Объекты социальной работы возникают и формируются объективно, под влиянием социально-экономических условий жизни, но формируются политическими и другими социальными институтами, т.е. являются надстройкой.
Объект – это часть объективной реальности, которая взаимодействует с субъектом.
Рассмотрим содержание понятия объект социальной работы.
Это люди, нуждающиеся в помощи: старики; пенсионеры; инвалиды; тяжелобольные; дети; люди, попавшие в трудную жизненную ситуацию; подростки, оказавшиеся в дурной компании, и др.
Таких в России несколько десятков миллионов. Следует помнить, что каждый из этих десятков миллионов людей со своей индивидуальностью, со своим складом ума и сложной биографией. Это требует от социального работника чувства такта, сострадания, терпеливости, умения понять проблему другого человека.
Таким образом, объектом социальной работы являются все люди. Ученые предлагают следующую классификацию объектов социальной работы:
1. Состояние здоровья не позволяет самостоятельно решать жизненные проблемы.
2. Служба и труд в экстремальных социальных условиях (участники войны, вдовы и матери военнослужащих).
3. Пожилой, пенсионный возраст людей.
4. Девиантное поведение в его различных формах и видах (дети девиантного поведения; дети, испытывающие насилие взрослых; лица, вернувшиеся из мест лишения свободы; в семье употребляют наркотики или алкоголь).
5. Трудное, неблагополучное положение различных категорий семей (дети сироты; многодетные семьи; родители, не достигшие совершеннолетия; конфликтные семьи).
6. Особое положение детей (сиротство, бродяжничество, безнадзорные дети).
7. Бродяжничество, бездомность (без определенного места жительства).
8. Правовое положение лиц, подвергшихся политическим репрессиям.
Субъекты социальной работы – это люди и организации, которые ведут социальную работу и управляют ею.
Главным субъектом социальной работы являются люди, занимающиеся социальной работой профессионально и на общественных началах. Профессиональных работников не так много, в мире их насчитывается примерно 550 тыс. человек. Эти люди имеют дипломы, им официально присвоена специальность «Социальный работник». Основную нагрузку выполняют непрофессиональные работники. В Швеции в трех крупных городах 3,5 тыс. профессиональных работников и 46,5 тыс. непрофессиональных.
Среди социальных работников выделяют организаторов или управленцев и практических социальных работников.
Поэтому субъектами социальной работы могут являться:
1. Организации, учреждения, социальные институты, общества:
– государство с законодательной, исполнительной и судебной властью разного уровня. Это Министерство здравоохранения и социального развития, а также исполнительные органы управления социальной работой (краев, областей, республик, городов);
– различные социальные службы: территориальные центры социальной помощи семье и детям; социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних; социальные приюты для детей и подростков; центры психологической помощи по телефону.
Общественные, благотворительные и другие организации и учреждения:
– профсоюзы, отделения Детского фонда, общества Красного Креста, частные социальные службы.
Негосударственными благотворительными организациями в России являются: Московский Дом милосердия, благотворительные организации «Сопричастность», «Душа человека» (Москва), Ассоциация помощи беженцам (Санкт-Петербург) и др. Благотворительная деятельность осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях».
3. Люди, занимающиеся практической социальной работой профессионально или на общественных началах.
В мире около 500 тыс. профессиональных социальных работников, а занимающихся социальной работой на общественных началах принято считать, когда один социальный работник обслуживает 10-15 человек.
4. Преподаватели, а также те, кто способствует закреплению знаний, умений по социальной работе (практические работники, где проходят студенты практику).
5. Исследователи социальной работы кафедры вузов, лаборатории, аспирантуры.
3.3. Функции социальной работы
диагностическая – постановка социального диагноза; –
прогностическая – прогнозирование и выработка модели социального поведения объектов; –
предупредительно-профилактическая (или социально-терапевтическая) организация социально-бытовой, медицинской, юридической помощи; –
правозащитная – использование законных и правовых норм на оказание помощи, поддержки и защиты населения; –
социально-педагогическая функция – выявление интересов людей в различных видах деятельности; –
социально-медицинская функция – организация работы по профилактике заболеваний, культура питания, планирование семьи, трудотерапия, здоровый образ жизни; –
социально-бытовая функция – оказание помощи людям пожилого возраста, инвалидам, улучшение их жилищных условий и организация нормального быта; –
коммуникативная функция – организация обмена информацией, включение различных инстанций в деятельность социальных служб; –
организационная функция – направление деятельности социальных служб на оказание различных видов помощи и социальных услуг населению.
В качестве объекта социальной работы в ее широкой трактовке выступают все люди, все население. Это объясняется тем, что жизнедеятельность людей, всех слоев и групп населения зависит от тех условий, которые в значительной мере предопределяются уровнем развития общества, состоянием социальной сферы, содержанием социальной политики, возможностями ее реализации.
