Театрализованное представление «Наш край — Ямал» (Инсценировка ненецкой сказки «Кукушка»). Сценарий внеклассного мероприятия в начальной школе «В мире сказок Инсценировать сказку народов мира в начальной школе

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Учитывая возрастные особенности учащихся, им была предложена следующая информация:

  • сценическая информация – инсценировка сказок и кукольный театр;
  • развивающая информация – загадки;
  • художественно-литературная информация: стихотворения к произведениям, анализ представленной сказки;
  • наглядная информация – оформление сцены к каждой сказке, костюмы, маски.

Для того, чтобы учащиеся начальных классов лучше воспринимали словесную информацию, необходимо, чтобы эта информация иллюстрировалась, что очень легко сделать при помощи компьютера и мультимедийного проектора с экраном. В ходе мероприятия использовался слайдовый показ

Первый и главный отличительный признак творческого конкурса отражен в слове “творческий”. Творческий подход, то есть нестандартный, необычный, нетрафаретный.

У детей это требование легче выполняется в игровой деятельности. Именно в игре (а не в труде, познании, общении) детям легче проявить свой творческий потенциал, поэтому использовалась игровая технология.

В ходе данного мероприятия учащиеся приобрели и совершенствовали следующие умения, навыки, способы деятельности:

  • умение слушать и слышать;
  • деятельностной активности школьников в процессе решения проблемных задач: отгадывание загадок, обсуждение сказок;
  • коммуникативные способности;
  • навыки свободного, образного говорения, то есть речевые навыки, склонность к импровизации;
  • умение достойно держаться перед большой аудиторией;
  • эстетический вкус.

Внеклассное мероприятие для учащихся начальной школы.

Тема: “Театр хантыйских и мансийских сказок”

ИНСЦЕНИРОВКА ХАНТЫЙСКИХ И МАНСИЙСКИХ СКАЗОК

Цель: приобщение подрастающего поколения к творчеству народов ханты и манси.

  • знакомить с творчеством народов ханты и манси;
  • развивать творчество, речь, внимание, расширять кругозор учащихся;
  • воспитывать интерес, любовь к родному краю, сценическую культуру.

Технологии: игровые, информационные

Методы и приёмы:

– передача информации с помощью практической деятельности;

– словесной передачи информации и слухового восприятия информации;

– наглядной передачи информации и зрительного восприятия;

Оборудование:

  • компьютер;
  • мультимедийный проектор с экраном;
  • макет домика, деревьев;
  • ширма.

Ожидаемый результат:

– расширение кругозора учащихся;

– деятельностная активность учащихся;

– приобщение к творчеству, возбуждение интереса к художественным произведениям народов ханты и манси.

Ход мероприятия

ПАСЯ ОЛЭМ! – это на языке манси “Здравствуйте”.

Дорогие ребята! Мы с вами живём в прекрасном уголке нашей Родины. Увидеть красоту природы может только тот человек, который любит свою родную землю.

У каждого из нас три матери.
Первая – это мама.
Вторая – это Родина.
Третья мать – природа.
Люблю тебя, югорский край!
Ты вечный зов, ты божество.
С тобой я плачу в неудачу.
С тобой ликую в торжество!

Ребята, вы познакомились с 77 летней историей нашего Ханты– Мансийского округа, учителя вам рассказали об обычаях и предметах обихода, кухней коренных народов, вы узнали о природе и животных нашего края, научились играть в игры народов ханты и манси, познакомились с разным орнаментом и научились его выполнять, побывали в городах нашего округа.

Сегодня мы увидим ещё одну сторону жизни коренных народностей– сказки ханты и манси. Мы побываем в театре сказок народов ханты и манси.

1. Ребята, вы знаете, как сказать по мансийски ГУСЬ?

– ЛУНТ, а по хантыйски? – ЛОНТ. Есть сходство?

Оказывается, гусь – священная птица ханты и манси. Даже одежда из меха называется “гусь”. Послушайте, какие красивые стихи написал народный поэт ханты и манси Роман Ругин:

Сказкой снега и мороза
Я дивлюсь не надивлюсь
Вот красавица берёза
Нарядилась в белый “гусь”.

О том, какие умные это птицы вы увидите в инсценировке хантыйской сказки “Лиса и гуси ” в исполнении ребят 1-а класса.

  • Какую сказку смотрели?
  • (Ответы детей : “Лиса и гуси”)
  • Кто оказался хитрее лиса или гуси? Ответы детей
  • Как гуси перехитрили лису? Ответы детей
  • А почему в хантыйской сказке “Лиса и гуси” гуси показаны сообразительней, чем лиса. Хотя во всех русских народных сказках лису показывают хитрой и ловкой? Ответы детей

Гусь – священная птица ханты и манси, они перед ней преклоняются, считают гусей самыми умными птицами.

