Театр-кабаре летучая мышь. Про театр-кабаре летучая мышь Театр кабаре летучая мышь под руководством

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

  1. Уж так случилось, что в 1991 году волей случая я стал завсегдатаем театра-кабаре Летучая мышь.
    Весной 1991 года я учился в МАИ, родители зарабатывали гроши, не было денег, нечего было есть. Вместе с моим другом мы случайно в троллейбусе встретили контролёра общественного транспорта, разговорили его и он нам объяснил как нам стать московскими контролёрами. Я не могу сказать, что мне эта работа нравилась, скорее мне было стыдно, но у меня на тот момент не было выбора, нужно было учиться и жить. Да, когда я работал, то зарабатывал очень много, в день зарабатывал больше, чем мой отец зарабатывал за месяц работы в своём институте. Но мне повезло, что я смог остановиться и работал только тогда, когда мне действительно были нужны деньги, в остальное время я учился в МАИ на 2 факультете и учился очень хорошо.
    Когда начинался очередной месяц на нашем маршруте ул Тверская-Ямская- Ул Тверская, от остановок Белорусский вокзал до Центральный телеграфа появлялось огромное количество народа с поддельными либо неправильно выданными проездными билетами. По правилам мы были обязаны изымать эти неправильно выданные проездные документы, брать штраф в размере 10 рублей. Через некоторое время этот штраф повышался в несколько раз.
    В результате в начале каждого месяца каждый из нас имел на руках несколько десятков неправильно выданных проездных документов. Этими проездными мы снабжали всех наших друзей и приятелей из института, весь наш поток из шести групп ездил в общественном транспорте бесплатно, но помимо этого ещё оставались проездные билеты.
    В 1991 году моя одноклассница предложила мне сходить с ней в театр, театр был маленький, никому не известный, назывался театр Театр-кабаре "Летучая мышь". До этого я всего лишь несколько раз был в театре и был очень приятно удивлён впечатлением от просмотра спектакля: " Я степую по Москве". Можно сказать, что с этого спектакля я влюбился в театр. Театр располагался в маленьком помещении студенческого театра ГИТИС.
    Через несколько дней работая на маршруте я встретил в троллейбусе студентов-безбилетников из ГИТИСА. На моя просьбу оплатить штраф за безбилетный проезд они мне предложили контрамарки на спектакль Летучей Мыши. С этого момента все студенты ГИТИСА ездили по Тверской бесплатно, старосты групп в начале каждого месяца вылавливали меня на маршруте, забирали бесплатно проездные и если у них была возможность, то отдавали мне контрамарки на спектакли московских театров. В основном это были контрамарки в Летучую Мышь. Спектакль "Я степую по Москве " я смотрел более 20 раз.Также открыл для себя театр Сатирикон и другие театры Москвы. Можно сказать, что в "Летучей Мыши" я узнал что такое театр.
    Жаль, что умер этот замечательный заикающийся человек Григорий Гурвич, которого было так приятно слушать и слышать, вместе с ним ушёл в небытие и его театр. Театр-кабаре "Летучая Мышь" как первая любовь, мой первый в жизни театр.

  2. ВЕХИ, А ТАКЖЕ БОРОЗДЫ И МЕЖИ ГРИГОРИЯ ГУРВИЧА
    24 октября 1957 - родился в Баку
    1979 - закончил филологический факультет Государственного Бакинского университета
    1980-1985 - режиссерский факультет ГИТИСа (курс М.О.Кнебель)
    1983 - первый капустник в Центральном Доме Актера - встреча Нового года
    1985 - будучи студентом, дебютирует в филиале театра имени Маяковского спектаклем «Дневник обыкновенной девушки» по дневнику комсомолки 30-х годов Нины Костериной.
    1987 - режиссер «Сатирикона», закрыли 5 спектаклей
    1988, ноябрь - Гурвич открывает театр «Летучая мышь», в 31 год становится художественным руководителем театра.

    «Культура»
    Спектакли «Летучей мыши»:
    26 мая 1989 - «Чтеше новой пьесы»
    август 1991 - «Я стэпую по Москве»
    1993-«100 лет кабаре»
    1995 - «Это шоу-бизнес»
    1997 - «Вам позволено переиграть»
    1990 - фильм «Танго со смертью», снят силами труппы театра «Летучая мышь» (РТР)
    1993 - пятисерийный фильм «Подлинный художник, настоящий убийца» (РТР)
    1995 - ведет отдел культурных новостей («Времечко», НТВ)
    1996 - внучатый племянник Никиты Балиева - Николай Териков - дарит Гурвичу знаменитый котелок Балиева с сентября 1996 вместе с Виктором Славкиным ведет телепередачу «Старая квартира» из Центрального Дома Актера

    ". . . два устремления публики: 1) к веселью в театриках типа Cabaret, 2) к неугасаемому обаянию классического репертуара, - скоро совсем сомнут современный репертуар".

    "Есть ли у нее будущее? Что ждет ее даже в ближайшие дни? Выживет ли она среди бушующих теперь бурь, или они сметут с нее всю золотую пыль художественного аристократизма и сделают ее дальнейшую жизнь унылою, невозможною и ненужною? Русскому тeaтpy вообще предстоят, по-видимому, очень крупные и существенные изменения".

    Эти два пророчества корифеев театрального искусства режиссера Мейерхольда и критика Эфроса, высказанные в начале ХХ века, вполне соотносятся с 80-ми годами, когда возобновил свою работу театр-кабаре "Летучая мышь", открытый в 1908 году, прекративший свое существование в России в 1920-м и снова появившийся на московском театральном небосклоне в 1989-м.

    Когда-то основатели Художественного театра помимо серьезного академического искусства, которое сами создали, отчаянно любили развлекаться, дурачиться, острить и шаржировать друг друга. В 1902 году в пору рождения знаменитых "капустных" представлений и покорил Московский Художественный театр, становясь его королем один раз в году, в ночь празднования Нового года, Никита Балиев, до этого малоизвестный актер Художественного театра. После "капустников" вся Москва повторяла балиевские шутки, удивлялась трюкам неузнаваемых Станиславского и Немировича, Качалова и Чехова и многих других. Балиев создавал новый, невиданный, ни на что не похожий жанр.

