Сумбатов южный. Александр сумбатов-южин - джентльмен

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Alexander Yujin-Sumbatoff

Сумбатян

Актер, писатель-драматург, театральный деятель.
Народный артист Республики (1922).
Почётный член Российской Академии Наук по Разряду изящной словесности Отделения русского языка и словесности с 20 марта 1917 года.

Родился 4(16) сентября 1857 в селе Кукуевка Тульской губернии в семье армянского князя, принадлежавшей к передовым кругам тифлисской интеллигенции. Еще будучи гимназистом, с успехом участвовал в любительских спектаклях. Учился на юридическом факультете Петербургского университета. Впервые выступил на профессиональной сцене под псевдонимом Сольцев в 1876 в Летнем театре Тифлиса. В Петербурге играл на клубных сценах 1878–1879. После удачного дебюта в театре А.Бренко в 1881, принят на сцену Малого театра в 1882, где и прослужил до конца жизни.

С начала сценической деятельности проявил себя как яркий артист героико-романтического плана, в большинстве ролей став незаменимым партнером М.Н.Ермоловой. В 1880–1890 его лучшие роли были сыграны в пьесах романтиков Ф.Шиллера (Дюнуа, Мортимер, Дон Карлос в Орлеанской деве, Марии Стюарт и Доне Карлосе) и В.Гюго (Карл и Рюи Блаз в Эрнани и Рюи Блаз). В страстной, приподнято-театральной игре Южина современники улавливали героические мотивы, столь привлекающие либерально настроенную молодежь. Лучшей ролью романтического репертуара у Южина была роль Карла V из Эрнани. В этой, и в других ролях подобного плана ему удавались монологи, т.к. он владел искусством сценической декламации. Тщательной работе подвергал зрительную сторону создаваемого образа – продуманным и отточенным жестам, выразительным позам. Был убежден, что в героико-романтическом репертуаре естественные интонации и движения будут звучать фальшиво и натянуто. В ролях его романтического репертуара лучшими также признаны Уриэль Акоста и Эгмонт из одноименных произведений Гуцкова и Гете, сыгранные в 1883 и 1888.

Однако в ролях комедийных следовал противоположному принципу – жизненной убедительности и правды, создавал разнообразные человеческие характеры, пользуясь средствами внутреннего и внешнего перевоплощения. Около двадцати роле сыграно им в «пьесах жизни» А.Н.Островского, составивших отдельное направление в его творчестве (Муров, Агишин, Беркутов, Телятев, Мулин, Дульчин, Паратов в пьесах Без вины виноватые, Женитьба Белугина, Волки и овцы, Бешеные деньги, Невольницы, Последняя жертва, Бесприданница).

Мастером художественной правды и простоты он был в ролях Репетилова и Фамусова, сыгранных в 1910–1920-х. Ему удалось существенно расширить представления о Репетилове, в котором артист объединил такие разнообразные черты, как барственность, витиеватая многозначительность и нищету духа, добродушную наивную искренность и отъявленное бахвальство. Глубиной проникновения в авторский замысел отличался образ Фамусова, созданный в первые послереволюционные годы (ранее Южин выступал и в роли Чацкого). Любимым амплуа Южина в комедии было амплуа «фата-резонера».

Прославленными ролями Южина в высокой комедии были Фигаро (Женитьба Фигаро М.Бомарше). В комедийных ролях проявлялись такие его качества, как тонкость психологического рисунка, органичность поведения на сцене, фантазия, ирония, юмор (с особым блеском были сыграны роли Болинброка и Монришара в пьесах Стакан воды и Дамская война Э.Скриба).

Особое место в творчестве занимал У.Шекспир. Хотя, эти роли не были столь успешными, но работа над шекспировскими образами расширяла возможности романтического артиста, существенно углубляла его творчество. В процессе подготовки к шекспировским ролям погружался в изучение материалов о Шекспире, тщательно относился к различиям в разных переводах. Ему удавалось воплощение трагически-монументальных шекспировских образов, таких как Макбет (впервые сыгранный в бенефис Г.Н.Федотовой в 1890, затем в сезоне 1895–1896, и в 1914), Ричард III (1897), Кориолан (1902) в одноименных пьесах Шекспира, а также Шейлок в Венецианском купце. Однако в шекспировском репертуаре ему не хватало художественной простоты, психологической детализации. Создавая величественные образы людей огромной воли, ума и силы духа, он словно отказывал им в человечности, подчеркивая в основном обобщенные монументальные черты.
Плодотворной была работа над современными образами. В начале творческого пути ему приходилось преображать всевозможных безликих любовников из пьес В.Крылова, П.Невежина, И.Шпажинского, составляющих тогдашний театральный репертуар, в яркие, запоминающиеся характеры, полные жизненных наблюдений, психологизма и точных социальных характеристик. Южин проявил здесь способность к типическому обобщению, а также глубокому проникновению во внутренний мир современного человека. Как в теории, так и на практике он отрицал дегероизацию в искусстве. Отстаивал свою художественную концепцию, свою тему сильной личности, создавая или героические благородные образы или раскрывая трагедию одинокого индивидуализма.

Собственный драматургический опыт, возник, по всей вероятности, в связи с его неудовлетворенностью качеством современного репертуара. Начиная с 1877 (пьеса Права жизни) пишет немало пьес, проникнутых либеральными идеями, в которых герои отстаивают свое человеческое достоинство, вступая в борьбу с обывательским окружением. Эти пьесы характеризует сценичность, театральные эффекты, хорошо сделанные роли (Листья шелестят, 1881; Соколы и вороны, совместно с В.И.Немировичем-Данченко, 1885; Арказановы, 1986; Цепи, 1888). С конца 1890-х им написано несколько комедий, остроумно освещающих вырождающуюся барскую жизнь и жизнь крупной буржуазии и бюрократии (Джентльмен, 1897; Закат, 1899; Невод, 1905). Отдельно в его творчестве стоит тема покорения Кавказа (Старый закал, 1895; Измена, 1903), в которой он сыграл роль Отар-бега. Морально-этическим проблемам посвящена его пьеса Ночной туман (1916). Другие пьесы: Муж знаменитости (1884), Вожди (1909).

