Странноприимный дом. Странноприимный дом шереметева Ангелы и портреты

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

О любви графа Николая Петровича Шереметева и крепостной актрисы Прасковьи Ковалевой-Жемчуговой слагали легенды еще при их жизни. Граф влюбился в свою крепостную актрису с первого взгляда. Но так как жениться на ней он не мог, то поклялся никогда не жениться. В 1798 го­ду граф дал Прасковье и всей ее семье вольную. А в 1801 году, получив разрешение императора Александра I, 50-летний граф Николай Петрович Шереметев и 33-летняя Прасковья Ковалева-Жемчугова обвенчались. К тому моменту великая актриса уже оставила сцену, так как у нее обострился туберкулез. В 1803 году, через несколько недель после появления на свет их сына Дмитрия, она умерла. Граф пережил свою любимую всего на шесть лет.


Еще при жизни Прасковьи Ивановны в 1792 году было начато строительство странноприимного дома. Так раньше называли больницы-приюты для нищих и калек. По просьбе возлюбленной граф Шереметев решил создать богадельню на 100 человек обоего пола и больницу для бесплатного лечения на 50 человек. Место, выбранное для постройки, называлось «Черкасскими огородами», нынешний адрес: Большая Сухаревская площадь, 3. Работу начал зодчий из крепостных Елизвой Назаров, приходившийся родственником знаменитому архитектору Василию Баженову.

Замышлялась настоящая барская городская усадьба, с отстоящим от улицы главным корпусом, церковью, парком и садом. В 1803 году, когда Прасковья Ивановна умерла, было построено центральное здание и левое крыло. Граф решил радикально все перестроить и создать памятник своей жене.

Великолепие Кваренги

Для воплощения своего монументального замысла граф пригласил известного архитектора Джакомо Кваренги, по проектам которого среди прочего были возведены Смольный институт благородных девиц и Конногвардейский манеж в Санкт-Петербурге. Перед Кваренги была поставлена задача возвести ни много ни мало Дворец милосердия. И архитектор с ней справился. Уже построенный портик здания Кваренги заменил изящной полукруглой колоннадой, а портики возвел в средних частях крыльев дома и по его торцам. В четырех нишах установили фигуры евангелистов, фасад украсили многочисленной лепниной. Ходили слухи, что граф Николай Петрович был членом масонской ложи, поэтому в украшениях на фасаде до сих пор находят масонские символы. По проекту Кваренги было сделано и внутреннее убранство храма, который располагается по центру здания в полуротонде. Росписи плафона и парусов в церкви, а также другая ее отделка выполнены художником Доменико Скотти.


Позади дома разбили обширный парк, выход в который из дома оформлен двойной колоннадой и мраморной лестницей в два спуска, изящными резными фонарями. В левом крыле помещалась богадельня на 50 мужчин на первом этаже и 50 женщин на втором. Богаделенное крыло дома заканчивалось величественной двухцветной столовой залой. В правом была бесплатная больница для бедных на 50 коек.

На строительство граф потратил 2,5 млн руб­лей, но не дожил до его торжественного отк­рытия — оно состоялось через полтора года. Мероприятие приурочили к дню рождения ­Николая Петровича Шереметева — 28 июня 1810 года.

Ангелы и портреты

В храме, который действует и сейчас, три престола: центральный — в честь святой Живоначальной Троицы, южный — святителя Николая Чудотворца (святого покровителя Николая Петровича), северный — святителя Димитрия Ростовского (святого покровителя сына графа). После революции храм был закрыт и сильно обветшал. Реставрация проводилась в 70-е годы XX века и в 2000-е. Реставраторы использовали авторские листы Кваренги с изображением фасадов и храмового интерьера и многочисленные

фотоматериалы начала и середины века. Сотрудникам организации «Спецпроектреставрация» удалось восстановить интерьер странноприимного дома практически в первозданном виде. Городская легенда гласит, что два ангела на фреске в куполе — это портреты Прасковьи Ковалевой-Жемчуговой и ее сына, маленького Дмитрия. Когда будете в храме, присмотритесь к изображениям ангела с бубном и ангелочка с пальмовой ветвью и колосьями.

Странноприимный дом управлялся специальным советом. По завещанию графа Николая Петровича сын и его потомки должны быть попечителями, а главными смотрителями всегда выбирались представители не графских ветвей рода Шереметевых.


Во время войны 1812 года и Русско-турецкой вой­ны 1877-1878 годов странноприимный дом превращался в гос­питаль. До сих пор в музее хранится история болезни князя Багратиона. Во время Крымской войны граф Сергей Дмитриевич Шереметев на свои средства формирует санитарный отряд из врачей больницы, которые на полях сражения разворачивают госпиталь на 50 коек. Во время Русско-японской войны им был создан лазарет на благотворительной основе.

Больница при странноприимном доме почти сразу стала называться Шереметевской. Она считалась одной из лучших московских частных клиник.

Знаменитый «Склиф»

В 1919 году вместо странноприимного дома открыли Московскую городскую станцию скорой медицинской помощи, а с 1923 года тут разместился один из корпусов НИИ скорой помощи имени Николая Васильевича Склифосовского — основоположника неотложной хирургии в России. Название этой больницы, которое горожане преобразовали в короткое «Склиф», знакомо всем. Здесь работали и продолжают трудиться десятки талантливых врачей, хирургов, создавших школы и направления в отечественной медицине. В их числе выдающийся хирург Сергей Сергеевич Юдин, который в 1930 году спас больного, впервые перелив ему кровь погибшего человека.


Юдин, который долгое время был главным хирургом НИИ, ратовал за создание музея. Кроме того, он предложил реставрировать историческое здание и бывший храм, чтобы «раскрыть гениальные архитектурные творения Кваренги», и сам участвовал в работах. В 1953 году полученную им Сталинскую премию хирург направил на реставрацию живописи домовой Троицкой церкви, в стенах которой создавали музей медицины, и передал ему свои архивы. В 1986 году его заветное желание сбылось — в доме графа Шереметева разместился Центральный музей медицины, который в октябре 1991 года получил статус Научно-исследовательского центра «Медицинский музей» РАМН.

