Традиции адыгеи. Традиции народов Адыгеи — рождение ребенка

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Предмет (направленность):

адыгейский язык и литература.

Возраст детей: 5-8 классы.

Место проведения: класс.

Цель:

1. Приобщить учащихся к адыгской культуре.

2. Прививать любовь к своей Родине, адыгейскому языку.

3.Обучение учащихся высоконравственным качествам личности и этикетным нормам поведения.

Оборудование и материалы: Слайдовая презентация «Обычаи и традиции адыгов» (содержание слайда - в приложении 1); фрагменты для слушания:адыгейские народные мелодии и песни.

Ход занятия

Учитель: Зачем нам нужен этикет? Наверное, затем, чтобы не думать. Не ломать голову, размышляя, как поступить в том, или ином случае, а сохранить внутреннюю уверенность в любой ситуации. Умение вести себя воспитывают в нас чувство чувства собственного достоинства и самоуважения. Говорят, труднее всего оставаться воспитанным человеком наедине с собой. Слишком легко попасть под соблазн небрежного поведения. В 17 веке на одном из пышных приемов французского короля Людовика 14 гостям вручили карточки с перечислением требуемых от них правил поведения. От французского названия карточек – «этикет» - и произошло слово «этикет», вошедшее впоследствии в языки многих стран мира.

Учитель:

А о каких правилах этикета и традициях поется в песне « У адыгов обычай такой»?

Давайте споем эту песню.

Учитель:

А о каких правилах этикета и традициях говорится в песне

« У адыгов обычай такой»?

Этикет охватывает манеру и одежду людей, умение вежливо и тактично вести себя, умение вести себя за столом, быть гостеприимным.

Какие пословицы и поговорки вы знаете о гостеприимстве?

О гостеприимстве адыгов писали многие европейские авторы, которые побывали среди адыгов:

1 ученик:

Джорджио Интериано в XV веке отмечал, что у адыгов «в обычае «гостеприимство и с величайшим радушием принимать всякого»

Джиованни Лукка в XVII веке писал об адыгах, что «нет в мире народа добрее или радушнее принимающего иностранцев».

«Гостеприимство,– отмечал два столетия спустя К. Ф. Сталь, – есть одна из важнейших добродетелей черкесов...»

«Память прежнего гостеприимства сохранилась в преданиях... Несмотря на все бедствия и политические перевороты, эта добродетель не ослабела и поныне», – писал в первой половине XIX века Ш. Ногмов.

Гарданов В. К. пишет: «Право совершенно незнакомого человека останавливаться в качестве гостя в любом доме и безусловная обязанность хозяина оказать ему самый радушный прием и представить все необходимое – вот что, прежде всего характеризовало обычай гостеприимства у адыгов».

«В Черкесии, – отмечал Хан-Гирей, – путник, томимый голодом, жаждою и усталостью, везде обретает гостеприимный кров: хозяин дома, где он остановился, встречает его радушно и, не будучи с ним вовсе знаком, прилагает все возможное старание его успокоить, даже не спрашивая, кто он таков, откуда и зачем едет, доставляет ему все нужное.

2 ученик:

Гость был священною особою для хозяина, который обязывался угостить, охранять его от оскорблений и готов был пожертвовать для него жизнью, даже и в том случае, если бы он был преступник или кровный его враг». И далее: «...Каждый путешествующий черкес останавливался там, где его застигала ночь, но предпочитал остановиться у знакомого, и притом человека достаточно такого, которому не было, бы слишком обременительно угостить приезжего.

Хозяин, заслышав издали о приезде гостя, спешил к нему навстречу и держал стремя, когда тот слезал с лошади. В глазах каждого черкеса не было таких поступков и услуги, которые могли бы унизить хозяина перед гостем, как бы велика ни была разница в их общественном положении. Едва только гость слезал с лошади, как хозяин, прежде всего снимал с него ружье и вводил в кунацкую, указывая там место, обложенное коврами и подушками, в самом почетном углу комнаты. Здесь снимали с приезжего все остальное оружие, которое ими развешивалось в кунацкой или относилось в дом хозяина. Последнее обстоятельство имело у черкесов двоякое значение: или что хозяин брал, по дружбе, на себя всю ответственность за безопасность гостя в своем доме или что, не зная его, не очень ему доверял.

Усевшись на почетном месте, приезжий, как водится у черкесов, проводил некоторое время в глубоком молчании. Хозяин и гость, если они были незнакомы, рассматривали друг друга с большим вниманием. Промолчав несколько мгновений, приезжий осведомлялся о здоровье хозяина, но считал неприличным расспрашивать о жене и детях. С другой стороны, черкесы считали нарушением правил гостеприимства закидывать гостя вопросами: откуда он приехал, куда и зачем едет, гость, если желал, мог сохранить инкогнито. Хозяин спрашивал его о здоровье только тогда, если приезжий ему был знаком, в противном случае делал этот вопрос не ранее того, как гость объявлял свое имя. В промежуток времени, до ужина – считалось неприличным оставлять гостя одного, и поэтому к нему являлись один за другим соседи хозяина с приветствиями. Почин всякого дела шел от гостя. Он начинал разговор и просил присутствующих садиться, те сначала отказывались, считая неприличным сидеть в присутствии гостя, но потом старшие по летам уступали вторичной просьбе и садились, а младшие стоя размещались вокруг комнаты. Во время разговора, по обычаю, гость обращался исключительно к почтенным лицам или старшим по летам, и мало-помалу разговор делался общим. Общественные интересы страны, внутренние происшествия, сведения о мире или войне, подвиги какого-нибудь князя, приход судов к черкесским берегам и другие предметы, заслуживающие внимания, составляли содержание разговора и были единственным источником, из которого черпались все черкесские новости и сведения.

В разговоре соблюдалось самое тонкое приличие, придающее черкесам при общении между собой вид благородства или благопристойности. Появление прислуги или сыновей хозяина, или его соседей с умывальницей и тазом, для омовения рук, служило знаком того, что ужин готов. Вслед за умыванием вносились в кунацкую небольшие столики на трех ножках. Столики эти известны у черкесов под названием анэ (Iанэ).

Учитель:

Как вы понимаете слово « кунацкая»?

3 ученик:

Черкесы были всегда чрезвычайно умерены в пище: ели мало и редко, особенно во время походов и передвижений. «Печали желудка, – говорит пословица,– легко забываются, а не скоро – лишь муки сердечные». Кушанье подавалось чисто и опрятно. Молоко черкесы ели деревянными ложками, говяжий отвар или бульон пили из деревянных чашек, а все остальное ели руками. Зарезанный для гостя баран варился в котле целиком, за исключением головы, ног и печени, и, окруженный этими принадлежностями, приправленными рассолом, подавался на одном из столов. Следующее блюдо состояло также из отварной баранины, разрезанной на куски, между которыми становилась каменная чашка с шипсом – кислым молоком, приправленным чесноком, перцем, солью; в этот рассол туземцы макали баранину. Затем по порядку и достоинству следовали четлибжь – курица с приправою лука, перца, масла; на стол клали пасту... За четлибже – опять кислое молоко, с кусками отварной бараньей головы, ватрушки с творогом, пирожки из творога, плов, шашлык, жареная баранина с медом, рассыпное просо со сметаной, сладкие пирожки. В конце обеда приносили котел с очень вкусным супом, который наливался в деревянные чашки с ушками и подавался гостям. Вино, пиво, буза или арак и, наконец, кумыс составляли принадлежность каждого обеда. Число блюд, смотря по значению гостя и состоянию хозяина, бывало иногда весьма значительно. Так, в 1827 году Натухайский старшина Дешеноко-Темирок, угощая посетившего его английского сераскира Гассана-пашу, подал ему за обедом сто двадцать блюд. За ужин садились по достоинству и значению; лета играли в этом деле весьма важную роль. Лета в общежитии черкесов ставились всегда выше всякого звания; молодой человек самого высокого происхождения обязан был встать перед каждым стариком, не спрашивая его имени и оказывая уважение его седине, уступить ему почетное место, которое в приеме черкесов имело весьма большое значение.