Вместе с тем население структурировано по различным основаниям. И в нем выделяют таких людей, такие группы и слои, которые оказались в сложно жизненной ситуации, когда они либо вовсе мне могут, либо лишь частично могут разрешить возникшие перед ними социальные и другие проблемы.
Поэтому при рассмотрении данного вопроса надо расширить толкование объекта.
1. Первая группа объектов социальной работы - это группы населения, которые оказались в сложной жизненной ситуации. Когда говорят о практической социальной работе, то в первую очередь имеют в виду оказание помощи, поддержки, социальную защищенность (здоровье, девиантное поведение, пожилой возраст, неблагополучное положение семей и отд категорий гражлан, бехдомность, сиротство и др)
2. Второй важнейшей группой объектов социально работы являются различные сферы жизнедеятельности людей.
. Сфера производства, производственной и социальной инфраструктуры (среда, обстановка, процесс создания материальных благ; отрасли, которые обслуживают данную сферу; население и т.д.).
. Городские, сельские, а также промежуточные формы расселения. Важно учитывать размеры поселений, концентрацию в них населения, уровень развития производственных сил, виды производства, насыщенность объектами культурно-бытового назначения, благоустройство, развитие транспорта, средств связи и т.д.
. Сфера здравоохранения — система, государственных и частных учреждений, проводимые мероприятия по охране здоровья и др.
. Сфера образования, включающая все виды и формы обучения, подготовке и переподготовке кадров, соответствующая инфраструктура.
. Сфера науки (НИИ и лаборатории, учреждения, коллективы, ученые).
. Культурно-досуговая сфера - часть нерабочего времени, используемая на отдых и развлечения.
. Силовые структуры (подразделения осуществляющие защиту государства от внешних враждебных сил и оппозиции внутри страны).
. Пенитенциарная система - это исправительно-трудовые учреждения.
. Социально-этническая среда.
. Сфера бытового обслуживания.
Таким образом, объектом социальной работы выступают специфические сферы жизнедеятельности людей, все люди (при широкой трактовке), отдельные личности и группы, нуждающиеся в постоянной помощи (в узкой трактовке), попавшие в трудную жизненную ситуацию.
Субъекты.
Все функции по оказанию помощи нуждающимся выполняет субъект социальной работы. К субъекту относятся все те люди и организации, которые ведут социальную работу и управляют ею.’Это и государство в целом, осуществляющее социальную политику. Это и благотворительные организации, общества милосердия типа Общества Красного Креста и Красного Полумесяца. Это и общественные организации: Детский фонд им. В. И. Ленина, Российская ассоциация социальных служб. Ассоциация социальных педагогов и социальных работников. Союз офицеров и др.
Но главным субъектом социальной работы являются, разумеется, не организации, не объединения, а люди, занимающиеся социальной работой профессионально или на общественных началах.
Субъект и объект социальной работы.
Будучи деятельностью по оказанию помощи людям в решении их проблем, социальная работа имеет определенную структуру, которая включает в себя, прежде всего, два основных элемента – объект и субъект . Под объектом социальной работы подразумеваются те, кто нуждается в помощи, а под субъектом – те, кто ее оказывает. Иными словами, социальную работу можно рассматривать как взаимодействие между объектом и субъектом, имеющее своим результатом помощь людям в решении встающих перед ними проблем, т. е. улучшение условий их жизни.
Рассмотрим, кто выступает в качестве субъектов и объектов в системе социальной защиты. В качестве специализированных структур, организующих оказание социальной помощи населению, то есть субъектов (S) системы социальной защиты, выступают прежде всего службы и организации Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь различных уровней. Вопросы социальной защиты населения (в широком смысле этого понятия) решают также органы образования, культуры и искусства, здравоохранения, туризма, отдыха, физкультуры и спорта, жилищного и коммунального хозяйств и др. Социальное обслуживание населения осуществляют также общественные организации, благотворительные и другие негосударственные структуры, роль и количество которых заметно выросло.
К субъектам социальной работы на контактном уровне относятся социальные работники, оказывающие помощь определенным группам нуждающихся, или специализирующиеся по определенным направлениям социальной работы. К субъектам можно отнести также членов семьи или группы людей, оказывающих помощь нуждающимся своим непосредственным общением, моральной поддержкой и т.п. Активными участниками социального менеджмента следует считать тех, кто занят исследованием социальных процессов, кто готовит кадры специалистов для социальной работы и др.
Неоднозначность трактовки понятия субъекта социальной сферы обусловлена и неоднозначностью понятия «социальная защита».
Социальная защита в широком смысле - это целенаправленная, сознательно регулируемая на всех уровнях общества система практически осуществляемых социальных, политических, экономических, правовых, психолого-педагогических, медико-экологических, духовных мер. Они обеспечивают нормальные условия и ресурсы для физического, умственного и духовно-нравственного функционирования населения, предотвращения ущемления его прав и свобод.
