Тема войны в зарубежной литературе XX века. Тема войны в зарубежной литературе XX века Моим стихам, как

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Первая мировая война стала кардинальной темой искусства первой половины века, определила личные судьбы и сформировала художественные индивидуальности таких писателей, как Анри Барбюс, Ричард Олдингтон, Эрнест Хемингуэй, Эрих Мария Ремарк. На войне получил смертельное ранение поэт, чье творчество открыло ХХ век - Гийом Аполлинер. Разными были условия и последствия этой войны для каждой из стран. Однако художественное воплощение первой мировой войны в разных литературах имеет и общие, типологические, черты как в проблематике и пафосе, так и в поэтике.

Эпическое художественное осмысление войны характерно для крупномасштабных романов-хроник Роже Мартена дю Гара, Ромена Роллана и др. Книги о войне очень по-разному показывают эту войну: от изображения ее революционизирующего влияния в романе Анри Барбюса «Огонь» до вызванного ею пессимизма и отчаяния в книгах писателей «потерянного поколения».

Анри Барбюс (1873-1935)

В 20-х - 30-х годах Барбюс находится левом фланге прогрессивной литературы. В молодости он отдал дань декадентской литературе (сборник стихов «Плакальщицы»), проникнутой пессимизмом, разочарованностью, затем он написал романы «Умоляющие» (психологическое исследование душевного состояния молодых людей) и «Ад» (восприятие мира глазами героя - утонченного интеллигента), несущие черты натурализма и символизма.

Первая мировая война в корне изменила жизнь и творчество Барбюса: будучи убежденным пацифистом, в 41 год он добровольно ступил в армию, провел на фронте около 2-х лет солдатом- пехотинцем. Поэтому роман «Огонь» он замыслил и написал в окопах (1915-1916). Герой романа автобиографичен: на пути прощания с ложными иллюзиями, он проходит сквозь очищающий огонь к ясности, что в лексиконе писателя означает истину и правду.

Барбюс заглянул в сущность войны и показал людям бездну их заблуждения. Война - насилие и издевательство над здравым смыслом, она противна человеческой природе. Это была первая правдивая книга о войне, написанная ее участником, рядовым солдатом, постигшим бессмысленную жестокость чудовищного кровопролития. Многие участники войны, до того считавшие, что ими двигал патриотизм и жажда справедливости, теперь увидели в героях романа свою собственную судьбу.

Главный замысел романа - прозрение солдатской массы - реализуется преимущественно в публицистическом ключе (подзаголовок романа - «дневник взвода»). О символе, давшем название книге, Барбюс писал жене: «Огонь означает и войну, и революцию, к которой ведет война».

Барбюс создал своеобразный философский документ, в котором сделана попытка пересмотреть сложившуюся в истории практику героизацию войны, ибо убийство всегда гнусно. Персонажи романа называют себя палачами и не хотят, чтобы о них говорили, как о героях: «Преступно показывать красивые стороны войны, даже если они существуют!».

Пространство романа Барбюса - война, вырвавшая людей из орбит их существования и втянувшая в свои воронки, затопленные окопы и опустошенные степи, над которыми гуляет ледяной ветер. Запоминаются равнины, усеянные трупами, по которым, словно по городской площади, снуют люди: идут отряды, санитары выполняют часто непосильную работу, пытаясь найти среди полуистлевших останков своих.

Опыт натуралиста оказался кстати, Барбюсу при создании безобразного лика войны: «Война - это не атака, похожая на парад, не сражение с развевающимися знаменами, даже не рукопашная схватка, в которой неистовствуют и кричат; война - это чудовищная, сверхъестественная усталость, вода по пояс, и грязь, и вши, и мерзость. Это заплесневелые лица, изодранные в клочья тела и трупы, всплывающие над прожорливой землей и даже непохожие больше на трупы. Да, война - это бесконечное однообразие бед, прерываемое потрясающими драмами, а не штык, сверкающий, как серебро, не петушиная песня рожка на солнце!»

