Тест литература направления литературы 20 века. Литература XX века_вопросы к экзамену

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Контрольный срез знаний

по предмету: «Литература» (II курс)

I -вариант

I уровень

Варианты ответов

Какое название получила литература рубежа веков и начала XX века, ставшая отражением противоречий и поисков эпохи?

А) Бронзового века

Б) Серебряного века

В) Золотого века

Г) Железного века

Эти течения русской поэзии XX века следует называть модернистскими

А) реализм, романтизм

Б) символизм, акмеизм

В) комизм, лиризм

Г) абстракционизм, социализм

А) С.Есенин

Б) В.Брюсов

В) Н.Гумилев

Б) С.Есенин

В) М.Цветаева

Г) А.Ахматова

О каком трагическом событии извещает ночлежников Барон в финале пьесы М. Горького «На дне»?

А) о смерти Анны

Б) об убийстве Костылева

В) о самоубийстве Актера

Г) о расправе Василисы над Наташей

Прекрасная Дама, Незнакомка, Кармен – это образы поэзии

А) С.Есенин

Б) В.Маяковский

В) Н.Гумилев

Кому из персонажей пьесы М.Горького «На дне» принадлежит эта самохарактеристика?

«Всю жизнь мою дрожала… Мучилась, как бы больше другого не съесть… Всю жизнь в отрепьях ходила… всю мою несчастную жизнь…

В) Квашня

Г) Костылева

Ниже приведен фрагмент из поэмы А.Б.лока «Двенадцать». Какой прием использует автор?

Черный вечер.

Белый сне.

Ветер, ветер!

На ногах не стоит человек.

А) сравнение

Б) антитеза

В) олицетворение

Г) эпитет

Какой город описан в поэме А.Ахматовой «Реквием»?

А) Москва

Б) Волгоград

В) Петербург (Ленинград)

Г) Самара

Назовите имя лирического героя поэмы С.Есенина «Анна Снегина».

А) Александр

В) Сергей

Г) Михаил

2 уровень

11. Кто из героев романа М.А.Шолохова «Тихий Дон» так описывается?

«С десяти лет вместе с кличкой «левша» отпала у него привычка заменять правую руку левой. Но до последнего времени он мог с успехом держать левой все, что делал правой. И левая была у него даже сильнее».

12.Кто из персонажей романа М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита» произносит фразу «Рукописи не горят»?

13. Кто из персонажей романа М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита» написал поэму о Христе? Укажите его псевдоним.

14. Назовите фамилию главного героя рассказа А.И.Солженицына «Один день Ивана Денисовича».

15. Какая черта поэзии русского модернизма не имеет отношения к поэзии футуризма?

Контрольный срез знаний

по предмету: «Литература»

II -вариант

I уровень

Варианты ответов

Кто из перечисленных поэтов не представляет символизм?

В) Брюсов

Г) Северянин

Кому принадлежат эти слова в пьесе М.Горького «На дне»?

«Все мы на земле странники… Говорят, - слыхал я, - что и земля-то наша в небе странница».

Г) Бубнов

Кто из представителей «старого мира», появляющихся на первых страницах поэмы А.Блока «двенадцать», сопровождает двенадцать и в финале поэмы?

В) старушка

В) жандарм

А) Б.Пастернак

В) В.Брюсов

«Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к родине. Чувство родины – основное в моем творчестве»

Б) В.Брюсов

В) С.Есенин

Г) М.Цветаева

Какому персонажу пьесы М.Горького «На дне» принадлежит афоризм: «Ни одна блоха не плоха: Все черненькие, все – прыгают»?

Кому из персонажей М.Булгакова «Мастер и Маргарита» соответствует данное описание?

«Галстук был яркий. Удивительно было то, что из кармана, где обычно мужчины носят платочек или самопишущее перо, у этого гражданина торчала куриная кость».

А) Воланд

Б) Азазелло

В) Берлиоз

Г) Левий Матвей

Кому из героев романа М.А.Шолохова «Тихий Дон» соответствует данное описание?

