Советские коллективы на гастроли за границу. «Левые» концерты советских артистов

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

«В Америке в 1959-м я получала за спектакль 40 долларов. В дни, когда не танцевала, - ничего. Нуль. Кордебалету выдавали по 5 долларов в день. Суточные. Или «шуточные», как острили. А когда позднее я танцевала в Штатах «Даму с собачкой», то американской собачке, с которой я появлялась на ялтинском пирсе, платили 700 долларов за спектакль. Но это так, между прочим. Денежные расчёты с артистами в советском государстве были всегда тайною за семью печатями. Запрещалось, не рекомендовалось, настоятельно советовалось не вести ни с кем разговоров на эту щекотливую тему. Особливо, как понимаете, с иностранцами.

Прозрачно намекали, что заработанные нами суммы идут в казну, на неотложные нужды социалистической державы. Кастро вскармливать? Пшеницу закупать? Шпионов вербовать?.. Позже просочилось на свет божий, куда уплывали валютные денежки. К примеру, сын Кириленко - дважды Героя Социалистического Труда, бьюшего секретаря ЦК и члена Политбюро - с разбитной компанией дружков-шалопаев регулярно наведывался в саванны Африки охотиться. На слонов, носорогов, буйволов, прочую африканскую дичь. Для забавы отпрысков партийных бонз лишали артистов в поту заработанного, продавали задарма собольи меха, древнюю утварь скифов, живопись. Отбирали гонорары у спортсменов.

Как просуществовать на 5 долларов? Удовлетворить нужды семьи? Купить друзьям подарки? Ребус. Стали обыденными голодные обмороки. Даже на сцене, во время спектаклей. («Мы - театр теней», - потешали себя артисты.)

Хитрющий Юрок (Американский импресарио выступлений советских артистов – Прим. И.Л. Викентьева) тотчас смекнул - эдак не дотянут московские артисты до финиша гастролей. Стал кормить труппу бесплатными обедами. Дело сразу пошло на лад. Щёки зарозовелись, скулы порасправились, все споро затанцевали. Успех!..

Когда поездки за рубеж стали делом вполне привычным, а таких расчётливых импресарио, как Юрок , больше не находилось, артисты Большого балета начали набивать в дорогу чемоданы нескоропортящейся «жратвой». Впрок. Консервы, копченые колбасы, плавленые сыры, крупы. Сдвинуть такой продовольственный баул с места простому смертному не под силу было. Поджилки лопнут. Только натренированные на поддержках танцоры легко расправлялись с непомерной тяжестью.

На пути запасливых вставала таможня. Тут на кого попадешь. Когда конфисковывали - когда сходило...Так у всех нас это на памяти, что сомневаюсь - писать ли? Для будущих поколений напишу. Пускай узнают про наши унижения...

Гостиничные номера Америк, Англии превращались в кухни. Шла готовка, варка. По коридорам фешенебельных отелей сладко тянуло пищевым дымком. Запах консервированного горохового супа настигал повсюду надушенных «Шанелью» и «Диором» тутошних леди и джентльменов. Советские артисты приехали!..

К концу поездок, когда московские запасы иссякали, танцоры переходили на местные полуфабрикаты. Особым успехом пользовалась еда для кошек и собак. Дёшево и богато витаминами. Сил после звериной пищи - навалом... Между двух стиснутых казённых гостиничных утюгов аппетитно жарили собачьи бифштексы. В ванной в кипятке варили сосиски. Из-под дверей по этажам начинал струиться пар. Запотевали окна. Гостиничное начальство приходило в паническое смятение. От дружно включенных кипятильников вылетали пробки, останавливались лифты. Мольбы не помогали - мы по-английски, мадемуазель, донт андестан. Фернштейн зи?..

Где-то у Лескова сказано, что российский люд проявлял всегда чудеса изворотливости, особливо во времена сильных прижимок (цитирую по памяти, только смысл). Вот вам, пожалуиста...

Каждый «суточный» доллар был на строжайшем счету. Один из моих партнёров на предложение пойти вместе в кафе перекусить с обезоруживающей откровенностью сказал:

Не могу, кусок застревает. Ем салат, а чувствую, как дожёвываю ботинок сына...

Саранчовая вакханалия обрушивалась на отели, где держали шведский стол. В течение нескольких минут съедалось, слизывалось, выпивалось всё подчистую. До дна. Замешкавшиеся, проспавшие грозно надвигались на персонал, брали за грудки, требовали добавки, взывали к совести... Позор. Стыдобище.

Я живописую то, чему сама свидетельницей была. Свой родной Большой театр. Но то же самое происходило с другими гастрольными группами. Разница могла быть в малых оттенках. Вроде: в ансамбле народного танца Грузии суточные составляли 3 доллара в день...

Кто в срамоте повинен?

Нищенствующие, подневольные артисты - или те, кто выдумывал и писал безнравственные законы? Пока танцоры жарили собачьи бифштексы на гостиничных утюгах, наши вожди - члены и кандидаты в члены Политбюро ЦК КПСС - отлучались из дома лишь с персональной едой. Спецеда была в оцинкованных ящиках под пломбами (неровен час, отравят верного ленинца, расстроят желудок). Специальная охрана на специальных автомобилях сопровождала вельможу повсюду - вдруг проголодается?..»

Плисецкая Я, Майя Плисецкая, М., «Новости», 1996 г., с. 257-259.

Гастроли

Рассказ музыканта

Самый конец восьмидесятых. Возвращаемся в Москву после длительных гастролей. Последний перелет Женева - Москва. Чартерный рейс. Местный экипаж. Стюардессы - девочки, которые до этого летали только в пределах Страсбург - Майорка. А сейчас новый для них опыт, летят в Москву, в СССР. О Москве знают только то, что там всегда лежит снег, по улицам ходят пьяные медведи, солдаты в ушанках с «Калашниковыми» и казаки, продающие матрешек.

Три часа лёта в Москву, семь часов в аэропорту - и обратно. Они в Москве из самолета вообще выходить не хотят. Боятся.

Я им рассказываю, что у нас перестройка, гласность, никаких медведей и солдат в тулупах на улицах нет, что они успеют быстренько сгонять в Москву, Кремль, Красная площадь, собор Василия Блаженного… Весь полет уговаривал. Оттаяли наконец, слава богу.

В последний момент выясняется, что Москва не принимает по погодным условиям, самолет садится на запасной аэродром.

Сели. Военный аэродром Чкаловский. Открываются двери. Вьюга. Метель. Вечные зимние сумерки. Ветер раскачивает лампочку на каком-то фонаре. У трапов стоят солдаты в ушанках с «Калашниковыми».

«Нести советскую культуру в ихние массы»

Примерно так и надо было отвечать на собеседовании в райкоме партии, когда тамошние специалисты широкого профиля решали, достоин ли ты представлять советское искусство за рубежом. Или, проще говоря, не сбежишь ли.

Гастроли - совершенно замечательная сторона профессии оркестрового музыканта. Ты оказываешься в таких местах, куда ни в каком ином случае тебя бы не занесло. Я представляю себе, что можно было бы, допустим, исколесить всю Германию, Францию и Италию. Но вероятность того, что я вот так же проехал бы всю Японию, побывал в Северной Корее (и в Южной тоже) и, скажем, в Аргентине и Австралии, значительно ниже. Список таких стран огромен, а от меня требовалось лишь то, что я обычно и так делаю, - играть на гобое и английском рожке. Ну не забавно ли?

Конечно, вынос отечественной культуры в заграничные массы никогда не был главной целью оркестрового музыканта. О реальных целях, задачах и способах их достижения мы поговорим в разделе, посвященном гастролям.

Гастроли эпохи СССР

Вот так, слегка прищурившись, чтобы лучше было видно, взглянуть отсюда лет так на тридцать назад…

М-да-а-а!..