    Так в 1908 году появился первый российский театр-кабаре "Летучая мышь". Появившись в недрах МХТ, непочтительный саркастичный театрик тут же спародировал благородный белокрылый символ общедоступного театра и на своем занавесе расположил летучих мышей, оповестив публику о том, что открыт закрытый театр-клуб для аристократической и художественной богемы.

    Страшные и беспокойные годы перед войной 1914 года вылились на сцене кабаре в уникальный каскад номеров политической сатиры, пародий, классики, изящных, полных неги и истомы миниатюр, грассирующих романсов. Сделав "Летучую мышь" самым престижным местом Москвы, Балиев приглашал для участия в его дивертисментах всех возможных знаменитостей России и заграницы. Шаляпин и Вахтангов, Качалов и Коонен, Станиславский и Немирович-Данченко и еще многие, многие другие, составлявшие серьезную славу российского театра, считали за честь выступить хоть с небольшим номером в этом малопочтительном месте. Атмосфера пресыщенности, загадочности и демократизма наполняли маленький подвал театра-кабаре.

    В 1920 году "Летучая мышь" навеки пересекла границы Родины. Ее стали называть La Chauve Souris. Она блистала в Париже, на Бродвее имела шумный успех. Песню "Катеньке" из репертуара театра напевала вся Америка. "Летучую мышь" посещали Чаплин, Паола Негри, другие звезды кино и театрального искусства мира, восхищались ею, но никто из соотечественников не знал о мировом триумфе " Летучей мыши", имена ее актеров не остались в театральной истории России.

    Восстанавливая связь времен, действие первого спектакля-дивертисмента "Чтенiе новой пьесы" (подпись под последней совместной фотографией старой "Летучей мыши") происходит именно на этой знаменитой исторической сцене в Б. Гнездниковском переулке, 10, и герои ее - участники того несыгранного представления, того семидесятилетнего кабаре жизни нашей страны, в котором балиевская "Летучая мышь" участия не принимала...

  3. ОООчень люблю!
    --- Объединение нового сообщения с предыдущим ---
    Летучая мышь (кабаре, 1989)
    В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Гурвич .
    Григорий Ефимович Гурвич Дата рождения: 24 октября
    Место рождения:: Баку , Азербайджанская ССР , СССР
    Дата смерти: 5 ноября (42 года)
    Место смерти: Иерусалим , Израиль
    Гражданство:
    Профессия: театральный режиссёр , драматург, руководитель театра, телеведущий
    Театр:
    театр-кабаре «Летучая Мышь»
    Григо́рий Ефимович Гу́рвич (24 октября , Баку - 5 ноября , Иерусалим) - театральный режиссёр , драматург и телеведущий .
    Отец - Ефим Григорьевич Гурвич, мать - Майя Львовна Гурвич (урождённая Шик). Двоюродный брат М. А. Гурвича, директора театра им. Ермоловой .
    В 1984 году окончил режиссёрский факультет ГИТИСа . В 1989 году создал в Москве театр-кабаре «Летучая Мышь», ставший продолжателем традиции легендарного театра с тем же названием , основанного в 1908 году актёром МХТ Никитой Балиевым и меценатом Николаем Тарасовым .
    Содержание
    • 6 Ссылки
  4. Театр-кабаре «Летучая Мышь»
    Идею воссоздания театра-кабаре «Летучая Мышь» Гурвичу подсказали Марк Захаров и Григорий Горин . Они подошли к молодому автору очередного капустника 13 января 1983 года, чтобы поздравить его с шумным успехом, и практически в один голос посоветовали ему заняться театром-кабаре - жанром, зародившимся в своё время из капустников Московского Художественного Театра . По признанию самого Гурвича, такой совет поначалу ему не очень понравился - он собирался заниматься серьёзным искусством и ставить серьёзные спектакли. Тем не менее Марк Захаров при каждой встрече повторял Гурвичу тот же неизменный совет. Отдалённые отголоски этого противопоставления жанров неоднократно впоследствии вплетались автором в ткань его спектаклей.

    В конце концов Григорий Ефимович проникся этой идеей, к тому же с «серьёзными» постановками в других театрах его преследовала череда неудач административного характера. В 1988 году бизнесмен Алексей Бельский, знавший и любивший гурвичевские капустники, согласился профинансировать создание нового театра, а директор Дома Актёра им. Яблочкиной Маргарита Эскина , высоко ценившая режиссёрский талант Григория Гурвича, помогла добиться для нового театра разрешения работать в помещении Студенческого театра ГИТИС - том самом помещении, где вплоть до своего закрытия в 1920 году блистал театр-кабаре «

