Тории – граница между параллельными мирами. Киото: Тысячи алых ворот Фусими Инари Тайся

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Как у нас говорят - театр начинается с вешалки... Позволю себе перефразировать: каждый дом, каждый двор начинается с дверей, калитки, ворот. Это как граница между тем, что остается за спиной, и тем, что открывается у тебя впереди. Поэтому, свой первый пост о Японии я хочу посвятить удивительному явлению этой страны - японским тории (воротам). Я приглашаю вас пройти через эти ворота и войти в удивительный мир легенд и жизни.....

Итак, японские ворота тории
Тории - священные ворота, означающие путь в "чистое (святое) место", место обитания ками (богов). Традиционно - это выкрашенные в красный цвет ворота без створок, из двух столбов, соединенных поверху двумя перекладинами. Дословно с японского языка слово "тории" переводится как "птичий насест". Размер таких ворот может быть самым различным: от огромных, высотой в несколько десятков метров, до миниатюрных, высотой в полтора метра, пройти в которые можно лишь нагнувшись. Они могут одиноко возвышаться над тропинкой или дорогой, а могут составлять целую колоннаду, напоминающую иногда чем-то частокол из жердей....
Само происхождение тории тесно связано с мифологической историей Японии. Существует такая легенда (это не единственный вариант, но самый распространённый): однажды бог ветра и бури Сусаноо разбушевался и натворил немало безобразий. Он разрушил рисовые поля, осквернил жилище своей сестры - богини солнца Аматэрасу. Оскорбленная Аматэрасу укрылась в небесной пещере, плотно закрыв за собой двери. Мир погрузился в кромешную тьму. Чтобы выманить Аматэрасу из укрытия небесные божества испробовали много способов: устраивали танцы у её дверей, развешивали вокруг входа множество прекрасных украшений. Но всё было тщетно. Ставка была сделана на голосистых петухов, способных пробудить даже спящую богиню. Перед пещерой был построен высокий насест (по яп. тории), на котором разместилась птичья стая. В результате различных ухищрений и сумасшедшего крика петухов божествам удалось выманить богиню солнца из пещеры . Свет снова вернулся в мир.

С тех пор вошёл обычай строить тории. Они стали непременным атрибутом любого храма, посвященного синтоистским богам. Каждое святилище посвящено какому-то конкретному божеству ками. Поэтому таких храмов по всей стране насчитывается более 85 тысяч...

Справка

В Японии действуют две основных религии: синтоизм и буддизм.

Синтоизм (или синто) дословно можно перевести как «путь множества ками (богов). Основу этого течения составляет поклонение силам природы. Согласно представлениям синто солнце, деревья, горы, камни и природные явления являются ками и наделены душой, им поклоняются в специально построенных для этой цели храмах.

Позже, из Индии через Корею и Китай, в страну проник буддизм. В современной Японии 84% населения одновременно исповедуют обе религии.


В древности тории делали из не ошкуренных стволов криптомерии, подчеркивая естественную красоту древесины. И сегодня, наиболее традиционные святилища, соблюдают этот обычай. Позже из Китая пришёл обычай окрашивать тории в яркий красный цвет. На сегодня это самый распространенный и привычный вид тории.

Но не все тории имеют красный цвет.


Разнообразен и материал, который идет на сооружение тории. Встречаются храмовые ворота из бронзы, гранита. В наше время тории стали делать даже из некрашеного железобетона, зачастую теряющиеся на фоне обычной городской цветовой гаммы - серых стен домов и запыленного асфальта.


Иногда строители, пытаясь придать таким тории традиционный вид, покрывают застывший бетон столбов узором, напоминающим шершавую кору криптомерий.
Но от этого они не теряют своего значения.

Число установленных в стране тории подсчитать невозможно. Их можно встретить повсюду: в центре города, на его окраине, в лесу, у подножья горы или на её вершине.
Тории в городе Кагошима.....


Каждый храм, большой или маленький, могут иметь по несколько ворот. Их число определяется не столько религиозными канонами или архитектурными потребностями, сколько щедростью местных спонсоров, готовых в память о каком-то важном для себя событии расщедриться на постройку новых тории для местного храма. На таких тории могут быть установлены таблички от кого и в честь какого события они поставлены. Иногда ворот бывает так много, что глядя в самые первые тории, трудно понять, где же находится сам храм. Но если начать проходить сквозь ворота, вы обязательно придете к нему..