Роман «Огонь» вызвал огромный резонанс, отклик официальной критики, Барбюса называли предателем, призывали привлечь его к ответственности. Мэтр сюрреализм Андре Бретон называл «Огонь» большой газетной статьей, а самого Барбюса - ретроградом.

В 1919 году Барбюс обратился к писателям мира с призывом создать Международную организацию деятелей культуры, которая должна разъяснять народам смысл происходящих событий, бороться против лжи и обмана. На этот призыв откликнулись писатели самых разных мировоззрений и направлений, так родилась группа «Кларте» («Ясность»). В нее вошли Томас Гарди, Анатоль Франс, Стефан Цвейг, Герберт Уэллс, Томас Манн. Манифест группы «Свет из бездны», написанный Барбюсом, призывал людей за осуществление социальных преобразований. «Кларте» вела активное наступление на позицию «над схваткой» Ромена Роллана.

Вместе с Ролланом Барбюс был инициатором и организатором Международного антивоенного конгресса в Амстердаме в 1932 году.

О первой мировой войне написаны десятки книг, но лишь 3 из них, вышедшие после романа «Огонь» Барбюса почти одновременно (1929), выделяются среди остальных своей гуманистической и пацифистской направленностью: «Прощай, оружие» Хемингуэя и «На Западном фронте без перемен» Ремарка и «Смерть героя» Олдингтона.

Слышали выражение? «Когда гремят пушки, музы молчат». Во времена Великой Отечественной войны музы не просто не молчали - они кричали, пели, звали, вдохновляли, вставали во весь рост.

1941-1945 годы, наверное, одни из самых страшных в истории «государства Российского». Слёзы, кровь, боль и страх - вот основные «символы» того времени. И несмотря на это - мужество, радость, гордость за себя и своих близких. Люди поддерживали друг друга, боролись за право жизни, за мир на земле - и в этом им помогало искусство.

Достаточно вспомнить слова, сказанные двумя немецкими солдатами спустя много лет после окончания войны: «Тогда, 9 августа 1942 года, мы поняли, что проиграем войну. Мы ощутили вашу силу, способную преодолеть голод, страх и даже смерть…» А 9 августа в ленинградской филармонии оркестр исполнял седьмую симфонию Д. Д. Шостаковича…

Не только музыка помогала людям выжить. Именно в военные годы снимались поразительно добрые фильмы, например, «Свадьба» или «Сердца четырёх». Именно в эти годы пелись прекрасные, бессмертные песни, вроде «Синего платочка».

И всё же огромную роль, едва ли не главную, сыграла литература.

Писатели и поэты, литераторы, критики, художники не понаслышке знали, что такое война. Они видели её своими глазами. Только вчитайтесь: К. Симонов, Б. Окуджава, Б. Слуцкий, А. Твардовский, М. Джалиль, В. Астафьев, В. Гроссман… Неудивительно, что их книги, их творчество стали своеобразной летописью тех трагических событий - летописью прекрасной и ужасной.

Одним из самых известных стихотворений о войне становятся короткие ученические четыре строчки Юлии Друниной - строки испуганной, взволнованной девчонки-фронтовички:

Я только раз видала рукопашный,
Раз наяву. И тысячу - во сне.
Кто говорит, что на войне не страшно,
Тот ничего не знает о войне.

Навсегда тематика Великой Отечественной останется в её творчестве.

Пожалуй, одним из самых страшных стихотворений станет произведение «Варварство», которое написал поэт Муса Джалиль. Столько зверства, которое показали захватчики, кажется, не найдётся у всех диких животных на свете. Только человек способен на такую невыразимую жестокость:

Земля моя, скажи мне, что с тобой?
Ты часто горе видела людское,
Ты миллионы лет цвела для нас,
Но испытала ль ты хотя бы раз
Такой позор и варварство такое?

Много ещё было пролито слёз, много сказано горьких слов о предательстве, о трусости и низости и ещё больше - о благородстве, самоотверженности и человечности, когда, казалось бы, ничего человеческого не могло остаться в душах.

