - это колбаса! Проверьте себя, хорошо ли вы разбираетесь в колбасах. Пройти тест!

Кулинарный рецепт от De Dietrich - ШУКРУТ.

Шукрут – знаковое блюдо для кухни области Эльзас, о принадлежности которой Франция и Германия вели многовековой спор с обоюдным применением колюще-режущего и огнестрельного. Само слово “шукрут” – choucroute – является калькой с немецкого sauerkraut, по нашему – квашеная капуста. Тем не менее, говоря “шукрут”, в Эльзасе и вообще во Франции имеют в виду прежде всего choucroute garnie, то есть шукрут, дополненный разными вкусными вещами. Обычно это мясо, прежде всего свинина, недорогие отрубы...

Про колбасу. Блог пользователя ПоЛе на 7я.ру

На днях публиковала в девичьей опрос про колбасу, по результатам выяснилось, что совсем не едят колбасу всего 12% опрошенных. Я думала их гораздо больше будет... Оказывается, что все же вокруг мясоедов гораздо больше, чем вегетарианцев:) Если вы еще не приняли участие в опросе, приглашаю отметиться! Опрос от пользователя ПоЛе Колбаса Едите ли вы колбасу? да, ем регулярно да, иногда ем ем, но крайне редко не ем Текущие результаты Другие опросы Опросы на сайте www.7ya.ru...

Обсуждение

Все нарезала, перемешала, не заправила. Хранится долго.

Спрошу тут же, чтобы темы не плодить - а можно ли заморозить селедку под шубой уже готовую? Ждали гостей на НГ, наготовила два лотка селедки еще вчера с утра, но гости отменились, теперь сами к ним поедем числа 3-го, можно ли сохранить селедку до того времени? Сами мы не съедим столько, думаю, может заморозить? Как она разморозится?

И можно ли его заморозить? Что-то не расчитала и получилось слишком много:-(

Подскажите, можно ли заморозить лук+натертая морковка для поджарки, чтобы каждый раз не возиться? И делать это в сыром виде или в обжаренном? Еще заморозила нарезанные помидоры с перцем. Что еще можно заготовить, чтобы сэкономить время на готовке (выхожу на работу и вопрос еды заранее напрягает)?

Обсуждение

Я морожу ооочень много чего. Остатки колбасы - режу, замораживаю, в яичницу, в гороховый и чечевичный суп, в солянку.Лук с морковью пережариваю - в маленькие контейнеры (на один суп или жаркое или порцию рыбы), замораживаю. Начинки для пирогов оставшиеся - капуста, картоха вареная с грибами, рис с чем-нибудь - морожу, могу и без пирогов потом съесть. Пироги готовые, мало готовить не умею, много - не даю есть своим по причине больших пуз, часть оставляю для еды, часть - остывают и сразу морожу. Бульоны морожу. Рис вареный, макароны вареные, грибы тушеные, грибы со сливками и луком для жульена (разморозил, посыпал сыром, в духовку на 7 минут - готово), даже мясо иногда запеченое или вареное. Как-то помню, хлеб из монастыря привезли, сразу было ясно, что весь - не съедим. Заморозила - в духовке отморозила - чудесно! Пиццы готовила маленькие, см по 15 в диаметре, тоже морозила. Не говоря уже про пельмени и котлеты (сырые! На сковородку прямо мороженными кладу и можно немножко водички подлить). Ну а потом - что-то в микре разогревается, что-то в духовке (выпечка, как правило), что-то жарится, что-то варится.

Морожу тёртую морковь, свеклу, только вчера нашинковала и заморозила капусту. Если вижу,что много получилось котлет, то их замораживаю.Покупаю свинину на отбивные, сразу отбиваю и в отдельных пакетиках замораживаю.Пельмени (свои) тоже там же,в морозилке,нарезанная зелень.Подружка свежие супы в контейнерах морозит,плов готовый тоже неплох.

