Тема веры и безверия в драме горького на дне. Тема веры и безверия в пьесе Горького «На дне» (Горький Максим) Что будем делать с полученным материалом

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

1. Пьеса Горького «На дне», написанная в 1902 году, изображала действительно существующих людей – обитателей московских ночлежек и приютов, но наряду с изображением реального общества, на первое место в ней выдвигаются философско-нравственные вопросы. Тему веры и безверия можно считать основной гуманистической проблемой произведения. Горький всегда был писателем-гуманистом, поэтому неудивительно, что отношение к людям, уважение человеческой личности выдвинуты здесь на первый план.

2. Можно ли верить людям, слова которых правдивыми не кажутся, должен ли человек доверять самому себе – с этими вопросами сталкиваются герои горьковской пьесы с самого начала ее действия.

«Главное – талант, – утверждает Актер, – а талант – это вера в себя, в свои силы». И эти слова произносит опустившийся человек, отравленный алкоголем, который понимает, что для него всё кончено, что он потерял даже своё имя.

«Отчего человек так врать любит? – недоуменно спрашивает Бубнов, и даже Наташа, сестра хозяйки ночлежки, признается: «Я – тоже выдумываю. Вот, думаю, случится что-нибудь небывалое…». А Настя пересказывает содержание прочитанного романа, представляя себя его героиней. Ночлежники смеются над ней, но она с гневом утверждает, что у нее была настоящая любовь.

Так почему же человек стремится приукрасить свою жизнь, надеясь на что-то необычное, выдавая желаемое за действительное? Вопрос так и остается без ответа, хотя герои пьесы высказывают свои мнения. Наташа считает, что просто «враньё приятнее правды». А вот Бубнов, самый «неверующий» из всех ночлежников, предполагает, что люди любят врать, чтобы «румянец на душу навести». Однако появившийся в ночлежном доме странник Лука высказывает более оригинальную и правильную мысль, которую обитатели ночлежки оставляют без внимания: «Не мешайте человеку. Не в слове дело, а – почему слову говорится».

Действительно, что творится в душе у людей, которые, вопреки всем ужасам окружающей жизни, видят вокруг нечто другое, что не замечают окружающие? Вера в иное, более достойное существование – это первый шаг по пути к изменению настоящей жизни. Лука понимает это и приветствует: на какое бы "жизненное дно" ни попал человек, у него всегда есть шанс улучшить своё положение. Люди должны сначала захотеть измениться, в их сознании должен появиться некий идеал новой жизни, нечто такое, что может согреть их душу, только тогда человек способен к реальным переменам. Всё это мы видим на примере обитателей ночлежки.

Пусть Настя обливается слезами над своим несуществующим романом – пока в ее душе осталась вера и чистота, есть хотя бы небольшой шанс, что она встретит любовь в своей жизни. Самым прилежным учеником Луки оказывается Актер – ещё до его появления он более других нравственно страдает от своего падения. Странник дает ему надежду стать другим, и именно этой поддержки так не хватало Актеру. Он безоговорочно верит Луке, который рассказывает ему о лечебнице для алкоголиков, и он первый среди всех ночлежников делает реальный шаг в будущее: « Я сегодня – работал, мёл улицы, а водки – не пил!»

И к другим ночлежникам обращается Лука с неизменным напутствием: «Ты – верь!». И люди верят ему. Васька Пепел хочет бросить воровство и уехать с Наташей в Сибирь, в его душе есть стремление и к любви, и к честной жизни, и к собственному самоуважению. Лука говорит Наташе: «Он парень ничего, хороший! Ты только почаще напоминай ему обо этом, он тебе –- поверит». И сам Лука в каждом человеке из ночлежного дома видит что-то хорошее, стремится вложить ему в душу веру в себя. «Во что веришь, то и есть» – вот основная заповедь странника Луки, он уверен, что только своею верой силен человек. Даже умирающей Анне, чтобы облегчит ее страдания, он говорит: «Ты – верь! С радостью помирай, без тревоги» .

Вера и безверие становятся темой стариковской притчи о человеке, который верил в праведную землю. Было ему трудно, но он не терял духа, пока жива была в нем эта вера. Но пришел ученый мудрец, рассказал, что нет такой страны на карте, и человек пошел и удавился. Таков результат безверия.

Кажется, что люди поступают правильно, разоблачая ложь и говоря правду. В действительности же они разрушают в человеке надежду, убивают веру, лишают шанса «не потерять духа». Они не видят за «сказками» идеал, мечту, которую он строит в своей душе, когда ему так трудно, что «хоть ложись и помирай». Вот ночлежники смеются над Актером, над его стремлением вернуться к нормальной жизни: всё наврал старик, нет никакой лечебницы. И Актер кончает жизнь самоубийством, потому что только эта вера поддерживала его, могла помочь возродиться.

