Субкультуры и идеологии 21 века. Новые субкультуры: ванильки, тамлер-гёрл, «корейская волна

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Ведущую роль в формировании, распространении и разнообразии молодежных субкультур играет медиа-культура. Кроме того, медиа-культура сама по себе, непосредственно порождает новые, ранее неизвестные и даже невозможные разновидности молодежных субкультур. И современные субкультуры молодежи 21 века уже не такие деспотичные. Речь идет о так называемых геймерах, хакерах, блоггерах и подонках. На первый взгляд, названные группы трудно назвать субкультурами: они не имеют таких выразительных внешних признаков и поведения как хиппи, панки, готы, эмо или скинхеды и др. Запесоцкий А. С., Файн А. П. «Это непонятная молодёжь…: проблемы неформальных молодёжных объединений» - М: Профиздат, 1990г. Но отсутствие внешних проявлений в кибер-субкультурах не мешает увидеть в этих социальных слоях именно современные, новые молодежные субкультуры. Представители кибер-субкультур не имеют такой идейной направленности, как скинхеды, готы, но поведенческая ориентация на виртуальность, опосредованная мультимедийными технологиями, в большей или меньшей степени означает уход от реальной жизни, тенденцию к самореализации не в традиционной форме, а с помощью языка-сленга, специфических интересов, обособления себя, группы единомышленников от общественности, определенных статусных отношении и т.д., указывающих на них именно как на субкультуру. Кибер-субкультуры, соответственно, имеют и характерные признаки. Прежде всего, это мультимедийная компетентность. Эти группировки - именно субкультуры досуга. Вспомним хотя бы рокеров и байкеров, представители которых в жизни могут заниматься обычной для общества деятельностью, но в свободное время, на досуге. Они исповедуют другие ценности, реализуют отличные от традиционных интересы и идеи.

Так же, например, и блогеры или хакеры: в реальной жизни могут выполнять обычные дела, а самоутверждаться, декларировать и реализовать свои идеи через интернет-технологии - в виртуальной реальности. И здесь уместно вспомнить следующий признак кибер-субкультур - противоречивость их проявления. Можно констатировать, что субкультуры молодежи в начале третьего тысячелетия значительно отличаются от субкультур второй половины XX века. И не только по форме, функциям, идеям и целям, но и по способу образования, детерминированным средствами массовой коммуникации, которые в разные времена влияли на их появление разными путями.

Обобщая все сказанное, можно сказать, что медиа-культура - как закономерный результат развития общей культуры человечества, опосредованный техническим развитием средств массовой коммуникации, в широком смысле охватывает производство и потребление медиа-продукции и тесно связано с массовой культурой через ее систему ценностей - формирует, поддерживает существование и порождает новые субкультуры, и молодежные в частности. Наряду с социальными, психологическими причинами, которые обусловливают возникновение и распространение молодежных мини-обществ, медиа-культура играет очень важную роль, которая заключается в распространении информации о возникновении неформальных молодежных течений. Подытоживая, можно сказать, что медиа-культура, как общественный феномен производства и потребления информации, существенно влияет на формирование молодежных субкультур.

Введение

Из века в век на пути у человека всегда появлялись проблемы, которые он по мере своего физического и интеллектуального роста, решал. Человек всегда решал проблемы по улучшению своего жилья, комфорта, работы и финансового сбережения. Но одна проблема остается, не решенной и по сей день. Это проблему еще описывал Тургенев И.С. в своем произведение «Отцы и дети». В наш такой замечательный, коммуникативный век, это проблема так же не находит решения. Она часто происходит от того что дети вырастают, как кажется им, и у них появляются новые друзья и увлечения, которые родители не понимают. И тогда они ищут на стороне своих сторонников, единомышленников, формируясь в определенные группировки. Так и появляются субкультуры, в которых определяются свои ценности, и даются названия. Подростки также определяют стиль в общение и в поведение, и стараются ему подражать.

Цель классного часа:

    Выявить причины возникновение субкультур.

    Познакомить учащихся с особенностями молодежной субкультуры, течениями, традициями ;.

    Формировать и развивать нравственные ценности.

Классный час

Тема: Субкультуры. Проблемы современной молодежи.

Здравствуйте, хочу начать наш классный час. На протяжении каждого десятилетия, появлялись новые или возрождались, хорошо забытые субкультуры. Это явление не обошло и нашу страну. Сегодня мы поговорим о субкультурах 21 века. Но для начала хочется задать вопрос, а что же такое субкультура

Субкультура это часть общей культуры, системы ценностей, обычаев, традицией, присущие большой социальной группе. В каждой стране формирование происходило по разным причинам и обстоятельствам.Все субкультуры формировали не на пустом месте, а имели свои причины возникновения.

Причины возникновения:

    социальная несправедливость.

    кризис общества и семьи.

    бюрократизм государства и общественных организаций (особенно учебно-воспитательных учреждений);

    не разработанность систем социального воспитания;

    плохая организация досуга;

    разочарование молодежи в нравственных идеалах и ценностях общества;

    формирование взглядов и норм, вступающих в противоречие с общепринятыми взглядами и нормами

В наше время есть очень много разных, не похожих друг на друга субкультур. И теперь давайте поговорим о самых известных и популярных видах субкультур.

Теперь хочется рассмотреть и ознакомить вас с самыми распространёнными движениями субкультур. Давайте узнаем, кто эти люди, и их правила, ценности группы.

Виды субкультур.

Самые распространенные субкультуры 21 века это:

    Неформалы сильно отличаются друг от друга заявленными целями, ценностями и, как следствие, поведением и времяпровождением. К примеру, объединяются по признаку предпочтения определенных стилей музыки, танцев.

    Скинхеды – их отличительный символ - свастика, знак, который даже не говорит, а кричит сам за себя.
    Подростки - скинхеды выделяются из толпы бритыми головами, черной одеждой, брюками, заправленными в ботинки. Иногда на одежде присутствует изображение питбуля. В общественных местах стараются появляться группками. Встретить их можно в основном вечером, когда настает «их» время

    Футбольных фанатов считают субкультурой, близкой к криминальной. Усугубляется это тем, что болельщики - одна из самых активных подростковых групп в России. Для них большое значение имеет эмоциональная разрядка, возможность орать, буянить и смешивать разные установки и стили жизни.

    Экологисты - такие молодежные движения, защищающие окружающую среду, в России непопулярны и малочисленны (всего 4%), даже в Чернобыле. Акции российского «Гринписа» по большей части неэффективны и являются подражанием Западу. Такие движения удобно формировать при официальных структурах: самостоятельно существовать они не могут из-за материальных трудностей и правовых препятствий.

    Байкеры - любители и поклонники мотоциклов. В отличие от обычных мотоциклистов, у байкеров мотоцикл является частью образа жизни. Характерным также является объединение с единомышленниками на основе этого образа жизни.

    Хип-хоп - молодёжная субкультура, существующая десятки лет, появившаяся в середине 1970-х в среде афроамериканцев и латиноамериканцев. Для неё характерны своя музыка (также называемая хип-хоп, Rap), свой сленг, своя хип-хоп мода, танцевальные стили (брейк-данс и др.), графическое искусство (граффити) и свой кинематограф. Она до сих пор развивается, появляются новые стили и направления. Хип-Хоп не стоит на месте и поэтому притягивает к себе молодежь и не только.

    Толкинисты. Движение родилось благодаря увлечению молодежи ролевыми играми с многочисленными персонажами из книг Джона Рональда Роуэла Толкиена «Хоббит», «Властелин колец» и «Сильмарилион». Постепенно движение стало не только молодежным, но и общественным. Популярное среди толкинистов времяпровождение - «бои» с использованием деревянного оружия. Могут они встречаться и для общения, обсуждения сценариев для следующих встреч, но неизменно ведут себя соответственно выбранным ролям, не выходя из образа.

    Гламур – одна из самых спорных субкультур. Дело в том, что именно в субкультуру у нас это течение оформилось совершенно недавно, хотя до того присутствовало во всем, что связано с клубной и светской жизнью. Энциклопедии до сих пор не дают определения этому слову как культурному течению, хотя оно уже вовсю активизировалось с началом нового тысячелетия.

    Готы. Субкультура готов это современное течение, которое свойственно многим странам. Ее образная система и культурные предпочтения ясно демонстрируют связь с идеалами литературы готического стиля, датируемой девятнадцатым веком.

    Эмо . Представители эмо хорошо известны своим стилем и идеологией, которая довольно четко излагается в соответствующей музыке. Основные понятия эмо: грусть, тоска и любовь выражаются в музыкальном исполнении при помощи специфических приемов, таких как скрим, что приводит публику в надлежащее настроение. В более широком смысле быть эмо означает находиться в печали и писать стихи

    Аниме – это прежде всего название анимационных картин, которые производятся в Японии. Самым широким сегментом стали подростки в возрасте 12-15 лет, то есть в том возрасте, когда психика наиболее восприимчива к внешним картинкам, а воображение помогает воссоздать необходимые картинки. Так и появилась субкультура аниме в чем-то похожих на уже ставших практически родными толкиенистов. А именно тем, что пытаются воссоздать в реальной жизни то, что увидели на экране.

