Техники печатной графики и их особенности. Создание эстампа своими руками

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Графика (греч. graphikз, от gra phoЇ -- пишу, черчу, рисую), один из видов изобразительного искусства, включающий рисунки и печатные художественные произведения (гравюры). Слово «графика» долгое время обозначало письменность. Этот вид искусства и поныне сохраняет родовую общность со знаками, символами, древними письменами (например, египетскими иероглифами). Графика родилась из «прикладных», практических потребностей живописцев, архитекторов, скульпторов, использовавших рисунки в качестве подготовительных набросков, архитектурных планов и т. д. Первыми гравёрами были мастера, изготавливавшие печати.

Понятие о графике как о виде изобразительного искусства появилось только в начале 20 века.

Это, прежде всего, искусство рисунка, изображение с помощью линий на плоскости бумаги.

Её главное отличие от живописи состоит в следующем: живописец не использует плоскость холста как часть изображения, он полностью закрывает его красками; в то время как для графика белая или цветная бумага в процессе работы становится важным художественным средством -- она «изображает» пространство и свет. Из способности бумаги создавать воздушную и световую среду художники извлекают различные эффекты. В графике, особенно чёрно-белой, невозможно добиться иллюзии реальности. Эта техника воздушна и бесплотна, зато позволяет передать самое главное, опуская детали: запечатлеть быстротечность событий и впечатлений. Иногда возможности графики больше, чем у живописи. Именно в этом виде искусства особенно выразительны преувеличение, гротеск, сатира; существует особый жанр -- карикатура. Форму любого предмета, выразительность силуэта человеческой фигуры график умеет передать всего несколькими линиями или пятнами.

Все графические произведения можно разделить на две большие группы: рисунок и печатная графика.

Рисунок -- какое-либо изображение, выполняемое от руки с помощью графических средств -- контурной линии, штриха, пятна. Различными сочетаниями этих средств (комбинации штрихов, сочетание пятна и линии и т. д.) в рисунке достигаются пластическая моделировка, тональные и светотеневые эффекты. Рисунок, как правило, выполняется одним цветом либо с более или менее ограниченным использованием разных цветов.

Рисунок может быть подготовительным наброском или самостоятельным произведением искусства. Рисунок всегда уникален, существует только в одном экземпляре.

Одним из излюбленных художниками материалов для рисунка остается графический карандаш. С его помощью можно создавать линеарные или тональные изображения (линией или штрихом). Чаще для рисунков используют мягкие стержни - от 2М до 6М и более. Приятны в рисунке цанговые мexaнические карандаши с толстым мягким графитом. Удобны для выполнения быстрых набросков рисовальный уголь, сангина, одноцветная пастель (черная, коричневая, серая, белая).

Уголь как рисовальный материал использовался художниками еще в глубокой древности (кусочки древесного угля из потухшего костра). Рисовальный уголь дает глубокий бархатистый черный цвет, а разной силой нажима можно передать множество тональных переходов: от слабо-серого -- до гycтoгo черного. Углём можно выполнять как быстрые, так и длительные зарисовки. Он очень удобен, податлив и приятен в работе. Углем можно рисовать на любой бумаге: оберточной, обоях, картоне, но лучше использовать плотную шероховатую бумагу. Углем, сангиной, мелом, пастелью можно рисовать и линией, и пятном, быстро закрывая большие поверхности бумаги. Рисовать можно и острым кончиком, и широкой поверхностью. Этот материал позволяет работать быстро, широко, разнообразно и даёт возможность создавать выразительные рисунки с богатыми тональными отношениями (от самого светлого до тёмного).

Уголь хорошо сочетается с другими художественными материалами - мелом, сангиной, пастелью, карандашом. Сделать угольный рисунок более светлым можно, если просто смахнуть лишний уголь кисточкой. Рисунки углем, так же как и рисунки выполненные мелом, сангиной, пастелью, необходимо закреплять, для чего используется специальный фиксатор.

Сангина -- сыпучий, как и уголь, материал, но цвет сангины красновато- коричневый, так как делают ее из разных сортов глины. Формируют сангину в квадратные и круглые палочки, которыми можно рисовать же, как и углем: линией, штрихом, точкой, пятном, используя прием растирания (растушевки).

Мел, школьный мелок, белая пастель -- материал из рода сыпучих, крошащихся. Им работают так же, как и углём. Для мела необходима тонированная (неяркая, приглушенных тонов) шероховатая бумага.

Красиво соединение в изображении угля, сангины и мела. Мелом желательно выполнять рисунки на темном фоне или на черной бумаге.

Нередко художники используют графический материал соус -- толстые стержни из прессованного красящего вещества, имеющего множество серых оттенков. Соусом можно работать сухим и мокрым способами, разводя его кистью с водой в местах, где необходимо подчеркнуть более темный оттенок. Рисунки, выполненные соусом, хорошо передают светотеневые особенности натуры.

Красивые выразительные зарисовки можно делать различными ручками, как перьевыми, так и стержневыми. Хороши для небольших рисунков гелевые и капиллярные ручки (белых, черных, серебристых оттенков), даже, несмотря на то, что они дают однообразный штрих. Интересные наброски делают тушью, используя или мягкую кисть для изображения пятном, или перо для изображения штрихом и линией. Чередование светлых и темных пятен в изображении позволяет создавать различные контрастные сочетания.

Для рисунков пером хорошо подходит плотная глянцевая бумага, на которой тушь не расплывается.

Часто в рисовании используются фитильные карандаши -- фломастеры, которые заправляют специальной жидкой краской (чернилами) разных цветов. Ими выполняют как линейные, так и тоновые рисунки.

Акварелью можно выполнять как одноцветные, так и многоцветные зарисовки с помощью мягкой кисти. Используя технику заливки, можно выразительно передать большое пятно или его силуэт.

Разнообразные материалы и техники рисунка дают возможность передавать впечатление от увиденного, подчеркивать характер изображаемого и выражать собственное отношение к нему. Часто художники комбинируют различные материалы, чтобы усилить выразительность рисунка.

Иногда рисунок выполняется художником как эскиз будущей живописной композиции или этюд с натуры. Это и своео6разные зарисовки -- впечатления мотивов пейзажа или фиксация характерных черт человека. Несколько штрихов, росчерк линии, живописное пятно на фоне, соединенные в одном изображении, -- все это свойственно рисунку.