Социальная защита в узком смысле - деятельность, направленная на защиту отдельных категорий населения, оказавшихся в особо сложной жизненной ситуации. Социальную защиту рассматривают и как защиту от социальных рисков путем содействия человеку со стороны государства в решении различных проблем на протяжении всей его жизни.
Право граждан на социальную защиту гарантировано Конституцией и законодательством Республики Беларусь.
Социальная работа в системе социальной защиты (в узком смысле) направлена, прежде всего, на человека, на личность или на группу людей, оказавшихся в затруднительном положении. С управленческой точки зрения эти личности или социальные образования и выступают в качестве объектов (О) организационно-управленческих воздействий и взаимодействий. К ним можно отнести такие категории людей, как: инвалиды, безработные, одинокие пожилые люди и семьи, состоящие из одиноких пенсионеров; вдовы и матери военнослужащих, погибших на войнах; беженцы, вынужденные переселенцы; лица, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие аварии на Чернобыльской АЭС; лица, вернувшиеся из мест заключения; лица без определенного места жительства.
Это и различные проблемные семьи: семьи, имеющие в составе лиц, злоупотребляющих алкоголем, употребляющих наркотики; семьи с детьми-инвалидами, семьи, имеющие на попечении детей-сирот, семьи с низким уровнем доходов, многодетные семьи, семьи несовершеннолетних родителей, молодые семьи (в том числе студенческие), разводящиеся семьи, семьи с неблагоприятным психологическим микроклиматом, конфликтными отношениями и т.п.; это матери, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком, беременные женщины и кормящие матери; это безнадзорные дети и подростки, дети и подростки, для которых характерно девиантное поведение, дети, испытывающие жестокое обращение и насилие, оказавшиеся в условиях, угрожающих их здоровью и развитию и др.
В последнее время в условиях становления рынка все больше в социальной защите нуждаются женщины, а также молодежь.
Как уже отмечалось, между субъектами и объектами в системе социальной защиты осуществляются постоянные прямые и обратные связи. В самом общем плане процесс управления в социальной сфере рассматривают как процесс воздействия (взаимодействия) управляющей подсистемы – субъекта (S) на управляемую – объект (О) с тем, чтобы достичь желаемого результата, изменить состояние объекта к лучшему. Важно подчеркнуть, что роль объекта не пассивна. В социальных системах взаимосвязь между субъектами и объектами принципиально отличается от взаимосвязей в других системах. Это обусловлено их спецификой: и субъекты и объекты социальной работы - это люди, социальные общности, которым присущи свои закономерности, в том числе активность, самодеятельность.
Из этого вытекают следующие выводы: установки, исходящие от вышестоящих структур, могут выполняться с корректировкой на инициативу (или ее отсутствие) нижестоящих структур. Изучать деятельность как субъекта, так и объекта необходимо в их взаимодействии; успех совершенствования системы социальной защиты зависит от одновременного улучшения деятельности и качеств как субъекта, так и объекта. Скажем, реализация социально-правовой функции социальной службой будет более успешной, если правовые нормы будут хорошо усвоены как S (социальными работниками), так и О (клиентами).
Опыт работы в системе социальной защиты убеждает, что и субъекты и объекты здесь весьма своеобразны, их взаимодействия специфичны. О каких-либо «командах», «прямых установках» на контактном уровне вряд ли может идти речь. Скорее, можно говорить о согласованном взаимовлиянии, основанном не на властных полномочиях, а на признании профессионализма, человеческих качеств социального работника, его заинтересованности в решении проблем клиента.
В социальной сфере особое значение имеет ситуация, когда и субъект и объект со знанием дела определяют цели и пути их достижения, эффективно используют имеющиеся средства и методы, желания и стимулы, действуют синхронно и взаимозаинтересованно. Эти особенности субъекта и объекта социальной работы достаточно полно отражены в содержании базовых характеристик социального работника, в этических принципах социальной работы.
Одним из основных компонентов социальной работы является содержание. Содержание социальной работы непосредственно вытекает из ее функций. В самом общем плане функциями социальной работы являются: информационная, диагностическая, прогностическая, организационная, психолого-педагогическая, оказание практической помощи, управленческая. Рассмотрим их роль в содержании социальной работы.
1. Свою деятельность социальный работник начинает со сбора сведений о своем объекте. Выясняет пол, возраст, состояние здоровья, условия жизни, способность самостоятельно себя обеспечивать всем необходимым для жизни, материальный достаток, семейное, соседское окружение, особенности психики, характера и т.д. Таким образом, занимается информационной работой.
2. Собрав информацию о своих подопечных, социальный работник ставит «диагноз»: оценивает объем и виды необходимой помощи, режим своей деятельности, трудности, которые могут возникнуть при работе, формы, методы деятельности, составляет для себя распорядок рабочего дня, представляет физические и моральные затраты и т. д.
