Театр Российской Армии: схема большого зала, контактная информация. Театр Советской армии: адрес, как добраться Сцена театра советской армии

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Занимает свою особую нишу среди иных московских храмов Мельпомены. Во-первых, потому что это первый ведомственный театр Министерства обороны. И хотя потом по его образцу по всей стране были созданы еще несколько подобных (преимущественно в столицах военных округов), он остается первым и столичным.

Рождение театра

За всю свою историю, а первых зрителей театр принял 6 февраля 1930 года (создан был на основе нескольких агитбригад, работавших с 1929 года), он, и это понятно, не раз переименовывался. Но люди старшего поколения всегда будут помнить его как Театр Советской армии.

Потому что именно на эти годы пришелся его расцвет, и он никогда не терялся на фоне «модных» коллективов. И даже в то время, когда за билетами на спектакли «Добрый человек из Сезуана» и «Антимиры» из репертуара театра на Таганке выстраивались огромные очереди, в храме Мельпомены на Суворовской площади, дом 2, ставились не менее посещаемые постановки - «Мой бедный Марат» и «Дядя Ваня», шедшие потом с неизменным успехом много лет.

Менялись эпохи - менялись названия

Так вот, в разные годы коллектив назывался по-разному - театром Красной армии он был до 1946 года, затем, вплоть до 1991 года, в наименовании термин «Красной» поменялся на «Советской». В 1951 году было внесено добавление - «центральный» (сокращенно театр стал называться ЦТКА), а в 1975 году было добавлено еще «московский академический», повышающее статус театра. В наше время, после 1993 года, его полное название звучит так - Центральный академический

Особенности

Характерной особенностью этого является то, что актерам театра определенное время работы в нем зачисляется как служба в армии. Достоянием театра является его здание, которое было построено специально для него. Проектом руководил замечательный архитектор Каро Семенович Алабян (совместно с В. Н. Симбирцевым), ставший позднее главным архитектором Москвы. С театром его связывает и женитьба на К. Алабян создает уникальный, невиданный проект театрального здания. Построенный в форме пятиконечной звезды, будущий Театр Советской армии имел в своем распоряжении два зала - большой, на 1800 мест, и расположенный над ним малый, способный вместить в себя 500 зрителей. Задумывался он как репетиционный, но стал использоваться как малая сцена.

Театр-монумент

Безусловно, строительство было показательным и амбициозным (создавалось здание-монумент, символизирующее мощь Красной армии) - театр стал самой крупной сценической площадкой Европы. В нем было новым все - форма сцены и зала, количество гримерок и подсобных помещений, машинное отделение под сценой было снабжено новейшими механизмами. Жемчужиной столицы стало само по себе здание, в котором разместился Театр Советской армии. Как добраться до него, стало одним из главных вопросов у приезжих. Начатое в 1934 году, строительство закончилось к 1940, и, по мнению специалистов, положило начало шедевром которого здание, безусловно, является. Театр украшает Суворовскую площадь и является достопримечательностью столицы.

Точно выверенный репертуар

Свою творческую деятельность Театр Советской армии начал спектаклем «К.В.Ж.Д.» по сценарию С. Алимова, посвященного событиям на востоке страны, на железной дороге, ведущей в Китай. Спектакль был поставлен учеником Мейерхольда, В. Федоровым, его премьерный показ состоялся, как было указано выше, 6 февраля 1930 года. Эта дата стала днем рождения нового московского театра, спектакли которого до 1934 года, года открытия грандиозной сцены на Суворовской площади, дом №2, шли в зале дома Красной армии. 300 спектаклей были созданы на сценах театра, и он никогда не имел узкой направленности репертуара. Всегда наряду с военной тематикой присутствовала мирная - с большим успехом ставилась зарубежная и отечественная классика. Спектакль «Учитель танцев» Лопе де Вега, с легендой театра Зельдиным в главной роли, принес коллективу такую славу и популярность, что на основе произведения испанского классика был создан одноименный фильм с тем же составом актеров. Спектакль, поставленный в 1946 году, шел на сцене театра 1900 раз. С ним может сравниться только пьеса А. Гладкова «Давным-давно», выдержавшая 1200 показов. Эти постановки в репертуаре театра присутствуют и сейчас.