В прошлых заметках я рассказывал о современных символах Киото, а сейчас предлагаю взглянуть на исторические: Сад камней храма Рёандзи - храм Спокойного дракона, Золотой храм (павильон) Кинкакудзи и Святилище Фусими Инари. Это главные локации в Киото и важнейшие места всей Японии. Без их посещения поездка в Страну восходящего солнца не засчитывается в карму, даже не надейтесь.

Для начала я расскажу о Фусими Инари Тайся - это восхитительное святилище из тысячи алых ворот, собранных в длинные туннели...

Святилище Фусими Инари славится как одна из самых известных достопримечательностей не только Киото, но и Японии. Это главный храм культа Инари в стране, покровительствующего бизнесу и торговли. Визитная карточка - туннели из красных ворот Тории, отличительного знака любого синтоистского храма.

Синтоизм - это сложившийся на протяжении веков под влиянием буддизма комплекс местных верований различного типа:

3.

Синтоизм выделял священную территорию, которая обозначалась подобными воротам - порталом. Интересно, что само слово тории, возможно, восходит к санскритскому торана - ворота, не менее знакомому и для нас: дверь, door… Иероглифически слово Тории записывается как “птичий насест”, что ведет нас к синтоистской легенде о богине Аматэрасу, спрятавшейся в гроте… Проходить под этими воротами по центру не принято, так как это почетное место предназначено богам:

4.

Одна из важных церемоний перед посещением любого храма - ритуальное омовение, совершаемое у специального источника или колодца/емкости для воды. Часто такое место оформлено, как отдельный крытый павильон у входа:

5.

Есть определенная очередность омовения: сначала специальным черпаком набирается вода, поливается сперва левая рука (она связана с божественным началом в синтоизме), а затем земная правая, после чего вода набирается в ладошку и полоскается рот (однако во многих местах вода в источнике не питьевая, потому эту часть опускают). В заключение оставшуюся в черпаке воду аккуратно сливают на себя по ручке, чтобы ее очистить. Черпак помещается на место дном к верху:

6.

7.

Перед центральными воротами святилища стоят 2 лисицы. Лисы - это один из самых мистических и популярных персонажей китайского и японского фольклора, их божественная натура часто упоминается во многих дальневосточных сказках. В Японии они популярны как посланницы богини рисового плодородия - Инари. Поэтому в храмах, посвященных Инари можно встретить большое количество лис, держащих в пасти разные священные предметы: жемчужину исполнения желаний, колосья риса, ключи от рисового амбара или свиток с буддийской сутрой:

8.

Паломничество в синтоистском храме имеет четкий ритуал. Верующие оставляют пожертвование в специальный оферторий - деревянный ящик с решеткой на верху, куда кидают монеты. Затем божеств вызывают потрясая веревки, привязанные к бубенцам подвешенным на карнизе. Потом человек кланяется и хлопает в ладоши ДВА раза - ладони должны быть слегка смещены относительно друг друга - левая выше. Все это завершается еще одним поклоном. В буддийских храмах не хлопают, а просто ровно складывают ладони в молитве. Хотя нередко можно увидеть японцев хлопающих и перед буддийской молельней:

9.

10.

11.

В синтоизме есть старая традиция дарить храму белую лошадь, на которой божество могло выезжать. Содержать таких лошадей может не каждое святилище, потому часто в символических стойлах стоят изображения лошадей. В Фусими Инари Тайся, святилище покровительствующем бизнесу и торговли, лошадь - популярное место, куда в щелки люди просовывают свои визитки с контактами и именами, в надежде, что им улыбнется удача:

12.

Длинный почти 5 км маршрут по горе, соединяющий 5 главных молелен, сопровождают коридоры-туннели из ворот Тории. Каждые ворота - чьи то пожертвования, начиная от крупнейших корпораций и заканчивая частными лицами. Примечательно, что первые ворота поставила компания Дэнцу - крупнейшее рекламное агентство Японии:

13.

Туннель 1000 тории:

14.

Лучшее время для паломничества сюда - глубокая ночь, когда мистическая атмосфера места не разрушается толпами снующих туристов, тихо, и даже немного страшно. Когда вы смотрите прямо, то видите лишь ряды красных опор:

15.

Ворота-пожертвования имеют свой прейскурант: с 5 по 10 номер - диаметр опоры от 15 до 30 см, и цены соответственно - убираем условно два нуля и получаем доллары:

17.

В лавке можно купить и более бюджетные ворота маленького размера:

18.

19.