Выводы:

Хочется подвести итога нашего классного часа.

Субкультуры имеют большой ряд недостатков, но также и имеют свои маленькие достоинства.

Для начала в вкратце хочется сказать о достоинствах, они состоят в том что, в каждой субкультуре есть свои идеи, ценности, правила и манеры поведения. И каждый человек в своих группах могут проявлять свои креативные идеи.

Но это лишь малые плюсы.

А теперь напомним о недостатках, которых гораздо больше чем положительных сторон. Когда подростки формируются в свои группы, они не вольно, бессознательно начинают игру, из которой некоторые не выходят. А некоторые заигрываться, и это становиться их смыслом жизни и тогда они выпадают из социальной ячейки общества, как личности. Молодые люди становятся безвольными, не имеют своего слова, потому что они следуют законам своей субкультуры.

Из всего перечисленного хочется сделать вывод, о том что бы стать полноценным человеком общества, лучше посещать культурные и спортивные, кружки, ходить в библиотеки.

Одним из первых проявлений специфической молодежной культуры в мире стало движение «битников» (или «разбитое» поколение) в конце 40-50-е гг. XX века в США. С точки зрения распространенности как образа жизни битничество не было особенно массовым, но его историческое значение для развития молодежных субкультур в США и остальном мире заключалось в том, что из него фактически вышли другие ведущие субкультуры (хиппи, байкеры, сквотеры, отчасти панки), на несколько десятилетий определившие жизненные стили, моду, музыку молодежи не только в США, но и в ряде других стран, в том числе в СССР. Влияние битников было обусловлено тем, что его ведущие идеологи были литераторами, получившими мировую известность – Дж. Керуак, У. Берроуз, А. Гинзберг, К. Кизи. Оно выражается и в том, что битничество как образ жизни и идеология следовало ряду архетипов и мотивов, свойственных сознанию молодежи – культ дороги и странствий, нонконформизм и др.

С точки зрения дохода, общественного престижа, битники находились на социальном дне, несмотря на то, что большинство представителей битничества были выходцами из среднего класса и, в принципе, так или иначе претендовало на какое-то общественное признание – прежде всего, в творчестве. В той или иной степени их целенаправленная отверженность была игрой.

Отношение битников к общепринятой морали и к законам было более чем критичным. Презрение к моральным и правовым нормам, в частности, выражалось в распространении в среде битников наркотиков. Существенное значение для формирования битничества имела вторая мировая война, возвратившись с которой многие молодые американцы не смогли найти себе места в жизни, а многие и не хотели его искать. Идеологические и литературные истоки битничества можно найти в литературных произведениях 1920-х гг., герои которых (в особенности у Э. Ремарка и Э. Хемингуэя) также отличались неустроенностью и потерянностью.

К концу 40-х гг. относится формирование еще одной субкультуры в США, впоследствии распространившейся по всему миру – байкеры (или рокеры). По одной из версий, в конце 40-х - начале 50-х годов летчики прославленной в годы войны эскадрильи «Ангелы ада» были демобилизованы за ненадобностью. Привыкшие к скорости и свободе полета, многие из них нашли альтернативу самолету за рулем мотоцикла. Поначалу они собирались в небольшие группы, ездили по стране, пытаясь найти свое место в мирной жизни. Многие из них впоследствии осели в небольших городках, открыли свои мастерские по ремонту автомобилей и мотоциклов, татуировочные салоны или же подались в фермеры и стали добропорядочными и законопослушными гражданами. Те же, кого не устраивала спокойная жизнь, собирались в «банды» мотоциклистов и отправлялись на поиски приключений и какого-нибудь заработка 1 .

В отличие от битников, у байкеров не было идеологов-интеллектуалов, и сама эта субкультура долгое время связывалась массовым сознанием американского общества и прессой не столько с мотоциклами, сколько с криминалом.

Униформой байкеров были черные кожаные куртки, кожаные жилетки, брюки, грубые армейские ботинки или сапоги. В последующем байкерская мода отразилась на панковском стиле и стиле металлистов. Существенно ряды байкеров в США пополнились после войны во Вьетнаме, когда в страну вернулись солдаты, многих из которых, также как и после мировой войны, никто особенно не ждал. Тогда же в атрибутику байкеров вошла нацистская символика как эпатаж обывателей и обращение к культурным символам, отвергаемым большинством общества.

К началу 50-х гг. относится формирование первой массовой молодежной субкультуры Великобритании – так называемых «тедди-бойз» или теддиз». В военные годы в Англии появился социальный феномен, названный впоследствии термином «тинейджеры». Предоставленные длительное время сами себе подростки бессознательно требовали и нового к себе отношения. Стиль одежды «тедди-бойз» был реакцией на установившийся в британском обществе после войны консервативный стиль – длинные однобортные пиджаки и узкие брюки. «Тедди-бойз» дополнили их элементами «ковбойского» стиля. Главное, что они хотели показать своим внешним видов – гиперболизированная мужественность и сексуальность. Помимо одежды, «тедди-бойз» отличались агрессивностью и хулиганством. Их музыкальные вкусы оформились с приходом в середине 50-х гг. в Британию американского рок-н-ролла.

Британская мотоциклетная субкультура появилась несколько позже, чем в США. Прежде всего, это было связано с выдачей бензина по талонам, которая была отменена только в 1950 году. Через несколько лет в Англии появилась молодежная субкультура, руководствующаяся правилом: «Живи на полную катушку, умирай молодым». Их называли «ковбоями кафе» (cofee-bar cоwboys) или слэнговым выражением ton-up (имелись в виду те, кто постоянно превышает скорость на мотоциклах). Слово «байкер» в Англии было менее распространено. Группы такой молодежи собирались, как правило, у небольших придорожных кафе. Постепенно у них выработалась своя география насиженных мест, и чужаки не имели права заходить на их территорию. Мотоцикл был главным предметом обожания, свое право на «крутизну» можно было доказать только в импровизированных гонках. Эта cубкультура заложила также стиль, который позже лег в основу рок-н-ролльного британского имиджа.

Если появление «тэдди-бойз» в послевоенной Великобритании было во многом следствием кризиса социализации подростков из небогатых семей, находящихся без надзора родителей и предоставленных самим себе, то в 50-е гг. Англия переживала экономический бум. У молодых людей появились карманные деньги, в стране начала развиваться индустрия развлечений. Субкультура «модов» (mods) была нацелена на стильность во внешнем виде (узкие воротнички рубашек, подогнанные тютелька в тютельку костюмчики, обязательно белые носки и аккуратные прически). Причем облик определялся не только материальными возможностями, была и масса тонкостей, предписывавших, что можно, а что нельзя (например, такая строгость – при определенной ширине брюк расстояние между ними и ботинками должно было составлять полдюйма, а при чуть большей ширине – уже целый дюйм).

С середины 1960-х гг. субкультура модов начала терять однородность и разваливаться на отдельные группировки (среди которых были так называемые хард-моды, которые впоследствии трансформировались в скинхедов) 1 .

Однако подлинный бум молодежных субкультур начался не в Великобритании, а в США в середине 1960-х гг. Произошло это по нескольким причинам:

Во-первых, США после второй мировой войны переживало демографический бум. Это было связано с ростом благосостояния американцев. С 1948 по 1953 гг. число новорожденных в США выросло почти на 50%. И к 1964 г. 17-летние стали самой многочисленной демографической группой населения. Такое положение сохранялось вплоть до 1971 г. Соответственно, число университетов и институтов увеличилось в два раза, а количество студентов достигло 5 млн. человек 1 ;

Во-вторых, американское общество переживало этап перехода к «обществу потребления» со специфическими ценностями гедонизма, получения от жизни удовольствия и др. Возраст вступления во взрослую жизнь увеличился. К молодым людям обществом стали предъявляться гораздо более мягкие требования;

В-третьих, массы взрослеющей молодежи просто не могли найти себе применения из-за ограниченности рынка труда, производства, несмотря на его рост;

В-четвертых, начало массового производства противозачаточных таблеток в США положило начало сексуальной революции и усилило гедонистические тенденции в массовом сознании;

В-пятых, просчеты во внутренней и внешней политике США (вьетнамская война и др.) послужили основанием для протестной волны, в которой основную роль играли именно молодые;

В-шестых, в США сформировался мощный средний класс. И для детей «средних» американцев, которым, в отличие от их родителей, не нужно было бороться за выживание, очень большое значение приобрели постматериальные ценности – самовыражения, творчества, получения удовольствия от жизни и т.п.