  • Странноприимный дом графа Шереметева Говорят, что…. . . . / Просмотров: 23129 / Станноприимный дом Всё началось в 1803 году. Николай Петрович Шереметев (1751-1809), граф, директор Московского дворянского банка, покровитель искусств, меценат, отправил письмо императору Александру I: «Руководствуясь непреложными обязанностями закона христианского и следуя побуждениям патриотического усердия, издавна положил я за непременное учредить в Москве странноприимный дом для содержания в оном на моём иждивении богадельни, состоящей из 100 человек обоего пола и всякого звания неимущих и увечных. И больницы на 50 человек для безденежного лечения в оной, также всякого состояния бедных». Для неимущих и увечных Шереметев денег не пожалел. Странноприимный дом Его любимая жена, актриса и благотворительница Прасковья Ковалёва-Жемчугова часто заходила на Сухаревскую площадь, чтобы подать милостыню нищим. Она хорошо помнила о своём незнатном происхождении, поэтому всегда помогала нуждающимся. Граф, страстно любивший жену, решил построить на Сухаревке Странноприимный дом. Для воплощения задуманного он нанял архитектора Елизвоя Назарова, самого из бывших крепостных, ученика Баженова и Казакова. Здание поначалу строили скромное. Однако через два года после свадьбы, в 1803 году Прасковья родила графу сына и умерла от послеродовых осложнений. Безутешный Шереметев решил увековечить память о жене в Страноприимном доме, пригласив перестроить будущий Склиф и превратить его во «Дворец милосердия» знаменитого архитектора Джакомо Кваренги. Странноприимный дом за Сухаревой башней на 100 мест - больницу и богадельню — открыли 28 июня 1810 года. Сам граф не дожил до этого события. Первые пациенты и обитатели Однако Шереметев позаботился о том, чтобы богадельня ни в чём не нуждалась, открыв счёт на её содержание и положив туда сотни тысяч рублей, большие по тем временам деньги. Первыми жителями богадельни (призреваемыми) стали мелкие чиновники, отставные офицеры, священники, пожилые мещане. Страноприимный дом не отказывал практически никому. Ежегодные суммы отпускались на приданое «неимущим и осиротевшим девицам», «на вспоможение семействам всякого состояния, претерпевающим скудость», на помощь обедневшим ремесленникам и выкуп заключённых из долговых тюрем, на вклады на храмы, на создание библиотеки с читальней, на захоронение неимущих и другие нужды. С 1850-х годов Странноприимный дом все чаще стал называться Шереметевской больницей. Новый этап в её развитии начался в 1858 году с приходом нового главного врача А.Т. Тарасенкова. Из богадельни будущий Склиф всё больше превращался в настоящее лечебное учреждение. Тарасенков установил строгий контроль за покупкой и назначением лекарств, наладил регулярные обходы и осмотры больных. Пациентам при выписке выдавались денежные пособия. Госпиталь и лаборатории В 1876 году открылась бесплатная амбулатория с выдачей лекарств — «приходящее отделение». Шереметьевская больница к концу XIX века стала одним из передовых лечебно-медицинских учреждений Москвы. В больнице стали внедрять передовые методы хирургического лечения. Появились операционные с новейшим оборудованием, первые рентгеновские аппараты, лаборатории для химических и микроскопических исследований. Было подсчитано, что за сто лет существования Странноприимного дома графа Шереметева его благотвори-тельностью воспользовалось примерно 2 миллиона человек. На это было израсходовано свыше 6 миллионов рублей. В первые годы советской власти Странноприимный дом был упразднён в 1918 году, но больница продолжала существование, и её по-прежнему называли Шереметьевской. Новый главврач Герштейн распорядился, чтобы лечебное учреждение работало круглосуточно, экстренно помогая жителям города. Нарком здравоохранения РСФСР Семашко считал первоочередной задачей организацию общедоступной экстренной медицинской помощи населению. 18 июля 1919 года Моссовет принял решение о создании на базе Шереметьевской больницы Московской станции скорой медицинской помощи. В 1923 году больница была переименована в Научно-исследовательский институт неотложной помощи. Почему Склифосовский «Короче, Склифосовский», — произносит персонаж Юрия Никулина Балбес в комедии Леонида Гайдая «Кавказская пленница». И он не так уж и неправ. Скорая помощь просто обязана реагировать быстро и четко. Институту было присвоено имя легенды отечественной медицины Николая Склифосовского в 1923 году, и директором был назначен бывший главврач больницы Герштейн. К слову, сам Николай Склифосовский ни разу не был в больнице, названной в его честь. Но память о своём учителе, выдающемся русском хирурге, профессоре и учёном сохранили его ученики: Н. И. Пирогов, Э. Бергман, К. К. Рейер. Они, как и Склифосовский, продолжили внедрять передовые медицинские открытия и разработки в практику лечения больных. И Склиф подхватил эту эстафету. Главный хирург Касинцев, ученик Склифосовского, выработал новые принципы работы врачей: ежедневные конференции с анализом итогов суточной работы, обязательное участие в работе рентгенологов и многое другое. В 1930 году стараниями нового главного хирурга Юдина был открыт специальный операционный корпус с современными стерилизационными установками и отделением по лечению переломов методом вытяжения. Скоро станция скорой помощи, которая уже располагала сетью подразделений по городу, стала самостоятельным учреждением в подчинении Мосгорздравотдела. Военные и послевоенные годы Во время Великой Отечественной войны институт принимал десятки тысяч раненых, но при этом ни на секунду не прекращал научную работу. Множество специалистов были призваны в действующую армию, многие учёные возглавили работу медицинских частей армии и флота. После войны в русле неотложной хирургии возникло множество самостоятельных направлений. Соответственно, открывались и новые подразделения института. В 1960 году — отделение неотложной хирургии. В 1967-м — реанимационно-анестезиологический отдел. В шестьдесят девятом — отделение неотложной хирургии органов грудной полости. Минздрав СССР придал институту официальный статус головной союзной организации в области экстренной хирургии. В 1971 году началось и спустя десять лет завершилось строительство нового многоэтажного клинико-хирургического корпуса, оснащённого самым современным оборудованием. На данный момент НИИ скорой помощи имени Н.В. Склифосовского — это головное медицинское учреждение Москвы и России по проблемам скорой медицинской помощи, неотложной кардиологии, ожогов и острых отравлений. Материалы для публикации предоставлены Главным архивным управлением города Москвы.
  • С 1850-х Странноприимный дом называли Шереметевской больницей. Ее считали одной из лучших частных больниц Москвы, так как тут использовали большинство медицинских новаций. Странноприимный дом Шереметьева в Москве Путеводитель по архитектурным стилям 23 июля 1923 года Шереметевскую больницу переименовали в Институт травматологии и неотложной помощи имени Склифосовского. Позже его стали называть Научно-исследовательским институтом скорой помощи имени Склифосовского. В 1971 году за историческим зданием Странноприимного дома построили многоэтажный клинико-хирургический корпус. Сейчас НИИ Склифосовского известен любому москвичу, а его сотрудники стремятся сделать дом доступным для экскурсантов и работают над наполнением музея Дворца Милосердия. Говорят, что…. . . . А что о странноприимном доме Шереметева можете сказать вы? / Просмотров: 23130 /