ТЕАТРЫ-КАБАРЕ, широко распространились в Санкт-Петербурге с 1908, став значительным явлением жизни и искусства предреволюционного десятилетия. Создавались по образцу западно-европейских театров-кабаре с использованием некоторых форм отечественного артистического быта и досуга (напр., "капустников"). Возникнув как места встреч художественной интеллигенции, трансформировались в зрелищные предприятия для широкой публики, являясь одной из форм Театров миниатюр. Сочетали функции клубного общения по интересам с показом новейших художественных экспериментов и реализацией жизнетворческих идей символизма, футуризма и др. течений, стремившихся утвердить новый стиль социального поведения. В организации и деятельности театров-кабаре участвовали ведущие современные литераторы и мастера искусства. Первые театры-кабаре открылись при петербургском театральном клубе (Литейный просп., 42, Юсуповский особняк): "Лукоморье" (1908) под рук. В. Э. Мейерхольда при участии М. М. Фокина, художников "Мира искусства", актеров импровизационной сцены, К. Э. Гибшмана и др.; "Кривое зеркало" (1908-18, 1922-31; сезон 1923/24 в Москве) А. Р. Кугеля и З. В. Холмской, поддержанной группой литераторов, с реж. Р. А. Унгерном, Н. Н. Евреиновым, актерами Литературно-художественного общества театра и Комиссаржевской театра, художником Ю. П. Анненковым, М. Н. Яковлевым, композитором И. А. Сацем, В. Г. Эренбергом и др. Программы театров-кабаре, скептически и иронично в своей основе, состояли из пародий, фельетонов, конферанса, комических сцен, пантомим, миниатюр, вокальных и танцевальных номеров, включали импровизации, имитации, выступления гастролеров. Классический образец - опера-пародия "Вампука, невеста африканская" в "Кривом зеркале" (1909), ставшая нарицательным понятием. Другой известный петербургский театр-кабаре: "Веселый театр для пожилых детей" Ф. Ф. Комиссаржевского и Евреинова (1909, в театре Комиссаржевской на Офицерской ул., 39), "Дом интермедий" Доктора Дапертутто (1910-11), "Бродячая собака" - клуб художников общества интимного театра , единственное некоммерческое предприятие подобного типа (1912-15), его преемник - "Привал комедиантов" ("Звездочет") при Петроградском художественном обществе (1916-19), "Черный кот" В. Азова (псевд. В. А. Ашкинази, 1910) и "Пиковая дама" Ф. Н. Фальковского (1914-15, оба в Кононовском зале на набережной р. Мойки, 61), "Летучая мышь" А. С. Полонского (1914, на углу Садовой и Гороховой улиц), "Синяя птица" (1915, на углу Николаевской и Боровой улиц), "Би-ба-бо" с участием К. А. Марджанова (1917, в подвале "Пассажа") и др. Активными участниками кабаретного движения были Н. А. Тэффи, М. А. Кузмин, А. Т. Аверченко, Н. И. Кульбин, Н. В. Петров, поэты, художники, музыканты всех школ и направлений. Множественные художественные формы и методы, выработанные в театрах-кабаре, прочно вошли в арсенал выразительных средств театрального и эстрадного искусства.

История развития

Возникшие на рубеже 10-х годов XX века, театры малых форм с молниеносной быстротой распространились по всей России. В 1912 году только в Москве и Петербурге одновременно поднимали занавес около 125 кабаре и театров миниатюр. Сколько всего их было по России, установить невозможно: большинство из них вспыхивали и гасли, как искры, не оставив следа. На месте одного, бесследно исчезнувшего, появлялось несколько других. Они занимали пустующие подвалы и склады, под них переоборудовали бывшие рестораны и скетинг-ринки. Бывало, очередной театр открывался в помещении другого, еще существующего.

Новый вид зрелища очень скоро вырос в серьезного конкурента своих старших почтенных собратьев больших театров, отнимая у них зрителя и переманивая актеров.

В кабаре и театрах миниатюр публика открыла для себя новых "звезд", обрела новых кумиров, их фотографиями она увешивала стены своих квартир, их голоса на граммофонных пластинках зазвучали во всех домах.

Но не прошло и десяти лет, как весь этот огромный многокрасочный пласт зрелищного искусства навсегда сгинул, пропал под обломками той жизни, частью которой он был. Лишь его слабый отзвук донесся до середины 20-х годов. Потом оборвался и он. Память о русских кабаре и театрах миниатюр заглохла на многие десятилетия. Только в самое последнее время исследователи заново стали собирать документы, поднимать архивы, разыскивать доживших до наших дней (а вдруг есть такие) участников и очевидцев, и их потомков, чудом сохранивших записи никому дотоле не нужных воспоминаний, письма и фотографии.

Но количество сохранившихся материалов несоизмеримо мало по отношению к безбрежному числу театров малых форм, заполнивших театральную жизнь 10-х годов.

В скудости дошедших до нас сведений подчас виновны сами театрики. Людям, служившим в кабаре и театрах миниатюр, за редким исключением, в голову не приходило, как это принято в уважающих себя "больших театрах", собирать архивы, отзывы печати, вести репетиционные журналы, дневники спектаклей, сохранять тексты миниатюр, сценок, скетчей, интермедий, анекдотов, песен, пародий, сценарии хореографических и вокальных номеров словом, весь пестрый и дробный репертуар, который шел на их подмостках.

Кое-что осело в частных собраниях и государственных хранилищах Москвы (РГАЛИ, Театральном музее им. А. А. Бахрушина, библиотеке СТД РСФСР, Музее МХТ, Российской Государственной библиотеке) и Петербурга (Публичной библиотеке им. М. Е. Салтыкова-Щедрина, Театральном музее). К сожалению, хранящихся в них сведений не так уж много: случайные, разрозненные, распыленные по разным, порой неожиданным фондам записи в личных дневниках, переписка, посланные с нарочным записки в несколько слов, черновые эскизы, наброски конферансов и шуточных стихотворений, пригласительные билеты, программки, афиши и афишки. А главное, распределен этот материал крайне неравномерно. Его основная часть приходится как раз на наиболее известные театры, такие как "Летучая мышь", "Кривое зеркало", "Бродячая собака", "Привал комедиантов", связанные с именами крупнейших русских режиссеров, актеров, литераторов, художников, музыкантов и людей из их ближайшего окружения, чьими стараниями эти материалы до нас и дошли.

Те же театрики упоминаются и в мемуарах, авторы которых в той или иной мере были к ним причастны. О "Бродячей собаке" писали В. Пяст ("Встречи"), Б.Лившиц ("Полутораглазый стрелец"), А. Мгебров ("Жизнь в театре"), В. Веригина ("Воспоминания"), Т. Карсавина ("Театральная улица"), Н. Петров ("50 и 500"); о "Кривом зеркале" рассказал в "Листьях с дерева" А. Кугель; о "Летучей мыши" вспоминали К. Станиславский в книге "Моя жизнь в искусстве" и Вл. Немирович-Данченко "Из прошлого". "Летучей мыши", детищу Художественного театра, вообще повезло больше других: Н. Эфрос написал о ней отдельную книгу, приуроченную к десятилетию этого театра-кабаре.

"Лукоморью" и "Дому интермедий", связанным с именем Вс. Мейерхольда, уделили внимание исследователи его творчества Н. Волков и К. Рудницкий.

Пусть читателя не введет в заблуждение длина приведенного списка редко в какой книге их авторы отводят кабаре по нескольку страниц, большинство же упоминают мельком и походя.