Отдельного внимания заслуживают его теоретические взгляды, основанные на собственной сценической практике и отраженные в его литературном наследии. Искусство сцены, по его мнению, должно всегда служить общественным задачам, высокому нравственному идеалу добра и красоты, утверждать гражданственность, воспевать все лучшее в человеке средствами художественных образов. И главное значение в театре имеет личность актера, его мастерство. Выступая против новаций режиссуры, натурализма и символизма, Южин защищает гуманистические традиции Малого театра, его романтических и реалистических устремлений.

С 1909, благодаря своим организаторским способностям, становится во главе управления Малого театра, сначала управляющим труппой, с 1918 – председателем Совета, а с 1919 – председателем дирекции. С 1923 – директор Малого театра, с1926 – почетный директор. После революции принимал активное участие в работе ТЕО (театрального отдела Наркомпроса) и других театральных организаций.

Александр Иванович Сумбатов (Южин)

Джентльмен

Комедия в пяти действиях

Действующие лица

Ольга Спиридоновна Рыдлова, глава торгового дома «Рыдлова вдова и Чечков».

Ларион Денисович Рыдлов, ее сын, лет 30.

Любовь Денисовна Рыдлова, ее младшая дочь.

Василий Ефимович Чечков, двоюродный брат Ольги Спиридоновны, лет 50, компаньон фирмы.

Сергей Павлович Боженко, помещик заложенных имений, служит в Москве в частном банке директором, лет 45.

Эмма Леопольдовна, урожденная графиня Остергаузен, его жена, молодая женщина.

Граф Фридрих Николаевич Остергаузен, ее дальний родственник, лет 35, владелец небольшого майората в Прибалтийском крае.

Андрей Константинович Остужев, литератор, лет под 40.

Вадим Петрович Гореев, учитель физики и естественной истории, журналист, приват-доцент университета.

Екатерина Вадимовна (Кэтт), его дочь, воспитанная мисс Уилькс.

Евгения Фоминична Уилькс, ее тетка, бывшая гувернантка Рыдловых, друг их дома, собственница фабрики перчаток и магазина изящных вещей и парфюмерии, лет 50, но очень сохранившаяся, англичанка по происхождению, родившаяся в России и прожившая всю жизнь в Москве.

Егор Егорович Лебедынцев, бывший спортсмен, занимается газетной работой.

Франческо Сакарди, тенор итальянской оперы.

Василий, лакей Рыдловых.

Гости, лакеи.


Действие происходит в наше время в Москве.

Первое, второе, третье и пятое - у Рыдловых, четвертое - у Гореева.

ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ

Сцена представляет зимний сад в доме Рыдловых. Правая стена вся уставлена тропическими растениями, на авансцене род беседки из пальм и кактусов. Несколько впереди, на правом плане, дверь. Средняя стена в глубине состоит из четырех или пяти арок, затворяющихся стеклянными дверями из цветных стекол. Промежутки между дверями заполнены цветущими растениями. Левая сторона - сплошной сад. Между третьим и четвертым планом и в глубине расположены карточные столы. На авансцене слева низенький стол, на нем два бочонка с устрицами, тарелки, устричные вилки, шабли, шампанское, стаканы и фужеры. За задней занавесью видна освещенная зала с множеством гостей. Слышна очень слабо бальная музыка. За одним из столов играют. Кое-когда проходят гости - дамы и мужчины. Сад освещен мягким электрическим светом. Садовые изящные кресла, столики и диваны.

Явление первое

Боженко, граф Остергаузен и Лебедынцев сидят около бочонка с устрицами и едят их, запивая шампанским.


Боженко. Что и говорить! Красавица! И за что этакому олуху лезет в рот такое счастье?

Остергаузен. Московская черта: есть хозяйские устрицы и ругать хозяина.

Лебедынцев. Давно сказано: русский человек склонен к злословию.

Остергаузен. Следует мягче относиться к людям, в руках коих столь важное преимущество, как капитал. Человек, преследующий в жизни определенную цель, не может быть столь опрометчив и легкомыслен.

Боженко. Нет поглядите, пожалуйста! Идет себе немец по жизненному пути мерным шагом, преследует какую-то цель да по пути раздает наставления. (Горячо.) Ну какая у тебя-то цель, скажи, сделай милость?

Остергаузен. Поддержать свою фамилию.

Боженко. Что?

Остергаузен. Поддержать свою фамилию. Она была богатая, и надо, чтобы она опять стала богатая.

Боженко. Что ж это за жизненная цель такая - богатство? И богат я был и беден - все одно и то же.

Лебедынцев. Ты при мне этого не говори. Ты никогда, Сергей Павлович, не был беден. У тебя сначала были большие имения, потом частная служба с окладом в 12 тысяч, это не бедность. А вот я, понимаешь… ну! (Глотает устрицы.) Знаешь, после того как судебный пристав выселил меня из моей конюшни…

Остергаузен. Зачем из конюшни? Разве вы жили в конюшне?

Лебедынцев. Жил-с, лучшие дни в моей жизни. Я в эту конюшню поместил два рязанских, одно тульское имение да последнюю подмосковную; наконец продал дом на Поварской и полконюшни, а в другую половину переселился сам. Так мы и жили, дружно, любовно: Пигмалион, Пик-Покет, Непобедимая I, Непобедимая II, тренер, жокей и я. Но… тут входит опекун.

