Стиль барокко в архитектуре. Архитектура барокко во франции

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Служили прославлению монарха, а не церкви.

Городская перепланировка, осуществлённая в XVII веке в Париже, отличалась от римской тем, что площади, равно как и большие проспекты, были независимы от зданий, являвшихся символами города.

Французское барокко наиболее ярко проявилось в светской архитектуре - при строительстве дворцов, замков, домов для буржуазии и общественных зданий. Преобладает тип дворца п-образной формы, состоящего из центральной постройки и боковых ризалитов. Здание неразрывно связано с парком, разбитым позади него, и почётным двором (court d’honneur) перед фасадом. Двор отгораживали от улицы позолоченной решёткой. Часто такие решётки сами по себе являлись чудесными произведениями искусства бронзолитейщиков барокко.

Благодаря нововведению архитектора Ж.А. Мансара , повысившего крышу и придавшего чердачному помещению функциональность, появляются мансарды. Живописность добавляли яркие крыши, выложенные либо цветной черепицей в «шашечку», либо шифером и увитые краснеющим по осени виноградом или плющом. Примером французской архитектуры, созданной по итальянскому образцу, являются Колледж четырёх наций (1662 г.) работы Луи Лево (Рис. 3.1).

Рис. 3.2 Рис. 3.3

Церковь в Сорбонне (1635 г.) Жака Лемерсье (Рис. 3.2), собор Дома инвалидов (1706 г.) Жюля Ардуэн-Мансара (Рис. 3.3) - примеры культовых построек барокко.

Клод Перро (1613 - 1688) создаёт проект главного восточного фасада Лувра (1667 - 1673 гг.) - королевского дворца в Париже. Его работа воплотила самые близкие французам идеи и настроения: строгость и торжественность, масштабность и предельную простоту. Восточный фасад Лувра стал примером чисто французского барокко. Он на пятнадцать метров превышает реальную длину здания, разделён на ярусы, оформлен ордером со стоящими попарно колоннами. Центральная выступающая часть фасада украшена портиком с фронтоном. Такая трёхчастная композиция была характерна для фасадов дворцов и парадных вилл эпохи Возрождения. Мастеру удалось показать, что старые традиции ещё остаются источником красоты.

Большой архитектурно-строительной задачей во второй половине XVII в. явилась перестройка резиденции французских королей - Версаля. В создании проекта участвовали виднейшие зодчие: Луи Лево (1612-1670), Жюль Ардуэн-Мансар (1646-1708) и выдающийся декоратор садов и парков Андре Ленотр (1613-1700). Строгие фасады Версаля, спроектированные Ардуен-Мансаром, стали образцом нового стиля в искусстве - классицизма .


Парадные интерьеры дворца, выполненные Шарлем Лебреном в стиле барокко, отличаются от фасадов роскошью отделки. Перед дворцом находится площадь Армии, а за ним - огромный парк.

Главный корпус дворца строго делится на две половины - короля и королевы. Они соединяются «Зеркальной галереей» (Рис. 3.4), посередине которой находится кабинет короля. Рядом с жилыми помещениями центрального корпуса находятся огромные «крылья» пристроек для придворных и гостей.

Рис. 3.5. Салон Венеры (интерьер Версаля).

Архитектура барокко во Франции

Наименование параметра Значение
Тема статьи: Архитектура барокко во Франции
Рубрика (тематическая категория) Архитектура

В отличии от Италии, в абсолютистской Франции архитектура и искусство служили прославлению монарха, а не церкви.

Городская перепланировка, осуществлённая в XVII веке в Париже, отличалась от римской тем, что площади, равно как и большие проспекты, были независимы от зданий, являвшихся символами города.