Ну и что мне теперь прикажете делать, если читатель не застал этих реалий? Писать предисловие, разъясняя вещи, которые простой человеческой логикой и здравым смыслом постичь невозможно? Это напоминает мне случай, когда одному юному другу примерно в течение вечера рассказывали об особенностях бытия в Северной Корее. После рассказа он погрузился на некоторое время в состояние глубокой задумчивости, после чего задал единственный вопрос: «Так я не понял, они что, Олимпиаду по телику не смотрели, что ли?»

Поэтому для начала придется задать некоторые стартовые параметры.

Во-первых, те музыкальные коллективы, которые ездили на гастроли за границу, назывались выездными. Самыми крутыми в этой области были балетные труппы - к примеру, балет Большого театра и, скажем, очень экспортный ансамбль Игоря Моисеева (и, разумеется, их оркестры). А еще были Госоркестр Е. Светланова, Большой театр как таковой, Ленинградский ГАТОБ им. С. М. Кирова (Мариинка в переводе на человеческий) и т. д.

Во-вторых, возможно, это лирика и романтика, но для советского человека вероятность оказаться, допустим, во Флоренции непринципиально отличалась от вероятности слетать на Луну. За исключением отдельных профессиональных каст: дипломатов, журналистов (про разведчиков можно не писать, потому что это тавтология), музыкантов и артистов балета. Ну и еще военных и специалистов в социалистических странах и странах, косящих под социализм.

И в-третьих, экономика. Да, мне стыдно, но весь последующий цирк, перформанс и хеппенинг в одном флаконе определяла именно она.

Все очень просто. В поздние советские времена зарплата музыканта, как сейчас помню, приблизительно соответствовала зарплате водителя трамвая. И если не рассматривать Госоркестр и Большой театр, не превышала ста восьмидесяти - двухсот рублей. В месяц, разумеется. Так, зафиксировали? Хорошо.

Заходим с другой стороны. Во время гастролей музыкант получает суточные. По тем временам, в зависимости от страны, тридцать пять - пятьдесят долларов - цифра, между прочим, зафиксированная в тогдашнем законодательстве. Везти заработанную валюту в страну абсурдно: государство оберет тебя по твердому курсу шестьдесят четыре копейки за доллар, все остальные способы ее использования подпадают под ту или иную статью УК РСФСР. С другой стороны, что-либо купленное там и проданное здесь давало коэффициент от двадцати до пятидесяти. Таким образом, даже самый поверхностный анализ приведенных мной цифр приводит к двум выводам.

Первый из них состоит в том, что ты фактически получаешь в день почти полугодовую зарплату. И это хорошо. А второй состоит в том, что, если тебе придет в голову совершенно абсурдная мысль купить себе в магазине еды… Ладно, пример попроще - просто съездить в Токио на метро туда и обратно обойдется в недельную зарплату.

Вот сочетанием этих параметров, главным образом, и определялся алгоритм поведения советского музыканта в капиталистическом мире.

Потому что на родине его ждала семья, а проклятие Лелика из «Бриллиантовой руки»: «Чтоб ты жил на одну зарплату», - вызывало чувство внутреннего протеста.

Подготовка к гастролям на общественном уровне

В театрах на гастроли ехал не весь оркестр, просто потому, что в штате театра состоит полуторный, а то и двойной состав. Это вполне естественно, потому что иначе просто сдохнешь. И если в Большом театре гастроли были частым явлением и ездили по очереди (там были, конечно, свои проблемы, потому что гастроли в Болгарию не эквивалентны поездке в Японию), то, скажем, в театре Станиславского и Немировича-Данченко борьба за выезд приобретала иногда весьма драматические формы. Один раз концертмейстеры группы альтов и виолончелей даже накатали друг на друга по «телеге» на имя главного дирижера. Хотя, что им делить между собой, я так и не понял. Маэстро вызвал к себе обоих, показал рукописи и сказал, что раз они оба такие недостойные, как следует из записок, то оба и не поедут. Мудрый человек.

Полет в космос

Таким образом, сборы в дорогу приобретали характер подготовки к полету в космос или длительному походу на подводной лодке. С собой нужно было взять все - от зубной пасты до еды на все гастроли. Мой рекорд составил 45 дней. Чемодан упаковывался виртуознейшим образом, принимая во внимание ограничения по весу при авиаперелетах. В стандартный рацион, учитывая критичное в этой ситуации соотношение калории/вес, входили консервы с тушенкой, гречка, сахар в виде таблеток, чай, кофе, сухари, картофельное пюре в порошке, немного шоколада и т. д. В общем, стандартный набор полярника. И спирт - чего воду-то возить? Соответственно этому репертуару выработалась и технология приготовления пищи: консервы разогревались в закрытом виде под горячей струей воды в раковине, вода для каш и чая доводилась до нужной кондиции в металлическом термосе с помощью киловаттного кипятильника, а спирт разбавлялся с помощью льда, который можно было получить из ice-machine почти в каждом японском отеле.

Единственной проблемой были вылетающие пробки во всех этих «Хилтонах» и «Шератонах», когда весь оркестр и балет после спектакля одновременно втыкал в розетки свои киловаттники, но она относительно легко решалась, если кашу запарить в термосе перед уходом на спектакль. Тогда, придя в номер, можно было успеть открыть тушенку, а затем уже в темноте спокойно поесть.

Это были уже относительно цивилизованные времена, когда технологии приготовления продуктов в условиях капиталистического окружения достигли небывалых технологических высот.

Как рассказывали патриархи советского искусства, в более отдаленные времена для приготовления еды использовались спиртовые горелки (а стало быть, в чемоданах находились также и запасы сухого спирта), что однажды привело к полному уничтожению маленькой гостиницы в японском стиле.

Кстати, о пожарах

1990 год. Обычный вечер в отеле после спектакля. Оркестр и балет после очередного «Щелкунчика» где-то в Коннектикуте расползлись по номерам и готовятся поужинать. Кто кипятильник воткнул, кто электроплитку, кто уже по аперитивчику успел. Кто-то еще бегает по коридорам - заскочить к себе в номер за ножом или кружкой и вернуться в компанию. В общем, обычный гастрольный вечер. Вдруг раздается страшный трезвон и начинают мигать красные лампочки - сработала пожарная сигнализация. Мы только успеваем убрать кипятильник, и в этот момент раздается громкий стук в дверь. Открываем. В комнату вбегают два паренька из балета и с чисто балетным изяществом исчезают под нашими кроватями. И там затихают. Вот он, настоящий профессионализм. Пока мы хлопаем глазами (такое балетное шоу не каждый день увидишь), в отеле начинается страшный шухер: каждый считает, что пожарная сигнализация сработала исключительно из-за него. И правда, у каждого есть свой грешок: у кого кипятильник, у кого сигарета, закуренная по простоте душевной под дымоуловителем в непосредственной близости от надписи No smoking. Невозмутимо и вменяемо ведет себя только семья аборигенов, которая с сумками и чемоданами идет сквозь весь этот бедлам к выходу. Согласно инструкции.

Через три минуты к отелю прибывает пожарный расчет и приступает к развертыванию операции.

И тут появляется Луиза Абрамовна. Скрипачка.

Луиза Абрамовна принадлежит к тому типу женщин, которые коня на скаку остановят, причем без особых усилий. И будут ему втирать, пока у того подковы не заржавеют. Хотя запросто может и околеть. Потому что Луиза Абрамовна будет посильнее капли никотина.

Она идет по коридору так, что перед ней расступаются даже самые невменяемые от сознания собственной вины граждане. Выходит на балкон, под которым продолжает маневрировать пожарная машина, и начинает руководить американскими пожарными на чистом русском, хотя и с легким акцентом, унаследованным ею от предков, проживавших в черте оседлости. Американцы не только не понимают русского, но даже и не слышат ее. Я полагаю, что и не видят тоже. Но изумление, вызванное пассионарным поведением простой русской бабы, перекрыло все остальные эмоции. Народ интуитивно понял, что пожар - это не самое страшное в жизни.

Я слышал, она теперь живет в Бруклине. Господи, помоги Бруклину!