Одним из самых влиятельных молодежных движений 1960-х гг. в США и во всем мире стали хиппи, которые соединили бунтарство против системы с уходом из нее, с созданием собственного мира, параллельному существующему. Огромную роль в формировании субкультуры хиппи сыграла эволюция рок-н-ролла, который ко второй половине 1960-х гг. из танцевальной музыки и отчасти средства протеста превратился в своеобразную философию. Особенно это было характерно для психоделического и калифорнийского рока («Doors», «Jefferson Airplane», «Grateful Dead» и др.).

Есть несколько версий происхождения слова «хиппи». По одной из них оно происходит от жаргонного слова «хэп» - тронутый. По другой – на негритянском сленге слово «хиппи» означает «сведущий, знающий, понимающий суть вещей человек» 2 . По третьей – слово «хиппи» - от «hip» - сокращенного «hipochondria» - ипохондрия - угнетенное состояние 3 . Скорее всего, верен первый вариант – слово, пущенное в оборот журналистами, так как хиппи так себя не называли и само это слово не любили. Сами хиппи предпочитали название «freaks» - чудаки.

Основой идеологии хиппи была проповедь любви и ненасилия, полное отрицание войн и пацифизм. Любовь в понимании хиппи была средством для преодоления разобщенности между людьми, для создания всемирного братства. Во многом идеология любви была заимствована хиппи у индуизма и буддизма, начавших активно проникать в 1960-е гг. США и Европу.

Философия любви органично сочеталась с сексуальной свободой и раскрепощенностью. На уровне поведенческих практик проповедь необходимости любви свелась к свободе от сексуальных ограничений, которой немало способствовали наркотики.

Столкнувшись с нежеланием общества переделываться по их стандартам, хиппи стали уходить на лоно природы и создавать свои коммуны, свободные от устоев общества. В коммунах многие из них начинали возделывать землю, питаться и одеваться плодами собственного труда.

Символом их «принадлежности» к природе были длинные волосы, мятая рваная одежда из натуральной ткани, расшитая цветами, часто – босые ноги.

С начала 1970-х гг. в США движение хиппи пошло на убыль. Начало экономического кризиса подорвало возможность большинства молодых людей безбедно существовать на средства родителей. Приток «новой крови» в хипповские коммуны иссяк. Старые хиппи после длительных наркотических практик деградировали. Коммуны хиппи стали криминализироваться, от братской любви оставалось немного. Многие из хиппи уходили из коммун, бросали наркотики, женились и начинали работать. Выборочное исследование, проведенное институтом Райта в Беркли совместно с Национальным институтом психологических заболеваний в Вашингтоне, показало, что 40% хиппи вернулись к обычной жизни, 30% сохранили свой статус «выпавших», в основном это были неизлечимые наркоманы, и 30% составляли промежуточную группу – сохранили идеи и ценности хиппи, как правило, не имели постоянного заработка, но были умеренны в употреблении наркотиков и не бросались в рискованные эксперименты над собой 1 .

Знаковыми событиями, в немалой степени способствовавшими спаду движения хиппи и в еще большей степени психоделической субкультуры, была череда смертей известных рок-музыкантов на рубеже 1960-70-х гг. – Дж. Моррисона, Дж. Джоплин и Дж. Хендрикса. Все они умерли от наркотиков совсем молодыми.

Вторая волна движения хиппи сформировалась в начале 1980-х гг. и к концу 80-х она прекратилась. Но в середине 1990-х гг. неожиданно заявила о себе третья волна хиппи.

Следующей субкультурой, вовлекшей в свою орбиту массы молодежи и фактически сменившей по степени влияния на молодежную культуру в целом хиппи, стал панк.

Панк-культура возникла в середине 1970-х гг. в Великобритании и США. Социальными факторами, вызвавшими к жизни панк, было парадоксальное сочетание кризисных явлений в экономике, способствующих безработице, и социальная политика государства, выплачивающего пособия, на которые безработные могли жить. Естественно, кризисные явления в первую очередь коснулись молодежи, причем молодежи, принадлежащей к среднему классу. Она и стала социальной базой панка. Социокультурными факторами, способствовавшими возникновению панк-культуры, стал кризис и коммерциализация рок-музыки.

Идеологией панков была философия «потерянного поколения»: изменить мир к лучшему нельзя, жизнь потеряла смысл, будущего нет. Поэтому плюй на все и на себя, делай то, что хочется сейчас. Панки хулиганили на улицах и в кинотеатрах, вызывающе держались по отношению к полицейским и задирали прохожих. Так они выражали свой протест миру. Само слово punk означает отбросы.

Основная цель панков – шокировать общество – достигалась посредством вызывающего образа жизни и соответствующего имиджа. Тезис «Будущего нет» нашел выражение в саморазрушительном поведении – употреблении большого количества алкоголя и наркотиков. Внешний вид панков также должен был отпугивать обывателей.

Фактически в то же время, что и панк, разве что, немного раньше – в начале 1970-х гг. в мире начала распространятся еще одна субкультура – растаманы, растафари или просто «раста». Растафари представляла собой религиозную секту, возникшую в начале 1930-х гг. на Ямайке. Ее основателем был христианский проповедник Маркус Гарви, ратовавший за Христа-чернокожего. Основные положения растафари сформулировал Леонард Хоуэлл (впоследствии попавший в сумасшедший дом). Среди них были: курение марихуаны (ганджа)– «травы мудрости» - для избавления сознания от западного рационализма и глубокого проникновения в мистическую суть вещей и событий,соблюдение ряда запретов - не есть свинину, моллюсков, рыб без чешуи, не курить табак и не пить ром и вино (позже этот запрет стали объяснять тем, что вскоре братия будет пить пальмовое вино в Африке), не употреблять соль, уксус, коровье молоко, не играть в азартные игры. Поскольку Бог создал человека по своему образу и подобию, то любое искажение божественного облика, в том числе стрижка и бритье - грех. Растаманы стали носить длинные волосы, образующие локоны – так называемые «дрэды». Растаманы изучали историю и культуру Африки, культивировали африканскую кухню и др. 1

В 1960-е гг. растафари стало очень популярным среди цветной молодежи Великобритании, США и Канады благодаря массовой эмиграции с Ямайки, а в 1970-е опять же благодаря музыке (стиль «реггей», особенно в исполнении Боба Марли) стало молодежной модой, охватившей и белую молодежь. В какой-то степени раста заняло место хиппи. В них достаточно много общего. Как и для хиппи, для растаманов окружающий мир – это «Вавилон, который должен пасть», а сами растаманы – это община «избранных».

Движение скинхедов также берет начало в конце 1960-х гг. Кстати, до конца 1970-х гг. в их идеологии не было ничего нацистского. Первые скинхеды (или хард-моды) были выходцами из необеспеченных британских семей, чьим любимым развлечением были походы на футбольные матчи и последующие потасовки с болельщиками других команд. Неонацистская волна стала проявляться в субкультуре скинхедов с конца 1970-х (так называемые «бонхеды»). Но не менее влиятельным было и движение «красных скинхедов». Первоначально идеология скинхедов выражала протест против капитализма, эксплуатации и т.д. Популярной среди них была татуировка с распятым Христом и интерпретацией «распят капитализмом». Мода скинхедов также менялась на протяжении лет. Классической одеждой первых скинхедов были ботинки со стальным носком, подтяжки (обязательный атрибут), джинсы. Впоследствии распространились кожаные куртки. Употребление крепких напитков не приветствовалось. «Фирменным» напитком было пиво.

Если социальная база первой волны скинхедов конца 60-х – начала 70-х была рабочая среда, то во второй волне преобладали безработные, андекласс 1 .

К 60-м гг. XX века относится и формирование субкультуры, которая к 1990-м гг. охватит огромное количество молодежи в самых разных странах. Речь идет о субкультуре хакеров 2 . Как ни странно, она возникла в те годы, когда персональных компьютеров не было и в помине. Возникновение и развитие движения «хакеров» обязано студентам Массачусетского технологического института, одного из лучших технических вузов США. С середины 50-х годов студенты выпускного курса на «День дурака» (1 апреля) должны были оригинально пошутить. По традиции студенчества данного вуза, лучшей и оригинальной шуткой было установка одного крупного и громоздкого предмета на куполе главного учебного корпуса. Там устанавливали и шкафы, и рояль, однажды там оказалась полицейская машина. Такая неординарная шутка называлась «хак» (англ. hack имеет несколько значений, в том числе: делать топором мебель; мотыга, кляча; нестандартное действие; творческое преодоление ограничений; оригинальный ход в программировании или использовании программного обеспечения, в результате которого компьютер позволял осуществлять операции, ранее не предусмотренные или считавшиеся невозможными). Наиболее часто данный термин употреблялся в лаборатории «моделирования перемещения железнодорожных составов» (Tech Model Railroad Club) при Массачусетском технологическом институте и означал «разбор до винтика» электрических поездов, путей и стрелок, для поиска нового способа ускорить движение поездов. Понятие «хакер», в оригинальном значении, это некто, использующий свою изобретательность для достижения компактного и оригинального решения, называемого в техническом понимании.