Остергаузен. Какой опекун?

Лебедынцев. Судебный пристав. Занавес опускается. (Махнул рукой.)

Остергаузен. Да, это очень тяжело - после таких увлечений жить литературным трудом.

Лебедынцев. Собачья жизнь. Одна у меня надежда - самому газету издавать. Давайте вместе.

Остергаузен (очень спокойно). Ничего не выйдет.

Лебедынцев. Почему?

Остергаузен. Денег нет.

Лебедынцев. Да разве я предлагаю издавать на наши деньги? Вот еще! А зачем же наш Ларя-голубчик? Уж он в литературу давно порывается. Написал повесть психологического жанра и напечатал под псевдонимом «маркиз Вольдир» - Рыдлов наоборот. В каком-то иллюстрированном журнале помещен даже его собственный портрет и автограф. «Maркиз Вольдир, писатель». Рожа у него изображена в рембрандовском освещении, но - увы! - все как будто лоснится. Мы ему поручим какой-нибудь отдел.

Остергаузен. Так ему можно поручить театральный отдел.

Лебедынцев. Вот разве что театральный. Вероятно, он будет очень скоро сам играть роль дон Бартоло в комедии из семейной жизни.

Боженко. Ну, она не из таких.

Лебедынцев. Я плохо знаком с родными молодой. Почему это Гореевы и Уилькс в родстве? Что тут общего - русская и английская фамилии?

Боженко (прихлебывая из стакана). Ты ведь знаком с Гореевым.

Лебедынцев. Лично нет, но постоянно читаю его статьи в газетах, знаю его по думской деятельности… Знаю, что он учитель и приват-доцент…

Боженко. Много он пережил на своем веку. И журнал издавал, и писал, и учительствовал, и теперь много работает. Он сам про себя говорил мне, что он в жизни только и делал, что падал и поднимался. Лет тридцать назад женился он на сестре нашей Евгении Фоминичны Уилькс. Обе сестры были гувернантками: старшая, ныне здравствующая Евгения Фоминична, уже тогда, кажется, пестовала Ларьку Рыдлова, затем и «цель жизни» вашего сиятельства…

Остергаузен. Пока ты можешь шутить, но когда я женюсь, ты уже не будешь мочь шутить.

Боженко. Воспитала будущую графиню Остергаузен, нашла денежных друзей и отлично повела магазин перчаток, английских духов и… свадебную контору под шумок, а сестра ее по страстной взаимной любви вышла за Вадима Петровича, родила ему Кэтт, да тут же и умерла. Вот тут уж Вадим Петрович рухнул, попросту говоря запил, как все мы, русские люди. К счастью, ненадолго. Но этого срока было достаточно, чтобы Евгения Фоминична овладела Кэтт и перевезла ее к себе. Отец сначала и думать о ней забыл, заперся, и лет пять нигде его не было видно, а потом, когда оправился, да и она подросла, сунулся было к ней, но уже было поздно. Девочка звала тетку мамой, а к папе была вполне равнодушна. (Выпивая залпом стакан.) Вырастила красавицу, да вот и выдала замуж.

Остергаузен. А где теперь Остужев?

Лебедынцев (с любопытством глядя на графа). Э-э, ваше сиятельство, как же это так неосторожно? В доме повешенного - да о веревке.

Боженко. Вздор! вздор! Как тебе не стыдно, Егор Егорович!

Лебедынцев. Чего же стыдиться? Роман не роман, а небольшой очерк, так, строчек на двести, все-таки был.

Боженко (желчно). Послушай, Егор Егорович, мы в ее доме…

Лебедынцев. Да она еще и переночевать здесь не успела.

Боженко. Это все равно. Может быть, и было начало увлечения с ее стороны…

Остергаузен. Виноват, это все излишне. Я только спросил, где теперь Остужев и знает ли об этом бракосочетании. Больше я ничего не спросил…

Лебедынцев. Что знает, - это будьте уверены. Я думаю, одни его знакомые дамы послали ему добрую дюжину печатных приглашений. (Достает.) Вот таких. Он в Париже. Я читал недавно его фельетон.

Боженко. Это все мисс тетушка устроила! Будет он ей благодарен.

Лебедынцев. Уилькс-то? О, дама проницательная. Таскала-таскала племянницу по ситцевым балам, все партии искала.

Боженко (горячо). Ну, уж я тебя прошу!

Лебедынцев. Да разве я что-нибудь говорю? С тетенькой и с девицами хорошего круга, пикниками. А роман захлопнули на первой же главе. Будьте покойны. Вдова Рыдлова - фирма солидная: ей лежалого не сбудешь.


Из глубины входит Василий Ефимович Чечков.

Явление второе

Чечков. Избрали благую часть? Где, думаю, умные люди, которые не задыхаются? Надо их отыскать. Прямо сюда… (Присаживается.) Благодать, благодать. Хе… (Вынимает портсигар и тщательно выбирает сигару, когда обрезал ее и собирается закурить, Лебедынцев берет ее у него из рук.) Позвольте, батенька, я вам другую… такой сорт, что вы все пальчики оближете… (Ищет в портсигаре.) Вот… вот…

Известен под псевдонимом Южин. Александр Сумбаташвили Князь (Правитель Гурии) 4/16.09.1857 с. Кукуевка, Ефремовский уезд 17.09.1927 Ницца