2. Вы, ребята, такие смышлёные, что эту загадку отгадаете запросто:

Шевелит ушами, Скачет под кустами
Серенький трусишка,
Звать его…. (зайчишка)

Посмотрим хантыйскую сказку “Зайчишка” в исполнении ребят 1-б класса.

(Показ слайда № 3, выступление ребят 1-б класс)

  • Почему герои не помогали Зайчишке? Не выполняли его просьбы? Ответы детей
  • Как проучили Зайчишку герои сказки? Ответы детей
  • Чему учит сказка “Зайчишка”? Ответы детей

3. А сейчас послушайте, пожалуйста, стихотворение Романа Ругина “Мать”.

С первого пронзительного крика
До молчанья смертного
У нас,
Даже если ходим далью дикой,
Нету ближе материнских глаз
Горе сына стянется арканом
И на сердце матери моей.
Мать меня считает мальчуганом
Даже и на склоне моих дней.
Добрые ж дела сынов,
как птицы,
К матери летят среди зимы
Наво сне любое может сниться
Ну, а мамам снимся только мы.
Снится:
сын опять не пообедал!
Снится:
сын опять летит не к ней
Это наши радости и беды
Молодят и старят матерей.

Ну, а сейчас посмотрим выступление ребят 1-в класса, они нам покажут мансийскую сказку “Женщина– кукушка”.

  • В кого превратилась мать? Ответы детей
  • Почему кукушка не воспитывает птенцов? Ответы детей
  • Чему нас с вами учит эта сказка? Ответы детей

4. Послушайте, что сказала Т. Чучелина про охоту.

Охота не забава.
Охота – глазам слава.
Ногам – слава.
Рукам – слава.
С пустыми руками
Не возвращайся домой!
Нет! Наш обычай
Совсем не такой!
Охота не забава.
Охота – рукам слава.

Сейчас слово предоставляем ребятам 2-а класса, они нам покажут мансийскую сказку “Берестяной нос”, в которой вы увидите, что произошло в лесу с охотником.

Ведущий:

  • Кого увидел в избушке охотник? Ответы детей
  • Какой выход из этого положения он нашёл? Ответы детей
  • Чему учит нас эта сказка? Ответы детей
  • 5. А теперь, ребята, поднимите руки – у кого есть дедушка? Вспомните, как с вами он разговаривает, объясняет непонятное, отвечает на ваши вопросы, учит какому ремеслу. Дедушки добрые, ласковые, отзывчивые всегда придут к вам на помощь. Вот об общении дедушки с внуком расскажут в мансийской сказке “Сказка про Мозым – ики-ПОХ” ребята 2-б класса.

    Ведущий:

  • Кому принадлежат стаи птиц? Ответы детей (Хозяину Каменных гор)
  • Для чего ВошанвортИки предупреждал, чтобы птичьих костей не ломал? Ответы детей
  • (В воду бросим, птицы оживут)
  • Какие мудрые слова сказал ВошанВортИки? Ответы детей
  • (Умны старики, а внуки дальше их видят)
  • 6.Отгадайте загадку:
    Из сугроба на опушке
    Чьи-то выглянули ушки,
    И помчались скок да скок,
    Белый маленький клубок.
    Вот запрыгал он с разгона
    По проталинкам зелёным.
    Он вокруг берёзки кружит
    Перепрыгивает лужи.
    Ветер, ветер догони-ка!
    Не догнать нам…(зайца)

    Посмотрим выступление ребят 3-а класса с хантыйской сказкой “Хочу не хочу”.

    • Какие слова произнёс зайчишка в финале сказки? (Ответы детей : Нет, хоть и маленький хвост, зато мой. Большой хвост, он для других.)
    • Почему лисий хвост не подошёл зайчишке? (Ответы детей : Он ему только мешал. “Ответы детей :… яркий хвост между деревьями мелькал, орёл его увидел и схватил”)
    • Чему учит сказка? (Ответы детей : Не быть капризным и слушать старших.)

    7.А сейчас отгадайте загадки:
    Хоть и ростом невелик,
    А к почтению привык:
    Перед ним дубы, и клёны,
    И берёзы бьют поклоны. (Топор)
    Кланяется, кланяется,
    Придёт домой растянется. (Топор)

    Ребята 3-б класса покажут нам хантыйскую сказку “Золотой топор”.