Великие кормчие

Возглавлял Театр Советской армии (адрес: № 1 - здание ЦДКА им. Фрунзе) в первые годы его существования Владимир Месхетели. Ему удалось привлечь легендарного к должности художественного руководителя. Но последний прослужил на этом посту недолго. Расцвет театра неразрывно связан с именами отца и сына Поповых, которые руководили коллективом - старший Алексей Дмитриевич - с 1934 по 1958 годы, младший, Андрей Алексеевич (легенда кино и театра Советской России), возглавит труппу в 1963 году. Ему на смену в 80-е годы придет ученик Борис Афанасьевич Морозов, который после блестящей карьеры на посту главного режиссера этого театра покинет его. Вернется он на этот пост по приглашению директора театра Виктора Якимова в 1995 году. В этой должности, совмещая ее с преподавательской деятельностью, профессор Борис Морозов состоит и поныне. К лучшим, знаковым спектаклям театра на протяжении всей его деятельности можно отнести блестящие постановки, которые осуществлялись под руководством именно этих главных режиссеров - А. Д. Попова, А. А. Попова и Ю. А Морозова. Неоднократно постановки театра удостаивались театральных премий, в том числе «Хрустальной Турандот».

Местонахождение театра

Стремясь увидеть легендарные спектакли, москвичи и гости посещают бывший театр Советской армии, адрес которого известен абсолютно всем. На одной из известнейших площадей Москвы, находящейся в Центральном округе столицы, площади им. Суворова, легендарного полководца, расположены и здание театра армии, и здание дома армии, разместившегося в старинной усадьбе Салтыковых, которая является памятником архитектуры XVIII века. В нем и проходили спектакли до 1934 года. Еще одно здание, расположенное на этой площади - гостиница «Славянка». Все здесь напоминает о воинской славе России. Имея представление о том, где находится легендарный Театр Советской армии, как добраться до него, узнать не составит труда. Ближайшая станция метро, имеющая выход на Суворовскую площадь - «Достоевская».

Замечательный коллектив

Труппа легендарного театра всегда была его гордостью. В большинстве своем она пополнялась за счет выпускников училища, которое имел при себе Театр Советской армии. Актеры стремились остаться в стенах альма-матер. Собственно, каждая труппа популярного столичного театра имеет прекрасный состав актеров - когда-то их больше, когда-то меньше. Теряет заведение популярность, теряет и цвет актерского состава. Фамилии звезд первой величины с самого первого дня украшали афиши театра. Перечислить только народных артистов и любимцев публики не представляется возможным. И сейчас фамилии ведущих актеров знают все, даже те, кто никогда не бывал в столице, и никогда не посещал Театр Советской армии. Москва всегда по праву гордилась этим храмом искусств.

Театр Российской армии в Москве – уникальное академическое театральное учреждение, находящееся в ведении Министерства обороны и не имеющее аналогов в мировом «театральном пространстве». Это относится к истории и организации театра, а также к громадным размерам великолепного здания и сценической площадки, которая считается самой огромной в Европе.

История

Рождение самого театра, который именовался Центральным театром Красной армии, восходит к 1929 году, когда был поставлен самый первый спектакль, посвященный военному конфликту в Манчжурии на границе с Китаем.

И только в 1934 г. начали возводить здание, строительство которого завершилось спустя 6 лет – в 1940 г. По итогам проведенного конкурса, было выбран проект, разработанный главным архитектором Москвы Каро Алабяном в сотрудничестве с В.Н. Симбирцевым.

Величественное, трехъярусное, композиционно сложное здание в форме пятиконечной звезды считается монументальным архитектурным шедевром стиля «сталианс» - «сталинского ампира», объединившего элементы классицизма, барокко, наполеоновского ампира и неоготики. В здании Театра десять этажей. Шесть из них занимает Большой зал на 1900 мест и Малый - на 400 зрителей.