С 1850-х Странноприимный дом называли Шереметевской больницей. Ее считали одной из лучших частных больниц Москвы, так как тут использовали большинство медицинских новаций.

Странноприимный дом графа Шереметева

Путеводитель по архитектурным стилям

23 июля 1923 года Шереметевскую больницу переименовали в Институт травматологии и неотложной помощи имени Склифосовского. Позже его стали называть Научно-исследовательским институтом скорой помощи имени Склифосовского.
В 1971 году за историческим зданием Странноприимного дома построили многоэтажный клинико-хирургический корпус.

Сейчас НИИ Склифосовского известен любому москвичу, а его сотрудники стремятся сделать дом доступным для экскурсантов и работают над наполнением музея Дворца Милосердия.

Говорят, что… .
.
.
.


А что о странноприимном доме Шереметева можете сказать вы?

Станноприимный дом

Всё началось в 1803 году. Николай Петрович Шереметев (1751-1809), граф, директор Московского дворянского банка, покровитель искусств, меценат, отправил письмо императору Александру I:

«Руководствуясь непреложными обязанностями закона христианского и следуя побуждениям патриотического усердия, издавна положил я за непременное учредить в Москве странноприимный дом для содержания в оном на моём иждивении богадельни, состоящей из 100 человек обоего пола и всякого звания неимущих и увечных. И больницы на 50 человек для безденежного лечения в оной, также всякого состояния бедных».

Для неимущих и увечных Шереметев денег не пожалел.

Странноприимный дом

Его любимая жена, актриса и благотворительница Прасковья Ковалёва-Жемчугова часто заходила на Сухаревскую площадь, чтобы подать милостыню нищим. Она хорошо помнила о своём незнатном происхождении, поэтому всегда помогала нуждающимся. Граф, страстно любивший жену, решил построить на Сухаревке Странноприимный дом. Для воплощения задуманного он нанял архитектора Елизвоя Назарова, самого из бывших крепостных, ученика Баженова и Казакова. Здание поначалу строили скромное. Однако через два года после свадьбы, в 1803 году Прасковья родила графу сына и умерла от послеродовых осложнений. Безутешный Шереметев решил увековечить память о жене в Страноприимном доме, пригласив перестроить будущий Склиф и превратить его во «Дворец милосердия» знаменитого архитектора Джакомо Кваренги.

Странноприимный дом за Сухаревой башней на 100 мест - больницу и богадельню — открыли 28 июня 1810 года. Сам граф не дожил до этого события.

Первые пациенты и обитатели

Однако Шереметев позаботился о том, чтобы богадельня ни в чём не нуждалась, открыв счёт на её содержание и положив туда сотни тысяч рублей, большие по тем временам деньги. Первыми жителями богадельни (призреваемыми) стали мелкие чиновники, отставные офицеры, священники, пожилые мещане.

Страноприимный дом не отказывал практически никому. Ежегодные суммы отпускались на приданое «неимущим и осиротевшим девицам», «на вспоможение семействам всякого состояния, претерпевающим скудость», на помощь обедневшим ремесленникам и выкуп заключённых из долговых тюрем, на вклады на храмы, на создание библиотеки с читальней, на захоронение неимущих и другие нужды.

С 1850-х годов Странноприимный дом все чаще стал называться Шереметевской больницей. Новый этап в её развитии начался в 1858 году с приходом нового главного врача А.Т. Тарасенкова. Из богадельни будущий Склиф всё больше превращался в настоящее лечебное учреждение. Тарасенков установил строгий контроль за покупкой и назначением лекарств, наладил регулярные обходы и осмотры больных. Пациентам при выписке выдавались денежные пособия.




Госпиталь и лаборатории

В 1876 году открылась бесплатная амбулатория с выдачей лекарств — «приходящее отделение». Шереметьевская больница к концу XIX века стала одним из передовых лечебно-медицинских учреждений Москвы. В больнице стали внедрять передовые методы хирургического лечения. Появились операционные с новейшим оборудованием, первые рентгеновские аппараты, лаборатории для химических и микроскопических исследований.

