Среду внебюджетных источников финансирования такого. Классификация внебюджетных доходов

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

В настоящее время условия хозяйствования как коммерческих, так и бюджетных учреждений претерпевают существенные изменения. Бюджетные организации, в сравнении с коммерческими предприятиями имеют более сложную структуру учета денежных средств. В отличие от коммерческих организаций, бюджетные организации получают субсидии из бюджета. Кроме того, они могут вести предпринимательскую деятельность и получать внебюджетные доходы от внебюджетной деятельности.

В данной статье мы более подробно рассмотрим именно внебюджетные средства от деятельности, приносящей доход казенным, автономным и государственным бюджетным учреждениям образования, здравоохранения, культуры, разберем как они учитываются, какие внебюджетные источники финансирования бюджетных учреждений и что необходимо знать при оказании платных услуг в бюджетном учреждении.

В первую очередь обратимся к понятию «бюджетное учреждение».

Бюджетное учреждение - организация, созданная органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических или иных функций некоммерческого характера, деятельность которой финансируется из соответствующего бюджета и бюджета государственного внебюджетного фонда на основании сметы доходов и расходов. Бюджетные учреждения - учреждения непроизводственной сферы (социально-культурные, органы государственной власти и государственного управления, обороны, суды, прокуратура), получающие денежные средства на осуществление своей деятельности из государственного бюджета.

Бюджетные средства и средства, полученные за счет внебюджетных источников

Бюджетные средства и средства, полученные за счет внебюджетных источников, учитываются образовательными учреждениями на счетах органа Федерального казначейства или, при не казначейском обслуживании – на счетах кредитных организаций, а также в кассе и прочих денежных документах.

Все денежные средства, полученные учреждениями, учитываются раздельно, по следующим группам:

  • по целевому назначению (субсидии на выполнение государственного муниципального задания, средства, полученные от предпринимательской деятельности, а также целевые субсидии);
  • по источникам финансирования (денежные средства, полученные из федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации и из местных бюджетов);
  • по месту учета (денежные средства могут храниться на казначейских счетах, в банке и в кассе);
  • по способу вложения (безналичные средства, наличные, чековые книжки, денежные документы и т.д).

Средства в иностранной валюте и средства в пути учитываются в отдельном порядке. Учет всех денежных средств учреждения регламентируется Приказом Минфина РФ от 16.12.2010 N 174н "Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкции по его применению".

Внебюджетные доходы и внебюджетные источники финансирования бюджетных учреждений

Обратим внимание более подробно на первую группу и поговорим о денежных средствах, полученных от предпринимательской деятельности. При ведении учреждением приносящей доход деятельности важно понимать, как правильно распоряжаться полученными средствами. В первую очередь разберем понятие внебюджетных средств бюджетного учреждения.

Внебюджетные средства бюджетных учреждений – это доходы, получаемые бюджетными учреждениями помимо ассигнований, выделяемых из бюджета. Выделяют три вида внебюджетных средств:

  • специальные (денежные средства, полученные от выполнения организаций работ или услуг),
  • депозитные (суммы для временного хранения),
  • суммы по поручениям (суммы, для выплат по целевому назначению юридическим лицам или гражданам).

Как и любая другая некоммерческая организация, бюджетное учреждение может распоряжаться полученными от предпринимательской деятельности средствами в рамках определенных норм, регулируемых нормативно-правовыми актами, в частности таковыми являются:

  • Гражданский кодекс РФ;
  • Бюджетный кодекс РФ;
  • Приказ Минфина РФ от 16.12.2010 N 174н "Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкции по его применению";
  • Закон РФ от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (для образовательного учреждения);
  • Устав бюджетного учреждения.

Внебюджетные доходы бюджетных учреждений могут формироваться с помощью различных видов деятельности: с помощью использования рыночных принципов функционирования, посредством привлечения средств юридических и физических лиц, осуществляющих благотворительную деятельность. Также внебюджетными источниками финансирования бюджетных учреждений могут являться: средства, полученные от сдачи имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в аренду.

В основном, доходы от предпринимательской деятельности формируются за счет оказания платных услуг сверх объема, установленного государственным муниципальным заданием.

