Тестовая контрольная работа по рассказу А.П.Платонова "Неизвестный цветок". Тест: Неизвестный цветок А платонов неизвестный цветок тест

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Неизвестный цветок

(Сказка-быль)
Жил на свете маленький цветок. Никто и не знал, что он есть на земле. Он рос один на пустыре; коровы и козы не ходили туда, и дети из пионерского лагеря там никогда не играли. На пустыре трава не росла, а лежали одни старые серые камни, и меж ними была сухая мертвая глина. Лишь один ветер гулял по пустырю; как дедушка-сеятель, ветер носил семена и сеял их всюду - и в черную влажную землю, и на голый каменный пустырь. В черной доброй земле из семян рождались цветы и травы, а в камне и глине семена умирали.
А однажды упало из ветра одно семечко, и приютилось оно в ямке меж камнем и глиной. Долго томилось это семечко, а потом напиталось росой, распалось, выпустило из себя тонкие волоски корешка, впилось ими в камень и в глину и стало расти.
Так начал жить на свете тот маленький цветок. Нечем было ему питаться в камне и в глине; капли дождя, упавшие с неба, сходили по верху земли и не проникали до его корня, а цветок все жил и жил и рос помаленьку выше. Он поднимал листья против ветра, и ветер утихал возле цветка; из ветра упадали на глину пылинки, что принес ветер с черной тучной земли; и в тех пылинках находилась пища цветку, но пылинки были сухие. Чтобы смочить их, цветок всю ночь сторожил росу и собирал ее по каплям на свои листья. А когда листья тяжелели от росы, цветок опускал их, и роса падала вниз; она увлажняла черные земляные пылинки, что принес ветер, и разъедала мертвую глину. Днем цветок сторожил ветер, а ночью росу. Он трудился день и ночь, чтобы жить и не умереть. Он вырастил свои листья большими, чтобы они могли останавливать ветер и собирать росу. Однако трудно было цветку питаться из одних пылинок, что выпали из ветра, и еще собирать для них росу. Но он нуждался в жизни и превозмогал терпеньем свою боль от голода и усталости. Лишь один раз в сутки цветок радовался: когда первый луч утреннего солнца касался его утомленных листьев. Если же ветер подолгу не приходил на пустырь, плохо тогда становилось маленькому цветку, и уже не хватало у него силы жить и расти. Цветок, однако, не хотел жить печально; поэтому, когда ему бывало совсем горестно, он дремал. Все же он постоянно старался расти, если даже корни его глодали голый камень и сухую глину. В такое время листья его не могли напитаться полной силой и стать зелеными: одна жилка у них была синяя, другая красная, третья голубая или золотого цвета. Это случалось оттого, что цветку недоставало еды, и мученье его обозначалось в листьях разными цветами. Сам цветок, однако, этого не знал: он ведь был слепой и не видел себя, какой он есть. В середине лета цветок распустил венчик вверху. До этого он был похож на травку, а теперь стал настоящим цветком. Венчик у него был составлен из лепестков простого светлого цвета, ясного и сильного, как у звезды. И, как звезда, он светился живым мерцающим огнем, и его видно было даже в темную ночь. А когда ветер приходил на пустырь, он всегда касался цветка и уносил его запах с собою. И вот шла однажды поутру девочка Даша мимо того пустыря. Она жила с подругами в пионерском лагере, а нынче утром проснулась и заскучала по матери. Она написала матери письмо и понесла письмо на станцию, чтобы оно скорее дошло. По дороге Даша целовала конверт с письмом и завидовала ему, что он увидит мать скорее, чем она. На краю пустыря Даша почувствовала благоухание. Она поглядела вокруг. Вблизи никаких цветов не было, по тропинке росла одна маленькая травка, а пустырь был вовсе голый; но ветер шел с пустыря и приносил оттуда тихий запах, как зовущий голос маленькой неизвестной жизни. Даша вспомнила одну сказку, ее давно рассказывала ей мать. Мать говорила о цветке, который все грустил по своей матери - розе, но плакать он не мог, и только в благоухании проходила его грусть. «Может, это цветок скучает там по своей матери, как я» - подумала Даша. Она пошла в пустырь и увидела около камня тот маленький цветок. Даша никогда еще не видела такого цветка - ни в поле, ни в лесу, ни в книге на картинке, ни в ботаническом саду, нигде. Она села на землю возле цветка и спросила его: - Отчего ты такой? - Не знаю, - ответил цветок. - А отчего ты на других непохожий? Цветок опять не знал, что сказать. Но он впервые так близко слышал голос человека, впервые кто-то смотрел на него, и он не хотел обидеть Дашу молчанием. - Оттого, что мне трудно, - ответил цветок. - А как тебя зовут? - спросила Даша. - Меня никто не зовет, - сказал маленький цветок, - я один живу. Даша осмотрелась в пустыре. - Тут камень, тут глина! - сказала она. - Как же ты один живешь, как же ты из глины вырос и не умер, маленький такой? - Не знаю, - ответил цветок. Даша склонилась к нему и поцеловала его в светящуюся головку. На другой день в гости к маленькому цветку пришли все пионеры. Даша привела их, но еще задолго, не доходя до пустыря, она велела всем вздохнуть и сказала: - Слышите, как хорошо пахнет. Это он так дышит. Пионеры долго стояли вокруг маленького цветка и любовались им, как героем. Потом они обошли весь пустырь, измерили его шагами и сосчитали, сколько нужно привезти тачек с навозом и золою, чтобы удобрить мертвую глину. Они хотели, чтобы и на пустыре земля стала доброй. Тогда и маленький цветок, неизвестный по имени, отдохнет, а из семян его вырастут и не погибнут прекрасные дети, самые лучшие, сияющие светом цветы, которых нету нигде. Четыре дня работали пионеры, удобряя землю на пустыре. А после того они ходили путешествовать в другие поля и леса и больше на пустырь не приходили. Только Даша пришла однажды, чтобы проститься с маленьким цветком. Лето уже кончалось, пионерам нужно было уезжать домой, и они уехали. А на другое лето Даша опять приехала в тот же пионерский лагерь. Всю долгую зиму она помнила о маленьком, неизвестном по имени цветке. И она тотчас пошла на пустырь, чтобы проведать его. Даша увидела, что пустырь теперь стал другой, он зарос теперь травами и цветами, и над ним летали птицы и бабочки. От цветов шло благоухание, такое же, как от того маленького цветка-труженика. Однако прошлогоднего цветка, жившего меж камнем и глиной, уже не было. Должно быть, он умер в минувшую осень. Новые цветы были тоже хорошие; они были только немного хуже, чем тот первый цветок. И Даше стало грустно, что нету прежнего цветка. Она пошла обратно и вдруг остановилась. Меж двумя тесными камнями вырос новый цветок - такой же точно, как тот старый цвет, только немного лучше его и еще прекраснее. Цветок этот рос из середины стеснившихся камней; он был живой и терпеливый, как его отец, и еще сильнее отца, потому что он жил в камне. Даше показалось, что цветок тянется к ней, что он зовет ее к себе безмолвным голосом своего благоухания.