Незаметно исчезает Лука из ночлежного дома, но нет человека, который остался бы равнодушным к его словам, к его пониманию жизни. Даже на Сатина он подействовал, как кислота на старую и грязную монету.

3. Да, ложь бывает разная. Веру в ещё несуществующую, но лучшую жизнь тоже называют ложью, но только она порой способна помочь людям, попавшим в беду. Не к каждому человеку обращался со своими речами старик Лука. Люди как земля, которая может быть урожайной и бесплодной. Он вкладывал веру в душу тех, кто способен измениться к лучшему.

Вера в человека и ее воплощение в произведении М. Горького «На дне»

Основной вопрос, поставленный в произведении, Горький сформулировал так: что лучше – истина или сострадание? Что нужнее людям? А, может быть, нам нужна вера? Вера в нас самих?..

Один из героев произведения М. Горького «На дне» - Лука – разделяет общество на две группы: люди и «человеки». К человекам он относит Сатина (которому не нужна ложь во имя спасения), а к людям – таких как Пепел и Настя. «Она, правда-то, не всегда по недугу человеку… Не всегда правдой душу вылечишь»… Но разве можно вылечить душу человека ложью? Солгав, можно лишь ненадолго заглушить боль, вселить надежду в сердце человека. Но рано или поздно человек узнает правду, его надежды окажутся обманутыми,- что тогда? Лука сам приводит такой пример: человек, живший надеждой отыскать праведную землю и узнавший, что ее нет, совершает самоубийство, т.к. не в силах вынести такой удар. Бубнов говорит: «По-моему – вали всю правду, как она есть! Чего стесняться?» Но не из-за этого ли у людей, живших в ночлежке Костылева, вместо души было лишь серое дно (отсюда и название произведения – на дне жизни, на дне человеческой души)?

Актера считали алкоголиком, и ему никто не говорил, никто не лгал, что он сможет вылечиться. И он жил своей обычной жизнью до прихода Луки, который рассказывает ему про больницу, тем самым, вселяя надежду в душу актера. Не появился бы Лука, актер жил бы своей правдой («У каждого правда своя».) и в данном случае ложь не вылечивает его душу, а приводит к самоубийству. Перед тем, как уйти, Лука говорит Сатину (только Сатину!): «Понять хочется дела-то человеческие »… Среди всех живущих в ночлежке понял Луку именно Сатин, несмотря на то, что их взгляды на жизнь и на Человека были абсолютно различными. В конце произведения Сатин даже защищает Луку:

«Клещ: Правды он.. Не любил, старик-то… Очень против восставал… Так и надо! Верно, какая тут правда? И без нее дышать нечем…

Сатин: Что такое правда? Человек – вот правда! Он это понимал… вы – нет… Я понимаю старика… да! Он врал… но это из жалости к вам, черт вас возьми!..

…Я знаю ложь! Кто слаб душой… и кто живет чужими соками,- тем ложь нужна… одних она поддерживает, другие прикрываются ею… А кто-то сам себе хозяин… кто независим и не жрет чужого – зачем тому ложь? Ложь – религия рабов и хозяев… Правда – бог свободного человека!»

Сатин говорит, что он понимает Луку, понимает, зачем он лгал им. Когда Барон ответил ему на это: «Прекрасно сказано! Я согласен! Ты говоришь… Как порядочный человек!», на что Сатин произнес: «Почему же иногда шулеру не говорить хорошо, если порядочные люди говорят как шулера?» Этой фразой Горький подчеркивает отношение к жизни Сатина и отношение к жизни других постояльцев. Сатин, азартный игрок, шулер, относится к жизни серьезно, а остальные… Остальные просто играют в жизнь. Играют точно так же, как в карты – стараясь обмануть друг друга и завершить игру своей победой… Но может ли выиграть честным способом шулер ? Нет, не всегда… Для этого им и нужна ложь. Им нужна ложь, и они не верят ни в Человека, ни Человеку. Жизнь для них – обман, иллюзия, игра… И они – игроки, «люди», не «человеки». А способны ли «люди» верить «человекам»?..

