Тема милосердия. Как соотносятся в романе М.А

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

М. А. Булгаков затрагивает множество острых проблем в романе «Мастер и Маргарита». Одна из них – проблема милосердия. Автор раскрывает её в двенадцатой и двадцать четвертой главах.

В главе двенадцатой описывается сеанс черной магии в театре «Варьете». Воланд испытывает московское общество на нравственность, и одно из таких испытаний – отрывание головы конферансье. Потрясенные зрители умоляют Воланда простить Бенгальского, из чего он делает вывод, что в них, несмотря на стремление владеть материальными ценностями, еще осталась человечность.

Также эта проблема раскрывается в двадцать четвертой главе романа с помощью образа Маргариты. Она прошла множество испытаний, стала ведьмой, хозяйкой бала висельников и убийц, выдержала испытание Воланда на чувство собственного достоинства и была награждена одним желанием.

Но, несмотря на стремление вернуть Мастера, она потратила это желание на то, чтобы Фриде больше не подавали платок, которым она задушила своего ребенка. Воланда поражает её доброта и высокие моральные принципы. «Я о милосердии говорю… Иногда совершенно неожиданно и коварно оно пролезает в самые узенькие щелки».

Не случайно проблема милосердия вынесена в кульминации первой и второй частей романа. Булгаков считал, что, хотя современное общество в большинстве своем бездуховно, люди еще могут исправиться, пока в их душах сохраняется сострадание к ближнему, подавляющее приоритет материальных ценностей и собственных потребностей.

Обновлено: 2017-08-04

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.


Как определить, что справедливо, а что нет, если у каждого человека свои представления о хорошем и плохом, верном и неверном, честном и бесчестном? Всякий считает, что уж он-то точно заслуживает высшей справедливости, включающей признание всех заслуг, всемирную славу, несметное богатство и мучительную смерть для всех врагов. Но отдельно взятый человек не способен установить справедливость – все его оценки будут субъективны, а для справедливого решения необходима определенная доля отстраненности.

Кто же обладает нужной долей отстраненности, кто может выступать в роли судьи Соломона? Не простой человек уж точно – считает Булгаков. Его скептицизм по отношению к возможности человека справедливо решить чью-то (даже свою) судьбу прослеживается в самом начале романа. Воланд, разговаривая с Берлиозом и Бездомным на Патриарших прудах, говорит следующее: «А бывает и еще хуже: только что человек соберется съездить в Кисловодск, пустяковое, казалось бы, дело, но и этого совершить не может, потому что неизвестно почему вдруг возьмет - поскользнется и попадет под трамвай!».

Его иронический тон подчеркивает, что это просто смешно – полагать, что справедливость в руках человека. Он для этого слишком мелкая сошка, которая живет меньше века и не может заглядывать далеко вперед, действую сообразно грядущим историческим процессам.

Вся жизнь обыкновенного человека – бестолковое хождение по замкнутому кругу «дом – работа – театр – ресторан – дом». Ярким примером таких людей могут служить члены МАССОЛИТа. Писатели и поэты, выразители надежд и чаяний эпохи, люди, по определению тонко чувствующие и понимающие жизнь, гоняются за путевками на отдых, квартирами, премиями, пишут только то, что точно опубликуют и не встают из-за стола в ресторане Дома Грибоедова. Доверили бы вы таким людям управление справедливостью? Сомнительно.

Один писатель из всех упомянутых в романе отличается от остальных. Это, конечно, Мастер. Его, однако, нельзя назвать обыкновенным человеком – хотя бы потому, что он сам себя признает сумасшедшим. А сумасшедшие, как известно, видят жизнь совершенно под другим углом – возможно, под тем самым, под каким становится видна справедливость.

Если развивать эту мысль, отклонение от нормы дает больше возможностей для действительной справедливости. Развитие событий в романе дает понять, что того же мнения придерживался и Булгаков: достаточно обратить внимание на судьбу Маргариты. До встречи с Мастером она жила с человеком, которого не любила, и вовсе не собиралась уходить. Справедливо ли это по отношению к ней самой, к мужу, к возможным детям, которые родились бы без любви? Нет. Гораздо больше справедливых поступков Маргарита совершила, став ведьмой: например, помогла Фриде.

Кто же открыл Маргарите глаза на то, что справедливо, а что нет? Безусловно, Воланд. Вот он – носитель высшей справедливости в романе. Именно к нему обращается Левий Матвей с просьбой дать Мастеру «покой», замечая, что света он не заслужил. Назвать его обыкновенным человеком не повернется язык: обыватели не завтракают с Кантом и не ходят в сопровождении говорящих котов. Воланд – кульминация необыкновенности.