3. Параллельно с «диагнозом» социальный работник выстраивает прогноз своей деятельности: трудно или легко будет ему работать, сможет ли он оказать действенную помощь, с какими официальными и общественными организациями ему придется вступать в деловые контакты, насколько быстро придется удовлетворять нужды клиента и т. д.
4. В зависимости от характера социальной помощи (снятие психологического стресса или оказание социально-бытовой помощи одинокому пожилому человеку, инвалиду и т.д.) строится план работы, определяются ее содержание и вид практической помощи, т.е. социальному работнику приходится заниматься управленческой деятельностью.
Выбор и применение тех или иных средств целиком зависит от характера и особенностей объекта социальной работы (социальной помощи). Например, объект социальной работы – лежачий больной, и другой случай – кормящая мать-одиночка. Наборы средств социальной помощи для этих людей будет существенно различаться.
С понятием средств тесно связано понятие ресурсов. Ресурсы - это источник и арсенал средств и возможностей, к которым можно обращаться по мере необходимости для выполнения какой-либо задачи или совершенствования тех или иных действий, в особенности, когда они носят чрезвычайный характер или осуществляются в критической ситуации. Ресурсы являются необходимой, обязательной и основополагающей частью любой социальной работы, важнейшей составляющей частью реализации социальных технологий оказания социальной помощи и поддержки, организации социальной защиты и предоставления услуг.
Под ресурсами понимается все то, что может быть привлечено и использовано для удовлетворения определенной потребности или решения конкретной проблемы.
Ресурсы в социальной работе рассматриваются с точки зрения их природы, источников и полезности применения. Они могут быть:
Во-первых, внутренними или внешними по отношению к лицу (клиенту или социальному работнику), коллективу или группе;
Во-вторых, официальными (формальными) или неофициальными (неформальными);
В-третьих, реально существующими или потенциальными (скрытыми);
В четвертых, в разной степени управляемыми с точки зрения их использования для достижения определенных целей.
Например, человек может иметь такие внутренние ресурсы, как интеллект, образование, профессия, целеустремленность, воля. Для семьи внутренними ресурсами могут быть денежные сбережения или заработки членов семьи, взаимное уважение, взаимопомощь и забота друг о друге. Внешние ресурсы могут быть материальными, социальными, ресурсами общественных связей, ресурсами членства в различных организациях, банковских структурах и т.д.
Официальные ресурсы могут представлять государственные учреждения, фонды, резервы, неофициальные – бывшие коллеги или родственники.
По своей природе ресурсы бывают материальные, социальные и культурно-духовные.
С позиций граждан общественные ресурсы воспринимаются как финансовые, натуральные, социальные и межличностные ценности, материальные и культурно-духовные .
При таком подходе ресурсы подразделяются: на материальные услуги (сюда включаются производство, магазины, школы, сервисная помощь); средства и формы организационной и духовной поддержки (муниципальные учреждения, социальные службы, общественные организации, церкви, религиозные общины); средства межличностной и внутренней поддержки (неофициальные ресурсы поддержания благосостояния, имеющиеся внутри семей и получаемые от друзей и соседей, взаимопомощь и сплочение для преодоления трудностей).
Ресурсы имеют первостепенное значение для тех граждан и систем, с которыми работают социальные работники и службы.
При этом человек рассматривается социальными работниками как система и комплекс ресурсов, способностей и возможностей, используемых для исполнения жизненных функций и достижения поставленных целей.
Жизненный потенциал человека слагается из внутренних и внешних ресурсов, которые люди применяют, когда перед ними открываются благоприятные возможности или, наоборот, возникает кризисная ситуация и требуются какие-либо действия.
Для социального работника способность влиять на других, определять ход событий, возможность добиться исполнения тех или иных задач зависят от обладания необходимыми ресурсами. В то же время нормальное или ненормальное социальное функционирование человека является реакцией соответственно на гармонию или дисгармонию между внутренними ресурсами и свойствами индивида, с одной стороны, и внешними ресурсами и особенностями жизненных ситуаций - с другой.
В этом случае социальные проблемы и конфликты понимаются как реакция на несбалансированный обмен ресурсами между человеком или группой и окружающей средой.
Службы социального обеспечения, социальной помощи и социального обслуживания как общественные институты в основном и главном занимаются разрешением таких проблем и конфликтов путем перераспределения денежных средств, дополнительных прав, льгот, информации, услуг между нуждающимися в них лицами. При этом возможны два варианта: такие услуги и льготы могут быть дополнены к имуществу или возможностям, которыми человек уже располагает, или возместить отсутствие таких возможностей.