«Из узеньких щелок желто маслятся круглые с наглинкой глаза. Зрачки – кошачьи, поставленные торчмя, оттого взгляд … текуч, неуловим».

А) Коршунов

Б) Г.Мелехов

В) Корнилов

Г) Листницкий

Какой прием использует В.Маяковский в фрагменте из стихотворения «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче»:

В сто сорок солнц закат пылал,

В июль катилось лето,

Была жара,

Жара плыла –

На даче было это.

А) антитеза

Б) анафора

А) Б.Пастернак

Б) А.Куприн

В) И.Бунин

Г) Л.Андреев

2 уровень

11. Что является основным лейтмотивом пьесы М.Горького «На дне»?

12. Определите название стихотворения А.Блока по ключевым строчкам:

«В моей душе лежит сокровище,

И ключ поручен только мне…»?

13. М.Булгаков «Мастер и Маргарита». По деталям интерьера определите владельца дома:

«Книги, печка, два дивана, прекрасная ночная лампа, маленький письменный стол, в передней раковина с водой, за окном - сирень, липа и клен».

14.Из приведенного списка персонажей выберите только реальных исторических лиц, появляющихся в романе М.Шолохова «Тихий Дон»:

Астахов, Александр I , Николай II , Голицын, Коршунов, Корнилов, Багратион, Каледин, Листницкий, Подтелков, Кошевой, Меншиков, Долохов.

Ключи верных ответов

I -вариант

1 уровень

2 уровень

1) Б

2) Б

3) А

4) В

5) В

6) Г

7) А

8) В

9) В

10) В

11) Григорий Мелехов

12) Воланд

13) Иван Бездомный

14) Шухов

15) камерность.

II- вариант

1 уровень

2 уровень

1) Г

2) А

3) Б

4) Г

5) В

6) В

7) Б

8) А

9) Г

10) В

11) Спор о правде – смысловой центр пьесы.

12) «Незнакомка»

13) Квартира Мастера в одном из Арбатских переулков.

14) Астахов, Николай II , Коршунов, Корнилов, Каледин, Листницкий, Подтелков.

15) Ю.Бондарев

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Жизнь и творчество немецкого романиста, поэта, критика и публициста Г. Гессе. Вступление в литературное общество, первый роман. Автобиографичность произведений Гессе, противоречие между природой и духом, телом и сознанием как основная тема его романов.

    презентация , добавлен 22.03.2013

    Культурно-социальные и общественно-политические основы эволюционирования послевоенной американской литературы. Творчество Дэниела Киза как образец "продуманной» литературы". Анализ взаимоотношения человека и личности в рассказе "Цветы для Элджернона".

    курсовая работа , добавлен 20.02.2013

    От фельетонов до романов. Идейно-художественный анализ романа "Учитель фехтования" и романа "Королева Марго". Романтизм в западно-европейских литературах 1 половины 19 века.

    курсовая работа , добавлен 12.09.2002

    Основные проблемы изучения истории русской литературы ХХ века. Литература ХХ века как возвращённая литература. Проблема соцреализма. Литература первых лет Октября. Основные направления в романтической поэзии. Школы и поколения. Комсомольские поэты.

    курс лекций , добавлен 06.09.2008

    Творчество Э. Хемингуэя в культурно-историческом контексте ХХ века. Тип героя и особенности поэтики романа "Острова в океане". Автобиографический аспект в творчестве писателя. Прототипы персонажей в романе. Роль монологов в структуре образа героя.

    дипломная работа , добавлен 18.06.2017

    Подлинный расцвет европейской литературы XIX века; стадии романтизма, реализма и символизма в ее развитии, влияние индустриального общества. Новые литературные тенденции ХХ века. Характеристика французской, английской, немецкой и русской литературы.

    реферат , добавлен 25.01.2010

    Герман Гессе как одна из самых сложных фигур западноевропейской культуры XX века. Краткий анализ книги "Процесс" Ф. Кафки. "Голодарь" как одно из самых прекрасных и трогательных сочинений Франца. Краткая характеристика проблематики толкования Кафки.