Тестовая контрольная работа по литературе

по произведению А.П.Платонова «Неизвестный цветок»

Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста и выполните задания А1-А5, В1-В4, С1.

На другое лето Даша опять приехала в то же пионерский лагерь. Всю долгую зиму она помнила о маленьком, неизвестном цветке. И она тотчас пошла на пустрырь, чтобы проведать его.

Даша увидела, что пустырь теперь стал другим, он зарос теперь травами цветами, и над ним летали птицы и бабочки. От цветов шло благоухание, такое же, как от того маленького цветка-труженика.

Однако прошлогоднего цветка, жившего между камнем и глиной, уже не было. Должно быть, он умер в минувшую осень. Новые цветы были тоже хорошие; они были только немного хуже. Чем тот первый цветок. И Даше стало грустно, что нету прежнего цветка. Между двумя тесными камнями вырос новый цветок – такой же точно, как тот старый цвет, только немного лучше его и ещё прекраснее. Цветок этот рос среди стеснившихся камней; он был живой и терпеливый, как его отец, и ещё сильнее отца, потому что он жил в камне.

Даше показалось, что цветок тянется к ней, что он зовёт её к себе безмолвным голосом своего благоухания. (А.П.Платонов «Неизвестный цветок»)

А1. Определите жанр произведения, из которого взят фрагмент.

    Сказка. 2) Сказка-быль. 3) Очерк. 4) Рассказ.

А2. Какое место занимает этот фрагмент в произведении?

    Открывает повествование.

    Завершает повествование.

    Является кульминацией сюжета.

    Является завязкой сюжетного действия.

А3. Главной идеей данного фрагмента является:

    Всё в жизни повторяется.

    Жизнь не имеет продолжения.

    Новые цветы оказались лучше маленького цветка-труженика.

    Жизнь маленького цветка-труженика продолжается в жизни его сына.

А4. Какое чувство овладело Дашей, когда она не увидела на прежнем месте прошлогоднего маленького цветка?

    Грусть. 2) Отчаяние. 3) Уныние. 4) Радость.

А5. С какой целью автор при характеристике нового цветка, выросшего меж двух тесных камней, использует такие слова и выражения: «такой же точно, как тот старый цвет, только немного лучше его и ещё прекраснее», «был живой и терпеливый, как его отец», «ещё сильнее отца, потому что он жил в камне»?

    Выявляет основные признаки вновь выросшего цветка.

    Показывает, что жизнь старого цветка продолжается в новом, ещё более прекрасном.

    Характеризует трудную жизнь цветка.

    Подчеркивает красоту цветка.

В1. Укажите художественно-выразительное средство, основанное на одушевлении и очеловечивании явлений природы («… цветок тянется к ней… зовет её к себе безмолвным голосом своего благоухания»).

Ответ:_______________________________________________________________________________

В2. Назовите средство создания образа главного героя, строящееся на описании его действий (со слов «А на другое лето…»).

В3. Из абзаца, начинающегося со слов «Даша увидела…». Выпишите сочетание слов, которое характеризует пустырь.

Ответ:________________________________________________________________________________

В4. В абзаце, начинающегося со слов «Однако прошлогоднего цветка…», найти предложение, которое объясняет, что произошло с прошлогодним маленьким цветком.

