Тайна алтайской принцессы. Месть мумии алтайской принцессы укока - тайны мира

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

В этой статье мы постараемся затронуть тему, о которой немало написано, сказано, снято репортажей и даже фильмов. Мы не будем искать точных и однозначных ответов на множество вопросов, возникающих в связи с этой историей. Наша задача посмотреть на эту историю с другого ракурса, по возможности отвлечённым взглядом и, не вырывая из общего контекста.

2009 год. Голливуд. Чемпионат исполнительских искусств. На сцену выходят один за другим талантливые участники, показывая национальные наряды, исполняя музыку, танцуя. Они раскрывают народный дух и особую энергетику, скрытую за внешним антуражем. Точнее этот антураж — национальные костюмы, народные традиции в исполнении музыки, песни гармонично сочетается с духовной составляющей. 54 страны мира представлены здесь, в том числе 4 региона нашей страны.

Чейнеш Байтушкина — дочь алтайского народа – представляет Республику Алтай. Затаив дыхание, она вышла на сцену в полной тишине. Её наряд воистину необычен. Особенно впечатляет высокий и сложный головной убор и татуировки на плече. Девушка облачена в реконструированный наряд знаменитой Принцессы Укок. Знаменитой для многих, но возможно не для всех присутствующих в этом зале, не для всех членов жюри. Архаичный комус оказался тем дополнением, которое сделало эту картину полной. Жюри не устояло – Республика Алтай в лице Чейнеш получила три золотые медали и звание абсолютного чемпиона мира, победив в номинациях «Инструменталистка оригинального жанра» и «Национальный костюм». Такое необычное продолжение получила история с Укокской Принцессой.

Захоронение Алтайской Принцессы было найдено в 1993 г. на плато Укок. С тех не утихают споры о значимости этого открытия, о статусе самой Принцессы, и вообще — что делать дальше, чем эта история закончится и закончится ли вообще.

Плато Укок

Итак, плато Укок. Первое что стоит сказать. Термин «плато» здесь не совсем верен. Более правильно говорить «плоскогорье». Затерянная на юге Алтая, на стыке четырех государств: России, Монголии, Китая и Казахстана, эта уникальная природная территория одна из самых таинственных и загадочных. Южная граница – грандиозные купола массива Табын-Богдо-Ола, северная – долина реки Джазатор. На востоке хребет Сайлюгем и верховья всё той же реки Джазатор. Джумалинские ключи это собственно восточная граница плоскогорья. Более трудно определить западные границы. Здесь нет единого мнения. Они теряются где-то в верховьях Кара-Алахи и Коксу. Но эта ситуация с неоднозначным определением границ довольно часто встречается. Попробуйте провести четкую границу между Алтаем и Саянами!

Две котловины Калгутинская и Бертекская это сердце Укока. И часто именно их и называют Укоком! Именно здесь сосредоточены основные археологические памятники. Территория этих долин значительно ниже (2200-2400 м) окружающих хребтов (3000-4000 м). Она издревле использовалась для скотоводства, «была жилой». И здесь начинаются версии. По одной из них Укок всегда был местом святым, недосягаемым. Более того сюда привозили людей для захоронения. Это было некоемым кладбищем — акрополем Алтая и не только. В частности это касается скифского времени. Но есть и другие мнения.

Не умоляя особенностей и уникальности Укока, стоит отметить, что на Алтае мест сосредоточения памятников истории не мало и других. Это и Чуйская степь, и долина Чуи, и Пазырыкская долина, и Каракольская и др. Там не меньше, а где-то и больше памятников. Не меньше мест большой концентрации курганов (и др. артефактов) на всей территории Алтае-Саяна. И другое, что часто не укладывается в нашей голове – может ли место святое, сакральное использоваться для жизни, а не только для «смерти». Безусловно, на Алтае есть места, посещение которых у местного населения издревле под запретом. Таково ли плато Укок? В алтайском мировоззрении всегда хорошо уживаются «обыденная» жизнь и сакральные обряды. Более того храмом является как природа, так жилище. Поэтому возможно Укок был тем «небесным пастбищем», о котором мечтали люди. Все равно, что Беловодье для русских. И то и другое предназначено для жизни, но жизни чистой и праведной, жизни в благоденствии.

Кобдинский тракт

Теперь о другом – о труднодоступности Укока. Когда едешь по Чуйскому тракту, то думаешь, что путешествовать по Алтаю всегда было так легко и приятно. Сегодня дороги вполне благоустроены и Чуйский тракт, по сути, соединяет «восток» и «запад» (пусть даже в локальном смысле). Но ему менее 100 лет, а до этого был труднопроходимый Чуйский торговый путь, не доступный не только для колёсного передвижения, но и опасный для движения верхом. На пути стоял топкий Семинский перевал, крутой Чике-Таман, смертельные бомы и переправы на Катуни, а затем и на Чуе. Один из бомов на Катуни – Кор-Кечу – так и переводится «гибельная переправа». Конечно же, Алтай не был тупиком в связях соседствующих регионов. Но передвижения не могли иметь массовый и лёгкий характер. Алтай был некоей «крепостью», где можно было и отсидеться. Здесь «консервировались» идеи, устои, порядки. Но здесь, как показывает история, они и зарождались.

Территория Укока находится на крайнем юге Республики Алтай, но едва ли ни в центре Большого Алтая, хребты которого уходят в Казахстан, Китай и особо глубоко – в Монголию. Сегодня на плоскогорье есть лишь три дороги: через перевал Бугымуиз (Бугумуюс), через перевал Тёплый ключ и через старый перевал Тёплый ключ. Все они идут с севера и весьма сложны. Проехать по ним можно лишь 2-3 месяца в году и то со значительными трудностями. Требуется внедорожники и опытные водители. Другие два пути, через перевал Улан-Даба из Монголии и перевал Укок из Казахстана сегодня закрыты из-за отсутствия пограничных переходов. Но именно они ключевые в той теме, которой мы хотим коснуться.

Монгольским путём раньше пользовались пограничники – так значительно проще добраться до находящихся на Укоке застав. Со стороны Казахстана на Укок поднимались археологи, когда занимались раскопками. Всё это говорится к тому, что этот сквозной путь Монголия-Казахстан был и есть относительно простым для передвижения восток-запад. В свое время он даже получил название Кобдинский тракт. Из монгольского Кобдо (Ховд) путь проходил по территории Укока и далее в Бухтарминский край и Прииртышье. Позднее это был китайский почтовый тракт. А в советское время по этому пути перегоняли скот из Монголии в Семипалатинск, на самый крупный в СССР Семипалатинский мясокомбинат. Кобдинский тракт, существовавший издревле, представлял собой ни что иное, как самую северную ветвь Шёлкового пути. И это была довольно оживлённая «магистраль».

Здесь и возникает вопрос: жили здесь люди или только передвигались и использовали его для захоронений? Многие урочища Укока (такие, как Бертек), покрыты хорошей травой и богаты солончаками, они являются прекрасными зимними пастбищами. Снега на открытой нагорной равнине выпадает не-много, да и тот скоро разносится ветром. Зимовки пастухов стоят по краям долины у северной и южной подошвы горных склонов, где есть защита от ветра и непогоды. Ежегодно на плоскогорье Укок осенью и зимой живут около 20 семей пастухов. Большинство их из Джазатора. И каждая из них имеет десятки и сотни животных — овец, лошадей, коров и яков. Стада пасутся только на своей территории, граница которой проходит по ручью, озеру или скале. Древние скотоводы издавна пасли здесь скот.

Раскопки

Лето 1993 года. Укок. Идут раскопки небольшого кургана. Он разграблен ещё в древности, сильно повреждён позднее при строительстве дороги. Это было захоронение воина кара-кобинца, при котором сохранились два железных ножа, два глиняных сосуда, фрагменты золотой фольги. С ним были погребены три лошади. На этом всё могло бы и закончится, но Наталья Полосьмак, руководившая раскопками проявила интуицию не только в выборе этого кургана, но в том, чтобы копать дальше. А дальше было самое интересное – сруб, мерзлота. А это значило многое. Значило, что нижнее захоронение нетронутое и может стать настоящим открытием. Погребальную камеру вскрывали несколько дней, постепенно растапливая лёд, стараясь не навредить содержимому. На самом дне ямы стояла срубленная из лиственницы погребальная камера, снаружи украшенная кожаными аппликациями, изображающими оленей. За северной стенкой её лежали костяки шести лошадей. Таким количеством ездовых коней мог обладать лишь человек весьма высокого социального статуса.

Перед саркофагом стояли блюдо, на котором лежал кусок мяса с воткнутым в него бронзовым ножом, сосуды из дерева, рога и керамики. Тело Принцессы практически не тронуло тление. Она была высокого роста, одета в поношенную шёлковую рубаху и красно-белую шерстяную юбку, обернутую вокруг бёдер. На поясе висела сумочка с косметическими принадлежностями и серебряное зеркальце в деревянной оправе. На ногах – высокие войлочные сапоги, в ушах – золотые серьги. На её бритой голове под головным убором высотой 90 см был парик из конского волоса. Её руки покрывали искусно выполненные татуировки, а рядом стояла чашка с семенами кориандра.