И только в последние годы стали появляться отдельные статьи, главы в книгах и специальные публикации, совершенно по-новому, более полно и углубленно исследующие это зрелищное явление. К ним принадлежит статья Ю. Дмитриева "Театры миниатюр", помещенная в сборнике "Русская художественная культура", небольшие главы о "Доме интермедий", "Привале комедиантов", "Летучей мыши" и "Кривом зеркале" в книге Д. Золотницкого "Зори Театрального Октября", освещающие, главным образом, послереволюционный период последних трех театров. И, наконец, две замечательные публикации ученых-филологов Р. Тименчика и А. Парниса "Программы "Бродячей собаки"" и "Артистическое кабаре "Привал комедиантов"", появившиеся в выпусках издания "Памятники культуры. Новые открытия" за 1983 и 1988 гг.

Но перечисленные труды, за исключением статьи Ю. Дмитриева, опять-таки посвящены немногим знаменитым литературно-художественным и артистическим кабаре. О сотнях других театров малых форм, как и о движении в целом, немотствуют мемуаристы, и молчит наука.

Солидная часть материалов находится за рубежом в хранилищах Гарварда, Лондона, Парижа и других, для нас все еще недоступных. В первые послереволюционные годы актеры-эмигранты (большинство которых, кстати сказать, пришлось на кабаретную братию и "звезд" эстрады) увозили свои архивы с собой: культура эстрады оскудевала вместе со всей культурой.

Оставшиеся на родине постарались поскорее забыть о своем кабаретном и "миниатюрном" прошлом, как о грешках молодости, которые следует раз и навсегда вычеркнуть из памяти. Большинство бывших кабаретьеров в этом отлично преуспели. А уж те, кому удалось устроиться в солидные, "настоящие" театры, ничего решительно вспоминать не желали вопреки обычной склонности старых актеров без устали рассказывать о своих первых шагах в искусстве.

Кроме всего прочего, актеры опасались, что их имена поставят в связь со зрелищами, которые стало принято числить по ведомству капиталистической индустрии развлечений, равно как и буржуазного реакционного искусства. "Как "Кривое зеркало", так и "Летучая мышь", одинаково и прямо и косвенно несли в своем репертуаре отпечаток реакционного влияния"; ""Кривое зеркало" <...> начало ставить реакционные по содержанию одноактные драмы типичные образчики декадентской драматургии"; "... Модный буржуазный драматург Н. Н. Евреинов декадент и формалист"; "...Мамоновский театр, культивировавший декадентское искусство (на подмостках его в годы первой миро вой войны дебютировал Александр Вертинский)".

В реальном течении художественной жизни всякая классификация, попытка выделить жанровое образование в чистом виде, чреваты схематизмом. Особенно, когда речь идет о типах зрелищного искусства, грань между которыми зыбка и легко переходима. Тем не менее кабаре и театр миниатюр - две точки, между которыми развивается история театра малых форм в России.

Артистические кабаре, место встреч художников, элитарное убежище для людей искусства, постепенно, шаг за шагом профессионализируется как особый вид искусства, превращается в публичный театр, ориентированный на зрителей, покупающих билеты в кассе. Меняется публика, меняется тип взаимоотношений сцены и зала, меняется язык искусства.

Движение от кабаре к театру миниатюр протекало как в пределах судьбы отдельных театров ("Летучая мышь" и "Кривое зеркало"), так и шире в рамках всей эволюции малых форм зрелищного искусства.

Идея создания актёрского клуба была рассчитана не на публику, а на её полное отсутствие. Собственно, публика и не должна видеть своих театральных героев в будничной обстановке.

В «закрытый» клуб входили актёры Художественного театра: Ольга Леонардовна Книппер-Чехова , Василий Иванович Качалов , Иван Михайлович Москвин , Георгий Сергеевич Бурджалов и Алиса Коонен .

Устав кружка «Летучая мышь» был представлен на регистрацию в городское присутствие, о чём позднее сообщала газета «Русское слово ». .

«Когда выяснилась нужда в особом зале для молодёжи, было присоединено подвальное помещение, в котором одно время помещался кружок артистов Московского художественного театра под названием „Летучая мышь“, устраивавший свои закрытые интимные собрания по ночам по окончании спектаклей. Душой этих собраний был Н. Ф. Балиев, организовавший позднее свою труппу для публичных спектаклей „Летучей мыши“, ставшую вскоре столь популярной в Москве. Для устройства танцевального зала помещение было мною углублено на аршин и по асфальтовой подготовке положен дубовый паркет».- вспоминал позднее хозяин дома

Таким образом, в рождении театрального клуба была нужда, а перспектива его развития раскрылась позднее. О ней создатели театра и не задумывались.

Тарасов

Послепотопный период

Через полтора месяца, в апреле 1908 года , уровень воды в Москве-реке поднялся, и вода выступила из берегов. В некоторых наиболее низких местах в центре города все подвалы были затоплены водой.

«Два-три тёплых дня кряду и несколько дождей сразу настолько дружно продвинули таяние снегов и разрыхлили лёд, что быстрый и многоводный разлив реки Москвы был уже вне сомнения»

После потопа уютный подвал дома Перцова пришлось восстанавливать, и труппа Балиева возобновила свои представления.

«Летучая мышь продержалась полтора коротких театральных сезона в своём первоначальном помещении, испытав весной опустошение от разбушевавшихся вод Москвы-реки»

Полуоткрытый театр

На второй сезон театр начинал свои представления в 21 час 30 минут вечера.

Официальное открытие «подвала» состоялось 18 октября года пародией на премьерный (13 октября 1908 ) спектакль МХАТа «Синяя птица», в котором эту птицу разыскивали Константин Сергеевич Станиславский и Немирович-Данченко . Театр был готов принять 60 гостей, о чём анонсировала газета «Русское слово »:

Надо сказать, что сам спектакль Художественного театра имел огромный успех. На протяжении целого века легендарный спектакль не покидал сцену и был показан не менее четырёх с половиной тысяч раз. Право первого использования сказки автор предоставил именно Станиславскому ; в оформлении спектакля была сложная световая партитура.

