Субкультура скинхеды. Субкультуры: скинхеды

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Очень часто на улицах можно встретить молодежь, называющую себя скинхедами. Слово «скинхед» можно разбить на два английских «skin head» и переводится это как «бритая голова». По сравнению с другими неформальными движениями, представители этой субкультуры, имеют самую сложную и развитую идеологию.

К сожалению, современные молодые люди потеряли ту истинную цель, которую несли основатели этой культуры. И в настоящее время большинство скинхедов придерживаются жестких расистских взглядов, часто зацикливаясь на фашизме и национализме. Хотя, есть и такие группы, которые придерживаются более мирной, антифашистской идеологии.

Вот список существующих направлений этого течения:

  • традиционные скинхеды - появились в ответ на отклонения от первоначальной скин культуры, в пример себе ставят основателей данного течения. Традиционные скинхеды слушают музыку в стиле ска, регги, рокстеди (все остальные направления предпочитают рок и патриотическую музыку);
  • S.H.A.R.P. - Skinhead Against Racial Prejudices – данное направление против расовых предрассудков;
  • R.A.S.H. - Red & Anarchist Skinheads – эти представители поддерживают идеи социализма, коммунизма и анархизма;
  • НС-скинхеды - Nazi-skinheads/ Бонхеды – Boneheads (также их называют правыми скинхедами) – проповедуют национал-социалистические идеи, правые и ультраправые взгляды на политику и остальные ценности;
  • Straight edge скинхеды - sXe Skinheads – люди, считающие, что такие вредные привычки, как увлечение алкоголем, курение и наркомания – это плохо. Данная группа за здоровый образ жизни.

Как выглядят скинхеды?

1. Отличительные знаки скинхедов:

  • «кельтский крест» (изображение креста, помещенное в круг);
  • классическая немецкая свастика;
  • череп и кости.

2. Одежда скинхедов. Отдается предпочтение военному стилю «милитари» - все, чтобы было удобно двигаться. Ботинки тоже, как правило, армейские на толстой подошве. Раз уж начали про обувь, то замечу, что цвет шнурков имеет немаловажное значение. По шнуркам можно определить принадлежность к тому или иному направлению.

3. Прически скинхедов. Как вы уже наверно догадались – это чисто выбритая голова, но, допускается и просто очень короткая стрижка.

4. Татуировки скинхедов. Тематика татуировок весьма разнообразна. Это могут быть как надписи и аббревиатуры, так и обычные узоры. Некоторые наносят на тело татуировки в виде фашистской свастики или любые другие рисунки расистско-нацисткой темы.

Идеология скинхедов

Большая часть скинхедов – расисты и националисты, а отсюда все вытекающее уже и является их основной идеологией: любовь к представителям своей нации, своей культуре и ненависть к остальным.

Ну и в конце отвечу на вопрос « как стать скинхедом?». Если вам близка по духу идеология скинов, то смело меняйте свой имидж и ищите себе подобных друзей. Только никогда не забывайте о том, что все ваши действия должны быть законны.

Для начала нужно запомнить самое главное - скинхед и фашист - это вовсе не одно и то же. Так многие думают, но это не так. Быть скинхедом - это значит испытывать гордость и увлечение. Быть самим собой. Эта статья о культуре и истории скинхед-движения.

Cкинхеды возникли в конце 50-х - в 60-е (точной даты нет) как сплав культур между белым пролетариатом Англии и иммигрантами с Ямайки и Вест Индии, которые называли себя «руд бойс». Соотношение в численности между белыми и цветными осталось невыясненным для определённых периодов, но субкультура была без сомнения примером культурного плюрализма. Руд-бойс были поклонниками ска-музыки - предшественнице реггей (если вы слышали о Бобе Марли, то он как раз и играл реггей), сплаве американского ритм-н-блюза и карибских ритмов. С Английской стороны первыми, в ком горячая ямайская музыка нашла отклик, были моды, которые так же зависали на ритм-н-блюзе и соул музыке. На базе этих двух движений и возникли скинхеды.

Со слиянием культур, стала развиваться скинхед музыка, как смесь ритм-н-блюза, соула и ямайской музыки. Таким образом к середине 60-х ямайская музыка стала наиболее важной для скинхед сцены, как музыка вошедшая в широкое обращение. В конце 60-х эта музыка прошла через многие изменения, развившись из ска в рокстеди, а после в реггей. Скинхеды, которые слушали реггей были наиболее многочисленны с 1968 по 1972. Это заметила музыкальная индустрия и полки музыкальных магазинов стали заполняться скинхед музыкой: Skinhead Train «Laurel Aitken»-а, Crazy Baldhead «the Wailers», Skinhead Moondust «the Hotrod Allstars» и многое другое. Наиболее известным коллективом и по сей день являются чернокожие «Symarip», выпустившие альбом «Skinhead Moonstomp» на «Trojan records».

Мода была довольно важной частью скинхед-культуры. Мода выросла из наследия хард модов - субкультуры лондонского пролетариата из Ист-Энда середины 60-х. Жёсткий, чистый стиль модов был частично реакцией на бесполый стиль хиппи и на неряшливость одежд длинноволосых поклонников американского рок-н ролла.

Их волосы обычно имели длину где-то в пол дюйма (1,5 см), полностью бритых тогда не было. Такая причёска имела и свои практические выгоды; она не требовала ни шампуня, ни расчёски, за неё нельзя было ухватиться во время драки.

Они носили поло, чёрные брюки с подтяжками или светло-синие джинсы, чёрные фетровые «donkey» куртки, которые не рвались ни на фабрике, ни в драке. Тогда как тяжелые рабочие ботинки со стальными носками и джинсы большинство из них носило на работу, то на ночные вечеринки они переодевались в сшитые на заказ костюмы с шёлковыми носовыми платками, галстуки и туфли. В дэнс холлах они смешивались с руд-боями из Вест-Индии.

Такой их изысканный стиль не значил, что они были вежливы. Скинхеды часто участвовали в таких анти-общественных действиях, как избиение хиппи и потасовках на футбольных трибунах. Их вражда с хиппи была основана на том, что те с их длинными грязными волосами, колокольчиками и в сандалиях претендовали на то, чтобы быть изгоями из белого среднего класса, тогда как скинхеды гордились своим рабочим классом, своим смешанным культурным происхождением и более строгим стилем.

Первые скинхеды были почти что анти-хиппи движением. Они не любили длинных волос. Короткие причёски показывали, что они гордятся своим внешним видом. Хиппи не делали этого.

В 1972 году появилось два новых музыкальных влияния на скинхед движение - даб-реггей и рок. Даб-реггей было мало интересно большинству скинхедов и их долгая привязанность к ямайской музыке начала слабеть. С приходом даба, сильно пропитанного растафарианством, исполнители, которые не хотели переходить к этому новому стандарту реггей сцены были почти забыты.

Такие известнейшие ска исполнители, как «Laurel Aitken», «Prince Buster» и «the Skatalites» были всеми покинуты аж до наступления «Ту-Тон» (2-Tone) эры. Были нападки даже на Lee Perry, отца всей современной ямайской музыки, за его активную анти-раста кампанию. Скинхеды продолжали танцевать под простые ритмы ска и рокстеди. Реггей, почти не слушали из-за его тогдашних окаменелых, замедленных, потусторонних битов. Хотя, если бы марихуана повлияла бы на скинхедов так сильно, как на растаманов, то ситуация возможно была бы иной.

Место реггей вскоре заняла новая форма рок-н-ролла, когда группа белых скинхедов из «Wolverhampton», называемая «Slade» стала очень популярной в 1973 году, они играли музыку, называемую тогда паб-рок, предшественницу Ой! Выпустив два скинхед сингла «Slade» продались майджор компании и ушли в глэм рок. После пришло время панка. Такие популярные группы, как «Sex Pistols», «The Clash» и «The Damned» привлекали к себе громадные аудитории, в которых было много подростков из среднего класса.

Скинхеды решили разграничить себя с этой аудиторией, продолжая слушать Ой!-группы, такие как «Sham 69», «Cock Sparrer» и «4 Skins». Не привыкшему уху довольно трудно отличить Ой! от панка, та музыка происходит от традиционного пения в пабах, но намного, намного быстрее. Слова первых Ой!, как и панк, песен были направлены против тупого самодовольства обрюзгшего рока, полностью продавшегося корпорациям.

К 1977 году у скинхед культуры возникли проблемы с фашистским «Национальным Фронтом», который используя молодёжь, перенявшую наиболее про-милитарные элементы скинхед-моды, начал создавать разрыв в культуре. Крайне правые стремились расколоть традиционное скинхед-движение в Британии, используя экономические проблемы, проникающие в него извне.