Наиболее типичный вид рисунка -- линейный. Еще в древности для такого изображения использовали серебряный или свинцовый грифели, которые оставляли едва заметную линию. Старые мастера рисунка часто пользовались в изображении гусиным заостренным пером или тростниковой палочкой. Их четкие штриховки или длинные извивающиеся линии хорошо передавали динамику движения, но требовали от художника определенного мастерства, так как штрихи наносились без предварительного карандашного наброска и должны были быть точными и выразительными.

Очень распространены рисунки кистью -- чернилами, тушью, акварелью и другими жидкими веществами. Для таких рисунков характерно использование пятен различной тональной насыщенности. При помощи четких по форме или размытых пятен художник передает пространство, световоздушную среду или форму предмета во взаимодействии со светом.

Соединение нервных, быстрых линий пера с легкими расплывающимися пятнами создает необычайное тональное богатство в рисунке. Рисунки пером и кистью -- это, как правило, воплощение энергетического и динамического начала, они очень эмоционально воздействуют на зрителя.

Любимый материал художников -- мягкая и бархатистая пастель. Под таким названием существуют наборы цветных мелков, приготовленных из смеси особых веществ (гуммиарабик, декстрин, сахар, раствор солода, молоко, мел, белила) и цветных красителей в виде сухих порошков.

Пастель сгруппирована в наборы карандашей разных оттенков, и, рисуя, художник имеет перед собой как бы готовую палитру.

Пастель является кроющим материалом, так как при накладывании одного штриха на другой виден цвет преимущественно верхнего слоя. Но можно накладывать штрихи различных оттенков параллельно друг другу и растирать их непосредственно на этюде. Пастель по восприятию цветовых пятен, тонкости колорита ближе к живописи, техника же исполнения (штрихи, линии, пятна) -- ближе к рисунку.

Для рисунка пастелью требуется шероховатая, тонированная бумага: нейтральный (разбеленный или затемненный) тон помогает «собирать» цветовые оттенки рисунка в общий гармонический строй. Иногда просветы слабо тонированной бумаги, оставленные между штрихами пастели, обобщая цветовой строй, создают единый колорит.

Пастель, так же как уголь и мел, пачкается, поэтому работы необходимо фиксировать. Но фиксирование может изменить приятный мягкий тон и структуру пастели, сделав ее более яркой, резкой по цвету. Поэтому лучше всего закрывать поверхность рисунка пергаментной или папиросной бумагой либо хранить под стеклом.

Процарапывание -- это работа толстой иглой или шилом по бумаге, предварительно покрытой черной тушью. Для выполнения рисунка нужно взять плотную бумагу или глянцевый картон. Поверхность бумаги сначала равномерно натирают свечой (воском), затем покрывают черной тушью и дают ей хорошо просохнуть. На просохшей черной поверхности обычным карандашом выполняется рисунок. Целесообразно заранее сделать предварительный эскиз, так как пользоваться ластиком нельзя. Затем по контуру карандашного рисунка процарапываются линии. Процарапывать нужно легко, не прокалывая бумагу, а только снимая верхний прокрашенный слой. Светлые места в рисунке процарапываются частыми мелкими штришками или расширяющимися линиями. Эта техника увлекает красотой и четкостью линий, но изменение первоначального замысла почти исключается. Можно, так же как и в технике работы восковыми мелками, бумагу или картон сначала покрыть акварелью. С акварельной подцветкой рисунок будет выглядеть еще более привлекательным.

Для смешанной техники акварели с тушью нужны акварельная краска, кисточка, черная тушь и ручка с пером. Выполнив карандашом рисунок на бумаге, ее смачивают водой и по мокрому закрашивают акварелью. Затем по еще не просохшей бумаге рисунок обводят тушью, тушь, растекаясь по мокрой поверхности и смешиваясь с акварелью, создает всевозможные причудливые композиции, которые, словно по волшебству, начинают менять очертания. Для того чтобы изображению придать задуманную форму, необходимо поворачивать плоскость бумаги в разных направлениях.

Каждый графический материал, будь то карандаш или уголь, тушь или пастель, имеет свои особенности выражения и способы изображения. Пятно -- плоскость и формы,линия очерчивает контур, выделяет главное, точка и штрих не только уточняют и выделяют части, но и создают светотеневые нюансы. Образ, материал и способ изображения тесно переплетены между собой, и от их взаимодействия и согласованности зависит решение задачи гармонии в композиции рисунка. Известно, что выразительно получается только то, что вызывает удивление и интерес.

«Чем проще линии и формы, тем больше красоты и силы», -- говорил выдающийся мастер рисунка Энгр. С помощью различных средств художественной выразительности и материалов художник может придать одному и тому же изображению различный характер или настроение. Например, образ ветки дерева в рисунке точкой нами воспринимается как некая незаконченность, непредсказуемость, мягкость, освещенность; с помощью штриха проявляется резкость, четкость, направленность изображения; линии создают ощущение плавности или динамичности и активности рисунка.

Штрихи разной длины и толщины, нанесенные в различных направлениях, помогают выявить форму предметов, передать пространство и расположение в нем различных объектов изображения.

Графическими средствами можно выразить очень многое. Например, легкость, воздушность и движение облаков, пластику тела, состояние дня, восход и закат солнца, потоки света и т. п. Возможности графических средств практически не ограничены, художник может передать ими все оттенки своих чувств и переживаний.

Печатная графика -- тиражное искусство, её произведения существуют во множестве экземпляров. Это гравюры всех разновидностей: на дереве, на металле, на линолеуме и т. д.

В зависимости от способа обработки печатной формы, различают выпуклую, углублённую и плоскую гравюру.

Для изготовления выпуклой гравюры на поверхности печатной формы вырезаются острым инструментом все места, которые должны получиться в отпечатке белыми (фон), и, наоборот, остаются нетронутыми (выпуклыми) будущие контуры и пятна рисунка (гравюра на дереве - ксилография и на линолеуме - линогравюра).

В углублённой гравюре рисунок вырезается на доске, углубления заполняются краской и с помощью специального печатного станка (пресса) линии переносятся на бумагу (резцовая гравюра, офорт, акватинта и др.).

К плоской гравюре относят литографию (гравюру на камне) и альграфию (гравюру на алюминиевых дощечках).

Как правило, гравюры бывают чёрно-белыми (тёмный рисунок на фоне светлой бумаги). Существует и цветная гравюра: оттиск на бумаге выполняется с нескольких печатных форм, на каждую из которых наносится свой цвет (русский лубок, японская гравюра и т. д.).