По множеству свидетельств во время раскопок наблюдались странные природные явления в виде небольшого землетрясения и грома. По странному стечению обстоятельств ни одна из машин из находившихся в распоряжении археологов не оказалась в исправном состоянии. Археологов вместе с находками эвакуировали домой на двух вертолётах. Между Барнаулом и Новосибирском вертолёт, в котором летела Наталья с мумией, совершил аварийную посадку — заглох один из двигателей. До Новосибирска добрались машинами.

Курган

Курган Принцессы довольно скромных размеров – всего 18 м в диаметре. Царские курганы на Алтае достигают 50 м в диаметре и более. На том же Укоке есть не один курган, имеющий размеры значительно больше 18 м. Если же взять в рассмотрение всю территорию Алтае-Саяна, то размеры крупнейших захоронений и вовсе не идут ни в какие сравнения. 120 м – размер крупнейшего скифского кургана на данной территории, находящегося в «Долине царей», в Туве. Об этом можно почитать в статье одного из выпусков интернет-журнала «АРУ-КЕМ» (). Особенностью же кургана Принцессы было то, что это было двойное захоронение. А это встречается не так часто. Нередко в курганы «дозахоранивали» позднее родственников, но это кардинально отличается от нашего случая. Верхнее захоронение было самостоятельным, оно словно скрывало то, что было ниже.

В той же Туве, в той же «Долине царей» в 2002 г. был вскрыт курган Аржан-2, где оказалось не потревоженное захоронение царя и царицы. Такого богатства в скифских курганах Сибири археологи ещё не видели. Даже непонятным стало, каким образом подсчитать золотые изделия. Одежды были покрыты тысячами бляшек из золота, а штаны неисчислимым количеством мелкого золотого бисера. Золотых изделий набралось на 20 кг. Захоронение Принцессы в данном случае выглядит очень скромным. Но, как и подобает особам, приближённым к культу, её одежда и сопровождение имеют, прежде всего, сакральное значение. И шестёрка лошадей золотистой масти и уникальный головной убор. Одежда из тончайшего шёлка, в этих краях материала практически не применявшегося, обрамлена толстым красным поясом. Археологи считают, что такой пояс — знак воина и посвящённого. А найденная в её руках палочка-мешалка из лиственницы — крайне важный ритуальный символ: такие палочки ещё в добуддийские времена считались орудием сотворения мира и вкладывались в руки высших божественных особ. Ну и, конечно же, уникальным являются татуировки и обряд мумификации – об этом ниже.

Уникальный головной убор

Несколько слов об уникальном головном уборе. И снова не поразишь читателя тем, сколько много золота было выделено на его изготовление, дело в другом – в его размерах, сложной конструкции и, безусловно, впечатляющем виде. Головной убор-парик занимал почти треть колоды. Нужно сказать, что в древности именно головной убор и прическа нёс самую значимую информацию о человеке, у каждого племени он имел свою форму, а статус человека внутри племени можно было «прочитать» по его украшениям. Обритую голову пазырыкской женщины покрывал парик, состоящий из войлочной шапочки, на которую наносился специальный пластичный материал. К парику были пришиты деревянные накосники-украшения, их покрывали золотой фольгой. На темени волосы специальным образом собирали в пучок, на который сверху надевали «конус», выполненный из шерстяных ниток красного цвета. Венчал конус деревянный олень, стоящий на шаре, весь покрытый золотой фольгой. Другой покрытый резьбой олень с раздвоенным туловищем и рогами козерога «лежал» на парике перед «конусом». Сзади «конуса» к парику крепилось высокое вертикальное сооружение из войлока в виде прямоугольника с закруглёнными краями (61 см), покрытое чёрной шерстяной тканью, которое, видимо, являлось символом «древа жизни»: у его подножия «паслись» деревянные олени, в верхней части крепились пятнадцать составных деревянных птичек с кожаными крыльями, хвостами и лапками, длинными шеями, как у лебедей. Все фигурки выполнены из кедра и покрыты золотой фольгой. Кроме того, в срубе был найден остроконечный чехол-колпак из войлока длиной 84 см и широкими полями, который в каких-то случаях надевался на сложную прическу.

Мумии

Насколько уникален факт мумификации в мировой культуре и культуре скифов? Мумий в мире найдено множество. Это отдельная и большая тема. Здесь стоит сказать лишь, что существует как естественная мумификация так и ритуальная. Нередко мумия сохраняется благодаря их сочетанию. И это как раз наш случай. У женщины удалены мозг, внутренние органы, ребра и грудина, череп и брюшная полость заполнены веществом наподобие торфа, шерстью овец, лошадиным волосом, корешками, песком и глиной. Другой нюанс — бальзамирование не было какой-то привилегией знати - бальзамировали и рядовых воинов. Кроме сакральных причин, возможно, были и вполне естественные. Бальзамирование умерших было необходимой частью погребального обряда у пазырыкцев. Дело в том, что своих умерших они хоронили всего два раза в год - весной или в начале лета, и осенью, то есть от момента смерти человека до его погребения нередко проходило полгода. Устройство кургана, где создавалась линза мерзлоты – льда законсервировавшего захоронение на тысячи лет – сыграло дополнительную, а возможно и решающую роль в его сохранении.

Мумия Принцессы получила особую известность, но одинока ли она среди археологических открытий скифского мира Сибири? Далеко нет! В алтайских курганах и раньше находили мумий, многие из которых сегодня хранятся в Эрмитаже. Но в советские времена из-за недоступности технологий консервации все они сохранились не так хорошо, – потемнели и высохли. Прежде всего, это относится к открытиям в Больших Пазырыкских курганах. На том плато Укок через 2 года после открытия захоронения Принцессы, в 1995 году на памятнике Верх-Кальджин-ll была найдена мужская мумия с прекрасно сохранившейся прической, татуировкой огромного «скифского» оленя на плече. Воин был похоронен в одежде, с полным набором вооружения и в великолепной шубе-дублёнке, украшенной кожаной аппликацией и широким «хвостом».

Позже было сделано открытие, больше известное как «Бусы Клеопатры». Недалеко от села Манжерок в Республике Алтай, новосибирские археологи обнаружили в кургане скифского периода мумию женщины, на шее которой надеты бусы. По мнению археологов, бусы были изготовлены в Египте в эпоху правления там династии Птолемеев. Такое предположение позволяет сделать оригинальная техника изготовления бус, которая практиковалась в то время египтянами.

В 2008 г. скифский воин был найден в Монгольском Алтае, в неповреждённом могильном кургане, в зоне, близкой к ледниковой. Воин, который был, очевидно, богатым, был укрыт мехами бобра и соболя, а также овчиной. Неповреждённая кожа на его верхней части его тела покрыта татуировками. Но самой поразительной особенностью мумии были волосы: человек оказался ярко-выраженным блондином. Правда, волосы могли пожелтеть уже после смерти. Две лошади с богато украшенными сёдлами и уздечками, оружие, сосуды из глины и рогов животных были помещены в могилу рядом с воином, чтобы сопровождать его в загробную жизнь.

Большинство мумий скифо-сибирского мира находятся высоко в горах, в условиях, где сохраняется мерзлота. И вот совсем недавно, в Рубцовском районе Алтайского края, в одном из Царских курганов памятника «Бугры» обнаружена уникальная мумия скифского периода. В этом случае всех удивлял сохранившийся маникюр на руке женщины. Хорошо сберечься телу женщины, умершей в IV веке до нашей эры, помогла одежда, покрытая медными бляшками, окислы которых способствуют сохранению органического материала. Это одна из немногих, если не единственная из находок мумий, сделанных в Сибири в лесостепной зоне.

Ещё одна мужская мумия была найдена в далёком уже 1969 г. в Хакасии. «Оглахтинский» мужчина принадлежал таштыкской археологической культуре, распространенной в Минусинской котловине около двух тысяч лет назад. На мумии из Хакасии были татуировки. И об этом далее.

Татуировки

Татуировки на мумии из Хакасии были различимы невооружённым взглядом. Но плотные исследования находки не производились, а она, оказавшись в одеждах, сразу миру татуировок не явила! На мумиях из Пазырыкских курганов татуировки были, но едва различимые лишь на одной из них. И тогда на этот факт особого внимания также не обратили. Вопрос о татуировках встал острее после открытия всё той же Принцессы. Несколько татуировок на ней были видны настолько отчётливо, что этот вопрос получил новый стимул для исследования. У Принцессы татуированы обе руки от плеч до кистей. Изображения нанесены также на некоторые фаланги пальцев обеих рук. Рисунки синего цвета хорошо выделялись на белой коже, однако сохранились они только на левой руке, на правой — лишь фрагменты на запястье и большом пальце. На левом плече изображено фантастическое животное — олень с клювом грифа, рогами оленя и козерога – алтайский ушастый грифон. Рога украшены головками грифов; подобная же голова помещена на спине животного, которое показано с «перекрученным» туловищем. Ниже в такой же позе изображён баран с закинутой назад головой; у его ног — сомкнутая пасть пятнистого барса с длинным закрученным хвостом.