Девочки, подскажите! Не раз видела в магазинах замороженные фаршированные перцы. Сама сейчас впрок заготавливаю котлеты, ежики, блинчики. Хочу ещё научиться голубцы и перцы делать. Собственно сам вопрос: какая хитрость есть? Рис отварной или сырой? Перед готовкой размораживать или замороженными в соусе тушить? Кстати, а ещё что можно заготовить в морозилку? Спасибо:)

Селедку я покупаю на рынке цельную, ну, которая "малосольная норвежская" и разделываю её сама, чтоб без косточек. Вот думается мне, а если купить штук 10, разделать и заморозить,чтоб потом все праздники спокойно доставать частями, размораживать и есть. Как думаете? Нормальная она будет после разморозки? Ни разу соленую рыбу не морозила.

У Сашки 25 день варенья.. может можно их заморозить и тортик ей сбацать на ДР?;-)

Обсуждение

Замораживаются чудесно белки.Только заморозьте небольшими партиями и по мере необходимости размораживайте. Прекрасно потом эти белки взбиваются. Так же яйца можно замораживать(меланж)-.только размешать их надо.Из них омлеты можно делать и другое,куда надо целое яйцо. А вот желтки лучше не замораживать или солить их чтобы не свернулись.

Я замораживала в пластиковом контейнере. Про тортик не скажу, но омлет был очень пышный! :-)

Как думаете, можно? Или будет беееее после разморозки? А то наготовила в промышленном масштабе, млин, вечно я с этим прокалываюсь - нелюдское какое-то количество продуктов беру, забываю, что нас всего четверо в семье:)

Обсуждение

а я ем только из морозилки,мне кажется очень вкусно.Картошку делаю из сахара,молока,сухаре-й,сл. масла +обсыпка какао.Обожаю,когда она твердая.Может у вас состав другой и после заморозки не вкусно будет.А вообще,после разморозки качество,вкус не меняются,храню неделю,больше не пробовала,т.к. съедаем активно.

подскажите,можно ли заморозить красную икру? не потеряет ли она после разморозки своих свойств вкусовых в первую очередь? и если можно,то как лучше это сделать:заморозку-разморозку? спасибо

Обсуждение

нормально замораживается и при разморозке ничего не меняется - ни вкус, ни вид - если размораживать в холодильнике. Т.е. не в тепло из морозилки, а в холодильник и она тихонько "отходит".

я всегда замораживаю, раскладываю в мелкую тару, закрытую и в морозилку, размораживать в холодильнике.

В общем, свалился мне как снег на голову 1 кг балыка, может чуть больше, столько же салями и куриной грудки подкопченной. И грам 600 маленьких куриных сосисок. Учитывая, что перед этим "снегом", мы хорошенько заполнили холодильник, понимаю, что все это счастье банаьно испортится*-(Я всегда излишки морожу, но вот с балыком-колбасой - как-то не уверена. Грудку копченую, я так понимаю, не заморозишь. Может у кого-то есть опыт? Можно ли, и если можно, то лучше куском, или пластинками, или еще...

Обсуждение

Всё можно морозить,проверено:)у меня свекровь любитель всё в морозилку кидать. При оттаивании всё ОК.А вот сосиски куриные не советую,не очень они после разморозки...Кстати ничего резать не надо.лучше куском,и размораживать потом лучше в холодильнике

В бумажных пакетах в холодильнике можно хранить кондитерские изделия или готовые блюда, купленные в кафе, ту же курицу гриль. В пергаменте сало не приобретет неприятный привкус, а копченая рыба не покроется плесенью так быстро, как это произойдет при упаковке в полиэтилен. Также в бумагу можно заворачивать колбасу. А еще лучше - использовать для этого чистую холщевую материю. Причем упакованный таким образом продукт желательно хранить на решетчатой полочке, чтобы воздух поступал свободно. Если колбаса стремительно покрывается скользким белесым налетом, значит, в холодильнике слишком влажно. Чтобы уменьшить влажность нужно "мокрые" продукты прикрыть крышками...
...Чтобы уменьшить влажность нужно "мокрые" продукты прикрыть крышками, а зелень упаковать в герметичные пластиковые контейнеры. Они самый популярный вид "холодильной" упаковки снеди. Сейчас выпускаются контейнеры всевозможных размеров и форм из пластика, рассчитанного на разные виды продуктов - холодных, горячих, сыпучих. Такая посуда многофункциональна: в ней можно и просто хранить продукты на полке холодильника, и замораживать их в морозилке, и даже готовить в микроволновой печи. Но именно это разнообразие может сыграть с покупателем злую шутку. Поэтому выбирать контейнеры нужно очень тщательно. С холодком внутри Современные холодильники оснащены множеством полезных и приятных для потребителя опций, которые имеют непосредственное отношение к правильному хранению продуктов. В моделях с системой No Frost (встречаютс...