Древнейшей разновидностью гравюры, по всей вероятности, была ксилография, которая появилась в Древнем Китае в 6 в.; в Европе - лишь на рубеже 14-15 вв. В результате возникновения искусства гравирования впервые появилась возможность широко распространить зримый образ. Появление гравюры в Европе способствовало развитию книгопечатания.

Графика часто служит различным прикладным целям. Например, иллюстрации художника украшают книгу, карикатуры встречаются в журналах и газетах, рекламные плакаты -- на улицах и т. д. Ещё совсем недавно была распространена репродукционная графика: картину или скульптуру «переводили» в гравюру, и в таком виде с ней знакомилась вся читающая публика, так как фоторепродукций тогда не было. Произведения печатной графики, имеющие самостоятельное значение, называют эстампами. Эстампы экспонируются на выставках, украшают стены жилых и общественных зданий.

Плакат -- разновидность графики, которая по своему воздействию на зрителя сродни монументальной живописи. Плакат должен быть виден издалека, «кричать», призывать, властно останавливать спешащего прохожего, притягивая его взгляд, воздействовать быстро и ярко.

Крупнейшие коллекции рисунков и гравюр хранятся в библиотеке Британского музея в Лондоне, в парижском Лувре, в библиотеке Ватикана в Риме, венской Альбертине, Гравюрном кабинете Государственного музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина в Москве, Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге.

рисунок контурный растушевка

«ШКОЛА ПЕЧАТНОЙ ГРАФИКИ» - это социальный, просветительский проект для широкого круга любителей искусства. Проект предполагает создание и практическую реализацию многоуровневой обучающей программы по печатной графике в системе мастер-классов. Так, базовый уровень обучения будет рассчитан на всех желающих, начинающих обучение с «нуля» или имеющих небольшой опыт рисования. Слушатели этого курса смогут изучить различные техники печатной графики, познакомиться с инструментами художника-гравера, создать несложную гравюру на картоне, напечатать её на станке, получить оттиск, раскрасить и оформить его в паспарту, правильно подписать. Курс «для профессионалов» будет интересен всем творческим людям, интересующимся классическими и современными печатными техниками, ученикам старших классов образовательных учреждений (гимназии, лицеи, школы, интернаты), студентам профильных факультетов, педагогам. Курс начнётся с обзора и анализа различных техник печати (высокая, глубокая, плоская, трафарет). За вводной частью последует практическая работа по следующим направлениям печатной графики: линогравюра, офорт, фотоофорт, литография, монотипия, шелкография, ксилография, трафаретная печать.

Печатная графика на протяжении многих лет была и остается самым ярким и самобытным явлением в российской художественной культуре. Многие русские художники прославились именно в этом виде творчества, создавая произведения в области оригинальной станковой графики, печатной гравюры, книжной иллюстрации. (В.В. Матэ, В.Д. Фалилеев, А.П. Остроумова-Лебедева, А.П. Шиллинговский, В.Н. Масютин, Д.И. Митрохин, В.А. Фаворский, Н.Н, Купреянов и др.)
Однако, с начала 90-х годов обширная плеяда замечательных российских графиков оказалась фактически лишенной возможности работать в техниках литографии и офорта: были ликвидированы печатные мастерские и производства по изготовлению печатных станков для художников, государство перестало финансировать творческие дома художников-графиков, в которых шла постоянная учеба, происходил обмен опытом и творческое плавление идей и технологий в области печатной графики. Почти прекратился приток молодых художников в этот вид изобразительного искусства, а ведь российская печатная графика традиционно была очень яркой, входя в коллекции лучших музеев мира, завоевывая награды на международных конкурсах, славясь многообразием художественных течений и преемственностью. К сегодняшнему дню практически утрачена теоретическая, методическая и техническая база по изучению и использованию печатной графики в творческом процессе и вопросах понимания изобразительного искусства. В Российской Федерации с каждым годом становится все меньше мест со специальным оборудованием и мастерами, которые способны передать свой опыт в создании гравюры, линогравюры, офорта, фотоофорта, литографии, монотипии, шелкографии, ксилографии, трафаретной печати молодым художникам, студентам, учащимся художественных школ. При этом в учебных планах учебных учреждений есть предмет «Графика». Но, по существу, студенты лишены возможности изучать предмет на практике, а выпускники не в состоянии организовать и преподавать интереснейший предмет в художественных школах и школах искусств.
Наша «Школа печатной графики» призвана возродить утраченный профессионализм, знание и доступность широких слоев населения области к одному из важнейших видов искусства – печатной графике (эстампу).
Сегодня в Великом Новгороде, благодаря поддержке Федерального Агентства по печати и массовым коммуникациям и Администрации Новгородской области, работает мастерская «Новгородская печатня», профессиональное оборудование которой позволяет проводить обучающие курсы. Здесь молодые и профессиональные художники, студенты художественных факультетов, учащиеся художественных школ могут осваивать новую для них технику офорта, линогравюры, монотипии, а также имеют возможность поработать на предоставленном оборудовании.
Конечно, с приходом цифровых технологий роль традиционных техник значительно изменилась, но именно особые выразительные достоинства печатной графики, которыми наслаждались и П. Пикассо, и П. Гоген, и А. Дюрер, и Э. Дега, позволяют, говоря словами В. Фаворского, считать печатную графику самым современным из всех видов изобразительных искусств.
Надеемся, что работа Школы печатной графики станет реальным вкладом в сохранение и развитие современного графического искусства в России.

Есть ли в магистратуре Школы дизайна бюджетные места?

В Школе дизайна существует 6 образовательных программ магистратуры: «Дизайн», «Коммуникационный дизайн», «Мода», «Современное искусство», «Дизайн интерьера», «Современный дизайн в преподавании изобразительного искусства в школе». На программе «Дизайн» - 18 бюджетных мест, на программе «Современный дизайн в преподавании...» - 15 квазибюджетных мест, программы «Коммуникационный дизайн», «Мода», «Дизайн интерьера», «Практики современного искусства» - коммерческие.

Существуют ли в магистратуре Вышки какие-либо льготы для людей с инвалидностью?

Преференций на экзаменах не будет. Но если вы имеете инвалидность, вы имеете право подать документы без очереди и получать социальную стипендию во время учебы.

Каков проходной балл на бюджетное место программы «Дизайн»?

Мне выдадут приложение к бакалаврскому диплому уже после 20 июля. Помешает ли это мне подать документы в магистратуру?

