Свои люди - сочтемся (1850). Свои люди — сочтёмся

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Олимпиада Самсонова, или просто Липочка – молодая девушка, дочь купца. Она сидит дома с книжкой и предается мечтаниям о том, каким будет ее жених. Липочка непременно хочет выйти за военного, ведь с таким мужем она сможет заниматься любимым занятием – танцами. Девушка вспоминает, что уже полтора года не танцевала, поэтому пускается в пляс, чтобы не потерять навык и не опозориться в будущем.

Пока Липочка вальсирует, в комнату заходит ее мать – Аграфена Кондратьевна. Она недовольна тем, что дочь еще даже не умывалась и ничего не поела. Липочка упрекает матушку в том, что все ее подруги уже давно вышли замуж, а она еще нет. Аграфена Кондратьевна, чтобы успокоить дочь, обещает Липочке подарить сережки, но девушка хочет браслет с изумрудами.

Появляется ключница Фоминишна, которая сообщает, что скоро к ним в дом придет важный гость. Самым долгожданным посетителем является сваха Устинья Наумовна. Липочка с мамой просят сваху, поскорее найти хорошего жениха. Причем Аграфена Кондратьевна хочет выдать дочь за купца, а Олимпиада готова выйти замуж только за человека благородных кровей.

В доме появляется еще один человек – стряпчий Сысой Псоич Рисположенский.

Увидев на столе водку, он спрашивает разрешения выпить одну стопочку. Приходит хозяин дома – Самсон Силыч Большов. Он рассказывает женщинам, что Рисположенский мог бы сейчас работать в суде, но его оттуда уволили. Сысой Псоич оправдывается, что однажды взял одно важное дело домой, чтобы хорошо его изучить, однако по дороге зашел в кабачок, хорошо выпил и оставил его там, а потом его за это и выгнали. Все над ним посмеиваются.

Женщины уходят, а Большов с Сысоем Псоичем начинают обсуждать финансовые дела купца. Большов хочет объявить себя банкротом. Рисположенский предлагает Самсону Силычу записать все имущество, дом и две лавки, на приказчика – Лазаря Елизарыча Подхалюзина.

Через некоторое время появляется и сам приказчик, который рассказывает, как легко можно обмануть покупателей. Лазарь дает Большову газету, из которой становится ясно, что никто не хочет отдавать свои долги, и поэтому столько людей объявляют себя банкротами. Большов договаривается с приказчиком обустроить это дело, после чего мужчины расходятся.

Подхалюзин находит мальчика Тишку и посылает его за рябиновкой. Он намерен споить Сысоя Псоича, чтобы решить одно свое дело. Лазарь влюблен в Липочку и мечтает о том, как они здорово заживут, если поженятся.

Приходит стряпчий, который жалуется, что его одолела бедность. В разгаре застолья Подхалюзин интересуется, сколько Большов пообещал выплатить за решение дела. Приказчик обещает заплатить Сысою Псоичу в два раза больше – две тысячи рублей.

После этого Подхалюзин общается со свахой – он сообщает ей, что знает купца, который влюблен в Олимпиаду Самсонову, но Устинья Наумовна говорит, что уже нашла Липочке жениха. Приказчик предлагает свахе не приводить в дом этого жениха и обещает ей за это две тысячи рублей и соболью шубу.

Домой возвращается Большов, Подхалюзин идет разговаривать с ним и постоянно повторяет, что краше Липочки никого в свете нет. Тогда Большов предлагает влюбленному Похалюзину отдать за него свою дочь.

В доме все готовы встретить жениха, Липочку нарядили, как принцессу, но приходит сваха и сообщает, что он не приедет. Тогда Самсон Силыч объявляет, что нашел достойного кандидата и представляет Липочке нового жениха – приказчика. Олимпиада не хочет выходить замуж за Подхолюзина, но после того, как остается с Лазарем наедине и он рассказывает о том, что ее отец банкрот и делится своими планами на будущее, девушка соглашается.

Липочка выходит замуж за приказчика, все счастливы, а Большов просит молодоженов не забывать про него с супругой и обеспечивать их до старости.

Проходит некоторое время. Липочка с Лазарем живут уже в своем богато обставленном доме, хорошо одеты и рассуждают о том, что нужно купить тысячную коляску, чтобы выезжать в свет. В гости к ним приходит сваха, которая требует у Подхолюзина шубу и деньги, но хозяин дома ее выгоняет.

Приходит Большов, он сидел в яме, говорит, что плохо себя чувствует, и что его могут посадить в тюрьму. Самсон Силыч сообщает Подхалюзину, что придется кредиторам заплатить по двадцать пять копеек за рубль, а не по десять, как он хотел. Подхолюзин говорит, что у него нет денег, Липочка объясняет папе, что не может жить в бедности. Большов уходит ни с чем,

Подхолюзин надевает старый сюртук и хочет отправиться к кредиторам, чтобы поговорить с ними. В это время в дом приходит Рисположенский, который также просит свою долю за сделку, но Лазарь говорит, что никаких обещаний не было, что он никому ничего не должен, и сообщает стряпчему, что они с Липочкой открывают магазин, где будут вести только честную торговлю.

  1. Главная мысль
  2. Краткое содержание
  3. Краткое содержание по действиям
  4. Вывод

Текст для читательского дневника

В пьесе идёт речь о купеческой семье, глава которой так жаден, что хочет скрыть свои богатства. Его капризная дочка выходит за того, на кого он переписывает их имущество. Молодые живут в роскоши, наплевав на родителей. Отца даже должны посадить в долговую яму. Однако обидней ему жестокость «своих» детей.

Главная мысль

Пьеса о жадности и эгоизме. Она учит тому, что воспитывая детей своим плохим примером, то же родители и получают.

Краткое содержание Островский Свои люди сочтемся

Начинается пьеса со скандала между матерью и дочкой. Девушка Липа требует, чтоб ей нашли жениха, ведь ей скучно. Зовут сваху, вот только задание у неё очень сложное: дочке подай жениха благородного, отцу – богатого, маме – обходительного. Стараясь всем угодить, она находит почти идеал, но вот только другой жених «своего» не уступит.

У семьи приказчиком Лазарь Подхалюзин. Он и сам обманывает покупателей, и работников учит. Ему нравится Липа, а ещё больше – красивая жизнь. И приказчик подкупает сваху, чтоб она отменила знакомство с кандидатом в мужья.

Лазарь сам становится женихом, хотя сначала Липа против – слишком уж он прост. Но, пользуясь доверием к нему её отца, играя на его жадности, Подхалюзин убеждает переписать на себя всё их имущество – скрыть богатство. Теперь уж Олимпиада соглашается, боясь нищеты, на «богатого» жениха.