Антропологические, лингвистические, географические данные говорят о том, что индейцы Северной Америки перебрались сюда из Азии по перешейку, который существовал еще 29-30 тысяч лет назад. И сейчас Берингов пролив, разделяющий Чукотку и Аляску, можно преодолеть на обычной рыбацкой лодке. Индейцы Северной Америки, особенно ее арктической зоны - алеуты и эскимосы (от «эскимантвик» - поедающий сырое мясо) этнически очень близки алтайским, финно-угорским, сино-тибетским народам. К арктической группе примыкают также жители канадского лесного Севера и Северо-Западного побережья Тихого океана - атапаски , тлинкины , хайда . Хотя культуры арктической зоны - наиболее древние на американском континенте, их уровень большей частью остался близким к первобытному, значительно уступая культурам Центральной и Южной Америки. Слишком жестким оказался вызов суровой природы, сделав жизнь постоянной борьбой за существование.

Главной деталью природного ландшафта у индейцев Крайнего Севера был снег, для различных состояний которого у эскимосов насчитывается до тридцати наименований. Летом пейзаж оживляли островки мха - ягеля, которым питались олени. Северные индейцы добавляли мясо и жир из оленей, китов и других морских животных, утеплялись двухслойными одеялами из меха, запрягали в сани-нарты неприхотливых, выносливых северных собак-лаек, собирали водоросли, ягоды, коренья и травы, были отменными рыбаками. От холода их защищали иглу - дома из льда с пологами из шкуры, а алгонкинов - вигвамы .

Даже в таких суровых условиях они не утратили способности ценить красоту, дар художественного творчества. Почти в первозданном виде и сейчас можно наблюдать удивительно красивые танцы индейцев Севера, восхищают их резьба по дереву, камню и рогу, ожерелья и браслеты, узоры на одежде, изобретательность в татуировке. Во многих музеях мира хранятся щиты и шлемы, шаманские жезлы, тотемные маски и столбы. Умельцами в изготовлении изделий из меди были тлинкины. Все художественное творчество индейцев (и не только арктической зоны) проникнуто любовью к природе, порождено органичной вращенностью в нее.

Южнее Великих озер (на границе современных США и Канады), вплоть до реки Миссисипи жили племена ирокезов, делавэров, могикан - эти названия знакомы нам с детства по романам Фенимора Купера. Эти племена, в силу более благоприятных географических условий, вели оседлый образ жизни, выращивая маис (кукурузу), бобовые, подсолнечник, арбузы, тыквы. Любимым лакомством были патока и сахар из кленового сока. Кленовый лист украшает сегодня государственный флаг Канады. Жители этих областей ткали ткани из крапивы, древесной коры, индюшачьих перьев, из бересты изготовляли лодки-каноэ, емкости для жидкости и своеобразную бумагу, на которую наносились пиктографические рисунки. Сохранилась запись делавэров «Валам олум» - «Правдивая живопись».


Отважные и дисциплинированные воины, ирокезы и делавэры отличались в то же время щедростью и гостеприимством, высоко ценили женщину-мать, оскорбление которой означало тяжкое преступление - оскорбление природы. Общественное устройство ирокезов, «людей длинного дома», как они себя называли, предлагал в качестве модели для конституции США Бенджамин Франклин.

Хорошо знакомы нам также названия индейцев прерий - апачей, навахо, команчей . Они предстают нам с топорами-томагавками в руках, увешанные скальпами беззащитных европейцев, наводящими ужас своими дикими воплями и воинственными танцами у костра. Все это было, когда индейцы ступали на тропу войны , но у них же был обычай раскуривать трубку мира , хорошо известно и выражение «зарыть топор », Ношение скальпов имело ритуальный характер, считалось, что в них сосредоточена духовная энергия, способствующая здоровью и плодородию. Индейцы прерий действительно умели издавать протяжные, пронзительные вопли, буквально парализующие бизонов.