Другая замечательная деталь святилища Фусими Инари Тайся - таблички “эма” в виде лисьих морд. Каждый может нарисовать близкое ему выражение лица и оставить пожелания, не забыв свой обратный адрес и имя. Эти таблички называются Эма - что переводится буквально “картинка с лошадью”, название говорящее, те кто не мог подарить лошадь, дарили ее картинку. Позже вместо лошадей стали изображать циклические знаки животных года, или особенные местные символы:

20.

21.

Это пример табличек из другого храма. Здесь они имеют форму тыквы горлянки - популярного оберега здоровья и долголетия, однако в этом храме они появились по другому поводу: 1000 золотых тыкв - таким был штандарт великого японского правителя Тоётоми Хидэёси, участвовавшего в объединении страны в конце 16 века. В храме посвященном его памяти молельные таблички имеют форму тыквы:

22.

Здесь таблички имеют классический вид пятиугольника. На них изображены животные года. Сейчас год лошади:

Эта гирлянда - не что иное, как связка 1000 журавликов. Журавль один из символов долголетия, а 1000 символ множества, изготовление 1000 оригами журавликов долгий труд, свидетельство о сильной вере. Возможно, многие вспомнят Хиросимскую трагедию и историю борющейся с лейкемией девочки Садако, делавшей из конфетных фантиков 1000 журавликов:

24.

Благодарю за помощь в подготовке поста chekaev

В следующем посте - Сад камней храма Рёандзи! Stay Tuned!

= Япония =

Японский "умный" унитаз

Мясо по 30 000 рублей за килограмм

О чем мечтает японская проститутка?


Высокоскоростной японский поезд


Такси в Японии

Японский сад в том виде, в котором он известен всему миру, неразрывно связан с тысячелетней духовной культурой японских островов. Пожалуй, ничто так не отражает это единство как традиционные японские ворота на протяжении многих столетий, они играют важную символическую роль и остаются одной из главных деталей классического японского сада (на фото).

Залог успеха при создании сада японском стиле не в буквальном копировании отдельных его элементов, но в понимании смысла, который сами японцы вкладывают в каждую деталь пространства сада, и значения совокупной композиции.

До XIX века ворота, как элемент архитектуры, могли себе позволить только представители японской знати. Помимо этого, ворота были неотъемлемой частью чайных садов и играли значительную роль в самой церемонии.

  • Первый крытый порог при входе в такой сад открывался за крытыми воротами, которые отделяли его от внешнего мира (фото выше).
  • В зависимости от размеров сада, гостю предстояло пройти несколько символических порогов в виде ворот, все это путешествие поэтически называлось «путь чая».

Воссоздать ворота из японских чайных садов вековой давности может практически каждый, кто знаком с простейшим столярными работами. Схема строительства японских ворот с крышей приведена на фото ниже.

Схема — чертеж для постройки японских ворот

Простая в своей основе технология строительства ворот в японском стиле, требует подбора стилистически правильных материалов для строительства и отделки, как, например, массивной черепицы (на фото ниже).

Ворота тории – один из символов Японии (на фото ниже) их конструкция довольно поста - это две деревянные стойки с двумя перекладинами.

Изначально древесину для тории даже не красили и не обрабатывали, позже, под влиянием Китая, распространилась традиция покрывать их красной краской и иероглифами, а дерево постепенно вытеснил камень.

Хотя ворота-тории первое, что приходит на ум при мыслях о японской архитектуре, устанавливать их в качестве декоративного элемента не стоит.

Эти ворота всегда имели сакральное назначение, они проводят символическую грань между духовным и земным. Тории устанавливают только при входе в храм или на кладбище.

Виды ворот для сада в японском стиле

В современной Японии даже священные ворота тории делают из обычного бетона, при этом конструкция не теряет своего очарования. Поэтому выбор материала достаточно широк, но чтобы не ошибиться, стоит отдать предпочтение натуральным материалам.


Современные японские сады по-прежнему украшают ворота, но уже более простой конструкции:

  • Хирамон или хиракадо – конструкция из двух столбов и крыши;
  • Кидамон – одностворчатые ворота-калитка без крыши;
  • Кубикимон – ворота с перекладиной без крыши;
  • Мунамон – конструкция с двускатной крышей на двух столбах без подкосов.

Все эти наиболее распространённые типы конструкций ворот представлены на фото ниже.

Большая часть ворот в японском стиле имеет простую конструкцию и отлично смотрится в дизайне современных участков, как, например, на фото ниже.

Вместе с тем простота конструкции ворот в японском стиле крайне обманчива.