Таким образом, Булгаков высказывает очень интересную и нетипичную точку зрения по вопросу справедливости: она принадлежит не простым людям, а исключительно избранным. Впрочем, подобные взгляды для поддерживавшего монархистов Булгакова не так уж необычны, он всецело разделял идею о преимуществах неограниченной власти монарха и метафорически высказал ее в своем романе.

Обновлено: 2018-03-19

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Сочинение по произведению на тему: Тема добра и милосердия в романе Булгакова "Мастер и Маргарита"

Сейчас, наверное, как никогда много, говорят о добре и милосердии, меня остро задела статья Ксении Беловой в "Независимой газете" (15 февраля 1995г.) "Месяц - в Освенциме, месяц - в Майданеке", посвященная художнику Геннадию Доброву и его персональной выставке. "Листы скорби" - так назвал новую серию своих работ Геннадий Добров. Напмсаны они на основе впечатлений, полученных от поездок художника в бывшие концлагеря - Штутгоф, Освенцим, Майданек. Его выставка - реквием прошлому и настоящему. Поражают его слова: "Я давно думаю об отношениях между людьми, об отношениях между нациями, между государствами. Можно горячо любить свою семью, своих близких и ненавидеть соседей. Можно гордиться своей нацией и презирать другую. Но существует и иная степень любви, высшая, - это любовь ко всем людям, ко всему человечеству." Простые эти истины художник особенно ощутил там, где человеческая боль и страдания предельно сконцентрированы.

Я прочитал статью о Доброве после прочтения и "Мастера и Маргариты" М. Булгакова. Меня поразило, что люди в разное время (Михаил Булгаков умер в 1940-ом, а Геннадий Добров родился в 1937-ом), говорят об одном. - О любви, о добре, о милосердии человеческом...

Вот цитата из дневника Г. Доброва, приведу ее полностью: "Я предчувствовал, что концлагеря должны как-то быть связаны с моим детством. В Омске я жил рядом с двумя корпусами сумасшедшего дома и часто, набирая воду из колодца, наблюдал за стриженными и неопрятными женщинами за решетками в окнах этого дома, от которого всегда несло вонью. Я запомнил этих несчастных, они были с синими кругами под глазами и часто в крови. То же самое я прочитал сегодня в архиве Бжезински в воспоминаниях санитарки. После освобождения она первые дни ухаживала за оставшимися в бараках женщинами. То, что она описывает, обстановка в точности совпадает с тем, что я видел в Омске в 1946-49 годах. Да и позже тоже, когда приезжал из Москвы на каникулы".

У Михаила Булгакова в "Мастере и Маргарите" печальный дом и его обитатели выглядят совсем иначе, чем у Доброва. Достаточно вспомнить пробуждение писателя Ивана Николаевича Бездомного в сумасшедшем доме. Что он увидел вокруг? - "Комнату с белыми стенами, с удивительным ночным столиком из какого-то светлого металла и с белой шторой, за которой чувствовалось солнце", а сам он лежал "в чистейшей, мягкой и удобной пружиной кровати." От всего веет покоем и добротой, чувствуется много воздуха и свежести. Больше всего героя, да и нас, читателей, поражает кнопка звонка около кровати "больного" и происходящее после ее нажатия: "загорелся матовый цилиндр, на котором было написано: "Пить". Постояв некоторое время, цилиндр начал вращаться до тех пор, пока не выскочила надпись: "Няня". Надпись "Няня" сменилась надписью "Вызовите доктора". Иван Николаевич нажимает кнопку на слове "Фельдшерица", и "в комнату вошла полная симпатичная женщина в белом чистом халате и сказала Ивану: "Доброе утро".

Почему-то эта сцена поражает, хотя ничего сверхъестественного не происходит. Милосердие! - Вот что поражает. Михаил Булгаков, доктор по образованию, поскитавшись по земским, отдаленным от цивилизации, больничкам, насмотревшись человеческих бед и мытарств, думаю, воплотил в романе в главе "Поединок между профессором и поэтом" Свою мечту о том, в каких условиях должны содержаться больные, даже душевнобольные. - Ведь люди все перед Богом и болезнью - равны! Добро и милосердие, только они исправят, выпрямят кривой мир, искривленное сознание, искривленные души.

Что же у Булгакова в этой главе дальше? - "Женщина, не теряя благодушного выражения лица, при помощи одного нажима кнопки, увела штору вверх, и в комнату через широкопетлистую и легкую решетку, доходящую до самого пола, хлынуло солнце. За решеткой открылся балкон, за ним берег извивающейся реки и на другом ее берегу - веселый сосновый бор."