    реферат , добавлен 09.04.2014

    Таинственная недосказанность в произведениях Хемингуэя, его отношение к своим героям, используемые приемы. Особенности раскрытия темы любви в произведениях Хемингуэя, ее роль в жизни героев. Место войны в жизни Хемингуэя и тема войны в его произведениях.

    Литература XX века. Вопросы к экзамену.

    1. . Русский символизм, его философско-эстетические особенности. Литературные манифесты 1890-х гг.

    2. «Старшие» символисты. /Н.М. Минский, З.Н.Гиппиус, Д.С.Мережковский, К.Д.Бальмонта, В.Я.Брюсова – автор на выбор/ .

    3. Роман Ф.К.Сологуба «Мелкий бес».

    4. «Младшие» символисты. Философско-эстетические основы творчества

    младосимволистов. Влияние идей и поэзии Вл.Соловьева. Теургизм и жизнетворчество.

    5.. Лирика А.А.Блока первого тома "Стихотворений"

    6. Лирика А.А.Блока второго томов "Стихотворений"

    7. Лирика А.А.Блока третьего тома "Стихотворений"

    8. Поэмы А.А.Блока «Соловьиный сад», «Возмездие» или «Двенадцать» /на выбор/

    9. Роман А.Белого "Петербург".

    10. Творчество М.Горького в дооктябрьский период /Макар Чудра. Старуха Изергиль. Челкаш. Песня о Соколе. Двадцать шесть и одна. Фома Гордеев. Песнь о Буревестнике. Человек. Матъ. Сказки об Италии/.

    11.Творчество И.А.Бунина в дооктябрьский период /Антоновские яблоки.

    Деревня. Суходол. Господин из Сан-Франциско. Легкое дыхание. Сны Чанга. Петлистые уши/

    12. Творчество А.И.Куприна в дооктябрьский период / Молох. Поединок. Олеся. Гранатовый браслет/.

    13. Творчество Л.Н.Андреева / Баргамот и Гараська. Петька на даче. Ангелочек. Боль­шой шлем. Мысль. Жизнь Василия Фивейского. Красный смех. Иуда Искариот/.

    14. Проэзия акмеизма. Литературная позиция акмеистов /дооктябрьская поэзия Н. С. Гумилева, А.А.Ахматовой или О.Э.Мандельштама – автор на выбор /.

    15. Русский футуризм. Основные направления художественного эксперимента.

    17.Повести и рассказы о гражданской войне /Б.Пильняк, Б.А Лавренева, И. Бабель, А. Фадеев –два автора на выбор /.

    18. «Донские рассказы» М.Шолохова

    19. Романтическая литература 1920-х годов. /Э.Багрицкий, Н.Тихонов, М.Светлов –обзорно/ .

    20.Творчество А.Грина.

    21.Сатирическая проза 1920-1930-х годов. Творчество М.М.Зощенко.

    22.Сатирические повести М.А.Булгакова. / Роковые яйца. Собачье сердце –по выбору /.

    23.Романы И.Ильфа и Е.Петрова «Двенадцать стульев» и «Золотой те­ленок».

    24.Роман М.А.Булгакова «Белая гвардия».

    25.Русская антиутопия 1920-х годов. Роман Е.Замятина «Мы».

    26.Творчество А.Платонова. Повесть «Котлован»

    27. Советский исторический роман. Роман А.Толстого «Петр Первый».

    28. Советский Маяковский.

    29. Поэзия А.Ахматовой советской эпохи.

    30. Поэзия О.Мандельштама 20-30-х гг.

    31. Поэзия С.Есенина.

    32. Поэзия Б.Пастернака.

    33. Творчество ОБЭРИУ /Д.Хармс, А.Введенский, Н.Заболоцкий – автор на выбор / .

    34. Роман М.Булгакова "Мастер и Маргарита".