На свадьбе родители просят не обижать их, ведь всё богатство теперь на зяте. Тот бросает фразу, давшую название пьесе. Однако через некоторое время Липа и Лазарь, наслаждаясь роскошью, отказывают родителям в копейке, отец даже в долговую яму должен попасть. Олимпиада смеётся над ними, не боится проклятий, считая, что ей недостаточно досталось от них богатства в юности. Лазарь всё же пробует кредиторов обмануть, надев худший сюртук.

Все герои оказываются жадными обманщиками, но только старшее поколение уже получило «награду» от подобных им детей, а детям, видимо, это только предстоит.

Читать краткое содержание Свои люди сочтемся Островского по действиям

Действие 1

Олимпиада Большова, или как ее ласково называют Липочка, достигла возраста, когда самое время подошло выходить замуж. Эта девушка целыми днями просиживает с книгой, глядя в окно, но мысли ее вовсе не о прочитанном, а о танцах.

Олимпиада предается воспоминаниям о бале, который проходил около полутора лет назад. Сейчас ее печалит тот факт, что она растеряла навыки прекрасного танца. И если бы ей пришлось танцевать сегодня, то вышло бы скверно. Она пытается выполнять разные танцевальные па, но ей это занятие не приносит удовольствия.

В следующем эпизоде Александр Островский показывает читателю еще одну героиню – матушку Липы, которую зовут Аграфена Кондратьевна. Матушка журит Липочку за ранние танцы и за то, что она маковой росинки с утра во рту не держала. В итоге этот разговор перерастает в ссору. Главный укор со стороны доченьки Липочки в том, что маманя до сих пор не подобрала ей подходящую партию.

Далее описана истерика Липочки, а главное, Олимпиада не успокоится до той поры, пока не сосватают ее за доброго молодца. Матушка не может смотреть на слезы дочери и приглашает сваху. Сваху зовут Устинья Наумовна. Она приходит шустро и выпивает с матерью Липы, попутно обсуждая разные события.

Устинья Наумовна сетует, что не представляется возможным подобрать Олимпиаде жениха из-за того, что все они не знают, чего хотят. И, самое главное, мать и отец Липы тоже не могут определиться, какого же молодца надо в мужья их единственной любимой доченьке.

Пока идут толки про жениха, приходит Сысой Псоич Рисположенский. Это мелкий служащий, которого некогда выгнали из суда за злоупотребление алкогольсодержащими напитками. В это же время приходит Большов и вместе с Сысоем Псоичем они обсуждают, как батюшке Липочки улучшить свое финансовое положение.

В итоге Большов принимает решение объявить себя банкротом. Но прежде, все свое имущество он думает оформить на своего приказчика Лазаря Подхалюзина.

Действие 2

Островский Александр Николаевич знакомит читателя с Подхалюзиным, который на этот момент всеми мыслями только об Олимпиаде Большовой. Он ее давно и безнадежно любит. Умом Подхалюзин понимает, что Липа имеет образование и требуется ей хороший женишок, «ровня». У Подхалюзина на этот момент времени есть некоторые сбережения. В итоге Подхалюзин принимает решение идти к Большову и свататься к его дочке.

Подхалюзин находится в хорошем расположении духа и даже отправляет своего слугу за настоечкой на рябине. Примерно в это же время Подхалюзина посещает Рисположенский, который рассказывает о Большове и его щедрой плате за услуги. Подхалюзин понимает, что наступил удобный случай и предлагает вдвое больше, со своей стороны.

После этого разговора появляется сваха Липочки – Устинья, которая ведет разговоры, что трудно найти сейчас невесте благородного жениха. Подхалюзин начинает сваху расспрашивать о том о сём, и в итоге она ему говорит, что выгодную партию для Липочки нашла-таки. Подхалюзин обещает свахе Устиньюшке определенную сумму денег, если она распространит сплетни о том, что купец нищий.

Затем Островский Александр Николаевич описывает эпизод в конторе. Подхалюзин исподволь намекает на женитьбу с Липочкой. Большов не допускает этой мысли. А Липа и Подхалюзин говорят о предстоящей помолвке и говорят о взаимной любви.

Действие 3

Снова Александр Островский переносит действие в дом Липы. Она в этот момент очень нарядна, весела и ждет суженого. Матушка умиляется дочерью. Отец же, наоборот, сдержан и мало эмоционален, как и положено истинному мужчине.

Появляется Устинья – сваха, и говорит о том, что жених медлит, никак сватать идти Липочку не решится. Женщины бурно эмоционируют. Большов принимает решение найти выгодную партию для дочки самостоятельно. Липочка уже собирается уходить к себе в девичью светелку, но отец говорит, что именно в этот момент и появится жених. В этот момент в дом входит Лазарь. Батюшка объявляет женихом Олимпиады Подхалюзина.

Все присутствующие в шоке. Липочка недовольна выбором отца. Она мечтала об образованном женихе. Подхалюзин же для нее – это неподходящая партия. Лазарь же видит, что произошло не совсем то, чего он хотел. Сам Большов непреклонен. Говорит, что своего мужского решения менять не станет. Он велит молодым сесть рядом и перемолвиться словом, а остальных приглашает к столу.

Жена и сваха высказывают Большову недовольство по поводу выбора жениха для Липочки. Он непреклонен в своем решении и менять ничего не будет.

Оставшись наедине с Липой, Лазарь решает выяснить, почему же он попал в ее немилость. Она же ссылается на его необразованность. Он, в свою очередь, признает свою бедность, но при этом подчеркивает, что богатому женишку понадобится богатое приданое невесты и батюшка ее через это может обанкротиться.

После этого разговора Лазарь демонстрирует Олимпиаде официальные бумаги, согласно которым он является хозяином всего «большовского добра». Липа начинает задумываться… Она в итоге решает, что выбор отца даже и «будто ничего».

Далее Липа наблюдает за его речью, понимает, что он не владеет французским. Этот факт ее по какой-то причине угнетает. Лазарь же, стоя на коленях умоляет осчастливить его. Ведь Липочка для него – это вся его жизнь, его счастие… Тогда Олимпиада просит Лазаря увезти ее куда-нибудь подальше из «этого ада».

В итоге молодые играют свадебку. Всем весело и хорошо…. Никто не задумывается о том, а что там, в недалеком будущем?

Действие 4

Островский Александр Николаевич переносит читателя в дом молодых Подхалюзиных. В этом доме все устроено по новому порядку. Лазарь восхищается ужасным произношением на французском свой возлюбленной. Она для него – идеал.