Проблема ресурсов составляет теоретический и организационный перечень многих взглядов на практическую социальную работу. Это находит свое выражение как в научных работах, так и в концептуальных документах и программах по оказанию социальной помощи, где подчеркивается идея и утверждение, что главная задача практической социальной работы заключается в том, чтобы помогать нуждающимся людям находить и использовать необходимые ресурсы для нормальной жизни и деятельности.
Как технологический процесс, использование ресурсов в социальной работе, сопряжено с преодолением многих трудностей и проблем.
Так, необходимые ресурсы могут отсутствовать, быть недостаточными, неизвестными, недоступными, слишком дорогими, могут быть неприемлемыми, нескоординированными, фрагментарными, сопряженными со злоупотреблениями или бесхозяйственностью. Кроме этого, значительная часть усилий социальных работников и служб расходуется на исправление и совершенствование недостаточно хорошо функционирующей системы доведения социальной помощи до клиентов.
При использовании ресурсов социальные работники выступают в роли посредников, контролеров, брокеров, адвокатов и, конечно же, организаторов патронажа. Важнейшая функция социальной работы заключается в том, чтобы создавать связующие звенья между нуждающимися гражданами и социальными структурами, которые могут быть полезны в решении их проблем путем активизации внутренних и привлечения внешних ресурсов.
Для того чтобы выявить и привлечь внешние ресурсы - материальные средства, услуги, финансы , человек должен быть компетентным, то есть обладать знаниями, навыками и целеустремленностью. Между тем, как раз бедным и обездоленным гражданам часто не хватает такой компетенции и навыков в общении, ведении переговоров, владении ситуацией, составлении и оформлении соответствующих документов, договоров, соглашений.
В таких ситуациях социальные работники выполняют важную роль, вовлекая людей в общественные связи и помогая им развивать внутренние ресурсы и собственные возможности, параллельно повышают собственную компетенцию и овладевают необходимыми навыками.
В общей работе по выявлению ресурсов социальным работникам приходится использовать различные формы, методы и способы . Ими могут быть: пропаганда новых идей, создание, более оперативно реагирующих на изменения обстановки программ, проведение компаний и осуществление систем социальных действий, формирование и целенаправленное использование групп влияния и групп по интересам для получения дотаций и изыскания средств на программы социальных услуг.
В этой ситуации социальному работнику нужны определенные аналитические навыки и способности, чтобы выявить и правильно оценить условия, необходимые для решения поставленных задач, реалистично, конструктивно и позитивно изучить вопрос ресурсов, касающийся личности клиента и ситуации в целом, правильно представить себе наличие и доступность внутренних и внешних средств решения проблемы или возможностей их получения.
Необходимы также умения планировать, координировать и контролировать усилия отдельных лиц и коллектива, синхронизировать и сочетать внутренние и внешние ресурсы.
Весьма важно способствовать тому, чтобы клиенты помогали себе, имели возможность рассмотреть свою компетенцию и способности, поверить в собственные силы, научиться самоконтролю и позитивной самооценке, умению управлять собой и своими общественными ролями. По сути своей профессии, социальные работники и действуют в этом направлении: помогают клиентам умножать их возможности и эффективность действий, добиваясь успехов, внутреннего удовлетворения, общественного признания и всеобщего внимания к проблемам нуждающихся.
Использовать комплекс личных и общественных ресурсов – значит привлечь то, что находится вне человека и объединить с заложенным в нем самом. Это также означает налаживание реального участия людей в естественном движении ресурсов в обществе и в конкретной социальной среде, окружающей клиента.
Это и реальный путь достижения идеальной цели социальной работы: освободить клиента от необходимости обращаться за помощью, чтобы он мог самостоятельно разбираться в возникающих проблемах и решать их.
Как отмечалось выше, к ресурсам относится все, что может быть воспринято человеком как необходимое для его благосостояния и формальной жизни. В свете этого, внимание и поддержка являются ресурсами в не меньшей степени, чем жилье или зарплата . Ресурсы смыкаются с социальной терапией и становятся одной из форм самой социальной терапии. В количественном и качественном отношении ресурсы нейтральны, и достаточно подготовленный практик может без труда ими воспользоваться. В реальной жизни, чтобы получить доступ к необходимым ресурсам, приходится иметь дело с теми, кто ими владеет и распоряжается - организациями, отдельными лидерами или группами лиц. Поэтому проблема мобилизации ресурсов упирается не столько в техническое исполнение, сколько в межличностные отношения и действующие правовые нормы.
Усилия по мобилизации ресурсов для помощи нуждающимся предпринимались еще на заре существования социальной работы как профессии. Под мобилизацией понимаются меры, направленные на максимальное удовлетворение потребностей клиентов в тех или иных ресурсах. В структурном и организационном плане мобилизация ресурсов может быть охарактеризована как выявление потенциальных внутренних ресурсов, не используемых должным образом, как изыскание и привлечение внешних ресурсов, которыми клиент или группа еще не воспользовались.