    35. Проза русского зарубежья /В.Набоков, М.Алданов, М.Осоргин - автор на выбор /.

    36. Поэзия русского зарубежья /М.Цветаева. В.Ходасевич, Г.Иванов - автор на выбор /.

    37. Военная проза конца 40 - начала 70-х гг. /В.Некрасов "В окопах Сталинграда", Э. Казакевич «Звезда». В.Панова "Спутники", Ю.Бондарев "Батальоны просят огня", К.Воробьев "Убиты под Москвой", В.Астафьев "Пастух и пастушка", В.Распутин "Живи и помни" - два автора на выбор/.

    38. Эпические тенденции в военной прозе (В.Гроссман "Жизнь и судьба", Г.Владимов "Генерал и его армия" или В.Астафьев "Прокляты и убиты" – автор на выбор /.

    39. Деревенская проза 60-70-х гг. /А.Солженицын "Матренин двор", В.Белов. "Привычное дело", В.Астафьев "Царь-рыба", В.Распутин "Прощание с Матерой", В.Шукшин - восемь рассказов; два автора на выбор /

    40. Б.Пастернак. "Доктор Живаго".

    41. А.Солженицын. "Один день Ивана Денисовича"

    42. А.Солженицын. Роман "В круге первом".

    43. В.Шаламов "Колымские рассказы".

    44. Романтическая /исповедальная/ проза 60-х гг. В.Аксенов. "Коллеги" или "Затоваренная бочкотара". Романы "Остров Крым"или "Ожог" /на выбор/.

    45. Поэзия 60-70-х: Е.Евтушенко, А.Вознесенский, Н.Рубцов, А.Кушнер /2 автора на выбор/.

    46.. Поэзия И.Бродского.

    47. Бардовская поэзия /Б.Окуджава, В.Высоцкий, А.Галич – на выбор/ .

    48. Социально-философская фантастика А. и Б.Стругацких /одно произведение на выбор./

    49. Возникновение русского постмодернизма. Роман А.Битова "Пушкинский дом". Поэма В.Ерофеева "Москва-Петушки". Проза С.Соколова "Школа для дураков" - /автор на выбор/ .

    50. Проза последних десятилетий 20 - начала 21 вв.: Вик.Ерофеев, В.Сорокин, Л.Петрушевская, С.Довлатов, Т.Толстая, В.Пелевин, В.Пьецух, А.Слаповский, Л.Улицкая, А.Мелихов, А.Азольский, В.Маканин, Д.Быков, П.Крусанов, З.Прилепин, А.Иванов… - автор на выбор .

    51. Поэзия последних десятилетий 20 - начала 21 вв. (Д.Пригов. Т.Кибиров, Л.Рубинштейн, О.Седакова, А.Еременко, А.Парщиков, И.Жданов, Е.Шварц, Т.Вольтская, О.Николаева, С.Кекова, Д.Быков, Б.Рыжий и др. - на выбор ).

    Контрольная работа (тест) (9 класс)

    По творчеству И. Бунина, М. Булгакова, М. Шолохова, А. Солженицына

    И. Бунин «Темные аллеи»

    1.Укажите годы жизни И.А. Бунина

    а) 1860-1904

    б) 1865-1921

    в) 1870-1953

    г) 1899-1960

    2. И.Бунин родился

    а) в Нижнем Новгороде

    б) в Москве

    в) в Воронеже

    г) в Таганроге

    3. После октябрьской революции И. А. Бунин

    а) был осужден и расстрелян

    б) эмигрировал в США

    в) остался в России

    г) эмигрировал во Францию

    4. Николай Алексеевич из рассказа «Темные аллеи» оставил Надежду

    а) из-за разницы в социальном положении

    б) так как полюбил другую

    в) так как был женат

    г) из-за решения родителей

    5. В рассказе «Темные аллеи» главные герои встречаются

    а) после 20 лет разлуки, вызванной ее замужеством

    б) после многих лет, проведенных им на дипломатической службе

    в) более 30 лет после того, как он ее бросил

    г) после разлуки, вызванной войной

    6. Устами Надежды из рассказа «Темные аллеи» Бунин утверждает

    а) что вечная любовь невозможна

    б) что женщина способна на вечную любовь

    в) что любви нет

    г) что любовь не умирает со смертью предмета любви

    М. Булгаков «Собачье сердце»