Если абитуриент имеет на руках диплом, а выдача приложения с оценками задерживается, в приемную комиссию может быть предоставлен диплом или его копия без приложения с последующим предоставлением приложения до зачисления.

Обязательна ли регистрация в личном кабинете для подачи документов?

Мы примем документы и в том случае, если вы не регистрировались в личном кабинете. Но мы все же рекомендуем всем зарегистрироваться: это поможет сильно сэкономить время, записаться на посещение приемной комиссии в удобное для вас время и не стоять в живой очереди, а также избавит от рисков забыть какой-нибудь нужный документ. Кроме того, именно через личный кабинет вы можете заселиться в общежитие. Прием документов осуществляется по адресу: Мясницкая ул., 20, ауд 111.

Обязательно ли иметь дизайнерское образование или опыт работы в дизайне для того, чтобы поступить в магистратуру Школы дизайна?

Это зависит от профиля. Специально для тех, у кого нет никакого опыта в области дизайна, мы открыли профиль «Коммуникационный дизайн. Базовый уровень». Он как раз позволяет людям без предварительной подготовки в сфере дизайна за 2 года получить новую профессию. Также опыт и специальные знания не требуются для поступления на профиль «Создание фэшн-бренда».

Что делать, если я хочу продолжать образование в области дизайна, но не нашел интересующую меня специализацию среди профилей?

Вы можете подать документы для поступления на программу «Дизайн», профиль «Арт-дирекшн». Для студентов этого профиля Школа дизайна предлагает индивидуальные образовательные треки в соответствии с профессиональными амбициями, целями и задачами абитуриента: например, есть возможность развиваться не только как коммуникационный дизайнер, но и прокачать свои навыки в области анимации, иллюстрации, ювелирного дизайна и др. Для того, чтобы обсудить возможную программу вашего дальнейшего обучения, обязательно скажите членам экзаменационной комиссии о том, какое направление дизайна вас интересует.

Могу ли я поступать на несколько профилей сразу?

Абитуриент поступает на образовательную программу и в рамках нее выбирает только один профиль.

Виды графики классифицируются по способу создания изображения, предназначению, как проявления массовой культуры.

По способу создания изображения графика может быть печатной (тиражной) и уникальной.

Печатная графика и её виды

Печатная графика создаётся с использованием авторских печатных форм. Печатная графика даёт возможность распространения графических произведений в многочисленных равнозначных экземплярах.
Раньше печатная графика (эстамп) служила для многократного воспроизведения (иллюстраций, репродукций живописных работ, плакатов и т.д.), т.к. фактически являлась единственным способом массового тиража изображений.
В настоящее время множительная техника развилась, поэтому печатная графика стала самостоятельным видом искусства.

Виды печатной графики

Эста́мп

Эстамп (фр. Estampe) представляет собой оттиск на бумаге с печатной формы (матрицы). Оригинальными считаются те отпечатки, которые сделаны самим художником или при его участии.
Эстамп известен в Европе c XV в. Вначале эстамп был не самостоятельным разделом изобразительного искусства, а только техническим приёмом размножения изображений.

Виды эстампа

Виды эстампа отличаются способом создания печатной формы и методом печати. Таким образом, основных эстампных техник существует 4.

Высокая печать : гравюра на дереве; линогравюра; гравюра на картоне.

Ксилография

Ксилография – гравюра на дереве или оттиск на бумаге, сделанный с такой гравюры. Ксилография – древнейшая техника гравирования по дереву. Она возникла и получила распространение в странах Дальнего Востока (VI-VIII вв.). Первые образцы западноевропейской гравюры, выполненные в этой технике, появились на рубеже XIV-XV вв.
Мастерами ксилографии были Хокусай, А. Дюрер, А. Остроумова-Лебедева, В. Фаворский, Г. Епифанов, Я. Гнездовский, В. Матэ и мн. другие.

Я. Гнездовский. Рождественская открытка

Линогравюра

Линогравюра – способ гравирования на линолеуме. Этот метод возник на рубеже XIX-XX вв. с изобретением линолеума. Линолеум представляет собой хороший материал для гравюр большого размера. Для гравирования применяют линолеум толщиной от 2,5 до 5 мм. Инструменты для линогравюры используют те же, что и для продольной гравюры: угловые и продольные стамески, а также нож для точной обрезки мелких деталей. В России первым начал применять такую технику ученик Василия Матэ Н. Шевердяев. В дальнейшем эту технику для изготовления станковой гравюры и особенно в книжной иллюстрации использовали Елизавета Кругликова, Борис Кустодиев, Вадим Фалилеев, Владимир Фаворский, Александр Дейнека, Константин Костенко, Лидия Ильина и др.

Б. Кустодиев «Портрет дамы». Линогравюра
За рубежом в технике линогравюры работали Анри Матисс, Пабло Пикассо, Франс Мазерель, немецкие экспрессионисты, американские художники.
Из современных художников линогравюру активно используют Георг Базелиц, Стэнли Донвуд, Билл Файк.
Применяется как черно-белая, так и цветная линогравюра.

Р. Гусева. Цветная линогравюра. Натюрморт «Глазунья»

Гравюра на картоне

Разновидность эстампа. Технологически простой вид гравюры, его используют даже на уроках изобразительного искусства.
Но в ХХ в. некоторые значительные художники-графики использовали гравюру на картоне в своей профессиональной практике. Рельефный оттиск для печати изготавливается с помощью аппликации, составленной из отдельных картонных элементов. Толщина картона должна быть не менее 2-х мм.

Гравюра на картоне

Глубокая печать : офортные техники (игловой офорт, акватинта, лавис, пунктир, карандашная манера, сухая игла; мягкий лак; меццо-тинто, резцовая гравюра).

Офорт

Офорт – разновидность гравюры на металле, техника, позволяющая получать оттиски с печатных форм («досок»), в процессе работы по созданию изображения на которых производится травление поверхности кислотами. Офорт известен с начала XVI в. В технике офорта работали Альбрехт Дюрер, Жак Калло, Рембрандт и многие другие художники.


Рембрандт «Проповедь Христа» (1648). Офорт, сухая игла, резец

Меццо-тинто

Меццо-тинто («чёрная манера») – вид гравюры на металле. Основным отличием от других манер офорта является не создание системы углублений (штрихов и точек), а выглаживание светлых мест на зернёной доске. Эффекты меццо-тинто невозможно получить другими способами. Изображение здесь создаётся за счёт разной градации светлых участков на чёрном фоне.