    Ведущий:

  • Что уронил старик в воду? Ответы детей
  • Какие топоры предлагал водяной старику? Ответы детей
  • Чему учит нас сказка? Ответы детей
  • 8. Отгадайте следующую загадку:
    На деревьях по утрам оживленье, шум и гам.
    Птицы раньше всех встают, солнцу песенку поют.
    Лишь одна из них спешит утром спрятаться в дупло.
    И, нахохлившись ворчит: “Не люблю, когда светло!” (сова)

    Слово предоставляем ребятам 4-го класса с мансийской сказкой “Умная сова”

    • Почему сова сказала Топал-Ойко, что он не мужчина? (Ответы детей : Потому что живёт не своим умом, а жены, не оценивая свои поступки).
    • Почему он изменил своё решение, кто ему помог в этом? (Ответы детей: Помогла умная сова. Топал-Ойко понял, что поступил неправильно, решив построить новый дом из костей птиц, рыб, зверей).

    Благодарностью в адрес наших маленьких артистов, в адрес классных руководителей, ставших на время и режиссёрами, и костюмерами, и декораторами, и гримёрами, мы закрываем воображаемый занавес “театра сказок народов ханты и манси.

    Ведущий: ОС ЁМАС УЛУМ! – что значит “до свидания”!

    Литература

    1. “Мы – дети природы” Хрестоматия по природоведению для 1 класса, составители: Богордаева Н.Г, Демус Л.Г. и др., Х-Мансийск, 1997.
    2. “Мы – дети природы” Хрестоматия по природоведению для 2 класса, составители: Богордаева Н.Г, Демус Л.Г. и др., Х-Мансийск, 1997.

    Сценарий открытого внеклассного мероприятия
    «Сказки народов мира. Постановка индийской сказки «Кукла» ».

    Цели и задачи:
    - Познакомить детей с национальными костюмами и традициями разных народов.
    - Закрепление навыков выразительного чтения.
    - Систематизировать знания о творчестве разных народов.
    - Развитие творческой активности.
    - Воспитание чувства дружбы, товарищества, уважительного отношения к людям другой национальности и их культуре.

    Участники мероприятия: учащиеся 6 Б и 8 А классов.

    Ход мероприятия:
    I. Ученица 6 класса: «Сказка – это древнейший жанр устного народно творчества. Как и все народное искусство, сказка глубоко национальна, но в то же время большинство сказочных сюжетов встречается у многих народов мира. На уроках литературы мы изучили множество сказочных произведений, сегодня представляем вашему вниманию совместную постановку 6 и 8 класса с индийской народной сказкой «Кукла»».
    II. Голос за кадром: Индия - страна тайн и загадок. Страна-сказка, страна-легенда. Страна-танец и страна-любовь. Индия – страна с многовековой историей, полной загадок и тайн и легенд (Слова и музыка сопровождаются танцем).
    III. Далее начинается действие индийской народной сказки.
    Выходят четверо учеников в индийских костюмах.

    Рассказчик: Жили на свете четыре друга: плотник, портной, ювелир и жрец-брахман. Задумали они отправиться в чужие края на заработки. Выждали благоприятный день и час, вышли из своей деревни и пустились в дальний путь.
    Шли они целый день, а когда наступил вечер, остановились на ночлег возле колодца. Поели и стали готовиться ко сну.
    Ювелир: Братцы, всем сразу спать нельзя: не случилось бы чего.
    Портной: Верно, брат. Давайте караулить по очереди.
    Автор: Брахман установил каждому время его караула. Первым должен был караулить плотник. Он изо всех сил старался не спать, но усталость брала верх, и глаза начали слипаться. Тогда плотник решил заняться каким-нибудь делом. Он взял кусок дерева, достал инструменты и стал вырезать куклу. Получилась красивая кукла-девушка. (Появляется кукла)
    Когда наступила очередь следующего караульного, плотник разбудил портного, а сам лег спать.
    Портной увидел прекрасную деревянную куклу. Он взял разноцветные ткани, снял с куклы мерку и принялся шить.

    Танец с тканью.

    Рассказчик: После полуночи настала очередь ювелира. Он достал золото и стал делать для куклы украшения. Сделал серьги, ожерелье, браслеты на запястья и щиколотки и много других драгоценных безделушек. Нарядная, разукрашенная кукла стала ещё красивее.
    Наконец пришла очередь брахмана.
    Увидел он куклу и задумался. "Хорошо бы оживить её волшебными заклинаниями",- подумал он и принялся читать заклинания и брызгать на куклу водой.

    Танец девушек в сари.