В 1970-х годах развитие телефонных сетей породило первую специализацию в субкультуре «хакеров». Хакеры, которые специализируются на работе голосовых сетей (телефонные сети, коммуникационное оборудование по передачи голоса) стали называться «фрикерами». Телефонные хакеры (фрикеры) занимались взломом региональных и международных сетей, получая в результате возможность, звонить бесплатно.

В начале 80-х деятельность телефонных фрикеров стала смещаться в сторону компьютерной техники, появились первые доски электронных объявлений, которые сокращенно назывались «BBS». Доски электронных объявлений «Sherwood Forest» и «Catch-22» были предшественниками групп новостей Usenet и электронной почты. Они стали местом встреч фрикеров и хакеров, которые обменивались там новостями, продавали друг другу ценные советы, а также торговали украденными паролями и номерами кредитных карт.

Начали формироваться группы хакеров. Одними из первых стали «Legion of Doom» в США и «Chaos Comрuter Club» в Германии. Их деятельность не осталась незамеченной обществом, и в 1983 году вышел первый художественный фильм о хакерах. Фильм «Военные игры» рассказывает о подростке, которого играет Мэттью Бродерик. Он пытается взломать компьютер производителя видеоигр, но вместо этого проникает в главный военный компьютер, имитирующий ядерную войну. Часть молодежи подхватила художественный образ, как противопоставление обществу взрослых и обратило свой взор (и «кошелек») на бурно развивающуюся отрасль информационных технологий. Появились сотни подростков-любителей, которые пытались стать «хакерами», воплотить в себя первый образ «героя-бунтаря» созданного Голливудом. В 1984 году появились первые печатные издания. Начал выходить первый хакерский журнал «2600».

Хакерское движение начала и середины 80-х годов XX в. перешло от новаторского исследования к несанкционированному вторжению в чужие системы, повышение агрессивности, использование знаний в целях протеста (против общества взрослых), удаление или изменение важных данных, распространение компьютерных вирусов и т.п.

С началом бурного развитие Интернета, после введения нового браузера «Netscaрe Navigator» (1994 г.), появление которого заметно упростило доступ к информации, размещенной в Интернете, хакеры очень быстро переместились в новую среду, перенеся свои конференции и программы со старых электронных досок BBS на новые интернет-сайты. После того как информация и простые в использовании инструментальные средства стали доступны каждому посетителю Сети, хакерское сообщество начало меняться. Движение становится более массовым, и счет шел уже на десятки и сотни тысяч новообращенных приверженцев.

В конце 80-х и на протяжении 90-х годов XX в. хакерское движение стало мощной силой, способной дестабилизировать общественные структуры, становится одним из главных объектов изучения государственными органами и международными правозащитными организациями.

В 1990-е гг. формируется новый образ хакерской субкультуры, для которого наиболее характерен выраженный интерес к новинкам компьютерной техники, устройствам связи и программным средствам. Отличительной чертой хакеров этого периода становится мировоззренческое обоснование взлома компьютерных систем.

Конец 90-х годов XX в. и начало XXI в. - это этап институционализации хакеров: создание крупных объединений, союзов, фирм, тесным образом сотрудничающих с криминальными и теневыми структурами, активная пропаганда ценностей и принципов хакерской субкультуры через средства массовой информации.

Отличительными особенностями субкультуры хакеров являются:

Явный приоритет виртуального общения;

Строгое соблюдение принципа анонимности и использование псевдонимов;

Культ свободы доступа к информации;

Специфическая лексика, связанная с компьютерными технологиями;

Ряд психологических характеристик - как правило, индивидуалистические установки, завышенная самооценка.

В движении хакеров подавляющее большинство составляют мужчины.

Многообразие деятельности хакеров, их специализация позволяют выделить следующие группы хакеров:

Software хакеры, которые взламывают программное обеспечение;

Сетевые хакеры, работающие с Интернетом;

- «почтальоны»-хакеры, отвечающие за транспортировку (перемещение в сети) и упаковку (разбивку, конвертацию) программного кода, так что бы правоохранительные органы и спецслужбы не смогли определить «исполнителей» заказа в случае обнаружения у кого то из группы хакеров украденной информации;

- «вирусописатели», отвечающие за написание вирусов, предназначенных для определенных целей;

- «вербовщики», отвечающие за психологическое давление («контроль сознания») на третьих лиц посредством методов экономического шпионажа, для получения необходимой информации (пароли, технические особенности, поддержку изнутри организации и т.п.).

Итак, бум молодежных субкультур Европы и Америки пришелся на 50-60-е гг. XX века. Это было связано с рядом демографических, экономических, политических и собственно социокультурных факторов. Развитие и многообразие субкультур свидетельствуют о формировании субъектности молодежи в целом и ее отдельных групп, ее более четкой самоидентификации, позиционировании собственных интересов и приоритетов – особенно в сферах самовыражения и досуга. В определенной степени признание за молодежью обществом специфических интересов и прав на свободное самовыражение способствовали снижению интенсивности «конфликта поколений», который, по большому счету, и обозначало стремление значительной части молодежи к позиционированию собственной «особости».

Готов и панков помнят все, а многие и сами ими были – тогда, в нашем навеки утраченном 2007. А что насчёт современных подростков? Рассказываем, кто ещё, кроме хипстеров, задаёт тон в поколении 2010-х.

Чем мы отличаемся?

Молодёжные субкультуры в том виде, в каком мы их знаем, появились после Второй Мировой войны, когда подростки наконец-то обзавелись деньгами и временем для поиска самоидентификации. В 50-е и 60-е годы случился настоящий бум субкультур, многие из который в том или ином виде существуют и сегодня (например, или ).

Но с появлением Интернета многое изменилось. Если раньше настоящий рокер оставался рокером всегда и везде, то сейчас субкультура – это маска, которую можно надеть и снять. Сегодня вечером ты обсуждаешь с хипстерами свежий роман Паланика – а завтра надеваешь кожаную куртку и берцы, чтобы пойти на рок-концерт в подвальный бар в компании панков – и никто тебя не осуждает, потому что фрагментарное вхождение в субкультуру – сейчас норма.

Информация о субкультурах стала доступна всем, и часто их имидж становится предметом пародий

А ещё Интернет размывает возрастные границы. Раньше «переболеть» субкультурой можно было в десятилетний промежуток между концом детства и окончательным началом взрослой жизни. Теперь даже ребёнок имеет практически неограниченный доступ к информации и может выбирать себе ту модель поведения, которая ему близка, да и взрослые не желают отказываться от привычных образов. В результате в субкультуру входят не только подростки, но и дети, и совсем зрелые люди.

Новые субкультуры не соответствуют перечню признаков, определяющих субкультуры раньше. Это даже даёт некоторым исследователям повод говорить о том, что субкультур больше не существует и на смену им пришли «культурные миксы». Тем не менее, попробуем разобраться, что ещё не успело отмереть.

Ванильки (ванильные)

Эта специфическая субкультура появилась в начале 2010-х и распространена в основном среди девушек-подростков. Название произошло то ли от любви к одежде ванильных оттенков, то ли от любви к сладостям, то ли восходит к названию фильма «Ванильное небо». Их мировоззрение строится на трёх идеях. Во-первых, это подчёркивание женственности, нежности, слабости (любовь к кружевам, пастельным тонам, каблукам и лёгкому макияжу). Может быть, это стало реакцией на навязывание девушкам образа сильной женщины. А может быть, девочки, выросшие в семьях советского образца (где мать сначала работала наравне с отцом на заводе, а потом ещё столько же готовила борщ дома), почувствовали, что новое время даёт им возможность прожить не такую, как у матери, жизнь.

Распространённый образ «ванильной» девушки

Вторая особенность – любовь к депрессивности, скрытому трагизму. Любая субкультура так или иначе бунтует против общества, но у ванильных это «тихий бунт» – уход в себя, отстранение от общества. И, наконец, ванильные выбирают особый тип одежды. Часто это принт с британским флагом или надпись «I love NY», больше очки, неаккуратный пучок волос. Считается, что ванильные – предшественники всем известных хипстеров.

Слово «ванильный» стало нарицательным и обозначает всё приторно-нежное. А сами ванильки – неизменный предмет шуток в Интернете.

