Сообщение жизнь онегина в деревне. Жизнь онегина в деревне сочинения и курсовые работы

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Цели урока:

  • обучающая:
  • развивающая:
  • воспитывающая:


«Конспект урока по литературе 2 глава»

Конспект урока по литературе на тему: «Анализ 2 главы романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин». Онегин в деревне.

Цели урока:

    обучающая: продолжить изучение романа; углубить работу над образом Онегина; совершенствовать навыки анализа художественного текста; навыки выразительного чтения; развивать устную монологическую речь учащихся;

    развивающая: развивать умение работать с лиро-эпическим жанром;

    воспитывающая: углубить понятия об истинной ценности дружбы и красоте, величии любви; воспитывать внимательных, вдумчивых читателей.

Ход урока

1. Оргмомент

2.Проверка домашнего задания.

    Подготовить рассказ о жизни Онегина в Петербурге

    Выполнить задания теста (Приложение №1)

Давайте вспомним историю создания романа.

Опрос:

Сколько времени писал Пушкин свой роман? ( Почти восемь лет создавал Пушкин свой роман).

Сколько глав в романе? А сколько было задумано автором? ( В романе 8 глав, задумано было 10+отрывки из путешествия Онегина ).

Сразу ли он был напечатан? ( Он выходил отдельными главами) .

( Роман в стихах)

Назовите основные сюжетные линии ( Онегин и Ленский, Онегин и Татьяна).

Что говорил Белинский о романе Пушкина «Евгений Онегин»? ( «Энциклопедия русской жизни» ). Почему Белинский назвал роман Пушкина «Евгений Онегин» «энциклопедией русской жизни»? ( В пушкинском романе сказано так много о жизни России в начале XIX века, что если бы мы ничего не знали об этой эпохе и только читали «Евгения Онегина» - мы бы все-таки знали многое ).

2. –

Главное действующее лицо романа – молодой помещик Евгений Онегин. Социальное положение и воспитание определили основные черты характера Онегина. Он сын богатого барина, «наследник всех своих родных», тоже богатых помещиков. Ему не нужно было работать, он не умел и не хотел трудиться «труд упорный ему был тошен». В 1 главе мы узнаем о бездельной жизни этого умного и благородного юноши в Петербурге – встречи с друзьями в ресторане, посещение театра, балы, ухаживания за женщинами. Он рос без матери; его воспитанием занимались отец, иностранные гувернеры. Они почти ничему не научили мальчика, никак не воспитывали его и только слегка бранили за шалости. Из Онегина вырос эгоист, человек, думающий только о себе, о своих желаниях и удовольствиях, не умеющий обращать внимание на чувства, интересы, страдания других людей, способный с легкостью обидеть, оскорбить, причинить горе человеку .

3.Целевая установка

На прошлом уроке мы с вами познакомились с Евгением Онегиным, как он жил в Петербурге, чем занимался, что его волновало, а что печалило, а сегодня наша задача – углубить работу над образом Евгения Онегина и попытаться проникнуть в художественное своеобразие романа.

    Анализ 2 главы «Онегин в деревне»

Каким мы оставили героя по прочтении 1 главы? (Там скука, там обман иль бред… Ему наскучил света шум… ).

Почему же так часто рядом с Онегиным мы видим слово скука ? Ему скучно и в Петербурге, и в деревне. Но ведь прочитав 1 главу мы не находим других скучающих (за исключением автора) Почему же скучает Онегин, в то время, как других не тяготит праздная светская жизнь?

Что же есть то главное, без чего не может быть полной жизни, по Пушкину. На доске появляется схема:

ДРУЖБА
ЛЮБОВЬ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (= ПОЛЬЗА)

Есть ли всё это у Онегина в первой главе? Нет.

Подтверждаем примерами: «Друзья и дружба надоели», «Измены утомить успели», «Читал, читал, но всё без толку…», «труд упорный ему был тошен», «Нет, рано чувства в нем остыли…».

– Онегин переехал жить в деревню. Для чего Пушкин вводит Онегина в иную среду? (Чтобы показать героя в разной обстановке. Здесь, в деревне, Онегин нашел себе занятие, он решил учредить новый порядок).

– С чего начинается 2 глава? (С описания деревни и замка). Зачитывают (1-2 строфа)

– О ком идет речь в 3 строфе? (Рассказывается о жизни дяди Евгения, который в окно смотрел и мух давил».)

– В двух строчках – целая жизнь: сорок лет без дела в глухой деревне! Попав в деревню, Евгений мог бы повторить дядину жизнь – что же ему еще остается делать, как не браниться с ключницей и смотреть в окно? Но Онегин на такое не способен.

Чтение 4 строфы.

–Какие преобразования в своем хозяйстве совершил Онегин?

– Заменил непосильную для крестьян барщину (принудительный труд зависимого крестьянина, работающего собственным инвентарем в хозяйстве помещика ) «легким» оброком (одна из повинностей зависимых крестьян, заключающаяся в выплате дани помещику продуктами или деньгами ). Онегин, который был «хозяином заводов», переведя крестьян на оброк, не только облегчил их труд, но и значительно уменьшил свои доходы.

