Телеграмма урок литературы. Урок литературы "Пока не стало поздно" по рассказу К.Г

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой
  • проанализировать содержание рассказа, действующих героев;
  • уметь, опираясь на текст, понимать тему, как она раскрывается, определять основную мысль;
  • наблюдать, сравнивать, делать выводы, давать монологические ответы, правильно отвечать на вопросы, выразительно читать;
  • воспитывать чувство уважения, заботливости, внимания по отношению к своим родителям.

Оборудование:

  • портрет К.Г. Паустовского,
  • “Паустовский в фотографиях”;
  • выставка книг,
  • эпиграф-цитата из Библии,
  • карточки-информаторы,
  • с содержанием которых ученики знакомятся заранее.

Чти отца своего и матерь твою
да благо ти будет,
и долголетен будеше на земле.
Пятая заповедь Божия.

Ход урока

1. Вступительное слово учителя.

Тема сегодняшнего урока “Спешите делать добрые дела”. (Связываем ее с рассказом К.Г. Паустовского “Телеграмма”).

Цель – поразмышлять над содержанием рассказа, поведением героев и понять основную мысль, сделать для себя определенные выводы.

Перед вами портрет писателя, жившего с 1892 по 1968 гг., отдельные фотографии, на которых видим Константина Георгиевича, и несколько книг, к которым, может быть, вы уже обращались.

Одна из книг называется “Золотая роза”. В ней раздумья Паустовского о писательском труде. В книге есть глава, названная “Зарубки на сердце”, в которой автор рассказывает, на основе чего он написал рассказ “Телеграмма”.

2. Читает ученик, используя карточку-информатор.

Читатели часто спрашивают людей пишущих, каким образом и долго ли они собирают материал для своих книг. И обыкновенно очень удивляются, когда им отвечают, что никакого нарочитого собирания материала нет и не бывает.

Жизненный материал… не изучают. Просто писатели живут, если так можно выразиться, внутри этого материала – живут, страдают, думают, радуются, участвуют в больших и малых событиях, и каждый день жизни оставляет, конечно, в их памяти и сердце свои заметы и свои зарубки.

Может быть, все эти мысли станут яснее, если я расскажу о том, как был написан рассказ “Телеграмма”.

3. Рассказ.

Рассказывает предварительно подготовленный ученик о жизненном материале, который оставил зарубки на сердце писателя, а впоследствии вылился в содержание рассказа “Телеграмма”.

4. Беседа по рассказу.

Назовите действующих героев рассказа. Кто является главным среди них?

Какова тема рассказа? (Рассказ о взаимоотношении родителей и детей: матери и дочери).

Что такое композиция? Как это взаимоотношение (матери и дочери) отражается в композиции рассказа? (Выслушать варианты учеников для сравнения).

  • I ч. Мать. “Эх, горе ее горькое, страданье неписанное”.
  • II ч. Дочь. “Эх, ты, сорока!”
  • III ч. Эпилог. “…безмятежно уснувшая”. (Смерть, похороны, приезд с опозданием).

Итак, Паустовский затрагивает одну из важнейших проблем всех времен – проблему отношения детей и родителей. Всегда ли дети спешат на помощь родителям, живущим далеко, всегда ли пишут им письма, умеют ли проявлять о них заботу, стараются ли быть ласковыми со стариками?

Поговорим об этом.

  • С чего начинается рассказ? Какая картина представляется? (Мрачная, грустная, печальная, серая, неяркий пейзаж. Октябрь холодный, ненастный; крыши почернели; опутанная трава полегла; облетевшие ветлы; тащились рыхлые тучи; сыпался дождь, ни проехать, ни пройти; пастуший рожок затих).
  • Какая деталь, словно оживляет представляемое? (“Никак не мог доцвесть подсолнечник у забора”).
  • Что еще дополняет картину пейзажа и как? (Детали интерьера: горький запах нетопленных печей; пыльный “Вестник Европы”; пожелтевшие чашки; давно не чищенный самовар; в комнатах слишком сумрачно). Ощущается неухоженность, запущенность.
  • Обратите внимание на фразы: пространные или короткие? Для чего? (Короткие, кроме фразы о подсолнечнике. Они тоже усиливают общий колорит серости).
  • Для чего автор начинает рассказ с таких зарисовок? (Автор настраивает читателя на тональность повествования, создает фон, на котором будет разворачиваться действие. Такое начало помогает понять состояние Катерины Петровны).
  • Что вы узнали об обитательнице дома Катерине Петровне? Как ей живется? Каково ее душевное состояние? Чем она живет? (Монологичный ответ : Катерина Петровна живет в селе Заборье. Отец ее – известный художник, дом “мемориальный”, она “последняя обитательница” его. У нее нет никого родных, кроме дочери. Не с кем поговорить о картинах, о петербургской жизни; когда-то жила в Париже с отцом, видела похороны Виктора Гюго – французского писателя. Добрая – страдает от одиночества, но не упрекает дочь; молча сидит на диване сгорбленная, маленькая, все перебирает какие-то бумажки в ридикюле; временами тихонько плачет, для нее ночи долгие, тяжелые, у нее бессонница, не знает, как дожить до утра. Душевное состояние: одинока, разочарована, душевная боль, на переводах ощущает запах духов Насти, не теряет надежды на приезд дочери).
  • В каком эпизоде особенно чувствуется, что надежда Катерины Петровны на приезд дочери не совсем потеряна? Чтение со слов “Как-то в конце октября…” до “… побрела в дом” .
  • Какова роль эпизода встречи с кленом? (У них одинаковая судьба).
  • Что же поняла Катерина Петровна во время непосильной прогулки? (Дни ее сочтены).

И она написала письмо дочери (читаю письмо) : “Ненаглядная моя, - писала Катерина Петровна. – Зиму эту я не переживу. Приезжай хоть на день. Дай поглядеть на тебя, подержать твои руки. Стара я стала и слаба до того, что тяжело мне не то что ходить, а даже сидеть и лежать, смерть забыла ко мне дорогу. Сад сохнет, совсем уж не тот, да я его и не вижу. Нынче осень плохая. Так тяжело; вся жизнь, кажется, не была такая длинная, как одна эта осень”.

  • Что узнаем о жизни и занятии Насти? (Монологичный ответ: Настя – единственная дочь Катерины Петровны. Живет в Ленинграде, работает секретарем в Союзе художников; много работы, устраивает выставки. В почтовых переводах одни и те же слова: столько дел, что нет времени не то, что приехать, даже письмо написать настоящее. Один раз в два-три месяца шлет перевод на 200 рублей; последний раз приезжала три года назад).
    • Настя получила письмо от матери. Как она отнеслась к нему? Почему? (Спрятала в сумочку; раз пишет – значит жива).

    Вывод. Настя беззаботна, равнодушна, бессердечна.

    • Каково авторское отношение к Насте? Обратимся к эпизоду “На одной из площадок…”. Это в то время, когда в сумочке нераспечатанное письмо…
    • Какой разоблачительный эпитет? (Холодные глаза – о жестоком сердце).

    Но ведь в тексте читаем: “После работы Насте надо было пойти в мастерскую молодого скульптора Тимофеева, посмотреть, как он живет, чтобы доложить об этом правлению Союза. Тимофеев жаловался, что его затирают, не дают развернуться”.