    Рассказчик: Не успела заняться заря, как кукла ожила и превратилась в молоденькую девушку.
    Когда наступило утро, все проснулись и удивились, увидев возле себя красавицу-девушку.
    Брахман: Я оживил её своими заклинаниями, и я на ней женюсь!.
    Плотник: Ну, нет! Как же это так? Ведь сделал-то её я!
    Портной: А я для неё сшил одежду. Пэтому я на ней и женюсь.
    Ювелир: Друзья!Я потратил тысячи рупий на украшения для неё. Как же я допущу, чтобы и она, и украшения достались кому-то другому?
    Рассказчик: В это время проснулись люди в деревне и подошли к колодцу. Увидев споривших, один из крестьян, мудрый старик, спросил:
    Старик: Братья! О чём вы спорите? Расскажите нам!
    Рассказчик: Четверо друзей по очереди рассказали обо всём, что случилось. Каждый отстаивал своё право жениться на девушке.
    Старик выслушал их и сказал:
    Плотник её сделал, а брахман оживил, поэтому оба они её отцы. Так что ни тот, ни другой взять её в жены не может. Портной приготовил ей одежду. Это обязанность дяди: на свадьбу дядя дарит невесте одежду. А драгоценности невесте дарит жених. Из вас четверых украшения ей дал ювелир. Вот он и может жениться на этой девушке.
    И друзьям пришлось согласиться с таким мудрым решением. Ювелир взял девушку в жёны, вернулся с ней домой, и стали они жить счастливо.

    IV. Песня
    Индия – страна мечты,
    Тайны и тепла.
    Озарила всех она
    Волшебством сполна.
    Красочна, загадочна,
    Восхищает всех!
    И страны прекраснее,
    Интересней нет!

    Припев.
    Индия – ты мечта.
    ЛучшаяИндия!

    Индия – страна мечты,
    Тайны и тепла.
    Озарила всех она
    Волшебством сполна.
    Красочна, загадочна,
    Восхищает всех!
    И страны прекраснее,
    Интересней нет!

    Припев.
    Индия – ты мечта.
    ЛучшаяИндия!

    Индия – страна мечты,
    Тайны и тепла.
    Озарила всех она
    Волшебством сполна.
    Красочна, загадочна,
    Восхищает всех!
    И страны прекраснее,
    Интересней нет!

    Припев.
    Индия – ты мечта.
    ЛучшаяИндия!

    V. Презентация про Индию.
    VI. Учащаяся 6 класса читает стихотворение:
    ИНДИЯ-ЛАКШМИ
    О ты, чарующая людей,
    о земля, сияющая в блеске солнца лучей,
    великая Мать матерей,
    Долы, омытые Индом шумящим, ветром - лесные,
    дрожащие чаши,
    С Гималайскою в небо летящей снежной короной
    своей;
    В небе твоем солнце взошло впервые, впервые леса
    услышали веды святые,
    Впервые звучали легенды, песни живые, в домах твоих
    и в лесах, в просторах полей;
    Ты - вечно богатство цветущее наше, народам дающая
    полную чашу,
    Ты - Джамна и Ганга, нет краше, привольней, ты -
    жизни нектар, молоко матерей!

    Рабиндранат Тагор

    Сценарий

    конкурса фестиваля инсценировок

    «Сказки народов мира» для 2-4 классов

    2015-2016 уч.год

      Дать детям представление о многонациональности Мира.

      Знакомить детей с культурным наследием народов

      Воспитывать уважение к культуре разных народов, любовь к родному краю.

    СЛАЙД: 1 – РОЛИК

    1.МУЗЫКАЛЬНЫЙ НОМЕР: Песня «Сказка начинается» - 3 «а» класс

    2.Отбивка для скомарохов .

    СЛАЙД:2 – фото

    Ведущий: Добры молодцы и красны девицы, милые ребятушки, здравствуйте!

    2 скоморох - Здравствуйте, солидные господа, почтенные учителя!

    1 скоморох - Мы развеселые потешники,

    Известные скоморохи и насмешники!

    2 скоморох - За медный пятак, расскажем вам все эдак, да так!

    1 скоморох Есть земля крымская

    Приветливая да искренняя

    2 скоморох Сто народов на ней живут,

    Сказки сказывают, да песни поют.

    1 скоморох Слетались птицы с моря,

    Садились у нас на заборе,

    Пели птицы, сказывали птицы

    Крымские сказки, были да небылицы.

    Одну я бросил в воз,

    Да сказку вам привез!

    СЛАЙД:3 - Теремок

    2 скоморох - Сказка первая. Русская.

    1 скоморох - «Теремок»

    Показ сказки 4 «А»класс

    2 скоморох - А вы пареной репы покушайте,

    1 скоморох - Сказка вторая,

    2 скоморох «Про двух ленивых мышат»

    Показ сказки 3 «б» - класс

    2 скоморох - Варится в печи кашка,

    Начинается новая сказка,

    Кашка упреет и сказка поспеет.

    2 скоморох - Сказка третья,

    1 скоморох - «Кому горшок мыть»!

    Показ сказки 4 «Б» класс

    1 скоморох - А теперь расскажем вам сказку старинную –

    Не шибко короткую, да и не шибко длинную!

    2 скоморох - А такую как раз,

    Как от меня - до вас!