Ответ:_________________________________________________________________________________

С1. Какую роль играет данный фрагмент во всем произведении А.П.Платонова?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

В течение многих лет практикую проведение викторин по литературе с 5 по 11 класс. Эти мини-опросы (примерно на 10 минут) я провожу после изучения произведения для того, чтобы, во-первых, проверить, насколько внимательны были ученики на уроке при анализе произведения, во-вторых, как хорошо они усвоили изученный материал. Несложные вопросы перемежаются с трудными. На `3` напишет любой ученик (ответить на 6 вопросов несложно), а на `5` - внимательный к деталям или умеющий самостоятельно делать выводы из прочитанного. От класса к классу задания усложняются. Ученикам очень нравится подобная форма работы. К некоторым произведениям они получают задание самим составить подобные вопросы, а потом мы их соединяем в викторину.

PS. Убеждена, что `Маленького принца` и `Алые паруса` нужно изучать в полном объёме, поэтому вопросы у меня ко всему тексту.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Викторина по философской сказке

А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц»

2. Где происходит знакомство лётчика с маленьким принцем? (В Сахаре)

3. Почему турецкий астроном смог зафиксировать своё открытие не в 1909, а в 1920 году? (потому что в 1920 был одет в европейское платье)

4. Что находилось на планете принца? (3 вулкана, баобабы, роза)

5. Почему нужно выпалывать баобабы? (Если дашь волю баобабам – беды не миновать)

6. В каком настроении любил маленький принц смотреть закаты? (когда грустно)

7. Кого, сам того не зная, приручил принц на своей планете? (розу)

8. Продолжите: «Утром встал, умылся, привёл себя в порядок, …» («приведи в порядок свою планету»)

9. На каких планетах побывал принц? (у делового человека, у пьяницы, у честолюбца, у фонарщика)

10. Отчего пьёт пьяница? (чтобы забыть, что ему совестно)

11. Чем фонарщик отличается от других? (он живёт для других)

12. Кто захотел быть прирученным на Земле? (Лис)

13. Продолжите фразу: «Все люди что-то ищут. Но глаза слепы…» («Зорко лишь сердце»)

14. За что мы в ответе? (За тех, кого приручили)

Предварительный просмотр:

Викторина по рассказу А. Платонова «Неизвестный цветок»

  1. Напишите, кто автор рассказа
  2. Где рос цветок? (на пустыре)
  3. Как доставался ему каждый день? (трудно)
  4. Какого цвета был цветок? (светлый)
  5. Что несла девочка на станцию? (письмо)
  6. Что привлекло девочку на краю пустыря? (благоухание)
  7. Отчего ты на других непохожий? Ответьте на этот вопрос словами цветка (оттого, что мне трудно)
  8. Сколько дней трудились пионеры, удобряя землю на пустыре? (4)
  9. Почему новый цветок стал ещё прекраснее? (он был живой и терпеливый)
  10. Напишите имя девочки (Даша)

Предварительный просмотр:

Викторина по повести А.С. Пушкина «Барышня-крестьянка»

  1. Напишите фамилии двух семей из повести (Муромские и Берестовы)
  2. Что значит «англоман» ? (человек, любящий английскую культуру)
  3. Чем Алексей привлекал барышень? (мрачным разочарованным видом и кольцом с изображением мёртвой головы)
  4. Почему Алексей и Лиза не могли встретиться открыто? (их семьи враждовали)
  5. Кем решила представиться Лиза, чтобы познакомиться с Алексеем? (крестьянкой Акулиной)
  6. Узнал ли Алексей Акулину в Лизе на званом обеде? Почему? (нет, т.к. Лиза сильно накрасилась)
  7. Что служило почтовым ящиком для переписки Алексея и Акулины? (дупло старого дуба)
  8. Что решил сделать Алексей, когда узнал, что его хотят женить? (жениться на Акулине)
  9. Кого увидел Алексей в гостиной? (Акулину-Лизу)
  10. Назовите мнимого и действительного авторов повести (И.Белкин, А. Пушкин)

Викторина по повести А.С. Пушкина «Выстрел»

  1. Напишите имя главного героя повести (Сильвио)
  2. Сколько примерно было ему лет? (35)
  3. В каком искусстве он достиг больших успехов? (в стрельбе из пистолета)
  4. Дрался ли он с оскорбившим его во время карточной игры офицером? (нет)
  5. Что напоминало о поединке, произошедшем 6 лет назад? (дырка в шапке от выстрела)
  6. Что ел во время давней дуэли молодой офицер? (черешню)
  7. Как звали ключницу, умеющую рассказывать сказки? (Кирилловна)
  8. Напишите имя молодой графини. (Маша)
  9. Почему главный герой не стал стрелять на давней дуэли в своего обидчика? (молодой офицер совершенно не дорожил своей жизнью)
  10. Почему главный герой не выстрелил в него во время последней встречи? (он увидел, как любят друг друга молодые супруги и дорожат жизнью друг друга, а также увидел смятение и робость в глазах графа)

Предварительный просмотр:

Викторина по роману А. С.Пушкина «Дубровский»

Главы 1-4

  1. Напишите фамилии двух помещиков-главных действующих лиц 1 главы. (Троекуров и Дубровский)
  2. Из-за чего вышла ссора между ними? (Псарь Парамошка оскорбил Дубровского, а Троекуров защитил псаря)
  3. Как Троекуров решил проучить Дубровского? (Отобрать имение)
  4. Фамилия судебного заседателя, хлопотавшего о деле (Шабашкин)
  5. Что случилось со здоровьем старика Дубровского? (заболел)
  6. Как звали настоящего героя повести? (Владимир)
  7. Напишите название родного имения Дубровских (Кистенёвка)
  8. Почему Троекуров лично приехал на двор Дубровских? (хотел помириться)
  9. Что произошло со стариком Дубровским? (умер)
  10. Хотела ли дворня идти в услужение к Троекурову? (нет)