– Как отнеслись к этому соседи Онегина, помещики? Найдите строчки. («Опаснейший чудак»).

Почему соседи прекратили с ним дружбу? («Поступком оскорбясь таким»)

Какое мнение о нём сложилось у соседей? («Сосед наш неуч, сумасбродит; он фармазон..»).

Фармазон

– Онегин опять остается в полном одиночестве, его новшества никто не принял (5 строфа). И здесь Пушкин вводит новое лицо в свой роман Кто приезжает в деревню? (в деревню приезжает Владимир Ленский).

Чтение 6,7,8 строф .

Опишите Владимира Ленского. (Ленский – помещик, богатый, красавец, кудри чёрные до плеч, в полном цвете лет, поэт. Он из Германии приехал в деревню).

(Как жених, так как был богат и хорош собою).

(«Ленский, не имев, конечно, охоты узы брака несть, с Онегиным желал сердечно знакомство покороче свесть»).

Почему Ленский сближается с Онегиным? (Русское провинциальное дворянство было совершенно чуждо ему. И в этой «пустыне, где один Евгений мог оценить его дары...».

Ленский сближается с ним: «Они сошлись...» (строфа 13)

– Как говорит Пушкин о дружбе Ленского и Онегина? («От делать нечего друзья». То есть дружба их была случайной).

– Найдите в тексте, как Онегин относится к Ленскому.

Ленский – это душа чистая, восторженная, но в тоже время наивная в своих мечтах и совершенстве мира.

О чем они спорят? Чтение XVI строфы. (Круг их разговоров серьезен. Темы, которые они затрагивают, – темы людей мыслящих).

– Что же сближало Онегина и Ленского? (Онегина привлекали в Ленском ум, эрудиция, стремление узнать что-то новое. И хотя он «слушал Ленского с улыбкой», все, чем жил его новый приятель, чем дорожил, восторгался, - все это было дорого Онегину, ведь он сам когда-то был таким. Все это сблизило Онегина и Ленского, они стали неразлучны. Ленский, впервые полюбив, открывает Онегину тайну своего сердца). Чтение 19 строфы .

Чтение 21,23.

В кого влюблен поэт? Каков её портрет? Опишите её.

(Ольга выписана так подробно: глаза, локоны, улыбка, легкий стан – и так привычно! Она такая, как все! Самая обыкновенная провинциальная барышня , за внешностью которой нет ничего особенного, нет внутреннего содержания. В портрете нет ничего, что могло бы объяснить восторг Ленского ).

- С каким чувством рисует Пушкин этот образ? (С иронией относится к выбору: «надоел он мне безмерно»).

–А Татьяна? Какой была Татьяна? Чтение строф 24-28 (Пушкин рассказывает о том, какой она не была, подчеркивая тем самым её необычность, непохожесть . Если «все в Ольге...но любой роман возьмите...», то в Татьяне все своё, всё необычное, не похожа она ни на девиц из романов, ни на свою сестру Ольгу и ее подруг).

Дополните предложение:

Татьяна любила …

Татьяна не любила …

Каким чувством наполнены строки о Татьяне? (Пушкин любит свою героиню, восхищается ею).

Чтение 29-35 строф.

– Что мы узнаем о семействе Лариных? (XXIX) (Отец Татьяны считал книги пустой игрушкой, хотя сам их никогда не читал, особо не заботился о дочке, жена его любила Ричардсона. Она всегда была одета по моде, её повели к венцу, не спрося её совета, она сначала плакала, с супругом чуть не развелась, но потом привыкла, хозяйством занялась и открыла тайну, как управлять мужем).

Найдите строчки, описывающие то, что делала жена за спиной мужа. (XXXII) (Вела расходы, отдавала своих крестьян в солдаты, служанок била осердясь –всё это мужа не спросясь).

Как относился к ней муж? (34 строфа) (Он её любил, веровал ей, а сам в халате ел и пил).

Как они относились к русским традициям? (XXXV) (У них были блины на масленицу, два раза в год постились, на Троицу «роняли слёзки три», за столом у них гостям носили блюда по чинам).

(Чтобы показать, в какой среде росла Татьяна. Ведь здесь было все исконно русское) (35 строфа).

– Для чего Пушкин рядом с Татьяной показывает Ольгу?

(Веселость, красота, жизнерадостность).

– А что может привлечь Онегина в Татьяне?

5. Подведение итогов.

– Что мы узнали нового об Онегине?

    Составить план сравнительной характеристики Онегина и Ленского, дополнив шаблон цитатами и подпунктами:

    Два типа героя в романе Пушкина «Евгений Онегин»

    Черты сходства и отличия героев:

А) Портрет

    Онегин …

    Ленский …

Б) Воспитание, образование

    Онегин …

    Ленский …

В) Отношение к дружбе

    Онегин …

    Ленский …

Г) Отношение к любви

    Онегин …

    Ленский …

Д) Отношение к ним поместных дворян

    К Онегину …

    К Ленскому …

3. Причины их дружбы

Приложение №1

Тест по 1 главе.