То было время, когда много рабочей молодёжи было безработной и абсолютно разочаровано в своём будущем. Фашисты предложили «простое решение»: свалить все проблемы на иммигрантов.

Группа бывших скинхедов с лицами растатуированными свастиками, приветствовавших наблюдателей жестом «зиг хайль!», присоединилась к возрождению британских правых, возглавленному Маргарет Тэтчер. Правые поощряли анти-иммигрантские (таким образом и анти-чёрные, т.е. расистские), анти-коммунистские, и анти-семитские взгляды.

В ответ скинхеды, верные своей традиционной культуре, создали движение «2-Tone». Для борьбы с влиянием Уайт Пауэр («White Power») идей большинство «2-Tone»-групп состояли из смеси белых и чёрных участников и всё движение было основано на расовой и культурной интеграции. Хотя часть «2-Tone»-групп были или полностью белыми, как «Madness» и анархистская группа «The Oppressed», или чёрными, как «The Equators», все они разделяли одни и те же культурные и музыкальные идеи.

Национальный Фронт увидел в Ту-Тон движении угрозу своему влиянию в скинхед культуре и они начали изо всех сил использовать насилие, пытаясь сорвать выступления «2-Tone»-групп. Последняя запись Specials «Ghost Town» EP, являющаяся комментарием на это насилие, провела 8 недель на вершине британского хит парада. Но это было бесполезно, так как к началу 1982 большинство «2-Tone»-групп распалось.

Скины в США

Первые скинхеды появились в США в 1977, где они первоначально считались агрессивной, но не особо политизированной разновидностью панка. Такие коллективы как «Agnostic Front» и «Warzone» сделали много для создания американской разновидности скин культуры, которая была еще более демократичной.

Они привнесли хардкор в список музыкальных приоритетов скинов. Музыка этих групп по сей день объединяет панк и скин культуры, людей разных национальностей и рас. Среди американских скинов были чёрная, латиноамериканская и белая молодежь. Многие организовывали свои ска и хардкор группы. Тогда все они выступали за единство, любой человек с выбритой головой воспринимался ими как брат.

Со временем скинхед-культ набрал обороты в США и уже они, а не старушка Англия стали задавать тон на скинхед-сцене. Появилась масса хороших и не очень ска и стритпанк банд, а 3-я волна ска и ска-панк еще подлили масла в огонь.

Скинхед-культура снова обрела былую мощь, но на этот раз уже по всему миру. В этом были как свои плюсы, так и минусы. Основной минус в том, что на данный момент большинство американских скинхедов представляют собой так называемых аполитичных скинов, которые на самом деле являются продуктом медиа и системы, в них нет ничего от истинного духа рабочего класса - это всего лишь дети американской мечты, напялившие на себя скинхедские шмотки.

Благодаря развитым медиа-технологиям, деполитизированности и повальной американизации современного общества такой образ скинхеда укоренился и в остальном мире, но все же были люди которых не устраивало такое положение дел.

Скинхеды против расовых предрассудков

К 1985 году, так же, как и в Англии фашизм пустил корни и в американской скинхед-культуре, с помощью таких наци-деятелей, как Bob Heick, лидера нацистской группировки «The American Front», которые устроили наци-скинхед-беспорядки в Сан-Франциско летом того года.

Скинхеды различали друг друга словами «baldies» для левых антирасистских скинхедов и «boneheads» («тупоголовые») для вайт-пауэр наци скинхедов. У бонхедов не было своей сцены, так как «Skrewdriver» (самая известная фашистская рок-группа) так и не пустили в штаты, были только местные вайт-пауэр группы, которые не умели толком играть. Бонхеды вместо этого нападали на панковские клубы, некоторые из них носили бритвы, чтобы укорачивать слишком длинные волосы или срезать анти-расистские значки с панковских курток.

В таких городах, как Минеаполис и Чикаго панки и скинхеды (или «болдиес») объединились, чтобы дать наци прямой отпор. Тоже было и в Англии, где объединились панки и ска-скины. В январе 1989 антирасистские и левые скины из более чем 10 городов собрались в Минеаполисе, чтобы создать анти-расистскую организацию скинхедов Северной Америки. К концу недели был создан «The Syndicate» и спланированы совместные анти-наци-действия.

Два города Чикаго и Минеаполис стали центром анти-расистских скинхед действий в 1987, когда группа болдиес выступила против нео-наци группировки «White Knights». После компании физического противостояния «White Knights» были изгнаны из Минеаполиса, что свело эту группировку до кучки закоренелых расистов и их лидера, члена «ККК».

На январском собрании скинхедов в Минеаполисе преобладали белые, хотя были и афро-америкинские, индейские, латинские и азиатские скинхеды. Средний возраст участников был 19 лет. Их желанием было укоренить убеждение, что скинхед культура имеет что предложить человеку любой расы.

Тогда как расовые вопросы в скинхед-культуры раздувались медиа, то вопросы классовые ими полностью замалчивались. Скинхед-движение довольно явно связывало свои надежды со сплочёнными действиями рабочего класса. Наци извратив классовый вопрос, взывая к расизму, способны дурить головы пролетарской молодёжи.

Существующая во многих американских кварталах ненависть к богатым может быть легко использована как революционными классовыми политиками, так и наци типа Tom Metzger’а и его расистской, анти-семитской организацией «White Aryan Resistance». Но тогда как бонхеды были лишь марионетками Метцгера, Синдикат действовал самостоятельно.

Хотя число антирасистских скинхедов, благодаря снова набирающей обороты музыке SKA (третья волна ска), постоянно росло, медиа упорно навязывали обывателям образ скинхеда как тупоголового нацистского штурмовика. В конце-концов это вынудило антинаци скинов принять ответные действия и они основали в Сан-Диего анти-расистскую организацию «S.H.A.R.P.» (Skinheads Against Racial Prejudice), в дополнение к Синдикату.

«SHARP» начался в Нью-Йорке в 1987. В то время в прессе преобладало мнение, что все скинхеды были White-Power наци. Это отношение во многом было вызвано благодаря буржуазной бульварной прессе. Небольшая группа скинов и сочувствующих панков решила создать группу, работающую в виде медиа-машины, распространяющей различные сообщения, о том, что не все скинхеды одинаковы, что мы имеем различные идеалы и убеждения, личные и политические.

Члены «SHARP» начали давать радио и телеинтервью, распространяя своё сообщение, которому первоначально не верило население с промытыми медиа мозгами. Однако, в большинстве случаев эти члены были учтиво встречены, даже, если их сообщение было, иногда, проигнорировано.

Однако главным исключением стало шоу Geraldo Rivera в 1988. Во время его записи один из подручных John Metzer’а (сына лидера «ККК» и главы «Белого Арийского Сопротивления» Тоm Metzer’а) бросил стул, сломав при этом нос Geraldo Rivera’ы. После этого случая медиа стали себя чувствовать совершенно свободно. Morton Downey Jr. Even зашёл так далеко, что вырезал свастику на собственном лбу, для того, чтобы поднять рейтинг собственного шоу.

В это время White-Power’ы в Нью-Йорке были на слуху, проводили свои собственные собрания, давали интервью. Хотя названия некоторых их организаций до сих пор используются по всему миру, большинство из них ушло в местную историю. Некоторые члены «SHARP» стали создавать свои суб-организации, неудовлетворённые ненасильственностью базовых идей «SHARP». Они считали, что кулаки - это лучший ответ ненависти.

Зимой 1989, первоначальная организация распалась. Тому было несколько причин, к этому были причастны внутренние разногласия, но главной причиной было резкое сокращение White-Power активности в Нью-Йорке. Много White-Power-ов покинули город в поисках более гостеприимного политического климата, разъехавшись на Юг и Запад. Многие просто выросли и перестали публично проявлять личные убеждения.

Идеи S.H.A.R.P. не умерли, они пришлись многим по душе и группировки шарп-скинов начали появляться по всему миру. В Европу его привез Roddy Moreno из Английской анархо-Oi!-банды «the Oppressed», с тех пор бонхеды чувствуют себя не очень уютно везде, где есть S.H.A.R.P. - скины.

Позже - 1 января 1993 участниками «Mayday Crew» (R.I.P.), левым крылом скинхедской crew, расположенной в Нью-Йорке, с поддержкою скинхедов из Оттавы, Минеаполиса, Чикаго, Цинциннати и Монреаля были основаны «RASH» (Red & Anarchist Skinheads), хотя скинхеды поддерживавшие левые политических взглядов были всегда («Oppressed», «Red Skins», «Oi Polloi», «Red London»). На данный момент «RASH» существует в большинстве стран Европы и Америки.

