Сущность понятия «культура здоровья. Что такое культура здоровья

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

В условиях обострения социально-экономических отношений и преобразования российского общества возникают социальные и психологические проблемы, которые меняют внутренние ощущения, влияют на самочувствие и поведение подрастающего поколения. Поэтому в последние годы специалисты обращают внимание на то, чтобы в систему воспитания общей культуры человека было включено в качестве ее неотъемлемого компонента воспитание культуры здоровья.
Необходимо отметить, что понятие «культура здоровья» разрабатывается в современных исследованиях в области валеологии и акмеологии как междисциплинарная категория, интегрирующая знания антропологических наук в культурологическом аспекте. Имеет место смешение понятий «культура здоровья», «культура здорового образа жизни», «валеологическая культура». Чаще ученые делают акценты на таких компонентах культуры здоровья, как ценностный, мотивационный, деятельностный . В исследованиях Л.П. Царевского рассматриваются другие компоненты: физический, физиологический, психологический, интеллектуальный. По мнению И.И. Новоселовой, культура здоровья состоит из: духовно-нравственного, эстетического, коммуникативного, когнитивного, креативного, мотивационно-деятельностного, чувственно-волевого, трансляционного компонентов .
Проведя глубокий анализ уже имеющихся литературных данных сущности « культура здоровья» можно сделать следующие выводы.
Культура здоровья выражается в конструктивном поведении человека, которое способствует предупреждению и преодолению болезней.
Ценностный потенциал культуры здоровья - это совокупность духовно-нравственных общественных ценностей.
Ценностью культуры здоровья становится активная продолжительная жизнь с реализацией внутреннего потенциала.
Основа культуры здоровья – осознанное ценностное отношение человека к собственному здоровью.
Необходимостью для формирования культуры здоровья является ведение ЗОЖ.
Показатель культуры здоровья – общая культура человека, выраженная в достаточном уровне физического, психического, духовно-нравственного и социального развития.
Т.о., «культура здоровья» предстает как составная часть базовой культуры личности, отражающая осознанное ценностное отношение человека к собственному здоровью, выраженная в достаточном уровне физического, психического, духовно-нравственного и социального развития, основанная на ведении ЗОЖ.
Культура здоровья состоит из 3 основных элементов: когнитивного, креативного и конативного .
Когнитивный элемент: приобретение, понимание, анализ, преобразование, использование знаний о здоровье и рефлексии.
Креативный элемент: самосовершенствование, преодоление стереотипов, наличие личностных позитивных результатов образования в области культуры здоровья
Конативный элемент: сформированная активная, целенаправленная, самоконтролируемая деятельность, направленная на сохранение и укрепление здоровья.
Когнитивный (познавательный) элемент культуры здоровья предполагает наличие у человека желания и потребности к приобретению, пониманию, анализу, преобразованию и использованию знаний о сущности здоровья. Данный элемент способствует развитию следующих личностных качеств: физиологических (развитая работоспособность, энергичность); интеллектуальных (любознательность, вдумчивость, логичность, осмысленность, систематичность); владение культурными нормами традициями; способность воплощения добываемых знаний о здоровье в духовные, материальные, деятельностные формы. Когнитивный элемент предусматривает последовательное изменение самосознания подрастающего поколения, начиная с ситуативно обусловленных взглядов на проблему здоровья к устойчивому пониманию его роли в жизни человека.
Креативный (творческий) элемент культуры здоровья – это наличие личностных результатов самосовершенствования человека в физическом, психическом, духовно-нравственном плане и таких качеств личности, как инициативность, одухотворенность, изобретательность, неординарность, проницательность, прогностичность и т.д. креативный элемент обеспечивает подрастающему поколению возможность активного самосовершенствования и самореализации в процессе приобретения знаний о здоровье человека и ЗОЖ.
Конативный элемент (поведенческий) культуры здоровья включает моторно-волевую сферу регуляции жизненного опыта человека, изначально состоящую из способов некритических ситуативных поведенческих стереотипов детей, которые затем переходят в стадию осознанного критического усвоения ими элементов ЗОЖ, формирования положительных устойчивых привычек и проявления сформированной, активной, самоконтролируемой деятельности, направленной на сохранение и укрепление здоровья.
Актуализация проблемы воспитания культуры здоровья связана с ухудшением

Сущность понятия «культура здоровья»

В самом общем смысле понятие культура (от латинского cultura - возделывание, воспитание, образование) в научной литературе определяется как система исторически развивающихся надбиологических программ человеческой деятельности, поведения и общения, выступающих условиями воспроизводства и изменения социальной жизни во всех ее основных проявлениях. При этом программы деятельности, поведения и общения, составляющие корпус культуры, представлены многообразием различных форм: знаний, навыков, норм и идеалов, образцов деятельности и поведения, идей и гипотез, верований, социальных целей и ценностных ориентации и т.д. В своей совокупности и динамике они образуют исторически накапливаемый социальный опыт.

Культуру здоровья можно отнести к области общечеловеческой культуры, в которой формирование ценностей и приоритетов начинается с рождения ребенка и продолжается на всех этапах его развития и обучения. Следовательно, одним из стратегических приоритетов выживания нации, формирования здорового человека и обеспечения его безопасности должна стать «программа» воспитания у школьников культуры здоровья (Казин, 2000, 36).

Основной вопрос, который встает перед системой образования: как обеспечить сохранение, укрепление и восстановление здоровья учащихся? Но чтобы ответить на этот вопрос и успешно решать его, необходимо понять собственно условия жизни человека. Многие характеристики образа жизни (здорового или нездорового) можно отнести к числу управляемых факторов.

Здоровье - одно из важнейших условий полноценного участия человека в жизни общества. Но не всегда люди чётко представляют, Что означает понятие «здоровье». Следует ли считать человека здоровым, если у него в данный момент нет каких либо острых или хронических заболеваний или он чувствует себя здоровым, подразумевая при этом, что у него нет не только жалоб на болезни, но есть нечто большее: ощущение некоего физического благополучия и связанное с этим убеждение в своей способности противостоять самой опасности заболеть?