    7. Жанр произведения

    а) юмористическая повесть

    б) сатирическая повесть

    в) сатирический роман

    8. Действие в произведении происходит

    а) в Петербурге

    б) в Ленинграде

    в) в Москве

    9. Профессор Преображенский проводит эксперимент, ставящий целью:

    а) изучение анатомии и физиологии человека

    б) превращение собаки в человека

    в) улучшение человеческой породы

    10. По мнению профессора Преображенского разруха «поселилась»:

    а) в сердцах людей

    б) в головах людей

    в) в домах людей

    а) подтвердил гениальность и талант врача

    б) укрепил уверенность профессора в значимости своего дела

    в) не удался

    12. Шариков, став человеком после операции:

    а) сохранил доброе расположение к людям, стремился к труду

    б) перенял худшие черты Клима Чугункина

    в) не смог найти свое место в обществе, так как ему не хватало знаний

    13. Произведение написано:

    а) в 1920 году

    б) в 1925 году

    в) в 1927 год

    М.Шолохов «Судьба человека»

    а) 1956-1957гг.

    б) 1946-1947гг.

    в) 1967-1968гг.

    г) 1953-1954гг.

    15. Сколько лет было Ванюше, когда рассказчик встретил Соколова с мальчиком?

    а) четыре – пять

    б) пять-шесть

    в) шесть-семь

    г) семь-восемь

    16. Сколько времени ждали рассказчик и Соколов лодку?

    а) четыре часа

    б) три часа

    в) два часа

    г) полтора часа

    17. Сколько лет было Андрею Соколову, когда началась война?

    а) 40 лет

    б) 41 год

    в) 44 года

    г) 45 лет

    18. «Родни - хоть шаром покати, - нигде, никого, ни одной души» - говорит о себе Андрей Соколов. Как сложилась судьба родителей и сестры Андрея Соколова?

    а) на их дом упала бомба

    б) погибли в гражданскую войну

    в) были репрессированы

    г) погибли в голодные годы

    19. Какими профессиями владел Андрей Соколов?

    а) шофер
    б) плотник

    в) рабочий на заводе

    г) слесарь

    20. Почему об Анатолии «даже в центральной газете писали»?

    а) отличник учебы

    б) талантливый спортсмен

    в) проявил способности к математике

    г) совершил героический поступок

    21. Сколько лет прожили вместе Ирина и Андрей?

    а) пятнадцать лет
    б) семнадцать лет

    в) девятнадцать лет

    г) двадцать лет

    22. В каком году Андрей Соколов попал в плен?

    а) в 1941 году

    б) в 1942 году

    в) в 1943 году

    г) в 1944 го

    23. Почему Андрей Соколов видит свою вину в том, как сложилась его судьба? Совпадает ли мнение героя с мнением автора? (Ответ должен содержать не менее 10 предложений).

    А. Солженицын «Матрёнин двор»

    24. К какому из типов традиционной тематической классификации относится этот рассказ?

    а) деревенская проза

    б) городская проза

    в) военная проза

    г) интеллектуальная проза

    25. К какому типу литературных героев можно отнести Матрёну?

    а) лишний человек

    б) маленький человек

    в) преждевременный человек

    г) праведный человек

    26. Рассказ «Матрёнин двор» написан в традициях:

    а) модернизма

    б) реализма

    в) классицизма

    г) экспрессионизма

    27. Эпизод разрушения дома является:

    а) завязкой

    б) экспозицией

    В) кульминацией

    г) развязкой

    28. Традиции какого древнего жанра можно обнаружить в рассказе «Матрёнин двор»?