Учитель:

4 ученик:

Когда старший прекращал еду, то все, сидевшие с ним за одним столом, также переставали есть, и стол передавался второстепенным посетителям, а от них переходил дальше, пока не опустеет совершенно, потому что черкес не сберегал на другой день того, что было однажды приготовлено и подано. Чего не съедали гости, то выносилось из кунацкой и раздавалось на дворе толпе детей и зевак, сбегавшихся на каждое подобное угощение. После ужина подметали и приносили снова умывальницу и на этот раз подавали небольшой кусочек мыла на особом блюдечке. Пожелав гостю спокойствия, все удалялись, кроме хозяина, который оставался тут до тех пор, пока гость не просил его также успокоиться.

Созданию гостю наибольшего удобства и покоя предназначено было наличие у адыгов специального гостевого дома – хьакIэщ (букв.: место для гостя), известного в переводной литературе под названием кунацкой. ХьакIэщ строился в наиболее удобном месте усадьбы, т. е. вдали от жилища хозяев, ближе к воротам. Рядом с гостевым домом располагалась обязательно конюшня или коновязь. Если гость приехал на коне, то он мог о нем не беспокоиться. Все, что необходимо, сделают хозяева: расседлают лошадь, накормят, напоят, отведут на огороженное пастбище, а в непогоду будут содержать в специальном помещении. В адыгской семье принято было все лучшее приберегать для гостей. Вот и кунацкая – хьакIэщ представляла собой самое уютное помещение, обставленное лучшей частью имущества хозяев. Здесь обязательны были столы – треноги, называемые адыгами «Iанэ», кровать с набором чистого постельного белья, ковры, циновки. А на стенках развешивались оружие, музыкальные инструменты. Так, старший приветствовал гостя, младшие занимались конем или быками с арбой, женщины – хозяйственными делами. Если гость оказывался старше возрастом, хозяин занимал левую сторону, сопровождая его в кунацкую. Приглашая гостя в хьакIэщ, хозяин указывал правой рукой направление и, шагая несколько впереди, шел как бы боком. У самого входа хозяин замедлял шаг, пропуская гостя вперед. А гость должен был зайти с правой ноги, тем самым символизируя принос счастья в этот дом.

Учитель:

Почему «Iанэ» изображен на гербе Адыгеи?

5 ученик:

Так, проводив его в хьакIэщ, ему помогали снять верхнюю одежду, оружие и усаживали на почетное место. При желании он мог сохранить полное инкогнито, а спрашивать, кто он, откуда и куда держит путь считалось неприличным. Гостя можно было расспросить лишь по истечении трех дней. И тогда хозяин не позволял себе касаться тем, неприятных гостю или задавать двусмысленные вопросы. В процессе разговора не перебивали, не переспрашивали, не задавали уточняющих вопросов, не спорили с ними, даже если они были не правы или в чем-то ошибались. Гостя надо было уметь слушать внимательно и заинтересованно. При госте не допускалось переговариваться на непонятном языке. Не случайно англичанин Джемс Белл

писал: «По всему тому, что я видел, я смотрю на черкесов в массе как на самый вежливый от природы народ, который я когда-либо знал или о котором я когда-нибудь читал». Умение хозяев вести беседу, занять гостя, а также способность со стороны гостя достойно поддержать начавшийся разговор, продолжить его – считалось хорошим тоном поведения.

В доме, где остановился гость, должен царить покой и порядок: в присутствии гостей не прибирали комнату, не подметали, не суетились. Угощения в честь гостя готовились так, чтобы это было незаметно для него. В доме говорили спокойно, без нервозности, пререканий, старались ходить потише, не топать ногами. За детьми организовывался надзор, чтобы те не допускали излишние шалости. Лучшая постель, лучшая пища, лучшее место за столом – для гостя. Снохи семьи, а если их не было, младшие дочери помогали гостям умываться и почистить одежду. Джиованни Лукка вспоминал, что в адыгском доме не только заботились о чистоте одежды, но и были очень внимательны. И он в восторге восклицал: «Нет в мире народа добрее этого или радушнее принимающего иностранцев».

Любой национальный этикет в широком смысле слова, наверное, можно расценивать как национальную житейскую систему взглядов и норм поведения. Застолье как раз является случаем, когда все эти качества находят свое концентрированное выражение. Прием гостей никогда не ограничивался застольем. Важнейшей составной частью приема и обслуживания гостей считалась забота хозяев об их развлечении. С этой целью в хьакIэщ устраивались танцы, различные игры, пелись песни и т. д. А для особо знатного гостя организовывались скачки, джигитовка, стрельба в цель, национальная борьба, а иногда и охота. Проводы гостей также обставлялись весьма торжественно. Собирались почти все домочадцы. Каждому гостю помогали одеться, сесть на коня, держа лошадь под уздцы и придерживая левое стремя. Это делали молодые. Обычно гостю делали подарки. Обязательно следовало проводить его за ворота усадьбы, а чаще до окраины села. Когда гость покидал гостеприимный дом, он садился на лошадь и, обернувшись лицом к дому, говорил: («Всего хорошего! Пусть мы встретимся по хорошему, по доброму поводу!»). Того же самого желали ему в ответ.

Учитель:

Чем угощали адыги гостя?

Какие адыгейские блюда вы знаете?

Молочные? Чем славится Адыгея?

Адыгейским сыром. Стихотворение Нехая Руслана «Адыгейский сыр»

Учитель: Если вы правильно разгадаете кроссворд, найдете спрятанное слово.

1. Напиток.

2. Блюдо из орехов.

3. Соус по- адыгейски.

4. Напиток из свеклы.

5. Изделие из теста (лепешка).

6. Изделие из теста.

7. Мамалыга.

8. Домашняя колбаса.

а
д
ы
г
э
I
а
н
1.къалмэкъщай

2. дэшхошъоу

3. щыпсы

4. гыныплъыпс

5. щэлам

6. IэпэещэкI

7. пIастэ

8. нэкулъ

1.къ а л м э къ щ а й
2.д э ш х о шъ о у
3.щ ы п с ы
4.г ы н ы п лъ ы п с
5.щ э л а м
6.I э п э е щ э кI
7.пI а с т э
8.н э ку лъ

Учитель: Вот и подошло к концу наше занятие. Мы поговорили с вами об этикете – своеобразном своде правил поведения между людьми. Каждый волен, сам выбирать – соблюдать его требования или не соблюдать. Но если вы хотите производить на людей приятное впечатление, без знания правил хорошего тона вам не обойтись. И мы надеемся, что наше сегодняшнее мероприятие помогло вам найти ответы на множество вопросов по обычаям и традициям адыгов.

Б.К. Кубов, А.А. Шаов. Стилистика адыгейского языка. - М., 1979.

Ю.А. Тхаркахо. Адыгейско-русский словарь. - М., 1991.

Ю.А. Тхаркахо. Русско-адыгейский словарь. В 2 томах. - М., 2004.

М.Х. Шхапацева. Сопоставительная грамматика русского и адыгейского языков. - М., 2005.

Ю.А. Тхаркахо. Стилистика адыгейского языка. - М., 2003.

А.Б. Чуяко. Русско-адыгейский разговорник. - М., 2006.

Адыгейский язык на современном этапе и перспективы его развития. Материалы научно-практической конференции, посвященной Дню адыгейского языка и письменности. - М., 2004.

Мой язык – моя жизнь. Материалы научно-практической конференции, посвященной Дню адыгейской письменности. М., МО и Н РА. М., 2005.Ученый - лингвист и педагог Д.А. Ашхамаф. - М., РИПО «Адыгея», 2000.

Комплексная работа с текстом. Из опыта работы учителя адыгейского языка и литературы АРГ Блягоз М.А. - М., 2003.

