Тиссен борнемиса в мадриде. Музей тиссена-борнемисы

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Музей Тиссена-Борнемиса это до 1993 крупнейшая в мире частная коллекция. Ныне государственная картинная галерея Мадрида, которая входит в «Золотой треугольник искусств» испанской столицы вместе с Прадо и Центром искусств королевы Софии.

Начал собирать эту коллекцию в конце 19 века в Германии основатель финансовой и сталелитейной империи Тиссенов — Август Тиссен (1846-1926). Основная часть коллекции была собрана в 20-30 годах прошлого века его младшим сыном бароном Генрихом Тиссеном-Борнемисом (1875-1947), который унаследовал бизнес семьи и стал страстным собирателем картин. Титул барона он получил, женившись на венгерской баронессе Маргит Борнемисса де Касон. Потом семья переехала в Швейцарию в Лугано, где семейное собрание живописи было выставлено в частной галереи для показа широкой публике и получило всемирную известность.

В 1920-е гг. барон Генрих Тиссен-Борнемиса выкупал шедевры из американских собраний, чьи владельцы испытывали финансовые затруднения и возвращал их в Европу. Он выкупал произведения искусства и у немецких промышленников и у собственных родственников. В целом же он предпочитал живопись XIX и XX веков.

Портреты Генрих Тиссен-Борнемиса и его жены

После смерти Генриха и раздела коллекции между наследниками, его сын барон Ганс Генрих Тиссен-Борнемиса (1921-2002), возглавивший бизнес семьи, сумел не только сохранить и восстановить основную часть коллекции, но и постоянно дополнять ее. 15 лет спустя после смерти отца он купил свою первую картину для коллекции: акварельный набросок Эмиля Нольде, датированный между 1931 и 1935 годами. Он пополнял коллекцию Тиссенов картинами XX века- Пабло Пикассо, Эдгара Дега, Пита Мондриана, Фернана Леже. Предпочтения Ганс Генрих отдавал немецким экспрессионистам. В общей сложности он приобрел более 1500 полотен за всю свою жизнь.

В 1985 году Ганс Генрих женился на известной испанской красавице и победительнице конкурсов красоты Кармен Сервера Соледад (1943 г.р.). Они долго искали подходящее здание для коллекции во всех странах. И благодаря ее посредничеству, основная часть коллекции была передана в Мадрид. Сначала это было на условиях аренды по соглашению 1988 года, а затем в 1993 году коллекция была полностью выкуплена правительством Испании.

Портреты Ганс Генрих Тиссен-Борнемиса и Кармен Тиссен-Борнемиса

Домом для этой выдающейся коллекции стал Дворец Вильяэрмоса, перестроенный для этих целей, и расположенный в центре Мадрида на бульваре Пасео дель Прадо.

Бульвар Пасео дель Прадо

Музей Тиссен-Борнемиса



В настоящее время коллекция музея охватывает восемь столетий европейской живописи. В коллекции представлены известные художники эпохи ренессанса и барокко, включая Пьеро делла Франческа, Рафаэля, Тициана, Рубенса. Большой раздел экспозиции музея составляют полотна импрессионистов и пост-импрессионистов - Клода Моне, Огюста Ренуара, Винсента ван Гога, а также шедевры живописи XX века - кубистская работа Пикассо.

Иоганн Цоффани Zoffany Johann — Ann Brown in the Role of Miranda


Франсуа Буше Туалет

Анри Лебаск Закат на Понт-Авен

Рубенс Туалет Венеры Peter Paul Rubens — Venus at her Toilet

Лайонел Фейнингер Белый человек

Лионель Фейнингер Женщина в розовом Lady in mauve

Дед-Август Тиссен (1842-1926) был известен своим знакомством с Огюстом Роденом. Может быть поэтому здесь представлена пара работ.