Свой юбилей в один год «Летучая мышь» отметила 19 марта 1909 года одновременно с 20-летним сценическим юбилеем Александра Леонидовича Вишневского . Никита Балиев разделил историю театра на «допотопный» и «послепотопный» периоды. Среди гостей были В. А. Серов , Н. А. Андреев и А. В. Собинов , которого на следующий день провожали в Буенос-Айрес. .

Открытый театр

Театр в Милютинском переулке

Вначале «Летучая мышь» жила без рекламы и публикаций, которые заменяла московская молва. Все мечтали попасть в театр и увидеть своими глазами, что же там происходит за его закрытыми дверьми. И театр становился всё более открытым, теряя свою интимность.

«Тарасов - изящный юноша с бархатными глазами на красивом матовом лице. Он обладал тонким вкусом и счастливой внешностью. Судьба была на редкость милостива и щедра к нему. Но Тарасов носил в себе жажду радости жизни, но никогда не мог её утолить, не мог её испытать» .

Спектакль в Художественном театре был отменён.

Коммерческий театр

Со временем в программах театра всё сильнее стало проявляться эстетство, стремление к утончённой изысканности.

Атмосфера театра

Стены театра-кабаре были увешаны карикатурами и шаржами на театральные темы. Над входом в театр висела надпись «Все между собой считаются знакомыми» , и желанные гости «Летучей мыши» могли расписаться в знаменитой книге рядом с автографами самого К. С. Станиславского , В. С. Качалова , О. Л. Книппер-Чеховой , Рахманинова и Айседоры Дункан . «Околотеатральная публика» сразу попадала в самую гущу полной событий закулисной жизни. Словно проникнув в театр со служебного входа, зритель совершал захватывающее путешествие в мир театральных кулис, чувствуя себя интимно причастным художественной сфере.

Представления в «Летучей мыши» начинались в 23 часа 30 минут вечера. Зрители рассаживались по своим местам, гасился свет, а из партера на сцену, крадучись, направлялись актёры. Одетые в развевающиеся, как крылья летучей мыши чёрные балахоны, они, в такт мерцания красных лампочек, шёпотом напевали: «Мышка - летучий мой зверёк, мышка легка, как ветерок» . Уже вовлечённая в процесс публика чувствовала себя на «равной ноге» со знаменитыми артистами. Экспромты «случайно» оказавшихся в подвальчике «Летучей мыши» Веры Николаевы Пашенной , Николая Фёдоровича Монахова и даже Мари Петипа , на самом деле были продуманы и даже оплачены Балиевым. Таким образом, достигалось полное слияние зрительного зала и сцены. Богема состояла из коммерсантов, респектабельных чиновников и преуспевающей интеллигенции, которая играла в «художников» и «лицедеев».

Театр в подвале дома Нирнзее

Благодаря большому количеству поклонников театра-кабаре и успеху спектаклей, в 1915 году «Летучая мышь» переехала в специально приспособленный театр с функциональной сценой, зрительным залом и буфетом. Спектакли игрались в подвале доходного дома № 10 на Большом Гнездниковском переулке, называемым «Первым домом Нирнзее », который в то время казался небоскрёбом.

В театре-кабаре «Летучая мышь» воплощал свои творческие замыслы балетных постановок Касьян Ярославич Голейзовский , представляя дивертисментные отделения .

Но время порождало «настроение ностальгической грусти по уходящему прошлому и усталой растерянности перед непонятным будущим» .

В 1920-х годах с частью труппы «Летучей мыши» Балиев отправился в европейское турне. До 1922 года как-то пытались сохранить репертуар, но «Летучая мышь» в России умерла.

Ещё в 1918 году Эфрос написал пожелание на десятилетие театра:

«Пусть, что случилось опять случится. Пусть снова дѣйствительность превзойдет всѣ мечты и желания »

Репертуар (1908-1920)

Репертуар кабаре представлял собой юмористический взгляд на постановки Художественного театра; в своей позиции «человека со стороны», позволяющей с особой остротой обнаружить комизм явлений и ситуаций, в которых «человек изнутри» мог видеть незыблемую закономерность. Многоликие актёры по нескольку раз в день меняли образы и характеры. Сначала в репертуаре «театра импровизированных пародий » были юмористические миниатюры и скетчи на постановки Художественного театра. Николай Балиев был одним из остроумнейших конферансье , его репризы создавали особую яркость театральных вечеров «Летучей мыши». Потом репертуар наполнился музыкальными и драматическими спектаклями. Постановки стали тяготеть к изысканности и элитарности, рассчитанной на состоятельную публику. Театр жил в собственном помещении со всеми необходимыми цехами декораторов, и в театре уже была постоянная труппа.

В репертуаре театрального кабаре были миниатюры :