Давайте вспомним Михаила Шолохова и его рассказ «Судьба человека». Он написан уже после войны, в середине 50-х годов, однако его реалистичность поражает воображение даже современного читателя. Это короткая и, пожалуй, не уникальная история солдата, потерявшего в страшные годы всё, что у него было. И несмотря на это, главный герой, Андрей Соколов, не озлобился. Судьба наносила ему удары один за другим, но он справился - вынес свой крест, продолжил жить.

Годам Великой Отечественной войны свои произведения посвящали и другие писатели и поэты. Одни помогали солдатам выжить в бою - например, Константин Симонов и его бессмертное «Жди меня » или Александр Твардовский с «Василием Тёркиным ». Эти произведения вышли за грани поэзии. Их переписывали, вырезали из газет, перепечатывали, посылали родным и близким… А всё потому, что Слово - сильнейшее оружие мира - вселило в людей надежду на то, что человек сильнее войны. Он умеет справиться с любыми трудностями.

Другие произведения рассказывали горькую правду о войне - например, Василь Быков и его повесть «Сотников».

Почти вся литература 20 века так или иначе связана с тематикой военного времени. Из книг - огромных романов, повестей и коротеньких рассказов мы, поколение, не заставшее годы ужаса и страха, можем узнать о величайших событиях нашей истории. Узнать - и отдать дань уважения Героям, благодаря которым над нашими головами голубеет мирное небо.

В изучении истории человечества большое внимание уделяется военным потерям. Эта тема окрашена кровью и пропахла порохом. Для нас те страшные дни суровых сражений - простая дата, для воинов - день, полностью перевернувший их жизни. Войны в России в 20 веке ужа давно превратились в записи на страницах учебников, но это не значит, что о них можно забыть.

Общие характеристики

Сегодня уже вошло в моду обвинять Россию во всех смертных грехах и называть ее агрессором, в то время как другие государства «просто защищают свои интересы», вторгаясь в другие державы и проводя массовые бомбардировки жилых кварталов с целью «защиты граждан». В ХХ веке в России действительно было много военных конфликтов, но была ли страна агрессором, в этом еще нужно разобраться.

Что же можно сказать о войнах в России в 20 веке? Первая мировая закончилась в обстановке массового дезертирства и трансформации старой армии. Во времена Гражданской войны было много бандитских группировок, а разрозненность фронтов являла собой нечто само собой разумеющееся. Для Великой Отечественной войны характерным было ведение масштабных боевых действий, возможно, впервые военные столкнулись с проблемой плена в таком широком понимании. Лучше всего будет подробно рассмотреть все войны в России в 20 веке в хронологическом порядке.

Война с Японией

В начале века между Российской и Японской империями разразился конфликт за Маньчжурию и Корею. После перерыва в несколько десятилетий русско-японская война (период 1904-1905 гг.) стала первым противостоянием с применением новейшего оружия.

С одной стороны, Россия хотела обеспечить свою территорию чтобы торговать круглый год. С другой стороны, Японии нужны были новые промышленные и человеческие ресурсы для дальнейшего роста. Но больше всего развязыванию войны поспособствовали европейские государства и США. Они хотели ослабить конкурентов на Дальнем Востоке и хозяйничать на территории Юго-Восточной Азии самостоятельно, поэтому усиление России и Японии им было явно ни к чему.

Первой военные действия начала Япония. Итоги сражения были печальными - утерян Тихоокеанский флот и жизни 100 тысяч солдат. Война закончилась подписанием мирного договора, согласно которому Японии отошел Южный Сахалин и часть КВЖД от Порт-Артура до города Чанчунь.

Первая мировая война

Первая мировая война была тем конфликтом, что выявил все недостатки и отсталость войск царской России, которая вступила в бой, даже не завершив перевооружение. Союзники по Антанте были слабыми, только благодаря таланту военных полководцев и героическим усилиям воинов чаша весов начала склоняться в сторону России. Сражения велись между Тройственным союзом, куда входила Германия, Италия и Австро-Венгрия, и Антантой с Россией, Францией и Англией в составе.