Появляется Устинья. Она приходит к Лазарю Подхалюзину за вознаграждением, но вместо обещанных денег и дорогой шубы, она получает копейки и рванье. Выходя из их дома, сваха кричит, что ославит молодых на всю деревню.

Вдруг Олимпиада в окошко видит отца. Он с маменькой входит в дом молодых и объясняет, что банкрот. Ни дочь, ни зять не хотят помочь родителям.... Из уважаемого человека Большов превратился в посмешище. Его на улицах сопровождают, он не свободен.

Большов взбешен поступком зятя и сожалеет о содеянном. Его тревожит мысль, что он собственными руками, как говорится, выкопал себе яму. Но, как известно, сделанного не вернешь.

Большов снова вынужден просить денег у дочери, а то его в острог посадят и в Сибирь сошлют. Она ему ничего не дает и тогда отец и мать желают молодым и впредь тешить дьявола. В конце своего посещения они проклинают дочку.

Лазарь Подхалюзин растерян после визита тестя и тещи. Он даже хочет ехать хлопотать за долги Большова. Но, в этот момент появляется Рисположенский за долгом. Ему отказано в деньгах, тогда этот человек хочет рассказать всем о документальных и денежных махинациях Лазаря. Лазарь же уверяет почтеннейшую публику, что ему можно верить.

Вывод по рассказу

Пьеса Островского Александра описывает обычную купеческую семью. Отец семейства, Большов, неимоверно скуп и жаден, поэтому хочет скрыть свое хорошее материальное состояние. Он имеет капризную и избалованную дочь по имени Олимпиада. ГОлава семейства настаивает на ее замужестве с Лазарем Подхалюзиным, потому что он стал владельцем его состояния. Молодая семья купается в роскоши, а отец в это время банкрот. Ему очень горько осознать, что собственная единственная дочь жестока и эгоистична.

Островский Александр Николаевич в пьесе «Свои люди - сочтемся» обличает эгоизм и жадность. Классик второй половины 19 века стремится показать читателю, что дети – это зеркало родителей. Поэтому важно обращать внимание, в первую очередь, на себя, когда мы имеем собственных детей. Приходит на ум известная поговорка: «Нечего на зеркало пенять, коли рожа кривая».

  • Краткое содержание Ступеньки Носова

    Маленький мальчик в детском садике обучился счёту, детей научили считать до десяти. И вот Петя радостный идёт из садика домой, его переполняет гордость, что он умеет считать

  • Краткое содержание Катаев Флаг

    В рассказе «Флаг» рассказывается о настоящих мужчинах, мужественных и отважных, которые верно и смело защищают форт во время Второй мировой войны.

  • Краткое содержание Пантелеев На ялике

    Солнечным июльским утром рассказчик ожидал переправы на ялике. Сидя у воды, он радовался погожему дню и старался не думать о бушевавшей неподалеку войне.

  • Пьесу «Свои люди сочтемся» Островский написал в 1849 году. Первоначальными названиями комедии были «Несостоятельный должник» и «Банкрот». Пьеса написана в рамках реализма (художественное направление в русской литературе). В комедии Островский осмеивает купеческое московское общество того времени, обнажая бездуховность и бездушность людей, живущих по законам обмана.

    Главные герои

    Подхалюзин Лазарь Елизарыч – приказчик у Большова, затем муж Липочки. Расчетливый, думающий только о себе, готовый обмануть кого угодно ради собственной выгоды.

    Липочка (Олимпиада Самсоновна) – дочь Большова, в отличие от родителей имела некоторое образование; хотела благородного мужа, стремилась к жизни, похожей на великосветскую.

    Большов Самсон Силыч – купец, отец Липочки; «Коли им что попало в голову, уж ничем не выбьешь оттедова» .

    Другие персонажи

    Аграфена Кондратьевна – жена Большова, мать Липочки.

    Устинья Наумовна – сваха.

    Рисположенский Сысой Псоич – стряпчий.

    Действие первое

    Явление 1

    Липочка сидит с книгой у окна рассуждает о том, какое же приятное занятие танцы. Она обучилась танцам всего за двадцать уроков. Сейчас же переживает, что полтора года не танцевала и может оконфузится перед будущим мужем, пытается вспомнить движения.

    Явление 2

    Аграфена Кондратьевна, увидев, что Липочка танцует, начинает сердиться. Девушка же возмущена, что ей приходится иногда краснеть за «отвратительные понятия» родителей, ведь они «ничему не воспитаны» .

    Липочке никак не могут найти жениха. Она огорчена, что «все подруги с мужьями давно, а я словно сирота какая! Отыскался вот один, так и тому отказали» . Липочка угрожает матери, что назло родителям тайно обвенчается с каким-нибудь гусаром.

    Явления 3 – 5

    К Большовым приходит сваха. Липочка и Аграфена спрашивают, когда уже им жених найдется. Устинья Наумовна отвечает, что с ними «не скоро сообразишь» . Отец просит жениха богатого, мать – «беспременно купца» , чтобы был «жалованный» и «лоб-то крестил бы по-старинному» , а сама Липочка – благородного.

    Явления 6 – 7

    Липочка не хочет, чтобы ее муж был купцом, как отец, потому что у купцов нет амбиций.

    Устинья Наумовна говорит Аграфене Кондратьевне, что отыскала им «брильянтового» жениха, благородного человека, «вельможу» .

    Явления 8 – 10

    Большов обсуждает с Рисположенским свои дела. Большов сильно задолжал кредиторам. Сысой Псоич советует ему заложить или продать лавки, переписать имущество на кого-то из «чужих» , например, на приказчика Большова – Лазаря Елизарыча. Большов соглашается, ведь «он малый с понятием, да и капиталец есть» . Рисположенский говорит, что после того как они заложат дом, напишут «реестрик» по 25 копеек за рубль и пойдут к кредиторам.

    Явление 11

    Подхалюзин приносит «объявления казенные» – многие богатые купцы стали банкротами.

    Явление 12

    Подхалюзин уверяет Большова, что готов ему помочь выйти из трудного положения. Самсон Силыч обещает приказчику долю барыша. Лазарь отвечает, что ему кроме спокойствия Большова ничего не нужно, ведь и так должен за то, что Самсон взял его на работу еще мальчишкой.

    Действие второе

    Явления 1 – 3

    Лазарь размышляет о том, что в случае банкротства Большова ему придется «в проходном ряду пылью торговать» и нужно что-то придумать. Ему в голову приходит, что, хотя Олимпиада Самсоновна и образованная барышня, но без приданного ее теперь никто не возьмет, поэтому стоит посвататься за нее самому.

    Явления 4 – 5

    Рисположенский рассказывает Подхалюзину, что Большов обещал ему за устройство дел тысячу рублей и енотовую шубу. Лазарь обещает две тысячи, но придется немного изменить планы.