Уникальная особенность Театра состоит в масштабности размера сцены и мощности сценических механизмов, проекты которых, включая сложные подъемно-поворотные конструкции двенадцати платформ, разработал инженер Иван Мальцин. Благодаря введению в эксплуатацию столь серьезных конструкторских разработок, площадь сцены способна трансформироваться в любые сложные пространства. Появилась возможность осуществлять замыслы театральных художников по сценографическому оформлению спектаклей с воспроизведением массовых сражений, средневековых интерьеров и горных пейзажей. Уникальная сцена позволила создавать мир реальности с участием автомобилей, танков, воинских подразделений и кавалерии.

Оформлением и фресковой росписью театра занимались самые талантливые живописцы, художники-монументалисты и графики: Александр Дейнека, Лев Бруни, Александр Герасимов, Илья Фейнберг, Владимир Фаворский с сыновьями, Соколов-Скаля. Светильники и предметы интерьера были изготовлены по спецзаказу.

В 1951 г. театральную площадку переименовывают в Центральный театр Советской армии, который в 1975 г. получает звание академического. В 1993 г. знаменитый театр становится Центральным академическим театром Российской армии.

Постановки и коллектив

Дебютный репертуар театра состоял в основном из патриотических пьес блестящих писателей и драматургов, - Константина Симонова, Виктора Астафьева, Юрия Бондарева, Василия Быкова, Виктора Гроссмана, позднее - Булата Окуджавы и Владимира Мотыля.

Наиболее часто (больше 1200 раз) за всю историю театра ставилась пьеса Александра Гладкова «Давным-давно», на основе которой Эльдар Рязанов снял прославленную киноленту «Гусарская баллада».

Постепенно репертуар расширился за счет классических творений мировой драматургии. За время работы театра были поставлены многочисленные спектакли, заслужившие любовь зрителей и престижные награды. На двух сценах проводят музыкальные концерты, 3-D мюзиклы, спектакли – драмы, трагедии и комедии, мюзиклы для детей и взрослых, сольные концерты, творческие вечера, детские празднества.

Среди спектаклей знаменитые пьесы Александра Островского, Чехова, Алексея Толстого, европейская классика – Шекспир, Гольдони, Лопе де Вега, произведения Булгакова, Жана Сармана, Бронислава Нушича, Джеймса Голдмена, комедии Эдуардо Де Филиппо, гротескный реализм Юрия Полякова, драмы Алексея Арбузова.

Театр Армии - это коллектив талантливых и многогранных артистов. В первое время сцена являлась местом прохождения армейской службы лучших выпускников театральных училищ и молодых актеров. Позднее ведущими актерами театра Российской армии были Владимир Зельдин, Нина Сазонова, Федор Ченханков, Лариса Голубкина, Людмила Чурсина, Евгений Стеблов, Людмила Касаткина, Борис Плотников, и другие звезды сцены и кино. Здесь работали Александр Домогаров, Юрий Комиссаров, Ольга Кабо.

Сегодня сцену театра украшают своим творчеством и опытные артисты, и актеры молодого поколения. Талантливые режиссеры стремятся обновлять репертуар, вносить творческие изменения в постановки, радовать зрителя интересными новинками. Именно сюда идут любители и знатоки, чтобы ощутить высочайший профессионализм русской театральной школы, известной во всем мире.

Видео телеканала Москва 24 о Театре Российской армии:

Поразительное архитектурное решение, грандиозные размеры здания и главного зала, впечатляющие возможности сцены и особая организация мероприятий - под контролем Министерства обороны РФ. Все озвученное - Центральный в Москве.

О театре

Театр тогда еще Красной Армии начал свою славную деятельность в 1930 г. Его домом решено было сделать поразительный шедевр сталинского ампира - здание формы громадной пятиконечной звезды, спроектированное В. Н. Симбирцевым и К. С. Алабяном. В эксплуатацию оно было введено десять лет спустя - в 1940 г.

Если посмотреть на схему Большого зала Театра Российской Армии, то не придется сомневаться в том, что он признан самым масштабным среди всех залов мировых драмтеатров. Высотой в 6 этажей, рассчитанный более чем на 1,5 тыс. зрителей, он запоминается всем побывавшим здесь. Отдельного внимания заслуживает и сцена, признанная самой большой в Европе, здесь возможно и развернуть натуральную сцену баталии, и выстроиться целому воинскому подразделению, и даже свободно ездить на автомобиле.