Особенности функционирования бюджетных организаций, получающих внебюджетные доходы

Бюджетные учреждения имеют право оказывать платные услуги или вести иную предпринимательскую деятельность, приносящую доход. Учреждения здравоохранения и образования относятся к организациям, кому законодательно разрешено осуществлять предпринимательскую деятельность. Для осуществления некоторых видов деятельности учреждение должно в обязательном порядке получить соответствующую лицензию.

Однако важно отметить, что такая деятельность имеет место быть, только если она способствует достижению целей, ради которых учреждение создано (п. 3 ст. 298 ГК РФ). Например, детский сад не имеет право оказывать услуги по ремонту зданий или заниматься продажей продуктов. В тоже время детские сады берут плату за содержание ребенка, а школы могут организовывать платные кружки и секции, т.к. это помогает им вести основную деятельность – воспитание или образование. Порядок введения платных услуг установлен в статье 65 Закона РФ от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", которая определяет условия установления платы, взимаемой с родителей (законных представителей) за присмотр и уход за детьми, осваивающими образовательные программы дошкольного образования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

Бюджетное учреждение может осуществлять предпринимательскую деятельность, только если это отражено в специальных учредительных документах. Следовательно, бюджетное учреждение должно получить разрешение у вышестоящей организации (учредителя, собственника его имущества), после чего данное разрешение закрепляется в учредительных документах и в уставе учреждения (п. 3 ст. 298 ГК РФ; п. 2 ст. 24 Закона N 7-ФЗ).

При наделении законодательством права на ведение предпринимательской деятельности, учреждение обязано открыть лицевой счет. Вместе с возможностью осуществлять предпринимательскую деятельность, законодательство в некоторых случаях может вести прямой запрет на неё. Если предпринимательская деятельность несет вред уставной образовательной деятельности учреждения, то учредитель имеет право запретить оказание платных услуг.

Бюджетное учреждение может распоряжаться доходами от предпринимательской деятельности, только согласно плану финансово-хозяйственной деятельности, где четко прописаны статьи расходов бюджетной организации. Приносящая доход деятельность бюджетного учреждения является налогооблагаемой деятельностью. Порядок налогообложения бюджетных организаций определен Налоговым кодексом Российской Федерации (НК РФ от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 23.06.2014)).

Расходы по приносящей доход деятельности формируют стоимость оказания платных услуг на основе первичных документов. Вся информация о начисленных расходах должна раскрываться в бухгалтерской отчетности, в зависимости от того, признаются данные расходы финансовым результатом или нет.

Финансовый результат по предпринимательской деятельности – это разница между доходами и расходами, признающимися финансовым результатом. Положительный финансовый результат отражается в бухгалтерской отчетности и подлежит к уплате налога на прибыль. Чаще всего, в бюджетных образовательных учреждениях финансовый результат равен нулю, поэтому налог на прибыль не платиться.

На основе всего вышесказанного, можно сделать вывод, что предпринимательская деятельность бюджетных учреждений крайне отличается от коммерческих организаций. Основное отличие заключается в целях создания платных услуг, которые в бюджетном учреждении должны соответствовать общему назначению учреждения (образование, здравоохранение и т.д.). Кроме того, и доходы от предпринимательской деятельности, и расходы бюджетного учреждения должны быть согласованы с вышестоящей организацией.

Статья актуальна на март 2015 года.

Елена Шагалова
Специалист отдела по аутсорсингу образовательных учреждений
Интеркомп ЦБУ

План лекции

1. Понятие внебюджетного финансирования

2. Источники внебюджетных средств

3. Порядок внебюджетного финансирования

4. Совершенствование внебюджетной деятельности в образовании

Понятие ”внебюджетная деятельность“ применительно к сфере образования сложилось достаточно давно. Его содержание определялось исходя из того обстоятельства, что, наряду с деятельностью, финансируемой из бюджета, образовательное учреждение имеет возможность осуществлять ”дополнительную“ деятельность, что называется ”в свободное от основной работы время“ и с использованием своего кадрового и материального потенциала. Финансовое обеспечение этой деятельности осуществлялось, как правило, не из бюджета, поэтому и деятельность называлась и часто называется ”внебюджетной“.

Средства, поступающие от осуществления такой деятельности, принято называть внебюджетным финансированием, внебюджетными поступлениями, доходами от самостоятельной деятельности образовательного учреждения. Термины эти также сложились давно, используются, в основном, как синонимы, хотя и отражают разные отношения.