В 1994 году Гэвин Уотсон издал фотоальбом «Скины» с фотографиями жизни небольшого сообщества скинхедов из окружения Гэвина и его самого.

Заключение

Можно ещё бесконечно долго писать о скинхедах и моде, скинхедах и политике и прочих вещах, в этой статье мы лишь дали общее представление о скинхед истории и культуре.

Русские скинхеды сегодня: группировки, основа мировоззрения и идеология, практики, мнение священников, противодействие их деятельности и т.п.

***

На сайт "Милосердие.ru" пришло письмо: "...У моей соседки мама преподает в МГУ студентам из стран Азии. Каждое занятие они рассказывают ей об очередных нападениях на азиатов, про которые телевизор уже не сообщает. Попадает не тем, кто на рынке (их много, могут сдачи дать), а студентам, которых отлавливают у общаги и делают инвалидами или убивают. И за них никто не заступается! Им в нашей "православной" столице никто не поможет. Ведь даже православные теперь организуют митинги заодно со скинами".

Официально их нет

О "смычке" православных и молодых неонацистов некоторые нечистоплотные или просто неразумные комментаторы заговорили после майских акций у ряда московских гей-клубов, где, действительно, скинхеды (а точнее, члены ультранационалистического Российского общенационального союза, среди которых немало скинов), и верующие (по свидетельствам участников и очевидцев, в основном это были прихожане храма свт. Николая на Берсеневке) выступали на одной стороне баррикад.

После акций против гей-парада в Москве стали говорить о "православных скинах". Но устроившие тогда массовую драку бритоголовые были объявлены "православными" лишь потому, что вместе с ними протестовали бабушки с иконами и Союз православных хоругвеносцев. По рассказам очевидца -- руководителя Люберецкого отделения ДПНИ Сергея Лапшина, каждая из этих групп пришла на митинг 27 - 28 мая сама по себе.

И все же действительно некоторые из скинхедов называют себя православными. Как такое может быть - ведь они участвуют в избиении и убийстве людей? Мы решили разобраться, кто такие современные скины и могут ли они иметь отношение к Православию?

Наш источник в правоохранительных органах сообщил, что информация о преступлениях, совершенных на расовой почве, закрыта для свободного доступа даже для самих сотрудников органов. Официально считается, что, например, в Москве скинхедов больше нет. Но это не соответствует истине. Как рассказал корреспонденту Милосердия.ru один из бритоголовых, после милицейских "зачисток", нарастающих с начала 2000 года, скинхеды в Москве ушли в подполье и стараются открыто о себе не заявлять.

По данным социолога Александра Тарасова, сейчас в России свыше 65 тыс. (плюс-минус 5 тыс.) скинхедов, проживающих в 90 городах. Больше всего - в Москве, Питере и окрестностях. Движение скинхедов (в некоторых регионах они называют себя "бритоголовыми") представляет собой довольно разнородные направления без общего организующего центра. Мы получили подробную информацию о скинхедах от них самих.

Преимущественно это люди в возрасте от 18 до 25 лет (хотя есть и более старшего возраста), большинство из них работает или учится (и так же совмещает то и другое) в высших и средних учебных заведениях. В подавляющей массе это дети из социально благополучных семей. Общаются друг с другом они внутри небольших, как правило, групп по три-пять человек (но есть и группировки до 50 человек). В некоторых регионах для проведения "силовых акций" скины приезжают друг к другу на помощь. Делятся условно на "старших" и "младших" (в одних случаях по возрасту, в других "старшие" выбираются голосованием). Иногда такое деление может и отсутствовать. "Старшие" осуществляют организаторские функции, в частности устанавливают контакты друг с другом на уровне разных городов.

Скинхеды неохотно "светят" себя. Возможно, это страх перед милицией и антифашистами, а может - стыдно, но на фотографиях, выкладываемых в интернет они предпочитают скрывать лица

Скинхеды-нацисты исповедуют расистскую идеологию, называют себя "правыми", "воинами", "штурмовиками". Они в основной массе и устраивают "силовые акции", т.е. избиения, если им кажется, что "чужаку", виновному, например, в изнасиловании, удалось избежать правосудия. Еще избивают "для профилактики", чтобы "пришельцы" не чувствовали себя хозяевами в том или ином регионе. Занимаются спортом (боксом, карате, кикбоксингом и т.д.). Некоторые в условиях строгой конспирации проводят драки - стенка на стенку (без ножей, цепей, кастетов и т. д., только на кулаках), "для обретения опыта в массовой драке". Драки своих иногда записываются на видео, которое продается иностранцам. На вырученные деньги арендуются спортзалы.

Разновидность - скинхеды-фашисты, использующие гитлеровскую символику и разделяющие идеи Гитлера.

***

Читайте также по теме молодежных субкультур:

  • Готы - квазирелигиозная молодежная субкультура
  • Неоязычество и национализм (восточноевропейский ареал) - Виктор Шнирельман
  • Родноверие как путь к принятию ислама - Константин Крылов
  • Осторожно - искушение псевдоправославием - подборка публикаций

***

Оказывается, есть и скинхеды-антифашисты (или S.H.A.R.P.), цель которых - бить скинхедов-наци, что они постоянно и делают. Иногда носят значки с аббревиатурой S.H.A.R.P. (Skinheads Against Racial Prejudices - скинхеды против расовых предрассудков) и цифрами 4 и 6 (четвертая и шестая буква латинского алфавита - destroy fascism).

По словам С. Лапшина, скинхедов-антифашистов в г. Иваново можно отличить по желтым шнуркам на ботинках, а в Санкт-Петербурге - по зеленым. Антифашистами являются и "красные" (то есть "левые" по убеждением) скинхеды, в их одежде преобладает красный.

Еще есть скинхеды-модники - этим просто нравится выглядеть внешне как бритоголовые. И скинхеды "политики" - так называют вступивших в националистические общественные движения ДПНИ, РОНС (Русский общенациональный союз) и др.

Каша в головах

Все наши источники (милиция, социологи, специалисты по молодежным движениям) подтвердили, что большинство скинхедов-наци - язычники. Как рассказали скины из Ростова Великого, они хотят посадить родовой дуб и стремятся возродить культ Велеса, бога плодородия (ему покланялись племена славян, жившие на территории области). Отчасти мировоззрение бритоголовых формируется на основе неоязыческой литературы ("Удар русских богов" и т. п.), националистической литературы, интернета и одиозных газет ("Я русский"). В "библиотеке" правых скинов обязательна гитлеровская "Майн Кампф".

Один из лозунгов скинов: "Вера разъединяет, кровь объединяет". Выбор вероисповедания - личное дело. Есть среди скинов и атеисты, и те, кто называют себя православными (по данным некоторых экспертов, в Московском регионе таких примерно 15-20%).

Мы нашли самих скинов и лично с ними побеседовали, чтобы понять, во что они верят. С одним из московских "правых" удалось познакомиться на улице во время митинга. Петру 23 года, проживает в Москве, работает менеджером, учится в экономическом вузе. В скинхедах-наци два года. Родители - верующие люди. Знают о мировоззрении сына, принцип действий не оправдывают, призывают ходить в Церковь и вести духовную борьбу, с детства приучали Петра к храму. Но в настоящее время он не исповедуется и не причащается, на службы ходит очень редко. Объясняет это тем, что Патриарх и первоиерархи Церкви "предают Православие и русский народ". Не участвовал в таинствах несколько лет. Читает Библию и "Майн Кампф". Считает, что Православие - это "расистская религия". В доказательство приводит аргумент, что человеческая раса началась от трех сыновей Ноя. Потомки Хама, сын которого, Ханаан, был проклят Ноем, - это, дескать, представители темнокожих, азиатов и кавказцев. Уверен, что сейчас на территории России идет война рас, от которой государство самоустранилось. Участвует во всех акциях, в том числе и силовых, против кавказцев, азиатов, негров, цыган. Нападают группой на одного или двух в малолюдном месте, наносят несколько существенных ударов и уходят. Обрит наголо, других отличительных признаков скинхеда нет. В его бригаде не более трех-четырех человек, все считают себя православными, но только один исповедуется и причащается (этот человек отказался с нами встретиться. - А. Р.).