Поводом к военным действиям послужило убийство в Сараево наследника австро-венгерского престола, которое совершил сербский националист. Так завязался конфликт между Австрией и Сербией. К Сербии присоединилась Россия, к Австро-Венгрии - Германия.

Ход сражения

В 1915 году Германия провела весенне-летнее наступление, отвоевав у России завоеванные ею в 1914 году территории, честь земель Польши, Украины, Белоруссии и Прибалтики.

Сражения Первой мировой войны (1914-1918 гг.) велись по двум фронтам: Западный в Бельгии и Франции, Восточный - в России. Осенью 1915 года к Тройственному союзу присоединилась Турция, что весьма осложнило положение России.

В ответ на приближающееся поражение военные генералы Российской империи разработали план летнего наступления. На Юго-Западном фронте генералу Брусилову удалось прорвать оборону и нанести серьезный урон Австро-Венгрии. Это помогло российским войскам значительно продвинуться на Запад и заодно спасти Францию от поражения.

Перемирие

26 октября 1917 года на Втором Всероссийском съезде приняли Декрет о мире, всем воюющим сторонам предложили приступить к переговорам. 14 октября Германия согласилась на проведение переговоров. Было заключено временное перемирие, однако требования Германии были отвергнуты, и ее войска начали полномасштабное наступление по всему фронту. Подписание второго мирного договора состоялось 3 марта 1918 года, условия Германии стали более жесткими, но ради сохранения мира пришлось согласиться.

Россия должна была демобилизовать армию, выплатить Германии финансовую контрибуцию и передать ей корабли Черноморского флота.

Гражданская война

Когда еще шли бои Первой мировой войны, началась Гражданская война в России (1917-1922 гг.). Начало Октябрьской революции положили бои в Петрограде. Причинами бунта стали острые политические, социальные и этнические противоречия, обострившиеся после Февральской революции.

Национализация производства, разорительный для страны Брестский мир, напряженные отношения крестьянства и продотрядов, роспуск Учредительного собрания - эти действия правительства вместе с сильным желанием удержать власть вызвали жгучее недовольство.

Этапы революции

Массовое недовольство вылилось в революцию в 1917-1922. Гражданская война в России проходила в 3 этапа:

  1. Октябрь 1917 - ноябрь 1918. Были установлены и образовались главные фронты. Белые боролись с большевиками. Но поскольку это происходило в разгар Первой мировой войны, ни одна из сторон не имела преимущества.
  2. Ноябрь 1918 - март 1920. Переломный момент в войне - контроль над основной частью территории России получила Красная армия.
  3. Март 1920 - октябрь 1922. Боевые действия перекочевали в пограничные районы, большевистскому правительству уже ничего не угрожало.

Результатом Гражданской войны в России в 20 веке было установление большевистской власти во всей стране.

Противники большевизма

Новую власть, которая появилась в результате Гражданской войны, поддержали не все. Воины «Белой гвардии» нашли себе пристанище в Фергане, Хорезме и Самарканде. В то время басмачеством называли военно-политическое и/или религиозное движение в Средней Азии. Белогвардейцы искали недовольных басмачей и подбивали их на оказание сопротивления Советской Армии. Борьба с басмачеством (1922-1931 гг.) длилась почти 10 лет.

То тут, то там появлялись очаги сопротивления, и молодой Советской Армии было сложно раз и навсегда подавить восстания.

СССР и Китай

Во времена царской России важным стратегическим объектом была Китайско-Восточная железная дорога. Благодаря КВЖД дикие территории могли развиваться, к тому же доход от железной дороги Россия и Поднебесная делили пополам, так как управляли ею совместно.

В 1929 году правительство Китая заметило, что СССР потерял былую военную мощь, да и в целом из-за постоянных конфликтов страна была ослаблена. Поэтому было принято решение отобрать у Советского Союза его часть КВЖД и прилегающие к ней территории. Так начался советско-китайский военный конфликт 1929 года.

Правда, эта идея не увенчалась успехом. Несмотря на численное преимущество войск (в 5 раз), китайцы были разгромлены в Маньчжурии и под Харбином.