Здоровье - это не только отсутствие болезни. Медицинская формула «практически здоров» подчёркивает нетождественность этих понятий. Специалисты спортивной медицины также не склонны ставить между ними знак равенства. По С.Б. Тихвинскому, существует несколько «градаций здоровья». Оно считают, что обследуемый может быть абсолютно здоровым, здоровым или практически здоровым. Абсолютно здоровых людей очень мало, но они есть. Абсолютно здоров тот, у кого все органы или системы функционируют в равновесии с окружающей средой и в них отсутствуют болезненные от5клонения. В то же время В.М. Шубик и М.А. Левин отмечают, что здоровье - понятие весьма относительное: «при тщательной проверке у многих обнаруживаются незначительные, а иногда и более серьёзные отклонения, которые в обычных условиях не проявляются в субъективных ощущениях». Действительно, хорошее самочувствие не всегда свидетельствует о хорошем здоровье. Некоторые тяжёлые заболевания (туберкулёз, злокачественные новообразования) обнаруживаются случайно при медицинских осмотрах на фоне вполне хорошего самочувствия. Объективными показателями здоровья служат данные стетоскопии, результаты клинических, физиологических, биохимических исследований (Баль, 2002, 59).

В медицинской энциклопедии различается здоровье населения и здоровье индивидуума. Причем здоровье населения рассматривается как понятие статистическое и характеризующееся комплексом демографических показателей (рождаемостью, смертностью, детской смертностью, уровнем физического развития, заболеваемостью, средней продолжительностью жизни).

Вероятно, ни одно из определений здоровья нельзя признать окончательным. Отсутствие интегрального количественного показателя здоровья вынуждает оценивать его по определённым компонентам, набор которых ещё нуждается в уточнении.

В. П. Казначеев рассматривает понятие «здоровье популяции», под которым он понимает процесс социально-исторического развития психосоциальной и биологической жизнедеятельности населения в ряду поколений, повышения трудоспособности и производительности общественного труда, совершенствования психофизиологических возможностей человека. Здоровье - это:

  • - процесс сохранения, развития физических свойств, потенций психических и социальных;
  • - процесс максимальной продолжительности здоровой жизни при оптимальной трудоспособности и социальной активности (Брехман, 1987, 81).

Очевидно, если говорить о категории «здоровье» в представлении гигиенистов, то необходимо внутри комплекса факторов, критериев, показателей и т.п., входящих в орбиту категории здоровья, четко вычленять те из них, которые определяют воспроизводство, формирование, потребление, восстановление здоровья, а также характеризующие здоровье как процесс и как состояние.

Решение вопросов здоровья требует учета целого ряда факторов, к которым относятся:

  • 1. Правовые, которые включают разработку законодательных и нормативных подзаконных актов, подтверждающих право граждан России на здоровье, определение механизмов их реализации через государственные, хозяйственные и социальные институты от федерального до муниципального уровней, а также предприятия, учреждения и самих граждан.
  • 2. Социально-экономические факторы, обусловливающие виды, формы участия и ответственность различных звеньев социально-экономических структур в формировании, сохранении и укреплении здоровья своих членов, финансирование такой работы и обеспечение нормативных условий для профессиональной деятельности.
  • 3. Образовательно-воспитательные факторы, обеспечивающие формирование жизненного приоритета здоровья, воспитание мотивации на здоровый образ жизни и обучение методам, средствам и способам достижения здоровья, а также умению вести пропагандистскую работу в этом направлении.
  • 4. Семейные факторы, связанные с созданием условий для здорового образа жизни в семье и ориентацией каждого из ее членов на здоровье, на формирование в семье здорового образа жизни.
  • 5. Медицинские факторы, которые направлены на диагностику состояния здоровья, разработку рекомендаций по здоровому образу жизни, эффективную первичную, вторичную и третичную профилактику.
  • 6. Культурологические факторы, связанные с формированием культуры здоровья, организацией досуга населения, популяризацией вопросов здоровья и здорового образа жизни, этнических, общинных, национальных, религиозных идей, традиций, обрядов обеспечения здоровья и т.д.
  • 7. Юридические факторы - обеспечивают социальную безопасность, защищенность личности от преступления и/или его угрозы, грозящих жизни и здоровью граждан.
  • 8. Экологические факторы, обусловливающие адекватное для здорового образа жизни состояние окружающей среды и рациональное природопользование.
  • 9. Личностные факторы, которые ориентируют каждого конкретного человека на формирование, сохранение и укрепление своего здоровья и устанавливают ответственность личности за свое здоровье (Вишневская, 1995, 137).

Факторы, определяющие формирование здоровья населения должны изучаться комплексом общественных и естественных наук; показатели здоровья - прерогатива медицинской науки, основа врачебной деятельности. Чтобы укреплять и сохранять здоровье здоровых, иными словами - управлять им, необходима информация как об условиях формирования здоровья, так и о конечном результате процессов их отражения (конкретных показателях состояния здоровья индивида или популяции).

Культура здоровья отражает универсальность связей человека с окружающим миром и людьми, влияет на его творческую и активную жизнедеятельность, является выражением гармоничности, целостности личности, уровня ее развития (Калинова, 1997, 51).

Образование-культура-здоровье являются фундаментальной основой здоровье сберегающей системы, стратегической целью которой является формирование культуры здоровья.

Проведенные исследования, выявившие зависимость сохранения и воспроизводства здоровья от уровня ее культуры, стимулировали научно-практический интерес к потенциалу и возможностям формирования у человека данного новообразования.

В нашем понимании культура здоровья представляет собой интегративное личностное образование, объединяющее в себя ответственное отношение к здоровью, реализацию здорового образа жизни и способность к активизации жизненных ресурсов, что в своем единстве влияет на жизненную успешность и обеспечение человеком своей безопасности.

Важнейшим элементом культуры здоровья, согласно концепции И.И.Брехман, является отношение субъекта к своему здоровью (Брехман, 1990, 176).

В настоящее время ответственное отношение к здоровью является значимым и на социальном, и на личностном уровне. В обществе сформировались и утвердились представления, согласно которым ответственность за здоровье человека несет он сам, она формируется как часть общекультурного и индивидуального развития и проявляется в способности построить себя как личность в соответствии с собственными представлениями о полноценной жизни (Матвеев, 1987, 77).