Дополните предложения:

1.Онегин, добрый мой …

2.Онегин родился на …

3.Француз учил его …

4.Онегин одевался по …

5.Он по – французски мог … и …

6.Свет решил, что он.. и..

7.Онегин читал …

8.Евгений рано познал науку …

9.К Talon помчался: там уж ждёт его..

10.Всё украшало кабинет для …, для …

11.Мой Онегин, … , в своей одежде был педант.

12.Рано … остыли, ему … света шум, … и надоели.

13.Им овладела понемногу …

14.Онегин за перо взялся, но …

15.Книги тоже надоели, потому что там …, там.. иль …

16.Онегин едет к дяде, чтобы …

Приложение №2

Тест по 2 главе

1. О ком это:

«Ярем он барщины старинной

Оброком лёгким заменил…»?

2.С чего начинается 2 глава?

3. Чья это характеристика: «Лет сорок с ключницей бранился,

5. О чём ведут разговоры Онегин и Ленский?

6.Чья это характеристика:

7. Чья это характеристика:

8.О ком говорится в следующих строках: «Они сошлись. Волна и камень, стихи и проза, лёд и пламень …»?

9.Кто казался чужим (ой) в своей семье?

10.Кто любил Ричардсона?

11. Чья это характеристика: «Он пел разлуки и печаль, и нечто, и туману даль»?

12. Чья это характеристика: «Дика, печальна, молчалива, как лань лесная, боязлива»?

13. Чья это характеристика: «Богат, хорош собою, везде был принят как жених»?

14. О ком это: «Ей рано нравились романы; они ей заменили всё»?

15. О ком это: «Они хранили в жизни мирной привычки милой старины …»?

Просмотр содержимого документа
«С чего начинается 2 глава»

– С чего начинается 2 глава?

– О ком идёт речь в 3 строфе?

Какой первый шаг делает Онегин, чтобы не превратиться в своего дядюшку?

–Какие преобразования в своём хозяйстве совершил Онегин?

– Как отнеслись к этому соседи Онегина, помещики?

Почему соседи прекратили с ним дружбу?

Какое мнение о нём сложилось у соседей?

Опишите Владимира Ленского.

Как был принят Ленский в деревне?

Что об этом думает Ленский? Хочет ли он жениться?

Почему Ленский сближается с Онегиным?

– Как говорит Пушкин о дружбе Ленского и Онегина?

О чём они спорят?

В кого влюблён поэт? Опишите её.

– Что привлекает Ленского в Ольге?

Какой была Татьяна?

– Что мы узнаём о семействе Лариных?

– Для чего Пушкин так подробно показывает быт Лариных?

Как они относились к русским традициям?

Ольга выписана так подробно: глаза, локоны, улыбка, легкий стан – и так привычно! Она такая, как все! Самая обыкновенная провинциальная барышня , за внешностью которой нет ничего особенного, нет внутреннего содержания.

Фармазо ́ н – член тайного общества; вольнодумец.

Мадрига ́ л –короткое хвалебное стихотворение.

Просмотр содержимого презентации
«Евгений Онегин 2 глава»

А.С.Пушкин

«Евгений Онегин». Анализ 2 главы. Онегин в деревне.

Новик Н.Г., учитель русского языка и литературы ГБОУ АО «Вычегодская СКОШИ».


Проверка домашнего задания

Сколько времени писал Пушкин свой роман?

Сколько глав в романе? А сколько было задумано автором?

Сразу ли он был напечатан?

-Каковы жанровые особенности произведения?

Назовите основные сюжетные линии


Проверка домашнего задания

- Почему Пушкин в 1 главе рисует лишь один день из жизни Онегина?

-Из чего складывается этот день?

-Какое основное чувство сопровождает Онегина?

-Назовите главных героев романа.


Проверка домашнего задания

Расскажите о жизни Онегина в Петербурге

Главное действующее лицо романа – молодой помещик Евгений Онегин. Социальное положение и воспитание определили основные черты характера Онегина. Он сын богатого барина, «наследник всех своих родных», тоже богатых помещиков. Ему не нужно было работать, он не умел и не хотел трудиться «труд упорный ему был тошен». В 1 главе мы узнаем о бездельной жизни этого умного и благородного юноши в Петербурге – встречи с друзьями в ресторане, посещение театра, балы, ухаживания за женщинами. Он рос без матери; его воспитанием занимались отец, иностранные гувернеры. Они почти ничему не научили мальчика, никак не воспитывали его и только слегка бранили за шалости. Из Онегина вырос эгоист, человек, думающий только о себе, о своих желаниях и удовольствиях, не умеющий обращать внимание на чувства, интересы, страдания других людей, способный с легкостью обидеть, оскорбить, причинить горе человеку.


Учимся понимать текст

-Каким мы оставили героя по прочтении 1 главы?

-Почему же так часто рядом с Онегиным мы видим слово скука ?

-Что же есть то главное, без чего не может быть полной жизни, по Пушкину.

ДРУЖБА ЛЮБОВЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (= ПОЛЬЗА)

-Есть ли всё это у Онегина в первой главе?