Купить билеты на спектакли, представления, концерты и иные мероприятия можно как в кассах театра, так и онлайн на его официальном сайте и в виртуальных билетных кассах.

Схема Большого зала Театра Российской Армии дополнительно свидетельствует о его масштабности и грандиозности. Но самая большая гордость - это труппа, коллектив режиссеров-постановщиков.

"Москва украсилась новым замечательным сооружение: построен Центральный театр Красной армии. Грандиозное, монументальное здание театра возвышается на площади Коммуны, одной из наиболее просторных площадей столицы. Оно радует глаз своим чудесным архитектурным обликом, стройной гармонией форм, необычными объемами, высотой. Помимо своего основного назначения - быть центром театральной культуры Красной армии, театр должен служить и великим архитектурным памятником героической армии страны социализма, памятником, который будет существовать многие и многие века. Поэтому зданию театра придана в плане форма пятиконечной красноармейской звезды. Эта эмблема проходит основным, ведущим мотивом во всей архитектуре здания." - журнал "Техника молодежи" 1940 г.

Пройти мимо здания, которое, по мнению некоторых историков, является знаковым в советской архитектуре (начало сталинского ампира), мы не смогли. И одной летней ночью попробовали незаметно попасть внутрь. Зная, что театр относится к Министерству обороны и в нем проходят военную службу по призыву, мы предположили, что через несколько часов после отбоя все будут в объятьях Морфея.

Наша догадка оказалась верной.

01. Свою историю театр Красной Армии начинает в 1929 году. В этот год, по инициативе Политуправления Рабоче-крестьянской Красной армии (ПУ РККА), из нескольких агитбригад, для обслуживания войск Красной Армии и их командиров, был образован театр. 6 февраля 1930 года был показан первый спектакль-обозрение "К.В.Ж.Д." (режиссер – В.Федоров, сценарий С. Алимов) посвященный Вооруженный конфликт между Китаем и Советским Союзом в 1929 году из-за южной ветки Транссибирской магистрали. Изначально этот участок дороги был построен по договоренности с Китаем, еще при Российской империи, но после Октябрьской революции (1917 г.), его национализировал Харбинский Совет рабочих и солдатских депутатов. Через две недели китайские войска объяснили, что так делать не надо и разогнали Харбинский Совет. В 1924 году правительство СССР договорилось с Китаем и дорога перешла в управление советской стороне. Но в 1929 году Китай захватывает КВЖД. Теперь уже Красной Армии приходиться доходчиво объяснять китайцам, что так делать не надо и за два с половиной месяца устраивает полный разгром китайским войскам и восстанавливает управление над дорогой. В 1932 году, японские войска захватывают Харбин и присоединяют к образованному в этом же году марионеточному государству Маньчжоу-го. В свете этих событий Советская власть после многомесячных переговоров продает КВЖД правительству Маньчжоу-го. Через 13 лет Красная Армия вычеркнула из истории марионеточное государство Маньчжоу-го и забрала обратно дорогу, а в 1952 году в знак доброй воли СССР дарит её Китаю на безвозмездной основе. Эта дата считается днем рождением театра. До появления отдельного здания, театр играл свои спектакли в Краснознаменном зале Дома Красной Армии (Сейчас - Культурный центр Вооружённых Сил Российской Федерации) и часто гастролировал по красноармейским частям и гарнизонам.

02. В 30-е годы в СССР начался бесконтрольный снос памятников архитектуры, которые по мнению партии, символизировались, с царской властью. Взамен старых символов, требовались новые - демонстрирующие ценности молодого и амбициозного государства. Для архитекторов того времени, характерны поиски нового, особого "пролетарского" стиля. Упор шел на преемственность из классицизма ясности и простоты форм, но без абстрактной отвлеченности, из барокко - органического ощущения материальности мира, но без экзальтированности и гипертрофии. В 1932 году, новый стиль получает одобрение партии и впервые озвучивается термин - социалистический реализм.