Проведенные исследования (И. В. Журавлева, Н. Л. Коновалова, В.Н. Мясищев, А.А. Реан и др.) сформировали понимание отношения к здоровью в качестве системы индивидуальных, избирательных связей личности с различными явлениями окружающей действительности, способствующими или, наоборот, угрожающими здоровью людей, а также определенной оценки индивидом своего физического и психического состояния.

Ответственное отношение к здоровью как компонент его культуры, согласно нашей концепции, включает в себя понимание важности здоровья во всех сферах своей жизнедеятельности; эмоционально-ценностное восприятие факторов, позитивно влияющих на здоровье, и отторжение, разрушающих здоровье; активное желание сохранить и укрепить свое здоровье; готовность предпринять необходимые действия, направленные на обеспечение своего здоровья.

Развитие ответственного отношения человека к своему здоровью предполагает предварительную ориентировку в уровне его развития. Такая ориентировка требует, как минимум, констатацию того, насколько отношение к здоровью адекватно, осознанно, ответственно, стабильно. Судить о данных параметрах можно по поступкам, связанным со здоровьем, по переживаниям и вербально реализуемым суждениям людей относительно факторов, влияющих на их физическое и психическое благополучие. Мерой адекватности отношения к здоровью в поведении служит степень соответствия поступков человека требованиям здорового образа жизни, а в высказываемых суждениях относительно факторов сохранения и укрепления здоровья критерием выступает уровень осведомленности (Базарный, 2004, 21).

С ответственным отношением к здоровью тесно связан следующий компонент его культуры - осуществление здорового образа жизни.

Осуществление здорового образа жизни базируется на готовности к нему. Готовность к здоровому образу жизни в настоящее время понимается как качественное, системное, динамическое состояние личности, характеризующееся определенным уровнем специальных знаний, мотивационно-ценностных ориентаций, социально-духовных ценностей, приобретенных в результате воспитания, самовоспитания, образования и самообразования, интегрированных в практической жизнедеятельности (Базарный, 1995, 62).

Структура культуры здоровья содержит несколько универсальных элементов готовности к здоровому образу жизни, относящихся к восстановлению здоровья, здоровье сбережению и развитию здоровья:

  • - сформированная система знаний о здоровом образе жизни;
  • - развитые ценностные представления о здоровом образе жизни;
  • - установившиеся потребности в сфере здорового образа жизни;
  • - желание реализовать все компоненты здорового образа жизни;
  • - конкретизированная мотивация достижения здорового образа жизни;
  • - наличие максимально полных умений по реализации здорового образа жизни;
  • - предпринятые действия по достижению здорового образа жизни.

Развитие готовности к осуществлению здорового образа жизни у учащихся и студентов является важнейшей задачей педагогического проектирования культуры безопасности жизнедеятельности, осуществляемого в рамках гуманистического подхода. Обозначенная позиция соответствует государственной политике, реализуемой на современном этапе развития образования.

Формирование культуры здоровья должно предусматривать также определенную деятельность по активизации резервных возможностей организма, формированию ощущения неразрывной связи с миром людей и природой, чувства защищенности и свободы самовыражения. В структуре культуры здоровья в связи с этим, соответственно, предусмотрены:

  • - переход субъекта на позитивную картину мира, включая изменение точки зрения на свое положение в нем;
  • - построение оптимистической жизненной перспективы личностного и профессионального развития как для себя, так и для своих близких;
  • - оптимизация своего взаимодействия с окружающей средой, включая повседневную и профессиональную деятельность;
  • - расширение представлений о возможностях своего организма;
  • - овладение приемами саморегуляции психического состояния;
  • - целенаправленное овладение знаниями, умениями и навыками в сфере здоровья;
  • - регулярные занятия физической подготовкой.

Таким образом, исходя из понимания здоровья в качестве особого психофизического состояния человека отсутствия патологий и наличия резервов, позволяющего ему построить взаимодействие со средой на нескольких уровнях организации, наиболее благоприятным для решения текущих и перспективных задач своей безопасности образом, оно играет значимую роль в обеспечении здоровья человека. Опираясь на ключевые положения гуманистического подхода, согласно которому приоритеты отдаются личности, ее интересам, развитию, здоровье может рассматриваться в качестве одного из ориентиров образовательной деятельности. Соответственно, в содержание одного из направлений разрабатываемой нами концепции педагогического проектирования культуры безопасности нами включается культура здоровья человека (Баль, 2002, 72).

Под культурой здоровья нами понимается интегративное личностное образование, объединяющее в себя ответственное отношение к здоровью, реализацию здорового образа жизни и способность к активизации жизненных ресурсов, что в своем единстве влияет на жизненную успешность человека.

КУЛЬТУРА ЗДОРОВЬЯ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ

Кузнецов Владимир Юрьевич

доктор философских наук, профессор, доцент кафедры философии МарГТУ, г. Йошкар-Ола

Оленкин Юрий Владимирович

кандидат философских наук, доцент кафедры физической культуры и спорта ЧГУ, г. Чебоксары

Здоровье является многоаспектным, многоуровневым, интегральным понятием, сущностными характеристиками которого являются физическое, психическое, духовное и ментальное благополучие человека. К главным психофизиологическим и социально-психологическим факторам здоровья часто относят биологическую надежность организма; надежность личности, показателем которой является постоянство активных отношений и способность к реализации поставленных целей; здоровое поведение, сущность которого заключается в активном созидательном отношении к своему здоровью.

Интерес ученых к культуре здоровья человека в современном обществе вызван теми происходящими изменениями, которые происходят в социальной и образовательной сферах, связанных с полноценным использованием социальных институтов в обеспечении здоровья, качества жизни и воспитания полноценной личности. Изучая критерии и показатели культуры здоровья личности, О.А. Ахвердова, В.А. Магин , сделали вывод, что культура здоровья представляет собой интегративное личностное образование, состоящее из когнитивно-мотивационного, эмоционального и конативно-волевого компонентов, которые в свою очередь, отражают объем знаний, коммуникативную толерантность, эмоциональную устойчивость, активность и волевые качества, являющиеся неотъемлемой частью образа жизни личности в его индивидуальной культуре.