«Синяя птица » (1908, пародия на спектакль МХТ) Миниатюра «Часы» - из коллекции французского фарфора , исполняли Т. Оганесова и В. Селиверстова «Под взглядом предков» - старинный гавот исполняли Т. Оганесова, Я. Волков, Т. Х. Дейкарханова, В. Селивестрова «Констанцский собор » на музыку А. Архангельского и слова А.Майкова , исполняли Я. Волков, А. Карницкий, М. Ефремов, Б. Васильев, А. Соколов, Н.Соколов, Б. Подгорный «Казначейша». Сцены по М. Ю. Лермонтову. Участники: Казначей - И. И. Лагутин, Штабс-ротмистр - Я.Волков, Казначейша - Е. А. Туманова «Заря-Заряница» на стихи Фёдора Сологуба и музыку Суворовского. Исполняли Т. Оганесова, Л. Колумбова, Н. Хоткевич, С. Туманова, А. Соколов, В. В. Барсова , Н. Веснина. «Лунная серенада», актриса Н. В. Месхиева-Кареева (Н. В. Алексеева - Месхиева) Инсценированная картина Малявина «Вихрь». «Бабы»: Е. А. Туманова, Т. Х. Дейкарханова, Л. Колумбова, В. В. Барсова , В. Селиверстова, А. Соколова «Ревизор », 1909 (коротко, легко, сжато, метко, зло, остроумно) «Мария Стюарт » - пародия Н.Тарасова на спектакль Малого театра , 1910. «Скандал с Наполеоном, или неизвестный эпизод, происшедший с Наполеоном в Москве» (о великом Наполеоне и его пропавшем шофёре) - буффонада Н.Тарасова, 1910. Инсценировка «Братья Карамазовы » (в спектакле Немирович-Данченко и Александр Сумбатов сидят за столиком и пьют коньяк , с участием Фёдора Шаляпина , 1910) Сцены, поставленные по поэме Пушкина «Бахчисарайский фонтан » на музыку А. Архангельского. Роли исполняли: Мария - Н. Хоткевич, Зарема - Т.Х Дейкарханова, Хан - В. А. Подгорный «В лунном свете» (французская песенка), которую исполняли А. К. Фехтнер, Н. А. Хоткевич, В. Селиверстова, Т. Оганесова, Н. Веснина «Рыцарь, проигравший жену чёрту». Пьеса М.Кузьмина, в которой эту жену играли Н. А. Хоткевич, Л. А. Гатова, Т. Х. Дейкарханова «Русская игрушка Посада Сергиева». Музыка А. Архангельского. В спектакле заняты А. К. Фехтнер, М. Борин, К.Коринкт (?) «Бриган Папаша» или «зло побитый мезальянщик». Водевиль М.Долинова с пением. Исполнители: Н. А. Хоткевич, И.Лагутин, А. Фехтнер, Я.Волков «Магазин мадам Бурдье» - сцены уходящей Москвы. Актёры: Н. Милатович, А. Фехтнер, В. Барсова, И. Лагутин, Т. Оганесова «Благотворительный концерт в Крутогорске» - Исполнители: Н.Балиев, Е.Женин, Н.Хоткевич «Мать», сцены по М.Горькому с участием В. А. Подгорного в роли Тимура Ленча «Каприз Вогдыхана». По рассказу А.Ронье . Исполнители В. А. Подгорный, А. Соколов, Я. Волков «Серенада Фавна» на музыку Моцарта , роли исполняли В. В. Барсова , Е. А. Туманова и А. Соколова «Крокодил и Клеопатра», в котором роль Клеопатры исполняла Е. А. Туманова, затем Н. М. Хоткевич, В. К. Селиверстова «Катенька». Забытая полька 80-х годов. Роли исполняли В. В. Барсова, А. К. Фехтнер, М. Борин Опера (?) Гумпердинка , переведённая и поставленная Николаем Званцевым , 1911 «Пер Гюнт » (драматическо-музыкальная поэма Балиева в десяти картинах, 1912) «Сорочинская Елена» - пародия на спектакли «Сорочинская ярмарка», К. Марджанова и «Прекрасная Елена», А. Таирова , 1913 «Обозрение театров: крупнейшие провалы недавно начавшегося сезона». «Екатерина Ивановна» - пародия на пьесу Л.Андреева , 1913 «Граф Нулин » на музыку Алексея Архангельского, 1915. «Пиковая дама » , 1915. С участием Т. Х. Дейкархановой «Шинель » Гоголя, в роли Акакия Акакиевича В. А. Подгорный, А. Соколов, А. Милатович, Ефремов, И. Лагутин, Е. Женин, М. Борин «Ссора Ивана Ивановича с Иваном Никифоровичем», сцены по Гоголю. Иван Иванович - В. А. Подгорный Дивертисментные отделения К. Я. Голейзовского ,1916 «Песенка Фортунио» на музыку Ж. Оффенбаха (20-минутная миниатюра, ) «Итальянский салат»; «О гетере Мелитис» (стилизованная мистерия, ) «Лев Гурыч Синичкин» - водевиль Д. Т. Ленского «Что случилось с героями „Ревизора“ на другой день после отъезда Хлестакова» (пародийный номер) «Свадьба при фонарях» () «Утка о трёх носах» (трёх­актная оперетта Э. Жонаса, ().

Революция

В 1920-х годах труппа давала концерты по частям Красной Армии. Театр выступал в огромных железнодорожных депо для рабочих и служащих. С частью труппы Балиев направился в Баку , затем в Турцию , так как попытки продлить жизнь «Летучей мыши» на родине были бессмысленны. Театр Балиева отправился в мировое турне, без возвращения на Родину.

Труппу Никиты Балиева вывез в Лондон театральный антрепренёр сэр Чарльз Блейк Кокрэн

Песни из репертуара «Летучей мыши» были записаны рекорд компанией «Columbia Graphophone Company» на пластинку, на стороне «А»: «Round the Hay Wain» (англ.) , на стороне «В»: Баркаролы на русском языке, в сопровождении оркестра театра «Водевиль» под управлением C.Когана. Аранжировка Александра Варламова .

Никита Балиев подружился с американскими драматургами общества «Круглого стола» (англ. Algonquin Round Table ). В один вечер был поставлен спектакль «No Sirree! » с музыкальным сопровождением Яши Хейфеца , среди музыкальных номеров была песня Дороти Паркер «The Everlastin Ingenue Blues», которую исполнял Роберт Шервуд в сопровождении «хора девушек»: Таллула Бэнкхед , Хелен Хейз и Мэри Брэндон (Mary Brandon) . Спектакль выдержал 15 представлений. Театр Балиева представил спектакль по пьесе Александра Милна «Mr. Pim Passes By» («Мистер Пим проходит мимо»).

Ревю на Бродвее

С 4 февраля до конца сезона, июня года, «Chauve-Souris» показала на Бродвее 153 представления в «Forty-Ninth Street Theatre» на 49-ой улице.