Через интернет-форум удалось связаться еще с одним "правым". 18 лет, студент. Рассказывает: "Вся наша организация - православные, мы в Бога верим, но в церковь не ходим, я там вообще после крещения не был. В драке возраст жертвы не имеет значения, но я не могу тебе накатать чистосердечное признание, которым можно воспользоваться против нас! Я не хожу в церковь потому, что все равно мне нет прощения (мне кажется, что Бог не простит меня из-за огромного количества грехов, хотя кто в нашем мире безгрешен?) и из-за снов. Мне часто снятся кошмары, как и многим из наших".

Разные политические группировки пытаются организовать скинхедов, проповедуя при этом то откровенное неоязычество (например, Союз славянских общин), то радикально-националистические варианты "ультраправославия" ("Царский опричник"), то некие гибриды Православия и неоязычества. По словам Ильи Агафонова, специалиста информационно-аналитического центра Союза православных граждан, те из скинов, кто позиционирует себя как православные, чаще всего находятся в жесткой оппозиции к священноначалию Русской Православной Церкви или ко всей Церкви в целом.

Молодые национал-экстремисты атакуют не только синагоги и мечети, но и православные храмы. В частности, в апреле 2002 года в Саранске группа скинхедов напала на подворье Санаксарского монастыря, приурочив это "мероприятие" ко дню рождения Гитлера. Известен случай жестокого избиения в 2003 году скинхедами настоятеля Аланского (осетинского) подворья в Москве священника Станислава (Саурмага) Баззатэ и нескольких его прихожан, один из которых попал в реанимацию. То, что православный священник был в рясе и с крестом, нападавших не остановило.

Последним нашумевшим событием, которое связывают с деятельностью скинов, стал пожар Свято-Троицкого (Измайловского) собора в Санкт-Петербурге. Как рассказал нам клирик храма иерей Константин Пархоменко, пока идет следствие, трудно судить о том, кто поджег храм. По словам батюшки, священнослужителям собора неоднократно приходилось выслушивать угрозы в связи с нарисованными на куполе (180 лет назад) шестиконечными звездами Давида от молодых людей с бритыми головами, в камуфляже и ботинках на толстой подошве.

Грех против Бога. Высказывания скинов говорят сами за себя. Но чтобы расставить точки над i в вопросе о существовании "православных скинхедов", мы попросили прокомментировать их заявления заведующего миссионерским отделом Душепопечительского центра во имя св. прав. Иоанна Кронштадтского кандидата богословия иерея Даниила Сысоева . Отец Даниил и его соратники планируют активно заняться проповедью Православия в районе станции метро "Кантемировская", где будет открыт храм пророка Даниила (известно, что там компактно проживают мигранты из Средней Азии и Кавказа). Отец Даниил также неоднократно проводил диспуты с мусульманами.

Во Христе Иисусе "нет ни эллина, ни иудея". Пропаганда национализма - отход от подлинного христианства. Человек, исповедующий идею разделения людей не по вере (как учит Священное Писание), а по крови, не может быть православным. "Православный скинхед" Петр, например, не верит в единую, святую и соборную (т. е. собранную из всех народов) Церковь. Он отвергает единство веры, не признает универсального Откровения Божьего, принадлежащего всем народам земли, и по сути является самым настоящим язычником. Бог призывает к спасению все народы, а скинхед (в более широком смысле - русский националист) этому противится. Это тоже грех против наших братьев из других поместных Церквей. Русские националисты призывают к расколу с другими православными Церквами, что является раздиранием Тела Христова.

Националисты утверждают, что чернокожие являются неполноценными людьми из-за того, что Ной проклял Хама. На самом деле проклятие пало не на всех потомков Хама, а лишь на Ханаана (Быт.9:25-27). Потомками Ханаана являются палестинцы и ливанцы. Все остальные народы, в том числе кавказцы и негры, - не хананеи, и на них никакого проклятия никогда не лежало. Но дело даже не в этом: по Евангелию, все проклятия смываются водой Святого Крещения. Поэтому говорить о каком-то разделении внутри Церкви по крови недопустимо. С точки зрения Церкви скинхед, даже если он считает себя православным, не является православным христианином. Более того, разделение людей не по вере, а по крови - ересь филетизма, поскольку отвергает единство всего человеческого рода, произошедшего от Адама.

Тем не менее проповедь Православия среди скинхедов может оказаться эффективной, если мы будем отвечать на их главный вопрос - о справедливости. В Православии есть ответ на него. В обществе должна быть справедливость по Богу, отношения между людьми должны строиться на основе Его заповедей, которые реализуются через мужество верных Господу людей. Мы должны принести скинхедам истину неповрежденного Православия, не испорченную либеральничаньем. Чистое, неповрежденное откровение Божие, которое всегда содержит в себе Церковь, - это Православие, исповедуемое Сергием Радонежским, Александром Невским, Александром Суворовым, императорами Константином Великим и Юстинианом Великим. Они не стеснялись применить меч, когда это требовалось, и восстановить справедливость. Вот это рыцарское Православие и способно обратить к себе скинхедов. Ведь скинхеды не имеют под собой твердой почвы. Внешне они националисты, а внутри у них или язычество, или псевдоправославие, или даже исламские корни (есть скинхеды, которые надеются на союз с исламом против Америки). На самом деле они не знают, Кто такой Бог. Истинное, неповрежденное, древнее Православие, которое есть в наших молитвословиях, которое проявляется в службе воздвижения Креста, оно-то и является ответом на вызов скинхедов.

Почему же в обществе существует оправдание действий скинхедов? Известно, что дьявол никогда не делает чистого зла, поскольку оно внутренне противоречиво и самоуничтожается. Точно так же и в движении скинхедов есть здравый элемент. То, что "чужаки" позволяют себе игнорировать наши обычаи и нравы (при попустительстве государственной власти), действительно свидетельствует об их агрессивности. Но не национальной, как считают наши националисты, а религиозной. Сейчас идет агрессия ислама (а в некоторых местах России наблюдается и агрессия буддизма). Причем замечу, что эта агрессия - против языческого общества. И скины действительно кажутся многим якобы "освободителями русской земли". Ведь противопоставить этой агрессии разрозненное языческое общество больше ничего не может.

Однако национализм реально не способен к сплочению русских людей на защиту наших интересов и ценностей. В русских людях очень развито чувство имперского сознания. Мы могли соединять разные народы не уничтожая их, наоборот, создавали условия для их всестороннего развития и защищали от внешней агрессии. И в этом наша великая честь. Но, принимая у себя по заповеди Божьей беженцев или мигрантов, защищая их и создавая им условия для жизни, мы не должны позволять им сесть на нашу шею. Христианин может и должен уметь себя защищать, не нарушая закона. Если власть игнорирует наши требования, необходимо на базе приходов создавать инициативные группы, которые от лица всего православного сообщества должны апеллировать к власти, понуждая ее реагировать на те или иные негативные явления. Наша беда в том, что сейчас православные христиане страшно разобщены и благодаря проповеди в СМИ толерантности к любому злу у нас выбит из рук меч. Не меч агрессии и убийства, а меч истины. Хотя есть и положительные примеры: успех в повороте дела вокруг скандала на выставке "Осторожно, религия", освобождение долгопрудненских милиционеров, взявшихся за азербайджанскую мафию, или запрет парада гомосексуалистов в Москве. Законных способов решить ту или иную проблему очень много. Нужно уметь ими пользоваться.

Православная сестра милосердия в палате кавказцев, пострадавших при взрыве на Черкизовском рынке - акции, инкриминируемой скинхедам и одобряемой большинством из них.

Одним из первых названий субкультуры было «HardMods». Скинхеды 60-х годов имели общие черты стиля с субкультурой модов , а также с ямайскими рудбоями . Движение представляли выходцы из небогатых семей, которые выражали презрение к буржуазному обществу. В их субкультуре важное значение имела музыка, привезенная с Ямайки, такая как регги и ска , поэтому среди первых скинхедов встречались и чернокожие . Таким образом, расизм как составная часть идеологии отсутствовал у скинхедов первой волны. Они выражали неприязнь к выходцам из Пакистана, но скорее как к представителям «буржуазии», так как среди тех было много занимавшихся торговлей .

В 1970-х гг. скинхеды появляются и в США, где примерно до середины 1980-х гг. они не проявляли нацистских тенденций . Придерживаются различных политических взглядов.

В этот период проходят стычки между скинхедами первой и второй волны, однако пресса их освещает как «побоища между наци-скинами». В итоге на основе «старых» скинхедов формируется движение «ред-скинз» ориентирующееся на левую идеологию, но перенявшее внешний вид «новых» скинхедов . музыкальных скин-клубов, где играли музыку с расистскими текстами .