    Явления 6 – 7

    Подхалюзин просит Устинью Наумовну отказать жениху, которого она нашла для Олимпиады, – его знакомый купец сильно влюблен в Олимпиаду. Единственная проблема – он неблагородного происхождения. Сваха рассуждает, что и сама Олимпиада не дворянка. Лазарь подтверждает: «Ну вот видите ли – за купцом-то быть ей гораздо пристойное» . Подхалюзин обещает Устинье Наумовне за эту услугу две тысячи рублей и соболью шубу.

    Явления 8 – 10

    Подхалюзин заговаривает с Большовым об Олимпиаде: если женихи узнают, что у семьи долги, «начнут по судам таскать» . Лазарь советует «пристроить до поры до времени Алимпияду Самсоновну за хорошего человека» и рассказывает, что благородный, сватавшийся за Олимпиаду, передумал – видимо, узнал о состоянии дел Большова. Лазарь признается, что любит Олимпиаду. Большов решает, что Подхалюзин хорошая партия, а дочь «за кого велю, за того и пойдет».

    Действие третье

    Явления 1 – 3

    Большов, Аграфена Кондратьевна и наряженная Липочка ожидают обещанного благородного жениха. Однако пришедшая Устинья Наумовна сообщает, что «жених что-то мнется» . Самсон Силыч говорит свахе больше не искать жениха – он сам найдет.

    Явление 4

    Как только к Большовым приходит Лазарь, Самсон Силыч, не медля, сообщает, что Подхалюзин – выбранный им жених. Липочка возмущенного говорит, что не пойдет «за такого противного» . Большов насильно берет дочь за руку. Аграфена просит его опомниться, но он отвечает: «На что ж я и отец, коли не приказывать? Даром, что ли, я ее кормил?» . Липочка возмущена: «Где это видано, чтобы воспитанные барышни выходили за своих работников?» . Большов приказывает ей замолчать: «Велю, так и за дворника выдешь» .

    Подхалюзин уверяет расстроенную Аграфену, что «Вам зятя такого, который бы вас уважал и, значит, старость вашу покоил, – окромя меня, не найтить-с» .

    Явление 5

    Наедине с Подхалюзиным Липочка называет его необразованным дураком и наотрез отказывается выходить за него. Лазарь отвечает, что ни один благородный без приданого ее замуж не возьмет – отец ее банкрот, а дом и лавки переписал на него. Липочка удивлена, откуда Подхалюзин взял деньги, на что тот отвечает: «У нас, слава богу, денег-то побольше, чем у какого благородного». Лазарь обещает Липочке, что она будет дома ходить в шелковых платьях, они заведут орловских лошадей, он же будет ходить во фраке и остриженный по моде.

    Подумав, Липочка просит увезти ее из родительского дома: «Ах, если бы вы знали, Лазарь Елизарыч, какое мне житье здесь! У маменьки семь пятниц на неделе; тятенька как не пьян, так молчит, а как пьян, так прибьет того и гляди. Каково это терпеть абразованной барышне!» .

    Лазарь обещает, что они после свадьбы переедут в свой дом. Липочка же заключает: «Так смотрите же, Лазарь Елизарыч, мы будем жить сами по себе, а они сами по себе. Мы заведем все по моде, а они – как хотят».

    Явления 6 – 8

    Лазарь всем сообщает, что Липочка согласилась выйти за него замуж. Большов объявляет, что дом и лавки будут вместо приданого, еще «из наличного отсчитает»: «Бери все, только нас со старухой корми да кредиторам заплати копеек по десяти». Подхалюзин подытоживает: «Свои люди – сочтемся!» .

    Действие 4

    Явление 1

    Меблированная гостиная в доме Подхалюзина. Олимпиада Самсоновна одета в шелковую блузу последнего фасона, Лазарь в модном сюртуке. Они обсуждают, что нужно купить новую коляску, планируют поехать в Сокольники и в Парк. Олимпиада по просьбе мужа говорит фразу на плохом французском, чем приводит его в восторг.

    Явления 2 – 3

    Пришедшей Устинье Наумовне Олимпида хвастается количеством новых нарядов. Сваха просит у Лазаря обещанных им денег. Подхалюзин дает только сто целковых: «Мало ли что я обещал! Я обещал с Ивана Великого прыгнуть, коли женюсь на Алимпияде Самсоновне,- так и прыгать?». Расстроенная и возмущенная Устинья Наумовна обещает «расславить» их по всей Москве.

    Явление 4

    К Подхалюзину приходит Аграфена Кондратьевна и Большов. Самсон рассказывает, что сидит в долговой яме и ему приходится по улице ходить с солдатом, на него «мальчишки пальцами показывают». Липочка замечает: «Что ж, тятенька, сидят и лучше нас с вами» .

    Большов говорит, что кредиторы просят по 25 копеек за рубль. Лазарь говорит, что это много и он может дать только по 10 – у него нет денег. Большов возмущен, ведь он просит у них «свое же добро» . Олимпиада подтверждает, что больше 10 копеек они дать не могут. Расстроенный Большов говорит, что его могут сослать в Сибирь. Аграфена Кондратьевна начинает ругать Лазаря, но ее прерывает Олимпиада, обвиняя в сварливости: «дня не пройдет, чтоб не облаять кого-нибудь» .

    Расстроенный Большов уходит ни с чем.

    Явление 5

    За деньгами к Лазарю приходит Рисположенский – Подхалюзин дает ему только по 5 целковых, хотя должен еще полторы тысячи. Лазарь считает, что «за мошенничество» ничего не должен. Возмущенный Рисположенский обещает пустить о Подхалюзине дурную славу, упечь в Сибирь.

    Подхалюзин обращается к публике: «Вы ему не верьте, это он, что говорил-с,- это все врет. Ничего этого и не было. Это ему, должно быть, во сне приснилось. А вот мы магазинчик открываем, милости просим! Малого ребенка пришлете – в луковице не обочтем» .

    Заключение

    В комедии «Свои люди – сочтемся» помимо морального оскудения московского купечества, Островский затрагивает тему взаимоотношений отцов и детей, сравнивает старшее и молодое поколения, при этом по нравственным качествам молодежь даже уступает старшим. Купец Самсон Силыч, не интересуясь мнением дочери, пытается провернуть удачную на первый взгляд аферу, выдает ее замуж за своего приказчика. Но Подхалюзин оказался его хорошим учеником не только в деле купеческом, но и в вопросе обманов, поэтому в итоге Большов оказывается ни с чем.