Ворота типа «кубикимон» без стилистической поддержки со стороны окружающего ландшафта могут легко превратиться в садовую перегородку, скажем, в средиземноморском стиле. Поэтому поддержание стилистического единства здесь играет крайне важную роль, иначе ворота или другой элемент ландшафта будут выглядеть случайно, неуместно и нелепо.

В оформлении участка в японском стиле и при строительстве ворот в частности, важна не только форма, но и материал, именно он четко маркирует принадлежность объекта к японским традициям.

В качестве основы конструкции ворот в японском стиле выступает дерево. Традиционные кровельные материалы для крыш: тес, медь, железо, черепица (как мелкая, так и массивная).


Поддержать японские мотивы в дизайне сада и обыграть ворота сегодня можно с помощью доступных растений. Необязательно высаживать сакуру, красный клен в попытках воспроизвести на участке императорские сады периода Эдо.

  • В большинстве садовых центров можно приобрести морозоустойчивые сорта бамбука, которые прекрасно дополнят ворота в японском стиле, выполняющие роль парадных.
  • Для дальнего и среднего плана сада можно использовать красивоцветущие сорта слив (уссурийский, китайскую ивообразную, абрикосовую) а также декоративные яблони с различной окраской цветов и множество других растений подходящих для вашей климатической зоны.
  • В качестве ярких пятен можно использовать кустарники с пышным цветом, например: айву японскую, вейгелу, дейцию, бересклеты и барбарисы.
  • Важно чтобы в японском саду присутствовали один-два доминирующих цвета, которые могут меняться в течение сезонов.
  • Традиционное сочетание: красный и зеленый и белый и зеленый. Обилие пестрых цветов здесь в любом случае неуместно. Лучше экспериментировать с многолетними кустарниками разных оттенков, но в пределах одной цветовой гаммы.
  • Всегда уместны в японском саду камни в любом виде. Это может быть усыпанная мелким гравием или щебнем дорожка, рокарий или даже целый сад камней.

Цветовая гамма самих построек, в том числе и ворот, должна быть максимально сдержанной и натуральной. Важно учитывать что, яркие цвета, если говорить о японском стиле, присущи в основном местам общественного пользования, культовым сооружениям, но не частным, классическим садам.

ТОРИИ - непременный атрибут любого синтоистского святилища - П-образные ворота с двумя перекладинами сверху.

Число установленных в стране тории подсчитать невозможно. Дело даже не в огромном количестве самих синтоистских храмов - а их ныне в Японии насчитывается более 85 тысяч. Каждый храм, большой или малый, может иметь по нескольку ворот, число которых определяется не столько религиозными канонами или архитектурными потребностями, сколько щедростью местных спонсоров, готовых в память о каком-то важном для себя событии раскошелиться на новые тории для местного храма.

Размер таких ворот может быть самым различным - от огромных, едва ли не циклопических сооружений высотой в несколько десятков метров до миниатюрных, в 1,5 метра высотой, пройти в которые можно лишь нагнувшись. Они могут одиноко возвышаться над тропинкой или дорогой, а могут составлять целую колоннаду, пусть даже напоминающую чем-то частокол из жердей.

Весьма различен и материал, применяемый при их строительстве. Чаще всего это крашенная суриком древесина. Для более крупных сооружений употребляют целые стволы огромных, в два обхвата японских криптомерий. Бывают, хотя и достаточно редко, тории, сваренные или склепанные из железных балок, сквозь внешнюю карминную покраску которых со временем начинает пробиваться ржавчина. Встречаются храмовые ворота из бронзы и даже гранита. Нередки возводимые, особенно в последнее время, сооружения из некрашеного железобетона, зачастую теряющиеся на фоне обычной городской цветовой гаммы - серых стен домов и запыленного асфальта, хотя строители, пытаясь хоть намеком придать им традиционный вид, покрывают застывающий бетон столбов узором, напоминающим шершавую кору криптомерий.

Своеобразной визитной карточкой Японии стали ворота в храм на маленьком островке МиЯдзима неподалеку от Хиросимы. Здесь примерно 850 лет назад (когда на месте Москвы стояло лишь несколько крестьянских домов!) было воздвигнуто изумительное по красоте святилище Ицукусима, посвященное морскому божеству.

Строители вынесли пурпурно-красные 16-метровые тории, срубленные из камфарного дерева, прямо в прибрежные воды. Если подплываешь к Миядзима со стороны моря в часы прилива, кажется, будто из воды выбиваются огненные струи, образующие контур храмовых ворот.