Малоизвестная война 1939 года

Эти не освещенные в учебниках истории события еще называют советско-японской войной. Боевые действия у реки Халкин-Гол в 1939 году продолжались с весны по осень.

Весной многочисленные японские войска ступили на территорию Монголии, чтобы обозначить новую границу между Монголией и Маньчжоу-го, которая проходила бы по реке Халхин-Гол. В это время на помощь дружественной Монголии приходят советские войска.

Бесполезные попытки

Объединенная армия России и Монголии дала мощный отпор Японии, и уже в мае японские войска вынуждены были отступить на территорию Китая, но не сдались. Следующий удар со стороны Страны восходящего солнца был более продуманным: количество солдат увеличилось до 40 тысяч, к границам подведена тяжелая техника, самолеты и орудия. Новая военная формация была втрое больше советско-монгольских войск, но после трех дней кровопролития японские войска снова вынуждены были отступить.

Еще одно наступление произошло в августе. К тому времени Советская Армия тоже усилилась и обрушила на японцев всю свою военную мощь. Полсентября японские захватчики пытались взять реванш, но исход боя был очевиден - СССР победил в этом конфликте.

Зимняя война

30 ноября 1939 года между СССР и Финляндией разразилась война, целью которой было обезопасить Ленинград путем перемещения северо-западной границы. После того как СССР подписал пакт о ненападении Германии, последняя начала войну с Польшей, а отношения в Финляндией стали накаляться. Пакт предполагал распространение влияния СССР на Финляндию. Правительство Советского Союза понимало, что Ленинград, который находился в 30 километрах от границы с Финляндией, может попасть под обстрел артиллерии, поэтому и было принято решение отодвинуть границу севернее.

Советская сторона сначала пыталась договориться мирно, предложив Финляндии земли Карелии, но правительство страны не желало договариваться.

Как показал первый этап сражения, Советская Армия слаба, руководство увидело свою реальную боевую мощь. Начиная войну, правительство СССР наивно полагало, что имеет в своем распоряжении сильную армию, но это было не так. В ходе войны было проведено множество кадровых и организационных изменений, благодаря которым поменялся и ход войны. Это также дало возможность подготовить боеспособную армию для ВОВ.

Отголоски Второй мировой войны

1941-1945 годов - это сражение между Германией и СССР в границах Второй мировой войны. Битва закончилась победой Советского Союза над фашизмом и поставила точку во Второй мировой.

После того как Германия проиграла в Первой мировой войне, ее экономическое и политическое положение было весьма нестабильным. Когда к власти пришел Гитлер, стране удалось нарастить военную мощь. Фюрер не хотел признавать и желал взять реванш.

Но неожиданное нападение на СССР не дало желаемого результата - Советская Армия оказалась лучше оснащенной, чем предполагал Гитлер. Кампания, что была рассчитана на несколько месяцев, растянулась на несколько лет и длилась с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года.

После окончания Великой Отечественной войны СССР 11 лет не проводил активных военных действий. Позже был (1969 год), бои в Алжире (1962-1964 гг.), Афганистан (1979-1989) и Чеченские войны (уже в России, 1994-1996 гг., 1999-2009 гг.). И остается нерешенным только один вопрос: стоили ли эти нелепые сражения человеческих жертв? Сложно поверить, что в цивилизованном мире люди так и не научились договариваться и идти на компромиссы.

О постигшей наш народ войне нужно рассказывать, ее нужно вспоминать, учить детей на примерах ее героев. Живая память – лучший способ помнить страшную трагедию, постигшую простых людей, которые мечтали жить и любить, но война отняла у них судьбу. Помнить ради того, чтобы не повторять печальный опыт, пережитый поколениями наших предков.

Книг о войне 1941-45 годов не так и мало. Среди них есть повествования о героических сражениях на фронте и в тылу, о взаимоотношениях между людьми, каждый день которых сродни подвигу. Предлагаем лучшую на наш взгляд небольшую подборку из большого списка книг о событиях и , частью которой была Великая Отечественная война.