Было подсчитано, что за сто лет существования Странноприимного дома графа Шереметева его благотвори-тельностью воспользовалось примерно 2 миллиона человек. На это было израсходовано свыше 6 миллионов рублей.

Странноприимный дом был упразднён в 1918 году, но больница продолжала существование, и её по-прежнему называли Шереметьевской.

Новый главврач Герштейн распорядился, чтобы лечебное учреждение работало круглосуточно, экстренно помогая жителям города. Нарком здравоохранения РСФСР Семашко считал первоочередной задачей организацию общедоступной экстренной медицинской помощи населению.

18 июля 1919 года Моссовет принял решение о создании на базе Шереметьевской больницы Московской станции скорой медицинской помощи.

В 1923 году больница была переименована в Научно-исследовательский институт неотложной помощи.

Почему Склифосовский

«Короче, Склифосовский», — произносит персонаж Юрия Никулина Балбес в комедии Леонида Гайдая «Кавказская пленница». И он не так уж и неправ. Скорая помощь просто обязана реагировать быстро и четко.

Институту было присвоено имя легенды отечественной медицины Николая Склифосовского в 1923 году, и директором был назначен бывший главврач больницы Герштейн. К слову, сам Николай Склифосовский ни разу не был в больнице, названной в его честь. Но память о своём учителе, выдающемся русском хирурге, профессоре и учёном сохранили его ученики: Н. И. Пирогов, Э. Бергман, К. К. Рейер. Они, как и Склифосовский, продолжили внедрять передовые медицинские открытия и разработки в практику лечения больных. И Склиф подхватил эту эстафету.

Главный хирург Касинцев, ученик Склифосовского, выработал новые принципы работы врачей: ежедневные конференции с анализом итогов суточной работы, обязательное участие в работе рентгенологов и многое другое.

В 1930 году стараниями нового главного хирурга Юдина был открыт специальный операционный корпус с современными стерилизационными установками и отделением по лечению переломов методом вытяжения.

Скоро станция скорой помощи, которая уже располагала сетью подразделений по городу, стала самостоятельным учреждением в подчинении Мосгорздравотдела.

Военные и послевоенные годы

Во время Великой Отечественной войны институт принимал десятки тысяч раненых, но при этом ни на секунду не прекращал научную работу.

Множество специалистов были призваны в действующую армию, многие учёные возглавили работу медицинских частей армии и флота.

После войны в русле неотложной хирургии возникло множество самостоятельных направлений. Соответственно, открывались и новые подразделения института. В 1960 году — отделение неотложной хирургии. В 1967-м — реанимационно-анестезиологический отдел. В шестьдесят девятом — отделение неотложной хирургии органов грудной полости.

Минздрав СССР придал институту официальный статус головной союзной организации в области экстренной хирургии. В 1971 году началось и спустя десять лет завершилось строительство нового многоэтажного клинико-хирургического корпуса, оснащённого самым современным оборудованием.

На данный момент НИИ скорой помощи имени Н.В. Склифосовского — это головное медицинское учреждение Москвы и России по проблемам скорой медицинской помощи, неотложной кардиологии, ожогов и острых отравлений.

Материалы для публикации предоставлены Главным архивным управлением города Москвы.

Здание странноприимного дома Шереметева начали строить по проекту Е.С. Назарова в 1792 году как городскую барскую усадьбу. Но после смерти жены графа Шереметева все изменилось.

Шереметев привлек к строительству Джакомо Кваренги. Архитектор сильно изменил проект Назарова и превратил строящееся здание в «Дворец милосердия»: добавил полукруглую ротонду из колонн в центральной части, украсил полукруглые ниши скульптурами четырех евангелистов работы Фонтини, переделал и обильно украсил барельефами и скульптурой домовую церковь Живоначальной Троицы.

Николай Шереметев не дожил до завершения строительства, но завещал большое состояние на содержание Странноприимного дома и добился его освобождения от налогов.

Во время войны 1812 года в здании Странноприимного дома находился госпиталь сначала французской, а затем русской армии. Позже тут устроили госпиталь для раненых в русско-турецкую войну 1887 года. Сюда же поступали раненые с фронтов русско-японской и Первой Мировой войны.
Но деятельность Странноприимного Дома не ограничивалась только стенами богадельни и больницы. По завещанию графини Прасковьи Ковалевой-Жемчуговой ежегодно отпускались из его капиталов суммы на приданное невестам, неимущим и сиротам, на пособие на воспитание сирот и другие нужды. Более 200 тысяч человек получили такую помощь.

С 1850-х Странноприимный дом называли Шереметевской больницей. Ее считали одной из лучших частных больниц Москвы, так как тут использовали большинство медицинских новаций.

Странноприимный дом Шереметьева в Москве

Путеводитель по архитектурным стилям

23 июля 1923 года Шереметевскую больницу переименовали в Институт травматологии и неотложной помощи имени Склифосовского. Позже его стали называть Научно-исследовательским институтом скорой помощи имени Склифосовского.
В 1971 году за историческим зданием Странноприимного дома построили многоэтажный клинико-хирургический корпус.

Сейчас НИИ Склифосовского известен любому москвичу, а его сотрудники стремятся сделать дом доступным для экскурсантов и работают над наполнением музея Дворца Милосердия.

Говорят, что… .
.
.
.


А что о странноприимном доме Шереметева можете сказать вы?

Здание странноприимного дома Шереметева начали строить по проекту Е.С. Назарова в 1792 году как городскую барскую усадьбу.

Странноприимный дом графа Н.П. Шереметева.

Но после смерти жены графа Шереметева все изменилось.

Шереметев привлек к строительству Джакомо Кваренги. Архитектор сильно изменил проект Назарова и превратил строящееся здание в «Дворец милосердия»: добавил полукруглую ротонду из колонн в центральной части, украсил полукруглые ниши скульптурами четырех евангелистов работы Фонтини, переделал и обильно украсил барельефами и скульптурой домовую церковь Живоначальной Троицы.