Главы 4-9

  1. Как звали дочку Троекурова? (Маша)
  2. Напишите возраст девушки (17 лет)
  3. Фамилия француза – учителя (Дефорж)
  4. Какая профессия была у дворового Архипа? (кузнец)
  5. Какое животное он спас во время пожара? (кошку)
  6. Где хранил деньги Антон Пафнутьич? (в кожаной суме под рубашкой на груди)
  7. Какая плохая примета связана со свистом? (свист деньгу выживает)
  8. Сколько денег предложил Дубровский Дефоржу? (10 000 рублей)
  9. Напишите имя воспитанника Дефоржа (Саша)
  10. Напишите название имения Троекурова (Покровское)

Викторина по 12-19 главам «Дубровского»

  1. Фамилия старого князя, сватавшегося к Марии Кирилловне (Верейский)
  2. Название его имения (Арбатово)
  3. Что подарил Дубровский Марии Кирилловне? (кольцо)
  4. Что служило почтовым ящиком в переписке Марии Кирилловны и Дубровского? (дупло дуба)
  5. Как звали рыжего оборванного мальчика, подравшегося с Сашей? (Митя)
  6. Как поступил старый князь, когда Дубровский распахнул дверцу кареты? (выстрелил в него)
  7. Согласилась ли Мария Кирилловна следовать за Дубровским? Почему? (Нет, т.к. обвенчана с другим. Осталась верна слову)
  8. Где скрылся Дубровский? (уехал за границу)
  9. За что Дубровский хотел отмстить Троекурову? (за разорение и смерть отца)
  10. Почему Дубровский отказался от мести? (полюбил Марию Кирилловну)

Предварительный просмотр:

Викторина по рассказу В. Распутина «Уроки французского»

  1. Кто автор рассказа?
  2. В каком году происходили события? (в 1948)
  3. Сколько лет было автору в то время? (11 лет)
  4. Как звали деревенского скупого мужика, который нагрёб мальчику ведро картошки? (Илья)
  5. Какая речка текла в той местности? (Ангара)
  6. Как называлась игра в деньги? («чика»)
  7. В каком классе учился Вадик? (в седьмом)
  8. Как звали директора школы? (Василий Андреевич)
  9. Откуда родом была Лидия Михайловна? (С КУбани)
  10. Дополните предложение: «Человек стареет не тогда, когда он доживает до старости, а …» (когда перестаёт быть ребёнком)

Предварительный просмотр:

Викторина по сказке-были М.М. Пришвина «Кладовая солнца»

  1. Автор произведения (М. Пришвин)
  2. Назовите имена детей и их прозвища (Митраша – мужичок в мешочке и Настя – золотая курочка на высоких ножках)
  3. Как называлось местечко, где росло много клюквы? (палестинка)
  4. Кто такой Серый помещик? (волк)
  5. Как называлось гибельное для людей и животных место? (Слепая елань)
  6. Какая тропа растёт вдоль протоптанных троп? (белоус)
  7. Какого зверя увидела девочка? (лося)
  8. С чьей помощью сумел спастись мальчик? (Собаки Травки)
  9. Что случилось с Серым помещиком? (его убил мальчик)
  10. Что сделали дети с собранной ягодой? (Отдали для ленинградских детей)
  11. От чьего имени ведётся повествование? (Разведчики-геологи рассказывают историю детей)
  12. Почему сестра забыла о брате, когда оказалась одна? (увлеклась сбором ягоды, жажда приобретения поборола любовь к брату)
  13. Как вы понимаете выражение: «Маленький человек остановил в себе большое сердце» (когда и почему он это сделал?) (когда тонул в болоте и увидел Травку. Он обманул собаку, чтобы спастись)
  14. «Был мужичок да сплыл, кто смел, тот два съел: не мужичок, а герой» Почему жители села сделали такой вывод? (Сумел выбраться, не растерялся в трудной ситуации, убил волка)

Предварительный просмотр:

Викторина по 1 и 2 части феерии «Алые паруса» А. Грина

  1. В какой сказочной стране происходят действия феерии? (В Гринландии)
  2. За что возненавидел Меннерса Лонгрен? (за то, что он не пришёл на помощь Мери и обрёк её на смерть)
  3. Почему жители Каперны не любили и боялись Лонгрена? (Он не оказал помощь Меннерсу, был нелюдимым)
  4. Ответьте на вопрос Ассоль, заданный Лонгрену: «Почему нас не любят?» (Надо уметь любить, а этого они не могут)
  5. Чем Лонгрен зарабатывал на жизнь? (делал игрушки)
  6. Кого встретила по дороге в Лисс Ассоль? (собирателя сказок Эгля)
  7. Какую сказку подарил человек девочке? (о корабле под алыми парусами, на котором приплывёт прекрасный принц и увёзёт её)
  8. Каким образом жители Каперны узнали эту историю? (её подслушал нищий и рассказал всем в отместку за то, что Лонгрен не дал ему табаку)
  9. Что присутствовало в Грее, чего не было в его родителях – гордых и надменных? (живая душа)
  10. Почему Грей замазал раны Христа? (он не хотел, чтобы при нём кто-то страдал)
  11. Что было написано на бочонке с вином, хранящемся в погребе? («Меня выпьет Грей, когда будет в раю»)
  12. Когда Грей понял, что такое боль? (Когда плеснул себе на руку супа)
  13. Что произошло однажды в сознании Грея, когда он, двенадцатилетний, зашёл в библиотеку? (увидел на картине корабль, и решил, что будет капитаном)
  14. Что сделал на пятнадцатом году жизни Грей? (тайком покинул дом и ушёл юнгой на корабль)
  15. Как назывался корабль Грея, купленный после того, как он пять лет пробыл в учениках на «Ансельме»? («Секрет»)