Еще одну группу индейцев Северной Америки составляют жители Юго-запада США - зуни, хохокамы, хопи , больше известные под объединяющим их названием пуэбло (буквально - поселение, народ, в переводе с испанского). Типичные пуэбло - внутрискальные, многосемейные жилища, имеющие вид замкнутых построек, часто опирающиеся на стены каньонов. Индейцы пуэбло - хорошие земледельцы, скотоводы, строители и ремесленники - гончары и ткачи.

Самая примитивная группа коренного населения Северной Америки - калифорнийские индейцы. Они не умели ткать и в условиях теплого климата ограничивались набедренными повязками из кожи оленя у мужчин и короткими лубочными юбками у женщин; вожди носили плащи из перьев птиц. Неотъемлемой частью их стоянок были бани и парилки, они умели плести столь плотные сосуды, что те не пропускали воду. Кидая в них раскаленные камни, калифорнийские индейцы готовили пищу - за это их называли камневарами .

Несмотря на этническое родство североамериканских индейцев, существуют различия в их мировоззрении, обрядах и ритуалах - сказались разбросанность по обширной территории, различия в образе жизни и социальной организации. Так, в охотничьих племенах поиск защиты и помощи у сверхъестественных сил происходил, как правило, в одиночку - как и охота, у земледельческих племен более характерны коллективные ритуалы.

В любом случае, образ жизни и мировоззрение индейцев определялись тесной связью с матерью-природой . Это сказывалось в их одеянии (из птичьих перьев и шкур животных), украшениях, танцах (имитирующих движения животных), образах, тотемах. Каждый род выбирал себе покровителя в виде животного или птицы (Бобра, Бизона, Ястреба), поклоняясь ему. Особое место в поверьях принадлежало Великому Ворону, мудрому и справедливому. Связь с природой доходила до такой степени, что многие ритуалы предполагали использование дурмана, за которым в пустыню или лес ежегодно отправлялись целые экспедиции, проходя при этом предварительное очищение (пост, баня, изнурительные танцы), в таком «измененном состоянии» можно было надеяться на встречу духа-покровителя, который, явившись в человеческом или зверином обличии, обучит «песне силы» и «танцу силы». Значительную роль в исполнении ритуальных обрядов (да и в повседневной жизни) играли шаманы, обладающие способностями вводить людей в состояние транса.

Наилучшим образом мировоззрение, проникнутое глубоким почитанием природы, выражается в мифах и легендах Северной Америки, многие из которых традиция донесла до наших дней. Их язык удивительно богат, полон поэтических образов и метафор. Не случайно он вдохновлял американских поэтов и писателей уже в XIX-XX веках - назовем прежде всего «Песнь о Гайявате» Г. Лонгфелло, философские труды Дж. Сантаяны («религия как поэзия общественного бытия»).

В мифологии индейцев Северной Америки есть общее представление о Мировом Древе (характерное, как мы заметили, для большого множества самых разнообразных древних культур). Мировое древо корнями уходит в преисподнюю, ствол соединяет корни и крону (достающую небо), содержа мир людей. Все этажи древа находятся в ведении различных духов, а над ними стоит единственный сверхбог - праотец. Он сотворил природу и людей, ежегодно обновляя мир. Существуют и боги пониже рангом, с действием которых приходится сталкиваться гораздо чаще - Отец - Солнце, Мать - Луна и Мать - Земля, боги Ветра, Дождя, Грома и Молнии. Духи находятся в горах и источниках, в лесах и предгорьях, среди них есть добрые и злые. Рядом с индейцем всегда находятся тени умерших. Общим для индейцев Северной Америки является Миф о происхождении . Он рассказывает, как из тумана еще не сформировавшегося мира появился Отец - Небо (или Отец - Солнце), от сожительства которого с Матерью - Землей была зачата жизнь на земле - животные, птицы, люди, имевшие общих предков.