Однако, несмотря на понимание значимости ценности культуры здоровья общество не торопится осуществлять соответствующие действия, направленные на развитие того, что можно было бы обозначить как здоровьеобеспечивающих социальных и индивидуальных практик, направленных на формирование, поддержание, укрепление здоровья.

На отношение к здоровью оказывают влияние не только материально-технические и экономические показатели, развитие инфраструктуры медицинской отрасли. Но так же и то, какое место ценность здоровья занимает на аксиологической (ценностной) шкале общества, группы, отдельной личности, сложившиеся культурные традиции, стереотипы, модели поведения, связанные с вопросами здоровья, а также идеалы, нормы образа жизни, которые задаются соответствующей идеологией общества.

Позитивно-ценностное или негативно-незаинтересованное отношение к проблемам здоровья, тесно связаны с широким мировоззренческим, социально-культурным контекстом, с культурными традициями, отражающими этническую, гендерную, возрастную, конфессиональную, социально-территориальную принадлежность субъекта.

Культура здоровья как полноправная, социально-значимая составляющая культуры общества и личности, как один из жизнеобеспечивающих компонентов существования человека культурного, по мнению И.М. Быховской, может быть определена как совокупность знаний, ценностей, норм, идеалов, установок, связанных с представлениями о здоровье как ценности, выполняющих регулятивно-ориентирующие функции в отношении тех видов деятельности, которые обеспечивают формирование, поддержание и укрепление здоровья. Результаты этой деятельности, включая и последствия деятельности непосредственного характера (объективное состояние здоровья), и опосредованного, символического толка – здоровый или нездоровый .

Под культурой здоровья человека, В.Н. Ирхин понимает сложноструктурное образование личности, характеризующееся определенным уровнем валеологической образованности и развития личности, овладением опытом человечества по сохранению и укреплению своего здоровья, принятием и повседневным ведением здорового образа жизни .

О.Л. Трещева рассматривает культуру здоровья личности как важнейшую составляющую общей составляющей культуры – одну из основных форм освоения человеком внешней и внутренней природы, способ создания гармонии своего существования в самом широком смысле .

В своем определении культуры здоровья авторы характеризуют ее как целостную практико ориентированную систему валеологических знаний и умений физического и психического саморазвития, совокупность норм и ценностей, обеспечивающих представление о роли и месте культуры здоровья в системе общественных отношений.

Аналитический взгляд на проблему здоровья как социокультурный феномен, позволяет выделить следующие проблемные блоки:

· объективные воздействия на состояние здоровья человека, включая экологические факторы; особенности образа жизни, связанные преимущественно с социально-экономическим укладом изучаемых социальных групп;

· образы, модели, нормативные представления о здоровье/нездоровье человека – как в структуре обыденных представлений, массового сознания, так и специализированного знания, характерного для изучаемого социокультурного среза;

· особенности сложившихся в обществе подходов к формированию валеологического сознания и поведения человека;

· деятельно-практическое отношение к характеристикам здоровья как актуализация содержания, смысла, направленности валеологических представлений и ориентаций, их объективизация: контроль, ограничения, «дисциплинирование» (М. Фуко) тела человека в социальной практике; инструментальное и экспрессивное использование двигательных характеристик человека; целенаправленное формирование показателей здоровья, двигательных навыков на основе принятых ценностей, норм, идеалов, образцов.

Культура здоровья включает в себя потребность и способность индивида к максимальной самореализации в качестве социально и индивидуально-значимого субъекта на основе использования средств, отпущенных природой (телесно-двигательных характеристик) и преобразованных в соответствии с этими целями и принципами культуросообразности, в пределах их нормального функционирования.

Предметным основанием культуры здоровья и спорта как социальных механизмов служит культура двигательной деятельности Л.И. Лубышева . Обычно под культурой понимают все, что создано человечеством, как совокупность условий, способов и результатов формирования, развития и сохранения потребностей и свойств «человека общественного». Как общественная система культура разворачивается в трех формах своего существования: культура условий жизни, культура деятельности и культура личности. Круговорот форм культуры свойственен и для феноменов культуры здоровья. Условия жизнедеятельности обеспечивают развертывание процессов формирования культуры двигательной деятельности, которая развивает процесс формирования физической и спортивной культуры личности.

Социальная значимость культуры здоровья состоит в той огромной роли, которую она играет в развитии, сохранении и поддержании телесного, психического, нравственного и духовного здоровья человека. Как справедливо отмечают многие ученые в современной критической ситуации, в сложившейся социальной сфере, культура здоровья должна стать важнейшим фактором способным помочь людям противостоять сложным условиям жизни.

Значимость ценностного потенциала культуры здоровья не исчерпывается отмеченными характеристиками. В ходе развития общества культура здоровья наряду с другими социальными явлениями непрерывно расширяют границы своего влияния на жизнь людей.

Физическое и духовное совершенствование личности, полнокровная и активная человеческая жизнь, здоровье, здоровый образ жизни, дух соперничества, уважения и сопереживания – вот те человеческие ценности, которые заложены в основе культуры здоровья.

Специалистам, работающим в области физической культуры, необходимо в первую очередь самим осознать все богатство этих социальных явлений, и в последующем вносить в общественное сознание философское, а не утилитарное понимание, которое на сегодняшний день еще господствует в современном обществе. И только таким путем действительно можно поднять авторитет и престиж занятий физической культурой, добиться подлинной массовости физкультурного движения в нашем обществе.

Основная задача духовного воспитания заключается в том, чтобы дать человеку правильное представление о наивысшем в данных конкретно-исторических условиях уровне сознания, выработать у него устойчивую потребность в соответствии с этим представлением. Необходимо отметить, что сегодня многие, занимаясь физическим и духовным воспитанием, не только понимают необходимость сознательного применения различных видов укрепления физического и психического здоровья, но и в той или иной мере используют их. Однако далеко не все понимают важную роль регулярных занятий при овладении духовными ценностями ради духовного совершенствования и самосовершенствования. Поэтому, телесное совершенствование и здоровье, с одной стороны, и формирование духовного здоровья – с другой, не только должны исключать, но и дополнять друг друга.