  • И она ему готова помочь? Докажите, что она не намерена отступать. (Ну что ж, будем драться вместе. Она ушла с твердым намерением вырвать во что бы то ни стало этого талантливого человека из безызвестности. В Союзе художников долго говорила, доказывала, что необходимо устраивать выставку).
  • Выставка удалась? Чья это заслуга?
  • Как вы думаете, почему Настя самоотверженно помогает скульптору Тимофееву? Бескорыстна ли она? (Карьеристка. Началось обсуждение, говорили о внимании к человеку, незаслуженно забытому художнику. Этой выставкой целиком обязаны Анастасии Семеновне, ей аплодировали).
  • Полученное письмо от матери Настя прочитала только вечером и сказала: “Куда там сейчас ехать! Две недели возилась с выставкой” .

    • Во время выставки получила телеграмму. Как ведет себя? (Какая Катя умирает? Должно быть не мне; узнала адрес, скомкала телеграмму, нахмурилась. На вопрос: “Что-то неприятное?”, ответ: “Нет, это так, от одной знакомой”).
    • Кто, словно пробуждает ее сознание? (Чей-то взгляд тяжелый все время чувствовала; Гоголь смотрел на нее усмехаясь; Насте показалось, что Гоголь тихо сказал: “Эх, ты!”).
    • Пробудилась ли совесть Насти? Показать динамику пробуждения. (Быстро встала, торопливо оделась, выбежала на улицу, вспомнила “ненаглядная моя” - заплакала; поняла, что ее никто так не любил, как эта дряхлая, брошенная всеми старушка; вскочила, побежала на железнодорожную станцию – лишь бы успеть; билетов не оказалось; чувствовала, что расплачется навзрыд. В тот же вечер Настя уехала).

    Приехала с опозданием.

    • Прочитать конец рассказа. Какова роль этой концовки? Какую библейскую заповедь нарушила Настя?

    Не забывай о том, что мать вспоила нас,
    Отец же воспитал родное чадо,
    Поэтому страшись в беспечности своей
    В их старые сердца пролить хоть каплю яда,
    К тому же – минёт час: ты старцем будешь сам,
    Смотри же, не нарушай священного уклада.

    (Из книги “В мире мудрых мыслей” Н. Хиероу).

    • Не уделила должного внимания матери Настя. Но мир не без добрых людей. И такие рядом оказались. Кто это? (Монологичные ответы):
    • Манюшка – дочь колхозного сапожника – прибегает каждый день, чтобы принести воды из колодца, помыть полы, поставить самовар. Шесть суток не отходила от Катерины Петровны, не раздеваясь спала на старом диване. По речи видно, что она не очень грамотная, простая девочка, но понимает, что человек в беде – надо помогать. Тихон, предостерегая ее, говорит: “Не будь пустельгой”. Что значит “пустельгой”?
    • Сторож Тихон - рубит, пилит, колет старые деревья на дрова. Тоже не умеет красиво говорить. Но, пожалев Катерину Петровну, дает телеграмму Насте. Не дождавшись ответа, совершает подлог: приносит умирающей женщине мнимую телеграмму от дочери.

    Это простые люди, которых любил Паустовский. Они незаметны, не привыкли красиво говорить, но не пройдут мимо чужого горя.

    А для чего, по-вашему, вводится в рассказ образ молодой учительницы? (Чтобы показать, что не все такие, как Настя, хоть и чужая, но у нее доброе сердце. Подошла к гробу, наклонилась, поцеловала Катерину Петровну в высохшую руку. У нее тоже где-то мама. И ей надо помнить о ней).

    5. Вывод.

    Тему рассказа определили в начале урока: взаимоотношение родителей и детей.

    Какова основная мысль рассказа? (Помни о родителях, пиши, навещай – это обязанность перед теми, кто дал тебе жизнь).

    Читает ученик:

    Сергей Викулов

    Поют гитар походных струны
    в тайге, в горах, среди морей…
    О сколько вас сегодня, юных,
    живет вдали от матерей!

    Вы, вечно юные, в дороге –
    то там объявитесь, то тут…
    А ваши матери в тревоге
    вестей от вас все ждут и ждут.

    Они считают дни, недели,
    слова роняя невпопад…
    Коль рано матери седеют –
    не только возраст виноват.

    И потому, служа солдатом
    или скитаясь по морям,
    почаще все-таки, ребята,
    пишите письма матерям!

    6. Дома.

    Письменная работа: Какие зарубки на вашем сердце оставил рассказ К.Г. Паустовского “Телеграмма”?

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

    «Средняя общеобразовательная школа №1»

    города Бородино Красноярского края

    Модельный урок – размышление в 8 классе

    «Испытание на истинную человечность»

    (по рассказу К.Г. Паустовского «Телеграмма»)

    учитель русского языка и литературы

    Тема : «Испытание на истинную человечность» (по рассказу К.Г. Паустовского «Телеграмма»)

    Форма : модельный урок – размышление

    Метод : проблемный с использованием ИКТ и применением технологии развития критического мышления

    Цель урока : обучая, развивать коммуникативную, социальную и информационную компетенции; создать условия для проявления познавательной активности учеников.

    Триединые задачи:

      образовательная: формирование умений анализа рассказа на основе духовной проблематики, языка произведения; наблюдение над приёмами художественного мастерства К. Г. Паустовского;

      развивающая: развитие речи, мышления, творческих способностей учащихся через применение приёмов технологии РКМ;

      воспитательная: воспитание нравственных качеств (чуткости, сострадания, милосердия).

    Оборудование :

      мультимедийная презентация;

      отрывок «Письмо матери» из художественного фильма;

      музыкальное сопровождение формата mp3 ;

      рабочие тетради учащихся;

      листы формата А4 с мини-исследованиями по проблематике произведения (диаграмма «Фишбоун»).

    Предварительное домашнее задание :

      Составить схему (приём «Цветок лотоса») по образу Катерины Петровны, используя цитирование

      Задание для групп: заполнить диаграмму «Фишбоун», исследовав проблематику произведения (одна от каждого ряда)

    Ход урока

    СЛАЙД 1

    1. Вступительное слово учителя

    — Сегодня у нас необычный урок: урок-размышление и одновременно урок-открытие. Размышление потому, что мы будем говорить о писателе, чтение произведений которого требует большой работы мысли и сердца.

    А открытие потому, что рассказ, над которым мы сегодня будем работать, — это нравственная заповедь, вернее, заповеди, оставленные нам, потомкам Паустовского.

    2. Сообщение целей урока

    Писателя всегда интересовала жизнь замечательных людей. Надеюсь, вы с удовольствием прочтёте в будущем повести, рассказы и очерки о Лермонтове и Гоголе, Чехове и Блоке, Грине и Горьком. Но всё – таки чаще Паустовский писал о людях простых и безвестных, о которых читаем мы с волнением и трепетом в душе, хотя в произведениях нет острого сюжета, захватывающих происшествий. В чём же дело?

    Может быть, в необыкновенной любви к людям, в желании разобраться в истинности человеческих чувств?

    На этот и другие вопросы мы попытаемся ответить, размышляя над рассказом К.Г. Паустовского «Телеграмма».

    — На прошлом уроке рассказ нами был прочитан. Мы проговорили проблемы, поднимаемые автором в произведении. Назовите эти проблемы (одинокой старости, материнской любви, взаимоотношений между детьми и родителями, человечности).

    — Посмотрите на тему урока. Исходя из неё, попробуйте сами проговорить цель сегодняшнего урока (должны определить, прошли ли герои испытание на истинную человечность).

      Проблемная беседа по рассказу с элементами анализа

    Обратимся к рассказу.

    Как вы думаете, ребята, почему люди посылают телеграммы? (Когда хотят сообщить что-то очень важное)

    — Какое чувство рождает это слово — «телеграмма»? (Тревогу)

    — Кто из героев рассказа нуждается в помощи, поддержке? (Катерина Петровна)

    — Почему? (Потому что она старенькая и одинокая)

    — Попытаемся доказать, что Катерине Петровне действительно плохо. У Паустовского природа – живое существо, связанное незримой нитью с человеком. Сейчас вы услышите музыку Петра Ильича Чайковского из его «Времён года» («Октябрь»).