    Тест по пьесе

    Проверьте запоминание краткого содержания тестом:

    Рейтинг пересказа

    Средняя оценка: 4.6 . Всего получено оценок: 215.

    А. Н. ОСТРОВСКИЙ

    СВОИ ЛЮДИ – СОЧТЕМСЯ

    Девятнадцатилетняя купеческая дочь Липочка разговаривает наедине с собой о том, как ей нравится танцевать, но не со студентами: “То ли дело отличаться с военными! И усы, и эполеты, и мундир, а у иных даже шпоры с колокольчиками!”

    В мечтах у нее – наряды, развлечения, блестящие кавалеры.

    Липочка – девушка пустоголовая, да и вальсирует она дурно, хотя и взяла двадцать уроков у местного учителя танцев.

    Маменька бранит Липочку за то, что она вертится-крутится, а Липочка отбивается: “Не очень-то вы, маменька, для меня значительны!”

    Бранятся мать с дочерью. Липочка очень хочет выскочить замуж. Мать желает для нее жениха солидного, а дочери нужен “душка, милашка, капидон”!

    “Капидон” – слово, производное от “Купидон”, божок любви.

    Речь Липочки, ее матери и отца безграмотна до комичности. Они постоянно оскорбляют друг друга. И если Аграфена Кондратьевна питает все-таки животное чувство материнской любви к своей дочери (“Дайка я тебе лоб платочком оботру!”), то Липочка рвется прочь из дома – навстречу свободной жизни, где только наряды и развлечения.

    За купца Липочка не хочет идти, только “за благородного”. И чтоб непременно был брюнет!

    Приходит сваха, выпивает рюмочку, обещает “бралиянтового” жениха.

    А у Самсона Силыча свои проблемы и заботы. Обращается он к стряпчему (мастеру состряпать судебные делишки) Рисположенскому (“говорящая” фамилия – от “напиться до положения риз”), горькому пьянице, чтобы тот помог ему не платить долги, объявить себя банкротом (несостоятельным должником). На самом деле деньги у Большова есть, вот только отдавать он их не хочет.

    Рисположенский советует Большову продать или заложить все его лавки кому-нибудь, кто заслуживает доверия. И потом объявить, что он гол как сокол.

    Извольте, если хотите, получить по двадцати пяти копеек за рубль долгу, а то вовсе останетесь ни с чем!

    Самсон Силыч считает, что он вполне может довериться своему приказчику. Тот клянется в преданности, а на уме имеет только свою выгоду. Не зря фамилия этого ловкого молодого человека Подхалюзин – даже не подхалим, а подхалюза. Да и чего может ждать от него Большов, который взял его в лавку мальчишкой и унижал как мог, считая, что оказывает благодеяние?

    Как же Подхалюзину не урвать свой кусок от сделки?

    Знает он, что Большов купец богатый, только из жадности и даже для развлечения затеял аферу с банкротством.

    Подхалюзин привлекает на свою сторону Рисположенского, посулив ему в два раза больше денег, нежели Большов.

    И еще одна идея осеняет приказчика: а не заключить ли союз с Липочкой? Не жениться ли на ней?

    За сватовство он обещает Устинье Наумовне соболью шубу и две тысячи рублей. Награда просто неимоверная!

    А тому жениху, которого сваха уже нашла для Липочки, нужно просто сказать, что никакого приданого за невестой нет, потому как ее отец – банкрот.

    Устинья, соблазнившись собольей шубой и огромными деньгами, обещает помогать Подхалюзину.

    Большов соглашается отдать Липочку за Подхалюзина: “Мое детище! Хочу – с кашей ем, хочу – масло пахтаю!”

    Липочка разрядилась в ожидании визита жениха. Мать смотрит на нее со слезами умиления, дочь отталкивает ее: “Отстаньте, маменька! Фи! Нельзя одеться поприличнее, вы тотчас расчувствоваетесь…”

    Сваха сообщает, что “бралиянтовый” жених передумал.

    Липочка в отчаянии. Большов объявляет дочери, что жених есть! И приглашает Подхалюзина: “Ползи!”

    Липочка отказывается от такого несуразного брака, но отец ее не слушает.

    Дочь Большова остается с Подхалюзиным наедине. Он показывает ей документы: “Ваш тятенька – банкрут-с!”

    Подхалюзин соблазняет ее перспективами будущей жизни:

    “Вы и дома будете в шелковых платьях ходить-с, а в гости или в театр, окромя бархатных, и надевать не станем-с”.

    И дом обещает купить Лазарь Елизарович, и оформить его с бьющей в глаза роскошью. А если Липочке его борода не нравится, так он изменит внешность так, как жена пожелает.

    А родителям подчиняться не будут, сами заживут!

    Олимпиада Самсоновна соглашается.

    После свадьбы Липочка очень довольна своей жизнью: много у нее новых платьев, хороший дом, муж обещаний не нарушил!

    А вот ни сваха Устинья, ни Рисположенский обещанной награды не получили. Обманул их Подхалюзин.

    Более того, Большов сидит в тюрьме – в “долговой яме”. Подхалюзин и не собирается выплачивать его долги, хоть бы и по двадцати пяти копеек за рубль. Не нужны свежеиспеченным богачам ни отец, ни мать.

    Свои люди, и сочлись по-своему – обманщик обманул обманщика.

    А Подхалюзин открывает магазин и приглашает:

    “Милости просим! Малого ребенка пришлете – в луковице не обочтем”.

    (No Ratings Yet)