Ученый – лингвист и педагог Д.А. Ашхамаф. М., РИПО «Адыгея», 2000.

Д. М.Тамбиева. Методическое руководство для учителей к книге «Читаю на адыгейском языке». - М.:, Ад. респ. кн. изд, 2005.

Материалы для проведения в течение календарного года праздничных мероприятий, посвящен. госуд. языкам Респ. Адыгея и языкам народов, проживающ. компактно в ней. Под редакц. Р. Ю. Намитоковой. - М., 2004.

К.И. Хут. Влияние русского языка на словоупотребление в адыгейском языке. Под ред. З.У. Блягоз. - М., Ад. респ. кн. изд, 1994.

А.А. Схаляхо, Х.А. Хот. Адыгейская литература. Хрестоматия для 10 классов. М., Ад. респ. кн. изд,2000.

З.И. Керашева. Избранные произведения. 1, 2 том. М.,

Л.П. Терчукова. М.А. Гунчокова. Тесты по адыгейскому языку. М., АРИПК, 2005.

А.Х. Зафесов. Адыго-русско-турецкий энциклопедический словарь. М., ОАО «Полиграфиздат» «Адыгея», 2007.

Б.М. Карданов. Кабардино-русский словарь фразеологизмов. Нальчик. Кн. изд. «Эльбрус», 1968.

А.О. Шогенцуков, Х.У. Эльбердов. Русско-кабардинско-черкесский словарь. Государственное изд. иностранных и нац. слов. М.: 1955.

М.А. Кумахов, Очерки общего и кавказского языкознания. Нальчик. Изд. «Эльбрус», 1994.

А.К. Шагиров. Этимологический словарь адыгских (черкесских)я зыков. М. Изд. Наука, 1977.

М.Г. Аутлев, А.М. Гадагатль и др. Русско-адыгейский словарь. М., Госуд. изд. иностранных и нац. слов, 1960.

Р.Ю. Намитокова. В мире имен собственных. М., Ад. кн. изд., 1993.

А.Б. Чуяко. Адыгские народные сказки и произведения из нартского эпоса. Адыгские подвижные игры. - М., 1997.

Р.Б. Унарокова. Фольклор адыгов Турции. - М., 2004.

А.В. Краснопольский, Н.Х. Джаримов, А.Х. Шеуджен. Труженики науки Адыгеи. - М., Ад. респ. кн. изд, 2001.

С.Р. Агержанокова. Художественное осмысление жизни адыгов в творчестве адыгских просветителей конца XIX- нач. XX.вв. - М., 2003.

К.И. Бузаров. Комплексный подход к организации уроков чтения для 3 класса. - М., Ад. респ. кн. изд, 2005.

В.К. Чич. Адыгейский этикет. Учебное пособие для учителей I-VIII классов общеобразовательных учреждений. - М., 2002.

Комплексный этико-культурологический словарь русского языка. - М., 2001.

Вопросы истории адыгейской советской литературы. В 2 кн. Адыг. НИИ, 1979.

С. Ю. Жане. Методическое руководство к книге для чтения по литер. В 5 кл. М., Адыг. респ. кн. изд., 1994.

М. Ш. Кунижев. Истоки нашей литературы. Литературно-критические статьи. М., отд. кн. изд., 1978.

Лит-крит. ст. М., Ад. отд. Краснод. кн. изд., 1984.

А. А. Схаляхо. Идейно-худож. становление адыг. литер. М., Ад. отд. Краснод. кн. изд., 1988.

А. А. Схаляхо. Правда жизни – мера творчества. Лит-крит.ст. М., Ад. отд. Краснод. кн. изд., 1990.

А. А. Схаляхо. Рождение строк. М., отд. кн. изд., 1981.

Пер. с адыг. Ш. Х. Хута и М. И. Алиевой. Сказания и сказки адыгов. М., Современник, 1987.

Ш. Х. Хут. Сказочный эпос адыгов. М., отд. кн. изд., 1981.

Адыгские сказания. М., адыг. кн. изд., 1993.

З. У. Блягоз. Жемчужины народной мудрости. Адыгейские пословицы и поговорки. М., адыг. кн. изд., 1992.

Адыгейский фольклор. В 2 кн. М., Адыг. НИИ, 1980.

А.М. Гадагатль. Героический эпос «Нарты». М., адыг. отд. Краснод. кн. изд., 1987.

А.М. Гадагатль, М.А. Джандар, М.Н. Хачемизова. Проблемы адыгейской литературы и фольклора. М., «Адыгея», 1990.

А. Б. Чуяко, С.С. Ситимова. Родные просторы. Книга для чтения. 1,2,3, 4 класс. - М., адыг. респ. кн. изд., 2005.

Ашинов Х. А. Сочинители песен. Москва.1985.

Блягоз З. У. Жемчужины народной мудрости. Майкоп. Адыг. кн. изд-во.1992.

Гадагатль А. М. Избранное. Майкоп. Адыг. кн. изд-во.1997.

Жанэ К. Х. У адыгов обычай такой. Краснодар. кн. изд-во.1974.

Журнал « Литературная Адыгея» № 1,2-1996г.,№ 2, 3, 4,5-2002г.

Одной из нерешенных проблем современной цивилизации является сохранение чистоты окружающего мира. Недолговечные некачественные товары, сомнительного свойства продукция, выбрасываемые в огромном количестве отходы за последние два-три десятилетия заполонили всю планету. Где только не встретишь мусор из современных материалов…

Чистоту надо соблюдать не в какомто отдельном месте, а повсюду. Охрана окружающей среды - обязанность не отдельных людей, а всего общества. Этому необходимо учить детей с малых лет, прививать любовь к опрятности и правилам гигиены. Надо уверить их, что они не последние на этой планете, что после них еще будут жить поколения. Им, как, собственно и нам всем, необходима планета не отравленная, а с чистой экологией.

Из опыта этноса

Адыги - коренное население Западного Кавказа - еще с древности выработали уклад жизни сообразно окружающей природе. Жили, не причиняя ей никакого вреда. Как можно было навредить благодатному уголку Земли с великолепным климатом, плодороднейшими почвами?

Исстари по представлению адыгов в природе все одушевлено, поэтому они старались оберегать каждый объект как живую сущность. В отличие от современности в прежние времена не только взрослые, но и дети не просто оберегали природу, они знали большинство птиц и зверей, трав и деревьев. А многие ли наши современники знают об особенностях окружающего мира? Да, сейчас у любого сотовый телефон, компьютер - с их помощью в интернете можно найти информацию о любом диковинном объекте, но, извините, это не знания.

Разумный уклад жизни

С эпохи ранней бронзы мягкий климат, плодородные земли определили выбор предков адыгов. Земледелие и скотоводство стали главными в хозяйственной деятельности народа на тысячелетия.

Были развиты промыслы, но не было товарного производства на продажу, поэтому все необходимые в быту и в жизни вещи изготавливали сами. Умели использовать природные материалы животного и растительного происхождения. Из окружающей среды брали всегда столько, сколько было необходимо, а не бездумно и хищнически, как современные люди.

Раньше адыги без надобности не то что дерево срубить, даже веточку не ломали, листик с дерева не срывали, а, наоборот, высаживали в большом количестве фруктовые деревья. Ранней весной мужчина, идущий в лес, срезал веточку с фруктового дерева и прививал другому дереву в лесу. В детстве, когда мы рвали траву, бабушка стыдила нас: «Не вырывайте бороды дедов!», а поскольку отношение к старшим было трепетным, дополнительных разъяснений, отчего не следует срывать травинку, не требовалось.

Первым божеством адыгов было Солнце, вторым - дерево. Его называли «Дерево-княжна» (Чъыг-гуащэ). Дерево - мир: корни ведают подземное пространство, ствол - белый свет, а крона - небеса. Лист по-адыгейски «тхьапэ» (тхьэ - бог, пэ - начало). Кто решится оторвать от божества хоть малую частицу?