    СЛАЙД 2 (музыка со слайдом)


    — Посмотрите на пейзажную зарисовку из рассказа «Телеграмма».

    — Обратитесь к тексту и вспомните, какие детали в описании пейзажа выделяет автор, чтобы подчеркнуть одиночество доживающей свой век женщины.

    (1. «Позабытые звёзды пронзительно смотрели на землю» – параллель: Катерину Петровну как бы тоже позабыли, и звёзды понимают это и поэтому смотрят пронзительно.

    2. «Доцветал и никак не мог доцвесть и осыпаться один только маленький подсолнечник у забора» — «Доживала свой век в старом доме».

    3. Озябший клён « Ему некуда уйти от этой бесприютной, ветреной ночи» — К.П. тоже никто не ждёт, ей тоже некуда идти, она просто доживает. Клён – это её память, видя его, она вспоминает себя.)

    — Итак, как живется Катерине Петровне? Каково её душевное состояние?Расскажите кратко о её жизни, опираясь на заполненную дома вами вот такую табличку.

    СЛАЙД 3


    Приём «Цветок лотоса» технологии развития критического мышления позволил включить обучающихся в мыслительную деятельность и творчески переработать информацию. Ребята не просто давали описание героини, они составляли модель образа на основе выбранной и проанализированной информации (эта работа была выполнена ребятами дома). Происходило обучение обобщённым знаниям, умениям, навыкам и способам мышления.

    Один из вариантов заполнения таблицы:

    Живет в селе Заборье. Дом мемориальный, она последняя обитательница его.

    Отец ее был известным художником. Когда-то жила в Париже с отцом, видела похороны Виктора Гюго — французского писателя.

    У нее нет никого родных, кроме дочери Насти, работающей в Ленинграде.

    Добрая, страдает от одиночества, но не упрекает дочь, любит её.

    Катерина Петровна

    Постоянно молча сидит на диване сгорбленная, маленькая, все перебирает какие-то бумажки в ридикюле, временами тихонько плачет.

    Для нее ночи долгие, тяжелые, у неё бессонница

    Не знает, как дожить до утра.

    Пишет дочери письмо.

    СЛАЙД 4


    — Как Катерина Петровна относится к своей дочке? (Очень любит свою дочь. Несмотря ни на что, на невнимание Насти, мать оправдывает её: «…Насте не до неё, старухи. У них, молодых, свои дела, свои непонятные интересы, своё счастье. Лучше не мешать». Но Катерина Петровна скучает по дочери и очень хочет увидеть её .)

    Посмотрим отрывок из кинофильма, послушаем письмо Катерины Петровны к дочери. Но ещё я хотела бы попросить вас вот о чём: когда вы будете испытывать наибольшее волнение, жалость к Катерине Петровне или какие-то другие чувства, поднимите открытую ладошку, вот так. Хорошо?

    (После просмотра) Используя этот приём «Открытой ладошки», мне хотелось узнать, кто мы: только учитель и ученики, которые должны обсуждать какую-то определённую тему, или мы люди, которые смотрим на очень важные вещи одинаково, и мы не участники, а соучастники очень не простого разговора. Спасибо вам за неравнодушие. Я думаю, что мы можем продолжить дальше.

    — Так почему же Катерина Петровна, редко писавшая Насте, вдруг ночью написала дочери письмо? (поняла, что жить ей осталось совсем мало, и захотела попрощаться с дочкой )

    — Какое самое важное слово в письме? (Ненаглядная .)

    — Как понимаете смысл этого слова?

    — Как отреагировала Настя на полученное от матери письмо? (спрятала в сумочке, не прочитав )

    СЛАЙД 5


    — Как автор описывает её?Найдите подтверждение в тексте. (Прямых авторских оценок в тексте нет, но отношение Паустовского однозначно. Он подчеркивает самолюбование Насти. «На одной из площадок Настя достала зеркальце, напудрилась

    и усмехнулась, — сейчас она нравилась сама себе». Художники звали ее Сольвейг за русые волосы и большие холодные глаза»)

    — Паустовский одним эпитетом выписал характер Насти. На какую деталь её портрета вы сразу обратили внимание? (Холодные глаза)

    — То есть какие? (равнодушные, пустые, безразличные, всегда спокойные, неэмоциональные )

    Л.Н. Толстой говорил, что «глаза – зеркало человеческой души». Страшно, когда встречаешь человека с холодными глазами. Очевидно, у него такое же холодное, жестокое сердце, правда ведь?

      Исследование проблемной темы

    (стратегия «Фишбоун»)

    СЛАЙД 6


    — А теперь приступим к исследованию проблемы человечности в рассказе «Телеграмма». Посмотрим, прошли ли герои испытание на истинную человечность?

    — Но сначала попрошу вас подобрать близкие по значению слова к слову «человечность». На каждом ряду лежат по 4 карточки с понятиями, выберите те слова, которые помогут ответить на вопрос: «В чём проявляется человечность?»

    Прикрепите выбранные карточки на доску при помощи магнитов.

    На карточках слова:

    Человечность – это (милосердие, доброта, забота, участие, сострадание, внимание, жалость, сочувствие, ненависть, предательство, злость, гуманность).

    — Какие карточки остались неиспользованными?

    — В качестве домашнего задания вам было предложено поработать в группах над решением вопроса о том, каким образом проблема человечности коснулась героев рассказа и прошли ли они это непростое жизненное испытание.

    СЛАЙД 7


    — Каждой группе была выдана вот такая схема-рыбка, опираясь на которую вы должны были извлечь необходимую информацию из литературного произведения и перевести её из текста в диаграмму, в итоге ответив на вопрос, прошёл ли герой это трудное жизненное испытание.

    — На верхних «косточках» фиксируются причины происходящих событий, на нижних – факты, подтверждающие наличие причин. Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова и фразы, отражающие суть. В «хвостике» нужно было поместить вывод по решаемой проблеме.

    — Первыми презентовать свою работу будут ребята первого ряда. Представляет работу группы кто-то один, остальные дополняют. Задают им вопросы ребята других групп.

    СЛАЙД 8


    Внимание! Проблемный вопрос: прошла ли Настя испытание на человечность, милосердие?

    (выходит представитель от группы ребят первого ряда, после выступления лист с диаграммой прикрепляется магнитом на доске)

    Дополнительные вопросы:

    — Почему же добрая и внимательная к другим людям Настя оказалась такой чёрствой по отношению к матери? (Она неправильно определила жизненные приоритеты, поставила на первое место не самое главное. )

    — Можно ли назвать Настю эгоистичным человеком (равнодушным, безразличным, безучастным)?

    А «человечность» может быть ненастоящей? (Да, у Насти она именно такая. Она занимается делами пусть хорошего, но чужого человека, не найдя времени для последней встречи с мамой.)

    СЛАЙД 9


    Прошли ли Тихон с Манюшкой это жизненное испытание?

    (выступление ребят второго ряда)

    Дополнительные вопросы:

    — Почему Тихон решился на обман? (Чтобы поддержать Катерину Петровну, утешить, смягчить горечь одиночества)

    — Это простые люди, которых любил Паустовский. Они незаметны, не привыкли красиво говорить, но не пройдут мимо чужого горя.