Введение
1 Объекты социальной работы: история и реальность
2 Субъекты социальной работы: степень включенности различных субъектов в практику социальной работы
3 Характер субъектно-объектных отношений в социальной работе
Заключение
Список использованных источников
Введение
Актуальность проблемы . Будучи деятельностью по оказанию помощи людям в решении их проблем, социальная работа имеет определенную структуру, которая включает в себя такие элементы, как объект и субъект. Социальная работа представляет собой многообъектную и многосубъектную деятельность.
Под объектом социальной работы подразумеваются те, кто нуждается в помощи. Объект социальной работы сложен и специфичен. Объектами социальной работы выступают индивид, малая группа, население определенной локализованной территории (полностью или частично). Это общество в единстве и взаимодействии его социальных, экономических, политических и духовных элементов. Это человек во всем богатстве его жизненных проявлений – высшая ценность, конечный критерий и цель общественного развития. Это совокупность отдельных слоев населения и категорий граждан, которые в силу многообразных причин нуждаются в адресной социальной поддержке, социальной защите, социальной диагностике и коррекции, а также в социальной адаптации и реабилитации.
Субъектом называют познающее и действующее существо, противостоящее внешнему миру как объекту познания или преобразования. В качестве субъекта социальной работы рассматривают, как правило, отдельных работников социальных служб, с некоторой долей условности – социальные государственные и негосударственные (конфессиональные, общественных организаций, коммерческие) учреждения: институты, учреждения и органы федеральной власти, а также многочисленных субъектов Российской Федерации, учреждения и органы муниципального управления и местного самоуправления, а также профессиональные органы, должностные лица и работники трудовых коллективов российского общества. Их права, полномочия и функциональные обязанности в области социальной работы официально регламентированы государством, законодательством, распоряжениями и постановлениями исполнительной власти.
Степень разработанности . В настоящее время проблеме объекта и субъекта социальной работы посвящено значительное количество работ. Основу нашего исследования составляют работы В. Афанасьева , Н. Ф. Басова , Л. Г. Гусляковой , И. П. Зайнышева , К. В. Кузьмина И. Курбатова , В. П. Мельника , П. И. Нищеретнего , П. Д. Павленка , А. Н. Панова , М. В. Ромм , Т. А. Ромм , Б. А. Сутырина , С. В. Тетерского , Л. В. Топчего , М. В. Фирсова , Е. И. Холостовой , П. Я. Циткилова и мн. др.
Объект курсовой работы – социальная работа.
Предмет работы – объект и субъект социальной работы.
Цель – анализ специфики объектов и субъектов социальной работы.
Задачи исследования сводятся к следующему:
1. Описать объекты социальной работы: история и реальность.
2. Рассмотреть основные субъекты социальной работы и степень их включенности в практику социальной работы.
3. Выявить характер субъектно-объектных отношений в социальной работе.
Методами нашей работы являются метод анализа научной литературы, журнальных публикаций, документов; метод исторической реконструкции, метод статистического анализа.
Научно-практическая значимость данной курсовой работы состоит в том, что предложенные в ней разработки можно использовать в практической деятельности социального работника.
1. Объекты социальной работы: история и реальность
Отличительной чертой объектов социальной работы является наличие трудной жизненной ситуации:
– инвалидность (нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности);
– неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью (ограничение возможностей передвижения, невозможность выполнять бытовые и гигиенические процедуры);
– сиротство (утрата лицами в возрасте до 18 лет, родителей вследствие смерти);
– безнадзорность (неисполнение родителями своих функций надзора и воспитания ребенка и угроза полного разрыва ребенка и семьи);
– малообеспеченностъ (недостаточность материального ресурса как средства удовлетворения витальных и социальных потребностей);
– безработица (проблема трудоспособных граждан, по тем или иным причинам не участвующих в производственной деятельности, не имеющих работы и заработка (дохода), готовых приступить к работе);
– отсутствие определенного места жительства (фактические отсутствие социально приемлемого жилья, недостаточность материальных возможностей, нарушением человеческого «микромира», что проявляется в скитаниях, бродяжничестве, отсутствии определенных занятий);
– конфликты и жестокое обращение в семье (столкновение супругов, детей и родителей, вызванные трудно разрешимыми противоречиями, связанные с противоборством и острыми эмоциональными переживаниями;
– физическое, психическое (эмоциональное) и сексуальное (половое) насилие;
– одиночество (субъективное состояние показывающее раскол сети отношений и связей внутреннего мира личности) и пр. .
Еще в ветхозаветные времена возникла традиция особого отношения к вдовам и сиротам, притеснение которых со стороны других людей рассматривалось как действие, нарушающее волю Бога и подлежащее, в силу этого, суровому наказанию. Вдовы и сироты были тогда олицетворением беззащитности перед лицом тех трудностей, с которыми сталкивались люди в своей жизни. Традиции особого отношения к ним поддерживалась христианством, которое не только принимало соответствующие решения на своих Вселенских соборах (например, в Халкидоне в 437 г.), но и предпринимало практические действия, направленные на улучшение их положения, т. е. занималось благотворительной деятельностью .