Это открытие подтолкнуло учёных к тому, чтобы возобновить исследования татуировок на найденных ранее мумиях. И по счастливой случайности был найден метод их обнаружения на изрядно истлевшей коже. Уже упомянутая мумия из Хакасии была рассмотрена и сфотографирована в отражённых инфракрасных лучах. То же было проделано и с тремя мумиями из Второго и Пятого Пазырыкских курганов. Оказалось, что на всех мумиях имеются татуированные рисунки. Метод работает благодаря саже, входящей в состав использованного для татуировки красителя. На снимках тёмная кожа мумий выглядит совсем светлой, а татуировки выделяются на ней контрастно и чётко. На мумиях, найденных позже на Укоке и Монгольском Алтае, также оказались татуировки. Но всё же, наиболее красивые, таинственные и очевидно наделённые особым сакральным смыслом тату принадлежат Принцессе. Это было ещё одним поводом для разговоров об особом статусе женщины. Хотя точное значение рисунков пока никто не объяснил.

История продолжается

Особый всплеск интереса к Алтайской Принцессе произошёл после землетрясения 2003 г. Тогда местное население обвинило археологов в том, что страшные события не что иное, как последствия раскопок на Укоке. С тех пор и по сей день не утихают споры о том, кем же была эта женщина и том, что её необходимо вернуть в Республику Алтай. И требования вернуть здесь имеют разные «оттенки» — от того что мумию необходимо закопать снова в курган до того, чтобы она была просто в Горно-Алтайске. Мы же не будем вдаваться в эти споры. Более того автор не желает столь тонкие вопросы обсуждать в данной статье. Возможно это вопрос будущих статей.

Каково же фактическое положение дел сегодня? Сейчас мумия в Новосибирске, в музее Института археологии и этнографии Сибирского отделения Академии наук. Работа по её изучению продолжается. Но уже в 2012 г. она должна вернуться в Республику Алтай. На сегодняшний день ведётся реконструкция национального музея в Горно-Алтайске, возводится специальная пристройка, где собственно и будет устроена усыпальница. Здесь будут созданы условия для обеспечения сохранности мумии как культурного и биологического объекта. Деньги выделил «Газпром», который лоббирует постройку газопровода через Укок. Так и не завершившись, одна история тянет за собой следующую.

Мы не коснулись таких вопросов как расовое происхождение Принцессы, её места в алтайских легендах, этических вопросов раскопок, того вопроса — могла ли она вообще быть «принцессой». Последний вопрос особо раздражает учёных, поскольку приписанный прессой статус никак не вписывается в их представления. Но мы не учёные – нам проще. Но самое важное, что такие открытия будоражат общество, поднимают острые и важные вопросы. История продолжается!

Видеоматериалы по теме Укока и Принцессы:




June 8th, 2013

Реконструкция лица женщины (известной как алтайская принцесса) из могильника Ак-Алаха на плато Укок, выполненная Т. С. Балуевой. В действительности эта женщина с очевидными европеоидными чертами не была принцессой, а происходила из среднего слоя знати или шаманского сословия. Изображение с сайта tatforum.info

Принцесса Укока - данное журналистами и жителями Республики Алтай название мумии женщины, обнаруженной в 1993 году археологическим отрядом под руководством Натальи Полосьмак в кургане Ак-Алаха-3 на плато Укок (Республика Алтай). Это одно из самых значимых открытий российской археологии конца XX века. Курган представлял собой полуразрушенный памятник, который еще в древности пытались ограбить. В наше время памятник подвергся разрушению в связи с сооружением пограничных коммуникаций. В ходе раскопок археологи обнаружили, что колода, в которую было помещено тело похороненной, заполнена льдом. Именно поэтому мумия женщины хорошо сохранилась.

Исследования показали, что захоронение относится к периоду пазырыкской культуры Алтая, сделано в 5-3 веках до нашей эры. Исследователи считают, что генетически населявший в то время народ близок к современным селькупам и уйгурам. Она умерла в молодом возрасте (около 25 лет от роду) и принадлежала к средним слоям пазырыкского общества. На теле женщины обнаружены хорошо сохранившиеся татуировки. В кургане также обнаружены вещи, домашняя утварь и т.д. Некоторые жители Горного Алтая после обнаружения мумии стали требовать запрета раскопок на Алтае и перезахоронения мумии. Они заявили, что алтайцы всегда знали место захоронения этой женщины, якобы «принцессы Кадын», и поклонялись ей как прародительнице алтайского народа. Однако при проверке все эти факты не нашли подтверждения.

Анализ ДНК и скелета принцессы показал её индоевропейское происхождение, следовательно она не может быть прародительницей монголоидных алтайцев. Знаки на теле, детали захоронения говорят о принадлежности к жреческим слоям высокого уровня населявших в те времена Центральную Азию скифов.

Давайте узнаем подробнее об этой истории!

В 1993 году археологическая экспедиция новосибирских ученых под руководством кандидата исторических наук Натальи Полосьмак, работавшая на горном плато Укок близ китайской границы, вскрыла три древних захоронения. В двух из них тела погребенных сохранились поразительно хорошо, учитывая то, что с момента их смерти прошло несколько тысячелетий.

В одной было мумифицированное тело молодого мужчины, в другой – мумия «принцессы». По словам директора новосибирского Института археологии и этнографии Анатолия Деревянко, это произошло в силу стечения счастливых для ученых метеорологических обстоятельств. Могилы попали в условия так называемой искусственной вечной мерзлоты. Первый же снег, выпавший на них, превратился следующим летом в лед, но окончательно не растаял ни тогда, ни потом.

Растаял он только в 1993 году, когда студенты-археологи и пограничники с соседней заставы, из любопытства помогавшие ученым в свободное от службы время, помогли раскидать тяжелые камни и вскрыть погребальные срубы.

Если судить по этим могилам, алтайцы того времени (так называемой пазырыкской культуры) копали для своих покойников довольно большую яму. Изнутри укрепляли стенами из бревен, пол выстилали черным войлоком, на который клали ритуальные предметы и самого покойника в гробу, выдолбленном из толстого ствола дерева. На профессиональном сленге археологи называют этот гроб «колодой», а могилу «срубом». Фактически это и был подземный бревенчатый дом-сруб, последнее жилье покойного.

Плоскогорье Укок

Плоскогорье Укок является одним из самых труднодоступных природных объектов на юге Республики Алтай. Монгольское ухэг – буквально удлиненный шкаф, ящик; массивная гора или крупная возвышенность с плоским верхом. По устному свидетельству С.Умурзакова, укок в киргизском употребляется для плосковерхих гор, то есть то есть плоскогорий. В.Сапожников так описывает алтайский Укек: «Снежная гряда Укека с восточного конца начинается плоской, горизонтально усеченной вершиной, наподобие стола; к западу от нее тянется ряд острых вершин, также совершенно белых; между ними видны большие снежные поял и несколько ледников в истоках Аллахи».

По границам плоскогорья проходят государственные границы России, Китая, Монголии и Казахстана. Плоскогорье расположено на высоте 2 200-2 500 м над уровнем моря, над ним в среднем на 500-600 метров возвышаются горные хребты. Максимальная абсолютная отметка горного обрамления плоскогорья - горный узел Табын-Богдо-Ола (Пять священных вершин), наивысшая гора которого - Найрамдал - достигает 4 374 м над уровнем моря. Эта гора является после Белухи второй по высоте вершиной в Сибири. В Табын-Богдо-Ола сходятся границы трёх государств - России, Китая и Монголии. Плоскогорье известно во многом благодаря находке новосибирского археолога Натальи Полосьмак, которая в 1993 году в кургане Ак-Алаха-3 обнаружила хорошо сохранившуюся мумию, получившую название « принцесса Укока ». В последнее время плоскогорье представляет интерес и как место предполагаемого строительства экспортного газопровода «Алтай» из Западной Сибири в Китай.

Мумия среднего класса

Сейчас уже не установить, кто первый назвал выкопанную в 1993 году древнюю алтайку принцессой. Академик Анатолий Деревянко рассказал обозревателю РИА Новости, что сам был удивлен, впервые услышав про принцессу Укока. По его убеждению, эта женщина средних лет была весьма среднего достатка, и на «голубую кровь» тогдашнего алтайского нобилитета никак не тянула. «Она принадлежала в лучшем случае к среднему классу», – для ясности сказал академик.

Мужская и женская мумии оправились в Новосибирск, где ими занялись ученые под руководством Натальи Полосьмак.

В 1997 году Наталья Полосьмак защитила докторскую диссертацию «Пазырыкская культура: Реконструкция мировоззрения и мифологических представлений», где последовательно описала мужской и женский пазырыкские костюмы, войлок, татуировки, особенности бальзамирования, погребальную посуду и роль женщины в пазырыкском обществе.

Только зная это, можно в полной мере оценить дипломатические способности мужа доктора наук Полосьмак – академика Вячеслава Молодина «Действительно, в нашем первом договоре (с правительством РА. – РИА Новости), который был подписан еще в 90-е годы, было прописано, что мы передаем и часть коллекция и мумию в Республику Алтай. Но после ее изучения!», – подчеркнул академик на пресс-конференции в Новосибирске на этой неделе.