Викторина по 3 и 4 части феерии «Алые паруса» А. Грина

  1. Что делал Летика, когда Грей увидел Ассоль? (рыбачил)
  2. Как и где происходило «первое свидание» Грея и Ассоли? (На берегу. Он увидел её спящую)
  3. Что оставил на память о себе Грей Ассоли? (старинный перстень надел на мизинчик)
  4. Как определил Грей, что на самом деле Ассоль не была сумасшедшей? (Увидев только глаза Ассоли)
  5. Если верить в мечту, то и корзина угольщика… Продолжите фразу. (зацветёт)
  6. Какой сон был у девушки самым любимым?(невозможная страна, где есть сверкающая синяя вода, цветущие деревья, тоска, очарование, тайна)
  7. Как Ассоль чувствовала себя в зарослях трав и деревьев? (Как дома, называла их братцами, разговаривала с насекомыми и зверьками)
  8. Когда и каким она впервые увидела «Секрет»? (На заре весь пылал в лучах солнца)
  9. Кто разбудил Ассоль? (Муха, бродившая по голой ступне)
  10. Когда она закалывала волосы, ей показалось, что стебелёк забился между пальцами. Она взглянула и увидела… (перстень Грея)

Викторина по 5,6,7 частям феерии «Алые паруса» А. Грина

  1. Какой шёлк выбрал Грей в лавке? (Он был как алая утренняя струя, полная благородного веселья и царственности,. Он рдел прелестью духовного отражения)
  2. Музыкант Циммер говорит: «Виолончель – это моя Кармен, а скрипка - …» Что добавил Грей? (Ассоль)
  3. Каких музыкантов пригласил на борт «Секрета» Грэй? (бродячих, у которых через музыку льётся душа)
  4. Что на своём корабле никогда не возил Грэй? (мыло, гвозди, части машин)
  5. Каким человеком был Грэй? Мечтателем или человеком действия? (человеком действия)
  6. Что решил от безденежья предпринять Лонгрен? (поступить на почтовый пароход, чтобы не бросать Ассоль надолго)
  7. Как звали угольщика? (Филипп)
  8. Благодаря истории с Ассолью Грэй понял одну истину. Что это за истина? (делать чудеса своими руками)
  9. Что делала Ассоль, когда «Секрет» подходил к Каперне? (читала книжку)
  10. На каком слове застрял зеленоватый жучок? (смотри)
  11. Что встретило Ассоль на корабле? (Музыка)
  12. Какой единственный вопрос задала Грэю Ассоль? (Возьмёт ли он с собой Лонгрена?)
  13. Что было наконец открыто? (бочонок с вином, которое должен быть выпить Грэй в раю)
  14. Почему это произошло? (Все были счастливы)

Предварительный просмотр:

Викторина по сказу Н.С. Лескова «Левша»

  1. Имя государя императора, путешествующего по Англии (Александр)
  2. Какие отличительные черты внешнего вида Левши? (Волосы при учении повыдерганы, в лохмотьях, косой, невысокого роста)
  3. Из какого металла была блоха и чем она заводилась? (из стали, ключиком)
  4. Что такое кунсткамера? (собрание древностей)
  5. Чем, по мнению Платова, отличается русских мастер от английского? (неучёный, живёт в других условиях)
  6. Почему Левша крестится левой рукой? (Он правой ничего делать не умеет)
  7. Почему Левше не нравится английская вера? (кроме воскресений праздников нет)
  8. Почему Левша срочно засобирался домой? (узнал государственную тайну)
  9. Что хотел сказать государю Левша? (Англичане ружья кирпичом не чистят)
  10. Получилось ли встретиться Левше с генералами и царём? Почему? (Не встретился, потому что никто такого и слушать не будет)
  11. Почему умер Левша? Кто виноват в его смерти? (Оказался никому не нужен на Родине, забыт. Власть, невнимание.)

Предварительный просмотр:

Викторина по рассказу В. Астафьева «Конь с розовой гривой»

  1. Кто автор повести?
  2. От чьего лица ведётся рассказ? (от лица автора)
  3. Как называются необычные слова, употребляющиеся в определённой местности? (диалектные)
  4. Где и в какое время происходят события рассказа? (в Сибири, до войны)
  5. В какой речке купались дети? (в Енисее)
  6. Как звали бабушку? (Катерина Петровна)
  7. Был ли у автора брат? (Да, Алеша)
  8. Что такое было у Саньки, чему завидовал и автор, и другие ребятишки? (Дырка между зубами, через которую можно хорошо плевать)
  9. Почему бабушка, несмотря на обман, купила ему пряник с конём?
  10. Какие жизненные уроки извлёк герой из этой истории? Почему до сих пор помнит он этот пряник? (последние вопросы предлагают самостоятельные размышления ребят, могут оцениваться отдельно)

Викторина по рассказу Е. И. Носова «Кукла»