Таким образом, проблему формирования культуры здоровья можно плодотворно решать только на основе идеи единства и взаимообусловленности социального и биологического, духовного и телесного начал. Телесная культура в отличие от других сфер культуры соединяет эти компоненты в человеке в единое целое и является сферой их гармонизации, областью ценностно-ориентированного разрешения постоянно воспроизводимых противоречий между ними.

Еще с древности нам известна истина: «Здоровый дух в здоровом теле», в которой подчеркивается именно таким порядком слов приоритетность здоровья духовного, которому сопутствует и здоровье физическое; другими словами – если человек культурен в широком смысле этого понятия, духовен, то и за своим физическим здоровьем он не сможет не следить. Но в практику нашего современного сознания эта древняя мудрость пришла в искаженном, перевернутом виде, что и сказалось на некоторых концептуальных просчетах. В современности она звучит, как «в здоровом теле – здоровый дух», а значит, телесное как бы ставится, выпячивается на первый план, являясь гарантом того, что телесное здоровье может служить залогом духовного здоровья, что, как мы тому имеем множество свидетельств совсем не так.

В заключении отметим, что для современного этапа развития общества характерно возрастание роли духовных ценностей в обеспечении полноценного физического развития и здоровья человека, освещение их «функции» как посредников восхождения человека из ниже – в выше организованные макросферы своего бытия; а также их атрибута как необходимого условия достижения человеком самореализации своего духовного потенциала. В современном обществе цель духовного воспитания должна состоять в том, чтобы дать человеку верное представление о наивысшем в данных конкретно-исторических условиях типе сознания, выработать у него устойчивую потребность в соответствии с этим представлением. Формирование культуры здоровья можно плодотворно решать только на основе идеи диалектического единства и взаимообусловленности социального и биологического, духовного и телесного начал.

Список литературы:

1.Ахвердова О.А., Магин В.А. К исследованию феномена «культура здоровья» в области профессионального физкультурного образования. // Теория и практика физической культуры. 2002, № 9. С. 5-7.

2.Быховская И.М. Образование и культура здоровья // Дети России образованы и здоровы Материалы IIIВсероссийской научно-практической конференции г. Москва, 28-29 октября 2005 г. М.: 2005. С. 28-32.

3.Ирхин В.Н. Теоретические основы построения школы здоровья в контексте гуманистической парадигмы образования и воспитания // Проблемы образования и воспитания в контексте гуманистической парадигмы педагогики (конец XIX в. - 90-е гг. XX в.): Монография: В 2-х т. // Под ред. З.И. Равкина. М., 2000. С. 139 - 172.

4.Лубышева Л.И. Физическая и спортивная культура: теоретический взгляд и технологические решения // Дети России образованы и здоровы Материалы III Всероссийской научно-практической конференции г. Москва, 28-29 октября 2005 г. М.: 2005. С. 38-42.

5.Трещева О.Л. К вопросу системного обоснования индивидуального здоровья и его компонентов // Здоровье и образование: Матер. Международного конгресса валеологов. СПб, 1999. С. 176-177.

– это неотъемлемая часть общечеловеческой культуры, мультидисциплинарная отрасль знания, разрабатывающая теоретические и практические задачи гармоничного развития духовных, психических и физических сил человека. По мнению профессора В.Скумина, культуру здоровья следует рассматривать как неотъемлемую составляющую культуры духовно-моральной, культуры труда и отдыха, культуры личности и культуры взаимоотношений. Как любая культура, культура здоровья представляет собой совокупность достижений человечества в таких сферах, как наука, образование и воспитание, идеология, искусство, литература и пр..

— это социальная наследственность, она аккумулирует социально прогрессивную творческую деятельность человечества в сфере здоровья, она определяет систему ценностей и приоритетов человека и общества, социальной группы и народности, нации и человечества.

Здоровье – это культура и традиции, это реальные действия человека, культура, которая создает его образ жизни. Основы здоровья закладываются в наиболее ранние периоды жизни, когда ребенок бессознательно копирует поведение взрослых, в первую очередь родителей. Поэтому обучение здоровью – это культурная инвестиция, которая является культурной ценностью семьи и может передаваться в поколениях.

Как и другие виды культуры, культура здоровья жива, когда она живет в семьях. К сожалению, за последнее столетие произошло значительное уничтожение традиций по сохранению и укреплению здоровья. Но положение не безвыходно, можно научиться культуре здоровья самим. Даже если человек вырос в неблагоприятном окружении. По мнению знаменитого швейцарского педагога-гуманиста Иоганна Генриха Песталоцци человек является «произведением природы» , «произведением общества» , и «произведением самого себя» . Согласно этому, человек в своей жизни переживает в определенной степени три состояния, которые не обязательно сменяют друг друга во времени – естественное состоя­ние, общественное состояние и идеальное состояние, в котором человек полностью становиться самим собой.

Культура – это ежедневные регулярные действия, а не пассивный объем знаний. Знать информацию о культуре здоровья не достаточно, такая культура не исчерпывается знаниями, она характеризуется в первую очередь применением этих знаний на практике в повседневной жизни на протяжении всей жизнедеятельности. — это стремление и умение сделать лучшие достижения мирового опыта своим личным достоянием в кропотливом самосовершенствовании, наградой за которое будет физическое здоровье, ясность ума, полнота чувств и постоянный приток бодрости.

приобретается трудом и должна сформироваться в привычку. Практиче­ская культура здоровья становится результатом «дисциплины привычки к объективной деятельно­сти и общезначимым умениям» .

, как проявление развитой общечеловеческой культуры, включает осознание человеком высокой ценности своего здоровья. Она предусматривает понимание необходимости охраны здоровья и его укрепления как непременного условия успешной самореализации человека.

человека – это, прежде всего, экологическая культура в широком её понимании, опирающаяся на гармонию всех сторон человеческой деятельности и её взаимоотношений с окружающим человека обществом и природой.

Основой воспитания культуры здоровья является формирование активной, деятельной, трудолюбивой и творческой личности, нацеленной на здоровый образ жизни, на успешное саморазвитие и полное раскрытие своих потенциальных возможностей. и здоровый образ жизни являются категориями широкого мировоззренческого преобразующего воздействия на формирование развивающейся личности. Человека, имеющего среднее или высшее образование, но практически не знающего ничего как поддерживать и укреплять свое здоровье, можно считать малокультурным.