Аулы и строительство

Присматривая место поселения, обязательно учитывали близость леса для строительства, наличие поля для выращивания урожая, луга для выпаса скота. Главная особенность - это удобные берега рек. Нужно было обосноваться на таком месте, чтобы круглый год была возможность пригонять животных к водопою. Практичные адыги предпочитали селиться по правым берегам рек, более высоким, чем левые. Ничто не затапливалось, ни весенние паводки, ни сильные ливни их не беспокоили. Неплохо было бы учитывать этот опыт современникам.

В подворье на месте намечаемого строительства закапывали свежее куриное яйцо и выдерживали 10 суток. Откапывали, проверяли. Если не высохло и не протухло - место пригодно для жилья.

Как только определяли место дома, первыми в подворье строили два туалета. В настоящее время они есть в квартирах, но общественный трудно разыскать в любом населенном пункте. Их наличие тоже показатель культуры страны и общества.

Сейчас в Адыгее развивается туризм, но инфраструктура оставляет желать лучшего. Мне часто приходится проводить экскурсии по городу и республике - бывает, что гости больше времени проводят в поисках, где пообедать за умеренную плату и где найти туалет.

Основой адыгских строений были плетеные стены. Полы во всех постройках были глиняными, поэтому до обмазки стен внутрь засыпали грунт, разравнивали и утрамбовывали. Крыши покрывали камышом или соломой и закрепляли жердями, чтобы ветер не сорвал.

Такие турлучные строения могли простоять примерно столько, сколько живет человек. Со временем обветшалый дом разваливался и «растворялся» в земле. Понятно - никакого вреда природе.

Проблема демографии

В наше время, когда в стране образовалась демографическая яма, невольно приходит на ум мысль: если некому оставлять землю, то зачем стараться обустраивать ее?..

Не секрет, что в настоящее время адыги, русские и многие народы России не имеют прироста, более того, ежегодно наблюдается убыль. Если так будет продолжаться дальше, то многовековой опыт коренных народов России передавать будет некому. Но, как говорится, свято место пусто не бывает. Демографическую нишу сейчас активно заполняют пришлые народы. Они не родились здесь, это не их родина. Они просто ищут выгоду, а завтра без оглядки могут уехать к себе или в другое место. Чужеземцу не до патриотизма и бережного отношения к природе, его интересуют лишь сиюминутная выгода и прибыль.

В прежние времена адыги, русские, да и другие народы не беспокоились по поводу уменьшения населения, был постоянный прирост. Семьи независимо от достатка были многодетными. Адыги никогда не считали детей обузой, наоборот, стремились иметь их больше. Детей обеспечивали родители, а основное воспитание было делом всего общества. Их с малых лет приучали к труду, уважительному отношению к старшим, бережному, разумному использованию всего, что дает природа, соблюдению правил этикета Адыгэ хабзэ.

Пища адыгов

Одно из главных отличий древности от нашего времени - это употребление в пищу нашими предками экологически чистых продуктов.

Адыгская кухня насчитывает более 700 блюд. Некоторые из них сладкие. Сахар появился недавно, поэтому наши предки, как и многие российские народы, использовали мед. Каждая семья имела пасеку, к тому же было развито бортничество.

Адыг любого возраста в течение года обязан был хотя бы раз отведать блюдо, называемое «кIадэ дашъэ» - фундук, смешанный с майским медом. Предки были уверены, что это даст здоровье и долголетие. Еще бы - столько витаминов и микроэлементов!

В старину адыги выращивали около шестидесяти сортов проса. Ежедневно употребляли в пищу пшенную кашу - продукт, противодействующий образованию холестерина. Чем не здоровая еда? Хлеб и мучные изделия выпекали по праздникам и торжественным случаям. Мясные и молочные продукты постоянно были в рационе. Более того, из них приготавливали «гъомылэ» трех видов - очень калорийную дорожную еду долгого хранения. Такая пища предназначалась для путников, воинов, охотников и всех тех, кто уезжал или уходил куда-то на некоторое время.

Употребляли в пищу и свежие овощи и фрукты. Садоводство было древнейшим занятием адыгов. Родиной груш и яблонь является Западный Кавказ. В 2014 году при раскопках пещеры близ Каменномостского в яме нашли сушеные груши. Анализ показал, что их возраст около 5 тысяч лет.

Пить или нет?

В наше время с каждым годом становится все труднее и труднее обеспечивать население Земли чистой водой. Помнится, еще лет 50 назад, когда мы были мальчишками, наша бабушка спускалась к речке Марта, приносила ведро воды. В любое время года ее пили все - и дети и взрослые, ни у кого не возникало и тени сомнения, можно ли пить эту воду. А сейчас? В аулах были колодцы, в руслах рек - ключи с чистейшей водой, а в поймах - родники в огромном количестве.

Адыги всегда брали из малых и больших рек воду для питья и готовки. Отношение к ней всегда было особенным. Воду не загрязняли. Очень боялись и почитали Псыхъогуаще - божество реки. В нашей республике и не только у нас есть большие проблемы с очистными сооружениями, мусорными свалками. В городах и станицах, хуторах и аулах сейчас налажена служба вывоза мусора, но пока нет предприятий по его переработке.

В горах в связи с развитием туризма возводятся строения, но, к сожалению, некоторые из них без очистных сооружений. Летом особенно заметны антисанитария, зловоние и грязь.

Заветы предков

В наше время, когда глобализация коснулась всех и вся, когда большие предприятия и мощные производственные площадки, миллионы единиц техники наносят большой вред окружающему миру, надо осознать каждому, что пора перестать быть сторонним наблюдателем, и включиться в борьбу за чистоту окружающего мира.

Старшие поколения понимали, что с их смертью жизнь не прекращается, поэтому старались сохранить и улучшить состояние мира, в котором останутся жить их потомки.

Думается, что настало время взять на вооружение опыт предков и жить по их заветам, чтобы окончательно не погубить природу нашей красивой, уютной, хрупкой планеты Земля. Это не значит, что нужно вернуться в первобытно-общинный строй. Нужно жить так, как говорил Маленький принц: «Встал поутру, умылся, привел себя в порядок - и сразу же приведи в порядок свою планету».

Аслан Тов, член Союза журналистов России, заслуженный работник культуры РА.

Адыгейцы всегда считались законодателями мод: мужчин называли «аристократами гор», а девушек «француженками Кавказа», поскольку последние с юных лет начинали носить корсеты. Адыгейские женщины считались самыми красивыми и желанными женами, а мужчины - лучшими воинами. Кстати, и сегодня личная охрана короля Иордании состоит исключительно из представителей этой смелой и гордой нации.

Название

Вокруг названия «адыгейцы» ходит много мифов и споров, а все потому, что фактически это выдуманное в советские годы название, созданное для разделения кавказских народностей по территориальному признаку. С древности на территории современного проживания адыгов, черкесов и кабардинцев обитал единый народ, который сам себя называл «адыгэ». Происхождение этого слова до конца не установлено, хотя есть версия, что оно переводится, как «дети солнца».
После Октябрьской революции власти разделили территории адыгов на более мелкие области, чтобы ослабить мощь единого народа включением в состав новых областей разных субэтносов.

  1. В состав Адыгеи вошли народности, проживавшие на территории Кубани, а позже горные регионы и город Майкоп.
  2. Кабардино-Балкарию населяли преимущественно адыги-кабардинцы.
  3. В Карачаево-Черкесскую область вошли адыги-бесленеевцы, схожие по культурным и языковым особенностям с кабардинцами.

Где живут и численность

Начиная с советских времен, адыгейцы стали числиться отдельным народом, что послужило разделению с черкесами и кабардинцами. По результатам переписи 2010 года, адыгейцами на территории России себя считают порядка 123 000 человек. Из них 109,7 тысяч человек проживают в Республике Адыгея, 13,8 тысяч - в Краснодарском крае, преимущественно в прибрежных районах Сочи и Лазаревского.