Николай Шереметев не дожил до завершения строительства, но завещал большое состояние на содержание Странноприимного дома и добился его освобождения от налогов.

Во время войны 1812 года в здании Странноприимного дома находился госпиталь сначала французской, а затем русской армии. Позже тут устроили госпиталь для раненых в русско-турецкую войну 1887 года. Сюда же поступали раненые с фронтов русско-японской и Первой Мировой войны.
Но деятельность Странноприимного Дома не ограничивалась только стенами богадельни и больницы. По завещанию графини Прасковьи Ковалевой-Жемчуговой ежегодно отпускались из его капиталов суммы на приданное невестам, неимущим и сиротам, на пособие на воспитание сирот и другие нужды. Более 200 тысяч человек получили такую помощь.

С 1850-х Странноприимный дом называли Шереметевской больницей. Ее считали одной из лучших частных больниц Москвы, так как тут использовали большинство медицинских новаций.

Путеводитель по архитектурным стилям

23 июля 1923 года Шереметевскую больницу переименовали в Институт травматологии и неотложной помощи имени Склифосовского. Позже его стали называть Научно-исследовательским институтом скорой помощи имени Склифосовского.
В 1971 году за историческим зданием Странноприимного дома построили многоэтажный клинико-хирургический корпус.

Сейчас НИИ Склифосовского известен любому москвичу, а его сотрудники стремятся сделать дом доступным для экскурсантов и работают над наполнением музея Дворца Милосердия.

Говорят, что… .
.
.
.


А что о странноприимном доме Шереметева можете сказать вы?

Здание странноприимного дома Шереметева начали строить по проекту Е.С. Назарова в 1792 году как городскую барскую усадьбу. Но после смерти жены графа Шереметева все изменилось.

Шереметев привлек к строительству Джакомо Кваренги. Архитектор сильно изменил проект Назарова и превратил строящееся здание в «Дворец милосердия»: добавил полукруглую ротонду из колонн в центральной части, украсил полукруглые ниши скульптурами четырех евангелистов работы Фонтини, переделал и обильно украсил барельефами и скульптурой домовую церковь Живоначальной Троицы.

Николай Шереметев не дожил до завершения строительства, но завещал большое состояние на содержание Странноприимного дома и добился его освобождения от налогов.

Во время войны 1812 года в здании Странноприимного дома находился госпиталь сначала французской, а затем русской армии. Позже тут устроили госпиталь для раненых в русско-турецкую войну 1887 года. Сюда же поступали раненые с фронтов русско-японской и Первой Мировой войны.
Но деятельность Странноприимного Дома не ограничивалась только стенами богадельни и больницы. По завещанию графини Прасковьи Ковалевой-Жемчуговой ежегодно отпускались из его капиталов суммы на приданное невестам, неимущим и сиротам, на пособие на воспитание сирот и другие нужды. Более 200 тысяч человек получили такую помощь.

С 1850-х Странноприимный дом называли Шереметевской больницей.

Ее считали одной из лучших частных больниц Москвы, так как тут использовали большинство медицинских новаций.

Путеводитель по архитектурным стилям

23 июля 1923 года Шереметевскую больницу переименовали в Институт травматологии и неотложной помощи имени Склифосовского. Позже его стали называть Научно-исследовательским институтом скорой помощи имени Склифосовского.
В 1971 году за историческим зданием Странноприимного дома построили многоэтажный клинико-хирургический корпус.

Сейчас НИИ Склифосовского известен любому москвичу, а его сотрудники стремятся сделать дом доступным для экскурсантов и работают над наполнением музея Дворца Милосердия.

Говорят, что… .
.
.
.


А что о странноприимном доме Шереметева можете сказать вы?

18 мая НИИ Скорой помощи им. Н.В. Склифосовского отметил 200-летие со дня открытия Странноприимного дома графа Шереметева.

Величественное здание, построенное по проектам Елизвоя Назарова и Джакомо Кваренги, было отреставрировано к 2008 году. Тогда коллектив института отмечал 85-летие со дня образования Научно-исследовательского института скорой помощи. И вот через два года знаменитое учреждение решило обратиться к истокам и вспомнить свою историю, начавшуюся еще в начале XIX века.

В связи с этим юбилеем сотрудниками Склифа при помощи Музея истории Москвы была подготовлена выставка "Дворец милосердия".

Торжественное открытие Странноприимного дома состоялось 28 июня, в день рождения Н. П. Шереметева, 1810 года, уже после смерти графа. А заложен он был еще в 1792 году на Черкасских огородах, перешедших к Шереметевым от князей Черкасских в 1743 году. На плане Черкасских огородов 1760-х годов обозначена церковь Ксении Преподобной. 13 июня 2010 года на этом месте был поставлен освященный патриархом Кириллом памятный крест.

Строительство заведения началось в 1803 году - тогда была учреждена строительная контора и чертежная. Директором конторы был назначен Алексей Федорович Малиновский, бывший Главным смотрителем Странноприимного дома до 1826 года. Как пишет А. Н. Тарасенков в своей книге, изданной к 50-летию заведения, архитекторами конторы были Кестнер и Жиральди по каменным работам, Козаков и Миронов по архитектурным, Назаров, сделавший первые планы для всех строений за 1500 рублей, при конторе не состоял. В январе 1803 года был подряжен московский купец Андреянов выстроить вторую половину главного корпуса из своего материала за 88 тыс. рублей по планам Назарова. Во второй половине 1803 года началась перестройка здания под руководством друга семьи Шереметевых Джакомо Кваренги. Перестройку эту связывают с кончиной Прасковьи Ивановны и решением Николая Павловича посвятить Странноприимный дом ее памяти.