Грецию можно считать примером в развитии культуры здоровья, внедряя в жизни страны, настоящий культ здоровья. Древнегреческий историк Геродот писал: «Когда нет здоровья, молчит мудрость, не может расцвести искусство, не играют силы, бесполезно богатство и болен разум» . Признаком низкой культуры считалось иметь излечимые хронические болезни.

Использование тысячелетнего опыта накопленного человечеством по сохранению и укреплению своего здоровья, с учётом научных достижений в профилактике заболеваний, отработанных на практике, позволит жить долго, счастливо и быть здоровыми.

Определение культуры здоровья, уровня здоровья
Культура здоровья - это комплексное понятие, которое включает теоретические знания о факторах, благоприятствующих здоровью, а также грамотное применение в повседневной жизни принципов активной стабилизации здоровья, то есть оздоровления (Разумов А.Н., 1996). Культура здоровья человека отражает его гармоничность и целостность как личности, адекватность взаимодействия с окружающим миром и людьми, а также способность человека к творческому самовыражению и активной жизнедеятельности.

Культура здоровья каждого человека формируется на основании следующих компонентов: когнитивного, эмоционального, волевого и коммуникативного.

Под когнитивным компонентом понимается познавательная деятельность личности. То есть, насколько сам человек понимает «культуру здоровья». Здесь важна информированность человека в отношении физиологических и патологических процессов в организме, а также о влиянии на них различных факторов окружающей среды и образа жизни. В формировании культуры здоровья также имеет значение, насколько человек пополняет знания в этой области. Однако в настоящее время часто встречается вариант несоответствия образа «культуры здоровья» в понимании человека и его поведением. То есть, когда образ жизни человека, его стиль жизни, образ мышления и поведения не соответствуют его представлениям о «правильном, здоровом образе жизни». Вероятнее всего в таком случае недостаточна мотивация человека, то есть осознанное проектирование «правильного образа жизни» и соответствия ему.
Эмоциональный компонент «культуры здоровья» отражает уровень физического и социального благополучия, качество и удовлетворенность жизнью. Другими словами, от того, какие эмоции доминируют у человека, зависит его психологическое здоровье. Оно, в свою очередь, оказывает влияние на физическое состояние человека, а также определяет отношение личности к жизни в целом. Среди факторов, влияющих на эмоциональный фон, могут быть финансовое состояние человека, состояние его здоровья, межличностные отношения, события трудовой деятельности, личные проблемы и т.д. Эмоциональный компонент личности может является основой развития психосоматических расстройств, так как одной из причин их возникновения являются эмоциональные стрессы, вызывающие перестройку нервных и эндокринных механизмов регуляции адаптивных процессов. С другой стороны, положительный эмоциональный настрой благоприятно воздействует на физическое состояние организма. Например, у оптимистов меньше вероятность заболеть сердечно-сосудистыми заболеваниями, выздоравливают они также достоверно быстрее.
Коммуникативность также является важным компонентом культуры здоровья, так как она отражает адекватность взаимодействия человека с другими людьми и с окружающим миром. Коммуникативность зависит от разнообразных факторов: воспитания, опыта личности, а также ее культуры, ценностей, потребностей, интересов, установок, характера, темперамента, привычек, особенностей мышления. Коммуникативность отражает способность человека к самоконтролю и самокоррекции, а также его психологическое здоровье.
Даже обширные теоретические знания в области культуры здоровья недостаточны для формирования правильного поведения человека. Сознательное и активное отношение к сохранению и укреплению своего здоровья требует от человека определенных волевых качеств (самообладания, целеустремленности). Поэтому еще раз необходимоподчеркнуть важность волевого компонента, а также мотивации для формирования высокой культуры здоровья.
Как формируется культура здоровья
Формирование культуры здоровья в современном обществе является сложным интегративным процессом. Однако можно выделить следующиефакторы, оказывающие наибольшее влияние на формирование культуры здоровья человека:

Социальные и культурные;
Педагогические факторы;
Медико-физиологические факторы.
Социально-экономическая среда оказывает наибольшее влияние на формирование культуры в целом, и культуры здоровья в частности. Например, по данным Всемирной Организации Здравоохранения, дети из семей с более низким социальным статусом в среднем занимаются физкультурой меньше, чем из семей с более высоким статусом, кроме того, они получают меньше физической нагрузки вне школы (Питание и здоровье в Европе. Региональные публикации ВОЗ, № 96).

Важную роль играют также культурная среда, вероисповедание, общий уровень образования. Например, обследованием физической активности в Англии установлено, что люди, более образованные обычно больше занимаются физическими упражнениями (Allied Dunhar national fitness survey, 1992). Среди людей интеллектуальных профессий в два раза больше тех, кто занимается спортом или имеет другую физическую нагрузку в свободное время, чем среди неквалифицированных рабочих или экономически неактивных людей (Питание и здоровье в Европе, Региональные публикации ВОЗ, № 96). Безработные мужчины и, в некоторой степени, безработные женщины ведут, как правило, менее подвижный образ жизни, чем работающие (Health update 5: physical activity, 1995).

Педагогическое влияние накладывается на образ «культуры здоровья», уже сформированный культурной и социальной средой. Известно, что эффективное образование в области культуры здоровья может привести к изменению образа мысли, правильной оценке и переоценке негативных жизненных ценностей, появлению необходимых навыков и в результате изменить или сформировать не только поведение, но и стиль жизни в целом. Педагогическое влияние оказывается на человека, в основном, в период детства и юношества, то есть в образовательных учреждениях. Здесь важными факторами являются здоровьесберегающая инфраструктура учреждения, комплексный подход к формированию и сохранению здоровья в организации воспитательно-образовательного процесса. Важным механизмом формирования культуры здоровья будет влияние на когнитивный компонент и мотивацию учащегося. Когнитивный компонент означает информированность учащегося в области культуры здоровья (физиология и анатомия человека, понятие здоровья, факторы, влияющие на здоровье человека и т.д.). В учебных учреждениях должно большое внимание уделяться мотивации воспитанников на здоровый образ жизни. То есть, должна вырабатываться сознательная потребность в собственных взглядах и убеждениях на отсутствие вредных привычек, жизненную и когнитивную активность.