    1 скоморох - Сказка четвертая, русская

    2 скоморох - «Лиса и журавль»!

    Показ сказки 3 «г» класс

    СЛАЙД 6

    1 скоморох - Шел баран

    По крутым горам,

    Вырвал травку,

    Положил на лавку.

    Кто ее возьмет-

    Тот и сказку начнет

    2 скоморох - Белорусская сказка! «Страшный пых»!

    Показ сказки 2 в класс

    1 скоморох - И я там побывал, всем подарков набрал,

    Да покуда дорогу искал, все подарки растерял!

    2 скоморох - Сказки еще не все.

    Вот вам

    Показ сказки 3-«в»

    1 скоморох - Жили - были старик да старушка.

    Под окном у них текла речушка.

    2 скоморох - Жили в речушке карась да елец.

    Тут нашим сказкам – КОНЕЦ!

    1 скоморох - Только вы не расходитесь,

    Вы жюри наше дождитесь.

    2 скоморох - Ведь оно сейчас решит, кто сегодня победит!

    1 скоморох - Ну а пока жюри решает для вас поет

    Максютова Юлия – 2 б класс

    СЛАЙД: 11. РОЛИК.Красная шапочка

    Жюри определяет победителей в различных номинациях, например :

    «Дипломант I степени»

    «Дипломант II степени»

    «Дипломант III степени»

    «Лучшая мужская роль» - личное

    «Лучшая женская роль» - личное

    «Лучшая роль второго плана»

    «Лучшая режиссура»

    «Лучшее художественное оформление»

    «Лучшее музыкальное оформление»

    Программа:

    1. Показ сказки 4 «А»класс «Теремок» -

    2. Показ сказки 3 «б» - класс «Про двух ленивых мышат» -

    3. Показ сказки 4 «Б» класс «Кому горшок мыть»!

    4. Показ сказки 3 «г» класс «Лиса и журавль»!

    5. Показ сказки 2 «в» класс «Страшный пых»!

    6. Показ сказки 3-«в» сказка «Как вороне не удалось кузнечика склевать»!

    Программа:

    1.Муз.номер 3 а класс Песня: «Сказка начинается»

    1. Показ сказки 4 «А»класс «Теремок» -

    2. Показ сказки 3 «б» - класс «Про двух ленивых мышат» -

    3. Показ сказки 4 «Б» класс «Кому горшок мыть»!

    4. Показ сказки 3 «г» класс «Лиса и журавль»!

    5. Показ сказки 2 «в» класс «Страшный пых»!

    6. Показ сказки 3-«в» сказка «Как вороне не удалось кузнечика склевать»!.

    7.Максютова Юлия песня: «Красная шапочка»

    8.Хор 3 а класса__________________________

    Программа:

    1.Муз.номер 3 а класс Песня: «Сказка начинается»

    1. Показ сказки 4 «А»класс «Теремок» -

    2. Показ сказки 3 «б» - класс «Про двух ленивых мышат» -

    3. Показ сказки 4 «Б» класс «Кому горшок мыть»!

    4. Показ сказки 3 «г» класс «Лиса и журавль»!

    5. Показ сказки 2 «в» класс «Страшный пых»!

    6. Показ сказки 3-«в» сказка «Как вороне не удалось кузнечика склевать»!

    7.Максютова Юлия песня: «Красная шапочка»

    8.Хор 3 а класса__________________________

    Сценарий внеклассного мероприятия по сказкам в начальной школе

    Сценарий внеклассного мероприятия «В мире сказок»

    Автор: Валиева Рузалия Хатмулловна, воспитатель, ГБОУ Бирская специальная (коррекционная) школа – интернат V вида, г. Бирск.
    Описание работы: Данная методическая разработка предназначена для детей дошкольного и школьного возраста. Материал будет полезен воспитателям детских садов, специализированных детских учреждений, желающих провести интересное мероприятие по внеурочной деятельности.
    Цели: - обобщить знания учащихся о сказках;
    - развивать умения узнавать сказки и их героев.
    Задачи:
    Образовательные: формировать представления о произведениях устного народного творчества;
    Развивающие: развивать память, внимание, логическое мышление, наблюдательность;
    Коррекционные: совершенствование общих речевых навыков, зрительного внимания и восприятия, творческого воображения;
    Воспитательные: воспитывать интерес к сказкам, любознательность.
    Демонстрационный материал: иллюстрации с изображением сказочных предметов (шапочка красного цвета, сапог, репка, стрела, топор, лук, туфелька), песни из мультфильмов.
    Методические приемы: игровая ситуация, беседа – диалог, рассматривание иллюстраций, подведение итогов.