Тамблер-гёрл (веб-панк)

«Тамбер-гёрл» их называют потому, что свой стиль они копируют и распространяют на сайте Tumblr. Чёрные кресты на фоне космоса, тонкие чёрные ошейники, туфли на плоской высокой подошве, короткие чёрные юбки-солнышки, шляпы с широкими полями – наверняка вы видели не одну подобную картинку. В отличие от субкультур прошлого, им не надо заморачиваться с тем, чтобы шить одежду вручную или доставать в экзотических местах – к услугам тамблер-гёрл множество тематических магазинов вконтакте. А поскольку веб-панк – это совмещение реального и виртуального, фотографию следует украсить пиксельными рисунками, блёстками, единорогами, радугами и фоном Windows.

Если ванильки считают подчёркивают депрессивностью свою «инаковость», то веб-панк говорит: депрессия – абсолютно нормальное состояние в этом полном боли мире. Над своей депрессией можно (и нужно!) остроумно шутить. Все твои таланты сводятся к поеданию пиццы, просмотру сериалов и сну? Отлично, ты принят в эту компанию.

Конечно, как и любая субкультура, веб-панк стереотипен, и по-настоящему остроумных шуток, интересных образов и глубоких мыслей вы там, скорее всего, не найдёте. А ко всему прочему тамблер-гёрл часто критикуют за романтизацию пассивности, лени и прочих плохих вещей.

Манера тамблер-гёрл делать картинки с надписями на красивом фоне стала предметом бесчисленных пародий в Интернете

Корейская волна

Корейская волна – это субкультура, состоящая из фанатов южнокорейских музыкальных групп. Название «корейская волна» придумали в Китае, куда эта волна, закономерно, докатилась гораздо раньше. Видели, как какая нибудь ваша знакомая репостит на стену картинку с несколькими не различимыми для неподготовленного взгляда азиатскими лицами и подписью «Кто-то такой милый! А кто-то опять его обижает! Ничего, кто-то им покажет!»? Это именно оно.

В чём же секрет мировой популярности корейских групп? Во-первых, они значительно больше по составу, чем мы привыкли: от пяти до десяти человек. И между всеми участниками существуют сложные отношения, позапутанее, чем в вашем любимом сериале. Всё осложняется тем, что живут они зачастую в одной квартире – и каждый ведёт блог. «Домашние» фотографии кумиров в среде поклонников очень ценятся.

Представители субкультуры используют слово «ольджан», чтобы называть моделей с большими глазами, маленьким носиком и губами. Достигается такая кукольная внешность благодаря пластической хирургии, макияжу и фотошопу.

Мероприятие к Дню Знания по теме:

« Молодежные субкультуры 21 века». 10 класс

Цель : убедить учащихся в том, что деятельность группировок отрицательно сказывается на окружающих.

Ход мероприятия.

Слайд №1. название

Учитель : Нередко мы сейчас слышим такие слова: скинхеды, хиппи, панки и так далее. Некоторые задумываются, некоторые нет: «Ведь меня это не касается». Но все мы встречаем на улице странно одетых молодых людей, со странными прическами и манерой поведения. Они всегда вызывают чувство опасения и дискомфорта, от них ожидаешь чего - то нехорошего. Наверно, неспроста.

Исторически сложилось, что в русско – европейской культуре черный цвет символизирует зло, смерть, пугающий потусторонний мир, вспомните цвета траурных одеяний, одежды черных магов, цвет формы солдат группы «СС» - элитного подразделения фашистской армии.

Например, бритая голова с давних времён была признаком профессионального воина, так как длинные волосы – опасная помеха в рукопашном бою, и потому не удивительно, что до сих пор она воспринимается большинством людей как признак потенциальной агрессии.

Многие подростки сами не понимают смысла тех символов, которыми пользуются. Видят перед собой человека с гребнем на голове или бритым затылком, и у них возникают противоречивые мысли.

Субкультуры хиппи, скинхедов и другие создавались в знак протеста молодежи против каких – то явлений в обществе и государстве. Представители этих субкультур демонстрировали их уникальность не только через свою философию и поведение, но и через внешние атрибуты, как бы говоря: «Мы не такие, как все, мы особенные».

Я считаю, что каждый человек должен хотя бы немного, в общих чертах знать, что такое субкультура. Неформалы живут среди нас, и они такие же люди как мы, просто со своими увлечениями, может даже странностями. Разбираясь в субкультурах, поймете, кого нужно бояться и обходить стороной, к кому не надо попадать во влияние, а с кем наоборот, очень интересно общаться. В каждой субкультуре бывают разные люди. Кто-то плохой, кто-то хороший, кого-то заставила жизнь стать частью андерграунда, а кто-то пошел туда намеренно. Каждый год неформалами становится все большее количество подростков, к любому из движений может примкнуть ваш друг, ребенок, соседка…

Давайте рассмотрим историю каждой группировки, и узнаем, что несет каждая группировка, положительное или отрицательное для юного поколения.

Слайд №2 -3 схемы

На слайде я представила некоторые, наиболее популярные среди молодежи вашего возраста субкультуры.

1. Музыкальная субкультура.

Она представлена 3 видами: транс – культура, металлисты и рокеры.

(выступление учащихся)

Транс – культура. Слайд №4 транс

Есть музыкальное направление, которое не распоростаняется на TV и только последнее время выходит на радио, но при этом не является андеграундом в чистом виде. Оно не анонсируется, но при этом легко собирает по нескольку тысяч человек на свои мероприятия. Эту музыку слушают и играют во всем мире от Японии до Англии, но при этом она остается «terra incognita». Это транс-музыка.. Основы транс-музыки закладывались тогда, когда у совершенно разных народов появились очень схожие между собой обряды. Все они сопровождались громкой, ритмичной музыкой и огненными всполохами костра или факелов. Цели у этого процесса были разные: задобрить богов, отметить событие в жизни племени и прочее. Но неизменным было одно: под влиянием всех вышеописанных действий все присутствовавшие впадали в транс (отсюда и название), становились одним целым, танцуя у костра, и это еще больше объединяло племя. Причем подобные ритуалы встречаются у всех без исключения народов и рас: и у древних индейцев, и у африканских племен, и у северных народностей.

Первые транс-вечеринки проводились, естественно, в Гоа, и именно оттуда пошли некоторые характерные особенности этой субкультуры – индийские мотивы в оформлении и дизайне, флуоресцентные краски, ароматические благовония.

Круг почитателей транс-музыки весьма широк. В среднем это люди от 15 до 30 лет.

Отрицательная сторона транс-движения, это то, что часто его последователи употребляют наркотические вещества для более полного «транса» или на полном серьезе увлекаются шаманизмом и язычеством.

Металлисты.

Слайд №5

Металлисты - это одна из самых больших «неформальных» субкультур.

Когда-то давно тяжелая музыка была то увлечением немногих меломанов, то элитным развлечением интеллигенции... и даже минутным увлечением гопников. Сегодня тяжелую музыку слушают почти все.

История тяжелой музыки - это в первую очередь история «грязного» звука. То, что современную гитарную музыку породил рок-н-ролл, знают все, но менее известно, что примерно до начала 60-х годов перегруженный звук в роке гитаристами не употреблялся. Считалось, что электрогитара должна звучать как гитара обычная - просто громче, сочнее и ярче. Любой фон или искажение воспринимался как брак при настройке звучания.

Понемногу, с развитием гитарной и звукоусилительной техники, гитаристы-новаторы стали экспериментировать с ручками громкости и частоты своих инструментов и «усилков». А это, в свою очередь, повлекло изменение приемов игры.

Аккомпанирующий состав групп тоже стал подстраиваться под новое звучание и приемы, затем гитара постепенно вышла на первый план и из не самого заметного аккомпанирующего инструмента превратилась в королеву бала, задвигая порой даже вокалиста.

Сам термин, которым часто обозначают всю «тяжесть», - металл - пришел из сфер, от музыки довольно далеких. Впервые в культурном контексте словосочетание heavy metal применил в романе «Naked Lunch» (1959) легендарный Уильям Берроуз. Он назвал так жесткую, агрессивную, напористую музыку (дело в том, что еще во время Второй Мировой на американском солдатском жаргоне heavy metal обозначало артиллерийскую канонаду.

Их внешней вид вызывающий, агрессивный: черная одежда с большим количеством металла, изображением черепов, крови, надписью "сатана" на английском языке. Хотя одежда чистая, опрятная. Классические металлисты носят узкие черные джинсы, заправленные в высокие ботинки или «козаки», кожаные куртки с косой молнией - "косухи", "косовороты", серьги в левом ухе, перстни с изображением черепов или других черных магических символов (пентаграмма, скелет и т. д.) Те, которым за 25 лет, занимаются серьезной работой, как правило, миролюбивы, хотя иногда могут похулиганить вместе с теми, кто моложе.
хорошо разбираются в музыкальных направлениях не только современной, но и классической музыки.