Женщина была похоронена в склепе из лиственницы, установленном на дне ямы. Снаружи ее погребальная колода была украшена кожаными аппликациями, изображающими оленей. Крышка колоды была забита медными гвоздями с круглыми шляпками. На дне склепа поверх специально выложенной крупной гальки и камней был постелен черный войлочный полог, сшитый из нескольких кусков. Женщина лежала на войлочной подстилке, с подушкой под головой, на боку в позе спящей и была укрыта меховым покрывалом с аппликациями из золотой фольги в виде растительного орнамента. В ушах «алтайской княжны» были золотые серьги-кольца, вся кисть умершей была покрыта жемчугом. Есть на Земле места подернутые пологом тайны. Про них слагают мифы и легенды, уфологи говорят о аномальных зонах, а народ передает странные и жутковатые истории. В сердце Алтайских гор, за высокими перевалами и реками, на Краю обитаемого мира, расположена Затерянная Земля. Местные жители называют ее «Укок», что звучит как «Слово Неба», и считают, что здесь открываются ворота в высший духовный мир. Мировую известность плато получило после того, как было обнаружено тело похороненной скифской девушки, сохранившееся в ледяной линзе.

Место, с богатыми пастбищами, но очень суровым климатом (снег бывает и в июле месяце) издревле считалось священным. Камни с изображениями почитаемых животных и духов, петролиглифы, оленьи камни — идолы оставленные кочующими племенами, скифами, жившими здесь за 5 веков до н.э, многочисленные курганы, с погребениями знатных воинов, это не полный перечень многочисленных следов могучей энергетики этой земли. Последние исследования аэрофотосъемки привели к новому открытию гиганских рисунков — геоглифов, различимых с большой высоты. Послание ли неведомых жрецов или, знаки для инопланетников, никто сказать не может, земля продолжает хранить свои тайны. Ведь именно здесь по преданиям находятся восточные врата в мифическую Шамбалу, страну богов и героев, страну, куда много веков тому назад ушла прекрасная девушка, в поисках любви. Под сенью священной горы Плато Укок расположено на самом юге Алтая, под священной пятиглавой горой Табын-Богдо-Ола, стоящей на стыке четырех границ, Монголии, Китая, Казахстана и России. Плато огорожено со всех сторон горными хребтами, с двумя перевалами одноименным Укок, ведущим в Казахстан и Теплый Ключ в Россию. На плато берут начало реки Ак-Аллаха и Калгута, дающие начало сибирским Оби и Иртышу.

Грунтовая дорога идущая от Теплого Ключа к перевалу Укок и пересекающая плато с востока на запад, контролируются двумя пограничными заставами — на реке Аргамджи и на реке Ак-Алаха «Челябинская казачья». Неподалеку от которой, и была найдена «скифская принцесса». В последние два десятилетия плоскогорье Укок попало под пристальное внимание СМИ. Все началось в 90-х гг., когда археологи в одном из курганов в ледяной линзе нашли хорошо сохранившуюся мумию молодой девушки, в богатых одеждах и с татуировкой – изображением грифонов — на плече. Версии о том, кем при жизни была юная дева, получившая тут же «титул» Принцессы Укока, выдвигались самые неожиданные и невероятные: от жрицы скифов – до посланницы небес. Что, впрочем, совершенно не мешает алтайцам считать ее своей прародительницей по имени Кыдым и иметь свои планы относительно ее дальнейшего пребывания на Земле. При первой же возможности они закапали бы ее обратно, чтобы успокоить ищущий пристанище дух и таким способом прекратить участившиеся в последнее время на алтайской земле катаклизмы – от землетрясений до монетизации.

Ученые из Новосибирского Академгородка провели большую работу по исследованию найденной древней культуры. Обнаруженные факты просто ошеломляют — найденные захоронения принадлежат скифам, именно об этом говорят учёные. Все детали открытия – и реконструкция внешнего вида людей по черепу, и генетические анализы, и особенности захоронения, характерные только для скифов, и традиционные скифские украшения, предметы быта – все эти мелочи укладываются в единую картину и подтвержают предположение о том, что на территории Алтая издавна, не менее 4 тысячи лет до н.э., проживали народы европейской внешности, то есть скифы, прародители русских. В специальной археологической литературе обитателей Укока иногда называют «пазырыкцами». Это название происходит от названия урочища Пазырык, где ещё в 1929 г впервые были найдены материальные свидетельства существования древней скифской цивилизации, таких же людей, которые жили в Причерноморье.

Находки на Укоке принадлежат этой же материальной культуре, поэтому людей, живших на Пазырыке и Укоке обобщённо называют «пазырыкцами». Но для нас важно, что они скорее относились к русским, чем к алтайцам. Не будем сейчас подробно останавливаться на причинах усиленного навязывания обществу точки зрения об обратном. Скорее всего, дело в том, что сейчас «история» Алтая «пишется» публицистами, краеведами и политиками. Представители национальной науки в этом «процессе» не участвуют, но к их голосу никто не прислушивается. Вряд ли захоронение мумии способно защитить Алтай от отголосков землетрясений, которые происходят на другой стороне земного шара. После обнаружения принцессы Госсобрание Республики Алтай приняло постановление о запрете проведения в Горном Алтае археологических изысканий, а плато Укок было объявлено «зоной покоя».

По ленинскому пути

Причину не отдавать мумию ученые выдвинули вескую. По словам Молодина, сохранность мумии в Новосибирске обеспечивали специалисты из Научно-исследовательского центра биомедицинских технологий Всероссийский НИИ лекарственных и ароматических растений (ВИЛАР) Российской академии сельскохозяйственных наук.

Под крыло сельхознауки эти специалисты попали в 1992 году после развала Лаборатории при мавзолее Ленина и имели бесценный опыт по обращению с главной мумией страны. Раз в два года, по словам Молодина, они приезжали в Новосибирск и обрабатывали «принцессу» одними им известными препаратами, от чего она прекрасно себя чувствовала. В Республике Алтай таких условий для данного объекта научных исследований тогда не могло быть создано, говорит академик.

Тем не менее, горно-алтайские власти требовали ее возврата.

Премиальные от мумии

В 2004 году академику Вячеславу Молодину и доктору исторических наук Наталье Полосьмак была присуждена Государственная премия РФ за «Открытие и исследование уникальных комплексов Пазырской культуры IV-III вв. до н.э. на территории Горного Алтая».

«Государственная премия в новом формате», – мимоходом подчеркнул Вячеслав Молодин на нынешней пресс-конференции в Новосибирске, не уточняя этот формат. А формат, между тем, был замечательный.

Раньше Госпремии в размере 300 тыс рублей присуждались по десяткам номинаций и, как правило, не персонально ученым, а авторским коллективам. В итоге, каждому фактически доставался только значок лауреата и сумма, которой хватало лишь на то, чтобы этот значок как следует обмыть.

В 2004 году впервые были присуждены всего три Государственные премии в области науки и техники по 5 млн рублей (около $180 тыс по курсу) каждая, что было уже сравнимо с деньгами нобелевского лауреата.

Так своеобразно «принцесса Укока» отблагодарила своих исследователей. Чего нельзя было сказать о главе Комитета по культуре РА Владимире Кончеве.

Судя по его официальной биографии на сайте республиканского Минкульта, в 1999 году он оказался на должности художественного руководителя «Алтайской студии мальчиков» детской музыкальной школы № 1 Горно-Алтайска.

Результаты исследований заставляют по-новому взглянуть на вещи, связанные с историей Евразии. Фактически речь идет об открытии высококультурной евразийской цивилизации, которая существенно раздвигает наше представление о древнем мире вообще», — сказал глава РАН, который в понедельник на церемонии в Кремле назвал имена лауреатов Госпремии. Вячеслав Молодин и Наталья Полосьмак открыли и исследовали уникальные комплексы пазырыкской культуры VI-III веков до нашей эры на территории Горного Алтая. На счету археологов — обнаружение скифских мумий, в частности, мумии “принцессы Укока”.

Кстати, самим ученым это название не очень нравится. Вячеслав Молодин даже как-то сказал в интервью нашей газете, что это вовсе не принцесса, обычная женщина, а миф о принцессе раздули журналисты. Открытие интересно тем, что дало возможность многое узнать о предках азиатских и американских народов. В 1998 году ЮНЕСКО приняло решение о внесении плато Укок в список объектов всемирного наследия. Напомним, что одно из самых ярких археологических открытий прошлого века произошло в 1990 году, когда на плато Укок были обнаружены курганы с “замерзшими” могилами древних людей. В захоронениях были найдены многочисленные предметы: лиственничные колоды и ложа, деревянные подушки, вырезанные из кедра украшения, конская амуниция, детали предметов вооружения, одежда, войлочные ковры, посуда, красящие вещества, остатки растений и семян и многое другое. Были также обнаружены хорошо сохранившиеся мумии людей — женщин и мужчин, на плечи и руки которых нанесена великолепная татуировка. Вмёрзшие в лед, они лежали в полном облачении: в меховых шубах, войлочных головных уборах, париках, шерстяных штанах и юбках, войлочных чулках, деревянных и золотых украшениях. Мумии и по сей день считаются наиболее ценными находками сибирских учёных.