Учимся понимать текст

С чего начинается 2 глава? (Зачитывают (1-2 строфа)

О ком идет речь в 3 строфе?

В двух строчках – целая жизнь: сорок лет без дела в глухой деревне! Попав в деревню, Евгений мог бы повторить дядину жизнь – что же ему еще остается делать, как не браниться с ключницей и смотреть в окно? Но Онегин на такое не способен.

-Какой первый шаг делает Онегин, чтобы не превратиться в своего дядюшку?


Учимся понимать текст

Чтение 4 строфы.

Какие преобразования в своем хозяйстве совершил Онегин?

Как отнеслись к этому соседи Онегина, помещики? Найдите строчки.

-Почему соседи прекратили с ним дружбу?

-Какое мнение о нём сложилось у соседей?

  • Фармазон – член тайного общества; вольнодумец

Учимся понимать текст

Чтение 6,7,8 строф .

-Опишите Владимира Ленского.

- Как был принят Ленский в деревне? (XII)

- Что об этом думает Ленский? Хочет ли он жениться?

-Почему Ленский сближается с Онегиным?


Учимся понимать текст

Как говорит Пушкин о дружбе Ленского и Онегина?

Найдите в тексте, как Онегин относится к Ленскому.

Ленский – это душа чистая, восторженная, но в тоже время наивная в своих мечтах и совершенстве мира.

-О чем они спорят? Чтение XVI строфы.


Учимся понимать текст

Чтение 21,23.

-В кого влюблен поэт? Каков её портрет? Опишите её.

(Ольга выписана так подробно: глаза, локоны, улыбка, легкий стан – и так привычно! Она такая, как все! Самая обыкновенная провинциальная барышня, за внешностью которой нет ничего особенного, нет внутреннего содержания. В портрете нет ничего, что могло бы объяснить восторг Ленского).

- С каким чувством рисует Пушкин этот образ?


Учимся понимать текст

- Какой была Татьяна? Чтение строф 24-28 (Если «все в Ольге...но любой роман возьмите...», то в Татьяне все своё, всё необычное, не похожа она ни на девиц из романов, ни на свою сестру Ольгу и ее подруг).

Дополните предложение:

Татьяна любила …

Татьяна не любила …

-Каким чувством наполнены строки о Татьяне?


Учимся понимать текст

Чтение 29-35 строф.

Что мы узнаем о семействе Лариных? (XXIX)

- Найдите строчки, описывающие то, что делала жена за спиной мужа. (XXXII)

- Как относился к ней муж? (34 строфа)

- Как они относились к русским традициям? (XXXV)

Для чего Пушкин так подробно показывает быт Лариных?


Учимся понимать текст

Для чего Пушкин рядом с Татьяной показывает Ольгу? (Портрета Татьяны нет, потому что Пушкина интересует прежде всего ее внутренний мир).

Что привлекает Ленского в Ольге?

А что может привлечь Онегина в Татьяне? (Онегин одинок, в деревне ему чуждо все русское, он воспитывался на французских образцах, светский щеголь, но все ушло, оставив в его душе лишь разочарование. В душе они были близки).


Тест по 2 главе:

1. О ком это:

«Ярем он барщины старинной

Оброком лёгким заменил…»?

2.С чего начинается 2 глава?

3. Чья это характеристика: «Лет сорок с ключницей бранился, в окно смотрел и мух давил»)?

4. Чья это характеристика: «И в голос все решили так, что он опаснейший чудак»?

5. О чём ведут разговоры Онегин и Ленский?

6. Чья это характеристика: «Всегда скромна, всегда послушна, всегда, как утро весела…»?

7. Чья это характеристика: «Красавец, в полном цвете лет, поклонник Канта и поэт»?


Тест по 2 главе:

8.О ком говорится в следующих строках: «Они сошлись. Волна и камень, стихи и проза, лёд и пламень …»?

9.Кто казался чужим (ой) в своей семье?

10.Кто любил Ричардсона?

11. Чья это характеристика: «Он пел разлуки и печаль, и нечто, и туману даль»?

12. Чья это характеристика: «Дика, печальна, молчалива, как лань лесная, боязлива»?

13. Чья это характеристика: «Богат, хорош собою, везде был принят как жених»?

14. О ком это: «Ей рано нравились романы; они ей заменили всё»?

15. О ком это: «Они хранили в жизни мирной привычки милой старины …»?


  • Перечитать 3 главу;
  • выполнить тестовые задания;
  • выписать материал к характеристике Татьяны и Ольги.

1. Размеренный быт деревни и бурная городская жизнь.

2. Фигура княжны Алины.

3. «Природность» деревни и столицы.