Рокеры. Слайд №5

Движение рокеров появилось впервые в середине 1960-х годов в США и Англии. Среда рокеров - в основном молодежь от 13 до 30 лет, недовольная устоями общества и желающая «изменить мир». Чаще всего, это были выходцы из неблагополучных семей, обделенных государством. Одежда рокеров имела нетипичный вид (для того времени): кожаная куртка со всевозможными значками и надписями, торба (рюкзак из грубой ткани, затягивающийся, как мешок, веревкой сверху), поношенные тертые джинсы.
В среде рокеров как тогда, так и теперь подчеркивается мужественность, которая тогда ассоциировалась с громким голосом, нецензурной речью и грубой манерой поведения. Особое значение рокеры придавали мотоциклам и вождению. Крутейшими считались те, у кого подороже мотоцикл и у кого больше стаж вождения. Отсюда следует еще одна субкультура - байкеры.
Клубы, бары и пивные - считались излюбленными местами отдыха рокеров. Рокеры весьма предвзято относились к тем субкультурам, которые не принимали подобный образ жизни.

Металлисты и рокеры – это, по сути, одна субкультура. Просто рокеры слушают менее «тяжелую» музыку, и в их внешнем виде меньше металла и кожи. Рокер может выглядеть, например, так: джинсы, заправленные в высокие сапоги, черная рубашка и цепь, подвешенная на черном ремне.
Но в остальном у музыки
металла и рока одни корни, так что я посчитала возможным объединить эти две субкультуры .

2. Антикварные субкультуры.

Моды слайд №6

Мо́ды (англ. Mods от Modernism, Modism ) - британская молодёжная субкультура, сформировавшаяся в конце 1950-х гг. в среде лондонской мелкой буржуазии и достигшая пика в середине 1960-х гг.

В качестве транспорта моды выбирали себе мотороллеры, при этом нередки были столкновения с рокерами и байкерами (обладателями мотоциклов). Моды, как правило, встречались в клубах и на приморских курортах, таких как Брайтон, где в 1964 году проходили скандально известные уличные столкновения между рокерами и модами.

Во второй половине 60-х гг. движение модов сошло на убыль и возрождалось с тех пор лишь эпизодически. В конце 70-х гг. стиль модов был взят на вооружение некоторыми панк-группами.
Что они носят.
Быть Модом - значит иметь пару тяжелых ботинок. Наиболее распространенной формой Модов являются отбеленные джинсы с красными подтяжками, тяжелые красные ботинки со стальными носками. Они также носят одежду Levis коричневого вельвета или защитного цвета.
Старшее поколение Модов предпочитает мохеровый голубой костюм и часто поэтому зовутся "Костюмами". Это более опасная порода.
Особенно пугающими являются Костюмы, носящие очки в роговой оправе, так как дают ложное представление о принадлежности их к интеллигенции.
Обязательно коротко остриженные волосы. Это дает представление об их обладателе как об "интеллектуале" - искусство поражать своим выдающимся черепом.
Язык крайне ограничен. Употребляют наркотики - таблетки и темное пиво.
Музыкальные вкусы: блу-бит, рэгги, рокстеди и ска - важно, чтобы было видно, как топаешь ботинками под эти ритмы.

Рокабильщики. Слайд №6

У каждого свои кумиры. Но, например, толпа, которая косит под Элвиса Пресли – это уже отдельная субкультура. Живут рокабилльщики в Москве и других городах, по стандартам 1957 года, действительность воспринимают через призму той эпохи. Носят одежду тех лет, танцуют танцы, появившиеся в то время, держат связь с подобными сообществами во всех странах мира...

Их одежда, соответсственно, такая же, как и у музыкантов, которым они подражают, поэтому нельзя выделить один стиль.

3. Уход в другую реальность. Слайд №7

Геймеры.

Субкультура геймеров зародилась недавно. С появление компьютерных игр, а позже и Интернета молодежь стала активно общаться в сети. Компьютерные сетевые игры для них – это возможность общаться в действии: вместе с другими, зачастую иностранными, сверстниками проходить задания и побеждать врагов. Но существуют так же и не сетевые игры, у которых чисто развлекательная функция, есть такие игроки, которые буквально живут в этой «виртуальной реальности». Иногда игры негативно действуют на психику подростков, но большинство все же знает меру. Геймер ничем внешне не отличается от обычного человека. Понять что твой собеседник геймер можно только когда речь зайдет о компьютерных играх, да и не только компьютерных – сейчас очень много разновидностей игровых консолей: «приставок сони», «геймбоев» и т.д. Геймер сразу же осыпет вас незнакомыми словами, смысл которых можно попытаться понять, зная английский. Но все же у геймеров свой язык, мало кому понятный. Игры действуют отнюдь не только негативно на геймеров – они развивают быстроту реакции и скорость мысли, настойчивость и целеустремленность, даже ловкость. Игры через Интернет помогают подучить английский и расширить круг своих знакомых. Недавние американские исследования показывают, что геймеры, пришедшие в бизнес(соответственно довольно юные ребята) показывают невиданные результаты, поскольку бизнес для них – та же игра.

Гопники. Слайд №7

Говоря о криминально настроенных молодежных субкультурах или скорее контркультурах в первую очередь необходимо упомянуть «гопников», «группировочников». Расцвет данной субкультуры приходится на 80 гг. В середине 90-х появляется новое поколение «гопников», неконтролируемое организованной преступностью или контролируемое ей в меньшей степени.

Они быстро проявили себя как «культурные враги» большинства молодежных субкультур: байкеров, рэйверов, роллеров и т.д. Любой подросток, заподозренный в принадлежности к той или иной субкультуре, может быть избит, подвергнут насилию, ограблен. Противостояние молодежных банд также не ушло в историю, но лишь переместилось на периферию

Ролевики. Слайд №7

Все ролевики – разные люди и объединяет их только одно: ребята очень уважают определенную эпоху (иногда - историческую, но чаще - выдуманную, описанную в бесконечных книгах фэнтэзи). Называть всех ролевиков толкиенистами неправильно, это движение имеет много направлений

Все началось с книг. Первым ошеломляюще популярным писателем фентези был Толкиен. Позже стали в большом количестве появляться книги других авторов, создававших красивые сказочные миры. Сами ролевые игры придумали Гэри Гигакс и Дейв Арнесон. Они начали разрабатывать игровую систему на базе фентези в 1970 году.

Схема игры такова: игроки выбирают себе персонажей (роли, по сути) и занимаются ими на протяжении игры, а DM управляет и объявляет, как на данный момент обстоят дела в игровой ситуации. Длительность игры зависит от модуля - какие-то сюжеты предусмотрены на несколько часов, другие - бывает, и на пару лет. Каждый игрок может преследовать свои цели - кому-то нравится просто постепенно развивать своего персонажа, кому-то хочется победить любой ценой, а кому-то - убить все, что движется.

Внешне ролевики выглядят абсолютно нормально, живут как все остальные люди, ничем особо от них не отличаясь. Если не считать страсти к чтению фэнтези и, далеко не у всех, проблемы со способностью отличать реальность от нереальности, но даже у геймеров они, порой, больше.

4. Мировозренческие субкультуры. Слайд №8

Растаманы (растафари).

Высланный из США Маркус Мосайя Гарви активно проповедует идею о том, что Иисус Христос был черным, поэтому следует ждать пришествия из Африки великого царя – избавителя черной расы.

2 ноября 1930 г. принц Тафари Маконен (или Рас Тафари – отсюда и название движения) короновался императором Эфиопии. Тысячи людей сочли пророчества сбывшимися. Так зародилось растафарианство.

Растафари считают, что все ценное для человечества зародилось в Африке. Африка – это рай на Земле, где живут растафари, согласно воли великого Джа. Они объявляют Вавилону (белой культуре) войну. С их точки зрения, можно: любить людей, курить траву, бездельничать, постигать смысл жизни, рассказывать другим о растафари, философствовать, играть на барабанах, бороться с Вавилоном, носить дреды и слушать регги; нельзя: есть свинину, моллюсков, соль, уксус, рыб без чешуи, коровье молоко, курить табак, пить ром и вино, носить вещи с чужого плеча, есть приготовленную другими пищу, играть в азартные игры, касаться мертвых, проповедовать недостойным.

5. Контркультуры.

Слайд №9

Скинхэды.

Произошло от англ. скин хэд - бритая голова. Это неофашистские молодежные группировки закрытого типа. Проповедуют культ сильной личности, расизм, шовинизм, культ черной магии, систематически занимаются физической подготовкой. Не скрывают своих взглядов. Приветствием является вытянутая вперед рука. Часто во главе такой молодежной группировки стоит взрослый человек с профашистскими взглядами. На собрания чужие не допускаются. Организация военного образца. Идеология - подчинение сильной личности, все слабые и немощные не имеют права на жизнь. В основе идеологии - идеи национал-социализма и антисемитизма. Ненавидят гранджеров, рэперов, хиппи, рэйверов и людей с другим цветом кожи. К металлистам и большинству рокеров либо равнодушны, либо симпатизируют им. Байкеров побаиваются. Средний возраст скинов 17-18 лет. Любят слушать военные гимны и марши, "металл" середины 80-х годов.