    Ход мероприятия

    Ребята, сегодня у нас необычный вечер – праздник «В мире сказок». Как и на каждом празднике, у нас должны быть и веселье, и шутки, и песни, и смех, но и серьезное, конечно. Вы должны показать, что вы знаете о сказках. Итак, начинаем наш вечер.
    Ведущие:
    Эй-гей, народ честной,
    Заходи смелей, не стой!
    Те, кто мрачен, кто не улыбается,
    На праздник не допускается!
    Внимание! Внимание!
    Послушайте сообщение важнейшего значения!
    Первое событие – праздника открытие!
    Затем впоследствии – торжественное приветствие,
    Потом – театральное представление,
    А дальше – наши выступления!
    (Под музыку в зал входят герои сказок в костюмах)
    1 – ведущий:
    Здравствуйте, наши друзья любезные!
    Ребятушки расчудесные!
    Веселые, забавные,
    Мальчишки, девчонки славные!
    2 – ведущий:
    Дружные, послушные,
    Нарядные, приятные!
    Смелые, умелые!
    Добрейшие, умнейшие!
    Симпатичные на вид!
    Ведущие: Поздравляем вас с праздником!
    Все: Наш низкий поклон вам, проказникам.
    1 – ведущий:
    Они прилетели по воздуху к нам,
    Приплыли по бурным, зелёным волнам.
    2 – ведущий:
    Приехали в поезде, в автомобиле.
    Волшебства сказочные становятся былью!
    (Выходят герои сказок)
    Айболит:
    Я человек не молодой, с усами и бородой
    Люблю ребят, лечу зверят,
    Симпатичный на вид
    Называюсь … (Айболит)
    Карабас:
    Я человек не молодой,
    Во-от с такущей бородой,
    Обижаю Буратино, Артемона и Мальвину,
    И вообще для всех людей
    Я отъявленный злодей.
    Знает кто–нибудь из вас,
    Кто такой я … (Карабас)
    Красная Шапочка:
    Меня моя бабушка очень любила,
    Красную шапочку мне подарила,
    Только я имя забыла свое.
    Волк: Ну, отгадайте, как звали её?
    Буратино:
    С букварём иду я в школу –
    Деревянный мальчуган –
    Попадаю вместо школы,
    В полотняный балаган.
    Аленушка с Иваном:
    Нет ни речки, ни пруда.
    Где воды напиться?
    Очень вкусная вода
    В ямке от копытца.
    Медведь с коробом:
    А дорога далека,
    А корзина нелегка,
    Сесть бы пенек,
    Съесть бы пирожок.
    (Герои сказок под музыку садятся на свои места)
    Ведущий: А сейчас для вас, дорогие ребята, я приготовила вопросы. За каждый правильный ответ получаете по жетону. По набранным жетонам мы и определим, кто из вас хорошо знает сказки.
    Колотил да колотил
    По тарелке носом –
    Ничего не проглотил
    И остался носом. (Журавль из сказки «Лиса и журавль»)
    Летела стрела, и попало в болото,
    А в этом болоте поймал её кто-то.
    Кто, распростившись с зеленой кожей,
    Сделался мигом красивой, пригожей? («Царевна – лягушка»)
    Лечит маленьких детей,
    Лечит птичек и зверей,
    Сквозь очки на них глядит
    Добрый доктор … (Айболит)
    Возле леса на опушке –
    Там три стула и три кружки,
    Три кровати, три подушки
    Угадайте без подсказки,
    Кто герой этой сказки. (Л. Толстой «Три медведя»)
    Как звали трёх поросят? (Ниф-Ниф, Наф-Наф, Нуф-Нуф)
    Что нужно было сказать, чтобы пять золотых монет у Буратино превратились в капитал? («Рекс-фекс-пекс»)
    Где спрятался седьмой козлёнок? (В печке)
    Что больше любил Карлсон? (Варенье и печенье)
    Что сказали Бабки-Ежики, чтобы подняться на метлах в воздух? (Прощай, Земля! )
    Имя злого могущественного персонажа в русской народной сказке?
    (Кащей)
    Где жили старик со старухой из сказки А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке»? (У самого синего моря).
    На сметане мешен,
    На окошке стужен,
    Круглый бок, румяный бок
    Покатился … (Колобок)
    Ведущий: Молодцы, ребята, узнали всех героев наших сказок. А сейчас поиграем. Возьмитесь левой рукой за правое ухо, а правой рукой за нос. А теперь – наоборот: правой рукой за левое ухо, левой рукой – за нос. Снова наоборот. Быстрее! Еще раз. Молодцы! Все вы так здорово состязались, придется вас наградить.
    1 – ведущий: А каким будет наш приз?
    2 – ведущий: Ну, скажем, песни из мультфильмов или сказок?
    1 – ведущий: Ребята, а какие песни вы знаете? («Улыбка», «Песенка про кузнечика», «Добрый жук» и т.д.)
    (Раздается стук, на сцену выходит почтальон)
    Почтальон: Ребята, к нам, в сказочный город пришли телеграммы. Разрешите, я вам их зачитаю, а вы угадайте, кто их прислал, так как герои ваших сказок забыли подписать свои телеграммы.
    Прибыть на ваш праздник не могу. От меня сбежали брюки. (Мойдодыр»)
    Все закончилось благополучно, только хвост мой остался в проруби. («Волк и лиса»)
    Очень расстроена. Нечаянно разбила яичко. («Курочка Ряба»)
    Спасите! Нас съел серый волк! («Семеро козлят»)
    У меня день рождения, только потерялся хвостик. («Винни-Пух»)
    Ведущий:
    А сейчас нужно рассказать отрывок из своей любимой сказки. (Рассказы детей)
    Ведущий: Молодцы! Так хорошо все знаете сказки. А сейчас отгадайте загадки.
    1.В чаще леса, вдоль тропинок,
    Он стоит среди осинок.
    Шляпа есть, но нет пальто
    Отгадайте, это что? (Гриб)
    2. Деловитая хозяйка
    Полетает над лужайкой,
    Похлопочет над цветком
    И поделится медком. (Пчела)
    3. Для него прогулка – праздник
    И на мёд особый нюх.
    Это плюшевый проказник –
    Медвежонок..(Винни-Пух)
    4. Проживает вместе с нами,
    Ходит с длинными усами,
    На дворе в разгаре лето,
    А она в меха одета.
    Ставят мясо: «Мало, мало!»
    Сколько раз ей попадало,
    Прыг! – и села на окошко.
    Вот у нас какая … (Кошка)
    5.В нём вода, но он – не речка,
    Хоть и с клювом, но не грач.
    Он не печка, хоть, как печка,
    От углей он стал горяч.
    И пузат, и добродушен,
    Он гостей собрал на ужин,
    Чай налил – дымится пар
    Вот спасибо …(Самовар)
    Ведущий: Ребята, некоторые сказочные герои забыли свои вещи. Назовите их и сказку, в которой они живут.
    Шапочка красного цвета, («Красная Шапочка»)
    Сапог, («Кот в сапогах»)
    Репка, («Репка»)
    Стрела, («Лягушка – царевна»)
    Топор, («Каша из топора»)
    Лук, («Чипполино»)
    Таз и мочало, («Мойдодыр»)
    Туфелька, («Золушка»)
    Ведущий: Ребята, для вас будут звучать песни из мультфильмов, вам необходимо вспомнить, из какой они сказки. (Дети отгадывают названия мультфильмов)
    Ведущий:
    Праздник – это шутки,
    Праздник – это смех, радость, веселье!
    1 – ведущий: Вот и праздник окончен!
    2 – ведущий:
    Пусть звонкие песни звучат вокруг!
    Песня – веселый и умный друг!
    1– ведущий:
    Пусть игры и пляски,
    Как книжки и сказки,
    Украсят наш досуг!
    2 – ведущий:
    Вот настал момент прощанья,
    Говорим всем: до свиданья!