В настоящее время педагогический фактор усиливается влиянием средств массовой информации (телевидения, радио, Интернета и т.д.). Многие стереотипы вырабатываются именно этими источниками информации, и степень доверия молодежи им иногда выше, чем учебным учреждениям, родителям и т.д.

К медико-физиологическим факторам, оказывающим влияние на формирование культуры здоровья, относятся уже существующие у человека режим двигательной активности, режим дня, оздоровительные мероприятия, организацию физического воспитания, средства и методы воспитания, то есть, опыт человека в области культуры здоровья и его привычки.
Важно еще раз подчеркнуть, что культуру здоровья необходимо формировать в детском возрасте, а затем укреплять в течение всей жизни. Кроме того, человек должен систематические воплощать теоретические знания в повседневной жизни с целью стабилизации своего здоровья, то есть оздоровления.

Определение понятия оздоровления
Проблема культуры здоровья стала подниматься современным обществом сравнительно недавно. Причиной этому может служить, например, в Западных странах - возрастание веса болезней, связанных с образом жизни человека. В России острота проблемы выражается в прогрессирующем уменьшении численности населения, в основном за счет снижения рождаемости. Однако большой вклад вносит и смертность трудоспособного населения, вследствие снижения резервных возможностей социально-психологических и физиологических механизмов адаптации. В такой ситуации становится очевидной необходимость изменения подхода к здравоохранению, смены паталогоцентрической модели здравоохранения (в центре внимания которой находится больной) на здоровьецентрическую модель (в центре внимания - здоровый). Таким образом, необходимо выбирать тактику, направленную не только на лечение болезней, но и, в большей степени, на их профилактику, то есть - оздоровление.

Под оздоровлением в этом случае понимается повышение функциональных резервов и адаптивных возможностей человека для предупреждения заболеваний и улучшения качества жизни у лиц, ослабленных в результате действия неблагоприятных факторов среды и деятельности, или имеющих функциональные (преморбидные) расстройства здоровья (Разумов А.Н., 1996).
Именно на таком фундаменте возникла концепция «Сохранения здоровья здоровых» в ее основе лежит не просто пофилактика болезней, сколько охрана и восстановление здоровья человека, особенно здорового. Возникновение этой концепции обусловило даже развитие новой отрасли здравоохранения - восстановительной медицины.

В настоящее время под восстановительной медициной понимается система научных знаний и практической деятельности, направленных на восстановление функциональных резервов человека, сниженных в результате неблагоприятного воздействия факторов среды и деятельности или в результате болезни на этапах ремиссии (Разумов А.Н., Ромашин О.В., 2002).
Таким образом, приоритет отдается сохранению и восстановлению здоровья здоровых или практически здоровых людей и реабилитации больных и инвалидов, то есть оздоровлению человека. В восстановительной медицине используются как современные методики оздоровления, так и традиционные, которые применялись человечеством на протяжении тысячелетий.

Отличия оздоровления от лечения
Важно подчеркнуть, что оздоровление направлено именно на предотвращение заболеваний, тогда как современная медицина все еще ориентирована на терапевтическую тактику.
Лечение (терапия) - это комплекс мероприятий, направленных на восстановление уже утерянного здоровья. Если лечение (исцеление) есть «восстановление утраченной целостности», то оздоровление следует рассматривать как систематическое обеспечение этой целостности. Человек нуждается в лечении, в случае, когда произошел «срыв адаптации». Оздоровительные же методики направлены на увеличение адаптационных резервов организма и, тем самым, отменяют необходимость в лечебных мероприятиях, либо снижают вероятность потребности в них.

Историческая эволюция оздоровления

Период становления. Понятие об оздоровлении не является статическим, напротив, оно постоянно изменяется и развивается. На заре человеческого развития понятия об оздоровлении, как таковом, не было. Это объясняется тем, что человек жил в тесной взаимосвязи с природой и подвергался ее воздействию. На человека воздействовали факторы окружающей среды, что постоянно поддерживало адаптационные механизмы. Кроме того, первобытный человек из поколения в поколение вырабатывал способы, формирующие и поддерживающие адаптационные механизмы. Эти способы не являлись специальными мероприятиями, а были неотъемлемой частью образа жизни. Они были закреплены на уровне родовых обычаев, религиозных обрядов и ритуалов. Например, уровень физической активности и подготовки у народов крайнего Севера закреплен в традиционных играх и состязаниях. Важно отметить, что в таких обрядах закреплялись только жизненно необходимые навыки и умения, в данном случае - военные и промысловые. В этот период понятия здоровья и болезни также не выделялись. Но наличие крепкого здоровья подразумевалось как нечто обязательное для человека, его нормальное состояние, к которому необходимо стремиться. Например, эталоном «идеального человека» у северных народов являлся герой-богатырь, обладавший большой силой, владевший в совершенстве оружием; у древних славян «идеал человека» сравнивался с «дубом», он должен был обладать такой же жизнестойкостью и крепостью. Важно также отметить, что стремление к такому «идеалу человека» закладывалось еще в системе образования, оно впитывалось с детства и закреплялось на протяжении всей жизни в обрядах и ритуалах.

Античность. В эпоху античности уже оформилось понятие здоровья, которое означало внутреннюю согласованность, гармонию всех элементов человеческой природы. Оздоровление также не являлось отдельной системой. Человек, заботящийся о своем здоровье (физическом, психическом, духовном, а также социальном) должен был вести умеренных образ жизни, быть уравновешенным и постоянно самосовершенствоваться. Ответственность за сохранение здоровья возлагалась на самого человека. С целью оздоровления применялись очистительные ритуалы как телесные, так и духовные (катартика), философия и «работа над собой». Культура здоровья закладывалась также на этапе образования, которое было построено на принципах гармонии, например сочетание гимнастики и музыки.