6. Спортивные и околоспортивные субкультуры. Райдеры. Слайд№10

Сноубордисты.

История сноуборда - это классический пример реализации американской мечты. Разумеется, обо всем этом совершенно не задумывался Шерман Поппен, инженер-конструктор газового оборудования, когда на Рождество 1965 года решил порадовать своих детишек новой забавой. Он соединил деревянными перемычками пару детских лыж, переставив на них ремешки креплений. Так впервые был а реализована простая идея - дать человеку возможность скользить по снегу боком, как это делали серферы на волнах и скейтбордисты на асфальте. Жена Поппена даже придумала снаряду название - снёрф, от слов снег и сёрф. Игрушка имела успех у местной детворы, и Шерману пришлось повторить манипуляции с лыжами для соседских ребятишек. Глядя на игры детей, он подумал и о родителях. И отправился в Гудвилл, где купил старое оборудование, и заснеженные песчаные дюны побережья стали первым местом катания на водной монолыже по снегу. Идея была запатентована. Управление снарядом было весьма проблематичным, падения - скорее нормой, чем исключением, но число поклонников росло. В 1968 году, 18 февраля, на горнолыжном курорте Блокхаус Хилл в Маскегоне, Мичиган, прошли первые в истории соревнования в новом виде спорта - тогда еще снёрфе. Спортсмены спускались по прямой, соревнуясь на скорость.

Паркуры. Слайд №10

Паркур - искусство эффективного передвижения и преодоления препятствий - был основан во Франции Дэвидом Беллем и Себастьяном Фука. Сочетает в себе особую философию (мировосприятие), легкую атлетику, боевые искусства и билдеринг (лазание по стенам).

Люди, которые занимаются паркуром, называются tracers (русск. трейсеры). Паркур стал популярным благодаря фильмам "Ямакаси" и "13 район". Как самостоятельное движение паркур зародился во Франции в 90-х годах. Паркур - дисциплина, представляющая из себя совокупность навыков владения своим телом, которые в нужный момент могут найти применение в любой из ситуаций нашей жизни. Умение быстрее других оказаться там, где ты необходим является показателем твоих способностей и уровня.

Скейтборд. Слайд №11

Зародился скейтбординг в Калифорнии, США в пятидесятых годах прошлого века. А уже в 1959 году в продаже появился первый скейтборд Roller Derby. Он отдаленно напоминал то, что в наше время мы привыкли называть доской. Сходство было лишь в наличии колес и деки, которая в то время представляла собой обычную доску без загибов.. В 1963 году компанией Makaha был сконструирован первый профессиональный скейтборд. Именно это послужило толчком для проведения соревнований по скейтбордингу среди подростков. Середина шестидесятых - это пик популярности скейтбординга. За три года компанией Makaha было продано более 50 миллионов досок. Компании Bennet и Tracker сконструировали новый тип подвесок, позволяющих заниматься скейтбордингом более профессионально. Стали использоваться полиуретановые колеса. В 1976 году во Флориде был построен первый профессиональный скейтпарк, что дало возможность кататься на доске в любую погоду. В конце семидесятых в США грянул кризис недвижимости, и сотни домов и бассейнов оказались заброшенными. Для катания на доске эти бассейны были очень удобны, потому что имели округлые стенки. Так зародился новый стиль Pool Skating, т.е. катание в бассейне, чуть позже начали строить рампы, которые дали начало верт-скейтбордингу (катание в рампе).

Байкеры. Слайд№11

История байкеров началась в 1901 году, когда компания двадцатилетних изобретателей из американского штата Милуоки начала работать над моторизацией велосипеда. Над созданием первенца трудились Вильям Харлей и Артур Дэвидсон,. В результате получилось конструктивно новое явление. К 1903 году в США уже существовали другие компании по производству мотоциклов. И одна из них, “Indian motorcycle company”, основанная в 1901 году, стала главным конкурентом для «Harley-Davidson» на многие годы. Но все же можно утверждать, что байкеры начались именно с “Харлеев”.

Среди байкеров встречаются искренне религиозные люди. Хватает и атеистов. Но всех их объединяет одна вера, и поклонение одному кумиру - Скорости. Байкер живет и умирает, стремясь к запредельному. Байкеры - одна из самых “суровых” группировок и у нас, и на Западе. Для их идеологии характерно слияние человека и созданной им техники в единый организм. Мотоцикл в глазах байкеров - друг, защитник, символ силы, мощности и уверенности, одновременно он средство, повод и форма объединения единомышленников в единый кулак, способный противостоять опасностям мегаполиса, отстаивать коллективные, групповые и индивидуальные интересы байкеров. Большое значение в их среде имеют символика, ритуалы, способствующие сплочению членов сообщества, позволяющие находить друг друга в толпе. Помимо самой езды, байкеру, естественно, по душе обсудить ее с "себе подобными". Поэтому и собираются везде байкерские тусовки. Конечно, не все люди, даже увлеченные одним и тем же, могут найти общий язык.

Носят длинные волосы, зачесанные назад, платок на голове (бандана), татуировки, кожаные штаны, ковбойские сапоги на высоких каблуках.

Футбольные фанаты. Слайд №11

Близкую к криминальным субкультурам группу составляют фанаты (фаны) футбольных команд. Сообщества футбольных фанатов - одна из наиболее распространенных форм субкультурной молодежной активности в современной России, имеющая давнее происхождение. Многие формы поддержки команд своими болельщиками сложились еще в 30-е годы, когда футбол был любительским в полном смысле слова, и футболисты работали в среде своих болельщиков.

Позже, по мере профессионализации футбола в России, возникла современная практика организованных выездов фанатов для поддержки команды на играх в других городах. Специфика этой субкультуры в том, что она требует от участников минимума усилий и не затрагивает глубоко образ жизни. Сама игра на футбольном поле вдохновляет болельщиков, но более значимы для них моменты общей эмоциональной разрядки, возможности "оторваться", проявлять свои чувства в полной мере (орать, буянить). Порой их действия, носят прямо криминальный характер.

Футбольные фанаты - сложное по организации сообщество. Выезды в другие города очень часто связаны с драками - нередко уже на вокзальной площади. Основное средство отличия фанатов - шарф ("розетка", "роза"). Обычный шарф выдержан в цветах футбольной команды и может иметь различные надписи.

Учитель : Ребята, подскажите мне, как ведут себя фанаты?

ВМХ – еры. Слайд№11

Как и большинство современных видов спорта, BMX был создан в Америке. Сначала это был просто маленький велосипед, не предназначенный ни для каких трюков. Вскоре отвязные парни, которым надоело просто ездить, начали прыгать, и носиться по улицам. И производители стали разрабатывать и предлагать новые конструкции таких велосипедов.

В 1988 появились первые байки на которых можно было нормально кататься, не боясь за свою жизнь, и делать трюки. Руль спокойно проворачивался на 360 градусов, тормоза работали почти безотказно.. В России BMX начал развиваться только несколько лет назад. Сейчас bmx"еров можно встретить на улицах крупных городов, таких как Москва, Питер и города поменьше. Стиль Flatland развили московские циркачи, которые делают просто невероятные трюки. Есть несколько парков с трамплинами для DirtJumping"a. Но все же мы отстали от Америки лет на 6-8…то вы могли ожидать от своей рамы.

7. Музыкально – Мировозренческие субкультуры. Слайд№12

Готы.

В основе готического движения лежит готическая музыка, выросшая из пост-панка. Поэтому готов принято все-таки считать музыкальным направлением. Внешний вид готов - черные наряды, летучие мыши, вампирские зубы и прочая символика - все, что имеет хоть какое-то отношение к эстетике смерти.

Готы воспринимают свое движение как протест против массового сознания, безвкусицы и пестроты. Пока попса сочиняет свои «три слова, 2 аккорда» про любовь, гот, весь вид которого напоминает о смерти, идет на кладбище. При этом не важно, что он там будет делать: думать о тщете всего сущего или просто веселиться с друзьями.

Однако смысл жизни готов – это сама готика – как угол восприятия жизни, а вовсе не культ смерти. Готика – явление эстетическое, а мрачные образы - не более чем эпатаж.

Эмо. Слайд №12

Странные девушки с черными волосами, блестящими заколками на голове и колечком в нижней губе, худые парни с челкой, закрывающей половину лица, в черно-белых кедах и "почтальонской" сумкой через плечо с россыпью разноцветных значков и импровизированных заплаток – это дети эмо.