Кадровая политика принцессы

В том же 2004 год известность мумии с плато Укок достигла максимума. В сентябре предыдущего 2003 года Горный Алтай потрясли мощные подземные толчки. О первого из них сейсмографы на единственной в республике зашкалили за 8 баллов по шкале Рихтера и сломались. Как потом выяснилось, магнитуда землетрясения была 7,3, что примерно соответствует 10 баллам по 12-бальной шкале Рихтера.

Толчок почувствовали в 1000 км от эпицентра, в новосибирском Академгородке, где ученых тряхнуло с силой до 4 баллов. Жертв, к счастью, не было даже в эпицентре, в Коч-Агачском районе РА.

Однако афтершоки, повторные толчки после главного, продолжались необычно долго. За последующие полгода в Коч-Агачском районе произошло больше трехсот толчков силой свыше 3 баллов и около тысячи послабее. Каждому, даже далекому от эзотерики жителю района стало ясно, что без гнева предков здесь не обошлось. Кто-то вспомнил про потревоженную учеными принцессу с плато Укока, которое находилось всего в 150 км от эпицентра землетрясения.

Весной 2004 года сначала в районе, а затем и в республике начались митинги с требованием вернуть ее тело в родные горы. С большой вероятностью можно предположить, что именно в это время она и получила титул «принцессы». Одно дело, когда гневается дух принцессы, совсем другое – когда скандалит представительница среднего класса.

В апреле 2004 года глава Коч-Агачкой администрации Ауельхан Джаткамбаев собрал подписи своих земляков под требованием вернуть «принцессу» на родину и отправил полпреду президента в Сибирском округе Леониду Драчевскому.

Полпред Драчевский счел ситуацию требующей его личного вмешательства. Прилетев в республику, он пообещал вернуть «принцессу Укока» на родину к 250-летнему юбилею добровольного вхождения Горного Алтая в состав России, который должен был отмечаться в 2006 году. К этому времени в столице республики должны были создать условия для мумии не хуже, чем у Ленина в Москве, не говоря уже о Новосибирске.

Это обещание, а также помощь пострадавшим от землетрясения из федерального бюджета из расчета из расчета 431 тыс рублей на семью сбили накал страстей.

Не прошло и полгода после этого, как Владимир Путин освободил Леонида Драчевского от должности полпреда. Четыре года он побыл зампредом РАО «ЕЭС России» и окончательно выпал из большой российской политики. На сегодня его должность называется – исполнительный директор Фонда поддержки публичной дипломатии имени А.М.Горчакова.

Приют для принцессы Укока в Горном Алтае в обещанном 2006 году никто не построил. Зато в этом году в Минкульт республики вернулся Владимир Кончев, причем уже в ранге министра, и дело сдвинулось с мертвой точки.

Мавзолей «Газпрома»

«Мы реконструировали наш национальный музей, расширили его. Снесли рядом с ним жилой дом, расселив его жильцов. Помещение для мумии спроектировано по типу мавзолея. Сама мумия будет лежать в нише комнаты, а отдельно будет ее муляж, воспроизводящий картину ее погребения, – говорит министр Кончев.

Бюджет строительства, по его словам, составил примерно 750 млн рублей, из которых более 700 млн дал «Газпром». Сейчас все готово к приему «принцессы».

«Сруб и колоду уже перевезли из Новосибирска, саму мумию планируется доставить на вертолете в конце августа, а открытие музея запланировано «ориентировочно на 15 сентября», – сообщил министр.

В новосибирском Академгородке говорят, что расставаться принцессой им «не жалко». Но в тоне явно сквозит раздражение. «Почему-то они даже не вспомнили про вторую мумию, мужскую, которую нашли вместе с «принцессой». Хотя она сохранилась гораздо лучше. Молодой мужчина с рыжей косичкой, весь в татуировке, словно хипстер какой-нибудь», – рассказали в Академгородке.

Хорошо сохранившийся «хипстер Укока»

Ученые ошибаются. Министр культуры Республики Алтай Владимир Кончев помнит и о «хипстере Укока», и о других мумиях, найденных в республике в тридцатые и пятидесятые годы при раскопках пазырыкских курганов, которые хранятся в Эрмитаже, и еще о многом другом, что хранится там же.

Он заявил, что поднимет вопрос о возвращении на родину уникальных сокровищ горно-алтайской культуры. На открытие экспозиции «принцесса Укока» в национальном музей имени А.В. Анохина, по словам министра, приглашены Валентина Матвиенко с комиссией Совета Федерации и директор Эрмитажа Михаил Пиотровский.

«Мы намерены договориться с Эрмитажем о приезде к нам экспозиции с нашими уникальными экспонатами, которые хранятся в Эрмитаже».
На вопрос, будет ли Горный Алтай добиваться возврата из Санкт-Петербурга на родину мумий и других археологических находок в Горном Алтае, министр сказал: «Сначала мы договоримся о приезде экспозиции, а дальше будет видно. Там есть уникальные вещи».

Перспективу возвращения в Горный Алтай части экспонатов обозревателю РИА Новости прокомментировал заместитель директора Эрмитажа Георгий Вилинбахов.

«Я против слова «вернуть». Оно неправильное в данном случае. Нас, бывает, просят «передать» те или иные экспонаты Эрмитажа, – говорит Георгий Вилинбахов.

«Люди не понимают последствий таких передач. В Эрмитаже видна соразмерность того или иного экспоната древнеегипетским, греческим, римским и другим образцам мировой культуры. А если эти экспонаты попадут туда, куда их просят передать, то они приобретут местечковость, – считает Георгий Вилинбахов.

«Готовы ли эти люди к тому, что мы отдадим древнеегипетские мумии Египту, полотна голландских живописцев Голландии, Франции – импрессионистов, и так далее, и Эрмитаж превратится в Русский музей или Третьяковку, а Россия лишится сокровищницы мировой культуры?» – задает риторический вопрос замдиректора Эрмитажа и сам отвечает на него: «Это даже не обсуждается».

Последнее предупреждение принцессы

Свое мнение о происходящем высказала и «принцесса Укока». Недвусмысленный знак она подала, когда министр Кончев в этот вторник собирался на пресс-конференцию в Новосибирск.

«Только выехал из дома в четыре часа, сразу начало трясти. 5,6 балла! Эпицентр в Акташе, это примерно тот регион, где было у нас землетрясение в 2003 году».

Министр предупреждению не внял. «Парадоксальная вещь: буквально на границе Новосибирской области получилась, что нас «боднула» машина. Пришлось вызвать ГАИ», – признался он.

При этом горно-алтайский министр еще не знал всего. В НИЦ биомедицинских технологий ВИЛАР сохранность мумии «принцессы Укока» курировали два специалиста. Сейчас один лежит в больнице, второй уволился, сообщили в институте.

Возвращение принцессы:

В 2012 году “Принцессу Ууока” ждали на аэродроме города Горно-Алтайска дольше, чем предполагали, так как вертолёт, который её доставлял из Новосибирска, задержался на несколько часов из-за нелётной погоды. И вот, наконец, вертолёт приземлился в аэроплрту города Горно-Алтайска. Вертолет встречали представители власти во главе с и. о. председателя правительства Республики Алтай Юрием Антарадоновым и работники музея.

Затем мумию транспортировали на автомобиле медслужбы в Национальный музей имени Анохина, который был недавно отстроен. “Принцессу Укрка” поместили в специальный саркофаг, который сделали для этой цели. Мумия будет храниться в специальных условиях, которые создаст изготовленное в Германии специальное оборудование для поддержания и контроля особого температурного и влажностного режима.


источники
http://ria.ru/analytics/20120803/715845723.html
http://zvercorner.com/?p=9077
http://alacatiantikemlak.com/eb3697c5a68defcc18e2b5cea3a87956

А я вам напомню еще интересные и местами загадочные места России, вот например: или вот Оригинал статьи находится на сайте ИнфоГлаз.рф Ссылка на статью, с которой сделана эта копия -

Было местом пересечения путей многих племён и народов, и это в полной мере подтвердили археологические изыскания. Здесь найдены исторические памятники начиная со средневековья и далее – бронзового, железного веков и ещё далее – включая эпоху палеолита. Многие находки позволили лучше узнать о населяющих Алтай племенах в каменный век, их связях с кочевыми племенами, особенностях культуры и быта народов скифского и гунно-сарматского периодов. Но действительно сенсационную находку, прославившую Укок на весь мир, сделала летом 1993 года молодой новосибирский археолог Наталья Полосьмак.

Экспедиция Новосибирского института археологии и этнографии Сибирского отделения Российской Академии наук к тому времени уже обнаружила много интересных находок, когда Наталью Полосьмак заинтересовал один из курганов, причём уже давно разграбленный.

В кургане обнаружилось погребение воина эпохи раннего железа. Вероятно, воин был не из бедных, поскольку в погребальной камере даже после ограбления сохранилось железное оружие, изящно сделанная посуда; нашлись и скелеты трёх коней с железной сбруей, носящей явные следы золотой отделки. Принадлежность к знати подтверждала и татуировка воина. Ничего особенного нового в этой находке не было. Однако, при тщательном исследовании захоронения обнаружилось, что под ним находится ещё одно, более раннее погребение, которое грабители, вероятно, просто не заметили.