Пикник на обочине

И выходи почаще на дорогу…

Народное, у Есенина иначе

Это тоже про еду. Я вот только не хотел бы, чтобы вы читали эти тексты как рассказ бедной голодной сиротки. Все описываемое воспринималось нами как некоторое спортивное действо, школа выживания с элементами черного юмора. По крайней мере в те годы, которые я застал.

Я полагаю, заметно, что в описанном мною рационе не хватает фруктов и овощей. Конечно, часть проблемы решалась на завтраке, если это был шведский стол, а не круассан с джемом, как это принято во Франции.

В общем, отель находился недалеко от шоссе. Под Перуджей. Делать было нечего, до ближайшего населенного пункта все равно не добраться, и мы с коллегой отправились погулять вдоль дороги. Вдруг проезжавший мимо нас грузовик подпрыгнул на выбоине, и из кузова выпал помидор. Мы же советские люди, а потому соображаем быстро. Мгновенно поняли, что здесь стоило бы подзадержаться.

До конца гастролей мы устраивали себе легкий променад до выбоины и обратно и никогда не возвращались с пустыми руками.

Борьба за мир

Сидим на балконе пятизвездочного отеля в Льеже. Обедаем. Внизу движется демонстрация - объединенная колонна левых сил с красными флагами, транспарантами, лозунгами, духовым оркестром. Вверх взлетают листовки, они быстро-быстро вращаются в воздухе и падают на старинную булыжную мостовую.

Мы не смогли остаться в стороне. До сих пор приятно вспоминать, что среди бумажек, оставшихся после прохода демонстрантов, была и наша.

С надписью «Голубцы».

Опять о еде. Про жука и полсобаки

Во время гастролей в Азии оркестр не спит никогда. Во-первых, если они непродолжительные, не имеет смысла переходить на новое поясное время - скоро обратно. А во-вторых, во многих азиатских странах ночная жизнь не менее интересна, чем дневная.

Поэтому после концерта в Пусане мы с коллегой отправились на ночной рынок. Вся улица, ведущая к набережной, - одна сплошная торговля. Чем попало. Иногда даже не очень понятно, чем именно. Сначала нас заинтересовала тетка, помешивающая какое-то черное варево в огромном чане. Постояли около тетки, поглазели.

Вообще, вот чем хороши такие страны: ты говоришь по-русски, тебе отвечают по-корейски или по-китайски, но при этом никаких проблем не возникает, все понятно. Вот так мы, собственно, и поговорили с этой доброй женщиной. Она достала из своего котла то, что там варилось, и показала. На дне дуршлага был отлично сваренный черный жук размером с каштан. Мы уже поужинали, поэтому голодны не были, но тетка, ехидно щурясь, предложила попробовать. «Вкусно», - говорит. В общем, взяла на «слабо». Да и за державу стало обидно - мы же представители великой страны. Которым бояться нечего, потому что все уже было (Екклезиаст).

В общем, коллега это насекомое сожрал. Изобразил на лице удовольствие. Обычно с таким выражением лица, органично сочетающим восторг со старательно скрываемым отвращением, исполнители поздравляют композитора на какой-нибудь «Московской осени» с премьерой.

Мы сердечно поблагодарили добрую старушку и пошли дальше. То, что произошло потом, было вполне предсказуемо. Ладно, об этом не буду.

Следующим, кто привлек наше внимание, был продавец маленьких очаровательных собачек абсолютно мультяшного вида. Парень оказался очень общительным и к тому же англоговорящим. Зная о местных гастрономических традициях, заговорили об особенностях корейской кухни. Когда мы дошли до способов приготовления собак в терминах, знакомых по «Книге о вкусной и здоровой пище» (глава о разделке кур: ощипать, опалить над конфоркой), около нас уже минут пять стояла молодая пара из Германии (судя по репликам, которыми они обменивались) и смотрела на нас с ужасом и отвращением. Не добить уже позеленевших немцев я не мог и сказал корейцу, что мы хотели бы купить собачку килограмма на полтора. Продавец собак подыгрывал нам как мог. В стилистике высокого гуманизма царя Хаммурапи, то есть по беспределу. Когда выяснилось, что все собачки по весу великоваты и целиком мы, пожалуй, не осилим, я поинтересовался, нельзя ли нам продать половинку? Он ответил, что «не проблема», и немцы, корчась в гуманистических судорогах, отползли.

После чего поговорили уже по-человечески. Он объяснил, что квартиры у них, как правило, маленькие, и собачек заводят тоже маленьких. Не для еды, а ровно из тех же соображений, что и мы.

А немецким молодоженам, вероятно, было что рассказать, когда они вернулись домой.

Загранпаспорт и выездная виза, или Слава советским милиционерам!

Еще один маленький экскурс в историю. Сейчас об этом забыли даже те, кто знал, но в те романтические времена существовало такое понятие, как выездная виза, такой штамп в загранпаспорте, на основании которого тебя на время выпускали из страны. Что никоим образом не отменяло сурового и подозрительного взгляда пограничника, который видел в тебе потенциального врага. Независимо от того, въезжал ты или выезжал.

При выезде общегражданский паспорт ты оставлял дома, а заграничный выдавали уже в аэропорту (в какой-то период времени необходимо было сдать один паспорт, чтобы получить другой).

Подмосковье. Раннее осеннее утро. Еще темно. Подмораживает. Через совхозное поле с чемоданом в одной руке и фаготовым футляром в другой идет человек с сильно помятым лицом. Накануне вечером он с тестем отмечал свой отъезд на гастроли. Ну живет человек не в Москве, а во Фрязево. В наше время чуть больше часа на электричке.

Вот скажите мне, пожалуйста, что должен сделать советский милиционер, остановивший ранним утром человека в полях без документов, но с чемоданами, который на вопрос «И куда это мы собрались?» отвечает на голубом глазу: «В Америку».

Happy End. Мало того что разобрались (ну посидел, конечно, пока выясняли), так на милицейском «уазике» с мигалкой прямо в «Шереметьево» доставили!

Еще один боец невидимого фронта

Посмертные записки Пиквикского клуба

У нас его называли «стодвадцатый». В других оркестрах этих людей называли иначе. Это был так называемый представитель Министерства культуры, который следил, чтобы никого не завербовало ЦРУ, чтобы ходили по трое и чтобы, не дай господь, никто не попросил политического убежища. В те годы, к середине восьмидесятых, система уже начала проседать, и вся профессиональная деятельность «стодвадцатого» была скорее его проблемой, чем нашей. По трое и по пятеро ходили только тогда, когда этого требовали дела, и потому, что иногда в магазинах это было удобнее. И этот уже никому не страшный человек в течение дня пытался как-то безуспешно функционировать, понимая, что, если что, его загранкомандировки накроются медным тазом. А ведь ему, в сущности, нужно было то же, что и нам. Вечером, убедившись, что все на месте, он облегченно напивался.

В последний день одной из гастрольных поездок в Японию в порту Иокогамы около трапа парохода (тогда плавали пароходом Иокогама - Находка, оттуда поездом до Владивостока, а уже затем самолетом в Москву) стоял в задумчивости со всей своей купленной на Акихабаре аппаратурой мой друг и коллега и смотрел, как остальные поднимаются на борт. К нему подошел «стодвадцатый» и спросил: «Шурик, а ты что не идешь?» Шурик, не выходя из состояния задумчивости, ответил: «Я вот и думаю, а может, ну его, этот пароход…»

Бедный «представитель Минкульта», у которого на глазах рушилась вся его карьера, больше от Шурика не отходил, а потом помог затащить весь багаж на борт.

Способности и навыки, необходимые в поездке

Каждому музыканту знакомо это явление - когда за десять минут до отправления автобуса на концерт ты понимаешь, что заблудился где-то в тридцати метрах от отеля.

В первую очередь, разумеется, интуиция. В сравнении с советскими музыкантами все эти лозоходцы, шаманы и прочие экстрасенсы просто дети малые и проходимцы. Я своими глазами видел, как происходит чудо познания мира.