    Л. Б. Дерягина

    ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ДОУ

    Сценарии по сказкам зарубежных писателей и народов мира


    Санкт-Петербург ДЕТСТВО-ПРЕСС


    ББК 74.200.58 85.338 Д36

    Дерягина Л. Б.

    Д36 Театрализованная деятельность в ДОУ. Сценарии по сказкам за-

    рубежных писателей и народов мира. - СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬС­ТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015. - 128 с.

    ISBN 978-5-89814-758-7

    В книге предложены сценарии для постановки в детском коллективе. В каждом сценарии предлагаются несложные варианты сценического, звуко­вого и музыкального оформления спектаклей. В конце каждого сценария даны вопросы для обсуждения с детьми.

    Книга предназначена для педагогов ДОУ, начальной школы и руководи­телей детских театров.

    ©Дерягина Л. Б., 2013

    © ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», оформление, 2013

    ISBN 978-5-89814-758-7

    ПРЕДИСЛОВИЕ

    Уважаемые педагоги!

    Театр был и остается действенным помощником в нравст­венном и эстетическом воспитании детей. Хороший мудрый спектакль дает очень много и уму, и душе маленького зрителя, так как побуждает думать и сопереживать. Непосредственное участие в театральной постановке развивает юного актера ин­теллектуально, творчески, духовно и физически. Заучивание текста роли тренирует память. Сценическое движение учит управлять своим телом. Взаимодействие с партнерами на сце­не - это особый ценный опыт общения, формирующий умение контактировать и работать с людьми. Необходимость действо­вать на публике приучает владеть своими эмоциями, творчески раскрепощает. Театр - это игра, а игра - стихия ребенка.