Французское барокко наиболее ярко проявилось в светской архитектуре - при строительстве дворцов, замков, домов для буржуазии и общественных зданий. Преобладает тип дворца п-образной формы, состоящего из центральной постройки и боковых ризалитов. Здание неразрывно связано с парком, разбитым позади него, и почётным двором (court d’honneur) перед фасадом. Двор отгораживали от улицы позолоченной решёткой. Часто такие решётки сами по себе являлись чудесными произведениями искусства бронзолитейщиков барокко. Благодаря нововведению архитектора Ж.А.Мансара, повысившего крышу и придавшего чердачному помещению функциональность, появляются мансарды. Живописность добавляли яркие крыши, выложенные либо цветной черепицей в ʼʼшашечкуʼʼ, либо шифером и увитые краснеющим по осœени виноградом или плющом. Примером французской архитектуры, созданной по итальянскому образцу, являются Колледж четырёх наций (1662 ᴦ.) работы Луи Лево (Рис. 3.1).




Рис. 3.2 Рис. 3.3

Церковь в Сорбонне (1635 ᴦ.) Жака Лемерсье (Рис. 3.2), собор Дома инвалидов (1706 ᴦ.) Жюля Ардуэн-Мансара (Рис. 3.3) – примеры культовых построек барокко.

Клод Перро (1613 – 1688) создаёт проект главного восточного фасада Лувра (1667 – 1673 гᴦ.) – королевского дворца в Париже. Его работа воплотила самые близкие французам идеи и настроения: строгость и торжественность, масштабность и предельную простоту. Восточный фасад Лувра стал примером чисто французского барокко. Он на пятнадцать метров превышает реальную длину здания, разделён на ярусы, оформлен ордером со стоящими попарно колоннами. Центральная выступающая часть фасада украшена портиком с фронтоном. Такая трёхчастная композиция была характерна для фасадов дворцов и парадных вилл эпохи Возрождения. Мастеру удалось показать, что старые традиции ещё остаются источником красоты.

Большой архитектурно-строительной задачей во второй половинœе XVII в. явилась перестройка резиденции французских королей – Версаля. В создании проекта участвовали виднейшие зодчие: Луи Лево (1612-1670), Жюль Ардуэн-Мансар (1646-1708) и выдающийся декоратор садов и парков Андре Ленотр (1613-1700). Строгие фасады Версаля, спроектированные Ардуен-Мансаром, стали образцом нового стиля в искусстве – классицизма .

Парадные интерьеры дворца, выполненные Шарлем Лебреном в стиле барокко, отличаются от фасадов роскошью отделки. Перед дворцом находится площадь Армии, а за ним – огромный парк.

Главный корпус дворца строго делится на две половины – короля и королевы. Οʜᴎ соединяются ʼʼЗеркальной галереейʼʼ (Рис. 3.4), посœерединœе которой находится кабинœет короля. Рядом с жилыми помещениями центрального корпуса находятся огромные ʼʼкрыльяʼʼ пристроек для придворных и гостей.

Рис. 3.5. Салон Венеры (интерьер Версаля).

Контрольные вопросы и задания по теме ʼʼАрхитектура барокко во Францииʼʼ

1. Какая форма государственного устройства сложилась во Франции в

XVII столетии, каким целям служило искусство?

2. Чем городская перепланировка Парижа XVII века отличалась от

3. Назовите имена французских архитекторов, работавших в стиле

4. Дайте характеристику светской барочной архитектуры.

5. Приведите примеры французской архитектуры. созданной по

итальянскому образцу.

6. Какие черты позволяют назвать восточный фасад Лувра примером

7. Назовите имена выдающихся зодчих XVII века, участвовавших в

перестройке Версаля.

8. Составьте описание убранства ʼʼЗеркальной галереиʼʼ Лувра – шедевра

барочного интерьера.

Архитектура барокко во Франции - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Архитектура барокко во Франции" 2017, 2018.

«Музыка барокко» - Гендель смешал в своей музыке богатые традиции импровизации и контрапункта. Марии в Любеке. Сейчас И. С. Бах является одним из самых популярных композиторов всех времён. Музыка раннего барокко (1600-1654). Творческая работа Люлли с самого начала была крепко связана с театром. В 1703 году принял сан католического священника.

«Архитектура барокко» - Петра в Риме. Для архитектуры барокко (Л. Бернини, Ф. Борромини в Италии, Б. Ф. Растрелли в России, Ян Кристоф Глаубиц в Речи Посполитой) характерны пространственный размах, слитность, текучесть сложных, обычно криволинейных форм. Часто встречаются развернутые масштабные колоннады, изобилие скульптуры на фасадах и в интерьерах, волюты, большое число раскреповок, лучковые фасады с раскреповкой в середине, рустованные колонны и пилястры.