Методика меццо-тинто

Плоская печать : литография, монотипия.

Литография

Литогра́фия – способ печати, при котором краска под давлением переносится с плоской печатной формы на бумагу. В основе литографии лежит физико-химический принцип, подразумевающий получение оттиска с совершенно гладкой поверхности (камня), которая, благодаря соответствующей обработке, приобретает свойство на отдельных своих участках принимать специальную литографскую краску.

Университетская набережная, XIX в., литография Мюллера по рисунку И. Шарлеманя

Моноти́пия

Термин произошёл от моно... и греч. τυπος – отпечаток. Это вид печатной графики, который заключается в нанесении красок от руки на идеально гладкую поверхность печатной формы с последующим печатанием на станке; полученный на бумаге оттиск всегда бывает единственным, уникальным. В психологии и педагогике используют технику монотипии для развития воображения у детей старшего дошкольного возраста.

Монотипия
Технику монотипии может освоить каждый. Надо хаотично нанести краски (акварельные, гуашь) на гладкую поверхность, затем прижать эту сторону к бумаге. Во время отрыва листа происходит смешивание красок, которые впоследствии складываются в красивую гармоничную картину. Затем начинает работать Ваше воображение, и на основе этой картинки вы создаёте свой шедевр.
Цвета для очередной композиции выбираются интуитивно. Это зависит от состояния, в котором Вы находитесь. Можно создать монотипию с определёнными цветами.
Трафаретная печать: шелкографские техники; вырезной трафарет.

Шелкография

Метод воспроизведения текстов и надписей, а также изображений (монохромных или цветных) при помощи трафаретной печатной формы, сквозь которую краска проникает на запечатываемый материал.

И. Ш. Эльгурт «Вежраксала» (1967). Шелкография

Уникальная графика

Уникальная графика создаётся в единственном экземпляре (рисунок, аппликация и т. д.).

Виды графики по предназначению

Станковая графика

Рисунок – основа всех видов изобразительного искусства. Без знания основ академического рисунка художник не может грамотно вести работу над художественным произведением.

Рисунок может выполняться как самостоятельное произведение графики или служит начальным этапом для создания живописных, графических, скульптурных или архитектурных замыслов.
Рисунки в большинстве случаев создаются на бумаге. В станковом рисунке используется весь набор графических материалов: разнообразные мелки, краски, наносимые кистью и пером (тушь, чернила), карандаши, графитный карандаш и уголь.

Книжная графика

К ней относятся книжные иллюстрации, виньетки, заставки, буквицы, обложки, суперобложки и т. п. К книжной графике можно отнести также и журнальную и газетную графику.
Иллюстра́ция – рисунок, фотография, гравюра или другое изображение, поясняющее текст. Иллюстрации к текстам используются с глубокой древности.
В древнерусских рукописных книгах использовались нарисованные от руки миниатюры. С появлением книгопечатания на смену иллюстрациям, выполненным от руки, приходит гравюра.
Некоторые известные художники, кроме основного своего занятия, обращались также и к иллюстрации (С. В. Иванов, А. М. Васнецов, В. М. Васнецов, Б. М. Кустодиев, А. Н. Бенуа, Д. Н. Кардовский, Е. Е. Лансере, В. А. Серов, М. В. Добужинский, В. Я. Чемберс.
Для других же иллюстрирование было основой их творчества (Евгений Кибрик, Лидия Ильина, Владимир Сутеев, Борис Дехтерёв, Николай Радлов, Виктор Чижиков, Владимир Конашевич, Борис Диодоров, Евгений Рачев и др.).

(фр. vignette) – украшение в книге или рукописи: небольшой рисунок или орнамент в начале или в конце текста.
Обычно сюжетом для виньеток являются растительные мотивы, абстрактные изображения или изображения людей и животных. Задача виньетки – придание книге художественно-оформленного вида, т.е. это дизайн книги.

Виньетки
В России оформление текста виньетками было в большой моде в эпоху модерна (известны виньетки Константина Сомова, Александра Бенуа, Евгения Лансере).

Суперобложка

Прикладная графика

Анри де Тулуз-Лотрек «Мулен Руж, Ла Гулю» (1891)
Плакат – основной вид прикладной графики. В современных формах плакат сложился в XIX в. в качестве торговой и театральной рекламы (афиши), а затем стал выполнять и задачи политической агитации (плакаты В. В. Маяковского, Д. С. Моора, А. А. Дейнеки и др.).

Плакаты В. Маяковского

Компьютерная графика

В компьютерной графике компьютеры используются в качестве инструмента для создания изображений и для обработки визуальной информации, полученной из реального мира.
Компьютерная графика подразделяется на научную, деловую, конструкторскую, иллюстративную, художественную, рекламную, компьютерную анимацию, мультимедиа.

Ютака Кагайя «Вечная песня». Компьютерная графика

Другие виды графики

Лубо́к

Вид графики, изображение с подписью, отличающееся простотой и доступностью образов. Первоначально вид народного творчества. Выполнялся в технике ксилографии, гравюры на меди, литографии и дополнялся раскраской от руки.
Для лубка характерны простота техники, лаконизм изобразительных средств (грубоватый штрих, яркая раскраска). Часто в лубке содержится развернутое повествование c пояснительными надписями и дополнительные к основному (поясняющие, дополняющие) изображения.

Лубок

Графика письма

Графика письма образует особую, самостоятельную область графики.

Каллиграфия (греч. kalligraphia – красивое письмо) – искусство писать. Каллиграфия приближает письмо к искусству. Непревзойденными мастерами в искусстве каллиграфии считаются народы Востока, особенно арабы. Коран запрещал художникам изображать живые существа, поэтому художники совершенствовались в орнаментах и каллиграфии. Для китайцев, японцев и корейцев иероглиф был не только письменным знаком, но и одновременно произведением искусства. Текст, написанный некрасиво, не мог считаться совершенным по содержанию.

Искусство суми-э (sumi-e) – это японская адаптация китайской техники живописи тушью. Эта техника максимально выразительна за счёт лаконичности. Каждый мазок кисти экспрессивен и значителен. В суми-э ярко проявляется сочетание простого и изящного. Художник не пишет конкретный предмет, он изображает образ, суть этого предмета. Работы в технике суми-э лишены чрезмерной детализации и предоставляют зрителю простор для фантазии.

Виды печатной графики

Эста́мп


Виды эстампа

Высокая печать

Ксилография


Линогравюра



Гравюра на картоне


Гравюра на картоне

Глубокая печать

Офорт


Меццо-тинто

Методика меццо-тинто

Плоская печать : литография, монотипия.