В 1805 году происходила штукатурка и внутренняя отделка здания, устраивалась мостовая. " Иностанец Кампиони подрядился обложить иконостас и колонны мрамором (за 2680 р.), иностранец Ерке взялся сделать два иконостаса с резьбою (за 2000 р.), живописец Скотти раскрасить стены церкви, расписать купол и писать образа (за 5000 р.) В тоже время начали очищать место для сада и надворных строений; для кузнечных работ была куплена кузница (1900 р.). С того же 1805 года начали выдавать по штату жалованье помощникам смотрителя. В 1806 году оканчивалась внутренняя и наружная отделка; перед главным корпусом построена колоннада и проведена ограда с железными воротами; на церкви возведен и покрыт английской жестью купол...К будущей больнице был определен доктор Яков Васильевич Кир. Для различных работ по дому было вытребовано из графской вотчины несколько рабочих людей, и три женщины отданы в Императорскую больницу для бедных для обучения их хождению за больными".

В 1808 году на воротах заведения была установлена черная мраморная доска с надписью золотыми буквами "Странноприимный дом".

"Учреждение и штат Странноприимного дома" были составлены А.Ф. Малиновским, получившим за труды орден св. Анны 2-ой степени. А в 1804 году Н.П. Шереметеву была вручена от правительствующего Сената золотая медаль с изображением добродетели перед Странноприимным домам и надписью Милосердова.

Странноприимный дом сочетал в себе деятельность богадельни, больницы, с 1811 года в заведение принимали на воспитание и обучение девочек-сирот, кроме этого отдельные суммы выделялись для раздачи нищим, бедным невестам, не имеющим приданого, обедневшим ремесленникам, в монастыри и церкви. При этом предусматривалось коллегиальное управление и гласность - ежегодный отчет публиковался в Московских ведомостях.

В сентябре 1812 года здание заняли французы, потушившие пожар и устроившие в помещениях Странноприимного дома госпиталь. В течение месяца здесь находились на излечении русские, поляки, французы, испанцы, итальянцы, всего более 800 человек. С 23 октября Дом взяло в свое распоряжение русское правительство, разместившее тут госпиталь для 500 раненых русских и иностранных офицеров. Последующие несколько лет Странноприимный дом ремонтировался и постепенно налаживал свою деятельность.

Во второй половине XIX века Шереметевская больница - одно из самых известных и передовых лечебных заведений Москвы. В 1884 году больница Странноприимного дома становиться клинической базой Московского Государственного Императорского университета.

Я питал к ней чувствования самые нежные, самые страстные… наблюдал я украшенный добродетелью разум, искренность, человеколюбие, постоянство, верность. Сии качества… заставили меня попрать светское предубеждение в рассуждении знатности рода и избрать ее моею супругою… Постыдную любовь изгнала из сердца любовь постоянная, чистосердечная, нежная, коею навеки я обязан покойной моей супруге

Граф Николай Петрович Шереметев - представитель богатого старинного рода родился 28 июня
1751 года в Петербурге.


Родители: Шереметевы Пётр Борисович и Варвара Алексеевна.

Юный Николай рос и воспитывался вместе с будущим императором Павлом I и был с ним
в большой дружбе. Он один из немногих, кто приглашался к Великому князю во дворец для
участия в играх, маскарадах и любительских спектаклях при дворе.


Николай Шереметев в детстве.

Граф получил отличное образование, профессионально играл на фортепиано, скрипке,
виолончели. Закончил Лейденский университет - один из самых престижных учебных заведений того времени. Был представлен ко дворам Пруссии, Франции, Англии.


Николай Петрович четыре года изучал театральное дело, декорационное, сценическое и балетное искусство. Он вошёл в историю отечественной культуры как выдающейся театральный
деятель.
В Москве славились своими домашними театрами граф Воронцов и князь Юсупов, но самым
значительным был театр графов Шереметевых: городской на Никольской улице и усадебный
в Кусково.
Усадьба Кусково. Прогулка по осеннему парку

Тем временем, как младший граф Николай Шереметев набирался уму разуму за границей,
в имение Кусково была взята на воспитание восьмилетняя девочка Параша Ковалёва.
Она родилась в 1768 году в Ярославской губернии в семье крепостного крестьянина-кузнеца
Ивана Горбунова, владений князей Черкасских, затем Шереметевых.
У девочки обнаружились большие способности к музыке и пению, поэтому её решили взять в
ученицы для подготовки в артистки крепостного театра. Княгиня Марфа Михайловна Долгорукая
дала ей отличное воспитание, её обучили благородным манерам, пению, игре на фортепиано,
клавесине, арфе, а также драматическому и сценическому искусству, иностранным языкам.


В 1779 году в 11 лет Параша дебютировала в спектаклях труппы крепостного театра.
Здесь на сцене кусковского театра и увидел молодой граф худенькую девочку с большими
чёрными глазами и голосом необычайной глубины, который вызвал у него удивление и восторг.
Он стал уделять ей больше внимания, развивал её дарование и довольный её дебютом дал ей
главные роли в новых спектаклях.
Шереметев сам заменял актрисам простецкие фамилии на более благозвучные, так появились на русской сцене Яхонтовы, Изумрудовы и Прасковья Жемчугова.

Граф гордился своим театром и вскоре решил строить новое здание, открытие которого было приурочено к визиту Императрицы Екатерины II в Кусково 30 июня 1787 года.
Увлечение Мельпоменой переросло у графа в подлинную страсть, он обучал своих крепостных у лучших музыкантов столицы и Москвы.
Прасковья Жемчугова обладала красивым лирическим сопрано, партии в оперных спектаклях
принесли ей триумфальный успех. В 19 лет её услышала Императрица и поражённая
великолепием спектакля, бархатным голосом примы театра, подарила ей бриллиантовое кольцо
со своей руки.

В новом здании театра предполагалось ставить "большие" оперы с участием танцовщиков и многочисленного хора, а также балеты. На его представления «стекалась вся Москва», и содержатели частных театров даже жаловались городскому начальству, что он отбивает у них зрителей.