Автобус с оркестром подъезжал к гостинице. Из него вываливалась толпа музыкантов с инструментами и чемоданами. Уже через десять минут побросавшие свои пожитки в номера оркестранты, разбившись на группы по интересам, отправлялись на поиски добычи. «Санитары Европы», как они сами себя называли.

Без Интернета, без гугловских карт, часто не зная ничего, кроме названия города, в котором их выгрузили, и обогащенные знанием иностранного языка в объеме, полностью исключающем выдачу врагу военной тайны, самые тонко чувствующие натуры несколько секунд как бы принюхивались и практически безошибочно устремлялись в сторону ближайшего дешевого магазина, руководствуясь только интуицией и внутренним чутьем. За таким экстрасенсом устремлялся весь коллектив. Один из патриархов Госоркестра мне рассказывал, как однажды в каком-то из городов Швейцарии пол-оркестра вот так бежало за всеми признанным «охотничьим» лидером. И на одном из перекрестков он на некоторое время замешкался. Из толпы коллег раздался громкий шепот: «Ищи, гад!»

Чрезвычайно полезным навыком является привычка запоминать последние пять минут движения автобуса «в режиме перезаписи». В этом случае, когда ты подъезжаешь к отелю, у тебя уже есть некоторое представление о ближайших окрестностях, каких-то опорных точках, если можно так сказать. В случае цейтнота (что бывает довольно часто) это очень выручает.

Руки на капоте

США. Штат Нью-Йорк. Оркестр поздней декабрьской ночью выгружается в Marriott Hotel. Где-то на обочине дороги. А черт его знает, где оно находится. Есть хочется. Идти в ресторан пятизвездочного отеля… Нас там не поймут с нашими суточными. И, кстати, дома потом тоже. Вспоминаю, что минуты за три до прибытия мы проезжали бензоколонку. Пожалуй, это вариант.

Холод собачий, сыро, темно, ветер, естественно, в лицо, моросит дождь. Натянув на голову капюшоны и обмотавшись шарфами, втроем идем по обочине автострады, как учили в пионерлагере, навстречу движению транспорта. Голодные и окоченевшие. Откуда-то сзади раздается звук полицейской сирены и сверкает «люстра». Я только успеваю пробурчать, что этот идиот нас сейчас задавит.

Пока окоченевшие и отсыревшие мозги снова начинают понимать английский, полицейские, уже пару раз повторившие приказ вынуть руки из карманов, начинают напрягаться. Через пару секунд шесть музыкальных рук ровным рядочком лежат на широком капоте полицейского автомобиля. При этом одно полушарие мозга говорит о том, что надо бы предъявить документы, а второе, которое смотрело американские боевики, подсказывает, что именно сейчас лезть за ними в карман, пожалуй, не стоило бы.

Кстати, милейшими ребятами оказались эти американские копы.

А на заправке были и куриные ножки, и микроволновка. Вот так вот.

Гаррик и Алекс

Две легендарные фигуры. Два эмигранта уж не поймешь какой волны. Два конкурента в борьбе за советский гастрольный рынок. Не знаю, как им это удалось, но они попали в точку. Гаррик и Алекс предлагали советским артистам бытовую технику. Говорили, что они скупали отбракованные партии прямо с заводов Sony и Hitachi, и поэтому у них такие низкие цены, а может быть, у них были какие-то другие технологии, но, так или иначе, то, что они предлагали, было дешевле, чем в магазинах, и вполне надежно работало. Как это совмещалось с остатками советской идеологии, уже понять сложно, но перед гастролями факсы от Гаррика и Алекса с прайс-листами приходили прямо в офисы оркестров и театров. И уполномоченные лица вели с ними активные переговоры непосредственно из недр организации, подчиненной Министерству культуры СССР. После чего уже на территории, облагодетельствованной нами музыкальной культурой, происходила встреча с тем из них, кто выиграл тендер, и в одном из номеров гостиницы проходили деловые переговоры с передачей списков заказов и наших суточных. Через месяц в театр приходили контейнеры с телевизорами и утюгами - и фойе театра в этот день напоминало что-то среднее между оптовым рынком и закрытым распределителем.

Стандартная процедура

В принципе, гастрольная поездка опытного коллектива (а большинство коллективов являются опытными) - довольно рутинный процесс. Некоторые отличия от общегражданских поездок связаны, главным образом, с тем, что почти у всех, кроме чемодана, есть и музыкальные инструменты. Приятное (для них в первую очередь) исключение представляют арфистка с пианисткой да контрабасисты, у которых с собой только смычки. Ну и ударники в какой-то степени.

Паспорт для инструментов

Некоторые сложности возникают при прохождении таможни у струнников: они должны предъявить не только свой паспорт, но и паспорт на инструмент и смычок, который, по крайней мере в Москве, оформляется и выдается музеем им. Глинки. В этот документ вписана фамилия владельца и вклеена фотография инструмента с описанием его особенностей, подписью эксперта и печатью. Смысл паспорта состоит в том, чтобы вывезен и ввезен обратно был один и тот же инструмент. Этот порядок появился весной 1987 года после громкого дела о контрабанде скрипок. За границу вывозились редкие дорогие инструменты под видом дешевых, а обратно ввозилось что-то не самое дорогое, выдаваемое за тот же самый инструмент.

И теперь таможенник сосредоточенно сравнивает годовые кольца на паспорте и альте. После чего ставит в паспорте печать. При возвращении домой процедура повторяется. С каждой поездкой количество печатей в паспорте увеличивается на две штуки, и через какое-то время на лицах струнников начинает появляться тоскливое выражение, которое означает, что места для таможенных печатей почти не осталось и скоро снова придется угрохать уйму времени, чтобы сделать для инструмента новый паспорт.

Стандартная процедура (продолжение)

Для виолончелей в самолет покупают отдельные места, остальные инструменты виртуозно распихиваются по полкам. (Кстати, раньше виолончелям тоже давали в самолете поесть - ну раз билет куплен. И это с благодарностью принималось вечно голодными исполнителями на медных духовых.)

Организация гастролей - это очень серьезная штука, но она уже отшлифована настолько, что еще до их начала известно не только расселение в гостиницах, но и место в автобусе во время внутренних переездов. А хорошо организованный и дружный коллектив вообще способен на чудеса. По крайней мере при высадке оркестра из поезда в Китае на станции, где он стоял всего три минуты, все было организовано так, что шестьдесят человек в течение ста двадцати секунд с инструментами и чемоданами оказались на перроне. С опережением графика. (Это очень просто. Незадолго до прибытия поезда все вещи и инструменты равномерно распределяются у окон вагона. После остановки поезда вылетает группа ребят, которые принимают передаваемое из окон. В это время из вагона спокойно выходят дамы. Обычная спецоперация - ничего экстраординарного.)

С вашего позволения, пару слов об уважении к музыкантам…

Конечно, всяко бывает, но хотелось бы напомнить, что Берлинский филармонический оркестр - тот самый, который мы знаем как оркестр фон Бюлова, Никиша, Фуртвенглера и Караяна, - возник тогда, когда в 1882 году пятьдесят четыре из семидесяти музыкантов поддерживаемого императорским двором оркестра в Берлине покинули его в знак протеста против того, что их собирались отправить на гастроли в Варшаву в вагоне 4-го класса. И организовали новый.

Я не говорил, что гастроли - это легко

Это перелеты, переезды, это концерт, который может закончиться в полночь, а потом триста километров до следующего города. Или спектакль, а выезд из гостиницы в аэропорт в половине третьего ночи. Это когда чемодан распаковывать бессмысленно, потому что в этом отеле ты успеешь только выспаться и почистить зубы.