Литография

Моноти́пия

Монотипия

Трафаретная печать:

Шелкография

Уникальная графика

Станковая графика

Рисунок


Книжная графика


Иллюстра́ция

Виньетка

Виньетки

Суперобложка

Прикладная графика


Плакат

Плакаты В. Маяковского

Компьютерная графика


Другие виды графики

Лубо́к


Графика письма

Каллиграфия

Искусство суми-э

Графика как вид искусства зародилась еще во времена наскальной живописи, хотя само слово имеет греческие корни и означает "пишу", "черчу". В наше время это самостоятельный и многогранный вид, имеющий свои жанры и каноны. Виды графического искусства По своему назначению графические работы подразделяются на такие виды: Станковая графика. Как вид искусства приближена к живописи, так как передает видение и эмоциональный мир художника. Причем мастер достигает этого не за счет многообразия палитры красок и различных техник их нанесения на холст, а с помощью линий, штрихов, пятен и тона бумаги. Прикладная графика как вид изобразительного искусства. Примеры ее окружают нас повсюду, она имеет конкретное предназначение. Например, иллюстрация книг помогает читателю легче воспринимать ее содержание, плакаты и афиши несут знания или рекламную информацию. Сюда же относятся этикетки на товары, оформление конвертов, марок, карикатуры и многие другие. Любые виды изобразительного искусства (графика, картинки не исключение) начинаются с наброска рисунка. Все художники используют его как первую ступеньку перед написанием основного полотна. Именно в нем создается проекция положения объекта живописи в пространстве, которая в дельнейшем переносится на холст. Графический рисунок Графика как вид изобразительного искусства, виды графики любого направления начинаются с рисунка, как и полотна в живописи. Для графического рисунка используют бумагу, чаще всего белую, хотя возможны варианты. Главной его отличительной чертой является контраст двух или нескольких цветов – черный, белый, серый. Возможны другие виды контрастов, но даже если мастер использует черный карандаш на белой бумаге, то оттенки штрихов богаты разнообразием от мягкого черного цвета до глубокой черноты. Эмоционально сильными являются рисунки черно–белого оттенка с добавлением одного контрастного цвета. Это притягивает взгляды, и фокусировка взгляда зрителя сосредоточена на ярком пятне. Такая графика как вид изобразительного искусства (фото очень ясно это показывает) становится ассоциативным произведением, когда яркий акцент вызывает у зрителя воспоминания личного характера. Инструменты для создания графического рисунка Самыми простыми и доступными средствами являются графитные карандаши и обычная шариковая ручка. Также мастера любят применять тушь, уголь, пастель, акварель и сангину. Графитный карандаш - самый популярный инструмент. Это деревянный или металлический корпус, в который вставлен либо графитный серовато-черный стержень, либо цветной, в который добавлены красители. Пастельные карандаши не имеют корпуса, но их цвета можно смешивать, чтобы получать новые оттенки. Тушь имеет насыщенный черный цвет, легко ложится на бумагу, применяется для каллиграфии, черчения и рисования. Наносить ее можно пером или кистью. Чтобы получать различные оттенки черного цвета, тушь разводят водой. Графика как вид искусства не обошла стороной такой инструмент, как уголь. Древесный уголь для рисования применяли еще в древности, а в 19 веке был создан художественный уголь из спрессованного порошка угля и клеящих материалов. Современные мастера графики применяют также фломастеры с различным по толщине стержнем. Печатная графика В эту категорию изобразительного искусства входят: Ксилография – это гравюра на дереве, с которой печатают изображение с помощью нанесенной на нее краски. Зародилась в Китае еще в 6 веке н.э., появилась на Востоке в 9, а в Европе - в 15 столетии. Гравюра на металле, для которой использовались пластины из латуни, меди или свинца, делилась на углубленную, рельефную и резцовую. В зависимости от метода рисунок наносился на металл, покрывался краской и затем переносился на бумагу. Линогравюра появилась в 20 веке вместе с такими материалами, как линолеум, оргстекло и пластик. Отличается простотой и скоростью создания художественных шаблонов. Этой технике свойственны ярко выраженные черно-белые контрасты и любые размеры. Многие именитые мастера работали в этом виде графики. Например, Пикассо, Матисс, Иван Павлов. Это далеко не все виды, применяемые в печатном деле. Книжная графика К этому виду изобразительного искусства относятся следующие: Книжная миниатюра. Древний способ оформлять рукописи, который применялся еще в Древнем Египте. В Средневековье основной темой миниатюры были религиозные мотивы, и только с 15 века стали появляться светские сюжеты. Основные материалы, которые использовали мастера миниатюры, - это гуашь и акварель. Оформление обложки – это передача эмоционального посыла книги, ее основная тематика. Здесь гармоничным должны быть и шрифт, и размер букв, и рисунок, соответствующий ее названию. Обложка представляет читателю не только автора произведения, его труд, но и издательский дом и самого оформителя. Иллюстрации используют как дополнение к книге, помогающее создавать зрительные картинки у читающего для более точного восприятия текста. Эта графика как вид искусства зародилась во времена книгопечатания, когда сменились ручные миниатюры на гравюры. С иллюстрациями человек сталкивается в самом раннем детстве, когда еще не умеет читать, а познает сказки и их героев через картинки. Книжная графика как вид изобразительного искусства в ДОУ познается через иллюстрированные книги, несущие информацию в картинках для самых маленьких детей, и через текст с поясняющими изображениями для старшего возраста. Плакат как вид искусства Еще один представитель графической живописи – это плакат. Основная его функция – передача информации с помощью короткой фразы с усиливающим ее изображением. По области применения плакаты бывают: Политические, предназначение которых – призыв к действию. Тематика политической агитации многообразна – от защиты (мира, животных, демократии, экологии) до разоблачения. Социальные плакаты призывают человека что-то менять или присоединиться к тем, кто это делает. Рекламная плакатная графика несет информацию о товаре, событиях и их участниках. Как пример, это кино- и театральные афиши, рекламные стенды. Их основная задача - привлечь к себе интерес зрителя и желание приобрести то, о чем они информируют. Их отличают яркие цвета и звучные слоганы, которые легко запомнить. Учебные плакаты несут обучающую информацию, которая должна помогать закреплять знания у учащихся. К этой категории относятся также картинки с правилами по технике безопасности, профилактике и лечению заболеваний и многие другие виды предупреждений. Плакат является одним из самых распространенных видов графики. Прикладная графика Еще один вид графического искусства - это оформление этикеток, конвертов, марок и обложек для видео и музыкальных дисков. Этикетка – это вид промышленной графики, главное назначение которой - дать максимальное количество информации о продукте при минимальном размере изображения. При создании этикетки учитывается цветовая гамма, которая должна вызывать у зрителя симпатию и доверие к товару. Обложки для дисков несут максимальную информацию о фильме или музыкальной группе, передавая ее через рисунок. Графическое оформление марок и конвертов имеет многолетнюю историю. Сюжетами для них чаще всего становятся события, происходящие в разных странах, окружающий мир и большие праздники. Марки могут выпускаться как отдельными экземплярами, так и целыми сериями, объединенными единой тематикой. Марка, пожалуй, самый распространенный вид графического искусства, который стал предметом коллекционирования. Современная графика С появлением компьютерных технологий стал развиваться новый вид графического искусства – компьютерная графика. Ее применяют для создания и коррекции графических изображений на компьютере. Вместе с ее возникновением появились новые профессии, например дизайнер по компьютерной графике.