  • Создатели
Программу представили продюсеры Моррис Гест и F. Ray Comstock (Ф. Рей Комсток) Дирижёр Илья Златин (Elie Zlatin) Музыка: Леон Ессель, Алексей Архангельский (Alexei Archangelsky) и Фрэнк Уоллер Текст: Фрэнк Уоллер, Баллард Макдональд , Алексей Архангельский и Александр Афанасович Идея - Никита Балиев Артистический директор - Никита Балиев Сценография и костюмы - Николай Ремизов (Nicholas Remisoff) и Сергей Судейкин (Sergei Soudeikine) Артистический консультант: Александр Койранский (A. Koiransky)
  • Актёрский состав
Внешние изображения
Никита Балиев в журнале «Time»
Рисунок - Nicolas Remisoff
M. V. Dobuzhinsky эскиз к спектаклю «Марш деревянных солдатиков»

Постановка была показана во второй программе ревю «Chauve-Souris» на Бродвее в «Fairyland theatre», в июне года, и произвела настоящую сенсацию. Это уже была не просто пьеса, а целое пятиминутное произведение, очень информативное, с колоритной аранжировкой, с ритмическим переходом от марша к фокстроту, в инструментовку вписали фортепиано и вокальные партии для мужского квартета, партии для скрипки и виолончели; партитуры для небольшого состава военного оркестра; соло мандолины с гитарой, мандолины с фортепиано и гитары с фортепиано.

Оформлял спектакли художник Мстислав Добужинский .

В программе было 13 номеров в два отделения. Актёры:

Г-жа Тамара Дейкарханова (Mme.Tamara Deykarhanova), Г-жа Dianina (Mme. Dianina), Г-жа Фишнер (Mme. Fechner), Г-жа Бирс (Mme.Birse), Г-жа Ершова-Долина (Mme. Ershova), Г-жа Василькова (Mme. Vassilkova), Г-жа Ломакина (Mme. Lomakina), Г-жа Кочетовская (Mme. Kotchetovsky), Г-жа Карабанова (Мара Крэг) (Mme. Karabanova) и Г-жа Комиссаржевская (Mme. Komisarjevskaia)

Г-н Далматов (Mr. Dalmatoff), Г-н Городецкий (Генварский) (Mr. Gorodetsky), Г-н Салама (Mr. Salama), Г-н Бирс (Mr. Birse), Г-н Эмиль Борео (Mr. Emil Boreo), Г-н Давыдов (Mr. Davidoff), Г-н Jourist (Mr. Jourist), Г-н Kochetovsky (Mr. Kochetovsky), Г-н Мариевский (Mr. Marievsky), Г-н Стояновский (Mr. Stoianovsky), Г-н Зотов (Mr. Zotov), Г-н Дубинский (Mr. Doubinsky), Г-н Малахов (Mr. Malakoff), Г-н Вавич (Mr. Wavitch), Г-н Гонтачаров (Mr. Gontacharoff)

Турне и дальнейшая судьба

Балиев участвовал в творческих вечерах Тэффи , Дон-Аминадо и Мунштейна .

Начиная с 10 октября по 17 декабря года на сцене ньюйоркого «Cosmopolitan Theatre» компания Балиева дала 80 представлений - шоу на два отделения, с музыкальными аранжировками Алексея Архангельского.

С 12 по 21 августа года в «Royale Theatre» Глеб Елин (Gleb Yellin) показывал новое русское музыкальное ревю в два акта под названием Chauve-Souris .

Фильмография

Комментарии

Примечания

  1. Театральная энциклопедия. В 5 томах + дополнительный том = комплект из 6 книг / Редактор Стефан Мокульский. - М .: «Советская энциклопедия», . - 6098 с.
  2. Е.Д.Уварова Энциклопедия «Эстрада в России XX век». - М .: «Олма-Пресс», . - 864 с. - 5000 экз. - ISBN 5-224-04462-6
  3. Н. Е. Эфрос «Театръ "Летучая мышь" Н. Ф. Балiева. 1908 - 1918» = Обзоръ десятилѣтней художественной работы перваго русскаго театра-кабарэ / Текстъ Н. Е. Эфроса. - Печатано въ художественныхъ мастерскихъ журнала "Солнце Росiи". - М ., 1918. - 76 с. - ISBN 978-599-898-592-8
  4. на сайте «Газетные старости» . Архивировано
  5. «Русское слово », от 17 марта 1908 года
  6. «Дом Перцова: архитектура и жизнь» . Архивировано из первоисточника 9 апреля 2012. Проверено 3 апреля 2011. - Журнал «Русское искусство»
  7. Тарасовы . Архивировано
  8. портрет из архива А. Фролова. Николай Тарасов . Архивировано из первоисточника 22 ноября 2012.
  9. Московскiя вѣсти , от 20 марта 1909 года
  10. на сайте Фотографии старой Москвы: oldmos.ru
  11. «Русское слово » от 23 апреля 1908 года
  12. Синяя птица (1908) (рус.) . на сайте Театрального музея им. А. А. Бахрушина. Архивировано из первоисточника 27 июля 2012.
  13. Образы, созданные актёрами МХТ на открытках - на сайте ArtPages
  14. Синяя птица (рус.) . на сайте МХАТа. Архивировано из первоисточника 27 июля 2012.
  15. Московскiя вѣсти , Рецензия от 14 апреля 1909 года
  16. «Новое время » от 14(01) апреля
  17. В книге - 1916 год : К.Голейзовский «Жизнь и творчество» / В.П.Васильева . - М .: «ВТО», . - С. 540. - 579 с. - 15 000 экз.
  18. . Фотографии из книги Н.Е.Эфроса (рус.) . неофициальный сайт Евгения Петросяна. Архивировано из первоисточника 27 июля 2012.
  19. Хор театра «Летучая мышь» Н.Балиева, оркестр театра «Водевиль», дирижёр С. Коган (рус.) . Russian-Records. Архивировано из первоисточника 27 июля 2012.
  20. «Morris Gest Presents Nikita Balieff, Théatre De La Chauve-Souris» = A statement by Morris Gest. 12-16 Program. - United States, . - 38 с.
  21. The Broadway League // - ibdb internet Broadway Database
  22. Chauve-Souris 1922. 49th Street Theatre (англ.) . playbillvault.com (February 4, 1922 - June 1, 1922). Архивировано из первоисточника 27 июля 2012. Проверено 24 января 2012.

Г.С.Бурджаловым и другими актерами Художественного театра. Первоначально существовал как клуб актеров этого театра.