Александр Иванович Сумбатов (Сумбаташвили) - известен по сцене под псевдонимом Южин, выдающийся актер, драматург. Впервые выступал на сцене, ещё будучи гимназистом. Учился на юридическом факультете Петербургского университета. С 1882 г. играл в московском Императорском Малом театре, с 1909 г. управляющий его труппой, с 1918 г. председатель совета театра, с 1923 г. его директор, с 1926 г. почётный директор. Играл Ричарда III, Фамусова, маркиза Позу и многие другие (в том числе комедийные, характерные) роли; отличался умением носить исторические костюмы. Автор пьес "Громоотвод", "Дочь века", "Листья шелестят", "Старый закал", "Джентльмен", "Закат". По его пьесе "Измена" на петербургской Мариинской сцене в 1914 г. была поставлена одноимённая опера. Председатель Московского литературного и художественного кружка. Его творчество связано преимущественно с Москвой, Малым театром. В 1920-е гг. удостоен званий почётного академика Российской Академии наук, народного артиста СССР, был почётным членом петербургского Александринского театра и МХАТа. Похоронен в Москве. Был женат на баронессе Марии Николаевне Корф (16.09. 1859-?), дочери барона Николая Васильевича Корфа, владельца имения Погромец в Воронежской губернии, от брака с дворянкой Александрой Дмитриевной Лачиновой (ее родная сестра баронесса Лидия была замужем за актёром Александром Вервициотти, известным под своей сценической фамилией Ленский).

Дворянские роды Росс. Империи том 4

Эристави Отар

Отар Эристави, арагвскии (1660-1666), получил это звание после убийства дяди

ЮЖИН Александр Иванович (псевдоним; настоящая фамилия - Cумбатов) (4(16).IX.1857, село Кукуевка Тульской губ., - 17. IX. 1927, Ницца, похоронен в Москве) - русский актер, драматург, театральный деятель. Почетный академик (1917). Народный артист Республики (1922). Родился в семье грузинского князя, принадлежавшей к передовым кругам тифлисской интеллигенции. Учился на юридическом факультете Петербургского университета, слушал лекции по теории государственного права профессора-демократа А. Д. Градовского. Еще будучи учеником гимназии, Южин участвовал в любит, спектаклях. На профессиональной сцене впервые выступил в 1876 (под псевдонимом Сольцев, Тифлис, Летний театр). В 1878-79 играл на клубных сценах Петербурга. В 1881 поступил в театр Бренко (Москва). С 1882 до конца жизни работал в Малом театре. Находясь во главе управления Малого театра (с 1909 - управляющий труппой, с 1918 - председатель Совета, с 1919 - председатель дирекции, с 1923 - директор, с 1926 - почетный директор), Южин проявил себя как крупный организатор и администратор. В 1877 начал драматургическую деятельность (пьеса «Права жизни»). Писал рецензии и очерки. В 1881 в Малом театре была поставлена пьеса Южина «Листья шелестят». Пьесы Южина проникнуты либеральными идеями. Их герои отстаивают свое человеческое достоинство - вступают в борьбу с обывательским окружением. Сценичность, обилие эффектов, участие в спектаклях выдающихся актеров (некоторые роли написаны с расчетом на определенных исполнителей) обеспечили успех пьесам Южина. Однако нередко реалистические тенденции подчиняются в драмах Южина условной театральности. Особенно это сказалось в его первых драматических произведениях - «Листья шелестят», «Соколы и вороны» (совместно с Вл. И. Немировичем-Данченко, 1885, Театр Корша), «Арказановы» (1886, Малый театр), «Цепи» (1888, там же; Волынцева - Федотова, Ольга Николаевна - Ермолова) и др. С конца 1890-х гг. Южин пишет ряд комедий, в которых выступает как остроумный и зоркий наблюдатель жизни крупной буржуазии («Джентльмен», 1897, Малый театр), вырождающегося барства («Закат», 1899, там же), петербургской бюрократии («Невод», 1905, Александрийский театр, Малый театр). Особое место в драматургии Южина занимают пьеса из эпохи покорения Кавказа - «Старый закал» (1895, Малый театр; Вера - Ермолова, Олтин - К. Рыбаков, Борис - Правдин, Дарья Кировна - Садовская, Корпев - М. Садовский) и романтическая легенда из прошлого Грузии - «Измена» (1903, там же; Зейнаб - Ермолова). Морально-этическим проблемам посвящена пьеса Южина «Ночной туман» (1916, Малый театр).

Южин видел основную цель театра в утверждении добра, красоты, нравственной силы человека. Отстаивая гражданственное искусство, он считал, что театр должен откликаться на события обществ, жизни. «Театр... - писал он, - это художественный отклик на общественные запросы, разрешение их не средствами или приемами кафедры или трибуны, а путем воплощения на сцене в живых людях самых сложных коллизий общественной и личной психики» («Драматург, актер и их театр», в кн.: Воспоминания. Записки. Статьи. Письма, 1941, с. 534). Южин считал, что главное место в театре принадлежит актеру - мыслящему человеку, изучающему окружающую его действительность, непрерывно работающему над развитием своей личности и таланта.

Убежденный защитник романтических и реалистических традиций русского театра, Южин на протяжении всей своей сценической деятельности пропагандировал творческие традиции Малого театра, выступал против натурализма и символизма в театральном искусстве. С первых шагов на сцене Южин проявил себя как романтический актер. Его герои, ненавидящие тиранию и произвол, со страстностью и горячностью вступали в бой за справедливость. Свои лучшие роли Южин создал в пьесах Шиллера и Гюго. С блеском, обаянием передавал Южин энтузиазм, пыл благородного Дюнуа («Орлеанская дева» Шиллера, 1884), романтическим пафосом было отмечено его исполнение ролей Дон Карлоса («Эрнани» Гюго, 1889), Рюи Блаза (о. п. Гюго, 1891), маркиза Позы («Дон Карлос» Шиллера, 1894). Игра Южина отличалась приподнятостью, благородным пафосом, эффектностью, эмоциональной взволнованностью и в то же время продуманностью, законченностью. Огромное значение придавал актер слову. Его сценическая речь отличалась неожиданностью интонаций, разнообразием, сменами мелодии речи. Трагедийный характер дарования актера проявился в произведениях Шекспира, в которых Южин создал образы людей огромной воли и силы духа. Величественностью, монументальностью было проникнуто исполнение ролей Макбета (впервые в 1890, в бенефис Федотовой; затем в сезоне 1895-96 и в 1914), Ричарда III (1897), Кориолана (о. п., 1902), Шейлока. Высокая романтика соединялась в искусстве Южина с реализмом.