    — О какой телеграмме говорится в названии рассказа и почему? (О второй телеграмме Тихона, он хотел ободрить Катерину Петровну, подарить ей надежду и продлить её жизнь. Первой же он хотел достучаться до Насти, но, увы, безрезультатно. Обе телеграммы были важны, но вторая из них наполнена милосердием, которое, по мнению автора, так необходимо всем людям)

    СЛАЙД 10

    Молодая учительница


    (выступление ребят третьего ряда)

    Дополнительные вопросы:

    — А для чего вводится в рассказ образ молодой учительницы? (Этот образ противопоставлен образу Насти. Она сразу вспомнила про мать, которая осталась в городе. Сердце у нее доброе, ведь она не знала Катерину Петровну, а пошла за гробом, потом, во время похорон, поцеловала «высохшую желтую руку» покойной.)

    — А почему она сделала это? (Она, видимо, поняла весь ужас одиночества этой женщины, почувствовала какую-то вину перед ней, понимая, что все молодые, живя своей интересной жизнью, виноваты перед матерями, уделяя им мало внимания. Наверное, молоденькая учительница лучше Насти понимает это и, может быть, воспитает и своих учеников добрыми, отзывчивыми людьми.)

    — Подведём итог нашему исследованию. Кто из героев прошёл испытание на истинную человечность? (Чужие для К.П. люди не прошли мимо горького одиночества брошенной дочерью старушки. А вот Настя это испытание не прошла, поэтому из него она вышла с чувством непоправимой вины, невыносимой тяжести.)

      Заповеди Паустовского

    — Я думаю, ребята, в названии «Телеграмма» скрыт глубокий подтекст. По сути, весь рассказ – это телеграмма, обращённая к нам с вами. К. Паустовский оставил нам бесценные нравственные заповеди.

    СЛАЙД 11


      Заключительное слово учителя

    СЛАЙД 12

    — Помните, ребята, я когда-то вам читала слова Бернарда Шоу: «Мы научились плавать, как рыбы, летать, как птицы, нам осталось научиться жить по-человечески». Будьте Человеком! Не забывайте о самых близких и родных людях. Не гасите свет своей души.

    Исследование, проведённое на уроке, прошло все важные, значимые этапы:

      мотивация (проблемный вопрос – прошли ли герои испытание на человечность),

      исследование (в малых группах),

      обмен информацией,

      организация информации (диаграммы),

      связывание информации,

      подведение итогов.

    Были использованы логические приёмы: постановки проблемы, сравнения, обобщения, выявления признаков.

    На этапе организации информации была использована стратегия «Фишбоун», позволившая воплотить в жизнь «исследование в исследовании». «Фишбоун» — это мини-исследовательская работа с текстом художественного произведения, дающая возможность формировать умения использовать элементы причинно-следственного анализа; извлекать необходимую информацию из литературного произведения и переводить её из одной знаковой системы в другую (из текста в диаграмму); согласовывать и координировать личную деятельность с деятельностью других ребят при совместной работе.

    Метапредметный подход , положенный в основу этой технологии, позволил содержание произведения представить не как сведения для запоминания, а как знания для осмысленного использования. Схема-диаграмма, с помощью которой ребята анализировали проблему, универсальна, так как осмысленная работа с информацией важна в жизни.

    Групповая работа позволила ребятам сообща провести мини-исследования, перекрёстный обмен вопросами и мнениями.

    Музыка, видео внесли в урок эмоциональность, были призваны вызвать интерес к уроку и способствовали развитию творческого воображения.

    Список литературы,

    использованной при подготовке к уроку

    1. К.Г. Паустовский. Телеграмма// Litru.Ru Бесплатная электронная библиотека.

    2. К.Г. Паустовский. Зарубки на сердце. Глава из книги «Золотая роза// Litru.Ru Бесплатная электронная библиотека.

    3. Литература: справочные материалы: Книга для учащихся. — М.: Просвещение, 1989.

    4. Википедия: Статья «Художественная деталь».

    5. Т.Т. Левашова. Пока не стало поздно// Литература в школе. — 1996, №6.

    6. Н.И. Гусакова. За добро плати добром// Литература в школе. — 1996, №6.

    Урок литературы в 8 классе на тему «НЕ УПУСТИТЕ ВРЕМЯ…» по рассказу К.Г. Паустовского «Телеграмма»

    Учитель русского языка и литературы

    Бармина Галина Вадимовна

    Цель урока : определение идейного содержания произведения, формулирование личного отношения к проблеме, поднятой автором, найти художественные особенности, помогающие понять главную идею рассказа;

    Задачи урока:

    формировать представления о нравственности: добре, чуткости, отзывчивости, милосердии, чувстве долга, сострадании

    Помочь осознать духовно-нравственные ценности, по которым живут герои;

    Форма: урок- размышление.

    Метод: проблемный (беседа).

    Оборудование:

    портрет писателя

    вставка рисунков к произведениям

    презентация.

    На доске эпиграфы:

    «Есть на свете прекраснейшее существо, у которого мы всегда в долгу, - это мать».М. Горький

    Не прикрывайся заботой о человечестве, когда твоего доброго слова и взгляда ждут самые близкие люди и прежде всего МАМА.

    Самозабвенная и бескорыстная любовь матери - что есть на свете более высокого и благородного, чем это чувство? Оно обязывает нас, детей человеческих, жить по самому строгому и высокому кодексу совести . Все мы в долгу перед нашими матерями. Чингиз Айтматов.

    Проблемный вопрос : Любовь к матери - долг или веление сердца?

    План урока

    1.Вступительное слово учителя.

    2. Первичное закрепление материала. Анализ прочитанного произведения.

    3. Работа с терминами.

    4. Чтение с остановками.(анализ рассказа).

    5. Звучит песня Людмилы Михеевой «Позвоните дети матерям»

    6. Рефлексия.

    7. Творческое домашнее задание.

    Ход урока :

    1.Вступительное слово учителя:

    Наш урок посвящен рассказу Константина Георгиевича Паустовского «Телеграмма» "

    Когда слышишь имя Паустовский, то в памяти всплывают его удивительные рассказы о животных, природе, перед глазами предстает удивительный край Мещёра. Создавая свои удивительные произведения, Паустовский отмечал, что «Средняя полоса России всецело завладела мной. С тех пор я не знал ничего более близкого мне, чем наши простые русские люди и наша земля”. Именно здесь написан рассказ «Телеграмма».

    Писателя всегда интересовала жизнь замечательных людей. И чаще всего именно о них, простых людям написаны рассказы и повести Паустовского. В них нет остросюжетных сцен, невероятных историй. Там ведется неторопливое повествование о самых важных для человека вещах: доброте, чуткости и глубокой связи человека и природы.

    Урок- размышление потому, что чтение произведений Паустовского требует большой работы мысли и сердца. Рассказ, над которым мы сегодня будем работать, - это нравственная заповедь, вернее, заповеди, оставленные нам, потомкам

    Замысел рассказа . Замысел рассказа «Телеграмма» был подсказан самой жизнью. К.Г. вспоминал, что поздней осенью поселился в деревне под Рязанью, в усадьбе известного в своё время гравёра Пожалостина. Там одиноко доживала свой век дряхлая ласковая старушка - дочь Пожалостина, Катерина Ивановна.

    Единственная дочь, Настя, жила в Ленинграде и совсем позабыла о матери - она

    только раз в 2 месяца присылала Катерине Ивановне деньги.

    Вот так жизненный эпизод, житейский материал стал глубоким по своим человеческим урокам рассказом.

    Сам писатель очень часто был вынужден быть вдалеке от матери (трудные годы,

    войны). Мать К.Г. умерла от воспаления лёгких в то время, когда сам он заболел

    сыпным тифом. Когда Паустовский приехал на могилу, то узнал, что через неделю

    после смерти матери умерла и его сестра Галя.