Что такое бюджетное финансирование, всем, очевидно, понятно, хотя бы из предыдущих лекций. Кроме того, это понятие на столько плотно вошло в жизнь, что у каждого есть и свое представление о нем. Напомним, что для рассмотрения экономических проблем образования удобно пользоваться этим термином, имея в виду, что это безвозмездное обеспечение деятельности образовательных учреждений средствами бюджета учредителя. Обычно понимается - государственного и муниципального. Следует добавить, что если это будет безвозмездное обеспечение средствами из коммерческой организации-учредителя (из прибыли после уплаты налогов), то это также может считаться бюджетным финансированием.

Можно ли в таком случае сказать, что внебюджетное (или небюджетное) финансирование - это все прочие поступления средств в учебное заведение? Обычно так и говорят.

Все средства, поступающие в образовательное учреждение не из бюджета, разумеется, являются внебюджетными. В данном случае применяется так называемое ”негативное определение“, в качестве отличительного признака выбирается их ”непринадлежность“

к определенному источнику поступления - к бюджету, причем неважно, к какому именно бюджету. Может быть, это и не самая удачная классификация, но она прочно вошла в обиход, а термин имеет общепринятый характер. Таким образом, поступающие в учебное заведение средства делятся на бюджетные и внебюджетные (рис. 7.1). Было бы логично называть все поступающие в учебное заведение средства доходами, но применительно к бюджетным средствам этот термин обычно не используется, а применяется пока только к внебюджетным поступлениям.



Рис. 7.1. Средства, поступающие в учреждение из разных источников

Как было показано раньше, бюджетные средства, поступающие в учебное заведение в режиме финансирования, характеризуются двумя основными признаками:

Направлены на совершенно определенные расходы (в соответствии со сметой);

Поступают безвозмездно, т. е. взамен этих средств собственник не получает от учебного заведения эквивалента в виде товаров и (или) услуг.

Иногда говорят, правда, что государственный или муниципальный бюджет от имени общества оплачивает обучение молодежи, а общество получает эквивалент своих расходов в виде образованных людей. Но это вопрос, как минимум, дискуссионный. Ведь учат человека несколько лет, эквивалентность суммы полученных им знаний и навыков понесенным затратам на этот процесс является неочевидной, отдача обществу от подготовленного человека может не соответствовать затратам на подготовку, да ее и вовсе может не быть (человек уехал из страны) и т. д.

Это вовсе не означает, что бюджетные средства не могут поступать в образовательное учреждение иначе. Могут, конечно. Государство может, например, приобретать (покупать по рыночным ценам) для своих нужд товары и услуги. Поэтому для понимания финансирования необходимо ввести еще один важный признак: финансировать организацию может только ее учредитель собственник (по определению, данному в Гражданском кодексе Российской Федерации, ст. 120). Финансировать образовательное учреждение, таким образом, может государство или муниципальное образование, а может и частное лицо. Следует отметить, что наибольшее распространение получила точка зрения, что учредитель у учреждения может быть только один, поскольку финансироваться учреждение может только из бюджета учредителя, а не учредителей.

Конечно, можно подискутировать относительно средств спонсоров, отличающихся целевым характером и передающихся на безвозмездной основе (обычно). Поэтому их тоже можно неформально считать финансированием, хотя и не со стороны учредителя. Кроме того, известно понятие ”самофинансирования“, т.е. финансирования организацией своих собственных работ, выполняемых внутри организации, за счет средств, находящихся в собственности (распоряжении) этой организации. Результаты такой работы могут быть:

Потреблены этой же организацией, в этом случае самофинансирование представляется в виде возмещения собственных издержек по выполнению работы за собственный счет;

Получены в виде некоторого продукта, интеллектуального объекта и т. п., который может быть в дальнейшем реализован (продан, использован для производства товаров или услуг), что возместит (полностью, частично или с прибылью) понесенные издержки, или отложен ”в запас, в задел“, что должно увеличить активы организации.

Но поскольку оба эти варианта имеют в качестве конечного результата конкретный продукт, в том или ином виде использованный организацией, то, строго говоря, это финансированием не является. Скорее такой вариант следует отнести к приобретению организацией товаров, работ, услуг (хотя бы и у себя самой). Другой вопрос, если организация тратит свои средства на проведение, например, исследовательских работ, которые не приносят осязаемого результата (по крайней мере, на определенном отрезке времени), тогда это, наверное, можно считать самофинансированием.