    1. В 1820 году Пушкин Был выслан из Санкт-Петербурга в Кишинев за вольнодумство, однако очень болезненно переживал свое вынужденное путешествие. Поэтому друзья поэта, чтобы как-то его развлечь, предложили ему по пути...
    2. Роман М. Булгакова “Мастер и Маргарита” – особое произведение, в котором автору удалось гармонично соединить в единое целое реальность и миф, романтичность и сатирическое описание повседневной жизни, сарказм, иронию и...
    3. Ф. М. ДОСТОЕВСКИЙ БЕДНЫЕ ЛЮДИ Повесть в письмах предваряет эпиграф: Ох уж эти мне сказочники! Нет чтобы написать Что-нибудь полезное, приятное, усладительное, а то Всю подноготную в земле вырывают!.. Вот...
    4. Печорин – Онегин нашего времени. В. Г. Белинский Пушкин и Лермонтов – люди разных судеб и разной эпохи. Пушкин всего на пятнадцать лет старше Лермонтова, срок, казалось бы, маленький, но...
    5. Сходства между Онегиным и Печориным трудно не заметить, как нельзя пройти мимо различий в их характерах. И тот и другой – “лишние люди” своего времени. Еще В. Г. Белинский, сравнивая...
    6. Печально я гляжу на наше поколенье! Его грядущее – иль пусто, иль темно, Меж тем, под бременем познанья И сомненья, В бездействии состарится оно. М. Ю. Лермонтов “Евгений Онегин” Пушкина...
    7. В одной из журнальных статей, посвященной творчеству А. Платонова, мое внимание привлекло следующее замечание критика: “Платонов – удивительно однообразный писатель”. Но, как ни странно, это высказывание прозвучало не для того,...
    8. Каждый человек индивидуален и неповторим – это бесспорное утверждение. Но по разным причинам люди испытывают различные чувства и эмоции. При одной и той же ситуации один будет нервничать, расстраиваться и...
    9. Поэма “Кому на Руси жить хорошо” – вершина творчества Некрасова. Это произведение грандиозное по широте замысла, правдивости, яркости и многообразию типов. Сюжет поэмы близок к народному сказу о поисках счастья...
    10. КЛАССИКА Н. Г. ЧЕРНЫШЕВСКИЙ “НОВЫЕ ЛЮДИ” В РОМАНЕ Н. Г. ЧЕРНЫШЕВСКОГО “ЧТО ДЕЛАТЬ?” Добрые и сильные, честные и умеющие, недавно вы начали возникать между нами, но вас уже немало и...
    11. Личная жизнь Некрасова вызывала осуждение у многих его знакомых. Все дело в том, что начинающий литератор не только влюбился в замужнюю женщину, но и переехал жить в ее дом, деля...
    12. Русская литература 2-й половины XIX века “Настоящий писатель – то же, что древний пророк: он видит яснее, чем обычные люди” (А. П. Чехов). Читая любимые строки русской поэзии. (По произведениям...


    OCR: Камионский К.А., Spellcheck: Дьяченко М.В.
    Александр Николаевич Островский
    Свои люди – сочтемся
    Действующие лица
    Большов Самсон Силыч – купец
    Аграфена Кондратьевна – его жена
    Липочка – их дочь
    Подхалюзин – приказчик
    Устинья Наумовна – сваха
    Фоминишна – ключница
    Рисположенский Сысой Псоич – стряпчий
    Тишка – мальчик

    Действие первое
    Гостиная в доме Большова.

    Явление первое
    Липочка (сидит у окна с книгой) . Какое приятное занятие эти танцы! Ведь уж как хорошо! Что может быть восхитительнее? Приедешь в Собранье али к кому на свадьбу, сидишь, натурально, – вся в цветах, разодета, как игрушка али картинка журнальная, – вдруг подлетает кавалер: «Удостойте счастия, сударыня!» Ну, видишь: если человек с понятием али армейской какой – возьмешь да и прищуришься, отвечаешь: «Извольте, с удовольствием!» Ах! (с жаром) оча-ро-ва-тель-но! Это просто уму непостижимо! (Вздыхает.) Больше всего не люблю я танцевать с студентами да с приказными. То ли дело отличаться с военными! Ах, прелесть! восхищение! И усы, и эполеты, и мундир, а у иных даже шпоры с колокольчиками. Одно убийственно, что сабли нет! И для чего они ее отвязывают? Странно, ей-богу! Сами не понимают, как блеснуть очаровательнее! Ведь посмотрели бы на шпоры, как они звенят, особливо, если улан али полковник какой разрисовывает – чудо! Любоваться – мило-дорого! Ну, а прицепи-ко он еще саблю: просто ничего не увидишь любопытнее, одного грома лучше музыки наслушаешься. Уж какое же есть сравнение: военный или штатский? Военный – уж это сейчас видно: и ловкость, и все, а штатский что? Так какой-то неодушевленный! (Молчание.) Удивляюсь, отчего это многие дамы, поджавши ножки, сидят? Формально нет никакой трудности выучиться! Вот уж я на что совестилась учителя, а в двадцать уроков все решительно поняла. Отчего это не учиться танцевать! Это одно толькое суеверие! Вот маменька, бывало, сердится, что учитель все за коленки хватает. Все это от необразования! Что за важность! Он танцмейстер, а не кто-нибудь другой. (Задумывается.) Воображаю я себе: вдруг за меня посватается военный, вдруг у нас парадный сговор: горят везде свечки, ходят официанты в белых перчатках; я, натурально, в тюлевом либо в газовом платье, тут вдруг заиграют вальс. А ну как я перед ним оконфужусь! Ах, страм какой! Куда тогда деваться-то? Что он подумает? Вот, скажет, дура необразованная! Да нет, как это можно! Однако я вот уж полтора года не танцевала! Попробую-ко теперь на досуге. (Дурно вальсируя.) Раз… два… три… раз… два… три…