Геноцид черкесов во время гражданской войны привел к значительной миграции представителей народности и образованию крупных адыгских диаспор за рубежом. Среди них:

  • в Турции - около 3 миллионов человек
  • в Сирии - 60 000 человек
  • в Иордании - 40 000 человек
  • в Германии - 30 000 человек
  • в США - 3 000 человек
  • в Югославии, Болгарии, Израиле - 2-3 национальных селения

Язык

Несмотря на наличие диалектов, все адыгейцы говорят на одном языке, принадлежащем к абхазо-адыгской языковой группе. Письменность у народности существовала еще с древних времен, о чем свидетельствуют сохранившиеся письменные памятники: Майкопская плита и петроглифы Махошкушха, относящиеся к IX-VIII столетиям до нашей эры. К XVI веку она была утрачена, начиная с XVIII века на смену приходили аналоги, основанные на арабском письме. Современный алфавит на основе кириллицы появился в 1937 году, но окончательно он утвердился лишь к 1989 году.

История


Предки адыгейцев составляли древнейшее население Кавказа, которое, взаимодействуя с соседними народностями, образовало племена ахеев, керкетов, зихов, меотов, торетов, синдов, занимавших черноморское побережье и Краснодарский край еще в конце первого тысячелетия до нашей эры.
В начале новой эры здесь располагалось одно из древнейших в регионе государств - Синдика. Проходить по его территории опасался даже знаменитый царь Митридат: был наслышан о бесстрашии и отваге здешних воинов. Несмотря на последовавшую за этим феодальную раздробленность, черкесы сумели сохранить независимость от Золотой Орды, хотя их территории и были впоследствии разграблены Тамерланом.
С русскими черкесы сохраняли дружественные и партнерские отношения, начиная с XIII столетия. Однако в период Кавказских войн власти начали политику захвата и подчинения всех проживающих здесь народов, что привело к многочисленным столкновениям и геноциду черкесского народа.

Внешность


Подавляющее большинство представителей народности относится к понтийскому антропологическому типу внешности. Некоторые представители обладают чертами кавкасионского типа. К отличительным особенностям внешности адыгейцев можно отнести:

  • средний или высокий рост;
  • крепкую атлетическую фигуру с широкими плечами у мужчин;
  • стройную фигуру с тонкой талией у женщин;
  • прямые и плотные волосы темно-русого или черного цвета;
  • темный цвет глаз;
  • значительный рост волос;
  • прямой нос с высоким переносьем;

Одежда

Национальный черкесский костюм стал символом народа. У мужчин от состоит из рубашки, просторных штанов и черкески: приталенного кафтана с ромбовидным горловым вырезом. На груди с обеих сторон нашивались газыри: специальные кармашки, в которых сначала хранили отмеренный по количеству порох для выстрела, а после только пули. Это позволяло быстро перезаряжать оружие даже во время верховой езды.


У старшего поколения рукава были длинными, а у молодых узкими, чтобы не мешали в бою. Важен был и цвет наряда: князья носили черкески белого цвета, дворяне - красного, крестьяне - серого, черного и коричневого. Заменой черкеске служил бешмет: похожий по крою кафтан, но без выреза и со стоячим воротником. В холодное время костюм дополнялся буркой - длинной шубой из овечьего меха.
Женские наряды были еще более красочны. Богатые черкешенки специально закупали для пошива платьев бархат и шелк, бедные довольствовались шерстяной материей. Крой платья подчеркивал талию: облегал верхнюю часть фигуры и сильно расширялся к низу благодаря использованию клиньев. Украшали наряд изысканным поясом из кожи с серебряными или золотыми украшениями. На голову надевали невысокую шапочку, а после замужества и рождения ребенка заменяли ее на платок.

Мужчины

Адыгский мужчина - это прежде всего храбрый и бесстрашный войн. С раннего детства мальчиков учили владеть ножом, кинжалом, луком и стрелами. Каждый юноша обязан был заниматься разведением коней и уметь отлично держаться в седле. Черкесские воины с древности считались лучшими, поэтому часто выступали в качестве наемников. Охрана короля и королевы Иордании до сих пор состоит исключительно из представителей этой нации и продолжает носить на службе национальные костюмы.


Мужчин с детства учили сдержанности, скромности в бытовых желаниях: они должны были уметь жить в любых условиях. Считалось, что лучшая подушка для них - седло, а лучшее одеяло - бурка. Поэтому мужчины не сидели дома: они всегда были в походах или занимались хозяйственными делами.
Среди других качеств адыгейцев стоит отметить упорство, целеустремленность, твердый характер, настойчивость. Они легко воодушевляются и делают все для достижения своих целей. Остро развито чувство собственного достоинства, почтение своей земли и традиций, поэтому в общении с ними стоит проявлять сдержанность, такт и уважение.

Женщины

О красоте черкесских женщин с древности слагали не только легенды, но и стихи. Например, в стихотворении «Черкешенке» поэт Константин Бальмонт сравнивает прекрасную девушку с «тонкой лилией», «нежной ивою плакучей», «юным тополем» и «Индусской баядерой», но в конце замечает:
«Я тебя сравнить хотел бы… Но игра сравнений тленна.
Ибо слишком очевидно: Ты средь женщин несравненна.»


С двенадцати лет девочка начинала носить корсет. Он обеспечивал правильную осанку, гибкий стан, тонкую талию и плоскую грудь: эти внешние качества высоко ценились не только соплеменниками, но и иностранцами. В первую брачную ночь жених срезал корсет ножом, замужней даме носить его не полагалось. Символом красоты были и роскошные длинные волосы: девушки заплетали их в косы или делали иные прически, а замужние обязаны были прятать под платок.
Все народы Евразии стремились иметь жену или наложницу черкешенку. В историю вошла княжна Кученей, дочь знаменитого князя из династии Темрюков: она стала женой Ивана Грозного и получила имя Мария Темрюковна. Во времена работорговли адыгейских женщин продавали в 2 раза дороже, чем других: их было престижно иметь в гареме за красоту, навыки рукоделия, приятные манеры общения и поведения.
Адыгских девочек с детства учили рукоделию, правилам этикета, скромности, внушали чувство собственного достоинства. Женщины играли важную роль в обществе, их уважали и почитали, несмотря на патриархальный уклад и исповедование ислама. При женщинах нельзя было курить, сквернословить, ссориться, драться. Мужчины любого возраста при виде них вставали, а всадники спешивались. Встретив даму в поле, в пути или просто на улице принято было предложить ей помощь, если она в ней нуждалась.
Существовал и обычай приношения даров: возвратившиеся после военного похода или удачной охоты мужчины собирались на пир в доме самой почитаемой или желанной женщины, где обязаны были принести ей в дар часть полученного в бою. Если такой женщины не было, дары могли вручить любой адыгейке, встреченной на пути.

Семейный уклад

У адыгейцев принят традиционный патриархальный уклад семьи. Вместе с тем роль женщины была значительно более важной, а положение более свободным, чем у других кавказских народов. Девушки, наравне с парнями, могли участвовать в народных гуляньях, принимать у себя юношей: для этого в богатых домах даже оборудовали отдельные комнаты.


Это позволяло присмотреться к противоположному полу и найти себе пару: мнение невесты при выборе жениха было определяющим, если не противоречило традициям и желанию родителей. Свадьбы редко осуществлялись по сговору или умыканием без согласия.
В древности были распространены большие семьи, численностью от 15 до 100 человек, в которой главой был старейшина, основатель рода или наиболее уважаемый мужчина. С XIX-XX веков приоритет перешел к малой двухпоколенной семье. Главным в решении социальных вопросов был муж, ему нельзя было перечить, спорить с ним, особенно при людях. Однако главной в доме была женщина: она решала все хозяйственно-бытовые вопросы, занималась воспитанием малышей и девочек.
В богатых, особенно княжеских семьях, широко было распространено аталычество. Одного или нескольких сыновей из богатого рода с раннего возраста отдавали на воспитание в менее знатную, но все же влиятельную семью. В ней мальчик рос до 16 лет, после чего возвращался в отчий дом. Этим укреплялись взаимосвязи между родами и соблюдалась традиция, согласно которой отцу запрещалось привязываться к детям и выражать прилюдно свои чувства к ним.