03. Под влиянием нового течения в архитектуре, депутат Верховного Совета СССР академик архитектуры Алабян Каро Семенович (1897 - 1959). Советский архитектор. Главный архитектор Москвы. В 1929 году был в числе основателей Всероссийского общества пролетарских архитекторов (ВОПРА), которое считало своей целью продвижение " новой пролетарской архитектуры". Помимо театра Красной Армии К.С. Алабян известен и другими работами: павильон Армянской ССР на ВВЦ, наземный вестибюль станции метро "Краснопресненская", сочинский морской вокзал, здание железнодорожного вокзала в Воронеже, планирование жилого райна Химки - Ховрино, участвовал в разработке Генерального плана по реконструкции Москвы. Был лауреатом Государственной премии СССР (1941), лауреатом Ленинской премии (1951), награжден двумя орденами (Орден "Знак Почета", орден Трудового Красного Знамени), получил Гран-при на Международной выставке искусств и техники в Париже. 5 января 1959 года Каро Семенович умирает от рака легких. В его честь названа улица в Москве (ул. Алабяна) и улица в Ереване (ул. Алабяна) и архитектор Василий Николаевич Симбирцев (1901-1982). Советский архитектор. Главный архитектор Сталинграда (Сейчас - Волгоград). Один из организаторов Всероссийского общества пролетарских архитекторов (ВОПРА). Помимо работы над Центральным театром Красной Армии, знаменит и другими проектами: павильон Белорусской ССР, жилые дома на Красносельской улице и Ленинградском шоссе, Промбанк на тверской улице. Занимался восстановлением Сталинграда после войны. Был награжден орденом Трудового Красного Знамени и Сталинской премией 2 степени. 19 октября 1982 года Василий Николаевич умирает в Москве. В его честь названа улица в Волгограде (улица имени Симбирцева). разработали проект Центрального театра Красной Армии.

04. Перед архитекторами была поставлена задача создать здание-монумент олицетворяющее мощь Красной Армии. С учетом того, что специфика театральных зданий с глубинной сценой уже имела отработанную веками пространственную композицию, развертывающуюся вдоль продольной оси симметрии (вход, вестибюль, фойе с кулуарами, зрительный зал, сценическая коробка). Создать новую объемно-пространственную форму, которая бы ассоциировалась у зрителя с Красной Армией, было очень сложно.

05. Так как социалистический реализм требовал простоты и ясности форм и никакого абстрактного восприятия, то за основу была выбрана фигура пятиконечной звезды, чтобы даже птицы понимали, что это не просто какой-нибудь театр, а театр Красной Армии. Звезд в театре огромное количество, даже колонны имеют сечение ввиде звезды.

06. Решить поставленные задачи без потерь было невозможно. В Центральном театре Красной Армии хуже акустика, завышенная площадь фойе и холлов, ряд не предусмотренных программой помещений и несколько лишних лестниц. Все это повлекло к значительному увеличение кубатуры здания.

07. Строительством театра, без преувеличения занималась вся страна "Около 40 различных заводов Советского Союза выполняли заказы для этого грандиозного сооружения.Краматорский завод имени Сталина изготовил тяжелые ферменные конструкции сцены; ленинградский завод "Электросила" дал театру моторы; Харьковский электромеханический завод - сложное электрооборудование; московский завод "Метро" выполнил наружную арматуру, металлические вешалки, мраморные работы; Мало-Вишерский стекольный завод сделал цветное стекло и всю художественную стеклянную арматуру." - журнал "Техника молодежи".

08. Наверно самое эффектное место в театре - большой зал, расчитанный на 1520 мест. Это самый вместительный в мире зал драматического театра. Когда он проектировался, особое внимание уделялось тому, чтобы все места были одинаково удобными, подчеркивая равенство между классами. "В театрах, которые строила буржуазия, забота о зрителе выше партера и лож не поднималась. Это была забота о богатом посетителе. Для него предназначались удобные, мягкие кресла, шик и роскошь так называемых "дорогих мест". Зато об удобствах зрителей балкона и особенно галерки не очень беспокоились. Тут стояли общие деревянные скамьи, отсюда почти ничего не было видно, голос актера был едва слышен. Революция поставила искусство на службу народу. И в новом советском театре Красной армии, все места одинаково удобны и хороши." Даже проблему хлопанья сидений решили, закрепив их шарнирно, чтобы они поворачивались бесшумно.