    «Сидя у могилы, рядом с полотном железной дороги, - пишет К.Паустовский в биографической «Повести о жизни», - я чувствовал, как содрогалась земля, когда мимо проносились тяжёлые поезда. Должно быть и там, в могиле, мама тревожилась обо мне, как тревожилась в жизни. Она часто смотрела мне в глаза и спрашивала:

    Ты ничего от меня не скрываешь, Костик? Смотри, не скрывай. Ты же знаешь,что я готова пойти на край света, чтобы тебе помочь.

    Всепоглощающая материнская любовь - нет ничего святее и бескорыстнее любви матери.

    - Но почему-то рассказы о простых людях читаются с трепетом и волнением?

    - В чем же дело? Может быть в необыкновенной любви к людям?

    Может быть, в умении остановиться и внимательно посмотреть в глаза людям, которые окружают тебя каждый день?

    На эти и другие вопросы мы постараемся ответить сегодня на уроке.

    Обратимся к рассказу.

    - Какое впечатление произвёл на вас рассказ? Почему, читая его, мы испытываем волнение?

    -В чем заключена его притягательная сила?

    Вспомните рассказы, о которых мы с вами уже рассуждали на уроках литературы. (С. Воронина «Беженка», «Уроки французского», смотрели фильм «Бабуся».) Что их объединяет?

    (одиночество героинь, ощущение своей ненужности близким людям, душевная черствость).

    - Какая проблема затронута писателем? (Нравственная проблема)

    - Как вы понимаете слово нравственность? Какие понятия включает в себя «нравственность»? (доброта, чуткость, милосердие, сострадание, совесть, отзывчивость, честность, справедливость)

    2. Первичное закрепление материала. Анализ прочитанного произведения

    Необходимо было найти описания природы, с помощью которых автор передаёт душевное состояние Катерины Петровны?

    Учитель читает начало рассказа.

    Октябрь был на редкость холодный, ненастный. Тесовые крыши почернели.

    Спутанная трава в саду полегла, и все доцветал и никак не мог доцвесть и осыпаться один только маленький подсолнечник у забора.

    Над лугами тащились из-за реки, цеплялись за облетевшие ветлы рыхлые тучи. Из них назойливо сыпался дождь.

    По дорогам уже нельзя было ни пройти, ни проехать, и пастухи перестали гонять в луга стадо.

    Пастуший рожок затих до весны.

    Попытаемся доказать, что Катерине Петровне действительно плохо. У Паустовского природа - это живое существо , связанное незримой нитью с человеком.

    - Как соответствует безотрадная картина природы внутреннему состоянию Катерины Петровны? (автор показывает взаимосвязь между жизнью героини(доживает последние дни) и состоянием увядания природы.

    (Увядание природы, даже омертвение её; эта безотрадная картина вполне соответствует внутреннему состоянию Катерины Петровны)

    Почему рассказ Паустовского называется «Телеграмма»?

    - Что такое телеграмма?

    - Почему при слове “телеграмма” возникает волнение, ожидание чего-то неизбежного? (Телеграмма обычно несет что-то важное: радость или беду)

    - А сколько было телеграмм послано в рассказе? (две)

    - Куда, кому и кем они были отправлены? (На доске на боковых закрывающихся сторонах содержание обеих телеграмм.)

    В чем заключается основное назначение телеграммы?

    Учащиеся читают содержание обеих телеграмм

    1 - дочери Насте в Ленинград: «Катя умирает. Тихон».

    2 - матери Катерине Петровне в Заборье: «Дожидайтесь, выехала. Остаюсь всегда любящая дочь ваша Настя»

    - Почему Катерина Петровна не поверила прочитанной ей телеграмме?

    - Кем были отправлены телеграммы? Почему?

    Одна из задач нашего урока: доказать, что является Катерине Петровне действительно плохо. У Паустовского природа - это живое существо, связанное незримой нитью с человеком.

    - О чём этот рассказ ? (Основная тема — взаимоотношения родителей и детей. Вопрос Ти-хона о Насте — завязка. Также в рассказе речь идет о милосердии, об ответственности человека за свои поступки.)

    Мы встречались с Паустовским — мастером пейзажной прозы.

    - А этот рассказ можно определить, как рассказ о природе? (Нет… Это рассказ о сложных человеческих взаимоотношениях.) Но пейзажные зарисовки в нём есть, хотя их роль иная, нежели просто фоновая или возвышенно-лирическая. Одна из задач сегодняшнего урока — определение функции пейзажа и особенностей его в этом рассказе.

    Послушайте, пожалуйста, воспоминания К.Г. Паустовского из повести «Золотая роза» .

    «Уже вечерело. Сад облетел. Палые листья мешали идти. Они громко трещали и шевелились под ногами. На зеленеющей заре зажглась звезда. Далеко над лесом висел серп месяца.

    Катерина Ивановна остановилась около обветренной липы, оперлась о неё рукой и заплакала.

    Я крепко держал её, чтобы она не упала. Плакала она, как очень старые люди, не стыдясь своих слёз.

    Не дай вам бог, родной мой, - сказала она мне, - дожить до такой одинокой старости! Не дай вам бог!

    Я осторожно повёл её домой и подумал: как бы я был счастлив, если бы у меня была такая мать!»

    3.Работа с терминами.

    Какие изобразительно - выразительные средства указывают на глубокое сострадание автора к одиноко доживающей свой век женщине?

    (Метафора - «позабытые звёзды пронзительно смотрели на землю». «Позабытые»- автор употребляет это слово, чтобы подчеркнуть одиночество К.П.; ведь и её как бы позабыли, и звёзды понимают это и поэтому смотрят пронзительно.

    4.Чтение с остановками.

    Работа с пейзажными эпизодами

    - Какие мысли автор передает через этот пейзаж? (Пейзажную зарисовку пронизывает мысль об увядании, даже отмирании природы: октябрь - «на редкость холодный», ветлы - «облетевшие», трава - «полегла». Само время, кажется, замедлило свое течение - тучи « тащились », « цеплялись », « даже сыпались назойливо ».

    - Как построены предложения у писателя ? (Фразы короткие, от них веет холодом и безысходностью. Выделяется только предложение о подсолнечнике , который « все доцветал и никак не мог доцвесть»)

    Обратите внимание, как тонко Паустовский проводит параллель между тем, что происходит в природе и состоянием человека.

    - Почему именно «подсолнечник», а не «подсолнух», как говорят в деревне?

    (У читателя создается ощущение теплого маленького солнышка на фоне серого, черного неба) (показ презентации слайд №3).

    - Одинокий подсолнух, озябший клён , позабытые звёзды — вот приметы этой холодной осени.

    Какие выразительные средства использует Паустовский при описании природы?

    (эпитеты, олицетворения, метафоры, художественная деталь)

    - Есть ли в этом эпизоде сочувствие автора Катерине Петровне? Почему?

    (Ни в одной строчке. Оно скрыто в характере повествователя. Когда жизнь природы замерла, Катерине Петровне «стало еще труднее вставать по утрам» - значит и без того было трудно.)

    - Что приносит осень Катерине Петровне? (Страшное одиночество, пустоту вокруг старой женщины.)

    Работа с текстом . Найдите в тексте детали интерьера. Объясните, что вы почувствовали, читая примеры?

    («Горький запах» нетопленных печей, пыльный «Вестник Европы», пожелтевшие чашки на столе, давно не чищенный самовар.)

    (Олицетворения - полегла, тащилась; эпитеты - рыхлые; метафора - назойливо сыпался)

    Омертвела природа, замерла и жизнь в старом доме. Какие детали интерьера об этом свидетельствуют? (Запах нетопленых печей, пыльный “Вестник Европы”, пожелтевшие чашки на столе).