Жилище

Традиционное жилище небогатых адыгейцев - дом, собранный из прутьев, обмазанных глиной. Обычно состоял из одной комнаты, в центре которой размещался очаг. Согласно традиции, он никогда не должен был гаснуть, так как это сулило семье несчастья. Впоследствии к дому пристраивали дополнительные комнаты для сыновей, которые женились и решали оставаться с родителями.
Позже популярность получили обширные усадьбы, в центре которых стоял главный дом, а по бокам размещались хозяйственные постройки. В богатых семьях отдельные жилища на территории двора строили для гостей. Сегодня это встречается редко, однако каждая семья старается иметь специальную комнату для размещения путников, родственников и гостей.

Жизнь

Традиционные занятия адыгейцев - скотоводство и земледелие. Сажали в основном просо и ячмень, позже добавились кукуруза и пшеница. Скотоводство было выгонным, разводили коз и овец, реже коров и яков, в горных районах - ослов и мулов. В подсобном хозяйстве держали птиц: кур, идеек, гусей уток.


Широко было распространено виноградарство, садоводство, пчеловодство. Виноградники были расположены на побережье, в районах современных Сочи и Вардане. Существует версия, что название знаменитого «Абрау-Дюрсо» имеет черкесские корни и обозначает название озера и горной речки с чистой водой.
Ремесла у адыгейцев были развиты слабо, однако в одном из них они преуспели значительно лучше соседей. С древних времен адыгские племена умели обрабатывать металл: кузнечное ремесло и изготовление клинков процветало практически в каждом ауле.
Женщины владели искусством выделки ткани, славились как прекрасные рукодельницы. Особо ценился навык вышивки золотыми нитями национальными орнаментами, которые включали солярные, растительные и зооморфные мотивы, геометрические формы.

Религия

Адыгейцы прошли через три основных периода религиозного определения: язычества, христианства и ислама. В древности адыгские народности верили в единство человека и космоса, думали, что земля круглая, окруженная лесами, полями и озерами. Для них существовало три мира: верхний с божествами, средний, где жили люди, и нижний, куда уходили усопшие. Соединяло миры дерево, которое и поныне продолжает играть сакральную роль. Так, после рождения внука, в первый год его жизни дедушка обязан посадить дерево, за которым ребенок впоследствии будет ухаживать.


Верховным божеством адыгейцев был Тха, или Тхашо, создатель мира и его законов, управляющий течением жизни людей и всего сущего. В некоторых верованиях наблюдается ведущая роль бога молний, похожего на Перуна или Зевса. Верили и в существование душ предков - Псэ, которые следят за потомками. Именно поэтому на протяжении жизни важно было соблюдать все законы чести и совести. Существовали в обрядовой культуре и отдельные духи-покровители огня, воды, леса, охоты.
Христианская традиция указывает, что Симон Кананит и Андрей Первозванный проповедовали на территориях Черкесии и Абхазии. Однако христианство в черкесском регионе установилось лишь к VI столетию, господствовав здесь до падения Византии. Начиная с XVI века, под влиянием османских султанов распространение получает ислам. К XVIII столетию он сплотил под знаменами все население, став национальной идеей во время борьбы против колонизаторской политики Российской империи в период Кавказских войн. Сегодня большинство адыгейцев исповедует ислам суннитского толка.

Культура

Особую роль в традиции адыгов играл танец, существовавший с древнейших времен и считавшийся душой народа. Популярный парный танец - лирический исламей, в котором мужчина, словно гордый орел, парит по кругу, а скромная, но гордая девушка, отвечает на его ухаживания. Более ритмичный и простой - удж, который обычно танцуют группами на свадьбах и во время народных гуляний.


Свадебные традиции

Свадебные традиции адыгейцев во многом сохраняются до сих пор. Часто жениха выбирала девушка, намекая ему о своем желании создать семью небольшим подарком. Начинались переговоры о будущем союзе со сватовства: мужчины со стороны жениха приезжали к дому выбранной девушки и вставали в месте, где колют дрова. Таких визитов совершалось не менее трех: если во время последнего их приглашали к столу, это означало согласие невесты.
После родные девушки выезжали на осмотр дома жениха, чтобы оценить его материальное благополучие. Это было необходимо, поскольку создавать семью можно было только с людьми своего социального слоя. Если увиденное устраивало визитеров, обсуждался размер калыма: обычно он состоял минимум из одной лошади и скота, число голов которого определялось в зависимости от богатства семьи.


В день свадьбы за невестой приезжали мужчины-родственники мужа и одна девушка для сопровождения молодой. На пути свадебному поезду чинили препятствия, а в дом невесты можно было попасть лишь после шутливого сражения. Будущую жену осыпали сладостями, стелили перед ней дорожку из шелковой материи и обязательно переносили через порог, чтобы она не тревожила духов предков.
По приезде в дом жениха невесту вновь осыпали сладостями и монетами, будущий супруг же на весь день уходил, возвращаясь лишь к закату. В течение дня девушку развлекали родственницы мужа, существовал и шутливый обычай «ухода бабушки»: раз в дом пришла новая хозяйка, старой здесь не место. Невесте необходимо было бежать за ней со сладостями и уговаривать остаться. Затем они обнимались и вместе возвращались в дом.

Традиции рождения

Множество обычаев адыгейцев связано с рождением детей. Сразу после родов над домом вывешивался флаг: это означало, что и с матерью, и с ребенком все хорошо. Однотонный флаг возвещал о появлении на свет мальчика, пестрый - девочки.
До родов никакого приданого ребенку не готовили, это считалось дурной приметой. После родственники матери изготавливали колыбель из дерева боярышника и привозили постельные белье. Первой в люльку клали кошку, чтобы ребенок спал так же крепко, как и она. Затем малыша туда клала бабушка со стороны отца, которая до этого ребенка обычно не видела. Если во время рождения малыша в доме был гость, ему давали право выбрать для новорожденного имя. Такое почетное право он получал, поскольку адыгейцы считали, что любой гость - посланник бога.


Когда ребенок начинал ходить, проводили обряд «Первого шага». В доме родителей собирались все друзья и родственники, приносили малышу подарки и пировали. Виновнику торжества перевязывали ножки атласной лентой, которую затем разрезали. Назначение обряда - придать ребенку силу и прыткость, чтобы его дальнейшие шаги по жизни проходили свободно и без препятствий.

Похоронные традиции

В эпоху раннего и позднего Средневековья у некоторых этнических групп адыгейцев существовал обряд воздушного погребения. Тело усопшего помещали между выдолбленных колод, которые закрепляли на ветвях деревьев. Обычно через год мумифицировавшиеся останки предавали земле.
В древности применялись более обширные практики захоронений. Часто усопшим строили каменные склепы, наподобие сохранившихся в районе Сочи дольменов. Богатым людям устраивали насыпные могильники, где оставляли предметы обихода, которыми умерший пользовался при жизни.

Традиции гостеприимства

Традиция гостеприимства прошла через жизнь адыгейцев сквозь века. Любого путника, даже врага, попросившего приют, требовалось разместить в доме. Его селили в лучшей комнате, специально для него резали скот и готовили лучшие блюда, одаривали подарками. Первое время гостя не спрашивали о цели визита, не позволялось и выгонять его, если тот не нарушал традиций и правил дома.