09. Сцена большого зала тоже не маленькая, она считается самой большой не только в Российской Федерации, но и в Европе. Размеры не единственное в ней, чем может гордиться театр. Технические устройства, и ее механизмы спроектированные инженером И.Е. Мальцином, могли изменять гладкий пол сцены, давая возможность на нем создавать любой рельеф. Сцена состоит из трех основных частей: большой вращающейся барабан диаметром 26 метров, внутри него находится малый барабан вдвое меньшего размера и неподвижной части. Оба барабана могут вращаться вокруг своей оси независимо друг от друга. Помимо вращающихся дисков на сцене установлены, так называемые столы, которые могут подниматься на высоту в 2,5 метра и опускаться на глубину двух метров. Всего установлено 19 столов, 10 на большом диске, 3 на малом, и по 3 с каждой стороны в неподвижной части. С помощью этих столов, можно было создать гигантский амфитеатр для больших съездов. Для таких случаев, были предусмотрены специальные щиты закрывающие оркестровую яму, тем самым объединяя зрительный зал со сценой, что увеличивало вместительность помещения почти до 4х тысяч человек.

10. На схеме выше, за сценой, бросается в глаза, необычный для театров пункт - танковый въезд. По задумкам архитекторов, планировалось, что в театральных постановках можно будет задействовать настоящую военную технику. Не знаю, правда это или вымысел, но мне рассказывали, что один раз танк заезжал в театр. Пол сцены его не выдержал, и он провалился. Кстати, падать танку было куда, под сценой три технических этажа.

На фотографии виден малый вращающейся барабан диаметром 13 метров.

11. Спустившись под сцену, можно рассмотреть конструкцию большого вращающегося барабана. Его высота составляет 9,5 метров. Дно барабана состоит из двух мощных, взаимно перекрещивающихся балок, на которые насажены ходовые колеса. Этими колесами он опирается по окружности на круговой рельсовый путь, по которому барабан и вращается.

Металлическая ферменная конструкция малого барабана под сценой.

12. Для того, чтобы устройство работало на самом нижнем уровне находится машинное отделение с электромоторами. Энергия к электромоторам подается извне, что вызвало определенные трудности при строительстве. Просто пустить провода и кабели к барабанам было невозможно, так как при вращение, их бы просто порвало. Решением возникшей проблемы было в использование кольцевых токоприемников. Но заводы, к которым обращались инженеры, не решались браться за такой сложный и срочный заказ - до открытия оставалось всего два месяца. На помощь пришел комсомол Дзержинского района, на территории которого и строился театр. Связавшись с комсомольцами московского завода "Динамо" имени Кирова (сейчас этот завод находиться в заброшенном состоянии), они попросили их выполнить заказ. Вместе с главным инженером завода, в течении месяца, были подготовлены чертежи и изготовлены два токоприемника, для большого и малого барабана. Энтузиазм и профессионализм советских инженеров вызывает восхищение, ведь до этого, такие токоприемники никто не делал и они были совершенно уникальными с точки зрения конструкции. Нужные изделия были изготовлены раньше, чем был заключен договор между заводом и строительной организацией.

Один из электромоторов малого барабана.

13. Электромоторам, освещению (по всему театру в 40-е годы было расположено свыше 10 000 световых точек) и различному оборудованию необходимо было большое количество электроэнергии. Поэтому в театре есть собственная электрическая подстанция. Через весь театр на момент открытия было протянуто около 50 километров многожильного кабеля. "Если бы все эти жилы, все электрические и телефонные провода вытянуть в одну линию, то она протянулась бы от Москвы до Киева, на расстояние в 800 километров". В XXI веке в театре прошла масштабная реконструкция, по обновлению электрооборудования. За 6 месяцев работ было проложено свыше 300 километров кабеля, для подключения постановочного освещения, электроакустики и видеопроекционного оборудования.

14. Не последнюю роль в создании театра сыграл маршал Советского Союза К. Е. Ворошилов. При его непосредственном участии решались основные вопросы возникающие на строительстве. Он так же просматривал и вносил поправки в эскизы художественной росписи, следил за выбором мебели и предметов интерьера. Существует легенда, что и к внешнему виду театра, маршал имел отношение. На встрече с архитектором К.С. Алабяном он обвел карандашом свою пепельницу в форме звезды и предложил так и строить.