Что можно посоветовать для посещения музея такого уровня? Смотрите, любуйтесь, наслаждайтесь! Приблизительно на эти все процессы уйдет 2,5-3 часа. Если будете смотреть экспонаты во всех трех галереях «Золотого треугольника искусств», то умножьте часы на 3.

Из частной коллекции в государственный музей мирового масштаба (немного истории)

История удивительного и всемирно известного музея Тиссена-Борнемисы уходит в конец 19 - начало 20 веков. Тогда основатель сталелитейной империи Август Тиссен отдает свое свободное время и немало средств на увлечение изобразительным искусством. Он начинает коллекционировать полотна мировых живописцев.

Его увлечение передалось детям. Один из богатейших людей в Европе, сын Августа, Генрих фон Тиссен-Борнемиса (на фото справа, кликните на фото для увеличения) пополнил экспонатами основную часть коллекции. Почти за 30 лет (1920-1947 гг) он приобрел более полусотни полотен. Работы из американских собраний попадают к Генриху Тиссену из-за финансовых затруднений, случившихся у их владельцев (всем известная Великая депрессия). Выкупались частные собрания у богатых промышленников, у родственников. Переехав в Швейцарию, семья в частной галерее выставляет их и приобретает известность на весь мир.

Бизнес и картины Тиссена-Борнемисы делятся между детьми Генриха. Старший сын Ганс расширил наследие отца. Он увлекался итальянской живописью, коллекционировал гобелены, керамику, изделия из слоновой кости, хрусталя, ювелирные шедевры, старинную мебель.

Основная часть собрания была размещена в бывшей резиденции принца Фридриха Леопольда возле Луганского озера. В 1986 году барон Тиссен принимает решение перевезти свои сокровища в другое здание и объявляет о поисках нового дома для коллекции.

В борьбу вступили несколько государств. Победила Испания, выкупив у наследников за 350 миллионов долларов семейную коллекцию. Почему Испания? Просто барон Ганс связал себя узами брака с Кармен Сервера Соледад (сейчас баронесса Кармен Тиссен-Борнемису), обладательницей титула «Мисс Каталония -1961».

В 1993 году частная коллекция становится государственной. Но семейство Тиссена-Борнемисы не прекращало пополнять экспонатами галерею. Около двух сотен полотен передала в галерею Кармен Тиссен-Борнемису, оставив за собой право собственности на картины. Нужно было расширять здание. И так часть произведений нашла «свой дом» в Национальном музее искусств в Каталонии в Барселоне.

Рядом с дворцом герцогов Вильяэрмоса на улице Маркес де Кубас строится здание, являющееся продолжением музея (на фото слева, кликните на фото для увеличения). Здесь демонстрируется частное собрание баронессы. Честно говоря, старинный дворец не совсем сочетается с современным дизайном нового сооружения. Но благодаря новой постройке у галереи появилась терраса, на которой расположился ресторан «Эль Мирадор», ставший популярным местом отдыха и перекуса для любителей настоящего искусства. Здесь можно попробовать многие шедевры , цены примерно в 1,5 раза выше, чем в среднем по Мадриду.

Руководство музея наладило контакты с художественными центрами в разных уголках мира, поэтому у посетителей есть уникальная возможность, приходя в музей вновь, найти в нем что-то новое и интересное. С интернетом они тоже «дружат». Можно увидеть коллекции музея на сайте.

Шедевры среди шедевров (что смотреть)

В просторных залах галереи легко потеряться среди подлинников выдающихся живописцев. Обратим внимание на несколько работ, достойных просмотра. Сказать, что «они самые-самые» не поворачивается язык. В музее каждая работа - мировой шедевр. Собрание музея состоит из 4 разделов:

Работы старых мастеров входят в самый большой раздел. Здесь размещены полотна 13-14 веков. Среди прочих найдете экспозиции Лукаса Кранаха-старшего, Гольбейна, Мемлинга.

Второй раздел посвящен произведениям Ренессанса, барокко, рококо. Среди прочих, «Мадонна» Тициана (фото справа, кликните для увеличения), «Автопортрет» Рубенса, картины Веронезе и Тинторетто, Гейнсборо.