Таким образом, финансирование может осуществляться из следующих источников:

Бюджет учредителя;

Спонсорские средства;

Собственные средства, находящиеся в самостоятельном распоряжении учреждения (организации).

И уж если быть еще более точным, следует указать, что на цели собственно финансирования могут быть использованы те средства организации, которые остаются у нее после погашения издержек, понесенных для получения этих средств, т.е. прибыль, да еще и после урегулирования отношений с налоговой системой.

Следовательно, для осуществления самофинансирования образовательное учреждение (по определению некоммерческая организация!) должно быть нацелено на получение прибыли, решать задачи коммерческой организации.

Вернемся к внебюджетным средствам и внебюджетному финансированию.

Основными источниками внебюджетных средств являются доходы от самостоятельной деятельности образовательного учреждения, осуществляемой за рамками той деятельности, которая финансируется из бюджета учредителя, а также различные пожертвования, не имеющие целевого характера. Перечень основных источников представлен в табл. 7.1.

Таблица 7.1. Внебюджетные средства и внебюджетное финансирование

Поэтому, когда говорят о внебюджетном финансировании, следует это понимать, как расходование прибыли, полученной в результате приносящей доходы деятельности, а также пожертвований, полученных от ”неучредителей“, на возмещение расходов по необходимыми для деятельности организации видам деятельности.

Понимая основные черты внебюджетного финансирования, будем все же считать, что внебюджетным финансированием является получение и расходование образовательным учреждением средств из внебюджетных источников. Рассмотрение особенностей этого процесса и будет предметом данной лекции.

  1. Финансирование образования (2)

    Курсовая работа >> Финансовые науки

    Минобразования России. В последние годы бюджетное и внебюджетное финансирование учебных заведений НПО и СПО в совокупности покрывает... стать: – разработка нормативов бюджетного финансирования высших учебных заведений ; – создание системы государственного...

  2. Финансирование учреждений образования

    Дипломная работа >> Финансы

    Источники поступления средств в учебное заведение делятся на бюджетные и внебюджетные . Это вовсе не... внебюджетного финансирования будут расти, в связи с введением нового порядка подушевого финансирования . Рис. 2.2.3 - Бюджетное и внебюджетное финансирование ...

  3. Финансирование и совершенствование системы образования Российской Федерации

    Дипломная работа >> Финансовые науки

    Ресурсов. Меры, нацеленные на увеличение бюджетного и внебюджетного финансирования образования, должны сочетаться с мерами, ... проекты, предполагающие комплексную программу модернизации учебных заведений . Цель модернизации образования состоит в...

  4. Финансирование образования (1)

    Курсовая работа >> Финансовые науки

    Предполагается уравнять в правах на получение бюджетного финансирования учебные заведения любой формы собственности. Считается, что... в этой области; - обеспечить правила взаимодополнения бюджетных и внебюджетных ресурсов при решении единых инвестиционных...

  5. Финансирование учреждений культуры состояние и проблемы

    Курсовая работа >> Финансы

    Первых, это определение соотношения между бюджетным и внебюджетным финансированием . Иначе говоря, что может обеспечиваться... – 2011 годы, в учебники и учебные программы средних и высших учебных заведений ; 8 Постиндустриальная цивилизация осознала высочайший...

Лекция 5.

Внебюджетное финансирование



Бюджет учредителя;

Спонсорские средства;

1. Основная деятельность:

2. Прочая деятельность:

Основные факторы, определяющие эффективность внебюджетной деятельности

1. Научный потенциал

2. Внутренняя нормативная база

3. Общая политика по отношению к внебюджетной деятельности

4. Наличие лицензии и её параметры, аккредитации, сертификаты и т.д.

5. Регион расположения

6. Оборудование

7. Производственные мощности

8. Информационные ресурсы

9. Библиотечный фонд

10. Помещения

11. Кадры

12. Земля

13. Методическая база

14. Имидж и сотрудничество с выпускниками учебного заведения

Наиболее широкие возможности предоставляет осуществление образовательным учреждением различных видов деятельности, в рамках которой можно получать доходы от:

Предоставления платных образовательных услуг;

Предоставления платных дополнительных образовательных услуг, не предусмотренных соответствующими образовательными программами и государственными образовательными стандартами;