15. Находясь в большом зале невозможно не обратить внимание на роспись потолка. Она была выполнена профессорами живописи Л. А. Бруни и В. Л. Фаворским. Вот как о ней писали в журнале Техника молодежи от 1940 года: "Невольно поднимаешь глаза кверху, чтобы увидеть авиацию. Над головами зрителей, в просторах ясного, голубого неба, реют гордые сталинские соколы. Эта великолепная художественная роспись потолка дает ощущение свободы, раздолья."

16. Несколько слов о репертуаре театра.

17. За свою историю, Центральный академический театр Российской Армии (последнее название, театр несколько раз переименовывался) создал более 300 спектаклей.

18. Постановки были не только военно-патриотической направленности ("Фронт" А. Е. Корнейчука, "Сталинградцы" Ю.П. Чепурина, "А зори здесь тихие" Васильева Б.Л. и т.д.). Показывались и классические спектакли Уильяма Шекспира ("Сон в летнюю ночь", "Укрощение строптивой", "Макбет", "Много шума из ничего", "Гамлет", "Отелло") и спектакли русских классиков ("Мещане", "На дне" - М.Горького, "Ревизор" - Н.Гоголя, "Сердце не камень" - А. Островского, "Дядя Ваня", "Чайка" - А.Чехова и другие). В большом зале Центрального академического театра Российской Армии (ЦАТРА) так же проходят игры высший лиги КВН.

19. Среди постановок есть и спектакли долгожители: "Учитель танцев" Лопе де Вега, поставленный в 1946 году, прошел более 1900 раз, премьера 1942 года "Давным давно" Александра Гладкова - около 1200 раз. Их можно увидеть в ЦАТРА и сейчас.

20. Кроме спектаклей, на базе театра проводятся все праздничные мероприятия Вооруженных Сил РФ, празднуются юбилейные даты видов и родов ВС РФ, Главных и Центральных управлений Министерства Обороны РФ. Не забыта и добрая традиция военно-патриотического воспитания молодежи.

21. С момента основания театра, в советское время, труппа постоянно гастролировала по войсковым частям и гарнизонам.Сейчас артисты ЦАТРА, тоже не сидят в своем здании, а ежегодно (более 20-ти выездов) дают концерты и выступают со спектаклями в различных военных округах.

22. "В штате ЦАТРА состоит более трехсот человек, в том числе более 130 человек творческого состава, среди которых: Народные артисты СССР В.М. Зельдин, Л.А. Чурсина, 13 Народных артистов Российской Федерации, 22 Заслуженных артиста РФ и 6 Заслуженных работников культуры РФ. Ряд артистов отмечен Государственными премиями, орденами и медалями нашего государства. В театре работает около 30 человек ветеранов Великой Отечественной войны." - с официального сайта ЦАТРА.

23. Для творческой молодежи призывного возраста, есть возможность пройти службу в театре.

24. За короткую летнюю ночь, обойти весь театр нам не удалось. Но мы успели посетить, кроме большого зала еще и художественную мастерскую, которая расположена над большим и малым залом.

25. В ней готовятся большие живописные декорации. На полу нанесена специальная разметка, для облегчения работы с полотнами, а под потолком установлены мостки, чтобы можно было смотреть сверху за процессом подготовки декораций и вносить изменения. Когда декорация готова, ее сворачивают и передают через люк под колосниковый настил, где при помощи блоков спускают вниз.

26. Есть еще одно назначение помещения: здесь проходит построение и строевая подготовка для проходящих службу "театральных войск".

27. Не смотря на то, что здание кажется завершенным, ряд архитектурных элементов не было построено к открытию театра, в 1940 году.

28. Не была возведена на верхней башне здания фигура гигантский красноармейца, - что не может не радовать. Не установлена скульптурная композиция "Октябрь", над центральным фронтоном театра. А на пяти верхних углах строения не хватает скульптур изображающих различные виды войск.

29. Но самая большоя потеря, по моему мнению, это не выполненная задумка по использованию крыши. По плану, на ней должен был быть сад с цветниками и газонами, а также ресторан, танцевальная площадка и кинотеатр. Зимой же там была возможность устраивать каток. Для посетителей театра, на крыше, открывалась бы отличная панорама, ведь в 1940 году, это было самое высокое строение в Москве.