Граф души не чаял в своей "жемчужине", не отходил от неё ни на шаг, и слухи уже поползли о
странной привязанности графа к крепостной актрисе.Самые блистательные невесты были готовы
к бракосочетанию с графом Шереметевым, но он любил только её - Прасковью Жемчугову.


Не только сценическое дарование и чарующий голос привлекают к ней внимание графа.
Об этом лучше всего пишет он сам: Долгое время наблюдал свойства и качества ея и нашел украшенный добродетелью разум,
искренность, усерднейшее богопочитание и человеколюбие, постоянство и верность, нашел в ней привязанность ко святой вере.
Сии качества пленили меня больше, нежели красота ея, ибо они сильнее всех прелестей и чрезвычайно редки

В октябре 1788 года умер старый граф Пётр Борисович Шереметев. Все его несметные
богатства и более двухсот тысяч крепостных крестьян перешли к сыну.
С горя, на несколько месяцев, Николай Петрович ударился в беспробудное пьянство и вакханалию, все замерли, и только один человек смог повлиять на него, чтобы образумить -
- это Прасковья Жемчугова.


После этого Шереметев переселил Прасковью в барский дом, где они жили вместе. Холостяцкие привычки остались в прошлом, теперь его мысли занимала только она и театр.

Об их романе судачил весь высший свет. Но только за спиной графа – все помнили о его вспыльчивом нраве и о том, что он не прощал оскорблений никому и никогда.
В лицо же светским гостям, бывая в театре Шереметева, приходилось принимать тот факт, что хозяйка в этом доме – Прасковья. Сам граф к этому шепоту за спиной относился спокойно, в отличие от своей любимой.


Свет осознал, что Шереметев сделал свой выбор обдуманно и серьезно. Этот факт особенно взбудоражил многочисленных родственников графа, которых заботила судьба огромного наследства Шереметева. В результате, со временем, граф отстранил от себя практически всю родню.

Весной 1795 года влюблённые перебираются из Кусково, где Прасковье очень неспокойно,
в уютное гнёздышко, подмосковное имение - Останкино.
Дворец был создан крепостными архитекторами графа А. Мироновом и П. Аргуновым по проектам Кампорези, Бренны, Старова.
В имении шикарный театр был построен специально для неё, весь штат актёров и музыкантов перебирается в новую усадьбу.


Оригинальная планировка зала этого театра, открытого в июле 1795 г., позволяла легко (буквально в течение часа) превращать его в бальный. Останкинский театр - это единственный театр в России, сохранивший технику сцены XVIII века - сцену, зрительный зал, гримёрные комнаты и часть механизмов машинного отделения. По своим акустическим качествам он является лучшим залом Москвы.

фото из инета

Однако счастье никогда не бывает долгим.
Прасковья тяжело заболела у неё открылся туберкулёз, как раньше говорили - чахотка.
Она потеряла голос и возможность петь и только забота графа помогла ей встать на ноги.

В 1797 году император Павел I пожаловал своему другу по детским забавам, графу Шереметеву
звание обер-гофмаршала и им пришлось переехать в Петербург ко двору. Поселились они
в Фонтанном доме.


Граф был среди тех ближайших придворных, которые ужинали вместе с императором в роковой последний вечер его жизни - 11 марта 1801 года в Михайловском замке.

Граф мучительно искал способы превращения своей связи в законную и нашёлся стряпчий, который за очень большие деньги подобрал из архивов необходимые факты, будто свой род
Прасковья Ковалёва ведёт от древней дворянской польской фамилии Ковалевских.
В 1798 году крепостная актриса получает "вольную", как и вся семья кузнеца Ковалёва.
Граф нарушил незыблемую сословную преграду - он избрал себе в жены крепостную,
а 6 ноября 1801 года в церкви Симеона Столпника в Москве состоялось тайное венчание.
Прасковья Ивановна становится графиней Шереметевой.
Разрешение на столь скандальный брак дал графу сам император.
На венчание приглашены были лишь самые близкие и доверенные люди.

Несмотря на желанный брак и, казалось бы, состоявшуюся жизнь, граф не был по-настоящему
счастлив. Тяжелая болезнь его, после которой он составляет завещание на имя жены в случае
своей смерти, тайное венчание, слабое здоровье Прасковьи Ивановны, которая уже готовилась
стать матерью и всё ещё не выходила из заколдованного круга, созданного светскими
и придворными условиями жизни, складывалось в некое трагическое предчувствие.

В сыром климате столицы у Прасковьи опять началась старая болезнь, она не думала уже не о
чем, а мечтала только о прощении своего греха, чтобы Всевышний дал им здорового ребёнка.

Сына Параша рожала уже смертельно больная.
В феврале 1803 года, когда на свет появился мальчик, его немедленно унесли от матери,
боялись, что младенец заразится. В мучительном бреду она просила, чтобы ей показали сына.
Подруги подносили его к дверям спальни.

Граф сразу же обратился к государю Александру с просьбой признать законность прав наследника. Через двадцать дней Прасковья Ивановна умерла...
Похоронена она в родовой усыпальнице Шереметевых в Александро-Невской лавре.

Судьба. Николай Петрович тяжко переживает утрату. Кончина супруги моей, графини Прасковьи Ивановны, столь меня поразила,
что я не надеюсь ничем другим успокоить страждущий мой дух,
как только одним пособием для бедствующих, а потому, желая окончить давно начатое
строение Странноприимного Дома, сделал я предположение к устройству оного,
отделя знатную часть моего иждивения


фото из книги о Сухаревской башне.