В яме нижнего погребения был обнаружен сруб из лиственницы, перекрытый плотно пригнанными брёвнами. В лёд, заполнявший камеру, был вморожен деревянный саркофаг, забитый четырьмя бронзовыми гвоздями и украшенный кожаными аппликациями. В саркофаге, на подстилке из чёрного войлока, лежала мумия женщины.

Прекрасно сохранилась вся одежда: шёлковая рубаха, шерстяная юбка, плетёный пояс с кистями, бело-красные войлочные чулки, шуба. Буквально поражал воображение парик женщины – сложная конструкция из конского волоса, шерсти, войлока, ткани, кожи, резных украшений, золотой фольги, с высоким деревянным каркасом. Руки мумии от запястий до плеч покрывала искусная голубая татуировка; на рисунках сплетались реальные и мифические животные, в том числе и легендарный грифон. Запястья женщины были украшены жемчугом, в уши вдеты золотые серьги. Здесь же нашлись изделия из дерева, оленьего рога, глины серебра: зеркало, различные сосуды, резные фигурки фантастических и реально существовавших животных и птиц.

Рядом были погребены шесть осёдланных коней золотисто-рыжей масти в богатой сбруе.

Возраст погребения определили около двух с половиной тысяч лет, то есть середина первого тысячелетия до нашей эры. Судя по найденным предметам и одежде, женщина относилась к скифской высшей знати, возможно, к клану жрецов и шаманов, «избранников духов». А саму мумию женщины окрестили «Принцессой Укока», по названию плато, на котором найдена мумия. Было и другое громкое имя – «алтайская принцесса».

Однако, раскопки принцессы Укока наделали очень много шума. Когда были обнародованы сведения о нахождении уникальной мумии, алтайские шаманы сообщили, что для них это не новость. Они с давних пор знали об этом кургане, в котором погребена алтайская женщина. Для них это захоронение является поистине священным, поскольку шаманы считают её прародительницей алтайских народов по имени Кадын.

По легенде, «алтайская принцесса» Кадын охраняет врата подземного мира и следит, чтобы силы зла не проникли в наш мир. Соответственно, когда в 1993-м археологи вскрыли захоронение Кадын, они потревожили её священный сон. При этом, по поверью, погребение охранялось страшным проклятьем. Поэтому, чтобы скорее снять его, тело мумии необходимо вернуть на плато Укок и больше его никогда не тревожить.

Ученые не обратили внимания на эти легенды и мумию принцессы Укока перевезли для изучения в Новосибирск, в Музей института археологии и этнографии, а затем, в 1995 году, в Москву, где к исследованиям подключились сотрудники научно-исследовательского института при Мавзолее В.И. Ленина.

Мумия алтайской принцессы с плато Укок

Благодаря тому, что мумия хорошо сохранилась учёные определили, что эта женщина скончалась в молодом возрасте – ей было примерно 25 лет. Необычным было и наличие татуировок на теле женщины.

Вот как описала татуировки принцессы Укока в своём экспедиционном дневнике Наталья Полосьмак: «На левом плече изображено фантастическое животное: олень с клювом грифона, рогами оленя и козерога. Рога украшены стилизованными головками грифонов: подобная же головка помещена на спине животного, с перекрученным туловищем. Ниже в такой же позе изображён баран с закинутой назад головой; у его ног – сомкнутая пасть пятнистого барса с длинным закрученным хвостом. Под барсом расположен фантастический зверь; у него когтистые лапы, длинный полосатый хвост тигра, туловище лежащего оленя, а из спины вырастает голова грифона. На запястье хорошо видна голова оленя с большими ветвистыми рогами. ».

Московским антропологам удалось восстановить облик принцессы Укока. Реконструкция лица позволила установить, что она не принадлежит к монголоидным расам, которые в древности жили на этой территории. Внешность женщины напоминала европейскую. Позднее эти выводы подтвердились, когда было закончено исследование ДНК алтайской принцессы.

Более того, учёные провели серьёзное томографическое исследование мумии и пришли к выводу, что 25-летняя «принцесса» скончалась от онкологии. У неё развился рак молочной железы IV стадии. Химический анализ тканей показал, что женщина регулярно вдыхала ртутные и медные пары – это вполне могло стать причиной заболевания и смерти.

Скорее всего, вдыхание ядовитых паров происходило во время определённых обрядов и это допущение позволяет предположить, что принцесса Укока была не «принцессой», а кем-то из жреческой касты. Головной убор, найденный на мумии женщины, предполагает наличие у неё магической силы.

Когда учёные сделали вывод, что мумия женщины не принадлежит к монголоидной расе и не может относиться к скифской народности, у «алтайской принцессы» появилось множество биографий, одна невероятней другой: представительница неизвестной науке расы, живое воплощение легендарных «Детей Неба» и даже прародительница человечества, прилетевшая с далёких звёзд.

Мифы и домыслы вокруг принцессы Укока

В алтайском фольклоре существует древняя легенда, согласно которой у подножия великих гор Табын-Богдо-Ола, находится особый мир, «второй слой небес», населяемый «Сынами Неба». По этой легенде, ещё до прихода скифов здесь жили существа пришедшие со звёзд и обладающие сверхъестественными способностями. А где-то среди вершин Табын-Богдо-Ола жил таинственный Хуанди со своим племенем. По скифской легенде, Хуанди находился на плато несколько лет. Потом он со своим народом «вошёл в огнедышащего дракона», который был отлит из меди, и улетел на свою планету Таянар.

«Сыны Неба» были наделены многими сверхъестественными способностями – могли летать, быть невидимыми, повелевать любыми духами. «Сыны Неба», как правило, покровительствовали людям. Случалось, они даже вступали в браки с отдельными выдающимися личностями, в результате чего рождались великие герои и люди с огромными магическими способностями.

Таким образом, алтайская принцесса Кадын могла быть потомком такого смешанного брака и быть высокопоставленной жрицей.

Местные жители были очень обеспокоены обнаружением и вскрытием гробницы, считая, что археологи потревожили покой богов и это может обернуться серьёзными неприятностями. Интересно, что когда извлечённую мумию алтайской принцессы перевозили на вертолёте в Новосибирск, случилась нештатная ситуация и вертолёт совершил вынужденную посадку. Это было воспринято местными жителями как знак, как первое предупреждение.

Возможно, слухи и домыслы вокруг алтайской принцессы прекратились бы, но в сентябре 2003 года произошло сильное землетрясение. Мощные подземные толчки встряхнули весь Алтай, докатившись до соседних регионов, в том числе и Новосибирска. Эпицентр землетрясения находился в районе Чуйской степи, что совсем близко от плато Укок.

Среди местного населения вновь заговорили о том, что катаклизм напрямую связан с разоренной могилой «алтайской принцессы» и если её немедленно не вернуть, то случится настоящая катастрофа.

Разговоры переросли во вполне реальные многочисленные требования, направляемые в адрес властей Республики Алтай – возвратить мумию Кадын на родную землю! Правда, как именно это сделать, мнения расходились: достаточно ли поместить её в Горно-Алтайский музей, или нужно организовать заповедную музейную зону прямо на плато, или же вообще вновь положить Кадын в могилу и привести погребение в первоначальный вид.

Где сейчас находится принцесса Укока?

В 2012 году мумию принцессы Укока забрали из Новосибирска в Горно-Алтайск, в Национальный музей имени А.В.Анохина специальное. Возвращение прошло в соответствии с верованиями коренных алтайцев и учётом профессиональных и этических норм – её тело сопровождали шаманы.

В 2015 году был изготовлен специальный саркофаг, похожий на тот, в котором мумия находилась в кургане.

На мумию алтайской принцессы можно посмотреть – её выставляют на обозрение но 3 часа в сутки. В среду и воскресенье, начиная с 8 июня 2016 года, с 10-00 по 13-00 посетители могут обозревать не саркофаг, а саму мумию принцессы Укока.

Описание мумии принцессы Укока (как её нашли археологи)

Голова, найденной в колоде женщины, была в парике размером на треть колоды и направлена на восток, ноги и руки были слегка согнуты в коленях и локтях. Лицом мумия была обращена на север и находилась в позе спящей.

Форма причёски сохранилась. Парик из чёрной массы был обтянут конским волосом. Деревянные накосники, нашитые 15 деревянных фигурок птиц и деревянная кокарда лежащего оленя, украшавшие парик, были покрыты фольгой из золота. К парику крепился символ «древа жизни» – длинный, свыше 60 см, лепесток из войлока на деревянной палочке-каркасе, обтянутый тканью чёрного цвета. (высокий головной убор с золотыми накосниками сложной формы говорит о магической силе «принцессы Алтая»)

Прядь волос, собранных на макушке, украшались сделанным из красной шерсти чехлом, с воткнутой в него булавкой из бронзы, навершием которой служил стоящий на шаре деревянный олень. Навершие было покрыто золотой фольгой.