Движение Emo - сокращение от emotion (эмоциональный) начало свое существование в 80-ых годах на западе. Характерные особенности музыкального стиля - Визг, плач, стоны, шепот, срывающийся на крик... тексты о несчастной любви, несправедливости, о жестоком и полном насилия мире. Выражение эмоций - главное правило для эмо-кидов (emo-kids - те, кто относит себя к субкультуре эмо). Эмо-кид часто ранимый и депрессивный подросток. Он выделяется из толпы ярким внешним видом, ищет сообщников и мечтает о счастливой любви.

В культуре эмо размыты рамки между полами, мальчики похожи на девочек, девочки похожи на мальчиков, которые похожи на девочек... порой и не отличишь.

Худые, высокие подростки с жесткими, прямыми, черными волосами (рваная челка, закрывающая половину лица, сзади волосы торчат в разные стороны), у девушек возможны детские, смешные прически - два маленьких хвостика, яркие заколочки - сердечки по бокам. И мальчики, и девочки могут красить губы под цвет кожи. Их лица выглядят бледным, ярким пятном смотрятся густо подведенные черным глаза. Узкие джинсы, возможно с дырками или заплатками, проклепанный ремень с цепочкой, а может и розовый с героями мультиков.

Обтягивающие футболки со смешными детскими рисунками (Микки-маус, губка Боб), черные с названиями эмо-групп, с перекрещенными пистолетами (классическая надпись: bang-bang) или с разорванными в клочья сердцами на груди. На ногах кеды или вэнсы, на руках разноцветные браслеты, на шее крупные яркие бусы или белый жемчуг, позаимствованный у бабушки. Свитера с v-вырезом, пиджаки со значками, олимпийки времен СССР, жилет с ромбами как у дедушки, длинные полосатые шарфы, проколотые язык, губы, уши, нос, переносица... Часто эмо-киды делают в ушах тоннели - большие дырки (в среднем 12-16 мм), в которые вставляют плаги (круглые сережки) или тоннели (бублики с дыркой внутри). Эмо-киды ходят с сумками через плечо или рюкзаками, на которые вешают много значков, мягкие игрушки, заплатки. Некоторые эмо-киды носят квадратные очки с прозрачными стеклами в черной оправе и полосатые гетры на руках (наиболее распространенные - черно-розовые), на ногтях - черный лак. Эмо-киды не брезгуют одеждою из стоков и секонд-хендов.

Хиппи. Слайд№13

Культура хиппи - одна из самых древних и прочных в андеграунде. Хиппи славятся мягкостью и не агрессивностью. Как известно, хиппи появились на свет в бурные 60-е. Они призывали человечество любить друг друга, а не воевать. Называли себя "детьми цветов", ловили кайф от Денис Джоплин и The Doors и первыми принялись "расширять сознание" всеми способами - от медитации до ЛСД. Хипповские идеи живы до сих пор. Всегда находятся личности, которым "цветочная" философия ближе, чем агрессия панков или рэпперские понты. У хиппи за все время сложились настоящие традиции.

Панки. Слайд№14

Слово «панк» вошло в основной лексикон и сегодня употребляется в значении "грязь", "гнилье", "отбросы".Отличить панка от обычного человека довольно легко. Он слушает панк- музыку: Sex Pistols, Exploited, NOFX, Offspring, Iggy Pop, «Король и Шут», «Наив» и пр.

Основой для панковской одежды могут быть следующие вещи: балахоны и майки, рваные джинсы, кожаные куртки, лоскутные куртки, кеды, полуботинки и высокие ботинки, ремни и ошейники

Панки появились в Великобритании, точнее в Уэльсе, в первой половине 30-х годов. Так называли себя люди, проживавшие и бедных районах городов, как правило, дети угольщиков. Они занимались тем, что пили "индейский самогон" - хуч, курили опиум, нюхали токсические вещества. Средством к существованию был элементарный бандитизм, развлечения - драки, битье стекол. Музыкой панков в 30-е годы был "черный джаз", исполнявшийся неграми. В основе идеологии - анархия и полное отрицание государства и социума.

Постепенно панки тех лет превратились в людей, которые слушают "панк"" и "панк-рок". Условно можно выделить две возрастные группы панков.

Идеология панков - философия «потерянного поколения»: изменить мир к лучшему нельзя, жизнь потеряла смысл, будущего нет. Поэтому плюй на все и на себя, делай то, что хочется сейчас.

Рэперы. Слайд№15

Среди множества других субкультурных форм, основанных на музыкальных стилях, в России широкий размах получил рэп (англ. rap - легкий удар, стук). Манера исполнения ("чтение"), внешний вид исполнителей, их действия идут в рэпе от уличной жизни подростков в негритянских кварталах Америки. На российской почве этот стиль носит подражательный характер и в последнее время все больше входит составной частью получившее название хип-хоп культура. Ее приоритеты, кроме рэпа: брейк-данс как форма танца и пластики тела, граффити как вид особого настенного рисунка, экстремальные виды спорта, стритбол (уличный футбол) и т. д. Она достаточно демократична, не теряет прямой связи с "молодежью улицы", хотя очевидно, что ее идентичность поддерживается извне. В крупных городах довольно много молодежи в одежде, стилистически связанной с рэпом. Но фанаты рэпа относятся к "крутым парням в широких штанах", изображающих из себя рэперов, с презрением. На то обстоятельство, что рэперская одежда встречается достаточно часто в Москве и в некоторых других российских городах, в большей мере влияет экономический фактор: такая одежда продается на оптовых вещевых рынках и относительно недорога. Но, разумеется, определенная часть молодежи вполне сознательно ориентирована на хип-хоп культуру.

Носят широкую на несколько размеров больше одежду. Спортивны. Любимый вид спорта - баскетбол. Из украшений носят значки и серьги. Волосы коротко стрижены. Многие рэперы не пьют спиртных напитков, даже пива, но предпочитают сильные наркотики. Рэперы - не только те, кто слушает музыку в стиле "рэп", но и люди, пишущие рэп, проникнутые его идеей. В основной массе рэперы не агрессивны, кроме тех, кто причисляет себя к течению "Гангста".

8. Арт – культура. Слайд №16

Граффиттеры.

(райтеры).

Слово граффити - итальянское, и изначально значит “нацарапанный”. Так что под это определение можно подвести все, что угодно, включая наскальные рисунки, но этим термином принято обозначать художества на стенах домов и в метро с помощью баллончиков с краской (изредка – маркеров) чаще всего выдержанное в одном стиле. Уличных художников называют райтеры, графферы или граффиттеры.

Граффити - это все-таки искусство. Некоторые исследователи официально считают его вполне состоявшимся направлением современного авангардизма. Впервые граффити появилось в Америке в конце 60-х, как часть уличной культуры. Все началось с простых тэгов (tag – дословно «отметка») в Нью-Йоркском метро, и оставляли эти тэги просто с целью обозначить свое присутствие. Сегодня то же самое происходит и Московском метрополитене, но настоящие граффиттеры это всячески осуждают.

Дальше тэггеры перешли с маркеров «вандалайзеров» на баллончики с краской, и надписи стали больше, ярче и более впечатляющими. Появилась мода, дело набрало обороты, и команды «бомбил» стали по ночам раскрашивать вагоны подземки не только изнутри, но и снаружи. Этот вид уличного искусства получил название subway art. Райтер одет как обыкновенный человек...Но только не тогда, когда он работает. Важно носить то, что не жалко испачкать. Перчатки помогут защитить руки, а распиратор или повязка - не надышаться краской. Часто граффитеры одеваются в рэпперском стиле и многие из них действительно являются репперами.

Учитель: Ребята, давайте подумаем, почему же молодые люди попадают в такие группировки? Каковы причины?

Последствия действий антиобщественных группировок.

Слайд №17

Для её членов.

Нарушение закона

Заключение под стражу

Отбывание срока наказания в тюрьме

Учеба в спецшколах

Заболевания нервно – психической сферы

Физические увечья

Тяжелые последствия употребления алкоголя и наркотиков.

Для окружающих людей. Слайд№18

Страх

Насилие

Нанесение морального ущерба

Нанесение материального ущерба

Избиение

Убийства

Похищение людей

Угон автотранспорта

Для территории, где находится группировка. Слайд№19

Зона особого риска

Испорченные телефоны – автоматы

Постоянные кражи и ограбления

Неспокойная обстановка на улице

Разломанные скамейки

Надписи на стенах

Разгромленные детские площадки

Учитель: Возникает вопрос: неужели это кому – то нужно?

Учитель: Что объединяет все группировки?

Мы не можем нести вред другим и себе в том числе. Мы все должны нести пользу.

Как вы думаете, нужны ли вообще какие – то субкультуры?

Делаем совместно вывод.




Рассказать друзьям