    а) притчи

    б) былины

    в) эпоса

    г) жития

    29. Конкретный субъект повествования, обозначенный местоимением «я» и первым лицом глагола, действующее лицо произведения, посредник между образом автора и читателем называется:

    а) рассказчик

    б) лирический герой

    в) главный персонаж

    г) постоялец

    30. Встречающиеся в рассказе слова «неуладкой», «к ужоткому», «горница» называются:

    А) диалектными

    б) устаревшими

    в) жаргонными

    г) неологизмами

    31. Какое слово в рассказе «Матрёнин двор» неоднократно используется в разных значениях?

    А) деревня

    б) зло

    в) добро

    г) неустроенность

    Тест

    Вариант 2

    1. Когда Соколов попытался совершить первый побег из плена?

    А) по дороге в Познань

    Б) бежал с силикатного завода, на котором работал

    В) работал на каменном карьере

    Г) был отправлен рыть могилы военнопленным

    2. Определите, описание какого героя дано: «Невысокого роста, плотный, белобрысый и сам весь какой-то белый: и волосы на голове белые, и брови, и ресницы, даже глаза у него были белесые, навыкате. По-русски говорил, как мы с тобой, да еще на "о" налегал, будто коренной волжанин».

    А) Крыжнев

    Б) немец Мюллер

    В) немецкий инженер, в чине майора армии

    Г) друг Соколова, пригласивший его работать водителем.

    3. В каком году погибли Ирина с детьми?

    А) 1941 год

    Б) 1942 год

    В) 1943 год

    Г) 1944 год

    4. Кем стал Анатолий после того, как записался на фронт?

    А) зенитчиком

    Б) артиллеристом

    В) снайпером

    Г) ракетчиком

    5. Где впервые увидел Ваньку Андрей Соколов?

    А) Андрей увидел его на дороге, возвращаясь с рейса

    Б) Ваню приютили бездетные друзья Андрея

    В) Ваня сидел у чайной

    Г) Ваня прибежал на элеватор, где разгружался Андрей

    6. Каким образом Андрей лишился шоферской книжки?

    А) отобрали, так как Андрей пристрастился к алкоголю

    Б) съехал с дороги и сбил корову

    В) Андрею стало нехорошо в пути, он попал в аварию

    Г) Ваня прижимался к Андрею, и он упустил руль

    7. Как погиб Анатолий?

    А) был убит в сражении под Москвой

    Б) попал в плен

    В) убит в Берлине

    Г) оказался в доме, на который упала бомба

    8. Определите, какие фразы принадлежат Андрею Соколову, а какие – рассказчику:

    1)Видали вы когда-нибудь глаза, словно присыпанные пеплом.

    2) Два осиротевших человека, две песчинки.

    3) Этакий маленький оборвыш.

    4) И я весь превратился в слух.

    5) Такая мелкая птаха, а уже научился вздыхать.

    6) А на фронте ты такой не нужен...

    7) И вдруг словно мелкая, но когтистая лапа сжала мне сердце, и я поспешно отвернулся.

    8) Глядя мне прямо в глаза, как небушко, глазами...мальчик смело протянул мне розовую холодную ручонку.

    9. В чем отличие понятий «жизнь» и «судьба». Почему М. Шолохов для названия рассказа выбрал именно второе слово?

    Ответы

    Вариант 1

    1. А,В,Г

    Вариант 2

    1. 5,6 – Андрей Соклов

    1. В чем вы видите особенности развития рус-ской литературы XX века?
    2. Русская литература XX века развива-лась в эпоху трагических катаклизмов: войн, революций, массовых репрессий, образования на территории страны «горя-чих точек». Эти события нашли отраже-ние в создаваемых художественных про-изведениях различных направлений и те-чений и получили в них свои оценки в зависимости от мировоззренческих и эсте-тических позиций писателей. В начале ве-ка в русской литературе сосуществовало несколько направлений и течений, глав-ными из которых были реализм и модер-низм (символизм, акмеизм, футуризм). После Октябрьской революции произо-шло разделение русской литературы на два основных направления: советская лите-ратура, которая воспевала новый строй в России и его достижения, и литература русского зарубежья, в произведениях ко-торой революция и установленный после ее осуществления режим подвергались резкой критике, утверждались общечело-веческие нравственные ценности. В целом оба направления составляли единую рус-скую литературу, основанную на пред-шествующих традициях.