Для североамериканских мифов характерна их моральная составляющая . Важнейшим достоинством в них являются доброта, щедрость, готовность прийти на помощь, а наибольшее презрение вызывают алчность, страсть к наживе. В этих мифах («Морской змей», «Чародейка из Стэнли-Парка», «Семь белых лебедей») жадность уподобляется скользкой, липкой змее, жестокие, злые, алчные люди превращаются в камни, а любовь и доброта, верность живут даже тогда, когда перестало биться сердце. Среди ирокезов считалось зазорным иметь в доме еду, когда ее не было у соседа. За свое простодушие и чистосердечность индейцы, увы, жестоко поплатились. Те, что уцелели, смогли сохранить привычный образ жизни только в специально отведенных резервациях, все более растворяясь в поглотившей их цивилизации.

В последнее десятилетие в США и Канаде поднялась своеобразная мода на индейцев. Многие жители американских мегаполисов на целое лето (а некоторые - навсегда) уезжают в уединенные места, строят вигвамы и бунгало, добывают себе пропитание охотой и рыболовством. «Мода на индейцев» проникает в среду самих индейцев, для которых так и осталась чуждой навязанная им западная шкала ценностей, с ее духом наживы, условностями, искусственными, порабощающими человека стремлениями. К быту и обычаям индейцев присматриваются представители различных областей науки. Так, широко известны в мире исследования Карлоса Кастанеды (1896-1958), который делал упор на несовместимости психологии и мировоззрения «людей природы» и «интеллектуалов». Он пишет: «Чувство важности делает человека тяжелым, неуклюжим и самодовольным. А чтобы стать человеком знания, нужно быть легким и текучим». Кастанеда ставил эксперименты по изучению состояний, достигаемых использованием психотропных средств (вытяжек из мухомора, кактусов и т.д.). в 70-80-е гг. ХХ в. Чрезвычайно популярна была в Северной Америке (особенно Калифорнии) так называемая психоделическая рок-музыка.

Ни для кого не секрет, что коренными жителями Северной Америки являются индейцы, обосновавшиеся тут задолго до появления белого человека. Первым европейцем, встретившим индейцев, был итальянский мореплаватель Христофор Колумб. Он же и назвал незнакомый народ «индейцами», поскольку полагал, что его корабли достигли Индии. Европейская колонизация, начавшаяся на этих землях после открытия Колумба, вынудила коренное население Америки оставлять свои родные земли и бежать на запад к побережью Тихого океана. Однако колонизаторы с каждым годом продвигались всё дальше вглубь материка. В XIX-XX веках руководство США за бесценок выкупало земли коренного населения и переселяло индейцев в резервации. На сегодняшний день в резервациях проживает около 4 миллионов человек. Поскольку американское правительство закрывает глаза на царящие в резервациях антисанитарию, болезни, нищету и преступность, потомки североамериканских индейцев вынуждены жить в тяжелейших условиях, лишённые элементарных удобств и достойного медицинского обслуживания.

Происхождение индейцев

Ни в одной из стран Северной Америки до сих пор не были найдены останки человекообразных обезьян или доисторических людей. Этот факт говорит о том, что первые люди современного типа пришли в Америку извне. Последние исследования показывают, что коренные народы Северной Америки относятся к монголоидной расе и генетически наиболее близки жителям Алтая, Сибири и Монголии.

История расселения индейцев в Америке

В эпоху последнего ледникового периода началась волна эмиграции из Евразии в Северную Америку. Переселенцы двигались по узкому перешейку, когда-то находившемуся на месте Берингова пролива. Скорее всего, в Америку с разницей в несколько сотен лет прибыли две крупных группы переселенцев. Вторая группа пришла на континент не позднее 9000 г. до н. э., так как примерно в это время ледник стал отступать, уровень Северного Ледовитого океана повысился, и перешеек между Северной Америкой и Сибирью скрылся под водой. В целом же, исследователи не пришли к единому мнению относительно точного времени заселения Америки.

В древности ледник покрывал практически всю территорию современной Канады, поэтому, чтобы не оставаться посреди снежной пустыни, переселенцы из Азии должны были долго двигаться вдоль русла реки Маккензи. В конечном итоге, они выходили на современную границу США и Канады, где климат был намного мягче и плодороднее.