Этапы работы над монотипией

1. Возьмите стекло (или любую гладкую ровную поверхность: пластик, клеенку) и на него нанесите не густо, но достаточно влажно краски: акварель или гуашь (цвета произвольные).

2. Потом сверху приложите бумагу нужного вам формата. Бумагу слегка прижмите и понемногу снимите в любом направлении. А можно немного потянуть лист из одной стороны в другую.

3. Когда вы посмотрите на бумагу, там должна отпечататься краска. Рассмотрев этот оттиск, вы, возможно, увидите какой-либо рисунок. Если у вас вышло изображение чего-либо или просто удачная композиция, то можно говорить, что получилась монотипия.

4. Просохший отпечаток внимательно рассмотрите и обведите все увиденное: (существа, растения, архитектуру и т.п.) карандашом или ручкой, фломастером или тушью, добавляя по желанию необходимые детали. А при необходимости немного подправьте нужной краской.

Нарбут Георгий Иванович (1886-1920) - украинский график. Значительное влияние на формирование творческой манеры мастера оказала связь с петербургским художественным объединением «Мир искусства», члены которого уделяли много внимания возрождению искусства книги. Ранние произведения Нарбута - иллюстрации к сказкам. В иллюстрациях к басням И. Крылова художник использует старинную графическую манеру - силуэт, к которой потом неоднократно обращался.

В 1917-1920 годах Нарбут работал в Киеве; увлечение старинным украинским искусством подвигло его на создание серии выдающихся работ. С января 1919 г. Нарбут был ректором Академии искусств в Киеве.

Пабло Пикассо. Дон Кихот

Виды печатной графики

Эста́мп

Эстамп (фр. Estampe) представляет собой оттиск на бумаге с печатной формы (матрицы). Оригинальными считаются те отпечатки, которые сделаны самим художником или при его участии.
Эстамп известен в Европе c XV в. Вначале эстамп был не самостоятельным разделом изобразительного искусства, а только техническим приёмом размножения изображений.

Виды эстампа

Виды эстампа отличаются способом создания печатной формы и методом печати. Таким образом, основных эстампных техник существует 4.

Высокая печать : гравюра на дереве; линогравюра; гравюра на картоне.

Ксилография

Ксилография – гравюра на дереве или оттиск на бумаге, сделанный с такой гравюры. Ксилография – древнейшая техника гравирования по дереву. Она возникла и получила распространение в странах Дальнего Востока (VI-VIII вв.). Первые образцы западноевропейской гравюры, выполненные в этой технике, появились на рубеже XIV-XV вв.
Мастерами ксилографии были Хокусай, А. Дюрер, А. Остроумова-Лебедева, В. Фаворский, Г. Епифанов, Я. Гнездовский, В. Матэ и мн. другие.

Я. Гнездовский. Рождественская открытка

Линогравюра

Линогравюра – способ гравирования на линолеуме. Этот метод возник на рубеже XIX-XX вв. с изобретением линолеума. Линолеум представляет собой хороший материал для гравюр большого размера. Для гравирования применяют линолеум толщиной от 2,5 до 5 мм. Инструменты для линогравюры используют те же, что и для продольной гравюры: угловые и продольные стамески, а также нож для точной обрезки мелких деталей. В России первым начал применять такую технику ученик Василия Матэ Н. Шевердяев. В дальнейшем эту технику для изготовления станковой гравюры и особенно в книжной иллюстрации использовали Елизавета Кругликова, Борис Кустодиев, Вадим Фалилеев, Владимир Фаворский, Александр Дейнека, Константин Костенко, Лидия Ильина и др.

Б. Кустодиев «Портрет дамы». Линогравюра
За рубежом в технике линогравюры работали Анри Матисс, Пабло Пикассо, Франс Мазерель, немецкие экспрессионисты, американские художники.
Из современных художников линогравюру активно используют Георг Базелиц, Стэнли Донвуд, Билл Файк.
Применяется как черно-белая, так и цветная линогравюра.

Р. Гусева. Цветная линогравюра. Натюрморт «Глазунья»

Гравюра на картоне

Разновидность эстампа. Технологически простой вид гравюры, его используют даже на уроках изобразительного искусства.
Но в ХХ в. некоторые значительные художники-графики использовали гравюру на картоне в своей профессиональной практике. Рельефный оттиск для печати изготавливается с помощью аппликации, составленной из отдельных картонных элементов. Толщина картона должна быть не менее 2-х мм.

Гравюра на картоне

Глубокая печать : офортные техники (игловой офорт, акватинта, лавис, пунктир, карандашная манера, сухая игла; мягкий лак; меццо-тинто, резцовая гравюра).

Офорт

Офорт – разновидность гравюры на металле, техника, позволяющая получать оттиски с печатных форм («досок»), в процессе работы по созданию изображения на которых производится травление поверхности кислотами. Офорт известен с начала XVI в. В технике офорта работали Альбрехт Дюрер, Жак Калло, Рембрандт и многие другие художники.


Рембрандт «Проповедь Христа» (1648). Офорт, сухая игла, резец

Меццо-тинто

Меццо-тинто («чёрная манера») – вид гравюры на металле. Основным отличием от других манер офорта является не создание системы углублений (штрихов и точек), а выглаживание светлых мест на зернёной доске. Эффекты меццо-тинто невозможно получить другими способами. Изображение здесь создаётся за счёт разной градации светлых участков на чёрном фоне.