Третий раздел отведен для импрессионизма и постимпрессионизма. Великолепием сверкают работы Моне, Сезанна, Ренуара, Дега (одна из его «Балерин»), ван Гога, Тулуз-Лотрека. А еще 8 картин Пикассо, работы Кандинского, знаменитое полотно Сальвадора Дали «Сон, вызванный полётом пчелы вокруг граната, за секунду до пробуждения», произведения Марка Шагала.

Полотна американских художников 19-20 веков поселились в четвертом разделе. Здесь можно лицезреть произведения живописи Роя Лихтенштейна и Джексона Поллока.

Не пройдите мимо «Портрета рыцаря», выполненного Витторе Карпаччо. Портрет человека в полный рост стал первым таким полотном в истории западного искусства (кстати, одно из первых приобретений Тиссена).

Обратите внимание на символ музея - картину флорентийского мастера Доменико Гирландайо «Портрет Джованны Торанбуони».

Музей гордится, что владеет картиной Караваджо «Святая Каролина», полотнами Пикассо «Человек с кларнетом» и Василия Кандинского «Картина с тремя пятнами».

Рассказать о более 800-ах работах нет возможности. Приходите в галерею и сами все увидите.

Музей Тиссена-Борнемисы (исп. Museo Thyssen-Bornemisza) — до 1993 крупнейшая в мире частная картинная галерея (наряду с собранием британских монархов). Ныне государственная картинная галерея в Мадриде. Входит в «Золотой треугольник искусств» испанской столицы вместе с Прадо и Центром искусств королевы Софии. Музей Тиссена-Борнемисы является великолепным дополнением к коллекциям своих соседей по треугольнику: в отличие от Прадо в нём представлены работы итальянских примитивистов и живописцев английской, голландской и немецкой школ, в отличие от Центра искусств собрание Тиссена-Борнемисы включает в себя импрессионистов, экспрессионистов, а также европейские и американские полотна второй половины XX века. Коллекция занимает дворец герцогов Вильяэрмоса (исп. Palacio Villahermosa) недалеко от Прадо. Отдельные произведения экспонируются также в Национальном музее искусства Каталонии в Барселоне.

Goya, Francisco de - Портрет Фердинанда VII, 1814-15, 84 cm x 63,5 cm, Холст, масло



Durer, Albrecht - Иисус среди врачей, 1506, 64,3 cm x 80,3 cm, Дерево, масло


Durrie, George Henry - Осень в Новой Англии, готовка сидра, 1863, 66 cm x 92 cm, Холст, масло


Dyck, Anthony van - Портрет Жака Ле Руа, 1631, 117,8 cm x 100,6 cm, Холст, масло


Dyck, Anthony van - Христос на кресте, ок. 1627, 105,3 cm x 73 cm, Дерево, масло


Ekster, Alexandra - Натюрморт, 1913, 68 cm x 53 cm, Холст, масло


El Greco - Благовещение, 1576, 117 cm x 98 cm, Холст, масло


El Greco - Благовещение, 1596-1600, 114 cm x 67 cm, Холст, масло


El Greco - Христос с крестом, 1587-96, 66 cm x 52,5 cm, Холст, масло


El Greco and Jorge Manuel Theotokopoulos - Непорочное зачатие, ок. 1608-14, 108 cm x 82 cm, Холст, масло


English Anonymous Artist - Модель корабля, вид с кормы, ок. 1740, 62 cm x 56 cm, Холст, масло


English Anonymous Artist - Модель корабля, ок. 1740, 62 cm x 56 cm, Холст, масло


Ensor, James - Сад Любви, 1910, 36,8 cm x 46 cm, Дерево, масло


Ensor, James - Театр масок, 1908, 72 cm x 86 cm, Холст, масло


Ernst, Max - Untitled (Дадаизм), ок. 1922-23, 43,2 cm x 31,5 cm, Холст, масло


Ernst, Max - Одиночные и Супружеские деревья, 1940, 81,5 cm x 100,5 cm, Холст, масло