Слева от женщины, у бедра, нашли зеркало в цельной деревянной оправе с ручкой, в чехле из войлока красного и белого цвета. В ручке было проделано отверстие, вероятно, для крепления зеркала ремешком, который не сохранился. Поверхностью зеркала служила квадратная бронзовая пластина.

Рядом с зеркалом находилась россыпь бус разного цвета, из стекла и пасты, а также коренной человеческий зуб. Внизу от бус находилась чёрная кисточка, сделанная из конского волоса.

Косметический набор принцессы Укока включал, кроме кисточки и бус, горстку рассыпанного порошка фосфата железа, вивианита (минерал яркого сине-зеленого цвета) и тоненького стерженька, выполненного из плоских металлических колечек, с вивианитом внутри.

Серёжки в ушах женщины представляют золотую проволоку в виде колечек.

Шею украшала гривна в виде изогнутой деревянной пластины, к которой крепились вырезанные из дерева восемь объёмных фигурок крылатых барсов, покрытых фольгой из золота.

Женщина была одета в шёлковую желтоватую рубаху, кисти рук были закрыты рукавами. Шёлковая рубаха выкроена необычно широко для скифского времени и была до колен. Рубаха до погребения использовалась – на ней имеются грубые стёжки и заплатка.

На женщине была надета сшитая из трёх полос, двух красных и одной белой, шерстяная длинная юбка, к который был пришит толстый, длинный витой шерстяной красный пояс с кистями (археологи считают, что такой пояс – это знак посвящённого). На юбке нашли пять бронзовых маленьких подвесок.

Под головой была положена подушка-валик из войлока, набитая войлоком, обрезками меха, травой и обрывками шерстяных веревочек.

На ногах, до паха, были надеты войлочные чулки, украшенные сверху полосой вырезанных красных фигурок из войлока. Снизу были пришиты следики из ткани красного цвета.

На сохранившихся частях рук женщины хорошо просматривалась татуировка от пальцев и кисти до плеча. Очень важной деталью были тонкие верёвочки из шерсти на мизинцах. Известен обычай, когда чёрно-белую верёвочку, связывающую покойного с одним из родственников разрезали, чтобы нарушить связь умершего с живыми.

Подстилкой в колоде служил тёмный войлок, сшитый из двух кусков. Возможно, что в прошлом он служил занавесом для кровати, так как имеет войлочные петли.

Всё, то находилось в колоде было укрыто покрывалом из меха с каким-то образом прикреплёнными к нему в прошлом фигурками из золотой фольги.

При раскопке в погребении были найдены блюда и сосуды, выполненные из керамики, рогов яка и горного козла, поднятые замерзающим льдом наверх. Внутри деревянной кружки с ручкой из двух барсов, изготовленной из цельно куска дерева, лежала мутовка для взбалтывания молока.

Кроме того, в погребении найдены: наполненное семенами кориандра каменное блюдце, блюда-столики из цельных кусков древесины с остатками мясной пищи и железным ножом, воткнутым в крестец жеребёнка. Ручка ножа украшена фантастическими животными.

Как увидеть мумию принцессы Укока

Если вы заинтересовались историей принцессы Укока и планируете отдых на Алтае, то можно срузу остановиться на базе, где организуют экскурсии в нужный музей. Смотрите базы, которые помогут вам увидеть мумию принцессы Укока.

Как только весть о находке и предстоящем вскрытии ледяной линзы погребальной камеры достигла зарубежных археологов, экспедиция тут же пополнилась специалистами из Цюриха, археологами из Бельгийского королевского музея, аспирантом из Гарварда, студенткой из Японии и конечно корреспондентом National Geographic и находка Мумия Алтайской принцессы стала интернациональной.
Интересная находка
Можно даже не сомневаться, что ученые – это любопытные люди, и их попросту разрывало это чувство. Почти неделя была потрачена для того, чтобы ледяная глыба растаяла. На нее было вылито множество горячей воды. А по окончанию работы ученые обрадовались, обнаружив удивительную находку. Перед взором исследователей вначале предстали останки коней в количестве шести голов, запряженных воедино. На одной из подушек был вышит прыгающий лев. Не поспорить с тем, что эта находка является одной из самых значимых за последнее время.

Если верить мифам Древнего Китая , то там говорится о том, что коней называли «цилинь», что в переводе означало «небесные». Народ считал, что именно они способны совершить обряд вознесения человечества к большим высотам. Далее была оттаяна погребальная камера, состоявшая из лиственных пород древесины. Внутри нее черной войлочной тканью был обшит пол, на котором стояли несколько сосудов, являющиеся обязательным атрибутом церемонии погребения. Около стена находилась большая колода из дерева, на которой располагалась крышка, вбитая гвоздями из бронзы. Заглянув вовнутрь, ученые обнаружили лед. Именно в «гробах» такого типа были похоронены исключительно люди знатного рода.

Вскрытие покажет
После открытия колоды сразу становится понятно, что там располагаются кости молодой девушки. Она была укрыта одеялом из меха, которое было украшено фольгой из драгоценного металла. На теле юной особы была большая рубашка, сшитая целиком из дорогой ткани, а пояс был из кистей малины. Ноги украшали длинные сапоги из войлочной ткани, которые были разрисованы «растительным» узором. Алтайская мумия перед смертью носила на шее деревянную гривну, покрытую, конечно же, золотом. Недалеко от останков было обнаружено зеркало, изготовленное целиком из бронзы, а также различная посуда и драгоценности. Внутри девушки были всевозможные травы, а на голове виднелся парик, состоящий из конских волос.

Конечно, спустя большое количество времени кожи почти не осталось. Но только левая рука дала ученым надежду – на ней обнаружены остатки кожного покрова, немного покрытого татуировками. Как выяснится позже, мумия при жизни была обладательницей нескольких наколок в виде животных.

Можно даже не сомневаться, что такая интересная находка ученых смогла вызвать бурный интерес общественности. Мумия была названа «Алтайской принцессой », хотя исследователи не давали какого-то точного ответа, касающегося принадлежности богатому роду. Скорее всего при жизни девушка была целительницей. Таким особам было необходимым прожить всю жизнь одной, без мужа и детей. Но, как свидетельствуют раскопки, точного ответа на то, кем была девушка при жизни, нет.

Как сообщают местные старожилы, девушка была легендой. Ее звали Кыдын. Она была прародительницей, следовательно, ее тело не рекомендовалось ни в коем случае беспокоить.

Серьезная авария
Пришел приказ – всех ученых-исследователей срочно собрать в Новосибирске . Но, к сожалению, долететь до места назначения им не удалось. Все дело в том, что самолет, где были и исследователи, и мумия, должен был экстренно сесть. Этого сделать не получилось, и он разбился. К сожалению, все члены экипажа погибли, а мумия осталось невредимой.

Теперь уже ученые из Новосибирска продолжили изучать останки девушки. Проведя анализы было выяснено, что раса мумии — европеоидная. Через несколько лет ажиотаж вокруг останков все никак не мог утихнуть. Алтайские старожилы и шаманы всяческими способами пытались доказать, что лучшим решением будет доставка мумии на родину, на Алтай .

Сладкая «загробная» месть
Коренные народы Алтая всегда пытались бороться с археологами, объясняя это тем, что при раскопках может восстать огромное проклятие, способное убить все живое на планете. Якобы людьми был потревожен покой высших сил. Любая культура мира гласит о том, что не нужно раскапывать могилы, так как наказан будет не только тот, кто это делает, но и другой, кто не противостоит действиям.

Конечно же, археологи пытаются с улыбкой относиться к шаманам, так как считают, что никаких проклятий не существует и им ничего не угрожает. История гласит, что были такие ситуации, когда мертвые мстили живым людям. Самый известный публичный случай произошел с кораблем «Титаник ». Именно на нем в его роковой день мумию принцессы Амен-Ра транспортировали в Соединенные Штаты Америки. Что стало с кораблем – знает каждый.

Пролистав исторические документы можно узнать, что известный фараон Египта Тутанхамон убил более двадцати человек после смерти, так как именно они стали нарушать его покой на том свете. Еще один случай – мумия Ледяного человека, которая была найдена в Альпах. Она смогла отправить на тот свет шесть человек, решивших посягнуться на нее.

Конечно, найденные останки принцессы тоже начали мстить человечеству. Известен тот факт, что после того, как была вскрыта могила, на Алтай навалилась целая волна всевозможных происшествий и катастроф.

Одна из самых знаменитых катастроф – землетрясение, состоявшееся в 2003 году. Даже после него происходили какие-то толчки, которые бывали по пять раз в сутки. После этого были сильные дожди, затапливающие улицы и разрушающие дома. После таких катастроф не каждая человеческая психика сможет вытерпеть, следовательно, было много суицидов. Местные старожилы говорили о том, что такие серьезные бедствия именно из-за раскопок исследователей. Властями была предпринята попытка убедить людей, что это не так. Геологи, сейсмологи и другие различные ученые участвовали в телевизионных передачах, пытаясь доказать, что никакого проклятия не существует. Но такие доводы были совершенно неубедительны шаманам Алтая.