В первых двух главах стихотворного романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин» перед нами предстает деревенская, спокойная, размеренная жизнь и столичное бурное движение. Первая глава в основном посвящена столичному образу жизни Онегина. Во второй же главе содержится описание и сельской жизни. «Деревня, где скучал Евгений, / Была прелестный уголок... / Господский дом уединенный, / Горой от ветров огражденный, / Стоял над речкой. Вдали / Пред ним пестрели и цвели / Луга и нивы золотые...» А. С. Пушкин не идеализирует деревню. Поэт показывает нам свойственное ей размеренное течение жизни. «Стада бродили по лугам, / И сени расширял пустые / Огромный запущенный сад, / Приют задумчивых дриад». Совершенно другие краски использует поэт при описании «бешеной» жизни столицы. Там нет естественных и спокойных красок. «...Я балы б до сих пор любил. / Люблю я бешеную младость, / И тесноту, и блеск, и радость, / И дам обдуманный наряд...» Автор восхищается и столичной жизнью. «Во дни веселий и желаний / Я был от балов без ума: / Верней нет места для признаний / И для вручения письма».

По-разному представлен в произведении и досуг жителей таких различных мест. Во второй главе поэт показывает нам пример влияния условий жизни на судьбу и характер человека. Здесь главной фигурой является княжна Алина, московская кузина Татьяны. Находясь в свете, она читала Ричардсона, всегда была одета по моде и к лицу. Была увлечена «славным франтом», игроком и гвардии сержантом. Но судьба и родители ее распорядились иначе. Муж увез ее в свою деревню. Немного поплакав, она стала привыкать к новому образу жизни. Новым заботам, появившимся у нее теперь, она отдалась целиком. И муж не вмешивался в ее дела. Алина стала настоящей деревенской жительницей. «Она езжала по работам, / Солила на зиму грибы, / Ходила в баню по субботам, / Служанок била осердясь...» Можно сказать, что новая обстановка совершенно изменила эту женщину. Мир деревни стал ее вторым домом, почти второй родиной.

Онегина вначале тоже увлекает деревенская жизнь. Каждая вещь, найденная им случайно, многое рассказывает о ее владельце. Например, найденная им в одном из шкафов тетрадь расхода «календарь осьмого года». «Старик, имея много дел, / В иные книги не смотрел». Жизнь Онегина в столице была наполнена иными делами. «Бывало, он еще в постеле: / К нему записочки несут. / Что? Приглашенья? В самом деле, / Три дома на вечер зовут».

Поэтому бездействовать и в деревенской жизни Евгений Онегин тоже не стал. «Сперва задумал наш Евгений / Порядок новый утвердить... / Ярем от барщины стариной / Оброком легким заменил...» Но все его деревенские нововведения вызывают у местных жителей недоумение. Они про себя решают, что он «опаснейший чудак». В этом видно еще одно противопоставление столицы и деревни. Какова бы ни была праздна столичная жизнь, именно она первой воспринимает новые веяния времени. Ведь деревенские жители не только не последовали новшеству, введенному Онегиным, но и посчитали его чудачеством. Деревня живет в своем, замкнутом мире, по своим вековым обычаям. Деревенская жизнь - просто кладезь для хранения и передачи из поколения в поколение традиций, примет. «Они хранили в жизни мирной / Привычки милой старины». А как может быть иначе, если вся их жизнь проходила по народному календарю. На масленицу - блины, два раза в год - пост, в Троицын день - молебен. Однако кроме религиозной рутины, жизнь деревни наполнена русскими народными песнями, обрядами, а в них, как и в преданиях, передается история многих поколений.

Все это не существует для столичной жизни - там другие интересы, стремления, воспоминания. Жизнь такая наполнена не столько практическими делами и хлопотами, сколько развлечениями: «...потом на сцену / В большом рассеянье взглянул / Отворотился и зевнул...» Скука - непременная спутница Евгения Онегина и в столице, и деревне. Когда соседи прекратили с ним дружбу, он от скуки стал другом Ленского.

Наиболее ярким представителем деревенской жизни можно назвать Татьяну, которая появляется во второй главе романа. С детства она воспитывалась в этом окружении.

Недаром Пушкин называет ее дикой. «Дика, печальна, молчалива / Как лань лесная боязлива...» В этих двух строчках открывается еще одно качество деревенского жителя - природность. Мир деревни наиболее близок природе. Иногда кажется, что деревня - отдельное сообщество, гармонично вписывающееся в жизнь природы. И живущий по ее законам человек чист душой, более развит духовно. Возможно, поэтому в описании Татьяны не проскальзывают нотки скуки, наполняющей жизнь Онегина. С образом Татьяны в повествовании связана красота русской природы: «Она любила на балконе / Предупреждать зари восход, / Когда на бледном небосклоне / Звезд исчезает хоровод...» При таком описании в нашем воображении возникает волшебная, магическая картина. Мы словно становимся, подобно Татьяне, свидетелями рождения нового дня. «И тихо край земли светлеет / И вестник утра, ветер веет, / И всходит постепенно день». Только спокойная, деревенская жизнь позволяет соприкоснуться с подобным чудом. Столичная жизнь слишком быстра, чтобы увидеть это великолепие. Там блеск утреннего солнца затмевают фонари. Горизонт теряется среди силуэтов зданий. Жизнь столицы, описанная в романе, в основном ночная. И поэтому восход солнца жители ее встречают, как правило, еще в постели. Поэтому им недоступна прелесть и поэзия возрождающегося солнца, с которой начинается каждый новый день сельских жителей.