В 1980-х годах в Германии и других странах Европы, а также США, Канаде, Австралии возникает нацистское скин-движение и появляются «арийские» рок-группы, которые настраивают поклонников против мигрантов и пропагандируют гитлеризм под эвфемизмом «одинизм ». В конце 1980-х - 1990-х годов наблюдается рост нападений и убийств на почве расовой ненависти в Европе и США. В странах Восточной Европы скин-движение приняло особенно жестокий и расистский характер. Жертвами в этих странах часто становятся цыгане .

Характерной особенностью наци-скинхедов в ФРГ было их немедленное обращение к убийствам. Нападения совершались чаще всего на турков и курдов, при этом филиалы турецкой ультраправой ПНД игнорировались .

В свою очередь движение «красных» скинхедов также распространяется по некоторым странам Европы и США .

В СССР первые скинхеды заявляли о борьбе «с оккупационным режимом» и появились в Прибалтике. Они нередко гордились родственниками, которые воевали в СС .

Культура

Внешний вид

Внешний вид скинхедов во многом повторяет внешний вид модов: свитеры, джинсы Levi"s , классическое пальто Crombie и ботинки Dr. Martens, но кроме этого имеет и свои особенности. К основной внешности были добавлены: клетчатые рубашки, джинсовые куртки, тонкие подтяжки (последние стали своеобразной «визитной карточкой» стиля). Длинные куртки модов исчезли.

Этот стиль был назван «boots and braces»: «ботинки и подтяжки». Эта внешность упоминается в нескольких песнях 60-х годов, которые записывал ямайский исполнитель ска и регги Лорел Эйткен . Основные составляющие стиля (ботинки, джинсы, рубашка, подтяжки, короткая стрижка и так далее) упоминаются в песнях «Skinhead Jamboree» и «Skinhead Girl» регги-группы Symarip, записанных в 1969 году .

Все они были одеты в отбеленные джинсы Levi’s, ботинки Dr. Martens, короткие шарфы, завязанные на манер галстука; у всех были коротко стриженые волосы.

Оригинальный текст (англ.)

They all wore bleached Levi"s, Dr. Martens, a short scarf tied cravat style, cropped hair.

В 70-е годы стиль не претерпел значительных изменений. Элементы внешнего вида были показаны в книге «Skinhead» Ника Найта , изданной в 1982 году.

В 1991 году Джордж Маршалл издал книгу Spirit of "69 - A Skinhead Bible с более подробным описанием внешнего вида и подборкой фотографий. В 1994 году Гэвин Уотсон издал фотоальбом Skins с фотографиями жизни небольшого сообщества скинхедов из окружения Гэвина и его самого.

Музыка

Ямайская музыка появилась в Англии вместе с первыми эмигрантами с Ямайки, в начале 1960-х . Впоследствии некоторые из них основали свои лейблы (Island Records , Pama Records и др.), печатавшие музыку со своей родины, что способствовало распространению ямайской музыки в начале 1960-х годов (официально издаваемая музыка могла попасть в хит-парады). Новой музыке из бывшей Британской колонии отдавали своё предпочтение моды, что впоследствии было перенято скинхедами.

Вслед за собственными лейблами, ямайские эмигранты начали записывать и издавать песни в Англии. Наиболее популярными среди скинхедов ямайскими исполнителями и продюсерами были Лорел Эйткен , Ллойд Террел, Рико Родригес, Джо Мансано (уроженец Тринидада), Роберт Томпсон и др. В конце 1960-х их имена часто встречались на пластинках, в качестве исполнителей и/или продюсеров.

Наиболее знаменитыми уроженцами с Ямайки, стала группа Symarip, записавшая реггей-треки, популярные среди скинхедов и по сей день . В начале своей карьеры группу поддержал Лорел Эйткен, помогший им подписать контракт с EMI . Для песни «Skinhead Moonstomp» Монтгомери Нейсмит, игравший в группе на органе, скопировал вступление из хита Сэма и Дейва «I Thank You», заменив только несколько слов.

Ещё одно свидетельство связи между ямайской музыкой и скинхедами - фильм «Reggae» Хораса Оува , содержащий короткие интервью со скинхедами и эмигрантской молодёжью, пришедшими на реггей фестиваль в Уэмбли 1970 года, а также кадры из клубов со скинхедами, танцующими вместе со своими чернокожими сверстниками и более старшим поколением.

Российские скинхеды

История движения

В России скинхеды появились, вероятно, в начале 1990-х годов . В отличие от Западной Европы, российские скинхеды, как и скинхеды других стран Восточной Европы, относились практически только к наци-скинхедам. Распространению расизма и «арийской идентичности» среди скинхедов в России способствовала антикоммунистическая пропаганда (вместе с критикой интернационализма) и период «дикого капитализма» 1990-х, когда социал-дарвинизм и «стремление к героическому» способствовали популярности образов «сверхчеловека» и «высшей аристократической расы» .

Также на рост численности скинхедов в России повлияла война в Чечне, сопутствующая ей дискриминация «лиц кавказской национальности», отказ возбуждать уголовные дела в связи с нападениями на мигрантов .

В начале 1990-х годов группы возникли прежде всего в крупных городах - в Москве, Санкт-Петербурге, Ростове, Волгограде и Нижнем Новгороде . В 1995 году в Москве появилось первое печатное СМИ скинхедов - журнал «Под ноль» . В 1995-1996 годах в роли СМИ скинхедов выступал музыкальный «металлический» журнал «Железный марш» . В 1990-е годы только в Москве появилось несколько новых скин-изданий: журналы «Стоп», «Удар», «Уличный боец», «Отвёртка» и другие . В конце 1990-х годов, поскольку почти после каждого концерта бритоголовых происходили многочисленные драки и избиения, их стали запрещать, отменять или сокращать время проведения . В 2002-2003 годах прошло несколько «показательных» судебных процессов .

Численность

По оценкам С. В. Беликова субкультура была относительно небольшой: в 1995-1996 годах более 1000 человек в России .

Гендерный и социальный состав

По состоянию на начало 2000-х годов в субкультуре преобладали парни; девушки в компании скинов, как правило, были подругами кого-то из участников компании и часто не имели отношения к движению . Женские скин-группы в 2000-е годы по оценке С. В. Беликова были малочисленны и полностью под контролем мужских компаний . Социальный состав скинхедов по оценке С. В. Беликова менялся: в начале 1990-х годов среди них преобладали подростки 14-18 лет из неблагополучных семей «спальных районов», во второй половине десятилетия уже дети представителей советского среднего класса (квалифицированных рабочих, работников научно-исследовательских институтов, инженеров), потерявших работу в связи с либеральными реформами, а также выходцы из семей, связанных с малым и средним бизнесом .

Внешний вид российских скинхедов

В начале 2000-х годов внешний вид российских скинхедов по описанию С. В. Беликова, был таким: чаще коротко стриженные волосы, чем «полированная голова», куртка («бомбер», «скутер» или джинсовая - в основном фирм Lee, Levi’s, Wrangler), футболка (со сценами насилия, на военную тематику и др.), популярны майки зелёной камуфляжной раскраски с нашитыми знаками и символами или с наколотыми значками, камуфляжной раскраски или чёрная жилетка, подтяжки, ремень с большой и привлекательной пряжкой (её иногда затачивали или наливали свинцом), джинсы (желательно фирм Lee, Levi’s, Wrangler) или камуфлированные штаны темных цветов, заправленные или подвернутые, нашивки (футбольная символика, военная и др.), тяжёлые ботинки (например, Dr. Martens, но в России часто обычные военные берцы) . Атрибутом российских скинхедов была хромированная металлическая цепочка весом около 100-150 граммов, длинной около 60-80 см, которая крепилась в двух местах на боку джинсов для украшения и ближнего боя . По цвету шнурков скинхеда можно было определить взгляды, приверженцем которых считал себя их скин-обладатель: черные - нейтральный, белые - расист, коричневые - неонацист, красные - коммунист или леворадикал .

После того как в начале 2000-х годов прошла волна задержаний подростков, одетых как скинхеды, внешний вид скинов изменился: сначала исчезли нашивки и символы, потом - хромированные цепочки и камуфляжные брюки, многие перестали брить головы . В 2003-2006 годах исчезли наиболее радикальные символы, на смену которым пришли изображения различных флагов (российского триколора, имперского стандарта и др.) . У скинов также были распространены татуировки (до 60-70 % поверхности тела), причём произвольной тематики .

Типажи российских скинхедов

С. В. Беликов в 2000-е годы описал несколько типажей: бойцы (солдаты), меломаны и музыканты, политики, «модники» .