Эти потоки солнечного света, сосновый бор - не просто сосновый бор, а "веселый сосновый бор", - гимн жизни, красоте добру.

Пожалуйте ванну брать, - пригласила женщина, и под руками ее раздвинулась внутренняя стена, за которой оказалось ванное отделение и прекрасно оборудованная уборная". Даже кран ванной - не просто кран, а "сияющий кран". А чего стоит предложение: "Что желаете надеть - халатик или пижамку?" А вежливо-внимательный и участливый профессор с его свитой?! А завтрак, состоящий из чашки кофе, двух яиц всмятку и белого хлеба с маслом?! А простые слова профессора, полные милосердия: "Вам здесь помогут, а без этого у вас ничего не выйдет. Вы меня слышите? Вам здесь помогут... вам здесь помогут."

Сразу невольно вспоминаются строки из дневника художника Геннадия Доброва и его "Листы скорби".

Добро и милосердие - они вечны, неразлучны. Пока живут люди, они будут жить с нами. Вспомните, кого просила пощадить Маргарита на шабаше, устроенном Воландом?

Фриду, погубившую своего ребенка и горько раскаявшуюся!

Иешуа, по прозвищу Га-Ноцри, несет любовь ко всем людям, он их так и называет - даже своих врагов - "люди добрые" .

И не есть ли истина жизни по-булгаковски - "Любовь, Добро, Милосердие".

bulgakov/master_i_margarita_30/

Сейчас, наверное, как никогда много, говорят о добре и милосердии, меня остро задела статья Ксении Беловой в "Независимой газете" (15 февраля 1995г.) "Месяц - в Освенциме, месяц - в Майданеке", посвященная художнику Геннадию Доброву и его персональной выставке. "Листы скорби" - так назвал новую серию своих работ Геннадий Добров. Написаны они на основе впечатлений, полученных от поездок художника в бывшие концлагеря - Штутгоф, Освенцим, Майданек. Его выставка - реквием прошлому и настоящему. Поражают его слова: "Я давно думаю об отношениях между людьми, об отношениях между нациями, между государствами. Можно горячо любить свою семью, своих близких и ненавидеть соседей. Можно гордиться своей нацией и презирать другую. Но существует и иная степень любви, высшая, - это любовь ко всем людям, ко всему человечеству." Простые эти истины художник особенно ощутил там, где человеческая боль и страдания предельно сконцентрированы.

Я прочитал статью о Доброве после прочтения и "Мастера и Маргариты" М.Булгакова. Меня поразило, что люди в разное время (Михаил Булгаков умер в 1940-ом, а Геннадий Добров родился в 1937-ом), говорят об одном. - О любви, о добре, о милосердии человеческом...

Вот цитата из дневника Г.Доброва, приведу ее полнстью: "Я предчувствовал, что концлагеря должны как-то быть связаны с моим детством. В Омске я жил рядом с двумя корпусами сумасшедшего дома и часто, набирая воду из колодца, наблюдал за стриженными и неопрятными женщинами за решетками в окнах этого дома, от которого всегда несло вонью. Я запомнил этих несчастных, они были с синими кругами под глазами и часто в крови. То же самое я прочитал сегодня в архиве Бжезински в воспоминаниях санитарки. После освобождения она первые дни ухаживала за оставшимися в бараках женщинами. То, что она описывает, обстановка в точности совпадает с тем, что я видел в Омске в 1946-49 годах. Да и позже тоже, когда приезжал из Москвы на каникулы".

У Михаила Булгакова в "Мастере и Маргарите" печальный дом и его обитатели выглядят совсем иначе, чем у Доброва. Достаточно вспомнить пробуждение писателя Ивана Николаевича Бездомного в сумасшедшем доме. Что он увидел вокруг? - "Комнату с белыми стенами, с удивительным ночным столиком из какого-то светлого металла и с белой шторой, за которой чувствовалось солнце", а сам он лежал "в чистейшей, мягкой и удобной пружиной кровати." От всего веет покоем и добротой, чувствуется много воздуха и свежести. Больше всего героя, да и нас, читателей, поражает кнопка звонка около кровати "больного" и происходящее после ее нажатия: "загорелся матовый цилиндр, на котором было написано: "Пить". Постояв некоторое время, цилиндр начал вращаться до тех пор, пока не выскочила надпись: "Няня". Надпись "Няня" сменилась надписью "Вызовите доктора". Иван Николаевич нажимает кнопку на слове "Фельдшерица", и "в комнату вошла полная симпатичная женщина в белом чистом халате и сказала Ивану: "Доброе утро".