Еда

Традиционная адыгейская кухня состоит из молочных, мучных и мясных продуктов. В повседневной жизни ели вареную баранину с бульоном. Национальное блюдо из мяса птицы либжэ обязательно подавали с пикантным соусом шъыпс, сделанным на основе чеснока и острого перца.


Из молока делали творог, в который добавляли фрукты или зелень, готовили твердые и мягкие сыры. После московской Олимпиады 1980 года на весь мир стал знаменит адыгейский сыр, который специально для иностранных гостей брендировали и разместили на прилавках. Согласно легенде, рецепт сыра рассказал черкесской девушке бог скотоводства Амыш за то, что она во время бури спасла заблудившееся стадо овец.

Видео

Во всем мире, у каждого народа есть особые обычаи и устои того, как встречать гостя. Как известно, кавказские народы всегда отличались гостеприимством. И далеко не всегда кто-то мог с ними тягаться в умении достойно и красиво встретить гостя.

В XIX веке английский писатель, журналист Джон Лонгворт путешествовал по Северному Кавказу. Самые яркие впечатления он описал в своих книгах: «Чтобы стать в Черкесии уважаемым человеком, нужно знать всего лишь 3 правила: мужество, умение мудро рассуждать и самое последнее - щедро и красиво встретить гостя».

Прошло больше 300 лет с тех пор, как обладатель Доминиканского ордена и монах Жан де Люк написал: «Никто не сможет затмить черкесов в гостеприимстве и человечности!».

Было сказано много хвалебных слов касательно гостеприимства черкесов и представителями власти. «Оказать радушие гостю - главная особенность черкесов независимо от того, враг на пороге или друг. Даже самый бедный угостит так, как в другом месте угостил бы богач», - написал подполковник, барон - К.Ф. Сталь в 1849 году в своей книге «Этнографический очерк черкесского народа».

У черкесов плохим тоном считалось неспособность в полной мере утолить голод гостя, в противном случае семья могла опозориться перед всей улицей. Прославившиеся гостеприимством на весь мир адыги всегда чтили свои обычаи и придавали им огромное значение.

О гостеприимстве и о правилах хорошего тона за столом писали многие известные деятели черкесского народа, такие как Тембот Керашев, Барасбий Бгажноков, Михаил Мижаев, Рая Мамхягова и многие другие.

В старину любой черкес, который уважал свои традиции, был обязан иметь у себя во дворе домик для гостей (хачеш). Он располагался отдельно, неподалеку от дома хозяина. Внутри распологалась небольшая комната, которая всегда была идеально убранной и готовой для приема гостей. Сами же черкесы ставили свои дома далеко от ворот, дабы избежать нападения врагов.

Кто бы ни постучался в дом адыга, хозяин был обязан встретить каждого. Но нельзя сказать, что ко всем гостям хозяин относился одинаково любезно.

Исходя из этого степень и значимость гостя делились следующим образом:

1. дорогой гость;

2. гость-женщина;

3. гость-мужчина;

4. гость, который будет жить в комнате для гостей;

5. самый желанный гость;

6. долгожданный гость;

7. гость, который не назвал своего имени;

8. гости-родственники невесты, если таковая есть в семье;

9. гость-чужеземец;

10. гость, которого позвали в гости;

11. незваный гость;

12. гость-враг (даже таким черкесы не имели права отказать).

В далеком прошлом люди передвигались исключительно на лошадях. Если всаднику нужно было поехать в соседний аул, он все равно запрягал коня. Женщины передвигались на повозке, которая была красиво украшена.

Когда всадник приближался к воротам, он кнутом давал знак коню, чтобы тот остановился, и так, чтобы об этом услышали жители дома. Гостя встречали очень радушно, с почетом заводили в дом.

Если гости не собирались долго сидеть, они не привязывали коня к стойлу. Даже по тому, как он вешал кнут на гвоздь, было понятно, как долго задержится гость: если кнут вешали так, чтобы он свисал до пола, - это означало, что у гостя есть время и он останется на ночь. А если кнут вешали свернутым, то это означало, что у гостя немного времени и он вскоре уедет, после того, как отдохнет и покушает.

Женщину не заводили в хачеш. Для нее всегда отводилась самая удобная и красивая комната (тем самым еще раз можно убедиться в том, что черкесы оказывали женщине глубокое уважение).

Если гость остался доволен тем, как его приняли, он отъезжал от дома, направив голову коня к воротам хозяина. Если же гость был чем-то недоволен, то он сразу же отъезжал, повернувшись к хозяевам спиной. В таком случае это был позор семье, и о них впоследствии все соседи могли сказать, что они даже одного гостя не смогли удовлетворить.

Если начать перечислять все те правила, которые адыги соблюдали по уходу за гостями, то об этом можно написать целую книгу. Но здесь мы остановимся всего лишь на тех правилах, которыми руководствуются сегодня адыги, по отношению к своим гостям:

1. Адыги считали, что гость - это подарок Бога, поэтому ни в коем случае нельзя было каким-либо образом дать гостю почувствовать, что он нежеланный.

2. Любой человек, который говорил: «Я - адыг», считал за честь с достоинством встретить гостя. Даже если у хозяев не было ничего из того, что можно было поставить на стол, то он ничего не должен был прятать от гостя: все, что есть, нужно было ставить на стол.

3. Каждому гостю, кем бы он ни был, нужно говорить: «Добро пожаловать»! Никакими своими действиями нельзя показывать, что гостю пора идти домой.

4. Никогда нельзя отказывать в гостеприимстве ни молодому, ни старому, ни близкому, ни врагу. Предки адыгов говорили: «Не бывает лишних гостей».

5. Если приехало много гостей, то всегда особым почетом пользовались те, которые прибыли издалека. Как гласит старая черкесская пословица: «Дороже дальний гость, чем близкий».

6. У наших предков всегда были домики для гостей (хачеши). В наши дни пусть и нет этих хачеш, но всегда должна быть лишняя комната для гостей.

7. Долго держать гостя на пороге неприлично, нужно сразу, после того, как поприветствовали, провести их в дом.

8. Гостя нужно посадить на почетное место, которое отводится для старших. Даже если гость младше, хозяин не может сесть рядом с ним до тех пор, пока тот не разрешит ему.

10. В давние времена у гостя нельзя было спрашивать, кто он такой и по какому вопросу прибыл. Спрашивать можно было только по истечении трех дней. Сейчас это уже не актуально. Теперь гостя обязательно нужно спросить кто он такой, и помочь, если он попал в беду.

11. Гостя нельзя оставлять одного в комнате. Если все-таки необходимо выйти, то нужно обязательно оставить кого-то из жителей дома, чтобы гость не чувствовал себя нежеланным.

12. Нельзя долго заставлять гостя ждать приема пищи. Если даже у семьи нечего поесть, то на помощь придут соседи. У адыгов считалось, что «если у кого-то на улице будет гость, то он общий гость».

13. Сегодня гостю ставят на стол даже алкоголь. Но ставить на стол современные алкогольные напитки чересчур опасно. Лучше ставить на стол напиток, который заменял у адыгов спиртное, - махсиму.

14. В давние времена, если мужчины и женщины вместе ходили в гости, то их никогда не сажали рядом. Женщины сразу отправлялись на кухню или в отдельную комнату. Причиной этому было то, что по эстетическим соображениям черкешенки не хотели, чтобы мужчины видели процесс приема пищи.

15. В давние времена самые младшие жители дома должны были приносить гостям перед едой полотенце, воду, тазик и мыло, чтобы гостя не утруждать выходить на улицу.

16. За столом всегда должен был быть тщательный уход, кто-то из младших в доме всегда должен был следить за тем, есть ли у гостя вилка, ложка, наполнена ли у гостя кружка. Хозяин дома не мог первым закончить прием пищи. Если же такое бывало, то тем самым он давал понять гостю, что можно заканчивать есть. Это было неприлично.

17. Черкесы всегда вначале сажали за стол самых младших в семье - детей, чтобы они не испытывали чувство голода, и только потом накрывали стол гостям.