    Явление второе
    Липочка и Аграфена Кондратьевна.
    Аграфена Кондратьевна (входя) . Так, так, бесстыдница! Как будто сердце чувствовало: ни свет ни заря, не поемши хлеба божьего, да уж и за пляску тотчас!
    Липочка. Как, маменька, я и чай пила, и ватрушку скушала. Посмотрите-ка, хорошо? Раз, два, три… раз… два…
    Аграфена Кондратьевна (преследуя ее) . Так что ж, что ты скушала? Нужно мне очень смотреть, как ты греховодничаешь!.. Говорю тебе, не вертись!..
    Липочка. Что за грех такой! Нынче все этим развлекаются. – Раз… два…
    Аграфена Кондратьевна. Лучше об стол лбом стучи, да ногами не озорничай! (Бегает за ней.) – Да что ж ты, с чего ж ты взяла не слушаться!
    Липочка. Как не слушаться, кто вам сказал! Не мешайте, дайте кончить, как надобно! Раз… два… три…
    Аграфена Кондратьевна. Долго ль же мне бегать-то за тобой на старости лет! Ух, замучила, варварка! Слышишь, перестань! Отцу пожалуюсь!
    Липочка. Сейчас, сейчас, маменька! Последний кружок! Вас на то и бог создал, чтоб жаловаться. Сами-то вы не очень для меня значительны! Раз, два…
    Аграфена Кондратьевна. Как! ты еще пляшешь, да еще ругаешься! Сию минуту брось! Тебе ж будет хуже: поймаю за юбку, весь хвост оторву.
    Липочка. Ну, да рвите на здоровье! Вам же зашивать придется! Вот и будет! (Садится.) Фу… фу… как упаточилась, словно воз везла! Ух! Дайте, маменька, платочка пот обтереть.
    Аграфена Кондратьевна. Постой, уж я сама оботру! Ишь, уморилась! А ведь и то сказать, будто неволили. Коли уж матери не почитаешь, так стен-то бы посовестилась! Отец, голубчик, через великую силу ноги двигает, а ты тут скачешь, как юла какая!
    Липочка. Подите вы с своими советами! Что ж мне делать, по-вашему! Самой, что ли, хворать прикажете? Вот другой манер, кабы я была докторша! Ух! Что это у вас за отвратительные понятия! Ах! какие вы, маменька, ей-богу! Право, мне иногда краснеть приходится от ваших глупостей!
    Аграфена Кондратьевна. Каково детище-то ненаглядное! Прошу подумать, как она мать-то честит! Ах ты, болтушка бестолковая! Да разве можно такими речами поносить родителей? Да неужто я затем тебя на свет родила, учила да берегла пуще соломинки?
    Липочка. Не вы учили – посторонние; полноте, пожалуйста; вы и сами-то, признаться сказать, ничему не воспитаны. Ну, что ж? Родили вы – я была тогда что? Ребенок, дитя без понятия, не смыслила обращения. А выросла да посмотрела на светский тон, так и вижу, что я гораздо других образованнее. Что ж мне, потакать вашим глупостям! Как же! Есть оказия.
    Аграфена Кондратьевна. Уймись, эй, уймись, бесстыдница! Выведешь ты меня из терпения, прямо к отцу пойду, так в ноги и брякнусь, житья, скажу, нет от дочери, Самсонушко!
    Липочка. Да, вам житья нет! Воображаю. – А мне есть от вас житье? Зачем вы отказали жениху? Чем не бесподобная партия? Чем не капидон? Что вы нашли в нем легковерного?
    Аграфена Кондратьевна. А то и легковерного, что зубоскал! Приехал, ломался, ломался, вертелся, вертелся. Эка невидаль!
    Липочка. Да, много вы знаете! Известно, он благородный человек, так и действует по-деликатному. В ихнем кругу всегда так делают. – Да как еще вы смеете порочить таких людей, которых вы и понятия не знаете? Он ведь не купчишка какой-нибудь. (Шепчет в сторону.) Душка, милашка!
    Аграфена Кондратьевна. Да, хорош душка! Скажите, пожалуйста! Жалко, что не отдали тебя за шута за горохового. Ведь ишь ты, блажь-то какая в тебе; ведь это ты назло матери под нос-то шепчешь.
    Липочка. Видимый резон, что не хотите моего счастия. Вам с тятенькой только кляузы строить да тиранничать.
    Аграфена Кондратьевна. Ну, как ты хочешь, там думай. Господь тебе судья! А никто так не заботится о своем детище, как материнская утроба! Ты вот тут хохришься да разные глупости выколупываешь, а мы с отцом-то денно и нощно заботимся, как бы тебе хорошего человека найти да пристроить тебя поскорее.
    Липочка. Да, легко вам разговаривать, а позвольте спросить, каково мне-то?
    Аграфена Кондратьевна. Разве мне тебя не жаль, ты думаешь? Да что делать-то! Потерпи малость, уж коли много лет ждала. Ведь нельзя же тебе вдруг жениха найти; скоро-то только кошки мышей ловят.
    Липочка. Что мне до ваших кошек! Мне мужа надобно! Что это такое! Срам встречаться с знакомыми, в целой Москве не могли выбрать жениха – все другим да другим. Кого не заденет за живое: все подруги с мужьями давно, а я словно сирота какая! Отыскался вот один, так и тому отказали. Слышите, найдите мне жениха, беспременно найдите!.. Вперед вам говорю, беспременно сыщите, а то для вас же будет хуже: нарочно, вам назло, по секрету заведу обожателя, с гусаром убегу, да и обвенчаемся потихоньку.
    Аграфена Кондратьевна. Что, что, беспутная! Кто вбил в тебя такие скверности! Владыко милосердый, не могу с духом собраться… Ах ты, собачий огрызок! Ну, нечего делать! Видно, придется отца позвать.
    Липочка. Только и ладите, что отца да отца; бойки вы при нем разговаривать-то, а попробуйте-ка сами!
    Аграфена Кондратьевна. Так что же, я дура, по-твоему, что ли? Какие у тебя там гусары, бесстыжий твой нос! Тьфу ты, дьявольское наваждение! Али ты думаешь, что я не властна над тобой приказывать? Говори, бесстыжие твои глаза, с чего у тебя взгляд-то такой завистливый? Что ты прытче матери хочешь быть! У меня ведь недолго, я и на кухню горшки парить пошлю. Ишь ты! Ишь ты! А!.. Ах матушки вы мои! Посконный сарафан сошью да вот на голову тебе и надену! С поросятами тебя, вместо родителей-то, посажу!
    Липочка. Как же! Позволю я над собой командовать! Вот еще новости!
    Аграфена Кондратьевна. Молчи, молчи, тарант Егоровна! Уступи верх матери! Эко семя противное! Словечко пикнешь, так язык ниже пяток пришью. Вот послал господь утешение! Девчонка хабальная! Мальчишка ты, шельмец, и на уме-то у тебя все не женское! Готова, чай, вот на лошадь по-солдатски вскочить!
    Липочка. Вы, я воображаю, приплетете скоро всех будочников. Уж молчали бы лучше, коли не так воспитаны. Все я скверна, а сами-то вы каковы после этого! Что, вам угодно спровадить меня на тот свет прежде времени, извести своими капризами? (Плачет.) Что ж, пожалуй, я уж и так, как муха какая, кашляю. (Плачет.)
    Аграфена Кондратьевна (стоит и смотрит на нее) . Ну, полно, полно!
    Липочка плачет громче и потом рыдает.
    Ну, полно ты, полно! Говорят тебе, перестань! Ну, я виновата, перестань только, я виновата.
    Липочка плачет.
    Липочка! Липа! Ну, будет! Ну, перестань! (Сквозь слезы.) Ну, не сердись ты на меня (плачет) … бабу глупую… неученую… (Плачут обе вместе) . Ну, прости ты меня… сережки куплю.
    Липочка (плача) . На что мне сережки ваши, у меня и так полон туалет. А вы купите браслеты с изумрудами.
    Аграфена Кондратьевна. Куплю, куплю, только ты плакать-то перестань!
    Липочка (сквозь слезы) . Тогда я перестану, как замуж выду. (Плачет.)
    Аграфена Кондратьевна. Выдешь, выдешь, голубчик ты мой! Ну, поцелуй меня!
    Целуются.
    Ну, Христос с тобой! Ну, дай я тебе слезки оботру (Обтирает.) Вот нынче хотела Устинья Наумовна прийти, мы и потолкуем.
    Липочка (голосом, еще не успокоившимся) . Ах! кабы она поскорей пришла!