Зато тебе не надо принимать никаких решений: до конца гастролей все уже расписано. Не надо разруливать накладки с халтурами и работами, не надо гулять с собакой, не надо делать уроки с ребенком, не надо сломя голову куда-то бежать и решать какие-то проблемы, вызывать сантехника или ехать в автомастерскую. Даже по магазинам бегать не надо - это уже практически лишено смысла. Только если для удовольствия.

На твою долю остаются впечатления, воспоминания и фотографии. Разве плохо?

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Из книги Бах автора Морозов Сергей Александрович

ПОСЛЕДНИЕ ГАСТРОЛИ Каркало воронье в сумрачном зимнем небе над киркой св. Фомы, над островерхой крышей школы, над оголенными Апельскими садами. Пруссаки покинули город.У места гусарских биваков на торговой площади шустрые воробьи выклевывали овсяные зерна из

Из книги The Beatles автора Хантер Дэвис

21. Гастроли Начало 1963 года ознаменовалось для «Битлз» тем, что одна их пластинка уже была выпущена и со дня на день они ждали следующую. Их союз с Джорджем Мартином и Диком Джеймсом укрепился. Вскоре они должны были впервые выступить в лондонской телевизионной программе. И

Из книги Изюм из булки автора Шендерович Виктор Анатольевич

Гастроли В аэропорту Бостона меня отвели в сторонку, попросили снять ботинки, расстегнуть ремень и встать, как у Леонардо да Винчи: руки в стороны, ноги на ширину плеч…Ничего нового. Шмон - еще до одиннадцатого сентября - стал непременной частью моих путешествий. В

Из книги От аншлага до «Аншлага» автора Крыжановский Евгений Анатольевич

Гастроли Как говорил знаменитый первооткрыватель лошади Пржевальского: «Жизнь прекрасна тем, что можно путешествовать». Позволю себе добавить, что жизнь театра - тоже. Театральные путешествия по-другому называются «гастроли». Чтобы лучше понять роль гастролей для

Из книги Моя профессия автора Образцов Сергей

Первые гастроли Первые наши гастроли проходили в белорусском городе Гомеле. Из экономии мы взяли билеты в плацкарт (ехать недалеко), там более что в лицо нас еще никто не знал. Как-то само собой организовался стол, начались истории, байки, анекдоты… Пока доехали до города

Из книги Мой «Современник» автора Иванова Людмила Ивановна

Что такое гастроли Я заканчиваю листать страницы заграничного дневника моей памяти. И должен подвести какую-то черту.Мы больше пятидесяти раз выезжали за границу. В некоторых из стран зрители впервые встречались с советскими людьми. Бывали среди зрителей и такие, кто

Из книги Аркадий Райкин автора Уварова Елизавета Дмитриевна

Гастроли В советское время все театры страны ездили на гастроли, города «менялись» театрами, а столичные театры зрители ждали везде, это был праздник: люди видели артистов, снимавшихся в кино, больших мастеров. Были обязательные концерты на заводах и фабриках, реже в

Из книги Есть только миг автора Анофриев Олег

Гастроли Весной 1939 года, еще до открытия Театра эстрады и миниатюр, И. М. Гершман с группой эстрадных артистов отправился в гастрольную поездку по Украине и югу России. Поначалу это была «сборная» программа, составленная из разножанровых номеров, объединенных конферансом

Из книги О людях, о театре и о себе автора Шверубович Вадим Васильевич автора Зисман Владимир Александрович

Гастроли Образцов чрезвычайно много гастролировал и как эстрадный артист, и как руководитель театра. Перечислить маршруты его поездок практически невозможно. Достаточно сказать, что только с театром Сергей Владимирович посетил свыше четырехсот городов в нашей стране и

Из книги Анна Герман. Жизнь, рассказанная ею самой автора Герман Анна

Гастроли Впервые Образцов поехал на заграничные гастроли осенью 1925 года с Музыкальной студией. Три месяца они выступали в Германии и Чехословакии. Затем в течение пяти месяцев в Америке.Первые заграничные гастроли театра после войны состоялись осенью 1948 года. Театр

Из книги Меченая автора

Гастроли Рассказ музыкантаСамый конец восьмидесятых. Возвращаемся в Москву после длительных гастролей. Последний перелет Женева - Москва. Чартерный рейс. Местный экипаж. Стюардессы - девочки, которые до этого летали только в пределах Страсбург - Майорка. А сейчас

Из книги автора

Гастроли Кочевая жизнь артиста…Можно быть тысячу раз талантливым, миллион раз выдающимся, сотни раз неповторимым, иметь потрясающие вокальные и актерские данные, одним лишь появлением на сцене собирать тысячные стадионы, и при этом быть совершенно непригодным для

Из книги автора

13 Гастроли Стив все–таки сдержал слово… Я сижу на кровати в своей комнате, дома у родителей, держу на коленях для надежности замотанный коричневым скотчем бумажный пакет и недоверчиво разглядываю диск, который только что оттуда достала. Мой диск. Первый из длинной серии.

До распада СССР советские артисты были частыми гостями за рубежом. Для гастролей их отбирал Госконцерт. О том, что уникального было в этой организации, сколько платили советским артистам, и в какой стране больше всего их любили – в программе «Достояние республик» телеканала «МИР».

В 1956 году СССР готовился к грандиозному послевоенному событию – московскому Фестивалю молодежи и студентов. Скоро в город приедут тысячи иностранцев, и среди них большинство – артисты: танцоры, певцы, музыканты. Готовятся к встрече и советские самодеятельные ансамбли. Новое время требует новых способов организации выступлений. Место устаревшего Гастрольбюро занимал Госконцерт.

Госконцерт в основном занимался выездами за границу, поэтому от него зависели все коллективы, которые хотели выехать за рубеж.

«И балет Большого Театра по их линии выезжал, и Кировский театр, и Мариинка сегодняшняя. Госконцерт никогда не мог ничего предлагать, если там этого не хотели. Они всегда реагировали на то, что Запад хочет», – рассказывает Народный артист России Николай Тамразов .

В 1956 году Королевский балет Лондона прилетает в Москву, а труппа Большого театра – впервые за свою историю – дает концерты в столице Великобритании. Этот культурный обмен был важен не только для двух стран, но и для двух миров – капиталистического и социалистического. Надежда на мир в самый разгар «холодной войны».

«Я участвовала в самых первых гастролях Большого театра, это был 56-й год в Лондоне. Я помню, что после конца спектакля была мертвая тишина в зале, а потом – невероятные аплодисменты, которыми нас наградили», – вспоминает балерина, художественный руководитель ГАТ «Классический балет», Народная артистка РСФСР Наталия Касаткина .

С тех пор советские артисты стали за границей частыми гостями. Западные зрители платили любые деньги, чтобы живьем увидеть певцов и танцоров из «империи зла». А советское правительство остро нуждалось в валюте. Культура на экспорт – дело доходное!

Особой сенсацией за рубежом стали выступления «Песняров». Тогда никто не остался в накладе: ни музыканты, ни Госконцерт, ни американский импресарио «Песняров» Сидней Гаррис.

«Он приехал в аэропорт нас провожать, встал на колени, стукнулся лбом об пол и сказал: «Спасибо, ребята, я на вас заработал миллион долларов», – вспоминает певец, музыкант, заслуженный артист Белорусской ССР Леонид Борткевич.

Неудивительно, что именно Америка больше всего полюбила советских артистов: там проживали миллионы эмигрантов из России. С трепетом к русской культуре относились и Париж, и Лондон.

Союз ищет таланты

Большой детский хор был самым известным детским коллективом страны. «Плюс ко всему, все знали прекрасно, что он ездит в самые лучшие зарубежные гастроли. Что такое для советского мальчика попасть в зарубежные гастроли? Это мечта. И поэтому вся наша элита, все наше руководство, все наши народные заслуженные артисты – все пытались своих детей пристроить в этот коллектив. Я понимаю это, и я рад этому, что у меня тоже была такая возможность. Но! Не было такого, чтобы приняли кого-то просто так. То есть, слуха нет, голоса нет, внешнего вида нет, а в результате приняли. Нет, такого не было», – говорит оперный певец, президент Фонда национальной культуры им. Чайковского Дмитрий Галихин .