  1. Какая примечательность была недалеко от Липино против обезглавленного кургана? (омут)

2. Кто был хозяином омута? (сом)

3. Кто работал перевозчиком на реке? (Акимыч)

4. Что случилось с Липиной ямой через много лет? (превратилась в болото, обмелела)

5. Что случилось с шалашом Акимыча? (сожгли)

6. Зачем Акимычу нужна лопата? (чтобы похоронить истерзанную куклу)

7. Что он называет святотатством? (издевательство над куклой)

8. Что волнует Акимыча? (Все смотрят и никак не реагируют на это святотатство)

9. Почему Акимыч неравнодушен к происходящему? (Он прошёл войну)

10. Объясните фразу: «Всего не закопать» (отвечают самостоятельно)

Предварительный просмотр:

Викторина

по рассказу И.С. Тургенева «Бежин луг»

  1. Автор произведения.
  2. В каком месяце и в какое время суток происходят события? (июль, ночью)
  3. Сколько мальчиков сидело у костра? (пять)
  4. Почему Гаврила ходил невесёлый? (русалка приворожила)
  5. Почему Ермилу привиделся говорящий баран? (пьяный был)
  6. Назовите имя Ваниной сестрёнки (Анютка)
  7. Почему Леший не кричит? (он немой)
  8. Когда, по народному поверью, придёт на землю Тришка? (когда наступят последние времена)
  9. Что варилось в котелке? (картошка)
  10. Какой мальчик больше всех понравился автору? (Павлуша)

Предварительный просмотр:

Викторина по рассказу П. Мериме «Маттео Фальконе»

  1. Что такое «маки»? (густые непроходимые заросли, где прятались преступники)
  2. Назовите самые примечательные качества Маттео Фальконе (гостеприимство, дружелюбие, меткость, честность, ненависть к предательству)
  3. Назовите имя сына Маттео Фальконе. Почему его так назвали? (Фортунато)
  4. При каком условии мальчик согласился спрятать бандита? (за серебряную монету)
  5. Какую роль сыграли серебряные часы? (желая заполучить их, мальчик указал место, где спрятал бандита)
  6. Какими были последние слова бандита в адрес дома Маттео? (дом предателя)
  7. Что значили слова Маттео Фальконе: «Проклятие!» (он понял, что совершил мальчик и что он сам должен сделать с сыном)
  8. Что делал Маттео, пока мальчик читал молитвы? (копал могилу)
  9. Ответьте на вопрос Джузеппы: «Что ты сделал?» («Совершил правосудие»)
  10. Почему отец решился на этот поступок? (Честь семьи, честь имени не должно покрыться позором)

Викторина по отрывку «Одиссей у циклопов»

1.Где жил циклоп? (в пещере)

2. Чем он занимался? (пас баранов и коз)

3. Почему Одиссей по совету товарищей не вернулся на корабль? (хотел познакомиться с циклопом)

4. Каким был циклоп по отношению к своему стаду? (заботливым)

5. Чем поужинал Циклоп? (двумя товарищами Одиссея)

6. Кто такая божественная Эос? (богиня утренней зари) Что посоветовал старец старейшинам? (сделать то, что им велит)

  • Что велел сделать старец? (выкопать колодцы, поставить в них кадки, опустить туда кисельную болтушку и мед)
  • Какие качества характера помогли старцу спасти город? (хитрость, опытность, мудрость, патриотизм)
  • Чему удивились посланцы врагов? (белгородцев сама земля кормит)
  • Как своим князьям доказали это послы? (унесли в корчагах попробовать)
  • Как поступили князья вражеские? (отпустили заложников и ушли от города восвояси)
  • В какой летописной повести написано об этом событии? (в «Повести временных лет»)
  • Викторина по статье «Древнерусская литература»

    1. Какие памятники древнерусской литературы сохранились до нашего времени? (летописи)
    2. От какого слова происходит слово «литература»? (литера, что значит буква)
    3. Почему люди читали древнерусские книги не спеша, перечитывая по нескольку раз? (книги сравнивали с глубиной морской, а читателя с искателем жемчуга)
    4. Почему древнерусские книги считают полными поэзии? (в них есть гиперболы, метафоры, эпитеты, сравнения)
    5. Как называются произведения, объединённые историко-героической тематикой? (эпическими)
    6. Кто был героем древнерусских произведений? (князья, герои)
    7. Чему учит древнерусская литература? (патриотизму, любви к Родине, добру, уважению)
    8. В каком году было принято христианство? (988)
    9. Какой язык после принятия христианства обогатил древний русский язык? (церковнославянский)
    10. Когда появился сознательный вымысел в литературе? (в 17 веке)

    Предварительный просмотр:

    Викторина по рассказу Ф. Искандера

    «Тринадцатый подвиг Геракла»

    1. Как звали математика в школе? (Харлампий Диогенович)
    2. Кого боялся директор? (завуча)
    3. Назовите главное оружие учителя. (Делать человека смешным)
    4. Любимая игра главного героя. (футбол)
    5. Назовите учреждение, мешавшее, по мнению директора, педагогическому процессу. (Стадион)
    6. Назовите хроническую болезнь героя (малярия)
    7. Почему Алик просил называть себя именно Аликом? Почему он стыдился своего настоящего имени? (Адольфом звали Гитлера, напавшего на страну)
    8. Продолжите фразу: «Геракл совершил свои подвиги как храбрец, а этот молодой человек совершил свой подвиг из…» (трусости)
    9. С чем сравнивает главный герой звонок с урока? (с погребальным колоколом)
    10. Имя автора рассказа.