Почему-то эта сцена поражает, хотя ничего сверхъестественного не происходит. Милосердие! - Вот что поражет. Михаил Булгаков, доктор по образованию, поскитавшись по земским, отдаленным от цивилизации, больничкам, насмотревшись человеческих бед и мытарств, думаю, воплотил в романе в главе "Поединок между профессором и поэтом" Свою мечту о том, в каких условиях должны содержаться больные, даже душевнобольные. - Ведь люди все перед Богом и болезнью - равны! Добро и милосердие, только они исправят, выпрямят кривой мир, искривленное сознание, искривленные души. Что же у Булгакова в этой главе далше? - "Женщина, не теряя благодушного выражения лица, при помощи одного нажима кнопки, увела штору вверх, и в комнату через широкопетлистую и легкую решетку, доходящую до самого пола, хлынуло солнце. За решеткой открылся балкон, за ним берег извивающейся реки и на другом ее берегу - веселый сосновый бор." Эти потоки солнечного света, сосновый бор - не просто сосновый бор, а "веселый сосновый бор", - гимн жизни, красоте добру.

Пожалуйте ванну брать, - пригласила женщина, и под руками ее раздвинулась внутрення стена, за которой оказалось ванное отделение и прекрасно оборудованная уборная". Даже кран ванной - не просто кран, а "сияющий кран". А чего стоит предложение: "Что желаете надеть - халатик или пижамку?" А вежливо-внимательный и участливый прфессор с его свитой?! А завтрак, состоящий из чашки кофе, двух яиц всмятку и белого хлеба с маслом?! А простые слова профессора, полные милосердия: "Вам здесь помогут, а без этого у вас ничего не выйдет. Вы меня слышите? Вам здесь помогут... вам здесь помогут."

Сразу невольно вспоминаются строки из дневника художника Геннадия Доброва и его "Листы скорби".

Добро и милосердие - они вечны, неразлучны. Пока живут люди, они будут жить с нами. Вспомните, кого просила пощадить Маргарита на шабаше, устроенном Воландом? - Фриду, погубившую своего ребенка и горько раскаявшуюся!

Иешуа, по прозвищу Га-Ноцри, несет любовь ко всем людям, он их так и называет - даже своих врагов - "люди добрые" .

И не есть ли истина жизни по-булгаковски - "Любовь, Добро, Милосердие"?

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://sochok.by.ru/


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

К процессу изучения романа М. А. Булгакова "Мастер и Маргарита", самого интересного и загадочного, но и сложного для восприятия произведения, каждый учитель ищет свой путь. Какие приемы выбрать? Как распределить то небольшое количество часов, которое отводится на изучение программой, чтобы увлечь ребят чтением романа, чтобы они захотели попытаться раскрыть его тайны и найти ответы на поставленные Булгаковым вопросы?

Можно заинтересовать старшеклассников, предложив им участие в исследовательском проекте "Проблема милосердия и справедливости в романе М. А. Булгакова "Мастер и Маргарита". Он поможет учителю построить систему уроков таким образом, чтобы соединить рассмотрение смысловых узлов, проблем романа и сюжетных линий в одно целое. Для выполнения поставленной задачи возникнет необходимость внимательно перечитать роман, каждый найдет в общей работе "свою нишу", почувствует свою значимость. Учащиеся смогут выбрать задание по своему желанию, показать умения или открыть новые способности, а приобретение новых знаний станет для них не нудной обязанностью, а увлекательным занятием, насущной потребностью. Возможность создавать яркие слайды мультимедийной презентации, используя компьютерную графику и анимацию, видео- и аудиоэффекты, красочные буклеты, послужит прекрасным фоном для восприятия романа.

Проект рассчитан на 5 уроков и на работу во внеурочное время.

Ставим перед учащимися основополагающий вопрос: "Как сохранить равновесие между милосердием и справедливостью?" Формируем группы исследования, распределяем задачи и обсуждаем возможные методы исследования. В результате работы образуем 4 группы, рассматривающие следующие темы: "Духовный поединок Иешуа и Понтия Пилата", "Цель визита Воланда в Москву", "Кто несет слово истины в романе?", "Тот, кто любит, должен разделять участь того, кого любит..."

Работа в группах по обсуждению проблемных вопросов, постановке цели и задачи и выдвижению гипотезы.