Ernst, Max - Тридцать три маленькие девочки отправились на охоту за белыми бабочками, 1958, 137 cm x 107 cm, Холст, масло


Ernst, Max - Цветок-раковина, 1927, 19 cm x 24 cm, Холст, масло


Estes, Richard - Nedick"s, 1970, 121,9 cm x 167,6 cm, Холст, масло


Estes, Richard - People"s Flowers (Цветы людям), 1971, 162,6 cm x 92,7 cm, Холст, масло


Estes, Richard - Телефонные будки, 1967, 122 cm x 175,3 cm, Оргалит, акрил


Everdingen, Caesar van - Вертумн и Помона, 1637-40, 47,9 cm x 38,9 cm, Дерево, масло


Eyck, Jan van - Благовещение Диптих, ок. 1433-35, Архангел Гавриил (левое крыло) 38,8 cm x 23,2 cm, Дева Мария (правое крыло) 39 cm x 24 cm, Дерево, масло


Fantin-Latour, Henri - Ваза с хризантемами, 42,5 cm x 39,5 cm, Холст, масло


Feininger, Lyonel - Архитектура II (Человек из Потина), 1921, 101 cm x 80,5 cm, Холст, масло


Feininger, Lyonel - Белый мужчина, 1907, 68,3 cm x 52,3 cm, Холст, масло


Feininger, Lyonel - Корабли, 1917, 71 cm x 85,5 cm, Холст, масло


Feininger, Lyonel - Леди в розовато-лиловом, 1922, 100,5 cm x 80,5 cm, Холст, масло


Felixmuller, Conrad - Портрет шотландской девушки, 1929, 76,5 cm x 53,7 cm, Холст, масло


Felixmuller, Conrad - Портрет Эльфриды Хаусманн, 1917, 76,5 cm x 53,7 cm, Холст, масло


Fenzoni, Ferrau - Святой Франциск со стигматами поддерживаемый ангелом, ок. 1610-20, 108 cm x 82 cm, Холст, масло


Fetti, Domenico - Добрый самаритянин, 1622, 59,6 cm x 43,7 cm, Дерево, масло


Fetti, Domenico - Притча о сорняках, 1622, 61 cm x 44,5 cm, Дерево, масло


Flandes, Juan de - Оплакивание Христа, ок. 1500, 23 cm x 30 cm, Дерево, масло


Flandes, Juan de - Портрет инфанты Екатерины Арагонской, 1496, 31,5 cm x 21,7 cm, Дерево, масло


Flinck, Govert - Портрет мужчины, 1640, 67,1 cm x 55,1 cm, Дерево, масло


Flinck, Govert (приписывается) - Пейзаж с фермой и мостом, 1640-е, 40,7 cm x 53,5 cm, Дерево, масло


Fontana, Lucio - Венеция была вся в золоте, 1961, 149 cm x 149 cm, Холст, алкидная краска


Forain, Jean-Louis - Танцовщицы в розовом, ок. 1905, 60,3 cm x 73,6 cm, Холст, масло


Foschi, Francesco - Зимний пейзаж с крестьянской семьёй, 1750-80, 48 cm x 62 cm, Холст, масло


Foschi, Francesco - Зимний пейзаж с фигурами, 1750-80, 48 cm x 62 cm, Холст, масло


Foschi, Pier Francesco - Портрет леди, ок. 1530-35, 101 cm x 79 cm, Дерево, масло


Fra Angelico - Богоматерь Смирение, ок. 1433-35, 98,6 cm x 49,2 cm, Дерево, темпера


Fragonard, Jean-Honore - Качели, 1750-52, 120 cm x 94,5 cm, Холст, масло


Fragonard, Jean-Honore - Портрет молодой леди, 1770-72, 63 cm x 53 cm, Холст, масло