Кроме вдов и сирот, объектами такой деятельности стали считать нищих (особое отношение к которым в России получило название нищелюбия), инвалидов, стариков и другие группы нуждающихся. Общей чертой представителей всех этих групп, которые в настоящее время принято называть социально незащищенными, является то, что – по сравнению с другими людьми – они находятся в наиболее тяжелом положении и не в состоянии сами (т. е. без посторонней помощи) улучшить его .
С. М. Соловьев в отмечал, что в отличие от германцев и литовцев, избавлявшихся от «лишних, слабых и увечных» сородичей, славяне были милостивы к старым и детям. У восточных славян были приняты семейные обычаи поддержки людей пожилого возраста – «старцев». Из преданий известно об опеке над сиротами («приймаки», «мирские дети», «годованцы») и вдовами. До сих пор существует многовековые традиции социальной помощи, например, «помочь» («толока») – обычай согласно которому соседи приглашаются на большую спешную работу, затем работников обильно угощают. Такого рода помощь оказывается вдовам и немощным .
Устав князя Владимира I от 996 г. определил впервые основные категории призреваемых: вдовы, убогие, странники и нищие. Но главным в Уставе князя Владимира I являлось «нищелюбие»: накормить голодного, напоить страждущего и т. п. .
Согласно Стоглавому собору, основными объектами призрения выступали: прокаженные и престарелые; здоровые нищие, которые не могут тем не менее работать (дети-сироты); здоровые взрослые нищие и бродячие .
В период правления Петра I происходит пересмотр основных категорий призреваемых, все изменения имели целью борьбу с профессиональным нищенством. Основными объектами государственной системы призрения выступали: старые и увечные (нетрудоспособные нищие); убогие и юродивые; сироты, незаконнорожденные дети, безнадзорные дети .
В XVIII веке в России была сформирована система государственной социальной помощи в отношении нищих, сирот и убогих. Со второй половины XIX века в качестве объекта призрения стали рассматривать и тех, кто, не являясь «дряхлыми и убогими», в числе которых отдельные лица и семьи, нуждающихся в помощи «от бедности» были отнесены: переселенцы, рабочие, уходивших на отхожие промысли и на поиски сторонних заработков; безработные и неподготовленные к труду, недоимщики по государственным податям, а также крестьяне, не имевшие права на получение кредита в банке .
В начале XX в. появляются новые категории: пострадавшие во время войн (Русско-японская война 1904-1905 г.г., Первая мировая война); малолетние преступники; рабочие и служащие (в 1903 г. был издан Закон «О вознаграждении потерпевших вследствие несчастных случаев рабочих и служащих, а равно членов их семейств, в предприятиях фабрично-заводской, горно-заводской промышленности», согласно которому при увечье или временной потере работоспособности из-за производственной травмы, назначались пенсии и единовременные пособия) .
На рубеже XIX-XX вв. основным объектом государственного и общественного призрения становятся дети, в числе которых: сироты, инвалиды, учащиеся. К началу XX века в России складывается более или менее четкая система объектов социальной работы: сироты, больные дети (слепые, глухонемые, увечные), вдовы, бедные, бездомные, учащиеся, военные, раненые и больные .
Тем самым, в дореволюционный период в России, в числе основных объектов системы социальной работы выступали различные группы населения, прежде всего наиболее бедные его слои.
После революции, одной из основных категорий социального обеспечения стали инвалиды ВОВ, трудящиеся, пенсионеры, инвалиды труда, безнадзорные и беспризорные дети. Конституция СССР, принятая в 1936 г., закрепляла в числе важнейших прав граждан право на материальное обеспечение в старости, а также в случае болезни и потери трудоспособности.
Субъекты социальной работы: сущность, многообразие, уровни.
Субъекты социальной работы, к которым относятся люди, учреждения, организации, социальные институты, призванные решать (и решающие) те или иные задачи, проблемы, стоящие перед объектами социальной работы, можно дифференцировать по разным основаниям, в том числе учитывая составные части социальной работы: практическую деятельность, науку и учебный процесс (учебные дисциплины в области социальной работы).
Субъектами социальной работы являются :
1) прежде всего организации, учреждения, социальные институты общества:
Государство со своими структурами в виде законодательной, исполнительной и судебной властей разного уровня. В этой структуре особую роль играют Министерство труда и социальной защиты, а также исполнительные органы управления социальной работой на региональном уровне (органы социальной защиты областей), городов, местных администраций;
Различные социальные службы (организации): территориальные центры социального обслуживания населения; центры социального обслуживания семьи и детей; социально-педагогические центры и детские социальные приюты для детей, оставшихся без попечения родителей; реабилитационные центры для детей-инвалидов и молодых инвалидов, центры коррекционно-развивающего обучения и реабилитации; центры психолого-педагогической помощи населению; центры экстренной психологической помощи по телефону и др.