1 группа. Вопрос: "Кто сильнее: грозный прокуратор Иудеи или бродячий философ Иешуа Га-Ноцри?"

Цель: через сопоставление образов данных героев рассмотреть проблему милосердия и справедливости.

Задачи: сравнить образы данных героев: выяснить, кто из них духовно сильнее: проследить, как под влиянием Иешуа меняется характер Понтия Пилата.

Гипотеза: в ходе вечной борьбы добра и зла побеждают справедливость, истина, милосердие.

План исследования:

1. Описание Иешуа Га-Ноцри и Понтия Пилата.

2. Столкновение двух миров.

3. Сила убеждения Иешуа.

4. Трусость Понтия Пилата и наказание за нее.

5. Позднее раскаяние.

6. Победа справедливости и милосердия.

2 группа. Вопрос: "Почему Князь Тьмы совершает в романе Булгакова не только злые, но и добрые поступки? "

Цель: рассмотреть образы Воланда и его свиты с точки зрения справедливого воздаяния за добро и зло.

Задачи: выяснить, какова функция Князя Тьмы в романе; понять, за что наказывает Воланд.

Гипотеза: Воланд наказывает или награждает людей в зависимости от их заслуг, по справедливости.

План исследования:

1. Воланд и его свита.

2. Кого и за что наказывает Воланд?

3. Какова цель "ужасных опытов" в "Варьете"?

4. К кому проявляет Воланд снисхождение и... милосердие?

5. Функция Князя Тьмы в романе.

3 группа. Вопрос: "Почему Мастера можно назвать учеником Иешуа, а Ивана Бездомного - учеником Мастера? "

Цель: анализ образов Мастера и Ивана Бездомного с точки зрения справедливости и истины.

Задачи: понять, достоин ли Мастер своего героя Иешуа; проследить эволюцию образа Ивана Бездомного.

Гипотеза: в романе слово истины несут Иешуа и его последователи: Левий Матвей, Мастер и Иван Бездомный, поэтому их можно назвать учениками.

План исследования:

1. Что такое истина?

2. Судьба Мастера.

3. Достоин ли Мастер Иешуа?

4. Эволюция образа Ивана Бездомного.

5. Почему Иван Бездомный заслужил доверие Мастера?

4 группа. Вопрос: "Как через образ Маргариты решается проблема милосердия и справедливости?"

Цель: выяснить, что ближе героине: милосердие или справедливость.

Задачи: рассмотреть образ главной героини; проследить эволюцию взаимоотношений Мастера и Маргариты; понять, на что способна Маргарита ради своего возлюбленного.

Гипотеза: Для Маргариты торжество возмездия и справедливости выше милосердия, она готова мстить обидчикам Мастера.

План исследования:

1. История любви Мастера и Маргариты.

2. Мотив соблазна.

3. Маргарита в борьбе за свою любовь.

4. Зеркальный образ в Ершалаимском тексте.

5. В чем смысл сцены прощения Фриды?

Таким образом план исследования - 1 этап.

2 этап - обсуждение, предложения, координация действий группы.

3 этап - ребята подбирают наиболее значимые цитаты из текста романа, аргументы.

4 этап - вывод, итоги исследования:

1 группа. "Иешуа не отступил от истины, готов идти к ней при помощи убеждения, слова, прощает Пилата и, подтвердив, что казни не было, предоставляет ему возможность успокоить свою совесть. Это возвысило и обессмертило его. Иешуа заслужил "свет". Пилат, предав Иешуа, лишается покоя, он тоже получает бессмертие, но оно рождает в душе ужас, "более всего в мире он ненавидит свое бессмертие и неслыханную славу". Следовательно, Иешуа духовно сильнее Понтия Пилата".

2 группа. "Цель визита Воланда в Москву заключается не только в желании убедиться в том, что время не меняет людей, но и исполнить роль судьи, который несет справедливость и каждому воздает по заслугам".

3 группа. "Спустя 2 тысячи лет после казни Иешуа появляется Мастер, которого можно назвать учеником Иешуа, он несет слово истины, но, как и Пилат, испугался действительности.

4 группа. "Маргарите ближе справедливость, но и милосердие ей не чуждо".

5 этап - подготовка макета презентации и буклета.

6 этап. Защиту проектов целесообразно провести в форме конференции. (Домашнее задание. 1) Создать презентацию и буклет по теме, подготовиться к защите проекта. 2) Назначаем оппонентов для каждой группы. Они знакомятся с ходом исследования и выводами, готовят вопросы и рецензии.) Ребята представляют свое исследование в виде мультимедийной презентации.



Рассказать друзьям