Вечера «Летучей мыши» (первый – пародия на спектакль Синяя птица – состоялся 29 февраля 1908 в подвале дома Перцова на Пречистенской набережной) носили характер импровизации и были рассчитаны на артистическую и художественную богему. Они состояли из шуточных выступлений К.С.Станиславского, О.Л.Книппер-Чеховой, В.И.Качалова, А.Г.Коонен, пародий на спектакли театра. Летучая мышь, существо, которое не признают своим ни птицы, ни звери, изображенная на занавесе театра, также служила иронической отсылкой к чайке – символу Художественного театра.

После загадочной смерти Тарасова в 1910, являвшегося душой и спонсором вечеров, Балиев вынужден был сделать представления платными, что повлияло и на состав публики, и на репертуар (к тому времени из-за наводнения 1909 театр переехал в Б.Милютинский переулок, д.14, ныне ул. Мархлевского). Актерский ночной клуб, отделившись от МХТ, превратился в самостоятельный репертуарный театр, ориентированный на образованную состоятельную публику. Его новый статус окончательно оформился в 1912, когда Н.Ф.Балиев, оставшись конферансье, служил и директором, и художественным руководителем театра.

1910-е были временем «кабаретной эпидемии» в театральной жизни России. Вслед за «Летучей мышью» открываются кабаре Б.К.Пронина «Лукоморье», «Привал комедиантов» и «Бродячая собака», «Дом интермедий» В.Мейерхольда в Петербурге. Возникновение кабаре стало феноменом в искусстве театра Серебряного века, вызванным к жизни интересом к пародии и стилизации, который испытывали символисты, художники круга журнала «Мир искусства». «Летучая мышь» стала первой ласточкой. Успехом пользовались стилизованные миниатюры – жанр оживших картин: Вятские игрушки , Бабы Ф.А.Малявина , Японский веер , Китайский фарфор ; мелодекламация (стихи П.Беранже), инсценированные романсы (Не искушай , Как хороши, как свежи были розы ), буффонады (Скандал с Наполеоном ). Актеры Художественного театра по-прежнему охотно выступали в кабаре. Балиев использовал жанр любительских вечеров: танцы, анекдоты, каламбуры, шарады, песенки. Публику привлекал и остроумный конферанс Балиева, который строил свои выступления на «скандале», сталкивании полярных мнений. Его скетчи, репризы, пародии, остроумные объявления номеров были «изюминкой» вечеров. Авторами текстов были: А.З.Серполетти, Л.Г.Мунштейн (редактор журнала «Рампа и жизнь»), Т.Л.Щепкина-Куперник, Н.А.Тэффи с дочерью, поэтессой Е.Бучинской, А.Н.Толстой, И.Г.Эренбург. Будучи театром высокого вкуса, кабаре легко улавливало художественную моду, делало доступным для публики открытия большого искусства.

В театре сформировался тип синтетического актера: чтеца, танцовщика, певца, импровизатора. В составе труппы: В.А.Подгорный, Я.М.Волков, В.Я.Хенкин, Я.Д.Южный, К.Э.Гибшман, Т.Х.Дейкарханова, Е.А.Маршева, А.Ф.Гейнц, Е.А.Хованская и др. Режиссировали В.В.Лужский, И.М.Москвин, Е.Б.Вахтангов, сам Балиев.

С 1914 театр, не меняя названия, по типу приблизился к театру миниатюр. От изящных высокохудожественных пустячков театр перешел к постановке сценических миниатюр, построенных на основе классической оперетты, водевиля (Шесть невест и ни одного жениха Ф.Зуппе, Свадьба при фонарях Ж.Оффенбаха), к инсценировкам произведений классиков: Пиковая дама и Бахчисарайский фонтан А.С.Пушкина, Тамбовская казначейша М.Ю.Лермонтова, Нос , Шинель , Коляска , Миргород Н.В.Гоголя, Жалобная книга , Хамелеон А.П.Чехова, (режиссер А.А.Архангельский).

В 1915 театр переехал в подвал нового доходного дома Э.Нирнзее в Б.Гнездниковском переулке, 10. Это был третий его адрес (ныне помещение Учебного театра РАТИ). Фойе и занавес театра расписал С.Судейкин (впоследствии, в эмиграции он продолжил сотрудничество с театром наряду с М.Добужинским, Н.Анненковым, чья жена, балерина Е.Гальперн, была актрисой «Летучей мыши»). Здесь впервые зазвучал голос В.Барсовой, появились Р.Зеленая, И.Ильинский, выступала Сатирическая капелла под управлением И.В.Москвина, читал стихи В.И.Качалов.

В феврале 1917 откликами на политические события стали обозрение Страницы русской истории , гротеск В 12 часов по ночам . Оперетты Ж.Оффенбаха Прекрасная Елена и Орфей в аду были последними постановками театра при Балиеве (1918). Изящная, но несозвучная революции эстетика кабаре плохо сочеталась с новым временем.

В 1919 Балиев, настороженно относившийся к революции, увез труппу на гастроли в Киев, затем вернулся, но в 1920 уехал с частью труппы уже в эмиграцию, в Париж, затем в Нью-Йорк, где возродил театр.

В России же продолжала работать оставшаяся часть труппы под руководством режиссера К.Кареева. Без руководства и конферанса Балиева это был уже другой театр, хотя репертуар не изменился. Попытками реанимировать былую славу театра явилось приглашение режиссеров А.Архангельского, Н.Евреинова, В.Мчеделова (последний поставил пьесу А.Ремизова Царь Максимилиан , сезон 1921–1922). Спектакль стал удачей театра на фоне целого ряда скучных вечеров и заполненного наполовину зрительного зала. Оставшуюся в Москве часть труппы в шутку называли «засахаренной мышью». В 1922 за неуплату аренды помещения театр навсегда покинул дом Нирнзее, где его место заняло кабаре «Кривой Джимми» (будущий московский театр Сатиры). Часть труппы «Летучей мыши» влилась в состав этого коллектива. И хотя жанр нового театра был родственен театру Балиева, его стиль был острее, грубее, примитивнее тонкой, лиричной, филигранной манеры «Летучей мыши», детища Московского Художественного театра.

В 1989–2001 – Г.Гурвич возродил на сцене Студии киноактера театр миниатюр под легендарным названием (авторы идеи М.Захаров и Г.Горин).

Елена Ярошевич



Рассказать друзьям