Статус социальной организации, т. е. принадлежность ее к тому или иному сектору, не является для нее существенной характеристикой. В одних странах (например, в Англии) она может быть преимущественно государственной, тогда как в других (например, в США) – негосударственной. Что касается Беларуси, то социальная работа в ней считается, прежде всего, делом государства, а негосударственные социальные организации являются скорее исключением, чем правилом;
Администрации государственных предприятий, организаций, учреждений, вузов и т.д. и их подразделения;
2) общественные, благотворительные и другие организации и учреждения: профсоюзы, отделения Детского Фонда «Мы – Детям», общества Красного Креста, частные социальные службы, организации и т.д.
3) люди, занимающиеся практической социальной работой профессионально или на общественных началах . Ведущая роль в осуществлении социальной работы принадлежит не государству и не организациям, занимающимся профессиональной помощью нуждающимся, а социальным работникам, поскольку именно на них лежит непосредственная работа с людьми, которые нуждаются в помощи.
Фактически они являются представителями двух указанных субъектов социальной работы. При этом их можно разделить на две группы: организаторы-управленцы и исполнители, практические социальные работники, оказывающие непосредственную помощь, поддержку, обеспечивающие социальную защиту клиентов, представителей уже рассмотренных нами объектов социальной работы. Социальные работники – это особая группа, поскольку они должны обладать определенными профессиональными и духовно-нравственными качествами.
Являясь представителями одной профессии, понимаемой как помощь людям в решении проблем, с которыми они сталкиваются в своей повседневной жизни, социальные работники могут иметь различные специальности. Наличие этих специальностей, т. е. видов занятий в рамках одной профессии, отражает многообразие проблем, с которыми они имеют дело на практике. В числе таких специальностей следующие: специалист по социальной работе, социальный педагог, педагог-организатор, социальный работник и др. Различаясь должностными обязанностями и квалификационными требованиями, эти специальности образуют иерархию, высшее положение в которой занимает специалист по социальной работе, а низшее – социальный работник.
4)преподаватели, а также те, кто способствует закреплению знаний, навыков, умений: руководители студенческой практики, наставники, практические социальные работники и другие работники, способствующие прохождению практики студентов (слушателей) в различных организациях, учреждениях, предприятиях социальной сферы;
5) исследователи социальной работы. Научные работники анализируют состояние социальной работы, используя различные методы, разрабатывают научные программы, фиксируют существующие и зарождающиеся тенденции в этой области, публикуют научные отчеты, книги, статьи по проблематике социальной работы. Большую роль в этом процессе играют кафедры ведущих вузов страны, лаборатории, научные учреждения, диссертационные советы по защите докторских и кандидатских диссертаций в области социальной проблематики.
В сложной, иерархизированной системе социальной работы принято выделять различные системные уровни, характеризующие ее субъектов.
1. Национальный уровень составляют учреждения, организа-
государства и общества, которые определяют и создают условия для решения жизненно важных проблем клиента в общенациональном масштабе. Этот уровень имеет предельно общие характеристики. В современной Беларуси он представлен подсистемами социальной защиты, дополнительного образования, молодежными программами в лице различных комитетов и министерств на уровне государства.
2. Региональный уровень определяется спецификой региона,
природными, климатическими, экономическими, демографическими и другими показателями. Особенности регионального уровня выражены в приоритетах основных направлений социальной работы. Органами социальной защиты на региональном уровне являются службы занятости
, инспекции труда
и службы социальной защиты
.
Система служб занятости включает : Управление областными службами занятости; Минский городской центр занятости; городские и районные центры занятости населения; центры профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки безработных; центры профессиональной ориентации молодежи.
Система инспекций по труду включает областные и Минское городское управления инспекций труда; межрайонные инспекции труда, областные и Минскую городскую экспертизы условий труда.
Система служб социальной защиты состоит из: Комитетов по труду и социальной защите облисполкомов и Минского горисполкома; городских, районных управлений и отделов по труду, занятости и социальной защите местных исполнительных и распорядительных органов (см. схему ниже); областных и Минского городского Фонда социальной защиты населения; Центров по начислению и выплате пенсий и пособий.
3. Муниципальный уровень отражает, прежде всего, специфику
разделения сфер управления в реализации целей и задач социальной работы на городском уровне (например, взаимоотношения управления социальной защиты и отдела образования в решении проблем опеки и попечительства).
4. Локальный уровень связан с особенностями конкретного микросоциума, его социально-культурного своеобразия.
Региональный, муниципальный и локальный уровни системы социальной работы характеризуются большей степенью вариативности и многообразием типов моделей социальных служб.