В романе Пушкин довольно в яркой форме показывает два разных, иногда кажется, противоположных, но очень родных мира - столицы и деревни. В каждом из них есть свои достоинства и недостатки. Они проявляются, в основном, через образы главных героев и описания их жизни. Деревенский быт, основанный на преданиях и традициях, находится ближе к родной матушке-природе. Он размерен, нетороплив, тих. Зато столичная жизнь полна новыми веяниями времени. Не обремененная традициями старины, она легче воспринимает все новое. Здесь не природа, а люди являются хозяевами жизни, диктуют свои законы.

Так что нельзя однозначно ответить, какой из двух миров лучше, - столичный или деревенский. Вернее будет сказать, что оба мира ярко, наглядно и самобытно представлены А. С. Пушкиным в романе «Евгений Онегин».

Был пресыщен. Он ни в кого не был по-настоящему влюблен, у него не было интересного занятия, увлечения. Он скучал от обилия развлечений, и продолжал развлекаться от скуки.

Первое время по приезду в деревню, Евгению все казалось новым. Он наслаждался деревенским воздухом, с удовольствием гулял на . Но очень быстро он заскучал и здесь. Единственное, на что его хватило,

Он избегал знакомства с соседями, с такими же помещиками, каким был сам. Смотрел на всех свысока. И когда кто-то приезжал к нему, Онегин, как нашкодивший мальчишка, сбегал из дома через задний двор.

Что он опаснейший чудак.

Правда, когда в ту же пору в их краях появился , выпускник Геттингемского университета, Онегин . Ленским был еще сентиментальным юношей, и возможно, 26-летнему Онегину он напоминал его юношеские мечты, надежды, устремления. Этот юноша сильно отличался от его петербургских знакомых, и поэтому он наслаждался общением с Ленским. Хотя

Онегин почти каждый день встречался с Ленским. Они ездили на лошадях, сидели в гостиной у Онегина, потягивая вино и рассуждая о чувствах, о политике, международном положении.

Ленский был влюблен в дочь помещиков-соседей Лариных, и там бывал вечерами. Однажды Онегин напросился с ним поехать к Лариным в гости, чем наделал немало шума среди любознательных соседей. На самого Онегина это знакомство не произвело особого впечатления. Как показалось Ленскому, его друг скучал в этом милом и добром семействе. Может быть, он больше никогда бы не приехал к Лариным, если бы не написала ему . Он посчитал своим долгом объясниться с ней.

Дни Онегина в деревне были довольно однообразными. Летом он вставал довольно рано, и купался в реке. Потом пил кофе.

Эти строки показывают, что Онегину очень даже неплохо жилось в деревне. Даже здесь, в этой глуши он находил «белянки черноокой младой и свежий поцелуй».

Лето закончилось, и наступила осень. Время скучное: то дожди, то заморозки. На коне не поездишь. И животное пострадает на ледяной дороге, и сам можешь покалечиться. Только и остается читать Вальтера Скотта, производить расчеты да гонять кием бильярдные шары. Скучно. Эту скуку разбавлял Ленский, который приезжал на тройке лошадей, и с которым Онегин обедал, выпивая бутылку французского вина.
Тихая, благословенная жизнь в деревне была для Онегина закончена, когда он, будучи приглашенным на , разозлился на Ленского, и чтобы поддразнить его, начал флиртовать с .

Ленский действительно был в ярости. Уже на следующий день он обратился к соседу, известному своими похождениями, чтобы тот стал его секундантом. Онегин несерьезно отнесся к дуэли. Он даже не позаботился о том, чтобы найти секунданта, равного ему по сословию. Он не хотел убивать юного друга, выстрелил, не целясь. И убил. После столь трагичной гибели Ленского, Онегин не мог оставаться в деревне и вскоре покинул ее. Но и в Петербург он не вернулся, отправившись в длительное путешествие.

Онегин был демонической натурой в том смысле, что он был способен влиять на судьбы людей. Не появись он в жизни Татьяны, она, как знать, действительно бы вышла бы замуж за кого-нибудь из ближайших соседей, с кем рядом выросла и кого хорошо знала. Онегин не был ни на кого похож, он был новым человеком, и потому она почувствовала влечение к нему, она узнала, что такое настоящая любовь. Познакомившись с Онегиным, она испытала страсть. Не начни Евгений заигрывать с Ольгой, не было бы роковой дуэли, Ленский женился бы на Ольге. И жили бы тихо спокойно рядом с Лариной, даря ей внуков. А так. Ольга уехала куда-то с уланом, Татьяна жила в Петербурге и матушка осталась совершенно одна в своем имении. Вот так Онегин ворвался вихрем в чужую жизнь и круто изменил ее.