    Явление третье
    Те же и Фоминишна.
    Фоминишна. Угадайте-ко, матушка Аграфена Кондратьевна, кто к нам изволит жаловать?
    Аграфена Кондратьевна. Не умею сказать. Да что я тебе, бабка-угадка, что ли, Фоминишна?
    Липочка. Отчего ж ты у меня не спросишь, что я, глупее, что ли, вас с маменькой?
    Фоминишна. Уж и не знаю, как сказать; на словах-то ты у нас больно прытка, а на деле-то вот и нет тебя. Просила, просила, не токмо чтобы что такое, подари хоть платок, валяются у тебя вороха два без призрения, так все нет, все чужим да чужим.
    Аграфена Кондратьевна. Вот уж этого, Фоминишна, я до скончания не разберу.
    Липочка. Ишь она! Знать, пивца хлебнула после завтрака, налепила тут чудеса в решете.
    Фоминишна. Вестимо так, что смеяться-то? Каково скончание, Аграфена Кондратьевна, бывает и начало хуже конца.
    Аграфена Кондратьевна. С тобой не разъедешься! Ты коли уж начнешь толковать, так только ушами хлопай. Кто ж такой там пришел-то?
    Липочка. Мужчина али женщина?
    Фоминишна. У тебя все мужчины в глазах-то прыгают. Да где ж это-таки видано, что мужчина ходит в чепчике? Вдовье дело – как следует назвать?
    Липочка. Натурально, незамужняя, вдова.
    Фоминишна. Стало быть, моя правда? И выходит, что женщина!
    Липочка. Эка бестолковая! Да кто женщина-то?
    Фоминишна. То-то вот, умна, да не догадлива: некому другому и быть, как не Устинье Наумовне.
    Липочка. Ах, маменька, как это кстати!
    Аграфена Кондратьевна. Где ж она до сих пор? Веди ее скорей, Фоминишна.
    Фоминишна. Сама в секунду явится: остановилась на дворе – с дворником бранится: не скоро калитку отпер.

    Явление четвертое
    Те же и Устинья Наумовна.
    Устинья Наумовна (входя) . Уф, фа, фа! Что это у вас, серебряные, лестница-то какая крутая: лезешь, лезешь, насилу вползешь.
    Липочка. Ах, да вот и она! Здравствуй, Устинья Наумовна!
    Устинья Наумовна. Не больно спеши! Есть и постарше тебя. Вот с маменькой-то покалякаем прежде. (Целуясь.) Здравствуй, Аграфена Кондратьевна, как встала-ночевала, все ли жива, бралиянтовая?
    Аграфена Кондратьевна. Слава создателю! Живу – хлеб жую; целое утро вот с дочкой балясничала.
    Устинья Наумовна. Чай, об нарядах все. (Целуясь с Липочкой.) Вот и до тебя очередь дошла. Что это ты словно потолстела, изумрудная? Пошли, творец! Чего ж лучше, как не красотой цвести!
    Фоминишна. Тьфу ты, греховодница! Еще сглазишь, пожалуй.
    Липочка. Ах, какой вздор! Это тебе так показалось, Устинья Наумовна. Я все хирею: то колики, то сердце бьется, как маятник; все как словно тебя подмывает али плывешь по морю, так вот и рябит меланхолия в глазах.
    Устинья Наумовна (Фоминишне) . Ну, и с тобой, божья старушка, поцелуемся уж кстати. Правда, на дворе ведь здоровались, серебряная, стало быть и губы трепать нечего.
    Фоминишна. Как знаешь. Известно, мы не хозяева, лыком шитая мелкота, а и в нас тоже душа, а не пар!
    Аграфена Кондратьевна (садясь) . Садись, садись, Устинья Наумовна, что как пушка на колесах стоишь! Поди-ко вели нам, Фоминишна, самоварчик согреть.
    Устинья Наумовна. Пила, пила, жемчужная, провалиться на месте – пила и забежала-то так, на минуточку.
    Аграфена Кондратьевна. Что ж ты, Фоминишна, проклажаешься? Беги, мать моя, проворнее.
    Липочка. Позвольте, маменька, я поскорей сбегаю, видите, какая она неповоротливая.
    Фоминишна. Уж не финти, где не спрашивают! А я, матушка Аграфена Кондратьевна, вот что думаю: не пригожее ли будет подать бальсанцу с селедочкой.
    Аграфена Кондратьевна. Ну, бальсан бальсаном, а самовар самоваром. Аль тебе жалко чужого добра? Да как поспеет, вели сюда принести.
    Фоминишна. Как же уж! Слушаю! (Уходит.)

    Явление пятое
    Те же без Фоминишны.
    Аграфена Кондратьевна. Ну что, новенького нет ли чего, Устинья Наумовна? Ишь, у меня девка-то стосковалась совсем.
    Липочка. И в самом деле, Устинья Наумовна, ты ходишь, ходишь, а толку нет никакого.
    Устинья Наумовна. Да ишь ты, с вами не скоро сообразишь, бралиянтовые. Тятенька-то твой ладит за богатого: мне, говорит, хоть Федот от проходных ворот, лишь бы денежки водились, да приданого поменьше ломил. Маменька-то вот, Аграфена Кондратьевна тоже норовит в свое удовольствие: подавай ты ей беспременно купца, да чтобы был жалованный, да лошадей бы хороших держал, да и лоб-то крестил бы по-старинному. У тебя тоже свое на уме. Как на вас угодишь?

    Явление шестое
    Те же и Фоминишна, входит, ставит на стол водку с закуской.
    Липочка. Не пойду я за купца, ни за что не пойду, – За тем разве я так воспитана: училась и по-французски, и на фортепьянах, и танцевать! Нет, нет! Где хочешь возьми, а достань благородного.
    Аграфена Кондратьевна. Вот ты и толкуй с ней.
    Фоминишна. Да что тебе дались эти благородные? Что в них за особенный скус? Голый на голом, да и христианства-то никакого нет: ни в баню не ходит, ни пирогов по праздникам не печет; а ведь хоть и замужем будешь, а надоест тебе соус-то с подливкой.
    Липочка. Ты, Фоминишна, родилась между мужиков и ноги протянешь мужичкой. Что мне в твоем купце! Какой он может иметь вес? Где у него амбиция? Мочалка-то его, что ли, мне нужна?
    Фоминишна. Не мочалка, а божий волос, сударыня, так-то-с!
    Аграфена Кондратьевна. Ведь и тятенька твой не оболваненный какой, и борода-то тоже не обшарканная, да целуешь же ты его как-нибудь.

    Это ознакомительный отрывок книги. Данная книга защищена авторским правом. Для получения полной версии книги обратитесь к нашему партнеру - распространителю легального контента "ЛитРес".



    Рассказать друзьям