Реализации услуг и продукции, изготовленной учащимися и студентами в период практики, реализации услуг и иной продукции структурных подразделений и территориально обособленных подразделений, наделенных в соответствии с положениями об этих подразделениях правом ведения бухгалтерского учета и собственной сметой доходов и расходов по внебюджетным средствам;

Торговли покупными товарами, оборудованием;

Оказания посреднических услуг;

Приобретенных ранее акций, облигаций и иных ценных бумаг (дивиденды, проценты);

Медицинской, санаторно-курортной деятельности;

Спортивной, физкультурно-оздоровительной деятельности;

Экскурсионной, туристской деятельности;

Консультационных (консалтинговых) услуг;

Услуг по маркетингу;

Аудиторской деятельности;

Экспертной деятельности;

Деятельности библиотек, архивов;

Юридических услуг;

Транспортных услуг, в том числе перевозок населения и грузов собственным транспортом;

Услуг связи, включая услуг в областях информационно-телекоммуникационных систем, телематических служб, услуг передачи данных, услуг местной телефонной связи;

Производства и реализации продукции (услуг) общественного питания;

Деятельности в области метрологии, стандартизации, сертификации, экологической паспортизации;

Проведения испытаний, обслуживания и ремонта приборов,

оборудования и иной техники;

Организации ярмарок, аукционов, выставок, культурно-массовых и других мероприятий и т.д.

Приведенный перечень не является исчерпывающим, поскольку конкретные образовательные учреждения могут осуществлять какие-то свои специфические виды внебюджетной деятельности.

Внебюджетное финансирование образовательного учреждения

Доходы от внебюджетной деятельности находятся в самостоятельном распоряжении

образовательного учреждения. Расходовать их, следовательно, образовательное учреждение может самостоятельно. Считается, что эти средства могут использоваться чуть ли не ”как угодно“ и в первую очередь на возмещение недостатка бюджетного финансирования. Особенно много на эту тему было сказано и написано в период бюджетного дефицита. Сейчас острота проблемы бюджетного финансирования существенно снижена, но проблема использования внебюджетных средств осталась.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОТ 29.12.2012 N 273-ФЗ (РЕД. ОТ 07.05.2013 С ИЗМЕНЕНИЯМИ, ВСТУПИВШИМИ В СИЛУ С 19.05.2013) «ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Глава 13. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Статья 103. Создание образовательными организациями высшего образования хозяйственных обществ и хозяйственных партнерств, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности

  1. Образовательные организации высшего образования, являющиеся бюджетными учреждениями, автономными учреждениями, имеют право без согласия собственника их имущества с уведомлением федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере научной и научно-технической деятельности, быть учредителями (в том числе совместно с другими лицами) хозяйственных обществ и хозяйственных партнерств, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау), исключительные права на которые принадлежат указанным образовательным организациям (в том числе совместно с другими лицами). При этом уведомления о создании хозяйственных обществ или хозяйственных партнерств должны быть направлены указанными в настоящей части образовательными организациями высшего образования в течение семи дней со дня внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о государственной регистрации хозяйственного общества или хозяйственного партнерства.
  2. Указанные в части 1 настоящей статьи образовательные организации высшего образования в качестве вклада в уставные капиталы таких хозяйственных обществ и складочные капиталы таких хозяйственных партнерств вносят право использования результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау), исключительные права на которые принадлежат указанным образовательным организациям (в том числе совместно с другими лицами). Денежная оценка права, вносимого в качестве вклада в уставный капитал хозяйственного общества или складочный капитал хозяйственного партнерства по лицензионному договору, утверждается решением единственного учредителя (общего собрания учредителей) хозяйственного общества или участников хозяйственного партнерства, принимаемым всеми учредителями хозяйственного общества или участниками хозяйственного партнерства единогласно. Если номинальная стоимость или увеличение номинальной стоимости доли либо акций участника хозяйственного общества в уставном капитале хозяйственного общества или доли либо акций, оплачиваемых вкладом в складочный капитал хозяйственного партнерства, составляет более чем пятьсот тысяч рублей, такой вклад должен оцениваться независимым оценщиком.
  3. Денежные средства, оборудование и иное имущество, находящиеся в оперативном управлении указанных в части 1 настоящей статьи образовательных организаций высшего образования, могут быть внесены в качестве вклада в уставные капиталы хозяйственных обществ и складочные капиталы хозяйственных партнерств в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации.
  4. Указанные в части 1 настоящей статьи образовательные организации высшего образования вправе привлекать других лиц в качестве учредителей (участников) хозяйственного общества или участников хозяйственного партнерства.
  5. Образовательные организации высшего образования, являющиеся бюджетными учреждениями, вправе распоряжаться долями или акциями в уставных капиталах хозяйственных обществ и вкладами в складочных капиталах хозяйственных партнерств, владельцами которых они являются, только с предварительного согласия соответствующих собственников. Такие образовательные организации высшего образования осуществляют управление долями или акциями в уставных капиталах хозяйственных обществ и вкладами в складочных капиталах хозяйственных партнерств в качестве участников в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации. Права участников хозяйственных обществ и хозяйственных партнерств от имени указанных образовательных организаций высшего образования осуществляют их руководители.
  6. Доходы от распоряжения долями или акциями в уставных капиталах хозяйственных обществ и вкладами в складочных капиталах хозяйственных партнерств, учредителями (участниками) которых являются указанные в части 1 настоящей статьи образовательные организации высшего образования, поступают в их самостоятельное распоряжение.