Начиная с 90-х гг. он все чаще обращается к комедийным, характерным ролям, проявляя новую грань своего дарования - юмор, ироничность. С блеском играл Ю. роли: Фигаро (1910), Репетилова («Горе от ума», 1911), Болингброка («Стакан воды» Скриба, 1915), Телятева («Бешеные деньги» Островского, 1917; впервые исполнил эту роль в 1893), Монпишара («Дамская война» Скриба, 1924), Фамусова (сезон 1917-18). В современном Южину репертуаре исполнил роли: Кайус Дюр («Мастер» Бара, 1905), Тамерницын (в собств. пьесе «Вожди», 1909), Лидман («Любовь - все» Седерберга, 1910) и др. Среди его лучших работ также: Уриэль Акоста (о. п. Гуцкова, 1883-84), Эгмонт (о. п. Гете, 1,888), Мортимер («Мария Стюарт», 1886), Яго (1888), Карло ван-дер-Ноот («Граф де Ризоор» Сарду, 1892), Гамлет (1892-93); Отар-бег («Измена» собств. соч., 1903), лорд Кавершам («Идеальный муж» Уайльда, 1909) и др. После Октябрьской революции Южин принимал активное участие в работе ТЕО (Театрального отдела) Наркомпроса, Центротеатра и др. организаций, руководивших театральным искусством. Выступал с лекциями, писал статьи по вопросам театра (в журн. «Культура театра» и др.), пропагандируя реалистическое искусство Малого театра и классическую драматургию. В эти годы им были созданы монументально-героические образы: Глеб Миронович («Посадник» А. К. Толстого, 1918), Ричард III (1920); Оливер Кромвель (о. п. Луначарского, 1921), король Август XIII («Железная стена» Рынды-Алексеева, 1923).

В 2007 году в Малом театре состоялась научная конференция, посвященная 150-летию со дня рождения А.И. Сумбатова-Южина. В ней приняли участие известные театральные критики и историки театра, артисты Малого театра. К юбилейной дате и на основе докладов выступающих театром были выпущены два сборника, посвященных А.И.Сумбатову-Южину: «Князь Александр Иванович Сумбатов-Южин. Воспоминания. Статьи. Исследования» и «Жизнь по закону развивающей красоты».

Соч.: Полн. собр. соч., т. 1-3, М., 1900-01; то же, т. 1-4, М., 1909;

Пьесы, М., 1961;

Воспоминания. Записки. Статьи. Письма, М.-Л., 1941, 2 изд., М., 1951.

Лит.: Эфрос Н. Е., Александр Иванович Южин, М., 1922;

А.И. Южин. Сб. статей, М., 1922;

Сакулин П. Н., Театр А. И. Сумбатова-Южина, Берлин, 1927;

Бескин Э. М., А. И. Южин-Сумбатов, М.-Л., 1936;

Филиппов В. А., Актер Южин, М.-Л., 1941;

его же, Южин-Сумбатов, М.-Л., 1943;

Князевская Т., А. И. Южин-Сумбатов и советский Малый театр. в кн.: Ежегодник Малого театра, 1955-1956 г., М., 1961.

Музалевский М. «Заслуженные артисты императорских театров». М., 2008.

Южин сыграл в Малом театре (с 1882-1883 по 1926 г.) 255 ролей.

В русском классическом репертуаре (включая «юбилейные» и «торже¬ственные» спектакли) он выступил в 36 ролях девяти драматургов.

1) В пьесах Островского Южиным сыграны:

В 1882-1883 г. Пьер - «Красавец мужчина»; Баклушин - «Не было ни гроша, да вдруг алтын»; Бакин - «Таланты и поклонники».

В 1883-1884 г. Муров - «Без вины виноватые».

В 1885-1886 г. Городулин - «На всякого мудреца довольно простоты»; Агишин - «Женитьба Белугина»; С. Бастрюков - «Воевода»; Глумов - «На всякого мудреца довольно простоты» (на гастрольных спектаклях Малого театра в Варшаве).

В 1892-1893 г. Самозванец - «Дмитрий Самозванец и Василий Шуй¬ский»; Беркутов-«Волки и овцы».

В 1893-1894 г. Телятев - Бешеные деньги».

В 1894-1895 г. Мулин - «Невольницы»; Дульчин - «Последняя жертва».

В 1896-1897 г. Николай - «Поздняя любовь».

В 1899-1900 г Кочуев - «Не от мира сего».

В 1901-1902 г. Бодаев -«Лес» (играл он его и в 1914-1915 г.)

В 1911-1912 г. Паратов - «Бесприданница».

В 1913-1914 г. Иван Грозный - «Василиса Мелентьева».

В 1917-1918 г. Телятев - «Бешеные деньги».

В 1922-1923 г. Крутицкий - «На всякого мудреца довольно простоты.

В 1925-1926 г. Семен Бастрюков - «Воевода».

Кроме того, им сыграны на клубных сценах Петербурга в 1878-1879 г.: Краснов - «Грех да беда на кого не живет» и Добротворский - «Бедная невеста».