Francesca, Piero della - Портрет мальчика. Гвидобальдо да Монтефельтро, ок. 1483, 41 cm x 27,5 cm, Дерево, темпера


Francia, Rubinetto Di - Оплакивание Христа, ок. 1474-75, 97 cm x 206 cm, Шерсть и шелк


Frangipane, Niccola - Христос, несущий крест, 1574, 40,5 cm x 40,5 cm, Холст, масло


French Master Anonymous - Соколиная охота, ок. 1500, 278 cm x 349 cm, Гобелен


Freud, Lucian - Большой Интерьер. Паддингтон, 1968-69, 183 cm x 122 cm, Холст, масло


Freud, Lucian - Отражение с двумя детьми (Автопортрет), 1965, 91 cm x 91 cm, Холст, масло


Freud, Lucian - Портрет барона Ханса Генриха Тиссен-Борнемиса, 1981-82, 51 cm x 40 cm, Холст, масло


Freud, Lucian - Последний портрет, 1976-77, 61 cm x 61 cm, Холст, масло


Friedrich, Caspar David - Пасхальное утро, ок. 1828-35, 43,7 cm x 34,4 cm, Холст, масло


Friedrich, Caspar David - Рыбацкая лодка у берега Балтийского моря, ок. 1830-35, 22 cm x 31,2 cm, Холст, масло


Frieseke, Frederick Carl - Дом в Живерни, ок. 1912, 27 cm x 35 cm, Дерево, масло


Frieseke, Frederick Carl - Мальвы, ок. 1912-13, 80,7 cm x 80,7 cm, Холст, масло


Fyt, Jan - Ваза с цветами и два пучка спаржи, ок. 1650, 63,7 cm x 75,4 cm, Холст, масло


Gaddi, Agnolo - Распятие, ок. 1390, 32,5 cm x 30,3 cm, Дерево, темпера и золото


Gaddi, Taddeo - Рождество, ок. 1325, 41,5 cm x 41,8 cm, Дерево, темпера


Gaertner, Eduard - Вид на Оперу и Бульвар Унтер-ден-Линден, Берлин, 1845, 42 cm x 78 cm, Холст, масло


Gainsborough, Thomas - Портрет Сары Бакстон, ок. 1776-77, 110 cm x 87 cm, Холст, масло


Gauguin, Paul - В курятнике, ок. 1878, 22 cm x 35,5 cm, Картон, масло


Gauguin, Paul - Голова молодой девушки, 1893-94, 15,2 cm x 26 cm x 18cm, Глина лакированная, темно-красный пигмент


Gauguin, Paul - Костёр на берегу реки, 1886, 60 cm x 38 cm, Холст, масло


Gauguin, Paul - Лилии, 1885, 34,9 cm x 27 cm, Холст, масло


Gauguin, Paul - Мата Муа (В старые времена), 1892, 91 cm x 69 cm, Холст, масло


Gauguin, Paul - Приходят и уходят, Мартиника, 1887, 72,5 cm x 92 cm, Холст, масло


Gauguin, Paul - Собаки бегают по лугу, 1888, 92 cm x 72,5 cm, Холст, масло


Gauguin, Paul - Улица в Руане, 1884, 73 cm x 92 cm, Холст, масло


Gauguin, Paul - Улица Жувене в Руане, 1884, 55 cm x 48,5 cm, Холст, масло


Gauguin, Paul - Фруктовый сад в низине церкви Бихорел, 1884, 65,5 cm x 46 cm, Холст, масло


Gauguin, Paul - Эскиз для Желтого Христа, 26,7 cm x 18,2 cm, Бумага, карандаш


Gelder, Aert de - Христос и женщина, обвинённая в прелюбодеянии, 1683, 71,8 cm x 94 cm, Холст, масло


Gentileschi, Orazio (мастерская) - Лот с дочерьми, ок. 1621-23, 120 cm x 168,5 cm, Холст, масло