В восточных философских системах под оздоровлением в большей мере понимаются различные духовные практики, где системы физических упражнений были лишь начальным этапом работы с сознанием. На оздоровление, опять таки, не выделялось как система, оно не было целью воинских, ни духовных школ. Оздоровительный эффект мог достигаться автоматически, когда человек ступал на путь занятий йогой, у-шу, дзен и т.д.

Оздоровление в современном обществе. Необходимость в выделении оздоровления как системы возникла, на наш взгляд, тогда, когда цивилизация пошла по пути отрыва человека от природы. Мощь человека, вооружившегося современной техникой, противопоставившего себя природе, обернулась против него самого. Техногенная революция привела к тому, что образ жизни современного человека радикально изменился, по сравнению с его предками. Однако, генетическая информация (геном) человека не подвержен столь быстрым изменениям, как окружающая среда. Организм человека оказывается неприспособленным к современному образу и темпам жизни, отсюда берут истоки «эпидемии современности»: метаболический синдром, ожирение, атеросклероз, гипертоническая болезнь, СД II типа. Именно поэтому современный человек нуждается в специальных оздоровительных мероприятиях, или применении систем оздоровления. Оздоровительные системы, таким образом, должны воздействовать на все компоненты здоровья человека:

Душевное состояние;
физическое состояние;
социальное здоровье (опосредованно через душевное и физическое здоровье).
Оздоровление как образ жизни
Таким образом, становится очевидным, что оздоровление современного человека возможно только благодаря изменению его образа жизни. Нельзя, конечно отрицать огромное влияние на состояние здоровья людей таких внешних факторов, как окружающая среда, культурная среда, состояние службы здравоохранения и т.д. Но ведущая роль среди множества этих факторов принадлежит все же образу жизни, совокупное влияние которого на здоровье достигает в среднем 50 проц. (Данные официального сайта WHO).

Целью здорового образа жизни, по мнению ВОЗ, является уменьшение риска развития серьезных заболеваний или преждевременной смерти. Хотя понятие здоровья не сводится только к предотвращению болезней, и другими его компонентами являются психическое и социальное благополучие, но физическое здоровье помогает наслаждаться в большей мере и большими аспектами жизни.

Основными факторами образа жизни, влияющими на здоровье человека, являются:

Физическая активность,
питание,
также вредные привычки,
стресс.
1) Физическая активность. По данным ВОЗ (Active living. WHO, 1997), физическая активность способствует физическому, психическому и социальному здоровью и улучшает качество жизни людей всех возрастов. Физическую активность следует рассматривать как непременный элемент профилактики хронических болезней, а также основу здорового образа жизни. Так, по сравнению с людьми, ведущими малоподвижный образ жизни, у физически активных людей (Vuori I.M., 1995):

На 50 проц. ниже риск умереть от ИБС и инсульта;
на 30 проц. ниже риск гипертензии, на 30-50 проц. - перелома бедра;
на 40-50 проц. ниже риск развития рака ободочной кишки, на 20-60 проц. - СД II типа;
на 50 проц. ниже вероятность стать тучными;
на 25-50 проц. ниже угроза развития функциональных ограничений в более поздний период жизни;
на 50 проц. медленнее уменьшение аэробной емкости (которое происходит с возрастом), благодаря чему выигрывается 20 лет самостоятельной жизни.
2) Питание. В «Докладе о состоянии здравоохранения в мире 2000» Всемирной Организации Здравоохранения приведены данные о вкладе питания в развитие заболеваний. Так, на долю плохого питания приходится 4,6 проц. от общего числа потерянных лет здоровой жизни (DALYs). В 2000 году было потеряно 136 млн. лет здоровой жизни, при этом важнейшие пищевые факторы явились причиной потери более 56 млн. лет здоровой жизни, а в потере еще 52 млн. лет определенную роль играли другие факторы, связанные с питанием. Полученные данные объясняются тем, что пищевые факторы лежат в основе факторов риска развития гипертонии, увеличения содержание холестерина в крови, избыточной масса тела, ожирения. В настоящее время уже доказана связь пищевых факторов, а особенно наизкого потребления фруктов и овощей, с развитием сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний.

3) Вредные привычки. По данным «Доклада о состоянии здравоохранения в Европе» (2002) важными факторами образа жизни, влияющими на здоровье являются вредные привычки (употребление алкоголя, наркотиков и курение табака). Сообщается, что общее количество смертей, связанных с потреблением табачных изделий, составляет порядка 1,2 млн. (14 проц. от всех смертей). По данным Европейского региона, на потребление спиртных напитков приходится 9 проц. от суммарного бремени болезней, что обуславливает, наряду с другими факторами риска, развитие цирроза печени, гипертонии, болезней сердца, инсульта, панкреатита и злокачественных новообразований глотки, гортани, пищевода, желудка, печени и прямой кишки (Jha Р. & Chaloupka F.J., 2000).

За счет прекращения курения, пересмотра рациона питания и увеличения уровня физической активности можно предупредить, например, не менее 75 проц. ИБС (Stamler J., et al., 1999; Magnus P. & Beaglehole R., 2001).

4) Стресс. Проведенные недавно исследования показывают, что стресс связан с большей склонностью к ИБС (Bjorntorp P., 2001). Следовательно, в понятие здоровый образ жизни должны включаться методы ограничения (ослабления, элиминации) стресса, то есть психотерапевтические системы оздоровления.

Подведем итоги сказанному:

Оздоровительные методики направлены на поддержание состояния здоровья человека, что обеспечивается за счет увеличение функциональных резервов организма.
Любая оздоровительная система является интегративной, так как воздействует на все компоненты здоровья человека: духовный, физический и, опосредованно, на социальное здоровье.
Культура здоровья также комплексное понятие, которое включает знания о факторах, благоприятствующих здоровью, и грамотное применение в жизни принципов оздоровления. Культура здоровья формируется под влиянием культурных, социальных, экономических факторов, но наиболее важное влияние оказывает система образования.
Сохранить и продлить здоровую жизнь возможно только благодаря здоровому образу жизни, который подразумевает рациональные физическую активность и питание, контроль над стрессом, исключени е вредных привычек, а также применение оздоровиткльных методик. При этом выжны систематичность оздоровительных мероприятий, а также мотивация для соблюдения требований здорового образа жизни.



Рассказать друзьям