Лекция 5.

Внебюджетное финансирование

Классификация внебюджетных доходов

1. Понятие внебюджетного финансирования.

2. Источники внебюджетных средств, порядок внебюджетного финансирования.

3. Совершенствование внебюджетной деятельности в образовании.

Понятие ”внебюджетная деятельность“ применительно к сфере образования сложилось достаточно давно. Его содержание определялось исходя из того обстоятельства, что, наряду с деятельностью, финансируемой из бюджета, образовательное учреждение имеет возможность осуществлять ”дополнительную“ деятельность, что называется ”в свободное от основной работы время“ и с использованием своего кадрового и материального потенциала.

Финансовое обеспечение этой деятельности осуществлялось, как правило, не из бюджета, поэтому и деятельность называлась и часто называется ”внебюджетной“. Средства, поступающие от осуществления такой деятельности, принято называть внебюджетным финансированием, внебюджетными поступлениями, доходами от самостоятельной деятельности образовательного учреждения. Термины эти также сложились давно, используются, в основном, как синонимы, хотя и отражают разные отношения.

Если это будет безвозмездное обеспечение средствами из коммерческой организации-учредителя (из прибыли после уплаты налогов), то это также может считаться бюджетным финансированием.

Можно ли в таком случае сказать, что внебюджетное (или небюджетное) финансирование - это все прочие поступления средств в учебное заведение? Обычно так и говорят. Все средства, поступающие в образовательное учреждение не из бюджета, разумеется, являются внебюджетными. В данном случае применяется так называемое ”негативное определение“, в качестве отличительного признака выбирается их ”непринадлежность“ к определенному источнику поступления - к бюджету, причем неважно, к какому именно бюджету. Может быть, это и не самая удачная классификация, но она прочно вошла в обиход, а термин имеет общепринятый характер.

Таким образом, поступающие в учебное заведение средства делятся на бюджетные и внебюджетные. Было бы логично называть все поступающие в учебное заведение средства доходами, но применительно к бюджетным средствам этот термин обычно не используется, а применяется пока только к внебюджетным поступлениям.

Как было показано раньше, бюджетные средства, поступающие в учебное заведение в режиме финансирования, характеризуются двумя основными признаками:

Направлены на совершенно определенные расходы (в соответствии со сметой);

Поступают безвозмездно, т. е. взамен этих средств собственник не получает от учебного заведения эквивалента в виде товаров и (или) услуг.

Таким образом, финансирование может осуществляться из следующих источников:

Бюджет учредителя;

Спонсорские средства;

Собственные средства, находящиеся в самостоятельном распоряжении учреждения (организации).

Классификация внебюджетных доходов является основой для определения:

● направлений внебюджетной активности учебных заведений.

Базовыми элементами классификации могут быть избраны две основные группы, определяющие характер деятельности, финансовой результат и возможные налоговые последствия. К этим группам относятся:

1. Основная деятельность:

● реализация одной или нескольких образовательных программ;

● проведение научно-исследовательских работ;

● деятельность по обеспечению и обслуживанию образовательного и научно-исследовательского процесса.

2. Прочая деятельность:

Работы (услуги) выполняемые (оказываемые) с использованием ресурсов образовательного учреждения (территории, помещения, оборудования и др.):



Рассказать друзьям