Борис Васильев. «В списках не значился». Книги Бориса Васильева правдиво предают истории простых людей, попавших волею судьбы на фронтовую полосу. В романе «В списках не значился» повествуется о защитнике Брестской крепости – обычном человеке, пограничнике, испытывающем любовь и желающем быть счастливым. Но война заставляет его отдать самое важное, что есть у человека – жизнь, героически защищая свою родину.

Константин Симонов. «Живые и мертвые». Трилогия Симонова охватывает события трех лет войны, начиная с лета 1941 и завершая событиями 1944 года. Просто, без пафоса говорит он о тяготах военного времени, отчего впечатления о нем становятся еще страшнее.

Эрих Мария Ремарк. «Время жить и время умирать». Поразителен взгляд писателя на войну. Его герой солдат Эрнст Гребер понимает, что является винтиком военной машины, что совсем ему не нравится. На его взгляд война – это не подвиги и победы, а выжженные поля, леса и деревни, кровь вперемешку с грязью. Это время, когда нужно умирать, а людям так хочется, чтобы пришло время жить.

Анна Франк. «Убежище. Дневник в письмах». Самые страшные картины рисуются, когда читаешь книгу, сотканную из записей очевидцев ужасных событий. Эта книга – дневник девочки, которая пряталась с семьей от фашистов в Амстердаме. Жизнь ее закончилась трагически: в концлагере, когда ей было всего 15 лет. Судьба Анны — горькое свидетельство преступлений, совершенных фашизмом.

Василий Гроссман. «Жизнь и судьба». Эпопею Василия Гроссмана многие называют «Войной и миром» 20 века. Читатель погружается в мир военного ада, где живут люди, мало чем отличающиеся от нас с вами. Они, попав в этот ад, продолжают любить, верить в мечту и надеяться на лучшее.

Даниил Гранин, Алесь Адамович. «Блокадная книга». О нечеловеческих страданиях, испытываемых людьми во время блокады Ленинграда, рассказывает «Блокадная книга». В ней собраны воспоминания, дневники и документальные материалы очевидцев того периода, когда трудно было сохранить не то что жизнь, а просто человеческое лицо.

Антуан де Сент-Экзюпери.«Военный летчик». В свое время книгу «Военный летчик» запретили издавать во Франции. В ней нет страшного летописания, она представляет собой философский взгляд на войну и ее бессмысленность. Сложно даже представить, что автор «маленького принца», такого нежного и пронзительного повествования, воевал на фронте. В таком же стиле, с высоты птичьего полета, с облаков, окружающих его самолет, он смотрит на войну.

Юрий Бондарев. «Горячий снег». Кто не смотрел фильм про Сталинградскую битву, потерял многое. Имеется в виду не современная интерпретация, а выпущенный в советское время. В книге эти события описаны куда более ярко и выразительно. Сражение между артиллерийским расчетом и наступающими танками, сражение характеров, судеб людей, стоявших до последнего, защищая город. Как оказалось, решая исход не только одной битвы, но и всей страшной войны в целом.

Василь Быков. «Альпийская баллада». Понятие баллада включает в себя немного , долю романтики и любви. Об этом и говорится в произведении Василя Быкова. События разворачиваются в Альпах, когда рушатся города и судьбы. Между молодыми людьми – белорусом и итальянкой – бежавшими из концлагеря, рождается любовь. Что ждет их, оправдаются ли желания обрести свободу и счастье?

Светлана Алексиевич. «У войны не женское лицо». Одной самых известных книг, где война передана глазами женщин, является произведение Светланы Алексиевич. Она вся от начала до самого конца пронизана болью, постоянно возвращающей читателя к мысли об абсурдности и безумности войны. Мысли, что самым ценным в мире является жизнь.