2) В пьесах Гоголя:

В 1901-1902 г. Растаковский и жандарм - «Ревизор»; Барсуков - «Утро делового человека». Эти же роли он играл и в юбилейном спек¬такле 1909 г.

В 1909 г., кроме того, он играл Comme il faut - «Театральный разъезд».

3) В «Горе от ума» Грибоедова:

30 августа ст. ст. 1882 г. Чацкий (дебют Южина в Малом театре). Эту роль, начиная с возобновления комедии в 1887- 1888 г., Южин, че¬редуясь с Ф. П. Горевым, играет тринадцать лет подряд.

В 1910-1911 г. Репетилов.

17 марта 1917 г. «Гость у Фамусова» (на торжественном спектакле, посвященном «Освобожденной России»).

В 1917- 1918 г. Фамусов; в этой роли Южин выступил и в последний раз в своей жизни - 7 декабря 1926 г.

4) В репертуаре Пушкина:

В 1889-1890 г. Григорий Отрепьев -- «Борис Годунов». В 1890-1891 г. Дон-Жуан - «Каменный гость». В 1912-1913 г. Пимен-«Борис Годунов».

5) В репертуаре Тургенева:

В 1895-1896 г. Лаврецкий - «Дворянское гнездо» (инсценировка Вейнберга).

В 1899-1900 г. Ракитин - «Месяц в деревне».

6) В репертуаре Ал. Толстого:

В 1898-1899 г. Борис Годунов - «Царь Борис».

В 1918-1919 г. Глеб Миронович - «Посадник».

Кроме того, в свой первый сезон в Малом театре:

7) В 1882-1883 г. Южин три раза сыграл Милона в «Недоросле» Фонвизина и затем играл:

8) В 1894-1895 г. Шпрингеля - «Горькая судьбина» Писемского.

9) В 1899-1900 г. Кречииского - «Свадьба Кречинского» Сухово-Кобылина.

Западноевропейской классике принадлежат 33 роли в пьесах девяти драматургов. Среди них:

1) Шекспир:

В 1883-1884 г. Лаэрт - «Гамлет»; Клавдио- «Много шуму из ничего».

В 1885-1886 г Герцог Кларенс- «Король Ричард III»; Яго - «Отелло».

В 1889-1890 г. Макбет (его он играл и при возобновлении трагедия в сезон 1913-1914 г.).

В 1890-1891 г. Фентон - «Виндзорские проказницы».

В 1891-1892 г. Гамлет; Постум - «Имогена».

В 1895-1896 г. Эдмунд - «Король Лир»; Ричард III.

В 1898-1899 г. Петруччно - «Укрощение строптивой».

В 1901-1902 г. Кориолан.

В 1907-1908 г. Отелло (двадцатипятилетний юбилей Южина).

В 1916-1917 г. Шейлок.

В 1922-1923 г. Отелло (сорокалетний юбилей Южина). Кроме того, в Пушкинском театре Бренко в 1881-1882 г. Южин итрал Клавдия в «Гамлете».

2) Ш и л л е р:

В 1883.1884 г. Дюнуа- «Орлеанская дева».

В 1885-1886 г. Мортимер - «Мария Стюарт».

В 1893-1894 г. Маркиз Поза - «Дон-Карлос».

В 1887-1889 г. Лейстер - «Мария Стюарт».

Кроме того, на гастролях играл Франца Моора - «Разбойники»

В 1889-1890 г. Дон-Карлос (Карл V) - «Эрнани».

В 1891-1892 г. Рюи-Блаз (пьеса была поставлена Южиным в свой бенефис).

В 1897-1898 г. Жан Вальжан - «Отверженные (по Гюго).

4) И б с е н:

В 1891-1892 г. Сигурд - «Северные богатыри».

В 1904-1905 г. Боркман- «Джон Габриэль Боркман».

В 1905-1906 г. Ярл Скуле - «Борьба за престол».

5) Бьернстерне-Бьернсон:

В 1892-1893 г. Ботвель- «Мария Шотландская».

В 1910-1911 г. Арвик - «Когда цветет молодое вино».

6) Бомарше:

В 1883-1884 г. граф Альмавива - «Севильский цирюльник».

В 1909-1910 г. Фигаро - «Женитьба Фигаро».

7)Лопе де Вега:

В 1886-1887 г. Дон Санчо Ортис - «Звезда Севильи».

В 1887-1888 г. Эгмонт.

9) Расин:

В 1889-1890 г. Ипполит - «Федра».

Сверх того Южин выступал в 43 пьесах 30 иностранных драматургов. Среди них должны быть упомянуты (кроме пьес Томайо и Бауса, Кано и Мазаса, Берга, Легуве, Эчегерайа, Роветта, Нордау, Бутти, Бейерлейна. Бернштейна, Кистмекера, Брамсона и Соммерсета, не оставивших сколько-нибудь значительного следа в его творчестве) пьесы следующих драматургов:

Французских:

Пароди - «Побежденный Рим» (Фабий - 1885-1886 г. и 1912-1913 г.)

Франсуа Коппе - «Якобиты» (Фингал - 1892-1893 г.).

Сарду - «Граф де Ризоор» (Карлоо ван-дер Ноот в 1892-1893 г. и Ризоор в 1914-1915 г.).

Ожье - «Сиятельный зять» (Прелль - 1894-1895 г.), «Сын Жибуайе» (1903-1904 г.).

Дюма - «Кин» (1899-1900 г.).

Брие - «Заместительницы» (Ришон - 1901-1902 г.), «Красная ман¬тия» (Музон - 1904-1905 г.).

Мирбо - «Очаг» (Бирон-1909-1910 г.).