    Найдите в тексте описание керосинового ночника. Случайно ли о нём упоминает автор? (нет, он указывает на глубокое одиночество Катерины Петровны)

    Я думаю, вы убедились, что деталь для Паустовского не только предметы быта, но ещё с их помощью передаётся настроение, психологическое состояние героини.

    Работа с текстом.

    - Каково состояние Катерины Петровны? На что она продолжает надеяться?

    (Она доживала последние дни, - и ждала, слабо надеясь, что дочь приедет. Именно надежда на встречу с ней и поддерживает в ней жизнь)

    Как то, в конце октября, ночью, кто-то долго стучал в заколоченную уже несколько лет калитку в глубине сада.

    Катерина Петровна забеспокоилась, долго обвязывала голову тёплым платком, надела старый салоп, впервые за этот год вышла из дому. Шла она медленно, ощупью. От холодного воздуха разболелась голова. Позабытые звезды пронзительно смотрели на землю. Палые листья мешали идти.

    Около калитки Катерина Петровна тихо спросила:

    — Кто стучит?

    Но за забором никто не ответил.

    — Должно быть, почудилось, — сказала Катерина Петровна и побрела назад.

    Она задохнулась, остановилась у старого дерева, взялась рукой за холодную , мокрую ветку и узнала: это был клён. Его она посадила давно, ещё девушкой-хохотушкой, а сейчас он стоял облетевший, озябший, ему некуда было уйти от этой бесприютной, ветреной ночи.

    Два раза повторяется слово «холодный»:холодный воздух, холодная ветка.

    Вывод. В судьбе клёна тоже так же, как и в жизни Катерины Петровны, ощущается глубокое одиночество: «Ему некуда уйти от этой бесприютной, ветреной ночи. Метафора и олицетворение помогают нам понять настроение героини, её переживания, ведь её тоже никто не ждёт, ей тоже некуда идти, она просто доживает (параллель).

    Именно после этой встречи с клёном она решается написать письмо дочери.

    Учитель читает письмо Катерины Петровны к Насте)

    «Ненаглядная моя, — писала Катерина Петровна. — Зиму эту я не переживу. Приезжай хоть на день. Дай поглядеть на тебя, подержать твои руки. Стара я стала и слаба до того, что тяжело мне не то что ходить, а даже сидеть и лежать, — смерть забыла ко мне дорогу. Сад сохнет — совсем уж не тот, — да я его и не вижу. Нынче осень плохая. Так тяжело; вся жизнь, кажется, не была такая длинная, как одна эта осень».

    - Какие чувства вызывает у вас Катерина Петровна? (высказывания учащихся)

    - Почему она это сделала?

    - Чья доброта показана на фоне эгоистичности, бездуховности Насти?

    Паустовский всем сердцем сострадает своей героине, переживает вместе с ней ее одиночество. Ощущая ее обреченность, чувствуя, что она нуждается в сердечном тепле, заботе родного человека, именно надежда на встречу с дочерью придает ей сил.

    - Как относятся к Катерине Петровне окружающие? (С уважением, заботясь о ней, оказывают посильную помощь).

    - В каких поступках Тихона проявляется его доброе отношение к Катерине Петровне? В конце рассказа мы слышим слова Тихона, сказанные Манюшке. Почему он обращается именно Манюшке? (Это напутствие пожилого человека девочке: она тоже дочь. Но это совет, предназначенный и Насте. «…не будь пустельгой» - значит не будь пустым человеком, научись отделять главное от второстепенного.

    Прочитайте в тексте слова, обращенные к Манюшке.

    — Не дождалась, — пробормотал Тихон. — Эх, горе ее горькое, страданье неписаное! А ты смотри, дура, — сказал он сердито Манюшке, — за добро плати добром, не будь пустельгой… -

    Урок нравственности и доброты преподносят нам в рассказе простые люди Тихон, дочь колхозного сапожника Манюшка, которая шесть суток не отходит от Катерины Петровны, не раздеваясь спит на диване, при этом они не ждут благодарности, а родная дочь в это время тоже творит добро для художника, но добро ненастоящее, показное.

    - Такой пустельгой оказалась Настя. А среди нас нет пустельг? Посмотрите на себя со стороны, подумайте.

    - Как Паустовскому удалось вызвать у нас чувство раздражения, неприязни к Насте?

    Посмотрите внимательно на то, как построен рассказ. Автор переносит нас из одного места (из села, где живет героиня в город, в котором работает ее единственная дочь)

    - Что вы узнали о Насте из 1 части? Как вы к ней относитесь?

    Посмотрите внимательно на то, как построен рассказ. Автор переносит нас из одного места (из села, где живет героиня, в город, в котором работает ее единственная дочь)

    Как вы считаете, были ли у Насти серьёзные причины, чтобы не приехать к матери? Почему и как Катерина Петровна пытается оправдать дочь? Найдите строки в тексте.

    («Катерина Петровна знала, что Насте теперь не до нее, старухи. У них, молодых, свои дела, свои непонятные интересы, свое счастье. Лучше не мешать». Любовь Катерины Петровны к дочери самоотверженна и лишена эгоизма. Женщина готова простить и даже оправдать и отсутствие писем, и нежелание приехать. Нельзя без жалости и чувства вины читать о том, как небрежно перебирает Катерина Петровна принесенные почтарем деньги, представляя себе, что эти бумажки хранят аромат Настиных духов, помнят тепло ее рук. Мы, читатели, пока ничего не знаем о дочери героини. Но автор сумел вызвать в нас такое сильное сострадание к Катерине Петровне, что неприязнь к Насте родилась сама по себе).

    Пример из текста:

    1. Письмо от Катерины Петровны Настя получила на службе. Она спрятала его в сумочку, не читая, - решила прочесть после работы. Письма Катерины Петровны вызывали у Насти вздох облегчения: раз мать пишет - значит, жива. Но вместе с тем от них начиналось глухое беспокойство, будто каждое письмо было безмолвным укором.

    2. В дверях появилась курьерша из Союза - добрая и бестолковая Даша. Она делала Насте какие-то знаки. Настя подошла к ней, и Даша, ухмыляясь, подала ей телеграмму.
    Настя вернулась на свое место, незаметно вскрыла телеграмму, прочла и ничего не поняла:
    «Катя помирает. Тихон».
    «Какая Катя? - растерянно подумала Настя. - Какой Тихон? Должно бить, это не мне».
    Она посмотрела на адрес: нет, телеграмма была ей. Тогда только она заметила тонкие печатные буквы на бумажной ленте: «Заборье».
    Настя скомкала телеграмму и нахмурилась.

    3. — Что? — спросил он шепотом и показал глазами на скомканную в руке Насти телеграмму. — Ничего неприятного?

    — Нет, — ответила Настя. — Это так… От одной знакомой…

    А обратили ли вы внимание, что на страницах, рассказывающих о жизни Насти в Ленинграде почти нет описаний природы. Как вы думаете, почему?

    (- Большой город, отсутствие уголков природы.)

    Описания природы, когда речь касается Насти, нет, это говорит нам о том, что она - равнодушный, чёрствый человек, такие обычно не видят природу, она не нужна им в жизни).

    - Но можно ли говорить о равнодушии, чёрствости Насти, зная об её участии в судьбе Тимофеева? Как проявляет себя Настя в организации выставки этого талантливого скульптора? (Настойчива, требовательна)

    Как оценили деятельность Насти художники?

    (Он подчёркивает самолюбование Насти). Найдите подтверждение в тексте.