    На вопрос Помогите с вопросами по сказке "Неизвестный цветок" пожалуйста, очень надо. заданный автором способ лучший ответ это сказочное:

    реальное:
    У любого цветка есть стебель, венчик, листья, любой цветок растёт, питается влагой, ловит лучи солнца, многие цветы борются за своё существование

    Ответ от IMadly LoveYou [новичек]
    1) Цветок, словно человек. Непохожий вовсе на другие цветки и растения.
    2) Он ей понравился, потому что он был красивым и казался ей не таким, как другие. Характер, честно говоря, сложно выделить. Быть может - добрая и хорошая.
    3) К цветку, как и к девочке - относится положительно, с уважением, так сказать.
    4) Если прочесть пару раз последнюю страницу - поймёшь.
    Насколько я помню, так это то, что каким бы ты ни был - ты должен существовать. И обязательно - бороться. Что-то в этом духе.
    5) Не корректный вопрос, увы.


    Ответ от Dima belykov [активный]
    Сказочного то, что Даша разговаривала с цветком. Реального то, что вырос цветок в камнях. Пример:
    --Отчего ты такой?
    --Не знаю, -ответил цветок.
    Меж двумя тесными камнями вырос новый цветок--такой же точно, как тот старый цветок, только немного лучше его и ещё прекраснее. Цветок, однако, не хотел жить печально: поэтому, когда ему бывало совсем горестно, он дремал. Ему одному было очень трудно расти в камнях!!


    Ответ от Гороскоп [новичек]
    спс


    Ответ от Невропатолог [новичек]
    спс


    Ответ от Максим Воробьёв [новичек]
    5.Девочка и цветок отличаются от других героев.Главный герой не похож на другие растения, он вырос в пустыре и ему очень трудно жить, но при этом он сильный, потому что он смог выжить в неблагоприятных условиях. Даша очень заботливая девочка, благодаря ее идее, пустырь превратилась в поляну.


    Ответ от Полина Шехирева [новичек]




    <...>
    - Оттого, что мне трудно...»















    Диалог Даши и цветка:
    «- Отчего ты такой?
    -Не знаю, - ответил цветок.






    Ответ от Варфейс [новичек]
    спс


    Ответ от Никита иванов [новичек]
    цветок разговаривает, думает, грустит
    реальное:
    У любого цветка есть стебель, венчик, листья, любой цветок растёт, питается влагой, ловит лучи солнца, многие цветы борются за своё существование


    Ответ от Ѐуслан Гусейнов [новичек]
    К Даше с большой симпатией


    Ответ от Алина Х [новичек]
    Прочитайте произведение и сами поймете и ответите на вопросы. Просто очень часто в гдз ошибаются


    Ответ от Олег урюпин [новичек]
    писа колобка


    Ответ от руслана мишонкова [новичек]
    cпс


    Ответ от †††Der Schwarze Auge††† [новичек]
    1. А. Платонов назвал свое произведение сказкой-былью. Что в нём сказочного и что реального? Приведите примеры. Что делал цветок, чтобы не жить печально? Как объяснил цветок свою непохожесть на других?
    Сказочно в этом произведении то, что цветок ощущает себя как одушевлённое существо и ведёт себя соответственно: спит, видит сны (чтобы не жить печально), разговаривает с Дашей. Реальна линия, связанная с Дашей и другими пионерами: они увидели бедственное положение цветка и удобрили почву на его пустыре, помогли вырасти там и другим цветам.
    Свою непохожесть объяснил девочке так:
    «- А отчего ты на других непохожий?
    <...>
    - Оттого, что мне трудно...»
    2. Почему Дашу заинтересовал маленький цветок? Как и в чём раскрывается характер Даши?
    Дашу заинтересовал маленький цветок, потому что он такой одинокий, но в то же время сильный: смог выжить на пустыре без особых условий для существования. Она видит в нём близкое по духу существо: может, он тоже скучает по маме. Даша - добрая девочка, чуткая, тонко чувствующая. Это видно по её отношению к цветку: она его замечает, жалеет его, зовёт друзей, чтобы помочь ему, навещает его перед отъездом, не забывает о нём даже через год.
    3.Как автор относится к цветку и девочке?
    Автору нравятся его герои - цветок и Даша. Он любуется ими: тем, как цветок борется с суровыми условиями жизни, как тонко чувствует девочка природу.
    4. В чём смысл концовки сказки-были?
    Смысл концовки-были в том, что всегда нужно быть сильным, бороться за своё существование, а значит, и за существование последующих поколений (цветок в камне). Каждая наша маленькая победа помогает миру стать лучше, продвинуться дальше.
    5. Чем не похожи на других главные герои Платонова? Почему им трудно жить?
    Герои Андрея Платонова деятельны, активны, они всегда стремятся к будущему, к лучшему. Конечно, это гораздо труднее, чем просто сидеть и ничего не делать. Таким героям обязательно будут встречаться препятствия на пути, но они очень сильные духом, поэтому они все победят и сделают мир лучше, добрее.
    Развивайте свою речь (к стр. 37-38)
    2. В этой чудесной сказке необычный герой - цветок - думает, размышляет, старается выжить среди камней. Рассказывает о нём писатель тоже необычно.
    Попробуйте объяснить слова, словосочетания и скажите, что в них непривычно звучит: «Он трудился день и ночь, чтобы жить и не умереть», «он нуждался в жизни и превозмогал терпеньем свою боль от голода и усталости», «Цветок, однако, не хотел жить печально».
    «Он трудился день и ночь, чтобы жить и не умереть» - необычность этой фразы в том, что во второй её части рядом стоят два синонима, ведь по сути «жить» и «не умереть» - это одно и то же. Но для писателя очень важно подчеркнуть желание цветка жить, поэтому он употребил оба эти слова одновременно.
    «Он нуждался в жизни и превозмогал терпеньем свою боль от голода и усталости» - странно читать, что боль бывает от голода, но у Платонова эта боль не просто от голода и усталости, а от пережитых испытаний и страданий вообще.
    «Цветок, однако, не хотел жить печально» - в этой фразе мы видим олицетворение цветка: совсем как человек он чувствует, думает.
    3. Прочитайте диалог Даши и цветка. Как понимает глагол «звать» каждый из них?.
    Диалог Даши и цветка:
    «- Отчего ты такой?
    -Не знаю, - ответил цветок.
    -А отчего ты на других непохожий?
    Цветок опять не знач. что сказать. Но он впервые так близко слышал голос человека, впервые кто-то смотрел на него, и он не хотел обидеть Дашу молчанием.
    -Оттого, что мне трудно, - ответил цветок.
    -А как тебя зовут? - спросила Даша.
    -Меня никто не зовёт, - сказал маленький цветок, - я один живу».
    Произнося глагол «звать», девочка хочет узнать имя цветка, а цветок под этим глаголом подразумевает совсем другое - общение с другими существами.