Содержимое:

Максим Горький написал пьесу «На дне» в тысяча девятьсот втором году. Эти годы пред революцией Горький особенно чутко переживал состояние Родины, волновался за ее будущее. Писатель очень много размышляем на тему «Человек в обществе». Писатель понимает, что многие обстоятельства помогают человеку опускаться «на дно жизни», мало того, он понимает, что это за обстоятельства. В то же время, Горький изучает проблему, названную выше, и надеется найти ее решение. В драме «На дне» мы видим два основных конфликта. Первый конфликт — это социальный конфликт. Он состоит во взаимоотношениях хозяев ночлежки и босяками. Этот конфликт является основным.
Ночлежка — это «мир бывших людей». Раньше у них была нормальная жизнь, семьи, дети. В ночлежке люди разных слоев общества: здесь и барон, и проститутка, и слесарь, и актер, и торговка, и картузник. Но сейчас, все они стали одинаковыми, их образ жизни самый примитивный и жалкий из всех, какие могут быть. И все равно, у некоторых из этих людей еще есть желание найти смысл жизни, подняться со дна, решить существующие проблемы.
Самый пессимистично мыслящий герой в ночлежке — это Бубнов. Горький с неприязнью относится к нему, потому что он слишком грубо высказывает «правду жизни». Жизнь Бубнова лишена...
всякого смысла. Он живет, будто не живет, плывет по течению, подчиняясь законам, никому не подвластным. «Все так: родятся, поживут и умирают Чего жалеть» — говорил он. Для него мечты — это лишь желание подрумяниться, и нет в этом никакого смысла. Бубнов ни во что не верит или же, можно сказать, что верит в волю случая. Позже в пьесе появляется герой Лука. Он интересный и сложный персонаж, его речь и мысли заставляют героев задуматься, в некоторых даже вселили веру в лучшее будущее. Философия Луки, с одной стороны, правдива, так как он говорит, что человек может изменить свою жизнь и должен это сделать, если не желает погибать на этом дне. Но, с другой стороны, его философия лжива, так как, подбадривая и внушая героям что-то, он сам не уверен на сто процентов в своих утверждениях. Но его вера спасает его самого, а также Анну и Актера. Его «правда» не всегда правдой является, он говорит, что правда для человека, как «обух» и лучше иногда соврать, чем разочаровывать и огорчать человека.
Проблема веры и безверия в произведении является главной, ведь на примере каждого из героев мы видим, как одному вера помогает, а другого сводит с ума.

Максим Горький написал пьесу «На дне» в тысяча девятьсот втором году. Эти годы пред революцией Горький особенно чутко переживал состояние Родины, волновался за ее будущее. Писатель очень много размышляем на тему «Человек в обществе». Писатель понимает, что многие обстоятельства помогают человеку опускаться «на дно жизни», мало того, он понимает, что это за обстоятельства. В то же время, Горький изучает проблему, названную выше, и надеется найти ее решение. В драме «На дне» мы видим два основных конфликта. Первый конфликт – это социальный конфликт. Он состоит во взаимоотношениях хозяев ночлежки и босяками. Этот конфликт является основным.


Ночлежка – это «мир бывших людей». Раньше у них была нормальная жизнь, семьи, дети. В ночлежке люди разных слоев общества: здесь и барон, и проститутка, и слесарь, и актер, и торговка, и картузник. Но сейчас, все они стали одинаковыми, их образ жизни самый примитивный и жалкий из всех, какие могут быть. И все равно, у некоторых из этих людей еще есть желание найти смысл жизни, подняться со дна, решить существующие проблемы.
Самый пессимистично мыслящий герой в ночлежке – это Бубнов. Горький с неприязнью относится к нему, потому что он слишком грубо высказывает «правду жизни». Жизнь Бубнова лишена всякого смысла. Он живет, будто не живет, плывет по течению, подчиняясь законам, никому не подвластным. «Все так: родятся, поживут и умирают Чего жалеть» — говорил он. Для него мечты – это лишь желание подрумяниться, и нет в этом никакого смысла. Бубнов ни во что не верит или же, можно сказать, что верит в волю случая. Позже в пьесе появляется герой Лука. Он интересный и сложный персонаж, его речь и мысли заставляют героев задуматься, в некоторых даже вселили веру в лучшее будущее. Философия Луки, с одной стороны, правдива, так как он говорит, что человек может изменить свою жизнь и должен это сделать, если не желает погибать на этом дне. Но, с другой стороны, его философия лжива, так как, подбадривая и внушая героям что-то, он сам не уверен на сто процентов в своих утверждениях. Но его вера спасает его самого, а также Анну и Актера. Его «правда» не всегда правдой является, он говорит, что правда для человека, как «обух» и лучше иногда соврать, чем разочаровывать и огорчать человека.
Проблема веры и безверия в произведении является главной, ведь на примере каждого из героев мы видим, как одному вера помогает, а другого сводит с ума.

Рассказать друзьям