После этого часть переселенцев поворачивала на восток — к Атлантическому океану; часть — на запад — к Тихому океану; а остальные двигались на юг — на территорию современной Мексики, Техаса и Аризоны.

Классификация индейских племён


indian village

Переселенцы быстро обжились на новом месте и постепенно стали терять культурные и бытовые привычки своих азиатских предков. Каждая из групп мигрантов стала приобретать собственные черты и особенности, отличавшие их друг от друга. Это было связано с различиями климатических условий, в которых жили эти народы. Уже в архаический период выделилось несколько основных групп североамериканских индейцев:

  • юго-западная;
  • восточная;
  • жителей Великих равнин и прерий;
  • калифорнийская;
  • северо-западная.

Юго-западная группа

Индейские племена, проживающие на юго-западе материка (Юта, Аризона), отличались самым высоким уровнем развития культуры и техники. К числу проживавших тут народов относились:

  • Пуэбло — один из самых развитых коренных народов Северной Америки;
  • Анасази — культура, родственная пуэбло.
  • Апачи и навахо, поселившиеся в XIV-XV веках на землях, покинутых пуэбло.

В архаическую эпоху юго-запад Северной Америки был плодородным регионом с мягким и влажным климатом, что позволило обосновавшимся здесь пуэбло успешно заниматься сельским хозяйством. Они преуспели не только в выращивании различных агрокультур, но и в строительстве сложных ирригационных систем. Животноводство ограничивалось лишь выращиванием индюков. Также обитателям юго-запада удалось приручить собаку.

Многие культурные достижения и изобретения индейцы юго-запада заимствовали у своих соседей — майя и тольтеков. Заимствования прослеживаются в архитектурных традициях, быте и религиозных воззрениях.

Люди пуэбло селились преимущественно на равнинах, где строились большие поселения. Помимо жилых домов, пуэбло возводили крепости, дворцы и храмы. Археологические находки говорят об очень высоком уровне ремёсел. Исследователи обнаружили здесь множество ювелирных изделий, инкрустированные драгоценными камнями зеркала, великолепную керамику, каменную и металлическую посуду.

Близкая к пуэбло культура анасази обитала не на равнинах, а в горах. Сначала индейцы селились в естественных пещерах, а потом стали вырубать в скалах сложные жилые и культовые комплексы.

Представители обеих культур отличались высоким художественным вкусом. На стены жилищ наносились великолепно выполненные изображения, одежда людей пуэбло и анасази была украшена большим количеством бусин из камня, металла, кости и раковин. Элемент эстетики древние мастера привносили даже в самые простые вещи: плетёные корзины, сандалии, топоры.

Одним из главных элементов религиозной жизни индейцев юго-запада был культ предков. Люди того времени с особым трепетом относились к предметам, которые могли принадлежать полумифическому прародителю — курительным трубкам, украшениям, посохам и т. д. Каждый клан поклонялся своему предку — животному, духу или культурному герою. Поскольку на юго-западе довольно быстро совершился переход от материнского рода к отцовскому, здесь рано сформировался патриархат. Мужчины, принадлежащие к одному клану, стали создавать свои тайные общества и союзы. Такие союзы справляли религиозные церемонии, посвящённые предкам.

Климат на юго-западе постепенно менялся, становясь всё более засушливым и жарким. Местным жителям приходилось прилагать все усилия для того, чтобы добывать воду для своих полей. Однако им не помогли даже самые лучшие инженерные и гидротехнические решения. В начале XIV века началась Великая засуха, затронувшая не только североамериканский континент, но и Европу. Пуэбло и анасази стали переселяться в регионы с более благоприятным климатом, а на их земли пришли навахо и апачи, перенявшие культуру и быт своих предшественников.

Восточная группа

Племена, относящиеся к восточной группе, обитали в районе Великих озёр, а также на обширной территории от Небраски до Огайо. В число этих племён входили:

  • Народы кэддо, потомки которых ныне живут в резервации в Оклахоме;
  • Катоба, в XIX веке выселенные в резервацию в Южной Каролине;
  • Ирокезы — один из самых высокоразвитых, многочисленных и агрессивных племенных союзов в регионе;
  • Гуроны, большая часть которых ныне проживает в Канаде — в резервации Лоретт, и многие другие.