    Тест по литературе Неизвестный цветок (А.П. Платонов) с ответами для учащихся 6 класса. Тест состоит из двух вариантов, в каждом варианте 5 заданий с кратким ответом и 1 общее задание с развернутым ответом.

    — Слышите, как хорошо пахнет. Это он так дышит.
    Пионеры долго стояли вокруг маленького цветка и любовались им, как героем. Потом они обошли весь пустырь, измерили его ша­гами и сосчитали, сколько нужно привезти тачек с навозом и золою, чтобы у добрить мёртвую глину.
    Они хотели, чтобы и на пустыре земля стала доброй. Тогда и ма­ленький цветок, неизвестный по имени, отдохнёт, а из семян его вы­растут и не погибнут прекрасные дети, самые лучшие, сияющие све­том цветы, которых нету нигде…
    А на другое лето Даша опять приехала в тот же пионерский ла­герь. Всю долгую зиму она помнила о маленьком, неизвестном по имени цветке. И она тотчас пошла на пустырь, чтобы проведать его.
    Даша увидела, что пустырь теперь стал другой, он зарос теперь травами и цветами, и над ним летали птицы и бабочки. От цветов шло благоухание, такое же, как от того маленького цветка­-труженика.
    Однако прошлогоднего цветка, жившего меж камнем и глиной, уже не было. Должно быть, он умер в минувшую осень. Новые цветы были тоже хорошие; они были только немного хуже, чем тот первый цветок. И Даше стало грустно, что нету прежнего цветка. Она пошла обратно и вдруг остановилась. Меж двумя тесными камнями вырос новый цветок — такой же точно, как тот старый цвет, только немно­го лучше его и ещё прекраснее. Цветок этот рос из середины стес­нившихся камней; он был живой и терпеливый, как его отец, и ещё сильнее отца, потому что он жил в камне.
    Даше показалось, что цветок тянется к ней, что он зовёт её к се­бе безмолвным голосом своего благоухания.

    1 вариант

    Задания с кратким ответом

    1. В образе неизвестного цветка иносказательно воплощены сила духа, воля к жизни человека. Как называется этот художествен­ный приём?

    2.

    Слышите, как хорошо пахнет. Это он так дышит.

    3.

    …а из семян его вырастут и не погибнут прекрасные дети, самые лучшие, сияющие светом цветы, которых нету нигде.

    4.

    …он был живой и терпеливый, как его отец…

    5.

    Задание с развернутым ответом

    6.

    2 вариант

    Задания с кратким ответом

    1. Как называется изображение картин природы в литературном произведении?

    …пустырь теперь стал другой, он зарос теперь травами и цветами, и над ним летали птицы и бабочки. От цветов шло благоухание…­

    2. Как называется изобразительное средство?
    …стояли вокруг маленького цветка и любовались им, как героем.

    3. Как называется изобразительное средство, основанное на скры­том сравнении?

    Они хотели, чтобы и на пустыре земля стала доброй.

    4. Как называется изображение неживой природы как живого суще­ства?

    Однако прошлогоднего цветка… уже не было. Должно быть, он умер в минувшую осень.

    5. Укажите название изобразительного средства:

    Цветок этот рос из середины стеснившихся камней; он был жи­вой и терпеливый…

    Задание с развернутым ответом

    6. Охарактеризуйте Дашу. Какими средствами автор воссоздаёт её характер?

    Ответы на тест по литературе Неизвестный цветок (А.П. Платонов)
    1 вариант
    1. аллегория
    2. олицетворение
    3. эпитет
    4. сравнение
    5. метафора
    2 вариант
    1. пейзаж
    2. сравнение
    3. метафора
    4. олицетворение
    5. эпитет



    Рассказать друзьям