Станки для подъема и спуска декораций. Стоят еще со времен основания театра.

31. Кстати, идея использования крыш для досуга не нова. Осенью мне довелось побывать на крыше первого небоскреба в Москве, где в 1916 году был открыт ресторан, а после революции сквер, игровая площадка и многое другое, но об этом в другой раз.

32. В заключении пару слов о малом зале, в который нам не удалось попасть из-за нехватки времени. Расположен он над большим залом и расчитан на 450 мест. В нем выступал Краснознаменный ансамбль красноармейской песни и пляски и другие артисты столицы. Так же в малом зале проводят репетиции. Сюда я тоже попаду в скором времени, но уже в качестве зрителя.

На этом все. Занавес.

Для написание поста были использованы следующие материалы.

Путеводитель по архитектурным стилям

В оформлении театра принимали участие лучшие художники-монументалисты: фрески акустического потолка расписывал Лев Бруни, железобетонный занавес-портал сделали по эскизам Владимира Фаворского, плафоны над буфетами в амфитеатре создали Александр Дейнека и Илья Фейнберг, живописные панно Павла Соколова-Скаля и Александра Герасимова украсили парадные мраморные лестницы. По специальным заказам изготовили мебель, плафоны и люстры, а колонны вокруг здания имеют сечение в виде звезды.

Москва украсилась новым замечательным сооружением: построен Центральный театр Красной армии. Грандиозное, монументальное здание театра возвышается на площади Коммуны, одной из наиболее просторных площадей столицы. Оно радует глаз своим чудесным архитектурным обликом, стройной гармонией форм, необычными объемами, высотой. Помимо своего основного назначения - быть центром театральной культуры Красной армии, театр должен служить и великим архитектурным памятником героической армии страны социализма, памятником, который будет существовать многие и многие века. Поэтому зданию театра придана в плане форма пятиконечной красноармейской звезды. Эта эмблема проходит основным, ведущим мотивом во всей архитектуре здания.

Но форма здания сыграла с ним злую шутку: во время Великой Отечественной войны немецкие летчики использовали театр Советской армии для ориентира, ведь 4 его луча указывали на Московские вокзалы, а пятый - на . Поэтому архитекторов едва не обвинили в предательстве, а здание замаскировали: на месте театра появились деревни, церкви, рощи.

Театр Красной (с 1951 года - Советской, с 1993-го - Российской) армии обладает самой большой в Европе сценой.

Здание занимает 10 этажей на поверхности (из них 6 - Большая сцена на 1 520 мест, 2 этажа - Малая сцена на 450 мест) и 10 подземных этажей. Сцена театра приспособлена для показа массовых батальных сцен с участием настоящих танков.

Механику сцены спроектировал инженер Иван Мальцин. Она работает практически без ремонта и сейчас: вращаются 2 огромных круга, 12 подъемных платформ могут превратить сцену из стадиона в горный пейзаж.

ЦАТРА - ведомственный театр Российской армии, и поэтому на его сцене «проходили срочную службу» многие известные актеры. А вместо директора театра - начальник. Есть здесь и военные казармы, и залы со странными названиями: «Капустный», где в войну держали кислую капусту, «зоопарк», где хранятся всякие искусственные лошади. При этом труппу ЦАТРА считают одной из лучших в Москве. Также в здании театра проводят праздничные мероприятия Вооруженных Сил РФ и снимают кинофильмы. Например, здесь сняли эпизод фильма «Кин-Дза-Дза».

Говорят, что... ...здание Театра Российской армии не достроено: на верхней башне планировали поставить статую красноармейца, над центральным фронтоном - скульптуру октября, а пять углов здания должны были украсить статуи различных родов войск и фонтаны. На крыше предполагали устроить летний сад для прогулки зрителей во время антракта. В таком проектируемом виде здание ЦАТРА попало на барельеф Северного Речного вокзала.
...Фаина Раневская покинула театр со словами: “На аэродромах я не играю” .
…из здания Театра Российской армии в



Рассказать друзьям