Начало этим народностям дала высокоразвитая миссисипская культура, существовавшая с VIII по XVI век. Входившие в неё племена строили города и крепости, создавали огромные погребальные комплексы и постоянно воевали с соседями. Наличие храмов и гробниц говорит о наличии у этой группы племён сложных представлений о загробном мире и устройстве Вселенной. Свои идеи люди выражали в символике: изображениях пауков, глаз, воинов, соколов, черепов и ладоней. Особое внимание уделялось погребальным церемониям и подготовке умершего к жизни вечной. Результаты археологических раскопок позволяют говорить о неком культе смерти, существовавшем в этом регионе. С ним связана не только пышность погребений местных вождей и жрецов, но и кровавые жертвоприношения, часто практиковавшиеся представителями миссисипской культуры. Особое значение для жителей востока играли промысловые культы, обеспечивающие удачу в охоте и рыбалке.

Также представители восточных племён поклонялись своим тотемам — предкам из животного мира. Изображения тотемных животных наносили на жилища, одежду и оружие. Самым почитаемым зверем на востоке Северной Америки был медведь. Но отдельные племена могли почитать и других животных: хищных птиц, волков, лис или черепах.

Наиболее известный археологический памятник, который оставили после себя индейцы востока — это курганный комплекс Кахокии — одного из самых больших городов в регионе.


Изображение города

По-видимому, племена, жившие на востоке Северной Америке, обладали сложной социальной структурой. Основную роль в жизни племени играли вожди и жрецы. Среди знатных особ существовало нечто вроде вассальной зависимости, определявшей общественную иерархию в Западной Европе. Вожди наиболее богатых и развитых городов подчиняли себе глав более мелких и бедных поселений.

Восток Северной Америки в те времена был покрыт густым лесом, что определило круг основных занятий индейцев из этой группы. Племена жили преимущественно за счёт охоты. Кроме того, здесь довольно быстро стало развиваться сельское хозяйство, хотя и не такими темпами, как на юго-западе.

Жителям востока удалось наладить торговлю с соседними народами. Особенно тесные связи были установлены с обитателями современной Мексики. Взаимовлияние двух культур прослеживается в архитектуре и некоторых традициях.

Ещё до прихода европейцев миссисипская культура стала приходить в упадок. Очевидно, в связи с резким ростом населения, местным жителям стало не хватать земли и ресурсов. Также исчезновение этой культуры может быть связано с Великой засухой. Многие местные жители стали покидать насиженные места, а оставшиеся перестали строить роскошные замки и храмы. Культура в этом регионе значительно огрубела и упростилась.

Жители Великих равнин и прерий

Между засушливым юго-западом и покрытым лесами востоком лежала длинная полоса прерий и равнин. Она простиралась от Канады до самой Мексики. В древности обитавшие тут народы вели преимущественно кочевой образ жизни, но со временем они стали осваивать сельское хозяйство, строить долговременные жилища и постепенно переходить к осёдлости. На Великих равнинах жили следующие племена:

  • Народ сиу, ныне проживающий в Небраске, обеих Дакотах и на юге Канады;
  • Айова, в первой половине XIX века отселённые в резервации Канзаса и Оклахомы;
  • Омаха — племя, едва уцелевшее после разразившейся в XVIII веке эпидемии оспы.

Долгое время индейцы заселяли только восточную часть прерий, где протекало несколько крупных рек, в том числе, Рио-Гранде и Ред-Ривер. Здесь они занимались выращиванием кукурузы и бобовых, а также охотились на бизонов. После того как европейцы завезли в Северную Америку лошадей, образ жизни местного населения сильно изменился. Индейцы прерий частично вернулись к кочевничеству. Теперь они могли быстро перемещаться на большие расстояния и следовать за стадами бизонов.