Gericault, Theodore - Поцелуй, ок. 1816-17, 20 cm x 27,4 cm, Коричневая бумага, уголь и гуашь


Gericault, Theodore - Скаковая лошадь, ок. 1817, 44 cm x 59 cm, Бумага на холсте, масло


Ghirlandaio, Domenico - Портрет Джованны Торнабуони, 1489-90, 77 cm x 49 cm, Дерево, смешанная техника


Ghirlandaio, Ridolfo - Портрет дворянина из семьи Каппони, ок. 1555, 80 cm x 60,5 cm, Дерево, масло


Ghislandi, Giuseppe - Портрет золотых дел мастера, ок. 1735-43, 73 cm x 57 cm, Холст, масло


Giacometti, Alberto - Лежащая обнаженная со спины, 1959, 26 cm x 37 cm, Бумага, чернила


Giacometti, Alberto - Портрет женщины, 1965, 86 cm x 65 cm, Холст, масло


Gifford, Sanford Robinson - Около Палермо, 1874, 40 cm x 75 cm, Холст, масло


Giorgio Martini, Francesco di - Мадонна с младенцем, Святой Екатериной Сиенской и ангелами, ок. 1490, 62 cm x 42 cm, Дерево, смешанная техника


Gleizes, Albert - В порту, 1917, 153 cm x 120 cm, Картон, масло и песок


Gnoli, Domenico - Кресло No. 2, 1967, 200 cm x 140,5 cm, Холст, акрил и песок


Gogh, Vincent van - Вечерний пейзаж, 1885, 35 cm x 43 cm, Холст на картоне, масло


Gogh, Vincent van - Вид на Вессенот близ Овера, 1890, 55 cm x 65 cm, Холст, масло


Gogh, Vincent van - Водяная мельница в Геннепе, 1884, 85 cm x 151 cm, Холст, масло


Gogh, Vincent van - Грузчики в Арле, 1888, 54 cm x 65 cm, Холст, масло


Gogh, Vincent van - Едоки картофеля, 1885, 26,5 cm x 32,5 cm, Литография на японской бумаге


Gorky, Arshile - Последняя Живопись (Черный монах), 1948, 78,6 cm x 101,5 cm, Холст, масло


Gorky, Arshile - Хорошая Дорога Надежды II. Пастораль, 1945, 64,7 cm x 82,7 cm, Холст, масло


Gossaert, Jan - Адам и Ева, ок. 1507-08, 56,5 cm x 37 cm, Дерево, масло


Goya, Francisco de - Дядя Пакуэт, 1819-20, 39 cm x 31 cm, Холст, масло


Goya, Francisco de - Портрет Асенсио Юлия, 1798, 54,5 cm x 41 cm, Холст, масло


Goyen, Jan Josephsz van - Зимний пейзаж с людьми на льду, 1643, 39,6 cm x 60,7 cm, Дерево, масло


Goyen, Jan Josephsz van - Коттедж и фигуры в дюнах, 1629, 48 cm x 70,5 cm, Дерево, масло


Goyen, Jan Josephsz van - Речной пейзаж с паромом и домами, 1634, 113,4 cm x 151,7 cm, Холст, масло

, представлена история европейской живописи от Средневековья до конца ХХ столетия.

Принимая во внимание разнообразие и размеры музейного фонда, включающего более тысячи произведений искусства, рекомендуем начать посещение с наиболее интересной для Вас части коллекции. Итальянские примитивисты, немецкое Возрождение, американская живопись XIX столетия, импрессионизм, немецкий экспрессионизм и русский конструктивизм - школы и направления, лучше всего представленные в собрании музея.