Госконцерт отбирал артистов для зарубежных гастролей очень придирчиво. Участвовал в контроле и легендарный КГБ.

«Об определенных установках не говорил никто, но мы знали и чувствовали. Пропускали, во-первых, через их организацию – вычищали. Если хоть одна запятая появилась – все, он не выезжал. Был невыездной», – говорит композитор, заслуженный деятель искусств Узбекиста Энмарк Салихов .

За границей выступали сотни первоклассных советских артистов, но еще многим тысячам нужно было организовать выступления дома, по Советскому Союзу.

«У Госконцерта вообще артистов никогда никаких не было. Он просто пользовался артистами Москонцерта, артистами Росконцерта. Был Росконцерт, у которого были большие коллективы: эстрадные оркестры, ансамбли. А в Москонцерте были индивидуальные исполнители в основном.

Был Союзконцерт, который занимался концертами по союзным республикам. У нас же было 15 республик. И если Москонцерт хотел отправить Кобзона на Украину, то документы шли не напрямую, а они шли через Союзконцерт», – рассказал Народный артист России Николай Тамразов.

«Я очень любил ходить на концерты, не пропускал ни одной группы, ни одного значимого имени. Билетов, естественно, не было. Во всех кассах меня знали лично, потому что в день, когда вывешивалась афиша, я уже в девять утра стоял там и пытался схватить этот билет. Все названия этих организаций для меня очень много значили, а названий таких, на которые я реагировал, было всего четыре. Это был Росконцерт, Москонцерт, Ленконцерт и очень редко Госконцерт, потому что те артисты не доезжали до сибирской глубинки.

В Москонцерте работали несколько тысяч артистов всех жанров – от эстрады до цирка.

«Одним из достоинств этой организации было то, что в концерте, в клубе трамвайного депо могли выступать Васильев и Максимова. Мировые звезды танцевали на скромной сцене трамвайного депо. Люди в обеденный перерыв тоже могли их увидеть. Этого сегодня нет», – рассказывает художественный руководитель театра «Шалом», Народный артист России Александр Левенбук .

Художественный совет был массовым явлением именно советской эпохи. В концертной сфере тоже были свои худсоветы. Любого артиста и его репертуар строго оценивали: талантлив ли, соответствует ли идеологическим нормам.

«Плюсы в этом были, потому что в худсоветах очень часто сидели люди с широким кругозором, и какие-то вещи они, конечно же, подсказывали, отсекали лишнее, делали какие-то замечания по стилю в одежде солиста, делали какие-то замечания по репертуару. Это сегодня мы можем сказать. В тот момент времени я не знал ни одного артиста, который бы любил худсовет, потому что нам казалось, что они рубят нашу волю, не дают нам свободно дышать. Первое, что они не давали нам делать – исполнять песни собственного сочинения», – говорит заслуженный артист России, певец, шоумен Андрей Билль .

Одно из главных требований – исполнять песни только авторов, которые состояли в Союзе композиторов. Ну, и выглядеть прилично, по-комсомольски.

«Помню, как Кузьмин, будучи в Йошкаралинской филармонии, вынужден был на сдаче репертуара все свои кудри длиннющие закалывать невидимками, чтобы у него была гладкая голова, и петь песни советских композиторов, вплоть до «любовь, комсомол и весна», – вспоминает Билль.

Фото: Александр Макаров, РИА Новости

Большинство популярных советских артистов начинали с самодеятельности. Самый сложный шаг – перейти на профессиональный уровень. Прикрепиться к провинциальной филармонии или сразу попасть в Москонцерт. А перед этим уволиться с основной работы, как это сделал Андрей Билль.

«Москонцерт? Да, это Москонцерт! И, в общем, эта немая пауза, они ничего не сказали, подписали заявление, я уехал. Но они остались в глубоком нокдауне, потому что они не понимали, как можно карьеру комсомольского лидера променять на Москонцерт, а я не понимал, как можно выбрать что-то другое и не поехать, не откликнувшись на это предложение», – говорит Билль.

Артисту из глубинки попасть в Москонцерт было непросто: требовали столичную прописку.

«Перед вами сидит пример, как хотелось, и как было возможным попасть в МКО. Я развелся со своей женой, которую дико любил, от которой у меня было двое детей. Но мы развелись, и я сделал липовый брак во имя того, чтобы поставить штамп, что у меня есть московская прописка и не ради московской прописки. Потому что в Москве тебя никто не ждал, никакие квадратные метры, никакие материальные блага. Чтобы быть артистом МКО, потому что это карьера была, это был тот путь, во имя которого ты шел», – вспоминает Народный артист России Николай Тамразов .

И если артист уже попал в какую-либо концертную организацию, прошел отбор и худсовет, то работа ему была обеспечена. Работа в Госконцерте или Москонцерте – это гарантия. Для артиста – гарантия регулярных выступлений и гастролей, для зрителей – даже из самых отдаленных уголков СССР – возможность увидеть любимых артистов живьем.

«Я родился и вырос в Полтаве, и я прекрасно помню, что каждую неделю в нашем городском дворце культуры, в относительно небольшой зал на 800 или 750 мест приезжали музыканты. И кого только мы не видели и не слышали там! Каждую неделю к нам в Полтаву – 250 тыс. населения – приезжали музыканты. Артисты югославской и польской эстрады, украинские группы, всесоюзные звезды. Я помню выступление Градского в конце 70-х, шум, с которым проходили гастроли Ротару. Затем Михаил Боярский, Понаровская. К сожалению, сейчас в маленькие города, куда приезжали музыканты при советской власти, давно никто не приезжает, поэтому вся концертная деятельность сосредотачивается в основном в крупных городах областного и районного масштаба», – рассказал певец, заслуженный артист России Вадим Казаченко .

Подать артистам автобус, купить билеты на поезд или самолет, перевезти музыкальную аппаратуру, поселить в гостинице – все это задачи концертных гигантов. Правда, райдеров в то время еще не было, и бытовые условия бывали самыми разными.

«Например, в Турции мы жили в семьях. Представляете, нас поселили в Турции, в Анкаре. Причем, в семью, где не говорят по-русски. А мы не говорим по-турецки, но это настолько тепло! Как будто у тебя появляются еще одни родители», – рассказал Вадим Казаченко.

«В общем, была организация интересная, и один большой недостаток у всего того времени – не было менеджмента. Лучшие артисты не имели своих агентов. И поэтому такая жемчужина, например, как Любовь Полищук, не была использована даже на 10%. Кстати, Гурченко тоже», – рассказал Народный артист России Александр Левенбук .

Десять рублей для Пугачевой

И все же сотрудники концертных организаций делали огромные деньги – не для себя лично, но для страны.

«Каждый артист имел свою категорию, под каждой категорией лежал определенный оклад, как оклад месячный, так и оклад за выступление в разовом концерте. У меня была категория, я эту категорию приносил и клал в бухгалтерию, и бухгалтерия, согласно решению тарификационной комиссии, выплачивала мне деньги», – говорит Тамразов.

Советские артисты, даже самые популярные, в роскоши не жили, больших доходов не имели. Большую часть сборов забирало себе государство.

«По-моему, Алла Борисовна и Валерий Яковлевич Леонтьев уже на взлете своей карьеры зарабатывали порядка 110 рублей с концерта, какая-то такая сумма, если мне не изменяет память. Все рядовые музыканты, обычные артисты ВИА – это 7 рублей 50 комеек», – говорит Билль.

«Мы получали свои ставки концертные. Была концертная ставка – девять рублей, 11 рублей. И кто приходил в коллектив, получали без ставки за концерт. Наша стоимость была 300, 400, 500 рублей, по-моему – всего коллектива. Билет стоил три рубля. Если было пять тысяч народу, то, считайте, приличные деньги зарабатывал Москонцерт и филармония», – говорит руководитель ВИА «Самоцветы», народный артист России Юрий Маликов .