    На одной из площадок Настя достала зеркальце, напудрилась и усмехнулась, — сейчас она нравилась самой себе. Художники звали ее Сольвейг за русые волосы и большие холодные глаза.

    На какую деталь портрета Насти вы сразу обратили внимание? (Холодные глаза)

    - Л.Н. Толстой говорил, что “глаза - зеркало человеческой души”, а здесь такой разоблачающий эпитет.

    Паустовский как всегда краток: одним штрихом он изобразил характер Катерины Петровны, говоря о том, что она не жалуется, а оправдывает дочь; и одним эпитетом он выписал характер Насти, сказав, что у неё “холодные глаза”.

    -Что заставило Настю в мастерской скульптора вспомнить, что в её сумочке лежит нераспечатанное письмо от матери, которую она не видела больше 3-х лет? Обратимся к тексту.

    Он снял с одной из фигур мокрые тряпки, придирчиво осмотрел ее со всех сторон, присел на корточки около керосинки, грея руки, и сказал:

    Ну вот он, Николай Васильевич! Теперь прошу!

    Настя вздрогнула. Насмешливо, зная ее насквозь, смотрел на нее остроносый сутулый человек. Настя видела, как на его виске бьётся тонкая склеротическая жилка.

    «А письмо-то в сумочке нераспечатанное, — казалось, говорили сверлящие гоголевские глаза. — Эх ты, сорока!»

    Что вы можете сказать о Насте, есть ли в ее душе место доброте? Какая она ее доброта?

    (доброта её показная, ненастоящая). Паустовский постоянно развивает эту мысль.

    Настя получает телеграмму. Для нас важна реакция на телеграмму. Казалось, надо кричать, плакать, бежать, что-то делать. А Настя? Найдите в тексте.

    Письмо от Катерины Петровны Настя получила на службе. Она спрятала его в сумочку, не читая, — решила прочесть после работы. Письма Катерины Петровны вызывали у Насти вздох облегчения: раз мать пишет — значит, жива. Но вместе с тем от них начиналось глухое беспокойство, будто каждое письмо было безмолвным укором.

    - “А с кафедры неслось….”. Обратите внимание на резкий контраст. Он подчёркивает несоответствие, несовместимость поступков и похвалы. И это осуждающее Гоголя: “Эх ты”.

    Снова перенесёмся в старинный заброшенный опустевший дом.

    - Какую черту во внешнем облике Насти подчеркивает автор?

    Как к ней относятся («Художники звали ее Сольвейг за русые волосы и большие холодные глаза».Сольвейг - в переводе означает «Солнечный путь». Но авторское определение «холодные» контрастно этому имени. Солнце не может быть холодным.

    - Каково авторское отношение к Насте? (По тексту мы видим, чтопрямых авторских оценок нет, но Паустовский отмечает очень важную деталь в портрете Насти - Глаза) А мы с вами знаем, что глаза - зеркало человеческой души

    - Успела ли Настя приехать к живой матери? (Не дождалась старушка дочери. Но односельчане проводили Катерину Петровну в последний ее путь по-человечески. Их доброта словно примирила мир природы с миром людей):

    Работа с текстом.

    Хоронили Катерину Петровну на следующий день. Подморозило. Выпал тонкий снежок. День побелел, и небо было сухое, светлое, но серое, будто над головой протянули вымытую, подмёрзшую холстину. Дали за рекой стояли сизые. От них тянуло острым и веселым запахом снега, схваченной первым морозом ивовой коры.

    На похороны собрались старухи и ребята.

    - С какой целью Паустовский показывает нам молодую учительницу во время похорон Катерины Петровны?

    Работа с текстом.

    Учительница была молоденькая, застенчивая, сероглазая, совсем ещё девочка. Она увидела похороны и робко остановилась, испуганно посмотрела на маленькую старушку в гробу. На лицо старушки падали и не таяли колкие снежинки. Там, в областном городе, у учительницы осталась мать — вот такая же маленькая, вечно взволнованная заботами о дочери и такая же совершенно седая.

    Учительница постояла и медленно пошла вслед за гробом. Старухи оглядывались на нее, шептались, что вот, мол, тихая какая девушка и ей трудно будет первое время с ребятами — уж очень они в Заборье самостоятельные и озорные.

    Учительница наконец решилась и спросила одну из старух, бабку Матрену:

    — Одинокая, должно быть, была эта старушка?

    — И-и, мила-ая, — тотчас запела Матрена, — почитай что совсем одинокая. И такая задушевная была, такая сердечная. Все, бывало, сидит и сидит у себя на диванчике одна, не с кем ей слова сказать. Такая жалость! Есть у нее в Ленинграде дочка, да, видно, высоко залетела. Так вот и померла без людей, без сродственников.

    ….Учительница подошла к гробу, наклонилась и поцеловала Катерину Петровну в высохшую жёлтую руку. Потом быстро выпрямилась, отвернулась и пошла.

    - Как вы думаете, о чем в этот момент подумала она?

    - С какой целью Паустовский сравнивает героинь? Что он хочет этим сказать?

    (Сопоставление Насти и «молоденькой учительницы». Она тоже уехала из дома, оставив родных. Сцена похорон Катерины Петровны как наказ ей - не повторить ошибок Насти).

    Вероятно, смерть старой одинокой женщины, по сути брошенной своей дочерью, послужит уроком молоденькой учительнице, недавно приехавшей в деревню: ведь в городе у нее осталась мать, «вот такая же маленькая, вечно взволнованная заботами о дочери и такая же совершенно седая».

    Молодая учительница чуткий, душевный человек, любит свою мать, скучает о ней, а Настина душа « глуха », пока не случится страшное горе. Только тогда она начинает понимать, что она потеряла. Но будет уже слишком поздно

    В Заборье Настя приехала на второй день после похорон. Она застала свежий могильный холм на кладбище — земля на нем смёрзлась комками — и холодную тёмную комнату Катерины Петровны, из которой, казалось, жизнь ушла давным-давно.

    В этой комнате Настя проплакала всю ночь, пока за окнами не засинел мутный и тяжелый рассвет.

    Уехала Настя из Заборья крадучись, стараясь, чтобы ее никто не увидел и ни о чем не расспрашивал. Ей казалось, что никто, кроме Катерины Петровны, не мог снять с нее непоправимой вины, невыносимой тяжести.

    - Наступит ли время раскаяния для Насти?

    - Чему же учит нас рассказ? Не растерять доброту, любовь, не забывать о близких, быть чуткими и внимательными.

    Давайте вернемся к эпиграфам нашего урока. Какой из них больше подходит нашему уроку.

    Какой ответ вы бы дали на проблемный вопрос нашего урока: « Любовь к матери - долг или веление сердца?»

    ВЫВОД.

    Я думаю, ребята, что в названии «Телеграмма» скрыт глубокий подтекст. По сути, весь рассказ - это телеграмма, обращённая к нам с вами. Ведь телеграмму, как вы уже сказали, отправляют, когда хотят сообщить что-то безотлагательно важное. «Будь человеком! - напоминает Паустовский. - За добро плати добром. Не будь пустельгой». Не прикрывайся заботой о человечестве, когда твоего тепла, твоего внимания, твоего доброго слова и взгляда ждут самые близкие люди и, прежде всего мама.

    Не упустите время, чтобы потом всю жизнь не мучиться угрызениями совести. Загляните в мамины глаза, может быть, уже сейчас ей нужны ваше внимание и ваша поддержка.

    Не забывайте Матерей!

    Они печалятся в разлуке.
    И нет для них страшнее муки -
    Молчанье собственных детей.
    Не забывайте Матерей!
    Они ни в чём не виноваты.
    Как прежде их сердца объяты
    Тревогой за своих детей.
    Пишите письма Матерям,
    Звоните им по телефону!