18. Никогда не следует решать дела семьи в присутствии гостя - это верх неуважения к нему.

19. За одеждой гостя нужно проследить, чтобы она была чистой, при необходимости следует помыть обувь, если она грязная.

20. Когда настает время отъезда гостей, ни в коем случае нельзя им показывать, что вы рады их отъезду.

21. Если гость был дорогим и долгожданным, черкесы всегда дарили ему подарки. Гостя всегда нужно провожать до ворот и ждать до тех пор, пока гость не отъедет.

Адыги – один из коренных народов Северного Кавказа . На территории современной Адыгеи они живут уже несколько тысячелетий, являясь прямыми потомками древнейшего населения этих мест. Родину покидают неохотно: подавляющее большинство адыгов (чуть больше 95 тыс. человек из 125 тыс.) живет в Адыгее, еще чуть больше 20 тыс. – на территории соседнего Краснодарского края. И только несколько тысяч человек переселились в Турцию и на Ближний Восток. Впрочем, адыги хранят верность не только земле предков, но и традициям, соблюдение которых – одно из требований к достойному человеку.

Как строилось общество у адыгов

В старину адыги делились на множество субэтнических групп. К ХХ веку эти различия практически стерлись, и теперь говорят о едином адыгском народе, иногда употребляя синоним "черкесы". Сами адыги называют себя "адыгэ". Одной из крупнейших групп внутри адыгов являются адыгейцы (наряду с кабардинцами или шапсугами).

При всей общности традиций и культуры племена адыгов в старину отличались по способу управления. Некоторым из них удалось ввести зачатки демократии и ограничить власть знати. В этих, так называемых демократических племенах, всем управляли выборные старейшины. А вот в племенах аристократических руководили князья. Однако общим было то, что жизнь адыгских племен основывалась на строгой сословной иерархии. Князья управляли, дворяне воевали, захватывая чужие земли и защищая свои, крестьяне и домашние рабы трудились. Мезальянсы не допускались: князь не мог жениться на простолюдинке.

Человек каждого сословия должен был исполнять предписанные ему правила. Например, у высокородных адыгов практиковалось аталычество: еще малышами княжеских детей отправляли в семью знатного человека. Там они воспитывались, знакомились со своими правами и обязанностями (кодекс правил поведения адыгов назывался "Хабза"). В доме своего отца юный князь появлялся только после достижения 16-летия, а дочь – почти перед замужеством. Правильное воспитание ценится у адыгов до сих пор. Человек должен быть культурным, нравственным, уважительным и храбрым. Для того, кто не умеет вести себя должным образом, у адыгов и сейчас сохранилась присказка: "Разве ты не адыгеец?".

Воспитание воинской доблести

Главные черты характера адыгов, которыми они славились и за пределами своей земли, – храбрость и воинское умение. Их в юных черкесах воспитывали с детства. Над колыбелью новорожденного мальчика бабушка пела песни о том, каким смелым и ловким он будет. Подросшего малыша сажали на коня, учили метать нож, управляться с кинжалом, потом стрелять из лука. Адыги были искусными наездниками и меткими стрелками. Того, кто проявил трусость в бою или страх перед смертью, подвергали унизительной процедуре: надевали грязную шапку, сажали на больную лошадь и в таком виде выводили напоказ. Смеяться над таким человеком не только не запрещалось, но и приветствовалось. Трус становился изгоем, отверженным.

Пожалуй, только своей смелостью настоящий адыг и мог привлекать к себе внимание. Скромность считалась достоинством. Адыги говорят: в центре внимания человек может быть только три раза в жизни - в момент появления на свет, в день свадьбы и в день смерти. Каждый из них сопровождается своими традициями и церемониями.

Рождение ребенка: все по правилам

О том, что в доме появился ребенок, сигнализировал флаг, вывешенный на крышу дома. Пестрый флаг – знак рождения девочки, однотонный свидетельствовал о рождении сына. Пока малышу не исполнится год, во дворе его дома дедушка по отцу должен посадить дерево. Ухаживать за ним позже будет сам новый член семьи. Как растет это дерево, так и ребенок набирается разума и воспитания.

Все необходимое для ухода за малышом адыги готовят только после его рождения. Делать это заранее не принято. По традиции все постельные принадлежности приносят родственники со стороны матери. Считается, что спать на белье, которое подготовили родственники отца, - дурной знак (в будущем это принесет малышу несчастье в браке). А вот в колыбельку ребенка укладывает его бабушка по отцу.

Свадьба у адыгов: главное - желание

Удивительно, но именно в вопросе заключения брака строгие к соблюдению традиций адыги демонстрируют уважение к свободе и рациональность.

Девушке самой разрешается выбрать себе жениха по сердцу. Объяснение этому простое: семья должна быть крепкой и счастливой, разводы не приветствуются. А лучшая основа крепкой семьи – любовь и взаимоуважение.

Процесс выбора невесты или жениха может быть довольно продолжительным. Молодые парни и девушки приглядываются друг к другу на праздниках и гуляньях. Потом девушка отправляется домой и принимает молодых людей в своей комнате. Они знакомятся, разговаривают. При этом обладают довольно большой свободой: парень может посещать несколько девушек, а девушка может принимать нескольких парней. Сделав выбор, мужчина приходит к приглянувшейся ему и делает предложение. Если она согласна, назначается день свадьбы. Правда, и в этот день она может забрать назад свое слово – до тех пор, пока гости не вошли в ее дом. Обижаться на отказ не принято, ведь делается это в деликатной форме, без объяснения причин.

Как и у многих других кавказских народов, родители невесты и жених на свадьбе не присутствуют. Молодые находятся в разных домах, в компании своих друзей. Родственники жениха привозят в дом невесты некую символическую сумму – в знак уважения, а не как выкуп. В свою очередь, ее родители передают в новый дом дочери приданое. В доме новоиспеченного зятя родственникам невесты не полагается находиться долго, максимум – пару часов.

Вместе тем, адыгская свадьба веселая и радостная. Невесту обсыпают сладостями, зерном и монетами, а к дому она проходит по шелку. При входе в дом ее берут на руки: чтобы она случайно не наступила на порог, под которым живут души предков. Все дарят друг другу подарки. Есть и другие обычаи - шуточные.

Например, бабушка жениха уходит из дома: мол, новая молодая хозяйка выгонит меня из родных стен. Невеста, в свою очередь, уговаривает ее вернуться, дарит сладости и уверяет, что все будут уважать и любить бабушку. "Переговоры" заканчиваются объятьями и возвращением домой.

В адыгской семье женщина занимала довольно высокое место. Да, она подчинялась мужу беспрекословно, но ее не разрешалось бить и наказывать, она считалась хозяйкой в доме. И хотя еще с конца XVIII века адыги были мусульманами, многоженство у них не приветствовалось и было редкостью.

Как провожают в последний путь

Похоронные обряды также сложились довольно давно. Их основу составляют мусульманские обычаи. Над умершим читают молитвы и заворачивают в белую ткань, после похорон раздают близким его одежду. Однако есть в этих обрядах и старые, доисламские черты. Например, в первые три дня после похорон в доме умершего нельзя готовить: еду приносят соседи и родственники. В доме умершего завешивают зеркала, женщины его семьи надевают черное. И хотя ислам обычно предписывает не плакать над покойником, адыги эту рекомендацию не соблюдают. Дети на похороны не допускаются: их уводят из дома, в котором случилось несчастье.

Традиции в современности

Многие древние обычаи современные адыги чтут и сейчас. Не принято много есть, много говорить и выражать свои чувства на людях. Не зазорным считается попросить помощи у соседей и родных, которые обязаны прийти на выручку. Чтутся и традиции гостеприимства: гостю готовят лучшие блюда, отдают лучшее место и делают все, чтобы обеспечить его безопасность даже по дороге домой.

Мария Андреева



Рассказать друзьям