      Литература русского зарубежья, а так-же произведения, написанные в России, но не опубликованные по цензурным сооб-ражениям, пришли к читателю в основ-ном после начала перестройки и событий 1991 года. В конце XX века в русской ли-тературе вновь образуются различные те-чения и направления (например, постмо-дернизм и др.).

    3. Какое литературное направление является ве-дущим в русской литературе XX века? Ответ обо-снуйте.
    4. Ведущим направлением в русской лите-ратуре XX века является реализм при на-личии и других направлений и течений. В основе его поиск жизненной правды, стремление наиболее полно и верно отра-зить жизнь. Развивая традиции реалисти-ческой литературы XIX века, создавали свои произведения, к примеру, И. Бунин и А. Куприн, В. Астафьев, В. Распутин, Ф. Абрамов, В. Шукшин и др. В литерату-роведении ведутся дискуссии о методе со-циалистического реализма, который в 1934 году на Первом съезде советских пи-сателей был провозглашен в качестве ве-дущего метода советской литературы. К нему относили творчество М. Горького, В. Маяковского, М. Шолохова, А. Фадее-ва, Н. Островского. Какие бы концепции соцреализма ни были разработаны, мы можем с определенностью отнести произ-ведения названных выдающихся русских писателей к высоким достижениям ре-ализма и найти в них следование тради-циям русской классики XIX века.

    5. Сопоставьте известные вам произведения XIX и XX веков. Определите общие и различные темы. Сравните характеры героев.
    6. XX век принес в литературу новые те-мы и проблемы, как-то: человек в изме-няющемся мире, личность перед лицом революционных событий, тема Граждан-ской войны, судьбы людей в Великую Оте-чественную войну, нравственные пробле-мы человека труда, историческая память народа и многие другие. Для литературы обеих эпох общими стали, конечно, нрав-ственные проблемы, особенно личных вза-имоотношений людей. Никогда не исчер-пает себя тема любви, размышления об истинности дружбы и природе предатель-ства. Всегда актуальны раздумья о вос-питании будущих поколений и так на-зываемая проблема «отцов и детей», под-разумевающая не только конфликтные отношения между старшими и Младшими, но и поиски путей укрепления связи меж-ду родителями и детьми на основе любви и уважения к традициям, на основе пре-емственности жизненного опыта, вос-приятия мировоззрения и культурного бо-гатства. И конечно, героев произведений и XIX и XX веков волновали проблемы чести, справедливости, долга. Как видим, общего много, потому что это классиче-ская литература. Материал с сайта

      Однако есть и различия, обусловленные временем, особенностями общественных отношений. Героями литературы первой половины XIX века, как правило, высту-пали передовые дворяне, либо близкие к идеям декабристов, либо воспитанные на них (Чацкий, Онегин, Бельтов и др.), разочарованные в «ошибках отцов», как Печорин. Литература второй половины века ищет нового героя, подсказанного жизнью. С одной стороны, это либераль-ные дворяне, воспитанные в университе-тах 30-40-х годов, либо пришедшие из разночинной среды люди новой форма-ции. Их столкновение мы постигаем не только по историческим трудам, но и по произведениям И. С. Тургенева. Люди из купеческой среды с их разнообразными характерами представлены в пьесах Ост-ровского. Горькие переживания русской женщины отражены в стихотворениях Н. А. Некрасова. Для литературы совет-ского времени характерен герой, бодро и оптимистично смотрящий вперед и веря-щий в новые идеалы. Герой литературы русского зарубежья часто испытывает ностальгическое чувство тоски по роди-не, людям, знакомым местам (И. Бунин, В. Набоков).



Рассказать друзьям