    5.Звучит песня Людмилы Михеевой «Позвоните дети матерям»

    6. Рефлексия

    На уроке мне было сложно:

    Урок помог задуматься:

    Я понял(а):

    7. Творческое домашнее задание. Написать сочинение на одну из тем:

    «Какой я сын (дочь)?»

    «О чём заставил меня задуматься рассказ Паустовского “Телеграмма».

    Написать письмо Насте.

    Урок чтения и развития речи

    (адаптированная программа,VIII вид)

    учитель Аксёнова Т.Г.

    Урок составлен по адаптированной программе В.В. Воронковой к учебнику автора-составителя З.Ф.Малышевой «Чтение», 8 класс.

    В ходе работы над произведением учащиеся учатся умению составлять характеристики героев, иллюстрировать черты характера героев примерами из текста, обосновывают своё отношение к действующим лицам, отрабатывают навыки беглого выразительного чтения с соблюдением русской орфоэпии. Урок помогает формированию нравственных качеств учащихся.

    Тема: Г.К. Паустовский « Телеграмма».

    Составление характеристики героев с помощью учителя, иллюстрирование черт характера героев примерами из текста, обоснование своего отношения к действующим лицам.

    Цель :

    развитие навыков беглого выразительного чтения целыми словами; познакомить учащихся с содержанием рассказа.

    Задачи :

    учить составлять характеристики героев на основе анализа текста с помощью учителя;

    корректировать словесно - логическое мышление, зрительное восприятие, связную устную речь в процессе работы над темой урока;

    воспитание милосердия, отзывчивости, любви к близким на примере художественной литературы через анализ поведения, поступков главных героев.

    Оборудование: учебник, ксерокопии отрывков из рассказа Г. Паустовского

    « Телеграмма».

    На доске запись « Чти отца твоего и матерь твою, да благо ти будет, и да долголетен будеши на земле.»

    Заповедь пятая.

    Конспект урока..

    Оргмомент.

    Основная часть.

    Сообщение темы урока : сегодня мы продолжим работу над рассказом Г.К.Паустовского «Телеграмма». В учебнике рассказ дан в сокращении, поэтому для более полной характеристики героев мы будем использовать дополнительные отрывки из рассказа.

    Текст лежит у вас на партах.

    (проверка д/з проходит при составления характеристики героев)

    У . - Продолжаем работать над рассказом Г.К. Паустовского «Телеграмма». Мы попробуем охарактеризовать героев этого рассказа.

    У - Назовите героев рассказа «Телеграмма».

    У. - Что вы можете сказать о Катерине Петровне?

    (слабая, больная, старая, кроткая женщина, уставшая жить)

    У . - А какова ее дочь Настя? Какое у вас сложилось о ней мнение?

    (очень занятая на работе, к матери не приезжает)

    У . - Давайте попробуем разобраться в этом человеке.

    Прочитайте письмо Катерины Петровны к Насте. (полный вариант)

    Почему она решается написать дочери письмо? Чем оно вас поразило?

    (Старая женщина как-то удивительно просто пишет о приближающейся смерти, не упоминает никого из знакомых, как это обычно делают в письмах, а пишет о саде, об осени. Она пишет о родной земле, в которую ей вскоре суждено лечь навсегда. Она пишет о самом главном - о своей любви к дочери, хотя прямо не говорит об этом ни слова. И только желание увидеть дочь, удерживает ее на этом свете.)

    Физминутка.

    Давайте подумаем об этом и подышим. Встали. (Во время физминутки проводится дыхательная гимнастика по методу Стрельниковой - 3 упражнения)

    Садитесь, продолжим работу,

    У . - Как отнеслась Настя к письму матери? (зачитать стр. 197, 2ч.) Почему сразу не прочитала? (понимала, что раз мать написала письмо, значит случилось что-то. По пустякам К.П. старалась дочь не тревожить)

    У . - Когда она прочитала письмо? (стр.196, прочитать этот эпизод)

    У. - Почему она не поехала к матери? (была занята устройством выставки скульптора Трофимова)

    У. - А можно было эту выставку устроить позже? (да) Устройство выставки могло подождать. Ее можно было провести и через месяц, и через полгода.

    А какое дело не могло ждать? (…поездка к матери)

    У . - Значит, Настя черствый, эгоистичный человек?

    Но как же ее работа в союзе художников? Какой она работник? (очень хороший, бескорыстно помогает незнакомым людям)

    У. - почему на чаше весов работа перевешивает заботу о матери? Как могло случиться, что заботящаяся о других Настя проявляет невнимание к родной матери? (варианты ответов детей)

    У . - Забота о матери требует большого терпения, и никто этого не видит, никто этого не публично не оценит, не похвалит.

    Оказывается, одно дело - увлекаться работой, делать ее от души, отдавать ей все силы. О другое - помнить о своих близких. О матери. Не ограничиваться денежными переводами и короткими записками. Вот такого испытания на истинную человечность Настя не выдерживает.

    У. - как оценили деятельность Насти по устройству выставки в Союзе художников? (зачитать стр.198)

    У . - почему телеграмма от Тихона приходит именно в тот момент, когда Першин говорит о заботе о человеке? (потому что забота должна быть настоящей, а не показной. Этот момент показывает противоречивость в характере Насти, которая заботится о чужих, забывая о своей матери.)

    У . - как выглядит Настя? Попробуйте найти описание ее внешности.(ничего нет)

    У . - совершенно верно. В полном тексте о внешности героини говорит только одна строчка: « у нее были русые волосы и большие холодные глаза». Все! А глаза - зеркало души. Какая же душа у Насти? (холодная)

    У . - почему она не признается в том, что телеграмма о матери? (стыдно)

    Значит, совесть не совсем умерла. (чтение стр.199 до « лишь бы простила»)

    Искренна Настя в своих чувствах? (да). Но меня насторожила одна фраза « брошенная всеми»! Действительно брошенная всеми или только Настей?

    У . - с кем провела эту последнюю осень Катерина Петровна? (с Тихоном и Манюшкой, соседской девчонкой).

    А что это были за люди? Кратко охарактеризуйте их. Ищем в дополнительных материалах (Манюшка - стр.197, Тихон - стр.195)

    У. Обобщение ответов детей . Эти люди, старик и девчонка, не рассуждали о заботе о человеке, они просто помогали и жалели Катерину Петровну. И никто их за это не благодарил, никто им не хлопал. Они оставались с Катериной Петровной до самого последнего дня. (прочитать по времени)

    Как провожали Катерину Петровну в последний путь? (читает учитель)

    Почему Настя уехала из Заборья крадучись? Почему чувствовала «невыносимую тяжесть»?

    Хочется надеяться, что Настя изменится. Ведь у нее вся жизнь впереди.

    Чтение текста заповеди на доске. Как вы ее понимаете?

    Настя нарушила эту заповедь: она оставила мать без помощи душевной, моральной в тяжелое для нее время, не заботилась о ней в старости.

    Митрополит Алексий Сурожский сказал: «Пока мы нуждаемся в родителях, мы остаемся рядом с ними. Взяв же с них все, что можно взять, поворачиваемся к ним спиной, снимаем с себя всякие обязательства по отношению к нашим близким.

    Исключаем себя из тайны любви, потому что больше ничего не можем получить, не способны давать сами.

    Это и есть грех: исключить любовь, потребовать от любящего и дающего, чтобы он ушел из нашей жизни и согласился с тем, что его забыли».

    Помните своих родителей, не оставляйте их одних!

    III. Подведение итогов урока,

    Домашнее задание



    Рассказать друзьям