Сленг

С. В. Беликов выделил следующие три выражения, присущие исключительно российским скинхедам: забриться (полностью побрить голову), гриндернутый (человек с гипертрофированной серьёзностью воспринимающий имидж и субкультуру бритоголовых), партиец (бритоголовый, поддерживающий тесное сотрудничество с ультраправым политическим объединением) и др.

Скинхеды в Беларуси

Первые скины появились в Беларуси в 1996 году . Их численность в Минске оценивалась в 2009 году около 300 человек, в 2000-е годы существовали такие объединения белорусских бритоголовых как «Белорусская партия свободы», «Край», «Славянский Союз - Беларусь», «Белая воля» и другие .

Различные направления движения

В настоящее время имеется несколько групп молодёжи, которые называют себя «скинхедами»:

  • Традиционные скинхеды (англ. Traditional Skinheads ) - возникли как реакция на появление прополитических ответвлений от первоначальной субкультуры. Следуют образу первых скинхедов - преданность субкультуре, память о корнях (семья, рабочий класс), аполитичность. Неофициальный лозунг - «Remember the Spirit of 69», так как считается, что в 1969 году движение скинхедов было на пике развития. Тесно связаны с музыкой ска и регги, а также с современной музыкой Oi!.
  • Хардкор-скинхеды - ответвление скинхедов, которое в основном ассоциируется с хардкор-панк -сценой, а не Oi! и ска. Хардкор скинхеды стали распространенными в конце первой волны хардкора. Они сохранили идеи своих предшественников и не имели никаких расовых предрассудков.
  • НС-Скинхеды - появились в Англии в первой половине 70-х. Придерживаются идеологий правого толка, националисты или расисты , некоторые выступают за идею расового сепаратизма и превосходства белой расы .
  • S.H.A.R.P. (англ. Skinheads Against Racial Prejudices ) - «Скинхеды против расовых предрассудков». Появились в Америке 1980-х как реакция на возникший в СМИ стереотип о том, что все скинхеды нацисты. Давали теле- и радио-интервью, где рассказывали об истинных ценностях и идеях скинхед-движения. Применяли силовые акции к НС-скинхедам.
  • R.A.S.H. (англ. Red & Anarchist Skinheads ) - «Красные» и анархо -скинхеды, унаследовавшие от «родного» рабочего класса идеи социализма , коммунизма , анархизма. Прополитичное движение.

Предубеждения

В английском языке skinhead subculture - распространённое словосочетание, его часто можно встретить в фанзинах и на многочисленных Интернет -сайтах . В России под «скинхедами» подразумеваются асоциальные лица, как правило несовершеннолетние, безработные или агрессивно настроенные жители спальных районов, реже представители рабочего класса , использующие символику и когда это удобно - идеи НС-скинхедов для оправдания хулиганских действий. Также в официальном дискурсе средств массовой информации и государственных деятелей Российской Федерации слово скинхед используется в качестве ярлыка в рамках существующего явления социальной стигматизации , когда скинхедом объявляется каждый, кто совершил какое-либо преступление против иностранцев или лиц «не титульной» национальности на какой-либо территории.

Зачастую движение скинхедов получает излишнюю политизированность, однако это не так. Многие скинхеды не имеют вообще никаких политических взглядов, или же являются настолько различными в этом отношении со своими товарищами, что эти политические симпатии абсолютно теряются.

См. также

  • Панки , Моды , Руд-бои
  • Oi! , Ска , Рокстеди , Регги
  • Футбольные хулиганы , Хулиганство

Примечания

  1. Виктор Шнирельман . Порог толерантности. Виктор Шнирельман. Как это начиналось. Новое литературное обозрение, 2014

В последнее время и с экранов телевизоров, и со страниц газет и журналов много говорится о «скинхедах» (берем это слово в кавычки, так как реальная субкультура скинхедов сильно отличается от того их образа, который навязывают СМИ). Причем, из рассказов журналистов, больше направленных на разжигание эмоций, чем на правдивое и подробное разъяснение, трудно понять: кто они такие, сколько их, какую реальную опасность они представляют для общества? Между тем, субкультура скинхедов довольно хорошо изучена российскими и зарубежными учеными - психологами, культурологами, социологами, политологами (вот только суждения этих специалистов в электронных СМИ не освещаются и широким массам не известны). В Интернете размещено немало подобного рода обстоятельных исследований. Назовем хотя бы работу М.В. Вершинина « Молодежные субкультуры: скинхеды », которая содержит подробный рассказ об истории и современном этапе развития скин-движения. Ознакомившись с ними не устаешь удивляться: как далек тот образ скинхедов, которые создают СМИ от реальности и поневоле задаешь сакраментальный вопрос: кому это выгодно?

Кто такие скинхеды?

Скинхеды (от английских слов skin head — буквально: лысая голова) - направление в западной, а затем и международной молодежной субкультуре, возникшее в 60-е годы ХХ века и существующее до сих пор. Следует сразу заметить, что субкультуры молодежи - это не политические и даже не идеологические организации, хотя иногда они и бывают связаны с отдельными партиями и движениями. Субкультура - это своеобразный образ жизни, который предполагает определенные модели поведения: стиль одежды, музыки, прически, свой жаргон, непонятный другим. Субкультуры возникают стихийно и как правило противопоставляют себя миру взрослых. Примеры субкультур, кроме скинхедов - хиппи, панки, реперы (поклонники музыки в стиле RAP («ритмическая американская поэзия»), «металлисты» (поклонники музыкального стиля «тяжелый металл») и т.д.)

Движение скинхедов имело несколько этапов, каждый из которых характеризовался своей спецификой. Первоначально скинхедами называли движение молодых людей, выходцев из рабочих кварталов, которые сами работали в доках или на заводах, а то и обивали пороги бирж труда (послевоенный экономический кризис в Англии регулярно поставлял все новых молодых людей для движения скинхедов). В отличии от других молодежных стихийных движений - например, стиляг, они не стремились подражать одеждой и манерами молодежи буржуазных классов. Наоборот, скинхеды культивировали своеобразную «пролетарскую гордость», стремясь подчеркнуть, что они - дети фабричных, заводских и портовых рабочих. Отсюда и короткая прическа — длинные волосы рабочим носить небезопасно, может затянуть в станок, обязательные подтяжки и ботинки — как у английских докеров, страсть к «пролетарскому напитку» пиву — тогда как «мажоры» или «хиппи» предпочитали крепкий алкоголь, марихуану и химические наркотики, культ «пролетарских видов спорта — прежде всего, футбола (скинхеды и прославились потасовками после футбольных матчей). Самая большая вольность, которую себе позволяли скинхеды - короткие юбки у своих подруг (скин-герлс), тоже просто и аккуратно одетых и коротко стриженных. Первые скинхеды слушали американскую музыку в стиле ритм-энд-блюз, затем - пришедшую с Ямайки музыку регги. Уже по этому видно, что первоначально скинхеды не имели ни малейших расовых предрассудков, ведь и то, и другое - музыка «цветных». Более того, в рядах скинхедов 60-х было немало парней и девушек с черным цветом кожи!

Тогдашние скины были в большинстве своем аполитичны. Если они и проявляли интерес к политическим идеологиям, то, скорее, к левым, как и полагается представителям пролетарской молодежи. Так, среди них была популярна татуировка с распятием, под которой была надпись: «Его распяли капиталисты». Те из скинов, кто все же участвовал в политике, отдавал предпочтение лейбористской партии как рабочей.

В 70-е годы приходит вторая волна скин-движения. Немного изменяется одежда: теперь это джинсы и куртка американских летчиков, музыкальная мода - на место регги приходит панк, музыка в стиле «Oil». Но самое главное, начинается политизация движения, оно раскалывается на правых, с которыми сегодня обычно отождествляют всех скинхедов (и совершенно ошибочно!) и левых. Рождение правых или коричневых скинов было результатом усиленной пропаганды в среде уличной молодежи английских ультраправых нелегальных партий - прежде всего, «Национального фронта» и Британской национал-социалистской партии. Неонацисты из таких скинов начали формировать уличных бойцов неофашистских партий для драк с коммунистами и анархистами и для нападений на «цветных». Именно эти «новые скинхеды» стали наносить татуировки в виде свастики или кельтского креста, использовать нацистские приветствия, речевки расистского и антисемитского содержания. Поскольку своими действиями - избиениями и убийствами черных и азиатов, они привлекали наибольшее внимание СМИ, их обыватель и принимал за скинхедов как таковых.