«Классицизм и барокко» - Клод Лоррен. Никола Пуссен «Танец под музыку времени» (классицизм). Классицизм. Георг Фридрих Гендель. Жан Батист Люлли. Петер Пауль Рубенс. Клод Перро. Джованни Бернини Франческо Борромини Франческо Растрелли. Антонио Вивальди. И.С.Бах яркий представитель эпохи барокко. Архитектура. Барокко классицизм.

«Барокко в искусстве» - Л.Бернини. Картина со своей жестокой прямотой стала буквальным воспроизведением жизни. Портрет Людовика XIV. Возвращение блудного сына, 1669. Фонтан Четыре реки. «Смерть Марии» - одно из последних произведений художника. Караваджо. Пряхи 1656. Именно Бернини стал создателем барочного портрета. Нарцисс.

«Музыкальная культура барокко» - Семья В. А. Моцарта. Обладал феноменальным музыкальным слухом и памятью. Особенности музыки барокко. Георг Фридрих Гендель (1685 – 1759). Моцарт, пишущий «Реквием» на смертном одре. И вот новое искусство докатилось до безудержной распущенности. Орнаментальность достигает пределов возможного» Т. Владышеская.

«Стиль барокко» - Микеланджело. Лоренцо Бернини. Вестибюль библиотеки Сан-Лоренцо во Флоренции. Микеланджело руководил постройкой. Интерьер собора. Охватил колоннадой огромную площадь. «Бракованная жемчужина». Оформил фасад собора святого Петра. Балдахин, покрывающий предполагаемую гробницу святого. Барокко. Джакомо делла Порта.

Архитектура барокко во Франции

Под влиянием традиций ренессанса французское барокко имеет более спокойный характер, чем в Италии - барокко классического направления. В архитектуре дворцов, замков и городских особняков строгость стиля всегда преобладает над художественной фантазией.

Вначале французское барокко находится под сильным влиянием ренессансных традиций, которые удерживаются здесь вплоть до первой четверти XVII в. Новое поколение архитекторов создает движение, заведомо противоположное радикальному итальянскому барокко.

Ранний период архитектуры барокко во Франции связан с первой третью XVII века - временем правления Людовика XIII (1610-1643). Основными представителями его были зодчие Жак Лемерсье и Франсуа Мансар.

Для периода Людовика XIV (1643-1715) характерен размах и широта концепций архитектурных комплексов и отдельных общественных и частных зданий. Ведущим архитектором того периода был Ж. А. Мансар.

Во Франции XVII в. замковая архитектура продолжала развиваться в направлении, восходящем к четырехугольным в плане крепостям-замкам Филиппа II Августа. Замок освобождился от всех оборонительных функций, постепенно обретая упорядоченную и симметричную форму с четко выделенным главным зданием и двумя боковыми крыльями. В середине века под Парижем появились Мезон и Во - непревзойденные шедевры, в которых сливаются воедино традиция изолированного строения (Блеранкур, Бальруа) и П-образного в плане замка с внутренним двором (Куломье, Ришелье). Теперь замок представляет собой обширный ансамбль, включающий подъездные пути, служебные помещения, прилегающие окрестности и сады. Лишенный отныне крыльев, о которых напоминает вытянутая по бокам кровля, он стал более открытым внешнему миру, что влечет за собой новое расположение жилых помещений на первом этаже. Частный замок канул в небытие при Людовике XIV, но с наступлением XVIII в. появился вновь в облике «загородного дома». Замки в Шане, Монморанси, Жоссиньи или Бельвю свидетельствуют об общей тенденции: уменьшение размеров, исчезновение рвов, упрощение объемов, сокращение лепных украшений на фасаде.

Архитектура церковных сооружений ориентируется на римские, прежде всего центрические по своей композиции, типы. Однако для французской архитектуры характерна своя логика, иное понимание тектоники и организации пространства. Фасады решаются большим ордером, чему подчиняется вся планировочная схема. Особенно большой роскошью отличаются интерьеры.



Рассказать друзьям