    В книге «Театрализованная деятельность в ДОУ» пред­ставлены сценарии в стихах по мотивам знаменитых про­изведений зарубежных сказочников «Королевские зайцы» П. К. Асбьёрнсена и «Гадкий утенок» Г.-Х. Андерсена и 14 сце­нариев в прозе и в стихах по сказкам народов мира (Европа, Азия, США, Африка). Эти небольшие пьески предназначены для постановки в детском саду, начальной школе и в детском театральном коллективе. Также их можно поставить в куколь­ном и в домашнем театре.

    В каждом сценарии предлагаются доступные варианты оформления игрового пространства и постановочные решения, но остается широкий простор для фантазии. В зависимости от возможностей постановщиков декорации и костюмы могут быть самыми простыми, условными или, наоборот, яркими, оригинальными, подробными. В одном случае обычные стулья, вешалки-стойки, ширмы обозначат место действия, а неболь­шие детали костюма, маски - действующих лиц. В другом ва­рианте это могут быть живописные декорации, изображающие характерные пейзажи страны, жилища героев; изготовленная своими руками бутафория, выполненные по эскизам костюмы. В работе по оформлению спектакля обязательно должны учас-


    твовать дети, а не только педагоги и родители. Ребята могут нарисовать эскизы костюмов и декораций, принять посильное участие в изготовлении бутафории, костюмов, масок, в подбо­ре реквизита. В спектакле можно использовать компьютерную технику для создания «волшебных» эффектов и демонстрации на экране места действия; для иллюстрированного рассказа о стране, где родилась сказка, инсценировка которой выносит­ся на суд зрителей. Световое и музыкальное оформление также варьируется от простого к сложному по возможностям поста­новщиков. Специально поставленные танцы и хорошо отрепе­тированные вокальные номера украсят действо.

    В гимназиях с углубленным изучением иностранных язы­ков можно сделать перевод и сыграть сказку на языке оригина­ла - английском, итальянском, финском, китайском, японском, хинди и т. д. Это станет для учащихся отличной языковой прак­тикой.

    Книга пригодится вам для проведения театрального фести­валя в своем детском образовательном учреждении или среди нескольких детских садов (школ, самодеятельных коллективов). Это мероприятие может стать ярким, запоминающимся собы­тием в жизни детей. Каждая группа (класс) представляет свою сказку, предваряя или завершая инсценировку интересным рас­сказом о стране, ее обычаях. Ребята исполняют народные танцы и песни, демонстрируют национальные костюмы. Театральный фестиваль удачно дополнит конкурс детских рисунков и поде­лок на темы сказок народов мира, природы, достопримечатель­ностей и обычаев разных стран. В финале творческого праздни­ка можно порадовать гостей и участников оригинальным уго­щением - блюдами национальной кухни.



    Любая народная сказка, даже самая забавная и легкомыс­ленная на первый взгляд, заключает в себе мораль, поучение, высмеивает человеческие пороки и слабости. В небольшом, как правило, тексте сосредоточена вековая мудрость народа. Предлагаемые вашему вниманию инсценировки сказок народов мира завершаются списком примерных вопросов для обсужде­ния. Вы можете использовать сценарии для проведения увле­кательных занятий по нравственному воспитанию. Для этого не обязательно воплощать сказку на сцене. В группе (классе)


    прочитайте пьеску в лицах, предварительно распределив роли. Если дети еще не умеют читать, они могут выучить роли дома с помощью родителей или в группе с помощью воспитателя. В самом простом варианте вы можете сами прочитать сказку детям и обсудить ее по вопросам. Можно разыграть сказку с по­мощью игрушек, особенно если это сказка о животных. А мож­но подготовить и показать на занятии отдельные сценки.

    «Эта Сказочная планета» - вторая книга сценариев Дерягиной Л. Б., выпущенная издательством «ДЕТСТВО-ПРЕСС». Первая книга - «Играем сказку» - включа­ет в себя сценарии в стихах по самым известным сказкам российских писателей («Волшебник Изумрудного города», «Цветик-семицветик», «Сказка о потерянном времени», «Приключения Буратино») и сценарии по сказкам народов России и ближнего зарубежья.

    Желаем творческих успехов!


    ЧАСТЬ I. СКАЗКИ ЗАРУБЕЖНЫХ ПИСАТЕЛЕЙ

    Полная бочка лжи 1 (в 2-х действиях)

    Действующие лица:

    Сказочник.

    Хальвор. ^

    Бьёрн. V три брата-лентяя

    Эспен-лежебока. *

    Старик - отец братьев-лентяев.

    Старуха-волшебница.

    Королева.

    Принцесса.

    Фрейлина.

    Глашатай.

    Крестьяне.

    Зайцы (не менее 6 исполнителей).

    Два стражника.



    Рассказать друзьям