Онегин надеялся, что деревня хоть как-то скрасит его жизнь, но после двух дней, в течение которых он развлекался и привыкал к новой обстановке, ему и там все наскучило. Чувства Онегина остыли, а вместе с чувствами уснула и душа.
После первой встречи и получения письма Татьяны Онегин изменился. Он стал думать о людях, окружающих его, об их судьбах:
«Но, получив посланье Тани,
Онегин живо тронут был;
Язык девических мечтаний
В нем думы роем возмутил…»
Даже при встрече с Татьяной в саду Онегин признается ей в братской любви:
«Мечтам и годам нет возврата;
Не обновлю души моей…
Я вас люблю любовью брата
И, может быть, еще нежней.»
Он дал Татьяне совет учиться властвовать собой, сам Пушкин одобряет его благородный поступок.
Изменился и образ жизни Онегина. Пушкин это описывает так:
«Онегин жил анахоретом;
В седьмом часу вставал он летом
И отправлялся налегке
К бегущей под горой реке;
Певцу Гюльнары подражал,
Сей Геллеспонт переплывал,
Потом свой кофе выпивал,
Плохой журнал перебирая,
И одевался…
…Вот жизнь Онегина святая;
И нечувствительно он ей
Предался, красных летних дней
В беспечной неге не считал,
Забыв и город, и друзей,
И скуку праздничных затей».
Пушкин называет жизнь Онегина в деревне «святой», чего нельзя сказать о его городской жизни.
Чувства Онегина просыпаются и после ссоры с Ленским, его мучают угрызения совести из-за несправедливого поступка. Он сомневается в том, что дуэль состоится, у него возникает мысль предотвратить ее и помириться с Ленским. Но порядки светского общества, слухи о его трусости в случае отказа от дуэли пугают его, и он решается стреляться.
После убийства Ленского Онегин, не найдя себе покоя, уезжает.

Разумеется, художественное пространство в «Евгении Онегине» не исчерпывается только изображением городов. Одно из значительных мест в романе занимают образы, навеянные русской деревней. Причем это понятие с самого первого появления в романе становится в определенном смысле символичным. Об этом говорят эпиграфы, предпосланные Пушкиным второй главе: «O rus!.. (Hor.) – О Русь!» К этому знаменитому эпиграфу обращались не единожды Ю.М. Лотман, Н.Н. Скатов, В.А. Кошелев, говоря об игре слов: латинского «rus» («деревня») и русского «Русь». Пушкин дает каламбурный перевод, воспользовавшись совпадением звучания этих слов. В.А. Кошелев справедливо полагает, что «под пером русского писателя этот мнимо-шутливый каламбур неминуемо получал «расширительное» значение»131. Не менее правомерно замечание литературоведа Г.П. Макогоненко, который писал: «Петербургу с его омутом света и оторванной от национальной почвы культурой столичного дворянства противостояла Русь – хранительница национальных традиций, обрядов и нравов, высокой поэтической культуры народа, …мир русской деревни»132.
Без сомнения, в нашем восприятии пушкинское пространственное сопоставление «Русь – деревня» имеет ряд дополнительных смысловых оттенков. Известно, например, что на русскую культуру исключительно сильное воздействие оказало Просвещение, особенно та сторона этого явления, которая связана с концепцией «природного человека» Ж.-Ж. Руссо, нашедшей свое отражение в русском сентиментализме и в дальнейшем получившей свое развитие в русской литературе и философии. Возможно, не зря любимая героиня Пушкина Татьяна так увлечена европейскими сентиментальными романами: руссоистское восприятие мира и человека прочно укоренилось на русской почве. Основная оппозиция Просвещения – «Природа – предрассудок», «естественное – извращенное» получила особую интерпретацию в творчестве Пушкина. Очень верно отметил Ю.М. Лотман: «Гибельной цивилизации… противостоит естественная жизнь русского крестьянина, носителя здоровой морали и природных добродетелей… Естественное стало отождествляться с национальным. В русском человеке увидели «человека Природы», в русском языке – естественный язык, созданный самой Натурой»133.
Деревня – это образ иного стиля жизни, отличного от жизни в столицах,
а значит, и символ скуки, оторванности от общественного веселья: «…и в деревне скука та же…» (V, 32), «В глуши, в деревне все вам скучно…» (V, 70), «Деревня той порой//Невольно докучает взору//Однообразной наготой…» (V, 94) и т. д. После стремительного движения первой главы читатель оказывается в медленном, статичном и по­чти беззвучном пространстве: «Онегин шкафы отворил;//В одном нашел тет­радь расхода,//В другом наливок целый строй,//Кувшины с яб­лочной водой//И календарь осьмого года» (V, 37). «Время как будто с раз­бегу остановилось, обозначив пропасть, которая разделяет Россию петербургскую и деревенскую Русь»134, - таково тонкое наблюдение В.С. Непомнящего. Как считает В.А. Кошелев, глава, посвященная деревне, относительно других глав – «самая «неинформационная» и самая описательная; единственное сюжетно значимое событие в ней – «отповедь» Онегина, которая как бы обрывает завязавшийся любовный сюжет»135. Далее описывается повседневная деревенская жизнь героев, рисуется картина наступающей осени и зимы, и все заканчивается диалогом Онегина и Ленского: приглашением на будущие именины Татьяны. И, тем не менее, эта самая бессобытийная глава оказывается и наиболее сюжетно направленной, ведь «отповедь» Онегина получает продолжение, а приглашение в «свою семью» станет роковым: именно с него начинает разворачиваться будущая трагедия героев романа.
По точному высказыванию В.А. Кошелева, «деревня, сопоставимая с Русью, неожиданно поворачивается необычной стороной и, соединяя «скуку» и «блаженство», «обыденность» и «особенную физиономию», изменяет устоявшиеся представления и деяния»136.
Пожалуй, основным в образе деревни нужно считать то, что она прежде всего - символ «природности»:
Цветы, любовь, деревня, праздность,
Поля! я предан вам душой…
(V, 33)