На зарубежных гастролях артистам и вовсе не положены были гонорары – по крайней мере, в местной валюте. Только очень скудные суточные.

«Эти суточные, естественно, все старались сэкономить, брали с собой так называемые письма с родины – это суп в пакетиках. И за счет этих суточных покупали какие-то видеопроигрыватели, сапоги, джинсы» – говорит Билль.

Впрочем, несовершеннолетним артистам вовсе не доставалось денег. Но руководитель Большого детского хора Виктор Попов искал альтернативные способы поощрить своих подопечных.

«Я присутствовал при разговоре, когда оформлялись документы, и он сказал тогда одному из руководителей ВЛКСМ, который отвечал за детские коллективы: «Мы собираем стадионы, мы собираем огромное количество зрителей, публики, мы зарабатываем бешеные деньги. Я понимаю, вы не хотите платить детям, но я настаиваю, чтобы дети жили в лучших условиях. Чтобы дети жили в гостиницах пятизвездочных, чтобы питались в лучших ресторанах»», – вспоминает оперный певец, президент Фонда национальной культуры им. Чайковского Дмитрий Галихин .

Вершина успеха для советских артистов – не зарубежные гастроли, а съемки на телевидении.

«Тогда существовало слово телевизионный артист или ТВ-артист. И чтобы стать ТВ-артистом, должно было случиться что-то невероятное. Масса людей с прекрасными голосами, очень хороших, очень ярких, тем не менее, не являлись артистами ТВ. Это был такой закрытый клуб», – рассказывает Билль.

Левенбук утверждает, что это было не совсем так. Вилли Токарев – как раз из тех артистов, которые не смогли существовать в рамках советских концертных гигантов.

«Токарев приехал в нашу страну без телевидения и без радио и сразу собирал дворцы спорта. Чему мог позавидовать певец, который по телевидению, по радио и имеет пластинки.

«Поскольку я увидел, что то, что я хочу сделать, – это нормальное явление, но оно не входит в прокрустово ложе соцреализма, я нашел страну, где я мог бы реализовать свое творчество. Я долго думал, и я рисковал. И действительно так получилось, потому что мне было очень трудно выехать за границу. Я не уехал за материальными благами, я имел очень хорошие деньги в СССР, будучи уже известным автором. Авторские я получал сумасшедшие, понимаете. Я купил кооперативную квартиру. Мог бы и машину купить, но машины тогда не продавали, нужно было в очереди стоять», – вспоминает певец, поэт и композитор Вилли Токарев.

Но песни Токарева не крутили в эфире радио, его не снимало Центральное телевидение. Артист эмигрировал в Америку.

«И потом я приехал в СССР по приглашению Госконцерта, уже пел те песни, которые мне запрещали тогда. Это была победа. Как говорят, пришел, увидел, победил», – рассказал певец.

После перестройки артисты-эмигранты начали массово возвращаться в Советский Союз – с концертами и гастролями. Госконцерт с энтузиазмом заключал с ними контракты.

«Я, будучи в Нью-Йорке, получил официальное предложение приехать с концертами по СССР. Я приехал к себе на родину после 15 лет отсутствия. Я благодарен Кобзону, который принял в этом участие. Он помог просто в организации других сторон этого мероприятия. А Госконцерт заключил со мной контракт, со мной и с моими менеджерами из Нью-Йорка.

И, знаете, эти концерты прошли, действительно, как говорил Левенбук, с триумфальным успехом. Была конная милиция, были многочисленные толпы людей после концерта, автографы. Фильм сняли обо мне – как я стал богатый сэр и приехал в СССР», – рассказывает Токарев.

Жизнь на широкую ногу

Перестроечное время – сплошь новые имена, каждое из которых требовало раскрутки. Но занимаются этим уже не гиганты музыкальной индустрии вроде Москонцерта, а новые кооперативы.

В ноябре 1986 года закон «Об индивидуальной трудовой деятельности» разрешил советским гражданам заработки в свободное от основной работы время: репетиторство, частный извоз, кустарный промысел. А в начале февраля 1987-го Совет министров СССР объявил о создании кооперативов. Близился закат советских концертных гигантов.

«Вышло постановление, разрешающее молодежным центрам – кооперативам, по сути – проводить зрелищные мероприятия, то есть давать концерты. А я на тот момент немножко поработал в филармонии, у меня были лекции и концерты, за это я получал зарплату, параллельно преподавая информатику. А тут разрешили от кооперативов давать концерты. И все, я сразу ушел в эту деятельность», – заявил актер театра и кино, пародист, заслуженный артист России Николай Лукинский .

Наступили новые времена, и пришли новые заработки. Москонцерт платил артисту 15 рублей за сольный альбом, а кооператив – несколько тысяч.

«Когда у наших артистов появилась возможность ездить на стадионы, в большие дворцы спорта – вот тогда-то и стало понятно, какие огромные суммы получали концертные организации. С другой стороны, можно понять артистов, которые всю свою жизнь пели за какие-то не очень большие деньги, и вдруг у них появилась возможность за 1 концерт получить 5-10 тысяч рублей. Звезда, артист получал 10 тысяч рублей. Это громадные деньги. И в этот момент стало понятно, что артист в этой стране может жить богато. Он может не возить с собой кипятильник, не возить с собой картошку, которую он в раковине кипятильником делает, чтобы сэкономить суточные», – рассказал Билль.

«Появилось новое движение, новые администраторы – самые деловые люди, с которыми ты уже могла заработать деньги. То есть, раньше мы ездили от Москонцерта, у нас была ставка, отделение – 10 рублей 50 копеек. Мы работали два отделения. По 21 рублю мы зарабатывали за концерт. И все. И больше ты не могла заработать – ни подработать, ничего. Первый раз я заработала тысячу рублей. Это был 87 год, это были большие деньги – тысяча рублей! И моя мама ахнула, когда я ей принесла и сказала – вот я заработала тысячу рублей. Она ахнула. То есть, уж не говоря про три тысячи, пять тысяч. Это были бешеные деньги. На пять тысяч можно было купить машину», – рассказала певица и актриса Ольга Зарубина .

И все-таки в основном на артистах зарабатывали ловкие дельцы – администраторы и руководители коллективов. Во многих вопросах артисты стали беззащитны перед новой системой.

«Концертные организации, особенно такие, которые были в советское время, гарантировали многим артистам работу. Когда ты пускаешься в свободное плаванье – ты рискуешь. Все зависит от того, пойдут на тебя зрители или не пойдут», – заявил музыкант, композитор, заслуженный деятель искусств Игорь Корнелюк .

Со временем артисты научатся защищать себя от произвола новых администраторов. Появятся райдеры, снова вступят в силу авторские права. И обновленные Госконцерт и Москонцерт заключат контракты со «звездами» современности. Правда, главным станет не творчество, а выгода. Но это уже совсем другие времена.

Смотрите передачу «Достояние республик» на телеканале «МИР» по субботам в 10:15.

Академический ансамбль песни и пляски Российской Армии имени А.В. Александрова 12 октября отмечает свой 90-летний юбилей. О том, где пройдут основные юбилейные концерты ансамбля, его самых ярких выступлениях и творческих планах рассказал в интервью корреспонденту РИА Новости Ирине Альшаевой начальник ансамбля-художественный руководитель, полковник Геннадий Саченюк.

В чем уникальность Академического ансамбля песни и пляски Российской армии им. А. В. Александрова?

— Ансамбль уникален тем, что представляет собой синтез двух направлений — песни и пляски. Оркестр ансамбля, уникальный по составу, не имеет аналогов в мире: в нем русские народные инструменты — балалайки, домры и баяны — сочетаются с деревянными и медными духовыми инструментами симфонического оркестра.