Но тории Миядзима поражают и во время отлива, когда вода отходит от берега на 300 метров и к воротам можно подойти посуху. Тогда глазу открывается поросшее зелеными водорослями основание столбов, и начинаешь понимать, что это чудо было некогда воздвигнуто не Божьим промыслом, а трудом обыкновенных японцев, обладавших не только необходимыми строительными навыками, но и великолепным чувством красоты. Ведь они поистине вписали храм и его тории в окружающий ландшафт, как ювелир врезает бесценный драгоценный камень в не менее великолепную оправу.

Тории столь же характерны для Японии, как, скажем, купола православных колоколен для России. И столь же исключительны. В других странах их можно обнаружить очень редко и лишь в местах компактного обитания японских землячеств, если они получают разрешение на возведение собственного синтоистского святилища. Правда, бывали времена, когда японцы строили синтоистские храмы на захваченных в результате войн землях. Так, довольно активно эти культовые сооружения возводились на территории МаньЧжоу-Го, на оккупированных землях в Юго-Восточной Азии. Но после поражения Японии в 1945 г. практически все они были разрушены.

Само происхождение тории тесно связано с мифологической историей Японии.

Однажды бог ветра и бури Сусаноо разбушевался и натворил немало безобразий, разрушив рисовые поля, осквернив жилище своей сестры - богини солнца Аматэрасу.

Оскорбленная, Аматэрасу укрылась в небесной пещере, плотно затворив за собой дверь. Мир погрузился во тьму. Чтобы выманить Аматэрасу из укрытия, небесные божества испробовали много способов - устраивали танцы у ее дверей, вывешивали различные украшения у входа в пещеру. Ставка была сделана и на голосистых петухов, способных пробудить даже спящую богиню. Перед пещерой был построен высокий насест (яп. тории), на котором разместилась птичья стая. В результате множества различных хитростей богиню солнца удалось выманить из пещеры, свет вновь вернулся в мир. Но с тех пор тории стали непременным атрибутом любого храма, посвященного синтоистским богам - «ками».

Тории . Вход в каждый храм, за исключением маленьких придорожных храмов, обозначен специальными воротами - тории (их может быть несколько). Эти ворота символизируют границу между земным бренным миром и духовным миром ками. Есть спорная версия, согласно которой тории привнесены с азиатского континента. Известна также сомнительная расшифровка самого этого слова. Соединив иероглифы тори ("птица") и и ("быть"), его можно прочесть как "птичий насест". Увы, истинное значение слова тории забыто, так же как и их происхождение.

В древней Японии тории использовались как обычные ворота, но с течением времени они стали атрибутом лишь синтоистских храмов, императорского мавзолея и некоторых кладбищ. Иногда можно обнаружить тории у дерева, вблизи скалы или родника.

В 1884 году был издан закон, согласно которому тории могли использоваться только государственными храмами и некоторыми святилищами синтоистских сект сюсэй и тайсэй . Сейчас, когда этот закон уже не действует, тории по-прежнему можно увидеть только около синтоистских храмов, нескольких святилищ названных выше сект, у входа в императорский мавзолей и перед некоторыми захоронениями. Если такие ворота находятся у входа в буддийский храмовый комплекс, в котором нет кладбища, то наверняка поблизости расположен синтоистский храм, чаще всего - на вершине небольшой горы.

В некоторых храмах набожных прихожан поощряют дарить храму тории, и расценивают это как особые приношения. Их часто возводят близко друг к другу вдоль подхода к главному или второстепенному святилищу, так что они образуют аркаду. Такими живописными аркадами славятся храмы бога риса Инари, особенно храм Фусими Инари в Киото.

Относительно редко тории устанавливаются над оживленной дорогой. Наиболее известны такие ворота перед храмом Хэйан в Киото. К некоторым храмам, например к Цуругаока Хатиман в Камакуре, ведет начинающаяся далеко за пределами храмового комплекса дорога, на которой возведено несколько тории. Эти символические ворота напоминают людям о присутствии среди них ками и в одно время считались частью храмового комплекса.

Первоначально по своей конструкции тории были очень просты. Они состояли из необработанных деревянных стоек и двух горизонтальных перекладин определенных пропорций. Позднее столбы и перекладины стали обрабатывать, но оставляли неокрашенными. Затем, под влиянием китайского стиля, балки начали красить, и сама конструкция ворот стала усложняться вплоть до появления таких изысканно украшенных образцов, как великолепные покрытые красным лаком тории, стоящие в воде перед храмом Ицукусима на острове Миядзима.



Рассказать друзьям