…Она мечтой
Стремится к жизни полевой,
В деревню…
(V, 163)

Описаниям природы принадлежит в романе важное место. Пейзаж присутствует в «Евгении Онегине» в виде развернутых законченных кар­тин, внешне выполняя роль своеобразных введений к отдельным главам или предваряя новые сюжетные эпизоды внутри глав. В целом пейзаж, как и быт, служит для создания в романе той реальной обстановки, в которой протекают развивающиеся в нем события. Сюжетное содержание большей части рома­на связано с деревенской тематикой, поэтому естественно, что автор уделяет большое внимание пейзажным зарисовкам. После приезда Онегина в деревню дяди следует описание природы:
Пред ним пестрели и цвели
Луга и нивы золотые,
Мелькали села; здесь и там
Стада бродили по лугам,
И сени расширял густые
Огромный, запущенный сад,
Приют задумчивых дриад.
(V, 36)

«Приют спокойствия», «прелестный уголок» - вот основной лейтмотив изображения деревенского пейзажа данной строфы романа. И соответственно общая стилистическая тональность картины не лишена элемента идилличности. Как верно отмечал исследователь Ю. Стенник, «тональность изображения природы близка к номенклатурному трафарету традиционного сентиментального пейзажа, своеобразного «приюта» изгнанника света: «уединенные поля», «сумрачная дуброва», «журчанье тихого ручья» - это все классические признаки обобщенного элегического пейзажа, восходящего в русской поэзии к сентиментализму»137. А если учесть, что частично эта номенклатурность служит раскрытию облика скучающего Онегина, то перед нами – один из приемов пушкинской характерологии. Совсем иное мы видим, когда изображение природы соотносится с образом Татьяны: ро­мантическая окрашенность пейзажа объясняется роман­тическим мировосприятием самой героини. Ее внутренняя близость к миру природы – это несомненное указание на ее органичность, нравственное здоровье. Пейзаж затрагивает самые лирические чувства в читателе, вызывая в нем глубокое сопереживание и сочувствие делам и мыслям героев, понимание чувств автора. В VII главе романа, перед отъездом в Москву, Татьяна с грустью прощается с родными местами:
«Простите, мирные долины,
И вы, знакомых гор вершины,
И вы, знакомые леса;
Прости, небесная краса,
Прости, веселая природа;
Меняю милый, тихий свет
На шум блистательных сует…»
(V, 152)

Д.С. Лихачев писал, что «в течение многих минувших веков между природой и человеком существовало равновесие… Для русских природа всегда была свободой, волей, привольем… Издавна русская культура считала волю и простор величайшим эстетическим и этическим благом для человека»138. Опираясь на это высказывание, можно говорить о том, что «русская душою» пушкинская героиня прощается с природой как живым свидетелем ее прежней свободной, тихой жизни.
Ю.М. Лотман высказывает интересную мысль о создаваемом каждой, в том числе и русской, культурой пространственном образе мира. «Сложны отношения человека и пространственного образа мира, - пишет исследователь. – С одной стороны, образ этот создается человеком, с другой – он активно формирует погруженного в него человека»139. В узком смысле этот образ является «средой», формирующей личность, и уже неоднократно отмечалось, что Онегин и Татьяна оказались в различных условиях, что сказалось на формировании их характеров и взглядов на мир.
Мы можем сделать вывод, что через связи, которые существуют (или, напротив, не существуют) между героями и природой, автор может внутренне характеризовать их, определять их нравственную и духовную ценность. Как верно отмечал Г.Д. Гачев, «первое, очевидное, что определяет лицо народа, - это Природа, среди которой он вырастает и совершает свою историю. <…> Здесь коренится и образный арсенал национальной культуры (архетипы, символы), …все весьма стабильные. Нельзя ее [природу] сменить без потери своей национальной сути». Исследователь прибегает к широкому обобщению, и его высказывание подтверждает нашу мысль о том, что природа для Пушкина – одно из самых эффективных средств воссоздания картины русского мира, жизни народа, страны, движения истории.
Русская природа в романе «Евгений Онегин» - это некая основа, без которой и вне которой историческая жизнь выглядела бы как бесчеловечная и абстрактная, ничего не говорящая уму и сердцу читателя. В.Г. Белинский утверждал, что невозможно «быть оригинальным и самостоятельным, не будучи народным», и называл Пушкина подлинным художником русской литературы. Действительно, народность Пушкина состоит в органической связи с русской природой, жизнью и мировоззрением народа.



Рассказать друзьям