Скриб - «Стакан воды» (Болингброк - 1915-1916 г.), «Дамская война» (Монришар - 1923-1924 г.).

Немецких:

Гуцков - «Уриэль Акоста» (1883-1884 г.) Гальм - «Равеннский боец» (Тумелик- 1893-1894 г.).

Зудерман - «Честь» (Роберт- 1895-1896 г.), «Счастье в уголке» (фон Рекниц- 1898-1899 г.), «Да здравствует жизнь» (Фолькерлинг- 1902-1903 г.).

Шницлер - «Одинокой тропой» (Юлиан Фехтнер- 1904.1905 г.). «Обширная страна» (Гофреттер - 1912-1913 г.). Бар - «Звезда» (Pop - 1906-1907 г.). Гойер - «Дебют Венеры» (Стефан-1912-1913 г.).

Английских:

Джером К. Джером - «Мисс Гоббс» (Кингстер старший-1902-1903 г.). Пинеро - «Хозяйка в доме» (Джессо- 1907-1908 г.), «На полпути» (Блондель - 1911-1912 г.).

Оскар Уайльд - «Идеальный муж» (лорд Кавершам-1909-1910 г.).

Седерберг - «Любовь - все» (Аидман- 1910-1911 г.).

СУМБАТОВ-ЮЖИН Александр Иванович

князь, псевд. Сольцев, Южин;

4(16).9.1857 – 17.9.1927

Актер, драматург и театральный деятель. На профессиональной сцене с 1876 (Тбилиси). С 1882 в Малом театре в Москве (с 1909 управляющий труппой, с 1918 председатель Совета, с 1923 директор). В 1877 дебютировал как драматург. Пьесы «Громоотвод» (1879), «Дочь века» (1880), «Листья шелестят» (1881), «Сергей Сатилов» (1883), «Муж знаменитости» (1884), «Арказановы» (1886), «Цепи» (1888), «Старый закал» (1895), «Джентльмен» (1897), «Закат» (1899), «Ириниская община» (1901), «Измена» (1903), «Невод» (1905), «Вожди» (1908), «Ночной туман» (1916) и др. Роли в пьесах Шиллера (Дюнуа – «Орлеанская дева»), Гюго (Рюи Блаз – «Рюи Блаз»), Шекспира (Макбет – «Макбет», Ричард III – «Ричард III», Кориолан – «Кориолан»), Бомарше (Фигаро – «Безумный день, или Женитьба Фигаро»), А. Островского (Телятев – «Бешеные деньги», Паратов – «Бесприданница»), Грибоедова (Фамусов – «Горе от ума») и др.

«Это был культурный и талантливый человек, с университетским образованием, прекрасный оратор, энергичный деятель и всем существом своим преданный искусству, умный, тактичный, окруженный всеобщим доверием» (Н. Телешов. Записки писателя ).

«Это был тот, кто называется человеком широкой общественности. Как премьер лучшей в мире труппы он нес сильный, большой репертуар. Он пошел на сцену наперекор желанию отца. Его настоящая фамилия была князь Сумбатов. Он оставил ее для своих драматических сочинений, а для сцены взял псевдоним „Южин“. Он был драматург со студенческих лет, его пьесы считались очень сценичными, игрались везде, много и всегда с успехом. Он участвовал во всевозможных театральных, литературных и общественных собраниях, обществах, комитетах. Был широко образован, начитан и с огромным интересом следил за новой литературой. Поддерживал обширные знакомства со „всей Москвой“; был членом всех больших клубов, создателем и пожизненным председателем любимого Москвой Литературно-художественного кружка. При всем этом был игрок, т. е. вел постоянную крупную игру. Не было в Москве ни одного общественного сборища, в котором не было бы на одном из первых мест Сумбатова-Южина. Это был настоящий любимец Москвы. А летом, вместо отдыха, он ездил в провинцию на гастроли, потом в Монте-Карло проверять выработанную за зиму новую „систему“, а оттуда в деревню, в усадьбу к жене, писать пьесу.

Этот человек не знал, что такое лень, и мог бы считаться образцом „кузнеца своего счастья“. Он ковал свое положение, не доверяясь легким средствам, а вкладывая в каждый свой шаг энергию, упорство и настойчивость.

В обществе он был неиссякаемо остроумен и умел монополизировать разговор. Успех у женщин имел огромный.

Он был барственно гостеприимен и во всяком умел найти хорошие качества. Это подкупало. В его квартире происходило множество встреч, собраний, обедов, ужинов» (В. Немирович-Данченко. Из прошлого ).

«В Южине красиво было то, что актерство являлось не „второй“, а первой, основной, органической натурой. Дома, в кабинете, на сцене, за обедом, в клубе, в общественном собрании, на репетиции – это был один и тот же человек. Он „монологировал“ в жизни, как и на сцене, и когда слушал собеседника, то как будто слушал партнера на сцене. И это было приятно сценично в жизни и жизненно приятно на сцене» (А. Кугель. Театральные портреты ).

«Над ролями своими он работал упорно, долго. Он сам говорил о себе, что тогда доволен ролью, когда „объездит ее, как непослушного коня“, и объезжал он свои роли долго, все время, пока играл их. Так он работал над Чацким в продолжение многих лет, пока не перешел на Фамусова.

…Южин один из первых пришел на сцену из так называемого „высшего общества“ и, главное, принес с собой высшее образование. До Южина актер с высшим образованием был редкостью. Южин резко отличался от симпатичного, но бесшабашного и полусознательного типа актеров, изображавшегося тогда на сцене и в литературе. Всегда корректный, безупречно одетый, вежливый, он был далек от мочаловских или горевских падений и взлетов. Тот тип актера имел свою прелесть, но он был порождением обстоятельств, эпохи, и мне всегда приятно было убеждаться в исключительно хорошем отношении к актеру в лице Южина и „общества“ и, главное, общественности. Уважение, высказываемое ему, поднимало все актерское сословие» (Т. Щепкина-Куперник. Из воспоминаний ).