Днем рождения ансамбля считается 12 октября 1928 года, когда состоялось первое выступление коллектива из 12 человек в Центральном доме Красной Армии. Первый музыкальный руководитель ансамбля — выдающийся хормейстер, композитор, профессор Московской консерватории, народный артист СССР, генерал-майор Александр Васильевич Александров в деятельности ансамбля большое внимание уделял русской народной песне и военной тематике, опираясь на классические истоки музыкального искусства.

Уже к концу 30-х годов численность ансамбля выросла до 270 человек, а его известность вышла далеко за пределы России. В 1937 году, когда коллектив впервые был командирован за рубеж, для всех было полной неожиданностью, что музыкальный военный коллектив мог настолько высоко представить СССР — Ансамбль был награжден Grand Prix Международной выставки техники и искусства в Париже.

— Ансамбль отмечает 90-летие со дня создания. Какие мероприятия, на каких концертных площадках включает юбилейная программа?

— Весь концертный сезон 2018/19 мы проводим под знаменем 90-летия ансамбля. Юбилею посвящены концерты, уже состоявшиеся в нескольких российских городах, а также четыре концерта в Москве и Санкт-Петербурге, первый из которых состоялся 5 октября в Концертном зале имени П.И.Чайковского Московской филармонии. Сейчас готовимся к концерту, который пройдет 15 октября в Большом театре, 28 октября выступим в Центральном концертном зале Россия, 10 ноября — в Большом концертном зале "Октябрьский" в Северной столице.

Насколько насыщен гастрольный график ансамбля в год его юбилея?

— График очень плотный. Мы уже были в этом году в городах, которые отметили 75-летие освобождения от немецко-фашистских захватчиков: в Курске, Белгороде, Орле. Давали концерты в Хакассии, Нижнем Новгороде, Твери, Костроме, на Дальнем Востоке, за границей. Но главное направление творческой деятельности Ансамбля имени Александрова — выступление в полном составе и силами концертных бригад везде, где несут службу на боевых постах воины Красной, Советской, Российской армии — в районах боевых действий, горячих точках, в воинских частях и отдаленных гарнизонах, на боевых кораблях и в госпиталях. Так было во все времена, так есть и сегодня.

— Сотрудничает ли ансамбль с другими творческими коллективами, исполнителями, композиторами? Планируете ли вы развивать творческое сотрудничество с военными ансамблями из других стран, организовывать взаимные гастроли?

— Да, ансамбль сотрудничает с исполнителями, зарубежными ансамблями, к нам обращаются многие композиторы с предложением исполнить новые песни.

С зарубежными ансамблями мы сотрудничаем очень давно. Многие из них организованы по подобию ансамбля Александрова — такие коллективы есть в Китае, Южной и Северной Кореях, Германии, Польше, Чехословакии.

Мы довольно часто выступали с китайскими коллективами. У нас сложилась добрая традиция исполнять произведения на языке той страны, в которую мы приезжаем с гастролями. Также мы берем народные песни тех стран, где выступаем, и делаем обработки на наш состав с учетом тех артистов, которые будут с нами выступать. Эти песни исполняются на протяжении всего нашего гастрольного тура — в нем может быть свыше 30 концертов. С нами выступают многие звезды эстрады, академические вокалисты — как российские так и зарубежные.

Каким требованиям должно отвечать музыкальное произведение, чтобы ансамбль его исполнил?

— В 2013 году Александра Николаевна Пахмутова и Николай Николаевич Добронравов написали песню к 85-летию со дня основания ансамбля. Это произведение стало гимном Ансамбля — "Александровская песня" звучит в каждом концерте. Это яркий пример, какой должна быть песня, чтобы ее исполнял Ансамбль Александрова, — высоко патриотичной, в ней должны быть очень хорошие, глубокие, проникновенные стихи. Кроме того, она должна быть гармонична с точки зрения сочетания текста, музыки и смыслов. Важно, чтобы мы могли исполнить произведение так, чтобы слушатель услышал через музыкальный язык то, что хотел донести поэт. Для этого композитор должен написать такую музыку, которая придала бы словам верное значение.

Бывает так, что нам нужна песня к определенному событию, и тогда ее приходится делать быстро, чтобы она прозвучала на концерте. Случается наоборот, что произведение готовится, но не исполняется, или оно есть в репертуаре, но исполняется редко. Наш репертуар обширен и мы занимаемся, в том числе, и тем, что возрождаем песни, которые не исполнялись десятилетиями. И, что примечательно, они не теряют своей актуальности сегодня.

К примеру, к 90-летнему юбилею ансамбля мы возродили хореографическую постановку "Сорочинская ярмарка". Благодаря ее качественному музыкальному материалу и творческим силам нашей балетной группы она хорошо смотрится и слушается сегодня. Эта пляска не исполнялась более 20 лет. Другой пример — Фантазия для фортепиано с оркестром Бориса Александрова, или песни военных лет, которые в исполнении ансамбля приобретают особый смысл и звучание.

Какое произведение является "визитной карточкой" ансамбля?

— Это песня "Священная война" Александрова. С нее начинается каждый наш концерт. Визитными карточками ансамбля в разное время были многие песни о России: "Соловьи", "День Победы", "Поклонимся великим тем годам". За 90 лет у ансамбля сложился репертуар из отобранных и проверенных временем песен. Все они — на вечную тему любви к Родине.

Сколько всего человек насчитывает ансамбль? Как в него можно попасть?

— Сейчас в ансамбле 280 человек. По сложившейся традиции в ансамбль исполнители принимаются по конкурсу. Вокалист исполняет 2-3 разнохарактерных произведения, представляя свое вокальное мастерство, и танцоры должны в полной мере показать свои возможности.

Если кандидат по профессиональным данным соответствует уровню ансамбля, то он принимается в его большой состав и, как показывает практика, эти люди остаются здесь надолго и становятся "александровцами". Ансамбль Александрова знают во всем мире как Хор Красной армии, потому что у нас один из лучших в мире эталонный мужской хор с его неповторимой — александровской — манерой исполнения. Сейчас творческий состав ансамбля укомплектован полностью: и хор, и балет, и оркестр.

Какие выступления и где за почти вековую историю существования ансамбля можно выделить особенно?

— Одним из самых запоминающихся выступлений стал наш концерт в полном составе в Ватикане, перед Папой Римским Иоанном Павлом II и 28-ю кардиналами. Особенно запомнилось выступление в штаб-квартире НАТО и на лужайке перед Белым домом в Вашингтоне, когда Президент США Джордж Буш (старший) исполнил с нами песню "О, Шенандоу".

В штаб-квартире НАТО мы выступали в небольшом зале, в котором поместился не весь наш состав. Выступали днем, в 12 часов, но в зале был аншлаг: не было свободных мест, сотрудники штаб-квартиры — в проходах, двери были открыты и нас слушали в коридорах. Это был фурор, для всех наше выступление было неожиданностью. Но зарубежные политики, которые там присутствовали, говорили, что открыли для себя немножко другую Россию и радовались тому, что стали лучше понимать ее.

Особенно запоминаются залы, в которых мы выступаем. Среди них — Зал искусств в Пекине — один из самых больших залов, где мы давали концерты, Оперный театр Омана, концертный зал Карнеги-холл в Нью-Йорке.

Каковы дальнейшие творческие планы ансамбля?

— В планах у нас — возрождать давно не исполнявшиеся произведения и пополнять репертуар ансамбля, свято сохраняя уникальный жанр песни и пляски. Сохранять этот жанр так, как мы сохраняем лучшие произведения культуры и искусства.

Мы идем в ногу со временем, планируем выпускать в свет новые пляски. Мы постоянно находимся в творческом поиске, открыты творческим экспериментам. Например, мы работаем над переложением песен Beatles и Queen, современной эстрадной музыки. Надо сказать, что такие произведения в нашем исполнении обретают новое интересное звучание, в том числе, благодаря уникальному составу оркестра, под который мы их адаптируем.

Если мы говорим о том, что такое ансамбль Александрова, — нужно один раз поприсутствовать на концерте и услышать его вживую. Приходите, услышите и поймете сами!



Рассказать друзьям