Коренные народы чтят свои традиции, поэтому все силы бросили на то, чтобы вернуть мумию обратно. Они до сих пор еще язычники. Ими была составлена петиция, которую подписали более пяти тысяч человек. Главная цель – возвращение правительницы в родные края, ведь именно она охраняла покой всего народа. Все исследователи и ученые считают, что место этой мумии исключительно в музее. Они уверены, что останки древней девушки несут большую ценность для истории.

Когда археологи в 1993 году во главе с ученой из Новосибирска Натальей Полосьмак взялись за раскопки на плато Укока, ни у кого практически, кроме конечно самой Натальи, не было надежды найти что-нибудь стоящее и интересное. Этот одинокий курган на границе между 4 государствами, (Россией, Казахстаном, Монголией и Китаем), был полностью переворошен и перекопан. Но, как оказалось, чутье ученой ее не подвело.

Копали долго. Сначала добрались до находок, используемых в железном веке. На этом не стали останавливаться, и труд был вознагражден драгоценной находкой. Под перекрытием из нескольких деревянных досок был найден саркофаг, изготовленный из лиственницы. Воды подземелья проникли в саркофаг и сковали его многовековой толщей льда так, что пришлось сутками его размораживать. Археологи работали не покладая рук, снедало любопытство быстрее добраться до содержимого.

Плоскогорье Укок, фото: edwardjournal.livejournal.com

Принцесса Укока

Когда, наконец, лед растопили, было обнаружено тело молодой женщины, хорошо сохранившееся благодаря низкой температуре. Оказалось, как потом выяснили ученые, это тело молодой особы лет 25, довольно высокого роста (выше 165 см).

Хранилось оно неимоверно долгих 2500 лет. Удивительно, но удалось даже распознать причудливые татуировки, сделанные на теле девушки.


На левой руке самым завораживающим был рисунок сказочного животного, представляющего собой смесь оленя, грифона и козерога. Татуировки в древних племенах делались не только с целью украшения. Каждый знак на теле имел свое значение. К примеру, главный символ племени обычно наносился на плечо - именно так нанесены одинаковые или похожие символы у пазырыкцев. Это своего рода герб, гражданство и паспорт.


Сотрудники музея института археологии и этнографии СО РАН упаковывают мумию «»Принцессы Укока» для передачи ее в национальный музей имени А. В. Анохина в Республике Алтай. Александр Кряжев/РИА Новости
У древних индоевропейцев, а именно к этой расе относится девушка, олень-козерог сопровождал усопших в «иной» мир.

Также вместе с телом принцессы были обнаружены захороненные останки 6 жертвенных лошадей со всей амуницией. Так древнейшее племя пазырыков хоронило только знатных особ. Об этом также свидетельствуют изысканные одежды, в которые было облачено тело девушки: шелковая китайская рубашка, которая в те далекие времена ценилась выше золота, юбка из тонкой шерсти, войлочные чулки-сапоги и шуба. На обритую голову девушки был надет странный парик из конского волоса высотой около 90 см.

Найденную принцессу в народе стали называть «Принцессой Укока», еще реже — «Белой госпожой».

Так кем же была девушка? Почему она умерла такой молодой? Была ли она принцессой?

Тайны «Принцессы Укоки»

Шаманы Алтайского края уверены, что девушка не была принцессой. По их мнению, она являлась прародительницей алтайцев и проводницей между этим и потусторонним миром. Так они называют целителей, колдунов, ворожей. Об этом свидетельствует место захоронения вдали от других склепов, хотя и у пазырыков было принято хоронить семейными кланами. Ученым удалось выяснить, что девушку хоронили не сразу – спустя лишь несколько месяцев. Возможно, проводились какие-то древние ритуалы перед захоронением такой важной особы. Тело было забальзамировано специальными смесями из масел, смол, ртути и воска.

Учеными также было выяснено, от чего умерла «Принцесса Укока». Это был рак четвертой степени молочной железы. Болезнь, к сожалению, не щадит даже целителей и знахарей.

Проклятие мумии

Говорят, что когда раскапывали мумию, земля вокруг задрожала, а вертолет, на котором перевозили ее, несколько раз совершал аварийную посадку.

Катаклизмы на землю Алтайскую, действительно посыпались как из рога изобилия. Землетрясение, сильнейший град, возросшее количество самоубийств в крае, и наконец, сильнейшее наводнение…

Неужели во всем этом виновата «Принцесса Укока»?

В это особо верят местные жители. Алтайцы свято верят, что жрица охраняла врата подземного мира, чтобы нечистые духи не вырвались на свободу и не бесчинствовали. И, что все беды, свалившиеся на алтайскую землю, это месть Белой Госпожи.

Вдобавок ко всему, якобы еще до начала раскопок некой маленькой девочкой из близлежащей деревни было сделано предсказание. Она уверенно заявляла, что ученые потревожат могилу знатной жрицы, которая проклянет за это землю Алтайскую.

Рисунок-реконструкция внешнего облика Алтайской принцессы и рисунки ее татуировок.

За справедливость

Несколько жителей Алтая в декабре 2015 года обратились в суд с иском о возвращении «Принцессы Укоки» на родину. И не просто о возвращении, а еще и захоронении. Были собраны подписи местных жителей — более 22 тысяч. Инициатором подачи иска был пользующийся авторитетом у местных жителей — шаман Акай Кине.

Подаче искового заявления предшествовали многочисленные митинги, общественные акции, обращения в разные инстанции, в том числе, Академию наук РФ, правительство Республики Алтай, органы прокуратуры, администрацию Президента России и лично Владимиру Путину. В связи с многочисленными обращениями представителей малых народов Сибири, в Республике Алтай был сформирован общественный комитет по вопросам захоронения останков (мумии).

Народ настолько рьяно требовал решить эту проблему, что политики стали использовать это в своих целях, обещая вернуть принцессу, в случае, если их изберут на ту или иную должность…

Но в конечном итоге иск был отклонен.

Решение Горно-Алтайского городского суда, отклонившего иск о захоронении мумии алтайской принцессы, прокомментировал Акай Кине:

«Мы не в состоянии противостоять сложившемся «нравственным» нормам современного мира, когда считается нормальным раскапывание умершего и ворошение праха предков. Согласно нашему мировоззрению, мировоззрению коренного населения Алтая, это недопустимо».

Факты

Главный сотрудник Института археологии и этнографии СО РАН Наталья Полосьмак у своей находки - мумии, прозванной Алтайской принцессой. Фото: Владимир Зинин/ИТАР-ТАСС

Так стоит ли опасаться мести «Укокской принцессы»? Как утверждают ученые, несколько подобных мумий хранятся в Эрмитаже уже более 80 лет, и, при этом, никаких мистических последствий для его сотрудников не было…

Кто именно в 1993 году назвал алтайскую мумию принцессой, сейчас уже не установить. Академик Анатолий Деревянко в одном из своих интервью рассказывал, что сам был удивлен, впервые услышав про принцессу Укока. По его убеждению, эта женщина средних лет была весьма среднего достатка, и на «голубую кровь» тогдашнего алтайского нобилитета никак не тянула. «Она принадлежала в лучшем случае к среднему классу», – для ясности сказал академик.

Более того, «Принцесса Укока» не могла быть прародительницей алтайцев, так как анализ ДНК и скелета принцессы показал её индоевропейское происхождение.

На самом деле на горном плато Укок близ китайской границы, экспедиция вскрыла три древних захоронения. Из трех «могил» поразительно хорошо сохранились останки двух человек — мумифицированное тело молодого мужчины, и мумия нашей героини — «Принцессы Укока».

Если судить по этим могилам, алтайцы того времени (так называемой пазырыкской культуры) копали для своих покойников довольно большую яму. Изнутри укрепляли стенами из бревен, пол выстилали черным войлоком, на который клали ритуальные предметы и самого покойника в гробу, выдолбленном из толстого ствола дерева. На профессиональном сленге археологи называют этот гроб «колодой», а могилу «срубом». Фактически это и был подземный бревенчатый дом-сруб, последнее жилье покойного.

В Академгородке даже были немного расстроены, что известной стала лишь «женская мумия»:

«Почему-то они даже не вспомнили про вторую мумию, мужскую, которую нашли вместе с «принцессой». Хотя она сохранилась гораздо лучше. Молодой мужчина с рыжей косичкой, весь в татуировке, словно хипстер какой-нибудь».

Находки древних мумий, принадлежащих к европеоидной расе, обнаружены по территории всей Сибири, Монголии и даже Китая. Этот факт свидетельствует о том, что белая раса обитала на этих землях уже очень давно, а не несколько столетий назад.

Сейчас мумия «Алтайской принцессы» находится в городе Горно-Алтайск в музее им. Анохина, который полностью был отреставрирован. В специальном саркофаге, в котором она покоится, поддерживается особый температурно-влажностный режим. Оборудование не отечественное — «немецкой сборки». Мумия «Укокской принцессы» на всеобщее обозрение не выставляется!

Кстати, основным инвестором для нового дома мумии, и в целом реставрации музея им Анохина, стал Газпром, выделив более 700 млн. рублей.

Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите левый Ctrl+Enter .



Рассказать друзьям