«Первоклассный актер, он был замечательным и ценным руководителем, наставником и учителем.

В этом смысле история Малого театра за его последние 18 лет совершенно не мыслится без Южина. Они – одно. Вот случай, когда можно с полной убежденностью говорить о первенствующей роли личности в историческом процессе. Южин занял этот трудный и ответственный пост в тяжелые минуты, – тогда, когда Малый театр заколебался, его блеск стал меркнуть, лавры начали привядать, его известность затмилась московскими художниками, и на минуту он показался состарившимся и отжившим.

Это видел и сознавал сам Южин, об этом он говорил в своей речи актерам и все же согласился, взял на себя руководительство, и с этого момента театр ожил: „1909“ – не только дата начала новой деятельности у самого Южина, – это и дата обновления и воскресения Малого театра.

И для такой миссии у Южина было все: огромный опыт, подкупающая выдержка и, главное, твердость принципов и ясность целей. Он умел учить и знал, чему учит. Его взгляды отчетливы, и он их формулирует просто:

Из книги Критическая Масса, 2006, № 4 автора Журнал «Критическая Масса»

Александр Нестеренко. Александр Невский. Борис Кагарлицкий Кто победил в Ледовом побоище. М.: Олма-Пресс, 2006. 320 с. Тираж 3000 экз. (Серия «Загадки истории») Александр Невский - самый странный из героев отечественного патриотического пантеона. Будучи великим князем Киевским

Из книги Литературная матрица. Учебник, написанный писателями. Том 2 автора Букша Ксения

Из книги Московские обыватели автора Вострышев Михаил Иванович

Александр Терехов ТАЙНА ЗОЛОТОГО КЛЮЧИКА Александр Исаевич Солженицын (1918–2008) Э-э, разговор про Солжа, Моржа (это прозвище)… Щепотки отработанного мела сыплются на джинсы, и автор, отличник ВВС («А ведь они так и подумают, что Би-би-си!!! И так впереди - на каждом, о боже

Из книги Ноосферная научная школа в России. Итоги и перспективы автора Субетто Александр Иванович

Из книги Беседы автора Агеев Александр Иванович

Александр Иванович Субетто Ноосферная научная школа в России: итоги и

Из книги 1000 мудрых мыслей на каждый день автора Колесник Андрей Александрович

Агеев Александр Иванович Беседы

Из книги Русская Италия автора Нечаев Сергей Юрьевич

Александр Иванович Герцен (1812–1870) писатель... В мещанине личность прячется или не выступает, потому что она не главное: главное – товар, дело, вещь, главное – собственность. ... Грандиозные вещи делаются грандиозными средствами. Одна природа делает великое даром. ... В мире

Из книги Серебряный век. Портретная галерея культурных героев рубежа XIX–XX веков. Том 1. А-И автора Фокин Павел Евгеньевич

Александр Степанович Гриневский (Александр Грин) (1880–1932) писатель... Где слабый ненавидит – сильный уничтожает. ... Человеку… довольно иногда созданного им самим призрака, чтобы решить дело в любую сторону, а затем – легче умереть, чем признаться в ошибке. ... Потребность

Из книги Серебряный век. Портретная галерея культурных героев рубежа XIX–XX веков. Том 2. К-Р автора Фокин Павел Евгеньевич

Из книги Серебряный век. Портретная галерея культурных героев рубежа XIX–XX веков. Том 3. С-Я автора Фокин Павел Евгеньевич

БОЖЕРЯНОВ Александр Иванович 1882 – 27.5.1959Художник; иллюстрировал и оформлял обложки книг стихов и прозы М. Кузмина («Глиняные голубки», «Покойница в доме» – обе 1914, «Лесок», 1922), Ю. Юркуна («Шведские перчатки»), М. Шкапской («Mater delorosa», 1921), Н. Павлович («Берег», 1922), Г. Маслова

Из книги автора

ДЕЯНОВ Александр Иванович наст. фам. Делянов; 6(18).8.1862 – 29.9(12.10).1903Поэт, прозаик, журналист. Публикации в журналах «Гражданин», «Стрекоза», «Театр и искусство», газетах «Новое время», «Санкт-Петербургские ведомости» и др.; с 1896 – постоянный сотрудник «Петербургского

Из книги автора

Из книги автора

Из книги автора

ТИНЯКОВ Александр Иванович псевд. Одинокий;13(25).11.1886 – 1934Поэт. Стихотворные сборники «Navis nigra. Стихи 1905–1912 гг.» (М., 1912), «Треугольник: Вторая книга стихов. 1912–1921» (Пг., 1922), «Ego sum qui sum (Аз, есмь сущий): Третья книга стихов, 1921–1922 гг.» (Л., 1924). В 1930 осужден за нищенство и публичное

Из книги автора

ЧУПРОВ Александр Иванович 6(18).2.1842 – 24.2(8.3).1908Экономист, публицист, общественный деятель. В 1878–1899 – профессор политической экономии и статистики Московского университета. Один из основоположников русской статистики, автор многочисленных работ по политэкономии,

Из книги автора

ЭРТЕЛЬ Александр Иванович 7(19).7.1855 – 7(20).2.1908Прозаик. Публикации в журналах «Вестник Европы», «Дело», «Русское богатство», «Русская мысль», «Северный вестник». Повести «Волхонская барышня» (1883), «Жадный мужик» (1884), «Две пары» (1887), «Карьера Струкова» (1895–1896). Романы



Рассказать друзьям