Помимо вождя, важную роль в жизни племени играл совет, куда входили главы родов. Они решали все ключевые вопросы и отвечали за проведение некоторых религиозных ритуалов. Однако настоящими лидерами племён были не вожди и старейшины, а колдуны. От них зависели погодные условия, численность бизонов, результаты охоты и многое другое. Индейцы прерий верили, что каждое дерево, ручей или животное заключает в себе духа. Для того чтобы добиться удачи или не навлечь на себя беду, нужно было уметь договариваться с такими духами и делиться с ними добычей.

Именно облик жителя Великих равнин лёг в основу растиражированного в медиакультуре образа типичного североамериканского индейца.

Калифорнийская группа


Индейцы Калифорнии

Часть азиатских переселенцев, направлявшаяся на юго-запад, решила не оставаться на равнинах Аризоны и Юты, а продолжила путь на запад, пока не упёрлась в тихоокеанское побережье. Место, куда пришли кочевники, казалось по-настоящему райским: тёплый океан, полный рыбы и съедобных моллюсков; обилие фруктов и дичи. С одной стороны, мягкий климат Калифорнии позволил переселенцам жить, ни в чём не нуждаясь, и способствовал росту численности населения, но с другой стороны, тепличные условия существования негативно сказались на уровне культуры и бытовых навыков местных индейцев. В отличие от своих соседей, они так и не стали заниматься сельским хозяйством и приручением животных, не добывали металлы и ограничивались строительством лишь лёгких шалашей. Мифологию калифорнийских индейцев также нельзя назвать развитой. Представления о строении вселенной и загробного мира были весьма расплывчатыми и скудными. Также местные жители практиковали примитивный шаманизм, преимущественно сводившийся к простому знахарству.

В Калифорнии проживали следующие племена:

  • Модоки, чьи потомки с начала ХХ века находятся в резервации в Орегоне;
  • Кламаты, проживающие ныне в одной из калифорнийских резерваций, и многие другие более мелкие племена.

В середине XIX века в Калифорнию пришёл белый человек, и большая часть проживавших здесь индейцев оказалась истреблённой.

Северо-западная группа

Севернее Калифорнии, на территории современных Вашингтона, Орегона, Аляски и Канады обитали индейцы с абсолютно иным жизненным укладом. Сюда относились:

  • Цимшианы, ныне проживающие на территории США и Канады;
  • Блэкфуты — достаточно многочисленное племя, потомки которого живут в Монтане и Альберте;
  • Салиши — племя китобоев, ныне обитающее в Вашингтоне и Оригоне.

Климат на этих землях был суровым и не пригодным для сельского хозяйства. Долгое время север США и Канада были заняты ледником, но по мере его отступления люди заселяли эти земли и приспосабливались к новым условиям.


Индейцы Лакота в традиционной одежде и западной

В отличие от своих южных соседей, местные жители мудро распоряжались данными им природными ресурсами. Поэтому северо-запад стал одним из богатейших и наиболее развитых регионов на материке. Живущие тут племена добились больших успехов в китобойном промысле, рыбалке, охоте на моржей и животноводстве. Археологические находки свидетельствуют об очень высоком культурном уровне индейцев северо-запада. Они искусно выделывали шкуры, занимались резьбой по дереву, изготавливали лодки и вели торговлю с соседями.

Жилищами индейцам северо-запада служили деревянные срубы из кедровых брёвен. Эти дома богато украшались изображениями тотемных животных и мозаиками из раковин и камня.

В основе мировоззрения местных жителей лежал тотемизм. Общественная иерархия строилась в зависимости от принадлежности человека к тому или иному роду. Животными-прародителями самых крупных кланов были — ворон, кит, волк и бобёр. На северо-западе был высоко развит шаманизм и существовал целый набор сложных культовых обрядов, при помощи которых можно было обратиться к духам, наслать порчу на врага, исцелить больного или получить удачу в охоте. Кроме того, среди индейцев северо-запада распространены представления о реинкарнации предков.

Поскольку основным источником богатств и пропитания для индейцев северо-запада был океан, Великая засуха XIII-XIV веков никак не отразилась на их повседневной жизни. Регион продолжал развиваться и процветать вплоть до появления здесь европейцев.

(8 оценок, среднее: 4,88 из 5 )
Для того чтобы оценить запись, вы должны быть зарегистрированным пользователем сайта.



Рассказать друзьям