Коллекция

Коллекция музея Тиссена-Борнемисы в некоторых аспектах качественно отличается от остальных испанских музеев. Произведение Дуччо ди Буонинсенья «Христос и самаритянка», представляющее живопись Треченто (XIV столетие в Италии), и гризайль (имитация скульптурного рельефа) «Диптих Благовещения Пресвятой Богородицы» Яна ван Эйка , принадлежавшего к фламандской примитивной школе, - основные произведения коллекции искусства Позднего Средневековья. Кроме того, в собрании музея присутствуют избранные портреты, датируемые XV столетием, среди которых особенного внимания заслуживают портрет Джованны Торнабуони кисти Доменико Гирландайо и «Портрет рыцаря» Витторе Карпаччо . Произведения Дюрера , Караваджо , Рубенса , Франса Халса и Каналетто помогут нам составить представление об эволюции искусства в XVI - XVIII вв.

В залах музея также хорошо представлены пейзаж и жанровая живопись - темы, чаще всего встречавшиеся в голландской школе XVII столетия и американской живописи XIX столетия. Эти же темы представлены в музее произведениями художников Романтизма, например Фридриха , импрессионистов Моне и Дега , постимпрессиониста Гогена и Ван Гога .

В последних залах собрана достаточно полная коллекция различных направлений ХХ столетия: фовизма, экспрессионизма, сюрреализма, абстрактной живописи и поп-арта. Вот некоторые из наиболее известных картин, представленных в этом музее: «Арлекин с зеркалом» Пикассо , «Картина с тремя пятнами № 196» Кандинского , «Сон, вызванный полётом пчелы вокруг граната, за секунду до пробуждения» Дали , «Петух» Шагала , «Гостиничный номер» Хоппера и «Женщина в ванной» Лихтенштейна .

Барон Генрих

Коллекция музея, сначала переданная на девять с половиной лет, а затем приобретённая в 1993 году правительством Испании, собиралась ныне покойным бароном Хансом Генрихом Тиссеном-Борнемисой и его отцом бароном Генрихом.

Барон Генрих начал собирать коллекцию в 20-х годах прошлого века. Ему удалось приобрести около 525 картин. В 1947 году, после смерти коллекционера, произведения разошлись по наследникам, и его сын, барон Ханс Генрих Тиссен-Борнемиса, поставил перед собой задачу заново собрать коллекцию отца, выкупая её у своих родственников.

Вилла «Фаворита» в швейцарском городке Лугано, приобретённая бароном-отцом для хранения коллекции, оказалась мала, и Ханс объявил, что ищет новый дом для своего художественного собрания. Благодаря близости музея Прадо и отличным характеристикам здания, предложенного правительством Испании, выбор барона пал на мадридский дворец Вильяэрмоса , построенный в конце XVIII столетия и отреставрированный под руководством Рафаэля Монео.

Коллекция Кармен Тиссен-Борнемиса

После передачи коллекции Испании барон и его жена продолжили приобретать произведения искусства. После смерти мужа Кармен Тиссен-Борнемиса не оставила его дело, и в наши дни в 16 новых залах представлена коллекция Кармен Тиссен-Борнемисы.

Коллекция баронессы отличается присутствием большого количества пейзажей: ведута, живопись XIX столетия, американская школа, а также более значимых произведений импрессионистов и постимпрессионистов. Закрывают историческую панораму первые авангардные течения ХХ столетия, среди которых особенное значение имеют фовизм и немецкий экспрессионизм.

Коллекция живописи, представленная в музее Тиссен-Борнемиса в Мадриде, была собрана тремя поколениями семьи Тиссенов.

Начало ей положил в конце 19 века в Германии основатель финансовой и сталелитейной империи Тиссенов Август Тиссен (1846-1926). Основная часть коллекции была собрана в 20-30 годах прошлого века его младшим сыном бароном Генрихом Тиссеном-Борнемисом (1875-1947), который унаследовал бизнес семьи и стал страстным собирателем картин. Титул барона он получил, женившись на венгерской баронессе Маргит Борнемисса де Касон. При нем семья переехала в Швейцарию в Лугано, где семейное собрание живописи было выставлено в частной галереи для показа широкой публике и получило всемирную известность.