Двадцатый век в жизни целого мира был ознаменован такими чудовищными событиями, как война, Первая и Вторая Мировые. Несомненно, они не могли не оказать влияние на творчество писателей этого времени. Гении, пацифисты Хемингуэй, Олдингтон, Ремарк, Сент-Экзюпери, Бёлль, Зегерс и многие другие создавали свои антивоенные произведения, вкладывая в них куски своей жизни, отдавая читателю эмоции, пережитые в страшные годы вражды государств. И то, что оставили нам в наследие эти авторы, является бесценным фондом литературы, созданной людьми, видевшими и пережившими войну.

Война в творчестве Ремарка

Один из плеяды «звезд» ХХв. в зарубежной литературе о войне, конечно, Ремарк, Эрих Мария. Произведения его неоднократно экранизировались в разные годы и по-прежнему интересны для чтения нашими современниками. «На западном фронте без перемен», «Триумфальная арка», «Искра жизни», «Ночь в Лиссабоне», «Черный обелиск» и многие другие пронизаны ненавистью к фашизму и предателям своей родины.

В то время, как это ни парадоксально, он сам был обвиняем нацистами в поругании чести своей страны и подозрении на принадлежность к еврейскому народу путем смены якобы подлинной фамилии писателя «Крамер» на общеизвестную «Ремарк». Однако, эти нападки так и остались безосновательными и не были подтверждены официально. В первый свой роман о фронте были положены воспоминания автора о времени, проведенном в окопах. Реалистичные и жутко-суровые эпизоды описывают правду жизни, не приукрашенную никакими писательскими вымыслами.

Во многих других произведениях Ремарка также нашли отражение моменты из собственной жизни в годы войны. Это и близость к герою «Черного обелиска» Людвигу Бодмеру, который, как и он сам, работал в конторе по продаже надгробий и по выходным играл в церкви на органе. И история отношений автора с актрисой Марлен Дитрих, положенная в основу романа «Триумфальная арка».

Тема войны в произведениях Хемингуэя

Эрнест Хемингуэй – писатель, военный корреспондент, еще один известнейший и популярный представитель так называемого «потерянного поколения» (термин, применяемый ко всем писателям-антимилитаристам Европы периода между Первой и Второй Мировыми войнами). В 1929г. был издан его автобиографичный роман «Прощай, оружие!». История любви американца с итальянской медсестрой госпиталя перекликалась с эпизодом из жизни самого Хемингуэя, который служил на фронте и после ранения находился в госпитале в Милане.

Резко негативное отношение автора к военным действиям и осуждение сильных мира сего, не сумевших предотвратить кровавую бойню, нашла отклик в сердцах читателей. Выход романа в свет стал в свое время сенсацией для поколения современников автора и до сих пор остается одним из значимых произведений на военную тематику. А в числе других, не менее известных произведений («Фиеста», «По ком звонит колокол») занимает, несомненно, центральное место.

Ричард Олдингтон в антивоенной литературе

Важнейший вклад в историю антивоенной литературы сделал и Ричард Олдингтон, английский писатель, которому роман «Смерть героя» принес известность далеко за пределы родной страны. Он вышел в свет в один год с «Прощай, оружие!» Хемингуэя и привлек к себе не меньше внимания читателей. История буржуазного интеллигента, попавшего на фронт, раскрывает идею автора о бессмысленности войны и прославлении жизни в мирных ее проявлениях. Пережив войну, Олдингтон опасался развязывания новой, и всеми силами, в своих произведениях, ратовал за ее предотвращение. Цикл из семи романов о войне и сборник стихов «Образы войны» так же, как и у остальных авторов «потерянного поколения», отразил пережитый ужас фронтовой жизни и оставил значительный след в мировой литературе.

Значительный и очень важный вклад в развитие жанра военных романов внесли и такие писатели, как Фитцджеральд, Барбюс, Дос Пассос, Вулф и многие другие. Длинный список авторов и их произведений уже давно вошел в фонд литературы мирового значения, призванной не только покарать словом войну, но и призвать человечество, помня об ошибках прошлого, сохранять мир для жизни будущих поколений.

Тему войны в зарубежной литературе раскрывала Сердюкова Екатерина Викторовна (преподаватель-филолог)



Рассказать друзьям