Гораздо меньше замечали и замечают чуть позже возникшее левое крыло скинхедов - так называемых «красных скинов» (редскинс). При схожем внешнем виде - военизированная форма, короткая стрижка, они исповедуют анархо-коммунистические взгляды. Их лозунг: «скинхеды против расизма и капитализма». У них часто бывают потасовки с коричневыми скинами и не всегда в пользу коричневых. Красные скины участвуют и в движении антиглобалистов, его уличные бойцы сражались на баррикадах в Сиэтле, в Генуе, в Давосе. Требования красных скинов - прекращение грабительской эксплуатации стран Третьего мира странами «золотого миллиарда » как минимум и мировая социалистическая революция как максимум. Естественно, вступать в красные скинхеды могут не только люди с белым цветом кожи. Красные скины считают себя - и не без оснований - истинными продолжателями движения скинхедов 60-х, так как видят в нем выражение энергии и мировидения пролетарской молодежи. «Коричневых скинов» они воспринимают как маргинальные группки, которые не имеют право присваивать себе имя и внешнюю атрибутику скинхедов.


К красным скинам близки SHARP-скины (SkinHeads Against Racial Prejudice — «скинхэды против расовых предрассудков»), движение, возникшее в Нью-Йорке в 80-х годах. Не будучи анархо-коммунистами, они выступают также против расизма, за равноправие всех народов.

Надо заметить, что классические, аполитичные скинхеды, «зубры» 60-х годов и их молодые сторонники тоже не признали ультраправых и стали их называть не иначе как «бонхеды» («костяные головы», или в вольном переводе - «тупоголовые», «безмозглые»). Специалисты по молодежным субкультурам также считают, что между бонхедами и скинхедами нет ничего общего, кроме некоторых элементов одежды (так для молодежных субкультур наиболее важным атрибутом является любимая музыка, но бонхеды и скинхеды слушают разную музыку: бонхеды - тяжелый металл, скинхеды - регги или Oil-панк). Поэтому не случаен вывод специалистов, что бонхеды - это искусственно сформированное и чужеродное направление в движении скинхедов, тогда как настоящее скинхеды, как и полагается молодежной субкультуре, возникли стихийно (М. Вершинин). Кстати, среди специалистов понятие «скинхед» принято применять ко всей этой молодежной субкультуре, а тех, кого СМИ называют «скинхедами», то есть неонацистов именуют бонхедами.

В России скинхеды появились в 1991 году, в среде учащихся столичных ПТУ и техникумов, вообще молодежи «спальных районов» Москвы и Ленинграда. В отличии от Запада, наше скин-движение возникло не совсем естественным путем (хотя экономический кризис, подобный тому, что разразился в Англии после войны, а то и похлеще, тоже был), а под влиянием западной масс-культуры. Именно поэтому дети московских и питерских токарей и слесарей носят ботинки и подтяжки английских докеров, а не кепки и комбезы, как их отцы. Если же они и кричат что-либо о России и русских, то чаще на английском языке, размахивая или немецким флагом или флагом американских конфедератов (конечно, имеются в виду бонхеды). В России представлены также все направления скинов. Есть красные скины (они даже выпускают свой журнал - «Взорванное небо» и имеют сайт в Интернете - « Redskins.ru »), есть скины-антифашисты (которые неоднократно организовывали скин-секьюрити - своеобразную скиновскую охрану концертов реперов - извечных врагов неонацистов). Но про них мало кому известно. Официальное телевидение РФ, как и на Западе, на словах выступающее против расизма и неонацизма, старательно замалчивает существование скинхедов-антифашистов и фактически своими сюжетами «пиарит» бонхедов…

Одежда, взгляды, любимая музыка российских скинхедов - все это повторяет западные образцы. Единственное отличие - российские бонхеды считают арийскими нациями не только народы зарубежной Европы и англо-саксонское белое население США, но и славян и в частности русских (увы, им неизвестно, что их западные «братья по расе» с такими выводами абсолютно не согласны и относятся к славянам как к «расово неполноценным»). Точно также как и на Западе российских бонхедов «опекают» «взрослые» ультраправые организации вроде Народной национальной партии Иванова-Сухаревского, пытаясь превратить их в своих штурмовиков. Естественно, часть бонхедов вливается в ряды ультраправых организаций, но бон-движение как таковое остается все же достаточно автономным образованием.

Российские скинхеды в целом и бонхеды в частности не имеют единой организации. Они представляют собой совокупность разрозненных и не связанных между собой групп (в среднем по 10-15 человек в каждой), которые не всегда и не везде промышляют избиениями и убийствами, часто дело ограничивается распитием пива и слушанием тяжелого рока и также легко распадаются, как и возникают. Правда, в ноябре 2002 года в столице бонхеды пытались произвести российский съезд, приуроченный в дню рождения культовой фигуры западных коричневых скинов Яна Стюарта (на съезд прибыло 400 человек), но эта попытка была пресечена милицией. Количество бонхедов в России вообще невелико. По данным 2003 года их было 15 000 человек на всю Россию, на 7 - миллионную Москву - около 5 000, в Санкт-Петербурге - около 3 000 (к нынешнему, 2006 году их количество, конечно, выросло, но не принципиально и вряд ли превышает 20 000 по России). Как правило, бонхеды у нас учащиеся старших классов школ, ПТУ, реже - вузов. Подавляющее большинство - так называемые «пионеры», уличные боевики, которые не очень искушены в идеологии и годны только на то, чтоб пить пиво, слушать рок, шляться по улицам и устраивать драки. Без идеологов движения они не представляют большой опасности, потому что сам по себе их пыл может легко рассеяться и движение распадется. Идеологов и лидеров бонхедов не больше нескольких сотен. В Москве их не более ста. Они выпускают самиздатовские журналы («Под ноль», «Уличный боец» (Москва), «Русский кулак» (Санкт-Петербург)), делают Интернет-сайты, готовят и распространяют учебные пособия по уличным дракам. Показательны названия: «Хулиганский стиль рукопашного боя», «Используй то, что под рукою», «Драка, как она есть», а также цитаты из них: «…Наносимые бритвой удары по своей траектории напоминают скользящие удары кулаком…. …глаза, кожа лба (сильно кровоточит — ослепляет), шея, крупные артерии рук и ног, живот…. …мышцы брюшины, нередко покрытые толстым слоем сала, пробиваются мощным круговым ударом… …для бритвы нет неуязвимых мест… …а заживает медленно, в отличие от ран, нанесенных тупым оружием…».

Следует также отметить, что в основном бонхеды сгруппированы в двух столицах - Москве и Санкт-Петербурге (там находится около 90% коричневых скинов). Свои акции они проводят регулярно, но на фоне общей криминальной статистики, совершаемые ими преступления - как говорится, капля в море (что, естественно, не отменяет необходимости нравственного осуждения каждого такого деяния, тем более, что для родственников и близких пострадавших эта статистика - слабое утешение). Это видно, например, по данным сайта Полит.Ру («Радикальный национализм в России и противодействие ему в 2005 году (ежегодный отчет информационно-аналитического центра «Сова»)») За весь 2005 год бонхедами (которых аналитики-антифашисты неверно именуют скинхедами) было совершено 366 избиений, приведших к ранениям и 28 убийств. В то же время по данным электронных СМИ («статья « Криминальная Россия » на сайте Пермского отделения КПРФ) согласно докладу генпрокурора Устинова об уровне преступности в стране, в 2005 году в Российской Федерации было совершено около 30 000 убийств (необходимо заметить, что реально их было, конечно, больше: как утверждают электронные СМИ, регистрируется меньше половины преступлений). Итак, из 30 000 убийств, совершенных в РФ в 2005 году (по данным МВД, которые явно заниженные) лишь 28 совершены «скинхедами» (по данным правозащитников, которые заинтересованы, напротив, в завышении «градуса» экстремизма). Это составляет около одной тысячной доли процента - величина, которую социологи как правило не учитывают в силу ее статистической ничтожности (она входит в так называемый «процент погрешности»). Тем не менее, эта тысячная доля процента постоянно находится в поле зрения СМИ, тогда как все остальные преступления не то, чтобы замалчиваются, но и особо их никто не «пиарит».