Методика меццо-тинто

Плоская печать : литография, монотипия.

Литография

Литогра́фия – способ печати, при котором краска под давлением переносится с плоской печатной формы на бумагу. В основе литографии лежит физико-химический принцип, подразумевающий получение оттиска с совершенно гладкой поверхности (камня), которая, благодаря соответствующей обработке, приобретает свойство на отдельных своих участках принимать специальную литографскую краску.

Университетская набережная, XIX в., литография Мюллера по рисунку И. Шарлеманя

Моноти́пия

Термин произошёл от моно... и греч. τυπος – отпечаток. Это вид печатной графики, который заключается в нанесении красок от руки на идеально гладкую поверхность печатной формы с последующим печатанием на станке; полученный на бумаге оттиск всегда бывает единственным, уникальным. В психологии и педагогике используют технику монотипии для развития воображения у детей старшего дошкольного возраста.

Монотипия
Технику монотипии может освоить каждый. Надо хаотично нанести краски (акварельные, гуашь) на гладкую поверхность, затем прижать эту сторону к бумаге. Во время отрыва листа происходит смешивание красок, которые впоследствии складываются в красивую гармоничную картину. Затем начинает работать Ваше воображение, и на основе этой картинки вы создаёте свой шедевр.
Цвета для очередной композиции выбираются интуитивно. Это зависит от состояния, в котором Вы находитесь. Можно создать монотипию с определёнными цветами.
Трафаретная печать: шелкографские техники; вырезной трафарет.

Шелкография

Метод воспроизведения текстов и надписей, а также изображений (монохромных или цветных) при помощи трафаретной печатной формы, сквозь которую краска проникает на запечатываемый материал.

И. Ш. Эльгурт «Вежраксала» (1967). Шелкография

Уникальная графика

Уникальная графика создаётся в единственном экземпляре (рисунок, аппликация и т. д.).

Виды графики по предназначению

Станковая графика

Рисунок – основа всех видов изобразительного искусства. Без знания основ академического рисунка художник не может грамотно вести работу над художественным произведением.

Рисунок может выполняться как самостоятельное произведение графики или служит начальным этапом для создания живописных, графических, скульптурных или архитектурных замыслов.
Рисунки в большинстве случаев создаются на бумаге. В станковом рисунке используется весь набор графических материалов: разнообразные мелки, краски, наносимые кистью и пером (тушь, чернила), карандаши, графитный карандаш и уголь.

Книжная графика

К ней относятся книжные иллюстрации, виньетки, заставки, буквицы, обложки, суперобложки и т. п. К книжной графике можно отнести также и журнальную и газетную графику.
Иллюстра́ция – рисунок, фотография, гравюра или другое изображение, поясняющее текст. Иллюстрации к текстам используются с глубокой древности.
В древнерусских рукописных книгах использовались нарисованные от руки миниатюры. С появлением книгопечатания на смену иллюстрациям, выполненным от руки, приходит гравюра.
Некоторые известные художники, кроме основного своего занятия, обращались также и к иллюстрации (С. В. Иванов, А. М. Васнецов, В. М. Васнецов, Б. М. Кустодиев, А. Н. Бенуа, Д. Н. Кардовский, Е. Е. Лансере, В. А. Серов, М. В. Добужинский, В. Я. Чемберс.
Для других же иллюстрирование было основой их творчества (Евгений Кибрик, Лидия Ильина, Владимир Сутеев, Борис Дехтерёв, Николай Радлов, Виктор Чижиков, Владимир Конашевич, Борис Диодоров, Евгений Рачев и др.).

Виньетка (фр. vignette) – украшение в книге или рукописи: небольшой рисунок или орнамент в начале или в конце текста.
Обычно сюжетом для виньеток являются растительные мотивы, абстрактные изображения или изображения людей и животных. Задача виньетки – придание книге художественно-оформленного вида, т.е. это дизайн книги.

Виньетки
В России оформление текста виньетками было в большой моде в эпоху модерна (известны виньетки Константина Сомова, Александра Бенуа, Евгения Лансере).

Суперобложка

Прикладная графика

Анри де Тулуз-Лотрек «Мулен Руж, Ла Гулю» (1891)
Плакат – основной вид прикладной графики. В современных формах плакат сложился в XIX в. в качестве торговой и театральной рекламы (афиши), а затем стал выполнять и задачи политической агитации (плакаты В. В. Маяковского, Д. С. Моора, А. А. Дейнеки и др.).

Плакаты В. Маяковского

Компьютерная графика

В компьютерной графике компьютеры используются в качестве инструмента для создания изображений и для обработки визуальной информации, полученной из реального мира.
Компьютерная графика подразделяется на научную, деловую, конструкторскую, иллюстративную, художественную, рекламную, компьютерную анимацию, мультимедиа.

Ютака Кагайя «Вечная песня». Компьютерная графика

Другие виды графики

Лубо́к

Вид графики, изображение с подписью, отличающееся простотой и доступностью образов. Первоначально вид народного творчества. Выполнялся в технике ксилографии, гравюры на меди, литографии и дополнялся раскраской от руки.
Для лубка характерны простота техники, лаконизм изобразительных средств (грубоватый штрих, яркая раскраска). Часто в лубке содержится развернутое повествование c пояснительными надписями и дополнительные к основному (поясняющие, дополняющие) изображения.

Графика письма

Графика письма образует особую, самостоятельную область графики.

Каллиграфия (греч. kalligraphia – красивое письмо) – искусство писать. Каллиграфия приближает письмо к искусству. Непревзойденными мастерами в искусстве каллиграфии считаются народы Востока, особенно арабы. Коран запрещал художникам изображать живые существа, поэтому художники совершенствовались в орнаментах и каллиграфии. Для китайцев, японцев и корейцев иероглиф был не только письменным знаком, но и одновременно произведением искусства. Текст, написанный некрасиво, не мог считаться совершенным по содержанию.

Искусство суми-э (sumi-e) – это японская адаптация китайской техники живописи тушью. Эта техника максимально выразительна за счёт лаконичности. Каждый мазок кисти экспрессивен и значителен. В суми-э ярко проявляется сочетание простого и изящного. Художник не пишет конкретный предмет, он изображает образ, суть этого предмета. Работы в технике суми-э лишены чрезмерной детализации и предоставляют зрителю простор для фантазии.



Рассказать друзьям