После смерти Генриха и раздела коллекции между наследниками, его сын барон Ганс Генрих Тиссен-Борнемиса (1921-2002), возглавивший бизнес семьи, сумел не только сохранить и восстановить основную часть коллекции, но и существенно дополнил ее.

В 1985 году Ганс Генрих женился на известной испанской красавице и победительнице конкурсов красоты Кармен Сервера Соледад (1943-). Благодаря ее посредничеству, основная часть коллекции была передана в Мадрид, вначале на условиях аренды по соглашению 1988 года, а затем в 1993 году полностью выкуплена правительством Испании за 350 млн. долларов. По некоторым оценкам это сумма была, по крайней мере, втрое, ниже реальной стоимости коллекции на тот период.

Коллекция Ганса Генриха Тиссен-Борнемиса была выставлена в мадридском дворце Вильяэрмос на площади Кановас в новом музее, названном его именем, который открыл свои двери широкой публике в 1992 году.

Главный вход и очередь в музей, к середине дня совсем небольшая.


Бюст Ганса Генриха перед входом.

Жена Ганса Генриха Кармен Сервера продолжала покупать картины и существенно расширила доставшуюся ей после смерти мужа часть собрания. Свою личную коллекцию Кармен передала музею Тиссен-Борнемиса в аренду. С 2004 года ее собрание картин экспонируется в новом корпусе, специально построенном для нее рядом с главным зданием. На предыдущем фото этот новый корпус музея виден на заднем плане слева.

Голова мальчика с закрытыми глазами во дворе музея. Работа известного современного испанского скульптора Антонио Лопес Гарсиа под названием "Ночь".

Обычный билет на вход в музей стоит 8 евро. Никакой информации о картинах на русском языке нет. Я купил в музейном магазине небольшой путеводитель на английском языке за 6 евро с кратким описанием самых значимых картин. Фотографировать нельзя категорически.

Покажу основные шедевры музея, которые удалось найти в Интернете, большую часть на этом сайте .

Каждый из представителей семьи Тиссенов собирал картины разных периодов, поэтому их частное собрание, хотя и не претендует на полноту, охватывает все основные направления живописи за восемь веков ее развития, от старых мастеров до современного авангарда.

Доменико Гирландайо. Портрет Джованны Альбеци Торнабуони 1489-90

Альбрехт Дюрер. Христос среди врачей. 1506

Витторе Карпаччо. Молодой рыцарь на фоне пейзажа. 1510

Лукас Кранах старший. Нимфа отдыхающая у источника. 1530-1535

Ганс Гольбейн младший. Портрет короля Генриха VIII. 1537

Эль Греко. Благовещение. 1573-76

Караваджо. Святая Катерина Александрийская. ок.1598

Ян Брейгель старший. Сад в раю. 1612

Франц Хальс. Семья в пейзаже. 1645-48

Виллем Кальф. Натюрморт с китайской вазой, кубком из наутилуса и другими объектами. 1662

Лука Джордано. Соломоново решение. 1665

Каналетто. Вид площади Сан Марко, Венеция. 1723-24
Кажется, башня не на месте стоит?

Пьер Огюст Ренуар. Женщина с зонтиком в саду. 1875

Пьер Огюст Ренуар. Пшеничное поле. 1879

Клод Моне. Оттепель в Ветее. 1880

Клод Моне. Мост Чаринг-Кросс. 1899

Эдгар Дега. Танец в зеленом. 1877-79

Эдгар Дега. Всадники в пейзаже. 1894

Марк Шагал. Серые дома, Витебск. 1917

Пабло Пикассо. Арлекин с зеркалом. 1923

Эдвард Хоппер. Комната в отеле. 1931

Сальвадор Дали. Сон, навеянный полетом пчелы вокруг граната, за секунду до пробуждения. 1944

Пожалуй, самая известная картина великого сюрреалиста. Только он мог так изобразить сновидение. По иллюстрациям я представлял эту картину громадной. На самом деле она совсем небольшая, 40 на 50 см.



Рассказать друзьям