Скинхеды в кривом зеркале СМИ

Итак, реальность такова, что:

Скинхеды неоднородны и включают в себя и совершенно аполитичные, и антифашистские, и даже анархо-коммунистические группировки;

Скинхеды являются молодежной субкультурой и по определению не могут совпадать с преступными группировками. Понятие субкультуры шире, оно, как уже говорилось, предполагает образ жизни (может показаться, что сами факты избиения африканцев и азиатов хотя бы некоторыми скинхедами опровергает этот тезис, но это не так. Для пояснения можно привести такой пример: субкультура хиппи не исключает и даже приветствует применение легких наркотиков (прежде всего марихуаны). Естественно, некоторые из хиппи поэтому занимаются продажей марихуаны и следовательно связаны с наркомафией. Но из этого вовсе не следует, что наркомафия и движение хиппи - фактически одно и то же);

Скинхеды не являются политической партией, хотя и наличествуют их контакты с партиями и движениями ультраправого толка («Славянский союз», «Национальная народная партия»). Принадлежность к партии подразумевает лишь идеологическое согласие. Членом РНЕ, скажем, может быть и любитель фольклорной музыки, и любитель рока, лишь бы он разделял идеи русского национализма. Для бонхедов же, как и для всех молодежных группировок, музыка - главный отличительный принцип. Бонхед не может быть бонхедом, если он не слушает тяжелый рок. Кроме того, партия возникает искусственно, по воле ее создателей, скин-движение возникает стихийно, из группок бездельничающей рабочей или безработной молодежи;

Бонхеды никакого отношения к русской традиционной культуре и к традиционному русскому национализму вообще не имеют (в отличии от, например, черносотенцев , которые, действительно, пытаются возродить русское национальное движение вековой давности). Российские скинхеды вообще и бонхеды в частности - порождение пересадки на нашу почву феноменов западной масс-культуры (точно также как рэперы, растаманы, кришнаиты, мормоны и т.д.). Если б не было падения «железного занавеса», ребята с московских и питерских окраин не посмотрели бы «Бойцовский клуб», не услышали бы «черный металл», и не было бы в России никаких «скинхедов». Об этом говорит сам их внешний вид, скопированный с западных бонхедов, манера называть себя кличками на английском или немецком языках (Ганс, Мартин и т.д.), набор их любимых рок-групп, в основном немецко- и англоязычных, наконец, нелюбовь к неграм в стране, где никогда не было областей с чернокожим населением и напряженность между белыми и черными не имеет социальных корней;

Бонхеды разрознены, малочисленны, сгруппированы в основном в столицах, преступления, совершаемые ими, составляют мизерный процент от общего числа таких же преступлений, совершаемых по иным, неидеологическим причинам.

СМИ же рисуют нам совершенно иной образ «скинхедов»:

Скинхедов представляют исключительно как неофашистов самого примитивного пошиба. Всевозможные репортажи в новостных программах ТВ изображают пьяных подростков, тупо орущих нацистские лозунги и оскорбления в адрес не-белых, все это журналисты преподносят как «тусовки скинхедов». Некоторые журналисты договариваются до того, что «скинхеды» могут быть одеты как угодно, а не обязательно в «бомберы» и армейские ботинки и могут даже не быть бритыми (!), таким образом, скинхеды отождествляются с любыми хулиганами-националистами и вообще выводятся за рамки молодежных субкультур (!). При этом автор данных строк ни разу не слышал от тележурналистов упоминания о существовании красных скинхедов или скинхедов-антифашистов. Налицо либо вопиющий непрофессионализм либо сознательное замалчивание фактов;

СМИ не делают различий между членами радикальных националистических партий и движением скинхедов. Так, в начале апреля 2006 года, когда антискинхедовская пропаганда достигла на ТВ апогея, канал НТВ транслировал сюжет о приеме в члены организации Иванова-Сухаревского. Несмотря на то, что молодые люди были одеты в аккуратные рубашки и брюки, напоминающие форму NSDAP, подразумевалось, что перед зрителем скинхеды (хотя единственное, что их напоминало - короткие прически);

Скинхедов изображают грозной и чрезвычайно опасной для общества силой. Статистика по убийствам, произведенным бонхедами или просто боевиками-неонацистами при этом не приводится, сухие цифры заменяются эмоциональными рассказами о жестокостях избиений. Количество «скинхедов», озвучиваемое журналистами ТВ и радио в разы превышает те цифры, которые мы находим в Интернете, в официальных отчетах МВД, в трудах специалистов по молодежным субкультурам и даже в докладах правозащитников.

Из всего этого очевидна совершенная правота М. Вершинина, который утвержал, что СМИ с настойчивостью, достойной лучшего применения, создают из движения скинхедов - разнородного, малочисленного, подражательного и сугубо подросткового явления политический жупел.

Мы бы к этому лишь добавили, что такая политика СМИ не только вводит общество в заблуждение, но и способствует количественному росту таких «скинхедов», какими их изображают СМИ. Расписывая зверства скинов, СМИ, лицемерно объявляющие себя «борцами с фашизмом», формируют такой образ скинхеда, что он оказывается наиболее привлекательным для подростков, к которым «взрослый мир» повернут не самой приятной и лучшей своей стороной. «Скинхеды» изображаются сильными, смелыми, непобедимыми и неуловимыми, они могут бить кого угодно и при этом не бояться возмездия, даже если их и арестует милиция, они якобы отделаются «легким испугом». Что же касается осуждения негуманности и ксенофобии «скинов», то это термины «взрослого», чуждого для них мира, к тому же провозглашаемые журналистами-либералами, защитниками того режима, что не принес рабочим и их детям мало хорошего. Итак, итогом борьбы со скинхедами либеральных СМИ становятся подражательные действия со стороны молодежи, которая обо всем узнает из передач телевидения. Раньше они были просто «гопниками», пили пиво в подъездах, дрались между собой, теперь, посмотрев передачи НТВ и ОРТ о скинхедах, они «играют в скинов» - таких, какими их представляют в СМИ (о подтяжках английских докеров и Oil-панке они и слыхом не слыхивали). Иногда эти «игры» заканчиваются кровью. Журналисты получают вожделенную сенсацию, с еще большим воодушевлением принимаются за разоблачения скинхедов и все повторяется…

3. Кому это выгодно?

Вопрос римского права: «ищи кому выгодно» в этом случае более чем уместен. Очевидно, и в России, и за ее рубежами существуют мощные политические силы, которые заинтересованы в раздувании мифа о зловредном русском национализме, да и в создании такого маленького и управляемого, но очень шумного и одиозного феномена. Мы не станем утверждать, что эти силы напрямую «заказывают» журналистам лживые и провокационные сюжеты о «скинхедах». Скорее всего, здесь мы имеем дело не с внешней, репрессивной цензурой, как в советские времена, а с внутренней самоцензурой журналистов — работники СМИ заранее знают: что хотят их новые хозяева и стараются им угодить, создавая все новые и новые идеологические мифы. Но как бы то ни было без поддержки определенного сегмента общества и политической элиты столь широкомасштабные операции по манипуляции общественным сознанием, да еще и с применением центральных СМ не проводятся.

Легко наметить короткий список: кому выгодно раздувание темы русского национализма:

Далее, это наши российские радикал-либералы, которые тоже не прочь поспекулировать на теме «русского фашизма». Ведь во-первых, это отвечает интересам их хозяев с Запада и совпадает с их собственными призывами к разрушению РФ как последнего оплота империи. Кроме того, это совпадает с их душевным порывом как можно больше чаще поливать русских грязью, ведь наши либералы почти поголовно совершено иррациональные и отъявленные русофобы. Наконец, это выглядит как удар в сторону президента Путина, который-де не может совладать с угрозой «русского фашизма».

Внутрироссийским националистам и сепаратистам также только на руку истерию вокруг «русского национализма», так как их мечта - отделение от России ее нацрегионов. А для этого очень и очень нужна демонизация русских в глазах жителей нацрегионов, чему служат провокационные сюжеты о скинхедах в либеральных СМИ (тем более, смычка сепаратистов с окраин и либералов в Москве образовалась еще во времена первой чеченской компании, в которой Ковалев и Киселев со товарищи выступали как «информационная поддержка» Дудаева и Басаева).


И, как бы это парадоксально ни прозвучало, это выгодно и режиму Путина. Конечно, как и всякое государство, он не заинтересован, чтоб общественный порядок «раскачивали» банды подростков-неонацистов, но он заинтересован в том, чтобы такое ощущение создавалось у обывателей. Тем больше обыватели будут ценить Путина и его «единоросов», которые хоть не идеальны, но все же лучше фашистского беспредела.

Таким образом, как ни смотри, всем раздувание пропагандистского спектакля о скинхедах только выгодно. Естественно, за исключением народа России. Но вышеназванным игрокам политической «шахматной доски» дела до народа нет.

Вахитов Р.

Смерть буржуям! / 15.05.2006 ] by chally


Рассказать друзьям