Супругов объединяла общая цель, заслонившая все остальное - создание Странноприимного Дома, приюта для обездоленных, престарелых и увечных, который уже начал строится.
Только недолгим оказался их брак, 23 февраля 1803 г. графиня ушла из жизни, оставив графу
трехнедельного младенца Дмитрия и "завет сожаления ближним". Щедрая рука ея простиралась всегда к бедности и нищете..., все роздано, все
обращено в помощь человечества

В память о жене Николай Петрович Шереметьев захотел создать совершенно уникальное, на пестром фоне российских благотворительных заведений и обществ, учреждение-памятник.
Осуществляет этот грандиозный план друг Николая Петровича - зодчий, скульптор, художник Джакомо Кваренги, горячий поклонник актерского таланта Ковалёвой-Жемчуговой.
Граф затратил колоссальные по тем временам средства - два с половиной миллиона рублей. Здание Странноприимного Дома считается шедевром русского зодчества, прекрасным образцом русского классицизма конца XVIII - XIX веков.


Николай Петрович пережил супругу всего на шесть лет. Последние годы он провел в Петербурге, в Фонтанном доме. 1 января 1809 года Николай Петрович скончался от пневмонии,
он не дожил до открытия Странноприимного Дома всего год.
В жизни у меня было всё. Слава, богатство, роскошь. Но ни в чем этом не нашел я упокоения. Помни же, что жизнь быстротечна, и лишь благие дела сможем мы взять с собой за двери гроба - сказано в его завещании.

Благотворитель и меценат Николай Петрович Шереметев получил от Сената золотую медаль за щедрую и бескорыстную помощь.
Граф Николай Шереметев оставил после себя два важных документа: "Завещательное письмо" и "Жизнь и погребение графини Прасковьи Ивановны Шереметевой" - повесть для Дмитрия о его матери.

Интерьеры Странноприимного Дома были доведены до совершенства.
Великолепный храм в центре здания выдержан в итальянском стиле. В храме три престола:
центральный в честь Святой Живоначальной Троицы, южный - Св.Николая Чудотворца,
северный - Св. Дмитрия Ростовского (Св. покровитель сына графа).


В куполе главная фреска Доменико Скотти "Бог во славе". Святой Дух в виде голубя окружают
ангелы, один ангелочек похож на сына Николая Петровича - Дмитрия. Есть изображение ангела
с бубном - Прасковья Ивановна Ковалёва-Жемчугова, его мать, графиня Шереметева.
Горельефы с двух сторон потрясающе реалистичны - "Царь Ирод избивает младенцев" и "Воскрешение Св. Лазаря". Скульптор Г. Замараев.

Классическая простота линий, изящество отделки сверкающей позолотой в сочетании
с мягкой цветовой гаммой стен под искусственный мрамор, двухцветность зала,
сверкающие хрустальными подвесками люстры и бра создавали ощущение радости и праздника.


Поражала красотой и изяществом отделки Столовая зала богадельни - белого цвета, богато украшенная позолотой и лепниной, с натертыми воском полами, она имела торжественный
парадный вид.

На литургии оказались пророческими слова первого настоятеля церкви Живоначальной Троицы Странноприимного дома отца А.И. Отрадинского:
"И доколе не померкнет солнце, доколе будет существовать мир, дотоле будут неизменны благодеяния дома сего".
Потомки Шереметева не остались в стороне от святого дела милосердия и неукоснительно выполняли наказ графа Иметь неусыпное наблюдение и попечительство о Странноприимном Доме, мною учреждённом .

В 1919 году в подковообразном здании (на счастье) на Сухаревской площади Странноприимного
Дома разместилась Московская Городская станция скорой медицинской помощи, а с 1923 года
один из корпусов НИИ Скорой Помощи им. Склифосовского.

👁 Луший поисковик Рунета - Яндекс ❤ начал продавать авиа авиа-билеты! 🤷

Парадный фасад больницы (со стороны Садового кольца)

Странноприи́мный дом - устаревшее обозначение богадельни , больницы-приюта для нищих и калек. Наиболее известна под этим названием Шереметевская больница на Большой Сухаревской площади в Москве , на базе которой в 1923 году был организован .

Объект культурного наследия, объект № 7735761000
объект № 7735761000

История

Основание Шереметевской больницы

Главным смотрителем до 1826 года был Алексей Малиновский. Затем московское дворянское собрание избрало его преемником Сергея Васильевича Шереметева , который не отличался требовательностью и редко бывал в доме. После него главными смотрителями были: князь Валентин Михайлович Шаховской (в 1835-1839 гг.), граф Николай Алексеевич Шереметев (в 1839-1847 гг.), Платон Степанович Нахимов (в 1848-1850 гг.), генерал-майор Лев Николаевич Верещагин (в 1851-1860 гг.) .

В советское время историческая панорама была искажена возведением непосредственно за ансамблем Странноприимного дома многоэтажного здания Института имени Склифосовского типичной для брежневского времени архитектуры. Интерьеры главного корпуса изменены, церковь не функционировала. Несмотря на утраты, в 1996 году российские власти предложили ЮНЕСКО включить архитектурный ансамбль Шереметевской больницы в список Всемирного наследия .

Настоящее время

В настоящее время в здании восстановлен и действует храм Троицы Живоначальной при Странноприимном доме Н. П. Шереметева (НИИ им. Н. В. Склифосовского)

Архитектура

Проект Странноприимного дома был заказан у московского архитектора Елизвоя Назарова , который «помощничал» у своего родственника Василия Баженова и усвоил многие его архитектурные приёмы. Со стороны здание выглядит как монументальная дворянская усадьба с углублённым в сторону парка главным корпусом - храмом Троицы, над которым возносится полукруглый бельведер . Парадный двор образуют два крыла-полукружия, вынесенные далеко в сторону Садового кольца и составляющие в плане подкову.

Хотя в Москве давно существовали частные богоугодные заведения (например, Куракинская богадельня), монументальная архитектура и градостроительный размах проекта графа Шереметева не имели прецедентов. Строительство вели с 1792 по 1807 годы крепостные зодчие



Рассказать друзьям